Оды Михаила Васильевича Ломоносова. Ода – лирический жанр, пришедший в европейскую литературу из античной поэзии. Ода – лирический жанр, пришедший в европейскую. История создания оды слогом чистым и внятным”
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 )
Открытый урок по русской литературе в 8 «Б» классе
Михаил Васильевич Ломоносов. Особенности композиции «Оды на день восшествия на Всероссийский престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г ». Образы Елизаветы и Петра I в произведении.
Краткий план урока I. Мотивационное начало урока. Дерево знаний II.Историческая разминка. III.Литературный парад IV. «Понятийная разминка» V. Сообщения. VI. «Литературное лото». VII. Объяснение нового материала VIII. Работа с текстом. Анализ «Оды …» IX. «Тонкие и толстые вопросы и ответы» . XII .Итог урока. «Плюс-минус-интересно». XIII. Домашнее задание. XIV.Самооценка активности на уроке. Приём «Зигзаг »: 1-2 ; 1-6 ; 4- 6 -12 ; 4-1-12. Индивидуальная, парная, групповая, коллективная
II . Историческая разминка . XVIII век
II . Историческая разминка . XVIII век
Пётр I 1682-1725гг.- время правления Петра I , 1700-1721 - Северная война , 1703г .- основание Петербурга, 1707-1708гг .- крестьянская война под предводительством К.Булавина , 1725г - смерть Петра I, основание Академии наук в России.
Елизавета Петровна 1741-1761гг. - время правления Елизаветы, 1755г. - основание Московского университета, 1756-1763гг - Семилетняя война, 1756-1761гг .- основание публичного театра в России, 1757г .-основание Академии художеств в России
Екатерина II
- 1762-1796гг .-
правление Екатерины II,
- 1768-1774гг .-
Русско- турецкая война
- 1773-1775гг. -
крестьянская война
под предводительством
Е.Пугачёва
- 1787-1791гг. –
война Турции с Россией.
Павел I 1796-1801гг.- время правления Павла I , 1799-1815гг- Наполеоновские войны
III. Литературный парад
Первое десятилетие XVIII века являет собой удивительную картину взрыва творческих сил, энергии, предприимчивости. Трещит и рушится старый мир. Европа, ждавшая совсем не того, в ужасе и страхе глядит на возникающую Россию.
А.Н.Толстой
Прокопович Кантемир (1681-1736) (1709-1744)
Тредиаковский Ломоносов (1703-1769) (1711-1765 )
Сумароков Херасков (1717-1777) (1733-1807 )
Майков Фонвизин (1728-1778) (1744-1792)
Державин Радищев (1743-1816) (1749-1802)
Крылов Карамзин (1768-1844) (1766-1826)
Как эти понятия связаны
с литературой XVIII века?
- Обличение пороков
- Древнерусская литература
- Русский фольклор
- Античная литература
Повторение теории литературы. «Понятийная разминка»
Традиции
классицизма
Новаторство
классицизма
- Обличение пороков
- Герой – русский, православный человек
- Новая русская сатира, драма, проза.
- Идеи государственности и просвещения
- Древнерусская литература
- Западноевропейская литература
- Русский фольклор
- Античная литература
Назовите это литературное направление. Художественное направление, зародившееся во второй четверти XVIII века в творчестве зачинателей новой литературы. » В центре внимания- абсолютная монархия (во Франции- Людовик XIV(XVII век), в России- Пётр I (XVIII век).
Художественное направление, зародившееся во второй четверти XVIII века в творчестве зачинателей новой литературы. ».В центре внимания- абсолютная монархия (во Франции- Людовик XIV(XVII век), в России- Пётр I (XVIII век).
Классицизм – художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII – XVIII веков. В переводе от латинского- «образцовый». В основе этого направления- признание античного искусства высшим образцом, культ разума, рационализм, подражание природе, строгая сюжетно- композиционная организация.
Расшифруйте эти ключевые слова. Каким понятием можно их объединить?
- 1.Природа.
- 2.Античное искусство.
- 3. Простота композиции.
- 4. Общественная проблематика. 5. Цари, полководцы, государственные деятели.
- 6.Подчинение жанрам.
- 7. «Три штиля».
- 8. Положительные и отрицательные герои.
- 9, 10.Обладатель добродетели или порока. 11. «Триединство».
Эстетические принципы классицизма
1.Принцип «подражания природе». 2.Ориентация на античное искусство. 3.Простота, стройность, логичность композиции произведения. 4.Патриотическая тематика и общественная, гражданская проблематика. 5.Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели. Интерес к русской истории. 6. Строгая иерархия жанров. 7.Теория «трёх штилей». 8.Чёткое деление героев на положительных и отрицательных. 9.Выделение одной ведущей черты в характере героя. 10.«Система амплуа». 11.Правило «трёх единств».
- Высокие :
- Средние :
- Низкие :
Высокие - Средние – Низкие.
Основные жанры классицизма
- Высокие : трагедия, ода, эпопея.
- Средние : научная поэзия, элегия, послание.
- Низкие : комедия, басня, сатира.
«Система амплуа». Герои классицизма .
Герои классицизма
«Система амплуа». Герои классицизма.
Служанка (помощница героини)
Идеальная героиня
Обманутый отец
Резонёр
Герои классицизма
Второй любовник
(неудачник)
Герой- любовник
- Действие развивается …
- Автор не должен переносить действие из…
- …… . линия, количество ……….. ограничено(5-10).
Правило трёх единств
- Действие развивается не более суток
- Автор не должен переносить действие из одного места в другое.
- Одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5-10).
Время 1 день
Место 1
Действие 1 конфликт
Первая половина XVIII века – это начало развития русской классической культуры, литературы, поэзии. Начало особое: мощное, энергичное,
давшее толчок стремительному движению научной и художественной мысли.
Теория и практика, наука и поэзия гармонично уживаются в одной творческой личности. В этом можно убедиться на примере жизненного и творческого пути
М.В.Ломоносова .
1.Сведения о жизни и деятельности М. В. Ломоносова. Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы.
М.В.Ломоносов произвел существенную реформу в области языкознания.
Его труды: «Учение о трех штилях», «О пользе книг церковных в российском языке», «Письмо о правилах российского стихотворства ».
Три группы слов
I (высокий) II (средний) III (низкий )
- Рука отверзаю(отворяю) пока, лишь
- Слава взываю (зову) говорю
- Ныне десница (рука) ручей
- I – о делах важных, событиях значительных
- II – научные сочинения, стихотворные послания к друзьям
- III – комедии, песни, дружеские послания.
Теория «трёх штилей»
Лексика
Жанры
Высокий: церковнославянизмы
Средний: общеупотребительные слова
Высокие
Средние
Низкий: разговорные, простонародные слова
Редко, не нарушая стиля
Низкие
2.Реформа стихосложения
Реформа стихосложения - важнейшее событие в истории литературы XVIII века.
В трудах Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» и Ломоносова «Письмо о правилах российского стихотворства» более подробно описана возможность организации короткого стиха с упорядоченным ударением .
“ Ломоносов описал все
слогом чистым и внятным”
А. Н. Радищев.
Восторг внезапный ум пленил,
Ведёт на верх горы высокой,
Где ветр в лесах шуметь забыл,
В долине тишина глубокой.
Внимая нечто, ключ молчит,
Который завсегда журчит
И с шумом вниз стремится.
Лавровы вьются там венцы,
Там слух спешит во все концы;
Далече дым в полях курится
- . М.Ю.Лермонтов. «Дары Терека»
Те-рек во-ет дик и зло-бен
(хорей)
М.В.Ломоносов Вос-торг вне-зап-ный ум пле-нил (ямб )
«Открой мне бывшие, о древность, времена »
3.Ода как жанр героической гражданской лирики .
Строгие нормы:
- “ высокий стиль речи”,
- много церковнославянизмов,
- строфа в десять стихов с твёрдой схемой рифм - абабввгддг
- Ода – торжественное лирическое стихотво-рение, воспевающее величественное в жизни и в природе, прославляющее героическое прошлое. Ода писалась на торжественные случаи придворной жизни. Ломоносов создавал жанр программной оды - оды-рекомендации.
- Каково творческое наследие Ломоносова?
- Считают, что поэтическое наследие Ломоносова разнообразно в жанровом отношении. Приведите конкретные примеры .
- Назовите основные темы од Ломоносова.
- Правда, что «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.» была написана по заказу двора?
- 1.Структура произведения полностью соответствует законам поэтики классицизма и имеет чёткое трёхчастное членение:
- вступление, главная часть и заключение. При этом вступление и заключение связаны как по содержанию, так и по форме и образуют единую «раму», в которую «вставлена » главная часть оды. 2.Во вступлении (1-2 строфы) обрывается слово- образ « тишина». Почему же тишина является «отрадой царей и царств», «блаженством сёл», «градов оградой». Слово- образ имеет «двойной характер», так как слово «Елизавета » в переводе на русский означает « тишина»
- 3.Главная часть разделяется на два самостоятельных отрезка: первый- 1-14 строфы, второй – 14 строфа – до заключения. Композиция первого раздела главной части составлена по линейно- ступенчатому принципу, в основе которого сравнение и логическая фигура Елизавета- Пётр I- Елизавета . Первые 14 строф имеют классическую трёхчастную форму: тезис- доказательство – вывод.
- Тези с:Елизавета- просвещённая монархиня.
- Д оказательство : сравнение её с идеалом в лице Пётр I.
- Вывод: «Сия тебе единой слава…».
- 4.Структура второго раздела главной части также имеет чёткую схему : проблема- тезис- развитие доказательства – вывод . Основная мысль – гимн науке- повторяется дважды: в начале и в конце раздела .
- 5. Заключение состоит из одной строфы: обратно хвала императрице.
- Композиция оды в целом
- очень цельная и продуманная.
План анализа текста
по предложенным фрагментам
- Выборочное чтение наизусть фрагмента из оды.
- Тема в предложенном фрагменте
- Лирический сюжет
- Проблемы
- Композиция.
- Лирический герой. Основные образы.
VIII. Работа с текстом. Анализ оды
План работы групп:
1.Анализ с первой строфы по 13-ю строфу .
2.Анализ с 14-ой строфы по23-ю.
3. Анализ финальной строфы
IX. Блиц- опрос «Тонкие и толстые вопросы и ответы»
Тонкие вопросы- тонкие ответы
- 1. Как построена ода?
- 2.Какой предстала Россия?
- 3.Какие цели ставит автор перед правлением Елизаветы?
- 4.Что воспевает автор?
Тонкие и толстые вопросы- толстые ответы
- 5. Какими средствами достигается объединение двух «законченных» частей в единое целое?
7.Почему ода, посвящённая Елизавете, звучит торжественно, когда речь идёт о Петре I?
- 8.Как бы вы определили главную тему оды?
- усеченные формы слов (“лира восхищенна”, “главу венчанну”, «Россию попранну», «Нева укреплена и окруженна», «новы плоды», «полезны труды»);
- славянизмы (“хощет”, “тщание”, «зря меч в руках», «зиждет», «Зиждитель», «сия», «сие»);
- сравнения (“Лена, как Нил, народы напояет”) ;
- эпитеты ( в полях кровавых, пламенные звуки; божественные науки, чистейшего ума, плач глубокий, счастливое подданство).
- 3. «Издание иллюстраций оды»(отгадывание строф). 4.Напишите мини-сочинение «Обращение к Ломоносову», в котором были бы ответы на следующие вопросы:
- Чем для тебя оказался интересен 18-й век?
- Что тебя удивило, заставило задуматься?
- Какой вопрос ты, человек 21-го века, задал бы М.В.Ломоносову?
- 5.Написание своей оды.
1.Заполнение ассоциативной таблицы- сравнения образов Елизаветы и Петра I.
Образы
Лексическая цепочка
Елизаветы
Ассоциации
Душа её зефира тише,
взвела с собою доброт своих прекрасный лик!
«Послал в Россию Человека, каков не слыхан был от века.
Елизаветы
Он вознёс главу, победами венчанну, Россию, грубостью попранну, с собой возвысил до небес»
твоей великодушной воле»,
Труженик
Спопокойствие
Великодушие
«милости источник», «О, ангел мирных наших лет»,
Реформатор
Полководец
«жизнь твою благославленну с числом щедрот твоих сравнит»
Щедрость
- 1-3. Возлюбленная тишина- тихая душа- тишина и монархиня . 4-6. Прекрасный лик монархини- её щедроты- Елисавет.
- 7-9. Человек, каков не слыхан был от века- меч в Петровых руках и российский флаг- Пётр I и божественны науки.
- 10-13 .глубокий плач- путь пресветлого духа- Пётра I- великая Петрова дщерь и дверь к счастью – плачевный протяжный стон народа, армии по императору.
- 14-21. Счастливое подданство- чудеса в северной стране – чудеса, совершаемые человеком -великодушная воля монархини- Колумб российский- Реке подобен Океан- сребро, злато и драгой металл из гор Рифейских верхов.
- 22-23. Платоны и Невтоны российской земли – науки.
- 24 .Щедроты ангела мирных лет.
- XII .Итог урока .
- «Плюс- минус- интересно
- Какие новые грани личности М.В. Ломоносова открыло для вас знакомство с его творчеством?
- XIII. Домашнее задание . Выучить наизусть понравившееся стихотворение М.В.Ломоносова.
XIV.Самооценка активности на уроке
- 1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был
- понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным
7.Домашнее задание мне кажется интересно / не интересно
Cлайд 1
Cлайд 2
Cлайд 3
Cлайд 4
Cлайд 5
Cлайд 6
Традиционно оды подразделяются на типы: Жанр оды Победно-патриотические Торжественные (похвальные) Философские Духовные АнакреонтическиеCлайд 7
В соответствии с требованиями классицизма ода отличается логической стройностью. Каждая из основных тем получает свое обоснование и подробное развитие, каждая новая мысль логически вытекает из предыдущей. «Ода на день восшествия…» состоит из 24 десятистишных строф с повторяющейся рифмовкой. Композиция одыCлайд 8
1 – 2 строфы – зачин с традиционным обращением к тишине и прославлением красоты и величия мироздания и самой императрицы: Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна!Cлайд 9
3 – 6 строфы – прославление деяний императрицы Елисаветы Петровны: Когда на трон она вступила, Как вышний подал ей венец, Тебя в Россию возвратила, Войне поставила конец…Cлайд 10
В 7 – 11 строфах поэт восхищением вспоминает Петра I – царя-реформатора, идеал русского монарха, о кончине которого скорбит автор оды, сожалея и о смерти его супруги Екатерины I: Послал в Россию Человека, Каков неслыхан был от века. Сквозь все препятства он вознес Главу, победами венчанну, Россию, грубостью попранну, С собой возвысил до небес.Cлайд 11
Начиная с 12 строфы поэт вновь возвращается к восхвалению «Великой Петровой дщери», уже более подробно останавливаясь на ее заслугах. При этом он описывает богатство, красоту и необъятность просторов ее державы. Призывает к освоению еще неразработанных природных богатств и развитию в связи с этим науки: Воззри на горы превысоки, Воззри в поля свои широки, Где Волга, Днепр, где Обь течет; Богатство, в оных потаенно, Наукой будет откровенно, Что щедростью твоей цветет.Cлайд 12
22 – 23 строфы – знаменитое обращение к соотечественникам, которых Ломоносов убеждает в пользе занятий наукой: Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.Cлайд 13
Последняя, 24 строфа – заключительное прославление императрицы и благословение ее мудрого, миролюбивого царствования: Тебе, о милости источник, О ангел мирных наших лет! Всевышний на того помощник, Кто гордостью своей дерзнет, Завидя нашему покою, Против тебя восстать войною; Тебя зиждитель сохранит Во всех путях беспреткновенну И жизнь твою благословенну С числом щедрот твоих сравнит.Cлайд 14
Тематика и проблематика оды Поэт говорит о том, что, по его мнению, должно способствовать развитию и процветанию Отечества. О важности миролюбивой политики императрицы. О необходимости развития просвещения и науки, которые, с его точки зрения, будут способствовать развитию и процветанию государства.Cлайд 15
Художественные особенности произведения определяются его жанром и идейно-тематическим содержанием. Оно полностью соответствует одическому канону, который составляют устойчивый метр и устойчивая строфика. Ода написана четырехстопным ямбом, состоит из десятистишных строф с определенной системой рифмовки: аБаБввГддГ. Художественное своеобразиеCлайд 16
Торжественность стиля достигается употреблением в оде славянизмов: класы – колосья, зиждитель – Бог, дщерь – дочь, воззри – посмотри; образов, почерпнутых из античной мифологии: Минерва – богиня мудрости, Марс – бог войны, Нептун – бог моря, Борей – северный ветер;Cлайд 17
Обилие риторических вопросов, восклицаний и и обращений: «Молчите, пламенные звуки, и колебать престаньте свет…» «Но ах, жестокая судьбина!» «Какая светлость окружает в толикой горести Парнас?»Cлайд 18
Часто Ломоносов использует характерные сравнения, метафоры, олицетворения: «Там тьмою островов посеян, реке подобен океан»; «Твои щедроты ободряют наш дух и к бегу устремляют, Как в понт пловца способный ветр…»; «Вы, наглы вихри, не дерзайте реветь, но кротко разглашайте прекрасны наши времена».Cлайд 19
4 - Радостна премена... - дворцовый переворот, приведший Елизавету на трон. 7 - Послал в Россию Человека... - Петра I. 9 - Тогда божественны науки... - речь идет об основанной Петром I Академии наук, открытой уже после его смерти в 1725 году. 10 - Завистливым отторжен роком... - Петр I умер в 1725 году. 11 - Екатерина I (1684-1727) - жена Петра I, российская императрица. Примечания к одеCлайд 20
11 - Секвана - латинское название Сены, намек на Парижскую Академию наук. 19 - Колумб Российский - Витус Беринг (1681-1741) - русский мореплаватель. 21 - Верхи Рифейски... - Урал. 22 - Платон (427-347 до н. э.) - греческий философ. Невтон - Исаак Ньютон (1643-1727) - английский физик и математик. 23 - Науки юношей питают... - строфа является стихотворным переводом фрагмента из речи римского оратора и политического деятеля Марка (106-43 до н. э.) в защиту поэта Архия (р. в 120 до н. э.). краткое содержание других презентаций«Роды художественной литературы» - Функция языка. Лирика. Объективное содержание реальной действительности. Роды художественной литературы. Назвать предмет. Литературное произведение. Структура художественной речи. Эпос. Субъективный внутренний мир. Драма.
«Жанр басни в литературе» - Двуплановость структуры басни. Голубушка. Знакомство с Эзопом в России. Персонажи. Ворона. Невкусный виноград. Иллюстрация к басне. Стихотворный размер. Жанр басни в русской литературе. Сатирические басни. Прозаические переводы. Фигура басенного рассказчика. Лисица и виноград. Лисица. Восточная басня. Цапля и журавль. Басенная мораль. Голодная кума. Время и пространство. Притча и басня. Современник Сумарокова.
«Анекдоты про эстонцев» - Вместо эпилога. Незвонкость. Русские анекдоты. Сидит эстонец в кафе. Латышские существительные. Этнические объекты в русских анекдотах. Выражение «горячие парни». Заходит русский покупатель в эстонский магазин. Эстонский сын. Грузинский акцент. Небольшая эстонская деревушка. Общие числовые параметры. Фольклорист. Отрывки речи эстонцев. Дюжина лучших позиций. Гипотетическое первое приближение. Три неоспоримых тенденции.
«Частушки» - Частушки. Звуковые особенности. Вариативная постановка ударения. Утрата конечных гласных в словах. Накопайте, девки, глины. Изобразительно-выразительные средства. Параллелизм. Художественное своеобразие частушек. Толенька, не стой на льду. Лексический состав частушек. Исполнение. Окказионализмы. Жизнь частушки на селе. Диалектизмы. Языковые особенности.
«Рождественский рассказ» - Люди, способные сочувствовать. Эпическое произведение. Время публикации рассказа. Рождество. Кто помогает детям. Главный герой рассказа. Рождество Христово. Что происходит с героями. Русский композитор. Действие в рассказе. Рождественский рассказ. Рассказ. История о тапере. Рождественский (святочный) рассказ. Критерии сравнения. Счастливый конец. Тапёр. Обездоленные, несчастные дети.
«Были и небылицы» - Определите ошибки. Максим Горький. Маршак. Большой театр в Москве. Тест по произведению К.Г.Паустовского. Краб. Букет из тонкого стекла - папин подарок. Сепия. Словарь. Катаев. Семейство беспозвоночных. Актинии. Морская черепаха. Осьминог. Какие «открытия» сделал для себя Евсейка. Морской еж. Были- небылицы. Творчество для детей. Креветка. «Случай с Евсейкой». «В людях». Лангуст.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» В оде поэт бескорыстен: он не ничтожным событиям собственной жизни радуется, не об них сетует, он вещает правду и суд Промысла, торжествует о величии родимого края, межует перуны в сопостатов, блажит праведника, клянёт изверга. В.К.Кюхельбекер
3 слайд
Описание слайда:
Жанр оды – любимый жанр Ломоносова Ломоносов написал 20 больших по объему торжественных од. Они положили начало ангажированной поэзии, поэзии заказной, поэзии государственного служения. Идея государства венчала собою систему взглядов, нашедшую выражение в одах. Монархов воспевали, потому что они олицетворяли государство, героев – потому что они государству служили, географические просторы – потому что они свидетельствовали о могуществе государства, мир – потому что он способствовал процветанию государства.
4 слайд
Описание слайда:
Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия, идеология которой сложилась в Западной Европе в эпоху абсолютизма на рубеже 17-18 вв., а идеальным героем был Петр 1. Императрица же Елизавета Петровна слишком не похожа была на своего отца. Несмотря на то что ода сочинялась в связи с каким-нибудь официальным событием – военной победой, очередной годовщиной вступления на престол царствующей особы и т.п., Ломоносов всегда находил возможность говорить о том, что его волновало, что было особенно важным для России. Его хвалы Елизавете носили поучительный характер и были, скорее, похвалами не за то, что совершено императрицей, а за то, что должна была бы она предпринять в интересах государства, науки, просвещения.
5 слайд
Описание слайда:
Анализ оды Когда и в связи с чем написана ода? День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 году отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. Но эта ода была написана еще по одному конкретному поводу: Российской Академии наук был «дарован» новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России.
6 слайд
Описание слайда:
Анализ оды Каким настроением и интонацией должно быть окрашено чтение оды? Патриотический восторг, призыв и т.п.) Какой стихотворный размер выбирает Ломоносов? Четырехстопный ямб. По мнению Ломоносова, ямб усиливает благородство и возвышенность содержания, способствует наилучшему выражению мысли.
7 слайд
Описание слайда:
Содержание оды Эту оду по содержанию и форме можно считать классической. Обратите внимание на 3-4 строфы, прочитайте. Эти строфы особенно характерны для оды классической. Какие темы затронуты в оде, какие из них вы считаете главными, ведущими? Картины мирной жизни; Восхваление Елизаветы (За что прославляет поэт императрицу?); Гимн Петру (Каково отношение Ломоносову к Петру1? Что ставится ему в заслугу?) Описание безграничных просторов и богатств России; Обращение и призыв к молодежи – овладевать науками. Это и структура оды, и ее основные темы.
8 слайд
Описание слайда:
Главная тема оды Какова же главная тема оды? Главная тема оды – Россия, ее процветание. Своеобразным вступлением к раскрытию темы становятся строфы, прославляющие наступление мира, «возлюбленной тишины» как условия расцвета отечественных наук, необходимого для освоения богатств родной земли, для подготовки российского юношества к полезной для всего народа научно-практической деятельности во славу родины. Мир – основное условие и для успехов просвещения. Так подходит Ломоносов к своей главной мысли, определяющей основной пафос оды… Лирическое развитие этой темы составляет содержание центральной части оды, тематически распадающейся, в свою очередь, на несколько частей.
9 слайд
Описание слайда:
Главная идея оды Какая внутренняя логика просматривается в этом «лирическом беспорядке»? Мир – условие процветания государства и необходимая предпосылка для успехов просвещения. Петр 1 для Ломоносова – национальный герой, прославившийся победами на суше и на море, осознавший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношества. В этом залог русского государства.
10 слайд
Описание слайда:
Идея оды Что вы можете сказать о центральной части оды? Выделяется тема просвещенного монарха, роль которого в распространении просвещения в стране, по мнению поэтов-классицистов, очень значительна. Такое преобразование традиционной тематики хвалебной оды, характерное для русского классицизма, - великая заслуга Ломоносова, личные чувства и переживания которого воедино слиты с общегосударственными, гражданскими интересами.
11 слайд
Описание слайда:
Образ Елизаветы Петровны Сравним портрет императрицы с ее описанием в оде. Похвалы Ломоносова русской императрице носят традиционный для од характер. Похвалы эти сочетаются с наказом быть просвещенным правителем, расширять науки, заботиться о благе общества. Представление русских классицистов об идеальном просвещенном монархе, равному которому нет ни на полях сражений, ни в мирном труде по преобразованию страны, воплотилось в образе Петра 1.
12 слайд
Описание слайда:
Составление плана оды 1. Вступление. Мир – основа блага государства. 2. Главная часть. Величие России, ее процветание: а) хвала щедротам Елизаветы; б) заслуги Петра 1 перед народом России; в) богатства, красота России; г) призыв к молодежи овладевать науками; д) наука и ее роль в российском обществе. 3. Заключение. Благодарность монархине за деяние на благо России.
13 слайд
Описание слайда:
вывод План убеждает, что гражданственному пафосу и содержанию ломоносовской оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная композиция. Свободно развивающиеся темы, «лирический беспорядок» подчинены главной теме, что создает идейно-художественное единство всей оды. При этом все самостоятельные темы имеют одинаковое построение.
Слайд 1
Описание слайда:
Слайд 2
Описание слайда:
Слайд 3
Описание слайда:
Ода - лирический жанр. В ней, по словам Тредиаковского, "описывается... материя благородная, важная, редко - нежная и приятная в речах весьма пиитических и великолепных". Ода - лирический жанр. В ней, по словам Тредиаковского, "описывается... материя благородная, важная, редко - нежная и приятная в речах весьма пиитических и великолепных". Ее истоки - хоровая лирика древних греков. Создавались торжественные оды, славившие великое событие или великого героя; анакреонтические - по имени древнегреческого поэта Анакреонта, воспевавшего радости и наслаждения земного бытия; духовные - "преложения" псалмов; в конце XVIII в. появились оды нравоучительные, философские, сатирические, оды-послания и оды-элегии. Но главное место среди всех видов занимают торжественные оды.
Слайд 4
Описание слайда:
Слайд 5
Описание слайда:
Слайд 6
Описание слайда:
Слайд 7
Описание слайда:
Слайд 8
Описание слайда:
Слайд 9
Описание слайда:
Поэт использует мифологические образы. Олицетворением военных успехов Петра I становится Марс, побежденной морской стихии - Нептун. Ломоносов считает достоинствами поэтической речи "важность", "великолепие", "возвышение", "стремление", "силу", "изобилие" и т.п. Он использует славянизмы, библеизмы, высокую лексику, поддерживая тем самым общую атмосферу торжественного стиля. В большинстве случаев ода состояла из строф с повторяющейся рифмовкой, но десятистишная строфа, предложенная Ломоносовым, закрепилась в русской поэзии. Поэт использует мифологические образы. Олицетворением военных успехов Петра I становится Марс, побежденной морской стихии - Нептун. Ломоносов считает достоинствами поэтической речи "важность", "великолепие", "возвышение", "стремление", "силу", "изобилие" и т.п. Он использует славянизмы, библеизмы, высокую лексику, поддерживая тем самым общую атмосферу торжественного стиля. В большинстве случаев ода состояла из строф с повторяющейся рифмовкой, но десятистишная строфа, предложенная Ломоносовым, закрепилась в русской поэзии.
Описание слайда:
Подготовить биографию Г. Р. Державина. Опорный конспект в тетради. Прочитать отрывок из "Вечернего размышления о Державине ". Подготовить биографию Г. Р. Державина. Опорный конспект в тетради. Прочитать отрывок из "Вечернего размышления о Державине ".
Слайд 12