Инновационная образовательная технология «Тико — моделирование» в развитии детей дошкольного возраста. Методические рекомендации по организации и проведению занятий по тико-моделированию с дошкольниками Схемы тико для детей 3 4 лет

Технология ТИКО-моделирования в развитии детей дошкольного возраста

Курс представляет инновационную методику по моделированию из конструкторов ТИКО – полифункциональных трансформируемых игровых тематических наборов. Программа адресована педагогам ДОО и дополнительного образования и разработана в соответствии с ФГОС ДО.

«ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор Объемного моделирования) - это полифункциональный трансформируемый игровой материал, предназначенный для развития дошкольников в непосредственно образовательной, проектной и самостоятельной деятельности. Конструктор адаптирован для работы в образовательных учреждениях любого типа, прост в применении, привлекателен по своей форме для детей и педагогов, эффективен в реализации ФГОС ДО. Совместная деятельность педагога и детей дошкольного возраста с конструктором ТИКО способствуют:

  • лучшему восприятию новой информации за счёт тактильных прикосновений;
  • расширению кругозора ребёнка;
  • расширению знаний в области окружающего мира;
  • созданию психологического комфорта при обучении;
  • развитию фантазии и творческих способностей.

На практических занятиях курса педагоги научатся самостоятельно разрабатывать ТИКО-модели, необходимые им для работы с детьми конкретного возраста и с определенными особенностями в развитии, а также - встраивать и использовать модели в различных педагогических ситуациях.

В ходе обучения по данной программе слушатели освоят следующие темы:

  • Инновационная методика ТИКО-моделирования в реализации ФГОС в ДОУ.
  • Исследование возможностей методики ТИКО-моделирования в развитии навыков логического мышления.
  • Формирование и развитие элементарных математических представлений посредством применения кинестетического подхода.
  • Развитие и коррекция фонетического и фонематического восприятия с помощью знаково-символьной системы.
  • Применение методики ТИКО-моделирования для интеграции различных образовательных областей в НОД.

Обучение по данной программе заканчивается разработкой и сдачей итогового проекта: авторских методических материалов (описание НОД, сюжетно-ролевой игры, сценарий театрализации, спортивного или развлекательного праздника и т.п.).

Данный курс предназначен для педагогических работников ДОУ: методистов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, логопедов.

Продолжительность обучения: 18 академических часов.

Стоимость обучения: 2 750 рублей.

Слушателям, проходившим обучение в ЦПК «Образовательные технологии» или в ОЦ «ИНТОКС», предоставляется скидка 150 руб.

При проведении занятий на базе образовательного учреждения стоимость обучения слушателя увеличивается (сумма увеличения зависит от удаленности ОУ от Санкт-Петербурга, подготовительных работ по настройке оборудования).

ТИКО-моделирование

в детском саду

подготовила:

заведующий МБДОУ д/с №28

Кочина О.Н.

Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в рамках организованной развивающей среды и при наличии необходимого руководства – оптимальные условия для развития дошкольника.

Работая с конструктором ТИКО, мы решаем сразу несколько проблем:

    создание развивающей среды;

    организация развивающих занятий;

    реализация проектной деятельности в детском саду.

Использование обучающих конструкторов ТИКО - эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.

Развивающая среда в дошкольных учреждениях необходима для гармоничного развития личности ребенка, его талантов и способностей. Сегодня развивающая среда для дошкольников может быть легко организована с помощью трансформируемого игрового конструктора для объемного моделирования ТИКО. Причем, конструктор можно использовать в различных направлениях:

    в театральном уголке мы конструируем из ТИКО-деталей декорации и персонажи для сказок;

    в физкультурном уголке – для спортивных игр и соревнований мы используем различные атрибуты, построенные из ТИКО-деталей;

    кукольный уголок с мебелью, ковриками и другой домашней утварью полностью сконструирован из ТИКО;

    в уголках с сюжетно-ролевыми играми «Больница», «Парикмахерская», «Путешествие», «Почта» много игровых атрибутов из ТИКО-деталей;

    в уголке лепки и изодеятельности дети с эстетическим удовольствием конструируют красочные узоры и орнаменты из ТИКО;

    уголок чтения оснащен большой коробкой набора «Эрудит» - дети берут оттуда буквы и составляют нужные им для игр слова;

    дети с математическим складом ума часто достают с полки набор «Геометрия» и собирают из ТИКО-деталей фантазийные и геометрические фигуры, конструируют двузначные числа, числовые выражения на сложение, вычитание с помощью набора «Арифметика»;

    в строительном уголке мы строим из ТИКО дома, мосты, гаражи, роботов, ракеты, самолеты, машины, в общем, все, на что хватает фантазии.

Работая с конструктором, дети развивают мелкую моторику, воображение, эстетический вкус, пространственное мышление, логику, сообразительность и внимание.

Задача родителей и воспитателей состоит в том, чтобы окружить детей такой средой и системой межличностных отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали в детях именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Развивающие занятия в детском саду помогают детям в освоении письма, чтения, математики, в целом способствуют интеллектуальному развитию детей. Интеграция конструирования с занятием по математике или обучения грамоте способствует эффективному интеллектуальному и личностному развитию детей, мотивирует их к учебе, увлекает интересными проектами. Дети воспринимают занятия как игру, и с большим удовольствие погружаются в нее.

В процессе моделирования и конструирования во время проведения занятий дошкольники приобретают важные навыки творческой работы, подключают воображение, учатся фантазировать и мыслить пространственно.

Неотъемлемой частью конструирования является предварительное проектирование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате, которого дети строят заданную модель.

Отличительной чертой интегрированного с конструированием занятия является свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам, тем самый превращая процесс рутинного получения знаний в увлекательную игру.

Игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

На диске представлен различный материал для работы для с конструктором ТИКО в детском саду как в свободной деятельности, так и в непосредственно-образовательной деятельности.

Если у Вас появилось желание включиться в увлекательную деятельность с конструктором ТИКО, ждем Ваших замечаний, предложений, вопросов.

Консультации для педагогов "Технология ТИКО - моделирования для развития детей дошкольного возраста"

Лучший способ сделать ребенка хорошим - это сделать его счастливым О. Уайльд.
Дети играют со всем, что попадается им в руки, поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи, и конструкторы ТИКО дают им возможность для экспериментирования и самовыражения.

«ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т. д.

Творческий характер игры определяет наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности, наличие воображаемой ситуации. Освоение конструктивных особенностей материала наталкивает детей на создание новых предметов, изменение их свойств: положил кирпичик на широкую грань – можно строить дорожку, скамейку, поставил этот же кирпичик на узкую короткую грань – можно строить высокий забор и т. д. Но при неосторожной игре эти постройки ломаются и надо снова их восстанавливать, их сложно перенести на другое место, а это некоторое неудобство для игровой деятельности детей. И в такой ситуации на помощь детям придет конструктор «ТИКО».

Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения (ТИКО) состоит из 10 наборов, рассчитанных для детей дошкольного возраста.

Что же можно решить с помощью конструктора ТИКО?
Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в рамках организованной развивающей среды и при наличии необходимого руководства – оптимальные условия для развития дошкольника.
Работая с конструктором ТИКО, мы можем решить сразу несколько проблем:

1) создание развивающей среды;
2) организация развивающих занятий;
3) реализация проектной деятельности в детском саду.

Использование обучающих конструкторов ТИКО - эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.

Развивающая среда в дошкольных учреждениях необходима для гармоничного развития и успешной подготовки детей к первому классу начальной школы. Сегодня развивающая среда для дошкольников может быть легко организована с помощью обучающего конструктора для объемного моделирования ТИКО. Причем, конструктор можно использовать в различных направлениях:
1) в театральном уголке можно конструировать из ТИКО-деталей декорации и персонажи для сказок;
2) в физкультурном уголке – для спортивных игр и соревнований можно использовать различные атрибуты, построенные из ТИКО-деталей;
3) кукольный уголок с мебелью, ковриками и другой домашней утварью полностью можно сконструировать из ТИКО;
4) в уголках с сюжетно-ролевыми играми
5) в уголке лепки и изодеятельности также можно сконструировать красочные узоры и орнаменты из ТИКО;
6) уголок чтения оснастить набором «Эрудит» - дети могут брать оттуда буквы и составляют нужные им для игр слова;
7) для детей с математическим складом ума набор «Геометрия» из ТИКО – деталей которого собирают фантазийные и геометрические фигуры, сконструировать двузначные числа, числовые выражения на сложение, вычитание с помощью набора «Арифметика»;
8) в строительном уголке построить из ТИКО дома, мосты, гаражи, роботов, ракеты, самолеты, машины, в общем, все, на что хватает фантазии.
Работая с конструктором, дети развивают мелкую моторику, воображение, эстетический вкус, пространственное мышление, логику, сообразительность и внимание.

Задача родителей и воспитателей состоит в том, чтобы окружить детей такой средой и системой межличностных отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали в детях именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Развивающие занятия в детском саду помогают детям в освоении письма, чтения, математики, в целом способствуют интеллектуальному развитию детей. Интеграция конструирования с занятием по математике или обучения грамоте способствует эффективному интеллектуальному и личностному развитию детей, мотивирует их к учебе, увлекает интересными проектами. Дети воспринимают занятия как игру, и с большим удовольствие погружаются в нее.

В процессе моделирования и конструирования во время проведения занятий дошкольники приобретают важные навыки творческой работы, подключают воображение, учатся фантазировать и мыслить пространственно.
Неотъемлемой частью конструирования является предварительное проектирование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате, которого дети строят заданную модель.

Отличительной чертой интегрированного с конструированием занятия является свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам, тем самый превращая процесс рутинного получения знаний в увлекательную игру.

Игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

В 2015 года педагоги образовательного учреждения познакомились с развивающим конструктором «ТИКО» и начали углубленную работу по освоению технологии «ТИКО-моделирования» И.В. Логиновой.

Данная технология привлекла своей новизной и доступностью не только педагогов, но и родителей наших воспитанников.

ТИКО конструктором дети начинают играть с младшего дошкольного возраста. В этом возрасте им по силам освоение плоскостных, а некоторым, в конце года, и объемных фигур.

Обучение ТИКО-моделированию ведется на основе программы дополнительного образования, автор Логинова И.В.

Конструирование в рамках программы - процесс творческий, осуществляемыйчерез совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом,позволяющийпровести интересно и с пользой время в детском саду.

Цель программы - формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.

Программа состоит из двух модулей:

Модуль «Плоскостное моделирование»

Модуль «Объемное моделирование»

Возраст детей , участвующих в реализации программы, 3 - 7 лет.

Формы и режим занятий.

Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

Приложение № 1. Схемы плоскостных ТИКО-фигур.

Приложение № 2. Контурные схемы плоскостных ТИКО-фигур.

Приложение № 3. Диктанты для конструирования.

Приложение № 4. Логические задания на замещение фигур.

Приложение № 5. Логические игры и задания.

Приложение № 6. Правила составления логического квадрата.

Приложение № 7. Комбинаторные задания.

Приложение № 8. Игры с кругами Эйлера.

Приложение № 9. Конструирование по заданным условиям.

Приложение № 10. Дидактическая сказка «Геометрический лес».

Мультимедийные презентации:

  1. «Периметр».
  2. «Каталог геометрических фигур и тел».
  3. «Объем».
  4. «Многоугольники».
  5. «Симметрия».

Материально-техническое оснащение занятий:

  • Столы, стулья - по количеству детей.
  • Стеллажи для хранения наглядного материала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:

Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. - М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.

Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. - СПб.: Речь, 2007.

Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2006.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ:

Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004.

Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. - М.: Дрофа, 2006.

http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение №34

«Детский сад комбинированного вида г.Никольское»

Консультация

на тему:

«ТИКО – моделирование в детском саду»

Подготовила:

Т.А. Комарова воспитатель

старшей группы

г.Никольское

2017 г.

ТИКО – моделирование

в детском саду

Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в рамках организованной развивающей среды и при наличии необходимого руководства – оптимальные условия для развития дошкольника.

Работая с конструктором ТИКО, мы решаем сразу несколько проблем:

    Создание развивающей среды;

    Организация развивающих занятий;

    Реализация проектной деятельности в детском саду.

Использование обучающик конструкторов ТИКО – эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.

Развивающая среда в дошкольных учреждениях необходима для гармоничного развития и успешной подготовки детей к первому классу начальной школы. Сегодня развивающая среда для дошкольников может быть легко организована с помощью обучающего конструктора для объемного моделирования ТИКО. Причем, конструктор можно использовать в различных направлениях:

    В театральном уголке мы конструируем из ТИКО-деталей декорации и персонажи для сказок;

    В физкультурном уголке – для спортивных игр и соревнований мы используем различные атрибуты, построенные из ТИКО-деталей;

    Кукольный уголок с мебелью, ковриками и другой домашней утварью полностью сконструирован из ТИКО;

    В уголках с сюжетно-ролевыми играми «Больница», «Парикмахерская», «Путешествие», «Почта» много игровых атрибутов из ТИКО-деталей;

    В уголке лепки и изодеятельности дети с эстетическим удовольствием крнструируют красочные узоры и орнаменты из ТИКО;

    Уголок чтения оснащен большой коробкой набора «Эрудит» -дети берут оттуда буквы и составляют нужные им для игр слова;

    Дети с математическим складом ума часто достают с полки набор «Геометрия и собирают из ТИКО-деталей фантазийные и геометрические фигуры, конструируют двузначные числа, числовые выражения на сложение, вычитание с помощью набора «Арифметика»;

    В строительном уголке мы строим из ТИКО дома, мосты, гаражи, роботов, ракеты, самолеты, машины, в общем, все, на что хватает фантазии.

Работая с конструктором, дети развивают мелкую моторику, воображение, эстетический вкус, пространственное мышление, логику, сообразительность и внимание.

Задача родителей и воспитателей состоит в том, чтобы окружить детей такой средой и системой межличностных отношений, который стимулировали бы самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали в детях именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Развивающие занятия в детском саду помогают детям в освоении письма, чтения, математики, в целом способствуют интеллектуальному развитию детей. Интеграция конструирования с занятием по математике или обучения грамоте способствует эффективному интеллектуальному и личностному развитию детей, мотивирует их в учебе, увлекает интересными проектами. Дети воспринимают занятия как игру, и с большим удовольствием погружаются в нее.

Впроцессе моделирования и конструирования во время проведения занятий дошкольники приобретают важные навыки творческой работы, подключают воображение, учатся фантазировать и мыслить пространственно.

Неотъемлемой частью конструирования является предварительное проектирование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате, которого дети строят заданную модель.

Отличительной чертой интегрированного с конструированием занятия является свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам, тем самым превращая процесс рутинного получения знаний в увлекательную игру.

Игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники