Основные отрасли современной психологии. Отрасли современной психологии

Последнее обновление: 29/10/2017

Существует целый ряд самостоятельных отраслей (разделов) психологии, которые рассматривают вопросы и проблемы психологии со своей уникальной точки зрения. Узнайте больше о самых основных и актуальных из них.

Несмотря на то, что как каждая отрасль психологии имеет свой собственный взгляд на психологические проблемы, всё же преследуют все они одну общую целью, а именно: изучение и объяснение человеческого мышления и поведения.

Аномальная психология - это отрасль психологии, изучающая психопатологию и аномальное поведение. Данная область ориентирована на изучение широкого спектра психических расстройств, включая депрессию, одержимость, сексуальные отклонения и многое другое. Клинические психологи и психотерапевты часто работают непосредственно в этой области.

Поведенческая психология, также известная как бихевиоризм, - есть теория обучения, основанная на идее, что все типы поведения приобретаются через так называемое кондиционирование (прим.: кондиционирование - развитие новых поведенческих навыков путём модификации ассоциаций стимул/отклик). Хотя эта отрасль психологии и доминировала в первой половине ХХ века, в 1950-х годах она всё же стала менее заметной. Тем не менее, методы поведенческой психологии сегодня остаются главной опорой в терапии, образовании и многих других областях.

Отрасль психологии, ориентированная на изучение того, как мозг влияет на поведение, часто называют . Впрочем, она имеет и другие названия: «физиологическая психология», «поведенческая неврология» и «психобиология».

- это отрасль психологии, которая сосредотачивается на изучении внутренних состояний, таких как мотивация, решение проблем, внимание, принятие решений и мышление. Эта область психологии продолжает непрерывно развиваться с момента своего возникновения (1960 год).

- это отрасль психологии, связанная с изучением поведения животных. Идея заключается в том, что исследование поведения животных может привести к более глубокому и широкому пониманию человеческой психологии.

Кросс-культурная психология - это отрасль психологии, которая изучает, как культурные факторы влияют на поведение человека. Международная ассоциация кросс-культурной психологии (IACCP) была основана в 1972 году, и данная отрасль психологии продолжает расти и развиваться с того времени. Всё большее число психологов сегодня заинтересовано в изучении того, как различаются поведения людей во всём мире в зависимости от их принадлежности к той или иной культуре.

Психология развития, как отрасль психологии, призвана изучать особенности развития человека в течение всего его жизненного цикла, от стадии детства до стадии зрелости. Научное исследование человеческого развития стремится понять и объяснить, как и почему поведение людей меняется на протяжении всей жизни. Это касается всех аспектов человеческого развития, в том числе физического, эмоционального, интеллектуального, социального, перцепционного и личностного. Эта область психологии изучает огромный спектр тем, начиная от внутриутробного развития и заканчивая болезнью Альцгеймера.

Педагогическая психология является отраслью психологии, касающейся школ, психологии преподавания, вопросов образования и студенческих проблем. Психологи данной отрасли часто изучают, как студенты взаимодействуют непосредственно с учащимися, родителями, учителями, должностными лицами и что может способствовать улучшению их успеваемости.

Экспериментальная психология - это отрасль психологии, которая для исследования мозга и поведения использует научные методы. Многие из этих методов также используются и в других областях психологии в целях исследования широкого спектра вопросов, начиная от вопросов детского развития и заканчивая так называемыми социальными вопросами.

Судебная психология является отраслью, которая занимается вопросами, связанными с психологией и законом. Судебные психологи выполняют широкий спектр обязанностей, включая дачу показаний в судебных делах, выявление случаев жестокого обращения с детьми, подготовку детей к даче показаний, а также определение вменяемости подозреваемых в совершении преступлений.

Психология здоровья является отраслью, посвящённой изучению того, как биология, психология, поведение и социальные факторы влияют на здоровье человека и его болезни. Иногда наравне с термином « » используются также термины «медицинская психология» и «поведенческая медицина». Данная область преследует цель исследования мер по укреплению здоровья человека, а также профилактике и лечению болезней и недугов.

Эта отрасль психологии ориентирована на изучение способности мышления, а также чувств и поведения, делающих человека отличным от других представителей животного мира. Некоторые из самых известных теорий в психологии возникли именно в этой области, включая теорию психоанализа Фрейда и теорию психосоциального развития Эриксона.

Социальная психология преследует цель понять и объяснить социальное поведение и рассматривает такие темы, как поведение человека в группе, социальное взаимодействие, лидерство, невербальное общение и влияние общества на человека при принятии им решений.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

Современная психология - это весьма разветвленная наука, имеющая множество отраслей. Отрасли психологии представляют собой относительно самостоятельные направления научных психологических исследований. При этом вследствие бурного развития психологической науки каждые 4-5 лет появляются все новые направления.

Возникновение отраслей психологии обусловлено, во-первых, широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности, во-вторых, появлением новых психологических знаний. Одни отрасли психологии отличаются от других прежде всего тем комплексом проблем и задач, которые решает то или иное научное направление. Вместе с тем все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные).

Фундаментальные (их еще называют базовыми) отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений, в том числе поведения людей независимо от того, какой деятельностью они занимаются. Фундаментальные знания необходимы всем, кто занимается проблемами психологии и поведения людей. Фундаментальные знания - это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической науки, но и служит основой для их развития. Поэтому фундаментальные знания, как правило, обозначают единым термином «общая психология».

Прикладными называются отрасли науки, достижения которых используются на практике. В большинстве случаев прикладные отрасли психологической науки решают конкретные задачи в рамках своего направления. Однако в некоторых случаях достижения или научные открытия прикладных отраслей могут носить фундаментальный характер, что определяет необходимость использования вновь полученного знания во всех отраслях и направлениях.

Следует также подчеркнуть, что в большинстве случаев прикладные отрасли психологии не являются изолированными друг от друга. Чаще всего в конкретной отрасли используются знания или методология других отраслей. Например, космическая психология - отрасль психологической науки, занимающаяся проблемами психологического обеспечения деятельности человека в космосе, включает в себя инженерную психологию, медицинскую психологию, педагогическую психологию и др. Следовательно, прикладные области психологии по степени их обобщения могут быть условно разделены на синтетические (объединяющие в себе знания других областей) и первичные (являющиеся относительно узким и конкретным направлением прикладной отрасли). Например, медицинская психология включает в себя общую медицинскую психологию, клиническую психологию, патопсихологию, психогигиену и психопрофилактику, психотерапию и психокоррекцию и др. Аналогично в инженерной психологии можно выделить следующие разделы: эргономика, психология труда, менеджмент и др.

Рассмотрим некоторые отрасли психологической науки более подробно.

Общая психология - отрасль психологической науки, объединяющая в себе фундаментальные психологические знания и решающая задачи по исследованию индивида - конкретного представителя Homo sapiens. Она объединяет в себе теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй. Основными понятиями общей психологии являются психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональные), психические свойства (темперамент, характер, способности, направленность) и психические состояния (рис. 2.1).

Разделение понятий общей психологии на группы весьма условно. Понятие «психический процесс» подчеркивает процессуальный характер изучаемого психического явления. Понятие «психическое состояние» характеризует статический момент, относительное постоянство психического явления. Понятие «психическое свойство» отражает устойчивость исследуемого явления, его повторяемость и закрепленность в структуре личности.

Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отросли психологической науки связано с именем С. Л. Рубинштейна, который систематизировал психологические знания и предложил методологию исследования психических явлений.

На базе основных понятий общей психологии формируются понятия других отраслей психологической науки. Одной из наиболее известных наук, имеющих большое практическое значение, является педагогическая психология - отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. Педагогическая психология исследует вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно-значимых качеств личности, а также условия, обеспечивающие оптимальный эффект обучения. Не менее значимыми для педагогической психологии являются вопросы учета индивидуальных особенностей обучаемого при построении учебного процесса и взаимоотношений ученика и учителя, а также взаимоотношений внутри учебного коллектива Как самостоятельная отрасль психологической науки педагогическая психология зародилась во второй половине XIX в., что было обусловлено проникновением в психологию идей развития. Эволюция педагогической психологии в значительной мере определялась господствующими психологическими концепциями. Так, в конце XIX в. большую роль в развитии педагогической психологии сыграла интроспективная психология. Позднее ее развитие определялось бихевиористским направлением, которое предлагало в воспитании ориентироваться на жесткую «модификацию поведения». В основе современной отечественной педагогической психологии лежит фундаментальное положение о том, что сущностью индивидуального психического развития человека является усвоение им общественно-исторического опыта, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры. В то же время это усвоение осуществляется посредством активной деятельности человека, средства и способы которой актуализируются в общении с другими людьми. По сферам применения педагогическую психологию можно разделить на психологию дошкольного воспитания, психологию обучения и воспитания в школьном возрасте с разделением на младший, средний и старший школьный возрасты, психологию профессионального обучения и психологию высшей школы.

Очень близка к педагогической психологии следующая отрасль психологической науки - возрастная психология, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза (процесса формирования индивидуального организма, в том числе психических функций) человека на протяжении от рождения до старости. Так же как и педагогическая психология, возрастная психология оформилась в качестве самостоятельной отрасли психологической науки в конце XIX в. Возникнув как детская психология, возрастная психология в процессе своего развития стала решать задачи целостного анализа онтогенетических процессов. В настоящее время основными разделами возрастной психологии являются: психология детства, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология. Возрастная психология изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. Кроме этого, для возрастной психологии большое значение имеют дифференциально-психологические различия, к которым относятся половозрастные и типологические свойства, поэтому очень часто исследования в возрастной психологии осуществляются с использованием приемов дифференциальной психологии.

Дифференциальная психология - отрасль психологической науки, изучающая различия как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий. Предпосылкой возникновения дифференциальной психологии явилось внедрение в психологию эксперимента, а также генетических и математических методов. Начало данной отрасли психологии положил Ф. Галь-тон, создавший ряд приемов и приборов для изучения индивидуальных различий, в том числе их статистического анализа. Термин «дифференциальная психология» был предложен в 1900 г. В. Штерном. Основными методами дифференциальной психологии стали тесты. Первоначально это были индивидуальные тесты, затем появились групповые, а позднее и проективные тесты.

Поскольку и педагогическая, и возрастная, и дифференциальная психология оперируют понятием «группа», в тесной связи с ними находится социальная психология, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в группы, а также психологические характеристики самих групп. Длительное время социально-психологические взгляды разрабатывались в рамках философии и лишь к концу XIX в. появились первые самостоятельные социально-психологические концепции, такие как «психология народов» (М. Ла-зарус, X. Штейнгаль, В. Вундт), «психология масс» (С. Сигле, Г. Лебон), теория «инстинктов социального поведения» (У. Мак-Дугалл).

Возникновение социальной психологии как самостоятельной дисциплины относится к 1908 г., когда одновременно появились работы английского психолога У. Мак-Дугалла и американского социолога Э. Росса, в названиях которых содержался термин «социальная психология». Современная социальная психология как самостоятельная наука включает в себя следующие основные разделы: закономерности общения и взаимодействия людей (в частности, роль общения в системе общественных и межличностных отношений); психологические характеристики социальных групп, как больших (классов, наций), так и малых (где изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство и др.); психология личности (сюда относятся проблемы социальной установки, социализации и др.).

В свою очередь, с социальной психологией очень тесно связаны политическая психология и психология искусства, так как в той или иной мере они рассматривают явления не только индивидуального, но и социального плана. Политическая психология - это отрасль психологии, изучающая психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т. п. Эти психологические феномены формируются и проявляются на уровне политического сознания наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реализуются в их конкретных политических действиях.

Психология искусства - отрасль психологической науки, предметами которой являются свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность отдельной личности и общества в целом.

Все рассмотренные прикладные отрасли психологической науки в той или иной степени связаны с образованием, воспитанием и в целом с развитием человека и человеческого общества. Но существуют и отрасли психологии, которые занимаются решением других задач. Одна из таких отраслей - медицинская психология, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. В область исследований медицинской психологии входит широкий спектр вопросов, связанных с возникновением, развитием и течением болезни, влиянием тех или иных болезней на психику человека и, наоборот, влиянием психики на болезнь. Поэтому среди важнейших проблем медицинской психологии - взаимодействие психических и соматических процессов, закономерности формирования представления о своем заболевании у больного, изучение динамики осознания своего состояния у больного, использование компенсаторных и защитных механизмов личности в терапевтических целях, изучение психологического воздействия лечебных методов и средств и др.

Медицинская психология включает ряд разделов, некоторые из которых уже названы. Наиболее общими из них являются: клиническая психология, включающая патопсихологию, нейропсихологию, соматопсихологию; общая медицинская психология; психопрофилактика и психогигиена; психотерапия и психокоррекция и др.

Не менее значимой для решения практических задач экономического развития общества и технического прогресса является инженерная психология - отрасль психологии, исследующая процессы и средства взаимодействия между человеком и машиной. Инженерная психология возникла как самостоятельная наука под влиянием научно-технической революции, преобразовавшей психологическую структуру производственных процессов. Ускорение технического развития, наблюдавшееся во второй половине XIX и в первой половине XX в., поставило вопрос о необходимости изучения психических возможностей человека в производственном процессе и определения средств и способов его взаимодействия с техникой. Основными проблемами, решаемыми инженерной психологией, являются: анализ задач человека в системах управления, распределение функций между человеком и автоматическими устройствами; исследование совместной деятельности операторов, процессов общения и информационного взаимодействия между ними; анализ психологической структуры деятельности операторов; исследование факторов, влияющих на эффективность, качество и надежность деятельности операторов: исследование процессов приема человеком информации; анализ процессов переработки информации человеком, ее хранения и принятия решения; разработка методов психодиагностики способностей человека в интересах решения задач профессионального психологического отбора и профессиональной ориентации; анализ процессов оптимизации обучения операторов и др. Самостоятельной отраслью психологии является военная психология.

Отрасли психологии имеют весьма разветлвенную схему, среди которых различают фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные отрасли психологии имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, какой конкретной деятельностью они занимаются.

Основной отраслью психологии является общая психология, которая исследует самые общие законы и механизмы развития и функционирования психики человека и животных. В качестве фундаментальной научной дисциплины общая психология занимается изучением вопросов методологии и теории психологии в целом. В общей психологии выделяются разделы, которые представляют (ощущение, восприятие, и ), а также психологию личности, рассматривающую такие структурные образования, как характер, способности, эмоции, потребности, мотивы, волю и . Изучение психологических наук начинается с общей психологии, поскольку без знания основных понятий, законов и механизмов невозможно понимание специальных отраслей психологии.

Специальные, или прикладные, отрасли психологии рассматривают отдельные виды психических явлений и деятельности человека, а их достижения используются на практике. Так, педагогический аспект психологии исследуется педагогической психологией. Она изучает закономерности обучения и воспитания, условия формирования у учащихся познавательных функций, выясняет психологические факторы, влияющие на успешность усвоения знаний, разрабатывает психологические рекомендации.

Изучает онтогенез различных психических процессов и качеств личности развивающегося человека, возрастные особенности психических процессов, факторы развития личности и т.п. Она делится на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека и геронтопсихологию (психологию пожилого человека). Одна из центральных проблем возрастной и - проблема обучения и умственного развития и их взаимозависимость.

Выявляет и описывает индивидуальные различия людей, генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения человека, их зависимость от генотипа. Медицинские вопросы психологии рассматривает такая отрасль, как . Она исследует психологические аспекты деятельности врача и поведения больного.

Отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп. Она исследует социально-психологические явления в больших группах, проблемы массовой коммуникации (телевидение, кино, пресса и т.п.), механизмы и эффективность воздействия средств массовой коммуникации на различные общности людей, психологию наций, народностей, влияние на людей политических процессов, происходящих в обществе. Социально-психологическая проблематика малых групп включает в себя следующие вопросы: психологическая совместимость в замкнутых группах, межличностные отношения в группах, положение лидера и ведомых в группе, типы групп, восприятия человеком человека и многое другое.

Изучает психологические аспекты трудовой деятельности человека, психологические основы научной организации труда. В задачи психологии труда входит исследование профессиональных особенностей человека, закономерностей развития трудовых навыков, выяснение влияния на трудящегося производственной обстановки, конструкции и расположения приборов. Психология труда имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями науки. К ним относятся инженерная психология, изучающая деятельность оператора в автоматизированных системах управления, юридическая психология - рассматривает вопросы, связанные с реализацией системы права, военная психология, которая исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические аспекты взаимоотношений офицеров и их подчиненных.

Наука о методах и правилах постановки психологического диагноза. Психокоррекция рассматривает вопросы, связанные с разработкой методов воздействия на личность с целью исправления тех или иных психических отклонений.

Все отрасли психологии и ее более мелкие дисциплины, очень тесно взаимосвязаны, между ними происходит постоянный обмен экспериментально выявленной научной информацией, что позволяет быстрее и более комплексно решать поставленные практические задачи.

Необходимо отметить, что современная психология занимает особое место среди других научных дисциплин, т.к. объединяет в единое целое самые разнообразные знания о человеке. Швейцарский психолог отмечал, что «...психология занимает ключевую позицию в системе наук. С одной стороны, психология зависит от всех других наук и видит в психологической жизни результат физико-химических, биологических, социальных, лингвистических, экономических и других факторов, которые изучаются всеми науками, занимающимися объектами внешнего мира. Но, с другой стороны, ни одна из этих наук невозможна без логико-математических координаций, овладение которыми возможно только через воздействие организма на объекты, и только позволяет изучить эту деятельность в развитии». Таким образом, психология становится важным средством взаимосвязи современных наук в сфере познания человека, объединяя естественнонаучные, технические и общественные научные дисциплины.

Согласно точке зрения Б. М. Кедрова, психология занимает центральное расположение в системе других наук, т. к. она, с одной стороны, является интегративным продуктом других наук, а с другой - выступает в качестве источника дальнейшего развития других научных направлений.

Кратко характеризуя взаимосвязь психологии с естественными науками, следует отметить, например, что психология заимствовала из биологии некоторые теории для обоснования закономерностей филогенетического развития психики. Проблема соотношения наследственных и социальных факторов, влияющих на интеллектуальное и личностное развитие индивида, является одной из центральных в психологии.

В связи с этим для нее важны научные данные такой науки, как генетика, предоставляющей материал о механизмах наследования определенных задатков, предрасположенности к психическим заболеваниям и т.п.

Психология тесно связана с физиологией высшей нервной деятельности. Так, изучает взаимосвязь психики с ее материальным субстратом - мозгом.

Клинические психологи работают в тесном сотрудничестве с медиками (и, в первую очередь, с невропатологами и психиатрами), разрабатывая проблемы диагностики, профилактики, коррекции, реабилитации больных людей.

Психология тесно связана и с гуманитарными науками. Она долгое время развивалась в рамках и многие психологические школы базируются на тех или иных философских системах. Сегодня в психологии разрабатываются многие философские проблемы, такие как отношение материального и идеального, биологического и социального, субъективного и объективного. Психологи активно используют данные истории, антропологии, филологии, языкознания и др. Совместно с социологией - наукой о социальных системах и процессах - психология изучает психологические закономерности взаимодействия личности и ее социального окружения.

Специалисты-политологи изучают поведение индивидов и групп в политическом контексте, поэтому такие проблемы, как разрешение конфликтов, источники власти, её аккумуляция и распределение, являются для психологии чрезвычайно актуальными.

Психология тесно взаимосвязана и с техническими науками. В частности, разработка различных социотехнических систем предполагает учет психических и психофизиологических возможностей человека как самого сложного элемента системы «человек - машина». Математические науки предоставляют психологии статистические методы обработки диагностических результатов психологических исследований. Кроме того, в последнее время широко используется метод моделирования.

Таким образом, психология, с одной стороны, аккумулирует теоретические и эмпирические знания других наук и одновременно предоставляет этим наукам необходимые сведения, связанные с психологическими особенностями человека.

Психология (др. греч. душа; знание, т.е. "наука о душе") - академическая и прикладная наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности. Психология - это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека.

Официальное оформление научная психология получила в 1879 г., когда немецкий психолог В.Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. Психология возникла на пересечении двух больших областей знаний – философии и естественных наук, и до сих пор не определено, считать ее естественной наукой или гуманитарной.

В центре внимания в разные исторические периоды был разный предмет психологии:
- с древних времен по 17 в. – психология – наука о душе;
- с 17 в. по нач. 20в. – психология – наука о сознании;
- в нач. 20 в. – психология – наука о поведении, наука о бессознательных проявлениях психики и др.;
- современное понимание – психология – наука о закономерностях возникновения, формирования и проявления психики.

Предмет психологии (в самом общем виде) – явления, факты и закономерности психической жизни человека. Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением.

Соотношение житейской и научной психологии

У каждого человека есть запас житейских психологических знаний, основой которых является жизненный опыт. Мы можем понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, помочь ему. Содержание житейской психологии находит свое воплощение в обрядах, традициях, пословицах, поговорках, притчах, ритуалах. Но есть основные различия между житейской и научной психологией.

Научные психологические знания конкретны: они связаны с определенными людьми, определенными ситуациями и частными задачами. Научные знания систематизированы и носят обобщенный характер, выражаются они в научных (рациональных) понятиях. Формирование этих понятий – основное назначение науки. Понятиям житейской психологии свойственны расплывчатость и многозначность, они носят интуитивный характер.

Научная психология выдвигает гипотезы, которые можно проверить (абсурдные не выдвигает).

Научная – использует научные методы (свои или заимствованные из других наук). Способ получения знаний в житейской психологии – наблюдение и самонаблюдения, путем практических проб и ошибок.

Трудно передавать накопленный опыт другим людям (эмоции, переживания сложно объяснить) и такая информация субъективна. Плюс проблема «отцов» и «детей» - дети не могут и не хотят перенимать опыт старших. Каждое поколение учится на своих ошибках. Научные знания – закреплены в специальной литературе, передаются без труда.

Но научная психология использует житейские знания для подтверждения закономерностей науки. Таким образом, научная психология изучает психические факты, механизмы психических явлений и закономерностей.

Специфика психологического знания

Психологические знания могут быть получены двумя путями: обыденным и научным;

Система наук обеспечивает научные знания психологии: естественные (анатомия, физиология ВНД, биология) и общественные (философия, история).

Психология рассматривает факты, механизмы, закономерности, изучает происхождение, функционирование, место психического в деятельности субъекта.

Специфика психологического знания связана с ее объектом.

Другие особенности психологического знания:

Сливается субъект и объект познания. Мысль совершила поворот на себя. Научное сознание человека становится его научным самосознанием.

Психологический факт зависит от теоретического представления о нем (зависит от того как его представляет исследователь).

Психологический факт зависит от субъективного представления о нем (как представляет сам испытуемый).

Уникальные практические средства. Новое знание о человеке делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Т.е. психология – это наука, не только познающая, но и созидающая, конструирующая человека.

Отрасли психологии разделяют на фундаментальные, которые имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений; и прикладные области – достижения которых исполняется на практике.

Фундаментальные области

Общая психология изучает общие свойства и закономерности функционирования психики человека. В рамках общей психологии изучаются общие закономерности познавательных, эмоциональных процессов и процессов регуляции деятельности, а также психические состояния человека.

Психология личности занимается изучением социально обусловленных качеств человека, общих закономерностей характера, мотивации, самосознания.

Дифференциальная психология (психология индивидуальных различий) изучает индивидуально-психологические особенности людей, их темперамент, характер, способности, личностные свойства.

Психофизиология изучает взаимосвязь психических явлений с работой организма, с деятельностью нервной системы.

Нейропсихология занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций.

Социальная психология изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей друг с другом, понимание людьми друг друга, межличностные отношения и воздействие людей друг на друга.

Психология развития (или возрастная психология) изучает общие закономерности развития различных психических процессов и личностных качеств человека.

Прикладные области

Прикладная психология изучает психологические проблемы, характерные для определенных сфер жизни или профессиональной деятельности людей. К отраслям прикладной психологии относятся: педагогическая психология, психология семьи, военная психология, юридическая психология и др.

Педагогическая психология изучает закономерности обучения и воспитания человека.

Юридическая психология занимается приложением психологических знаний к изучению психологических проблем юридической практики. Подразделяется на криминологическую, судебную и пенитенциарную (или исправительную) психологию.

Психология труда – это знания о психологических особенностях трудовой деятельности человека, психологических основах научной организации труда.

Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства эффективного процесса тренировок, а также психологические проблемы, связанные с соревнованиями.

Психология семьи – психологические вопросы формирования семьи, анализ межличностных, бытовых и др. отношений супругов, взаимоотношений родителей и детей в семье, стилей семейного воспитания.

В связи с этим самостоятельно складывается особая отрасль – практическая психология. Она включает несколько основных направлений: психодиагностика, психоконсультирование, психокоррекция, психотерапия, психологическое просвещение.

Психология как наука тесно связана с другими науками. Задача психологии развивать эту взаимосвязь. Сама психология имеет большое значение для решения задач профессионального и личностного роста, образования и воспитания личности, нравственного и духовного развития общества, а также имеет значение для экономики, развития культуры и охраны здоровья людей.

В настоящее время психология представляет собой сложную и разветвленную систему направлений научных исследований, структуру которой составляет множество относительно самостоятельно развивающихся отраслей. Расширение и обогащение структуры психологии определено влиянием двух факторов:

  • Во-первых, усложняется социальная жизнь и деятельность современного человека, следовательно, перед психологией ставятся новые задачи и вопросы, ответы на которые требуют тщательного изучения новых психологических реалий;
  • Во-вторых, развитие самой науки, ее методов исследований позволяют постоянно расширять горизонты психологии- сегодня насчитывают до ста отраслей психологии, которые находятся на разных стадиях своего развития и становления в качестве самостоятельных научных дисциплин.

Особое положение среди всех направлений занимает общая психология, объединяющая различные отрасли в целостное научное знание. Изучая сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики, она представляет собой методологическую и теоретическую основу всех психологических дисциплин. Важное место в структуре психологических знаний занимает история психологии, в центре внимания которой находятся процессы развития представлений о природе и сущности психики от древнейших времен до наших дней.

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям.

1. Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности :

· психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда;

· медицинская психология изучает психологические аспекты здоровья и болезни, психологические основы деятельности медицинского персонала;

· педагогическая психология рассматривает психологические закономерности процессов обучения и воспитания;

· юридическая психология подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса, криминальную психологию, занимающуюся проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления, а также пенитенциарную психологию, изучающую психологию заключенного в исправительных учреждениях;

· инженерная психология анализирует процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств, решение проблем инженерно-психологического проектирования в системе «человек - машина»;

· спортивная психология рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки;

· отрасли, которые занимаются психологическими аспектами рекламы, бизнеса, управления, творчества и многих других видов деятельности человека.

2. Отрасли психологии, изучающие различные аспекты психического развития:

· возрастная психология прослеживает развитие психики в онтогенезе - ее разделами являются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология;

· сравнительная психология изучает закономерности, происхождение и развитие психики животных и человека;

· психология аномального развития , или специальная психология, исследует нарушения психического развития ребенка.

3. Отрасли психологии, изучающие отношения личности и общества :

· социальная психология исследует психические явления в процессе взаимоотношения людей друг с другом;

· этнопсихология акцентирует внимание на этнических особенностях психики людей, этнических стереотипах и т.д.

Даже упоминание небольшой части развивающихся в настоящее время отраслей психологии позволяет судить о том, насколько многогранна эта наука. Вместе с тем психология представляет собой единую научную дисциплину, основанную на едином предмете исследования и едином методе и включенную в общенаучный контекст.

6.Связь психо­логии с другими науками .

Вопросы психологии долгое время рассматривались в рамках философии . Только в середине XIX века психология стала самостоятельной наукой. Но отделившись от философии, она продолжает сохранять тесную связь с ней. В настоящее время существуют научные проблемы, которые изучаются как психологией, так и философией. К числу таких проблем относятся понятия личностного смысла, цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и другое. Психология использует экспериментальные методы для проверки гипотез. Однако есть вопросы, которые невозможно решить экспериментальным путём. В таких случаях психологи могут обращаться к философии. К числу философско-психологических проблем относятся проблемы сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияние общества на личность и личность на общество.

Хотя долгое время философия разделялась на материалистическую и идеалистическую, сейчас наметилось сближение этих течений философии, и можно говорить об одинаковой значимости для психологии обоих направлений. Материалистическая философия является основной при рассмотрении проблем деятельности и происхождения высших психических функций.

Психология тесно связана с общественными науками . Она имеет много общего с социологией. Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих взаимоотношений. Психология широко использует такие методы сбора научной информации как опрос и анкетирование, которые традиционно считаются социологическими. Существуют различные концепции, которые психология и социология перенимают друг у друга. Множество проблем, такие как национальная психология, психология политики, проблемы социализации и социальных установок психологи и социологи решают совместно .

Важны для психологии также такие общественные науки как педагогика и история. Примером синтеза истории и психологии является теория культурно-исторического развития высших психических форм Л. С. Выготского. Использование в психологии исторического метода заключается в изучении фило- и онтогенетического развития психических явлений от элементарных к сложным формам. В основе сближения истории и психологии лежит концепция о том, что современный человек является продуктом развития человечества.

Психология и биология. Биология - это наука о живой природе, а человек - ее часть, поэтому естественно, что между психологией и биологией должны были возникнуть взаимно полезные связи и отношения. Знаменитый биолог Ч. Дарвин в свое время разработал эволюционную теорию, которая перекинула мост через пропасть, разделявшую человека и животных. Тем самым он как биолог сделал возможным превращение психологии из философской науки о душе в опытную науку, близкую естественным.

Для естественно-научно ориентированного психолога, начиная с XIX в., стало необходимым изучать биологию и физиологию человека для более глубокого понимания происхождения, развития и функционирования психики человека.

Красноречивым признанием важности соответствующих знаний для психолога является существование психофизиологии и нейропсихологии как наук, пограничных между психологией, анатомией и физиологией мозга.

Наконец, психологию и биологию объединяет еще одна область взаимных интересов. Это зоопсихология, т.е. наука о психологии животных. Исследования в данной области кроме психологии ориентированы также на этологию - науку о поведении животных.

Психология и медицина . Хотя формально психология как наука о душе дошла до нашего времени в виде письменных философских источников, фактически психологические знания первоначально зародились и развивались в рамках древней медицины. В Европу они пришли из Восточных стран (Древний Китай, Древняя Индия, страны Междуречья) именно как часть медицинских знаний.

Психология тесно связана с медицинскими и биологическими науками. Использование в психологии достижений этих наук основано на том, что большинство психических явлений и психических процессов физиологически обусловлены. Известны факты взаимного влияния психического и соматического друг на друга. Психическое состояние оказывает влияние на физиологическое. Особенности психики могут способствовать развитию определённых заболеваний. Обратная связь состоит в том, что хронические заболевания влияют на психическое состояние.

В современном мире медицинапродолжает играть весьма существенную рольвразработке психологических знаний, в развитии и поддержке психологической науки. Это в первую очередь касается таких областей медицины, как неврология, психотерапия и психиатрия.

Неврологи, изучая нервную систему человека, фиксируют и анализируют психологические реакции человека, связанные с активностью нервной системы и отдельных ее частей. Тем самым они способствуют развитию психофизиологии и нейропсихологии, обогащая научные знания о связях психических процессов с работой ЦНС.

Психотерапевты , ставя диагноз и занимаясь лечением неврозов и душевных заболеваний, замечают и описывают психологические особенности, состояния больных, используют эти данные, как при постановке диагноза, так и в оценке успешности лечения соответствующих заболеваний.

Современная психотерапия вообще представляет собой область исследований и практику, которые относятся и к медицине, и к психологии. Поэтому психологи, обсуждая методы практической психологии, часто называют их психотерапевтическими, а в трудах медиков, посвященных психотерапии, можно встретить немалое число ссылок на психологическую науку и на методы, разработанные профессиональными психологами.

Между современной психологией и медициной сложились плодотворные связи и самое тесное сотрудничество.

Психология активно взаимодействует с большим числом наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется, прежде всего, в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией выражается в существовании таких отраслей, как патопсихология, клиническая психология, психосоматика, психология аномального развития; связь с нейробиологией, анатомией и физиологией центральной нервной системы обнаруживается реализуется через нейропсихологию,психофизиологию; связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с дефектологией - в существовании специальной психологии; лингвистика, взаимодействуя с психологией, рождает психолингвистику; с юриспруденцией связь отчётливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология,психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.

Существует, кроме того, немало наук, возникших и разрабатываемых на стыке психологии и медицины. Это клиническая психология , патопсихология, ряд отраслей специальной психологии, психофармакология и др. Клинические психологи вместе с врачами работают в современных медицинских учреждениях, помогая им в постановке диагноза, лечении заболеваний и реабилитации больных.

Психология и точные науки. Математика по праву считается самой точной из всех наук, а физика является образцом не только точной, но и экспериментальной науки. По образу и подобию физического эксперимента строились и проводились экспериментальные исследования во всех других науках, которые в свое время становились на путь экспериментирования.

Это касается и психологии. Когда в начале второй половины XIX в. она превратилась в экспериментальную науку и всерьез стала претендовать на точность своих знаний, понятий и законов, на признание среди других развитых наук, образцом для организации и проведения научных исследований для нее также явился физический эксперимент. Но даже гениальный физик А. Эйнштейн, в свое время лично беседуя со знаменитым психологом Ж. Пиаже, вполне искренне признал, что психология сложнее физики.

Интерес физиков к психологии возник намного раньше, чем интерес психологов к физике. В Лейпцигском университете произошло одно важное для сотрудничества физиков и психологов событие. В университете открылась первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория, которая оказалась оснащенной многими физическими приборами. Физика стала наукой, полезной для психологов, а в ряде отраслей психологии появилось немало терминов, напрямую заимствованных из физики. Это «стимул», «энергия», «поле», «пространство », а также физические единицы измерения световых и звуковых воли.

Процедуры точной количественной оценки и математического представления зависимостей, существующих между психологическими явлениями, становятся обязательными для научной экспериментальной психологии. Несколько позже появляется пограничная область научных исследований - математическая психология. Как отдельная психологическая наука математическая психология существует до сих пор , и в ней ставятся и решаются как психологические вопросы, связанные с разработкой и функционированием математического знания, так и вопросы, касающиеся применения математики в разных областях современной психологии.

Психология и история . Без знания истории человеческого общества трудно понять и психологию современного человека. Этим, в частности, определяется возникший примерно 150 лет назад интерес психологов к истории как науке (имеется в виду становление, начиная с середины XIX в., культурно-исторической психологии).

В свою очередь историки, размышляя над причинами и ходом исторических событий, пришли к выводу о том, что эти события в немалой степени зависят от психологии людей,живших в соответствующую историческую эпоху, а также от индивидуальных особенностей исторических личностей, которые повлияли на ход исторических событий. Поэтому и у историков в конце XIX в. возник интерес к психологическим знаниям.

Психология и педагогика . Психология и педагогика имеют давний интерес друг к другу и долгую историю сотрудничества, уступающую, пожалуй, только сотрудничеству психологии с медициной и философией. Многие известные педагоги прошлого, среди которых можно назвать Песталоцци, Дистервега, К.Д. Ушинского, отчетливо понимали и признавали необходимость широкого использования психологических знаний в педагогике, активно призывали педагогов к сотрудничеству с психологами.

В начале XX в. оформилась и вскоре получила признание и распространение в ряде стран мира особая наука, представляющая собой прямой синтез психологических, педагогических и других знаний о ребенке, - педология. Ее название произошло от названий двух наук: педагогики и психологии. Именно эти две науки играли в педологии ключевую роль, хотя в ней также активно использовалась информация из области медицины, физиологии, социологии и генетики. Педология просуществовала около сорока лет и внесла существенный вклад в оформление перспективного и постоянного сотрудничества педагогов и психологов.

Таким образом, область использования психологических знаний и сотрудничества психологов с представителями других наук достаточно широкая; трудно найти еще какую-либо науку или область знаний, которая была бы столь же широко востребована, как психология, в самых разных: точных, естественных, гуманитарных и общественных - науках. Из этого следует, что психология в настоящее время является одной из самых нужных и полезных для людей наук.


Похожая информация.




КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники