Артикуляционная классификация согласных звуков

В характеристику согласных звуков входит пять основных признаков: 1) место образования шума, 2) способ образования шума, 3) уровень шума (сонорность/шумность), 4) глухость / звонкость, 5) твёрдость / мягкость.

В русском языке 36 согласных звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [ш: ’].

Место образования – та часть речевого аппарата, где сближаются или смыкаются органы речи во время артикуляции согласного. Место образования согласного определяется результатом взаимодействия двух подвижных органов (губы, язык) или подвижного и неподвижного (нёбо, зубы), в связи с чем согласные можно определять как по активным, так и по пассивным органам речи. В основу классификации согласных по месту образования положено строение речевого аппарата (в пределах верхних резонаторов). По месту образования все согласные делятся на губные и язычные.

Губные подразделяются на губно-губные [б, б’, п, п’, м, м’] и губно-зубные [в, в’, ф, ф’]. При образовании этих звуков роль активных органов выполняют губы, особенно нижняя губа, роль пассивных – зубы. При артикуляции губно-губных обе губы смыкаются, при артикуляции губно-зубных нижняя губа сближается с верхними зубами.

Язычные согласные различаются в зависимости от того, какая часть спинки языка – передняя, средняя или задняя – является активным органом при образовании звука. Язычные подразделяются на переднеязычные [д, д’, т, т’, з, з’, с, с’, ш, ж, ш:’, ц, ч, р, р’, н, н’, л, л’], среднеязычный [j] и заднеязычные [к, к’ г, г’, х, х’].

Переднеязычные согласные образуются в результате прикосновения спинки или кончика языка к соответствующим частям переднего нёба или зубов. По пассивному органу эти согласные имеют общее название передненёбных и делятся на такие разновидности, как зубные [д, д’ т, т’, ц, з, з’, с, с’, н, н’. л, л’] и нёбные [ш, ж, р, р’, ч ].

При образовании зубных передняя часть спинки языка вместе с кончиком артикулирует как единое целое, смыкаясь (или сближаясь) с верхними зубами. При образовании нёбных согласных не только передняя часть спинки языка сближается с передней частью нёба, но и задняя часть спинки языка оттягивается назад, сближаясь с задним мягким нёбом.

Среднеязычный (по пассивному органу – средненёбный) звук [j] образуется сближением средней части спинки языка со средним нёбом.

Заднеязычные звуки образуются смыканием [к, к’ г, г’] или сближением [х, х’] задней части языка с неподвижным нёбом.

Определить способ образования согласного – значит, выяснить, как создаётся преграда, каков её характер, простая она или сложная, и как она преодолевается выдыхаемой воздушной струёй. По способу образования различают согласные:

Смычные (иначе: взрывные, мгновенные, затворные), необходимым моментом артикуляции которых является полный затвор органов речи, преграждающий выход воздушной струе наружу. Эта преграда устраняется сильным и коротким толчком воздуха, который быстро выходит наружу, произведя эффект «взрыва». Именно в этот момент и образуются смычные согласные [б, б’ п, п’, д, д’, т, т’, к, к’, г, г’];

Щелевые (или фрикативные), при произнесении которых органы речи уже не образуют затвора, а только сближаются, оставляя узкую щель для прохождения струи воздуха [в, в’ ф, ф’, з, з’, с, с’, ж, ш, ш:’, j, х, х’];

Аффрикаты (смычно-щелевые) – сложные согласные [ц, ч]. Своеобразие аффрикат в том, что они на начальной основе образования формируются как смычные: органы речи плотно примыкают друг к другу (ср. [т]). Однако «взрыва» не происходит, так как органы речи до этого успевают перейти на артикуляцию щелевых звуков [с, ш], и в момент выдержки аффрикаты звучат уже как щелевые того же места образования, где прежде был затвор. Таким образом, при образовании аффрикат воздушной струе приходится преодолевать сложную преграду (в отличие от образования смычных и щелевых, где преграда простая);

Смычно-проходные согласные [л, л’ м, м’, н, н’]. В процессе их образования в полости рта образуется смычка и при этом имеется доступ для свободного прохождения воздуха через нос или рот. Данные согласные подразделяются на носовые [м, м’, н, н’] и боковые [л, л’]. Носовые согласные характеризуются полным смыканием ротовой полости и одновременным опусканием нёбной занавески. Воздух свободно проходит через носовую полость. При образовании боковых звуков передняя часть языка смыкается с нёбом, боковые части языка опускаются, образуя с обеих сторон выход для выдыхаемой струи воздуха.

Дрожащие согласные образуются путём дрожания (вибрации) кончика языка и смыкания и размыкания его с альвеолами: [р, р’].

По уровню шума (степени его интенсивности) согласные делятся на сонорные [л, л’ м, м’, н, н’, р, р’, j] и шумные [б, б’ п, п’, д, д’, т, т’, к, к’, г, г’, в, в’ ф, ф’, з, з’, с, с’, ж, ш, ш:’, j, х, х’,ц, ч]. Интенсивность шума у шумных согласных значительно выше, чем у сонорных (от лат.sonorus – звучный). Объясняется это различиями в напряжённости органов речи и в силе струи воздуха при произнесении сонорных и шумных согласных. Шумные согласные образуются при большем, чем у сонорных, напряжении мышц в том месте ротовой полости, где возникает преграда струе воздуха. Поэтому и сила струи воздуха, выходящей из ротовой полости во время речи, при произнесении шумных согласных гораздо больше, чем при произнесении сонорных.

По звонкости / глухости шумные согласные образуют пары: [б - п], [в - ф], [г - к], [д - т], [ж - ш], [з - с] и др. Звуки в этих парах отличаются друг от друга только тем, что одни из них образуются шумом и голосом (звонкие), а другие только шумом (глухие).

К непарным согласным относятся: глухие [х, ц, ч, ш:’], не имеющие соотносительных пар по звонкости. Также непарными являются сонорные согласные [л, л’ м, м’, н, н’, р, р’, j], не имеющие пары по глухости.

От положения средней части спинки языка зависит деление согласных на твёрдые и мягкие . При образовании мягких согласных возникает дополнительная артикуляция – средняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу. Это дополнительное движение, совмещающееся и взаимодействующее с основной артикуляцией согласного, называется палатализацией . Общая артикуляторная особенность твёрдых согласных – отсутствие палатализации.

Большинство согласных являются парными по твёрдости-мягкости:

[б - б’, п - п’, д - д’, т - т’, в - в’, ф - ф’, с- с’, з - з’, м - м’, н - н’, р - р’, л - л’, к - к’, г - г’, х - х’].

Все остальные согласные непарные: [ ц, ш, ж] – только твёрдые согласные, не имеющие мягкой пары. [ч, ш:’, j] – только мягкие согласные.

Основная артикуляция внепарного звука [j] – поднятие средней части языка к твёрдому нёбу. Это та артикуляция, которая является дополнительной при образовании мягких согласных звуков. Для [j] она оказывается основной и единственно возможной., поэтому звук [j] называют палатальным (мягкий), а мягкие согласные – палатализованными (смягчёнными).

Помимо палатализации, есть такие виды дополнительной артикуляции, как лабиализация – вытягивание и округление губ; назализация (от лат.nasus – нос) – опущение мягкого нёба, обеспечивающее выход воздушной струе в носовую полость, что придаёт всем согласным дополнительный носовой оттенок. Веляризация (от лат. Velaris – задненёбный) – добавочное движение задней части языка в сторону мягкого нёба при артикуляции незаднеязычных согласных. Но в русском языке только палатализация имеет самостоятельное фонематическое значение, так как мягкие согласные выступают самостоятельными фонемами.

Артикуляционная таблица согласных звуков русского языка

Артикуляционная характеристика гласных и согласных. Артикуляционная характеристика звуков речи. Речевой аппарат

Сонорные : л, р, м, н, j шумные : остальные, они - глухие или звонкие

по месту образования :

губные: губно-губные: п, б, м, губно-зубные: в, ф

язычные: среднеязычные : j, заднеяз. г, к, х переднеязыч - остальные

по способу образования:

смычные: взрывные: п, б, д, т, к, г, слитные: ц, ч’; дрожащие (вибранты) : р, носовые : м, н,

щелевые (фрикативные) : ф, в, с, з, ж, ш, х, j, боковые : л

(у всех парных по мягк. мягкий вариант там же, где они)

Акустические харак .(по звучанию) высота, сила, тембр

1) вокальные (образуемые тоном или при его значительном участии тона): все гласны е и все сонорные, невокальные (образуемые шумом или при подавляющей доле шума): все шумные согласные;

2) консонантные (от лат. consonans - согласный звук) характеризуются небольшой силой, а следовательно, небольшой слышимостью): все согласные. Неконсонантные: все гласные ;

3) высокие: гласные переднего ряда , переднеязычные согласные и среднеязычный согласный, низкие: гласные среднего и заднего ряда , губные согласные и заднеязычные согласные;

4) диезные (от гр. diesis - полутон; диез - музыкальный знак, обозначающий повышение звука на полтона): гласные между мягкими согласными, недиезные - между твердыми. Мягкие согл.-диезные, твердые -недиез.

5) бемольные (понижение на полтона): огубленные гласные [о], [у] и согласные, стоящ. перед ними, небемольные: неогубленные гласные и согласные, стоящие перед ними;

6) резкие (звуки, характеризующиеся неоднородностью расхода энергии на протяжении звука): аффрикаты, дрожащие, нерезкие : все остальные

7) звонкие (в их образовании участвует голос): все гласные и согласные [р], [л], [м], [н], [j], [б], [в], [г], [д], [ж], [з], глухие (в их образовании не участвует голос): [с], [т ], [х ], [ч], [ш], [ц], [ф ].

10. Деление фонетического слова на слоги. Основной закон русского слогоделения. Типы слогов.

Слог не имеет фонологической природы, не связан со смыслоразличен., с морфемой. Слог - фонетическая единица, состоящая из звуков .

Экспираторная теория - теория выдоха: слог образуется в результате мышечного напряжения голосовых связок, когда выдыхаемая струя воздуха образует своеобразные толчки-слоги. Возникнула уже в античности. Проверка: говорить перед свечой: сколько раз качнётся пламя - столько слогов. Однако эта теория признана неверной, т. к. имеются слова, в которых число слогов не совпадает с количеством выдыханий . В слове «ау» - два слога, но одно выдыхание, в слове «сплав» - один слог, но два выдыхания.

Сонорная теория слогоделения: Р. И. Аванесов . Хар-ка слога - волна сонорности (звучности). Наиболее звучный образует звук, остальные неслоговые. Макс. звучностью обладают гласные. В некоторых словах сонорные могут быть слогообразующ.: жи-зн ь, р вы, смысл, казн ь, театр . В одном слоге может быть два гласных звука (диалекты) - ле[ие]с, м[уо]локо.

4 уровень звучности: гласные, i". 3 ур - сонорные л, м, н, р. 2 ур .- шумные звонкие, 1 ур -шумные глухие. 0 ур . - пауза.

Основной закон слогораздела - закон восходящ. звучности. Граница слогораздела на стыке наиболее звучных с наименее звучн. звуками.

t - любой глухой и звонкий согласный, l - любой сонорный, a - любой гласный: a | tta , a | lla , a | tla , al | ta исключение! - вол|ки, тай|на - слабый йот

2 подряд глухих отходят к послед. слогу. Если сонорн. + шумн., то слогораздел между ними (лам-па, по-дар-ки, кон-троль). Иногда влияет словообразов. (по-дпи-сать/под-пи-сать). Слогодел. нужно проводить в транскрипц..

Открытый слог кончается на слогообразующий звук, закрытый -нет. Прикрытый начинаеся с согласной, неприкрытый - с гласной.

Артикуляция русских согласных сосредоточена главным образом в передней части ротовой полости. Для большинства из них действующим органом является язык, а наиболее активной при образовании русских со­гласных выступает передне-средняя часть спинки языка.

Все русские твёрдые согласные имеют окраску на гласный [ы], а мягкие - на гласный [и]. Позиция в начале слова перед гласным в удар­ном слоге для русских согласных признана наименее зависимой от окру­жающих условий; в этой позиции собственные константные признаки кон­кретного согласного проявляются наиболее полно. Поэтому в фонетиче­ских исследованиях принято соотносить реализацию основного оттенка русских согласных с этой позицией. Вопрос об основном оттенке соглас­ных решается сложнее, чем для гласных, потому что они не могут быть произнесены "в чистом виде", изолированно, так, как, например, гласные, хотя вообще возможность изолированного произнесения согласных отри­цать нельзя. Однако крайне трудно избежать произнесения гласного при­звука в конце согласного, что, вероятно, объясняется природой согласных как "сопутствующих" гласным звукам

Качество согласного зависит от многих факторов фонетического контекста: от положения относительно ударения, характера слога, а также от характера артикуляции соседнего звука. Поэтому, говоря о позиционных (обусловленных позицией) и комбинаторных (обусловленных влиянием артикуляции соседних звуков) оттенках согласных, необходимо учитывать позицию согласного в слове (абсолютное начало, абсолютный конец, сере­дина), тип звукосочетания (согласный - гласный, согласный - соглас­ный, гласный - согласный - гласный, согласный - согласный - со­гласный и др.), качество соседнего звука в указанных сочетаниях (огубленность, неогубленность гласного, характеристика соседнего соглас­ного и др.).

При произношении звука [п] (см. рис. 7.) губы в первый момент смыкаются, и воздух, поступающий из легких в полости глотки и рта,сжимается. Затем губная смычка взрывается и воздух выталкивается изо рта наружу. Положе­ние языка зависит от следующего звука. Если звук [п] стоит в конце слова или слога, то язык остаётся пассивным. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты. Можно видеть работу губ и ощущать толчок воздуха на поднесённой ко рту руке. При произношении звука [б] положение губ, языка, мягкого нёба такое же, как при артику­ляции звука [п]. В отличие от последнего, при артикуляции [б] голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

При произношении звука [т] (см. рис. 8.) губы разомкнуты и прини­мают положение, зависящее от следующего звука. Верхние и нижние рез­цы сближены. Язык в первый момент образует своим передним краем смычку с верхними резцами, а боковыми краями прилегает к верхним коренным зубам. В следующий момент смычка взрывается. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты. Можно видеть положение губ, края резцов и работу языка, а также ощущать толчок воздуха на поднесенной ко рту руке. При произноше­нии звука [д] положение губ, языка, мягкого нёба такое же, как при артикуляции звука [т]. JB отличие от последнего, при артикуляции [д] голосовые складки сомкнуты и вибрируют.



Рис. 7. [п]..[б] Рис.8. [т]..[д]

Рис. 9. -(к)...[г]

При произношении звука [к] (см. рис. 9.) положение губ и расстояние между верхними и нижними резцами зависит от следующего звука. Кончик языка внизу, спинка в первый момент смыкается с небом; место смычки зависит от следующего звука (при ка - примерно на границе между твердым и мягким нёбом, при ки - спереди от этой границы). В следующий момент смычка взрывается. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты. Видны (неясно) положение языка и его работа. Можно также ощущать толчок выдыхаемого воздуха на руке. При произношении звука зву­ка [г] положение губ, языка, мягкого нёба такое же, как при артикуллшш звука [к]. В отличие от последнего, при артикуляции [г] голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

Рис.10. - [ф]... [в] Рис. П. - [с]...[з]

При произношении фрикативных [ф] и [в] (см. рис. 10.) нижняя губа прижимается к верхним резцам, оставляя посредине узкую щель, через которую проходит струя выдыхаемого воздуха. Верхняя губа приподнята. Язык находится в положении, зависящем от следующего звука. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. При артикуляции [ф] голосовые складки разо­мкнуты, при артикуляции [в] - сомкнуты и вибрируют. Хорошо видны характерное поло­жение губ и верхние резцы. На руке, поднесен­ной ко рту (несколько выше уровня рта), можно ощущать сильную холодную струю воздуха, направленную косо вверх.



При произношении звука [с] (см. рис. 11.) губы несколько растянуты в улыбку. Зубы сжаты или сближены так, что расстояние между резцами не превышает двух миллиметров. Кончик языка упирается в дёсны нижних резцов, спинка выгнута и сближается с альвеолами, боковые края прилега­ют к верхним коренным зубам; посредине языка образуется желобок, а между спинкой языка и альвеолами - узкая круглая щель. Мягкое нёбо поднято и закры­вает проход в нос. Голосовые складки разо­мкнуты. Видно положение губ и резцов, а если приоткрыть рот, то и положение передней час­ти спинки языка. Можно ощущать рукой хо­лодную сильную струю воздуха, направленную косо вниз. При произношении звука [з] поло­жение губ, языка, мягкого нёба такое же, как при артикуляции звука [с]. В отличие от по­следнего, при [з] голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

При произношении звука [ш] (см. рис. 12.) губы слегка выдвинуты впе­ред. Зубы сжаты или сближены так, что расстояние между резцами не пре­вышает 2-3 мм. Передний край языка поднят и соприкасается с нёбом за альвеолами, оставляя посредине узкую плоскую щель; боковые края приле­гают к верхним коренным зубам. Весь язык имеет форму чашечки. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты.

Можно видеть положение губ, верхние и ниж­ние резцы, а если приоткрыть рот, немного за­прокинув голову, то и положение языка. На поднесенной ко рту руке можно осязать направленную косо вниз широкую тёплую струю воздуха. При произношении звука [ж] положение губ, языка, мягкого нёба такое же, как при артикуляции звука [ш].В отличие от последне­го, при артикуляции [ж] голосовые складки со­мкнуты и вибрируют. Видно положение губ и резцов, а если приоткрыть рот, то и положение языка. Можно ощущать на руке обильный теплый воздух.

Рис. 12. -{ш]... (ж)

Рис. 13. - [x]

При произношении звука [х] (см. рис. 13.) положение губ и расстояние между резцами за­висят от следующего звука. Кончик языка опущен, спинка поднята к нёбу и соприка­сается с ним, оставляя по средней линии уз­кую щель, через которую проходит струя вы­дыхаемого воздуха. Место образования щели зависит от следующего звука: при ха - при­мерно на границе между твёрдым и мягким нёбом, при хи - впереди от этой границы. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты, при произнесении звука видно (неясно) положение языка. Можно также ощу­щать на руке довольно сильную струю выдыхаемого воздуха.

Буква щ в русской графике обозначает два звука: долгий мягкий [ш"] ([ш"]ебень, кле[ш"]и) и сочетание [ш"ч" ] ([ш"ч"]ука, по[ш"ч"]ада). В отличие от звука [ш], долгий мягкий [ш"] характеризуется более высоким положением спинки языка и лёгким переме­щением его вперед, что вызывает некоторое уменьшение размеров полости между языком и передними зубами и способствует вместе с подъёмом спинки языка известному повыше­нию шипящего шума. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты.

Рис. 14. - [ш"]... |ш"ч"]

Рис. 15.[й] [j]

При произношении звука [й] язык продвинут вперёд и имеет выпуклую форму. Средняя часть спинки языка высоко поднята к твёрдо­му нёбу. Передняя и задняя части языка круто опущены. На пути воздушной струи образует­ся преграда в результате сближения средней и незначительно передней части спинки с участком твёрдого нёба. Мягкое нёбо подня­то. Голосовые складки сближены. Губы слег­ка растянуты в уголках.

Рис. 16.-[ц] Рис. 17.-[ч"|

При произношении звука [ц] (см. рис. 16.) гу­бы разомкнуты, принимают положение, зави­сящее от следующего звука, и имеют тенден­цию растягиваться в улыбку. Зубы сжаты или сближены так, что расстояние между резцами не превышает 2-х мм. Кончик языка упирается в дёсны нижних резцов. Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам; спинка языка в первый момент смыкается с альвео­лами, а затем отскакивает в положение, соот­ветствующее артикуляции звука [с].

При произношении звука [ч"] (см. рис. 17.) губы слегка выдвинуты впе­рёд. Зубы сжаты или сближены так, что расстояние между резцами не пре­вышает 2-3 мм. Передний край языка поднят и в первый момент образует смычку с нёбом за альвеолами; в следующий момент смычка взрывается и передний край языка отскакивает в положение, соответствующее артику­ляции верхнего мягкого [ш] (мягкость звука обусловлена более передним, чем при твёрдом [ш], положением языка и более высоким подъёмом его спинки).Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам, а весь язык имеет форму чашечки. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкну­ты. В момент произнесения звука [ч"] можно видеть положение губ, верхние и нижние рез­цы, а если приоткрыть рот, тои положение языка, его работу (голову при этом следует немного запрокинуть).Поднесённой ко рту рукой можно ощущать резкий толчок тёплой струи воздуха.

Рис. 18. - [м]

При произношении звука [м] (см. рис. 18.) губы сомкнуты без напряжения и размыкают­ся без взрыва. При переходе к следующему гласному происходит плавное размыкание; в конце слога (слова) размыкания может и не быть. Положение языка зависит от следую­щего звука. Мягкое нёбо опушено, выдыхае­мый воздух проходит в нос. Голосовые склад­ки сомкнуты и вибрируют. Можно видеть по­ложение губ, ощущать вибрацию гортани, груди, щёк и крыльев носа.

При произношении звука [н] (см. рис. 19.) положение губ зависит от следующего за ним гласного. Передний край языка на слогах на, но, ну. ны и в обратных слогах прижат к верхним резцам. При переходе к следую­щему звуку происходит не взрыв смычки, а размыкание; в обратных слогах размыкания может и не быть. В слогах не, ни смычка образуется прижатой к альвеолам пе­редней частью спинки языка, благодаря чему звук смягчается (позиционное смягчение); кончик языка при этом находится либо на­верху, за верхними резцами, либо внизу, за нижними резцами. Мягкое нёбо опущено, и воздух проходит через нос. Голосовые склад­ки сомкнуты и вибрируют. Можно видеть по­ложение губ, положение и работу передней части языка, можно ощущать вибрацию гор­тани, груди, крыльев носа.

Рис. 19. -[н]

Рис. 20. - [л]

При произношении звука [л] (см. рис. 20.) гу­бы приоткрыты, не растянуты, а слегка присобраны в уголках. Верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга. Язык принимает форму жала и упирается своим кончиком в верхние резцы или их дёсны. Боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, в результате чего по бо­кам остаются проходы для выдыхаемого воз­духа. Иногда такой проход остаётся лишь с одного бока, чаще слева. Корневая часть языка поднята. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют. Можно видеть положение губ, края рез­цов, а также форму и положение кончика языка. С помощью осязания вос­принимаются вибрация гортани и слабый выдох изо рта.

При произношении звука [р] положение губ и расстояние между резцами зависят от сле­дующего звука. Язык принимает форму ло­жечки: своими боковыми краями он прилега­ет к верхним коренным зубам, передний край языка поднят к альвеолам и дрожит под на­пором выдыхаемого воздуха. При артикуля­ции ре, ри (перед гласными переднего ряда) спинка языка поднимается выше, а передний край выдвигается вперёд, ближе к верхним резцам; в результате получается смягчённое [р]. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в нос. Голосовые складки сомкнуты я вибрируют. Можно видеть положение губ, верхний и нижний ряд зубов, положение и работу языка (последнее - при несколько запрокинутой голове).

Артикуляция мягких согласных

Мягкие согласные отличаются по артикуляции от парных твёрдых дополнительным подъёмом спинки языка к твёрдому нёбу, а некоторые (к, г, х) также заметным перемещением языка вперёд.

Мягкость согласного может определяться тем, какой гласный ([и] или [э] следует за ним. Это видно при сопоставлении хотя бы такого ряда слогов, как па, по, пу, пы (твёрдый согласный) и пе, пи (мягкий соглас­ный). Исключение составляют согласные [ш], [ж] и [ц], которые перед гласным [э] не смягчаются и после которых гласный [и] не может быть произнесён. После указанных согласных может стоять только буква [и], но при этом она читается как [ы]. Это видно на примере слогов иш, шу, ше, ши и слов шило, ножи, цирк\ во всех случаях звуки [ш], [ж] и [ц] остаются твёрдыми. Исключение составляет долгое мягкое [ж] в словах с сочета­ниями жж и зж, например, вожжи, дрожжи, визжит, где мягкость со­гласного позволяет произнести после него звук [и]. Мягкость одного со­гласного может быть обусловлена мягкостью следующего за ним другого согласного - частичной ассимиляцией по мягкости. Это видно при сопо­ставлении таких, например, слов, как бант - бантик, ест - есть, где мяг­кий согласный [т"] вызывает смягчение предшествующих согласных [н] и [с].

Наряду с комбинаторно обусловленной мягкостью согласных в рус­ском языке широко используются согласные, мягкость которых является вполне самостоятельной. Например, в словах пять, мёд. Люба мягкие зву­ки [п"], [м"], [л"] стоят перед гласными [а], [о], [у], которые вовсе не требу­ет смятения предшествующего согласного, о чём свидетельствуют хотя бы такие слова, как пар, мост, лук. Подобным же образом в словах мель, конь, кровь мягкость согласных [л"], [н"] и [ф"] не обусловлена соседними звуками, что видно из сопоставления приведённых слов со словами мел, кон, кров. Правда, сами эти гласные, соседствующие с мягкими соглас­ными, произносятся особым образом в том варианте, который характерен для такого соседства, что имеет существенное значение для улавливания на слух мягкости согласных.

Министерство высшего и среднего специального образования республики узбекистан бухарский государственный университет тексты лекций по курсу

Место образования

Губные

Язычные

Способ образования


губно-губные

губно-зубные

переднеязычные

средне-

язычный


задне-язычные

зубные

нёбные

шумные

Смычные


глухие

[п, п’]

[т т"]

[к к"]

звонкие

[б, б’]

[д д"]

[г г"]

Щелевые

глухие

[ф ф"]

[с с"]

[ш ш:"]

[х х"]

звонкие

[в в"]

[з з"]

[ж]

[j]

Аффрикаты

глухие

[ц]

[ч"]

сонорные

Смычно-

проходные


носовые

звонкие

[м м"]

[н н"]

боковые

звонкие

[л л"]

Дрожащие

звонкие

[р р"]

Опорные слова

Гласные звуки; лабиализованные (огубленные) и нелабиализованные (неогубленные) звуки; подъем; ряд; подъем верхний, средний, нижний; ряд передний, средний, задний; согласные звуки; сонорные, шумные; звонкие, глухие; место образования, губные язычные; способ образования, взрывные, щелевые, аффрикаты, дрожащие, смычно-проходные; твердые и мягкие согласные.

Вопросы для самопроверки:

1.Что такое артикуляция?

2.В чём заключается отличие подвижных органы речи от неподвижных?

3.Каким образом устроен произносительный аппарат?

4.Охарактеризуйте артикуляторные органы человека.

7.Чем отличаются гласные звуки от согласных?

8.Назовите все гласные верхнего, среднего и нижнего подъемов.

9.Назовите все гласные переднего, среднего и заднего рядов.

Тесты:


  1. Укажите лабиализованные звуки

В) *[у], [о]


  1. Найдите губные согласные

А) [б], [д’], [в], [в’], [г]

Б) *[п], [б’], [в], [ф’], [м]

В) [з], [с’], [ш], [ч’], [ц]

Г) [к], [х’], [м], [т’], [л]


  1. Укажите смычно-проходные согласные

А) *[м], [н’], [л], [р’]

Б) [т], [д’], [г], [к’]

В) [ц], [ч’], [ж], [н’]

Г) [ш], [ш’], [и], [п’]


  1. Какие согласные не образуют пары по звонкости-глухости?

А) [ш], [j], [б], [к]

Б) [ш], [ш’], [и], [п’]

В) [ш], [ш’], [и], [п’]

Г) *[м], [ч], [ц], [х]


  1. Какие согласные звуки не образуют пары по твёрдости-мягкости

А) [ж], [ц], [j], [ч]

Б) [с], [к], [р], [т]

В) [р], [н], [м], [л]

Г) [п], [в], [д], [г]

Литература:

1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М.,

2.Буланин Л.Л.Фонетика современного русского языка. М., 1987.

3.Зиндер Л.Р. Общая фонетика. Л.,1979.

4.Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Ч.1.Фонетика и морфология. М.,1984.

5. Касаткин Л.Л. Фонетика современного литературного языка. – М.: из-во Моск. ун-та, 2003.

6.Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М.,1986.

7.Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. – М.: Высшая школа, 1979.

8. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М.: Аспект пресс, 2001.

9.Современный русский язык / Под ред. Леканта П.А. – М.: Дрофа, 2002.

10.Шанский Н.М. Современный русский литературный язык. Л.,1988.

ЛЕКЦИЯ № 3. ФОНЕТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ

План


  1. Понятие о транскрипции.

  2. Типы транскрипций.

  3. Фонетическая транскрипция

Понятие о транскрипции

Русское письмо является фонографическим, звуковым, т. е. в принципе буквы фиксируют звуки, однако современная русская орфография, оформившаяся исторически на морфологическом принципе, носит фонематический характер и в целом не отражает живых чередований русской речи, возникающих в речевом потоке. Буквы и звуки в русском письме часто не совпадают, например пруд звучит [прут], сама и сома звучат [сама], сшит звучит [шшыт] и т. д.

Правильное произношение основывается на определенных звуковых законах, имеющих стройный, системный характер, и следует определенным орфоэпическим нормам современного русского литературного языка, выработанным исторически. Итак, между орфографией и орфоэпией имеются наряду с принципиальными различиями и глубокая соотносительность. Для изучения этого соотношения, необходима такая запись звучащей речи, чтобы не было резкого расхождения между произношением и написанием, т. е. звукопись. Звукопись называется научным письмом или научной транскрипцией, от латинского слова transcriptio , буквально “переписывание“.

Потребность в транскрипции была обусловлена зарождением сравнительно- исторического языковедения, развитием фонетики как науки, когда ученый транскрибировал исследуемые слова других языков и тексты на них буквами своего родного языка. При зарождении систем транскрипций выявились два направления, отражающие их назначение.

Типы транскрипций

Аналитический тип транскрипции помогал зарегистрировать звук речи как физиолого – артикуляционный комплекс и представлял собой наборы формул для отдельных звуков. Этот способ транскрибирования имел неалфавитный характер и фиксировал в формуле одного звука весь перечень его признаков. По формуле можно всесторонне охарактеризовать звуки речи. Данный тип транскрипции был изобретен английским ученым Дж. Уилкинзом. Более известными в настоящее время являются системы русских языковедов И. А. Бодуэна де Куртенэ и В.А. Богородицкого.

Синтетический тип транскрипции (алфавитная фонетическая) имеет гораздо более широкое и многообразное применение. Элементы транскрипции в связи с началом изучения фонетики впервые появляются в трудах М. В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского. Однако система транскрипции тогда еще не была сформирована. Была лишь осознана ее необходимость как инструмента научного изучения звуковых законов русского языка и установления соотношения орфоэпии с орфографией.

В дальнейшем русские ученые пользовались для транскрипции и латиницей, и кириллицей. Только в середине XIX в. членом Российской Академии О.Н. Бетлингком в связи с описанием звуков русской речи была предложена первая система транскрипции на основе русского алфавита (кириллицы). Между тем разнобой в транскрипции существовал еще долго. Усилиями многих выдающихся русских ученых: Л.В. Щербы, Д.Н. Ушакова, Е.Д. Поливанова, Н.Ф. Яковлева, В.Н. Сидорова, П. С. Кузнецова, Р.И. Аванесова, А.А. Реформатского и других – русская фонетическая азбука совершенствовалась и приняла современный вид.

Одновременно с возникновением учения о фонеме и развитием фонологии наряду с фонетической транскрипцией, графически фиксирующей произносимые и слышимые звуки, при научном изучении русского языка стала применяться и фонематическая (или фонологическая) транскрипция, обозначающая только фонемы данного языка.

Фонематическая транскрипция представлена двумя разновидностями (словофонематической и морфофонематической), разработанными проф. Р. И. Аванесовым.

Словофонематическая транскрипция передает на письме звуковую оболочку конкретного языкового факта, “случая” (слова или слова в определенной его форме), частично “раздевая” входящие в ее состав кратчайшие звуковые единицы - освобождая их от всего “внешнего”, позиционного, обусловленного в данном конкретном языковом факте фонетическим положением, и сохраняя “внутреннее”, все самостоятельное и функционально значимое. Буква как элемент словофонематической транскрипции является знаком фонемы - сильной (в позиции максимальной дифференциации) или слабой (в позиции меньшей дифференциации).

Морфофонематическая транскрипция “полностью “раздевает” кратчайшие звуковые единицы языка, полностью освобождает их от всего внешнего – позиционного, фонетически обусловленного не только в данном “случае” как явлении конкретном и целостном (в слове или в той или иной грамматической форме слова), но также и в каждой его морфеме. «Обнажает» кратчайшие звуковые единицы, указывая лишь на те их стороны, которые существенны, самостоятельны, функционально значимы в сильной позиции (в позиции максимальной дифференциации)…Именно поэтому и оказывается, что многие слова при помощи морфофонематической транскрипции и обычного русского орфографического письма пишутся одинаково.

Фонетическая, словофонематическая и морфофонематическая транскрипции - три типа синтетической научно-лингвистической транскрипции, они отражают три аспекта изучения звуковой системы языка, опираются на теоретические положения фонологии и связаны с русской орфографической практикой.

В данном курсе лекций подробно рассматривается только фонетическая транскрипция. Разумеется, фонетическая транскрипция не идеальный, как и всякий письменный, способ обозначения произношения, однако “самый лучший, потому что… ставит лицом к лицу с самой действительностью, с тем, что есть в языке, с самими звуками, а не с туманными их описаниями”.

Фонетическая транскрипция

Обычно с термином ”транскрипция” связывается понятие о фонетической транскрипции, т. Е. такой условной записи, которая, по мнению крупнейших фонетистов, “ передает… все многообразие живой звучащей речи” (Р.И.Аванесов), “преследует цели точной графической записи произношения” (А.А.Реформатский).

Назначением фонетической транскрипции определяется степень ее точности. Звуки человеческой речи бесконечно разнообразны даже в пределах одного языка, поэтому фонетическая транскрипция не может быть абсолютно точной. Для учебных целей достаточно того, что она регистрирует все фонемы и их варианты без указания на бесчисленные вариации звуков.

При изучении фонетики необходимо передавать на письме звучащую речь возможно более точно. Поэтому пользуются особой записью, которая называется фонетической транскрипцией.

Для усвоения принципов фонетической транскрипции русского литературного произношения надо запомнить следующее:


  1. каждый знак транскрипции употребляется для обозначения одного звука;

  2. не должно быть букв, не обозначающих звуков;

  3. каждая буква должна обозначать всегда один и тот же звук.
Русская фонетическая транскрипция использует буквы русского алфавита. Но некоторые буквы в записи речи не употребляются.

В характеристику согласных звуков входит пять основных признаков.
1. Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает
основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается.

Если активный орган – нижняя губа, то согласные могут быть губно-губными : [п],
[п’], [б], [б’], [м], [м’] (пассивный орган – верхняя губа) и губно-зубными: [в], [в’], [ф], [ф’]
(пассивный орган – верхние зубы).
Если активный орган – язык, то характеристика согласного зависит от того, какая
часть языка – передняя, средняя или задняя – участвуют в создании преграды и с каким пассивным огранном – зубами, передней, средней или задней частью неба – язык сближается либо смыкается.
Переднеязычные согласные бывают зубными , когда передняя
направляется к зубам: [т], [т’], [д], [д’], [с], [с’], [з], [з’], [н], [н’], [л], [л’], [ц], и
передненебными , когда она направлена к передней части неба: [р], [р’], [ш], [ж], [ч’].
Передненебные согласные называют также альвеолярными, т.к. у этих согласных место наибольшего приближения передней части спинки языка к передней части неба – альвеолы, у некоторых согласных также и примыкающий к альвеолам
участок твердого неба.
Среднеязычные одновременно всегда и средненебные : .
Заднеязычные согласные (активный орган – задняя часть спинки языка):
– задненебные (язык направлен к задней части неба): [к], [г], [х], [γ], [нг];
– средненебные : [к’], [г’], [х’], [γ’].

2. Способ образования согласного – это характеристика препятствия в полости рта на пути воздушной струи и способа его преодоления. Препятствие это бывает трех родов: узкая щель между сближенными органами речи, полная их смычка и дрожащий в потоке речи активный орган.
Смычные согласные включают момент полного прекращения протекания воздушной
струи через ротовую полость. В зависимости от характера преодоления смычки согласные делятся на:
1. Смычно-взрывные – шум образуется в результате сильного разрыва смычки: [б],
[б’], [п], [п’], [д], [д’], [т], [т’], [г], [г’], [к], [к’].
2. Смычно-проходные – при их образовании в полости рта образуется полное
смыкание, но воздух не разрывает смычку, а устремляется в обход неё.
Смычно-проходные делятся на:
– носовые (воздух проходит через носовую полость): [м], [м], [нг] (носовой
заднеязычный, произносится на месте [н] перед [к], [г]: ранг, сленг, пунктир, конгресс.
– боковые : [л], [л’].
3. Смычно-щелевые (аффрикаты) – размыкание смычки у этих звуков происходит не
мгновенно, путем взрыва, а путем перехода в щель: [ц] – [д^з], [ц’] – [д’^з’], [ч] – [д^ж], [ч’] – [д’^ж’].
Щелевые (фрикативные, от лат. – fricatio – трение). При образовании щелевых
согласных активный орган, приближаясь к пассивному, образует щель. Воздух трется о стенки щели и образуется шум. К щелевым относятся звуки: [в], [в’], [ф], [ф’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ш’:], [ж], [ж’:], [х], [х’], [γ], [γ’], .
Дрожащи е образуются в результате колебаний (вибраций) кончика языка под
воздействием воздушной струи, в результате чего происходит смыкание и размыкание кончика языка с альвеолами: [р], [р’].
3. По уровню шума (степени его интенсивности) согласные делятся на сонорные: [м],
[м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], и шумные [п], [п’], [б], [б’], [ф], [ф’], [т], [т’], [д], [д’], [с],
[с’], [з], [з’], [ц], [ч’], [ш], [ж], [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’] интесивность шума у шумных
согласных значительно выше, чем у сонорных. Объясняется это различиями в напряженности органов речи, в ширине прохода для воздушной струи и в ее силе при произнесении сонорных и шумных согласных. Шумные согласные образуются при большем, чем у сонорных, напряжении мышц в том месте ротовой полости, где возникает преграда воздушной струе. Ширина прохода для воздушной струи при артикуляции сонорных согласных больше, чем при артикуляции шумных согласных. Поэтому и сила воздушно струи, выходящей из ротовой полости во время речи, при произнесении шумных согласных гораздо больше, чем при произнесении сонорных.

4. По участию или неучастию голоса все согласные делятся на звонкие и глухие .
Глухие и звонкие согласные определяются по отсутствию или наличию при их
произнесении голоса (тона). Голос возникает в результате того, что голосовые связки
сближены и дрожат при прохождении струи воздуха. Так образуются звонкие согласные: [р], [л], [м], [н], , [б], [в], [г], [д], [ж], [з]. Разница между звонкими сонорными и звонкими шумными в том, что у звонких сонорных голос значительно преобладает над шумом, а у звонких шум преобладает над голосом. Без голоса, при помощи одного только шума, образуются глухие согласные: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч’], [ш]. При их произнесении голосовая щель раскрыта, а голосовые связки расслаблены.
По глухости / звонкости согласные образуют пары:
12 соотносительных пар

[б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [ж’:], [з], [з’]

[п], [п’], [ф], [ф’],[к], [к’], [т], [т’], [ш], [ш’:], [с], [с’]

9 несоотносительных звонких звуков (сонорных)
[л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [j]
[–], [–], [–], [–], [–], [–], [–], [–], [–]

4 несоотносительных глухих звуков (шумных)
[–], [–], [–], [–]
[х], [х’], [ц], [ч]

В ряде последних учебников по современному русскому языку, в частности в
учебнике «Русский язык» в 2-х частях (авторы Касаткин Л.Л., Львов М.Р., Терехова Т.Г. и др.) / под ред. Л.Ю. Максимова, «Современный русский язык» (авт. Диброва, Касаткин Л.Л.) утверждается, что все согласные имеют пары по звонкости – глухости:
[ц] – [д^з]: плацдарм, спецзадание, конец года;
[ч’] – [д’^ж’]: лечь бы, дочь была, начбазы;
[х ] – [γ]: бухгалтер, двухгодичный, их было двое.
У сонорных звуков так же есть пары по глухости: [л] – [л], [м] – [м], [н] – [н], [р] – [р],
[j] –[j].
Глухие сонорные могут выступать на конце слова после глухого согласного: мет[р],
вих[р’], смыс[л], пес[н’].
5. По наличию или отсутствию палатализации , т.е. смягчения (от лат. palatum –
небо) согласные делятся на мягкие и твердые.
Мягкие согласные характеризуются тем, что к основной артикуляции согласных
прибавляется дополнительная – палатализация – поднятие средней части языка к твердому небу и продвижение спинки языка вперед. Поэтому мягкие согласные, кроме [j], палатализованные.
У [j] приподнятие к средней части неба средней части языка не дополнительная, а
основная артикуляция, поэтому [j] – палатальный звук.
При образовании твердых согласных задняя часть спинки языка напрягается и
приподнимается к мягкому небу. Такие согласные называются веляризованными (от лат. velum palāti – небная занавеска).

В шкале несоотносительности [ж], [ш], [ц] – твердые согласные; [ш’:], [ч’], – мягкие согласные.

У звуков [ч], [ш], [ж] в определенных позициях появляются соотносительные пары по мягкости.

У [ч] имеется твердая пара перед твердым [ш]: лу[ч’], но лу[ч]ше. У [ц] мягкая пара обнаруживается перед : пя[ц’]ся.

У твердого звука [ш] пара – звук [ш’:]: [ш’:]ука

Только у звонкого [j] не может быть твердой пары, т.к. он стоит вне корреляции.

Описание презентации ФОНЕТИКА Предмет фонетики. Артикуляционная характеристика звуков 1. по слайдам

Предмет фонетики. Артикуляционная характеристика звуков 1. Фонетика как наука. Аспекты фонетики. 2. Артикуляционный аспект фонетики. Голосовой аппарат. 3. Гласные звуки русского языка. Классификация гласных звуков. 4. Согласные звуки русского языка. Классификация согласных звуков.

1. Фонетика – наука, изучающая звуки и их закономерные чередования, а также ударение, интонацию, особенности членения звукового потока на слоги и более крупные отрезки. 2. Фонетика – сама звуковая система языка. Фонетика изучает материальную сторону языка, звуковые единицы, лишенные самостоятельного значения. Фонетика как наука. Аспекты фонетики

Звуковые единицы языка Линейные – следуют в речевом потоке один за другим (звуки, слоги). Нелинейные – накладываются на линейные единицы и не могут быть произнесены и выделены отдельно от последних (ударение, интонация).

Функции звуковых единиц: 1. Образующая функция – звуки являются строительным материалом для других языковых единиц. 2. Опознавательная – позволяют определять единицы, обладающие смыслом (слова). 3. Различительная – позволяют различать близкие по звучанию единицы. Фонетика как наука. Аспекты фонетики

Фонетика как наука. Аспекты фонетики. АКУСТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА – рассматривает звук языка как физическое явление, волновые колебания. ПЕРЦЕПТИВНАЯ ФОНЕТИКА – изучает звук языка с точки зрения восприятия его слушающим. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ФОНЕТИКА – рассматривает звук с точки зрения порождения его органами речи.

Артикуляционный аспект фонетики. Голосовой аппарат Артикуляция (от лат. «членораздельно выговаривать) – движения и положение органов речи, необходимые для произнесения какого-либо звука. Артикуляция строится на согласованной работе всех частей речевого аппарата. Данные акустической фонетики помогают различать звуки речи и очень полезны при диагностике и лечении нарушений речи.

Артикуляционный аспект фонетики. Голосовой аппарат Положите ладонь на область гортани и произнесите звук А, затем звук К. Обратите внимание на работу голосовых связок. Положите кончики пальцев на спинку носа, произнесите звук Н, затем Л. Обратите внимание на работу носового резонатора. Произнесите звуки А и С. Обратите внимание на положение ротовой полости. Произнесите звук У, затем П, затем В. Обратите внимание на участие губ.

Звуки русской речи Гласные звуки — это тоновые звуки, которые образуются в результате колебания голосовых связок в момент прохождения через гортань. Гласные называют рторазмыкателями. Согласные звуки – это звуки, которые характеризуются наличием шума. Шум – это звук, который возникает в результате преодоления воздухом различных препятствий. Согласные называют ртосмыкателями.

Ряд подъем передний средний Средне-задни й Задний Верхний и ы у Верхне-средн ий и э ь ы э Средний э ъ о Средне-нижни й ^ Нижний а По участию губ нелабиализованные лабиализован ные. Классификация гласных звуков

Классификация согласных звуков По уровню шума: 1) сонорные (преобладает голос, уровень шума незначительный) – [л], [м], [н], [р], [й]; 2) Шумные (значительный уровень шума). Шумные делятся на звонкие (сочетание шума и голоса) – [в], [д], [з] и др. и глухие (только шум) – [ф], [т], [с] и др. ) По твердости: 1. Твердые — [л], [д], [с], [ж], [ц], [ш] и др. 2. Мягкие — [л ´], [д ´], [с ´], [ш´], [ч´], [й] и др.

По месту образования: 1. Губные – образуются с участием губ: а) губно-губные: смыкаются две губы [п], [м]; б) губно-зубные: смыкается губа и зубы [в], [ф]. 2. Переднеязычные – образуются в передней области нёба: а) зубные: язык прижимается к задней стенке зубов [т], [л]; б) нёбные: язык прижимается к альвеолам [р], [ж]; 3. Среднеязычные – спинка языка прижимается к средней части нёба [й]. 4. Заднеязычные – задняя стенка языка поднимается к задней части нёба [г], [к], [х]. Классификация согласных звуков

Классификация согласных звуков По способу образования: 1. Щелевые: образуются в результате прохождения воздушной струи через узкую щель, образуемую в ротовой полости [с], [ж]. 2. Взрывные: сначала происходит полная задержка воздушной струи, а потом резкий прорыв [т], [б]. 3. Смычно-проходные: а) носовые: полностью закрывается ротовая полость, и воздушная струя проходит через носовую полость [м], [н]; б) боковые: воздух протекает по бокам ротовой полости [л]. 4. Аффрикаты – сначала органы речи смыкаются, как у взрывных, а потом приоткрываются, как у щелевых [ч], [ц]. 5. Вибрант – образуется путем вибрации кончика языка в воздушной струе [р].

Классификация согласных звуков Место образования Способ образования губные язычные Губно-губн ые Губно-зубн ые Переднеязычные Средне-я зычные Задне-яз ычные Зубные Передне-нё бные Взрывные б б´ п п ´ д д ´ т т´ г г ´к к´ Щелевые в в ´ ф ф´ з з ´ с с´ ж ш ш ´ j х х ´ ϒ Аффрикаты дз ц дж ч ´ Смычно- проход-н ые носовые м м ´ н н ´ боковые л л ´ Вибранты р р ´

Задание Запишите в виде транскрипции слово и дайте характеристику каждому его звуку: звук, шерсть, добрый.

Лекция 2. Позиционная мена звуков 1. Общие правила произношения, отражающие действие фонетических законов. 2. Редукция гласных звуков. 3. Аккомодация гласных звуков. 4. Позиционная мена согласных звуков.

Общие правила произношения В потоке речи звуки существуют не изолированно. На их произношение влияют соседние звуки, а также позиция, которую занимает звук в фонетическом слове и фразе. Особенности этого влияния составляют основу фонетических законов русского языка. Сравните произнесение первого согласного звука в словах «суп» и «сад» . Сравните произнесение первого главного звука в словах «лес» и «лесной» .

1. По закону редукции русские гласные утрачивают отчетливое звучание в безударных позициях: вода, летать. 2. В соответствии с законом перехода И в Ы после твердого согласного перед твердым согласным на стыке слов и после приставки на твердый согласный: в избу, разыскать. 3. В отношении согласных звуков действуют несколько законов: а) оглушение звонких согласных на конце слова и перед глухим согласным: дуб, стружка, б) озвончение глухих согласных перед звонким согласным: просьба, в) уподобление по мягкости перед мягким согласным: везти. Общие правила произношения

Редукция гласных звуков Редукция – это ослабление артикуляции гласного звука и изменение его звучания в безударной позиции. Качественная редукция — ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге. Количественная редукция — уменьшение долготы и силы звучания. А О Э И Ы У

Качественная редукция Под ударе нием 1 степень редукции 2 степень редукции 1 предударный слог Все остальные безударные слоги после твердых согласных и в абсолютном начале слова после мягких согласных После твердых шипящих и Ц после твердых согласных после мягких согласных А ^ и э ^ Ъ Ь О ^ и э ^ Ъ Ь Э и э ы э Ь

Задание Учитывая правила редукции, запишите в виде транскрипции слова: синий, водовоз, темнота, шептать.

Аккомодация гласных звуков Аккомодация (от лат. «приспособление») один из видов комбинаторных изменений звуков, состоящий в частичном приспособлении артикуляции смежных согласного и гласного. В русском языке гласный звук, стоящий под ударением, испытывает влияние соседнего мягкого согласного. Артикуляция таких гласных становится более передней с точки зрения ряда и более высокой с точки зрения подъема.

Аккомодация ударных гласных ФОНЕМЫ ПОЗИЦИИ а α˙t´ t´˙αt tα˙t´ t´˙α˙t´о у э и α˙t´ t´αt t´α˙t´

Аккомодация гласных звуков В руссом языке аккомодации могут подвергаться не только гласные, но и согласные звуки. Так, например, согласные, стоящие перед лабиализованными гласными, подвергаются частичной лабиализации: мир – мох – мух.

Позиционная мена согласных звуков В абсолютном конце слова звонкие согласные меняются на глухие (зуб). Звонкие согласные перед глухими меняются на глухие (овца). Глухие согласные перед звонкими меняются на звонкие (сделать). Перед а, о, у согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. Перед э, и согласные, как правило, смягчаются (синий). Внутри слова перед звуком й все согласные, кроме ж, ш, ц, смягчаются (вьюга). Согласные з, с, д, т, н могут смягчаться перед некоторыми мягкими губными и зубными согласными (песни).

Слогораздел русского языка Основной закон, которому подчиняется структура слога русского языка, — это закон открытого слога, сущность которого заключается в том, что звуки в слоге должны располагаться по восходящей звучности и оканчиваться наиболее звучным звуком. Слог – это минимальная произносительная единица речи, характеризующаяся слитностью своих компонентов.

Выделяют 4 степени звучности: 1 – шумные глухие согласные 2 – шумные звонкие согласные 3 – сонорные согласные 4 – гласные звуки. Слогораздел русского языка Слогораздел происходит на основе возрастания звучности. Падение звучности – граница слога.

Слогораздел русского языка Закономерности в слогоделении: 1. Сочетания шумных между гласными относятся к следующему слогу: [кá / скъ]; 14 114 2. Сочетания шумных с сонорными также отходят к следующему слогу: [тý / фл’и] 14 13 4 3. Сочетания сонорных между гласными тоже относятся к следующему слогу: [кá / рмъ]. 14 334 Закон возрастающей звучности нарушается в ряде случаев: 1) в конце слова нет гласного [стрáс’т’]; 113411 2) звук [j] после гласного перед согласным присоединяется к предыдущему слогу: [мáj / къ]; 343 14 3) сонорный стоит в конце слога перед шумным: [пáр / тъ];

Задание Запишите транскрипцию выделенных слов и разделите слово на слоги. Выполните полный фонетический разбор одного слова: Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать, мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас.

Образец фонетического разбора Забота [з^/бо ´/тъ] – 6 букв, 6 звуков 24 24 14 [з] – согл. , шумн. , звонк. , тверд. , щелевой, переднеяз. зубной. [^] – гласн. , безуд. , нелаб. , среднезадн. ряд, среднениж. подъем. [б] — согл. , шумн. , звонк. , тверд. , взрывн. , губно-губной. [о´] – гласн. , ударн. , лабиал. , задн. ряд, средний подъем. [т] — согл. , шумн. , глух. , взрывн. , переднеяз. зубной. [ъ] — гласн. , безуд. , нелаб. , средний ряд. , средний подъем.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники