Либеральные реформ Александра II. Политические взгляды и отношение к реформам

Если говорить об идеологии, то позицию Александра Николаевича вряд ли удастся определить однозначно, как либеральную или, скажем, консервативную. И вовсе не потому, что он был политически всеяден или, как выражаются политологи, являлся конформистом. Он искренне и убежденно был готов действовать по обстоятельствам, но эти действия определялись не столько его политическими симпатиями, сколько прагматическими пожеланиями главы государства, монарха. «В силу исторических обстоятельств Александр II, и его ближайшее окружение, как уже отмечалось, лучше кого бы то ни было в России ощущали дыхание времени и, если не зашоривались, не пытались навязать времени свою точку зрения, то имели реальный шанс вести страну по пути постепенных, но необходимых изменений без ненужных потерь и потрясений.

Как было сказано выше, Александр II никогда - ни в юности, ни в зрелые годы - не придерживался какой-либо определенной теории или концепции в своих взглядах на историю России и на задачи государственного управления. Для его общих воззрений характерно было представление о незыблемости самодержавия и существующей государственности России как оплота ее единства, о божественном происхождении царской власти. Он признается отцу, ознакомившись с Россией в путешествии: «Считаю себя счастливым, что Богом поставлен всю жизнь свою ей посвятить». Став самодержцем, он идентифицировал себя с Россией, рассматривая свою роль, свою миссию как служение державному величию Отчизны.

И позднее со времени своей деятельности на государственном поприще он принимал решения, исходя не из собственных желаний, но из потребностей России.

Первое из важных решений Александра II, отграничивающее новое царствование от николаевского, - заключение Парижского мира в марте 1856 г. - выявило в нем способность отказаться от ошибочных взглядов и оценок (до конца 1855 г. он стоял за продолжение войны), умение преодолеть оппозицию (в данном случае - непреклонных патриотов), предпочесть здравый смысл отжившим понятиям и традициям. Не отказываясь от имперских притязаний и интересов (решительные победы в Кавказской войне были одержаны в первые годы его царствования), Александр II осознал первоочередность и необходимость внутренних преобразований для восстановления величия России, ее места и роли в Европе после поражения в войне.

Так же обстояло дело и в решении крестьянского вопроса. По своим взглядам, понятиям он вовсе не был либералом. Напротив, являясь председателем двух Секретных комитетов по крестьянскому делу, 1846 и 1848 гг., он заявил себя поборником крепостного права более решительным и откровенным, чем сам монарх-отец. Интересна аргументация этой позиции в подписанном им журнале Секретного комитета 1846 года: «Доколе Россия, по непредвиденным судьбам, не утратит своего единства и могущества, дотоле другие державы не могут служить ей примером. Колосс сей требует иного основания и иных понятий о свободе не только крестьян, но и всех сословий», свобода в России должна состоять в повиновении всех законам, исходящим от одного высшего источнике». Но тем не менее, «В течение пяти лет, вплоть до принятия «Положений 19 февраля 1861 г.», он проявлял непреклонную волю в решении отменить крепостное право. Его твердость, его упорное противостояние реакции питались не приверженностью или симпатиями к либерализму, а уверенностью, что державные интересы России, ее величие и место в семье народов Европы требуют отмены крепостничества как устаревшего и отжившего института. Эта уверенность поддерживала и укрепляла совсем не могучую от природы волю монарха. Непреклонная решимость Александра II отменить крепостное право в условиях самодержавно-монархического строя России являлась в течение всего периода подготовки крестьянской реформы главным гарантом ее осуществления».

Успокоенный начавшейся реализацией крестьянской реформы, император счел, что и остальные преобразования можно проводить чисто верхушечным путем, исключив мнения и пожелания реформаторски настроенной части общества, В конечном счете беда Александра II заключалась не в том, что он не дал стране конституции, а в том, что перепоручил проведение важных политических мероприятий высшей бюрократии. В результате, сложился еще один парадокс: земская, судебная, университетская, цензурная реформа, при всей их необходимости, служили не примирению общества и власти, а отдаляли их друг от друга.

В этом небрежении к благосостоянию народа предугадал великую опасность всему делу реформ и царствующей династии один из видных представителей либеральной бюрократии, министр народного просвещения в 1861-1866 гг. А.В. Головнин. Посланный великим князем Константином Николаевичем летом 1860 г. в центральные губернии России для ознакомления с положением деревни, он пришел к выводам, поражающим своей прозорливостью и глубиной. «Признаюсь, что будущее кажется мне крайне беспокойным, - писал он 24 июля 1860 г. наместнику Кавказа и другу Александра II князю А.И. Барятинскому. - Я провел это лето в центре России, среди населения истинно русских людей, которые составляя сжатую колоссальную массу, говорят на одном языке, исповедуют одну и ту же веру, имея одни интересы, составляя истинную силу России и представляя само по себе целое могущество. Рассматривая вблизи состояние страны и вспоминая бюджеты государства, я нахожу, что за последние 40 лет правительство много брало у народа, а дало ему очень мало. Оно брало людьми, прямыми и косвенными налогами, тяжелыми работами и т.д. - брало большую часть доходов, и затем народ, благодаря дурной администрации, платил гораздо более, нежели казна получала. Что же делало правительство в то же самое время для этих мест, взамен всех податей? Ничего… Государственный доход, половина которого основана на безнравственности народа или, вернее, на его развращении, винный откуп, тратились на уплату процентов долга, на армию, флот и на этот далекий Петербург… Итак, деньги, полученные с податей, не тратились на их настоящие потребности, наиболее необходимые. Все это было большою несправедливостью; а так как каждая несправедливость всегда наказывается, то я уверен, что наказание это не заставит себя ждать. Оно настанет, когда крестьянские дети, которые теперь еще только грудные младенцы, вырастут и поймут все то, о чем я только что говорил. Это может случиться в царствование внука настоящего государя».

крепостничество александр политический реформа

Министерство Российской Федерации

По делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Академия государственной противопожарной службы

МЧС России

Реферат

Кафедра: «Отечественная история и экономическая теория».

Дисциплина: История России.

на тему: «Великие реформы 60-70 годов 19века».

Выполнил:

слушатель 1Б курса

Специальность: «Техносферная безопасность» Проверил: _______________________________

Москва 2014 год

Введение …………………………………………………………………….……3

1. Предпосылки либеральных реформ Александра II ……………………..5

2. Необходимость реформ …………………………………………...…………8

2.1. Отмена крепостного права………………………………………………… 10

2.2.Крестьянские реформы …...………………………………………………...13

2.3. Земская реформа ……………………………………………………………15

2.4. Городская реформа………………………………………………………… 16

2.5. Судебная реформа…………………………………………………………. 17

2.6. Военная реформа…………………………………………………………... 18

2.7. Финансовая реформа……………………………………………………….20

2.8. Реформа в области народного образования и печати…………………... 21

2.9. Высшие государственные учреждения…………………………………... 24

3. Социально – политические последствия реформ и их оценки в исторической литературе ………………………………………………..…… 25

Заключение ……………………………………………………………………..29

Список литературы ……………………………………………………...…….30

Введение

Разделяя российскую историю XIX века на первую и вторую его половины, в качестве рубежа часто избирают 1861 год - год крестьянской реформы. В связи с этим можно говорить также о России дореформенной и пореформенной.

Проведение широкомасштабных преобразований, сравнимых по своему значению с реформами Петра Великого, выпало на долю императора Александра II (1855-1881). Он не слыл человеком либеральных убеждений. Будучи наследником престола и действуя на государственном поприще в тени своего отца Николая I, он никогда не высказывал каких-либо идей, шедших вразрез с охранительной политикой. Но при этом Александр был прагматиком - человеком, который превыше своих убеждений ставил решение самых насущных задач в соответствии с духом времени.

Император понимал необходимость отказа от крепостнической экономики, осуществления модернизации страны, неизбежность которой стала очевидна после унизительного поражения России в Крымской войне. Кризис усугублялся расстройством финансовой системы.

Александр II и его окружение получали массу сообщений о росте народного недовольства, ощущали демократический подъем в «просвещенном обществе». Страна находилась на грани революционного взрыва. Стремясь не допустить его, импе­ратор в начале царствования за­явил представителям дворянства о своем нежелании «дать свободу крестьянам», но вынужден был признать необходимость присту­пить к подготовке их освобожде­ния ввиду опасности дальнейшего сохранения крепостного права.

Таким образом правительство, стремясь разрешить острейшие общественные противоречия, по­шло не по пути ужесточения режима, а избрало тактику «упреждающей реформы». Александр II при помощи преобразований стремился решить и внешнеполитические задачи - восстановить международный престиж Российской империи, создать боеспособную армию нового образца.

В постоянной борьбе с консерваторами императору удалось опереться на либерально мысливших представителей государственной бюрократии, способствовавших осуществлению курса реформ. Среди них на первых ролях оказались брат царя великий князь Константин Николаевич, один из руководителей Главного комитета по крестьянскому вопросу Я. И. Ростовцев, его коллега Н. А. Милютин, военный министр Д. А. Милютин.

Предпосылки либеральных реформ Александра II

В начале XIX века Россия оставалась единственной европейской державой, сохранившей феодально-крепостническую экономику и абсолютную монархию. Эффективность российской экономики была на порядок ниже, чем в развитых европейских странах. К середине XIX в. отставание России от стран Запада, сделавших огромный скачок в своем развитии, не уменьшилось, а возросло. В России практически не было к этому времени акционерных обществ и банков, без которых крупное капиталистическое хозяйство не могло развиваться. Но самым главным тормозом на пути буржуазного развития продолжало оставаться крепостное право. В полной мере это показала Крымская война (1853 – 1856), которая закончилась поражением царизма.

Поражение в Крымской войне обнаружило многие внутренние недостатки Российского государства. Прямым следствием экономической и военной самодержавно-крепостнической политики стали снижение жизненного уровня народа, застой в экономике. Недовольство народа росло, становилось очевидным, что дальше так жить нельзя. Усилились социальные конфликты. Крестьянство все активнее поднималось на борьбу за свое освобождение. Оно боролось за полное уничтожение крепостного права, за волю и землю. Тысячи крестьян устремились на юг, в Крым, «за волей», так как распространился слух, что там желающим раздают землю и освобождают от крепостной неволи.

Большинство помещиков было против освобождения крестьян, так как это означало конец безусловного господства дворянского класса. Но наиболее дальновидные представители этого класса понимали необходимость реформ. Передовая часть их, так называемые либералы, начали открыто критиковать отсталость России, засилье и злоупотребления чиновников. Особенно пугала их угроза революции. Чтобы предотвратить ее, сохранить господствующее положение помещиков в стране, они предлагали пойти на некоторые преобразования. Они высказывались за отмену крепостного права сверху. Освобождение крестьян, по их замыслу, должно произойти таким образом, чтобы меньше всего пострадали помещики, а крестьяне за свое личное освобождение должны были заплатить большой выкуп. После такого «освобождения» крестьяне оставались бы в полной экономической зависимости от помещика.

В этих условиях царское правительство было вынуждено приступить к подготовке отмены крепостного права – важнейшей реформы того времени.

В исторической литературе существуют два мнения о причинах отмены крепостного права. Согласно первого из них, к середине XIX века крепостное хозяйство еще далеко не исчерпало своих возможностей и выступления против правительства были очень слабы. Ни экономическая, ни социальная катастрофы России не грозили, но, сохраняя крепостное право, она могла выбыть из числа великих держав. Согласно второго – начала снижаться производительность труда крепостных, так как помещики хотели производить больше продукции и этим подрывали силы крестьянского хозяйства. Многие помещики пытались вводить новые системы ведения хозяйства, применять новейшую технику, закупать улучшенные сорта, породистый скот. Такие меры приводили их к разорению, и соответственно, к усилению эксплуатации крестьян.

После смерти Николая I на царский престол вступил его старший сын Александр II (1855 – 1881), который был хорошо подготовлен к государственной деятельности. Несколько лет он участвовал в работе Крестьянского комитета и, будучи реалистом, вполне осознавал необходимость перемен.

Александр II, склонявшийся к отмене крепостного права с предоставлением крестьянам определенной хозяйственной самостоятельности, т.е. земли, пошел на неординарную меру. Вместо практиковавшихся ранее ведомственных комитетов, занимавшихся отстаиванием местнических интересов, был создан вневедомственный орган – Редакционные комиссии, непосредственно подчинявшиеся царю. В их состав входили радикально настроенные чиновники, а также независимые эксперты из помещиков.

Комиссии учитывали мнение губернских комитетов. Новшеством стала гласность в работе комиссий: об итогах их работы регулярно осведомлялись высшие чиновники государства и предводители дворянства. Кроме того, в своей работе комиссии опирались на научно обоснованные экономические расчеты. Итоги работы комиссий отразились в Манифесте царя от 19 февраля 1861 г., объявившем отмену крепостного права в России. Реформа явилась компромиссом, учитывавшим интересы крестьян, разных групп помещиков и власти.

По новому закону, крепостное право помещиков на крестьян было отменено навсегда, и крестьяне признаны свободными безо всякого выкупа в пользу помещиков. В то же время земля, на которой жили и работали крестьяне, была признана собственностью помещиков. Крестьяне освобождались с тем, что помещики предоставят им в пользование их усадебную оседлость и некоторое количество полевой земли и других угодий (полевой надел). Но крестьяне за усадьбу и полевые наделы должны были отбывать в пользу помещиков повинности деньгами или работой. Поэтому до заключения выкупных сделок крестьяне считались «временнообязанными» и должны были отбывать, как и прежде, барщину или платить оброк. Завершающим этапом освобождения крестьян от крепостной зависимости являлся выкуп земли. До 80 % суммы выкупа помещикам платило государство. Ссуда выдавалась помещику доходными процентными бумагами и засчитывалась за крестьянами как казенный долг. Крестьяне становились должниками государства, погашая в течение 49 лет с выплатой в размере 6% сумму выкупа. Таким образом, за это время крестьянин должен был выплатить до 300% предоставленной ему «ссуды».

Проведение государством выкупа крестьянских наделов в централизованном порядке решало ряд важнейших экономических и социальных задач. Правительственный кредит обеспечивал помещикам гарантированную уплату выкупа и избавлял их от непосредственного столкновения с крестьянами. Выкуп оказался, кроме того, операцией, выгодной также и государству. Помещикам удалось провести землеустройство таким образом, что у крестьян отрезали часть земли, которую они обрабатывали для себя до реформы. Все это закладывало базу для обнищания и обезземеливания крестьянства. Так было совершено великое дело отмены крепостного права.

Освобождение крестьян существенно изменило все основы русского государственного и общественного быта. Оно создало в центральных и южных областях России новый многолюдный общественный класс. И управлять им должно было государство. Крестьянская реформа повлекла за собой преобразование всех сторон государственной и общественной жизни. Был предусмотрен ряд мер по перестройке местного управления, судебной системы, образования и, позднее, армии.

Тема: Преобразования Александра II: либеральные меры и сильная власть

Тип: Курсовая работа | Размер: 1.73M | Скачано: 33 | Добавлен 07.11.16 в 22:31 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы

Вуз: Орловский банковский колледж

Год и город: Орел 2016


Введение 3

1 Подготовка реформ Александра II 5

1.1 Предпосылки реформ 5

1.2 Ожидания различных слоёв общества 7

2 Либеральные преобразования Александра II 10

2.1 Крестьянская реформа 10

2.2 Судебная реформа 12

2.3 Военная реформа 14

2.4 Реформы в области просвещения, печати и цензуры 16

3 Итоги царствования Александра II 19

3.1 Значение Великих реформ 19

3.2 Взгляды современных историков на эпоху Александра II 20

Заключение 22

Библиографический список 24

Приложение А Таблица: Предпосылки реформ 25

Приложение Б Ксерокопия картины «Чтение манифеста» 26

Приложение Д Схема: Судебная реформа 1864 года 29

Приложение Е Схема: Военная реформа 1861- 1874 гг 30

Приложение Ж Схема: Реформы в области народного образования 1863 - 1864 гг 31

Приложение И Ксерокопия портрета «Александр II» 32

Приложение К Ксерокопия картины «Земское собрание в провинции» 33

Приложение Л Схема: Великие реформы 60-х - 70-ч гг 34

Введение

К середине XIX в. четко выразилось отставание России в экономической и социально-политической сферах, от передовых капиталистических стран. Ряд международных событий обнаружили существенное ослабление Российского государства во внешнеполитической области. В полной мере это обличила Крымская война (1853-1856), которая выявила внутренние проблемы российского общества. И как следствие, проявилась необходимость провести полное преобразование многих сфер государственной жизни.

Данная потребность в реформах, с каждым днем становилась все более и более ощутимой и неотложной. Но на пути всякого улучшения непреодолимой преградой стояло - крепостное право. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранения самодержавия и господствующего положения дворянства.

Реформы Александра II, так и их последствия имеют немаловажное значение для развития государства и исторической науки. Ведь если подробно изучить реформы наших предшественников, грамотно понять и проанализировать их со всех позиций, оценить их результаты, то можно избежать множества ошибок в настоящем и будущем. Для того чтобы правильно ориентироваться в событиях сегодняшнего дня, необходимо осмыслить исторические события прошлого нашего Отечества.

Именно этим и обусловливается актуальность выбранной темы.

Целью данной работы является оценка исторической роли и значимости Великих реформ Александра II для дальнейшего развития России.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

  • охарактеризовать предпосылки либеральных реформ 60-70-х годов XIX века
  • проанализировать настроение различных слоёв общества в отношении реформ
  • охарактеризовать и оценить эффективность либеральных реформ
  • подвести итоги царствования Александра II
  • осветить значение Великих реформ
  • сравнить взгляды современных историков на эпоху Александра II

Объектом курсовой работы являются либеральные преобразования Александра II.

Предметом курсовой работы являются Великие реформы, проведенные Александром II в период с 1861 по 1874 гг.

Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что полученные данные, могут быть использованы для подготовки к практическим и семинарным занятиям по дисциплине «История».

Методы исследования: хронологическое изложение событий, анализ, сравнение, классификация, обобщение.

Теоритической и информационной базой послужили работы:

П.А. Зайончковского, С.М. Троицкого.

П.А. Зайончковский в книге «Отмена крепостного права в России» кратко описал предпосылки либеральных реформ в период с 1861 по 1874 гг.

С.М. Троицкий в книге «Россия в XIX веке» автор подробно описывает основные положения всех реформ Александра II и затрагивает жизнь общества после их проведения.

Структура курсовой работы включает: введение, 3 раздела, заключение и список использованной литературы и приложения.

Во введении определяется актуальность темы исследования, цели, а также задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, объект и предмет исследования.

В первом разделе рассмотрены предпосылки либеральных реформ и их ожидания различными слоями общества.

Во втором разделе даны основные положения крестьянской, судебной, военной, земской и городской реформ, а так же реформ в области просвещения, цезуры и печати.

В третьем разделе даётся значение Великих реформ и взгляды современных историков на них.

В заключении подводятся итоги исследования, даётся оценка реформ Александра II.

Общий объем работы составляет 24 страницы текста и 10 приложений.

1 Подготовка реформ Александра II

1.1 Предпосылки реформ

Вначале XIX века оформились социально-политические предпосылки для начала либеральных реформ в России. Крепостное право препятствовало развитию рынка и крестьянского предпринимательства. Помещики попадали в рыночный оборот, то есть, кто не мог приспособиться к новым условиям экономики, теряли свои земли, попадавшие в заклад. Поражение в Крымской войне стимулировало быстрое развитие промышленности и показало неэффективность социальной и экономической систем России.

На рубеже XVIII—XIX вв. крепостническая система организации сельского хозяйства переживала период разложения и кризиса. Переход к различным усовершенствованиям наблюдался преимущественно у государственных и у помещичьих крестьян, находившихся на оброке. Это выражалось в некоторых улучшениях сельскохозяйственных орудий, выращивании породистого скота, посевах технических культур и т. д.

Вначале XIX в. наблюдается огромный рост товарно-денежных отношений, которые в условиях внедрения новой, капиталистической техники и небольшого применения вольнонаемного труда охарактеризовали собой кризис феодально-крепостнической системы. Формы использования крепостных определялись хозяйственными условиями, которые давали помещику возможность получить наибольший доход в виде барщины или оброка. Система оброков давала большие возможности для расслоения крестьянства. Большая часть помещиков вело хозяйство по старинке, увеличивая доходы не за счет улучшения ведения хозяйства, а за счет увеличения эксплуатации крепостных. Стремление небольшой части помещиков перейти к рациональным методам ведения хозяйства в условиях крепостного труда не имело большой эффективности, т.к. наличие дарового крепостного труда не стимулировало внедрения машин, заводов, где крестьяне могли трудиться по собственной воле.

Новые производительные силы в сельском хозяйстве не могли получить в первой половине XIX столетия сколько-нибудь большого развития в силу господства феодально-крепостнических отношений. Окончательное утверждение новых производственных отношений было невозможно в условиях сохранения крепостнических форм хозяйства, являвшихся непреодолимой преградой всякого прогресса. Крестьяне в России делились на три основные группы: помещичьи, государственные и удельные. Помещичьи крестьяне подразделялись на две группы: крестьян, занимавшихся сельским хозяйством на земле помещика, и дворовых, не имевших средств производства и исполняющих личные потребности помещика. По формам эксплуатации помещичьи крестьяне подразделялись на барщинных и оброчных. В более тяжелом положении были барщинные крестьяне. Работа на барщине, это повседневное общение крестьянства с представителями помещичьей власти, которое влекло за собой насилие и произвол над личностью. Особенно тяжело жилось крестьянам, выполнявшим барщину на вотчинных мануфактурах. Нередко помещики переводили таких крестьян на месячину, заставляя их непрерывно работать на мануфактуре. Помещики имели право продавать и покупать крестьян, как с землей, так и без земли, причём очень часто так навсегда разлучались семьи. Продажа крепостных равнялась самой настоящей работорговле.

Вторую группу крестьянства составляли государственные крестьяне. Государственные крестьяне как оформленное юридически новое сословие возникли вначале XVIII в. в результате военных и финансовых реформ Петра I. В состав государственных крестьян вошли сельское население, находившиеся в зависимости от государства. Вместе с оброком крестьяне выполняли ряд других повинностей: подводную, строительную, дорожную, платили и другие денежные налоги: подушную подать. Более тяжким было положение государственных крестьян, находившихся на барщине. Однако правовое положение государственных крестьян по сравнению с помещичьими было немного лучше. Они имели право выбирать для себя род деятельности, переходить в другое сословие, приобретать на свое имя имущество. Селения государственных крестьян составлявших примерно 3 тыс. душ, объединялись в волость. Во главе волости стояло волостное самоуправление. В XVIII в. государственные крестьяне служили своего рода хранилищем, из которого давались «пожалования» разным царским фаворитам. В XIX в., когда «пожалования» были отменены, государственных крестьян переводили то в состав военных поселян, то зачисляли в число удельных.

Третью группу крестьянства составляли удельные крестьяне. Они являлись собственностью императорской семьи и ранее именовались дворцовыми. Все удельные крестьяне состояли на оброке. Сумма оброка на протяжении первой половины XIX в. неуклонно увеличивалась. Наряду с денежными повинностями существовали и натуральные (дорожная, постойная, подводная). Кроме того, крестьяне должны были обрабатывать так называемую общественную запашку, урожай с которой поступал в продовольственные запасные магазины, из которых производилась раздача крестьянам хлеба в неурожайные годы.

Итак, проследив положение всех трех основных групп крестьянства, можно сделать следующие выводы на протяжении первой половины XIX в. наблюдается рост эксплуатации крепостных, осуществлявшийся в форме увеличения оброка либо барщины; правовое положение крестьян также ухудшается, что неразрывно связано с усилением эксплуатации.

В области развития промышленности начала XIX в. характеризуется процессом разложения феодально-крепостнической экономики и развитием новых производительных сил.

1.2 Ожидания различных слоев общества

К 1856 году полного понимания своей задачи во всем объеме у Александра II не было. Решение императора, не получившее окончательного оформления, было неоднозначно встречено в обществе. В годы правления Александра II определились несколько оппозиционных группировок, соединившихся позднее в антиреформаторское течение. Во-первых, российское дворянство, которое резко отвергала всякие новшества, видя в них угрозу своему существованию. Во-вторых, это были люди, не желавшие терять монополию на государственную службу и давать привилегии крестьянам, поскольку считали только дворянство лучшим, что есть в русской жизни. В-третьих, те, кто говорили о потере национальных ценностей в ходе реформ, т.к. реформы должны быть построены по аналогии с европейскими, которые в 1840-1850-х показали свою нестабильность. Были, конечно, и голоса поддерживающие императора, но на общем фоне недовольства и недоверия они затихали.

Царь предпочитал, чтобы инициатором отмены крепостного права выступило само дворянство. Уже летом 1858 года Александр II начал склонять помещиков к этому шагу: «Чувства враждебные между крестьянами и помещиками, к несчастью, существуют, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убеждён. Что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и вы одного мнения со мной: следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу». Сторонники реформы оказались в крупном меньшинстве и находились в постоянном напряжении. В декабре 1858 года глубоко в недрах Министерства внутренних дел была подготовлена программа правительства по крестьянской реформе. Александр II наконец то вздохнул с облегчением.

Во-первых, вопрос удалось сдвинуть с мертвой точки, а во-вторых, император смог занять выгодную позицию третейского судьи, главной задачей которого был поиск компромисса между позициями ведущих общественных лагерей России. Сами эти позиции были четко обозначены в работах дворянских комитетов и, если говорить коротко, говорили о следующем а) без крепостного права мы погибнем; б) современное положение нетерпимо, нужно, чтобы нас освободили от крестьян. Депутатов среди дворян можно было разбить на три группы. Первые констатировали, что освобождение крестьян означает полное разорение душевладельцев. Вторые заявили, что согласны даровать крестьянам свободу, но одновременно предлагали создать хозяйственно-распорядительное управление. Третьи требовали созвать уполномоченных от дворян, которые под руководством императора и создадут новый проект реформы. Некоторые депутаты увидели в проекте Редакционных комиссий открытое стремление власти отстранить дворянство от всякого влияния на крестьянство.

Таким образом, перед реформой 1861 г. во всех основных социальных кругах российского общества постоянно шли споры о будущем положении российских крепостных крестьян. К полному согласию так никто и не пришёл. Разногласия были и с крестьянской, и с дворян-ской, и с купеческой сторон и со стороны духовенства.

Реформа имела половинчатый характер. Это был непростой компромисс между помещиками и крестьянами. Естественно, что дарить полную свободу крестьянам так сразу никто не собирался, иначе бы монархия лишилась поддержки со стороны дворянства. Поэтому, реформа сохранила помещичье землевладение и обрекла крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещиков. Реформа не смогла решить аграрный вопрос в России, который в то время был центральным, но главное уже было неизменным - крепостному праву в России приходил конец.

2 Либеральные реформы Александра II

2.1 Крестьянская реформа

Содержание крестьянской реформы излагалось в документе под названием: «Положения 19 февраля 1861 г. о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Его суть была такова. Помещичьи крестьяне получали личную свободу, а также усадьбу и полевой надел в постоянное пользование, от которого они могли отказаться не раньше, чем через 9 лет. В течение этого 9-летнего срока крестьяне должны были по-прежнему отбывать за надел барщину или платить оброк. Размеры надела, и объем повинностей крестьян фиксировались в уставных грамотах, на составление которых отводилось два года. Составлять грамоты должны были помещики, а проверять их должны были, — мировые посредники, которые назначались из местных помещиков. Выходило, что посредниками между крестьянами и помещиками оказывались те же помещики. Уставные грамоты заключались не с отдельными крестьянами, а со всеми крестьянами того или иного помещика.

Для того чтобы установить и зафиксировать в уставной грамоте размер надела, и помещики, и крестьяне должны быть учитывать нормы надельных участков — высшую и низшую. Крестьяне не могли требовать надел выше установленного максимума, а помещики — урезать надел ниже установленного минимума. С одной стороны, если крестьянин до реформы имел в пользовании надел меньше, чем установленный после реформы минимум, помещик прирезал ему землю до минимума не всегда, а при условии, что у помещика останется не менее трети удобных земель. С другой стороны, если надел, которым крестьянин пользовался до реформы, превышал дореформенный максимум, помещик отрезал от него «излишек». Главное же, самые нормы крестьянских наделов были рассчитаны так, чтобы отрезков от них было как можно больше, а прирезок к ним соответственно меньше.

В результате помещичьи крестьяне получили в среднем по 3,3 десятины на душу, т.е. на мужчину (женщинам земля не отводилась). Это оказалось меньше той земли, которой они пользовались до реформы, и не обеспечивало им прожиточного минимума. Вся земля, которую крестьяне получили в «постоянное пользование», юридически оставалась собственностью помещиков до заключения выкупной сделки. Пока же эта сделка не была заключена, крестьяне считались «временнообязанными», т.е. по-прежнему за пользование землёй, они нести повинности.

28 декабря 1881 г. последовал закон об обязательном выкупе — закон, по которому все временнообязанные крестьяне переводились на выкуп, но не сразу, а с 1 января 1883 г. Таким образом, юридическая ликвидация крепостничества растянулась на 22 года и это в центральных губерниях. На окраинах же временнообязанные отношения продолжались до полувека.

За пользование землей крестьяне должны были выполнять два вида повинностей — оброк и барщину. Размеры оброка колебались в разных регионах от 8 до 12 руб. в год. Как и до реформы, оброк представлял собой доход помещика не только от земли, но и от действий крестьянина, ведь в губерниях с развитой промышленностью крестьяне платили помещикам деньги, которые они получали от разного рода промыслов, нежели от своего надела. Что касается барщины, то ее, как и до реформы, должны были отбывать все крестьяне — мужчины с 18 до 55 лет и женщины с 17 до 50 лет. Только после проведения реформы режим барщины был несколько упорядочен, а произвол помещиков частично обуздан. Повинности временнообязанных крестьян отличались от повинностей крепостных и лишь тем, что они точнее регулировались законом. Поэтому крестьяне так не хотели подписывать уставные грамоты. Они думали, что их подпись снова закрепостит их и надеялись на «подлинную, настоящую волю», сами распространяя между собой слух о том, что свобода сама придет через два года.

Реформа дала крестьянам право выкупить усадьбу и полевой надел. Сумма выкупа определялась путем капитализации из 6 % оброка, установленного за надел, т.е., желая получить искомую сумму выкупа, рассчитывали, сколько денег надо положить в банк, чтобы при 6 % годового прироста помещик имел доход, равный оброку. Роль посредника между крестьянами и помещиками по выкупу взяло на себя государство, которое и нажилось на выкупной операции.

Несколько по-особому освобождались дворовые слуги, которых было тогда 1,5 млн., т.е. 6,5 % помещичьих крестьян. Они выходили на волю без выкупа, но не сразу, а через два года, и, главное, не получали ни усадьбы, ни полевого надела, ни какого бы то ни было вознаграждения за их труд на помещика. Больные и престарелые, нетрудоспособные буквально выбрасывались на улицу, так как у них не оказывалось ничего, кроме свободы… идти по миру. Таковы были условия освобождения помещичьих крестьян.

Еще позднее, 24 июня 1866 г., «Положения 19 февраля» были распространены на государственных крестьян, которые считались лично свободными, но платили в казну феодальную ренту. Все они сохранили за собой земли, находившиеся в их пользовании, и могли по своему желанию либо, как прежде, платить оброчную подать государству, либо заключить с казной выкупную сделку при условии единовременного взноса такого капитала, проценты с которого равнялись бы в сумме оброчной подати.

Важнейшим итогом крестьянской реформы, явились получение крестьянами личной свободы, права самостоятельно, без вмешательства барина, распоряжаться своей судьбой, приобретение имущественных прав, возможность менять сословный статус, получать образование. Однако по правде на народ манифест не произвёл особенно сильного впечатления, благодаря отчасти своему тяжёлому книжно-официальному слогу, отчасти очень большому объёму и обилию мелких подробностей. Крестьяне не получили от реформы материальных выгод. Здесь выиграли помещики и государство. Но всё же, основная задача, наставленная перед реформой, - уничтожить крепостное право - была выполнена. Рабство пало, деревня вступила на путь капитализма без гражданской войны.

2.2 Судебная реформа

Подготовку судебной реформы осуществляла комиссия из лучших законоведов, которую возглавлял статс-секретарь Государственного совета С.И. Зарудный. Реформа разрабатывалась с осени 1861 г., на высшей точке демократического подъема в стране, и завершилась к осени 1862 г. Но лишь 20 ноября 1864 г. Александр II утвердил новые Судебные уставы. Они вводили вместо феодальных сословных судов цивилизованные судебные учреждения, общие для лиц всех сословий с одним и тем же порядком судопроизводства.

Отныне впервые в России утверждались четыре принципа современного права: независимость суда от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судопроизводства. Значительно демократизировался судебный аппарат. В уголовных судах был введен институт присяжных заседателей из населения, избираемых на основе умеренного имущественного ценза (не менее 100 десятин земли или любая другая недвижимость в 2000 руб. в столицах и 1000 руб. в губернских городах). Для каждого дела назначались 12 присяжных, которые решали, виновен ли подсудимый или нет, после чего суд освобождал невиновного и определял меру наказания виновному. Для юридической помощи и для защиты обвиняемых был создан институт адвокатов, а предварительное следствие по уголовным делам, ранее находившееся в руках полиции, теперь перешло к судебным следователям. Судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование, а первые, кроме того, еще пятилетний стаж судебной практики.

Созданы были три типа судов: мировой суд, окружной суд и судебная палата. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями или городскими думами на основе высокого имущественного ценза (не менее 400 десятин земли или другая недвижимость на сумму не ниже 15000 руб.), а члены окружных судов и судебных палат назначались царем.

Мировой суд состоявший из одного человека рассматривал в упрощенном порядке судопроизводства мелкие проступки и гражданские иски. Решение мирового судьи могло быть обжаловано на уездном съезде мировых судей.

Окружной суд в составе председателя и двух членов действовал в каждом судебном округе, равном одной губернии. В аппарат окружного суда входили прокурор и его товарищи, судебные следователи, привлекались адвокаты. Окружному суду были подсудны все гражданские и почти все уголовные дела. Решения, принятые окружным судом с участием присяжных заседателей, считались окончательными и не подлежали обжалованию по существу, их можно было обжаловать только в кассационном порядке (т.е. при нарушении законности в производстве дела). Решения же окружного суда, принятые без участия присяжных заседателей, обжаловались в судебной палате. Без присяжных рассматривались такие дела, по которым обвиняемому не угрожало лишение или ограничение гражданских прав.

Судебная палата учреждалась одна на несколько губерний. Её аппарат был аналогичен аппарату окружного суда, только больших размеров. Судебная палата рассматривала особо важные уголовные и почти политические дела. Ее решения считались окончательными и могли быть обжалованы только в кассационном порядке.

Наиболее важные политические дела должен был рассматривать Верховный уголовный суд, который не функционировал постоянно, а назначался в исключительных случаях по высочайшему повелению. Единой кассационной инстанцией для всех судов империи являлся Сенат — с двумя департаментами: уголовным и гражданским. Он мог отменить решение любого суда, кроме Верховного уголовного, после чего дело возвращалось на вторичное рассмотрение того же или другого суда.

Судебная реформа 1864 г. явилась самым крупным в истории России шагом к правовому государству. Все ее принципы и учреждения, несмотря на ограничения и даже притеснения со стороны царизма, содействовали развитию в стране цивилизованных норм законности и правосудия. Присяжные заседатели, вопреки надеждам и прямому давлению властей, выносили иногда вызывающе независимые приговоры.

2.3 Военная реформа

Преобразования в армии растянулись на 12 лет, с 1862 по 1874. Троякая причина заставила царизм реформировать армию. Прежде всего, сказалось поражение России в Крымской войне, революционный подъем в стране побуждал самодержавие укреплять армию как главную свою опору и наконец, требовалось упорядочить расходы на армию, которая к 1861 была сокращена до 1.5 млн. человек.

Инициатором и руководителем военной реформы был Дмитрий Алексеевич Милютин — генерал по службе и либерал по убеждениям. В течение 20лет(1861—1881) он занимал пост военного министра и был самым выдающимся из военных министров за всю историю России.

Преодолевая сопротивление крепостнической оппозиции во главе с победителем Шамиля фельдмаршалом А.И. Барятинским, Д. А. Милютин осуществил 12-летний цикл военных преобразований.

Были облегчены условия солдатской службы, отменены телесные наказания от кнута и шпицрутенов до розог. Милютин старался изменить сам имидж российского солдата от почти каторжного до почетного: «защитник Отечества».

Улучшилась боевая подготовка войск. В отличие от николаевского времени, солдат стали готовить больше к войне, чем к парадам. С 1862 г. началось перевооружение армии нарезным вместо гладкоствольного оружием. Горный инженер полковник П.М. Обухов изобрел в Златоусте способ получения литой стали путем обезуглероживания чугуна при помощи окиси железа, что позволило наладить производство стальных артиллерийских орудий.

Более современной стала подготовка офицеров. Часть старых дворянских кадетских корпусов была реорганизована в военные гимназии, объем знаний в которых, по сравнению с кадетскими программами, вырос более чем вдвое. В некоторые из военных гимназий разрешалось принимать лиц всех сословий. Младших офицеров готовили отныне юнкерские училища. В них процент лиц недворянского происхождения поднялся выше, чем в военных гимназиях, но значительно ниже был общеобразовательный уровень поступавших.

Последней по времени крупной реформой правительства Александра II явилось введение с 1-го января 1874 года всеобщей воинской повинности, что позволяло формировать армию на более прогрессивных по тому времени принципах.

Если раньше, с 1705 г., воинскую повинность отбывали в порядке рекрутских наборов только податные сословия (крестьяне, рабочие, ремесленники), то теперь ее должно было отбывать все мужское население империи с 20 лет, без различия сословий. Поскольку мужчин, достигших 20 лет, было намного больше, чем требовалось для призыва, зачислялись на действительную службу лишь 25—30 % от их числа. Остальные призывники освобождались от службы — по состоянию здоровья, семейному положению и по жребию. До половины их оставались дома по семейным льготам (единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье при малолетних братьях и сестрах и т.д.).

Закон 1874 г. значительно сократил сроки военной службы: вместо 25-летней рекрутчины, для солдат — 6 лет действительной службы, после чего их переводили в запас на 9 лет, а затем в ополчение; для матросов — 7 лет действительной службы и 3 года запаса. Лица с образованием служили еще меньше: окончившие вузы — 6 месяцев, гимназии — 1,5 года, начальные школы — 4 года. Фактически 6—7 лет служили только неграмотные, но они-то и составляли тогда 80% призывников.

Новый закон позволял государству держать в мирное время уменьшенную кадровую армию с запасом обученных резервов, а в случае войны, призвав запас и ополчение, получить массовую армию. В целом военные преобразования Д.А. Милютина перестроили российскую армию на современный лад. Реформа Милютина была выигрышна для России даже чисто экономически, ибо способствовала ускоренному росту железных дорог как необходимого условия для мобилизационных и демобилизационных акций в такой обширной стране, как Российская Империя. Но при самодержавии и военная реформа не могла быть до конца последовательной. Ей тоже сопутствовали пережитки старой крепостнической системы.

2.4 Реформы в области просвещения,печати и цензуры

Реформа цензуры имела особое значение в цепи реформ XIX в. Ещё накануне реформ А.И. Герцен говорил, что на его взгляд, Россия особенно нуждается в: освобождении крестьян от помещиков, освобождении податных сословий от побоев и освобождении печати от цензуры. Значение печатного слова прекрасно осознавалось правительством. Вот почему, понимая необходимость освобождения печати от цензурных стеснений, оно долгое время не решалось осуществлять эту, пожалуй, единственную реформу, не требовавшую никаких материальных затрат.

Осуществить реформу средней школы(1864г.) решился граф Д.А. Толстой. Ещё в самом начале царствования императора, доступ в гимназии был открыт для детей всех сословий. Гимназии делились на 2 типа: классические, с изучением предметов гуманитарного цикла, которые готовили к поступлению в институт и реальные, обучающие предметам естественно-математического цикла и готовили к поступлению в высшие учебные заведения. В 1871 году граф Толстой составил новый устав гимназии, одобренный государем. Классические гимназии стали единственным типом общеобразовательных и всесословных школ. Выпускники этих школ имели право поступить в университет. Реальные гимназии были заменены «реальными училищами», их цель была в том, чтобы дать образование людям всех сословий, но приспособленное к приобретению практических познаний.

Что касается университетов, то 18 июня 1863 г. был принят новый университетский устав. Он возвращал университетам автономию, впервые дарованную при Александре I в 1804 г. и отмененную в 1835 г. при Николае I.

С 1863 г. все вопросы жизни любого университета, включая присуждение ученых степеней и званий, заграничные командировки ученых, открытие одних и закрытие других кафедр, решал его Совет, а должности ректора, проректоров, деканов, профессоров становились выборными. 19 ноября 1864 г. Александр II утвердил и новый устав гимназий. Купцы, мещане, крестьяне вновь получили право учиться в гимназиях, которое было им предоставлено в 1803 г. Александром I и отнято в 1828 г. Николаем I. Таким образом, налицо был прогресс, но даже в этом смысле прогресс относительный, поскольку устав 1864 г. вводил столь высокую плату за обучение, что она закрывала доступ в гимназии большинству простонародья.

В начале 70-х годов стало, наконец, возможным в России высшее образование для женщин.

Все слои общества, от революционеров до консерваторов, требовали если не отменить, то обуздать цензуру. Еще в 1855 г. началось реформирование

цензуры и стали вырабатываться новые правила о печати. С конца 1857 г. в печати разрешалось обсуждать материалы о крестьянской реформе. К 1861 г. свобода печати достигла максимума, в печати стали появляться революционные программы и идеи.

Готовилась реформа цензурного устава. После событий 1862 г. (пожары, в возникновении которых обвиняли радикалов и нигилистов) были выработаны новые правила, ограничившие свободу печати, особенно радикальных периодических изданий. В структуре Министерства внутренних дел была создана комиссия, разработавшая к 1865 г. проект Временных правил, просуществовавших 40 лет. По правилам устранялась предварительная цензура для книжных изданий, для периодическая ее отмена или введение зависели от министра внутренних дел. Он же решал вопрос об открытии новых органов печати.

Таким образом, образование стало доступным для всех сословий, было разрешено открывать учебные заведения земствам, общественным организациям и частным лицам. Женщинам разрешили получать высшее образование, позже им разрешать посещать университеты, но только в качестве вольнослушателей. В 1861 году, когда смягчение цензуры привело к печатанию революционных программ, была проведена реформа цензурного устава, которая стала жёстче следить за печатными изданиями.

Подводя итоги либеральных реформ Александра II следует отметить, что они открыли путь развитию капитализма в России, был сделан важный шаг к равенству всех сословий, формированию правового государства и гражданского общества.

3 Итоги царствования Александра II

3.1 Значение Великих реформ

155 лет назад в России произошло, без преувеличения, великое событие. 19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, по которому более 23 миллионов крепостных крестьян (почти 40% населения империи) стали свободными людьми.

Крестьянская реформа 1861 г. была либеральной по содержанию, поскольку она создала условия, необходимые для победы капиталистического способа производства. Главным из этих условий явилось личное освобождение 23 млн. помещичьих крестьян, которые и образовали рынок наемной рабочей силы. Поскольку же проводили буржуазную реформу феодалы, крепостники, она возымела и крепостнические черты. Крестьяне были обмануты и ограблены, вышли из рабства у помещиков в кабалу к тем же помещикам. Половинчатость реформы выразилась в том, что экономический базис стал новым, капиталистическим, а внутри его сохранились пережитки старого феодально-крепостнического строя — прежде всего помещичье землевладение и отработочная система, т.е. обработка помещичьих земель крестьянами за земельную аренду, денежную ссуду и т.д. Пережитки крепостничества тормозили развитие страны, уже твердо вставшей на путь капитализма. Поэтому классовая борьба после 1861 г. не утихала, а, напротив, как мы увидим, разгорелась еще сильнее.

Судебная реформа 1864 г. явилась самым крупным в истории России шагом к правовому государству. Все ее принципы и учреждения, несмотря на ограничения и даже притеснения со стороны царизма, содействовали развитию в стране цивилизованных норм законности и правосудия. Присяжные заседатели, вопреки надеждам и прямому давлению властей, выносили иногда вызывающе независимые приговоры. Что касается российской адвокатуры, то она сумела поставить себя — и юридически, и даже политически — на необычайную для самодержавной страны высоту. Главное же, русские дореволюционные адвокаты завоевали национальное и мировое признание своей самоуправляющейся корпорации, выдвинув созвездие первоклассных юридических талантов и политических бойцов. Все реформы 1861—1874 гг. преобразовали экономический, социальный и политический уклад российского государства так, что началось его превращение из феодальной в буржуазную монархию. Крестьянская реформа 1861 г. изменила экономический базис страны. Россия твердо встала на путь капиталистического развития. Реформы 1862—1874 гг. привели в соответствие с новым базисом старую политическую надстройку. Отныне Россия быстрее, чем когда-либо ранее, пошла вперед к высотам мировой цивилизации. Несмотря на вопиющие подчас злоупотребление с участием высокопоставленных лиц, шло развитие морского и железнодорожного транспорта. Благодаря существенному росту русского экспорта к середине 70-х годов был ликвидирован дефицит бюджета, и положение русского рубля стало прочным.

Однако ни одна из реформ 1861—1874 гг. не стала в полной мере последовательной. Каждая из них сохранила в себе остатки феодальной старины, что ограничивало ее прогрессивность, осложняло ход национального развития России после 1861 г. и, по сравнению с открывшимися возможностями, замедляло его.

3.2 Взгляды современных историков на эпоху Александра II

Александр II - знаковая фигура в новейшей истории России и важный субъект исторической политики современной российской власти, осуществляющей модернизацию Россию, своеобразную "революцию сверху", наподобие той, которую затеял на рубеже 1850-1860-х годов этот император. Президент России Д.А.Медведев в 2011 году подчеркивал: "Александр II и, конечно, его единомышленники отказались от традиционного уклада, хотя это было чудовищно трудно, и указали России путь в будущее, в конечном счете, в историческом масштабе прав оказался именно Николай I или Сталин".

Вот что считают, некоторые современные историки на счёт политики Александра II:

Мироненко Сергей Владимирович: «Главное своё внимание я хочу сосредоточить на вопросе, почему же она всё-таки оказалась неудачной. Оказалась она неудачной, по-моему, совершенно очевидно, поскольку если через 70 лет после её начала появились сталинские колхозы, и крепостное право было возрождено, то вряд ли можно говорить, об успешности этой реформы…Я глубоко убежден, что либеральная бюрократия при всем обаянии ее не способна на коренные реформы. Она плоть от плоти все-таки старого общества. Да, она осознала, да, она впитала идеи, но уничтожить строй, который ее, собственно говоря, и породил, она была не в состоянии. И именно в этом, с моей точки зрения, кроется двойственность этой крестьянской реформы…»

Зубов Андрей Борисович: «Давайте представим себе на минуту, что эти реформы бы не прошли. Россия при Николае Павловиче деградировала не только в моральном смысле, не только в глазах Европы, деградировала в чисто экономическом смысле. Сократились самые важные экономические показатели - выплавка чугуна, добыча угля. Россия явно шла вниз. С другой стороны, с каждым годом возрастало количество крестьянских восстаний, возрастало количество выявленных эксцессов крепостного права…»

Орешкин Дмитрий Борисович: «Задача реформы 61-го года была в том, чтобы, говоря современным языком, значительно увеличить число активных в экономическом, социальном и правовом смысле субъектов, которые друг с другом конкурируют. И мне кажется, эта задача была решена. Во всяком случае, после этого мы наблюдаем всплеск роста городских поселений, стремительное развитие дорожной сети, децентрализацию управления и появление, хотя очень ленивого, медленного, пассивного земства, но все равно земские больницы, земские школы и земских тех же самых дорог...»

В итоге мнения историков различны, но в большинстве случаев они имеют общий смысл - реформы были проведены в интересах правящего класса, т.к. он и был основной поддержкой самодержавия. Были сохранены помещичьи землевладения и малоземелье крестьян, что тормозило экономическое развитие страны и, в конце концов, вызвало революцию 1905-1907 гг.

Заключение

Таким образом, во второй половине XIX века благодаря реформам Александр II Россия переродилась из феодальной в буржуазную Россию.

Родился новый социально-экономический строй, которому еще только предстояло, пройти долгий путь становления в обществе, но самый сложный шаг уже был сделан Александром II. Шаг, который задумывали многие правители, но боялись взяться за него - освобождение крестьян от рабства и гнёта помещиков.

Множество историков вполне уместно дают оценку революции, как «революции сверху», но по ряду некоторых причин незаконченной:

Крестьянская реформа дала крестьянам свободу, однако, не были решены социально-экономические противоречия, т. к. сохранилось помещичье землевладение и другие феодально-крепостнические пережитки.

Судебная реформа не была завершена, т. к. в крестьянской среде ещё долго сохранялся сословный волостной суд с частым применением телесных наказаний.

Военная реформа не смогла сразу сократить численность армии в мирное время, т. к. позже Александр II дополнил её законом о всеобщей воинской мужской обязанности с сокращением срока службы.

Реформа образования и печати ввела доступное всесословное образование, отменила цензуры для книг и журналов, но сохранена её для газет и литературы для народа.

Реформы и были не законченными, они всё же смогли создать фундамент для создания правого государства и гражданского общества.

С отменой крепостного права возникли новые возможности для частного предпринимательства, из-за быстрого развития промышленности в города хлынули сотни тысяч рабочих рук, Россия смогла, решить многочисленные конфликты с соседствующими странами, и заключила новые контракты с европейскими державами.

Историческое значение «великих реформ» состояло в том, что благодаря им Россия получила мощный толчок к капиталистическому развития страны без каких-либо серьёзных потрясений и социальных катаклизмов, и смогла выйти из глубочайшего экономического и политического кризиса.

Мы рассмотрели основные преобразования и реформы, прове-денные Александром II, и теперь может подвести итоги его реформ.

Реформы значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Однако Россия по-прежнему оставалась самодержавной монархией.

Реформы вызывали жёсткую критику, а в иногда и полное неприятие, как со стороны радикалов, так и со стороны консерваторов.

С середины 60-х гг. деятельность правительства начинает быть направленной на консервативные тенденции, а реформаторский потенциал оказывается почти исчерпанным.

В итоге реформы не были доведены до своего логического завершения. Они не завершились конституционной реформой. Возникновение парламентаризма не осуществилось. Поэтому «революция сверху» не состоялась. Провальные попытки создания конституционной реформы и политика контрреформ, оттолкнули от правительства либеральные слои общества, а так же в сочетании с нерешенными аграрной, социальной, национальной проблемами, подвели Россию, в конце концов, к революциям 1905-1907 годов и 1917 года.

Библиографический список:

  1. Джаншиев, Г.А. Эпоха великих реформ. / Г. А. Джаншиев [Текст]. - М.: Территория будущего, 2008. - 478с.
  2. Зайончковский, П.А. Отмена Крепостного права в России. / П.А. Зайончковский [ Текст]. -М.: Госполитиздат, 1954. - 292с.
  3. Исаев, И.А. История государства и права России: учебник для юридических вузов. / И. А. Исаев [Текст]. - М.: Юристь, 1996. - 544с.
  4. Ключевский, В.О. История России. / В.О. Ключевский [Текст]. - М.: АСТ, 2003. - 479 с.
  5. Ляшенко, Л.М. Александр II или история трех одиночеств. / Л.М. Ляшенко [Текст]. - М.: Изд-во Молодая гвардия, 2002. - 357с.
  6. Троицкий, С.М. Россия в 19веке. / С.М. Троицкий [Текст]. - М.: Наука, 1982. - 254с.
  7. Чистяков, О.И. Реформы Александра II / О. И. Чистяков [Текст]. - М.: Юридическая литература, 1998 . - 464 с.
  8. Яковлев, А. И. Александр II и его эпоха / А. И Яковлев [Текст]. - М.: Терра - Книжный клуб, 2003. - 784с.
  9. Ростовский, Е. и Сосницкий, Д. Каким был Александр II в искусстве и учебниках. Е. Ростовский и Д. Сосницкий [Текст]// Родина. -2014.- №4.
  10. Витухновская, М. Александр II в исторической памяти России и Финляндии. М. Витухновская [Текст]// Полёт.- 2011.- №3.
  11. Материалы официального сайта Радио Свобода Электронный ресурс:-Режим доступа- http://www.svoboda.org/content/transcript/2332258.html

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно , а нам приятно ).

Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

История. Семинар. Тема 10.

Либеральные реформы Александра II и их значение

Жизнелюбивый, европейски образованный прагматик, Александр II (1855–1881) решил не откладывать проведение реформ в долгий ящик. Проявив необходимую в таких случаях смелость и самостоятельность, он предпочёл действовать на опережение событий, пренебрёг мнением дворян-ретроградов (а их было явное большинство) и сформировал команду реформаторов, в которую вошли его брат-моряк вел. кн. Константин, Я. И. Ростовцев, братья Н. А. и Д. А. Милютины и др. При этом учитывалось и мнение представителей либеральной общественности – К. Д. Кавелина, Ю. Ф. Самарина, В. А. Черкасского и даже издателей лондонского "Колокола" А. И. Герцена и Н. П. Огарёва.

Определённую, хотя и не решающую роль в процессе проведения реформ сыграл и рост крестьянского движения. Так, только в 1858–1860 гг. в России произошло около 1 700 крестьянских волнений, т. е. в 1,5 раза больше, чем за всю первую четверть XIX в., и лишь немногим меньше, чем за всё царствование Николая I. Вековое крестьянское терпение и отсутствие сильной революционной организации, способной увлечь за собой многомиллионные массы деревенского населения, практически исключали тогда в России возможность революционного взрыва. Тем самым объективно повышалась роль правительственного реформаторства, которое на рубеже 1850–1860-х гг. после полувекового топтания на месте вступило в новый, в целом весьма плодотворный, этап.

Начатые Александром II преобразования носили комплексный характер и включали в себя отмену крепостного права, создание органов местного самоуправления, судебную, военную и ряд других реформ, подлинное значение которых можно понять только в такой "связке". Сейчас, вслед за русской либеральной историографией XIX – начала XX в. нередко реформы Александра II называют Великими, а самого императора – царём-освободителем. Однако у этого термина есть и свои противники, которые обращают внимание на теневые стороны этих реформ. В самом деле, они не затронули политическую сферу (Россия не получила ни парламента, ни конституции, ни свободы слова и собраний), сохранили изжившую себя систему дворянских преференций, не решили аграрного вопроса и не создали класса мелких земельных собственников как опору стабильности и порядка в стране. Не смогли преодолеть они и ставшего уже традиционным для России отрыва власти от общества и в конечном счёте не спасли Россию от революционных потрясений начала ХХ в.

Как бы то ни было, трудно переоценить значение самого акта отмены крепостного рабства в России (19 февраля 1861 г.). Однако условия освобождения крестьян отнюдь не были оптимальными (большие "отрезки" от крестьянских наделов в пользу помещиков, огромные выкупные платежи, значительная растянутость во времени процесса перехода к новой системе взаимоотношений между крестьянами и землевладельцами, что было явно невыгодно для крестьян). Крестьянский вопрос получил половинчатое, компромиссное решение, не удовлетворившее до конца ни крестьян, ни помещиков. В итоге аграрный вопрос в России оказался ещё более запутанным, чем прежде, и это явилось одной из причин бурных крестьянских выступлений в 1905–1907 и 1917 гг. И хотя реформа 1861 г. больно ударила по большинству неприспособленных к рыночной экономике помещиков, но положение крестьян в пореформенной России было неизмеримо тяжелее.

Гораздо большим демократизмом и смелостью отличались земская, судебная и военная реформы , которые при всей их непоследовательности и последующих консервативно-охранительных корректировках принесли России наибольшие плоды. С проведением в жизнь этих реформ страна сделала важный шаг к созданию гражданского общества, преодолению сословно-кастовых различий в положении отдельных слоёв населения, гласности. Земская реформа 1864 г., несомненно, способствовала приобщению деревни к культуре и более цивилизованному образу жизни, оживлению либерального движения, укрепила связь интеллигенции с народом. Едва ли не самой последовательной и демократической по своему духу была судебная реформа 1864 г.: суд в России, как и в странах Западной Европы, стал всесословным, гласным, состязательным (был введён институт адвокатуры и присяжных заседателей), независимым от администрации. Военная реформа 1874 г. состояла в значительном сокращении сроков службы (в сухопутных войсках с 15 до 6 лет), отмене рекрутских наборов и распространении воинской повинности на всё мужское население страны, достигшее возраста 20 лет, изменении системы подготовки офицерских кадров. Очень разумной была и система льгот для призывников по семейному положению и образованию (выпускники высших учебных заведений, например, служили в армии лишь полгода). Всё это вместе взятое положительно сказалось на состоянии русской армии и флота, хотя и не могло ликвидировать пропасти между положением солдатской массы и офицерского корпуса, а также военно-технического отставания России от Запада по ряду жизненно важных параметров.

Большое значение имели также реформы в области народного образования и печати. В 1864 г. было утверждено положение о начальных народных училищах (государственных, земских, церковноприходских, воскресных) и принят новый устав гимназий, вводивший в среднюю школу принцип равенства прав на образование для детей всех сословий. Новый университетский устав 1863 г. восстанавливал автономию университетов в решении научных и административных вопросов, хотя студенты не получили при этом никаких корпоративных прав, а доступ женщин в университеты по-прежнему не допускался. Тем не менее женское образование в России в это время стало быстро набирать темпы (женские гимназии, высшие женские курсы и пр.). Наконец, в 1865 г . появился просуществовавший до 1906 г. новый цензурный устав , носивший достаточно либеральный характер и освобождавший от предварительной цензуры всю петербургскую периодику и основную часть книг.

Таким образом, правительство Александра II предложило российскому обществу и провело в жизнь целый пакет социальных, административных и культурных реформ, которые если и нельзя назвать "революцией сверху", следует признать огромным шагом вперёд в деле модернизации и европеизации страны. И всё же реформы шли с большим скрипом. Правительство встречало сопротивление и "снизу", со стороны народных масс, которые хотели получить значительно больше, чем дала им власть, и "сверху", со стороны консервативно настроенных дворянско-бюрократических кругов, считавших, что народу дали слишком много. В 1861 г. в России произошло 1900 крестьянских волнений, резко усилилось студенческое движение, а в 1863 г. началось восстание в Польше, Литве и Белоруссии. Активизировалась и радикально настроенная часть интеллигенции, выступавшая за полную демократизацию общественно-политического строя России, подлинный переворот в земельных отношениях в пользу крестьян и доходившая иногда до призывов к физической расправе с "императорской партией" (Н. Г. Чернышевский и его окружение, революционная организация "Земля и Воля", прокламации 1861–1863 гг., кружок Н. А. Ишутина и др.).

Всё это не могло не пугать Александра II, который в душе отнюдь не был убеждённым либералом, и с горечью констатировал "неблагодарность" народа. После того, как в 1866 г. Д. Каракозов совершил неудачное покушение на жизнь императора в Петербурге, в правительственном курсе начались очевидные подвижки вправо, а сам Александр II заметно остыл к продолжению реформ, требовавших вдобавок значительных финансовых средств и образованных кадров. Внимание царя, личная жизнь которого тоже складывалась очень непросто (смерть сына-наследника, охлаждение отношений с женой, сложный любовный роман с Екатериной Долгорукой), все больше переключалось на внешнеполитические проблемы: завоевание Средней Азии, окончание Кавказской войны, дипломатические манёвры между Францией, Германией и Австро-Венгрией, война с Турцией (1877–1878) и др.

Чем дальше, тем больше в российском обществе нарастал раскол между быстро эволюционировавшими влево демократическими силами и консерваторами, сумевшими склонить на свою сторону и царя. В то же время либеральный "центр", который мог бы уравновесить крайние течения, был пока ещё очень слаб, подвергаясь нападкам и преследованиям со стороны властей и безжалостной критике со стороны революционеров. Его основными постулатами были: свободное развитие человеческой личности, государственные гарантии соблюдения прав и свобод граждан, неприкосновенность частной собственности, свобода экономической конкуренции, идейно-политический плюрализм, отрицание революционного насилия и приверженность эволюционным методам общественного развития. В переводе на язык практической политики это означало, что либералы были сторонниками ликвидации всех сословных привилегий, привлечения земских и городских общественных деятелей к законотворчеству и управлению страной, облегчения положения крестьянства и приобщения его к культуре. Наиболее видными представителями либерализма в России во второй половине XIX в. были К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, В. А. Гольцев, а среди либеральных органов печати выделялись журналы "Вестник Европы", "Русская мысль" и др. Однако в условиях самодержавной России либерализм был обречён на длительный период "утробного" развития, оставаясь организационно неоформленным и пытаясь найти точки опоры в земствах, городских думах, университетах и различных научных обществах.

) - это реформы, проведенные в 60-70-х гг. 19-го в. и затрагивающие практически все стороны жизни Российской империи.

Предпосылки и причины проведения реформ

Россия оставалась феодальной страной дольше любых других развитых государств, кроме того, крепостное право сильно тормозило экономику страны и к началу 19-го в. уже окончательно изжило себя, так как приносило стране только убытки. Еще с 18-го в. в стране назревал конфликт между крестьянами и властью, а к середине 19-го в. он достиг своего пика и грозил перейти в революцию. Для того чтобы этого избежать, необходимо было срочно менять государственную систему.

С развитием технологий необходимость в ручном труде отпала, домашние хозяйства приносили все меньше прибыли, а вот на заводах, которые активно начали строиться благодаря индустриализации, не хватало рабочих рук. Этими руками могли бы стать крестьяне, но они не имели права уйти от помещиков, что вызвало волну бунтов. Помещики тоже были недовольны, так как крепостное хозяйство теряло свою экономическую привлекательность. Государство с каждым годом получало все меньше денег, а экономика скатывалась в кризис.

В 1859-1861 гг. крестьянские бунты возникали уже по всей стране и достигли своего пика. Проигранная , которая показала полную несостоятельность военной и экономической систем, усугубляла ситуацию - доверие народа к императору и правительству сильно упало. Именно в такой обстановке начались разговоры о необходимости срочно и реформировать страну.

В 1855 г. на престол взошел император Александр 2-й, который на одном из своих открытых выступлений перед дворянством заявил о том, что необходимо срочно упразднить крепостничество указом сверху, пока это не сделали крестьяне снизу путем революции.

«Великие реформы» начались.

Основные реформы Александра 2-го

  • Крестьянская реформа. Отмена крепостного права (1861).
  • Финансовые реформы (с 1863 г.).
  • Реформа образования (1863).
  • Реформа государственного управления (1870).

Суть реформ Александра 2-го заключалась в перестройке государства на новый тип, который мог бы эффективнее вести экономику по пути индустриализации и капитализма.

Основной реформой этого периода можно назвать крестьянскую реформу, которая провозгласила отмену крепостного права в 1861 г. Реформа готовилась на протяжении нескольких лет, и, хотя правящие классы не хотели свободы для крестьян, император понимал, что с крепостным правом дальше двигаться невозможно, поэтому изменения все же были осуществлены. В результате реформы крепостное право было упразднено, крестьяне получили независимость и могли выкупиться от своего помещика, получив при этом надел для ведения домашнего хозяйства. Для осуществления выкупа крестьянин мог взять ссуду в банке на 49 лет. Выкупившиеся крестьяне освобождались от административной и юридической зависимости от помещиков. Кроме того, свободные крестьяне получили ряд гражданских прав, могли вести торговлю и осуществлять сделки с недвижимостью.

Еще одна важная реформа - реформа судебной системы. Суд перестал ориентироваться на сословный принцип, и все граждане страны теперь имели равные права перед законом. Появился также суд присяжных, а судебная система полностью отделилась от административной и сформировалась в самостоятельный институт.

Земская реформа и городская реформа призваны были упростить управление государством и сделать его более эффективным. Согласно новым законам, деревни и города теперь могли сформировать собственные органы самоуправления и заниматься решением хозяйственных вопросов, не ожидая приказа сверху. Это позволило развить экономику регионов, так как управление стало ориентироваться на реальную ситуацию в той или иной губернии.

Военная реформа должна была сделать армию более эффективной, чтобы не повторилась ситуация с Крымской войной. Была введена всеобщая воинская повинность, армия получила новое вооружение, сменился принцип воспитания солдат. Открылось множество учебных заведений для военных.

Вместе с военными училищами стали открываться новые обычные школы и вузы. Ректора университетов получили больше прав и могли самостоятельно принимать решения, это помогло стране сделать скачок в просвещении общества.

Немаловажной была и реформа печати. Был провозглашен принцип гласности, пресса получила право обсуждать и даже критиковать решения правительства.

Итоги и последствия «великих реформ» Александра 2-го

Политические и финансовые реформы Александра 2-го названы великими благодаря тому, что они в относительно короткие сроки смогли полностью перестроить государственную систему на новый лад. Кризис в экономике был преодолен, государство получило новую армию, которая могла противостоять захватчикам, выросло число образованных граждан. В целом реформы помогли стране встать на путь капитализации и индустриализации, а также провозгласили зачатки демократии.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники