Гиперактивный ребенок что делать родителям советы невропатолога. Что делать родителям гиперактивного ребенка: советы психолога

Каждой маме необходимо знать признаки гиперактивности у детей до 3 лет. Вопреки расхожему мнению, гиперактивность — это не просто неумение усидеть на месте, невнимательность, излишняя шумность и подвижность малыша. Это диагноз, который должен поставить вам лечащий невропатолог, знающий вашего ребенка и наблюдающий его какое-то время.

Головной мозг образует нервные импульсы слишком быстро. Эти процессы мешают маленькому человеку сосредоточиться на каком-то деле, переключаться с активных игр на спокойный отдых, засыпать. Гиперактивность может начаться у ребенка не в «трудные» три года, а намного раньше. Некоторые симптомы можно распознать уже в младенчестве. И чем раньше вы это сделаете, тем лучше будет вам и ребенку.

Вот некоторые отличительные особенности детей, страдающих гиперактивностью:

  • Ребенок физически развивается быстрее своих сверстников. Такие малыши рано садятся, встают, начинают ходить и ползать. Они часто падают с диванов и сводят этим родителей с ума, в то время как их ровесники еще мирно лежат в колыбелях. Сам по себе этот признак ничего не означает, если есть реальная гиперактивность, она проявит себя как-то еще.
  • Эти дети не могут просто заснуть или отдохнуть, если сильно устали. Вместо того чтобы присесть, гиперактивный малыш начнет «нарезать» круги по квартире с криками на бешеной скорости, а потом . Уложить спать ребенка с таким диагнозом сложно даже в младенчестве, зачастую маме приходится долго качать и носить на руках свое чадо, прежде чем наконец-то придет сон.
  • С самого начала жизни гиперактивные дети спят меньше, чем остальные. Новорожденные проводят во сне большую часть дня, но не те, у которых гиперактивность. Эти малыши могут бодрствовать по 5 часов, подолгу плакать, но не засыпать.
  • Еще одно проявление сдвг — чуткий сон. Ребенок просыпается от каждого шороха, вздрагивает от любого незначительного шума. Уложить его спать обратно очень сложно, приходится подолгу укачивать и носить на руках
  • Смена обстановки, гости, новые лица — все это для гиперактивного ребенка настоящее испытание. Он тяжело выдерживает такой активный образ жизни мамы, может впадать в истерики от большого количества впечатлений, долго восстанавливается и приходит в себя после полного эмоций дня. От бурного восторга он переходит в долгому плачу, затем засыпает в изнеможении от слез. Чем больше людей в помещении, тем больше устает ребенок.
  • Симптомом СДВГ, то есть синдрома дефицита внимания с гиперактивностью является сильная привязанность к маме. Малыш боится других взрослых, не идет на контакт, прячется за мать. Такие дети ревнуют маму к чужим и каждый конфликт превращают в истерику.
  • Девочка или мальчик с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью не может долго заниматься чем-то одним. Любая игрушка быстро надоедает, малыш то берет одно и бросает, то принимается за другое и тоже бросает.
  • Частая смена настроения — важный симптом СДВГ. Только что ребенок смеялся, а теперь уже кричит и крушит все от злости. Если это происходит часто, стоит сводить его на осмотр к невропатологу.
  • Не только импульсивность и раздражительность сигнализируют о проблемах нервной системы. Если ребенок часто уплывает куда-то в мечтах, задумывается и не слышит, что к нему обращаются и не обращает внимания на то, что происходит вокруг, — это тоже повод задать вопрос неврологу.
  • СДВГ часто сопровождается депрессивным настроением ребенка, страхами. Вы можете заметить, что малыш стал замкнут, выглядит грустным и усталым. Он как будто потерял интерес к играм и увлечениям. Страхи могут сделать ребенка излишне обидчивым и тревожным.
  • Гиперактивные дети часто дергают руками и ногами, ерзают на стуле, когда нужно сидеть тихо. Стоя в очереди для игры они могут подпрыгивать от нетерпения. Если поиграть с таким малышом в викторину, есть вероятность, что он выкрикнет ответ еще до того, как вы произнесете полностью вопрос.
  • Потеря вещей, ошибки из-за невнимательности, переключение на вещи, не относящиеся к делу, — вечные спутники пациентов с диагнозом сдвг.

Все эти признаки не говорят о том, что у вашего ребенка обязательно диагноз гиперактивность. Его должен ставить невролог. Похожее поведение встречается у здоровых детей и является следствием их здорового темперамента. Для того чтобы не поднимать раньше времени панику и не залечить здорового ребенка, нужно очень ответственно подойти к вопросу диагностики и не судить по нескольким симптомам «на глаз».

Здоровый ребенок тоже может бегать, прыгать и стоять на голове, но он не впадет в истерику, а придет тихо посидеть, посмотреть мультики. Еще одно отличие — здорового ребенка легко отвлечь от истерики игрушкой, песенкой, птичкой за окном. Хороший долгий сон и быстрое засыпание также являются признаком здоровой нервной системы.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — не совсем болезнь. При правильном подходе и поведении взрослых это состояние ребенок «перерастет», и в будущем особенность головного мозга не доставит ему проблем.

Причины гиперактивности ребенка могут скрываться в течении беременности мамы. Если она всю беременность мучалась от токсикоза и повышенного давления, а ребенок — от внутриутробной гипоксии, то риск с вероятностью в 3 раза выше обычной, что ребенок родится с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Стрессы, тяжелая работа или курение во время беременности также могут сказаться на здоровье нервной системы будущего малыша. Помимо перинатальных факторов на мозг может оказать влияние течение родов. В группе риска роды путем кесарева сечения, затяжные роды с гипоксией плода, длительным безводным периодом и наложением щипцов, а также, наоборот, очень стремительные роды.

Врач расспрашивает маму о семейном анамнезе, были ли в семье люди с таким диагнозом, просит дать характеристику малышу. Важно рассказать неврологу обо всем, что вызывает подозрения, будь то плохой сон или сильная возбудимость. Существуют определенные критерии диагностики, одобренные Американской психиатрической организацией, именно с ними невропатолог соотнесет рассказы родителей.

Помимо беседы существуют аппаратные методы диагностики, такие как электроэнцефалографическое исследование или исследование с применением магнитно-резонансной томографии. Это совершенно безболезненные методы, которые могут дать полную картину состояния нервной системы ребенка.

Как растить ребенка с гиперактивностью

Если вы мама гиперактивного ребенка, постарайтесь не перегружать его психику излишними яркими впечатлениями и шумом. Тщательно продумывайте походы в гости и семейные праздники, посещения парков и культурных мероприятий. Не стоит включать фоном телевизор, долго смотреть мультики. После просмотра мультфильмов дети зачастую сильно устают, сами того не понимая.

Несколько советов по общению с гиперактивными детьми:

  • Четко формулируйте свои просьбы и требования. Не говорите длинными предложениями и витиеватым языком, не нагружайте просьбу убрать игрушки дополнительной моралью и смыслом. У малыша с гиперактивностью слабо развито логическое и абстрактное мышление, ему будет сложно вас понять.
  • Формулируйте запреты правильно. Постарайтесь ограничить употребление отрицаний и слова «нет», вместо «не бегай по клубме» скажите «бегай по тротуару» . У любого запрета должна быть причина, четко и коротко поясните ее ребенку. Предложите альтернативу. Например, бить кошку нельзя, а гладить можно. Лить воду из кружки на пол нельзя, а в ванну можно.
  • Не забывайте про последовательность. Не нужно ставить ребенку сразу несколько задач. «Убирай игрушки, мой руки и иди есть», он, скорее всего, не поймет. На каком-то этапе отвлечется, забудет что от него требовалось, заиграется. Каждую просьбу озвучьте отдельно, сначала про игрушки, когда игрушки убраны, — время мыть руки, и только потом приглашайте к столу.
  • Помогайте ориентироваться во времени. Вместо того чтобы тащить ребенка с прогулки домой сразу, предупредите его заранее, что скоро пора домой — за 20 минут до нужного времени, например. Через 10 минут напомните еще раз, через пять — еще раз. К моменту сборов ребенок уже морально будет готов к тому, что нужно переключаться с игры. То же самое относится к «пора идти спать» и «пора выключать мультфильмы».
  • Предоставьте выбор. Предложите ребенку выбрать из двух игрушек, предметов одежды, из двух-трех блюд. Такая постановка привычного «одевайся» и «иди ешь» дает ребенку ощущение, что он сам может принимать какие-то решения, а значит, мама ему доверяет.

Если явно видите, что ребенок перевозбудился и не справляется с эмоциями, уведите его в тихое место, например в другую комнату, предложите ему воды. Помогут объятия, поглаживания по голове. Ребенок должен чувствовать, что мама спокойна и что она любит его. Перед сном хорошо помогает соблюдение ритуалов, ванна с экстрактом шишек хмеля или хвои, чтение книги. Можно сделать легкий массаж, спеть тихую песню. Не рекомендуется перед сном просмотр мультиков, максимум один короткий мультфильм длительностью 10-15 минут.

Правила для родителей

Соблюдайте четкий распорядок дня. Для ребенка с СДВГ это необходимо. , сон и купание — все должно происходить в одно и то же время. Это поможет любимому чаду настроиться заранее и даст ему чувство спокойствия и твердой почвы под ногами. В питании стоит ограничить потребление пищевых добавок и красителей, употребление шоколада и большого количества сахара и соли.

В комнате малыша не должно быть много ярких отвлекающих картинок, большого количества разбросанных игрушек, валяющихся по полу и рассеивающих его внимание. Совсем маленькому ребенку выдавайте игрушки по одной-две, убирайте их, как только он потеряет интерес. 2-летний уже и сам может принять участие в уборке.

Каждый раз, когда ребенок справился с собой, поборол истерику и смог вовремя успокоиться, хвалите и подбадривайте его. Позитивное подкрепление поможет ему регулировать свое поведение. Ваши отношения должны быть доверительными. Поверьте, ему и так тяжело, не стоит усугублять дело руганью и ссорами.

Вседозволенность создает у детей интуитивный страх и приводит к неврозам. Для себя четко определите, что именно нельзя и почему, не отступайте от принятых рамок. Здесь важно не переборщить с запретами. Можно отмечать успехи ребенка звездочками, а когда их накопится 5 или 10, награждать малыша милым презентом.

Помните, малыш так ведет себя не назло вам, ему самому тяжело справиться с собой. Он привлекает к себе внимание, прося вашей помощи. Будьте союзником своего ребенка в конфликтах на детской площадке, не слушайте родственников, говорящих, что не нужно брать ребенка на руки и успокаивать, и советчиков с извечным «пусть проорется». В тяжелый момент маленькому человеку нужна любящая и спокойная мама рядом, ее поддержка и понимание.

Медикаментозная терапия для лечения сдвг

Ребенку с сдвг полезно принимать мультивитамины и минеральные добавки, стоит обогатить рацион жирными кислотами омега-3. Особенно важны эйкозапентаеновая кислота (ЭЗПК) и докозагексаеновая кислота (ДЗГК), их часто не хватает в крови страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Очень полезно для работы нервной системы сочетание магния и витамина B6. У пациентов наблюдаются снижение агрессивности и улучшение внимания, после . В некоторых случаях врач может назначить мягкие седативные средства, например валериану и пустырник.

Российские врачи часто прописывают ноотропные препараты (пирацетам, глицин, фенибут, пантогам) для улучшения обменных процессов в мозге и повышения тонуса коры пациентам с СДВГ. Клинически их эффективность не доказана, но невропатологи часто отмечают на практике улучшение состояния детей с гиперактивностью и снижение выраженности симптомов синдрома дефицита внимания.

Диета при лечении гиперактивности

Многие родители отмечают улучшение состояния детей при соблюдении безглютеновой диеты. Другим помогает диета с исключением сахарозы и крахмала. Для пациентов с гиперактивностью полезно все, что полезно для мозговых тканей: большое количество белка из мяса, орехов и бобовых, углеводы из овощей и фруктов, жирные сорта рыбы, оливковое масло. Исключите из рациона ребенка сладости и снеки с консервантами и усилителями вкуса, красителями.

Эксперты советуют мамам и папам найти те продукты, к которым у малыша может быть индивидуальная непереносимость. Для этого проводите ротацию продуктов, ведите пищевой дневник. Поочередно исключайте по одному продукту из рациона ребенка и следите за его состоянием.

Если ребенок ходит в детский сад, поговорите с воспитателем, расскажите о проблеме. Гиперактивным детям нужен особый подход и внимание. Педагоги, работающие с ребенком, должны знать его диагноз и особенности. То же касается родственников и друзей семьи, часто бывающих у вас дома. Гиперактивность — диагноз, который ваш малыш обязательно перерастет, если вы вовремя узнаете о нем и обеспечите ребенку правильный уход и помощь. В нем нет ничего страшного, в основном взрослые люди, страдавшие от сдвг в детстве, забывают о своем состоянии и живут так же, как все здоровые мужчины и женщины. Есть вероятность, что уже через год-два правильного лечения вы избавитесь от любых проявлений гиперактивности.

Признаки гиперактивности встречаются в разной мере у всех детей. Кто из родителей не сталкивался с поведением своего малыша, при котором появляется избыточная подвижность, непослушность, крики, неконтролируемое поведение, невнимательность, болезненное упрямство, вспышки импульсивной агрессии? При этом ребенок может быть неуверен в себе, боязлив и закомплексован.

Наша задача разобраться, чем вызывается такое состояние, когда оно остается в рамках нормы, а когда выходит на уровень болезни. Также попробуем дать некоторые рекомендации о том, что делать родителям, если у них гиперактивный ребенок.

Каждый ли возбудимый ребенок болен?

В 80-х годах прошлого столетия это состояние у детей получило отдельное название – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В классификации нервных и психических болезней оно было отнесено к гиперкинетическим расстройствам. Основной поведенческий признак синдрома – неспособность к концентрации, самоконтролю.

Далеко не каждый малыш, ведущий себя как проказник, относится к категории гиперкинетиков. У некоторых непослушность, упрямство, повышенная подвижность с бьющей через край энергией следствие характера. С такими детьми нужно просто правильно учиться вести себя, а не постоянно их одергивать, это может вызвать негативную ответную реакцию.

Признаки гиперактивного ребенка

Признаки повышенной активности у ребенка проявляются не сразу. До 2-3 лет ребенок может вести себя обычно и даже быть чрезмерно спокойным. Проявления СДВГ у детей развиваются постепенно. Часто родители не уделяют им должного внимания и обращаются за помощью, когда ребенок попадает в воспитательное заведение уже с явными проблемами.

Обратите внимание: чем позже отмечаются болезненные проявления, тем тяжелее бороться с нарастающими признаками болезни.

Развивающуюся гиперактивность у детей можно заподозрить, если развивается:

  • – длительное и беспокойное засыпание, вскрикивания и движения в кровати, разговоры, частые просыпания, плач, недосыпание;
  • днем повышенная суетливость, неусидчивость, неспособность доводить до конца начатое дело, излишнее беспокойство;
  • неустойчивость (лабильность) эмоциональной сферы, вспышки импульсивности;
  • игнорирование просьб родителей, неадекватное поведение;
  • болезненная забывчивость, невнимательность, отсутствие сосредоточения на деятельности, склонность к разбрасыванию вещей;

Любой вид деятельности вызывает у ребенка проблемы.

Причины гиперактивности и синдрома дефицита внимания

Повышенная возбудимость часто наблюдается у детей, родители которых сами обладают холерическим складом характера и темперамента. Дети часто просто копируют поведение взрослых в своей семье, в более утрированной и сильной форме.

Если речь идет о СДВГ, то отмечается генетическая предрасположенность передачи этого заболевания.

Обратите внимание: около 30% родителей гиперактивных детей сами в детстве болели этой патологией.

Факторами, провоцирующими развитие гиперактивности могут быть:


Определение синдрома гиперактивности у детей

Выявить у ребенка болезнь может только специалист – детский психиатр, психолог.

Анализируя жалобы и осматривая ребенка, врач уточняет у родителей:

  • особенности протекания беременности;
  • возможные имеющиеся заболевания, как самой матери, отца, так и малыша;
  • варианты поведения маленького пациента дома, в общественных местах.

Затем доктор осматривает ребенка, беседует с ним, оценивает его реакции, уровень развития, поведенческие тонкости. Признаки расстройства обобщаются, и выносится предварительное суждение о возможном наличии болезни.

Обследование дополняется специальными методами диагностики, а также консультациями других специалистов (психолога, невропатолога, эндокринолога, терапевта).

Детям более старшего возраста (5-6 лет) предлагаются психологические тесты, оценивающие способности к вниманию, усидчивости, логическому мышлению и т.д.

Дополнительные исследования включают безопасные в плане здоровья - магнитно-резонансную томографию, электроэнцефалографию, реографию.

После прохождения полного обследования врач определяет наличие, или отсутствие заболевания. Затем составляется план лечения.

Как протекает синдром гиперактивности

Родители в большинстве случаев не заостряют внимание на болезненном поведении малыша, считая, что он «перерастет» со временем. Обращаются за помощью, когда болезнь уже в развитой стадии и проявления ее невозможно не заметить.

В коллективах детских садов патология только начинает заявлять «свои права». А вот когда ребенок попадает в школу, синдром гиперактивности проявляется во всей своей силе. Учебная деятельность требует определенной организации занятий, как раз того, к чему маленький школьник не готов.

Неадекватное поведение на уроке, сверхподвижность и невозможность к концентрации внимания делает процесс учебы невозможным. Дети с гиперактивностью постоянно требуют контроля учителем, так как сосредоточить внимание ученика на теме невозможно, он постоянно отвлекается и занимается своими делами, сказывается болезненный дефицит внимания. Квалификации и терпения педагога не всегда хватает, чтобы совладать с деструктивным вариантом поведения. Формируется ответная реакция – агрессивность ребенка.


Обратите внимание:
система образования не адаптирована к занятиям детей, страдающих СДВГ. Развитие гиперактивных детей всегда отстает от сверстников. Учителя не могут подстраиваться под развивающуюся болезнь ученика, и это приводит к развитию конфликтной ситуации.

Гиперактивный ребенок в школе зачастую подвергается насмешкам и издевательствам одноклассников, испытывает проблемы общения. С ним не хотят играть и дружить. Это вызывает повышенную обидчивость, встречные вспышки агрессии, рукоприкладства. Склонность таких детей к лидерству из-за неспособности быть таковым порождает понижение самооценки. Со временем может сформироваться замкнутость. Все ярче развиваются выраженные психопатические жалобы. Родителям ничего не остается, как наконец-то отвести маленького ученика к специалисту.

В домашних условиях надо помнить главное: дети часто зеркально отражают модель поведения взрослых. Поэтому, если у малыша имеется синдром гиперактивности, в доме должны преобладать спокойная и дружественная атмосфера. Не следует громко кричать и выяснять на повышенных тонах между собой отношения.

Ребенку надо уделять достаточно внимания. Гулять с ним много на свежем воздухе, особенно полезны лес, сбор грибов, рыбалка, семейные туристические походы. Не следует посещать шумные мероприятия, которые будут перевозбуждать болезненную психику. Необходимо правильно формировать фон жизни. Дома должна звучать успокаивающая музыка, не должен кричать телевизор. Не следует устраивать шумные праздники, особенно сопровождающиеся распитием алкоголя.

Важно: в случае перевозбужденного состояния не следует кричать на страдающих детей, бить их. Как же успокоить ребенка? Следует найти слова утешения, обнять его, пожалеть, выслушать молча, увести в другое место. Каждый родитель должен найти индивидуальный подход. Лучше отца и матери никто не справится с этой задачей.

Каждый маленький пациент, которого приводят на консультацию к специалисту, индивидуален, поэтому не может быть никаких строгих правил коррекции его поведения. Необходимо учитывать все имеющиеся тонкости характера и условий, окружающих больного. Тем не менее, существуют общие положения, от которых необходимо отталкиваться при воспитательном и лечебном процессе.

  1. О создании запретов . Дефицит внимания и гиперактивность детей проявляется в категорическом отрицании и неприятии ими запретов. В этом случае главное правило, формирующее правильное отношение к пониманию запрещения заключается в отсутствии употребления слова «нет» и «нельзя». Вместо них надо строить фразу таким образом, чтобы в ней предлагалось активное действие, а не запрещающая формулировка. К примеру, чтобы не говорить «Не прыгай по кровати», следует сказать «Давай попрыгаем вместе» и снять ребенка на пол, затем переключить его на другую деятельность, постепенно успокаивая.
  2. Контроль времени . Дети с СДВГ часто неспособны самостоятельно правильно ощущать время. Поэтому очень важно следить за тем, чтобы они выполняли задания, укладываясь в нормативы. Необходимо правильно замечать и исправлять случаи чрезмерного переключения внимания. Без насилия возвращать ребенка к поставленной цели.
  3. Последовательность заданий . Гиперактивность провоцирует у детей невнимательность, рассеянность. Важно помнить, что данные за один раз несколько заданий могут просто не восприниматься ребенком. Воспитателям следует самостоятельно контролировать динамику процесса и получения новых заданий.
  4. Конкретика выполнения . Болезненные изменения при гиперактивности не дают маленьким пациентам соблюдать логические мыслительные цепочки, также страдает абстрактное мышление. Для облегчения понимания следует не перегружать смысловыми перегрузками предложения и фразы, из которых формируется задание.

О детских играх

Игры гиперактивных детей дошкольного возраста должны отталкиваться от двух важных идей.

Первая – игровое время должно служить нормальной эмоциональной и физической разрядкой. Для этого ребенку необходимо достаточное игровое пространство. Игра должна ненавязчиво направляться в конструктивное русло.

Вторая идея предусматривает создание спокойной фазы, во время которой необходимо провести переосмысление игровой деятельности, затем после короткой паузы продолжить ее. Важно, перед окончанием воспользоваться моментом физической усталости и попытаться переключить малыша на конструктивную деятельность, но без тени принуждения.

Детям более старшего возраста очень полезно занятие спортом. Необходимо правильно определить, каким именно. Одним больше подойдут игровые виды, другим индивидуальные. В обоих случаях должна решаться проблема использования переизбыточного возбуждения, направление его в конструктивное русло и обучение навыкам спортивной дисциплины.

Лечение синдрома гиперактивности

Как мы видим, воспитание ребенка с гиперактивностью очень трудоемкий и сложный процесс. Именно поэтому многие родители не хотят заниматься им самостоятельно и ведут ребенка к врачу.

Важно на этом этапе попасть к грамотному специалисту, который помимо назначенного лечения поможет семье разобраться с осознанием проблемы и необходимостью совместных усилий в лечении. Как это делать написано выше.

В случае далеко зашедшей болезни следует порекомендовать перевести ребенка школьного возраста, страдающего СДВГ в специализированную школу, в которой на месте определят в классе с каким уклоном необходимо учиться дальше пациенту. Возможно, понадобится коррекция развития навыков. Если школьник отстал в учебе, то его направят в класс догоняющих детей.

Медикаментозное лечение гиперкинетического расстройства

При правильном подборе препарата оказывает весьма существенное положительное влияние. Эффективность его достигает 80%. Лечиться следует годами, возможно лекарственная коррекция потребуется и в более позднем возрасте.

Медикаментозное лечение состоит из применения , препаратов стимулирующих психическое развитие, воздействующих на улучшение обменных процессов в мозге. С этими задачами хорошо справляются транквилизаторы, снотворные лекарства, психостимуляторы и ноотропы. В некоторых случаях применяются антидепрессанты и нейролептики.

Однако не следует придавать медикаментозному лечению чрезмерное значение, так как оно носит лишь симптоматический характер и не устраняет главной причины заболевания. Также, оно никогда не заменит главное – любовь к своему ребенку. Именно она может излечить малыша и в будущем дать ему возможность полноценной жизни.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – непростое заболевание, характеризующееся чрезмерной активностью, постоянным отвлечением и невозможностью сконцентрироваться.

Детки с данным заболеванием запросто переходят все установленные границы, а нередко даже шокируют взрослых своим поведением. Столкнувшись с таким диагнозом, родителям, прежде всего, хочется знать, как проявляется заболевание, в чем его особенности, и, главное, как помочь детям пройти связанные с ним трудности и полноценно социализироваться в обществе.

Симптомы гиперактивности у ребенка

Первые признаки гиперактивности у малютки иногда могут проявиться еще до года. При этом наблюдаются следующие симптомы :

  • Гиперчувствительность к свету, звуку и другим внешним раздражителям;
  • Излишняя возбудимость;
  • Бурная реакция на манипуляции;
  • Задержка физического развития;
  • Нарушения сна;
  • Запоздания в развитии речи.

Но, если выше перечисленные признаки проявляются изредка или не в полной мере, относить их к патологии не следует. Ведь в этом возрасте существует и множество других причин для подобного поведения. Например, прорезывание зубов.

Особенности гиперактивных детей — как их успокоить

Более точно определить, гиперактивен ли малыш, можно в 2 — 3 года. В этом возрасте возможно наступление первых кризисов.

Из типичных симптомов чаще всего наблюдаются:

  • непослушание;
  • импульсивность;
  • сложности при укладывании в кровать;
  • замедления в развитии памяти и внимания.

Маленький человечек становится неуправляемым, и это весьма сложное испытание для родителей. Общение с такими детками – целое искусство, овладеть которым весьма непросто.

Так, чтобы успокоить малыша с СДВГ, желательно максимально снизить влияние внешних раздражителей, предложить ему стакан воды или успокоительный чай, искупать и сделать массаж.

Гиперактивные дети — причины гиперактивности у детей

Гиперактивные дети — совсем не редкость в сегодняшнее время. Они составляют около 18% из общего числа пациентов, обследующихся у педиатров. По поводу причин возникновения столь серьезного недуга уже длительное время ведутся научные дебаты.

В большинстве своем, медики сходятся во мнении о генетической предрасположенности заболевания. Но называют и другие причины возникновения патологии :

  • угрозы прерывания беременности;
  • проблемы во время родов;
  • употребление матерью алкоголя;
  • курение;
  • отравление тяжелыми металлами;
  • нервные напряжения, стрессы.

Гиперактивный ребенок что делать?

Если ребенок гиперактивный, прежде всего, необходимо учитывать индивидуальные особенности проявления СДВГ. Но существует и ряд общих рекомендаций для работы с подобными детками:

  • Задавайте четкий алгоритм действий. Выдавайте команды поочередно, стараясь формулировать его как можно более конкретно.
  • Формулируйте запреты, избегая частицы «не». Вместо: «Не ходи по лужам!», лучше скажите: «Старайся обходить лужи» или «Ходи там, где сухо».
  • Придерживайтесь логической последовательности в заданиях. Старайтесь избежать сумбурности, не перескакивайте с одной задачи на другую.
  • Следите за временем. Устанавливайте маленькому человечку четкие временные рамки на выполнение работ и контролируйте, чтобы он их придерживался, заблаговременно об этом предупреждая.

В случае, если малыш перевозбужден, а успокоить его не получается, попробуйте воспользоваться рекомендациями психолого в:

  • Смените обстановку на более спокойную;
  • Постарайтесь обнять свое чадо;
  • Помогите принять успокаивающую ванну;
  • Почитайте или просто полистайте книгу;
  • Сделайте расслабляющий массаж;
  • Включите легкую релаксационную музыку.

Помимо этого, современные психологи предлагают следующие рекомендации родителям гиперактивных детей:

  • Приучайте маленького человечка к соблюдению режима дня;
  • Постарайтесь создать для него максимально комфортные условия дома и в коллективе;
  • Будьте позитивны, используйте похвалу;
  • Четко расставьте рамки, что можно, а что – нельзя;
  • Дайте возможность малышу расходовать избыточную энергию по максимуму.

Лечение гиперактивности у ребенка

Чтобы помочь маленькому человечку, родители должны знать, что лечение недуга может включать в себя четыре составных :

1. психотерапевтические методы;
2. психолого-педагогическое корректирование;
3. применение медикаментозных препаратов;
4. немедикаментозную терапию.

Конечно, в первую очередь, предпочтение отдается немедикаментозным методам. Но определить и назначить их может только врач. Родителям же, в первую очередь, следует позаботится о соблюдении других немаловажных рекомендаций :

  • спокойная атмосфера;
  • полноценный сон;
  • качественное питание;
  • длительные прогулки;
  • постоянные физические нагрузки;
  • щадящие методы обучения.
11

Счастливый ребенок 15.08.2017

Дорогие читатели, помните детскую игру в дочки-матери, в которой события идут по определённому сценарию? И так же мы, задумываясь о родительстве, всегда представляем себе здоровых и счастливых детей. Однако не всегда все идет так гладко, как хотелось бы, и гиперактивность – это одна из сложностей, с которой приходится сталкиваться некоторым из родителей.

Сегодня мы поговорим о гиперактивных детях, их воспитании и оздоровлении. И разобраться во всем нам поможет Елена Красовская, мама «особого» ребёнка с 13-летним стажем, а также автор проекта «Красиво шить не запретишь!». Передаю Елене слово.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Рада нашему знакомству, желаю вам всегда быть здоровыми и счастливыми.

Что делать, если в семье или у близких появляется гиперактивный ребёнок? Отчаиваться или собирать волю в кулак и сражаться за здоровье малыша? По опыту, ни тот ни другой вариант не решают задачу развития и с СДВГ. Что тогда?

Прежде чем мы перейдём к ответам, поделюсь своей историей.

Первый звоночек

Что вы, мамочка, радуетесь? Сын-то слабенький родился, неизвестно, как всё сложится…

Лежу на кушетке, глядя на маленький шевелящийся комочек, стираю слёзы. Смешанные чувства бурлят внутри - радость, тревога, смятение, страх и снова радость. Он появился! Немного раньше срока, но сформированный, рослый. Кричит. Что ещё?

Оказалось, 6-7 баллов по шкале Апгар и крик не являются чётким показателем здоровья малыша, а родовая травма может перечеркнуть многое. Впереди нас ждали отделение реанимации, аппарат искусственной вентиляции, хождения по врачам и долгие годы реабилитации…

Наш случай даёт представление о том, что синдром дефицита внимания и гиперактивности не возникает на пустом месте. Всегда есть причины. О них поговорим ниже, а пока рассмотрим, что характеризует ребёнка с СДВГ.

Что такое гиперактивность

Чем отличается шумный и непоседливый малыш от гиперактивного? Есть ли особые признаки? Можно ли самостоятельно провести диагностику и увидеть разницу?

Из медицинских источников: «Гиперактивность или СДВГ - состояние значительного превышения нормы активности, импульсивности и возбудимости. Это неврологическо-поведенческое расстройство развития. Проявляется в детстве. Чаще бывает у мальчиков».

Доктор психологических наук Сиротюк А. Л. говорит про СДВГ: «Это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД) - легкой недостаточности мозга. Её относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.

ММД не является медицинским диагнозом, скорее, констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга, причину и суть которых предстоит выяснить, чтобы начать лечение».

В своё время книга Аллы Леонидовны «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» помогла многое переосмыслить в поведении сына и стала нашим главным семейным пособием.
Настолько толково, грамотно, со знанием дела доктор ведёт разговор о непонятных родителям, воспитателям и учителям состояниях ребёнка, что начинаешь действовать сразу после изучения материала.

А вот что рассказывает о гиперактивности доктор Комаровский.

Портрет типичного гиперактивного ребёнка

Такой малыш:

  • плохо спит, часто просыпается, вскрикивает, плачет во сне;
  • быстро утомляется;
  • плохо, быстро или непонятно разговаривает;
  • суетлив, неусидчив, беспокоен;
  • не способен довести до конца начатое дело;
  • импульсивен;
  • игнорирует просьбы взрослых;
  • не умеет подчиняться правилам, ждать;
  • забывчив, невнимателен;
  • часто агрессивен;
  • имеет огромные трудности с обучением и восприятием информации.

Набор качеств не радует. Но не нужно отчаиваться!

Статистика показывает, что гиперактивный ребёнок часто обладает любознательностью, пытливым умом, богатой фантазией, неожиданными интеллектуальными способностями, умеет изобретать новые способы решения задач, любит быть в центре внимания и обожает похвалу.

Причины гиперактивности ребенка

Что влияет на возникновение и развитие СДВГ, до конца неизвестно.

Выделяют следующие провоцирующие факторы:

  • генетическая предрасположенность;
  • неблагоприятные внешние условия;
  • стрессы мамы;
  • токсикоз;
  • признаки внутриутробной асфиксии плода;
  • стремительные или затяжные роды;
  • недоношенность плода;
  • родовые травмы;
  • конфликты в семье или окружении;
  • заболевания в раннем возрасте и др.

До сих пор в мире есть разногласия по определению СДВГ - диагноз это или характер? Нужно лечить или само пройдет?

Кто-то говорит, что болезнь надумана и существует, чтобы поддерживать фармацевтическую промышленность, кто-то бьёт тревогу в связи с растущим количеством гиперактивных детей. Но что бы ни говорили политики, медики или учителя, родителям гиперактивного рёбенка, а главное, малышу приходится трудно. Поэтому при первых подозрениях или слишком активном поведении ребенка не делайте поспешных выводов, а проведите грамотную диагностику.

Диагностика гиперактивности

Диагностика СДВГ проводится в соответствии с международными критериями (МКБ-10) и включает перечни характерных, чётко прослеживаемых признаков данного расстройства. Критерии состояния оценивает специалист – психолог, детский психиатр или психоневролог.

Диагностика включает несколько этапов:

  • сбор информации и оценка поведения ребёнка;
  • тесты;
  • медицинское обследование (ЭЭГ или МРТ головного мозга).

Если чувствуете беспокойство по поводу поведения малыша и хотите пройти предварительную самостоятельную диагностику, ориентируйтесь на признаки, представленные в таблице ниже.

Основные проявления СДВГ по МКБ-10

Группы симптомов Характерные симптомы СДВГ
Нарушение внимания
  • Не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок.
  • С трудом сохраняет внимание при выполнении школьных и других заданий.
  • Не слушает обращенную к нему речь.
  • Не может придерживаться инструкций и довести дело до конца.
  • Не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий.
  • Избегает дел, требующих длительного умственного напряжения.
  • Часто теряет свои вещи.
  • Легко отвлекается.
  • Проявляет забывчивость.
Гиперактивность
  • Часто совершает беспокойные движения руками и ногами, ерзает на месте.
  • Не может усидеть на месте, когда это необходимо.
  • Часто бегает или куда-то забирается, когда это неуместно.
  • Не может тихо, спокойно играть.
  • Чрезмерная бесцельная двигательная активность имеет стойкий характер, на нее не влияют правила и условия ситуации.
Импульсивность
  • Отвечает на вопросы, не выслушав до конца и не задумываясь.
  • Не может дожидаться своей очереди.
  • Мешает другим людям, перебивает их.
  • Болтлив, несдержан в речи.

Обратите внимание:

  1. Измеряем нарушение внимания и гиперактивность/импульсивность.
  2. Для постановки диагноза присутствуют шесть из девяти критериев в каждом измерении.
  3. Признаки проявляются до восьми лет.
  4. Наблюдаются не менее шести месяцев в двух сферах деятельности ребёнка - в детском саду и дома.
  5. Состояние ребёнка вызывает психологический дискомфорт и дезадаптацию.
  6. Признаки проявляются не на фоне общего расстройства развития и других нервно-психических расстройств.

При диагностике отмечают разные виды гиперактивности:

  • с преобладанием нарушения внимания - шесть и более признаков из одного измерения;
  • с преобладанием гиперактивности и импульсивности - шесть и более признаков из второй группы измерений;
  • сочетанная форма СДВГ - шесть и более признаков по всем критериям.

Важно! Ни в коем случае, не ставьте диагноз самостоятельно, ориентируясь на субъективные ощущения. Если есть сомнения, обратитесь к специалистам, лучше к нескольким.

Мы проходили диагностику у нескольких специалистов в своём городе, а для контроля – в диагностическом центре соседнего региона.

Во-первых, так есть возможность сравнить и уточнить диагноз. Во-вторых, это позволяет исключить состояния-имитаторы - особенности характера, тревожные расстройства, эпилепсию, эндокринные нарушения и др. В-третьих, это помогает найти оптимальный режим лечения.

Направления лечения и система воспитания при СДВГ

Именно создание системы воспитания является ключевым моментом. Гиперактивные дети категорически не выносят ограничения, отрицают запреты и не могут придерживаться правил. Поэтому так важно трансформировать их особенности, обучать, тонко встраивать в систему ценностей семьи и общества.

Главными задачами родителей являются:

  • сбор, систематизация, проверка и применение информации по лечению, методикам оздоровления, развития и воспитания;
  • создание подходящей модели отношений в семье;
  • дружелюбное и грамотное взаимодействие с необходимыми специалистами;
  • принятие особенностей малыша и культивирование любви.

Принятие особенностей гиперактивного ребёнка

На мой взгляд, пункт о принятии и любви главный.

С высоты своего опыта и общения с родителями «особых» детей, могу с уверенностью сказать, что принять ситуацию страшно. Но обязательно нужно. Без принятия сложно двигаться дальше.

Мне помогает:

  • вера в Бога и понимание, что всё происходит во благо;
  • смотреть на сына, когда он спит;
  • замечать любые положительные проявления в характере;
  • забота о себе;
  • люди, которые видят что-то хорошее в сыне и говорят мне;
  • совместное веселье и дурачество;
  • информация о последних исследованиях мозговых функций и их восстановлении;
  • занятие любимыми делами;
  • видение положительных моментов в жизни;
  • оздоровительные практики - физическая нагрузка, питание и др.

Ищите свои способы, пробуйте разные варианты, проникайтесь принятием, любовью к своему ребёнку и жизни в целом. Это поможет двигаться дальше.

Лечение и взаимодействие со специалистами

Любовь и принятие важны, но исключать современные методики лечения и оздоровления гиперактивного ребёнка нельзя. Основная задача - найти, проверить, поверить, выбрать способы и специалистов, которые помогут вашей семье.

Хороший психолог, невролог, психиатр, логопед, дефектолог, массажист, остеопат, физиотерапевт и, конечно, педиатр - специалисты, которые должны быть в вашем чек-листе при выборе методов лечения.

Важно! Проверяйте любую входящую информацию - собирайте отзывы, читайте, слушайте, что говорят другие родители, ищите тех, кто пользовался или был на приёме. Главное, не навредить.

Как показывает практика, гиперактивные дети невероятно чувствительны. Задача родителя прислушиваться и присматриваться к тому, как ведёт себя ребёнок на приёме у врача или при совершении лечебных манипуляций, как реагирует на лекарство.

Я выявила правило - без повода сын не будет вести себя неадекватно. Всегда есть причина. Поэтому доверяю ощущениям.

Начинаем медикаментозный курс лечения, каждое лекарство даю поочерёдно, в четверть прописанной дозы. Сегодня четверть одной таблетки, завтра половинку, дальше всю. Затем добавляем следующее.

Даже при ОРВИ или простудных заболеваниях. Потому что любое новое лекарство и метод может свести на нет предыдущие результаты. Наблюдаем за реакцией организма и поведением. Все нормально - продолжаем, нет - убираем, заменяем. Процесс кропотливый, но иначе нельзя.

Сыну помогают:

  • массаж;
  • парафин;
  • легкие физические нагрузки;
  • корректировка питания - исключение или сокращение продуктов, содержащих химические добавки, разнообразие, режим;
  • прогулки и приятные впечатления;
  • режим дня.

Намеренно не пишу названия лекарственных препаратов, у каждого свой случай. Назначают врачи, вы проверяете и делаете выводы.

Семья и окружение

Теплая, спокойная и доброжелательная обстановка в семье - залог прогресса в развитии и реабилитации гиперактивного ребёнка.

Важно найти баланс:

  • мягко ставим границы;
  • запреты «нет» и «нельзя» не работают. Заменяем формулировки. Вместо «Не бегай» говорим «Иди спокойно»;
  • учим ощущению времени. У нас хорошо работают песочные часы или будильник. Ставим задачу, определяем время, после звонка перерыв;
  • ограничиваем количество задач. Ребёнок с СДВГ слышит только часть просьбы или не слышит вовсе. Самое работающее – поймать взгляд и попросить короткими отрывистыми предложениями: «Подойди к зеркалу. Найди расчёску. Принеси мне»;
  • отлично работают игры. Но игры короткие, не командные, с минимумом правил;
  • сказки действуют лучше, чем нотации и обвинения. В сказках мы до сих пор прорабатываем сложные психологические ситуации;
  • при проявлении агрессии самое действенное крепко обнять и прижать к себе. Такие границы успокаивают, даже если ребёнок очень зол;
  • учим чувствовать себя и выражать эмоции. Играем, чаще спрашиваем «Что ты чувствуешь сейчас?» У нас был нарисован плакат с «добрым» и «злым» королём;
  • добавляем много визуальных образов! Новое действие или знание мы прорисовывали. Например, при изучении цифр каждая из них размещалась между ступеньками шведской стенки;
  • много читаем и развиваем речь;
  • такие дети обожают видео с участием себя и близких. Я читала книги, записывала видео, ставила на воспроизведение. Сын играл в комнате, фоном звучал мой голос;
  • слушаем спокойную, расслабляющую музыку. Гиперактивным детям она приносит колоссальную пользу;
  • соблюдаем режим дня. Не хочет спать днём, зашториваем окно и ложимся. Должно быть чёткое ощущение повторяющихся, стабильных действий.

Замечательно, если члены семьи поддерживают вас. Когда не всё гладко, выработайте основные правила, сообщите близким, что их обязаны выполнять все. Это сложно. Но от вас зависит будущий результат. Придётся учиться последовательности и строгости.

О школе и воспитательных учреждениях

Тема настолько обширна, что публикация имеет риск не закончиться. Ограничусь несколькими рекомендациями.

В детском саду и школе гиперактивному ребёнку непросто, иногда опасно для жизни. Если есть возможность не ходить в детский сад, будьте дома или ограничивайте время посещения.

В нашей системе образования гиперактивному малышу болезненно сложно. Дружить с ним не хотят. Дети могут смеяться и обижать его, страдает самооценка. Воспитанник с СДВГ головная боль учителя - неусидчив, импульсивен, с плохой памятью и ограниченным вниманием.

Важно контактировать с руководством и грамотно взаимодействовать с учителями:

  • расскажите про особенности ребёнка;
  • вместе создайте план сотрудничества;
  • не отказывайте в помощи, а лучше предлагайте её;
  • если есть психолог, знакомьтесь и вырабатывайте способы социальной адаптации;
  • изучайте законодательство. В случае конфликтных ситуаций отстаивайте свои права грамотно и достойно;
  • ВСЕГДА обращайте внимание на состояние ребёнка. Поддерживайте настрой и следите за здоровьем.

Заключение

По себе знаю, как сложно принять ситуацию, когда с твоим ребёнком что-то не так - гиперактивный он или просто другой. Дорогие родители, пожалуйста, не задерживайтесь на выяснении причин, не проваливайтесь в чувство вины и стыда. Поверьте, вашему малышу несчастная мама или сомневающийся папа помочь не смогут.

Чем быстрее вы пролистнёте страницу с поиском причин и ощущением вины, тем быстрее обратитесь к тому, что действительно важно. А важно - любить и принимать своего ребёнка таким, какой он есть. Искать сильные стороны, раскрывать потенциал и радоваться успехам. Важно быть счастливыми вместе и верить в будущее своего ребёнка.

С пожеланиями удачи,
Елена Красовская,
автор интернет-проекта Красиво шить не запретишь!
и обучающих материалов по шитью

Я благодарю Елену за этот непростой, но очень информативный рассказ. Нелегко сталкиваться с такими испытаниями, но это так верно – главное это не чувство вины и стыда, а любовь и стремление сделать все возможное для своего ребенка, для себя, для семьи.

Конечно, не следует любого возбужденного ребенка, энергия которого бьет через край, относить к категории детей с различными нарушениями или заболеваниями нервной системы. Если дети порою упрямятся или не слушаются - это нормально. Сооответствуют норме и случаи, когда ребенок иногда "разгуливается" в постели, хотя пора спать, просыпается ни свет ни заря, капризничает или балуется в магазине.

История вопроса

В середине 19-го века немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман первым описал чрезмерно подвижного ребенка и дал ему прозвище Непоседа Фил. С 60-х годов 20-го века врачи стали выделять такое состояние как патологическое и назвали его минимальные мозговые дисфункции (минимальное расстройство функций мозга). С 80-х годов двадцатого века состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в Международную классификацию болезней (МКБ) под названием синдром нарушения (или дефицита) внимания с гиперактивностью (СДВГ) .

Оно обусловлено нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС) ребенка и проявляюется в том, что малышу трудно концентрировать и удерживать внимание, у него возникают проблемы с обучением и памятью.

Вызвано это в первую очередь тем, что мозгу такого ребенка сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы. Стоит отметить, что хотя внешне на первый план выходит избыточная подвижность малыша, основным дефектом в структуре этого заболевания является дефицит внимания : карапуз не может ни на чем сосредоточиться надолго.

Дети, страдающие , отличаются неусидчивостью, невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью. СДВГ является серьезной социальной проблемой, так как встречается у большого количества детей (по данным разных исследований, им страдают от 2,2 до 18% малышей) и очень мешает их социальной адаптации. Так, известно, что дети, страдающие СДВГ, входят в группу риска по развитию в дальнейшем алкоголизма и наркомании. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается у мальчиков в 4-5 раз чаще, чем у девочек.

Симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Первые проявления СДВГ иногда можно наблюдать уже на первом году жизни. Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным манипуляциям мамы, связанным с уходом за крохой, и пр.), отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют), могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес позже остальных), а также в речевом - они инертны, пассивны, не очень эмоциональны.

В первые годы жизни ребенка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность (двигательное беспокойство). При наблюдении таких детей врачи замечают небольшую задержку в их речевом развитии, малыши позже начинают изъясняться фразами; также у таких детей отмечается моторная неловкость (неуклюжесть), они позже овладевают сложными движениями (прыжками и др.).

Трехлетний возраст является для ребенка особенным. С одной стороны, в это период активно развивается внимание и память. С другой, - наблюдается первый, трехлетний кризис. Основное содержание этого периода - негативизм, упрямство и строптивость. Ребенок активно отстаивает границы влияния на себя как личность, свое "Я". Зачастую в 3-4 года, до поступления ребенка в детский сад, родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш идет в сад и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной неожиданностью. Все эти "неожиданные" проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок.

Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет), когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Кроме того, этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызывать переутомление. Эмоциональное развитие малышей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью , как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. Данные признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами.

Все вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СДВГ в школе, несмотря на их достаточно высокий интеллект. Такие дети с трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что усугубляет имеющиеся проблемы с обучением. Следует иметь в виду, что ребенок с синдромом недостаточного внимания с гиперактивностью не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается у таких детей в подростковом периоде, когда на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью.

Диагностика СДВГ

Прежде всего, родители, заподозрившие у своих детей подобные нарушения, в каком бы возрасте это не произошло, должны обратиться к врачу-неврологу и провести обследование ребенка, ведь иногда под маской СДВГ скрываются другие, более тяжелые заболевания. Лучше обратиться в специализированный неврологический центр или на кафедру детской неврологии. Желательно не ограничиваться консультацией, а пройти комплексное обследование, длящееся 2-3 часа.

Условно можно выделить три этапа диагностики этого заболевания.

Первый - субъективный - включает субъективную оценку поведения ребенка исходя из общепринятых диагностических критериев, разработанных Американской психиатрической ассоциацией (см. приложение). Кроме того, врач подробно расспрашивает родителей об особенностях течения беременности и родов, о перенесенных ребенком заболеваниях, о его поведении. Собирается подробный семейный анамнез.

Второй этап - объективный, или психологический. По количеству ошибок, сделанных ребенком при выполнении специальных тестов, и по времени, которое он на это затратил, измеряют параметры внимательности малыша. Следует помнить, что такие исследования можно проводить у детей только начиная с пяти-шестилетнего возраста.

На третьем этапе проводят электроэнцефалографическое исследование - с помощью электродов, накладывающихся на голову, регистрируются электрические потенциалы мозга и выявляются соответствующие изменения. Это делается для объективной оценки состояния мозга ребенка. Существуют и более современныеисследования с использованием магнитно-резонансной томографии. Эти исследования безвредны и безболезненны. По совокупности полученных результатов выставляется диагноз.

Классификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Выделяют три варианта течения СДВГ в зависимости от преобладающих признаков:

  1. синдром гиперактивности без дефицита внимания;
  2. синдром дефицита внимания без гиперактивности (чаще наблюдается у девочек - они достаточно спокойные, тихие, "витающие в облаках");
  3. синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее распространенный вариант).

Кроме того, выделяют простую и осложненную формы заболевания. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью , то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикание, нарушения сна. Также синдром дефицита внимания может быть как первичным, так и вторичным, то есть возникать в результате других заболеваний или как последствие родовых травм и инфекционных поражений ЦНС, например после перенесенного гриппа.

Причины возникновения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

В основе СДВГ лежат функциональная незрелость или нарушения работы специфической системы головного мозга - ретикулярной формации, которая обеспечивает координацию обучения и памяти, обработку поступающей информации, удержание внимания. Сбои в адекватной обработке информации приводят к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство и раздражение.

Кроме того, при СДВГ под влиянием выше перечисленных неблагоприятных факторов, нарушается функционирование лобных долей, отвечающих за интеллект, подкорковых ядер головного мозга и соединяющих их нервных проводящих путей.

В происхождении СДВГ важную роль играют и генетические механизмы. Предполагают, что наличие данного синдрома у ребенка обусловлено мутациями трех генов, регулирующих обмен дофамина - специфического вещества нервной системы, участвующего в передаче нервных импульсов. В семьях детей с СДВГ нередко имеются близкие родственники, имевшие в детстве аналогичные нарушения. В подобных случаях риск развития СДВГ составляет примерно 30%.

Примерно в 60-70% случаев ведущую роль в возникновении СДВГ играют неблагоприятные факторы в течении беременности и родов. числу прогностически неблагоприятных для развития СДВГ факторов беременности: внутриутробная гипоксия (недостаток кислорода) плода; угрозы прерывания беременности; курение и нерациональное питание матери во время беременности; стрессы во время беременности.

Неблагоприятными факторами течения родов считаются: недоношенность (рождение малыша с массой менее 2500 г), преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности. Также факторами риска являются наличие у новорожденных поражений центральной нервной системы различной степени выраженности. Напряженность и частые конфликты в семье, нетерпимость и излишняя строгость к детям также вносят свою лепту в развитие этого синдрома. Травмы шейного отдела позвоночника у ребенка, вопреки бытующему мнению, не являются причиной данного заболевания. Всегда следует иметь в виду, что несколько неблагополучных обстоятельств, взаимно влияя и дополняя друг друга, с большей вероятностью могут спровоцировать проявление СДВГ у малыша. Но основным фактором риска является предрасположенность ребенка к данному заболеванию: если ее нет, то СДВГ не может проявиться.

Особенности лечения СДВГ

Лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психологическую коррекцию. В идеальном варианте ребенок должен наблюдаться как у невропатолога, так и у психолога, ощущать поддержку родителей и их веру в положительный исход лечения. Эта поддержка закрепляет навыки, которые появляются у ребенка в процессе лечения.

Психологические особенности гиперактивных детей таковы, что они невосприимчивы к выговорам и наказанию, но быстро реагируют на малейшую похвалу. Поэтому рекомендуется формулировать инструкции и указания для детей с СДВГ четко, ясно, кратко и наглядно. Родители не должны давать им одновременно несколько заданий, лучше дать те же указания, но по отдельности. Они должны следить за соблюдением ребенком режима дня (четко регулировать время приема пищи, выполнение домашних заданий, сон), предоставлять малышу возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге.

Для коррекции поведения можно использовать так называемое, оперантное обуславливание, которое заключается в наказании или поощрении в ответ на поведение ребенка. Совместно с малышом необходимо выработать систему поощрений и наказаний за хорошее и плохое поведение, а также расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада и дома, а затем просить ребенка вслух проговаривать эти правила. Следует также не переутомлять малыша при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность. Необходимо исключить или ограничить участие легко возбудимых детей в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей.

Так же важен выбор партнеров для игр - желательно, чтобы друзья ребенка были уравновешенными и спокойными. Наказания должны следовать за провинностями быстро и незамедлительно, т.е. быть максимально приближенными по времени к неправильному поведению. Если ребенок действительно болен, то ругать его за гиперактивность не только бесполезно, но и вредно. В таких случаях малыша можно только критиковать.

В чем разница между понятиями "ругать" и "критиковать"? Необходимо давать положительную оценку личности ребенка и отрицательную - его поступкам. Как это выглядит на практике? "Ты хороший мальчик, но сейчас ты поступаешь неправильно (конкретно надо сказать, что кроха делает плохо), надо вести себя так…" Ни в коем случае нельзя проводить отрицательное сравнение своего ребенка с другими детьми: "Вася хороший, а ты плохой".

Рекомендуется сократить время просмотра телепередач и компьютерных игр. Необходимо помнить, что завышенные требования и чрезмерные учебные нагрузки ведут к стойкой утомляемости ребенка и появлению отвращения к учебе. Ребенку рекомендуется щадящий режим обучения - минимальное количество детей в группе, классе (не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин) и пр.

Конечно, необходима комплексная реабилитация таких детей с использованием как медикаментозных, так и немедикаментозных средств. При этом лечение должно быть индивидуальным и назначаться с учетом данных обследования.

В США и европейских странах наиболее широко в лечении синдром нарушения внимания с гиперактивностью используются психостимулирующие средства. Употребление данных препаратов при их высокой эффективности очень часто сопровождается развитием побочных эффектов. Наиболее частыми из них являются бессонница, раздражительность, боли в животе, снижение аппетита, головные боли, тошнота, торможение роста.

В России для лечения СДВГ традиционно применяют ноотропные средства (ГЛИАНТИЛИН, КОРТЕКСИН, ЭНЦЕФАБОЛ ). Под ноотропными препаратами понимают лекарственные средства, положительно влияющие на высшие интегративные (объединяющие) функции головного мозга. Данные препараты более эффективны в тех случаях, когда преобладает невнимательность.

Если же преобладает гиперактивность, применяют препараты, содержащие гаммааминомасляную кислоту. Это вещество отвечает за тормозящие, контролирующие реакции в головном мозге. Наиболее часто используют ПАНТОГАМ, ФЕНИБУТ . Необходимо помнить, что лекарственные препараты можно принимать строго по назначению врача-невролога.

Кроме этого, для лечения детей воздействуют очень слабым электрическим током на определенные зоны мозга - используется транскраниальная микрополяризация, что позволяет уменьшить степень гиперактивности. Такое лечение позволяет уменьшить проявления функциональной незрелости головного мозга, лежащей в основе СДВГ. Этот метод активизирует функциональные резервы мозга, не имеет нежелательных побочных эффектов и осложнений.

Существует еще один способ лечения СДВГ - метод обратной связи, позволяющий мозгу самому найти оптимальный способ работы и улучшить внимание: поскольку у детей мозг достаточно пластичный, его можно "обучить" правильно функционировать. Суть метода заключается в том, что к голове ребенка крепятся электроды, при помощи которых регистрируется потенциал, генерируемый нервными клетками мозга, и клетки же отображаются на экране компьютера. В игровой форме "усилием воли" ребенку предлагается сознательно или бессознательно найти пути уменьшения патологической активности мозга и привести показатели энцефалограммы к норме (она тоже отображается на экране). Основная задача, стоящая перед ребенком, заключается в том, чтобы запомнить такое "нормальное" состояние и попытаться его если не сохранить, то хотя бы научиться вызывать по желанию. Но применять данное лечение у детей можно только начиная с 8-9 лет: маленьким детям трудно понять, что именно от них требуется.

Радует то, что часть гиперактивных детей "перерастают" свое заболевание, то есть у них в подростковом возрасте исчезают симптомы заболевания. Но у 30-70% детей проявления СДВГ переходят и в подростковый, и во взрослый возраст (особенно, если не заниматься лечением этой патологии).

Диагностические критерии СДВГ

Особенности поведения:

  1. появляются до 8 лет;
  2. обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в детском учреждении и дома, в труде и в играх и пр.);
  3. не обусловлены какими-либо психическими расстройствами;
  4. вызывают значительный психологический дискомфорт и нарушают адаптацию.

Невнимательность (из нижеперечисленных признаков минимум 6 должны проявляться непрерывно не менее 6 месяцев):

  • неспособность выполнить задание без ошибок, вызванная невозможностью сосредоточиться на деталях;
  • неспособность вслушиваться в обращенную речь;
  • неспособность доводить выполняемую работу до конца;
  • неспособность организовать свою деятельность;
  • отказ от нелюбимой работы, требующей усидчивости;
  • исчезновение предметов, необходимых для выполнения заданий (письменные принадлежности, книги и т.д.);
  • забывчивость в повседневной деятельности;
  • Отстраненность от занятий и повышенная реакция на посторонние стимулы.

Гиперактивность и импульсивность (из нижеперечисленных признаков минимум четыре должны проявляться непрерывно не менее 6 месяцев):

Гиперактивность

Ребенок:

  • суетлив, не может сидеть спокойно;
  • вскакивает с места без разрешения;
  • бесцельно бегает, ерзает, карабкается и пр. в неподходящих для этого ситуациях;
  • не может играть в тихие игры, отдыхать.

Импульсивность

Ребенок:

  • выкрикивает ответ, не дослушав вопрос.
  • не может дождаться своей очереди.


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники