Фотоотчет подготовительная группа эксперимент почему листья желтеют. Конспект НОД «Почему листья опадают?» с элементами экспериментирования. Динамическая пауза «Мы листики осенние»

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….2

    Мои наблюдения…………………………………………………………3

    Анкетирование одноклассников ………………………………………..3

3. Роль листьев в жизни дерева………………….........................................4

4. Почему листья меняют цвет? ....................................................................4

5.Народные приметы………………………………………………………..5

6. Как наступает листопад?..........................................................................6

7. Зачем деревья сбрасывают листья?..........................................................7

8. Значение опавших листьев в природе…………………………………..8

Заключение ………………………………………………………………….10

Список использованных источников информации.………………………11

Приложение…………………………………………………………………12

Введение

В золотой карете, что с конём игривым,

Проскакала осень по лесам и нивам.

Добрая волшебница всё переиначила,

Ярко – жёлтым цветом землю разукрасила .

Осень – прекрасное время года. Изменение окраски листьев - одна из первых примет осени. Много ярких красок в осеннем лесу! Березы, клёны желтеют, пунцово-красными становятся узорные листья рябины, оранжевыми и багряными листья осин. В это время года я люблю бродить по осеннему парку, дышать свежим воздухом, наблюдать за природой, собирать букеты из опавших листьев, любуясь желтыми, багряными, лиловыми красками.

Однажды, я собирал листву для поделок, и мне стало интересно. Почему листья осенью изменили цвет? Почему летом их не мог сорвать даже сильный ветер, а осенью они отрываются сами? Что произошло?

И тут появились предположения:

1. Листья на деревьях постарели, им холодно, поэтому они опадают.

2. Листьям становится темно.

3. Листья падают от ветра.

Что бы проверить свои предположения, я поставил перед собой следующие цели и задачи:

Цель: Узнать – почему листья падают?

Задачи:

1. Выяснить значение листа в жизни растения.

2. Понаблюдать за изменениями листьев осенью.

3.Установить причины листопада.

4. Изготовить гербарий из осенних листьев.

Чтобы решить эти задачи, мне пришлось прочитать литературу по этому вопросу, обратиться по этому вопросу к учителю биологии, изучить интернет- источники.

1. Мои наблюдения

Я наблюдал за изменениями листьев осенью.

В сентябре на некоторых деревьях появились жёлтые листья, но связь с ветвями была еще прочной. (см. приложение 1)

В октябре почти все листья поменяли зелёный цвет на жёлтый, бурый, красный и начался листопад. (см. приложение 2)

В ноябре, практически все, листопадные деревья сбросили листву.

Последней избавилась от листьев – ива. (см. приложение 3)

2.Анкетирование одноклассников и учащихся школы.

В начале исследования я решил провести анкетирование

своих одноклассников и учащихся нашей школы, чтобы выяснить, знают ли они, зачем дереву листья, почему листья осенью меняют свой цвет и опадают. (см. приложение 4,5,6)

Результаты были следующие: на вопрос, зачем дереву листья, среди одноклассников правильно ответили только 2% учащихся, среди 1 – 4 классов правильный ответ назвали 12% , учащиеся 5 – 9 классов утвердительно ответили 25 %, а 10 – 11 классы – 32%.

На вопрос, почему листья меняют свой цвет, смогли правильно ответить одноклассники -5%, 1 – 4 классы -14%, 5 – 9 классы - 28%, 10 – 11 -классы- 41%.

Почему листья осенью опадают, правильно ответили одноклассники -4%, 1 – 4 классы - 18%, 5 – 9 классы- 22%, 10 – 11 классы - 37%.

Анализируя результаты анкетирования, я выяснил, что большинство учащихся не знают причины изменения цвета осенних листьев и причины их опадания.

    Роль листьев в жизни дерева

Я изучил строение листа и узнал, что лист состоит из двух частей: листовой пластинки - это то, что мы привыкли называть листом, и черешка - это его стебелек. (см. приложение 7)

С помощью черешка лист прикрепляется к ветви.

На листовой пластинке очень хорошо видны, особенно с нижней стороны, жилки. Они переходят в черешок. Оказывается жилки – это сосуды, по которым движется вода, питательные вещества. Но если заглянуть в середину зеленого листа, то мы увидим, что в каждом листике полным-полно чудесных зелёных хлорофилловых зёрен. (см. приложение8) Зёрна так малы, что не разглядеть. И тем не менее каждое такое зёрнышко - как бы крохотный заводик. Они готовят пищу всему дереву. Эти заводики берут из воздуха невидимый углекислый газ. Из этого газа, воды и растворённых в ней веществ, добытых корнями, чудесные зёрнышки и делают строительный материал для новых веток, почек, корешков и, конечно, для самого ствола. Как не подняться новому дому без бетона и кирпича, так не вырасти и дереву без материала, который готовят зелёные зёрнышки-заводики. Зелёным заводикам энергию даёт солнце. Крохотные хлорофилловые зёрна с утра до вечера ловят свет. В зеленый цвет их окрашивает хлорофилл, который постоянно разрушается и опять восстанавливается благодаря солнечному свету.

Вывод: зеленый лист необходим дереву, так как он готовит пищу и новый строительный материал для всего растения. Жёлтый лист мешает дереву. Он потребляет много влаги, но дерево не питает.

    Почему листья меняют цвет?

Изучив литературу, я узнал, почему листья осенью меняют цвет. Летом солнце светит долго, образование хлорофилла не отстает от его разрушения. Лист все время остается зеленым. Наступает осень, удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Хлорофилл днем разрушается, но не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листе убывает, и заметнее становится желтый: лист желтеет.

Но осенью листья становятся не только желтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.

Осенний лес богат своими красками! Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода (см. приложение 9,10).

Если осень затяжная, дождливая – окраска листвы от избытка воды и недостатка света будет тусклой, невыразительной. Если же холодные ночи чередуются с ясными солнечными днями, то и краски будут под стать

погоде - сочными, яркими.

С ольхи и сирени листва упадет зеленой, независимо от погоды. В их листьях, кроме хлорофилла, других красящих веществ нет. (см. приложение 11)

    Народные приметы

Люди издавна наблюдают за природой, замечают все, что происходит вокруг. И в народе появились приметы, связанные с изменением окраски листьев.

    Лист, хотя и пожелтел, но отпадает слабо – морозы наступят не скоро.

    Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.

    Безвременно на деревьях появятся желтые листья – к ранней осени.

    Пока лист с вишневых деревьев не опал, сколько бы снега не выпало - зима не наступит.

    листочки костяники Перед плохой погодой они загибаются вверх, а перед хорошей закручиваются вниз.

    Если берёза листья вперёд опускает, то жди сухого лета, а если ольха и клён, то - мокрого.

    Если весной береза раньше ольхи листья выкинет, лето будет ветреным, а если ольха раньше распустится, то холода и дожди летом будут частыми.

    Если осенью листья у березы начинают желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранней, а если снизу - то поздней.


Если дуб распустит почки и листья раньше, чем ясень, то лето будет влажным и прохладным. Если раньше распустится ясень, то лето должно быть сухим и теплым.

    Как наступает листопад?

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень – и листья на деревьях изменяют зеленый цвет. Из листьев в ствол начинают оттягиваться питательные вещества.

В черешках листьев тоже происходят изменения. Черешок состоит из "кирпичиков"(клеток) и тонких трубок (сосудов), по ним из дерева поступают питательные соки. Они нужны листикам для роста и развития. Летом «кирпичики» крепко соединены между собой и так же крепко крепят лист к ветке.

Попробуйте сорвать зеленый лист, например, у березы. Его легче разорвать, чем отделить без каких-либо повреждений.

А осенью? Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки.

Осенью связи между кирпичиками в черешке разрушаются потому, что разрушились хлорофилловые зерна, которые вырабатывали строительный материал для всего дерева. Образуется особый пробковый слой. Он, словно, перегородка между черешком и веткой. Лист держится только на тонких трубочках. (см. приложение 12)

Чтобы доказать этот научный факт, я провел эксперимент.

Взял две ветки: сломанную ветром летом, и осенью. Попробовал оторвать лист от первой. Листья на ней уже давно засохли, легко крошились, но отрывались плохо. Попробовал оторвать лист с неповреждённой летом ветки. Лист очень легко отделился.
Рассмотрев с помощью лупы осенние веточки разных деревьев я не нашел на них ранки от опавших листьев.

Вывод: листья не обрываются с веток, а отделяются в определённом месте – там, где черешок прикрепляется к ветке, и где осенью образуется пробковый слой. (см. приложение13)

7. Зачем деревья сбрасывают листья?

Хотя наши лиственные деревья живут десятки, нередко и сотни лет, листья у них «работают», всего один сезон.

В зеленом листе вся нижняя поверхность, покрыта прозрачной кожицей, усеяна мелкими отверстиями – устьицами. Под влиянием окружающей температуры и влажности воздуха они то открываются, то закрываются. Как форточки в домах. Вода, которую всасывает корень, поднимается по стволу к веткам и листьям. Когда форточки-устьица открыты – из листьев испаряется влага, и новые порции воды подтягиваются через ствол в крону.

Солнце нагревает лист, а испарение – охлаждает. Деревьям нужно очень много воды. За лето большая береза, например, испаряет около 7 тонн воды. Зимой столько влаги из почвы не получишь. Зима для деревьев не только холодное, но и, главное, сухое время года. Теряя листья, деревья защищаются от «зимней засухи». Нет у деревьев листьев – нет и такого обильного испарения воды. (см. приложение 14)

Кроме того, нужен листопад деревьям в лечебных целях.

Оказывается,что растение получает из почвы не чистую воду, а растворы различных солей. Эти соли, проходя вместе с водой через все растение, попадают и в листья. Часть их идет на питание растения, часть же, остающаяся не использованной, откладывается в клетках листа. В результате этого к осени листья становятся как бы минерализованными, обильно пропитанными солями, отложения которых в некоторых случаях удается даже рассмотреть под микроскопом. Большое количество минеральных солей, отлагающихся к осени в листьях, нарушает нормальную их работу и становится вредным для растения. (см. приложение 15)

В городах воздух сильно загрязняют дымящие трубы фабрик и заводов. Мельчайшие частицы сажи оседают на листья, забивают устьица. Испарение замедляется. Лист утяжеляется внутри - минеральными солями, а снаружи - городской сажей и легкий порыв ветра без труда обрывает его.

(см. приложение 16)

Я провел эксперимент. Сорвал с дерева осенний лист и протёр листовую пластину чистым, влажным тампоном. Тампон стал грязным.

Вывод: листья улавливают пыль, городскую сажу и различные вещества из воздуха, а значит, засоряются устьица листа, замедляется испарение. Внутри листа скапливается избыток минеральных солей. Лист становится тяжелее, легкий порыв ветра срывает его. Сбрасывая листву, деревья защищают себя от «зимней засухи», механических повреждений под напором снега и от отравлений вредными веществами, скопившимися в листе.

8. Значение опавших листьев в природе

Опавшие листья действительно имеют огромное значение в природе.

1. Мы заметил, что листья под действием солнца высыхают, начинают рассыпаться, превращаясь в труху. Под действием дождей, снега, а также благодаря работе определённых микроорганизмов они гниют, постепенно смешиваясь с землёй, образуют перегной. Получается, что опавшие листья - это ценное органическое и минеральное удобрение для тех же деревьев, с которых они слетели! (см. приложение 17)

2. Установлено, что подстилка из листьев очень плохой проводник тепла. И вместе с толстым слоем снега на протяжении всей зимы утепляет корни деревьев, защищая их от мороза, сохраняет семена растений. Служит для дерева одеялом. Если раскопать снег, то можно увидеть сквозь слежавшуюся листву небольшие ростки. И в каждом ростке различаются будущие листья, слившиеся со стеблем и даже бутоны цветов. (см.приложение 18)

3. Весной в толстом лиственном одеяле, как в губке, скапливается вода, которая постепенно поступает к корням деревьев и кустарников, питая их, снабжая ценной для их роста влагой и минеральными солями. Питательные вещества из перепревших листьев вновь поглощаются корнями. Замечено, что земля, лишенная лесной подстилки, более сухая. Почва после дождя быстро высыхает на открытых участках. А под листьями долго остаётся влажной.

4. Летом подстилка из листьев спасает почву от опасного уплотнения. Ведь почва должна быть рыхлой, богатой воздухом и влагой. Только тогда на ней будут расти растения. Если уничтожить листья – почва быстро уплотняется, истощается.

5. Необходимо упомянуть, что во время перепревания листва выделяет физиологически активные вещества, которые способствуют выздоровлению больных. Деревья и кустарники, лишенные лесной подстилки, ослабевают, становятся более уязвимыми для вредителей и подвержены болезням.

6. В опавших листьях прячутся живые существа:

Божьи коровки

Муравьи

Жужелицы

Дождевые черви

Они истребляют различных вредителей растений и участвуют в процессах образования почвы. (см. приложение 19)

7. Не могут обойтись без опавших листьев и ежи. Зимой ежи впадают в спячку. Осенью они строят для будущей зимовки избушку, которую сооружают часто между выпирающими из земли конями деревьев, в дуплах пней, иногда в норах или в небольших естественных углублениях в земле, или просто на ровном месте – среди массы принесённых побегов и листьев растений. Утепляя будущую зимнюю квартиру, ежи натаскивают туда осенью побольше опавших листьев, стебли растений, сухую траву и рыхлый мох. (см. приложение 20)

8. Не смогут обойтись без лесной подстилки грибы. Она для них является жизненно важной основой. Ведь грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть. Листва и мох защищают её от высыхания. Собирая грибы, нельзя раскидывать в стороны листву, под которой они прячутся. Нужно лишь аккуратно выкручивать гриб или срезать ножичком. (см. приложение21)

9. Опавшая листва необходима многим лесным животным. Под ней, например, долго хранятся жёлуди и побеги растений, которыми питаются кабаны.

10. Косвенно лесная подстилка необходима и птицам. Они разгребают листья с целью отыскать в них мелких насекомых и личинки, а также сохранившиеся семена растений.

11. Нам, школьникам, листопад тоже приносит много радости. Из листиков можно сделать красивую картину, наклеив их по своему желанию на картон, можно сплести прекрасные венки, сделать поделки. Подобные работы развивают творческое воображение, будят фантазию. (см. приложение 22)

А ещё опавшие листья здорово шуршат под ногами. А как весело собрать листья в кучу и потом прыгать в неё! Эта игра приносит радость, развивает ловкость и быстроту.

Есть ещё утверждение, что запах прелой листвы благоприятно действует на нервную систему, снимает усталость. Я люблю осень за её краски и особенный аромат!

Заключение

Подводя итоги исследовательской работы, могу сделать вывод, что цель, которую я ставил – достиг. Я изучил, почему осенью листья с деревьев так легко опадают, и сравнил обоснованные и научно доказанные выводы с результатами исследования по данной теме.

Гипотезы, которые я выдвигал в начале исследования, не подтвердились. Листья опадают с деревьев не потому, что им холодно и они постарели.

Настоящие причины листопада в следующем:

1. Недостаток солнечного света

Хлорофилл разрушается, в листе не производится новый строительный материал, связи между клетками в черешке разрушаются. Образуется пробковый слой. Лист держится только на тонких трубочках.

    Недостаток влаги

Листья дерева в своей совокупности имеют очень большую площадь, и со всей этой площади интенсивно испаряется вода. Летом дерево способно возместить потери влаги, извлекая воду из почвы. Но с похолоданием извлечение холодной воды из почвы сильно уменьшается. Это мешает правильной работе листа и жизнедеятельности дерева. Если бы дерево не сбросило листву, ему бы грозила засуха.

3. Избыток минеральных веществ

Лист утяжеляется и едва держится за ветку, ветер легко срывает его.

Во время листопада дерево избавляется от избытка минеральных солей, которые могли бы его отравить.

Опавшие листья приносят огромную пользу лесу, животным, насекомым, а значит и нам – людям. Ведь мы – часть природы, и об этом никогда не должны забывать. (см. приложение 23)

В ходе исследования я собирал, изучал листья деревьев. Изготовил гербарий и композиции из данного природного материала.

Список использованных источников информации.

1.Большая энциклопедия школьника/ пер. с франц. Богатыревой Е., Земцовой Т., Лебедевой Н. – М.: ООО «Издательство «Астель»: ООО «Издательство АСТ», 2003, с. 711;

2.Большая энциклопедия эрудита, - М: Махаон, 2004, с. 487;

3.Детская энциклопедия «Мир леса»; Москва «Махаон», 2006

4. Отчего и почему/ энциклопедия для любознательных под ред. Покидаевой Т., Фроловой Т., - М.: Махаон, 2007, с. 255 ;

5. Почему осенью – листопад?/Г.Граубин, - М: Издательство «Малыш»,1990

6.Твоя первая энциклопедия «Жизнь леса»; Москва «Махаон» ,2004

7.Почему осенью – листопад?/Г.Граубин, - М: Издательство «Малыш»,1990

8.http://go.mail.ru/search

9.http://www.ezosite.ru/token/pogoda/pogoda_658.html

10.http://geoman.ru/books/item/f00/s00/z0000068/st015.shtml

11.http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000053/st019.shtml

12.

МКОУ «Михайловская СОШ»

Почему осенью - листопад?

Выполнил:Мельникова Ксения,

МКОУ «Михайловская СОШ».

Руководитель: Плюснина

Елена Николаевна,

МКОУ «Михайловская СОШ»

С. Михайловское Олонецкий район Республика Карелия

Введение 3 стр.

1.Объект и методы исследования 4стр.

2.Литературный обзор 4 стр.

3.Результаты работы 5 стр.

3.1. Дневник наблюдений 5 стр.

3.2. Эксперимент 6 стр.

4.Заключение и выводы 6 стр.

Список литературы 7 стр.

Приложение 8 стр.

Введение.

Осень. До морозов ещё далеко, а деревья уже готовятся сбрасывать листву. Почему? Мне захотелось об этом узнать. Я решила провести исследование по теме « Почему осенью - листопад?».

Гипотезы:

Листья за лето «изнашиваются»

Сбрасывают листву, чтобы спасти ветки от тяжести снега на них

Цель работы : изучение листопада.

Задачи:

ü выяснить причины листопада;

ü узнать, как происходит листопад и почему листья меняют свой цвет,

ü провести эксперимент и наблюдения в природе.

1.Объект и методы исследования.

Место исследования : Олонецкий р., с. Михайловское

Предмет исследования : деревья

Объект исследования : листья

Методы : наблюдение, описание, сбор информации, анализ, эксперимент

2.Литературный обзор.

Оказывается, в листьях происходят удивительные превращения.

Сначала листья начинают желтеть. Кто в них добавляет жёлтую краску?

Удивительно, но жёлтый цвет находится в листьях всегда, только летом жёлтый цвет не виден. Он забивается более сильным - зелёным. Зелёный цвет придаёт листьям хлорофилловые зёрнышки. Зёрнышки, как заводики, делают строительный материал для новых веток и почек, корешков из газа, воды, минеральных солей. Но зелёным заводикам нужна энергия, которую даёт солнышко. С утра до вечера летом ловят они свет. Это летние превращения.

Наступает осень. Дни короче, ночи длиннее. Света растения получают меньше. Зелёные зёрнышки - заводики из-за этого разрушаются, остаются жёлтые зёрнышки. Лист желтеет. Это осенние превращения.

Но ведь листья осенью не только жёлтые, а и красные, багровые, фиолетовые! Почему?

Это зависит от того, какого цвета зёрнышки находится в листе.

Листья каких деревьев опадают зелёными? Ольхи и сирени.

В листьях этих деревьев нет других зёрнышек, кроме зелёных хлорофилловых.

Зачем деревья сбрасывают листву?

1 причина листопада:

Летом листья сочные, потому что всегда наполнены водой. Зимой столько влаги не получишь! Нет у дерева листьев - не надо столько воды из холодной земли корнями добывать.

2 причина листопада:

Излишки минеральных солей использовались не полностью деревом за лето и накопились в листиках, как зола в печке. Если бы листья не опадали, то дерево отравило бы себя этими веществами.

3 причина листопада:

Это защита тонких веток от тяжести выпавшего снега.

3.Результаты работы.

3.1. Дневник наблюдений.

Выбор темы для исследования, объекта. Обоснование.

Тема: «Почему осенью листопад?»

11 cентября

Постановка цели, задач.

Выбор методов.

Фотосъёмка деревьев. Наблюдение. Постановка эксперимента.

Деревья готовятся к листопаду. Листья берёз и осин стали жёлтые. Листья с трудом отрываются от веток.

Наблюдение за деревьями. Сбор информации. Фоосъёмка

Листья рябины и клёна покраснели. Почему цвет листьев разный?

Строение листьев (наблюдение через микроскоп) Сбор информации.

В листьях есть хлорофилловые зёрна, поэтому они зелёные. Почему цвет листьев разный?

Сбор информации. Наблюдение через микроскоп. Фотосъёмка.

В листьях жёлтый цвет присутствует всегда, но забивается более сильным цветом – зелёным.

Почему цвет одних деревьев не изменяется? Вопрос на засыпку. Сбор информации.

В них кроме хлорофилловых зёрнышек нет других веществ. Это сирень и ольха.

Продолжение эксперимента. Листья легко отрываются от веток при прикосновении, при дуновении ветра. Наблюдение за листопадом. Фотосъёмка.

Опавшие листья укрывают корни деревьев, защищая от холода.

Наблюдение за строением листьев. Фотосъёмка. Листья загрязнены. Они в саже от дыма кочегарки.

В основании черешка появился пробковый слой, который отделяет черешок от ветки. При лёгком порыве ветра лист срывается.

Зачем деревья сбрасываю листву? Постановка проблемы.

Сажа оседает на листьях деревьев,

Сбор информации. Первая причина листопада.

Деревьям нужно много воды. Зимой столько влаги не получишь. Без листьев - дерево экономит влагу.

Сбор информации. Вторая причина листопада.

Защита деревьев от отравления излишками минеральных солей.

Сбор информации. Третья причина листопада.

Защита деревьев от тяжести выпавшего на ветки снега.

Создание презентации.

Подведение итогов исследования. Выбор новой темы.

3.2. Эксперимент.

В начале осени я с трудом сорвала листики с деревьев. Черешки листиков были прочно скреплены с ветками. В октябре мне стоило лишь дотронуться до них, как листики сразу стали падать с ветки. Что произошло?

В кабинете биологии я наблюдала за изменениями в листьях через микроскоп (рис. 3).

Оказывается, осенью между черешком листика и веткой образовался пробковый слой, такая перегородка, которая стала отделять лист от ветки (рис.2). Подует ветер, листику не за что держаться, и он полетит. Начинается листопад (рис. 1).

4.Заключение и выводы.

В результате работы я узнала о строении листьев, используя микроскоп.

Мои выводы:

Листья деревьев изменяют свой цвет, потому что они получают меньше солнечного света, который нужен им для работы зелёных хлорофилловых зёрнышек.

Листопад- это защита деревьев в трудное для их жизни зимнее время и от отравления ядовитыми веществами.

Я считаю, что нужно беречь деревья от загрязнения частичками сажи кочегарок и заводов! Она оседает на листьях, мешая чудесным превращениям.

Надеюсь, что моё исследование пригодится мне и другим при изучении окружающего мира, природоведения и биологии.

Список литературы

1. Георгий Граубин «Почему осенью листопад?»

2. Детская энциклопедия «Почемучка»

3. Энциклопедия «Биология для школьников»

4. Материалы Интернет –сайта

Приложение

Рисунок 1: Листопад Рисунок 2: Черешок

Рисунок 3: Работа с микроскопом.

    Какой философский вопрос, но такой актуальный! Я думаю, сейчас множество детей, гуляя по разноцветному листопаду, задают своим родителям вопрос, почему листья опадают. Конечно, можно упрощенно рассказать детям всю правду о том, для чего дереву листочки. Но только упрощенно, чтобы им это было понятно.

    Я помню, как это объясняли мне. Вопрос о листьях я задала вечером, а бабушка мне сказала, что ответит на него утром, только встать нам нужно будет пораньше. Я весь вечер думала, что бабушка не знает ответ и будет искать его всю ночь. Пришло утро, она меня разбудила, и мы вышли в сад. На листьях деревьев были мелкие капельки влаги. А когда мы пришли через какое-то время к этому же дереву, листочки были сухими. Вот так мне наглядно объяснили, что с поверхности листьев испаряется влага, которую корни дерева тянут из земли. А зимой вся влага в земле замерзает, деревья не смогут пить и поить листочки, и тогда оно погибнет. А еще зимой листочки превратятся в ледышки и тоже погибнут. Поэтому умница-Природа предусмотрела все так, чтобы спасти деревья ценой сбрасывания листьев.

    Второй эксперимент мы тоже провели с бабушкой. Она смочила водой вату и положила ее на голую ветку дерева. Вата скатилась на землю. А когда ее же положили на тонкую веточку с листьями, она удержалась на поверхности листьев и сильно пригнула веточку. Бабушка провела параллель между ватой и снегом. И я поняла, что голые деревья спасутся от снега лучше, чем если бы они были с листочками.

    А третий момент я сама придумала тогда же, в детстве. Я просто решила, что деревьям, как девочкам, надоедает одно и то же платьице из зеленых листьев, вот они его сначала меняют на желтое или багряное, потом сбрасывают совсем, а весной вновь наряжаются в новое платьице). Вот так примерно и я буду объяснять этот естественный процесс своему сыну, когда он мне задаст этот вопрос.

    Я объясняла так. Листочки появляются на деревьях весной и вс лето и даже, иногда, часть осени радуют нас своей красотой. Листочки — это украшения деревьев. Плюс — листья помогают птичкам прятаться от врагов самим и прятать свои гнездышки, листья — еда для гусеничек, которые превращаются в прекрасных бабочек. Так же листочки не только украшения, они панамка для дерева — помогают ему не сгореть на солнышке. Деревце поит свои листики своим соком, питает их. Осенью солнышко уже не светит так ярко, птички вывели птенчиков, все гусенички стали бабочками. Деревья готовятся к зимней спячке, им не нужны больше их украшения-панамки-листики. Листики стали старыми, они сослужили свою службу. Деревце перестает поить соком листы и они высыхают, желтеют и опадают. Опавшие листики тоже очень нужны природе — в них прячутся на зиму жучки, многие листья гниют и удобряют землю. Как-то так… но это, конечно, вариант для совсем малышиков)))

    Мне кажется, что красиво объяснить можно с помощью выдуманной истории или даже сказки. Можно сказать, что листья опадают для того, чтобы потом превратиться в снежинки или осенние капли дождя. Только рассказывать надо ласково, по доброму, чтобы у ребенка не вызвать слез. Сказать можно что листочки упали, но вернуться потом в виде почек на следующий год.

    Природа устала и засыпает осенью, старые листья опадают, что бы весной выросли молодые и сильные листочки.

    Очень прросто если ребенок маленький, ему хватит. Если старше, то тогда можно сказать все живое боится холода — листья отмирают при низкой температуре и отсутствия солнышка. А весной, соответственно, при первых лучах весеннего солнца распустятся почки и появятся новые листики.

    Можно наверно объяснить так. Становиться холодно, все ребятки и взрослые летную одежду прячут в шкаф и достают осеннюю. Посмотрите все ли люди поменяли одежду. Вот так и деревья меняют свои наряды. Зеленые листочки на желтые, красные, золотые. Только люди все вещи убирают в шкаф, а деревьям приходиться скидывать листву на землю. И зимой деревья засыпают. А упавшие на землю, листики принесут дереву большую пользу. Зимой будет очень холодно и листочки будут вместо одеяла согревать корни дерева. А весной дерево проснется и оденет свои зеленые листья. В природе так устроено, что листочки заботятся о дереве, а дерево о листочках.

    Конечно, ребенку трудно понять, что листья с деревьев опадают для того, чтобы уменьшить испарение воды.

    Ему же будет непонятно, а зачем дереву это делать, если воды осенью очень даже много.

    Напомните ему, что скоро зима, выпадет много снега, который если бы лег на все листочки, мог бы сломать ветки своей тяжестью.

    От истины совсем недалеко, а ребенку такой ответ может оказаться вполне понятен.

Морозова Виктория
Исследовательская деятельность «Почему осенью листья желтеют и опадают?»

Тема : «Почему осенью листья желтеют и опадают

Актуальность.

Погружаясь в бытовые проблемы, взрослые перестают обращать внимание на окружающий мир, в то время как дети ежедневно удивляются его сезонным изменениям.

Цель исследования : Познакомиться детей со строением листа дерева и узнать , почему листья на деревьях меняют цвет и опадают .

Предмет исследования : Изменение листьев деревьев в осеннее время года .

Объект исследования : осенние листья дерева .

Гипотеза исследования : листья деревьев поменяют свой цвет и опадут в положенное время , т. к деревья проживают свою изменяющуюся жизнь от сезона к сезону.

Цель : Провести с детьми эксперимент, который сможет подтвердить или опровергнуть наше предположение. Можно ли сохранить листья на деревьях так , чтобы они не поменяли свой цвет.

Задачи исследования :

1. Расширить знания детей о жизни деревьев в разное время года.

2. С детьми изучить строение листа , с помощью лупы и микроскопа. Выявить, какое значение имеют листья в жизни дерева .

2. Узнать, почему осенью листья меняют цвет и опадают .

3. Провести эксперимент «Зеленые листочки » .

4. Оформить результаты исследования .

Методы исследования :

Эксперимент;

Наблюдение;

С детьми нашей группы были проведены беседы : о жизни деревьев в разное время года, о приметах времени года «осень » и др.

Среди родителей был проведен опрос на тему : «Почему одни листья на деревьях желтеют , другие краснеют, а третьи вообще становятся коричневыми». Ответ получился достаточно простой. Дело в том, что помимо хлорофилла листья растений содержат и другие пигменты, но из-за преобладающего зеленого они просто не видны. По мере того, как зеленый хлорофилл отступает, становятся видны и другие цвета.

С помощью лупы и микроскопа, изучили строение листа . Рассмотрели сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой , затем верхнюю поверхность листа . Рассмотрели жилки - тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу . Верхняя поверхность листа вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа . Край листа называется «кромка» . Рассмотрели кромку листа , верхушка бывает острой или округлой.

С помощью кусочка белой ткани, нами был проведен опыт под названием : «Почему лист зелёный . Взяли листочек и вложили его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Затем деревянным кубиком сильно постучали по листочку сквозь ткань . Что мы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка , называется хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного света. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем . Тогда, лист становится желтым , коричневым или красным.

В последствии нами были сделаны рисунки листьев , в которых содержится нужное количество хлорофилла, зарисовки строения листа . Это стало подтверждение одного из пунктов выдвинутой нами гипотезы эксперимента.

С помощью настольной лампы, нами был проведен эксперимент под названием : «Зеленые листочки » , который длился несколько дней. С помощью его, мы наблюдали за происходящими изменениями в окраске листьев .

Как изменялись листья :

желтые листья получают свою окраску в результате «работы» растительного пигмента ксантофилла;

Оранжевые листья надевают свой осенний наряд , когда становится виден пигмент каротин, который, кстати, знаком всем по ярко-оранжевой окраске моркови;

Красные листья приобретают этот неожиданный цвет благодаря пигментам антоцианам;

Коричневые листья – это уже не окраска пигментов, а окраска клеточных стенок листа , она проявляется тогда, когда другие видимые красящие пигменты отсутствуют.

Вывод : Проведенное нами исследование и изученные материалы по теме, стали подтверждением теории о необратимости времени или «Закон природы» . Так как созданные нами условия и проведенный опыт не помогли сохранить зеленые листочки на ветках дерева .

Публикации по теме:

Начиная с весны «Фантазёры» ежедневно здоровались с подружкой Берёзонькой. Мы наблюдали за её весенним пробуждением: как набухали почки,.

В нашем саду этим летом был объявлен конкурс "Исследовательская деятельность на участке". Так как возраст ребятишек нашей группы 5-6 лет,.

Цель: Систематизировать представления дошкольников о поведении насекомых осенью. Задачи: 1. Расширять знания воспитанников о насекомых и.

Исследовательская деятельность «Наши зубки» Тип проекта: познавательно - исследовательский. Вид проекта: практический. Продолжительность: краткосрочный (04.04.2016 – 13.04.2016) Участники.

Исследовательская работа «Почему болят зубы?» Введение Проблема заболевания зубов детей дошкольного возраста является актуальной так, как на медицинских осмотрах у дошкольников выявляются.

Нетрадиционная техника рисования. Рисование жесткой кистью методом «тычок» - «Листья,листья, листопад» Автор работы: Купянская Галина Владимировна.

валентина литвинова
Почему опадают листья. НОД в старшей группе

Задачи : формировать представления детей о том, почему опадают листья , закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Закрепить навык образования прилагательного от существительного. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. Расширять представления детей о разнообразии растительного мира, познакомить с осиной и дубом. Развивать познавательную активность. Формировать эстетическое отношение к природе.

Предварительная работа : наблюдение за деревьями на участке, разучивание стихотворений об осени, домашнее задание по желанию детей (подготовка докладов дома с родителями, разучивание игры «Дерево» .

Ход занятия.

Воспитатель : Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети : Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель : Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

Дети : Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки , летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Дети : Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев , идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Воспитатель : ребята, хотите узнать, почему осыпаются листья .

Посмотрите, пожалуйста, на экран : сначала мы поговорим о том, зачем вообще дереву листья ?

Всё очень просто – листья деревьев вырабатывают сок (он называется живицей или сахарозой, питающий само дерево и участвующий в созревании плодов. Живица производится при помощи содержащегося в листьях зелёного клейкого вещества, хлорофилла.

Листья вырабатывают питательные вещества только при солнечном свете, забирая из воздуха углекислый газ, а из земли по корневой системе дерева воду. При этом в листве происходит химический процесс (фотосинтез, во время которого листья вырабатывают кислород, очень необходимый всем живущим на Земле. Именно поэтому деревья называют «лёгкими планеты» .

Почему желтеют листья осенью ? Кроме зелёного хлорофилла в листьях есть и другие вещества (пигменты, жёлтого и красного цвета, но их очень мало. Осенью образование хлорофилла прекращается и основным «красителем» листьев остаются только эти пигменты. Почему желтеют листья с наступлением холодов понятно, но почему они опадают ? К осени листья накапливают много полезных и вредных веществ. Полезные вещества дерево забирает, а от вредных веществ избавляется, сбрасывая листву .

Ещё один ответ на вопрос «почему опадают листья . Дело в том, что через листья деревья отдают много влаги в результате испарений, а зимой корни дерева не смогут её восполнить. Избавляясь от листвы , дерево спасает себя от засыхания в холодное время года. Игра «Дерево» . Воспитатель : ребята подготовили для вас стихотворение, давайте его послушаем. Осень в лесу. Осень лесу каждый год,

Платит золотом за вход.

Поглядите на осину –

Вся одета в золото,

А сама лепечет :

"Стыну. " –

И дрожит от холода. А берёза рада

Жёлтому наряду :

"Ну и платье!

Что за прелесть!"

Быстро листья разлетелись ,

Наступил мороз внезапно.

И берёзка шепчет :

"Зябну.» Прохудилась и у дуба

Позолоченная шуба.

Спохватился дуб, да поздно,

И шумит он :

"Мёрзну! Мёрзну!"

Обмануло золото –

Не спасло от холода.

(Из А. Гонтаря в переводе В. Берестова)

Воспитатель : скажите, пожалуйста, о каких деревьях говорится в этом стихотворении. Дети : об осине, берёзе и дубе. Воспитатель : ваши друзья подготовили для вас небольшие сообщения об этих деревьях. Давайте их послушаем. (Дети рассказывают о деревьях во время показа слайдов) . Осина осенью выглядит красочнее других. Этот вид может обладать самым разнообразным цветом кроны, создает неописуемо чудную картину, которую природа дарит всем. Кора ствола имеет светло-серый или зеленоватый оттенок, иногда с коричневатыми нотками. В вечернее время вид осины осенью можно перепутать с березой. Это связано с эффектом "свечения" ее коры. Она любит расти в овражках, возле водоемов, на опушках. Часто ее можно встретить в соседстве с березами и соснами. Осина осенью рядом с такими спутниками выглядит очень ярко. Весь букет красок и пересказать сложно. Совершая прогулку осенью по лесу или парку, можно сделать много умопомрачительных по красоте фото осин. Срок жизни этого дерева сравним с человеческим сроком. Редко осина живет больше 90 лет. Очень редко встречаются особи, которые прожили до 150 лет. Но довольно долго дерево может жить в своих поколениях поросли. Белоствольная берёза – краса смешанных лесов. С наступлением тепла начинается активное сокодвижение от корней дерева к веткам. Этот сок очень вкусный и полезный. В это время начинают набухать почки, и вдруг в один момент берёза покрывается нежной дымкой. Это появились на свет мелкие маленькие листочки . В мае берёза цветёт, а в конце лета разлетаются по земле её многочисленные семена. Всё лето листья питают дерево , дают ему силы для роста. Лист у берёзы тонкий , трепещет на ветру, мерцает, пропуская сквозь крону солнечный свет. Кора у берёзы со временем становится слоистой и плотной. Из неё можно сделать ковшик и вскипятить воду. Береста не боится ни огня, ни воды. Осенью берёза желтеет не вся сразу и по ней можно определить, какая будет зима. Если с макушки пожелтеет берёза, то зима будет суровая. Дуб – символ силы, долгожитель, старожил . Не зря существует пословица : «Держись за дубок – дубок в землю глубок» . Ветки дуба крепкие. Мощной кроной раздвигает своих соседей. Кора и древесина дуба содержат дубильные вещества, которые используют при выделке шкур. Древесина – крепкая и упругая. Потрогайте листья дуба . Они жёсткие, кожистые, испаряющие мало влаги. Так выглядят листья тропических растений. Дубы – теплолюбивые. Их родственники в Монголии – вечнозеленые. Поэтому осенью дубы неохотно расстаются со своими листьями . Порой и снег уже выпал, а сухие листья дуба всё ещё шелестят на холодном ветру. А семена (жёлуди) созревают не летом, а поздней осенью. Ими кормятся белки, кабаны и сойки. Физкультминутка "Листочки ". Листья осенние тихо кружатся, (дети поворачиваются вокруг себя) Листья под ноги тихо ложатся. (дети приседают) И под ногами шуршат, шелестят, (дети ногами имитируют шелест листьев ) . Будто опять закружиться хотят. (дети присаживаются на стулья) . Воспитатель : дети, посмотрите, пожалуйста, на экран и назовите, как называются деревья. Дети называют деревья. Игра «Назови, чей листочек » . Воспитатель раздаёт детям листья с разных деревьев . На экране появляются деревья и ребята должны поднять листья того дерева , которое они видят и назвать чей листочек . Клён - кленовый; липа – липовый; берёза - берёзовый; дуб – дубовый; ива – Ивовый; каштан – каштановый. Воспитатель подводит итог занятия, спрашивает у детей, почему осенью опадают листья . Воспитатель : скажите, пожалуйста, чьи ответы вам понравились больше и почему . Сюрпризный момент. Почтальон приносит посылку от осени : в ней лежат листочки , которые дети должны раскрасить по- своему желанию и яблоки.

Публикации по теме:

Задачи: продолжать знакомить детей с осенью, сезонными изменениями в природе, с жанром изобразительного искусства пейзажем; закреплять.

Конспект занятия «Узор на полосе» (бутоны и листья) в старшей группе Тема: «Узор на полосе» (бутоны и листья). Цель: Выявить знание о декоративно прикладном искусстве. Программные задачи: Закрепить знания.

Исследовательская деятельность «Почему осенью листья желтеют и опадают?» Тема: «Почему осенью листья желтеют и опадают?» Актуальность. Погружаясь в бытовые проблемы, взрослые перестают обращать внимание на окружающий.

Нетрадиционная техника рисования. Рисование жесткой кистью методом «тычок» - «Листья,листья, листопад» Автор работы: Купянская Галина Владимировна.

Комплексное занятие в старшей группе «Листья падают, шуршат - это листопад» Цели: учить детей рисованию с использованием нетрадиционного метода; развивать мелкую моторику; корригировать мыслительную деятельность;.

Конспект непосредственно образовательная деятельность «Почему утки плавают» для старшей группы Цель: Установление опытным путём связи между строением водоплавающих птиц и их средой обитания (перья покрыты жиром, чтобы держаться на.

Конспект НОД тема: «Почему осенью листья опадают» подготовительная к школе группа. Цели: Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать.

Конспект осенней прогулки «Ветер в парке листья кружит» с детьми старшей группы детского сада. Конспект осенней прогулки «Ветер в парке листья кружит» с детьми старшей группы детского сада.

НОД «Листья на деревьях» в первой младшей группе НОД на тему: «Листья на деревьях» Программное содержание: Образовательные: Учить детей ритмично наносить мазки на силуэт деревьев, использовать.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Почему у бурундука на спине полоски?» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема «Почему у бурундука на спине полоски? /по эвенкийской сказке «Медведь и бурундук»/». Цель:.

Библиотека изображений:



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники