Конспект и самоанализ учебного логопедического занятия для детей старшей группы детского сада “Путешествие в дальние страны”. Самоанализ занятия материал по логопедии на тему Самоанализ занятия учителя логопеда доу


Самоанализ

открытого подгруппового логопедического занятия
Дифференциация звуков «М» - «Н». Буквы М – Н. Цель: Дифференциация звуков М и Н по акустико-артикуляционным особенностям. Коррекционно-образовательные задачи:  Учить различать согласные твёрдые звуки М и Н в слогах, словах и предложениях.  Совершенствовать навык звукового анализа – синтеза.  Закрепить навык образования и употребления относительных прилагательных.  Учить согласовывать имена существительные с числительными  Формировать навык чтения слогов и односложных слов. Коррекционно-развивающие задачи:  Развивать фонематические процессы.  Совершенствовать артикуляционную, мелкую и общую моторику.  Расширять и активизировать словарь детей по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы»  Развитие логического мышления, памяти, восприятия, внимания. Коррекционно-воспитательные:  Воспитание партнёрских взаимоотношений в группе детей. Интеграция образовательных областей: Речевое развитие. Познавательное развитие. Физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Оборудование: индивидуальные зеркала, буквы с наборным полотном из кассы букв и слогов, мяч, две куклы, предметные картинки, магнитная и маркерная доска, наборы звуковых символов, набор слогов с буквами «М» и «Н», набор карточек для игры «Четвёртый лишний».
Методы и приёмы: мотивация, показывание, напоминание, создание проблемных ситуаций. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная, продуктивная. Ожидаемые результаты: дети осваивают навык дифференциации звуков [М] и [Н], умеют давать характеристику данных звуков, понимают разницу между звуком и буквой, обладают умением образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные, осваивают слоговое чтение, составляют простые распространённые предложения, владеют навыками звуко-буквенного анализа-синтеза. На занятии присутствовали дети, посещающие подготовительную логопедическую группу, со схожими речевыми нарушениями и находящиеся на одной ступени коррекционной работы над звуком. Занятие соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы. Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения. На занятии были использованы игры, раздаточный материал и пособия, выполненные собственными руками и совместно с детьми что повысило внутреннюю мотивацию детей к коррекционно- образовательному процессу. Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Каждый этап занятия подготавливал детей к последующей работе. Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии с возможностями детей и задачами занятия. . Занятие длилось не более 25минут На занятии были использованы практические, наглядные, словесные методы работы. Учитывались следующие дидактические принципы: принцип наглядности обучения, принцип сознательности и активности
обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Все эти принципы были реализованы на занятии. На занятии были использованы упражнения на развитие речевого выдоха, упражнение на развитие общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики, а также упражнение на развитие мимики, эмоционально-волевой сферы. Речевой материал был подобран с учетом возможностей детей, уровнем их речевого развития, возрастными особенностями. Проводилась работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза, На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему способствовала, динамика занятия, сюрпризный момент – появление героев Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления). На занятии были представлены задания, способствующие профилактике дислексии и дисграфии. На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как считаю создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленных целей. Речь детей была правильной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья

Тема и цели соответствуют содержанию занятия. Структура занятия логически выдержана, речевой материал соответствует программным требованиям и перспективному плану работы. Материал занятия соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей, занимающихся в данной логопедической группе.

В структуре занятия полностью реализовано направление единства коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

Эстетичность обстановки и оборудования занятия и качество дидактического материала выдержаны на высоком уровне.

Логопедическое занятие логически и последовательно выстроено, продолжительность всех запланированных этапов выдержана. В структуре занятий выдержан четкий переход от одного этапа занятия к другому. В структуре занятия прослеживаются межпредметные связи в сфере знаний по окружающему миру, художественной литературы и т.д.

В структуре занятия прослеживается использование словесных, наглядных, игровых и практических методов обучения. Все использованные методы полностью обоснованы и логически взаимосвязаны между собой. Логопед на протяжении всего занятия систематически привлекает внимание всех детей, создает интересные игровые ситуации, практически весь новый материал дается в игре. Использованная наглядность полностью соответствует структуре и содержанию занятия.

Логопед хорошо контактирует со всеми детьми, легко ведет диалог и поддерживает каждого ребенка в том случае, если он затрудняется ответить на вопрос. Педагог тактичен, внешний вид соответствует профессиональным этическим требованиям. Речь логопеда доступна, логична, эмоциональна, дикция и сила голоса соответствуют профессиональным требованиям.

На всех этапах занятия педагог контролирует произношение, словарный запас и грамматический строй речи ребенка. На занятии систематически выявляет ошибки и трудности у ребенка, оказывает своевременную эффективную логопедическую помощь.

На занятии прослеживается адекватность предъявленных требований с учётом речевых возможностей и особенностей личности ребёнка, настойчивость в достижении целей, умение дозировать новый материал, связать его с предыдущим.

По итогам занятия можно сделать вывод о том, что цели занятия были достигнуты, план выполнен, дети получили качественные знания, умения и навыки.

Воспитатель-логопед ________________________________________


Конспект фронтального занятия на тему «Автоматизация звука [Л]»

Автоматизировать правильное произношение звука [Л] изолированно, в словах, в словосочетаниях и в чистоговорках;

Образовательные задачи:

Закреплять у детей механизм образования звука [Л];

Закреплять правильное произношение звука [Л] изолированно, в словах, в словосочетаниях и в чистоговорках («Каток», «Назови, что это?», «Какой предмет?», «Доскажи словечко!»);

Закреплять у детей навык согласования имён существительных с именами прилагательными в роде и числе («Какой предмет?»);

Коррекционные задачи:

Продолжать развивать у детей дифференцированный вдох–выдох через нос («Снежинки»);

Продолжать развивать у детей фонематический слух и восприятие при выделении звука [Л] на слух из состава слова в игре «Поймай звук!»;

Продолжать развивать у детей продолжительность речевого выдоха и глубину вдоха при выполнении физминуток;

Продолжать развивать у детей чувство ритма, рифмы в игре «Доскажи словечко!»;

Воспитательные задачи:

Продолжать воспитывать у детей навык самоконтроля за собственной речью;

Оборудование:

- «Снежок» – персонаж на занятии;

Символ–снежок на изолированную фонацию звука [Л] по звукоподражанию, как гудит самолёт;

Картинки для закрепления произношения звука [Л] в словосочетаниях;

Индивидуальное пособие на поддувание «Снежинки»;

Фонетическая дорожка «Каток» для развития продолжительности речевого выдоха.

Ход занятия

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие детей. Сосредоточить их внимание на готовности к занятию.

Организационная физминутка.

Кто-то вышел погулять: раз–два–три–четыре–пять!

Потянулся – потянулся! Опустился – опустился!

Повернулся, развернулся, - на занятие вернулся!!!

2. РАБОТА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [Л] ИЗОЛИРОВАННО, В СЛОВАХ, В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ И В ЧИСТОГОВОРКАХ

2.1. Постановка задачи, сообщение темы занятия

Кто же это пришёл к нам на занятие? Это Снежок!!! Хочет Снежок, чтобы мы поиграли с ним, покатались на коньках….

Поиграем со Снежком? Ой! Какой необычный Снежок, что это у него на костюмчике? (Самолёт!)

Какой звук любит произносить Снежок, если у него изображён самолёт на костюмчике? («Л-л-л…»).

Почему? (Самолёт гудит: Л–Л–Л–Л…)

Сегодня на занятии будем правильно произносить звук [Л].

2.2 Анализ артикуляции звука [Л], работа над дыханием, изолированная фонация звука

А вот и каток! (Фонетическая дорожка для каждого ребёнка). Нужно прокатиться по дорожке катка. Но дорожку катка засыпало снегом.

Расчистим каток от снежинок! (Дифференцированный выдох через нос: справа-слева). Дети выполняют упражнение, поочерёдно закрывая пальчиком ноздри.

Очистили дорожку от снега! Молодцы, ребята! Катится Снежок и поёт: «Л-л-л…»

А что помогает нам правильно произносить звук [Л]?

Давайте тоже «разбежимся»: «Л! Л! Л!»

А теперь, мы можем прокатиться по катку! Дети ведут указательным пальчиком ведущей руки по фонетической дорожке – катку и произносят звук [Л] на одном выдохе.

2.3 Выделение звука [Л] в словах в игре «Поймай звук!»

А сможете, ребята, узнать звук [Л]? Когда услышите звук [Л] в слове, хлопайте в ладоши! Слушайте внимательно:

Луна – лопата – санки – лыжи – ластик – кофта – халат – лампа – лодка – кот – стул – стол – платье – ноги – локти – лапы – бокал – футбол – молоко – компот – мел – лоб

Итог: Молодцы! Узнали звук [Л] в словах! А какие слова запомнили?

2.4 Закрепление произношения звука [Л] в словах и в словосочетаниях по картинкам

2.4.1 «Что это?» Произношение звука [Л] в словах по картинкам

Снежок принёс свои любимые картинки. Скажем правильно, что это изображено на картинках!

Дети произносят звук [Л] в словах: стул, лампа, платье, халат, лопатка, лодка, лыжи, ластик.

Итог: Что мы произносили по картинкам? (Слова). Какой звук произносили в словах?

2.4.2 Произношение звука [Л] в словосочетаниях

Кто догадался, какой любимый цвет у Снежка? (Голубой).

Назовём правильно «Что какое?» по картинкам!

Дети произносят словосочетания: голубой стул, голубая лампа, голубое платье, голубой халат, голубая лопатка, голубая лодка, голубые лыжи, голубой ластик.

Итог: Кто что запомнил? (- Я запомнил голубую лампу. И т.д.)

Наступила зима, зима, зима,

(сжимание кистей рук в кулачки перед собой)

Одолели холода, да, да, да, да!

(перекрещиваем руки на груди поочерёдно – левая сверху, правая и т.д.)

Мы погреем щёчки,

(потираем щеки ладонями)

Мы погреем ручки!

(потираем ладонь о ладонь)

А теперь, а теперь дышим на ладошки!

(«х–х–х, х–х–х …» - дышим на ладони)

Осторожно идём, скользко на дорожках!

(руки в стороны, «балансируем», идя на носочках)

А сейчас, тихонько сели, на занятие успели.

(садимся на места)

2.5 Игра «Доскажи словечко!»

Снежок хочет поиграть с нами в игру «Доскажи словечко!».

Нужно назвать последнее слово, правильно его произнести и запомнить всю чистоговорку!

Ол – ол – ол - салфетки положу на …(стол);

Ел – ел – ел - белым–белым пишет …(мел);

Ул – ул – ул - села девочка на …(стул);

Ал – ал – ал - воду я налью в …(бокал);

Ол – ол – ол - любят мальчики …(футбол);

Итог:

В какую игру играли?

Какие слова договаривали?

Какой звук правильно проговаривали?

Кто какую чистоговорку запомнил?

3. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Снежку понравилось играть с нами. Понравилось, как правильно и красиво вы говорили. Какой звук правильно произносили? Как правильно произносить звук [Л]? Какие слова со звуком [Л] запомнили?


Наглядность для проведения фронтального занятия на тему «Автоматизация звука [Л]»

«Снежинки» Фонетическая дорожка «Каток»

Самоанализ

открытого индивидуального логопедического занятия

Учитель- логопед Мелешко Н. Н.

Тема: «Автоматизация звука «Р», «Рь» в словах, предложениях и связных текстах.»

Занятие проводилось с ребенком 5 лет c диагнозом ОНР III . Данное мероприятие занимает важное место в системе занятий по изучаемой теме, организовано в соответствии с перспективным планом индивидуальной коррекционно- развивающей работы.

На занятии были поставлены следующие цели:

    Автоматизировать звук «Р» и «Рь» в словах, предложениях и связных текстах на материале дидактических и интерактивных игр.

    Ознакомить с буквой «Р».

    Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа слова.

    Активизировать словарный запас по лексической теме «Одежда», закрепить знания о мужской и женской одежде.

    Совершенствовать связную речь путем составления распространенных предложений.

    Развивать основные психические процессы: мышление, память, внимание, используя гейм-технологии.

    Формировать у ребенка заинтересованность в сотрудничестве и желание исправить свое речевое нарушение.

Для проведения занятия был изготовлен дидактический материал лэп-бук «Сундучок-звуковичок», подобраны коррекционно - развивающие игры.

Поставленные цели и задачи соответствуют содержанию занятия. Цели выполнялись в единстве коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задачах. Решение задач достигается различными методами и приемами: словесными, наглядными, практическими.

Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Каждый этап занятия подготавливал ребенка к последующей работе. Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии с возможностями ребенка и задачами занятия. Занятие длилось не более 20 минут

Весь дидактический материал подобран в соответствии с речевыми и возрастными особенностями ребёнка, отличается своей инновацонностью и современностью, что помогало максимально привлечь и распределить внимание ребенка, заинтересовать его, достичь высоких результатов в работе. Речевой материал соответствует целям и задачам занятия. На занятии были использованы практические, наглядные, словесные методы работы. Учитывались следующие дидактические принципы: наглядности обучения, сознательности и активности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, дифференцированного и индивидуального подхода. Все эти принципы были реализованы на занятии.

Активизации умственной деятельности ребенка способствовал выбранный удачный игровой прием, который пронизывает все моменты занятия и делает его единым целым, захватывает чувства, порождает желание справится с припятствиями.

На занятии были использованы предметные картинки, настольно дидактические и интерактивные игры коррекционной направленности, упражнение на развитие звукового анализа слова. Речевой материал был подобран с учетом возможностей ребенка, уровнем его речевого развития, возрастными особенностями. Проводилась работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза, формированию падежных окончаний дательного падежа существительных, обогащению активного словаря прилагательными. Развитию связной речи на материале лексической темы «Одежда», закреплению знаний ребенка о женской и мужской одежде. Особое внимание уделялось развитию основных психических процессов: усидчивости, зрительной памяти, логического и абстрактного мышления.

В ходе занятия учитель-логопед особенно следила за четким проговариванием слов, предложений и связных текстов, тактично и доходчиво поправляла, просила повторить правильно.

На занятии ребенок работал активно, проявлял заинтересованность, ему очень нравился сам процесс он старался дать правильный ответ. Но при проведении упражнения по развитию фонематического слуха девочка испытала затруднение по определению место нахождения звука «Р» в слове «Буратино». Учитель - логопед оказала помощь ребенку. И девочка после объяснения справилась с заданием. Все занятие проходило в теплой атмосфере сотрудничества. Оно было очень насыщенным, проделан большой объем работы, выполненные задания показали, что цели занятия были выполнены Результат был достигнут.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

АНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Данное логопедическое занятие проводилось в индивидуальной форме с учеником 1класса, с логопедическим заключением: несформированность речевых и языковых средств у ребенка с моторной алалией. Тема занятия «Автоматизация звуа [ш] в слогах и словах».

Поставленные учителем - логопедом тема, задачи занятия, подбор речевого материала соответствовали этапу коррекционной работы, возрасту ребенка и перспективному плану. Задачи занятия сформулированы логично и последовательно. занятие логопедический речевой алалия

К началу занятия учитель - логопед подготовила оборудование, наглядный и дидактический материал, который был необходим для реализации поставленных целей. Весь материал и оборудование эстетично оформлено, расположено соответственно этапам занятия.

Занятие составлено методически правильно. Последовательность этапов соответствовала принципам логопедической работы. На первом этапе занятия (организационном) учитель - логопед заинтересовала, расположила на общение и настроила ребенка на работу. Каждые последующие части занятия были направлены на развитие речевых и неречевых функций, продолжительность которых составляла 6 - 7 минут, за исключением этапа №5 (на этом этапе изучаемый звук разбирался тщательно и подробно). Переход от одной части к другой осуществлялся четко и последовательно согласно конспекту занятия. Длительность занятия составила 40 минут, что соответствует продолжительности урока в школе.

Занятие было построено в едином игровом сюжете: задания и игры с персонажем. Занятие соответствовало календарно - тематическому плану учителя - логопеда. Различные виды заданий способствовали подержанию интереса и активизации мыслительной деятельности воспитанника в процессе всего занятия. Логопед использовала их с чередованием разных форм активности. Была своевременная подача и смена наглядности. Инструкции давались четко и требования выполнения заданий соответствовали задачам занятия. Широко использовались приемы для активизации познавательной деятельности, такие как метод сравнения (сравнивали звуки по тактильным ощущениям), использование наглядности (условные обозначения характеристик артикуляционной позы и акустических признаков), логопед всегда использовала наводящие и подсказывающие вопросы и добивалась ответа от ребенка.

На протяжении всего занятия логопед удерживала внимание ребенка и вызывала интерес к работе. Речь логопеда грамотная, четкая, эмоциональная и доступная. В ходе занятия учитель - логопед следила за правильным произношением ребенка. Тактично и спокойно исправляла ученика. Затем просила повторить несколько раз. На протяжении всего занятия прослеживался учет логопедом индивидуальных особенностей ребенка. При видимом волнении и психо-физиологических особенностей ребенка, логопед добилась концентрации внимания с помощью неторопливого темпа ведения занятия и предоставлению паузы для ответа. В конце занятия логопед подвела итог, похвалила ребенка и настроила на дальнейшую работу и самоконтроль.

В результате проведенного занятия, достигнуты поставленные цели. Использованные приемы доказали свою эффективность - ребенок справлялся с заданиями с минимальными ошибками. Учитель - логопед проявил профессионализм и умение создавать «ситуацию успеха» для достижения поставленных педагогических и коррекционных задач.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анализ оборудования и материалов логопедического кабинета, его нормативной документации, предъявляемые требования, содержание. Список детей с логопедическим заключением. Разработка конспекта фронтального, индивидуального занятия и методика их проведения.

    отчет по практике , добавлен 16.01.2014

    Психолого-педагогическая характеристика детей с моторной алалией. Принципы, методы коррекционного воздействия. Экспериментальное изучение детей с моторной алалией. Методика исследования уровня речевого недоразвития. Констатирующий эксперимент, его анализ.

    курсовая работа , добавлен 02.02.2011

    Психолого-педагогическая характеристика ребенка. Перечень рекомендаций родителям детей с ОНР. Анализ фронтального занятия логопеда. Конспект фронтального занятия по подгруппам в группе детей с общим недоразвитием речи (3 уровень) 1 год обучения.

    отчет по практике , добавлен 02.01.2011

    Развитие пассивного и активного словаря в норме, их значение. Особенности развития речи детей с моторной алалией. Характеристика активного и пассивного словаря у детей с моторной алалией. Общие сведения по развитию речи у детей с моторной алалией.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2011

    Режим работы школьного логопедического пункта и расписание логопедических занятий. Основные виды планирования работы учителя-логопеда. Темы, методы, приемы коррекционно-логопедической работы, используемые логопедом при индивидуальной и групповой работе.

    отчет по практике , добавлен 23.07.2015

    Лабораторное занятие как форма организации обучения. Педагогические основы проведения семинарского занятия. Методика проведения лабораторного занятия. Анализ ГОС и учебного плана по специальности Менеджмент и учебной программы по дисциплине "Статистика".

    курсовая работа , добавлен 23.01.2008

    Понятие моторной алалии, ее причины. Значение изобразительной деятельности в развитии дошкольника с общим недоразвитием речи. Коррекционная работа по развитию словаря качественных прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.

    дипломная работа , добавлен 11.08.2016

    Анализ проблем взаимоотношений "учитель-ученик" в образовательном процессе. Критерии результативности взаимодействия преподавателя и учеников-подростков. Оценка взаимосвязи между качествами личности учителя и эффективностью их общения с учеником.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2014

    отчет по практике , добавлен 27.07.2010

    Предмет, цели и задачи логопедии. Рассмотрение специальных принципов логопедического воздействия. Изучение практических, наглядных и словесных методов обучения. Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий для детей с нарушением речи.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники