Детские игры на воздухе. Учебно-методический материал на тему: Подвижные игры на свежем воздухе

Каждая мама хочет видеть своего малыша в будущем умным и успешным человеком. Однако для этого нужно приложить немало усилий. И начинать работать с крохой нужно с самых ранних лет. Отличный элемент обучения и воспитания малыша - подвижные игры на свежем воздухе. Об этом и хочется рассказать в данной статье.

Для самых маленьких (2-3-летних деток)

Не нужно думать, что ребенок, который еще только недавно научился ходить, не нуждается в самых разнообразных играх. Как раз наоборот, чем больше кроха будет играть, тем скорее он будет развиваться не только умственно, но и физически. Первый блок игр, предоставленных далее, предназначен для деток полутора - трехлетнего возраста.

Курочка и цыплята

Рассматривая подвижные игры на свежем воздухе, обязательно нужно уделить внимание довольно-таки простой, но интересной забаве для двухлетних малышей, которая называется «Курочка и цыплята». Для ее организации понадобится один взрослый человек и несколько деток (от двух малышей и больше). Взрослый (мама-курочка) становится в центр площадки или круга и начинает зазывать малышей-цыплят:

Куд-куда, куд-куда,

Все цыплята, все сюда!

Быстро ко мне под крыло!

Куд-куда всех понесло?!

Под эти слова малыши должны прибежать к маме-курочке. Продолжать играть так можно до того времени, пока ребятам не надоест. Для большего интереса можно надеть на деток и на маму-курочку заранее подготовленные маски.

Платок и мяч

Какие еще есть подвижные игры на свежем воздухе для двухлетних малышей? Так, для следующей игры понадобится некий реквизит: мячик и довольно большой платок. На платок мама кладет мяч, вместе с ребенком его поднимает (мама за два угла и малыш за два угла). Далее нужно встряхнуть платочек так, чтобы мяч как можно выше подскочил. Задача крохи: побежать за мячом и принести его обратно. Играть можно до тех пор, пока карапузу не наскучит.

Хоровод

Рассматриваем далее подвижные игры. 3 года ребенку - это такое время, когда кроха уже все понимает и с удовольствием играет во все, что ему предлагают. И стоит сказать о том, что в этом возрасте деткам очень нравятся различные коллективные забавы. Почему бы не поводить с ребятами хоровод? Для этого все детки и взрослый ведущий берутся за ручки и начинают ходить по кругу. При этом ведущий приговаривает:

Ходим, ходим, хоровод водим

На раз: присели

На два: встали

На три: наклонились

На четыре: повернулись

На пять: пошли гуськом

На шесть: стали кружком

На семь мы помяукаем

На восемь - прокукарекаем

На девять: побежим

На десять: полежим!

Если это лето, на счет «десять» дети могут просто сесть или упасть на травку. Считалочку можно изменять на свое усмотрение. Главное: чтобы детки повторяли то, что проговаривает ведущий.

Детский крокодил

Какие еще подвижные игры на свежем воздухе понравятся самым маленьким ребятам? Так, можно поиграть в «Детский крокодил». Для этого взрослый должен малышам загадывать простенькие загадки, а детки должны показать отгадку. Пример: усатый-полосатый, мяукает, любит рыбу (кот). Ребенок должен сказать «мяу» и, возможно, показать какое-то кошачье движение. И так далее. К слову, интереснее будет, если взрослый подберет загадки в рифмованной форме, малышам стишки очень нравятся.

Для деток среднего детсадовского возраста

Чем старше становится ребенок, тем более сложные игры ему будут интересны. Малышу, которому 4 года, уже не особо интересно будет бежать маме-курочке под крыло. В таком случае подвижные игры для детей будут уже несколько иными, нежели вышеперечисленные.

Лягушки-квакушки

Это довольно-таки увлекательная игра, которая подойдет 4-5 летним малышам. Для этого из толпы деток нужно выбрать ведущего (который, впрочем, будет периодически меняться). Ведущий становится впереди всей группы деток. Его задача - перевести малышей из одного болота в другое. Для этого ребенок будет прыгать. Однако каждый прыжок должен отличаться от предыдущего. Сначала можно прыгать с руками на поясе, далее - держа руки вдоль тела. Третий раз - прикоснувшись руками до пола. И так далее, насколько станет фантазии у ребенка. Детки же за ведущим должны повторять все движения. Когда жабки добираются до другого болота, все дружно должны сказать «Ква-ква». Теперь ведущий меняется, и детки таким же способом возвращаются назад. Ведущим становится тот, кто, по мнению воспитателя или взрослого наблюдателя, лучше всех выполнял движения.

Игры с мячом

Подбирая подвижные игры для детей, стоит помнить о том, что для некоторых из них понадобится реквизит. Сейчас хочется рассказать, в какие игры можно поиграть с четырехлетним ребенком, если есть мячик:

  1. На меткость. Дальше на пару метров от ребенка ставится коробка, в которую малыш должен попасть мячом. Если ребенок попадает, его нужно поощрить. Если нет - наказать (например, заставить пару раз присесть). Играть можно как на пару с ребенком, так и с толпой малышей, которые просто по очереди будут кидать в коробку мячик, соревнуясь между собой.
  2. Съедобное-несъедобное. Нужно стать напротив малыша и, бросая ему мячик, называть предмет. Если он съедобный, кроха должен мячик поймать. Если несъедобный - отбить.
  3. Футбол. Играть можно даже вдвоем с ребенком, просто пасуя друг другу мячик. Детям это очень нравится, игра может надолго затянуться.

Соревнование

Какие есть подвижные игры в детском саду? Так, почему бы не поиграть в спортивные соревнования? Тем более что организовать их довольно-таки просто. Для этого нужно мелом на асфальте нарисовать прямую линию. По ней в одну сторону детки должны пропрыгать на одной ноге, обратно - на второй. Победит тот, кто ни разу не опустил поднятую ногу на асфальт.

Квач

Какие есть еще подвижные игры? 4 года малышу - это то время, когда ребенок уже достаточно развит для различных физических нагрузок. Ну и ни для кого не окажется секретом, что в этом возрасте малыши очень любят бегать. Отличная для них игра, которая называется «Квач». Нужно выбрать одного ребенка, который будет догонять остальных. Когда ведущий настигает определенного малыша, он должен дотронуться до него и сказать: «ты - квач!», что означает, что ведущий сменился. Так играть можно практически до бесконечности, пока самим ребятам не надоест.

Игры для старшего детсадовского возраста

С возрастом детские подвижные игры усложняются. И для 5-6-летних малышей они будут еще более сложными, нежели для деток предыдущего возрастного периода. Однако в этом возрасте с малышами уже можно играть практически во что угодно: дети хорошо подготовлены физически, а их умственное развитие позволяет им выполнять условия практически любой подвижной игры.

«Два Мороза»

Дети любят все времена года одинаково. Поэтому хорошо с ними поиграть в так называемые зимние подвижные игры летом (т.е. в те игры, где можно вспомнить зиму). Для этой забавы нужно выбрать двух ведущих: Мороза - Красного Носа, а также Мороза - Синего Носа. Они становятся в центре площадки. Цель остальных деток: перебежать с одной стороны на другую так, чтобы Морозы к ним не дотронулись. Кого Мороз коснулся, тот остается на месте и считается замороженным. В таком случае ребенок должен раскинуть руки, чтобы мешать другим деткам перебегать на иную сторону. Играть можно до того часа, пока не останется один игрок, который и будет считаться победителем.

Ручеек

Просматривая подвижные игры для детей, почему бы не вспомнить такую забаву, как «Ручеек». Для этого детки разбиваются по парам. Пары должны встать друг за другом, взявшись за руки и подняв их кверху. Образовывается такой себе коридор, по которому будет бежать ведущий. Его цель: взять за руку понравившегося товарища и встать с ним в начало ручейка. Теперь освободившийся игрок становится ведущим. Игра может продолжаться так долго, пока малышам не наскучит.

Морская фигура

В какие можно играть подвижные игры в детском саду? Так, почему бы не поиграть в «Морскую фигуру»? Для этого выбирается ведущий, который будет проговаривать следующие слова толпе деток:

Море волнуется - раз!

Море волнуется - два!

Море волнуется - три!

Морская фигура на месте замри!

При этом все детки должны замереть в виде морских обитателей: животных растений. Кто при этом засмеется - выбывает из игры. При желании фразу «морская фигура» можно поменять на словосочетание «лесная фигура» и т.д.

Прятки

Какие есть игры на улице (подвижные, веселые)? Почему бы не поиграть во всем знакомые прятки? Тем более что эта забава деткам очень нравится. Тут все просто: ведущий закрывает глаза, проговаривает определенную считалочку (например: 1-2-3-4-5, я иду искать! Кто не спрятался - я не виноват!). В это время все детки прячутся. Кого ведущий отыскал последним, тот и выиграл.

Волшебное слово

Какие можно придумать подвижные игры в группе? Почему бы не поиграть в волшебное слово? Для этого детки становятся в круг, а в центре него находится ведущий. Он должен давать команд игрокам. К примеру: «Все стали на одну ногу!» или «все закрыли глаза!». Если ведущий говорит волшебное слово «пожалуйста», данная команда должна выполняться. Если же волшебного слова не последовало, выполнять команду не нужно. Те, кто все таки послушал ведущего, не услышав волшебное слово, выбывает из игры.

«Красная шапочка, белое перо»

Почему бы не вспомнить уже давно существующие детские подвижные игры? Так, во все времена дети любили играть в «Красную шапочку, белое перо». Для этой игры дети разбиваются на две одинаковые команды. Каждая команда выстраивается в ряд и с помощью рук образует крепкую цепь. Теперь капитан должен прокричать команде-противнику: «Красная шапочка, белое перо! Вызываю (имя ребенка) и больше никого»! При этом цель вызванного игрока: с разбегу разбить цепочку из рук команды противника. Если это удалось, он забирает одного человека в свою команду. Если же нет, команда проигравшего теряет ход. Побеждает та группа ребят, где детей на момент завершения игры окажется больше.

Цвета

Какие еще существуют игры на улице подвижные? Дети могут поиграть в «Цвета». Для этого нужно выбрать одного ведущего. Он должен будет проговаривать следующую фразу «Все должны коснуться желтого цвета!». При этом детки должны дотронуться до желтого предмета, который находится поблизости. Это может быть разукрашенное колесо на площадке, курточка товарища, цветок. Кто не справился с задачей - выбывает. Далее ведущий называет следующий цвет. Игра продолжается до тех пор, пока все цвета не переберутся.

Ловись рыбка

Просматриваем далее подвижные игры (5 лет деткам). Малыши могут поиграть в игру, которая называется «Ловись рыбка». Трое игроков берутся за руки, образуя такой себе невод. Их цель: поймать в невод рыбок (иных игроков). Пойманная рыбка становится частью невода и помогает ловить остальных. И так до последнего игрока.

Испорченный телефон

Весьма веселая игра для деток - испорченный телефон. Малыши становятся в ряд. Первый из них шепчет на ушко ближайшему игроку определенное слово. Тот передает далее услышанное. Весьма интересным окажется результат, который выдаст последний игрок. Он вряд ли совпадет с тем словом, которое шепнул первый игрок на ухо своему соседу.

День-ночь

Рассматриваем далее детские подвижные игры (6 лет ребятам). В этом возрасте можно поиграть в игру «День-ночь». Для этого выбирается ведущий - Сова. Все остальные детки - полевые мыши. Когда воспитатель говорит «День», дети бегают и резвятся. Когда произносит слово «Ночь», малыши должны замереть на одном месте. Тут в игру вступает Сова (которая днем спит). Ее цель: ходить между игроками и смотреть, кто смеется или шевелится. Найденный человек выбывает из игры и находится рядом с гнездом Совы. Интересно, но за спиной Совы, когда та не видит, малыши любят специально шевелиться и даже кривляться.

Поймать и угадать

Это весьма интересная подвижная игра для малышей. Тут нужно выбрать одного водящего, которому надо завязать глаза. Цель его: поймать игрока и по ощущениям угадать, кто же ему попался. Если водящий угадывает, его сменяет пойманный человек. Если нет, игра дальше продолжается.

Снежный бой

Это веселая подвижная игра, в которую можно играть в группе детского сада. Для этого надо предварительно из бумаги заготовить снежные комки. Чем их будет больше, тем лучше. Далее дети делятся на две команды. Воспитатель дает команду: «Бой!». В это время малыши должны перебрасывать комья на сторону, где находится другая команда. Побеждают те, у кого окажется меньше снежных комков.

Попрыгунчики

Для этой игры нужно выбрать одного водящего, который становится в центр круга, образованного иными игроками. Необходимый инвентарь: скакалка. Ведущий приседает и начинает крутить по кругу скакалку возле самого пола. Игроки же должны через нее перепрыгнуть. Кого зацепило - выбывает из игры. Каждый раунд идет на усложнение: высота прокручиваемой ведущим скакалки увеличивается.

Подвижные игры не только развивают силу, ловкость, смекалку, вырабатывают быструю реакцию, но и доставляют детям огромную радость. А подвижные игры на воздухе приносят еще и огромную пользу здоровью.
Игр, в которые можно играть на улице, очень много. Одни дают возможность познакомиться со сверстниками и быстрее найти с ними общий язык, другие учат договариваться или мириться, если вдруг возникают конфликты, третьи помогают преодолеть стеснительность. И все они – очень увлекательное занятие и большое удовольствие для ребенка.
Наверное, самая распространенная и самая любимая детская игрушка – мячик. И не случайно именно с мячом придумано столько игр.

Одна из них – игра «Попугайчики», одинаково хорошо подходящая как для самых маленьких ребятишек, так и для детей постарше. Для этой игры нужен теннисный мячик или примерно такой же по размеру, а играть в нее можно одному, можно вдвоем, а можно – компанией. Игра заключается в выполнении нескольких простых упражнений с мячом:

  • несколько раз подбросить мячик и поймать его, каждый раз стараясь подбрасывать все выше и выше;
  • подбросить мячик и, прежде чем его поймать, успеть хлопнуть в ладоши, увеличивая число хлопков с каждым следующим броском;
  • подбросить мяч вверх, дать ему упасть и поймать отскочивший от земли;
  • держа мячик в руке, отпустить его и поймать на лету другой рукой;
  • подбросить вверх лежащий на ладони мячик, перевернуть руку и поймать его тыльной стороной кисти, еще раз подбросить и поймать уже руками;
  • завести руку с мячом за спину, бросить так, чтобы он полетел вперед, и поймать его другой рукой.

Если мячик падает на землю, то ход получает другой игрок, и так по очереди.
Очень веселая, и вместе с тем, простая игра с мячом – «Съедобное-несъедобное», которая отлично тренирует внимательность. Все дети выстраиваются в ряд, а ведущий становится перед ними на расстоянии нескольких метров и бросает по очереди каждому мячик, называя при этом любой пришедший ему на ум предмет. Если предмет съедобный, то игрок должен поймать мяч, если нет – отбить или пропустить. Среагировавший правильно делает шаг вперед, не правильно – шаг назад. Выигрывает тот, кому удалось добраться до ведущего. В награду он сам становится ведущим. Обычно эта игра сопровождается взрывами хохота, так как по невнимательн6ости можно съесть стул или машину.
Девочки очень любят игру «Я знаю», в которой можно продемонстрировать не только ловкость, но и эрудицию. Сначала ставится задача: перечислить по пять названий рек, морей, городов, цветов и т.п. Играющий бьет рукой мяч об землю, на каждый удар произнося по одному слову, начиная с «Я знаю пять …» и дальше перечисляя то, о чем договорились. При ошибке или потере мяча игрок теряет ход. Выигрывает первый, выполнивший задание.
А вот игра «Десятки» больше полюбилась мальчикам. Для этой игры нужен не только мяч, а еще и стена с относительно ровной площадкой перед ней. Каждый игрок в строгой последовательности должен выполнить следующие упражнения:

  • десять раз как в волейболе ударить мячом об стенку;
  • девять раз ударить мячом об стенку, стукая по нему снизу ладонями;
  • восемь раз бросить мяч под правую ногу так, чтобы он стукнулся сначала об землю, затем об стенку, после чего поймать его руками;
  • семь раз сделать то же самое, только через левую ногу;
  • стать лицом к стене и, расставив ноги, шесть раз бросить мяч сзади так, чтобы проскочил между ног, ударился об землю, об стенку, и поймать его руками;
  • пять раз повторить предыдущее упражнение, стоя к стене спиной;
  • четыре раза ударить мяч об стену, подождать, пока от отскочит от земли и, не ловя, еще раз ударить об стену, после чего поймать руками;
  • сложить ладони «лодочкой» и три раза, не роняя, ударить мячом об стенку;
  • два раза сведенными вместе кулаками ударить мячом об стенку;
  • один раз прямым пальцем ударить мячом об стенку.

В завершение сдать «экзамен»: по одному разу повторить все упражнения. Причем во время экзамена нельзя хихикать или смеяться.
Для игр «Картошка», «Одиннадцать» и «Вышибала» нужен уже волейбольный мяч, подходят эти игры детям постарше.
При игре в «Картошку» все становятся в круг и играют в волейбол, пасуя мяч друг – другу. Уронивший садится в круг. Его можно «спасти», попав по нему мячом. Если кто-либо из сидящих сможет перехватить летящий мяч, то спасены будут все, а в круг садится упустивший мяч.
Игра «Одиннадцать» очень похожа на «Картошку». Все также становятся в круг и первый пасующий произносит: «Один». Следующие игроки про себя считают пасы, одиннадцатый должен мяч отбить в землю. Если просчитался, то садится в круг.
Игра «Вышибала» требует очень большой сноровки и ловкости. Двое игроков становятся по краям довольно просторной площадки. Все остальные в центре. Их задача в том, чтобы увернуться от летящего мяча, а задача «вышибал» попасть в бегающих, тогда они вылетят из игры.
Но, конечно, не только с мячиком можно играть на улице.

«Прятки» — эта игра является одной из самых любимых, и не одно поколение детишек играло в нее. Правила игры очень просты. Ведущий должен отыскать всех спрятавшихся. Как только он кого-нибудь находит, то бежит с ним наперегонки к условленному месту. Добежавший первым обязан «застукалиться». Новым ведущим становится «застукаленный» последним. Одна из разновидностей этой игры – «Московские прятки». Отличаются «Московские» от «обычных» только началом игры. Ведущий становится спиной к остальным игрокам, и один из них хлопает его по плечу. Ведущий должен угадать того игрока, который его хлопнул. Если угадал, то этот игрок бежит или прыгает к какому-либо месту, если нет, то прыгать приходится самому ведущему. А остальные ребята в это время прячутся. Дальше игра продолжается, как обычно.

Самым настоящим приключением для детей с разгадыванием хитрых меток, распутыванием замысловатых следов и азартной погоней является игра «Казаки – разбойники». Играют в игру две команды. Одна остается в определенном месте и считает до заранее оговоренного числа, после чего начинает погоню. Другая команда убегает, показывая противнику направление своего движения начерченными мелом стрелками. Задача догоняющих в том, чтобы найти все стрелки, правильно сориентироваться и настичь убегающих. Игра учит быстро соображать, мыслить логически и ориентироваться на местности.
Разновидностями «салок» являются игры «квача» и «выше ноги от земли». В «квачу» играют двумя способами. В первом случае один игрок, «квач», догонят убегающих от него других игроков. Тот, кого он догонит, становится «квачом». Во втором случае все, кого сможет догнать «квач», превращаются в его помощников. В игре «выше ноги от земли» ловить разрешается только тех игроков, ноги которых находятся на земле. Чтобы спастись от догоняющего, можно залезть на какое-либо возвышение: скамейку, горку. А можно лечь на землю и задрать ноги вверх.
Большой выдержки и внимания требует игра «Тише едешь – дальше будешь». Для этой игры нужна довольно большая площадка. Чертятся две ровные линии на расстоянии примерно 30 метров. Одна «старт», другая «финиш». Все игроки, за исключением водящего, становятся на старте. Водящий стоит на финише спиной ко всем остальным. «Тише едешь – дальше будешь», произносит водящий. После чего командует: «Раз, два, три!». Игроки на старте начинают двигаться к финишу. Но, как только водящий поворачивается, все должны замереть. Не успевшие отправляются обратно на старт. Выигрывает первый добравшийся до финиша.
В игру «Светофор» особенно любят играть маленькие дети. На площадке двумя линиями рисуется условная дорога шириной в несколько метров. Все играющие, кроме «светофора» становятся у одной стороны дороги. «Светофор» же на самой дороге спиной к остальным. Он называет любой пришедший ему на ум цвет. Те, у кого такой цвет присутствует в одежде, получают право спокойно перейти дорогу. Остальные должны успеть быстро перебежать дорогу, пока «Светофор» не обернулся и не поймал их. Пойманный становится «Светофором».
С цветом связана и другая игра – «Краски». В этой игре один игрок – «монах», второй – «продавец», все остальные «краски». Каждая «краска» выбирает себе цвет и шепотом сообщает его «продавцу». «Продавец» со своими «красками» садится на скамейку. «Монах» подходит к ним и произносит: « Я монах в синих штанах, пришел к вам за краской». На что «продавец» отвечает: « За какой?» После этого «монах» называет какой-нибудь один цвет. Если названная краска есть, то «продавец» сообщает об этом «монаху» и предлагает расплатиться за нее, хлопая ему по ладони сколько-нибудь раз. За это время «краска» пытается убежать. Удается – присоединяется к сидящим на скамейке, нет – сама становится «монахом». Если же «монах» не угадывает цвет и названной им «краски» нет на скамейке, то он должен проскакать круг на одной ноге и начать все снова.
«Классики» любимая игра девочек. Наверное, каждый видел эти «классики», нарисованные на асфальте. Два столбика примыкающих друг к другу клеток, пронумерованных по кругу от 1 до 10. Играют камешком, иногда плоскими жестяными коробочками. Сначала камешек бросают на цифру 1, затем, прыгая на одной ноге и толкая ею же камешек, перебрасывают его по всем «классам». Удачно пройдя через все «классы», не наступив на линию и не дав камешку попасть на нее, начинают игру сначала, но уже со следующего «класса». Выигрывает прошедший без ошибок все «классы».
Очень часто, набегавшись и напрыгавшись, дети все равно не хотят уходить домой. Как раз для этого случая подходят более спокойные игры, такие, как «Колечко», «Золушка», «Числа».
При игре в «Колечко» ребята держат перед собой сложенные вместе ладошки, а ведущий между ними проводит своими руками, тоже сложенными «лодочкой», незаметно опуская кому-нибудь колечко или другой маленький предмет. И после его слов: «Колечко, колечко, выйди на крылечко», обладатель предмета должен быстро выскочить из ряда игроков, тогда как остальные пытаются его удержать. Если у него это получается, то он становится ведущим.
«Золушка» игра, когда все садятся на скамейку, каждый снимает одну туфлю и бросает ее в кучу. Один отворачивается и говорит кому отдать указанную другим туфлю. В конце игры все оказываются обутыми в непарную обувь, что получается очень смешно и вызывает обычно бурю восторга.
«Числа» игра, когда ведущим загадывается некоторое число. Остальные игроки пытаются его отгадать, а ведущий словами «больше» и «меньше» направляет их в нужную сторону. Отгадавшему – приз. Игра спокойная, но может быть очень веселой, если пофантазировать с призами.

И это далеко не все игры, которыми дети могут заняться на свежем воздухе. Очень часто они придумывают и свои, не менее веселые и увлекательные, ведь творческая жилка заложена в них от природы. И пусть себе играют, лишь бы были здоровы и счастливы.

Детство должно проходить под лозунгом движения и веселых игр. Если раньше дети с удовольствием лазали по деревьям, гоняли по двору с мячом и лепили песочные замки, то современные ребята подолгу проводят время за гаджетами. Это приводит к развитию гиподинамии и к другим проблемам со здоровьем. Однако все дети любят порезвиться, особенно это удается на улице. Поэтому игры на свежем воздухе всегда хорошо воспринимаются детьми и к тому же снижают риски возникновения стрессовых ситуаций, беспокойства и обеспечивают достаточной активностью.

Эмоциональное развитие

Игры на свежем воздухе позволяют ребенку вырваться за пределы своей квартиры, что снимает напряжение и стресс из-за учебных перегрузок. При этом дети, играя вместе, учатся взаимодействовать, находить общее решение и действовать в команде.

Постоянное нахождение в замкнутом пространстве и занятия дома снижают концентрацию внимания, дети перестают слышать просьбы взрослых и переутомляются. Те, кто часто проводит время на улице и при этом резвится в компании сверстников, реже страдают от недопонимания и имеют много настоящих друзей.

База для экспериментов

Окружающее пространство под открытым небом представляет неизведанное поле для многочисленных экспериментов, опытов, исследований и игр. Это способствует открытию заложенного природой потенциала детей и их творческому развитию.

Известно, что обучение всегда проходит легче, если ребенок увлечен и отдается какому-либо делу со всем азартом. Часто такое можно наблюдать на улице, когда взрослые организуют игры на свежем воздухе. Постепенно участие родителей сведется к минимуму, и ребятня сможет взаимодействовать самостоятельно.

Улица дает естественную, но очень мощную и разнообразную среду для обучения. При этом задействуются все органы чувств. Во время игры можно исследовать окружающее пространство, экспериментировать с природными материалами и создавать свое собственное представление об окружающем мире.

Необходимость в играх

Игры на свежем воздухе являются неотъемлемой частью маленьких (и не очень) детей. С их помощью ребятня развивает активность, проворность, ловкость, выносливость, выдержу и смекалку. Дети находят друзей, познают мир и выстраивают взаимоотношения. С помощью подвижных развлечений можно познать дух соперничества и командный дух. Часто стеснительные малыши преодолевают свой недостаток посредством веселого времяпровождения на улице.

Родители малышей должны их обучать, давать представление об окружающем пространстве. Этому способствуют подвижные игры на свежем воздухе, с которыми могут познакомить заботливые взрослые. Можно вспомнить те забавы, которые любили сами мамы и папы в детстве. Если идей недостаточно, то ниже представлен список различных игр, в зависимости от времени года и возраста участников.

Летние забавы

Теплый период года способствует максимальному нахождению на улице. В школе каникулы, детские сады часто закрывают для проведения профилактических мероприятий. Дети предоставлены сами себе. Чтобы их прогулки были максимально полезными, необходимо обучить их доступным играм и предоставить для этого необходимый инвентарь.

Используем мяч

Мячик наверняка найдется в любой детской компании. С его помощью можно организовать несколько веселых состязаний. Приведенные ниже игры с мячом рассчитаны на детей в возрасте от года до 10 лет.

«Забей мяч в ворота». Возраст: 1-3 года. Цель забавы: учить ребенка координировать движения рук и ног. Ворота изображают с помощью подручного материала: камней, палок, скакалки. Детей выстраивают в шеренгу, и каждый должен попасть мячом в ворота. Расстояние выбирается в зависимости от возможностей детей.

«Я знаю…». Возраст: 3+. Игра способствует развитию умения выполнять сразу несколько задач. Особенно девочки любят подобную забаву. Следует отбивать рукой мячик от земли и при этом говорить: "Я знаю пять имен (цветов, стран, фруктов, овощей, животных, городов)". Темы выбираются в зависимости от возраста и увлечений.

«Десятки». Возраст: 5+. Особенно привлекают такие игры с мячом мальчишек. Однако и девчонки не прочь показать свои умения. Для развлечения необходима стена. Мяч следует ударять о стену разными способами по десять раз:

  • волейбольный бросок;
  • ладонями снизу;
  • из-под левой ноги;
  • из-под правой ноги;
  • отскочив от земли.

Способы могут быть самые разные. Порой дети выдумывают очень интересные.

Командные игры со спортивным инвентарем

Если вышеприведенные забавы можно проводить с одним-двумя детьми, то для следующих понадобится не менее четырех.

«Вышибалы». Знакомая многим взрослым игра. Двое игроков располагаются на расстоянии 5 метров друг от друга, остальные - в центре. Цель: выбить участника мячом из центра. Победитель - тот, кто останется последним.

«Мяч под палкой». Двое игроков должны удерживать палку над землей (расстояние около 50 см). Остальные участники делятся на две группы и выстраиваются в шеренгу на определенном расстоянии. Цель: ударом ноги прокатить мяч под палкой. Расстояние постепенно увеличивается. Побеждает та команда, которая сможет удалиться от палки на дальнее расстояние.

Летние игры на улице для девочек

Многие родители вспомнят, как всем двором играли в подобные игры. Сейчас редко можно увидеть девочек, которые заняты подобным времяпровождением во дворе. Пора возобновлять традицию и вспомнить летние игры на свежем воздухе.

«Классики». Для этого мелом чертится таблица, где находится два столбика по пять клеток. Их нумеруют и используют плоский камешек или коробочку от крема, набитую песком. Необходимо, прыгая на одной ноге, передвигать камешек носком из одной клетки в другую. Если предмет или нога попадает на линию, то игру начинает второй игрок. Каждый пройденный тур позволяет перейти на новый уровень и начинать игру со следующего классика.

«Птички в клетке». В данном случае веселье зависит от количества детей. Часть девочек (могут участвовать и мальчики) образуют круг. Это будет клетка. Остальные участники за пределами круга изображают веселых птичек и бегают, размахивая руками. Как только ведущий скажет: «Клетка открывается», дети в круге поднимают руки, и "птички" залетают внутрь. После слов «клетка закрывается» необходимо успеть вылететь. Кто не успел, остается внутри. Побеждает самая ловкая "птичка".

Летние состязания

Активные игры на свежем воздухе подразумевают возможность устроить соревнования. Для этого потребуется несколько детей. Чем их больше, тем интереснее.

«Кто дольше». Дети закрывают глаза и поднимают одну ногу. Цель: простоять в таком положении как можно дольше.

«Зайка-попрыгайка». Необходимо прочертить черту. Участники становятся около нее и делают три прыжка. Сначала прыгают на двух ногах, потом можно попробовать на одной или задом. Победителем становится тот, кто дальше всех упрыгнет.

«Сороконожка». Игра на свежем воздухе для школьников, которые способны хорошо координировать телодвижения. Необходимо собрать две команды с равным количеством игроков. Команды выстраиваются в линию по росту. Затем садятся на корточки, и каждый просовывает левую руку между ног и хватает ею правую руку следующего ребенка. В итоге получится две «сороконожки», которые должны добраться до заранее намеченного места по команде ведущего. При этом руки расцеплять нельзя. Если это произошло, то необходимо остановиться и заново сцепить их.

Зимние забавы

Зима предоставляет массу возможностей веселого времяпровождения на улице. Но малышам не обойтись без содействия родителей. Поэтому, если погода позволяет и выпал снег, необходимо смело выходить на прогулку.

Игры для малышей

Игры на свежем воздухе зимой принесут не только пользу, но и массу положительных эмоций. Зимой просто необходимо кататься на санках. Но, чтобы забава не закончилась слезами, взрослые должны контролировать процесс и выбирать соответствующие места. Когда надоест кататься, можно поваляться в сугробах. Можно показать малышу, как сделать «ангела». Для этого, лежа на спине, необходимо двигать руками вверх и вниз, оставляя след на снегу. Потом следует встать и полюбоваться результатом.

Зимние игры на свежем воздухе помогут расширить кругозор малыша. Для этого с ребенком можно поиграть в «юного следопыта». Для этого сначала сравнивают отпечаток ноги взрослого и ребенка, выделяют их отличия. Потом обращают внимание на следы птичек, собак, кошек и сравнивают их с человеческими. В лесу можно обнаружить следы белочки. Такое открытие доставит малышу массу удовольствия.

Игры со снегом

Не стоит пренебрегать и лепкой снеговиков. Конечно, можно соорудить стандартный вариант с морковкой вместо носа, но можно воспользоваться другими идеями. Особенно оценят дети домик со свечкой. Для этого необходимо слепить из небольших комочков домик и внутрь поставить зажженную свечку. Такое сооружение подарит ребенку сказку, и все прохожие наверняка будут оглядываться.

Чтобы разнообразить зимние прогулки и отдохнуть от игр в снежки, можно предложить детям порисовать. Для этого понадобится бутылка воды с разведенной в ней краской. В крышке иглой проделывается отверстие, и образовавшейся струей можно рисовать причудливые узоры на снегу.

Игры с ведерком и лопаткой возможны не только в песочнице. Можно с их помощью соорудить целый замок. Для этого в ведерко набирают снег и из полученных блоков строят башню.

Игры на свежем воздухе зимой укрепляют иммунитет. Они позволяют подольше находиться на улице и существенно расширяют кругозор.

Веселые игры на свежем воздухе весной

Только весной можно познакомить малыша с уникальными и волшебными явлениями природы. В этом, конечно, помогут веселые развлечения. Время года капризное, но стоит одеть ребенка соответственно погоде и показать ему, чем можно заняться.

Веселые занятия

Детские игры на свежем воздухе весной часто предполагают запускание корабликов и игру с ним в догонялки. Для этого необходимо заранее смастерить подходящий образец. Лучше, если папа приложит к данному занятию руку и вырежет из дерева настоящий фрегат. Далее предстоит только найти подходящий ручеек и устроить соревнования.

Потом можно предложить ребенку соорудить плотину из веточек. Следует указать, что в этом месте вода скапливается и начинает искать другой выход.

Игры для детского сада

Игры на свежем воздухе в детском саду организовать довольно просто, ведь там всегда много детей одного возраста.

«Великаны и лилипуты». Дети стоят в кружочке, а воспитатель - ведущий, который отдает команды. При слове «лилипуты», дети должны присесть на корточки, при слове «великаны» - поднять руки. Ведущий может путать и говорить другие слова, например, встать, сесть, прыгать. При этом дети должны просто стоять. Победит тот, кто ни разу не ошибется.

«Бег наоборот». Дети делятся на две команды. При этом каждая пара поворачивается друг к другу спиной и хватается за руки. Необходимо в таком положении добежать до обозначенного места и прибежать обратно. Далее бежит следующая пара. Побеждает команда, которая первой выполнит задание.

«Четыре стихии». Игра на внимательность и развитие кругозора. Дети становятся в круг, а воспитатель располагается внутри с мячом. Далее он бросает мяч любому ребенку и произносит одно из четырех слов: земля, воздух, огонь и вода. Задача ребенка - правильно ответить на заданный шифр, о котором договариваются заранее:

  • Если названо слово «земля», то необходимо назвать животное.
  • «Воздух» - птица.
  • «Огонь» - махать руками и ногами.
  • «Вода» - рыба.

Тот, кто ошибется, становится в круг, и игра продолжается до последнего участника.

Развлечения для школьников

Подвижные игры на свежем воздухе можно устраивать на перемене или использовать свободное время. Для подросших детей можно предложить интересную забаву, которую они наверняка оценят.

Для этого выбирается «вода», а остальные образуют круг. После того как «вода» отвернется, дети начинают круг запутывать, но не расцепляя рук. Для этого можно переползать через других участников. После этого ведущий должен распутать паутину и вернуть круг в исходное состояние, также не размыкая рук участников.

После этого можно и побегать. Для этого подойдет игра «Кенгуру». Для нее понадобится как можно больше детей и маленький теннисный мячик. Дети делятся на две команды с помощью считалки и выстраиваются в шеренгу. Метрах в пяти от каждой команды следует установить кеглю или палку. Каждый участник должен, зажав между ног мячик и прыгая, как кенгуру, преодолеть препятствие. Побеждает та команда, участники которой первыми выполнят задание.

«Баба-яга в ступе». Необычное развлечение для школьников и старших дошкольников. Понадобится ведро и палка. Участники делятся на команды, и каждая получает свой инвентарь. Необходимо по очереди обежать препятствие, вставив одну ногу в ведро, при этом в руках удерживать палку. Побеждает команда, которая первой преодолеет препятствие.

Заключение

Игры на свежем воздухе для детей имеют большое значение в эмоциональном и умственном развитии. На улице подобные забавы организовать значительно легче, ввиду достаточности места. С помощью правильно подобранных игр дети познают окружающий мир, учатся взаимодействовать и жить по правилам.

Подвижные игры не только способствуют укреплению здоровья, но и развивают мышление, повышают ловкость, смекалку и сообразительность. Помимо того, что подвижные игры полезны, они еще и очень увлекательны. Ведь детям всегда хочется прыгать, скакать и бегать.

Игры выбираются в зависимости от возраста участников и времени года. В зимнее время лучше сразу начинать прогулку с подвижных забав. Веселые и увлекательные соревнования помогут детям не замерзнуть и обрести красивые румяные щечки.

Летом игры с повышенной интенсивностью следует проводить вечером или в тени. Однако в обеденное время их лучше не устраивать и отдать предпочтение более спокойным.

ЦВЕТА

Игроки становятся в круг. Ведущий командует: "Коснитесь жёлтого, раз, два, три!" Игроки как можно быстрее стараются взяться за вещь (предмет, часть тела) остальных участников в круге. Кто не успел - выбывает из игры. Ведущий снова повторяет команду, но уже с новым цветом. Побеждает оставшийся последним.

КОСМОНАВТЫ

По краям площадки чертят 6-8 треугольников - "ракетодромов". Внутри каждого из них рисуют круги - "ракеты", но обязательно на несколько кругов меньше, чем играющих. Все участники встают в круг в центре площадки. По команде ведущего идут по кругу, взявшись за руки, говоря слова: "Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!" После этого все бегут к "ракетодрому" и занимают места в "ракетах". Кто не успел занять место - выбывает из игры.

"ПОЙМАЙ ВОРОБЫШКА".

Дети становятся в круг, выбирают "воробья", "кошку". "Воробей" в кругу, "кошка" - за кругом. Она пытается вбежать в круг, поймать "воробья". Дети не пускают.

"ЗАЙМИ ДОМИК".

Дети разбиваются на пары, берутся за руки - это домики. Группа детей - птички, их больше, чем домиков. Птички летают. "Закапал дождик", птички занимают домики. Кому не хватило домика, выбывают из игры, а потом меняются с детьми-"домиками".

САНТИКИ

Играющие стоят в кругу. Водящий на несколько секунд отходит от круга на небольшое расстояние… За этом время играющие выбирают, кто будет "показывающим". Этот игрок должен будет показывать разные движения (хлопки в ладоши, поглаживание по голове, притоптывание ногой и т.д.) Все остальные играющие должны тут же повторять его движения. После того, как показывающий выбран, водящего приглашают в центр круга. В его задачу входит определить, кто показывает все движения. Движения начинаются с обыкновенных хлопков. При этом, на протяжении всей игры хором произносятся слова "Сантики-фантики-лим-по-по". В незаметный для водящего момент показывающий демонстрирует новое движение. Все должны мгновенно его перенять, чтобы не дать возможности водящему догадаться, кто ими руководит. У водящего может быть несколько попыток для угадывания. Если одна из попыток удалась, то показывающий становится водящим.

ЗАКОЛДОВАННЫЙ ЗАМОК

Играют 2 команды. 1 должна расколдовать "замок", а 2 - помешать им в этом. "Замком" может служить дерево или стена. Около "замка" находятся главные ворота - дворе ребят из 2-ой команды с завязанными глазами. Вообще у всех игроков этой команды глаза должны быть завязаны. Они произвольно, так, как им хочется, располагаются на игровой площадке. Иигроки, которые должны расколдовать "замок" по команде ведущего начинают бесшумно двигаться к лавным воротам. И задачи - незаметно дойти до ворот, пройти сквозь них и дотронуться до "замка". При этом игра считается оконченной. Но задача 2-ой команды с завязанными глазами осалить тех, кто движется к "замку". Те, кого осалят, выбывают из игры. По окончанию игры ребята меняются ролями. Оговорить условие: будут ли ребята из 2-ой команды стоять на месте или они могут передвигаться по площадке.

БЕРЕГ И РЕКА

На внимание. На земле чертятся 2 линии на расстоянии 1 м. Между этими линиями "река", а по краям - "берег".Все стоят на "берегах". Ведущий подает команду: "РЕКА", и все прыгают в "реку". По команде "БЕРЕГ", все выпрыгивают на "берег".

ЕХАЛ ЦАРЬ ПО ЛЕСУ

Ехал царь по лесу, по лесу, по лесу Нашел себе принцессу - 3 р Давай с тобой попрыгаем - 3 И ножками подрыгаем - 3 Мы ручками похлопаем - 3 И ножками потопаем - 3 Давай с тобой покружимся - 3 Ну, а потом подружимся - 3

КАПКАНЧИКИ

Четыре играющих встают парами, взявшись за обе руки и подняв их вверх. Это капканы, они располагаются на незначительном расстоянии друг от друга. Все остальные берутся за руки, образуя цепочку. Они должны двигаться через капканы. По хлопку ведущего капканы "захлопываются", т.е. капканы опускают руки. Те, кто попался в капан, образуют пары и тоже становятся капканами.
Рассчитать на 1-ый и 2-ой. Первые номера встают в круг, поднимают руки и говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз - прощается
Второй раз - запрещается
А на третий раз - не пропустим вас.
Остальные бегают цепочкой под руками по кругу. (круг может двигаться)

НЕВОД

Двое или трое играющих берутся за руки, образуя "невод". Их задача - поймать как можно больше "плавающих рыб". Если "рыбку" поймали, то она присоединяется к водящим и становится частью "невода".

ГОРЕЛКИ

Играют на лужайке, летней площадке не менее 20-30 м 15-25 человек. Участники, разделившись на пары, берутся за руки. Пары становятся друг за другом вереницей. Впереди в 3-5 м от первой пары стоит водящий. Все говорят хором:
Гори, гори ясно.
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят…
Водящий стоит спиной к играющим. Начиная со слов "глянь на небо", он смотрит вверх. В это время последняя пара разъединяет руки и идет вперед. Почти поравнявшись с "горельщиком", ждут слова "звенят" и бросаются бежать вперед мимо водящего. Он гонится за любым из них и старается поймать, коснувшись рукой, прежде, чем они снова возьмутся за руки. Кого "горельщик" поймает, с тем и становится парой впереди вереницы. Водит оставшийся. Если "горельщик" никого не поймал, он снова "горит" - ловит следующую пару.
"Горельщик" не имеет права оглядываться и подсматривать. В противном случае приготовившаяся бежать пара может поменяться очередью с другой. Никто не должен начинать бег прежде, чем прозвучит слово "звенят".
"Горельщик" может ловить бегущих только до тех пор, как они возьмутся за руки.

ЗЕМЛЯ, ВОДА, ВОЗДУХ, ОГОНЬ

Для этой народной армянской игры понадобится мяч. Все становятся в круг, в середине - ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: "земля", "вода", "воздух", огонь". Если ведущий сказал "земля", тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово "вода" играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово "воздух" - названием птицы. При слове "огонь" все должны несколько раз быстро перевернуться кругом, взмахивая руками. Затем мяч возвращается ведущему. Те, кому не удается правильно отреагировать на слова ведущего, выходят из игры.

АТОМЫ И МОЛЕКУЛЫ

Все играющие беспорядочно передвигаются по игровой площадке, в этот момент они все являются "атомами". В молекуле м.б. и 2, и 3, и 5 атомов.
Играющим по команде ведущего нужно будет создать "молекулу", т.е. схватиться друг за друга. Если ведущий говорит: "Реакция идет по три", то сцепляются 3 игрока и т.д. Сигналом к тому, чтобы молекулы вновь распались на отдельные атомы, служат команды ведущего: "Реакция окончена".
Сигналом для возвращения в игру временно выбывших игроков служит команды:4 "Реакция идет по одному".

ВЫЗОВ

На двух противоположных сторонах площадки чертят линии "городов", делят играющих на две команды и выбирают капитанов. Каждая команда выстраивается шеренгой за линией своего города лицом к середине площадки. Капитан команды, начинающий игру, посылает любого игрока в город другой команды. Ее участники вытягивают вперед правые руки, согнутые в локтях, ладонями вверх. Посланный игрок последовательно три раза касается ладони одного или ладоней двух-трех игроков, произнося: "Раз, два, три!" после третьего касания он бежит назад к своему городу, а тот кого он коснулся в третий раз, бросается следом, стараясь поймать (осалить) вызвавшего.
Если он поймает, вызвавший идет в плен и становится в затылок за ним. Если не поймает, сам идет в плен.
Затем капитан другой команды посылает своего игрока на вызов. Посланный игрок должен вызвать такого противника, который слабее или равен по быстроте бега. Если он сильный бегун, то может выручить взятого в плен игрока своей команды. Для этого он вызывает игрока, за которым стоит пленник. Если вызванный не догонит его, то идет в плен, и его пленник тоже возвращается в свою команду. Если же вызванный догонит противника, то у него будет уже два пленника. Выигрывает команда, в которой будет больше пленных. Обычно капитан тоже участвует в игре, и, если он попадет в плен, его заменяет другой игрок. Капитана стараются выручить во что бы то ни стало.

САЛКИ НА ОДНОЙ НОГЕ

Назначается водящий - салка, все остальные свободно размещаются на площадке. Салка, прыгая на одной ноге, старается догнать и осалить игроков, а те тоже прыгая на одной ноге, увертываются. Если салка догнал и коснулся игрока, они меняются ролями. Время от времени можно менять ногу, на которой прыгаешь, но переходить на бег запрещено.

ВОЛК ВО РВУ

Посредине игровой площадки чертят ров две параллельные линии шириной 50-60см. Во рву находятся два водящих волки. Остальные играющие козочки находится на одной стороне рва. По сигналу ведущего козочки стараются переправиться через ров, чтобы попасть на другую сторону площадки на пастбище. Волки могут ловить коз, только находясь во рву (в тот момент, когда козы прыгают или когда они находятся рядом со рвом). Коза, прибежавшая ко рву, но побоявшаяся волка и не прыгнувшая в течении трех секунд, считается пойманной. Осаленные отходят в сторону, их считают, и они снова включаются в игру. Каждый раз ведущий дает сигнал для начала выхода коз на пастбище. После двух-трех раз перебежек выбираются новые волки, и игра повторяется. Выигрывают козы, ни разу не пойманные, и волки, поймавшие наибольшее число коз.

УДОЧКА

Играющие встают в круг. В середине его водящий с веревкой, на конце которой привязан мешочек с песком. По команде ведущего водящий начинает кружить веревку с мешочком над землей так, чтобы мешочек постоянно касался земли. Играющие перепрыгивают через веревку, когда она подходит к ногам, стараясь не задеть. Задевший становится водящим.

СТОЙ

Игроки образуют круг и рассчитываются по порядку. Один становится водящим. Он берет маленький мяч и выходит на середину. Водящий сильно ударяет мячом о землю и называет чей-либо номер. Вызванный бежит за мячом, а остальные разбегаются по площадке. Как только вызванный схватит мяч, он кричит: "Стой!", и все должны мгновенно остановиться. Тогда игрок с мячом бросает его в ближайшего к нему, но тот может увертываться, не сходя с места. Если бросающий промахнется, то должен бежать за мячом, а в это время остальные могут перебежать подальше. Взяв мяч, водящий снова кричит "Стой!" - и старается кого-либо осалить. Осаленный становится новым водящим, играющие окружают его, и игра начинается сначала.
Вариант. Водящий не ударяет мячом об землю, а бросает мяч возможно выше и называет номер какого-либо игрока, тот ловит, и если поймал, то сразу же может бросать вверх, называя другой номер. Если вызванный не поймает мяч и он упадет на землю, нужно его быстро подобрать и далее поступать так, как указывалось выше: салить ближайшего и т.д.

ВЫШИБАЛЫ

Водящий с мячом (волейбольным) - вышибала, остальные произвольно размещаются на площадке. По сигналу вышибала начинает бросать мячом в играющих, которые стараются увернуться или убежать подальше. Вышибала тоже может бегать по площадке, и его задача - запятнать мячом как можно больше игроков. Когда это удается, он считает вслух: "Раз, два, три…" и т.д. Игроки могут ловить брошенный в них мяч и, когда им это удается, становятся вышибалами. Когда высоко летящий мяч попадает в голову игрока, он не выбывает из игры. Иногда даже приходится отбить головой мяч, если вовремя не удается от него увернуться. Побеждает игрок, осаливший мячом большее число участвующих школьников.

НЕ ДАЙ ВОДЯЩЕМУ

Один из играющих - водящий - находится внутри круга, а все остальные - вне, стоящие вне круга перебрасывают во всех направлениях мяч, а водящий старается до него дотронуться. Бросать нужно не выше головы, можно катать мяч по полу. Если водящему удается мяча, он входит в круг, а водящим становится тот, при броске которого был осален мяч. Вариант. В игру вводят два мяча и в кругу находятся двое водящих.

ЗАЩИТНИК

Играющие становятся в круг. В центр его кладется мяч или становится три булавы. Около положенного предмета стоит защитник. Играющие, перекидывая мяч друг другу, стараются отвлечь защитника в сторону и затем быстрым броском попасть в находящийся в центре круга предмет. Защитник старается отбить мяч. Играющий, которому удается попасть в цель, становится защитником.

С Н А Й П Е Р

Играют на волейбольной площадке (или чертят квадраты примерно такого же размера). Играющие разделяются на две команды, в каждой назначается капитан. Команды становятся в квадраты, капитаны за лицевыми линиями площадки, на противоположных сторонах, т. е. так чтобы между капитаном и командой находилась команда противника. Играют волейбольным мячом.
Вначале между капитаном и игроками его команды, которым по жребию досталось право начать игру, проводится два раза переброска мяча:
капитан бросает мяч в поле, ему его возвращают. Это делается для того, чтобы игроки другой команды имели время занять удобные места на площадке.
Третьим броском можно начать пятнать. Игрок, задетый мячом, который в него бросили, должен покинуть поле и перейти к своему капитану. Попадание не зачитывается, если мяч попал в голову. При ловле или любом другом попадании в игрока отскочивший или уроненный мяч может быть поднят. Но если он выкатился за пределы площадки на сторону противника, команда теряет его.
Когда в команде все игроки выбиты с поля, на поле выходит капитан (он может выйти на поле в любое время, но только если его команда владеет мячом). На место капитана на лицевую линию поля становится один из выбитых или находившихся в поле игрок. При выходе на площадку капитана снова делается два раза переброска, а с третьего раза уже можно пятнать. Выигрывает игру команда, выбившая с поля всех игроков противника (включая вышедшего на поле капитана).
Вариант. Игра начинается с того, что ведущий подбрасывает мяч, и игроки, подпрыгнув, стараются рукой отбить в сторону своей команды; осаленный игрок идет за лицевую линию команды противников и остается там до тех пор, пока свои игроки не перебросят мяч ему в руки, после этого он возвращается в свою команду и наравне с другими; играют на время и результат определяют по тому, кто больше имеет пленных.

ЧЕТЫРЕ МЯЧА

Две команды располагаются на волейбольной площадке с разных сторон сетки. Каждая имеет по два волейбольных мяча. По сигналу руководителя игроки бросают мячи из разных углов (от задних линий) площадки на сторону противника. Задача состоит в том, чтобы поймать или поднять и как можно скорее перебросить эти мячи на сторону противника. Команда проигрывает очко, если на ее стороне оказывается три мяча. Она проигрывает очко и в том случае, когда брошенный мяч пройдет под сеткой или приземлится за пределами площадки. Игра состоит из двух-трех партий по 10 очков. После каждого разыгранного очка мячи вводятся в игру новыми парами играющих. В ходе игры все перемещаются на площадке по часовой стрелке (как в волейболе).

ОБГОНИ МЯЧ

Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. За круг выходит водящий. Через пять-шесть человек от того места, где он находится, одному из играющих дается волейбольный мяч. После сигнала водящего стоящие в кругу начинают быстро передавать друг другу мяч по кругу, а водящий бежит в том же направлении. Он старается, обежав круг, стать на свое место раньше, чем мяч, обойдя круг, вернется в начальный круг. Если водящему удается обогнать мяч, а тот становится водящим. Мяч не разрешено перебрасывать друг другу, его можно только передавать из рук в руки.

КРУГОВАЯ ПОГОНЯ

Разбившись на две команды, игроки образуют два круга. Каждый игрок, стоящий во внутреннем круге, запоминает стоящего впереди его игрока противоположной команды. Затем по сигналу ведущего игроки, стоящие в кругах, начинают двигаться приставными шагами в разные стороны. По второму сигналу игроки внешнего круга разбегаются, а игроки внутреннего круга их преследуют. Преследовать надо только впереди стоящего игрока. Ведущий считает до тридцати, потом говорит: "Стой!" - и подсчитывает осаленных. Затем команды меняются ролями.

ОДИН В КРУГЕ

Старинная, но до сих пор очень популярная игра венгерских школьников. Пятнадцать- двадцать играющих становятся в круг и перебрасывают друг другу маленький мяч. Если кто-нибудь уронит мяч, то он выходит в середину круга. Стоящие в кругу продолжают перебрасывать мяч, следя, чтобы стоящий в центре его не перехватил, а затем бросают в стоящего посередине, стараясь в него попасть. Если попадут, то отскочивший мяч ловят и снова бросают. Но если стоящий в середине перехватит мяч, он бросает в кого-нибудь из стоящих в кругу, и если попадет, то меняется с ним местами. Игра ведется в быстром темпе и очень эмоциональна.

КРУГОВОЙ ОБСТРЕЛ

Чертят круг диаметром 8 -10 метров. В него входят десять игроков - по пять от каждой команды. Еще столько же игроков становится с внешней стороны круга, причем от каждой команды через одного. Чтобы обозначить их зону, от круга чертят линии в виде лучей. Командам дают поясные повязки разного цвета. По жребию мяч передается из команд. Каждый игрок может перебрасывать его партнеру, находящемуся в кругу или вне его. Улучив благоприятный момент, стоящий за кругом старается попасть мячом в игрока противоположной команды, находящегося в кругу. Тот старается увернуться или поймать мяч (в последнем случае он передает мяч партнерам, а сам остается в кругу, продолжая играть). Если мяч попал в игрока и, отскочив, упал на землю, игрок выбывает - покидает площадку. Касание мячом после отскока от земли или от другого игрока не считается осаливанием. Еще одно правило находящиеся вне круга не имеют права в борьбе за мяч пересекать разграничительные линии с соседями из другой команды или вырывать мяч из рук. При нарушении этого правила мяч передается другой команде. Проводится две партии, и победа присуждается той команде, которая быстрее выбила всех противников.

СКАКАЛКА-ПОДСЕКАЛКА

Один из игроков берет скакалку за один конец и, выйдя в середину площадки, вращает ее горизонтально, перехватывая за спиной из одной руки в другую. Остальные участники сидят в кругу, опираясь руками сзади, и, когда скакалка проходит у них под ногами, поднимают их вверх. Тот, кого скакалка подсекла, выходит из игры.
Вариант. Играющие находятся в упоре лежа на руках, с опорой на колени. Толчком рук они поднимают тело от пола, пропуская скакалку под руками.

ТЯНИ В КРУГ

На земле чертят два концентрических круга - один в другом - диаметром 1 и 2 м. Все играющие окружают большой круг и крепко берутся за руки. По сигналу ведущего все начинают двигаться по кругу вправо или влево, не отпуская соединенных рук. По второму сигналу все останавливаются и стараются втянуть за руки своих соседей в круг. Играющие, спасаясь стремятся или перепрыгнуть большой круг, чтобы попасть в малый, где разрешено находиться, или перешагнуть, но так, чтобы не разъединить руки. Попавший в большой круг снова берутся за руки. Игроки, разъединившие руки во время перетягивания, выходят из игры оба. Когда оставшиеся игроки не смогут окружить большой круг, они встают вокруг малого круга и втягивают друг друга в него. В этом случае спастись от втягивания некуда.

БОЙ ПЕТУХОВ

На земле чертят круг диаметром 3-4 м. Играющие делятся на две команды и выстраиваются в две шеренги около круга одна против другой. В каждой команде выбирают капитана. Капитаны посылают по одному игроку - петуху - в круг. Каждый из них встает на одну ногу, другую подгибает, руки кладет за спину. По сигналу ведущего петухи, прыгая на одной ноге, начинают выталкивать плечом друг друга из круга или стремятся заставить своего противника встать на обе ноги. Победитель выигрывает очко для своей команды. Затем в середину круга идет следующая пара петухов и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока все не побывают в роли петухов. Выигрывает команда, игроки которой одержали больше побед. Если во время выталкивания оба игрока выйдут из круга, победа никому не присуждается.

ВЫТОЛКНИ ИЗ КРУГА

На площадке чертится четыре - шесть кругов диаметром по 3 м. Все играющие делятся на две равные команды и выстраиваются в шеренгу на противоположных сторонах площадки лицом одна к другой. В каждой команде выбирается капитан. Капитаны посылают по одному игроку в каждый круг. Пары, находящиеся в кругах, получают по гимнастической палке. Оба игрока держат палку в руках, прижимая один ее конец локтем. По сигналу игроки, нажимая на палку, стараются вытолкнуть друг друга из круга. Победитель получает выигрышное очко. Затем в круги становятся новые пары.
Команда-победительница определяется по сумме полученных очков. Проигравшим объявляется заступивший хотя бы одной ногой за черту круга. Если из круга выйдут одновременно оба игрока, очко никому не присуждается. Время соревнования пар можно ограничивать 1-2 мин.

ПОТЯГ (белорусская игра).

Участники игры выстраиваются на центральной линии (крайние). Игроки разных команд стоят через одного и обращены лицом в разные стороны. По сигналу играющие берутся под руки, образуя цепь. По второму сигналу начинают толкать и тянуть своих соперников по команде, стараясь завести за крайнюю линию. Таким образом проводится несколько попыток, по результатам которых выявляется команда-победительница.

САЛКИ С ФУТБЛЬНЫМ МЯЧОМ

Шесть семь играющих становятся на поле в произвольном порядке, один из них салка. По сигналу салка старается догнать и осалить кого-либо, но другие игроки ударами ноги передают ему мяч, а салить имеющего мяч нельзя. Тогда салка переключается на поимку другого игрока, но и ему передают мяч. От салки требуется много ловкости и быстроты, чтобы улучшить подходящий момент и осалить не успевшего перехватить мяч. Если салка коснулся мяча или завладел им, его сменяет тот, кто сделал неточную передачу. Выигрывает тот, кто ни разу на был водящим салкой или водил меньшее число раз (первый салка не учитывается).

ФУТБОЛ РАКОВ

Это развлекательная игра, дающая, однако, значительную физическую нагрузку. Ее проводят на баскетбольной или волейбольной площадке. "Раки" либо сидят, либо передвигаются по площадке в положении упора лежа сзади, не выходя за ее пределы. По сигналу водящий, стоящий на лицевой линии, ударом мяча старается попасть в одного из раков. Последние могут защищаться от попадания мячом, выставляя ноги навстречу мячу или передвигаясь в указанном положении. Если водящий попал мячом в туловище или руки игрока, он меняется с ним местами. Если же водящий промахнулся или попал игроку в ноги. Раки, получив мяч в свое распоряжение, начинают передавать его друг другу ногами, передвигаясь в соответствующей позе по площадке. Когда водящему удастся отобрать мяч у раков, он снова метает его в раков с того места, где перехватил.
Игра длится около 10 минут. Выигрывают или бывшие ни разу водящими или меньше число раз.

ПЕРЕДВИГАЙСЯ БЫСТРО

В лесу ведущий ставит задачу играющим: передвигаться за ним скрытно, находясь на расстоянии 30-40 м. Когда играющие займет места на указанном расстоянии, ведущий идет вперед, но время от времени останавливается, оборачивается и старается заметить кого-либо из играющих. Замеченный и названный правильно по фамилии пристраивается к нему. Так делается до тех пор, пока не останется один не замеченный, он будет победителем (при условии, что соблюдал указанную дистанцию).

МАСКИРУЙСЯ БЫСТРО

Ведущий считает до двадцати, закрыв глаза. За это время играющие должны разбежаться в разные стороны и быстро спрятаться. Закончив счет, ведущий дает свисток (говорит:"Начинаю искать!") и, открыв глаза, осматривает все кругом, не сходя с места. Всех обнаруженных он называет по фамилиям. Выигрывает тот, кто будет обнаружен последним.

ИГРА С МЕДВЕДЕМ

Играющие становятся в круг. Посередине на скамеечке сидят медведь и его страж. Оба держат в руках концы полуметровой веревки (на концах делают узлы, чтобы было легче держать). Стоящие кругом осторожно пододвигаются к медведю, стараясь его коснуться. Но и медведь, и его страж могут схватить игрока. Если это удастся, то схваченный становится медведем, а медведь стражем. Но схватить играющего не легко, так как движениям медведя и стража мешает веревка, которую они не имеют права выпускать из рук.

ЛАБИРИНТ

Дети встают в несколько шеренг. 2 водящих (заяц, волк). Дети стоят на расстоянии вытянутой руки (боковые не поднимают руки) Заяц бегает по лабиринту не пробегая под руками. По команде воспитателя "направо" дети поворачиваются и заяц уже бегает по другому лабиринту. Волк догоняет зайца, если догонит - меняются.

ХОХОТУНЬЯ

Играет любое количество участников. Все участники игры, если это свободная площадка, образуют большой круг. В центре - водящий с платочком в руках. Он кидает платочек вверх, пока он летит до земли все громко смеются, платочек на земле - все утихают. Только платочек коснулся земли, вот здесь-то и начинается смех, и с самых смешливых берем фант - это песня, стих и т.д.

ЗДРАВСТВУЙТЕ

Все встают в круг лицом плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из играющих. Водящий и играющий, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки и говорят: "Здравствуйте". Можно еще назвать свое имя. Потом они бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.

ЗАЯЦ БЕЗ ЛОГОВА

Дети стоят парами лицом друг к другу, подняв сцепленные руки вверх. Это "домики" или "логово зайца". Выбираются двое водящих - "заяц" и "охотник". Заяц должен убегать от охотника, при этом он может спрятаться в домик, т.е. встать между играющими. Тот, к кому он встал спиной, становится "зайцем" и убегает от охотника. Если охотник осалит зайца, то они меняются ролями.

ЗООПАРК.

Все садятся в круг так, чтобы один стул был свободным. В центре круга стоит водящий. Каждый участник, сидящий в кругу, называет себя каким-нибудь животным. Участник, сидящий слева от свободного стула, хлопает правой рукой по нему и называет какое-нибудь животное. Тот, кто услышал название животного, выбранного им, должен занять свободный стул. Участник, справа от которого освободился стул, должен хлопнуть по нему и назвать другое животное. Задача водящего - успеть занять стул до хлопка. Тот, кто не успел хлопнуть, становится водящим.

ГДЕ ПРАВАЯ, ГДЕ ЛЕВАЯ?

Дети прыгают под счет. Когда воспитатель говорит "правая", дети отставляют правую на носок. (руки на пояс)

1. Белки, мышки, зайцы (11-16 лет)

Игра: Играют 15-30 человек. Участники делятся на группы по 5 или по 10 игроков. Ведущий дает группам названия: белки, зайцы, мышки. Выбирается водящий. На расстоянии 5 метров друг от друга кладут 3 обруча. Это "домики" зверушек. Ведущий дает команду, допустим, "Белки-мышки!". Названные группы должны поменяться "домиками". Игрок, пойманный водящим, становится водящим, водящий присоединяется к той команде, из которой был пойманный. Ведущий может подать и такой сигнал: "Мышки, белки, зайцы!". Тогда все три команды должны покинуть свой домик и занять любой другой.

2. Разведчики и часовые (11-16 лет)
Подготовка: Играющие делятся на две команды - разведчиков и часовых - и выстраиваются вдоль двух противоположных сторон площадки на расстоянии 18-20 м одна от другой. В трех шагах перед шеренгами проводится линия, а в середине, в очерченный круг кладется волейбольный мяч. Игроки в командах рассчитываются по порядку номеров. Задача команды разведчиков - унести мяч за свою линию, задача игроков другой команды - воспрепятствовать этому. Игра: Ведущий громко называет номер, и игроки, стоящие напротив (имеющие этот номер), подбегают к мячу. Если часовой зазевался, разведчик хватает мяч и убегает с ним в свой дом, а часовой идет в плен, становится за спиной разведчика. Если же оба игрока одновременно выбегают на середину, то задача разведчика заключается в том, чтобы, выполнив ряд отвлекающих упражнений (движения руками, прыжки на месте и с поворотом, выпады и т. п.), отвлечь внимание часового (он повторяет вслед за разведчиком эти движения) и унести мяч. Если разведчик схватил мяч, но часовой настиг его и осалил рукой, пленным становится разведчиц, в противном случае он выигрывает поединок. Игра продолжается до тех пор, пока все номера не примут участие в игре. Пленные подсчитываются и отпускаются в свои команды. Игра повторяется, игроки при этом меняются ролями. В итоге победа на стороне команды, сумевшей взять больше пленных. Правила игры обязывают часового повторять все движения разведчика, иначе он проигрывает. Преследовать убегающего игрока можно только до черты его дома. Игрок, уронивший мяч, считается пойманным. Каждый раз на место мяч ставит разведчик.

3. День и ночь (8-16 лет)

Все играющие делятся на две команды. Одна команда – «день», другая – «ночь». Выбирается ведущий. Подготавливается два комплекта колпачков черных и белых по числу участников. «День»надевает белые, а «ночь» черные колпачки. Каждый игрок носит с собой колпачок противоположного цвета. Ведущий кричит: «День!» и соответствующая команда ловит играющих команды «Ночь». Пойманные надевают белые колпачки – переходят в другую команду. Затем наоборот. Чередования дня и ночи должны быть равномерными. Побеждает команда, в которой к концу игрового времени больше игроков.


4. Перелет птиц (8-16 лет)

Игроки делятся на две команды. Каждая – это стая птиц. Выбирается ведущий – охотник. Стаи должны стоять по разные стороны от охотника (на разных сторонах игрового поля). Каждый играющий придумывает себе название любой птицы (охотник не должен знать у кого какое название). Затем охотник выкрикивает название любой птицы. Если таковая есть в команде, то она должна перелететь в другую команду так, чтобы ее не поймал охотник. Если названные птицы есть в обеих командах, то они меняются местами. Та птица, которую поймал охотник становится ведущим (либо просто выбывает из игры).

Ведущий говорит слова: "Мы - веселые мартышки, мы играем громко слишком. Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем, надуваем щечки, скачем на носочках и друг другу даже язычки покажем. Дружно прыгнем к потолку, пальчик поднесем к виску. Оттопырим ушки, хвостик на макушке. Шире рот откроем, гримасы все состроим. Как скажу я цифру 3, - все с гримасами замри!" Игроки повторяют всё за ведущим.

6. Ручеек (8-16 лет)

Игра: Игроки образуют пары, берутся за руки и поднимают их вверх образуя ворота, Ворота становятся друг за другом на расстоянии шага. Один или несколько участников идут под воротами и выбирают пару, разбивая ворота. Пара - новые ворота, пройдя под всеми воротами, становятся в конце колонны. Оставшаяся половинка выбирает себе новую. И так по кругу.

7. Паровозик (6-16 лет)

Все становятся паровозиком и начинают двигаться вперед под музыку. Ведущий резко выключает музыку, все должны остановиться. Кто при этом "сбил" впереди идущего или оторвался от всех, тот выбывает. Для удобства ведущих может быть двое: тот, кто отвечает за музыку, и тот, кто ведёт "паровоз". Чем больше народу - тем лучше. Без свалок не обходится. Главное - правильно подобрать музыку и не делать равномерных интервалов между выключениями.

8. Хитрая лиса (6-16 лет)

Играющие становятся в круг, закрывают глаза. Водящий обходит круг и незаметно задевает одного из игроков – это хитрая лиса. Все открывают глаза и кричат «Хитрая лиса, где ты?» три раза. После третьего раза все разбегаются, а лиса старается догнать кого-либо. Тот, кого лиса поймала, становится водящим.

9. Свечи (8-16 лет)

Игроки выбирают ведущего, который будет их «зажигать», то есть салить. Осаленный игрок должен ответить на вопрос или загадку ведущего, пока тот считает до трех. Если игрок не отвечает, то он «сгорает». Так выявляются самые длинные «свечи».
*При этой игре можно не бегать, а сидеть в кругу. Тогда вопросы задаются по очереди всем, но счет до трех сохраняется.

10. Птицы. (8-16 лет)

Дети по считалке выбирают «хозяйку» и «ястреба», остальные – «птицы». «Хозяйка» тайком от «ястреба» дает название каждой птице. Прилетает «ястреб» и начинает переговоры с «хозяйкой»:

  • За чем пришел?
  • За птицей.
  • За какой?

Ястреб называет, например, кукушку. Кукушку выбегает, ястреб ее ловит. Если названной ястребом птицы нет, хозяйка прогоняет его. Игра продолжается, пока ястреб не поймает всех птиц.

Ястреб может гнаться за птицей только после того, как она переступит линию и побежит по площадке. Пойманная птица не играет до конца игры.

11. Я змея, змея, змея (11-16 лет)

Участники стоят в круге, через одного - мальчик, девочка. Начинает вожатый, подходя к кому-нибудь со словами: «Я змея, змея, змея, хочешь быть моим хвостом?». Если ответ положительный, то спрашиваемый проползает под ногами ведущего, знакомится и своей правой рукой берёт левую руку спрашиваемого через ноги. В случае отрицательного ответа звучит фраза: «А придётся!», и идёт сцепление. Таким образом, с каждым разом змея всё больше и больше увеличивается. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не присоединятся друг к другу.

12. Джунгли (8-16 лет)

Играющие делятся на три команды: синие, зеленые и красные. У каждого члена команды на голове повязка соответствующего цвета. Игра проводится на ограниченной территории, но не в помещении, повязки (цвет) менять нельзя, если осалили, то повязку отдавать без сопротивления.

Синие ловят зеленых, зеленые – красных, красные – синих. Команды следует выпускать с промежутком времени, чтобы дать убежать предыдущей команде. Отобранные повязки отдавать ведущему. Выигрывает та команда, которая быстрее переловит своих жертв.

13. Голова дракона (11-16 лет)
Играющие цепляются друг за друга как паровозик. По команде ведущего голова дракона – первый человек – пытается поймать хвост – последнего человека. Тот в свою очередь должен увернуться. Когда последний пойман, он переходит в начало цепочки.

14. Удочка (6-16 лет)
Участники встают в круг. Ведущий встаёт в центр с «удочкой» - скакалкой или верёвкой, на конце которой привязан мешочек с песком. Ведущий крутит удочку по кругу, а участники должны подпрыгивать, стараясь её не задеть.

15. Мороз-Красный нос (11-16 лет)
На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий - Мороз-Красный нос. Он говорит:

Я Мороз-Красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься? .

Играющие отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.

16. Сосед справа (11-16 лет)
Все участники этой веселой игры усаживаются в кружок. Водящий становится в центре круга. Обращаясь то к одному, то к другому из играющих, водящий каждому задает какой-нибудь вопрос или же просит исполнить какое-либо движение: встать и повернуться на месте или три раза хлопнуть в ладоши и т. п. Но ответить на заданный вопрос или же выполнить требуемое движение должен не тот, к кому водящий обращается, а его сосед справа, на которого водящий даже и не смотрит. Получив ответ, водящий тотчас же обращается к другому, к третьему и так далее, пока кто-нибудь из играющих не ошибется.

Задается вопрос (или дается задание) быстро и внезапно. Так же быстро нужно дать и ответ (или выполнить требуемое движение). Если задан вопрос, на который трудно сразу ответить, то можно сказать: «Не знаю», что уже является ответом, но только не молчать.

Казалось бы, правила эти очень просты и запомнить их легко, однако в игре они часто нарушаются из-за внезапности, с которой водящий обращается к участникам игры. Либо тот, к кому обращен вопрос, сам на него отвечает, либо сосед справа от неожиданности растеряется и не сразу сообразит, что ему-то как раз и полагается держать ответ. Кто нарушил правило, тому придется уступить водящему свое место в кругу и дать фант.

17. Светофорчики. (8-16 лет)
После того, как будет выбран водящий, все встают по одну сторону от него на расстоянии пяти шагов. Водящий отворачивается от игроков и называет любой цвет. Участники должны найти в своей одежде этот цвет, и держась за него, могут свободно перейти на другую сторону. У того, кого нет этого цвета, должен перебежать, чтобы его не поймали. Кого поймают, становится водящим.

18. Четыре стихии (11-16 лет)
Играющие становятся в круг, в середине его – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: “земля”, “огонь”, “вода”, “воздух”. Если сказано “земля”, тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное. При слове “вода” играющий называет какую-либо рыбу. Когда звучит слово “воздух”, игрок должен дать название птицы. При слове “огонь” всем нужно несколько раз повернуться, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему. Тот, кто ошибся, выбывает из игры

19. Белки, Орехи, Шишки (11-16 лет)
Все ребята встают, взявшись за руки, по три человека, образуя «беличье гнездо». Между собой они договариваются, кто будет «белкой», кто - «орехом», кто - «шишкой». Водящий один, гнезда у него нет. Есть в этой игре ещё и ведущий, который произносит слова: «белки», «шишки», «орехи». Если он сказал «белки», то все белки оставляют свои гнезда и перебегают в другие. В это время водящий занимает свободное место в любом гнезде, становясь белкой. Тот, кому не хватило места в гнездах, становится водящим. Если ведущий говорит: «орехи», то местами меняются орехи и водящий, занявший место в гнезде, становится орехом. Водящий и ведущий могут быть разными людьми, а может обе функции выполнять один человек. Ведущим может быть подана команда: «белки, шишки, орехи», и тогда меняются местами сразу все.

21. Пожарные (11-16 лет)

Стулья ставятся в круг, спинками внутрь. Пока музыка звучит дети бегут, когда музыка остановилась, каждый встает напротив своего стула и снимает одну вещь. Бегут дальше. Стоп. На другом стуле оставляют свою вторую вещь. Потом третью. После этого дается команда: «Пожар», каждый должен собрать быстрее всех свои вещи. Ее хорошо играть на пляже.

22. Перемена Мест (Ветер Дует На Того) (11-16 лет)

Играющие сидят в кругу лицом внутрь, в центре стоит водящий. Сидячие места должны быть точно определены, а их количество должно совпадать с количеством играющих. Водящий заставляет часть играющих случайным образом поменяться местами, сказав: "Поменяйтесь местами те, у кого …" и называет какой-нибудь признак, например, штаны в полосочку. После чего, все играющие, соответствующие этому признаку, встает и меняются местами. Задача водящего - в общей суматохе успеть усесться на одно из свободных мест. Тот, кому места в итоге не хватит становится водящим.

23. Крокодильчики (8-16 лет)
Отряд разбивается на две равные команды. Первая команда задумывает какое-нибудь прикольное слово и выбирает из состава другой команды человека, который должен будет это слово "показать". Причём этому игроку запрещается издавать звуки и писать буквы, зато в ход идёт активная жестикуляция, умопомрачительная мимика, ужимки, нецензурные телодвижения и так далее, в зависимости от воображения игрока. Его команда старается понять смысл показываемого и выдаёт варианты ответов. Важно подбирать как можно больше синонимов, тогда вероятность угадывания линейно возрастает.
После угадывания/не угадывания команды меняются ролями.


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники