Народы россии - нивхи. Коренные народы севера на сахалине Нивхи где живут

- (самоназвание нивхгу, гиляки) народ общей численностью 4,673 тыс. чел., проживающий, в основном, на территории Российской Федерации (4,631 тыс. чел.). Язык нивхский. Религиозная принадлежность верующих: традиционные верования, православные … Современная энциклопедия

НИВХИ - (самоназвание нивх устар. выражение гиляки), народ в Российской Федерации, коренное население низовья р. Амур (Хабаровский кр.) и о. Сахалин. 4,6 тыс. человек (1992). Язык нивхский. Верующие православные, есть традиционные верования … Большой Энциклопедический словарь

НИВХИ - НИВХИ, нескл. и нивухи, нивхов, ед. нивух, нивуха, муж. Палеоазиатская народность, живущая в низовьях Амура и на о. Сахалине (прежнее название гиляки). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

НИВХИ - НИВХИ, ов, ед. нивх, а, муж. Народ, живущий по нижнему течению реки Амура и на острове Сахалин [прежнее название гиляки]. | прил. нивхский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

НИВХИ - (самоназвание нивх, устаревшее гиляки), народ в Российской Федерации (4,6 тыс. человек). Коренное население низовий р. Амур (Хабаровский край) и о. Сахалин. Язык нивхский, относящийся к палеоазиатским языкам. Верующие православные, есть… … Русская история

Нивхи - (самоназвание нивхгу, гиляки) народ общей численностью 4,673 тыс. чел., проживающий, в основном, на территории Российской Федерации (4,631 тыс. чел.). Язык нивхский. Религиозная принадлежность верующих: традиционные верования, православные. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

нивхи - ов; мн. Народ, коренное население бассейна реки Амур и острова Сахалин; лица, представители этого народа. ◁ Нивх, а; м. Нивхка, и; мн. род. хок, дат. хкам; ж. Нивхский, ая, ое. Н. язык (язык палеоазиатской группы). По нивхски, нареч. * * * нивхи… … Энциклопедический словарь

нивхи - НИВХИ, ов, мн (ед нивх, а, м). Народ, живущий в низовьях р. Амура (в Хабаровском крае России) и на севере о. Сахалин (прежнее название гиляки); люди, принадлежащие к этому народу; яз. нивхский, палеоазиатской группы, один из генетически… … Толковый словарь русских существительных

Нивхи - (в дореволюционной литературе гиляки) народ, живущий в бассейне нижнего течения р. Амур (Хабаровский край РСФСР) и на о. Сахалин. Численность 4,4 тыс. чел. (1970, перепись). Говорят на нивхском языке (См. Нивхский язык). Вероятно, Н.… … Большая советская энциклопедия

НИВХИ - (прежнее назв. гиляки) народность, живущая в басс. ниж. течения р. Амур (Хабаровский край РСФСР) и на о. Сахалин. Числ. 3,7 тыс. чел. (1959). Нивхский язык занимает изолированное положение в группе палеоазиатских языков. О происхождении Н.… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Амурские сказки , Дмитрий Нагишкин. По берегам широкого и могучего Амура издавна живут нивхи, нанайцы, ульчи, удэге и другие народы Дальнего Востока. И веками их старики рассказывают подрастающим в стойбищах детям сказки. О… Купить за 1161 руб
  • Амурские сказки. Открытки. Выпуск 1 , . Комплект из 15 открыток. По берегам широкого и могучего Амура издавна живут нивхи, нанайцы, ульчи, удэге и другие народы Дальнего Во­стока. И веками их старики рассказывают подрастающим в…

Общая информация

Нивхи — коренной народ Российской Федерации. Самоназвание - нивхгу (человек). Соседние народы называли их гиляха, гильями. Это название заимствовали русские, придав ему форму гиляки. Этот этноним широко употреблялся до 30-х годов XX века. Часть старых нивхов называют себя гиляками и в настоящее время. Говорят на нивхском языке, имеющем два диалекта: амурский и восточно-сахалинский. Нивхский язык вместе с кетским относится к изолированным языкам. Широко распространен русский язык. В 1989 г. нивхский язык назвали родным лишь 23.3 % нивхов. Письменность создана в 1932 г. на основе латинского алфавита, позднее переведена на русскую графику.

Нивхи - прямые потомки древнейшего населения Сахалина и низовьев Амура. Существует точка зрения, что предки современных нивхов, северо-восточных палеоазиатов, эскимосов и индейцев Америки - звенья одной этнической цепи, охватывавшей в далеком прошлом северозападные берега Тихого океана. Относятся к центрально-азиатскому типу большой монголоидной расы. Вместе с чукчами, коряками и другими народами Северо-Востока входят в группу палеоазиатов. На современный этнический облик нивхов большое влияние оказали их этнокультурные контакты с тунгусо-манчжурскими народами, айнами и японцами.

Территория расселения и численность

В прошлом нивхи занимали весьма обширную территорию. Ареал их расселения на материке простирался от Амура до бассейна Уды, на Сахалине - по всему западному и восточному побережью и в устье реки Поронай. В настоящее время нивхи Сахалина расселены в северной части острова и в бассейне реки Тымь (2008 чел.). На материке они концентрируются в двух районах Хабаровского края - Николаевском (1235 чел) и Ульчском - 631. Общая численность нивхов в СССР по переписи 1989 г. - 4673 человек, при этом, если численность материковых нивхов в 1979-1989 гг. выросла на 218 чел. (10 %), то на Сахалине она сократилась на 128 человек (6 %). В 1926 г. нивхи жили в небольших по числу жителей селениях, состоявших нередко из 2-3-х жилых построек. Известно более 100 таких селений, в т.ч. на Сахалине - 60. Колхозное строительство и последующее укрупнение коллективных хозяйств привели к ликвидации большинства этих поселений. Сегодня на Сахалине почти две трети нивхов сосредоточены в двух населенных пунктах - селе Некрасовка Охинского района и райцентре Ноглики. На материке они живут преимущественно в небольших поселениях (см. таблицу). Все поселки нивхов многонациональны. Кроме русских вместе с ними на Сахалине живут ороки и эвенки, в Хабаровском крае - ульчи и негидальцы. Нивхские поселения в Николаевском районе Хабаровского края в этническом отношении более однородны. Представительные этнические общины нивхов сформировались в последние годы в городах Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Южно-Сахалинске.

Численность нивхов на 2002 г. составила 5162 человека.

Образ жизни и система обеспечения

Основные традиционные отрасли хозяйства нивхов - рыболовство и морской зверобойный промысел. Сухопутная охота и собирательство имели подсобное значение. Особенно важную роль имел промысел проходных лососей. Промыслом рыбы и морского зверя (нерпа, тюлени, белуха) занимались круглый год. Широкое развитие получило занятие собаководством.

В начале 30-х гг. у нивхов были созданы колхозы, в которых развивался лишь один вид традиционного промысла - рыболовство. Укрупнение хозяйств, их переход на промышленное рыболовство привели, в конечном счете, к тому, что и эта сфера традиционного труда оказалась недоступной для большинства коренного населения. В конце 80-х гг. в колхозах работало менее трети трудоспособных нивхов. Считалось, что все они заняты в традиционном хозяйстве, на самом деле традиционным трудом занималась незначительная часть. Так, например, в колхозе «Восток» (Ногликский район Сахалина) из 110 нивхов-колхозников на рыбном промысле работало всего 17 человек, остальные - в сфере обслуживания основного производства.

Вытеснение из сферы традиционного труда воспринималось нивхами весьма болезненно и с началом рыночных реформ стало главным фактором их общественного движения за новые экономические отношения. С начала 90-х гг. повсеместно создаются родовые хозяйства. К настоящему времени на Сахалине их насчитывается более 80, в Николаевском районе Хабаровского края - 19 различных производственных объединений. Основные направления их хозяйственной деятельности - рыболовство, добыча морского зверя и охота. За ними закреплены территории традиционного природопользования, им выдаются лимиты на добычу рыбы, бесплатные лицензии на отстрел зверя.

Наряду с традиционными промыслами в хозяйствах развивается сельскохозяйственное производство. Подавляющее большинство хозяйств ориентировано не на внутреннее потребление, а на рынок. Этому способствуют и размеры квот, выделяемых им на добычу рыбы. Однако далеко не все они действительно работают. Из 19 хозяйств амурских нивхов в 1998 г. 6, например, вообще не работали, а остальные сработали в убыток. Несовершенство рыночных отношений ведет к тому, что часть ценной продукции (лососевые, икра, мех) хозяйства вынуждены уступать по заниженной цене перекупщикам. В целом можно констатировать, что создание новой хозяйственной структуры не смогло пока решить проблему занятости нивхов. Она продолжает существовать наряду с другими социальными проблемами.

Этно-социальная обстановка

В 1989 г. около половины всех нивхов были городскими жителями. На Сахалине городское население составляло у них 55,6 %, в Хабаровском крае - 44,2 %.

Разумеется, большинство нивхов живет не в крупных городах, а в поселках городского типа, но и они - достаточно крупные многонациональные поселения. Доля нивхов в них, как правило, не превышает 1 %, соответственно и отношение к -ним со стороны местных властей. За исключением немногочисленной национальной интеллигенции нивхи заняты здесь преимущественно неквалифицированным низкооплачиваемым трудом. В условиях рыночных реформ, роста безработицы коренное население оказывается самой незащищенной частью. В 1994-1999 гг. занятость нивхов сократилась на 39 %. Многие семьи ведут нищенское существование.

Ухудшилось медицинское обслуживание. В медицинских учреждениях не хватает специалистов, лекарств, финансирование осуществляется нерегулярно. Ухудшаются демографические показатели. Естественный прирост в 1998 г. сократился в сравнении с 1990 г. в 8,6 раза, рост численности нивхов практически прекратился.

Заметное осложнение этно-социальной обстановки у нивхов Сахалина в последние годы связано также с новыми планами разработки нефти на шельфе Охотского моря. Понимая, что остановить очередное наступление нефтяников на их земли вряд ли удастся, нивхи поставили вопрос о выплате компенсаций за разработку нефтяных месторождений на их традиционных территориях, проведения этнологической экспертизы проектов. Игнорирование требований коренных народов привело к проведению несколько акций протеста в Ногликском районе, где уже велись строительные работы, связанные с прокладкой трубопровода. В конце концов, летом 2005 года представители компании «Сахалин Энерджи» и коренные народы Сахалина, в лице Регионального совета уполномоченных коренных малочисленных народов Сахалина, сели за стол переговоров, началась совместная разработка Плана содействия КМНС. Администрация области, в лице Департамента по делам КМНС, также приняла участие в его разработке, предоставляя необходимую информацию по социально-экономическому развитию КМНС Сахалинской области. Ключевыми задачами Плана содействия являются: предотвращение или снижение потенциальных негативных воздействий, связанных с реализацией проекта «Сахалин-2»; вклад в улучшение качества жизни коренных народов через программы социального развития с учетом культурных особенностей и требований устойчивого развития; развитие потенциала коренных народов Севера. План содействия будет работать до 2010 г., всего по области планируется освоить 1,5 млн. руб.

Этно-культурная ситуация

Несмотря на свою малую численность, сложную социально-экономическую обстановку этно-культурную ситуацию у нивхов можно рассматривать в целом как положительную. Многие элементы традиционной духовной культуры, наполняясь новым содержанием, являются органичной частью повседневной жизни нивхов. Регулярно проводятся праздники народов Севера, соревнования по национальным видам спорта, работают фольклорные ансамбли («Эри» и др.), этнографические музеи, центры прикладного декоративного искусства. Высокой активностью отличается нивхская интеллигенция. С целью координации усилий нивхов по возрождению своего культурного наследия в поселке Ноглики создается этнокультурный центр. В с. Некрасовка активно действует Охинская местная общественная организация «Центр по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера «Кыхкых» («Лебедь»).

Среди этнокультурных проблем в центре общественного внимания нивхов стоит, безусловно, проблема родного языка. Насильственные переселения нивхов из небольших прибрежных поселков в более крупные многонациональные поселения разрушили языковую среду. Не менее отрицательную роль сыграла система интернатского воспитания детей. Наличие двух диалектов в нивхском языке, носители которых далеко не всегда понимают друг друга, отрицательно сказалось на преподавании языка в нивхских школах. Письменность, созданная в 30-е г. на основе амурского диалекта, не использовалась на Сахалине. Для восточно-сахалинского диалекта она была создана лишь в 1979 году, что повлекло за собой и частичную реформу письменности на амурском диалекте. В начале 80-х гг. на обоих диалектах были выпущены буквари. В последние годы на нивхском языке стала издаваться детская литература в Южно-Сахалинске. Выходит ежемесячная газета на нивхском языке "Нивх диф" (Нивхское слово). Сегодня нивхский язык преподается в начальных классах в национальных поселках, однако обучением охвачено пока только 27 % нивхских школьников. Преподавателей нивхского языка готовят в Николаевском на Амуре педагогическом училище, в РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге. Все это, однако, не в состоянии кардинально изменить ситуацию. Молодежь родного языка не знает вообще, на нем говорит лишь старшее поколение.

Органы управления и самоуправления

В структуре Сахалинской областной администрации создан отдел, занимающийся проблемами малочисленных народов, в Хабаровской краевой администрации - управление по делам национальностей. При Сахалинской областной Думе учрежден институт полномочного представителя от малочисленных народов Севера, который работает на постоянной основе, входит в структуру Думы, обладает правом законодательной инициативы. Аналогичные представительства работают при законодательных собраниях в Охинском и Поронайском районах. Нивхи входят в состав районных законодательных собраний, возглавляют ряд сельских администраций. Функции органов самоуправления у нивхов выполняют районные ассоциации коренных малочисленных народов Севера. Все они являются территориальными или этническими подразделениями Сахалинской областной и Хабаровской краевой ассоциаций.

Правовые документы и законы

В Сахалинской области принято несколько нормативных актов, ориентированных на защиту экономических и культурных интересов нивхов: «Положение о представителе при Сахалинской областной Думе от малочисленных народов Севера, проживающих на территории Сахалинской области» (1994 г.); «Временное положение о родовых общинах, родовых и семейных хозяйствах коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области» (1996 г.); Закон «Об иностранных инвестициях в Сахалинской области» (1998 г.). Ряд статей, посвященных защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов, содержится в Уставе Сахалинской области. В 1999 году между Администрацией области и областной Ассоциацией было подписано соглашение о сотрудничестве.

В Хабаровском крае приняты Законы «Об общине коренных малочисленных народов Севера», «О порядке проведения международных коммерческих конкурсов на право пользования природными ресурсами», «О выборах депутатов Законодательной Думы Хабаровского края», позволяющие в местах компактного проживания малочисленных народов создавать избирательные округа из не граничащих между собой территорий. Права коренных малочисленных народов на социальную защиту (своевременный завоз продовольствия, подготовка кадров, защита среды обитания и др.) гарантирует нивхам Устав Хабаровского края.

Современные проблемы окружающей среды

Состояние природной среды в районах расселения нивхов можно оценивать как напряженное, а на некоторых территориях как кризисное. Критический уровень экологической ситуации характерен, прежде всего, для Охинского и Ногликского районов Сахалинской области, где расположены нефтепромыслы, а также для локальных площадей Николаевского района Хабаровского края. Ситуация на Сахалине еще более обострилась с связи с начавшейся разработкой нефтяных месторождений (Сахалин 1, Сахалин 2) на шельфе Охотского моря. Созданные на Сахалине в начале 90-х гг. в целях повышения экологической безопасности и создания условий для развития традиционного хозяйства народов Севера территории традиционного природопользования (ТТП), к сожалению, не являются гарантом сохранения природной среды, поскольку право коренного населения распространяется лишь на поверхностные биологические ресурсы. Из охраняемых природных территорий в Николаевском районе Хабаровского края можно отметить лишь заказник краевого значения «Орлик» площадью 3,8 тыс. га.

Перспективы сохранения нивхов как этноса

Демографическая ситуация у нивхов в последние десятилетия отличалась нестабильностью. Периоды заметного роста численности населения сменялись не менее существенной убылью. Резкие перепады объясняются как не очень благоприятной половозрастной структурой населения, так и ассимилятивными процессами. В настоящее время нивхи переживают в целом неблагоприятный демографический цикл, осложняемый трудным социально-экономическим положением. С этих позиций нивхский этнос находится, безусловно, в «зоне риска». Вместе с тем, этническое самосознание нивхов устойчиво, имеет стабильную тенденцию к росту. Можно полагать, что в ближайшие десятилетия их численность останется примерно на сегодняшнем уровне, а дальнейшая демократизация общественной жизни в стране, рост самостоятельности и самоорганизации нивхского народа будут способствовать устойчивости этнической системы нивхов.

Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003. 142 с.; Материалы Альманаха «Мир коренных народов - Живая Арктика»

ievon в Гиляки Сахалина

Коренные жители Сахалина - гиляки, айно и тунгусы. Их там всего на все около 2 тысяч. Земледелием они никогда не занимались, а кормились и кормятся охотой и рыболовством; живут в шалашах и землянках. Ни гиляки, ни айно не крещены, живут бедно и грязно; но это очень добрые, правдивые и честные люди.

Круглолицый гиляк со своей бородкой и собранной на затылке косичкой смахивает на причетника дедовских времен. Они искуснее русских умеют строить землянки - и суше, и теплее; но чужие выдумки принимают с трудом.

До русских на Сахалине не было дорог. Для инородцев это новая выдумка, и случается видеть, как гиляки со своими семьями и собаками пробираются рядом с дорогой на привычной им трясине.

Но зато, к сожалению, они начинают уже привыкать к русской водке. Черный хлеб для гиляков - лакомая, хоть и редкая еда, а арестантский халат для них - вроде самой нарядной одежды.

И гиляки, и айно не терпят неправды и насилия. Когда гиляку кажется, что ему лгут или хвастают, он схватывается руками за живот, раскачивается и делает такое лицо, будто ему очень больно.

Около юрт стоят обыкновенно сушильни с рыбой и распространяют вокруг промозглый, удушливый запах. Воют и грызутся собаки. Тут же иногда можно увидеть небольшой сруб-клетку с молодым медведем: его убьют и съедят на так называемом медвежьем празднике. Юрты слажены из накатника и теса. Крыша из тонких жердей покрыта сухой травой.

Внутри, у стен, тянутся нары; выше их полки с утварью. На наре обыкновенно сидит хозяин и не переставая курит трубочку. Заговорите с ним - и он ответит вам неохотно и коротко, хотя вежливо. Посреди нарты стоит очаг, и дым уходит через дыру в крыше. Над огнем висит на крючке большой черный котел, и в нем кипит серая пенистая уха, противная на вкус.

Женщины гораздо некрасивее мужчин: их смугло-желтые лица страшно худощавы, и все на вид они старухи; жесткие прямые волосы висят через лицо патлами, точно солома на старом сарае. Вдобавок еще у них мода красить губы во что-то синее.

Пока русские не завладели Сахалином, он принадлежал Японии. Это государство лежит на соседних с Сахалином островах. Японцы имели рыбные ловли у южных берегов Сахалина; айны нанимались к ним, привыкли кормиться этим и привыкли к хлебной пище.

С приходом русских японцы покинули остров, айны остались без хлеба, бедствуют и мало-помалу переселяются в Японию.

«Рассказы о Восточной Сибири...», Ф. В. Девель, 1896 г.

- (самоназвание нивхгу, гиляки) народ общей численностью 4,673 тыс. чел., проживающий, в основном, на территории Российской Федерации (4,631 тыс. чел.). Язык нивхский. Религиозная принадлежность верующих: традиционные верования, православные … Современная энциклопедия

- (самоназвание нивх устар. выражение гиляки), народ в Российской Федерации, коренное население низовья р. Амур (Хабаровский кр.) и о. Сахалин. 4,6 тыс. человек (1992). Язык нивхский. Верующие православные, есть традиционные верования … Большой Энциклопедический словарь

НИВХИ, нескл. и нивухи, нивхов, ед. нивух, нивуха, муж. Палеоазиатская народность, живущая в низовьях Амура и на о. Сахалине (прежнее название гиляки). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

НИВХИ, ов, ед. нивх, а, муж. Народ, живущий по нижнему течению реки Амура и на острове Сахалин [прежнее название гиляки]. | прил. нивхский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- (самоназвание нивх, устаревшее гиляки), народ в Российской Федерации (4,6 тыс. человек). Коренное население низовий р. Амур (Хабаровский край) и о. Сахалин. Язык нивхский, относящийся к палеоазиатским языкам. Верующие православные, есть… … Русская история

Нивхи - (самоназвание нивхгу, гиляки) народ общей численностью 4,673 тыс. чел., проживающий, в основном, на территории Российской Федерации (4,631 тыс. чел.). Язык нивхский. Религиозная принадлежность верующих: традиционные верования, православные. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Ов; мн. Народ, коренное население бассейна реки Амур и острова Сахалин; лица, представители этого народа. ◁ Нивх, а; м. Нивхка, и; мн. род. хок, дат. хкам; ж. Нивхский, ая, ое. Н. язык (язык палеоазиатской группы). По нивхски, нареч. * * * нивхи… … Энциклопедический словарь

нивхи - НИВХИ, ов, мн (ед нивх, а, м). Народ, живущий в низовьях р. Амура (в Хабаровском крае России) и на севере о. Сахалин (прежнее название гиляки); люди, принадлежащие к этому народу; яз. нивхский, палеоазиатской группы, один из генетически… … Толковый словарь русских существительных

- (в дореволюционной литературе гиляки) народ, живущий в бассейне нижнего течения р. Амур (Хабаровский край РСФСР) и на о. Сахалин. Численность 4,4 тыс. чел. (1970, перепись). Говорят на нивхском языке (См. Нивхский язык). Вероятно, Н.… … Большая советская энциклопедия

- (прежнее назв. гиляки) народность, живущая в басс. ниж. течения р. Амур (Хабаровский край РСФСР) и на о. Сахалин. Числ. 3,7 тыс. чел. (1959). Нивхский язык занимает изолированное положение в группе палеоазиатских языков. О происхождении Н.… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Амурские сказки , Дмитрий Нагишкин. По берегам широкого и могучего Амура издавна живут нивхи, нанайцы, ульчи, удэге и другие народы Дальнего Востока. И веками их старики рассказывают подрастающим в стойбищах детям сказки. О…
  • Амурские сказки. Открытки. Выпуск 1 , . Комплект из 15 открыток. По берегам широкого и могучего Амура издавна живут нивхи, нанайцы, ульчи, удэге и другие народы Дальнего Во­стока. И веками их старики рассказывают подрастающим в…

НИВХИ. Са-мо-на-зва-ния - нивх, нивх-гу, ни-вух, ни-вах, ни-бах - че-ло-век; ус-таревшее рус-ское - ги-ля-ки, на-род в Рос-сии.

Жи-вут в ни-зовь-ях р. Амур и на о. Са-ха-лин (в основном на се-ве-ре - в сё-лах Не-кра-сов-ка и Рыб-новск Охин-ско-го р-на, а так-же в с. Чир-Унвд Ты-мов-ско-го р-на и в поселке городского ти-па Ног-ли-ки на восточном по-бе-ре-жье). Де-лят-ся на груп-пы: восточно-са-ха-лин-ская, западно-са-ха-лин-ская, ты-мов-ско-алек-сан-д-ров-ская, амур-ская, ле-во-бе-реж-но-ли-ман-ская и пра-во-бе-реж-но-ли-ман-ская. Чис-лен-ность 4,7 тыс. человек (2010 год, пе-ре-пись), из них 2,1 тыс. человек в Ха-ба-ров-ском крае (в осн. в Ни-ко-ла-ев-ском и в Ульч-ском райо-нах) и 2,3 тыс. человек в Са-ха-лин-ской обл. Го-во-рят в основном по-рус-ски; 0,2 тыс. человек со-хра-ня-ют нивх-ский язык. Ве-рую-щие - пра-во-слав-ные.

Тра-ди-ци-он-но нивхи рас-смат-ри-ва-ли как ав-то-хтон-ное на-се-ле-ние ниж-не-го Аму-ра и Са-ха-ли-на (российские ис-сле-до-ва-те-ли Л.И. Шренк, А.М. Зо-ло-та-рёв, М.Г. Ле-вин, А.П. Ок-лад-ни-ков , Ч.М. Так-са-ми); бы-ли рас-про-стра-не-ны так-же ги-по-те-зы об их род-ст-ве с северо-американскими ин-дей-ца-ми (Л.Я. Штерн-берг, В.И. Ио-хель-сон) и о про-ис-хо-ж-де-нии нивхи с юга и их свя-зях с ко-рей-ца-ми и тун-гу-со-маньчжурскими на-ро-да-ми (Е.А. Крей-но-вич, Б. Лау-фер). До по-яв-ле-ния на Охот-ском по-бе-ре-жье пер-вой вол-ны тун-гу-сов (XV-XVI века) нивхи за-ни-ма-ли тер-ри-то-рию до р. Уда на се-ве-ре, где кон-так-ти-ро-ва-ли с ко-ря-ка-ми (Ок-лад-ни-ков); на Са-ха-ли-не до XX века жи-ли в основном на восточном и западном по-бе-ре-жье Северного Са-ха-ли-на и в ни-зовь-ях р. По-ро-най. Многие нивх-ские ро-ды име-ли айн-ское, на-най-ское, не-ги-даль-ское, орок-ское и ульч-ское про-ис-хо-ж-де-ние. Кон-так-ты с рус-ски-ми с XVII века. С середины XIX века сре-ди нивхи дей-ст-вовали русские мис-сио-не-ры. В 1897 году на-счи-ты-ва-ли 4,6 тыс. человек. С 1950-х годов рез-ко па-да-ет чис-ло вла-дею-щих нивх-ским языкаом (с 76,3% в 1959 году до 23,2% в 1989 году). В 1990-е годы по-яв-ля-ют-ся нивх-ские ро-до-вые хо-зяй-ст-ва. Нивхи вклю-че-ны в спи-сок ко-рен-ных ма-ло-чис-лен-ных на-ро-дов Се-ве-ра, Си-би-ри и Даль-не-го Вос-то-ка.

Тра-диционная куль-ту-ра ти-пич-на для на-ро-дов При-аму-рья, При-мо-рья и Са-ха-ли-на (см. статью На-ро-ды в то-ме Рос-сия). До XX века име-ли лет-ние и зим-ние по-се-ле-ния. С мая по ок-тябрь за-ни-ма-лись в основном ры-бо-лов-ст-вом (главным образом ло-со-сё-вые), с ок-тяб-ря по март - пуш-ным про-мыс-лом, вес-ной по на-сту охо-ти-лись на оле-ня и ло-ся (до середины XIX века не зна-ли ог-не-стрель-но-го ору-жия), круг-лый год до-бы-ва-ли мор-ско-го зве-ря (в т. ч. с по-мо-щью плав-но-го гар-пу-на тла дли-ной до 35 м). Ле-том пе-ре-дви-га-лись на лод-ках - долб-лё-ных с ло-па-то-об-раз-ны-ми кор-мой и но-сом (мла му) и до-ща-тых плос-ко-дон-ных, ти-па кит. сам-па-на (калмр му, тыркр му), зи-мой - на лы-жах (го-ли-цы - лак, об-ши-тые - энь) и пря-мо-ко-пыль-ных нар-тах амур-ско-го ти-па (ту) в со-бачь-ей уп-ряж-ке «ёлоч-кой». Зим-нее жи-ли-ще - зем-лян-ка пи-ра-ми-даль-ной или усе-чён-но-пи-ра-ми-даль-ной фор-мы (то-рыв, то-рыф) с зим-ним вхо-дом че-рез по-лу-под-зем-ный ко-ри-дор и лет-ним - че-рез све-то-ды-мо-вое от-вер-стие в кров-ле. Бы-ли из-вест-ны по-лу-под-зем-ные (мив-тыв) и на-зем-ные (ло-чур-ла-тыв, чад-рыв) кар-кас-ные и сруб-ные де-ревянные по-строй-ки. По-лу-зем-лян-ки ота-п-ли-ва-лись дву-мя оча-га-ми (по-свя-щён-ны-ми мор-ско-му и лес-но-му хо-зяе-вам), чад-рыв - ка-ном. Со второй половины XIX века рас-про-стра-ня-ет-ся русская из-ба (ло-ча-рыф). Ле-том жи-ли в сруб-ных свай-ных по-строй-ках (кэ-рыф, ке-рыв); сваи и фрон-тон-ные дос-ки по-кры-ва-лись рез-ным ор-на-мен-том.

Оде-ж-да пер-во-на-чаль-но ши-лась из тю-лень-ей и рыбь-ей ко-жи, с XIX века - из тка-ни китайского и русского про-изводства, вклю-ча-ла ко-рот-кие шта-ны с но-го-ви-ца-ми и ту-ни-ко-об-раз-ный пра-во-за-паш-ной ха-лат восточно-азиатского ти-па с над-став-лен-ны-ми ру-ка-ва-ми и пра-вой по-лой, кай-мой по ле-вой по-ле и ша-ро-об-раз-ны-ми пу-го-ви-ца-ми на пра-вом бо-ку. Го-лов-ной убор - ко-ническая шля-па: у муж-чин - из бе-ре-сты (хиб хак), у жен-щин - из тка-ни (чиск хак). Муж-чи-ны за-пле-та-ли од-ну, жен-щи-ны - две ко-сы.

В XIX веке су-ще-ст-во-ва-ли пат-ри-ли-ней-ные ро-ды (хар, хал - буквально «ствол»), вла-дев-шие про-мы-сло-вой тер-ри-то-ри-ей, об-ря-до-вым до-мом и клад-би-щем, с об-щим ро-до-вым име-нем и сво-дом лич-ных имён, ко-то-ры-ми не мог поль-зо-вать-ся другой род. Род воз-глав-ля-ли со-вет ста-рей-шин и его ли-дер (хой-мар, пи-лан); с XIX века ад-ми-ни-ст-ра-ци-ей на-зна-ча-лись ста-рос-ты («княз-цы»). Су-ще-ст-во-ва-ли меж-ро-до-вые эк-зо-гам-ные объ-е-ди-не-ния (до-ха), пат-ри-ар-халь-ная се-мья (до 40 человек) и до-маш-нее раб-ст-во. Прак-ти-ко-вал-ся ма-три-ла-те-раль-ный кросс-ку-зен-ный брак с трёх-ро-до-вым сою-зом (ка-ж-дый род от-да-вал де-ву-шек в «род зять-ёв» и брал жён в «ро-де тес-тей»). Бы-ли рас-про-стра-не-ны авун-ку-лат, ле-ви-рат, груп-по-вой брак (муж-чи-на имел пра-во на сес-тёр сво-ей же-ны, жён сво-их стар-ших брать-ев и на их сес-тёр, млад-ших сес-тёр сво-ей ма-те-ри и жён сво-его дя-ди по ма-те-ри; при этом бра-ки с жё-на-ми дя-дей по от-цу и с пле-мян-ни-ца-ми бы-ли стро-го за-пре-ще-ны), ко-лы-бель-ный сго-вор, брач-ный вы-куп (с середины XIX века) и от-ра-бот-ка за не-вес-ту, вре-мен-ная мат-ри-ло-каль-ность бра-ка, кров-ная месть и вы-куп за убий-ст-во (тху-синд). Сис-те-ма тер-ми-нов род-ст-ва би-фур-ка-тив-но-го ти-па в по-ко-ле-нии эго и сре-ди млад-ших сиб-лин-гов ро-ди-те-лей и би-фур-ка-тив-но-ли-ней-но-го ти-па сре-ди стар-ших сиб-лин-гов ро-ди-те-лей; за-фик-си-ро-ван ге-не-рац. скос ти-па «ома-ха». Сиб-лин-ги де-лят-ся по от-но-сительному воз-ра-сту без раз-гра-ни-че-ния по по-лу. Ха-рак-те-рен культ ро-до-во-го ог-ня, ко-то-рый за-жи-гал-ся от хра-нив-ше-го-ся у ро-до-во-го ста-рей-ши-ны ог-ни-ва на но-во-се-лье, мед-ве-жий празд-ник и т. п.

Со-хра-ня-лись куль-ты жи-вот-ных (мед-ве-дя, ка-сат-ки и др.), свя-щен-ных де-ревь-ев, де-ми-ур-га Тайр-нан-да (Тайх-на-да), мор-ско-го хо-зяи-на Тол-ыза (То-лызн-га), лес-но-го хо-зяи-на Пал-ыза (Па-лызн-га), хо-зяи-на гро-ма Тыын-та в ви-де пти-цы, хо-зя-ев до-ма (тыв-ыз; их фи-гур-ки хра-ни-лись в по-чёт-ном мес-те до-ма), оча-га (тугр-ыз) и ро-до-во-го ог-ни-ва (ко-то-рое ло-ма-лось при раз-де-ле се-мьи) и др. Из-вест-ны ми-фо-ло-гич. сю-же-ты о со-тво-ре-нии су-ши во-до-пла-ваю-щей пти-цей или си-ни-цей, о не-сколь-ких солн-цах, о со-жи-тель-ст-ве че-ло-ве-ка с ры-бой, мед-ве-дем и др., о близ-не-цах как по-ро-ж-де-нии жен-щи-ны и мед-ве-дя и др. Основные ри-туа-лы - зим-ние или зим-не-лет-ние жерт-во-при-но-ше-ния Не-бу (тлы-рох чыу-нид), спуск и подъ-ём ло-док, мед-ве-жий празд-ник, осен-няя ри-ту-аль-ная охо-та на мед-ве-дя (стро-го в пре-де-лах сво-ей ро-до-вой про-мы-сло-вой тер-ри-то-рии). Бы-ли рас-про-стра-не-ны тру-по-сож-же-ние (выкс, выкз тоф), на-зем-ное, для де-тей - воз-душ-ное (на де-ревь-ях, в ду-п-лах) по-гре-бе-ние. Ша-ман-ст-во бы-ло ме-нее раз-ви-то, чем у других на-ро-дов При-аму-рья.

Раз-ви-ты ап-пли-ка-ция по рыбь-ей ко-же, ме-хо-вая мо-заи-ка (у жен-щин), резь-ба по де-ре-ву и кос-ти, об-ра-бот-ка ме-тал-ла (у муж-чин); боль-шой цен-но-стью счи-та-лись ко-пья с ин-кру-ста-ци-ей из ме-ди и се-реб-ра. Ха-рак-те-рен кри-во-ли-ней-ный ор-на-мент аму-ро-са-ха-лин-ско-го ти-па. «До-сто-вер-ные» по-ве-ст-во-ват. рас-ска-зы (тул-гур) - ми-фы , бы-лич-ки, ле-ген-ды о меж-ро-до-вых кон-флик-тах, о не-сча-ст-ной люб-ви и т. п. - ис-пол-ня-ли ве-че-ром или но-чью, не-ко-то-рые сю-же-ты бы-ли за-прет-ны для жен-щин и не-же-на-тых муж-чин. Сказ-ки (ны-зит) - о жи-вот-ных, о юно-ше-си-ро-те, бы-то-вые - вклю-ча-ют по-ющие-ся мо-но-ло-ги дей-ст-вую-щих лиц. У са-ха-лин-ских Нивхи су-ще-ст-во-вал эпический жанр (на-стунд/на-стурш), ко-то-рый пол-но-стью пел-ся ли-бо ис-пол-нял-ся с че-ре-до-ва-ни-ем ре-чи и пе-ния. Ри-туа-лы мед-вежь-е-го празд-ни-ка со-про-во-ж-да-ют-ся ми-фо-ло-гическими тек-ста-ми, жен-ской иг-рой на идио-фо-не в ви-де од-но-го или двух брё-вен (зас тяс / тя-тят-хас / тя-тян чхар), жен-ски-ми тан-ца-ми (тихдь/тьи-гынд) с по-гре-муш-ка-ми раз-ных ви-дов. Ша-ман-ские пес-но-пе-ния (чам / чамн лудь, чам-лунд) со-про-вож-да-ют-ся иг-рой на буб-не (кас) с по-мо-шью ко-ло-туш-ки (кас-тяс / кас-тярш) и зво-ном под-ве-сок ша-ман-ско-го поя-са (ян-пан / ян пу), ино-гда - уда-ра-ми двух жер-дей. Из-вест-ны по-гре-баль-ные пес-ни-пла-чи (кер-ёдь / че-ри-онд), «пси-хо-де-ли-че-ское» жен-ское пе-ние (хан-дудь / хау-дант).

Ли-рический фольк-лор: лю-бов-ные пес-ни-ино-ска-за-ния (вал-х-лу / ал-хтунд / ал-хтурш), пес-ни-им-про-ви-за-ции (лу / лунд / лудь), бы-то-вые пес-ни (на-на-кэ, кал-по), драз-нил-ки (чалф-лылф), ко-лы-бель-ные и др. пес-ни. Для тра-диционных пе-сен ха-рак-тер-ны фор-муль-ные на-пе-вы, в современных пес-нях про-ис-хо-дит за-кре-п-ле-ние тек-стов за оп-ре-де-лён-ны-ми на-пе-ва-ми. Ран-не-фольк-лор-ный тип во-каль-ной му-зы-ки Нивхи ха-рак-те-ри-зу-ет-ся спе-ци-фическими приё-ма-ми тем-бро-ар-ти-ку-ля-ции (кыхь-юдь - тре-мо-ли-ро-ван-ное пе-ние, кен-ген - фаль-цет-ное пе-ние с вы-ра-жен-ной на-за-ли-за-ци-ей). Музыкальные ин-ст-ру-мен-ты: од-но-струн-ный смыч-ко-вый тынр / тын-грын (ре-пер-ту-ар - пе-сен-ные ме-ло-дии и про-грамм-ные наи-гры-ши); вар-га-ны 2 ви-дов - ду-го-вой и пла-стин-ча-тый (кан-га / кон-гон); аэ-ро-фо-ны - сви-ст-ки из тро-ст-ни-ка, таль-ни-ка, птичь-ей кос-ти, длин-ная тру-ба (каль-ни) из по-ло-го стеб-ля зон-тич-но-го рас-те-ния (ис-поль-зо-ва-лись в ка-че-ст-ве охот-ничь-их ман-ков, об-ря-до-вых и раз-вле-ка-тель-ных ин-ст-ру-мен-тов); вих-ре-вой аэ-ро-фон пувс / хи-рэн (в про-шлом об-ря-до-вый, ны-не дет-ский).

Дополнительная литература

Шренк Л.И. Об ино-род-цах Амур-ско-го края. СПб., 1883-1903. Т. 1-3;

Штерн-берг Л.Я. Са-ха-лин-ские ги-ля-ки // Эт-но-гра-фи-че-ское обо-зре-ние. 1893. № 2;

Штерн-берг Л.Я. Ма-те-риа-лы по изу-че-нию ги-ляц-ко-го язы-ка и фольк-ло-ра. СПб., 1908. Т. 1;

Так-са-ми Ч.М. Нив-хи. (Со-вре-мен-ное хо-зяй-ст-во, куль-ту-ра и быт). Л., 1967;

Так-са-ми Ч.М. Ос-нов-ные про-бле-мы эт-но-гра-фии и ис-то-рии нив-хов: се-ре-ди-на XIX - на-ча-ло XX в. Л., 1976;

Крей-но-вич Е.А. Нивх-гу. За-га-доч-ные оби-та-те-ли Са-ха-ли-на и Аму-ра. М., 1973;

Пропп В.Я. Чу-кот-ский миф и ги-ляц-кий эпос // Пропп В. Я. Фольк-лор и дей-ст-ви-тель-ность. М., 1976;

Ка-ра-ба-но-ва С.Ф. Тан-цы ма-лых на-ро-дов юга Даль-не-го Вос-то-ка СССР как ис-то-ри-ко-эт-но-гра-фи-че-ский ис-точ-ник. М., 1979;

Сись-ко-ва А.В. Жан-ры тра-дици-он-но-го фольк-ло-ра са-ха-лин-ских нив-хов на со-вре-мен-ном эта-пе // Тра-ди-ции и со-вре-мен-ность в куль-ту-ре на-ро-дов Даль-не-го Вос-то-ка. Вла-ди-во-сток, 1983;

Сись-ко-ва А.В. Тра-ди-ци-онные му-зы-каль-ные ин-ст-ру-мен-ты нив-хов Са-ха-ли-на // Куль-ту-ра на-ро-дов Даль-не-го Вос-то-ка: Тра-ди-ции и со-вре-мен-ность. Вла-ди-во-сток, 1984.

Иллюстрации:

Фото А.В. Смоляк. Нивх-ская жен-щи-на в тра-ди-ци-он-ном зим-нем ха-ла-те. 1960.

Нивх-ский рез-чик по де-ре-ву В.С. Лам-пан. Фото 2002. ИИАЭ ДВО РАН.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники