М полянка храм успения богородицы. Церковь успения пресвятой богородицы, что в казачьей слободе. Фото и описание

Москва, улица Большая Полянка, 37с3
метро "Полянка"
Престолы: Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки: Между 1695 и 1697.

Доходный дом с лавками
при Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Казачьей слободе
Москва, улица Большая Полянка,37с1
метро Полянка
Год постройки: Между 1863-1864.
Памятник истории и культуры.
Охраняется государством.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей слободе построена в 1695-1697 гг. стольником В. Ф. Полтевым. В XVI в. на этом месте был деревянный храм Флора и Лавра в Коломенской Ямской слободе. После 1591 г. слобода была переведена на Зацепу, а место долго не заселялось.
Храм на этом месте в XVII в. впервые упомянут в 1642 г. Спустя 20 лет храм был возобновлен уже как Успенский в Казачьей слободе. В 1768 г. Г. Нестеров устроил придел Седмиезерской иконы Божией Матери. В 1797-1798 гг. на средства прихожанки, вдовы генерал-майора, П. И. Поздняковой, coopужена трапезная с приделами - Седмиезерским (левый) и иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
Объем трапезной оформлен с юга и севера фронтонами. Одноглавый храм типа восьмерик на четверике с трёхчастной апсидой декорирован в стиле московского барокко. Углы обработаны полуколонками, окна завершены разорванными фронтончиками. С запада к храму кроме трапезной примыкают притвор и небольшая 2-ярусная колокольня, сооружённая в 1795-1797 гг. на средства П. И. Поздняковой. Колокольня завершалась шпилем. Ее нижние ярусы украшены двухколонными портиками. В верхнем ярусе тосканского ордера - пилястры.
В пожар 1812 г. храм выгорел изнутри. Возобновлен в 1818 г. стараниями купца Н. Карпышева. В 1869-1872 гг. храм был обновлен на средства прихожан и церковного старосты Д. П. Рогаткина. В этот период классицистический облик трапезной и колокольни был несколько искажён мелкими штукатурными деталями, тяготеющими к формам «русского стиля». Частично сохранилась ограда конца XVIII в.
Церковь была закрыта в 1930 г. и обезглавлена. До этого из храма были изъяты золотые и серебряные церковные украшения и утварь. Верх колокольни и дом причта разрушили. В храме размещались типография, архив. В 1970-1980-х гг. реставрировался.
Богослужения возобновлены в 1994.

Ныне существующая главная церковь типа восьмерик на четверике построена в 1695 в стиле московского барокко. Ныне существующие трапезная и колокольня выстроены вместо старых в 1795-97. Приделы в трапезной Утоли моя печали и Седмиезерной Божией Матери. Закрыта, вероятно, в сер. 1920-х. Завершения сломаны. Храм отреставрирован.



Храм Успения Божией Матери в Казачьей слободе впервые упоминается в древних московских летописях в 1642 году, как «Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы да мучеников Флора и Лавра (покровителей ямщиков), что в старой Коломенской Ямской слободе». После 1651 года слобода была переведена на Зацепу, а место долго не заселялось и в 1657 г он значится под названием «Церковь деревянная Пречистой Богородицы Успения, что в Казачьей слободе за Москвою-рекою». В то время храм еще «стоял без пения», то есть служб в нем не было.

В 1662 г храм был возобновлен уже как Успенский в Казачьей слободе и в летописях в 1694 значится уже как «Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Казачьей слободе на Всполье». В 1695-1697 гг на средства стольника В.Ф.Полтева в слободе казаков, выходцев с южных окраин России, было построено существующее здание храма с главным престолом Успения Пресвятой Богородицы.

Одноглавая церковь относится к типу «восьмерик на четверике». Фасады украшены обычным декором того времени - полуколонки, карнизы, наличники с разорванными франтонами. В 1768г Г.Нестеров устроил придел Симезерской иконы Божьей Матери.А в 1797-1798гг на средства прихожанки, вдовы генерал-майора, П.И.Поздняковой, сооружена трапезная с приделами Седмиезерским (левый) и иконы Божьей Матери «Утоли моя печали» (правый), а также новая колокольня. Объем трапезной оформлен с юга и севера фронтонами. Колокольня завершалась шпилем. Небольшая по величине, колокольня выглядит стройной благодаря декоративным двухколонным портикам по трем сторонам нижнего яруса.

В храме хранилось напрестольное Евангелие 1696г и храмовая икона Успения Божьей Матери 1696г. В 1812г храм выгорел изнутри. Все внутреннее убранство и имущество храма сгорело. В 1818г церковный староста Никита Карпышев восстановил храм (раньше, чем свой сгоревший дом). В 1869-1872гг храм был заново отделан на средства прихожан и нового старосты купца П.Рогаткина и его сына, жертвовавших на церковь большие суммы. В течении трех веков в храме сменилось не одно поколение духовенства и храмового клира.

В уцелевших и дошедших до наших дней архивах сохранились имена лишь нескольких священников: о.Иоанн -1653г., о.Козьма - 1670г., о.Евтропий -1675г., о.Иоаким (Кузьмин) - 1681г., о.Василий (Михайлов) - 1687г., о.Михаил (Константинов) - 1718г., о.Андрей (Федоров) - 1722-1737гг., о.Федор (Васильев) - 1771-1786гг., о.Михаил (Никитин) - 1796-1799гг., о.Николай (Васильев) - 1800-1804гг., о.Сергий (Булатов) - 1900-1911гг.,о.Андрей (Воскресенский) - 1912-1930гг. На Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000г. в числе 129 новопрославленных святых, убиенных за веру на Бутовском полигоне, был и протоиерей Андрей Воскресенский. Тогда же решением Священного Синода было установлено ежегодное церковное почитание сщмч.Андрея - это день его мученической кончины - 31 октября н.с. Последний настоятель храма Андрей Владимирович Воскресенский при поддержке старосты Д.М.Рогаткина-Ежикова готовил публикацию по истории церкви и жизни казачества по материалам церковных архивов.

В 1922г. храм был закрыт. Власти изъяли свыше 11 пудов золотых и серебряных церковных украшений и утвари. Верх колокольни и главы храма были разрушены, сломан дом причта. Архив и подготовленные отцом Андреем к публикации материалы погибли.

В 1983г.,когда храм был отреставрирован, в нем размещались типография и архив Всесоюзного заочного финансово-экономического института. В конце 1990 г.городские власти приняли решение о возвращении храма Русской Православной Церкви. В 1994г. были возобновлены богослужения, начали действовать воскресные школы для детей и взрослых, библиотека.

Фото: Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей слободе

Фото и описание

До конца XVI века эта церковь Успения Богородицы и церковь Флора и Лавра на Зацепе имели общую историю. Первая церковь на том месте, где сейчас стоит Успенский храм, стояла в центре ямской слободы на Полянке. Она была деревянной и называлась в честь Флора и Лавра, покровителей ямщицкого ремесла. В конце столетия эту слободу перенесли на Зацепу – в район Замоскворечья, находившийся за цепью – таможенной преградой, перед которой проверяли груженые повозки на наличие нелегально ввозимых в столицу товаров. На Зацепе в честь Флора и Лавра была устроена новая церковь, а в прежней слободе, ставшей Казачьей, храм стал именоваться Успенским, и такое название закрепилось за ним примерно к 60-м годам XVII века. Причем в течение нескольких лет до этого церковь, скорее всего, стояла заброшенной, и сама местность не заселялась.

В камне церковь Успения Пресвятой Богородицы была перестроена в последние годы XVII века, а в следующем столетии она несколько раз перестраивалась – обретала новые приделы, колокольню в классическом стиле, трапезную. Нынешний облик храма сложился к концу XVIII столетия, правда, некоторые изменения в него были внесены после пожара 1812 года, когда выгорело все внутренне убранство храма. Восстановление былого благолепия проводилось на средства прихожан и завершилось только в 70-е годы XIX века.

В 20-е годы в отношении этого храма новая власть совершила все те же действия, что и в отношении многих других религиозных сооружений: изъятие ценностей в пользу голодающих, снос глав, верхнего яруса колокольни и отдельных построек, закрытие. В здании церкви размещались типография и архив. В 70-80-е годы проводилась реставрация церкви, поэтому удалось сохранить облик сооружения, в котором можно увидеть и черты московского барокко, и классицизма.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей слободе - православный храм Москворецкого благочиния Московской городской епархии Русский Православной церкви. Находится по адресу улица Большая Полянка, дом 37.

На месте нынешней церкви в XVI веке стояла деревянная церковь Флора и Лавра, бывшая центром Коломенской Ямской слободы. В конце XVI века Ямская слобода была переведена на Зацепу, где была построена новая одноимённая церковь. В московских летописях 1642 года встречается упоминание церкви «Успения Пресвятой Богородицы да мучеников Флора и Лавра, что в старой Коломенской Ямской слободе». В 1657 году та же церковь упомянута под другим названием - «Церковь Пречистой Богородицы Успения, что в Казачьей слободе за Москвою-рекою». По-видимому, в это время церковь не функционировала, так как «стоит без пения». Церковь восстановлена в 1662 году как Успенский храм в Казачьей слободе.

Одноглавый каменный храм Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей слободе был построен в 1695-1697 гг. на средства стольника В. Ф. Полтева. В 1723 году церковь «обновлялась». В 1768 году стараниями Г. Нестерова у церкви появился придел Симезерской иконы Божьей Матери, в 1797-1798 годах церковь приобрела современный вид: появились трапезная с двумя приделами (Седмиезерским и иконы Божьей Матери «Утоли моя печали») и новая колокольня, выполненные в стиле классицизма. Это строительство было осуществлено на средства вдовы генерал-майора П. И. Поздняковой.

Во время пожара 1812 года выгорело всё внутреннее убранство храма, но уже в 1818 году храм был восстановлен церковным старостой Никитой Карпышевым. В 1869-1872 годах на средства прихожан и церковного старосты Д. П. Рогаткина была произведена отделка храма, при которой классицистический облик трапезной и колокольни были несколько искажены.

В 1922 году церковь была закрыта и в ней разместились архив и типография. Из храма были изъяты церковные украшения и утварь. Была снесена главка храма, разрушены верх колокольни и дом причта.

В 1970-1980 годах была выполнена реставрация храма. В конце 1990 года церковь была возвращена Русской Православной Церкви и в 1994 году были возобновлены богослужения.

Архитектура

Одноглавый храм конца XVII века типа восьмерик на четверике выполнен в стиле московского барокко. С востока к церкви примыкает трёхчастная апсида, фасад украшен обычным для того времени декором в виде полуколонок, несложно профилированных карнизов и наличниками с полуколоннами, завершёнными выгнутыми разорванными фронтонами. Декор был восстановлен при реставрации церкви.

Трапезная и колокольня выполнены в стиле классицизма. С южной и северной сторон трапезная украшена фронтонами, её объем с приделами выглядит несколько массивным по отношению к зданию церкви.

С западной стороны к трапезной примыкает притвор и небольшая двухъярусная колокольня. Её нижний ярус украшен двухколонными портиками, а в верхнем ярусе использованы пилястры тосканского ордера. Колокольня завершается шпилем, восстановленным в постсоветский период.

Интерьер церкви искажён более поздними перегородками и перекрытиями. Вокруг храма фрагментарно сохранилась ограда конца XVIII века.

На пересечении Большой Полянки и 1-го Казачьего переулка привлекает внимание изящная Успенская церковь в Казачьей слободе . Нынешнее здание этого построено в 1695— 1697 годах стараниями стольника В. Полтева.

Трапезную и колокольню возвели столетием позже, что сразу же бросается в глаза: если само тело церкви, одноглавый «восьмерик на четверике», — это традиционное московское барокко, то пристройки с их портиками и фронтонами, строгим геометрическим декором, шпилем колокольни — это уже достаточно зрелый классицизм.

С церковью связана одна интересная и поучительная история. Во время пожара Москвы 1812 года она сильно пострадала, погибло все ее внутреннее убранство. Сгорел и стоявший неподалеку дом церковного старосты, купца Никиты Карпышева. После ухода из города французов купец, вместо того чтобы немедленно начать отстраивать себе новое жилье, в первую очередь озаботился восстановлением храма.

Потомки не оценили духовного подвига церковного старосты. В 1930 году церковь закрыли и разграбили, сняли главу и верх колокольни. Тем не менее, здание, в котором размещались то архив, то типография, как-то реставрировали еще в советское время. Хотя прежний, дореволюционный, облик храм обрел только в 1994 году, когда его вернули верующим.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники