«Темные века». Гомеровская эпоха XI-IX вв. до н.э. Гомеровский период в истории древней греции Гомеровский период в истории греции

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Сельское хозяйство

Если судить по данным эпоса, .скотоводство и земледелие, как и в микенское время, продолжали оставаться главным занятием населения. Такие области, как Лаконика, Арголида и Беотия, и в более позднее время были известны как земледельческие, а в Ионии и Эолиде, по крайней мере вплоть до VIII в., также не было развитого ремесла и торговли.

Данные, имеющиеся в «Илиаде» и «Одиссее», показывают, что особенно велика была роль скотоводства: счёт ценностям ведётся, как правило, в быках, основная масса рабов занята в скотоводстве. В одном только хозяйстве Одиссея было несколько десятков пастухов. Показательно также обилие терминов, обозначающих пастухов: упоминаются свинопасы и козоводы, пастухи коров и овец и даже старшие пастухи. Называемые поимённо в «Одиссее» Эвмей, Филотий и Мелантий не простые пастухи, а фактически надсмотрщики за пастухами, часто именуемые «вождями людей». Богатство Одиссея измерялось прежде всего стадами крупного и мелкого скота.

Хотя земледелие играет в эпосе меньшую роль, чем скотоводство, всё же его удельный вес был очень велик. Поэмы говорят о наличии 12 рабынь, занятых помолом в хозяйстве Одиссея; три раза упоминается в «Одиссее» ручная мельница; в «Илиаде» большие камни сравниваются с жерновами. Довольно высокого уровня достигла и -культура земледельческих работ. В эпосе часто говорится о трижды вспаханном паре, обращается внимание и на глубину вспашки. Для подъёма паров поэт считает более пригодными мулов, чем волов. Широко использовался плуг, причём особое внимание обращалось на его прочность. Во время уборки участков вождя — басилея жнецы пользовались серпами, другие вязали снопы, дети шли за вязальщиками и подбирали колосья. Греки гомеровского времени применяли естественные удобрения. Возможно, что нарисованная по данным эпоса картина развития животноводства и земледелия относится не только к гомеровскому, но ещё и к микенскому времени.

Ремесло было развито значительно меньше, чем земледелие и скотоводство. Дифференциация отдельных ремесленных специальностей была, повидимому, слабее, чем в микенское время. Основная масса сельского населения ещё совмещала в известной мере земледельческий труд с домашним ремеслом. Но всё же и эпос и данные археологии подтверждают, что ремесло отделялось от земледелия. В поэмах упоминаются кузнецы, золотых дел мастера, кожевники, гончары, плотники и другие ремесленники. Упомянутое выше погребение кузнеца из Афин показывает, что уже в Х в. кузнечное ремесло было довольно развитым. Кузнецы пользовались молотом, наковальней, воздуходувными мехами, клещами, весами. Из других орудий ремесленного труда известны были различные топоры, свёрла, гончарный круг, ткацкий станок и др. Весь известный нам по археологическим данным набор инструментов микенского времени упоминается и в гомеровских поэмах.

Общественное положение ремесленников было, повидимому, довольно высоким. Все они были лично свободными людьми, многие из них пользовались почётом. Описывая какую-нибудь искусно сделанную вещь, поэт, как правило, называет имя мастера, изготовившего её. Знанием ремесла гордятся и басилеи. Существенным отличием ремесленников начала I тысячелетия от мастеров микенского времени является, как уже говорилось выше, меньшая дифференциация их труда; но зато ремесло обслуживало уже не только верхушку общества, но начинало обслуживать и всё более широкие круги свободных. При этом, например, керамика по своему качеству почти ни в чём не уступала позднеэлладской, а в использовании металлов, особенно железа, ремесленники намного превзошли уровень микенского времени.

Торговля

Торговля в целом была развита ещё очень слабо. В эпосе как торговцы упоминаются в основном финикийцы и тафиицы; где жили тафийцы — ещё не ясно, возможно — в районе Коринфского залива. Из занимающихся торговлей эллинов несколько раз упоминается лишь царёк острова Лемнос Эвней. Отношение к торговцам было отрицательным; Одиссей чувствовал себя оскорблённым, когда его сочли торговцем. Вообще у Гомера нет даже специального термина для обозначения торговли и торговцев; не говорится в эпосе и о рынках. Показателем наличия только натурального обмена является также и отсутствие денег. Торговля финикийцев и тафиицев ведётся в основном украшениями и железом. Она тесно связана с морским разбоем и особенно с похищением людей для продажи в рабство.

Аттическая ваза геометрического стиля Несмотря на то, что Гомер часто упоминает о финикийцах, археологические раскопки для всего времени от XI до IX в. не выявили фактически никаких предметов восточного происхождения. В IX в. финикийская торговля оживляется в центральной и даже в западной части Средиземноморья, но не в Эгейском бассейне. Древнейший, не считая микенского времени, найденный на территории Эллады"клад с финикийскими изделиями был обнаружен на острове Эгина; однако в настоящее время считают, что он относится ко времени не раньше второй половины VIII в. К тому же и представление Гомера о Финикии было довольно смутным. Повидимому, упоминание в эпосе о финикийцах отражает их роль в микенское, а не в гомеровское время. Лишь под конец IX в. финикийские мореходы стали заходить в воды Эгейского моря. Однако именно от финикийцев, вероятно уже в IX в., греки заимствовали два очень важных открытия: алфавит, о чём речь пойдёт дальше, и усовершенствования в кораблестроении; появляются наряду с округлыми грузовыми кораблями на парусах длинные, узкие, низкобортные военные корабли с 25 гребцами на каждой стороне. Оружием таких кораблей был острый, на уровне воды, выступ — таран, которым стремились пробить борт вражеского судна. Эти быстроходные суда были впервые применены финикийцами, но уже в конце IX в. они появились и в Греции. Такие корабли изображены на относящихся к началу VIII в. до н. э. больших вазах, найденных вблизи Дипилонских ворот в Афинах.

Не меньшее значение, чем завязывавшаяся финикийская торговля, имели первые шаги торговли внутригреческой. В отличие от микенской керамики посуда с геометрическим орнаментом почти в каждом из центров её производства имела чётко выраженные местные особенности, что даёт возможность легко проследить степень её распространения. Так, например, уже u X в. аттическая керамика встречается в немалом количестве на соседнем острове Эгина; коринфская керамика, особенно середины IX в., достигает Беотии, Дельф, Арголиды и острова Фера. Очень много коринфской посуды найдено на Эгине; в IX в. коринфская керамика здесь уже преобладала над аттической. Не менее характерно распространение особого рода фибул (своеобразных застёжек вроде английской булавки) с пластинками из окрашенной слоновой кости; эти фибулы, вероятно дорийского происхождения, были найдены в большом количестве в слоях IX—VIII вв. в ионийском Эфесе и даже дальше на восток, вплоть до Ассирии.

Таким образом, после длившегося около двух столетий упадка внешних связей и торговли эллинские племена уже в IX в. заметно расширили свои сношения с внешним миром. Одновременно — ив атом состоит важное отличие гомеровского периода от микенского времени — начинает расти на значительно более широкой базе, чем в предыдущий период, и внутригреческая торговля.

Социально-экономические отношения

Греческое общество начала I тысячелетия далеко ушло от примитивного экономического и социального равенства первобытно-общинного строя. Размах торговли, как говорилось раньше, был ещё невелик. Однако процесс имущественного расслоения ускорялся постоянными войнами. Война, пиратство и просто грабёж не только содействовали накоплению материальных ценностей в руках верхушки общества, но и доставляли ей даровую рабочую силу — рабов. Эксплуатация рабов знатью, дававшая большое количество прибавочного продукта, ускоряла процесс имущественного расслоения. Рабы, поскольку можно судить по скудным данным эпоса, находились во владении только знати; в её же руках была основная масса скота. Только земля продолжала оставаться собственностью общины, хотя и она уже в значительной степени стала поступать в частное владение.

Однако процесс накопления средств производства в руках знати не привёл ещё к сколько-нибудь значительной экспроприации широких масс свободного населения. Общественные условия того времени характеризуются лишь зарождением и складыванием классовых различий. В применении к греческому обществу этого периода можно говорить только о наличии отдельных социальных групп, лишь постепенно превращавшихся в классы.

Одну из таких общественных групп составляли басилеи. Этим термином в эпосе обозначались не только племенные царьки, но и знать вообще. 12 таких басилеев, при этом «скиптродержавных», было в городе феаков, упоминаемом в «Одиссее». Царь феаков Алкиной созывает басилеев, чтобы выслушать рассказ о приключениях Одиссея. Экономической основой мощи басилеев являлись владение лучшими, «отрезанными» от общинных земель угодьями и собственность на громадные стада крупного и мелкого скота, на десятки добытых на войне рабов. Земли басилеев обозначались названием теменос, от глагола, имевшего значение «резать». Родовая знать в последующие столетия переросла в крупных рабовладельцев и землевладельцев.

Основная масса свободных земледельцев владела небольшими земельными участками — клерами (буквально «жребиями») и небольшим количеством скота и, повидимому, обходилась без применения рабского труда. В эпосе очень мало данных о положении свободных земледельцев, хотя применение терминов «многоклерный» и «бесклерный» свидетельствует о начавшемся экономическом расслоении среди свободных земледельцев. По общественному положению близко к земледельцам. стояли ремесленники, певцы, лекари, прорицатели, объединяемые общим названием — демиурги. Они, очевидно, не входили в состав общины и не имели земельных наделов.

Важно отметить, что гомеровские поэмы уже описывают определённую группу свободных людей, лишённых каких-либо средств производства и не входящих в состав общины. Это бесправные—метанасты (повидимому, переселенцы на пустующие земли), батраки—феты, наконец довольно часто упоминаемые, особенно в «Одиссее»,— нищие. К последним поэт относится с нескрываемым презрением. Наличие большой группы лично свободных людей, не членов общины, также свидетельствует о разложении первобытно-общинного строя.

Греция в IX -VIII вв. до н. э. Названия земельных участков как басилеев, так и рядовых земледельцев свидетельствуют о том, что эти участки были некогда, и, возможно, ещё оставались в гомеровское время, собственностью общины. Название крестьянских участков — клеры — показывает, что земельные наделы выделялись путём жеребьёвки при переделе общинных земель, а царский участок «отрезался» от общинной же земли. Обычаи систематических переделов земли, повидимому, уже выходил из употребления во время составления «Одиссеи», но следы его вполне отчётливо прослеживаются в обеих гомеровских поэмах. Старые общинные связи были ещё очень сильны и греческое ополчение под Троей было организовано не только по территориальному, но и по старому родовому принципу: по филам (племенам) и фратриям (родовым объединениям). Внутриродовые связи имели очень большое значение не только в гомеровское, но и в последующее время.

Период «Темных веков»

Вслед за микенским периодом в истории Древней Греции наступает период, получивший название «Темных веков». До настоящего времени убедительные причины заката микенской культуры не могут быть точно определены, но существуют археологические данные, проливающие свет на события этого периода. Все крупные микенские города пережили какую-то катастрофу, скорее всего, большинство из них были уничтожены огнем.

Замечание 1

Об этом периоде известно крайне мало, он характеризуется упадком культуры и утратой письменности. Происходит крушение остатков микенской цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений.

Самым весомым свидетельством череды разразившихся катастроф является надстройка городских стен Микен и Тиринфа:

  • Косвенные свидетельства находят в хеттских текстах и эпосе Гомера.
  • Разрозненные сведения на линейном письме (включая пилосские таблички), предполагают, что $XII$ в. до н.э. был периодом ожесточенной вражды между различными небольшими городами-государствами в микенской Греции. Можно предположить, что они находились в состоянии непрекращающейся войны.
  • Городские стены и дворцы перестраивались, численность армий и их снаряжения увеличивалась, но со временем экономика, призванная поддерживать эти царства, переставала быть эффективной. Микены были разрушены в начале $XIII$ в. до н.э., восстановлены, только чтобы вновь подвергнуться разрушению приблизительно в $1150$ г. до н.э..

Уничтожение греческой культуры

В течение последних лет бронзового века греческая культура уничтожалась во время войн. Даже Гомер ссылался на эти события: вернувшийся в Микены Агамемнон был убит своей женой Клитемнестрой, но его сын Орест убил собственную мать, отомстив за отца. Одиссей, вернувшись домой, находит претендентов на свой трон и на руку жены. Возможно, Гомер черпал вдохновение из преданий и летописей междоусобиц, раздиравших микенский мир.

Замечание 2

Период Тёмных веков также называется «Гомеровским», так как основными письменными источниками об этом времени являются произведения легендарного поэта Гомера - «Илиада» и «Одиссея».

Предлагались и иные объяснения упадка греческой цивилизации в конце бронзового века. Военные конфликты вели к оттоку населения, приводившему к опустению городов, поскольку мигранты селились в более безопасных районах Греции. Некоторые ученые упоминают также перенаселение, ведущее к столкновениям между царствами, боровшимися за сельскохозяйственные продукты, так необходимые для обеспечения существования своих подданных. Иные ученые упоминают упадок торговли в районе Восточного Средиземноморья, связанный с увеличением нестабильности, вызванной вторжением «народов моря».

Из всех гипотез, объясняющих коллапс греческой культуры конца бронзового века, самой популярной является гипотеза внешнего вторжения. Поздние греческие писатели сообщают, что героический век подошел к концу из-за миграции грекоговорящих народов, пришедших с севера. И хотя существуют археологические свидетельства, поддерживающие эту точку зрения (одно из них - сооружение оборонительной линии вдоль Коринфского перешейка для защиты Пелопоннеса), найдены и другие свидетельства, дающие основание предположить, что остатки микенской культуры пережили разрушение городов-царств. Правда, неясно, проникли дорийцы в микенскую Грецию как завоеватели или просто мигрировали в страну, раздираемую междоусобицами.

Замечание 3

«Народы моря» получили свое название от египтян, но греки называли их дорийцами и утверждали, что они спустились с гор Северной Греции.

Что бы ни было причиной, закат микенских городов продлился в период Темных веков, о котором не сохранилось никаких письменных свидетельств, и было ничтожно мало археологических находок. На четыре столетия Греция превращается в варварскую пустошь, теряя связи с остальным Средиземноморьем. Искусство, ремесла и государственная администрация пришли в упадок; и отток греков на западные берега Малой Азии дает основание предположить демографические изменения, приведшие к тому, что осколки постмикенской культуры были перенесены в относительную безопасность отдаленной Эгеиды.

(файл homer)

К ХII веку до н. э. дворцовые комплексы как на Крите, так и в материковой Греции перестали существовать. Чаще всего, этот упадок объясняют вторжением в Грецию с севера дорийских племён, которые разрушили дворцы и связанную с ними культуру. Эти племена также являлись греко-язычными, но стояли на явно более низком уровне социально-экономического и культурного развития. С их приходом начинается новый этап в истории древней Греции.

Своего рода предварением его являлся так называемый «гомеровский период » название которого было связано с именем легендарного Гомера, перу которого приписывают поэмы «Илиада » и «Одиссея », рассказывающие о событиях Троянской войны и после её окончания. Зародившаяся в гомеровский период монументальная архитектура, сохранившаяся в развалинах, представляет собой переработку типа микенского мегарона. Однако в целом утончённый, динамичный, образный строй искусства эгейского мира был чужд сознанию тогдашних греков.

Несмотря на некоторый культурный спад в древней Греции гомеровского периода по сравнению с крито-микенской эпохой, к концу VIII в. до н.э. возникли все предпосылки для того культурного переворота, который объясняют так называемое «греческое чудо » или культурный феномен греков.

Период архаики.

(на рис. Курос)

VII-VI вв. до н. э., так называемый период архаики , отмечены важнейшими сдвигами как в истории, так и в искусстве древней Греции. Рост городов в Греции вызывает расширение строительства. В этот период происходит складывание системы архитектурных ордеров, которая легла в основу всей античной архитектуры. Ещё ранее был создан тот тип здания, который в дальнейшем воплотил мир чувств и идей свободных граждан греческого полиса. Таким зданием стал храм, посвящённый богам или героям, центр всей политической и культурной жизни города. Храм был хранилищем общественной казны и художественных сокровищ, площадь перед ним часто являлась местом собраний и празднеств. Храм воплощал идею единства гражданского коллектива города, незыблемость его общественного уклада.

Классическим типом греческого храма стал «периптер» (оперённый) - храм, имевший прямоугольную форму в плане и окружённый со всех сторон колоннадой. В результате весьма длительной эволюции сложилась ясная и цельная архитектурная система, которая позднее, уже у римлян, получила название «ордера» (строй, порядок).

(Капители)

В архаическую эпоху греческий ордер сложился в двух основных вариантах - дорическом и ионическом. Поскольку речь зашла об ордерах, мы приведем все пять известных в античности, которые окончательно сформировались на основе греческих во времена римской античности. Это совмещение мы сделаем для удобства сравнения этих ордеров.

Тосканский ордер. Самый прочный тяжелый на вид из пяти ордеров римской системы. Часто рассматривается как вариант дорического ордера, к которому близок по форме и пропорциям. Форма тосканского ордера заимствована из архитектуры этрусков, откуда и происходит название. Он символизировал физическую мощь и силу, а потому применялся в хозяйственных и военных постройках.

Дорический ордер. Самый прочный и тяжелый на вид из трех ордеров греческой системы, второй по прочности в римской системе ордеров. В архитектурно-теоретических трактатах со времен Витрувия дорическую колонну было принято интерпретировать как образ героя, а сам ордер - как выражение его силы, духовной и физической. Такая символика обычно ограничивала употребление дорического ордера в постройках. Сочетаясь на одном фасаде с другими ордерами, дорический как «тяжелый ордер» помещался внизу.

Ионический ордер . Один из ордеров, общий для греческой и римской систем. Средний по тяжести. У Витрувия ионическую колонну принято было интерпретировать как образ прекрасной зрелой женщины, а ионический ордер - как выражение ее грации. Помещался на общем фасаде между дорическим и коринфским.

Коринфский ордер. Самый легкий и стройный из трех ордеров греческой системы. Не определен по признаку тяжести в римской системе. Витрувий определял коринфскую колонну как образ прекрасной девушки, а сам ордер - как выражение ее нежности и чистоты. Его применяли в постройках, связанных с его содержанием. В многоэтажных постройках коринфский ордер занимает верхнюю позицию.

Композитный ордер. Ордер, возникший в Древнем Риме. Его пропорции во всем совпадают с коринфским. Капитель коринфского может быть дополнена четырьмя ионическими валютами, иногда в нее вводятся рельефные детали, скульптурные изображения. В более широком смысле композитным ордером называют любые смешанные ордера.

В это время греческая скульптура открывает новые стороны мира. Ее высшие достижения относятся к разработке образа человека в статуях богов и богинь, героев, а также воинов - так называемых «куросов ».

Образ куроса - сильного мужественного героя - был порождён в Греции развитием гражданского самосознания. Развитие типа куроса шло в сторону выявления всё большей правильности пропорций, преодоления элементов геометрического упрощения и схематизма. К сер. VI в. до н.э., т.е. к концу периода архаики, в статуях куросов точнее вырисовывается строение тела, моделировка форм и, что особо замечательно, лицо оживляется таинственной улыбкой, которая называется в искусствоведении «архаической ». Одним из достижений архаического искусства Афин были найденные на Акрополе статуи девушек в нарядных одеждах, так называемые «коры ». Статуи кор как бы подводят итог скульптурному развитию архаики.

Классика.

(на рис. Афинский Акрополь)

С первых десятилетий V в. до н. э. начинается классический период в развитии древнегреческой культуры. Совершенное, исполненное возвышенного реализма искусство греческой классики явилось важным этапом в развитии всей мировой художественной культуры.

Наибольшее распространение в архитектуре ранней классики получают храмы дорического ордена, соответствующие духу гражданственности, героике полиса.

Поиск героических, типически обобщённых образов и новых мотивов движений характеризует творчество Мирона из Элефтер . Он был одним из первых греческих скульпторов, которому удалось полностью освободиться от архаической условности. Особенности искусства Мирона особенно наглядно проявились в прославленном «Дискоболе » (около 450 г.).

Таким образом, к сер. V в. до н. э. образ гражданина - атлета и воина - становится центральным в искусстве. Пропорции тела и многообразные формы движения становятся важнейшим средством характеристики. Постепенно и лицо изображаемого человека освобождается от застылости и статичности. Однако ещё нигде типическое обобщение не сочетается с индивидуализацией образа. Личное своеобразие человека, склад его индивидуального характера не привлекали ещё внимания мастеров ранней греческой классики.

Вторая половина V в. до н.э. - время расцвета всех видов искусства и наиболее гармоничного воплощения эстетических идеалов классики. Этот период называется в специальной литературе эпохой высокой классики . Ведущее место среди полисов Греции продолжают занимать Афины, которые в период правления знаменитого Перикла переживают «золотой век» своего экономического, политического и культурного развития.

При Перикле создаётся самый замечательный из ансамблей классической эпохи - Афинский акрополь , который господствует над городом и его окрестностями. Разрушенный во время персидского нашествия, акрополь был отстроен заново с невиданным до того размахом.

Центральным элементом архитектурного ансамбля Акрополя был Парфенон - храм Афины Девы - покровительницы Афин. Он являлся основным святилищем афинян, и там же находилась общественная казна.

Склон акрополя был использован для возведения театра Диониса . Планировка и постройка акрополя были выполнены под общим руководством величайшего скульптора Греции - знаменитого Фидия (вторая и третья четверти V в. до н.э.).

С конца V в. начинается период так называемой поздней классики , который охватывал почти весь IV в. до н.э. В это время главной художественной задачей остаётся изображение прекрасного идеала человека с точки зрения телесности, в первую очередь. Развивая и углубляя достижения предшествующего периода, ведущие мастера IV в. поставили проблему передачи противоречивых переживаний человека, показа героя, раздираемого сомнениями, вступающего в борьбу с враждебными силами.

Трагические противоречия эпохи нашли глубокое воплощение в творчестве крупнейшего мастера первой половины IV в. - Скопаса , работавшего в различных городах Греции. Влияние искусства Скопаса на дальнейшее развитие греческой пластики можно сравнить лишь с воздействием гения его современника - Праксителя . Последний в своём творчестве обратился к образам, проникнутым духом ясной и чистой гармонии, спокойной задумчивости и безмятежной созерцательности. Воздействие искусства Праксителя проявилось в дальнейшем в многочисленных произведениях так называемой парковой скульптуры эпохи эллинизма.

Если в искусстве Скопаса и Праксителя ещё ощутимы связи с принципами искусства высокой классики, то в художественной культуре последней трети IV века до н.э. эти связи слабели. После походов Александра Македонского в искусстве, и прежде всего в скульптуре, начинаются поиски нового: идеалистического и реалистического.

Самим видным представителем идеализирующего направления был скульптор Леохар , придворный мастер Александра Македонского. Его наиболее прославленная статуя - так называемый Аполлон Бельведерский (около 340 г.), исполненная с высоким профессиональным мастерством.

Крупнейшим скульптором реалистического направления был Лисипп , последний, пожалуй, большой мастер периода поздней классики. В искусстве Лисиппа, так же как и в творчестве его великих предшественников, решалась задача индивидуализации образа человека, раскрытия его переживаний.

Большое значение имело творчество Лисиппа для развития портрета. В созданных им скульптурных портретах Александра Македонского обнаруживается глубокий интерес к раскрытию духовного мира героя.

Эллинизм.

(на рис. Ника Самофракийская)

В конце IV в. до н. э. на развалинах мировой державы Александра Македонского возникли государства нового типа - так называемые эллинистические монархии . С этого времени начинается новый период в истории и культуре - эллинистический , который продлился вплоть до I в. до н.э.

Для культуры эпохи эллинизма характерно широкое распространение традиций греческого искусства на огромную по размерам территорию как на Востоке, так и на Западе.

В искусстве эллинистической Греции сильнее всего сохранилась связь с классическими традициями. Преимущественно на основах эллинской культуры развивались и культуры державы Селевкидов, Пергамского царства и Родоса.

Эллинистическая эпоха была временем расцвета градостроения. Строящиеся эллинистическими монархами новые города имели по большей части прямоугольную планировку и были снабжены канализацией и водопроводом, чего не скажешь о европейских городах даже начала нового времени. В этих городах были расширены улицы, а дома стали на два-три этажа выше.

Самым знаменитым из архитектурным чудом являлся Фаросский маяк у берегов Египта, который считался одним из чудес света, но до нас не дошел.

Обобщенный образ героя-гражданина был вытеснен образами более индивидуализированными, где подчёркивалось преувеличенное героическое начало, утрата душевного равновесия и самообладания. Именно таковой является знаменитая скульптурная группа «Лаокоон» , созданная в I в. до н.э.

В эллинистическое время в Пергаме возникает так называемый патетический стиль скульптуры , ярчайшим образцом которого является статуя Ники Самофракийской (Родос, сер. III в. до н.э.

К эллинистическому периоду относится и ещё одно чудо света, а именно Колосс Родосский , гигантская скульптура, стоявшая, по-видимому, при входе в Родосскую гавань.

(на рис. Лаокоон)

Римская культура.

Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм. В ней отразились черты, свойственные искусству покоренных римлянами народов, которые нередко стояли на более высоком культурном уровне. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства италийских племен и народов, среди которых особое место занимали этруски , обладатели высокоразвитой самобытной и древней художественной культуры. Именно этруски познакомили римлян с искусством градостроения, настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом. Большой вклад в формирование римской культуры внесли греческие колонисты.

Не меньшее значение позже приобрело для римской культуры и эллинистической искусство, склонное к грандиозности и масштабности. Особенности исторического развития определили важнейшие отличия искусства римского от греческого. В художественном наследии Рима едва ли не первое место завоевал скульптурный портрет, к котором проявился особый интерес к проблеме личности и ее судьбе, представление о конкретно-историческом характере рядового человека - гражданина римского государства, сознающего свое значение как самоценной личности.

Период Республики

К концу VI в. до н.э. Рим, история которого началась с небольшой родовой общины на Тибре, стал аристократической республикой. Республиканский период явился временем становления римской культуры.

В этот период складываются основные типы римской архитектуры. Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных войн нашла отражение в конструктивной логике монументальных инженерных сооружений. В них раньше всего проявилось своеобразие римского искусства. В первую очередь следует упомянуть о древних оборонительных стенах Рима, которые отличаются особой грандиозностью, будучи выложены из камней больших размеров. Их постройка относится к VI в. до н.э.

Особое место занимали римские дороги, которые были вымощены камнем и сохранились до нашего времени. Первой из сети дорог, позднее покрывших всю Италию, была так называемая Аппиева дорога , построенная в IV-III вв. до н.э.

В республиканскую эпоху начинается постройка мощных мостов и акведуков, своеобразных водопроводов, подающих воду в Рим и другие города Италии.

Столкновение с греческим искусством привело к некоторым изменениям в римской архитектуре. Проявилось это в первую очередь в обращении к ордерной системе. Однако в то время как в греческой архитектуре ордер играл конструктивную роль, в Риме он использовался главным образом в декоративных целях.

В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников столь значительных, как греческие. Однако, они обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф с характерным для него документально точным повествовательным началом. Рельеф составлял неотъемлемую часть архитектурного декора.

Поздний памятник этрусской скульптуры на римскую тему, исполненный в первые десятилетия жизни Римской республики - бронзовая «Капитолийская волчица » - символ Рима - отличается именно остротой реализма и превосходной техникой литья.

Лучшим в художественном наследии римской скульптуры был портрет. Как самостоятельное художественное явление он прослеживается правда лишь с начала I в. до н.э. В Риме возникло новое понимание этого жанра. В отличии от греческих мастеров, подчинявших в портрете индивидуальный образ идеальному типу, римские художники старались более точно воспроизвести индивидуальные, конкретные черты лица, следуя в этом этрусской традиции.

Эпоха Империи

В конце I в. до н.э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. В это время с необычайной интенсивностью происходит эллинизация римской культуры. Греки - учителя, секретари, советники - появляются в каждом знатном семействе, молодые аристократы Рима едут довершать своё образование в Афины, греческие послы говорят в римском сенате на родном языке без переводчика и т. п. Однако, эта эллинизация римской культуры не означала отречения от традиционного римского идеала. Ведущие представители римской культуры считали, что греческая культура должна была лишь подкрепить и осмыслить древний римский идеал добродетели на благо отечества, дополнить представление о «доблести » представлением о «гуманности » в широком смысле.

В первые два века нашей эры, несмотря на обострение социальных противоречий, искусство древнего Рима достигает своей вершины. Сам город Рим приобретает совершенно новый облик, соответствующий престижу мировой столицы.

Воплощением мощи и исторической значимости императорского Рима были триумфальные сооружения, прославляющие военные победы Рима. Триумфальные арки и колонны возводились не только в Италии, но и в провинциях. Таковы триумфальная арка Тита (80-85 г. н.э.), подавившего восстание в Иудее, триумфальная колонна Траяна (110-113 г. н.э.) в честь победы над даками.

Еще в период поздней Республики в Риме сложился своеобразный тип амфитеатра, который был всецело римским изобретением. Амфитеатры предназначались для столичного населения, перед которым здесь в дни общественных празднеств разыгрывались бои гладиаторов, диких животных и т.п. Самое грандиозное зрелищное сооружение древнего Рима - амфитеатр Флавиев - Колизей (75 - 90 гг.), находившийся близ республиканского форума. Здесь могли разместиться 50 тысяч зрителей.

По грандиозности замысла и широте пространственного решения с Колизеем соперничает храм Пантеон (ок. 118-125 гг.). Пантеон представляет собой классический образец центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в античности. Высота Пантеона 42.7 метра, а диаметр купола - 43.5 метра, т.е. высота стен приблизительно равна его диаметру.

Потребности римской городской жизни вызвали уже в I в. н.э. появление нового типа зданий - гигантских терм или общественных бань, рассчитанных на две-три тысячи человек. По сути дела, римские термы представляли собой целый комплекс разнохарактерных по назначению сооружений. К залам холодных и тёплых бань, образующих ядро композиции, примыкали многочисленные помещения для гимнастических упражнений и даже умственных занятий. Наиболее известными были так называемые термы Каракаллы (начало III в. н.э.) и термы Диоклетиана (первая половина IV в. н.э.).

В эпоху империи дальнейшее развитие получили рельеф и круглая пластика. Двухсотметровая лента рельефов триумфальной колонны Траяна подробно повествует в камне о походе римских войск против даков. Здесь изображены войска на марше, битвы, осады крепостей, и даже военные советы.

Ведущее место в римской архитектуре по-прежнему занимал портрет. Его новое направление возникло под воздействием греческого искусства и получило название «августовский классицизм ». В это время появляются парадные придворные портреты в рост. Такова, например, знаменитая мраморная статуя императора Августа (нач. I в. н.э.).

Позднее в скульптурном портрете углубляется индивидуализм. Таковы портреты императоров Нерона и Каракаллы, где авторы старались выразить характер и образ мышления живых императоров.

В III в. начинается кризис античной культуры, ибо III в. - самая непродуктивная полоса в её истории. Римская империя ещё продолжала существовать, но вместе с принятием государственного христианства античная культура существует лишь отдельными, так сказать, островками, быстро изживая себя. Уже в IV в. начинается явный переход к культуре средневековой.

Приложение 4.

Период XI-IX вв. до н.э. в истории Греции принято называть - Тёмные века, Гомеровская Греция, Предполисный период - период в истории Древней Греции, который начался после заката микенской цивилизации и дорийского вторжения и закончился с началом расцвета греческих полисов, называемым архаическим периодом.

Об этом периоде известно очень мало, была утрачена государственность, а также городской, или дворцовый уклад жизни, письменность. Памятников культуры практически не сохранилось. В результате гибели микенской цивилизации, греческая культура оказалась безжалостно отброшена на несколько столетий назад. Вторгшиеся с севера дорийские племена, уничтожили все крупные микенские центры, дворцы и цитадели. Основными археологическими материалами стали некрополи. Это уже не монументальные микенские гробницы, но однотипные кладбища простых общинников, весьма немногочисленные, что говорит о резком сокращении численности населения. Содержимое гробниц, значительно беднее микенских, что также отражает обеднение общества. Существенным отличием гомеровской эпохи от предшествующей ей микенской, является отсутствие построек из камня. Люди перестали им пользоваться и возводили свои жилища из необожженного кирпича и древесины.

Период Тёмных веков также называют «Гомеровским » из-за того, что произведения «Илиада » и «Одиссея » легендарного поэта Гомера являются основными письменными источниками об этом времени. «Одиссея» рассказывает о приключениях Одиссея – царя острова Итака , возвращающегося с Троянской войны , а «Илиада» – о событиях самой войны. Оба события относятся к микенскому периоду греческой истории.

Основным занятием дорийцев по-прежнему было земледелие и скотоводство. Успешно развивались садоводство и виноделие, а оливы оставались ведущей культурой. Сохраняла свое место торговля, где в качестве «всеобщего эквивалента» выступай крупный рогатый скот. Хотя основной формой организации жизни была сельская патриархальная община, в ее недрах уже зарождался будущий городской полис. Торговля и ремесла пришли в полный упадок. Дорийцам были готовы принять только те навыки и технологии порабощенных ими народов, которые были бы полезны для ведения войн, их не интересовала скульптура и живопись. Поэтому в гомеровскую эпоху развивалось лишь гончарное дело, технологии обработки металлов, кораблестроение и сельское хозяйство. В керамике был распространен геометрический стиль. Орнамент составлял 80 процентов росписи геометрического стиля. Помимо вазописи, стиль был характерен для мелкой пластики, глиптики и декоративно-прикладного искусства. Но именно благодаря дорийцам Греция вошла в эпоху Железного века, так как в те времена начали добычу и обработку именно железа.

Гомеровский период был назван в честь великого греческого поэта Гомера, автора знаменитых произведений - античных поэм «Одиссея» и «Илиада», до сих пор являющихся основным источником информации о той эпохе. До конца не изучен вопрос об их создании, так как современные историки не могут прийти к однозначному ответу на вопрос о существовании Гомера, как реального исторического персонажа, да и авторство поэм некоторыми исследователями подвергается сомнению. «Одиссея» рассказывает о приключениях Одиссея - царя острова Итака, возвращающегося с Троянской войны, а «Илиада» - о событиях самой войны.

Оба события относятся к микенскому периоду греческой истории. Однако здесь возникает справедливый вопрос: почему же они являются источниками информации о послемикенском времени? Изучив тексты, исследователи пришли к заключению, о том, что тексты были написаны спустя несколько веков после описанных в них событий (в 8 в. до н.э). В поэмах прослеживается ряд наслоений различных эпох (домикенские времена, микенский период и сама «гомеровская» эпоха, во времена которой и были написаны произведения), что, несомненно, доказывает огромную разницу между Гомером и предшествующим микенским периодом. Но, несмотря на это, «Одиссея» и «Илиада» остаются значительными памятниками античной литературы и важнейшими источниками информации о тех временах.

Археология в гомеровскую эпоху

Но о гомеровском периоде известно не только благодаря эпосу. Значительный вклад в понимание данного исторического периода внесла археология. Анализ археологических данных внес ясность, почему это время именовалось «темными временами». Дело в том, что памятников культуры практически не сохранилось. В результате гибели микенской цивилизации, греческая культура оказалась безжалостно отброшена на несколько столетий назад. Вторгшиеся с севера дорийские племена уничтожили все крупные микенские центры, дворцы и цитадели. Основными археологическими материалами стали некрополи. Это уже не монументальные микенские гробницы, но однотипные кладбища простых общинников, весьма немногочисленные, что говорит о резком сокращении численности населения. Содержимое гробниц, значительно беднее микенских, что также отражает обеднение общества. Существенным отличием гомеровской эпохи от предшествующей ей микенской является отсутствие построек из камня. Люди перестали им пользоваться и возводили свои жилища из необожженного кирпича и древесины.

«Темные века» гомеровской эпохи

Письменность также пришла в упадок, поэтому с тех времен, кроме произведений Гомера не осталось ни одного письменного документа. Именно материальная бедность, скудность археологического материала и вообще любых других данных о рассматриваемой эпохе послужила причиной появления термина «темные века».

Торговля и ремесла также пришли в полный упадок. Дорийцам были готовы принять только те навыки и технологии порабощенных ими народов, которые были бы полезны для ведения войн, их не интересовала скульптура и живопись. Поэтому в гомеровскую эпоху развивалось лишь гончарное дело, технологии обработки металлов, кораблестроение и сельское хозяйство. Но именно благодаря дорийцам Греция вошла в эпоху Железного века, так как в те времена начали добычу и обработку именно железа.

Причиной полного отмирания как внешних, так и внутренних торговых связей в начале гомеровской эпохи, была политика агрессивного пиратства со стороны самих дорийских мореплавателей. Считалось, что участвовать в таких рейдах было признаком мужской доблести и отваги. Некогда частые гости в греческих гаванях - корабли финикийцев и египтян старались теперь обходить их стороной. Но постепенно, к концу дорийского периода произошло налаживание старых торговых связей с этими народами, также получила развитие и внутренняя торговля.

«Геометрический стиль»

Визитной карточкой гомеровской эпохи является так называемый «геометрический стиль» керамики (геометрика) (900 - 700 гг. до н.э.). Он характеризуется геометрическим построением различных предметов, орнамента, людей на вазах, амфорах и других предметах быта. Геометрический стиль пришел на смену «протогеометрическому», который был характерен для середины «темных веков» и с которого началось возрождение культуры древней Греции. К концу гомеровской эпохи художественные сюжеты на керамике становятся все более богатыми и сложными. Изображаются атлетические состязания, мифические сцены, боевые сражения, танцы и спортивные состязания. Этот стиль зародился в Афинах и постепенно распространился на остальные города древней Греции и острова Эгейского моря.

Устройство дорийского общества

Что касается устройства дорийского общества той эпохи, то в начале гомеровского периода оно вернулось к родоплеменным отношениям. Классов как таковых еще не было, но и первобытнообщинным тот строй назвать уже было нельзя, так как в основе общества лежала земледельческая прослойка - «демос» (народ), которая существовала в рамках «полиса» (города - государства). Именно благодаря созданию полиса - уникальной формы социально-экономической и политической организации общества, дорийцы смогли постепенно создать свою собственную цивилизацию. На начальных этапах развития полиса отсутствовала частная собственность на землю, все угодья были общественными, а власть осуществлялась с помощью военной демократии.

Возникновение системы рабовладения

Но с развитием дорийской культуры постепенно шло социальное расслоение общества и, как следствие, возникла система рабовладения. Нужно отметить, что система рабства в гомеровское время еще разительно отличалось от той его формы, которая сложилась в Греции позднее. Главным источником рабов были военные походы, а не большой разрыв в социальном положении членов полиса. Работорговля была делом прибыльным, и многие завоевательные походы дорийцев организовывались исключительно с целью свежего притока рабов. Хотя рабы и выполняли более грязную и трудоемкую работу, но все же трудились они вместе со своими хозяевами, а иногда и считались членами их семей. Тем не менее, было вполне нормальным использовать рабов в качестве предметов обмена и торговли.

Полисы гомеровской эпохи

В целом, несмотря на появление и развитие полисов и наметившееся классовое расслоение, дорийское общество не было единым и сильным государством. Централизация власти отсутствовала. В каждом полисе правил свой царь, поддерживаемый советом старейшин.

Очень важную роль при принятии важных государственных решений играло народное собрание. Оно решало, идти ли царю на войну или рабов на данный момент достаточно. Можно сказать, что хотя гомеровская эпоха была эпохой упадка и застоя, нельзя отрицать, что именно в то время, благодаря распространению железа и созданию и развитию городов - полисов происходило становление будущей греческой цивилизации.

Железные орудия труда позволили осваивать и обрабатывать гораздо большие площади земли и делали этот процесс менее трудоемким, чем во времена процветающих элладских цивилизаций бронзового века. Постепенно Греция стала оправляться после опустошительного нашествия дорийцев.

К концу гомеровского периода резко возросла численность населения, активно развивались общественные отношения и совершенствовались ремесла и торговля. Древняя Греция подошла к новому витку в своей истории - архаическому периоду.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники