Упыри и вурдалаки из славянских легенд. Упырь в славянской мифологии - как бороться с упырями

С давних времен путешествуют темными ночами вампиры во всех уголках нашего мира. Как бы их не называли — вампирами, упырями, а на — еще и вурдалаками — об этих злых прожорливых существах с острыми клыками известно еще с доисторических времен.

Похожие на людей, которыми они когда-то и были, вампиры стали отдельным видом существ. Это живые мертвецы, которые поддерживают свою жизнь кровью живых людей. Вурдалак — клинически мертв: его сердце не бьется, он не дышит, не стареет. Но движется, думает, охотится и убивает. Говорят, что некоторые вурдалаки, покаявшись, пьют только кровь животных или донорскую, покупая ее в медицинских центрах. Иногда вурдалаки, или вампиры, охотятся на себе подобных, чтобы получить бессмертие.

Вампиром можно стать после укуса в шею — любимого места кровососов. Если вампир высасывал всю кровь жертвы, то человек умирал. Но если в теле несчастного оставалось хоть немного крови, то скоро жертва сама становилась монстром.

Известно, что вампиры не выходят на улицу днем, ведь солнечные лучи могут нанести им вред или даже убить. Поэтому кровососы могут находиться на солнце очень мало времени, выходя только в сумерки и ночью.

Вспомним графа Дракулу. Он любил днем спать в гробу, считая ее лучшим ложем, а ночью отправлялся охотиться на людей. Вампиров часто отпугивают чесноком, плетя из него венки и развешивая их вокруг. Иногда используют святую воду или крест.

Чтобы монстр не смог убить человека, его прокалывали терновым или осиновым колом. Но иногда это не помогало, только парализовало вампира на некоторое время.

Сила вампира прибывает постепенно. Молодые вампиры слабоваты. Со временем сила невероятно увеличивается, становится такой же, как в 10-ти мужчин. Они могут покорять летучих мышей и волков, гипнотизировать людей и животных, лечить ужасные раны.

Вампиры получают пищу по-разному. Некоторые, как и в древности, охотятся, нападая на жертву в глухом переулке. А некоторые подкрадываются к спящим людям и так пьют кровь. Иногда они находят жертв, изображая влюбленных в ночных клубах, театрах, кафе. После поцелуя жертва на некоторое время теряет свою волю. Этого вампиру достаточно, чтобы напиться крови.

Благодаря гипнозу вампир имеет деньги, власть и слуг. Они всегда живут в городах поближе к людям, получая от них деньги, жилье и еду.

Редко, но бывает, что родители отдают смертельно больного ребенка вампирам, чтобы хоть так сохранить его жизнь. Конечно, позже ребенок становится вампиром, охотясь на людей, возможно, даже на своих родителей, но продолжает жить.

Подрастая, молодые вампиры учатся использовать свою кровь для вызова магических сил, таинственных ритуалов. Одним из ритуалов является «освобождение», когда создаются новые вампиры. Вампир высасывает кровь жертвы, поворачивая мертвецу несколько капель своей крови. Этого достаточно, чтобы появился молодой вампир. Это можно сделать даже с уже мертвым, но еще «теплым» человеком. После этого «освобожденный» отправляется на поиски жертвы, чтобы утолить свою ужасную жажду.

По легенде, вампиры встают из своих могил, чтобы превратиться в летучих мышей или туман. История о трансильванского графа Дракулу основанная на жизни реального исторического лица Влада Кровавого (1456-1476). Рассказывают, что он превращался в огромную летучую мышь-монстра, что высасывал кровь из многочисленных жертв.

В 1624 году Педро д’Альварес, прибыв в , отправился путешествовать сквозь заросли джунглей. Ночью путешественники спали прямо на земле, не укрываясь. Через несколько дней дона Педро бесшумно атаковал маленькая летучая мышь-кровосос. Через двое суток на месте укуса началась гангрена, и путешественник умер.

Довольно опасными для человека могут быть другие кровососы: пиявки, комары, клопы. Высасывая немного крови, они могут занести в организм человека инфекцию, которая в свою очередь может привести к серьезной болезни.

Вампиризм с точки зрения медицины

Современные врачи утверждают, что действительно существует болезнь крови, которую сопровождают симптомы, описанные в книгах как вампиризм. Только современным вампирам уже не надо подстерегать жертву в подъезде. Можно купить кровь животных на базаре или человеческую на донорской станции. Возможно, скоро ученые раскроют тайну ужасной болезни. А пока, гуляя по ночным улицам, помни: может, где-то вышел на охоту вурдалак!

Биохимик Д. Дольфин считает, что причина вампиризма — дефект в генах. У каждого живого организма есть пигменты (так называемые порфирины). Именно они входят в состав хлорофилла, предоставляя листьям зеленого цвета. Гемоглобин закрашивает нашу кровь в красный. Если есть нарушения обмена пигментов, то они собираются под кожей и под воздействием солнечных лучей превращают кислород на другое вещество (сингетну), молекулы которой разрушают клетки. Кожа человека покрывается язвами.

Такие больные решаются выходить на улицу только ночью, боясь лучей солнца. Поскольку ослабить страдания больного может только употребление продуктов, богатых гемоглобином, то и отправляется он в поисках крови.

Итак, вампиром может стать тот, кто имеет дефект в генах, который нарушает обмен пигментов-порфиринов, что делают нашу кровь красной.

Медики решили, что тайна вампиризма может помочь решить проблему лечения онкологических заболеваний.

Во время исследований порфирины вводили под кожу онкологическому больному и облучали его солнечным светом. Раковые опухоли исчезали, разрушенные пигментами.

Известно, что инфракрасные лучи глубже проникают в организм, поэтому есть надежда, что раскрытие тайны вампиризма поможет спасти жизнь безнадежно больных.

Чья добыча?

  Отпросился солдат в отпуск на родину - с невестою повидаться, родителям поклониться. Идет мимо кладбища, а уже стемнело. Вдруг видит - над могилами упыри собрались и жрут чье-то мертвое тело. У солдата ноги к земле приросли, и в ту же минуту один упырь его увидал.

  - А вот и моя добыча! - кричит.

  Тут у солдата столбняк прошел - дал он такого деру, что аж ветер завился. А упырь сзади - уже нагоняет, зубами чуть не затылок клацает. Видит солдат - впереди часовенка. Вбежал туда, а там гроб с покойником стоит, вокруг свечи горят. Солдат забился в угол, сидит ни жив ни мертв, а упырь влетает в часовню, тянет к нему синюю костлявую руку...

  И вдруг покойник встал из гроба, глаза открыл.

  - Ты зачем сюда заявился? - грозно спрашивает упыря.

  - Солдата пригнал, съесть его хочу.

  - Как бы не так! Он ко мне прибежал - я его и съем.

  "Мать честная, - думает солдат, - вот попал, называется, из огня да в полымя. Неужто и этот - тоже упырь?!"

  А те в это время спорить взялись:

  - Нет, я его съем!

  - Нет, я!

  Слово за слово - дошло и до драки. Только прах от них полетел! Долго бы дрались, да петухи запели: оба упыря упали на пол замертво, а солдат на дрожащих ногах заковылял домой, приговаривая:

  - Слава те, Господи, что спас и оберёг!

А. Ремизов. Упырь

  Не ведьма Дундучиха застилает на ночь стол скатертью, не ступой закостила набожная - кроет землю белый снег, летят - падают хлопья надранными лохмотьями, воет, вьется вьюга, выбухает вихорь, метет метель-поземелица, закуделила.

  Третий день и грустна и печальна коротает дни в серебряном тереме царевна Чучелка.

  Третий день, как печален и грустен уехал царевич Коструб за Лукорье.

  За морем Лукорье, там реки текут сытовые, берега там кисельные, источники сахарные, а вырии-птицы не умолкают круглый год.

  Полпути не проехал царевич, занемог в дороге и помер. В чужом краю его схоронили.

  Вот среди ночи слышит царевна - под окном кто-то кличет:

  - Чучелка, Чучелка, отвори!

  Вся зарделась царевна - узнала Коструба.

  Думает царевна: "Это он, это жених, царевич вернулся с дороги!" Встала. Отворила.

  - Бери свои белые платья, жемчуг. Я в чужом краю завоевал себе землю, мой подземный дворец краше Лукорья.

  Надела Чучелка белые платья, жемчуг. Спешит на крыльцо.

  А он ее за руку и на коня.

  Взвился конь, и помчались.

  Мчатся. Мчатся царевич с царевной. Страх змеей наползает на сердце: видит царевна - под нею не конь, таких не бывает, а ветер.

  Ветер-вихорь несет их сквозь темные леса, сквозь мхи и болотца - ржавы болотца в шары-бары - пустое место.

  Поравнялись с церковью, повернули на кладбище.

  Тут конь исчез.

  И вдвоем остались они над могилой: царевич Коструб и царевна. А в могиле чернеет из-под снега дыра.

  - Вот мои земли, там мой дворец, там мы отпразднуем свадьбу: дни будут вечны и пир наш веселый без печали, без слез... полезай!

  - Нет, - отвечает царевна, - я дороги не знаю, ты наперед, я - за тобою.

  Послушался царевич царевну, пропал в могиле.

  И осталась царевна над черной дырой. Сняла с себя платья - да в могилу бросила.

  - На же, тяни за собою. Вот белые платья, вот жемчуга! - и, сбросив в могилу все до сафьянных сапожков, заткнула дыру, да бежать без дороги по снегу, сама не знала куда.

  Летела царевна, летела - вдалеке огонек мелькает - прытче бежит. Добежала, смотрит: изба - одна-одинокая изба стоит среди поля. Бросилась к двери, вломилась в сени, да в горницу...

  Мертвец на лавке лежит, больше нет никого, и светит свеча.

  Царевна со страха на печку, забилась в угол, сидит тихонько.

  А там на кладбище, а там на могиле обманутый вышел из гроба царевич. Созвал Коструб мертвецов и полетел с мертвецами вслед по царевну.

  Прилетел до избы, кричит через окно:

  - Мертвец, отвори мертвецу! Будем с живым пир пировать!

  Зашевелился мертвец: то ногой, то рукой поведет. А потом с лавки как встал и пошел, дверь отворил.

  И нашло мертвецов полным-полна изба. Окружили печь, кличут царевну:

  

  - У меня нет рубашки и сафьяновых сапожков, принесите мне: там они, на могиле! - говорит мертвецам царевна.

  Посылает царевич мертвеца на могилу.

  И вернулся мертвец, принес и рубашку, и сапожки.

  И опять кличут царевну.

  А она им: то, говорит, рукавичек нет, то платка у нее нет, то пояса...

  Но мертвецы ей все из могилы достали: все платья, весь жемчуг до последней крупинки.

  Кличут царевну:

  - Вылезай, вылезай - будем пир пировать!

  И надела царевна белые платья, жемчуг - вышла.

  Вышла царевна. И в кругу мертвецов замерла.

  А! Как обрадован мертвый живому!

  - Я тебе верен за гробом, - целовал царевну мертвый царевич, и с поцелуем живая кровь убывала - теплая кровка текла в его холодные синие жилы.

  Третьи петухи пропели - мертвецы разлетелись по темным могилам, там, в могилах, облизывали красные губы.

  Не вернулась царевна в свой серебряный терем. Нашли Чучелку утром - белая, как белый снег, без единой кровинки, далеко в чистом поле в мертвецкой избе.

  Вьется вьюга и воет, валит и, опрокидывая, руша, сбивает с ног. Разворотила, нелегкая, дубья-колодья, замела дверь, засыпала окна - хоронит серебряный Чучелкин терем.

  Холодна зима - белый снег.

А. Пушкин. Вурдалак

Трусоват был Ваня бедный:
Раз он позднею порой,
Весь в поту, от страха бледный,
Чрез кладбище шел домой.

Бедный Ваня еле дышит,
Спотыкаясь, чуть бредет
По могилам; вдруг он слышит, -
Кто-то кость, ворча, грызет.

Ваня стал; шагнуть не может.
"Боже! - думает бедняк. -
Это, верно, кости гложет
Красногубый вурдалак.

Горе! Малый я не сильный;
Съест упырь меня совсем,
Если сам земли могильной
Я с молитвою не съем".

Что же? Вместо вурдалака
(Вы представьте Вани злость!)
В темноте пред ним собака
На могиле гложет кость.

  Упыри (вурдалаки) сродни вампирам, злобным покойникам, в которых через сорок дней после смерти вселяется нечистый дух. Древние славяне "клали требы", то есть приносили жертвы упырям еще прежде, чем начали поклоняться громовнику Перуну .

Считается, что упырем становится после смерти человек, рожденный от нечистой силы или испорченный ею (будущего упыря можно узнать по двойным рядам зубов); умерший, через гроб которого перескочил черт в образе черной кошки; заложный покойник (самоубийца, убитый и непохороненный) или колдун .

Ночами упыри встают из могил, обуреваемые желанием сосать кровь спящих людей.

Когда народ подозревает какого-то покойника в таких страшных ночных прогулках, его выкапывают из могилы и, увидев, что он вовсе не похож на мертвеца, а наоборот, свеж и розовощек, будто живой, вбивают ему в сердце осиновый кол, а потом сжигают труп. При этом следует остеречься струи черной крови, которая хлынет из злобного сердца, не то, если хоть капля на кого-то попадет, останутся на теле неизлечимые язвы. Ну а когда разгорится костер, поползут в разные стороны черные жабы, гадюки и черви, и надобно следить, чтобы ни одна из этих нечистей не сбежала, ибо с нею упырь может ускользнуть, чтобы потом возродиться - и вновь вершить свои ужасные дела.

Луна - солнце мертвых. На этом древнейшем веровании основано одно из самых страшных действ, предпринимаемых деревенскими колдунами. Чтобы навести порчу, такой колдун, ближе к полуночи, обязательно при полной луне, отправляется на кладбище, где похоронены заложные покойники: самоубийцы-удавленники и утопленники. За пазухой у колдуна круглое зеркало - медное или серебряное. Оно завернуто в смертный платок (такими платками чародеи для своих злокозненных целей покрывают лица усопших). Сдернув плат, колдун наводит лунное отражение на могилу - и медленно восстает мертвец - упырь или упырица. Неотрывно глядя в зеркало, он следует за своим отражением до того дома, где намечена жертва. В то мгновение, когда колдун наведет зеркало на раскрытое окно или распахнутую дверь, мертвец проникает в жилище - на пагубу его спящим обитателям. Вот почему издревле запирали на ночь все окна и двери.

Но беда и самому колдуну, ежели на пути от кладбища до деревни он споткнется, уронит зеркало у или луну закроет облако, или промелькнет в зеркале хотя бы тень летучей мыши. Разъяренный упырь вернется в могилу, однако в дальнейшем, когда на небе сияет полная луна - солнце мертвых, - мертвец станет навещать оплошавшего чародея, высасывая из него жизненные силы. Оттого круглые зеркала в "смертных платах" решались иметь лишь отъявленные колдуны.

В глухую полночь выходя из могил, где лежат они нетленными трупами, упыри принимают различные образы, летают по воздуху, рыщут на конях по окрестностям, подымают шум и гам и пугают путников или проникают в избы и высасывают кровь сонных людей, которые вслед за тем непременно умирают. Если сложенные накрест руки упыря окоченели и он не в состоянии их развести, то прибегает к помощи зубов. Прогрызая двери, он прежде всего бросается к зыбке, высасывая кровь ребенка, и потом уже нападает на взрослых. Предрассветный крик петуха заставляет упыря мгновенно исчезать или повергает его, окровавленного, наземь - в совершенном бесчувствии.

Родствен упырям зловредный дух умран. По ночам он встает из могилы, проникает в спальню к беременным женщинам и пугает их. Существует поверье: дабы отпугнуть умрана, надо последние три недели перед родами спать при свече.

Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
"Русские легенды и предания"

Дампир, упырь, стригой и морой - все это разные виды вампиров. Часть из них относится к заложным покойникам - общему определению для нечисти, которая встает из могил. Узнайте, чем они отличаются и все ли вампиры несут опасность для человека.

В статье:

Потомок человека и вампира

Дампир - это ребенок, рожденный человеческой женщиной от мужчины-вампира. Женская половина этих сущностей неспособна к зачатию. Данное явление - новое в . Дампиры сегодня большая редкостью, ведь их отцы нечасто размножаются привычными для нас способами. Своих потомков они считают обращенных в вампиров людей.

Дампиры появились недавно, как и информация о том, что вампиры способны к традиционному размножению. Однако не каждая женщина способна зачать и выносить ребенка от нечистой силы. Эта роль для избранных, как и превращение в вампира - многие умирают вместо того, чтобы стать живущей в вечной ночи нечистью. Часто матери дампиров погибают при тяжелых родах или во время беременности - плод питается ее кровью, может отвергать человеческую пищу.

Первые дампиры появились в середине прошлого столетия. Они получают способности отца, однако не имеют слабостей, присущих вампирам - не боятся солнца и могут прожить без человеческой крови. В остальном же дампиры очень похожи на вампиров - они быстры, сильны и выносливы, способны регенерировать с большой скоростью. Взрослеют так же, как и люди.

Дампиры живут намного дольше людей, но не вечно. Не могут они и превратить в вампира своей кровью. Их клыки редко отличаются от человеческих, но бывают крупноваты. В целом, дампир находится между человеком и вампиром. Если он будет пить кровь, приблизится к последнему - станет бояться солнца и ощущать жажду, а живя подобно человеку, потеряет часть темных способностей. Дампир должен поддерживать баланс между нечистью и человеком.

Стрегони Бенефици

Необычный потомок может и не знать о своем происхождении, но вампирские способности рано или поздно проснутся. Уже в детстве он выделится из толпы сверстников. Из дампиров получаются идеальные охотники на вампиров - они чувствуют их, а также могут противопоставить свои способности нечистой силе, особенно если были рождены от сильного представителя кровопийц. Убить их также сложно, как и обычного вампира.

Дампирами нередко называли особо удачливых охотников на вампиров. Таким был Мурат Барнабар , цыган, известный в Сербии в 50-х годах прошлого века. Стрегони Бенефици считали одним из дампиров. Он не пил кровь, однако обладал необычными способностями. Стрегони Бенефици охотился на кровопийц, которые убивали людей. Сам же он обходился кровью животных.

Стригой

Стригой - персонаж молдавской и румынской мифологии. В старину его считали схожим с вампиром или упырем. В стригоя превращаются повешенные по своей воле самоубийцы или казненные таким образом преступники, а также люди, тело которых досталось нечистой силе. Он может быть как мужского, так и женского пола, но в последнем случае эту нечисть принято называть стригоайками.

Стригоя нередко путают с мороем, но это разные существа. Об их сходстве и различиях вы узнаете ниже. По легендам, у стригоев два сердца. Некоторые старинные предания гласят, что стать нечистью после повешения могут только рыжие и голубоглазые люди, однако другие источники говорят, что это существо может иметь любую внешность.

Стригой после смерти выходит из могилы и возвращается в место прежней жизни. Он пьет кровь у людей, которые могли быть его хорошими знакомыми или друзьями, насылает кошмарные сны на соседей. Стригой может терроризировать родственников человека, которому при жизни принадлежало тело. Он рассчитывает на помощь, а также на то, что их эмоции помешают его убить.

Стригоя невозможно обнаружить, не вскрыв гроба, в который он возвращается под утро каждую ночь. Иногда нечисть оставляет могилу разрытой, а сама прячется поблизости. Если есть возможность найти тело человека, который подозревается в одержимости после смерти, узнать стригоя легко. Он не подвержен тлению, тело выглядит так, словно похоронили его вчера, а не несколько месяцев или недель назад.

Если родственники не давали согласия на эксгумацию, по кладбищу водили лошадь и заставляли ее перешагивать через могилы. Стригой скрывается там, где животное встанет на дыбы и не пожелает идти дальше. Убить нечисть проще всего днем, когда она спит и не проснется до тех пор, пока не сядет солнце. В старину таким мертвецам отрезали головы, сердце протыкали осиновым или металлическим колом, иногда покойника еще перекладывали лицом вниз.

Морой

Если стригой - это физически существующий мертвец, который поднялся из гроба и отправился в поисках живой крови, то морой - покинувший могилу призрак. Несмотря на бесплотность, он доставляет немало проблем жителям ближайшего к кладбищу населенного пункта. Мороя относят к разновидностям вампиров, по большей части, из-за вредоносности, а также происхождения от умершего.

Стать мороем может как мужчина, так и женщина. В последнем случае злого духа называют мороайкой. Иногда мороем считали вампира, который в прошлом был не человеком, принявшим смерть, а обращенным в кровопийцу при жизни таким же существом.

Название этой нечистой силы происходит от слова «мор», и в этом нет ничего удивительного. Морой не только пил кровь и являлся в призрачном обличье, пугая людей. Он умел насылать засуху и вызывать эпидемии. В старину все знали, что если в округе появляется морой, в скором времени немало людей погибнет от болезни.

Как умирают ведьмы и колдуны и кем они становятся после смерти

Интересующихся эзотерикой людей волнует вопрос - как умирают ведьмы и колдуны? Считается, что отходят они тяжело, могут мучиться по нескольку дней, пока кто-нибудь из односельчан не догадается разобрать крышу, открыть печную заслонку или забрать магический дар.

Переданные колдуном способности считаются черными. Человек сначала болеет несколько недель, после чего получает магические силы. Деревенские поверья гласят, что принявшие дар умирающей ведьмы сильно меняются. Дело в том, что он не желает покидать мир и продлевает жизнь колдунье, растягивая ее предсмертные мучения. Только после того, как дар найдет нового носителя, ведьма сможет умереть.

Современные экстрасенсы и маги уверены, что дело в астральной части колдуньи, которая обладает разумом и желает получить нового носителя вместо умирающего. Такой способ сравнивают с подселением сущности, этим объясняются и перемены, которые происходят с человеком. Из-за них в деревнях остерегались принимать дар. Считалось, что добра он не приносит, к тому же, многих пугала поистине ужасная смерть ведьм.

В старину верили, что умерший колдун - это будущий заложный покойник , который может переродиться в упыря. Чтобы после смерти он не беспокоил односельчан, покойному магу подрезали сухожилия, иногда отрубали голову, протыкали осиновым колом и совершали другие манипуляции, чтобы убить нечисть.

Кого не приняла земля


Заложные покойники - именно так называли людей, которые грешны настолько, что земля не принимала их после смерти.
Они были вынуждены скитаться, пугая людей и домашний скот и причиняя им вред. Часто заложными мертвецами становятся отошедшие в мир иной прежде своего часа или принявшие насильственную смерть.

К заложным покойникам в старину относили самоубийц, черных колдунов и ведьм, некрещеных, а в некоторых регионах еще и утопленников. Все перечисленные не могут перейти в загробный мир. Не нашедшие покоя души бродят по земле и вредят живым.

Заложными таких покойников называют из-за способа захоронения, который мешал им вставать из могил и бродить по земле. Их укладывали вниз лицом, а поверх гроба закладывали ветки и камни. Это делали заранее, когда хоронили самоубийцу, душегуба или человека с репутацией сильного колдуна.

Таких покойников не закапывали на церковных или кладбищенских территориях. Как правило, их могилы стояли на перекрестках за пределами населенных пунктов, в полях подальше от обжитых мест, в лесу. Иногда тела сбрасывали в болото или овраг, чтобы нечистая сила не смогла добраться к людям. Существовало даже поверье, которое предлагало бросить труп покойника, которого не примет земля, в болото, чтобы вызвать дождь и прекратить засуху.

В регионах, славящихся обилием нечисти, появлялись даже отдельные кладбища, на которых хоронили людей с плохой репутацией. Их земля не была освященной, церквей и часовен на территории не ставили. Кладбища-скудельницы (от слова «скудно») представляли собой простые участки земли, огороженные острыми кольями.

Проходя мимо таких могил, полагалось что-нибудь дать в дар неупокоенной душе, чтобы она не запутала в пути, не наслала болезнь или не напала, чтобы выпить кровь и съесть плоть прохожего. Подносили малоценные вещи вроде соломы или камней, иногда бросали горсть земли. Так люди словно участвовали в церемонии погребения, в которой нечистому покойнику было отказано, чем его задабривали.

Упыри в славянской мифологии

От остальных разновидностей заложных покойников упырь отличается особой агрессивностью. По ночам он выбирается из могилы и отправляется на поиски свежей крови, возвращаясь в гроб только после крика третьих петухов. От вампира он отличается тем, что стать им можно только после смерти.

В славянской мифологии упырь довольно неразборчив, пьет кровь не только людей, но и домашних животных, а потом съедает их тела. В некоторых регионах верили, что если упырь не тронул плоти человека, а выпил только кровь, тот станет кровопийцей сразу после погребения. Убитых нечистой силой хоронили так же, как и всех подозреваемых в превращении в заложного покойника.

Упыри вызывают засухи, эпидемии и голод, насылают мор на людей и скот. Ими становились люди, особенно если проклятие наложено священником. Его называли анафемой и накладывали на отличившихся особой жестокостью душегубов и еретиков. Оборотни и колдуны также имели большой шанс стать упырями после смерти.

Как выглядит упырь, в старину знали все. Он похож на человека, за исключением красноватого оттенка кожи из-за выпитой крови. Эти существа не разлагаются и не имеют характерного трупного запаха. У них нет клыков, как у . Зубы заострены, словно у акулы, и эта особенность заметна только при нападении нечисти - он умеет ее скрывать.

Нередко упыри обитали среди живых, прикидываясь обычными людьми. Их боялись, ведь последствия нахождения такого существа в деревне были фатальными - известны истории из прошлого о целых населенных пунктах, уничтоженных упырями. Нередко и живых людей обвиняли в принадлежности к нечисти, за что чаще всего сжигали. Есть у кровопийц и естественные враги - медведи и волки, которые могут одолеть сильного монстра. Животные чувствуют его приближение и приходят в ярость или убегают в страхе.

Как ? Победить этого монстра ночью крайне сложно. Сквозь века дошла информация о том, что его не удавалось убить и отрядам из нескольких десятков человек. Обычное оружие упырей не берет. Убежать от него не получалось даже на лошади. Спрятаться можно только там, где есть кресты и иная христианская символика. Стены обычных же домов упырь способен проломить рукой без особых усилий.

Поэтому монстров сначала вычисляли, а днем убивали спящих - они не встают, пока светит солнце. Самым надежным способом избавиться от существа считали отрубание головы с последующим сжиганием тела. Иногда это было сделано слишком поздно, и из могил вставали люди, превращенные в нечисть упырем несколько недель и даже месяцев назад.

Существует немало разновидностей вампиров, и далеко не все воспринимают человека исключительно в роли пищи. Дампиры считают своей миссией защиту человеческого рода от порождений тьмы. Однако большая часть превращенных в упырей и прочую нечисть после смерти крайне опасны, в старину их считали основными виновниками мора, неурожая и засухи.

Вконтакте

Упырь - так славяне называли неупокоеных мертвецов, которые при жизни столько грешили (не обязательно в строго христианском понимании), что земля их "не принимает".

.

Надежда Антипова
.

Борис Забирохин
.


"Вукодлак и упырь" Ивица Стеванович
.


Виктор Корольков
.

Валерий Славук
.

Вурдалак - слово, придуманное А. Пушкиным (волколак+упырь), по сути же, тот самый упырь.

Это уже потом - в XVIII-XIX веках - возникает мода на вампиров и в Европе появляются вампиры-аристократы, изменившее гнилостного упыря на благородного вампира.

.
И только в ХХ веке, благодаря Стокеру и Голливуду, возникает образ вампира-красавца. А с развитием игровой индустрии к упырям-вампирам стали искать параллели во всех мировых культурах.

Эволюция вампиров в в серии игр Might&Magic

.
И находили - от Африки до Индии и Латинской Америки. Хотя параллели эти кривые до безобразия. Потому что европейский вампир - это оживший (ну или недоумерший) мертвец. В культурах кровопийцы, которых ставят в один ряд с нишим мертвецом, это чаще некие демонические духи или сверхъестественные существа.
.
Вампиры - мертвые, восставшие из могил и сосущие кровь живых. И на них сейчас мода.


Баффи - истребительница вампиров
.

Лестат из "Интервью с вампиром"
.

"Блэйд"
.



"Ван Хельсинг"
.

"Сумерки"

.
И это только малая часть вампирской фильмографии, которая бог знает куда ушла от классики. Потому что вот отец современных вампиров - граф Дракула.




Кадры из фильма "Дракула" (1992 г.). В главной роли - Гэри Олдман.


Кадр из фильма "Дракула" (1931 г.). В главной роли - Бэла Лугоши

Если верить Фасмеру, то слово вурдалак принадлежит Пушкину, который скроил его из славянских корней, типа волко(д)лака, где длак ц.слав. слово, означающее "волосы, шкура", а волк сами знаете, зубами щёлк!
уж двадцать лет как я покойник
а все покоя не найду
еще лет десять попокоюсь
и вурдалаком выйду к вам

http://ru-etymology.livejournal.com/1304680.html


Считается, что слово «вурдалак» появилось в русском литературном языке благодаря стихотворению А. С. Пушкина «Вурдалак», написанному в 1836 году как «песня западных славян». Термин является искажённо переданным словом «волколак, вурколак», обозначающим у славян вампира. Этот неологизм получил широкое распространение также благодаря раннему рассказу А. К. Толстого на французском языке «La famille du vourdalak» («Семья вурдалака»), написанному в кон. 1830-х — нач. 1840-х. Сформированный литературой образ вурдалака представляет собой ожившего вампира-мертвеца или человека, укушенного другим вурдалаком. Пьёт кровь родных, самых близких людей, из-за чего пустеют целые деревни. Охотится ночью, обгладывает кости мертвецов на их могилах. В славянской мифологии волколак (волкодлак) — оборотень, принимающий образ волка: это или колдун, принимающий звериный образ, или простой человек, чарами колдовства превращённый в волка. Название якобы происходит от волк + длака; второе слово обозначает медведь. В церковнославянском словаре прот. Г. Дьяченко оно объявлено старославянским, в этимологическом словаре М. Фасмера — церковнославянским; то и другое сомнительно, так как это слово не зафиксировано ни в старо- и церковнославянских текстах, ни в древнерусских. По Фасмеру слово «волколак» (с закономерными фонетическими вариациями) общеславянское: рус. волколак, укр. вовкулака, белор. ваўкалак, польск. wilkołak (откуда лит. vilkolakis), чеш. vlkodlak, словацк. vlkolak, серб. вукодлак, болг. вълколак, върколак (откуда греч. βρουκόλακας, βρυκόλακας и рум. pricolic). Гипотетич. ст.-слав. влъкодлакъ.

Подобен волколаку оборотень вервольф (от древнегерманского wer — человек и wolf — волк образовались немецкое Werwolf и английское werewolf); а также испанский hombre lobo; французский loupgarou; итальянский lupo mannaro; португальский lobisomem; у древних римлян — faunus ficarius, у армян — мардагайл.

По украинскому народному поверью, колдуны или ведьмы, желая кого-либо превратить в волка, набрасывают на него волчью шкуру и нашёптывают при этом волшебные слова. Иногда колдун кладёт под порог избы пояс, скрученный из мочала; кто переступит через этот пояс, тот и превращается в волка и прежний человеческий образ может получить лишь тогда, когда чародейский пояс протрется и лопнет, или когда кто-нибудь наденет на него снятый с себя пояс, на который предварительно навязал узлы и при навязывании каждый раз говорил: Господи помилуй. Сами колдуны и ведьмы, желая преобразиться в зверей, набрасывают на себя кольцо из мочала или кувыркаются через обручи.

Волколаки страждущие — это представители особого вида умопомешательства, при котором больные воображают, что они превращены или могут превращаться в волков. Болезнь эта, известная под именем ликантропия, была распространена в Европе в Средние века; больные этого рода поныне встречаются в русских деревнях; подобная болезнь известна в Абиссинии и в Ассаме, только там роль волка играют гиена и тигр.
В поверьях же о волколаках зловредных видны отголоски мистических представлений, при которых волк является олицетворением враждебных сил природы. Южно-славянские поверья связывают волколака с упырём (вампиром). По поверьям южных славян, волколак наводит голод, высасывает кровь из людей и собак; иной раз принимает образ красивого парня и заставляет молодую вдову вступить с ним в брачную связь, и плодом этой связи являются дети, у которых, обыкновенно, не бывает костей. Каждый человек, находившийся при жизни в дружеских отношениях с вештицами (ведьмами), или злыми вилами, или дьяволами и умерший без покаяния, делается после смерти волколаком: некий дьявольский дух, входя в тело мертвеца, одушевляет его и вынуждает его причинять всевозможные несчастия человеку. Впрочем, и добродетельных людей ожидает иногда в загробной жизни судьба волколака. Это происходит тогда, когда через покойника, в то время как он лежит на столе, перебежит кошка, собака или курица. Поэтому южные славяне прогоняют этих животных из домов на все время, пока там находится покойник. В волколака превращаются также дети, рождающиеся от брачной связи волколака с женщиной, а также люди, которые навлекли на себя злобу и мщение колдуна или ведьмы. Тогда ночью является к ним злой дух с волчьей шкурой и приказывает её надеть; после этого они начинают по ночам рыскать волками, а с рассветом, сняв с себя волчью шкуру, снова принимают человеческий образ.

Рассказы о мертвецах, проливающих кровь, найдены почти во всех культурах по всему миру, включая самые древние. Вампироподобные духи, называемые Лилу (Lilu) (аккад. lillu "идиот, дурак", шум. lil "болеть" ), упоминаются в ранней вавилонской демонологии, а кровососущие акшары — в ещё более ранней шумерской мифологии. Эти демонессы скитались в темноте, охотясь и убивая новорождённых младенцев и беременных женщин. Даханавар — в древнеармянской мифологии вампир, который проживает в горах Ултиш Альто-тэм. Он прославился тем, что никогда не убивал жителей, которые жили на его землях. В Индии рассказы о веталах , вампироподобных созданиях, которые вселяются в трупы, были распространены в санскритской новеллистике. Сборник «Двадцать пять рассказов Веталы» рассказывает о царе Викрамадитья и его попытках поймать неуловимого веталу. Истории о ветале были собраны в книге Баитал Пачиси (Baital Pachisi). Ветала — это нежить, которая так же как и летучая мышь ассоциируется с современными вампирами, ассоциировалась с висящими вниз головой на деревьях, растущих на землях, где кремируют покойников, и кладбищах. Хромающий труп — аналог вампира в китайской традиции; однако он питается жизненной эссенцией жертвы (ци), а не кровью. В Риме призраков-кровососов называли ламиями, эмпузами и лемурами. Стрикс (strix), ночная птица, которая питалась человеческой кровью и плотью, упоминается в Римских рассказах. Румынское слово, обозначающее вампиров — стригой — образовано от этого слова, так же, как и имя албанского Штрига (Shtriga), но мифы об этих существах показывают в основном славянское влияние.

Как пример существования и известности похожих легенд в поздние времена, можно отметить, что в XII веке английские историки и летописцы Вальтер Мап и Вильям Ньюбургский записали несколько историй, которые имеют спорное сходство с восточноевропейскими вампирами. Миф о вампирах, в том виде, в котором он нам известен, появился в Восточной Европе из славянского фольклора, убивающие людей путём выпивания их крови, либо через удушение. Вампир мог быть уничтожен, если ему отрезать голову, вонзить осиновый кол в его сердце и сжечь труп.

Предания о вампирических существах были также обнаружены у древних римлян и у романизированных жителей Восточной Европы, румын (известных как валахи в историческом контексте). Румыния окружена славянскими странами, так что не удивительно, что румынские и славянские вампиры похожи. Румынские вампиры называются стригои, от древнегреческого термина strix, означающего кричащую сову, который также стал обозначать демона или ведьму.

Но наиболее древнее упоминание об оборотнях среди славян оставил для нас Геродот. Во времена Геродота (V в. до н.э.) в верховьях Днестра и Буга жило племя невров. Геродот приводит интереснейший текст, который занимал умы многих исследователей: Эти люди, по-видимому, колдуны. Скифы и живущие среди них эллины, по крайней мере, утверждают, что каждый невр ежегодно на несколько дней обращается в волка, а затем снова принимает человеческий облик.

Вырколак (Vârcolac), который иногда упоминается в румынском фольклоре, больше относится к мифическому волку, который мог поглотить солнце и луну (так же как Skoll и Hati в скандинавской мифологии), и позже больше стал ассоциироваться с оборотнями, нежели с вампирами. (Человек, страдающий ликантропией, мог обращаться в собаку, свинью или волка). Вампира обычно замечали, когда он нападал на семью и домашний скот, или разбрасывал вещи вокруг дома. Считалось, что вампиры наряду с ведьмами были наиболее активны в канун дня Святого Георгия (St George’s Day) (22 апреля по юлианскому, 6 мая по григорианскому календарю), в ночь, когда все виды зла выходят из своего логова. День Святого Георгия всё ещё празднуется в Европе.

Этимология слова вампир считается тёмной. Исследователи сходятся на том, что слова́ вампир и упырь — общего происхождения, но уже с праформой налицо неясности (*ǫpirъ? *ǫpyrъ? *ǫpěrь?). Начальный носовой звук, как считается, в большинстве славянских языков дал [u] (откуда рус. упырь, укр. упир, белор. вупыр, чеш. upír; из вост.-слав. языков — ст.-польск. upir и совр. польск. upiór), а в некоторых сохранился, получив дополнительно протетическое [в] (ст.-болг. въпиръ, ст.-польск. wąpierz). Из южнославянских языков через венг. vámpír слово заимствовано в западноевропейские (нем. Vampir, фр. vampire, англ. vampire), а из них (по другой версии — из южнославянских) заимствованы современные западно- и восточнославянские формы: рус. вампир, польск. wampir и под. Исходное значение слова также неясно: одни связывают со словом нетопырь, другие — с корнем слов пари́ть, перо (ср. со ст.-польск. wąpiory «пернатый»). Существует (обычно отвергаемая) версия о связи с тюркскими языками (тат. убыр — «ведьма», во многих сказках высасывающая кровь у молодых людей, оказавшихся в лесу). В казахской мифологии есть ведьма жалмауыз кемпир, среди привычек которой присутствует и высасывание крови из пятки или колена жертвы. В этом словосочетании кемпир (от которой могли произойти упырь и вампир) означает просто старуха, а демоническое начало выражено характеристикой жалмауыз (людоед ). Другие версии толкуют начальное ǫ- как отрицательную частицу, доводя смысл слова до «не имеющий перьев» или «несожженный». Известны и другие толкования. Например, прямое толкование слова упырь как выпивающий, упивающийся. По этой версии приставка *an- (*am- перед p) + pirъ = *ampirъ -> ǫpirъ -> упырь.

Вот так в общих чертах обстоит дело с вампирами, вурдалаками, волкодлаками и упырями. Попробую и я одним ударом разоблачить эту нечисть:

1. Упырь, вампир < греч. ἐμπίνω [ἐμ-πίνω] "жадно или много пить, выпивать; напиваться"; лат. uber "вымя, сосец; ubera ducere — сосать грудь ; материнская грудь".

2. Трансильванский (немецкий) привет от Пушкина:

Wurde(+)lecken < wurde (от werden "становиться, делаться, быть" + lecken "лизать, облизывать" (лат. lacteus "сосущий грудь", русск. лакать). Стать сосущим (лижущим).

В древности все мифологические сюжеты создавались народными сказителями, в полной мере обыгрывавшими созвучия в языке(ах). Посмотрим на следующие слова. Все они присутствуют в мифологических сюжетах о вампирах и волколаках:

Нем. Fell "шкура";
лат. fello "сосать";
греч. ἑλκύω (ἕλκω), θηλάζω "сосать" (велакос - сосущий), βδάλλω "сосать (грудь)";
Валахи (предания о вампирических существах обнаружены у румын (известных как валахи);
лат. vellus "овчина, шкура".
русск. волк ;
греч. λιχμάω "лизать", λύκος волк;
в Индии - веталы (~ βδάλλω "сосать (грудь)");
лыко (мочало);
греч. ион. ἀμπαύω "убивать, умирать";
греч. ἐμπίνω [ἐμ-πίνω] "жадно или много пить, выпивать; напиваться";
в Риме - эмпузы.

Нем. Werwolf < wer(den) "становиться, делаться, быть" + wolf "волк".



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники