Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию педагогов. Примерные темы самообразования воспитателей доу

В наши дни одной из главных составляющих профессиональной компетентности воспитателей ДОУ является самообразование. Как оно происходит?

Необходимость профессионального роста

Осознавая несовершенство знаний и умений в профессиональной деятельности, воспитатель получает мощный стимул для профессионального роста, углубления знаний и овладения новыми методиками воспитательно-образовательной деятельности.

Как и каким образом можно организовать процесс повышения профессионального уровня?

Для того чтобы быть в тренде, современному воспитателю необходимо систематически следить за новостями в области дошкольной педагогики и психологии, знакомиться в передовым педагогическим опытом, находиться в постоянном общении с коллегами, работать над повышением общей эрудиции и совершенствованием педагогического мастерства, знакомиться с нормативно-правовой базой дошкольного образования и анализировать собственный профессиональный опыт.

Дополнительное развитие педагога - обязательная часть, которая включена в план самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС. План содействует систематизации работы, является отражением результативности деятельности воспитателя, создает возможности для перспектив общения с детьми.

Составление плана самообразования: этапы

Рассмотрим несколько моментов, на которые необходимо обратить внимание. План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС может быть составлен с учетом таких факторов:

  • обоснование выбора темы;
  • взаимосвязь темы работы с целями и задачами дошкольного учреждения;
  • предварительная работа, включающая изучение методик и программ по дошкольному образованию и воспитанию;
  • выбор форм взаимодействия с дошкольниками;
  • собственные методики;
  • ожидаемый результат работы над темой;
  • выводы и динамическая статистика развития детей;
  • перспективы улучшения работы;
  • итоги самообразования.

План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС требует тщательной подготовки, в ходе которой возникает масса вопросов. Основной вопрос - выбор темы. С этим в основном помогает методист или старший воспитатель, но педагог может также сделать самостоятельный выбор, в зависимости от актуальности и практической значимости темы образовательной деятельности.

В определении своей готовности к самообразованию молодым специалистам рекомендуется ознакомиться также с картой Г. М. Коджаспировой. План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС необходимо составлять с учетом следующих рекомендаций:

  • При изучении какого-либо вопроса нужно исследовать несколько источников, чтобы таким образом сформировать свое мнение.
  • Целесообразно провести работу с библиотечными каталогами и материалом из интернета, чтобы получить необходимый литературный источник.
  • В поиске материала важно ориентироваться на инновационные методики в образовании.
  • Общение и обмен опытом с коллегами - важный момент самообразования педагога.

Индивидуальный план самообразования составляется по двум видам:

  • Годовое планирование
  • Перспективное планирование, которое предусматривает ежегодную доработку плана образовательной деятельности

Если индивидуальный план самообразования составлен по второму виду планирования, можно использовать проектный метод, соответствующий возрасту детей. Перспективное планирование должно непременно включать актуальные вопросы дошкольного образования в динамическом развитии.

Примерный перечень тем самообразования воспитателя по ФГОС

Воспитатель может выбрать следующие темы, предусмотренные ФГОС дошкольного образования:

  • Амплификационные методы развития дошкольника.
  • Особенности педагогической диагностики в ДОУ.
  • Метод индивидуального подхода в ДО.
  • Методика по формированию ОБЖ.
  • Эмоциональный интеллект дошкольника.
  • Методы по руководству игровой деятельностью.
  • Формирование краеведческих представлений (малая родина).
  • Творческие способности дошкольников.
  • Подготовка к учебной деятельности.
  • Развитие любознательности.
  • Ознакомление с объектами окружающего мира.
  • Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
  • Формирование ЭМП.
  • Развитие общительности.
  • Связная речь.
  • Элементарный анализ литературного произведения.
  • Обучение грамоте.
  • Применение нетрадиционных техник изодеятельности.
  • Основы ЗОЖ в ДОУ.
  • Формирование КГН и навыков самообслуживания.
  • Обеспечение психологического комфорта в детском учреждении.
  • Информационно-коммуникативные технологии в ДО.
  • Приемственность детсада и школы.
  • Психолого-педагогическая поддержка семьи.
  • Основы инклюзивного образования в ДОУ.
  • РППС детского сада.
  • Парциальные программы ДОУ.
  • Инновационные формы взаимодействия с родителями.
  • Организация экспериментальной деятельности.
  • Качество и критерии оценки ДО.

Организация работы по темам

Каждая из тем требует аналитической работы. Анализируя литературу, педагог должен выделить основные мысли и идеи авторов, чтобы определить направление работы по данной теме. Например, если выбрана тема "Духовно-нравственное воспитание дошкольников", воспитателю необходимо уделить особое внимание методике организации и общему содержанию работы по этой теме в различных возрастных группах детского сада.

Одной из актуальных задач воспитания в детсаду является экологическое воспитание. Как составить план самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС? Экология, например, должна включать занятия и беседы по ознакомлению с природой родного края, опытно-экспериментальную деятельность, работу с родителями, способствующую развитию экологических знаний у детей дошкольного возраста.

План самообразования воспитателя ДОУ младшей группы должен охватывать работу по оценке возможностей, физиологических и психологических особенностей детей этой возрастной категории, обозначать круг проблем, касающихся работы с младшими дошкольниками, включать применение интерактивных методов обучения и современных методик раннего развития. Работа над темой может быть проведена с участием нескольких педагогов, которые непосредственно знакомы с задачами и целями ДОУ. Правильно организованный процесс самообразования предоставляет большие возможности для более глубокого развития личности и эффективного повышения профессиональной компетентности педагога.

ТОГОУ «Моршанская общеобразовательная школа-интернат

основного общего образования».

Материалы школьного семинара ВВЕДЕНИЕ

Моршанск, 2010

Редакционная коллегия:

Т.Н. Иванова, заместитель директора по УВР

Г.А. Афремова, заместитель директора по ВР

И.В. Кожевникова педагог дополнительного образования

О.Н. Федякина, председатель творческой лаборатории 1 категория

О.В. Прозоровская, председатель творческой лаборатории - высшая категория.

Материалы школьного семинара

В брошюре представлены материалы школьного семинары и практический материал педагогов по теме самообразования.

Материалы могут быть использованы педагогами школы - интернат при работе по самообразованию.

школа – интерна, 2010 год

  1. Введение ……………………………………………………..4-5
  2. План самообразования педагогов…………………………...5-6
  3. Организация самоконтроля………………………………….7-11
  4. Компоненты готовности педагога к самообразованию

…………………………………………………………………12

  1. Алгоритм работы над темой самообразования……………13
  2. Формы представления результатов самообразования..........13
  3. Карта оценки уровня профессионального мастерства педагогов……………………………………………………….14
  4. Инновационная карта…………………………………………15
  5. План самообразования педагога …………………………..16-17
  6. План работы по самообразованию воспитателя Кожевниковой Ирины Владимировны……………………………………...17-18
  7. Анализ работы по самообразованию воспитателя Кожевниковой Ирины Владимировны за 1 полугодие 2009-2010 учебного года………………………………………….19-22
  8. Методические рекомендации самообразования педагога

……………………………………………………………… .23-27

  1. Примерные темы самообразования………………………..28-29
  2. Литература …………………………………………………..30

ВВЕДЕНИЕ

Самообразование педагогов

Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, – ­одна из важных задач образования.

Формы повышения квалификации педагогов

Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогиче­скими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Система непрерывного повышения квалификации педагогов предполагает разные формы:

обучение на курсах (один раз в пять лет);

самообразование;

участие в методической работе школы, города, района.

Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.

В период между обучением на курсах необходимо заниматься самообразованием, которое расширяет и углубляет знания, полученные на курсах, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.

Выбор тем для самообразования

Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Можно объединить нескольких воспитателей в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи. Если учреждение готовится к инновационной или экспериментальной работе, то вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.

Руководитель – стратег развития своего учреждения. Он создает целый комплекс условий для профессионального роста каждого педагога, первое из которых – это мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования.

План самообразования педагогов

Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов, который может быть представлен в форме таблицы:

В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия. Формой отчета руководителей могут быть консультации или семинары для педагогов. Отчет на рабочем месте предполагает включение в оперативный контроль данной тематики и последующее наблюдение пе­дагогического процесса, с целью оценки применения на практике полученных знаний путем самообразования. Это наиболее демократичная форма отчета.

Очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению

дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты).

Подводя итог, еще раз подчеркнем, что формы самообразования многообразны:

работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями;

участие в работе научно-­практических конференций, семинаров;

ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.

Результатом усилий педагога являются совершенствование работы с детьми,

рост его профессионального мастерства.

Несколько советов занимающимся самообразованием

ВАЖНО, чтобы знания по какому-­либо вопросу, приобретаемые из одного источника,

дополнялись сведениями из другого документа.

Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать

свое собственное мнение по данному вопросу.

ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами.

Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию

или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.

ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы.

Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.

Организация самоконтроля.

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить.» А. Дистервег
Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
В основе самообразования - интерес занимающегося в сочетании с самостоятельным изучением материала.
Если процесс образования:
1. Осуществляется добровольно;
2. Осуществляется сознательно;
3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании.
Самообразование педагога – это необходимое условие его профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Причем он должен иметь знания в различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога. Однако, как бы ни были высоки способности человека к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике должным образом. Причины – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др., т.е. отсутствие потребности.
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть психологией, педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков он не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления , в которых педагог должен совершенствоваться и заниматься самообразованием:
психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
психологическое (общение, искусство влияния, лидерские качества)
методическое (педагог. технологии, формы, методы и приемы)
правовое
эстетическое (гуманитарное)
информационно-компьютерные технологии
охрана здоровья
Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.

План самообразования воспитателя входит в обязательную часть дополнительного развития педагога. Сами воспитатели относятся к подобным планам негативно, называют их «бумаготворчеством, бесконечной и пустой тратой времени, тогда как хочется просто работать с детьми». Несмотря на это, план помогает систематизировать работу воспитателя, отражает результативность его деятельности, позволяет выработать перспективу дальнейшего общения с детьми. В плане содержится программа методической деятельности на предстоящий учебный год.

Этапы работы над планом самообразования

План самообразования воспитателя можно разделить на несколько частей:

1. Следует обосновать свой выбор, почему была выбрана именно эта тема для работы.

2. Каким образом коррелирует выбранная тема с основными задачами и целями функционирования дошкольного учреждения?

3. Какая предварительная работа велась перед тем, как начать самообразование?

4. Какие программы и методики были изучены во время работы над темой? Какие методические рекомендации были учтены и приняты на заметку?

5. Практическое применение теории. Какие формы взаимодействия с детьми были выбраны воспитателем: на занятиях, вне занятий, на совместных встречах с родителями и другое.

6. Собственные методические наработки, cделанные в ходе работы над темой.

7. Результат работы по теме согласно диагностике.

8. Каковы выводы? Какова положительная динамика развития у детей?

9. Перспективы дальнейшей работы по теме. Как можно улучшить работу? План будущих разработок.

10. Подведение итогов самообразования.

ВЫБОР ТЕМЫ

При подготовке плана самообразования у педагога возникает много вопросов. Первая проблема, с которой сталкивается воспитатель — это выбор темы. «У меня проблема с выбором темы по самообразования! Не знаю, что хочу! Помогите!». Такие крики о помощи можно часто встретить на форумах для педагогов дошкольного образования.

Тему, как правило, дает методист или старший воспитатель. Ее также можно выбрать самостоятельно. Здесь важно определиться, как вы планируете развиваться и самообразовываться в ближайшие годы. Помните, вы всегда можете предложить свою тему, обосновав ее актуальность и практическую значимость для улучшения образовательного процесса в саду.

Молодые специалисты, которые имеют небольшой опыт работы в детском саду, могут проверить свою готовность к самообразования по карте Г.М. Коджаспировой (см. приложение 1).

Следует учитывать, что темы можно условно разделить на две категории. В зависимости от того, какой вариант вы выберете, будет строиться вся ваша дальнейшая образовательная деятельность:

  • Каждый год воспитатель выбирает новую тему.
  • Воспитатель планирует работу над темой на несколько лет. То есть каждый последующий год педагог дорабатывает старую тему, привнося в нее новые идеи, наработки. Срок работы над одной и той же темой варьируется в разных садах – от 3 до 5 лет.

Если вы придерживаетесь второго варианта, то работу можно строить проектным методом, более узко, соответственно возрасту детей. В этом случае тема в последующие годы будет звучать так, к примеру: «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» (пополнение знаний по уже имеющемуся опыту).

Тема должна затрагивать актуальные вопросы дошкольного образования и быть перспективной.

Примерные темы:

  • Экологическое воспитание: «Экологическое воспитание через познавательное развитие», «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста».
  • Здоровьесберегающие технологии: «Методика воспитания правильной осанки и профилактика ее нарушения у дошкольников», «Пропаганда здорового образа жизни среди родителей воспитанников», «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях».
  • Патриотическое направление: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства», «Мини-музей «Родной край» — источник приобщения детей к истории своего народа».
  • Роль семьи: «Праздники и развлечения с привлечением родителей, как средство эстетического воспитания», «Формирование у родителей гуманистических позиций к воспитанию детей», «Роль семьи в воспитании познавательных интересов и любознательности ребенка».
  • Творческое развитие: «Детский оркестр – форма развития музыкальных способностей дошкольников», «Виды орнамента в декоративной резьбе по дереву» и другие.

Несколько воспитателей могут быть объединены в работе над темой, имеющей непосредственное отношение к годовой задаче ДОУ. Если на базе детского сада работает стажировочная площадка, то тема может освещать ее экспериментальную или исследовательскую деятельность.

НА ЗАМЕТКУ. Демонстрационный материал для детского сада по низким ценам от специализированного магазина для воспитателей «Детский сад» — detsad-shop.ru Так же в магазине можно приобрести игры и игрушки, счетный материал, детские костюмы по профессиям и многое другое.

Как выглядит план самообразования воспитателя?

План работы по самообразованию, или План профессионального роста выглядит следующим образом:

Форма Индивидуальный план работы по самообразованию.

Тема: «____________________»

__________________________

(Ф.И.О. педагога)

__________________________

(специальность)

__________________________

(образование)

__________________________

(стаж педагогической работы)

__________________________

__________________________

(курсы повышения квалификации)

__________________________

(дата начала работы над темой)

__________________________

(предполагаемая дата окончания работы)

Тема: «__________________________________________________________________________________».

Цель: «__________________________________________________________________________________».

  • Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования…);
  • Разработать перспективный план работы с детьми;
  • Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  • Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу;
  • Оформить в группе центр активности (или мини-центр) «________________________________»;
  • Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «___________________________»; выступление на педагогическом совете №… по теме: «_____________________________________»;
  • Подготовить (принять участие) в семинаре «___________________________________________»;
  • Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «__________________________________________________________________________________»;

Практические выходы:

1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

3. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

4. Оформление папки-передвижки. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

5. Выставка работ. Тема: «_________________________________________________________________»;

6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

7. Проект. Тема: «_________________________________________________________________________»;

8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Перспективный план самообразования педагога:

Выводы:

Формы представления результатов самообразования:

  • Доклад на педсовете, сообщение на педсовете.
  • Консультация, консультация-практикум, семинар-практикум.
  • Открытое занятие, открытый просмотр.
  • Творческий отчет.
  • Проведение мероприятий, развлечений.
  • Наглядно-иллюстративный материал.
  • Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.

Важно помнить, что план самообразования воспитателя — это не скучное заполнение отчетов и бумаг, а один из необходимых этапов для открытия нового, приоритетного направления в работе с детьми.

Приложение 1

Рекасон №220-286-815
Приложение 1

Карта педагогической оценки и самооценки готовности к самообразовательной деятельности (разработана Г.М. Коджаспировой)

Инструкция. Оцените себя по 9-балльной шкале по каждому показателю и определите уровень сформированности у себя умений и навыков самообразования. Предложите оценить себя коллегам по работе. Сравните результаты. Сделайте выводы.

Ι. Мотивационный компонент

1. Осознание личной и общественной значимости непрерывного образования в педагогической деятельности.
2. Наличие стойких познавательных интересов в области педагогики и психологии.
3. Чувство долга и ответственности.
4. Любознательность.
5. Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности.
6. Потребность в ППСО.
7. Потребность в самопознании.
8. Ранговое место ППСО среди 9 наиболее значимых для Вас видов деятельности.
9. Уверенность в своих силах.

ΙΙ. Когнитивный компонент

1. Уровень общеобразовательных знаний.
2. Уровень общеобразовательных умений.
3. Уровень педагогических знаний и умений.
4. Уровень психологических знаний и умений.
5. Уровень методических знаний и умений.
6. Уровень специальных знаний.

ΙΙΙ. Нравственно-волевой компонент

1. Положительное отношение к процессу учения.
2. Критичность.
3. Самостоятельность.
4. Целеустремленность.
5. Воля.
6. Трудоспособность.
7. Умение доводить начатое дело до конца.
8. Смелость.
9. Самокритичность.

ΙV. Гностический компонент

1. Умение ставить и решать познавательные задачи.
2. Гибкость и оперативность мышления.
3. Наблюдательность.
4. Способность к педагогическому анализу.
5. Способность к синтезу и обобщению.
6. Креативность и ее проявление в педагогической деятельности.
7. Память и ее оперативность.
8. Удовлетворение от познания.
9. Умение слушать.
10. Умение владеть разными типами чтения.
11. Умение выделять и усваивать определенное содержание.
12. Умение доказывать, обосновывать суждения.
13. Систематизировать, классифицировать.
14. Умение видеть противоречия и проблемы.
15. Умение переносить знания и умения в новые ситуации.
17. Независимость суждений.

V. Организационный компонент

1. Умение планировать время.
2. Умение планировать свою работу.
3. Умение перестраивать систему деятельности.
4. Умение работать в библиотеках.
5. Умение ориентироваться в классификации источников.
6. Умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации.
7. Умение владеть различными приемами фиксации прочитанного.

VΙ. Способность к самоуправлению в педагогической деятельности

1. Самооценка самостоятельности собственной деятельности.
2. Способность к самоанализу и рефлексии.
3. Способность к самоорганизации и мобилизации.
4. Самоконтроль.
5. Трудолюбие и прилежание.

VΙΙ. Коммуникативные способности (5-45 очков)

1. Способность аккумулировать и использовать опыт самообразовательной деятельности коллег.
2. Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в профессиональном педагогическом самообразовании.
3. Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссии.
4. Способность избегать конфликтов в процессе совместной деятельности.

Литература:

  • Коджаспирова Г.М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования. М., Просвещение. 1993
на 2014-2015 учебный год

Составила: Решетник Н.М. учитель начальных классов

План

исследовательско - методической работы учителя начальных классов «Большекалмыкская СОШ» Решетник Н.М.

Тема: «Нестандартные виды работ на уроках литературы как средства реализации современных педагогических концепций и технологий».

Мотивы, побуждающие меня к самообразованию:

    Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у меня возникает необходимость и анализа новой информации.

    Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читая одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

    Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

    Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».

    Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.

    Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.

    Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

    Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!». Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться, вправе ли он тогда преподавать?

Цели самообразования:

Формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;

Уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к опытно - экспериментальной работе;

Обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла.

Основные направление самообразования:

Профессиональное (предмет преподавания) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии);

Психолого-педагогическое (ориентирование на учеников и родителей);

Охрана здоровья;

Социальное (участие в жизни социума района);

Конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителю:

Систематический просмотр определенных телепередач

Чтение конкретных педагогических периодических изданий

Чтение методической, педагогической и предметной литературы

Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий

Выполнение заданий, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы

Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег

Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов

Изучение иностранных языков для чтения информации о достижениях мировой педагогики

Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег

Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету

Изучение информационно-компьютерных технологий

Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету.

Результат самообразования:

Повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)

Разработка новых форм, методов и приемов обучения

Доклады, выступления

Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

Разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям.

Работа по проблеме: «Нестандартные виды работ на уроках литературы как средства реализации современных педагогических концепций и технологий».

    Цели профессионального развития:

В течение учебного года освоить нестандартные виды работ на уроках литературного чтения с использованием современных технологий.

Составить календарно-тематическое планирование с использованием ИКТ.

Сформировать различные виды работ с разными источниками информации (словарями, справочниками, в т.ч. на электронных носителях).

Разделы плана

    1. Изучение психолого-педагогической литературы

М.Р. Львова «Исторический взгляд на методы обучения родному языку». Анализ статьи.

2002 г.

Сентябрь - октябрь

Сообщение на тему: «Исторический взгляд на методы обучения родному языку».

    1. Разработка программно-методического обеспечения

образовательного процесса

Содержание

деятельности

Сроки

Форма предоставления

    Разработка календарно-тематического планирования по предметам

    Разработка поурочного планирования

    Подбор дополнительных тренировочных упражнений «Банк заданий к урокам чтения»

август

в течение года

январь-март

Тематическое планирование в электронном виде

Использование образовательных Интернет-ресурсов

Подбор заданий проблемного характера

    1. Работа в составе органов управления школой и участие в системе школьной методической работы

    Обобщение материала по проблеме « Нестандартные виды работы на уроках литературы» (апрель-май)

    Участие в проведении заседаний творческой группы учителей русского языка и литературы (декабрь)

Выступление

Индивидуальный план работы по самообразованию

Ф.И.О. педагога: Филиппова Юлия Олеговна ___________________________

Образование: высшее _______________________________________________

Специальность: воспитатель _________________________________________

Стаж педагогической работы: 8 лет __________________________________

Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».

Дата начала работы над темой: 1 сентября 2016 года ___________________

Предполагаемая дата окончания работы: май 2019 ____________________

Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.

Задачи самообразования :

1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы;

2. Повышать собственный уровень знаний путем посещения РМО

3. Оформить в группе уголок по данной теме

4. Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;

5. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;

6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Актуальность выбранной темы:

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

Мелкая моторика - способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью работы по развитию детской речи, формированию навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Изучение методической литературы по теме СО:

    Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб.: КОРОНА-ВекГод: 2007

    Ткаченко Т.А. развиваем мелкую моторику. - М.: Эксмо, 2007.

    Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики:КАРО:2008

    Османова Г.А.: Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику

    Елена Косинова: Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М.:Эксмо, 2011 г.

    Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

    Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

    Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

    Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Методическая работа по теме СО:

Изучить литературу по данной теме

Изучить опыты работ педагогов по данной теме.

Обогащение развивающей среды.

Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций.

Изучение книги Османова Г.А. «НОВЫЕ ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ». Реализация на практике.

Сентябрь

На протяжении всего периода работы

В течении года

Изготовление Дидактических игр

  1. «Прищепки»

    «Шнуровка»

    Д/и с сыпучими материалами(«сухой бассейн» , ищем игрушку, рисуем на крупе)

    Д\И: «Массажный мячик»

Анкетирование родителей по проблеме сенсомоторного воспитания в условиях семьи. Анализ анкетирования.

Создание разнообразного «Пальчикового театра»

Ноябрь - декабрь

2016

Январь – февраль 2017

Создание картотеки игр с массажными мячиками.

Подбор и изготовление д/и «Веселые упражнения с карандашами»

Февраль-март 2017

Март 2017

Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук»

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками дома»

Апрель 2017

Сентябрь – октябрь 2017

Создание пособия

«Тактильные дощечки»

Изготовление игры "Бусы для мамы" (нанизывание на шнурок)

Ноябрь – декабрь 2017

Октябрь – декабрь 2017

Семинар – практикум для педагогов на тему:

«Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста»

Создание игрового пособия (использовать книгу Тимофеевой Е.Ю., Черновой Е. И.

Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.)

Январь 2018

Февраль- март 2018

Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста».

Изготовление д/и "Чудесный мешочек"

Апрель 2018

Апрель-май 2018

Изготовление д/и «Собери правильно» (игровое пособие с крышками от бутылок)

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

Создание сборника консультаций по данной теме

Разработка серии конспектов занятий

Посещение РМО по данной проблеме

Сентябрь – ноябрь 2019

Январь – март 2019

На протяжении 2017-2018 уч.года

На протяжении 2018-2019 уч.года

На протяжении всего периода работы по данной теме.

Практические выходы:

1.Семинар – практикум для педагогов на тему: «Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста»

2.Повеление мастер-класса для педагогов. Тема «Пальчиковые гимнастики и физкультминутки».

3. Изготовление дидактических игр, шнуровок.

4. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста».

Форма представления результатов самообразования

Открытое занятие

Выставка изготовленных игр и игровых пособий «Наши пальчики играют»

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники