Проект свой мир мы строим сами. Всероссийский VII конкурс образовательных и социальных проектов. Цель и задачи Конкурса

VII Всероссийский конкурс образовательных и социальных проектов

«Свой мир мы строим сами»

ПОЛОЖЕНИЕ

о VII Всероссийском конкурсе образовательных и социальных проектов

«Свой мир мы строим сами»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регламентирует статус и порядок проведения
VII Всероссийского конкурса образовательных и социальных проектов «Свой мир мы строим сами» (далее - Конкурс). Конкурс проводится с 2005 года.

1.2. Учредителями Конкурса являются:

· Комиссия Совета Федерации по делам молодежи и туризму, Комиссия Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества;

· Управление Пресс-службы Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (Пресс-служба Совета Федерации);

· Общероссийская общественная организация «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ);

· Национальный Совет молодежных и детских объединений России.

1.3. Настоящее Положение определяет требования к участникам и проектам Конкурса, порядок их представления на Конкурс, критерии их отбора и оценки, сроки проведения Конкурса.

1.4. Настоящее Положение действует до завершения конкурсных мероприятий, предусмотренных Организационным комитетом, и может быть изменено или пролонгировано по решению учредителей. Все изменения и дополнения публикуются на официальных сайтах учредителей конкурса.

2. Цель и задачи Конкурса

2.1. Цель конкурса :

Содействие включению молодых людей в процесс строительства в России правового государства и гражданского общества.

2.2. Задачи конкурса .

2.2.1. Привлечение внимания учащейся и студенческой молодежи к проблемам развития парламентаризма в России, соблюдению прав и основных свобод человека;

2.2.2. Содействие гражданскому и правовому просвещению учащейся и студенческой молодежи через приобщение их к участию в законотворческой работе;

2.2.3. Расширение взаимодействия Совета Федерации с образовательными учреждениями и общественными объединениями в Российской Федерации, привлечение талантливой молодежи к сотрудничеству с Советом Федерации.

3. Условия участия в Конкурсе

К участию в Конкурсе допускаются работы, подготовленные гражданами Российской Федерации в возрасте от 14 до 25 лет, являющимися:

· учащимися общеобразовательных учреждений;

· учащимися и студентами учебных заведений начального и среднего профессионального образования ;

· воспитанниками учреждений дополнительного образования детей;

· студентами, аспирантами, докторантами высших учебных заведений, независимо от их ведомственной подчиненности, вида и организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации ;

· представителями детских и молодежных общественных объединений;

· молодые предприниматели.

3.2. Требования к работам.

3.2.1. На конкурс представляются индивидуальные творческие работы или коллективные творческие работы (непосредственно только от одного руководителя группы), в самых разнообразных формах и жанрах (сочинения, доклады, рефераты, научные статьи, исследования, эссе, проекты, программы, публикации и т. п.), демонстрирующие вклад заявителя в процесс строительства в Российской Федерации правового государства и гражданского общества.

3.2.2. Работы должны опираться на современные научные концепции и существующую практику парламентской деятельности, международные и национальные механизмы защиты прав человека, содержать предложения по решению проблем в строительстве правового государства и формировании гражданского общества.

3.2.3. Содержание проектных работ может быть основано на примере решения приоритетных общественно-значимых проблем или проблем, выдвинутых самими участниками конкурса в конкретном общественном объединении, общеобразовательном учреждении, учреждении дополнительного образования детей, учебном заведении начального и среднего профессионального образования, высшем учебном заведении или в муниципалитете, в субъекте Российской Федерации, в России в целом.

3.2.4. Работы должны быть напечатаны на русском языке . В тексте не допускается сокращение названий, наименований, за исключением общепринятых. Объем работы не должен превышать 15 печатных страниц формата А4, полуторный межстрочный интервал, шрифт обычный (не жирный, не курсив), Times New Roman размером 14; поля: слева - 2,75 см, справа - 2,25 см, сверху - 3 см, снизу - 2 см; нумерация страниц – нижний колонтитул (справа).

3.2.5. Приветствуются иллюстрированные приложения и рекомендательные письма от научных руководителей. Количество и объем дополнительных приложений не ограничены, при этом все представленные иллюстрационные материалы должны содержать пояснения к ним.

3.3. Конкурс проводится по четырем номинациям:

· «Мои предложения Председателю Совета Федерации» (предложения, направленные на совершенствование законодательства в Российской Федерации);

· «Мой вклад в развитие молодежного парламентаризма» (нормотворческие инициативы молодых парламентариев регионального и муниципального уровней). 1. Региональный уровень. 2. Муниципальный уровень ;

· «Моя программа социального действия» (проекты, направленные на формирование навыков гражданского участия и взаимодействия с органами государственной власти, бизнесом и СМИ для решении актуальных социальных проблем, в том числе сбережения здоровья населения, пропаганды здорового образа жизни и развитие массового спорта, молодежного волонтерского движения);

· «Мой вклад в развитие международной молодежной дипломатии» (проекты, направленные на создание положительного образа России в мире, пропаганду культуры народов России и русского языка, а также популяризацию российского молодежного парламентского движения за рубежом).

· «Мой социально-ответственный бизнес в сфере инновационной экономики» (проекты, демонстрирующие вклад молодых предпринимателей в развитие институтов гражданского общества, обеспечение прозрачности бизнеса, а также направленные на поиск , на изучение и решение экологических проблем регионов России и т. п.).

· «Мой родной язык – русский» (проекты, направленные на развитие межкультурного диалога, пропаганду культуры народов России и русского языка).

4. Порядок проведения Конкурса

4.1. Конкурс проводится в 3 этапа:

Первый этап – региональный заочный – направление заявок в Организационный комитет Конкурса – до 1 марта 2011 года.

Второй этап – федеральный заочный – организация свободного доступа к заявкам участников всех желающих и членов Экспертного совета в Интернете – подведение итогов и приглашение заявителей для участия в очном этапе конкурса – до 4 апреля 2011 года .

Третий этап – федеральный очный – презентация проектов победителей в Совете Федерации в форме выставки баннеров победителей в мае-июне 2011 года , организация и проведение церемонии награждения победителей организаторами Конкурса.

5. Порядок подачи заявок

5.1. Проекты, представленные на Конкурс, обязательно должны включать в себя:

· Электронную Заявку на участие в Конкурсе, направленную по адресу *****@***net.

6. Управление Конкурсом

6.1. Для управления Конкурсом создаются:

Организационный комитет Конкурса;

Экспертный совет Конкурса.

6.2. Организационный комитет создается его учредителями для руководства Конкурсом. В состав Организационного комитета помимо представителей учредителей могут быть приглашены представители других заинтересованных учреждений и организаций.

Организационный комитет утверждает Положение о Конкурсе, принимает решение о создании Экспертного совета Конкурса, утверждает список победителей Конкурса.

Организационным комитетом руководит его председатель (в его отсутствие заместитель председателя). Председатель и его заместитель избираются на первом заседании Организационного комитета.

6.3. Организационным комитетом с целью проведения экспертизы представленных на Конкурс проектов и вынесения экспертных заключений,
а также рекомендаций по итогам Конкурса, создается Экспертный совет, в состав которого входят специалисты в области права, граждановедения , лидеры и руководители молодежных и детских объединений, представители государственных органов, бизнеса, СМИ и научной общественности.

6.4. Обеспечение деятельности Организационного комитета и Экспертного совета осуществляет Общероссийская общественная организация «Детские и молодежные социальные инициативы».

6.5. Дополнительную информацию о Конкурсе можно получить:

В Совете Федерации по телефонам +7 (4; , E-mail: *****@

В ДИМСИ по телефону +7 (9; E-mail: *****@***net

7. Подведение итогов Конкурса

7.1. Организационный комитет определяет победителей Конкурса по предложениям Экспертного совета.

7.2. Основные критерии оценки проектов:

Наличие полного пакета документов в соответствии с Положением о Конкурсе;

Соответствие цели и задачам конкурса;

Соответствие номинации, на которую проект заявлен;

Опора на современное научное знание по рассматриваемой проблеме;

Актуальность и проработанность проекта;

Владение нормативно-правовой базой, аргументированные предложения по её изменению;

Практикоориентированность и реалистичность предложений;

Точность, ясность, грамотность в изложении материала;

Творческий и самостоятельный характер работы;

Долгосрочность проекта и возможность его широкого распространения;

Подтвержденное наличие партнеров и организаций, поддерживающих реализацию проекта (рекомендации).

7.3. Дипломами и памятными призами награждаются победители и призеры конкурса.

7.4. Награды победителям и призерам могут устанавливаться учредителями Конкурса, ведомствами и учреждениями, общественными объединениями, иными заинтересованными организациями и частными лицами по согласованию с учредителями Конкурса.

7.5. Итоги конкурса, список победителей и призеров размещаются в средствах массовой информации , а также на сайтах учредителей конкурса.

7.6. По итогам конкурса предполагается издание сборника работ победителей на русском и

СМИ: "Маяк труда", г. Алейск

С 2017 года Большепанюшевская школа вошла в число пилотных школ российского движения школьников и создала волонтерский отряд «Искра». На новые добрые дела ребят вдохновляет учитель истории и обществознания Наталья Шабалина.

Новое время диктует новые формы работы с молодежью. Волонтерские отряды пришли в школьную жизнь на смену пионерским и комсомольской организации. Случайно это или закономерно, но в день рождения ВЛКСМ три года назад Президент РФ подписал Указ о созданиироссийского движения школьников. Одним из его направлений является добровольчество.

Волонтеры - это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец», - поясняет координатор волонтерского отряда Наталья Шабалина. - В составе «Искры» заняты учащиеся с 9 по 11 класс. Кроме желания детей стать волонтерами, обязательно учитывается мнение родителей. Если раньше мамы и папы скептически относились к добровольческому движению, то сейчас они просят: «Расширяйте границы возраста, берите в отряд пяти-шестиклассников!» Но личные книжки волонтерам выдаются с 14- летнего возраста.

В коллективе, совместной работе дети меняются, становятся более ответственными, социально адаптированными, - подмечает Наталья Сергеевна. - Занимаясь волонтерством, они взрослеют, учатся самостоятельно принимать решения. Не случайно девизом отряда выбраны слова: «Свой мир мы строим сами».

Работа с добровольцами не дает взрослому наставнику стареть и уставать. Ребятишки гурьбой ходят за ней и просят:

Как так? Прошел сентябрь, а мы еще ничего не сделали!

Поэтому собрались с мыслями и решили вместо прошлогодней акции «Подари настроение» в октябре провести акцию «Раскачай мир». Волонтеры подарят прохожим конфетки с пожеланием-запиской. Односельчане всегда радуются фантазии детей и откликаются на все их мероприятия. Кроме словесных пожеланий добра, волонтеры подкрепляют свои помыслы конкретными делами. Они проявляют инициативу, советуются со своим руководителем, а она, в свою очередь, их поддерживает и направляет в нужное русло.

Нельзя утверждать, что современная молодежь не чтит традиций прошлого. Волонтеры отряда «Искра» инициировали акцию «Не забыты, не заброшены» и привели в порядок могилы с красными звездочками на памятниках - местах захоронения участников войны. Таких на сельском погосте пять. На этом они не остановились и взяли шефство над всеми заброшенными могилами односельчан. Еще одна добрая акция «Мы помним» предназначена, чтобы поддерживать санитарное состояние памятных мест, мемориала. Добровольцы не забывают навещать и участника войны Алексея Пономаренко. Внимание и забота о ветеране - показатель высокой нравственности волонтеров. Так и должно быть. Без этого человек не может называться человеком.

Работа добровольцев плановая, но жизнь вносит свои коррективы. Когда прошлой зимой у пожилой одинокой жительницы села перемерз водопровод, волонтеры всю зиму приносили ей воду из колонки.

Для волонтеров есть ценности и традиции, от которых никуда не уйдешь, - рассказывает Наталья Шабалина. - На 9 Мая они всегда придумывают что-то новое. В этом году провели велопробег «Спасибо деду за Победу» с флагами, под дождем. Своим участием добровольцы выразили гордость за героев и участников войны, радость за поколение победителей.

Волонтерам до всего есть дело. Они не пройдут мимо, если что-то их не устраивает. Например, на радость другим и в назидание нарушителям экологии очистили от мусора въезд в село. Это заняло не слишком много времени, а радость от сделанного превзошла все ожидания. Территория Большепанюшево - территория чистоты.

Нам интересно помогать людям и своей родной деревне, - утверждает волонтер Кристина Беседина. - Когда мы убираем мусор, это не приносит нам большого труда. Но эта работа очень серьезная и нужная.

Волонтерство школьникам только на пользу. Доброволец Данил Григорьев в отряде четыре года. По его словам, школьники в волонтерском отряде, занятые благоустройством, помощью жителям села, еще больше сдруживаются и чувствуют себя нужными другим.

Когда буду студентом, обязательно продолжу волонтерскую деятельность, - улыбается Данил.

Всеми своими успехами и добрыми делами они обязаны руководителю, Наталье Шабалиной. По мнению директора школы Снежаны Миллер, она еще будучи ученицей всегда умела организовать сверстников. Сейчас по-прежнему поддерживает имидж родной школы на всех уровнях: районном, краевом, федеральном. И получается: жизнь в образовательной организации не затухает, а бурлит. В этом году труд Натальи Шабалиной получил престижную оценку. Она награждена почетной грамотой Министерства образования и науки РФ.

Кроме волонтерства, дети в отрядах российского движения школьников увлеченно занимаются спортом, экологией, избирательным правом и так далее. Каждый выбирает дело по душе. Результаты очевидны. На осенних каникулах пять волонтеров из отряда «Искра» приглашены на Всероссийский конкурс в Хакассию. Они вошли в пятерку лучших на краевом фестивале клубов (школ) молодых и будущих избирателей и волонтерских объединений «Мы выбираем будущее» в г. Рубцовске. Кроме того, школа заняла первое место в Алейском районе по сдаче норм ГТО. Экологи - призеры краевых олимпиад.

У моих волонтеров большое будущее, - уверена координатор Наталья Сергеевна. - Они вырастут людьми, и мы всегда будем гордится их успехами. А начало и старт в жизнь им дал школьный волонтерский отряд «Искра».

Ирина Симонова, Виталий Субботин (фото).

Первый такой конкурс состоялся в 2004-2005 учебном году при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Молодежной парламентской Ассамблеи при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, редакции «Учительской газеты», редакций журналов «Основы государства и право», «Преподавание истории в школе», «Внешкольник», «Студенчество. Диалоги в воспитании», «Воспитание школьников». Цель его - содействие гражданскому и правовому образованию учащейся и студенческой молодежи, реализация социальной инициативы детей и молодежи, развитие молодежного парламентаризма, расширение общественных связей с образовательными учреждениями в Российской Федерации.

Всероссийский конкурс «Свой мир мы строим сами» привлек внимание детей и молодежи, становится все популярней.

Проведение конкурса способствовало гражданско-правовому образованию, формированию мировоззрения, развитию творческого потенциала учащихся и студентов, представителей детских и молодежных общественных объединений, освоению универсальных гуманистических ценностей, идеалов демократии, воспитанию в духе культуры мира, толерантности.

Председателем оргкомитета конкурса является Петренко Валентина Александровна, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике, которая не первый год поддерживает организацию и проведение всероссийских конкурсов по парламентской тематике для учащихся, студентов и их наставников.

В состав жюри конкурса вошли видные ученые и педагоги - граждановеды Академии повышения квалификации и переподготовки кадров Минобрнауки РФ, преподаватели и студенты высших учебных заведений Москвы и Московской области.

В конкурсе приняли участие 440 человек (383 школьника и 57 студентов) из 56 регионов Российской Федерации: учащиеся образовательных учреждений всех видов; студенты учебных заведений начального и среднего профессионального образования; воспитанники учреждений дополнительного образования детей; студенты высших учебных заведений независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм; представители молодежных парламентских структур; представители детских и молодежных общественных объединений и организаций.

Наибольшее количество работ было прислано из Воронежской (38 работ), Московской (33 работы), Пермской (23 работы), Челябинской (15 работ), Мурманской (14 работ) областей; Санкт-Петербурга (25 работ); Краснодарского (24 работы), Приморского (17 работ), Красноярского (10) краев; республик Татарстан (25 работ), Башкортостан (15 работ), Карелия (12 работ), Марий Эл (10 работ).

Отрадно отметить, что ряд образовательных учреждений провели свой отборочный этап, среди них: муниципальное образовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №28 г.Вологды (160022, г.Вологда Вологодской области); средняя общеобразовательная школа №640 Приморского района г.Санкт-Петербурга; Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена (г.Санкт-Петербург); муниципальное образовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №69 г.Воронежа, Воронежской области.

Среди принявших участие в конкурсе мы выделяем самого юного участника, ученика 2-го класса средней общеобразовательной школы №68 г.Уфы Республики Башкортостан Шамиля Асфандиярова.

На конкурс были представлены самые разнообразные образовательные и социальные проекты: это индивидуальные и коллективные проектные работы учащихся и студентов в самых разнообразных формах и жанрах (сочинения, доклады, рефераты, научные статьи, исследования, эссе, фант проекты и т.п.), утверждающие уважение к правам и свободам человека, универсальные общечеловеческие гуманистические ценности, идеалы демократии, культуры мира, толерантности, принципы самоуправления и соуправления, развивающие идеи молодежного парламентаризма.

Всероссийский конкурс образовательных и социальных проектов «Свой мир мы строим сами» включал в себя следующие пять номинаций:

«Школа юного сенатора» (16 работ)

«Школьный и студенческий парламент» (46 работ)

«Закон, который нужен молодежи» (203 работы)

«Если бы я был сенатором» (107 работ)

«Молодежь и парламентаризм» (68 работ).

Необходимо отметить, что большинство конкурсных работ опиралось на современные теории и существующую практику законодательной парламентской деятельности в России; практический опыт организации школьного и студенческого самоуправления; развитие проектной деятельности учащихся и студентов; международные и национальные механизмы защиты прав человека; решение проблем гражданского и правового образования, связь с задачами построения правового государства и формирования гражданского общества в России.

Материалы в основном представляли самостоятельную работу по избранному аспекту развития молодежного парламентаризма.

Жюри оценивало конкурсные работы по следующим критериям: уровень знаний автора; полнота раскрытия темы; владение нормативной базой; точность и ясность изложения материала; творческий характер работы.

Победителями Всероссийского конкурса образовательных и социальных проектов «Свой мир мы строим сами» стали:

В номинации «Если бы я был сенатором...»:

первое место - Никита Щетинин, Тверская область, г.Ржев, школа №9;

второе место - Ольга Иошина, г.Москва, гимназия №1529;

третье место - Андрей Мазихин, Пермская область, г.Березники, профессиональный лицей №47.

В номинации «Закон, который нужен молодежи»:

первое место - Марк Рисенберг, г.Санкт-Петербург, школа №640;

второе место - Марина Пашиева, Свердловская область, г. Полевой, гуманитарный университет;

третье место - Руслан Гусев, ЯНАО, Тюменская область, п.Ханымей, Ханымейская средняя школа №1.

В номинации «Молодежь и парламентаризм»:

первое место - студенты: Сания Ибраева, Евгений Кузьмин, Алексей Коновалов, Лилия Шарипова, преподаватель: Хамитов Булат Асгатович, Самарская область, г.Похвистнево, губернский колледж;

второе место - Иван Шабаров, Омская область, г.Омск, Омский медицинский колледж Минздравсоцразвития РФ;

третье место - М.Белозерова, Архангельская область, г.Котлас, МОУ «Лицей №3».

В номинации «Школьный и студенческий парламентаризм»:

первое место - Наталья Тихон, г.Одинцово Московской области, гимназия №4;

второе место - Андрей Елгин, Эльвира Клышта, Кемеровская область, г.Новокузнецк, гимназия №48;

третье место - Андрей Огарко, г.Уфа, Уфимский государственный профессионально-педагогический колледж.

В номинации «Школа юного сенатора»:

первое место - Евгений Ткаченко, г.Североморск, гимназия №1;

второе место - Анна Манакова, Ярославская область, г.Ярославль, ГОУСПО Ярославский государственный межрегиональный колледж градостроительства и управления;

третье место - учащиеся 10-го «Б» класса, члены молодежного движения «Ювента», Челябинская область, п.Межозерный, Верхнеуральский район, школа №1.

Лауреатами конкурса стали:

1. Воспитанница Городского дворца творчества детей и молодежи г. Набережные Челны Республики Татарстан Алина Порцева.

2. Учащиеся средней общеобразовательной школы №450, г.Зеленогорска г.Санкт-Петербурга Станислав Скопылатов.

3. Учащийся гимназии №2 г.Прохладного Кабардино-Балкарской Республики Константин Анисимов.

4. Воспитанники клуба «Юный исследователь» Центра творчества детей и юношества г.Назрани Республики Ингушетии Соня Белхароева, Фатима Цурова.

5. Студент Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена г.Санкт-Петербурга Н.Афанасова, Нелли Ворошилова, Иван Гайдукевич, А.Балаян, Ю.Петрушина, Р.Скиба.

6. Учащаяся средней школы №4 г.Еманжелинска Челябинской области Ирина Король.

7. Учащаяся большецарынской средней школы №2 им.М.В.Хонинова Октябрьского района Республики Калмыкия Алена Болдырева.

8. Учащаяся средней школы им. Н.Р.Ирикова с.Зилаир Зилаирского района Республики Башкортостан Анна Ильина.

9. Учащиеся средней школы №640 Приморского района г.Санкт-Петербурга Мария Малахова, Надежда Яценко, Алексей Филатов, Елизавета Васильева.

10. Учащаяся школы №7 г.Валдай-5 Новгородской области Виктория Дюбина.

11. Учащиеся школы №3 г.Чехова Московской области.

12. Учащиеся негосударственной средней общеобразовательной школы «Баярд» г.Уфы Республики Башкортостан Айгуль Губайдулина.

13. Учащаяся гимназии №1 г.Североморска Надежда Пиунина, студентка Мурманского государственного института Евгения Барановская.

Дипломантами конкурса стали:

1. Екатерина Антоненко, Ломовская средняя школа.

2. Мария Сердюк, Алтайский край, Павловский район, с.Павловск, Ремзаводская средняя школа.

3. Дмитрий Суслов, Кемеровская область, г.Березовский, СОШ №16.

4. Владислав Тютрин, Алексей Духин, Белгородская область, Ровеньский район, п.Ровеньки, Ровеньская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов.

5. Равиль Вашитов, Республика Татарстан, п.Кукмор, кукморская школа №2.

6. Дмитрий Шурыгин, Московская область, г.Егорьевск, Московский областной музыкально-педагогический колледж.

7. Татьяна Якушева, Санкт-Петербург, Приморский район, школа №640.

8. Наталия Торовик, Московская область, г.Краснознаменск, гимназия №1.

9. Шамиль Асфандияров, Республика Башкортостан, г.Уфа, СОШ №68.

10. Линар Кадыров, Республика Татарстан, г.Елабуга, Просветительский центр «Школа современного лидера».

11. Светлана Базулина, Челябинская область, г.Озерск, школа-гимназия №23.

12. Людмила Докторова, Республика Татарстан, Аксуваевский район, д.Старое Ильдеряково, школа.

13. Анна Гришанова, председатель Молодежного объединения - школьный парламент Томского района Томской области, г.Томск, Управление образования Томского района.

14. Ирина Михни, Тюменская область, г.Ноябрьск, Колледж профессиональных и информационных технологий.

15. Виктория Скрипова, Московская область, г.Балашиха, МОУ «Лицей».

16. Андрей Груздев, Леонид Ликатурнов, Республика Хакасия, г.Саянск, МОУ СОШ №9.

17. Екатерина Чернышова, Мурманская область, г.Снежногорск, СОШ №266.

18. Григорий Знаменский, Калужская область, г.Калуга, МОУ «Гимназия» № 24, г.Калуги».

19. Наталья Патрикеева, Ярославская область, г.Ярославль, Ярославский государственный межрегиональный колледж градостроительства и управления.

20. Ольга Босамыкина, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - «Югра», Ханты-Мансийский район, п.Красносельский средняя общеобразовательная школа.

Остальным участникам конкурса направляются благодарственные письма.

Виктор ГОЛОВАНОВ, ответственный секретарь оргкомитета конкурса, консультант пресс-службы Совета Федерации

Проект Свой мир мы строим сами

Предназначение молодежи в современном мире заключается в том, что она является не столько объектом воспитания, образования, социализации, сколько активным субъектом социального воспроизводства, основным инновационным потенциалом общества и существенным гарантом его развития.

Именно молодое поколение выступает как важное условие дальнейших социально-экономических перемен, и как инновационная сила общественного развития. При другом взгляде на молодое поколение общество обречено на деградацию.

Реформирование российского общества, социальное и экономическое развитие России и ее регионов в значительной мере зависит от молодежного фактора, в том числе от качества и уровня развития, становления.

Среди молодежи могут быть выделены отдельные группы, организация работы с которыми требует особой специфики.

Определение этих групп связано с проведением специальных исследований и обоснований с учетом региональной и местной специфики.

Основными признаками и ведущими характеристиками могут быть :

Возраст:

- для молодых людей в возрасте от 14-20 лет — образование,
гражданственность, досуг;

- для молодых людей в возрасте от 20-25 лет - трудоустройство,
молодая семья, жильё;

- для молодых людей в возрасте от 25-30 лет - здоровье, карьера,
успех.

- Субъектами молодежной политикиявляются: молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет; з аконодательные и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, их учреждения; государственные и муниципальные служащие; молодежные и детские общественные объединения.

Не умаляя значения направлений работы с молодежью в Белгородской области, необходимо отметить и то, что ключевыми социальными проблемами, требующими решения в контексте молодежной политики, являются: обеспечение безопасности молодежи; охрана здоровья молодежи и подростков; создание условий для нормального демографического развития;организационные и кадровые проблемы.

В связи с этим необходима концентрация усилий структур по делам молодежи на достижение следующих социально-значимых целей:

Во-первых, улучшение здоровья детей и молодежи, социальная защита молодой семьи;

Во-вторых, решение жилищных проблем молодежи;

В-третьих, социальная профилактика всех форм отклоняющегося поведения: криминальной активности, алкоголизма, наркомании и таксикомании;

В-четвертых, содействие занятости молодежи;

В-пятых, обеспечение равных возможностей в получении образования, повышении квалификации.

Государственная молодежная политика на современном этапе исходит из того, что основные социальные проблемы белгородской молодежи необходимо решать на следующих трех стратегических направлениях.

Первое направление - это реализация права на жизнь и здоровое существование. Второе направление - это изменение в лучшую сторону условий жизни молодежи. Третье направление - формирование общественного сознания молодежи.

Решение этих и ряда других проблем современной молодежи, как показывает практика, возможно только на основе разработки и реализации государственных молодежных программ. Эта работа требует четкого выделения объекта управленческого воздействия, определения наиболее типичных проблемных полей молодежи и интеграции в их рамках усилий всех субъектов молодежной политики, консолидации ресурсов и их максимально адресного использования.

Необходимо так же отметить, что в условиях с ограниченными ресурсными возможностями, реализация данных целей будет связана с определенными трудностями. Именно поэтому, сегодня возрастает необходимость использования новых нетрадиционных, инновационных по своей сути подходов к разработке и осуществлению молодежной политики в регионе.

Предложить и реализовывать их смогут только профессионально подготовленные, творчески мыслящие управленческие кадры при активном участии самой молодежи. Это в свою очередь требует формирования региональной системы кадрового обеспечения молодежных структур. Данная система должна рассматриваться как важнейший элемент работы по формированию кадрового потенциала органов государственной и муниципальной власти региона.

При организации социальной работы с молодежью на раз-личных уровнях важно активно использовать накопленный опыт социальной помощи различным группам населения. Наряду с этим необходимо вернуться к практике распределения выпускников учебных заведений. Разумеется, она не может стать такой как была ранее, но применение ее элементов позволило бы дать некоторые социальные гарантии одной из наименее защищенных групп молодежи. Необходима система реальных мер, направленных на стимулирование молодежного предпринимательства и самозанятости.

Назрела необходимость повы-шения эффективности действующих и формирование новых направлений взаимодействия школы и родителей, что будет способствовать обеспечению социальной поддержки моло-дых людей.

Среди направлений взаимодействия целесооб-разно выделить:

Создание различных объединений родительской общест-венности в целях реализации законных прав и обязанностей участников образовательного процесса, поиска новых форм их взаимодействия;

Возрождение системы родительского всеобуча, развитие
разнообразных форм психолого-педагогического просвеще-ния родителей, повышение их культурно-образовательного уровня;

Организация общественной экспертизы инновационных
образовательных программ, учебно-наглядных пособий и
средств обучения в целях охраны здоровья и нравственности
ребенка;

Сохранение и развитие системы дополнительного об-разования детей, обеспечение его доступности для всех же-лающих;

Расширение взаимодействия образовательных учрежде-ний и органов управления образования с традиционными для нашей страны религиозными конфессиями в деле обра-зования и духовно-нравственного воспитания подрастающе-го поколения;

Объединение усилий правоохранительных и здравоохранительных органов, родительской и педагогической общест-венности, представителей религиозных конфессий в борьбе с наркоманией, ужесточение мер ответственности за сбыт и распространение наркотических и других психоактивных ве-ществ;

Несмотря на огромную работу проводимую органами исполнительной власти Белгородской области по отношению к молодой семье необходимо отметить, что еще есть нерешенные проблемы в этом направлении.

Они обусловлены следующими причинами: дефицит ресурсов, которые могли быть использованы на решение проблем молодежной семьи; дефицит социальных работников, способных оказать квалифицированную помощь молодой семье.

Изменение ситуации требует принятия комплекса мер:

1.активизировать исследования проблем молодых семей, что позволит выделить наиболее актуальные и обеспечить информирование общественности.

2. организовать финансовую поддержку на основе индивидуального подхода к каждой семье.

3. обеспечить на уровне области подготовку социальных работников, специализирующихся на проблемах молодой семьи.

Для того, чтобы эффективно использовать новые формы социальной защиты и обслуживания молодежи региона необходимо координировать взаимодействие бизнеса и обще-ственных организаций, бизнеса и государства, региональных объединений предпринимателей.

Бизнес в молодежной социальной сфере должен не столь-ко заниматься благотворительностью, сколько развивать востребованные молодыми социальные услуги, формирую-щие их дееспособными гражданами. При этом он должен быть прибыльным, как и любой другой вид предпринима-тельской деятельности.

Также важное значение необходимо придавать органи-зации участия бизнеса в инвестиционных программах с раз-делами, посвященными молодежной социальной сфере, про-ведение федеральных, региональных и муниципальных конкурсов, тендерных процедур по поддержке программ строительства жилья для молодежи, спортивных и социо-культурных социальных проектов, привлечение к этой дея-тельности молодежных организаций, в том числе, объединяющих молодых людей, имеющих проблемы семейного плана, а также со здоровьем.

Необходимо укреплять взаимосвязи управляющих структур и руководителей крупных предприятий и организаций. Для решения этого вопроса было бы эффективным введение должности специалиста по работе с молодежью на крупных предприятиях, в функции которого входило бы:

Организация праздничных вечеров;

Проведение информационных дней, лекториев;

Проведение мониторингов для выявления насущных проблем молодой работающей молодежи.

В Белгородской области оптимизация молодежной политики в значительной мере достигается при помощи социального программирования. В этом смысле региональная молодежная программа дает возможность сделать государственную политику на региональном уровне последовательной, выделить ее основные этапы и определить пути продвижения от одного к другому.

На сегодняшний день в области реализуются программы длительного действия: «Молодость Белгородчины» (2004-2008гг.) «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области» ((2006-2010гг.)., «С верой в Отечество» (2006-2008гг.), «Комплексные меры по организации деятельности трудовых отрядов области» (2004-2008гг.), утвержденные постановлениями и распоряжениями губернатора и правительства области.

Забота об улучшении качества жизни в каждом регионе - это проблема, в первую очередь, местной и региональной властей, и решение ее может быть обеспечено через использование имеющегося регионального финансово-экономического потенциала в установленных рамках единых общегосударственных интересов и социальных стандартов.

С этой целью в Белгородской области разработана и принята Программа улучшения качества жизни населения. Чтобы программа дала положительный социальный эффект, требуется ее четкая ориентация на объект воплощения, максимальная приближенность к конкретным категориям. Необходимы также конкретизация и уточнение ее положений в отношении каждой социальной группы населения. Учитывая особую социальную роль молодежи в обществе, решение этих задач требует максимальных усилий всех заинтересованных сторон.

Следует отметить, что программа «Молодость Белгородчины», утвержденная постановлением губернатора области №35 от 02.02.04г., и рассчитанная на 2004-2008 годы, с одной стороны, органично вписывается в концепцию Программы улучшения качества жизни населения Белгородской области, конкретизируя ее мероприятия, выступая в качестве связующего звена между самой Программой и ее адресатом, а с другой стороны позволяет решить основные социальные проблемы молодых жителей области, определяющие качество их жизни.

Реализация мероприятий проектов позволяет координировать деятельность участников: представителей органов государственной власти, муниципальных структур, прессы. Осуществляется своеобразное заинтересованное приобщение этих субъектов регионального управления к формированию молодежной политики.

Ожидаемые и конечные результаты программы позволят решить ряд насущным социальных молодежных проблем, реально продвинуться в развитии системы текущих и перспективных профилактических и воспитательных мер по конструктивному сотрудничеству властей и общественных организаций с молодыми белгородцами.

К сожалению, при реализации молодежных программ часто возникают трудности в привлечении большого объема ресурсов для их осуществления. Вопрос привлечения инвестиций является всеобъемлющим.

Сбор средств для организации - профессиональное занятие, которому надо учиться, эта профессия имеет свои тонкости, ее не постигнешь чистой практикой. Это занятие требует полной отдачи сил.

Актуальность финансируемых проектов, акции, проблемы - тоже немаловажный вопрос. Необходимость развития фандрайзинга (fund-raising) - целенаправленного систематического поиска спонсорских (или иных) средств для осуществления социально значимых проектов (программ, акций) и поддержки социально значимых институтов.

Необходимо больше уделять внимание проведению целевых благотворительных мероприятий по сбору средств;
принимать участие в грантах - это средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, правительственным учреждением) некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы. В отличие от займа грант не нужно возвращать.

Работа в этом направлении активно ведется администрацией города Белгорода. В соответствии с решением Совета депутатов города Белгорода о привлечении общественных объединений, некоммерческих организаций к решению социальных проблем, поддержки их уставной деятельности, общей заинтересованности, в г. Белгороде проводился конкурс на получение муниципального социального гранта. В организационный комитет по проведению конкурса соискателями было представлено 14 проектов социальных программ.

Конкурс проводился с целью привлечения общественных объединений, в том числе молодежных, некоммерческих организаций к решению социальных проблем города и поддержки их деятельности в этой сфере на основе развития общественной инициативы, активности граждан в решении социальных вопросов, относящихся к ведению администрации города и городского Совета депутатов.

Одним из требований, предъявляемых современным обществом к человеку, является его высокая информационная компетентность, т.е. способность получать и обрабатывать большие объемы информации с помощью современных мультимедийных средств.

Новые информационные технологии имеют большой потенциал при работе с разными социальными группами молодежи. Необходимы проекты, ориентированные на работу с современными телекоммуникационными средствами. Они вызывают наибольший интерес у молодежи и активно ими реализуются.

К ним относятся проекты, в которых новые информационные технологии являются основным средством взаимодействия с подростками.

1. Интернет-гид. Это могут быть экскурсии, анализ сайтов кумиров, поиск информации по теме выполняемого проекта, в ходе которых происходит обучение подростков пользовательским навыкам работы в сети «Интернет». Такого рода занятия проводились при реализации проекта «Подростковая независимая газета».

2. Тематические телеконференции.

Интернет предоставляет возможность для организации сетевого общения, в котором происходит конструирование ребенком образа своего «Я». Это очень важно при работе с замкнутыми подростками, для которых выступление на аудитории является стрессовым фактором, т. к. в условиях чата или телеконференции можно придумать себе псевдоним (ник), попробовать разные ролевые позиции. Кроме того, такие формы способствуют развитию у учащихся умений общаться и формулировать свои мысли, понимать текст собеседника и высказывать свою точку зрения. Вышеназванные проекты были апробированы в работе с подростками девиантного поведения. В ходе апробации была установлена их достаточная эффективность. Об этом можно судить как по оценкам педагогов и школьных учителей, так и по высказываниям самих участников проекта. Были намечены пути совершенствования этой формы организации совместной деятельности.

3. Особые возможности открывают новые информационные технологии при работе с детьми-инвалидами. Это и возможность организации дистанционных курсов, проведение телеконференций и чатов между такими детьми, так как они находятся в условиях низкой информационной обеспеченности. Общение в сети Интернет позволит им найти также множество друзей по интересам и переписке. Заметим, что официальная статистика по количеству детей-инвалидов в России весьма неутешительна. За последние пять лет резко возросло число детей-
инвалидов.

Совершенствование разработки и реализации молодежных программ в XXI столетии связано с переходом к практике проектирования в молодежной политике.

Заключение

На сегодняшний день в Белгородской области создана комплексная система социальной работы с молодежью, в которую входят специализированные учреждения, центры социальной помощи молодежи.

Цели и задачи, поставленные в нашей области перед органами по делам молодежи, общественными организациями, юношами и девушками позволяют сформировать портрет молодежи Белгородчины в 21 веке: адаптированная к новым рыночным условиям, оптимистическая, патриотическая, православная, инициативная.

Но, несомненно, на сегодняшний день остаются актуальными проблемы вовлечения молодежи в общественную жизнь, привлечения инвесторов для реализации социальных молодежных проектов, решения проблем трудоустройства молодежи.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета.- 2004. - 31 авг.

2. Федеральный закон № 98 - ФЗ от 28.06.1995г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // Российская газета.- 1995. - 2июл.

3. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года № 81 -ФЗ // Российская газета.- 1995. - 8 июня.

4. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» // Российская газета. - 1995. - 10 дек.

5. Указ Президента РФ от 14 сентября 1995г. «Об основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000г. (Национальный план действий в интересах детей)» // Российская газета. - 1995. - 10 окт.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая
2006 г. N 285 «Об утверждении правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» // Российская газета. - 2006. - 14май.

7. Постановление Правительства Белгородской области от 9 июня
2006 г. N 109-пп «О мерах по поддержке в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» молодых семей области в строительстве и приобретении ими жилья». // Белгородские известия. - 2006. - 11 июн.

8. Алексеева, Л.С. Справочное пособие по социальной работе /Л.С. Алексеева. - М., 2006. - 101 с.

9. АпатенкоС. Н. Молодежная политика должна быть сильной и жизненной// С.Н. Апатенко Вестник молодежной политики. -М., 2004. - 24с.

10. Басов, Н. Ф. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие.-Н.Ф. Басов.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» , 2007. -328с.

11. Григорьев, С.И., Гуслякова, Л.Г., Гусова, С.А. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов/ С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. - М.: Гардарики, 2006. - 204с.

12. Колков В.В., Шохина, Н.А. Государственная молодежная политика и социальная работа с молодежью. В.В. Колков, Н.А. Шохина. - М., 2003. - 145с.

13. Кузьмин, В.П., Степашин, Н.С., Блинков, Ю.А. Проблемы социальной работы с молодежью: Учебное пособие/ В.П. Кузьмин, Н.С. Степашин, Ю.А. Блинков. - М., 2006. - 298с.

14. Ростоцкая, Т.К. Социальная работа с молодежью. - Т.К. Ростоцкая.-М.: Высшая школа,2003. -294с.

15. Ручкин, Б. А., Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения. -Б.А. Ручкин. - М., 2002. - 234с.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники