Германия после второй мировой войны. Мировая политика после второй мировой войны

Всеобщая история в вопросах и ответах Ткаченко Ирина Валерьевна

16. Какие были итоги Второй мировой войны? Какие изменения в Европе и мире произошли после Второй мировой войны?

Вторая мировая война наложила печать на всю историю мира второй половины ХХ в.

В ходе войны были погублены 60 млн жизней в Европе, к этому следует добавить многие миллионы людей, погибших на Тихоокеанском направлении.

За годы войны миллионы человек покинули прежние места проживания. Огромны материальные потери периода войны. На Европейском континенте в руины были превращены тысячи городов и селений, разрушены заводы, фабрики, мосты, дороги, утрачена значительная часть транспортных средств. Особенно сильно пострадало от войны сельское хозяйство. Огромные площади сельскохозяйственных земель были заброшены, более чем наполовину сократилось поголовье скота. К тяготам войны добавился в послевоенное время голод. Многие специалисты считали тогда, что Европе не по силам восстановиться за кратчайшие сроки, на это потребуется не одно десятилетие.

После войны актуализировались проблемы послевоенного урегулирования.

Победа антифашистской коалиции во Второй мировой войне привела к новому соотношению сил в мире. В результате разгрома фашизма вырос авторитет Советского Союза, возросло влияние демократических сил. Изменилось соотношение сил внутри капиталистической системы. Потерпевшие поражение Германия, Италия и Япония на время выбыли из числа великих держав. Ослабли позиции Франции. Даже Великобритания – одна из трех великих держав антифашистской коалиции – утратила прежнее влияние. Зато чрезвычайно возросла мощь США. Обладая монополией на атомное оружие и крупнейшей армией, далеко превосходя остальные страны в области экономики, науки, техники, США превратились в гегемона капиталистического мира.

Основные направления послевоенного мирного урегулирования были намечены во время войны ведущими державами антифашистской коалиции. На конференциях руководителей СССР, США, Великобритании в Тегеране, Ялте и Потсдаме, а также на совещании руководителей США, Великобритании и Китая в Каире были согласованы главные вопросы: о территориальных изменениях, об отношении к побежденным фашистским государствам и наказании военных преступников, о создании специальной международной организации для поддержания международного мира и безопасности. Союзные державы решили оккупировать фашистскую Германию и милитаристскую Японию с целью искоренения милитаризма и фашизма.

Территориальные захваты Германии, Италии и Японии аннулировались. СССР, США и Англия заявили, что необходимо восстановить независимость Австрии и Чехословакии, вернуть Северную Трансильванию Румынии.

Границу между Германией и Польшей союзники договорились провести по линии рек Одер и Нейсе. Восточная граница Польши должна была проходить вдоль линии Керзона. Город Кенигсберг и прилегающие к нему районы передавались Советскому Союзу. Германия и ее союзники должны были уплатить репарации странам, ставшим жертвами фашистской агрессии.

Предполагалось освободить из-под власти Японии все территории, которые она захватила в годы войны. Корее была обещана независимость. Северо-восточный Китай (Маньчжурия), остров Тайвань и другие китайские острова, захваченные Японией, предполагалось возвратить Китаю. Советскому Союзу возвращался Южный Сахалин и передавались Курильские острова, некогда принадлежавшие России.

Полное осуществление согласованных между союзниками принципов мирного урегулирования предполагало продолжение сотрудничества СССР, США и Великобритании. Однако после окончания войны обострились противоречия между главными государствами антифашистской коалиции.

В мире появились две супердержавы – США и СССР, два полюса силы, на которые стали ориентироваться все остальные страны и которые в решающей мере определяли динамику мирового развития. США стали гарантом западной цивилизации. Их основным противником стал Советский Союз, у которого теперь появились союзники. Несовпадение систем ценностей, которые они представляли, предопределяли их соперничество, и именно оно вплоть до рубежа 1980-1990-х гг. стало стержнем развития всей системы международных отношений.

Из книги История. Всеобщая история. 11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 15. Социалистические страны и особенности их развития после Второй мировой войны Установление просоветских режимов. Освобождение советскими войсками стран Восточной Европы от фашистов привело к тому, что здесь началось формирование новых органов власти.

Из книги Империя ГРУ. Книга 1 автора Колпакиди Александр Иванович

Агентурная разведка ГРУ в Западной Европе в годы второй мировой

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Ислам после второй мировой войны Ситуация резко изменилась лишь с середины XX в., после второй мировой войны и крушения системы колониализма. Эти события послужили толчком, резко усилившим весь ход общественной жизни, политическую активность масс, культурные и прочие

автора

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть2 автора Крашенинникова Нина Александровна

автора Ткаченко Ирина Валерьевна

4. Какие были итоги Первой мировой войны? Произошедшая в России Февральская революция взволновала политиков всех ведущих государств. Все понимали, что разворачивающиеся в России события самым непосредственным образом повлияют на ход мировой войны. Было ясно, что это в

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

7. Какие были итоги Первой мировой войны для стран Латинской Америки? Первая мировая война ускорила дальнейшее капиталистическое развитие стран Латинской Америки. Временно уменьшился приток европейских товаров и капиталов. Цены на мировом рынке на сырьевую и

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

20. Какие были основные тенденции развития стран Восточной Европы после Второй мировой войны? Страны Центральной и Юго-Восточной Европы (Польша, ГДР, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Югославия, Албания), которые в послевоенный период стали называть просто Восточной

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

21. Как происходило развитие США после Второй мировой войны? США вышли из войны самой мощной в экономическом и военном отношении страной в капиталистическом мире. Президентом США стал Г. Трумэн, занявший этот пост в 1945 г. в связи со смертью Ф. Рузвельта.Переход экономики и

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

22. Каковы особенности развития Великобритании после Второй мировой войны? Великобритания вышла из Второй мировой войны победительницей, как одна из участниц антигитлеровской коалиции. Ее людские потери были меньше, чем во время Первой мировой войны, но материальный

автора Феденко Панас Васильевич

3. Международное положение после второй мировой войны Свою беспомощность авторы Истории КПСС проявляют особенно, перейдя к описанию международного положения после второй мировой войны. По их словам, после войны создался «реакционный империалистический лагерь», цель

Из книги Новая «История КПСС» автора Феденко Панас Васильевич

VI. После второй мировой войны - до смерти Сталина 1. Коренное изменение международного положения XVI глава Истории КПСС охватывает период времени с конца второй Мировой войны до смерти Сталина в 1953 г. С большим удовлетворением авторы констатируют коренное изменение

Из книги Рассекреченные страницы истории Второй мировой войны автора Куманев Георгий Александрович

Глава 15. Разгром дальневосточного агрессора. Конец Второй мировой войны и ее итоги Гитлеровский рейх был повержен, но Вторая мировая война все еще продолжалась в Юго-Восточной Азии и в бассейне Тихого океана. По истечении трех месяцев со дня подписания акта о капитуляции

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

99. ОБРАЗОВАНИЕ МИРОВОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ПОСЛЕДСТВИЯ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» ДЛЯ СССР После окончания Второй мировой войны соотношение сил между ведущими державами принципиально изменилось. Значительно усилили свои позиции США, в то время

Из книги Ближний Восток: война и политика автора Коллектив авторов

Борьба за нефтяное могущество после Второй мировой войны Послевоенный период во многом стал переломным в истории нефтяной промышленности. С 1950 г. вследствие беспрецедентного роста темпов развития мировой экономики и промышленного производства, повышается и важность

Из книги От древнего Валаама до Нового Света. Русская Православная Миссия в Северной Америке автора Григорьев Протоиерей Дмитрий

Развитие человечества после Второй мировой войны распадается на два этапа. Первый (1945 — 1991 гг.) характеризовался острым противостоянием двух сверхдержав (США и СССР), начавшимся сразу же после завершения Второй мировой войны .

С лёгкого пера западных журналистов это противостояние получило название «холодной войны », поскольку характеризовалось бескомпромиссной борьбой во всех сферах жизни, но всё-таки не привело к прямому крупному военному столкновению сверхдержав. Противостояние СССР и США несло огромную идеологическую нагрузку, поскольку представлялось лидерами противоборствующих держав как конфликт двух мировоззрений.

Следствием борьбы сверхдержав стал раскол мира на две части, возглавляемые ими. Линия раскола порой проходила даже в пределах одной и той же страны. В послевоенные десятилетия на две части оказались расколотыми такие страны, как Германия, Китай, Корея, Вьетнам. В 1949 году вокруг США возник военно-политический блок НАТО, после присоединения к которому Западной Германии в 1955 году была образована Организация Варшавского Договора, объединившая вокруг СССР страны Восточной Европы, которые в послевоенные годы стали ближайшими союзниками Советского Союза и пошли по пути строительства социалистического общества по советскому образцу.

Ключевым звеном «холодной войны» стала гонка вооружений, исход которой и определил развязку противостояния двух сверхдержав в послевоенном мире. Развернувшись со второй половины 1940-х годов, она продолжалась с переменным успехом до середины 1980-х, когда стало окончательно ясно, что Советский Союз оказался не в состоянии продолжить её. Причины поражения СССР в гонке вооружений следует искать прежде всего в изначальном неравенстве экономических потенциалов сверхдержав, в силу чего задача победить США на этом поприще было едва ли возможно. Длительное соревнование, увенчавшееся к началу 1970-х годов установлением примерного паритета военных потенциалов сверхдержав, было возможным только в силу исключительных возможностей перекачки ресурсов из одной отрасли народного хозяйства в другую, которые давала командно-административная система. Однако и её возможности оказались к середине 1980-х годов полностью исчерпанными.

Определяющее значение для исхода гонки вооружений имели, как это ни может показаться парадоксальным на первый взгляд, 1970-е годы, вошедшие в историю международных отношений послевоенного времени как годы разрядки напряжённости, смягчения остроты противостояния сверхдержав. Как это произошло?

1970-е годы со всей очевидностью продемонстрировали преимущества той модели социально-экономического развития, которая утвердилась во всех странах Запада в послевоенные десятилетия. Социально ориентированная рыночная экономика в полной мере показала свой потенциал уже в 1950 — 1960-е годы, породив понятие «экономического чуда» — длительного бескризисного развития с устойчивыми высокими темпами экономического роста, который был особенно характерен для стран, потерпевших поражение во Второй мировой войне — Западной Германии, Италии, Японии. В рождении «экономического чуда» важную роль сыграли правительства названных стран. Но оно стало возможным ещё и потому, что после Второй мировой войны державы-победительницы и прежде всего США отказались от экономического давления, принципов жёсткого протекционизма, взяв курс на глубокую экономическую интеграцию. К такому решению их в немалой степени подталкивали задачи противостояния с Советским Союзом и объединившимися вокруг него странами мировой системы социализма.


В 1948 — 1952 гг. США предоставили экономическую помощь пострадавшим от войны странам Западной Европы в размере 13 млрд. долларов (так называемый план Маршалла , получивший название по имени госсекретаря США), причём получение помощи было поставлено в зависимость от корректировки внешне- и внутриполитического курса в русле, желательном для Соединённых Штатов.

В 1951 г. было создано Европейское объединение угля и стали , в которое вошли предприятия металлургической и горнодобывающей отраслей шести стран (Франция, Западная Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург), снявшее таможенные барьеры на пути развития тяжёлой промышленности. В 1957 г. эти же страны образовали Европейское экономическое сообщество (Общий рынок), призванное обеспечить свободное перемещение товаров, капиталов и рабочей силы. Экономическая интеграция позволила создать ёмкий рынок и избежать развала экономических связей, который был одним из негативных факторов развития Западной Европы в 1930-е годы.

Моментом истины в экономическом соревновании двух сверхдержав и двух мировых систем стали 1970-е годы. Их начало было отмечено падением темпов экономического развития стран Запада. В 1974 — 1975 гг. впервые после Второй мировой войны разразился экономический кризис, который повторился в 1980 — 1982 гг. Экономический кризис 1974 — 1975 гг. был во многом связан с энергетическим кризисом. Последний был вызван возникновением организации стран — экспортёров нефти, сумевших преодолеть разногласия и с начала 1970-х годов общими усилиями обеспечивших повышение цен на нефть в 10 раз.

Это подтолкнуло индустриальные страны к ускорению поисков новых энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий. Решить эту задачу было возможно лишь на принципиально новой научной и технологической основе. Во второй половине 1970-х гг. в связи с развитием электронно-вычислительной техники, гибких производственных систем, генной инженерии и биотехнологий начался новый этап научно-технического прогресса. Этот рубеж принято связывать с важнейшей вехой в истории человечества — переходом наиболее развитых стран от стадии индустриального общества к стадии информационного общества , для которого характерен переход от экстенсивного типа производства к интенсивному. Переход к информационному обществу стал возможен благодаря механизму рыночной экономики, обеспечившему приток капиталовложений в наиболее перспективные области научных исследований и вновь возникающие отрасли промышленного производства.

Экономика СССР, получившая значительный приток финансовых ресурсов в результате повышения мировых цен на нефть, осталась в 1970-е годы в стороне от качественных технологических инноваций. Когда же в середине 1980-х гг. внедрение ресурсосберегающих технологий привело к быстрому падению цен на нефть, а дальнейшее освоение нефтяных месторождений Западной Сибири потребовало значительных затрат, необходимость ускорения научно-технического прогресса в СССР стала настолько очевидной, что породила политику Перестройки.

Попытки проведения экономической реформы в СССР оказались безрезультатными вследствие решительного сопротивления партийно-бюрократического аппарата, опасавшегося потерять привилегированное положение в обществе. Попытка же проведения глубокой политической реформы обернулась распадом СССР (декабрь 1991 г.) и мировой системы социализма.

Последнее десятилетие ХХ и начало ХХI вв. отмечено нарастанием процессов глобализации. Глобализация распространяется сегодня на самые различные сферы жизни общества, комплексное, растущее единство современного мира обусловлено необходимостью решения глобальных проблем. Она включает в себя прежде всего формирование всемирного рынка капиталов, товаров, услуг, идей, информации и т.д.

Глобализация порождает немало серьёзных проблем. Разрушаются традиционные уклады жизни, приходят в упадок оказавшиеся неэффективными отрасли производства. В этих условиях значительно возрастает роль национального государства, главной задачей которого становится обеспечение международной конкурентоспособности национальной экономики, согласия в обществе, основанного на учёте интересов всех его классов и социальных слоёв.

Чёткой периодизации ко второй части Новейшей истории нет. Выделяют следующие периоды:

  1. Вторая половина 40х – конец 50х – начало 60х гг. Это период послевоенной реконструкции экономики. В большинстве западных стран начинается период экономического подъёма «чуда». Этот подъём был благодаря плану Маршалла. Создаётся смешенная экономика. Проходит первый этап НТР;
  2. 60е – начало 70х гг. В этот период происходит отход от политики государственного регулирование, возвращение к рыночному хозяйству. Происходит сворачивание госсектора. Принимается большое кол-во законов, касающихся социальной сферы. Начинается создание государства общего благосостояния. Заканчивается общим экономическим кризисом;
  3. Конец 70 – конец 80х гг. Снова экономический рост в западных странах. Кризис социалистической системы и её распад. Усиливается экономическая интеграция. Переход к европейскому союзу.
  4. Конец 80х гг. до нынешних дней. Прекращение холодной войны. Объединение Европы. Происходит информационная революция. Усиливается влияние на экономику информационных технологий (интернет). Усиливается значение процессов глобализации. Ликвидация биполярной системы. Усиление роли США, претендующее на роль мирового жандарма. Усиливается фактор влияния терроризма, усиление противостояния исламских стран и западных цивилизаций.

Этот период наиболее политизирован. Даются разные оценки. Особенно касательно ВМВ. В 2005г. в связи с 60летием дебаты имели место быть на уровне политическом. Значение и последствие ВМВ для многих стран было пересмотрено. Для большей части восточных государств один авторитарно-тоталитарный режим сменился другим. Никаких демократических реформ, социализма, бла-бла-бла, не было. Точно также иначе оценивают ВМВ другие европейские страны. Для итальянцев ВМВ – это гражданская война. Велась партизанская война с режимом Муссолини, которую расценивали как гражданскую войну. Французы – в 90е годы наблюдается попытка переосмыслить режим Виши. Раньше этот режим рассматривался исключительно отрицательно, т.к. сотрудничал с Германией. Теперь ряд историков считают, что это была попытка хотя бы часть Франции сохранить нейтральной. У Германии до сих пор остался комплекс вины. Память о войне становится всё менее болезненной. Немцы пытаются уже легитимизировать роль государства. Вопрос о депортации немцев из восточной Европы, которые были отправлены туда в годы войны.

Оценки ВМВ достаточно разные. Память и для нас была болезненной и острой. В мае 2010г. в эстонской прессе была опубликована статья, которая была переведена на русский язык. Там была озвучена т. зрения восточных европейских стран, в первую очередь для Эстонии. Говорили, что это был для них век порабощения Советским Союзом.

Война закончилась 8 мая 45г. капитуляцией Германии и в сентябре капитуляцией Японии. Участвовали 62 государства, 80% населения мира. Военные действия велись на территории 40 государств. 110 миллионов человек участвовало в войне. Подсчёты потерь до сих пор ещё точно не утверждены. Примерно – 55млн. Потери СССР – 27 млн., немцы – 5 млн., поляки – 6 млн., Китай, Япония и Югославия были сильно пострадавшими странами. Было потрачено 4 триллиона $ на ведение военных действий. Военные расходы составляли 60-70% всего дохода стран.

Изменения произошли в территориальном плане. Были изменения, касающиеся Восточной Европы и Германии. Германский вопрос решался ещё до капитуляции Германии (Ялтинская конференция). Были 4 оккупационные зоны – советская, американская, английская, позднее – французская. Германия утратила свою целостность. Германия была разделённой до 90г. Был применён принцип 4х Д: денационализация, демилитаризация, денацификация, декартелизация, демократизация (может 5). Германия лишилась восточной Пруссии. У нас была создана Калининградская область, был создан Польский коридор. Судетская область была возвращена Чехословакии, была восстановлена независимость Австрии.

Вопрос о мирном договоре обсуждался в Париже. 10 февраля 47г. все договоры были торжественно подписаны. Эти договоры в значительной степени изменили карту Восточной Европы. Это было восстановление довоенного статус-кво. Болгария возвращала Греции Фракию, но получила Дабруджи. Румыния получила обратно Трансильванию. Но она отдала СССР Бессарабию и Буковину. Болгария ещё отдала Югославии Македонию. Италии пришлось отдать Югославию полуостров Истрию и порт Фиуме, который стал называться Риека. Потом эта территория была разделена пополам. Полностью восстановила свою территорию Чехословакия, венгры вернули ей южную Словакию, Судетскую область. Хоть Польша была жертвой войны, её сместили на запад. Территории восточной Польши входили в Белорусскую ССР. Польша получила часть территорий восточной Пруссии. Она потеряла 18% своей территории. Наша страна значительно увеличила свои западные территории. Прибалтийские республики были окончательно закреплены за СССР. Западная Украина, Бессарабия, восточная Польша, Буковина отошли к нам. Мы получили также Курильские острова и южный Сахалин. До сих пор вопрос о Курилах не решён.

ВМВ война привела к демографическим сдвигам и последствиям. Это было связано с нацистской политикой: уничтожение еврейского населения. Около 90% 3 млн. еврейского населения было уничтожено. Также встала проблема Халакоста. 250 тысяч выехали из Европы. Вопрос был, куда их переселить. Надо было решить вопрос о еврейском государстве. В итоге была разделена на 2 части Палестина. Создаётся государство Израиля. Это привело к серьёзным конфликтам на востоке. Очень острой проблемой была демографическая проблема перемещённых лиц, миграционных послевоенных движений. Поток беженцев с востока на запад создавал проблемы. Из Польши также выселяли немцев. Когда Венгрия вернула Словакию, 200 тысяч венгров были депортированы в Венгрию, а из Венгрии – 200 тысяч словаков. Было 2 млн. поляков из Чехословакии переселено в Польшу. В Европе насчитывалось 25 млн. переселённых лиц, у которых не было жилья, средств к существованию.

Послевоенные годы были неурожайными. А экономика вся европейских стран была разрушено, не было валюты, чтобы купить за рубежом зерно. В Европе воцарился голод. Усилились позиции левых партий – коммунистов и социалистов, христианских демократов. На первых послевоенных выборах 46г. победили коалиции этих 3х партий. Приход к власти левых правительств определило проблемы послевоенного урегулирования. Восстановление экономики происходило благодаря левым, поэтому были многие демократические преобразования. Эти политические тенденции стали использоваться обеими великими державами. Обе претендуют на мировое господство. Мир перестаёт быть европоцентристским. Растёт коммунистическая угроза. Уже в 46г. появляется доктрина сдерживания Советского Союза (Дж. Кенен). Это послужило толчком к началу Холодной войны. Наша страна тоже использовала победу в войне. Стала пытаться установить контроль над максимально большим кол-вом территорий. Это привело к расколу Европы на 2 части. Процесс был завершён к 49г. Произошло разделение Германии, упал «железный занавес». С этого момента изменилось географическое разделение Европы. Европа до войны делилась на 4 крупных региона: северная Европа, центральная, западная и восточная. Теперь же Европа оказалась разделённой на восточную и западную, что повлияло на формирование идентичности. Теперь те же самые поляки стали формироваться как восточноевропейская идентичность. В западной Европе начинается формироваться европейское экономическое сообщество, у нас – совет взаимопомощи.

Была также проблема ответственности за послевоенные преступления. Нюрнбергский процесс. Это был первый международный трибунал, который признал агрессию тягчайшим преступлением против человечества. Агрессоры судились как уголовные преступники. Было 17 смертных приговоров. Это процесс внёс большой вклад в развитие прав человека как отрасли международного права. Благодаря Нюрнбергскому процессу права человека признавались как неотъемлемое право всех людей, независимо от расы. Это поспособствовало процессу деколонизации. С другой стороны, процесс захватил воспитательные меры против немцев. Группы немцев стали возить в концлагеря, чтобы они увидели, что там происходило. Процесс закончился к началу 60х годов. В Германии было потом проведено 12 подобных процессов.

Была запрещена деятельность общественных организаций, связанных с национал-социалистической партией Германии. Нюрнбергский процесс не привлёк большого внимания самих немцев, которые боролись тогда за выживание. Уже с начала 60х гг. у немцев формируется комплекс вины. Правительство ФРГ приняло решение о компенсации всем тем, кто пострадал во время войны, люди, которые трудились в лагерях или вывезенных на работы в Германию. Им стали выплачивать пенсии (больше, чем те, которые выплачивает наше «любимое» государство русским ветеранам).

В Италии и во Франции проходят военные суды над теми, кто сотрудничал и помогал фашистам. Было приговорено к казне около 170 тысяч человек. Аналогичные процессы проходили и в Бельгии, Нидерландах.

Завершение ВМВ привело к краху мировой колониальной системы. Многие территории получили независимость. Началась деколонизация Азии. Получили независимость Сирия, Ливан, Палестина, Филиппины, Цейлон, Индонезия. Стала формироваться широкая группа стран, получивших независимость. К 60х гг. колониальная система прекратила своё существование. Территории остаются полем борьбы за сферы влияния. В ряде стран удаётся установить наше влияние, происходят социалистические революции (Куба, Китай). Эти процессы беспокоили западный мир. Крах колониальной системы привёл к образованию нового вида стран – развивающиеся страны. Мир раскололся уже на 3 части. В первые послевоенные годы антифашисты, антиимпериалисты имели очень много общего. Политика была их во многом похожей. Во главу угла ставились демократические ценности (демократическая республика). В 44г. была создана ООН. Все эти вновь создающиеся режимы носили светский характер, даже на Востоке. Все партии считали, что для восстановления послевоенной экономики нужно прямое вмешательство государства, нужна жёсткая централизация, плановая экономика. Для восточно-европейских стран была привлекательна, т.к. они принадлежали к типу догоняющих стран. В западных странах также проводилась подобная программа. Также шли социалистические преобразования.

Концепция регулирования рынка в этот период реализовывалась не только на национальном, но и на глобальном уровне. Создаются глобальные организации по регулированию экономики, отношений. В замен Лиги Наций была создана ООН. В США на конференции были созданы организации Международный валютный фонд, ещё одна, которые хотели защитить от банкротства мир, от экономических кризисов. Международный валютный фонд был создан для недопущения резких валютных скачков. Был создан как прототип Бретенбургской валютной системы. Потом она была заменена Ямайской системой – свободный плавающий валютный курс относительно друг друга.
Банк реконструкции развития стал давать кредиты для реконструкции послевоенного хозяйства. Кредиты составили около 3млрд. $. Но стало ясно, что страны не смогут вернуть эту задолжность. Экономические проблемы оставались нерешёнными. Возникает план Маршалла.

Конспект по истории России

Международное положение СССР после войны , в которой он победил ценой больших потерь, было в высшей степени парадоксальным. Страна была разорена. В то же время ее лидеры имели законное право претендовать на видную роль в жизни мирового сообщества. Однако соотношение сил было для СССР едва ли не худшим за все время его существования. Да, он извлекал выгоду из оккупации обширнейшей территории большей части Европы, и его армия занимала по численности первое место в мире. В то же время в области военной технологии США и Великобритания далеко обогнали СССР, промышленный потенциал которого в западных регионах к тому же понес огромные потери.

Таким образом, налицо было острое противоречие между видимой ситуацией и реальным раскладом сил. Советские руководители ясно осознавали это положение, что заставляло их испытывать сильное чувство уязвимости, но в то же время они считали, что СССР стал одной из великих держав. Тем самым, включение Советского Союза в международную сферу характеризовалось большой нестабильностью. В этой ситуации возможны были два подхода: первый предполагал усилия по сохранению "большого альянса", созданного в годы войны, и получение передышки для реконструкции и развития экономики; второй делал эквивалент военного противовеса из приобретения "залогов безопасности" посредством расширения сферы советского влияния.

Второй подход, поддерживаемый Сталиным и Маленковым, исходил из предположений о неминуемом кризисе, который сметет капиталистическую систему, но отодвигал его приход в отдаленное будущее, признавал существование возможности урегулирования отношений в двухполюсном мире между социалистическим лагерем во главе с СССР и империалистическим лагерем во главе с США и подчеркивал опасность скорой конфронтации между ними.

Из-за некоторой пассивности западных держав второй подход, непосредственно выражавшийся в политике приобретения "залогов безопасности", возобладал в первые месяцы, последовавшие за Ялтинской конференцией.

В условиях все более поляризующегося мира эта политика привела в последующие годы к образованию блоков, конфронтации, в первую очередь, вокруг немецкого вопроса, и настоящей войне в Корее. После столкновений 1945-1946 гг. "холодная война" вошла в свою активную фазу летом 1947г., когда мир раскололся на два антагонистических блока.

Советская дипломатия высказывала свое намерение решать крупные международные проблемы только с США (показательно, что с конца 1945 года контакты между Сталиным и Эттли, сменившим Черчилля на посту премьер- министра Великобритании, становились все более эпизодическими). В феврале 1946 года Молотов, в частности, заявил, что СССР - одна из двух крупнейших стран мира и никакой международный вопрос не может быть решен без ее участия. Сохраняя свою приверженность к политике раздела сфер влияния, противостоявшей американскому проекту коллективной безопасности, который отводил ООН центральное место в урегулировании конфликтов, СССР постарался упрочить свои позиции в Иране, так как до этого момента политика получения "залогов безопасности" приносила свои плоды.

Когда иранский кризис достиг своей кульминации (начало марта 1946 года), Черчилль произнес в Фултоне (Миссури), в присутствии президента Трумэна, свою знаменитую речь о "железном занавесе". Эта речь, основные положения которой разделялись на Западе не всеми, особенно находившимися тогда у власти английскими лейбористами, тем не менее, свидетельствовала о начале нового и важного этапа в осознании Западом реальности угрозы "советского экспансионизма".

Парижские конференции апреля 1946 года и Мирная конференция, проходившая во французской столице с 29 июля по 15 октября 1946 года, были посвящены главным образом урегулированию германской проблемы. Они не привели ни к какому сближению западных и советских позиций, за исключением вопроса о репарациях. Между тем госсекретарь США Бирнс объявил в Штутгарте, что, по мнению американского правительства, настал момент передать немецкому народу ответственность за ведение своих собственных дел, предоставить Германии возможность обрести самостоятельность в экономической области. Бирнс, далее, даже заявил, что "большая тройка" не принимала на себя в Потсдаме никаких окончательных обязательств о восточной границе Германии.

Со своей стороны СССР приступил к активной "денацификации" своей оккупационной зоны, аграрной реформе, национализации промышленных предприятий и созданию смешанных советско-германских предприятий, которые работали исключительно на СССР. Хотя СССР неизменно подтверждал свою приверженность идее воссоединения демократизированной и демилитаризованной Германии, растущее несоответствие политических и экономических структур в западных и советской оккупационных зонах делало эту идею все более иллюзорной.

После провала Мирной конференции отношения между западными странами и СССР еще более ухудшились. Чтобы попытаться урегулировать не решенные Мирной конференцией проблемы, новое совещание министров иностранных дел собралось в Москве 10 марта 1947 года, которое также закончилось безрезультатно. Из провала московской конференции американцы сделали для себя бесспорный вывод о необходимости без промедления связать западные оккупационные зоны с западноевропейскими государствами экономическими и даже политическими соглашениями. 5 июня Маршал изложил в Гарварде основные направления экономического плана, призванного "помочь европейцам снова обрести экономическое здоровье, без которого невозможны ни стабильность, ни мир".

В июле в Париже была назначена конференция, открытая для всех стран, в том числе и СССР. Совершенно неожиданно для всех во французскую столицу прибыл Молотов во главе делегации, количество членов которой и их ранг давали пищу для оптимистических прогнозов. Однако через три дня представители советской делегации выразили свое принципиальное несогласие с американским проектом: они соглашались на двустороннюю помощь без предварительных условий и контроля, но возражали против коллективного предприятия, способного поставить под сомнение исключительное влияние СССР в Восточной Европе и увеличить способность Западной Европы к сопротивлению. В то же время они постарались уменьшить психологический эффект, произведенный предложением Маршала, путем сравнения огромных нужд послевоенной Европы и ограниченных возможностей США. 2 июля Молотов прервал переговоры, заявив, что "поставленные под контроль" европейские страны потеряют ради удовлетворения "нужд и желаний некоторых великих держав" свою экономическую и национальную независимость.

Ухудшение международного климата продолжалось в течение всего 1947 года, отмеченного все более заметным втягиванием восточноевропейских стран в орбиту СССР.

Конфронтация СССР и Запада поднялась еще на одну ступень летом 1948 года из-за событий, связанных с блокадой Берлина .

Провал конференции "последнего шанса" по германской проблеме (Лондон, ноябрь - декабрь 1947 года) ускорил процесс создания Западной Германии. В знак протеста против решения Западных держав об организации выборов в западногерманское учредительное собрание маршал Соколовский, советский представитель в межсоюзническом Контрольном Совете по управлению Берлином, 20 марта вышел из этого органа, что привело к ликвидации четырехсторонней администрации Берлина. 24 июня советская сторона полностью блокировала западные зоны в Берлине. Маршал Соколовский открыто заявил, что "технические трудности" в передвижении между Берлином и Западной Германией сохранятся до тех пор, пока Вашингтон, Лондон и Париж не откажутся от своего проекта создания "трехзонного" правительства. Запад был вынужден организовать "воздушный мост", который снабжал город около года, до 12 мая 1949 года, когда блокада была, наконец, снята.

На Совете четырех министров иностранных дел, проходившем в Париже с 22 мая по 20 июня 1949 года, заменивший Молотова на посту руководителя советской дипломатии Вышинский отверг проект самостоятельности трех западных зон. В ответ на создание 23 мая Федеративной Республики Германии, созванное в Восточном Берлине народное собрание приняло конституцию демократической неделимой Германии.

Через несколько месяцев, 7 октября 1949 года, была провозглашена Германская Демократическая Республика, которой Советский Союз передал все гражданские правомочия.

1949-1950 гг. стали, несомненно, кульминацией "холодной войны", ознаменованной подписанием 4 апреля 1949 года Североатлантического Договора, чей "открыто агрессивный характер" неустанно разоблачался СССР, войной в Корее и перевооружением Германии. 1949 год был "крайне опасным" годом, поскольку СССР уже не сомневался, что американцы надолго останутся в Европе. Но он же принес советским руководителям и удовлетворение: успешное испытание первой советской атомной бомбы (сентябрь 1949 г.) и победа китайских коммунистов.

В большей степени, чем конфликт в Корее, "головной болью" советской внешней политики в начале 50-х годов был вопрос об интеграции ФРГ в западную политическую систему и ее перевооружении. Используя глубокие расхождения между западными державами по этой проблеме, советская дипломатия имела возможность ловко маневрировать.

23 октября 1950 года собравшиеся в Праге министры иностранных дел восточноевропейского лагеря предложили подписать мирный договор с Германией, предусматривающий ее демилитаризацию и вывод из нее всех иностранных войск. В декабре западные страны в принципе согласились на встречу, но потребовали, чтобы на ней были обсуждены все проблемы, по которым имело место противостояние Запада и Востока. Продолжавшиеся с 5-го марта по 21-ое июня 1951 года в Париже переговоры не привели стороны к соглашению.

После Второй мировой войны в мире произошли коренные изменения в расстановке политических, экономических и военных сил в пользу демократии и прогресса. В чем их суть?

Во-первых, СССР, сыгравший решающую роль в победоносном завершении минувшей войны, высоко поднял свой международный авторитет.

Показателем его роста стало расширение дипломатических связей. Если до Великой Отечественной войны СССР имел их с 26 государствами, то к концу войны - уже с 52.

Развитие дипломатических отношений сопровождалось укреплением экономических, торговых, культурных связей с другими странами. Принципиальная линия внешней политики держалась генерального направления, ориентированного на мир.

В целях поддержания и укрепления мира была создана Организация Объединенных Наций (ООН). Еще в 1944 г. представителями США, СССР, Великобритании и Китая был разработан Устав ООН. 26 июня 1945 г. этот Устав был подписан участниками учредительной Сан-Францисской конференции и вступил в силу 25 октября 1945 г. Главными органами этой организации были учреждены: Генеральная ассамблея, Совет безопасности, Международный суд и другие. По предложению советской страны в ООН наряду с СССР были включены также Украинская и Белорусская республики как наиболее пострадавшие от фашистской агрессии.

Во главу угла деятельности ООН ставились три важнейшие задачи:

  • ? добиться оздоровления мировой экономики путем ее демилитаризации. Гонка вооружений должна быть прекращена. Значительную часть военной продукции необходимо было перевести на мирные рельсы (конверсия гигантских масштабов);
  • ? прекратить военное соперничество и создать условия прочного мира. ООН может выступить как инструмент мира, согласования политических интересов различных государств, нейтрализуя агрессивные тенденции;
  • ? добиться разоружения всех государств, оставив небольшие мобильные силы для поддержания порядка и безопасности. Для этого необходимо согласие великих держав о полном запрещении продажи и других форм поставки оружия массового уничтожения.

Во-вторых, после войны усилилась неравномерность развития ведущих капиталистических держав. Германия, Япония и Италия, потерпев военное поражение, в экономическом и политическом отношении были отброшены далеко назад. Ослабленными вышли из войны Франция и Англия. США, укрепив свои позиции, стали безусловным лидером в капиталистическом мире. К концу войны на их долю приходилось почти две трети промышленной продукции, около трети экспорта товаров, более половины золотого запаса капиталистических стран. США превратились в сильнейшую военную державу, монопольно владевшую атомным оружием.

В-третьих, изменению соотношения сил в мире после 1945 г. во многом способствовало бурное развитие национально-освободительного движения. Народы колониальных и зависимых стран, воодушевленные победой над фашизмом и милитаризмом, развернули борьбу за свою национальную независимость. В послевоенное время суверенитет завоевало большинство стран Юго-Восточной Азии. В период японской оккупации здесь возникло массовое освободительное движение, участники которого получили закалку в вооруженной борьбе. Народные армии были созданы во Вьетнаме, Камбодже, Лаосе, Бирме, Индонезии и др.

На Ближнем Востоке получили независимость Сирия и Ливан (1944). В 1953 году республикой был провозглашен Египет. Активизировалась освободительная борьба в Марокко и Тунисе. Созревали предпосылки для падения колониальных режимов и в других странах африканского континента. В Латинской Америке народные массы требовали ликвидации засилья североамериканских монополий. Сразу после войны рухнули диктаторские режимы в Боливии, Эквадоре, Гватемале, Сальвадоре, Чили.

В целом национально-освободительное движение в мире достигло больших успехов: если до Второй мировой войны в колониях и полуколониях проживало 1,5 млрд человек, или 60% населения Земли, то к началу 50-х гг. национальную независимость завоевали 1,2 млрд человек.

В-четвертых, важнейшим направлением внешней политики СССР в послевоенные годы было формирование прочной системы безопасности страны. После окончания Второй мировой войны имевшиеся противоречия в политике ведущих стран антигитлеровской коалиции СССР, США и Великобритании вспыхнули с новой силой. Начался долгий период так называемой «холодной войны».

Суть «холодной войны» заключалась в том, чтобы держать человечество на грани «горячей войны», создавать зыбкое равновесие страха. Основными элементами политики «холодной войны» являлись:

  • ? отказ от переговоров;
  • ? нагнетание международной напряженности;
  • ? угрозы, шантаж, гонка вооружений;
  • ? экономическая блокада со стороны Запада по отношению к СССР и его союзникам;
  • ? идеологическая конфронтация;
  • ? ведение психологической войны.

Принято считать, что начало «холодной войны» положено речью У. Черчиля 5 марта 1946 г. в американском городе Фултоне, где он призвал фактически к образованию военно-политического союза против СССР. Существуют различные точки зрения на происхождение, характер и основные этапы развития «холодной войны».

Курс на «холодную войну» со стороны Запада был обусловлен:

  • ? выступлением против распространения коммунизма;
  • ? стремлением США, Англии и Франции к ослаблению СССР;
  • ? усилением влияния коммунистических партий в странах некоммунистического лагеря.

Со стороны СССР мы видим:

  • ? стремление подтолкнуть крушение капитализма;
  • ? распространение сталинской системы в странах Восточной Европы;
  • ? гальванизацию лозунгов мировой революции.

У «холодной войны» было три возможных исхода:

  • ? ядерная война;
  • ? ликвидация одной из систем: социалистической или капиталистической;
  • ? путь конвергенции - взять лучшее из той и другой системы.

Противостояние Советского Союза и капиталистических стран

проходило в условиях роста гонки вооружения и создания военных блоков. Так, весной 1949 г. был создан Североатлантический блок - НАТО. В 1952 году вступил в силу договор о создании «Тихоокеанского пакта безопасности» (АНЗЮС), в который вошли США, Австралия и Новая Зеландия. В 1954 году была создана Организация Договора Юго-Восточной Азии (СЕНТО). В 1955 году был создан Багдадский пакт, который в 1959 г. был переименован в СЕНТО.

В ответ европейские страны социалистической ориентации создали Организацию Варшавского Договора (ОВД) - оборонительного военно-политического союза социалистических стран. 14 мая 1955 г. Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, Чехословакией, СССР и Албанией был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Цели и характер ОВД определили содержание военно-политического сотрудничества по двум основным направлениям:

  • ? координация внешней политики союзных государств;
  • ? выработка согласованной линии в военных вопросах.

Были созданы рабочие органы союза - Политический Консультативный Комитет и Командование Объединенных Вооруженных Сил и др. Таким образом, была создана система совместной обороны социалистического лагеря.

В-пятых, революции в ряде стран Европы и Азии, политические режимы в странах социалистической системы, разгром главных сил фашизма и милитаризма Красной Армией, присутствие советских войск на освобожденных территориях создали благоприятную обстановку для перерастания национально-освободительной борьбы в народно-демократическую. В результате была установлена новая форма политической организации общества - народная демократия.

В странах Центральной и Юго-восточной Европы на базе национальных фронтов осуществлялись важнейшие демократические образования. Были проведены аграрные реформы: помещичья собственность на землю (там, где она существовала) была отменена в пользу крестьян. В политической сфере были ликвидированы монархические режимы в Болгарии, Югославии, Румынии, Венгрии.

Демократические преобразования постепенно дополнялись социалистическими. Были национализированы основные средства производства, банки, транспорт, введено государственное планирование. Одними из первых на путь строительства социализма встали народы Болгарии и Югославии, затем Албания, Польша, Румыния, Чехословакия и Венгрия. В 1949 году образовалась ГДР, а ответ на создание ФРГ.

Советский Союз проводил политику всесторонней поддержки новых режимов. Присутствие советских войск в ряде стран Восточной Европы сыграло свою роль. Не будь присутствия Советской Армии на территории этих стран, их развитие могло пойти в другом русле. На азиатском континенте продолжала мирное развитие МНР. В 1945 году добился победы Вьетнам, в 1948 г. - Корея и 1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика.

Несмотря на серьезные трудности послевоенных лет, Советское государство оказывало щедрую экономическую и техническую помощь всем странам, вступившим на путь социализма. Так, в 1950 г. Китай получил от СССР на льготных условиях заем в сумме 300 млн дол. Всем странам социализма к началу 1956 г. Советский Союз предоставил долгосрочные кредиты в размере 21 млрд руб. В 1950-1955 годах Советский Союз построил в странах социалистического содружества 391 предприятие и свыше 90 отдельных цехов и установок.

Каким был политический режим стран, ставших на путь строительства социализма? Какой социализм строили народы этих стран? При общей ориентации на демократические и гуманистические приоритеты в этих государствах, по сути, начала формироваться сталинская модель социализма. Исторический опыт показывает, что ее характерными чертами были: в экономической области - монополия государственной формы собственности, государственно-плановые, отрицающее рынок развитие экономики; в социальной сфере - утверждение производственных отношений, отчуждавших работников от собственности и результатов труда; в политической области - монополия коммунистической партии на власть, сверхцентрализация государства и формирование бюрократических структур власти, отчуждение граждан от реальной власти; в духовной сфере - господство идеологии марксизма-ленинизма, информационная закрытость.

Сталинская внешнеполитическая концепция 40-50-х гг., по- прежнему исходившая из идеи мировой социалистической революции и отрицавшая мирное сосуществование, основывалась на приоритете насилия в решении глобальных социально-политических проблем. В марте 1953 г. умер И.В. Сталин. На его место пришел Н.С. Хрущев. После смены руководства произошли определенные изменения во внешней политике. Новая концепция внешней политики была сформулирована Н.С. Хрущевым в докладе на XX съезде Партии. Ее основу составили следующие принципы:

  • ? признание многовариантности путей построения социализма;
  • ? восстановление принципа мирного сосуществования государства с различным общественным строем.

Следует заметить, что советское руководство неверно оценило направление развития Европы после Второй мировой войны. Была сделана ставка на то, что в условиях экономической разрухи Европа, включая Германию, Италию, Францию, станет коммунистической. Но этого не произошло. Летом 1947 г. госсекретарь США Дж. Маршалл объявил о плане экономической помощи странам Европы, пострадавшим в годы войны. Всего в осуществлении «плана Маршалла» участвовало 17 западноевропейских капиталистических государств. Наша страна этот план отвергла.

В целях координации усилий социалистических стран в экономической сфере в январе 1949 г. была образована межгосударственная экономическая организация - Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Его учредителями стали СССР, Венгрия, Польша, Румыния,

Чехословакия. Вскоре членом СЭВ стала Албания. Если «план Маршалла» стал экономической основой военно-политического союза капиталистических стран, то СЭВ стал экономической основой Организации Варшавского договора.

Оформился раскол мира на два противостоящих друг другу лагеря. Раскол мира на два лагеря сказался на экономических связях. После принятия «плана Маршалла» и образования СЭВ сложились фактически два параллельных мировых рынка, мало связанных друг с другом. СССР и Восточная Европа оказались изолированными от развитых стран, что пагубно сказалось на их экономике.

Отказ СССР от принятия «плана Маршалла» был лишь одним фактом в обострении отношений социализма и капитализма. Уже во второй половине 40-х гг. сначала в США, а затем в СССР зародились планы ведения атомной, химической и бактериологической войны. В 40-е - начале 50-х гг. в американском министерстве обороны были разработаны конкретные планы ведения войны, в том числе и ядер- ной, против Советского Союза. Наиболее известный из них «Дроп- шот». Он предусматривал применение против СССР в течение только первого месяца войны 300 атомных бомб и 250 тыс. тонн обычных бомб.

Мир был близок к Третьей мировой войне в 1950-1953 гг. В эти годы шла война между КНДР и Южной Кореей. В ходе острой дипломатической борьбы в июле 1953 г. было подписано согласование о перемирии. За годы этой войны Вооруженные Силы СССР увеличились с 2,8 до 5,7 млн человек.

Апогеем взаимной враждебности и недоверия стала драматическая ситуация, сложившаяся в октябре 1962 г. Это был знаменитый кариб- ский кризис. Он и сегодня оценивается советскими и американскими авторами как самый тяжелый за все послевоенные годы. Летом 1962 г. СССР в целях защиты правительства Ф. Кастро решил разместить ракеты на Кубе. Когда американцы обнаружили на острове ракеты, они потребовали их убрать, или они будут уничтожены. В результате переговоров мы убрали ракеты, американцы отказались от вторжения на Кубу. «Ракетный кризис» был кульминацией обострения отношений государств периода «холодной войны». После этого стал происходить медленный и непостоянный процесс улучшения отношений между странами социализма и капитализма.

В конце 40-х гг. мировое сообщество цивилизаций, расколотое и разведенное на два альтернативных полюса силы, окунулось в пучину затяжной «холодной войны» (этому была посвящена предыдущая лекция).

В биполярном мире стали хозяйничать две сверхдержавы - СССР и США.

Западная цивилизация находилась под жестким контролем США. К рубежу XXI в. западная цивилизация приобрела совершенно новый, по сравнению с серединой XX в., облик. Изучение основных признаков западной цивилизации, характера ее эволюции во второй половине XX в. является целью данной лекции.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники