Основные этапы, особенности формирования и развития Российского государства в IХ-ХVII вв. Open Library - открытая библиотека учебной информации

Предпосылки формирования древнерусского государства возникли в результате влияния комплекса внешних и внутренних, духовных, политических, социально-экономических факторов. Однако, в первую очередь, следует учитывать хозяйственные изменения восточных славян. Избыток продуктов земледелия в одних районах, народных промыслов в других приводил к взаимному обмену и способствовал развитию торговли. Вместе с этим формировались условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки. Таким образом, военно-управленческая деятельность отделялась от производственной.

Среди политических факторов, повлиявших на создание древнерусского государства, следует отметить межплеменные столкновения на фоне осложнения внутриплеменных отношений. Эти факторы способствовали ускорению установления княжеской власти. Возрастала роль дружины и князей - они не только защищали племя от внешних нападений, но и выступали судьями различных споров.

Вместе с этим, межплеменная борьба приводила к объединению нескольких племен вокруг самого сильного. Такие союзы становились племенными княжениями. В результате княжеская власть укреплялась, однако интересы правителя с течением времени сильнее расходились с интересами соплеменников.

Большое влияние на формирование древнерусского государства оказало язычество, развитие духовных представлений славян. С разрастанием военного могущества князя, который приносил племени добычу, защищал от внешних нападений, урегулировал внутренние споры, вырастал и его престиж. Вместе с этим происходило отчуждение князя от остальных общинников.

Князь, славившийся своими военными достижениями, способный решать внутренние вопросы, выполнять сложные все более отдалялся от соплеменников. Общинники же, в свою очередь, наделяли его сверхъестественной силой, видели в нем залог благополучия племени в будущем.

К внешним факторам, повлиявшим на формирование древнерусского государства, следует отнести сильное давление со стороны норманнов и хазар. Желание этих народностей контролировать торговые пути между Югом, Востоком и Западом провоцировало ускорение образования княжеских и дружинных группировок, которые начали участвовать в торговом процессе. Так, например, взимались продукты промыслов (пушнина, в первую очередь) с соплеменников и менялись на серебро и престижные продукты у иноземных купцов, кроме того, продавались иностранцам и захваченные в плен иноплеменники. Таким образом, племенные структуры все более входили в подчинение местной знати, которая все больше изолировалась и обогащалась.

Кроме того, взаимодействие с другими более развитыми странами вносило изменение в общественно-политическую структуру страны. Также влияние на формирование древнерусского государства оказывал и факт существования в низовьях Волги. Это образование обеспечивало защиту от нападения кочевников. В прошлые эпохи набеги на русскую территорию значительно тормозили развитие племен, мешали их труду, возникновению государственного строя.

Таким образом, на первом этапе (с начала 8-го по середину 9-го века) формирование древнерусского государства проходит путем образования межплеменных центров и союзов. В 9 веке возникает система полюдья - сбора дани общинников в пользу князя. Предположительно, в то время она была добровольной и воспринималась соплеменниками как возмещение за управленческие и военные услуги.

На втором этапе на установление оказали большое влияние внешние факторы - вмешательство хазар и норманнов.

По данным финно-угры и славяне в 862 году обратились к Рюрику с предложением царствовать над ними. Приняв предложение, Рюрик сел в Новгороде (согласно некоторым свидетельствам, в Старой Ладоге). Один его брат, Синеус, стал княжить в Белоозере, а второй, Трувор, в Изборске.

Российское государство возникло более тысячи лет назад как славянское государство - Киевская Русь. Это было в IX веке. Его территория простиралась на юге до Чёрного моря, а на севере - до Балтики. Его столица - Киев - мать городов русских - ядро восточнославянского мира, торговых, политических, культурных связей Руси. Киевская Русь, по словам историка Б. А. Рыбакова, - это юность и молодость трёх братских славянских народов - русского, украинского и белорусского, - живших одной семьёй, образуя единую тогда древнерусскую народность.

В IX веке сложились два крупнейших центра формирования русской государственности - Новгород (основан в 859 году) - столица славян, кривичей, части - финно - угорских племён и Киев (основан в 860 г.) - центр полян, северян и вятичей, между которыми шла напряжённая борьба за лидерство в объединении восточнославянских земель. Победил в этой борьбе Север в лице Новгорода и политический центр создания Древнерусского государства был перенесён в Киев.

В вопросе об образовании Древнерусского государства нет единого похода. Здесь существуют две теории: норманнская и антинорманская. Сторонники первой теории, возникшей в XVIII веке, считают, что славяне не способны были создать своё государство. Это якобы им принесли варяги (норманны, пришельцы из Скандинавии), они и создали древнерусское государство.

Крупные дореволюционные историки Карамзин, Соловьёв, Ключевский с доверием относились к этой теории.

Антинорманисты (Шахматов, Костомаров, Иловайский, а также М. В. Ломоносов) считают, что в этой теории о роли варягов больше домыслов, они отрицают это предположение и полагают, что славяне к моменту прихода варягов уже имели государственность. Споры эти продолжаются. Спор и до сих пор идёт и о происхождении слова «Русь». Норманисты считают, что оно северного, варяжского происхождения; антинорманисты считают, что оно славянского присхождения. Историк Рыбаков считает, что « Русь» происходит от славянского племени.

«Рось» или «Русь», жившего по берегам реки Рось - притока Днепра.Сегодня на Западе господствует и теория «неонорманизма», учитывающая роль внутреннихфакторв в создании древнерусского государства и роль варягов.

Историки считают, что варяги, их дружины сыграли роль ускорителя процесса образования древнерусского государства, в объединении восточнославянских земель, в складывании феодальных отношений на Руси. В древнем источнике «Повесть временных лет», написанной монахом Киево - Печерского монастыря Нестором, есть рассказ о призвании Новгородом в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора на княжение, и в качестве наёмной дружины, которые затем захватили власть и использовали её для распространения своего влияния. Причины же образования Древнерусского государства связаны не с личностью того или иного человека, а с объективными процессами, проходившими в экономической и политической эволюции восточных славян.

Объединение славянских племён ускорялось и внешней опасностью, необходимостью обороны от кочевников. С VIII в. - с хазарами, а с конца IX в. с печенегами. Экономическая ситуация IX в., когда формировался путь «из варяг в греки» (из Скандинавии в Византию), требовала единства славян, объединения всей территории вдоль этого пути. Реальное осуществление этого единства выпало на долю новгородского князя, потомка Рюрика Олега, который в 882 г. с дружиной, спустившись по Днепру, захватил Киев, убив княживших там Аскольда и Дира, сделал этот город столицей. Это и считается условной датой образования Древнерусского государства.

Положение Киева на южной оконечности пути «из варяг в греки, да ещё рядом с ответственными на Волгу и Дон, было особенно значительным. «Кто владел Киевом, - писал Ключевский, - тот держал в своих руках ключ от главных ворот русской торговли».

Установив свою власть в Киеве, Олег сумел в короткий срок привести к покорности соседние племена древлян, северян, радимичей, а его приемник - князь Игорь - уличей и тиверцев. Сын Игоря Святослав (наиболее воинственный князь из первых Рюриковичей) воевал против вятичей, покорил Волжскую Болгарию, предпринял ряд удачных походов на Византию. В ходе этих многочисленных походов и войн в основных чертах оформилась территория, подвластная киевскому князю.

В начале XI века Русь объединяла почти все восточнославянские земли и стала крупнейшим государством Европы.

Период княжения Олега (882-912 гг.) - первого правителя Древнерусского государства, овеян противоречивыми легендами, одна из них осталась в народной памяти как эпическая песня о смерти Олега от своего собственного коня, обработанная А.С.Пушкиным в его «Песне о вечном Олеге).

Мощным фактором объединения Руси послужило христианство, принятое князем Владимиром в конце XI века (988г.) из Византии. До середины X века господствующей религией оставалось язычество. Решающим фактором в создании на Руси собственного государства явились реальные внутренние предпосылки. Как писал известный исследователь Киевской Руси Б.Д.Греков «образование государства есть не внезапное происшествие, а процесс, причём процесс длительный. Этот процесс заключается в образовании наиболее сильного экономически и политически класса, который берёт в свои руки власть над массой населения, организует эту массу».

Для глубокого осмысления и понимания сути процесса складывания государства на Руси необходимо обратиться к внутренним фактором её развития - экономическим, социальным, политическим, оказавшим определяющее влияние на формирование древнерусской государственности.

Предпосылки образования Древнерусского государства вызревали в течении веков, с VI по VIII вв. В это время произошли значительные изменения в социально-экономической жизни восточных славян. У них на смену подсечному «огневому» земледелию, связанному с коллективным трудом, пришло пашенное земледелие. Совершенствовались орудия труда (железные сошники, плуги). Следствием земледельческого прогресса было то, что на смену родовым коллективам в 100 человек приходило хозяйство одной крестьянской семьи. Родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, «соседской» общине (верви). Общинников объединяло уже не родство, а общность территории и хозяйственной жизни.

Разложению родового строя способствовали отдельные ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. За счёт внешней торговли обогащалась в первую очередь племенная знать. Опираясь на постоянные военные дружины, племенная знать (князья, воеводы) облагали данью крестьян-общинников.

Так складывались социально-экономические предпосылки образования государства. Значительные изменения произошли и в политической жизни восточных славян. В древности они делились на 150-200 отдельных племён. Однако в VI-VIII вв. явилось 14-15 больших племенных союзов. Упомянутые в Повести временных лет восточнославянские племена - поляне, древляне, дреговичи, славяне ильменские и другие представители собой уже племенные объединения. Во главе таких объединений стояли князья и племенная знать, однако большим влиянием ещё пользовалось народное собрание - вече. Союзы племён - это политическая форма эпохи военной демократии, то-есть того переходного периода, который связывает последние этапы развития первобытнообщинного строя с первыми этапами нового феодального строя.

Древнерусское государство по своей природе являлось раннефеодальной монархией. Во главе государства стол наследственный князь - великий князь киевский, опирающийся на многочисленную и хорошо вооружённую дружину. Киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьёй, адресатом дани. По всем делам управления он советовался с дружиной. Наиболее уважаемые старшие дружинники,составлявшие постоянный совет, «думу» князя, стали именоваться боярами. «Гридни», «отроки» и «детские» младшей дружины выступали в качестве представителей высококняжеской администрации, выполняли отдельные поручения, обслуживали дворцовое хозяйство, были отборной частью войска.

Власть на местах осуществляли княжеские родственники, наместники из старших дружинников. Княжеские даньщики, мечники, вирники и другие администратиные лица разъезжали по всей стране, собирали дань, вершили суд и расправу от имени киевского великого князя.

Ежегодно с наступлением зимы князь с дружиной или по его поручению бояре отправлялись в «полюдье» - собирать дань мехами, мёдом, воском, хлебом и другими продуктами хозяйствами крестьян-общинников. Часть дани предназначалась для продажи в Константинополь, на остальное князь кормил и одевал дружину. Иногда вместо части дани князь предоставлял дружинникам право собирать себе дань с определённой территории.

Важную роль в Киевской Руси продолжали играть народные ополчения. На ряду с дружинниками, «вои» постоянно упоминаются на страницах летописи. Княжеская власть была ограничена элементами сохранения народного самоуправления. Народное собрание - «вече» , активно действовало в IX-XI вв. и позднее.

Вопрос о социально-политическом строе Древнерусского государства является достаточно спорным. Наиболее существенным источником для характеристики социального строя древней Руси является древнейший свод законов - Русская Правда.

Основным населением страны были свободные крестьяне - общинники, «люди», как их называет Русская Правда. Существует и другая точка зрения, согласно которой основным крестьянским населения страны были не раз упоминавшиеся в источниках смерды. Однако Русская Правда, говоря об общинниках, постоянно употребляет термин «люди», а не «смерды». За убийство Людина полагается штраф в размере 40 гривен, а за убийство смерда - всего 5.Видимо смерды были несвободными или полусвободными княжескими данниками, сидевшими на земле и нёсшими повинности в пользу князя.

Значительное место Русская Правда уделяет рабам. Они были известны под разными названиями: челядь, холопы. Главным источником рабства был плен. Холопы были полностью бесправны. За убийство своего холопа господин не отвечал перед судом, а подвергался лишь церковному покаянию. В XIIв. На Руси появляются закупы, разорившиеся общинники, попавшие в долговую зависимость за «купу» (ссуду) от князя или его дружинника. Закуп отличался от раба; он имел право (скорее всего) выкупиться на волю, вернув купу. Мог отправиться на заработки, чтобы выплатить свой долг. Закуп продолжал вести своё, отдельное от господина. Его хозяйство не являлось собственностью господина. Положение закупа, лишённого личной свободы, но не отдельного от средств производства, близко к статусу будущего крепостного крестьянина.

По Русской Правде известны и другие категории зависимости населения: рядовичи, заключившие «ряд» (договор) с господином, изгои-люди, лишившиеся своего социального статуса.

Таким образом, мы видим, что крестьянство времён Киевской Руси было очень многообразно по степени своей свободы или зависимости.

Основным видом хозяйственной деятельности древнерусского крестьянства было земледелие, где культивировались пшеница, овёс, просо, рожь, ячмень и т.д. Хлеба делились на яровые и озимые, появилась трёхпольная система земледелия. Население занималось также скотоводством, охотой, рыболовством и бортничеством.

Древнерусские крестьяне жили общинами. Эту особенность крестьян воспроизвёл Б. А. Рыбаков. «Русские крестьяне X-XII вв., - писал он, - селились небольшими неукреплёнными деревнями и сёлами. Центром нескольких деревень являлся «погост»; более крупное село, в котором и проходил сбор феодальных оброков.

Одним из важнейших событий, связанных с Киевской Русью, с образованием и развитием Древнерусского государства, является складывание восточного славянства в древнерусскую народность. На смену племени - этической категории первобытнообщинного строя - вместе с развитием феодальных отношений на Руси приходит иная, более развитая общность людей - народность. С течением времени в древнерусскую народность слились все племенные и территориальные объединения восточных славян. Политическое единство обусловило усиление языковой общности, развитие языка народности. Наивысшего могущества Киевская Русь достигла при Владимире Мономахе (1113-1125).После его смерти начался выход князей земель из под власти великого князя. Киев утрачивал своё первенствующее положение. Начиналась феодальная раздробленность. Киевская Русь распалась на три десятка самостоятельных княжеств и территорий со своим порядком управления и хозяйственным укладом. Этот период длился с XII по XV века.

С 21 по 23 там идет разные странны!

Государство у восточных славян сложилось в результате социально- экономических, политических и культурных факторов.

Развитие пашенного земледелия приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной верхушки (происходило отделение военно-управленческого труда от труда производительного). Благодаря тому, что отдельная большая семья уже могла обеспечить свое существование, родовая община стала преобразовываться в земледельческую (соседскую). Это создавало условия для имущественного и социального расслоения.

Межплеменная борьба приводила к складыванию племенных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его вождем. Со временем власть князя превратилась в наследственную и все меньше зависела от воли вечевых собраний.

Хазары и норманны стремились взять под свой контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, это ускоряло складывание княжеско- дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Они собирали продукты промыслов со своих соплеменников и, меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников.

На первом этапе образования Древнерусского государства (VII-сер. IX в.) происходило складывание межплеменных союзов и их центров. В IX в. появляется полюдье – объезд князя с дружиной подчиненных территорий для сбора дани.

На втором этапе (2-я пол. IX - сер. X в.) процесс складывания государства ускорился, во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов).. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским.

Третий, этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги . Она установила в середине X в. фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает «погосты».

Третий этап (911-1054 гг.) - расцвет раннефеодальной монархии, обусловленный подъемом производительных сил, успешной борьбой с печенегами, Византией, варягами и развитием феодальных отношений.

Четвертый этап (1054-1093 гг.) – правление Владимира Мономаха, его сына Мстислава Великого - стал началом распада государства. Одновременно происходит рост производительных сил. Боярство, было тогда прогрессивным элементом господствующего класса

Пятый этап (1093-1132 гг.) характеризуется новым усиление феодальной монархии, т.к. князья, в связи с натиском половцев, стремились объединить Киевскую Русь, что в конечном итоге им удалось, однако после победы над половцами необходимость в едином государстве отпала.

Таким образом, государство у восточных славян формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов. Одной из особенностей Древнерусского государства было то, что с самого начала оно являлось многонациональным по своему составу. Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества. .

2. Политические партии России начала XX века:генезис, классификация, программы, тактика.

1) Государство у восточных славян сложилось в результате социально- экономических, политических и культурных факторов. Развитие пашенного земледелия приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной верхушки (происходило отделение военно-управленческого труда от труда производительного). Благодаря тому, что отдельная большая семья уже могла обеспечить свое существование, родовая община стала преобразовываться в земледельческую (соседскую). Это создавало условия для имущественного и социального расслоения.

Межплеменная борьба приводила к складыванию племенных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его вождем. Со временем власть князя превратилась в наследственную и все меньше зависела от воли вечевых собраний.

Хазары и норманны стремились взять под свой контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, это ускоряло складывание княжеско- дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Они собирали продукты промыслов со своих соплеменников и, меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников.

На первом этапе образования Древнерусского государства (VII-сер. IX в.) происходило складывание межплеменных союзов и их центров. В IX в. появляется полюдье – объезд князя с дружиной подчиненных территорий для сбора дани.

На втором этапе (2-я пол. IX - сер. X в.) процесс складывания государства ускорился, во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов).. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским.

Третий, этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги . Она установила в середине X в. фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает «погосты».

Третий этап (911-1054 гг.) - расцвет раннефеодальной монархии, обусловленный подъемом производительных сил, успешной борьбой с печенегами, Византией, варягами и развитием феодальных отношений.

Четвертый этап (1054-1093 гг.) – правление Владимира Мономаха, его сына Мстислава Великого - стал началом распада государства. Одновременно происходит рост производительных сил. Боярство, было тогда прогрессивным элементом господствующего класса



Пятый этап (1093-1132 гг.) характеризуется новым усиление феодальной монархии, т.к. князья, в связи с натиском половцев, стремились объединить Киевскую Русь, что в конечном итоге им удалось, однако после победы над половцами необходимость в едином государстве отпала.

Таким образом, государство у восточных славян формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов. Одной из особенностей Древнерусского государства было то, что с самого начала оно являлось многонациональным по своему составу. Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества. .

Конец XIX - начало XX в. - период формирования в России политических партий. Все возникшие в тот период партии можно подразделить на три группы: радикальные (социалистической ориентации), либеральные и консервативные (монархические). В отдельную группу можно выделить партии, возникшие в национальных районах империи, выражающие стремление народов этих регионов к национальному возрождению или самоопределению.
Крупнейшей революционной партией России была партия социалистов-революционеров (эсеров). Она была продолжателем народнических организаций «Земля и воля» и «Народная воля». Партия образовалась в 1901 г., о чем было официально объявлено в 1902 г. Лидером партии был В. М. Чернов. Партия делала ставку на крестьянство как носителя социалистической (общинной) идеи, а также на весь трудовой народ, включая в это понятие рабочих и интеллигенцию. Подобно народникам, эсеры признавали индивидуальный террор в качестве эффективного средства политической борьбы. Боевая организация партии эсеров, которую последовательно возглавляли Г. Гершуни, Е. Азеф, Б. Савинков, осуществила громкие политические убийства высокопоставленных царских чиновников, среди которых были министр внутренних дел Плеве, губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович и др.
Из марксистских кружков и союзов, существовавших в 80-90-е годы XIX в., в 1898 г. возникла Российская социал-демократическая рабочая партия. О ее создании было заявлено в 1898 г. на учредительном съезде, который проходил нелегально в Минске. В 1903 г. на II съезде этой партии, где были приняты ее устав и программа, произошел раскол партии на два течения: радикальное большевистское и более умеренное - меньшевистское. Лидером большевиков стал В. И. Ульянов (Ленин), меньшевиков - Ю. О. Мартов. Большевики являлись сторонниками пролетарской революции во всемирном масштабе и установления «диктатуры пролетариата». Меньшевики считали, что в России еще не созрели условия для социалистической революции. Они выступали за сохранение парламентаризма, демократии и политических свобод.
С 1903 по 1917 г. партия состояла из указанных конкурирующих группировок, которые то сближались, то расходились. Ленин считал, что окончательный раскол произошел в 1912 г. на Пражской партийной конференции. Однако единая программа, устав и название партии сохранялись до 1917 г. Лишь в 1917 г., после принятия ленинских «Апрельских тезисов», возникли две действительно самостоятельные партии: большевиков - РСДРП(б) и меньшевиков (РСДРП). В годы Первой мировой войны в составе меньшевиков выделялись оборонцы, интернационалисты и межрайонцы.
После издания Манифеста 17 октября 1905 г. активизировался процесс создания либеральных и монархических партий.
Одной из крупнейших политических партий России была партия Конституционных демократов (кадетов); официальное название - «Партия народной свободы», существовала с октября 1905 по ноябрь 1917 г. Кадеты представляли левое крыло в российском либерализме. Они вели свою родословную от земского либерального движения и «Союза освобождения», созданного в 1903 г. Лидером партии был профессор П. Н. Милюков. Политической целью партии было установление в России конституционной монархии и введение основных демократических свобод. Депутаты от кадетской партии играли важную роль в деятельности Государственной думы всех четырех созывов, ее представители входили во все четыре состава Временного правительства.
Правое крыло российского либерализма представлял «Союз 17 октября». Он являлся выразителем интересов крупных предпринимателей, либерально настроенных помещиков и части чиновников. Главной своей задачей эта партия считала содействие правительству, если оно пойдет по пути реформ. Так же как и кадеты, октябристы считали идеальной для России формой правления конституционную монархию. Лидер партии - крупный промышленник А. И. Гучков.
Крупнейшей в России партией консервативно-охранительного, националистического направления был «Союз русского народа». Ее организации начали возникать в октябре 1905 г. Устав был утвержден в 1906 г., в нем важнейшей задачей называлось привлечение широких слоев общественности для защиты самодержавия и борьбы с революционным движением. Важнейшими программными лозунгами были: самодержавие, православие и народность. Лидер партии - А. И. Дубровин. В 1908 г. один из лидеров партии В. М. Пуришкевич создал еще одну организацию право- монархического толка под названием «Союз Михаила Архангела».
Всего к 1906 г. в стране насчитывалось около 50 партий. Партии подразделялись на общероссийские, региональные и национальные, различавшиеся по политическим направлениям. Многочисленность российских партий объяснялась пестротой социальной и национальной структуры российского общества.

1. Формирование древнерусской государственности (Киевская Русь).

Геополитическое пространство Древней Руси находилось на стыке восточного и западного миров. Поэтому формирование рус­ского этноса происходило под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов.

Прародителями русского этноса являются восточные славяне – анты (поляне). В VII в. восточные славяне объединились в племенные союзы, на­звания которых свидетельствуют о привязке к определенной местнос­ти: поляне (юг, район Киева), северяне (Новгород Северский, Северский Донец), кривич и - полочане (р. Западная Двина, Полот a), дреговичи (от «дрегва» бо­лото, Беларусь), радимичи (р. Сож, р. Десна), вятичи (р. Ока, Подмос­ковье) и т. д. Каждый из этих союзов имел свои княжения. Князьями на данной ступени общественного развития назывались племенные вожди.

В VIII–IX вв. в Восточно-Европейской равнине идет интен­сивное развитие экономики. Пашенное земледелие вытесняет под­сечное, выделяются ремесла, завязываются тесные торговые связи с Византией, Востоком и Западной Европой. В торговле с Востоком большое значение имеют контакты с хазарами, которые открывают славянам безопасный путь в Азию.

Развитие торговли предполагает относительно раннее суще­ствование у восточных славян городов. Летописи не приводят вре­мени их появления. Древнейшие города – Новгород, Полоцк, Рос­тов, Смоленск, Киев. Все эти города расположены на речных, торго­вых путях. В скандинавских сагах IX в. Древняя Русь называлась страной городов.

В начале IX в. идет постепенный процесс складывания госу­дарственности. Историки отмечают существование в 30-х гг. IX в. двух очагов государственности. Первый формируется в Поднепровье на землях полян и их соседей. Центром этого государства был Киев.

Второе государство складывается на Севере – Северное княжество с центром в Ладоге, затем – Новгороде. Первые летописные сведения связаны с появлением здесь в 862 г. варяжского правителя Рюрика. «Повесть временных лет» сообщает, что граждане Северного княжества, чтобы защитить себя от набе­гов иноземцев и преодолеть внутренние распри, призвали варягов.

В соответствии с «Повестью временных лет» - представитель племени русов с семьей и дружиной был приглашен для правления в уже существующем славянском государстве. Способ призвания князя с дружиной был широко распространен в Европе в раннее Средневековье. Само по себе призвание иноземного князя не меняло славянской природы существующего общества.

Древнерусская народность складывалась на основе широ­кого взаимодействия нескольких субэтнических компонентов. Она образуется как этническая общность на базе соединения трех хозяй­ственно-технологических регионов – земледельческого, скотоводческого и промыслового, следовательно, и трех образов жизни – оседлого, кочевого, бродячего, в смешении нескольких этнических потоков: славянского, балтийского, с заметным влиянием тюркского. Значительную роль в формировании того или иного этноса играет духовная культура. Важнейшими компонентами этой культуры являются язык и религия. Язык Древней Руси имел славянское происхождение, хотя и он испытывал влияние языков других народов. Славянские истоки доминируют и в древнерусской религии. Ре­лигиозные верования и культовые обряды Древней Руси принято на­зывать язычеством. Язычество – это ранняя форма религиозного ос­воения мира. Языческие религии представляют собой политеизм – многобожие.

Следующий этап в развитии русского этноса и государства в отече­ственной историографии принято называть Киевской Русью, фор­мирование которой началось с конца IX– начала Х в.

Киевская Русь, как политическое объединение, начинает складываться в ходе экспансии варягов из Новгорода на юг сразу же после прихода на княжение Рюрика с дружиной. В 882 г . дружинники Рюрика Аскольд и Дир освободили полян от уплаты дани хазарам и остались править Киевом. Князь Олег (882–912) хитростью выманил Аскольда и Дира из города, убил их, а затем объединил Новгородское и Киевское княжества, сделав Киев столицей нового государства. Объединение Южной и Северной Руси в конце IX в. – отправная точка образования Киевской Руси как нового этапа древнерусского государства. Деятельность киевских князей будет направлена на расширение территории Киевского княжества. Олег покорил древлян и обложил данью северян и радимичей. Князю Игорю (912–945) придется вновь присоединять древлян и усмирять угличей. Жена Игоря Ольга (945–964) силой оружия, а также дипломатией существенно укрепила древнерусскую государственность. Их сын Святослав (964–972) присоединил вятичей и завоевывал Дунайскую Болгарию.

Завершается формирование Киевской Руси в качестве политического и культурного центра при Владимире I Святославовиче (980–1015) объединением восточных славян и принятием христианства.

Важнейшей вехой на пути становления русского этноса является принятие христианства в форме православия в качестве государственной религии Киевской Руси. Конкретным актом при­нятия православия явилось знаменитое крещение на Днепре населения города Киева князем Владимиром в 988 г . Распространение христианства на Руси началось задолго до крещения на Днепре и продолжалось еще в течение полутора веков.

Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной – и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с Византией. Дружба с Византией не только открывала дорогу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных коче­вых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим северным соседом.

И еще один момент сыграл значение при выборе православия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг – на этом же языке. Православие не связывало себя языковыми канонами. К тому же в этот период православие утверждалось в славянской Болгарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языковом отношении были родственны населению Киевской Руси. Через болгарские богослужебные книги и болгарских священнослужителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества.

Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина христианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно православие? Ответ на эти вопросы следует искать как в личности князя Владимира, так и в анализе социально-политических и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси.

Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он осознавал, что языческий политеизм не соответствует политическим и духовным потребностям государства. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с княжеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распространения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу противостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.

Важную роль в христианизации Руси сыграли монастыри, появившиеся на ее территории в середине XI в. В них готовились кадры священнослужителей, происходило осмысление вероучения, формировались духовно-нравственные основы новой обрядности, христианского быта и т.д. Монастыри играли существенную роль в распространении грамоты, являлись хранителями и передатчиками культурного наследия. Из монастырей осуществлялась миссионерская деятельность по всем городам и сельской местности древнерусского государства. К середине XIII в. на Руси функционировало около 80 монастырей.

Принятие христианства имело огромное значение для всего русского общества. Христианство создало широкую основу для объединения всех народов этого общества, оно постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Принятие христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия.

На основе христианизации происходит становление нового типа государственности в Киевской Руси, которая в значительной мере приобретает византийскую форму. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI в. начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные де­ла. К концу XII в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводится церкви в международ­ных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.

В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства в православном варианте имело свои негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира.

Перейти на... Новостной форум Обсуждение проблем подготовки Вопросы к сдаче Модуля I Литература 1. Место дисциплины в системе социально-гуманитарных знаний. Социальные функции исторической науки. 2. Проблема периодизации человеческой истории. Периодизация истории Беларуси 3. Сотрудничество академической и вузовской исторической науки. Гродненская историческая школа. Литература 1. Доиндоевропейский период этнической истории Беларуси. Расселение индоевропейцев 2. Славянизация балтов 3. Консолидация белорусского этнаса 4. Происхождение термина "Белая Русь" Происхождение термина Белая Русь Литература 1. Эволюция взглядов на проблему формирования нации. Определение этнической территории белорусов 2. Экономические основания формирования белорусской нации 3. Оформление белорусской национальной идеи Трещенок Я.И. Две белорусские национальные идеи (католический национал-сепаратизм Формирование белорусской нации (презентация лекции) Литература 1. Советский период развития белорусской нации 2. Национально-государственное строительство в БССР (1921-1927 гг.) 3. Национально-освободительное двиение в Западной Беларуси 4. Развитие белорусского народа в усовиях посвлевоенного времени. Укрепление государственного суверенитета Республики Беларуси Первая мировая война (баталии) Версальско-Вашингтонская система (ребус) Версальско-Вашингтонская система (росстановка сил, положения) Литература 2. Феодальная раздроленность - закономерный исторический процесс развития Европы 3. Первые раннефеодалные государства на территории Беларуси Ефросиния Полоцкая Первые раннефеодальные государства на территории Беларуси Киевская Русь Литература 1. Причины и концепции образования ВКЛ 2. Процесс образования Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского 3. Политическая и правовая система ВКЛ 4. Люблинская уния. Место ВКЛ в политической системе Речи Посполитой Вяликия князи ВКЛ Образование ВКЛ Причины и концепции образования ВКЛ Политическая и правовая система ВКЛ Литература 1. Политика Российской империи на белорусских землях в к. XVIII - пер. пол. XIX вв. 2. Общественно-политическое движение в Беларуси в пер. пол. XIX в. 3. Восстание 1863 г. в Беларуси и его социально-политические итоги 4. Общественно-политическое движение в Беларуси в 70-90 гг. XIX в. 5. Буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг. и её последствия 6. Беларусь в период Февральской революции (белорусское национальное движение накануне октябрьских событий 1917 г.)) Жизнь и деятельность К.С. Калиновского Владимир Ильич Ульянов (Ленин) Государственный Совет Российской империи Литература 1. Октябрьская революция. Установление советской власти в Беларуси 2. Установление тоталитаризма в БССР. Массовые репрессии 3. Национально-освободительное движение в Западной Беларуси 4. Политическая ситуация в первое послевоенное десятилетие 5. Общественно-политическая и социальная жизнь в БССР во вт. пол. 50-х - пер. пол. 80-х гг. 6. Политические реформы и государственное строительство в Республике Беларусь Октябрьская революция 1917 г. Михаил Сергеевич Горбачев Литература 1. Хозяственная деятельность человека на территории Беларуси в первобытную эпоху (100-40 тыс. лет до н.э. - V в. н.э.) 2. Становление раннефеодальной экономики на территории Беларуси (VI - VIII вв.) 3. Социально-экономические отношения в ВКЛ в XIV - пер. пол. XVI вв. 4. Социально-экономическое положение Беларуси в составе Речи Посполитой Древние общества на территории Беларуси Литература 1. Введение христианства. Культура на белорусских землях в IX - XIII вв. 2. Культура Беларуси в эпоху Возрождения (XIV - XVI вв.) 3. Реформация и контреформация в ВКЛ. Брестская церковная уния 4. Развитие белорусской культуры в эпоху Просвещения (XVII - XVIII вв.) Замковое строительство в Речи Посполитой Белорусская деревянная резьба (видео) Белорусский портрет (видео) Иконопись XVIII в. (видео) Кальвинский сбор (видео) Слуцкие пояса (видео) Сынковичская церковь (видео) Лидский замок (видео) Крест Ефросинии Полоцкой (видео) Мирский замок (видео) Новогрудский замок (видео) Дворцовый комплекс г.п. Ружаны (видео) Замки ВКЛ Искусство Беларуси в 15-16 вв. Архитектура Беларуси 14-16 вв. Франциск Скорина Гродно: город королевских замков Жан Эммануил Жилибер Николай Радзивил Черный Василий Тяпинский Николай Гусовский Сымон Будный Франциск Скорина Культура Беларуси в 16 - перв.пол. 17 вв. Брестская церковная уния Литература 1. Социально-экономическое значение присоединения белорусских земель к Российской империи 2. Особенности социально-экономического развития Беларуси в перв. пол. XIX в. 3. Реформы 60-70 гг. XIX в. в Российской империи и особенности их проведения на белорусских землях 4. Социально-экономические преобразования в Беларуси в нач. ХХ в. Марк Шагал Франтишек Богушевич Жировичи (видео) Костел Вознесения Девы Марии г. Будслав (видео) Церковь Рождества Богородицы (видео) Петропавловская церковь г.Минск (видео) Литература 1. Сущность и содержание НЭПа в БССР 2. Культура БССР в 20-е гг. XX в. 3. Индустриализация в БССР 4. Коллективизация сельского хозяйства в БССР 5. Социально-экономическое положение в Западной Беларуси 6. Социально-экономическое и культурное развитие БССР в 1946 - 1985 гг. Троицкий костел г.п.Глубокое (видео) Костел Вознесения Девы Марии (видео) Костел обретения св. Креста г.Гродно (видео) Костел св.Андрея г.Слоним Костел Сердца Иисуса г.п.Глубокое (видео) Чернобыльская катастрофа Литература 1. Развитие социально-экономической сферы в сер. 80-х - 90-х гг. ХХ в. 2. Особенности белорусской модели социально-экономического развития 3. Изменения в духовной и культурной жизни белорусского народа Автовокзал "Восточный" - г.Минск (видео) Здание Национальной библиотеки Благовещенская церковь г.Витебск (видео) Коложская церковь г.Гродно (видео) Комаровский рынок (видео) Костел св.Франциска Ксаверия г.Гродно (видео) Площадь Победы (видео) Проспект Независимости г.Минск (видео) Дом Правительства г. Минск (видео) Библиотека им. Ленина г.Минск (видео) Драматический театр г.Гродно (видео) Железнодорожный вокзал г.Минск (видео) Железнодорожный вокзал г.Минск (видео) Кафедральный собор г.Минск (видео) Беловежская пуща Литература 1. Белорусские земли в составе ВКЛ в XIV - перв. пол. XV вв. 2. Политическое положение Беларуси в перв. пол. XVI в. 3. Войны на территории Беларуси в перв. пол. ХVII в. 4. Политический кризис Речи Посполитой в XVIII и ее разделы 5. Война 1812 г. на территории Беларуси 6. Беларусь в годы Первой мировой войны. Советско-польская война 1919-1920 гг. Беларусь в годы Первой мировой войны Напалеон! Буонапарт Советско-польская война 1918-1921 гг. Разделы Речи Посполитой Война 1812 г. Литература 1. Начало Второй мировой войны. Воссоединение западной Беларуси с БССР 2. Беларусь в начальный период Великой Отечественной войны 3. Оккупационный режим на территории Беларуси 4. Антифашистская борьба белорусского народа 5. Освобождение Беларуси от немецко-фашистских захватчиков 6. Решающий вклад советского народа в разгром нацистской Германии и милитаристской Японии Минай Шмырев Николай Францевич Гастелло Адольф Гитлер Ужасы концлагерей Рокоссовский Константин Константинович Василий Корж План \Брабаросса\ Александр Михайлович Василевский Великая Отечственная война Хатынь Литература 1. Участие БССР в основании и деятельности ООН 2. Причины и истоки "холодной войны". Вклад БССР в безопасность народов 3. Распад СССР и образование Содружества Независимых государств. Процесс создания Союза Беларуси и России 4. Республика Беларусь в международном сообществе Организация Объединенных Наций:история создания, современное положение Железный занавес сталин Уинстон Черчиль Леонид Ильич Брежнев Хрущёв Рузвельт Кравчук Станислав Шушкевич НАТО Содружество Независимых Государств План Маршалла Киевская Русь в 9 в. Восточная Европа в 11 в. Древнерусские княжества в 12-13 вв. Древнерусские княжества в середине 15 в. ВКЛ в 13-15 вв. Рост ВКЛ в 13-15 вв. ВКЛ в 14-15 вв. Вхождение/присоединение земель в/к ВКЛ (до 1462 г.) Речь Посполитая в 17 в. Речь посполитая в 1773-1785 гг. Карта Республики Беларусь Карта Гродненской области Карта Брестской области Карта Могилевской области Карта Гомельской области Карта Витебской области Ганчар, А.И. Римско-католический костел в Беларуси (1864-1905 гг.). - Гродно, 2008 Трещенок Я.И. История Беларуси. Ч. 1. Досоветский период Часть 1-1 Часть1-2 Часть1-3 Вучэбна-метадычны дапаможнік па курсу ГБ (каф. грам. навук) Великая Отечественная война советского народа (курс лекций) Экономическая история: краткий словарь экономических терминов (каф. общ. наук) Трещенок Я.И. История Беларуси. Ч.2. ПОЛОЖЕНИЕ О КУРСОВЫХ ЭКЗАМЕНАХ И ЗАЧЕТАХ Положение о мудульной системе обучения в ГГАУ, 2009 г. Тематический план по дисциплине "История Беларуси" Литература по дисциплине “История Беларуси” Формы “отработки” практических занятий


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники