Потеря зрения. Особенности личностных реакций на потерю зрения. Как помочь близкому человеку, потерявшему зрение

С позиции окулиста плохое зрение может быть следствием какой-либо из трех причин : это наследственность, или травма, или вредные для зрения привычки (читать в полутьме, смотреть телевизор слишком близко или слишком долго, и т.п.).

Но с позиции психолога-психосоматика его первое предположение о причине заболевания может означать бессознательное нежелание пациента что-то видеть, что-то замечать . Окулист на приеме спросит: «Много ли вы, батенька, читаете, и какое зрение у ваших родителей?», а психолог может спросить: «Подумайте и скажите мне, что и кого вы так сильно не хотите видеть, но вынуждены это делать!?»

При такой постановке вопроса нетрудно понять, что все перечисленные нами объяснения причин возникновения болезни имеют право на существование, – причем одновременно.

И плохое зрение будет – как прямое следствие подавленного желания не видеть чего-то и (или) кого-то. И плохое зрение будет – как сигнал (метафора, сообщение) о том, что нужда и потребность чего-то и кого-то не видеть стала непереносимой, а удовлетворить ее, избежать зловредного раздражителя, нет никакой возможности. Теряя зрение, человек за это получает «вторичную выгоду», то есть обретает возможность не видеть пристально то, что он так не хочет видеть.

И он не может распорядиться жизнью так, чтобы раздражитель исчез с его поля зрения, так что ослаблением своего зрения он облегчает психологическое переживание (компенсация). А вынужденный видеть то, чего он видеть не хочет, человек порождает противоречие между частями своего опыта (хорошие зрение с одной стороны и «плохое» психологическое зрение с другой), – и его хорошее зрение уравнивается к «плохому психологическому зрению» (синхронизация). Ну и, наконец, очевидно, что человек тем самым порождает в своем уме жесткие программы «плохого» визуального опыта (он проявляется в словах: «видеть тебя не хочу», «уйди с моих глаз», «глаза бы мои тебя не видели», «и не показывайся мне на глаза», «видеть тебя тошно», и так далее, и тому подобное).

Разумеется, что нежелание видеть кого-то – не есть единственная причина плохого зрения, и я лишь для примера её упомянул. С равным «успехом» зрение может испортиться от столь же сильного желания увидеть кого-либо. Не обращали ли вы, кстати, внимание на то, что у молодежи зрение портится, как правило, со знаком минус (миопия или близорукость), а у людей пожилого возраста – со знаком плюс (дальнозоркость)!?

Даже на эту оказию появилась одна интересная теория: дело в том, что наши прошлое и будущее независимы от нашего зрения. Нам не нужно зрение, как таковое, чтобы увидеть желаемое будущее, и нам не нужно зрение, чтобы прокрутить в голове «пленку прошлого». Мы используем, так сказать, «внутреннее зрение», мы способны или зрительно вспомнить увиденные картины, или сконструировать новые картины из элементов ранее увиденного. Наши глаза при этом могут быть закрыты.

У пожилых людей много прошлого, весь их прошлый опыт доминирует над настоящим и будущим. А у молодых людей – это «перспективы», это «всё еще впереди», это «будущее».

В этом случае можно предположить, что частое обращение к образам будущего ведет нас к близорукости, а частое обращение к прошлому – к дальнозоркости. Не собираюсь я Вас убеждать в том, что это именно так, это всего лишь теория.

Но, по крайней мере, мне это дает ответ, каким таким удивительным образом зрение у людей с возрастом меняется с минуса на плюс, с близорукости на дальнозоркость. Можно также отметить, что люди в настоящем времени, все время «здесь и сейчас» имеют очень мало шансов испортить зрение, потому как все время пользуются только физиологическим зрением, и очень мало – зрением, так сказать, психологическим.

Еще об одной теории ухудшающегося зрения вспомним: это сопряжено с установлением принудительной физической границы на расстояние взгляда. Подобными границами являются стены домов, заборы, книги, экран монитора и телевизора, и т.д.

Перед глазами все время возникает препятствие, на котором вы фокусируете взгляд, и это расстояние устанавливается принудительно, от вас не зависит, что домов все больше, что на улицах все теснее, что читать нужно все больше и больше, что взгляд все время словно в клетке, ограниченный физически непроницаемыми барьерами. Это проблема, в первую очередь, относится к крупным городам, мегаполисам, типа Нью-Йорка или Москвы, и чем выше их плотность, чем теснее спрессована жизнь, – тем у большего числа людей портится зрение.

А косвенно это может подтвердить тот факт, что на открывающихся больших пространствах без какого-либо препятствия (чертово колесо, верхний этаж многоэтажного дома) появляется какая-та странная «зрительная эйфория». Наверное, наши глаза в этот момент чувствуют себя сбежавшим из тюрьмы узником, который наслаждается свободой.

Наконец, еще одна теория о том, что нарушения зрения могут быть связаны с типом и стилем мышления. Дело в том, что помимо наших глаз, у нас есть еще один вид «глаз», которые способны видеть на любые расстояния, которые способны преодолевать любые преграды, которые одинаково хорошо могут видеть и ночью, и днем. Эти «глаза» – наш разум. Разум способен моделировать зрительные ощущения без какой-либо связи с тем, что в данный момент времени видят наши собственные глаза. И интересно отметить, что есть масса идиоматических выражений, которые четко указывают на этот тип «зрения»: «какой ты дальновидный», «зри в корень», «не видит дальше своего носа», и так далее.


Правда, пока не нашли внятного ответа на вопрос, как одно соотносится с другим. Например, мы можем утверждать, что тот человек, который много читает, имеет много шансов ослабить свое зрение. Но можно сказать и нечто совершенно иное: человек, который много читает, все время порождает зрительные картины в своей голове, которых нет в реальности. Или, говоря иначе, он использует физическое зрение для того, чтобы увидеть психологическим «взглядом», его глаза, фактически, становятся сенсорным рудиментом психологического зрения.

Истинная зрительная функция всё время угнетается, и мы уже вынуждены делать нечто такое (например, смотреть кино), чтобы восстановить её (как, например, мы идём в спортзал, побегать на тренажере и покрутить педали, чтобы хоть как-то сохранить ресурс мышечной активности).

Но это всё, вышеперечисленное, как говорил товарищ Гамлет, «слова, слова, слова». Как видите, возможных причин и следствий очень много, – и в каждом из них, вероятно, есть свой «намёк», своя изюминка.

Для решения задачи изучения психологии психологических особенностей незрячих и слабовидящих людей необходимо подробнее остановиться на некоторых психофизиологических аспектах. Психика слепых и слабовидящих является, как и в норме, единством субъективного и объективного, т.е. в ней отражается объективная действительность, специфически преломляющаяся в сознании каждого индивида. Изучение психики незрячих и слабовидящих осложняется по сравнению с изучением психики нормально видящих следующими особенностями: На общечеловеческие проявления психики слепых и слабовидящих оказывают существенное влияние разнообразные аномальные факторы (нарушения зрения), которые маскируют и зачастую искажают проявления основных закономерностей психических процессов, состоянии и свойств личности. Особенно осложняется процесс выявления общих закономерностей и специфических особенностей психики слепых и слабовидящих при осложнении дефектов зрения патологическими изменениями в других частях организма. Сложность изучения психики незрячих и слабовидящих заключается также и в том, что контингент лиц, попадающих под данное определение, очень разнообразен как по характеру заболеваний, так и по степени нарушения основных зрительных функций. Большое значение для развития психики имеет время наступления слепоты:

1. слепорожденные - к этой группе относят людей, потерявших зрение до становления речи, т.е. примерно до трех лет, и не имеющих зрительных представлений.

2. ослепшие - потерявшие зрение в последующие периоды жизни и сохранившие в той или иной мере зрительные образы памяти. Совершенно очевидно, что, чем позже нарушаются функции зрения, тем меньшим оказывается влияние аномального фактора на развитие и проявление различных сторон психики. Но вместе с тем изменяются, ограничиваются в связи с возрастным снижением пластичности и динамичности центральной нервной системы возможности компенсаторного приспособления. Далее рассмотрим суть понятия "дефект" и содержание процесса компенсации.

Дефект - это физический или психологический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития. По своему происхождению дефекты разделяются на врожденные, которые могут быть обусловлены неблагоприятными генетическими факторами, хромосомой патологией, различными отрицательными воздействиями на плод в период внутриутробного развития и в момент рождения, и приобретенные, которые могут быть следствием перенесенных в постнатальный период интоксикации, травм и главным образом инфекционных заболевании (менингит, энцефалит, грипп, туберкулез и др.). Врожденные и приобретенные дефекты зрения относятся к первичным соматическим дефектам. Эти аномалии в свою очередь вызывают вторичные функции отклонения (снижение остроты зрения, сужение или выпадение частей поля зрения и пр.), которые оказывают негативное влияние на развитие ряда психологических процессов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что между соматическим дефектом и аномалиями в развитии психики имеются сложные и функциональные связи. Впервые сущность дефекта и обусловленное им аномальное развитие было проанализированы Л.С.Выготским. О структуре дефекта, соотношении первичных и вторичных дефектов, неоднозначности влияния различных соматических дефектов на развитие структурных компонентов психики аномальных людей мы знаем также благодаря научным работам Л.С.Выготского. Наиболее значимым для психологии слепых и слабовидящих явилось положение этого выдающегося ученого о дивергенции культурного и биологического в процессе развития аномального человека и возможности ее преодоления путем создания и использования "обходных путей культурного развития ненормального человека". Вот, как об этом пишет Л.С.Выготский: " Основной отличительной чертой психического развития ненормального человека является дивергенция, несовпадение, расхождение, обоих планов развития, слияние которых характерно для развития нормальной личности. Оба ряда не совпадают, расходятся, не образуют слитного, единого процесса. Пробелы и пропуски в одном ряду вызывают в другом ряду иные пробелы и в иных местах. Обходные пути культурного развития создают особые, как бы нарочно построенные в экспериментальных целях формы поведения". Говоря об обходных путях культурного развития слепого человека, Л.С.Выготским приводит в качестве примера такого пути точечный шрифт Брайля, который, заменив обычную оптическую азбуку, сделал доступными для слепых чтение и письмо. Важность рассмотренного принципа обходных путей культурного развития, на наш взгляд, можно обосновать тем, что ":дефект, создавая отклонение от устойчивого биологического типа человека, вызывая выпадение отдельных функций, недостаток или повреждение органов, более или менее существенную перестройку всего развития на новых основаниях, по новому типу, естественно, нарушает тем самым нормальное течение процесса врастания человека в культуру", при этом "высшего выражения это затруднение... достигает в той области, которую мы выше обозначили как собственную сферу культурно-психологического развития человека: в области высших психических функции и овладения культурными приемами и способами поведения".

Любой дефект, т.е. физический или психический недостаток, следствием которого является нарушение нормального развития, приводит к автоматическому включению биологических компенсаторных функций организма. В этом смысле компенсацию можно определить как универсальную способность организма в той или иной степени возмещать нарушения или утрату определенных функций. Однако при наличии таких тяжелых дефектов как слепота и слабовидение компенсаторное приспособление не может расцениваться как полное, восстанавливающее нормальную жизнедеятельность человека, если оно протекает только в биологическом плане. Таким образом, компенсацию слепоты и слабовидения следует рассматривать как явление биосоциальное, синтез действия биологических и социальных факторов. С исследованием физиологических механизмов компенсации связаны такие всемирно-известные имена, как И.И.Павлов и П.К.Анохин. Необходимо отметить, что три основных принципа рефлекторной теории - причинность, единство анализа и синтеза, структурность, сформулированные И.П.Павловым, явились основополагающими для теории компенсации. Однако исследования П.К.Анохина показали следующее: 1. Рефлекторный характер возникновения и протекания компенсаторных перестроек основан на принципах, общих для возмещения любого дефекта; 2. Независимо от характера и локализации дефекта компенсаторные приспособления осуществляются по одной схеме и подчиняются единым принципами. Как уже отмечалось выше, психика слепых и слабовидящих существенно не отличается от психики нормально видящих людей, однако имеет некоторые особенности, в связи с той огромной ролью, которую играет зрение в процессах отражения и контроля за деятельностью. Выпадение или глубокое нарушение функции зрения, прежде всего, сказываются на фундаментальном свойстве отражательной деятельности человека - активности. Особенно существенно нарушения зрения затрудняют ориентировочно-поисковую деятельность. А.Г. Литвак объясняет это явление тем, что развитие активности зависит не только от возможности удовлетворить потребность узнать, что окружает индивида, но и от внешних воздействий, которые способствуют возникновению мотива ориентировочной деятельности. Количество же таких воздействий на слабовидящих и особенно слепых детей резко снижается в связи с нарушениями зрительных функций и обусловленной этим ограниченной возможностью перемещения в пространстве. Наиболее отчетливо снижение активности наблюдается в преддошкольном и дошкольном возрасте. Л.И.Солнцева, отмечая особенности развития незрячего ребенка, пишет: " Несколько замедленное общее развитие слепого ребенка вызвано меньшим и бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью освоенного пространства, а самое главное - меньшей активностью при познании окружающего мира". У учащихся начальной школы снижение активности наблюдается также достаточно отчетливо. Однако, принимая во внимание положение Л.С.Выготского о том, что основой компенсаций дефекта должна стать конвергенция (сведение) созревания и развития на основе использования обходных путей, можно с уверенностью говорить о реальной возможности нейтрализовать действия этих неблагоприятных факторов на развитие человека. Стимулируя в процессе специально организованного воспитания и обучения активность, перцептивные потребности, включая в деятельность сохранные анализаторные системы, можно дать развитию психики слепых и слабовидящих детей направление, максимально приближающее к развитию нормально видящих людей. Но все-таки, в тифлопедагогической литературе отмечаются определенные отличия психического развития незрячего человека от зрячего. В общих чертах они сводятся к тому, что ряд психических процессов (ощущение, восприятие, представление) оказываются в прямой зависимости от глубины дефекта, а некоторые психические функции (цветоощущение, скорость восприятия и др.) зависят также от характера патологии. Отмечается также и то, что такие структурные компоненты, как мировоззрение, убеждения, моральные черты характера и т.п., оказывается независимыми от глубины дефекта и характера патологии зрения. При этом зависимость развития психики от состояния зрительных функций проявляется не столько в конечных результатах этого процесса, сколько в его динамике. Таким образом, дефект представляет собой физический или психологический недостаток, который влечет за собой отклонения от нормального развития. Врожденные и приобретенные дефекты относятся к первичным соматическим дефектам, вызывающим вторичные функциональные нарушения, которые в свою очередь оказывают негативное влияние на развитие ряда психологических процессов. Следовательно, можно сделать вывод о наличии сложных структурных и функциональных связей между соматическим дефектом и аномалиями в развитии психики. Любой дефект, следствием которого явилось нарушение нормального развития, приводит к автоматическому включению компенсаторных функций организма. В контексте слепоты и слабовидения, компенсацию следует рассматривать как явление биосоциальное, т.е. синтез действия биологических и социальных факторов. Особенно существенно дефект зрительных функций сказывается на фундаментальном свойстве отражательной функции человека - активности, что частично объясняется снижением количества внешних воздействий, способствующих развитию мотива ориентировочной деятельности, на слабовидящего или незрячего человека. Однако, анализируя научные исследования Л.С.Выготского, а также тифлопедагогический опыт других специалистов, мы приходим к выводу о том, что, реализуя обходные пути культурного развития незрячего человека, включая в деятельность сохранные анализаторные системы, можно минимизировать действие неблагоприятных факторов на развитие психики такого человека.

На протяжении многих веков в обыденном сознании людей складывалось представление о слепом человеке, как о глубоко ущербной и неполноценной личности. Слепым людям приписывались разнообразные отрицательные личностные свойства, такие как гипертрофированные биологические потребности, дурные привычки, отсутствие духовных интересов, наличие отрицательных черт характера и прочие. Все эти особенности рассматривались как прямое следствие нарушение зрения.

Наряду с подобными воззрениями имели место и прямо противоположные концепции, утверждавшие абсолютную независимость личности и ее устойчивых свойств от соматического состояния и условий жизни. Утверждалось, что личность формируется спонтанно, а слепота, ограничивающая контакты человека с внешним миром, способствует его самопознанию и самосовершенствованию. А.А.Крогиус, рассматривая влияние слепоты на психологическое развитие, писал: ": она кладет глубокий отпечаток на всю личность. Но также, как одно впечатление может вызывать самые разнообразные реакции, так и слепота может привести к самым различным проявлениям и к образованию самых различных особенностей. Очень многое в этом отношении зависит от социальных условий, от влияния наследственности, от собственных усилий, от работы над самим собой".

Тифлопсихологами отмечается тот факт, что дефекты зрения могут приводить к развитию негативных черт характера, таких как негативизм, агрессивность, внушаемость, ленивость, конформность и другие. Однако при правильной организации воспитания и обучения слепого человека формирование позитивных свойств личности, мотивации общения и обучения оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора. Таким образом, очевидно, что в формировании основных свойств личности на первый план выступают социальные факторы, действие которых оказывается относительно или полностью независимым от времени возникновения и глубины патологии зрения. Нарушения зрения оказывают влияние на диапазон избирательного отношения аномального ребенка к окружающей действительности, сужая его в зависимости от глубины патологии. Однако интересы к определенным видам деятельности, успешно осуществляющейся без зрительного контроля, оказываются такими же глубокими, устойчивыми и действенными, как и у нормально видящих людей. Таким образом, содержательная сторона психики при развивающем обучении оказывается независимой от дефектов зрения.

Следовательно, между зрячими и слепыми людьми, а тем более между зрячими и слабовидящими людьми различия могут наблюдаться только в динамике становления различных свойств личности.

Подчеркивая большую роль социально-психологического сопровождения людей с нарушениями в психике, Л.С. Выготский писал, что наступит время, когда аномальные люди, оставаясь слепыми, "перестанут быть дефектными, потому что дефектность есть понятие социальное, а дефект есть нарост на слепоте... Социальное воспитание победит дефективность". Эмоциональная сфера незрячих людей является наименее изученной в тифлопсихологии, поэтому предоставляет большой исследовательский интерес. По свидетельству А.Г.Литвака этот пробел в знаниях тифлопсихологии главным образом связан с трудностями объективного изучения эмоции и чувств. Однако, на мой взгляд, другой причиной недостаточного изучения эмоциональной сферы незрячих людей является недооценка значимости эмоциональных переживаний в развитии личности незрячих людей. По данным наблюдений тифлопсихологов нарушение зрения и его крайняя форма - слепота, значительно сужая сферу чувственного познания, не может повлиять на общие качества эмоций и чувств, их номенклатуру и значение для жизнедеятельности. Слепота может повлиять лишь на степень проявления отдельных эмоций, их внешнее выражение и на уровень развития отдельных видов чувств. Тифлопсихологами подчеркивается, что основная причина возникновения аномалии развития эмоций и чувств (отсутствие чувства долга, эгоизм, отсутствие чувства нового, чувство враждебности, агрессивности, негативизм) заключается в неадекватном воспитании (гиперопека) и отношений к незрячему человеку. Многие исследователи отмечали, что слепота влечет за собой изменения в характере эмоциональных состояний в сторону преобладания астенических, подавляющих активность индивида настроений грусти, тоски либо повышенной раздражительности, аффективности. Подобные выводы обычно делались в ходе исследований поздно ослепших людей, тяжело переживающих утрату зрения, но распространялись также и на слепорожденных и рано ослепших людей. Современные тифлопсихологи изучая особенности развития незрячих и слабовидящих людей, приходят к выводу о том, что компенсаторные процессы, а также адекватное, специально организованное воспитание и обучение детей с нарушениями зрения и слепотой способны минимизировать негативное влияние нарушений развития на эмоциональную сферу.

Ольге 29 лет: она хороший ресторанный маркетолог и недавно переехала из холодного Екатеринбурга в Краснодар, где живет с мужем, маленькой дочерью и бородатым цвергшнауцером. В зрачке ее правого глаза клубится белое облако - признак того, что глаз слеп. 11 лет назад офтальмолог сделал ей неудачную инъекцию, и, как будто ничего не произошло, продолжает работать по профессии. Девушка говорит: «Я - это не мой мертвый глаз», но все же не способна водить машину и сталкивается с ежедневными трудностями, которых можно было избежать. В рубрике «Личный опыт» The Village рассказывает историю о врачебной ошибке, жертвой которой может стать каждый, о принятии, преодолении и безнаказанности.

Ошибка

Весной 2007 года Оля с матерью отправилась в частную клинику в Екатеринбурге, чтобы подобрать очки. Девушка много читала, но никаких проблем, кроме прогрессирующей близорукости, у нее не было. «Нужно было лишь замерить остроту зрения и выписать рецепт, но на приеме врач всплеснул руками: ужас, кошмар, сетчатка глаза начинает отслаиваться, все очень плохо, срочно назначить терапевтический курс, - рассказывает она. - Курс по тем временам стоил солидных денег - около 10 тысяч рублей, но мы немедленно согласились. С трудом нашли нужный и редкий препарат, который продавался только в одной аптеке. Десять последующих дней я ходила к врачу на магнитно-лазерную терапию и очень болезненные инъекции, которые ставятся во внешний уголок глаза, в орбитальную впадину».

Инъекции, которые выбрал и ставил врач, называются парабульбарными. Во время такой процедуры иглу вводят в сетчатку вокруг глазного яблока почти на сантиметр - это больно и очень рискованно. Позднее выяснится, что право проводить такую процедуру имеют только специалисты высокой категории, и только в случае крайней необходимости. У врача такого права не было - и необходимости, как выяснилось, тоже.

«Десять дней ничего, кроме боли и синяков под глазами, не менялось и не происходило. И вдруг, на десятый день - резкая боль во всю голову, и у меня слепнет глаз. Врач, очевидно, запаниковал, но все же сделал укол во второй глаз и сказал, что я перенервничала, и это спазм: нужно успокоиться и идти домой, - вспоминает Оля. - До сих пор помню эту солнечную субботу. Я иду домой и предупреждаю маму, чтобы она не пугалась - у меня временно ослеп глаз. Но к вечеру лучше не стало, и к понедельнику тоже. Я сходила на прием к врачу, и тут начался двухнедельный марафон моей растерянности и человеческой подлости».

Врач отправил девушку из «Преображенской клиники» на кафедру глазных болезней Уральской медакадемии, в государственный клинический центр - его коллеги обследовали пациентку, брали деньги и разводили руками. С врачом Ольга созванивалась каждый день, но в течение двух недель никто не мог поставить ей диагноз. Пока, наконец, сестра не отвела ее к знакомому доктору в обычную городскую больницу, где в обшарпанном кабинете, на допотопном оборудовании офтальмолог буднично диагностировал ей атрофию зрительного нерва. То, что ослепший глаз больше никогда не будет видеть, и лечащий врач, и его коллеги, как оказалось, знали сразу.

Зрительный нерв - это канал, по которому изображение, которое попадает на сетчатку глаза, транслируется в мозг. Там эти сигналы превращаются в картинку. Если его питание по какой-то причине нарушается, нерв постепенно отмирает и уже не может нормально передавать сигналы с сетчатки глаза в мозг. «По сути, врач проткнул мне глаз. Препарат, который должен был попасть в мышечную область, попал в стекловидное тело глаза. Он заживляет мышцу, но на стекловидном теле вызвал токсический шок, а тот уже привел к слепоте. Оказывается, если бы врач выпарил его сразу - последствия были бы не такими ужасными», - рассказывает Оля.

Инвалидность здесь надо подтверждать каждый год - а я считаю это унизительным. Действительно, а вдруг за 365 дней у меня вырастет новый глаз или, скажем, нога?

Слепота

«В первый год после произошедшего я еще могла посчитать количество пальцев на вытянутой руке - у меня оставалось предметное зрение. Сейчас своим правым глазом я различаю лишь свет и темноту, и могу понять, какого цвета луч, если он насыщенный: желтый, красный, оранжевый или зеленый. Темные оттенки спектра я не различаю. На левом глазу у меня минус девять.

Через несколько дней после диагноза я начала безудержно реветь целыми днями, потому что вдруг поняла, что происходит. Что глаз не видит. Что привычного поля зрения больше нет, и ты внезапно бьешься головой о стены и столбы, когда идешь привычным маршрутом. Чтобы почувствовать это - закройте один глаз. Со временем к такому адаптируешься, но я научилась жить с таким зрением не сразу.

Однажды я шла домой в сумерках, и оставалось два перекрестка, когда я потерла глаз и потеряла линзу. Темно, машины, и не работает светофор - а я не вижу, далеко ли эти машины, и вокруг никого. Не знаю, сколько прошло времени, пока я рыдала от беспомощности, но в итоге я прицепилась к группе людей, перебегающих дорогу. После этой истории я отчетливо поняла, что не нужно стонать - даже полностью слепые люди не сетуют, а учатся ходить с палочкой.

Бывает досадно и неудобно не видеть вещей, которые видят все, - так бывает при ярком свете, тогда у меня особенно плохое зрение. Я не сдавала права, потому что инвалидам по зрению права не выдают: офтальмолог не выпишет заключение и не даст пройти медкомиссию. Управлять машиной я умею, но никогда не сунулась бы в плотный трафик - если в обычной жизни я могу поворачивать голову, чтобы рассмотреть что-нибудь получше, то на дороге рискую просто не успеть. Когда я ждала дочь, врачи настояли на кесаревом сечении - слишком велик был риск потерять зрение полностью, рожай я естественным путем.

Еще у меня есть проблема, которую поймут многие девочки, - сделать одинаковый макияж. Чтобы накрасить веко, нужно закрыть глаз. И когда я закрываю единственный зрячий глаз, чтобы накрасить его, делаю это действительно вслепую. Получается, что макияж я делаю по памяти. С бровями не легче - чтобы накрасить их, нужно снять очки, и очень часто я выхожу из дома с разными бровями.

Несмотря на все трудности, еще десять лет назад мы с мамой посоветовались и решили, что статус инвалида в 19 лет - это лишнее. Во-первых, в нашей стране, к сожалению, это понятие ужасно стигматизировано. Во-вторых, инвалидность здесь надо подтверждать каждый год - а я считаю это унизительным. Действительно, а вдруг за 365 дней у меня вырастет новый глаз или, скажем, нога?»

Врач

«За те десять дней, что я приходила к врачу на процедуры, и каждый раз проводила около 30 минут в его кабинете, у нас сложились какие-то дружеские отношения. Взрослый мужчина, очень похожий на моего папу, - и вдруг, когда он меня калечит, то не звонит и не просит прощения, а посылает к своим коллегам, уговаривая не давать мне заключения, и уходит в глухую оборону. В ответ на судебную претензию он написал, что пациентка не выполняла рекомендации, не являлась на обследования, пропала, а глаз ей, вероятно, проткнули где-то в подворотне.

Десять лет назад в России очень сложно было доказать вину врачей, широкой практики просто не существовало. Мама выбила мне направление в Москву, в Институт глазных болезней Гельмогольца, где мне подтвердили диагноз и сообщили, что врач мог бы исправить свою ошибку: полностью зрение бы не сохранилось, но осталась бы его часть. А еще сказали, что моя сетчатка в идеальном состоянии - никакого лечения не требовалось. Я отправилась с этой мыслью сживаться, а через полгода подала в суд на клинику. Делу помогал опытный медицинский юрист, но в первой же инстанции, в Кировском районном суде Екатеринбурга, нам отказали. Мама хотела бороться, а я отказалась - зрения мне это бы не вернуло, но мы потратили бы немало денег.

Еще через два года на моем ослепшем глазу начала развиваться катаракта. Когда глаз не получает достаточного количества питания, мускулатура слабеет, и глаз начинает уходить с орбиты. В расфокусированном зрачке начинается деградация белка: он белеет и превращается в бельмо. Все началось с маленькой мутной точки, которая быстро заняла весь зрачок, а глаз начал косеть. Я снова побывала в Институте Гельмгольца, где мне сделали лазерную коагуляцию катаракты - остановили воспалительный процесс. После этого мне захотелось посмотреть своим уплывающим глазом в глаза врачу - тому самому.

Я нашла коммерческую клинику - другую, в ней он работает до сих пор. Нет, мне не хотелось выколоть ему глаз, просто из-за нахлынувших переживаний я решила увидеть, как он отреагирует на меня. Но мне быстро перезвонили из регистратуры и сообщили, что врач примет меня лишь в присутствии заведующего отделением и совершенно в неудобное мне время. Я распсиховалась, и встречи не состоялось».

Я понимаю, что мое зрение год от года будет падать. Когда я задумалась о том, кем работают слепые, то пошла и окончила несколько курсов массажа

Принятие

Свое отношение к случившемуся я формулирую шуткой: «О господи, ты потерял глаз на войне, как ты живешь? - Ерунда, царапина, щедрые боги дали мне второй!» Главное, что я вынесла - пока ты жив, ко всему можно приспособиться, другое дело - как ты выдержишь этот экзамен. Я обычная молодая женщина, у которой все впереди, просто у меня теперь нет запасного глаза. Мы так заморочены на физическом, на внешности, мы так боимся быть не такими: косыми, с неидеальным телом и неправильным прикусом, что не замечаем - с нами все так, все в порядке.

Возможно, мой глаз усохнет и уменьшится в орбите - такие дегенеративные процессы возможны. Глаз удаляют, и на его место ставят имплантат. Буду как бог Один. Еще я понимаю, что мое зрение год от года будет падать. Когда я задумалась о том, кем работают слепые, то пошла и окончила несколько курсов массажа. Пока я жила в Екатеринбурге, у меня сложилась большая клиентская база, и люди говорили, что мои руки действительно лечат. Возможно, это следствие ухудшения зрения - мозг обладает большой компенсаторной силой, и я заметила, как со временем у меня улучшилось обоняние и обострились тактильные ощущения.

Моя особенность заметна, но я окружаю себя тактичными людьми, которые делают вид, что все в порядке. Когда на третьем свидании я рассказала будущему мужу о слепоте, он просто спросил: «И что?», на этом разговор прекратился. Восьмилетнему племяннику на вопрос, что с глазом, я грозным голосом отвечаю, что вижу им все, что он натворил в прошлом. Единственный раз, когда меня намеренно обидели, случился в инстаграме: я покритиковала пост знакомой девушки-фотографа, а та напомнила, что я косая.

Знакомым я рассказываю свою историю, чтобы те никогда не ходили к навредившему мне врачу. Хотя некоторые все равно лечатся у него, и как бы извиняются: «Ну у него же случайно вышло».

Маргарита Мельникова

Кому тяжелей: незрячим с рождения или поздно ослепшим людям?

Несколько лет назад в больничной палате одного из офтальмологических центров я услышала такой диалог.
«Тебе хорошо, ты всегда была слепой, ты просто не знаешь, что такое зрение, а вот я только недавно ослепла!», — говорила женщина лет пятидесяти, потерявшая зрение в результате сахарного диабета.
«Да уж, ничего хорошего, Вы вот почти всю сознательную жизнь свою имели счастье видеть этот мир, а я — нет!», — отвечала девушка лет двадцати.

«Ну и что! Да лучше бы я вообще никогда не видела, я бы привыкла, приспособилась, а так… и работы лишилась, и муж ушёл, и глупеть я стала прямо на глазах!», — возразила женщина.
«О, а я в детстве из-за слепоты была лишена общения, не бегала во дворе, не смотрела мультики с другими ребятами, не ходила в цирк», — отвечала девушка.

Долго спорили собеседницы тогда, каждая пыталась доказать свою правоту, хотя, понятно, что обе они по-своему правы и одновременно обе не правы. Кому тяжелей, кто находится в более «выигрышной» ситуации — человек слепорождённый или потерявший зрение в сознательном возрасте?

Дабы не томить читателя напрасными надеждами на единственно верный ответ, сразу скажу, что ни о каком «выигрышном» положении, ни о каком понятии «лучше», «хуже» не может идти речь. Обеим собеседницам из приведённого диалога тяжело, но в обеих случаях есть и, как это ни жестоко звучит, преимущества.

1. Когда человек теряет зрение в сознательном возрасте, для него это серьёзная психологическая травма, причём, чем позже это происходит (я не говорю о глубокой старости), тем травма тяжелей. Особенно трудно пережить потерю в молодости и зрелости. Допустим, человек учится или работает, занимает определённое социальное положение в обществе и вдруг… удар! Слепота! А может быть и не удар, а постепенное ухудшение зрения. В последнем случае потерю перенести немного легче, человек понимает, привыкает, адаптируется к новым условиям. Чаще всего от человека, потерявшего зрение, отворачиваются некоторые люди, ранее считавшиеся друзьями, его увольняют с работы, порой от него отказываются даже близкие люди (супруг (а), реже — родители). Ослепший оказывается как бы в социальном вакууме да и в информационном тоже.

2. У человека, потерявшего зрение, сохраняются важные «зрительные рефлексы»: он легче может научиться ходить с тростью, так как приблизительно, а то и точно помнит план местности, в которой живёт; сохранна зрительная картина мира (города, района, объектов).

3. Поздно ослепшему человеку гораздо тяжелей вновь найти работу по его квалификации. Такие люди чаще всего устраиваются на УПП (спецпредприятия), на работу, не требующую специальных знаний (изготовление выключателей, коробок, мебели). Посудите сами, как будет чувствовать себя, например, инженер, вынужденный, оставшись «без глаз», собирать выключатели?

4. Разумеется, у такого человека, если он не достиг определённого возраста, остаётся возможность получить образование, которое даст ему возможность найти работу более высокооплачиваемую и высококвалифицированную. (Мои рассуждения ни в коей мере не свидетельствуют о неуважении к людям, трудящимся на УПП).

По отношению к человеку, рождённому незрячим, будет верно всё вышесказанное, только, конечно, с противоположным знаком.

1. Такой человек просто не знает, не представляет себе, что значит «видеть». Я не имею в виду неосведомлённость, дремучесть, я говорю о зрении, как о чувстве, о способности. Так вот, человек не может адаптироваться к отсутствию того, чего у него никогда не было. Но здесь есть другая проблема. Слепорождённый должен адаптироваться к «зрячей» среде, особенно после длительного пребывания в спец-интернате для слепых и слабовидящих детей.

2. Выпускник подобного интерната уже сразу выбирает для себя такую профессию, где он мог бы рассчитывать на успешность, на компетентность при отсутствии зрения. Работу он тоже будет искать для себя соответствующую.

3. Слепорождённому или потерявшему зрение в раннем детстве гораздо сложней освоить «зрячее» поведение и «зрячую» модель мира: маршруты на местности, представление о фигуре, числе, букве, пространстве. Опять же, я никак не имею в виду тупость и ограниченность этих людей, а говорю лишь о преодолимых трудностях.

4. Почти у всех людей, родившихся без зрения, хорошо развиты компенсаторные механизмы: обострённый слух, обоняние, чувствительность кожи на лице, тактильная чувствительность. К сожалению, у поздно ослепших указанные способности и механизмы развиты крайне слабо или не развиваются вообще.

Итак, прочтя приведённые здесь доводы, вы более отчётливо поймёте, а может быть и разделите мою точку зрения: и у людей незрячих с рождения, и у тех, кто его потерял позднее, есть свои тяготы и трудности, с которыми нужно справляться.

Обновлено 22.09.2008
Статья размещена на сайте 14.09.2008

    моя дочь слепнет из за диабета на левом глазу витрэктомия год назад операция сейчас кровоизлияние на правом глазу я не говорю о психологической поддержке специалистов даже больничный не дали но дело не только в моем случае ослепший остается сам с собой и с родителями где искать помощь реабилитацию куда обратиться в первую очередь не для лечения а именно для социальной адаптации

    • вера Бадак, в первую очередь надо обратиться в регеональное отделение Общества слепых. Там подскажут куда обратиться. Можете написать мне в личку. Чем смогу, тем помогу.

      Оценка статьи: 3

      Ну знаете ли! Набросились тут на человека. Так случилось, что мне приходилось общаться с одним человеком, который родился слепым, и с другим, которая потеряла глаз уже будучи взрослой. Тяжело обоим, но тем, кто потерял зрение в возрасте все же сложнее. Потому что психологически с этим трудно примириться и приспособиться.

      Оценка статьи: 5

      • Катерина Богданова, дело не в накинулись на человека, просто автор данной статьи тему взял действительно серьезную, а раскрыть данную тему по-серьезному не смог.

        Оценка статьи: 1

        • Ув. Катерина, ВЫ абсолютно правы. Давайте попробуем раскрыть данную тему вместе.
          1. Отношение слепого к самому себе, к своему функциональному нарушению (дефекту зрения): а) поздноослепший
          б) незрячий с рождения
          а) Поздноослепший, это человек, привыкший пользоваться зрением, как основным источником информации о состоянии окружающего мира, об его безопасности, об его красотах. Через зрение мы получаем огромный объем сведений, информирующих нас, обучающих, радующих, развлекающих, ободряющих, успокаивающий, возбуждающих (например, мужчин видящих красивые ножки) и т.д. И вдруг человек лишается этого. Не видит, что его окружает – а это ведь действительно страшно: Не может себя полностью обслужить – как это противно, мерзко. Можно получить ещё травму – как будто мало несчастий? Не способен делать повседневные дела - кому я такой нужен? Нельзя заняться любимым делом (помочь ближним) – как безумно долго течет время! и ….. (Сами добавьте.)
          Как Вы думаете, что самое страшное в старости. Болезни? Маленькая пенсия? Невнимание детей? Магнитные бури? …… Знаете, нет! –я сам пенсионер. Самое страшное в старости это чувствовать, что ТЫ ни кому не нужен.
          Примерно так же начинает себя воспринимать поздноослепший человек, после того как утихнет физическая боль, немного успокоится душа. И он, в общем-то, прав. Действительно, он становится иждивенцем, которого надо обслуживать, кормить, выгуливать, а он ещё при этом будет капризничать, выпендриваться, качать свои права. А если человек ещё в полном расцвете сил? Что тогда? - заживо гнить, спиваться …. Но, как известно, человек – homo sapiens (человек разумный) и, следовательно, если конкретный человек является таковым, то он может и должен найти выход из случившегося. А вот помочь ему в этом могут и должны другие люди (близкие и специалисты). Правда результат этой помощи зависит от того, что представляет собой конкретный индивид: оптимиста или пессимист, боец он или иждивенец. Серьезно влияет на результат помощи, это его нравственные ценности, кто окружает поздноослепшего, в каких условия он реабилитируется, живет.
          б) Незрячий с детства – человек, у которого, по тем или иным причинам в дородовом или в послеродовом периоде возникли серьезные нарушения зрительного тракта, не устраненные в первый год жизни (слепорожденный), или который потерял зрение в раннем детстве (первые три года).
          Отношение человека (незрячего с детства) к себе, к своему дефекту в первую очередь определяется тем, в каких условиях он воспитывался – стал он homo sapiens или ….. Очень легко вбить в голову ребенку, что он несчастный, не на что не способный и т.д. Если это будет сделано в дошкольном возрасте (особенно в первые три года жизни), то на таком человеке можно поставить крест, кроме попрошайничества Вы от него ничего, ни когда не увидите. Попрошайничество – это не обязательно сидеть у паперти.
          Если же ребенку создать все необходимые и достаточные условия для развития, то уже в школьные годы можно будет видеть, что слепота – серьезнейшее нарушение деятельности центральной нервной системы, может быть сведена до физического дефекта, не мешающего человеку полноценно жить, как homo sapiens. Да его жизнь будет сопряжена с огромным количеством ограничений, но у кого из живущих на земле нет тех или иных ограничений и не известно какие из них страшнее. Все зависит от того, как к ним относиться и как уметь (учиться) их преодолевать.

          Таким образом, можно резюмировать - отношение слепого человека к самому себе, к слепоте, в первую очередь, определяется психологическим статусом самого индивида, т.е. тем в каких условиях он воспитывался в детстве, а не тем когда он стал незрячим. Я не говорю о людях, которые становятся слепыми в пожилом возрасте, хотя и в этом случае работает та же закономерность, но многое зависит от того, сколько осталось жизненных сил.

          Оценка статьи: 3

          • Вячеслав Озеров, из Ваших комментариев можно сделать готовую статью на ту же тему. Предпочтительнее именно это - раскрыть тему, в которой Вы компетентны, отдельным текстом, а в комментарии дать ссылку.

            • Вячеслав Озеров, полностью с вами согласна, я бы ещё добавила различные методы реабилитации человека как рождения так и в зрелом возрасте ослепшего. Существуют различные системы реабилитации, я спонтанно не назову, но, например, видела как слепых деток учат жить в окружающем мире. Их учат "видеть" пальцами. Они также используют выражения "я вижу", но при этом ощупывают предмет и стараются дать ему характеристику. Вот если бы автор как-то рассмотрел различия в методиках реабилитации для слепых с рождения и потерявших зрение в более позднем возрасте - то статья была бы на отлично, она имела бы практическую ценность и помогла бы многим людям.

              Оценка статьи: 1

              • 2. Ув. Екатерина, попробую продолжить. Я не буду касаться вопросов выведения поздноослепшего человека из посттравматического шока. Это вопросы психолога, часто на грани психиатрии. При этом давайте помнить, что развитие медицины, науки и техники дает поздноослепшим людям надежду вернуть зрение. Надежду не безосновательную, т.к. у поздноослепших, в отличие от слепых с детства, функция мозга – зрение (видение), формирующаяся у человека в детстве, в большинстве случаев остается сохранной. Слепота у взрослого человека, в подавляющем числе случаев, вызвана нарушением процесса передачи информации о волнах оптического диапазона через глаза в зрительную кору мозга (глаз – зрительный нерв - ….). Надежда, которую лелеет поздноослепший человек, часто мешает ему стремиться учиться жить без зрения.
                У ослепших с детства, эта функция не сформирована, поэтому надежда видеть, у них равна нулю. Если мозг своевременно не сформировал какую-либо функцию, то это уже на всю оставшуюся жизнь, как бы ни было обидно. В данном случае надежда умирает не последней. Сказанное касается не только зрения.
                Было бы неплохо, чтобы Маргарита, как психолог, рассказала о том, как люди, постоянно общающиеся с недавно ослепшим человеком, должны вести себя, в чем помогать ему, а в чем нет.
                Теперь о методах, приемах реабилитации слепых:
                а) для поздноослепших Вы найдете на сайте Центра медико-социальной реабилитации для инвалидов по зрению http://bli.narod.ru/index.htm. Могу только добавить (на основе своих наблюдений) важнейшими являются освоение пространственной ориентировки, бытовая ориентировка, обучение чтению и письму выпукло-точечным шрифтом Луи Брайля. Все остальное является вторичным, базирующемся на перечисленном. Освоение всяких технических устройств, облегчающих жизнь можно (да и нужно) только после того, как слепой сумеет самостоятельно ходить из пункта А в пункт Б (без помощи зрячего поводыря), когда сумеет приготовить себе еду, обстирать и обиходить себя без помощи родственников, когда сумеет написать записку, которую сможет прочитать, только тот, кому она адресована. После того, как слепой станет уверенным в том что, чтобы не случилось, он сумеет найти выход из положения, незрячий может осваивать любую технику, позволяющую облегчить ему познание и управление окружающей средой. Честь ему, хвала его мужеству и безмерное наше уважение. А выдающихся слепых, начиная с Гомера, в истории человечества много.
                Что должны делать близкие люди:
                -первое: не ныть и не жалеть его и себя. Настраивать слепого на активную социальную реабилитацию, а не на пестование надежды на исцеление. Хорошо если это произойдет, а если нет, или может быть станет возможным лет через N. То эти N лет, скорее всего, превратятся в кошмар для всех. И ещё, надо не забывать, что сегодняшняя медицина за деньгу может пообещать что угодно, а вот выполнить …..
                -второе: не пытаться делать за слепого то, что он может (хочет) делать сам; продолжать говорить с ним на привычным языке зрячих; научиться комментировать о всем происходящем, что слепому из-за отсутствия зрения не доступно (о картинке на экране телевизора, о дожде за окном и т.д.); научится поддерживать такой порядок в доме, чтобы все лежало (стояло, висело) на одном и том же месте, известном слепому.
                - третье: поверить, что если слепой человек нашел в себе силы продолжать активно жить и без зрения, то вам повезло, и Вы скоро будете гордиться им и собой.
                б) для незрячих с детства сегодня можно найти много литературы. Предложу мою книгу: «Беседы с родителями незрячих детей» М. АРКТИ, 2007 г. Она есть в продаже, сокращенный текст можно найти в Internet. Могу прислать электронную версию. В ней есть список литературы по реабилитации незрячих детей.
                Могу только добавить, что в своем отношении к незрячему ребенку надо помнить:
                - что, к нему надо относиться как к обычному ребенку, имеющему свои особенности развития;
                - при его воспитании, не надо ничего изобретать (в т.ч. какие либо суперсовременные технические средства, методики, программы, проекты «защищающие» (в кавычках) ребенка от окружающего мира), а воспользоваться наработками тифлопедагогики и опытом других родителей;
                - не забывать, что каждый день, месяц, год мозг ребенка знакомится с окружающим миром и развивается в определенной последовательности и если, что-то упущено, то уже не наверстать, и так же, если мозг ещё не готов решать поставленную задачу, то ребенок её не решит.
                - жалость к ребенку и к себе, есть основа гиперопеки - самой большой преграде на пути подготовки незрячего ребенка к самостоятельной жизни в обществе зрячих;
                - и последнее, медицина, чаще всего бессильна в попытках устранения глубоких нарушений зрения, возникающих у ребенка при рождении (развивающихся в первый год жизни). А вот безопасность (для мозга) этих попыток вызывает сомнение. Будьте осторожны.

                Оценка статьи: 3

                Понимаете, около 6 лет моя работа связана с инвалидами в том числе и по зрению...Если начинать с самого начала, то само название статьи не корректно. Но если уж, автор попытался ответить на этот вопрос, то ему надо было раскрыть все-таки эту тему и рассмотреть данный вопрос в контектсте социальной реабилитации людей с подобными проблемами. Начиная читать данную статью, я полагала, что найду какую-то полезную информацию на эту тему. Но все что я узнала из этой статьи - это то, что и тем и тем людям тяжело жить с таким недугом.
                Вывод который сделан в конце статьи - это на уровне детского сада.

                Оценка статьи: 1

                • Ну и Вы поймите, что статья не для специалистов, как и все статьи на нашем сайте, а для тех, кто, возможно, и не задумывался над такими проблемами. И информация - из первых рук, кстати.

                  • Понятно, конечно. Но уж больно тема серьезная.

                    Оценка статьи: 1

                    • Вообще то тема, поднятая в статье очень важна, но Екатерина Чижова права, статья не корректна и даже кое в чем ошибочна. Так заявление в «п.4 Почти у всех людей, родившихся без зрения, хорошо развиты компенсаторные механизмы: обострённый слух, обоняние, чувствительность кожи на лице, тактильная чувствительность. К сожалению, у поздно ослепших указанные способности и механизмы развиты крайне слабо или не развиваются вообще». – не соответствует действительности. Физиологические исследования тифлопедагогов России второй половины прошлого века показали, что тактильная чувствительность у зрячих не хуже, а в ряде случаев и лучше чем, у незрячих. Физиологическая острота слуха, обоняния, кожной чувствительности так же не зависит от наличия или отсутствия зрения. Но при зрительной депривации происходит перестройка взаимодействия сохранных чувств с центральной нервной системой. Мозг, как бы начинает внимательнее относиться к информации от слуха, осязания, обоняния и их разрешающая способность возрастает. Но для повышения этой разрешающей способности необходимы тренировки и ещё раз тренировки восприятия мозгом сигналов от оставшихся органов чувств. В этом и заключается отличие тифлопедагогического подхода в образовании от обычной педагогики. В обычной педагогики для формирования образа объекта иногда достаточно посмотреть на сам объект. А в тифлопедагогике этот объект надо обслушать, ощупать, обнюхать, облизать ….и вот тогда он, может быть, сформируется в образ.
                      Одним из таких важнейших методов тренировки, является освоение чтения и письма с помощью выпукло-точечного шрифта, изобретенного Луи Брайлем. Принесут пользу эти тренировки или нет, зависит от того, в каких условиях будет обучаться слепой, при чем не так важно когда он ослеп: в детстве или потом. Если обучение будет направлено: на развитие его самостоятельности, на умение преодолевать трудности, на развитие желания жить в среде зрячих, то оно будет успешным. Если же на оберегание его от всяких напастей, на облегчение ему жизни (в т.ч. путем подмены обычной деятельности техническими средствами), на гиперопеке, то оно будет безуспешным. Имею целый ряд живых примеров и того и другого. А последствия от второго о…. как ужасны.
                      В отношении поздноослепшых есть очень важный фактор – это сложнейшая психокоррекционная работа по выведению из постравмматического шока, для ослепших с детства такая работа также может понадобиться в подростковом возрасте, но в гораздо меньшей степени.

                      Оценка статьи: 3

                      Статья не о чем. На мой взгляд вывод: "...и у людей незрячих с рождения, и у тех, кто его потерял позднее, есть свои тяготы и трудности, с которыми нужно справляться ." Это очивидно.

                      Оценка статьи: 1

                      • Помимо вывода, Екатерина, в статье рассказывается о том, какие именно тяготы и трудности у тех и других незрячих. Это важно для тех, с кем рядом живут такие люди, это знание дает возможность понять и помочь. А интересно, чего же ожидали лично Вы, открывая статью с таким названием? В чем Вам должна была помочь и не помогла статья?

                        • Екатерине!

По данным Департамента здоровья и социального обеспечения, в США насчитывается 4,3 миллиона незрячих или слабовидящих. У многих из нас есть такие люди среди знакомых и нам бы хотелось оказывать им поддержку, но не каждый знает, как себя вести и быть полезным. Предупреждайте человека, когда вы входите в комнату, спрашивайте, чем вы могли бы помочь – это вполне простые способы проявить вежливость и помочь слепому человеку. Прежде всего, ваше поведение должно основываться на уважении и понимании того факта, что человек, которому вы желаете помочь, не просто незрячий.

Шаги

Основные нормы учтивости

    Громко здоровайтесь. Когда вы входите в помещение, где уже находится слепой человек, громкое приветствие оповестит его о вашем присутствии. Если молчать до тех пор, пока вы не приблизитесь к этому человеку, он или она могут подумать, будто вы возникли из ниоткуда, а это может поставить в неловкое положение любого.

    • Назовите себя, чтобы человек понял, с кем имеет дело.
    • Если человек предлагает вам руку для рукопожатия, то не отказывайте.
  1. Сообщайте о своем уходе из комнаты. Это не всегда интуитивно понятно, но по уходу следует что-нибудь говорить. Не следует полагаться на то, что человек услышит ваши удаляющиеся шаги. Уходить без предупреждения просто невежливо, ведь человек может продолжать обращаться к вам. Такая неловкая ситуация расстраивает.

    Предложите свою помощь. Если вам кажется, что человеку не помещает ваша помощь, то вместо предположений лучше всего спросить прямо. Вежливо предложите: «позвольте мне помочь вам?» Если ответ положительный, то спросите, что вам следует делать. Но если ответ отрицательный, то настаивать невежливо. Множество незрячих научились прекрасно обходиться без какой-либо помощи со стороны.

    • Если вашу помощь готовы принять, то делайте лишь то, что просят. Зачастую зрячие люди берут на себя слишком много из добрых побуждений, а незрячего человека такое поведение может оскорбить.
    • В некоторых случаях спрашивать даже не нужно. Например, когда все усаживаются за стол, а незрячий человек уже сидит, то нет нужды подходить и спрашивать, чем бы вы могли помочь. Старайтесь прочувствовать ситуацию, а не угадывать.
  2. Задавайте вопросы прямо. Многие не имеют опыта общения с незрячими людьми и не знают, как им следует обращаться. Например, в ресторане официанты зачастую обращаются к человеку, сидящему рядом со слепым, когда предлагают незрячему еще воды или принести меню. Незрячие люди не видят, но все слышат, поэтому всегда обращайтесь непосредственно к ним.

    Используйте слова «смотреть» и «видеть». У вас может возникнуть соблазн изменить своим речевым привычкам и попытаться не использовать слова вроде «смотреть» и «видеть». Лучше используйте их, иначе может возникнуть неловкая ситуация. Незрячему человеку будет неприятно не от использования этих слов, а от того, что с ним вы говорите иначе, нежели со всеми остальными.

    • Не стесняйтесь говорить фразы вроде «Очень рад видеть вас».
    • Но не используйте слова «смотреть» и «видеть», описывая действия этого человека. Например, если человек рискует наткнуться на что-то, то лучше сказать «Стойте!», а не «Смотрите под ноги!»
  3. Не следует гладить собаку-поводыря. Это специально обученное животные, которые призваны оберегать жизнь и безопасность незрячих людей. Слепые полагаются на собак-проводников в вопросах ориентирования, поэтому не следует их звать или гладить. Если пса отвлечь, то может возникнуть опасная ситуация. Не отвлекайте внимание пса. Гладить его можно только в том случае, если незрячий человек сам предложил вам это.

    Не стройте догадки о жизни слепых. Задавать много вопросов или обсуждать вопрос слепоты неэтично. Они постоянно отвечают на такие вопросы. Каждый день они попадают в места и ситуации, в которых зрячие чувствуют себя более комфортно. Вы окажете гораздо большую любезность, разговаривая со слепым о самых обычных вещах.

    • Распространенный миф, о котором часто спрашивают у слепых, это их невероятный слух или обоняние. Слепым приходится полагаться на эти чувства гораздо больше, чем зрячим, но у них нет никаких супер способностей, а предполагать такое некрасиво.
    • Обычно незрячие не любят говорить о причинах своей слепоты. Они могут сами начать этот разговор. Только в таком случае вы можете задать несколько вопросов.
  4. Помогайте пройтись по ступенькам. Сначала сообщите о том, следует ли подниматься или спускаться, также опишите примерный уклон и длину лестницы. Затем положите руку слепого на перила. Если вы ведете человека, то сделайте первый шаг и дождитесь, чтобы направляемый поспевал за вами.

    Помогайте проходить в дверные проемы. Приближаясь к двери, слепой должен находиться со стороны петель и ему следует сказать, в какую сторону открывается дверь. Сначала откройте дверь и пройдите в нее сами. Затем поместите руку слепого на дверную ручку и позвольте ему закрыть дверь за вами обоими.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники