Самые необычные летательные аппараты. Ховербайк и реактивный ранец: топ необычных летательных аппаратов Простые летательные аппараты

Мечта о покорении воздушного пространства человеком отображается в легендах и преданиях практически всех народов населяющих Землю. Первые документальные свидетельства попыток человека поднять в воздух летательный аппарат относятся к первому тысячелетию до нашей эры. Тысячи лет попыток, труда и размышлений привело к полноценному воздухоплаванию только в конце 18 века, вернее к его развитию. Сначала появились монгольфьер, а следом и шарльер. Это два вида летательного аппарата легче воздуха — аэростата, в дальнейшем развитие аэростатной техники привело к созданию — дирижаблей. А на смену этим воздушным левиафанам пришли и аппараты тяжелее воздуха.

Примерно в 400 году до н. э. в Китае массово стали применяться воздушные змеи не только для развлечения, но и в сугубо военных целей, в качестве средства сигнализации. Этот аппарат уже можно охарактеризовать как устройство тяжелее воздуха, имеющее жесткую конструкцию и использующее для поддержания в воздухе аэродинамическую подъемную силу набегающего потока за счет струйных воздушных течений.

Классификация летательных аппаратов

Летательный аппарат — это какое-либо техническое устройство, которое предназначается для полетов в воздушном или космическом пространстве. В общей классификации различают аппараты легче воздуха, тяжелее воздуха и космические. В последнее время все более широко развивается направления конструирования смежных аппаратов, особенно создания гибрида воздушно — космического аппарата.

ЛА классифицироваться могут и иначе, например по следующим признакам:

  • по принципу действия (полета);
  • по принципу управления;
  • по предназначению и сферам применения;
  • по типу двигателей, установленных на ЛА;
  • по конструктивным особенностям, касающимся фюзеляжа, крыльев, оперения и шасси.

Кратко о летательных аппаратах.

1. воздухоплавательные ЛА. Считаются летательные аппараты легче воздуха. Воздушная оболочка наполнена легким газом. К ним относятся дирижабли, аэростаты и гибридные ЛА. Вся конструкция данного типа аппаратов всецело остается тяжелее воздуха, но из за разности плотностей газовых масс в и вне оболочки, создается разность давлений и как итог — выталкивающая сила, так называемая сила Архимеда.

2. ЛА, использующие аэродинамическую подъемную силу. Данный тип аппаратов считается уже тяжелее воздуха. Подъемная сила у них создается уже за счет геометрических поверхностей — крыльев. Крылья начинают поддерживать ЛА в воздушной среде только после того как вокруг их поверхностей начинают образовываться воздушные потоки. Таким образом крылья начинают работать после достижения ЛА определенной минимальной скорости «срабатывания» крыльев. На них начинает образовываться подъемная сила. Поэтому, например, чтобы подняться самолету в воздух или опуститься из него на землю, нужен пробег.

  • Планеры, самолеты, экранолеты и крылатые ракеты - это аппараты, у которых подъемная сила образуется при обтекании крыла;
  • Вертолеты и им подобные агрегаты, у них подъемная сила образуется за счет обтекания лопастей несущего винта;
  • ЛА, имеющие несущий корпус, созданный по схеме «летающее крыло»;
  • Гибридные - это аппараты вертикального взлета и посадки, как самолеты, так и винтокрылы, а также устройства совмещающие качества аэродинамических и космических ЛА;
  • Аппараты на динамической воздушной подушке типа экраноплан;

3. ко смические ЛА. Эти аппараты созданные специально для работы в безвоздушном пространстве с ничтожной гравитацией, а так же для преодоления силы притяжения небесных тел, для выхода в космическое пространство. К их числу относятся спутники, космические корабли, орбитальные станции, ракеты. Перемещение и подъемная сила создается за счет реактивной тяги, путем отбрасывания части массы аппарата. Рабочее тело так же образуется благодаря преобразованию внутренней массы аппарата, которая до начала полета еще состоит из окислителя и топлива.

Самые распространенные летательные аппараты - это самолеты. При классификации они подразделяются по многим признакам:

На втором месте по распространенности находятся вертолеты. Они также классифицируются по разным признакам например, по количеству и расположению несущих винтов:

  • имеющие одновинтовую схему, которая предполагает наличие дополнительного рулевого винта;
  • соосная схема - когда два несущих винта находятся на одной оси друг над другом и вращаются в разные стороны;
  • продольная - это когда несущие винты находятся на оси движения друг за другом;
  • поперечная - винты располагаются по бокам от фюзеляжа вертолета.

1,5 — поперечная схема, 2 — продольная схема, 3 — одновинтовая схема, 4 — соосная схема

Кроме того вертолеты можно классифицировать по назначению:

  • для пассажирских перевозок;
  • для боевого применения;
  • для применения в качестве транспортных средств при перевозке грузов различного назначения;
  • для различных сельскохозяйственных нужд;
  • для потребностей медицинского обеспечения и поисково-спасательных работ;
  • для применения в качестве воздушно-крановых устройств.

Краткая история авиации и воздухоплавания

Люди, серьезно занимающиеся историей создания летательных аппаратов, определяют, что какое-то устройство является ЛА, в первую очередь исходя из способности подобного агрегата поднять человека в воздух.

Самый первый из известных в истории полетов относится к 559 году нашей эры. В одном из государств на территории Китая приговоренного к смерти человека закрепили на воздушном змее и после запуска он смог пролететь над городскими стенами. Этот змей был скорее всего первым планером конструкции «несущее крыло».

В конце первого тысячелетия нашей эры на территории мусульманской Испании арабский ученый Аббас ибн Фарнас сконструировал и построил деревянный каркас с крыльями, который имел подобие органов управления полетом. Он смог взлететь на этом прообразе дельтаплана с вершины небольшого холма, продержаться в воздухе около десяти минут и вернуться к месту старта.

1475 год — первыми серьезными с научной точки зрения чертежами летательных аппаратов и парашюта считаются эскизы сделанные Леонардо да Винчи.

1783 год — совершен первый полет с людьми на воздушном аэростате Монгольфье, в этом же году в воздух поднимается аэростат с гелиевым наполнением шара и выполняется первый прыжок с парашютом.

1852 год — первый дирижабль с паровым двигателем выполнил успешный полет с возвращением в точку старта.

1853 год — в воздух поднялся планер с человеком на борту.

1881 — 1885 года — профессор Можайский получает патент, строит и испытывает самолет с паровыми двигателями.

1900 год — построен первый дирижабль Цеппелина с жесткой конструкцией.

1903 год — братья Райт выполняют первые реально управляемые полеты на самолетах с поршневым двигателем.

1905 год — создана Международная авиационная федерация (ФАИ).

1909 год — созданный год назад Всероссийский аэроклуб вступает в ФАИ.

1910 год — с водной поверхности поднялся первый гидросамолет, в 1915 году русский конструктор Григорович дает старт летающей лодке М-5.

1913 год — в России создан родоначальник бомбардировочной авиации «Илья Муромец».

1918 год, декабрь — организован ЦАГИ, который возглавил профессор Жуковский. Этот институт многие десятилетия будет определять направления развития российской и мировой авиационной техники.

1921 год — зарождается российская гражданская авиация, перевозящая пассажиров на самолетах «Илья Муромец».

1925 год — совершает полет АНТ-4, двухдвигательный цельнометаллический самолет-бомбардировщик.

1928 год — принят к серийному производству легендарный учебный самолет У-2, на котором будет подготовлено не одно поколение выдающихся советских летчиков.

В конце двадцатых годов был сконструирован и успешно испытан первый советский автожир — винтокрылый летательный аппарат.

Тридцатые годы прошлого века — это период различных мировых рекордов установленных на ЛА разного типа.

1946 год — в гражданской авиации появляются первые вертолеты.

В 1948 году рождается советская реактивная авиация — самолеты МиГ-15 и Ил-28, в этом же году появляется первый турбовинтовой самолет. Через год в серийное производство запускается МиГ-17.

Вплоть до середины сороковых годов XX столетия основным строительным материалом для ЛА были дерево и ткань. Но уже в первые годы второй мировой войны на смену деревянным конструкциям приходят цельнометаллические конструкции из дюралюминия.

Конструкция самолета

У всех летательных аппаратов есть схожие конструкционные элементы. Для воздушных аппаратов легче воздуха — одни, для аппаратов тяжелее воздуха — другие, для космических — третьи. Самая развитая и многочисленная ветка летательных аппаратов — это устройства тяжелее воздуха для полетов в атмосфере Земли. Для всех летательных аппаратов тяжелее воздуха есть основные общие черты, так как все аэродинамическое воздухоплавание и дальнейшие полеты в космос исходили с самой первой конструктивной схемы — схемы аэроплана, самолета по другому.

Конструкция такого ЛА как самолет, независимо от его типа или предназначения, имеет ряд общих элементов, обязательных для того, чтобы это устройство могло летать. Классическая схема выглядит следующим образом.

Планер самолета.

Этим термином называют цельную конструкцию, состоящую из фюзеляжа, крыльев и хвостового оперения. На самом деле — это отдельные элементы, имеющие разные функции.

а) Фюзеляж - это основная силовая конструкция самолета, к которой крепятся крылья, хвостовое оперение, двигатели и взлетно-посадочные устройства.

Корпус фюзеляжа собранный по классической схеме состоит из:
— носовой части;
— центральной или несущей части;
— хвостовой части.

В носовой части этой конструкции, как правило, располагается радиолокационное и радиоэлектронное самолетное оборудование и кабина экипажа.

Центральная часть несет основную силовую нагрузку, к ней крепятся крылья самолета. Кроме того, в ней располагаются основные топливные баки, проложены центральные электрические, топливные, гидравлические и механические магистрали. В зависимости от предназначения ЛА внутри центральной части фюзеляжа могут располагаться салон для перевозки пассажиров, транспортный отсек для размещения перевозимых грузов или отсек для размещения бомбового и ракетного вооружения. Возможны также варианты для топливозаправщиков, самолетов разведчиков или других специальных ЛА.

Хвостовая часть имеет также мощную силовую конструкцию, так как она предназначена для крепления к ней хвостового оперения. В некоторых модификациях самолетов на ней располагаются двигатели, а у бомбардировщиков типа ИЛ-28, ТУ-16 или ТУ-95 в этой части может располагаться кабина воздушного стрелка с пушками.

С целью уменьшения сопротивления трения фюзеляжа о набегающий воздушный поток выбирается оптимальная форма фюзеляжа с заостренными носом и хвостом.

Учитывая большие нагрузки на эту часть конструкции во время полета, он выполняется цельнометаллическим из металлических элементов по жесткой схеме. Основным материалом при изготовлении этих элементов является дюралюминий.

Основными элементами конструкции фюзеляжа являются:
— стрингеры — обеспечивающие жесткость в продольном отношении;
— лонжероны — обеспечивающие жесткость конструкции в поперечном отношении;
— шпангоуты — металлические элементы швеллерного типа, имеющие вид замкнутой рамы разного сечения, скрепляющие стрингеры и элероны в заданную форму фюзеляжа;
— внешняя обшивка — заранее заготовленные по форме фюзеляжа металлические листы из дюралюминия или композиционных материалов, которые крепятся на стрингеры, лонжероны или шпангоуты в зависимости от конструкции ЛА.

В зависимости от заданной конструкторами формы фюзеляж может создавать подъемную силу от двадцати до сорока процентов всей подъемной силы ЛА.

Подъемная сила, за счет которой ЛА тяжелее воздуха держится в атмосфере — это реально существующая физическая сила, образующаяся при обтекании набегающим воздушным потоком крыла, фюзеляжа и других элементов конструкции ЛА.

Подъемная сила прямо пропорциональна плотности среды, в которой образуется воздушный поток, квадрату скорости с которым движется ЛА и углу атаки, который образуют крыло и другие элементы относительно набегающего потока. Она также пропорциональна площади ЛА.

Самое простое и популярное объяснение возникновения подъемной силы это образование разницы давлений в нижней и верхней части поверхности.

б) Крыло самолета - это конструкция имеющая несущую поверхность для образования подъемной силы. В зависимости от типа самолета крыло может быть:
— прямым;
— стреловидным;
— треугольным;
— трапециевидным;
— с обратной стреловидностью;
— с переменной стреловидностью.

Крыло имеет центроплан, а также левую и правую полуплоскости, еще их можно называть консолями. В случае, если фюзеляж выполнен в виде несущей поверхности как у самолета типа Су-27, то имеются только левая и правая полуплоскости.

По количеству крыльев могут быть монопланы (это основная конструкция современных самолетов) и бипланы (примером может служить Ан-2) или трипланы.

По расположению относительно фюзеляжа крылья классифицируются как низкорасположенные, среднерасположенные, верхнерасположенные, «парасоль» (то есть крыло расположено над фюзеляжем). Основными силовыми элементами конструкции крыла являются лонжероны и нервюры, а также металлическая обшивка.

К крылу крепится механизация, обеспечивающая управление самолетом — это элероны с триммерами, а также имеющая отношение к взлетно-посадочным устройствам — это закрылки и предкрылки. Закрылки после их выпуска увеличивают площадь крыла, изменяют его форму, увеличивая возможный угол атаки на малой скорости и обеспечивают увеличение подъемной силы на режимах взлета и посадки. Предкрылки — это устройства для выравнивания воздушного потока и недопущения завихрений и срыва струи на больших углах атаки и малых скоростях. Кроме того, на крыле могут интерцепторы-элероны — для улучшения управляемости ЛА и интерцепторы-спойлеры — как дополнительная механизация уменьшающая подъемную силу и тормозящая ЛА в полете.

Внутри крыла могут размещаться топливные баки, например как у самолета МиГ-25. В законцовках крыла располагаются сигнальные огни.

в) Хвостовое оперение.

К хвостовой части фюзеляжа самолета крепятся два горизонтальных стабилизатора — это горизонтальное оперение и вертикальный киль — это вертикальное оперение. Эти элементы конструкции ЛА обеспечивают стабилизацию самолета в полете. Конструктивно они выполнены также как и крылья, только имеют значительно меньший размер. К горизонтальным стабилизаторам крепятся рули высоты, а к килю — руль поворота.

Взлетно-посадочные устройства.

а) Шасси — основное устройство относящиеся к этой категории.

Стойка шасси. Задняя тележка

Шасси самолета — это специальные опоры предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки ЛА.

Конструкция их достаточно проста и включает стойку с амортизаторами или без них, систему опор и рычагов обеспечивающих устойчивое положение стойки в выпущенном положении и быструю уборку ее после взлета. Также имеются колеса, поплавки или лыжи в зависимости от типа самолета и взлетно-посадочной поверхности.

В зависимости от расположения на планере возможны различные схемы:
— шасси с передней стойкой (основная схема для современных самолетов);
— шасси с двумя основными стойками и хвостовой опорой (примером может служить Ли-2 и Ан-2, в настоящее время практически не применяется);
— велосипедное шасси (такое шасси установлено на самолете Як-28);
— шасси с передней стойкой и выпускающейся при посадке задней штангой с колесиком.

Самой распространенной схемой для современных самолетов является шасси с передней стойкой и двумя основными. На очень тяжелых машинах основные стойки имеют многоколесные тележки.

б) Тормозная система. Торможение самолета после посадки осуществляется с помощью тормозов в колесах, спойлеров-интерцептеров, тормозных парашютов и реверса двигателей.

Двигательные силовые установки.

Самолетные двигатели могут размещаться в фюзеляже, подвешены на крыльях с помощью пилонов или размещены в хвостовой части самолета.

Конструктивные особенности других летательных аппаратов

  1. Вертолет. Способность взлетать вертикально и вертеться вокруг своей оси, зависать на месте и летать боком и задом. Все это характеристики вертолета и все это обеспечивается благодаря подвижной плоскости, создающая подъемную силу — это винт, который имеет аэродинамическую плоскость. Винт постоянно находится в движении, не зависимо от того с какой скоростью и в каком направлении происходит полет непосредственно вертолета.
  2. Винтокрыл. Особенностью этого ЛА является то, что взлет аппарата осуществляется за счет несущего винта, а набор скорости и горизонтальный полет — за счет классически расположенного пропеллера, установленного на ТВД, как у самолета.
  3. Конвертоплан. Эту модель ЛА можно отнести к аппаратам с вертикальным взлетом и посадкой, которые обеспечиваются поворотными ТВД. Они закреплены на концах крыльев и после взлета поворачиваются в самолетное положение, в котором создается тяга для горизонтального полета. Подъемная сила обеспечивается крыльями.
  4. Автожир. Особенность данного ЛА заключается в том, что во время полета он опирается на воздушную массу за счет свободно вращающегося винта в режима авторотации. В данном случае винты заменяют собой статичное крыло. Но для поддержания полета необходимо постоянно вращать винт, а он вращается от набегающего воздушного потока, поэтому аппарата, не смотря на винт необходима минимальная скорость для полета.
  5. Самолет вертикального взлета и посадки. Взлетает и садится при нулевой горизонтальной скорости, используя тягу реактивных двигателей, которая направлена в вертикальном направлении. В мировой авиационной практике это такие самолеты как Харриер и Як-38.
  6. Экраноплан. Это аппарат способный передвигаться на большой скорости, используя при этом эффект аэродинамического экрана, который позволяет этому ЛА держаться на высоте нескольких метров над поверхностью. При этом площадь крыла у этого аппарата меньше, чем у аналогичного самолета. ЛА использующий этот принцип, но способный подниматься на высоту в несколько тысяч метров называется экранолет. Особенностью его конструкции является более широкие фюзеляж и крыло. Такой аппарат имеет большую грузоподъемность и дальность полета до тысячи километров.
  7. Планер, дельтаплан, параплан. Это ЛА тяжелее воздуха, как правило безмоторные, которые для полета используют подъемную силу за счет обтекания воздушным потоком крыла или несущей поверхности.
  8. Дирижабль. Это аппарат легче воздуха, использующий для управляемого движения двигатель с винтом. Он может быть с мягкой, полужесткой и жесткой оболочкой. В настоящее время используется в военных и специальных целях. Однако целый ряд преимуществ, таких как дешевизна, большая грузоподъемность и ряд других, дают повод к дискуссиям о возврате этого вида транспорта в реальный сектор экономики.

Удивительно, какие только летательные аппараты можно собрать, вложив массу усилий, креативности и много денег. Предлагаю вашему вниманию подборку необычных и порой довольно странных летательных аппаратов.

Проект НАСА «М2-F1» получил прозвище «летающая ванна». Главное его предназначение разработчики видели в использовании в качестве капсулы для приземления астронавтов. Первый полет этого бескрылого летательного аппарата состоялся 16 августа 1963 года, а ровно через три года в тот же день, состоялся последний:

Дистанционно управляемый. С середины 1979 г. до января 1983 г. на авиабазе НАСА проводились испытания двух дистанционно пилотируемых аппаратов HiMAT. Каждый самолет был приблизительно наполовину меньше размера F‑16, но имел почти вдвое превосходство в маневренности. При околозвуковой скорости звука на высоте 7500 м аппарат мог совершать разворот с перегрузкой 8 g, для сравнения, истребитель F‑16 на тех же высотах выдерживает перегрузку только 4,5 g. По окончании исследований оба аппарата были сохранены:


Бесхвостый. Прототип самолета McDonell Douglas X-36, построенный с одной целью: проверить летающие способности бесхвостых самолетов. Был построен в 1997 году и по задумке разработчиков мог управляться дистанционно с земли:

Кособокий. Ames AD-1 (Эймес АД-1) - экспериментальный и первый в мире самолёт с косым крылом Ames Research Center и Бёрта Рутана. Был построен в 1979 году и совершил первый полет 29 декабря того же года. Испытания проводились до начала 1982 года. За это время AD-1 освоили 17 летчиков. После закрытия программы самолёт поместили в музей города Сан-Карлос, где он находится до сих пор:


С вращающимися крыльями. Boeing Vertol VZ-2 - первый в мире летательный аппарат, использующий концепцию поворотного крыла, с вертикальным/укороченным взлетом и посадкой. Первый полет с вертикальным взлетом и зависанием в воздухе был совершен VZ-2 летом 1957 года. После серии успешных испытаний VZ-2 был передан в исследовательский центр NASA в начале 60-х:


Самый большой вертолет. В связи с потребностями советского народного хозяйства и вооруженных сил в конструкторском бюро им. М. Л. Миля в 1959 г. начались исследования сверхтяжелого вертолета. 6 августа 1969 года на вертолете МИ В-12 был установлен абсолютный мировой рекорд подъема груза - 40 тонн на высоту 2 250 метров, не превзойденный до настоящего времени; всего на вертолете В-12 было установлено 8 мировых рекордов. В 1971 году вертолет В-12 успешно демонстрировался на 29-м Международном авиакосмическом салоне в Париже, где был признан «звездой» салона, а затем в Копенгагене и Берлине. В-12 - самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт, когда-либо построенный в мире:


Летающая тарелка. VZ-9-AV Avrocar - летательный аппарат вертикального взлёта и посадки разработки канадской компании Avro Aircraft Ltd. Разработка летательного аппарата началась в 1952 году в Канаде. 12 ноября 1959 года совершил первый полёт. В 1961 году проект был закрыт, как официально заявлено в связи с невозможностью «тарелки» оторваться от земли выше 1,5 метров. Всего было построено два аппарата «Аврокар»:


Истребитель в виде летающего крыла Northrop XP-79B, оснащенный двумя реактивными двигателями, был построен в 1945 году американской фирмой Northrop. Предполагалось, что он будет пикировать на вражеские бомбардировщики и разбивать их, отрубая хвостовую часть. 12 сентября 1945 года самолет совершил единственный полет, который закончился катастрофой через 15 минут полета:


Самолет-космический корабль. Боинг X-48 (Boeing X-48) - американский экспериментальный беспилотный летательный аппарат, созданный совместными усилиями компании Boeing и агентства NASA. Аппарат использует одну из разновидностей летающего крыла. 20 июля 2007 он первые поднялся на высоту 2 300 метров и приземлился спустя 31 минуту полёта. X-48B стал лучшим изобретением 2007 года по версии Times.


Футуристический. Еще один проект НАСА - NASA Hyper III - самолет, созданный в 1969 году:


Экспериментальный самолет Vought V-173. В 1940-х годах американский инженер Чарльз Циммерман создал самолет уникальной аэродинамической схемы, который до сих пор продолжает удивлять не только своим необычным видом, но и летными характеристиками. За свою неповторимую внешность он удостоился множества прозвищ, среди которых был «Летающий блин». Он стал одним из первых аппаратов вертикального/укороченного взлета и посадки:


Спустившийся с небес. HL-10 - один из пяти летательных аппаратов летно-исследовательского центра НАСА, использовавшийся для изучения и проверки возможности безопасного маневрирования и посадки на аппарате с низким аэродинамическим качеством после его возвращения из космоса:


Обратная стреловидность. Су-47 «Беркут» - проект российского палубного истребителя, разработанный в ОКБ им. Сухого. Истребитель имеет крыло обратной стреловидности, в конструкции планера широко используются композитные материалы. В 1997 г. был построен первый летающий экземпляр Су-47, сейчас он является экспериментальным:


Полосатый. Grumman X-29 - самолёт-прототип с обратной стреловидностью крыла, разработки 1984 года корпорацией Grumman Aerospace (сейчас – Нортроп Грумман). Всего было построено два экземпляра по заказу Агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США:


Вертикально взлетающий. LTV XC-142 - американский экспериментальный транспортный самолет вертикального взлета и посадки с поворотным крылом. Совершил первый полёт 29 сентября 1964 года. Построено пять самолетов. Программа прекращена в 1970 году. Единственный сохранившийся экземпляр самолёта находится в экспозиции Музея ВВС США:


Каспийский Монстр. «КМ» (Корабль-макет), за рубежом также известен как «Каспийский монстр» - экспериментальный экраноплан, разработанный в конструкторском бюро Р. Е. Алексеева. Экраноплан имел размах крыла 37,6 м, длину 92 м, максимальную взлётную массу 544 тонны. До появления самолёта Ан-225 «Мрия» это был самый тяжёлый летательный аппарат в мире. Испытания «Каспийского Монстра» проходили на Каспии в течение 15 лет до 1980 года. В 1980 году из-за ошибки пилотирования КМ потерпел аварию, жертв не было. После чего операций по восстановлению или постройке нового экземпляра КМ не проводилось:


Воздушный кит. Super Guppy - транспортный самолет для перевозки негабаритных грузов. Разработчик - Aero Spacelines. Выпущен в количестве пяти экземпляров в двух модификациях. Первый полет - август 1965 года. Единственный летающий «воздушный кит» принадлежит NASA и эксплуатируется для доставки крупногабаритных изделий для МКС:


Остроносый. Douglas X-3 Stiletto - американский экспериментальный самолет-моноплан фирмы «Дуглас». В октябре 1952 года состоялся первый полёт самолёта Douglas X-З:


Для полетов на Луну. Этот спускаемый модуль, построенный в 1963 году, был частью проекта «Аполлон», целью которого была первая пилотируемая высадка на Луну. Модуль был оснащен одним реактивным двигателем:

Винтокрыл. Сикорский S-72 - экспериментальный вертолет. Первый полёт S-72 совершил 12 октября 1976. Полет модернизированного S-72 состоялся 2 декабря 1987 года, но после трех следующих полетов финансирование было прекращено:


Самолет-ракета. Ryan X-13A-RY Vertijet - экспериментальный реактивный самолет вертикального взлета и посадки, созданный в США в 1950-х. Разработчик - компания Ryan. Заказчик-ВВС США. Всего было построено два таких самолета:

Лунный модуль. Еще один спускаемый модуль вертикального взлета и посадки, построенный в 1964 году, был частью проекта «Аполлон», целью которого была первая пилотируемая высадка на Луну.


Люди с самых давних времен стремились в небо. Достаточно вспомнить истории об Икаре, ковре-самолете, Карлсоне и Бабе Яге с ее метлой. С тех пор прошли века, и на смену сказкам пришла наука с ее четким и конструктивным подходом. Поэтому сегодняшняя наша статья будет посвящена малой авиации.

1

Все мы знаем о существовании парашютов. Основным недостатком этого летающего средства, является его неспособность управлять полетом. С этим легко справляется «Параплан».
Параплан – сверхлегкий безмоторный летательный аппарат. Полет осуществляется, благодаря набегающему потоку воздуха, который подается через специальные отверстия — воздухозаборники.

2


Является аналогом Параплана, с той лишь разницей, что он оборудован двигателем, обеспечивающим его запуск и полет.

3


Аппарат, близкий по строению к мотопараплану, но, в отличие от него, двигатель размещается не на кресле пилота, а закрепляется на раме, снабженной также шасси для разбега.

4


Летательный аппарат назван в честь греческой буквы Дельта. Полет осуществляется благодаря восходящим потокам воздуха и балансирующей подвеске пилота. Именно при помощи дельтаплана, вел за собой стаю журавлей президент России Путин В.В. Правда, его дельтаплан был снабжен мотором. В результате этого, он превратился в «Мотодельтаплан», или «Дельталёт».

5


В переводе с английского, вингсьют читается как «белка-летяга». Внешне он похож на костюм-крыло. Между руками и ногами имеются дополнительные складки, которые во время полета превращаются в крылья. Вингсьютом пользуются при выполнении своих головокружительных трюков. Посадка же осуществляется при помощи парашюта.
Самыми зрелищными являются прокси полеты над склонами. Видео по теме

6


При этом мы будем говорить не о шарике на ниточке в руках ребенка, а о шаре, на котором можно облететь весь Земной шар. Научное название шара звучит как «Аэростат» или «Монгольфьер». Это летательный аппарат, использующий для полёта нагретый воздух. К шару прикреплена корзина для пассажиров, в которой также находится горелка для поддержания требуемой температуры. Полет осуществляется благодаря физическому закону, по которому следует, что нагретый воздух более легкий, по сравнению с холодным. Именно поэтому и происходит полет.

7


Несмотря на то, что звучного названия у аппарата пока нет, поговорить о нем все же стоит. Аппарат, разработанный японской корпорацией «GEN Corporation», представляет собой кресло, сверху которого расположены четыре вертолетных винта, способных поднять груз до 210 кг. Конструкция весит всего 70 кг и может находиться в полете до 30 минут.
Стоимость аппарата составляет 30 тысяч долларов!!!

8


Персональный сверхлегкий летательный аппарат вертикального взлета и посадки. Разработчиком Martin Jetpack является новозеландская компания. Устройство работает на бензине. Может пролетать до 100 км/час, поднимаясь на высоту до 2,5 км. При полной заправке может находиться в воздухе в течение получаса.

9


Аппарат, разработанный американцами, представляет собой самый маленький пилотируемый реактивный самолет. Конструкция самолета представляет собой жесткую конструкцию, снабженную крыльями – экзоскелет. Устройство настолько легко, что его можно носить как ранец. Благодаря EXO-Wing, можно пролететь до 15 км, не приземляясь.

10


Последний наш номинант является реальным претендентом на получение приза Сикорского, который составляет 250 тысяч долларов.
По условиям конкурса, он должен подняться в воздух на высоту 3 метра и продержаться в течение одной минуты. Аппарат представляет собой гибрид велосипеда и вертолета. Он летает исключительно на мускульной силе человека!!!

Реактивный ранец «Мартин джетпэк» стал результатом многолетней работы компании Martin Aircraft во главе с ее основателем инженером Гленном Мартином. Джетпэк - это устройство высотой и шириной около полутора метров и весом в 113 кг. Для изготовления исходного материала применяются углеродные композиты.

Аппарат поднимается в воздух с помощью двигателя мощностью 200 л/с (больше, чем у Honda Accord, к примеру), который приводит в движение два винта. Пилот с помощью двух рычагов может управлять набором высоты и ускорением аппарата. Джетпэк способен пролететь без остановки около 30 минут, развивая скорость до 100 км/ч. Впрочем, и топлива такой аггрегат расходует намного больше, чем легковой автомобиль - около 38 литров в час. Создатели устройства особенно подчеркивают его надежность: джетпэк оснащен системой безопасности и парашютом, необходимым в случае удара при посадке или сбое работы основного двигателя.

Идея о создании персонального реактивного устройства появилась около 80 лет назад. Предшественником джетпэка можно считать rocket pack, топливом для которого служила перекись водорода.

Первые устройства такого рода, например, jet vest («реактивный жилет») Томаса Мура, появились после Второй мировой войны и позволяли на несколько секунд приподнять пилота над землей. После этого начались многолетние разработки по заказу американских вооруженных сил. В апреле 1961 года, через неделю после полета Юрия Гагарина, пилот Гарольд Грэм совершил первый в истории полет с помощью персонального реактивного устройства и провел в воздухе 13 секунд.

Наиболее успешная модель реактивного ранца, Bell Rocket Belt , была изобретена в том же 1961 году. Предполагалось, что с помощью этого аппарата военные командиры смогут перемещаться по полю боя, проводя в полете уже до 26 секунд. Позднее военные сочли разработку невыгодной из-за высокого расхода топлива и сложностей в эксплуатации. Поэтому основное применение устройство получило в съемках фильмов и постановках шоу, в которых необычные полеты всегда вызывали всеобщий восторг.

Популярность Bell Rocket Belt достигла своего пика в 1965 году, когда на экраны вышел новый фильм Бондианы «Шаровая молния» , в котором знаменитому спецагенту удалвалось ускользнуть от преследователей с крыши замка именно с помощью такого устройства. С того времени появлялись всевозможные вариации моделей реактивных ранцев. Вскоре создали и первый гаджет с настоящим турбореактивным двигателем - Jet Flying Belt, который продлил полет до нескольких минут, но оказался чрезвычайно громоздким и небезопасным в использовании.

Идея создания своего джетпэка появилась у новозеландца Гленна Мартина еще в 1981 году. В процесс создания аппарата он вовлек и свою семью: жену и двоих сыновей. Именно они выступали в качестве пилотов на первых тестовых запусках устройства в их семейном гараже. В 1998 году специально для разработки новой версии аппарата была образована компания Martin Aircraft. Ее сотрудники, а также исследователи из университета Кентербери помогли изобретателю достичь желаемого результата. В 2005 году после выпуска нескольких пробных моделей разработчики смогли добиться устойчивости устройства во время полета - и уже через 3 года успешно провели первый показательный полет на авиашоу в американском городе Ошкош.

В начале 2010 Mаrtin Aircraft объявила о выпуске первых 500 моделей, каждая из которых обойдется покупателю в 100 000 долларов. Как полагает компания, с ростом производства и продаж джетпэк будет стоить примерно как средний автомобиль. В этом же году журнал Time назвал Martin Jetpack одним из лучших изобретений 2010 года. Стартовые продажи уже начались - по словам разработчиков, компания уже получила уже более 2500 запросов.

Из-за малого веса устройства пилоту джетпэка не требуется лицензия на полеты в США (условия могут отличаться в других странах). Тем не менее, перед запуском предусмотрен обязательный обучающий курс от Martin Aircraft.

«Если кто-то считает, что не будет покупать джетпэк, пока он не будет размером со школьный рюкзак, это его право, - рассказывает Мартин. - Но нужно понимать, что тогда он не сможет купить джетпэк на протяжении всей своей жизни».

Специальной системы регуляции подобного воздушного транспорта в США пока нет, однако, по сообщениям создателей, Федеральная администрация по авиации (FAA) разрабатывает проект введения ЗD-магистралей в небе, основанных на сигналах GPS.

Миниатюрный тактический дрон HUGINN X1. Компания Sky-Watch Labs в сотрудничестве с датским техническим университетом в настоящее время разрабатывает БЛА MUNINN VX1 UAV при частичном финансировании государством через Инновационный фонд. БЛА MUNINN VX1 способен взлетать и садиться вертикально в стесненных и ограниченных пространствах, летать горизонтально на высокой скорости, преодолевая большие расстояния и быстро достигая интересующие объекты или зоны

Становится ли мир мини- и микро-БЛА перенаселенным? На что похож там ландшафт? Произойдет ли дарвиновский отбор, который позволит лучшим жить и развиваться вместе с научным прогрессом?

За последние годы малоразмерные БЛА (как мини, так и микро) стали популярным инструментом наблюдения в сфере обороны и безопасности, а постоянно развивающийся технологический прогресс, по-видимому, обеспечит блестящее будущее этой технологии. Особое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию этих систем для военных операций в городских условиях, во многих странах мира ведутся непрерывные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в этом направлении.

Впрочем, в современном оперативном пространстве эти технологии распространяются также среди террористических и повстанческих группировок, стремящихся использовать БЛА для доставки грязных бомб, что заставляет власти повышать безопасность своих собственных систем, а также коренным образом менять тактику и методы борьбы с БЛА.

Посадка в апреле 2015 года небольшого аппарата вертикального взлёта и посадки со следами радиационных материалов на крышу резиденции премьер-министра Японии в Токио является доказательством укрепления этой тенденции, и это вынудило более развитые вооруженные силы подумать о том, как лучше всего использовать эти технологии применительно к наступательным и оборонным операциям.

Мини-БЛА

Израиль продолжает удерживать прочные позиции на рынке за счет интенсивных разработок малоразмерных БЛА, что связано, прежде всего, с тем, что израильская армия постоянно проводит контртеррористические и противоповстанческие операции в рамках более масштабных действий по обеспечению внутренней безопасности в застроенных городских районах.

По словам генерального управляющего компании Israel Aerospace Industries (IAI) Malat Баруха Бонена рынок БЛА является свидетелем «устойчивого» роста числа малых БЛА (как микро, так и мини), особенно когда миниатюризация размеров и массы сенсорной аппаратуры снижает требования к грузоподъемности летательных аппаратов. Кроме того, он считает, что эта тенденция обусловлена также тем, что использование малоразмерных платформ позволяет уменьшить вероятность их идентификации и попадания в руки противника.

Семейство малоразмерных летательных аппаратов компании IAI Malat включает мини-БЛА BIRD-EYE 400, предназначенный для сбора разведывательных данных для низших эшелонов; микро-БЛА MOSQUITO с миниатюрной видеокамерой для городских операций; и винтокрылый мини-БЛА GHOST, развертываемый из двух ранцев, также предназначенный для городских операций и «бесшумной» разведки и наблюдения.

Впрочем, помимо традиционных производителей БЛА меньших размеров в Европе, Израиле и США в настоящее время появился ряд компаний в азиатско-тихоокеанском регионе, предлагающих на мировом рынке свои продвинутые решения.

Получив большой опыт успешной разработки более крупных платформ, в начале этого года индийская компания Asteria Aerospace решила начать разработку своего первого мини-БЛА A400. Платформа A400 представляет собой квадрокоптер массой 4 кг, предназначенный для выполнения разведывательных задач в застроенных районах. Эксплуатационная скорость аппарата составляет 25 км/ч, он способен выполнять свои задачи в течение 40 минут в пределах прямой видимости на максимальной дальности 4 км.

В компании Asteria Aerospace сообщили, что аппарат A400 к концу 2015 года должен поступить для оценки в вооруженные силы и силовые структуры.

В Европе польская Инспекция по вооружениям выпустила запрос предложений по системам мини-БЛА в рамках более широкой стратегии повышения уровня роботизации вооруженных сил Польши.

Польское министерство обороны планирует приобрести 12 крупных тактических БЛА под обозначением ORLIK, но Инспекция по вооружениям также хочет закупить 15 мини-БЛА WIZJER для городских операций и разведывательно-наблюдательных задач в тылу противника. Кроме того, польское минобороны, несомненно, будет закупать микро-БЛА меньшего размера.

На балансе польского министерства обороны уже имеется некоторое количество БЛА FlyEye компании WB Electronics, а также примерно 45 мини-БЛА ORBITER компании Aeronautics, которые были поставлены в 2005-2009 годы. Эти системы с электрическими двигателями способны проводить разведывательно-наблюдательные операции в прямой видимости с практическим потолком 600 метров, максимальной скоростью 70 узлов, продолжительностью полета 4 часа и полезной грузоподъемностью 1,5 кг.

По условиям запроса предложений каждая из 15 мини-систем WIZJER будет состоять из трех летательных аппаратов с соответствующими наземными станциями управления и материально-технического снабжения, включая запасные части. Министерство обороны затребовало мини-БЛА с максимальной дальностью действия 30 км, предназначенный для разведки, наблюдения и рекогносцировки на уровне роты и батальона. Выдача контракта ожидается в 2016 году, а сами летательные аппараты будут поставлены в 2022 году.

К предпочтительным вариантам, представленным на конкурс, относится модернизированный вариант мини-БЛА FlyEye компании WB Electronics, а также совместное предложение БЛА E-310 UAV от компаний Pitradwar и Eurotech.

Аппарат FlyEye способен запускаться с руки из «ограниченных пространств» в городской местности; он имеет уникальную парашютную систему возвращения, с помощью которой аппарат опускается в радиусе 10 метров от назначенной точки приземления.

Приборный блок устанавливается в нижней части фюзеляжа с целью оптимизации поля зрения сенсора; аппарат FlyEye способен нести две камеры в одном приборном блок. Сам аппарат, имеющий противообледенительную и противоштопорную системы, управляется при помощи легкой наземной станции управления LGCS (Light Ground Control Station), тогда как данные и визуальная информация с приборного блока передаются на видеотерминал в реальном времени.

Сам аппарат может лететь прямо к целевой точке по заранее определенному маршруту и способен барражировать над интересующим районом. Станция LGCS позволяет управлять аппаратом также и в ручном режиме.

Канал передачи цифровых данных также обеспечивает возможность передачи данных о цели в системы управления огнем минометов или системы управления боем с целью выполнения последующих огневых или других боевых задач. Бортовая коммуникационная система работает в частотном диапазоне НАТО 4,4-5,0 ГГц. По данным компании WB Electronics БЛА FlyEye управляют два человека, воздушный винт приводится «бесшумным» электродвигателем, работающим от литий-полимерного аккумулятора.

Длина этого мини-БЛА составляет 1,9 метра размах крыльев 3,6 метра, максимальная взлетная масса 11 кг. Скорость полета аппарата составляет 50-170 км/ч, он может летать на высотах до 4 км на максимальную дальность 50 км, максимальная продолжительность полета составляет три часа.

По данным компании Eurotech, БЛА E-310 может нести оптико-электронную аппаратуру или РЛС с синтезированной апертурой, а также другое «специализированное оборудование наблюдения». Он имеет «высокую мобильность и сниженные эксплуатационные расходы», аппарат может принять до 20 кг бортовой аппаратуры, при этом максимальная продолжительность полета достигает 12 часов. Предельный практический потолок E-310 составляет 5 км, он может развить скорость 160 км/ч и имеет максимальный радиус действия 150 км. Аппарат также запускается с помощью пневматической установки и возвращается на парашюте, либо садится традиционным способом на лыжных или колесных стойках. В компании Eurotech поясняют, что E-310 перевозится на борту «небольшой машины» или в прицепе.


Мини-БЛА SKYLARK ILE компании Elbit Systems принимал участие в боевых действиях, Он был выбран израильской армией в качестве беспилотного авиационного комплекса уровня батальона, а также был поставлен более чем 20 заказчикам из разных стран. Солдаты подразделения, укомплектованного БЛА SKYLARK I-LE, провели неделю в пустыне Негев, обучаясь работе с комплексом SKYLARK (на фото)

Микро-БЛА

Также весьма полезны во время операций в городских условиях беспилотные летательные аппараты класса «микро». Военные хотят иметь небольшие, запускаемые с рук системы, способные вести скрытое наблюдение в зданиях, замкнутых пространствах и целевых зонах. В Афганистане уже применялись подобные крошечные системы, например БЛА PD-100 BLACK HORNET компании Prox Dynamics, хотя операторы критиковали его за недостаточную надежность при проведении операций в сложной ветровой обстановке и при сильной запыленности.

Это специфическая «персональная разведывательная система» фактически представляет собой воздушное судно вертикального взлета и посадки «класса нано», которое работает от фактически бесшумного электродвигателя. При диаметре винта всего 120 мм BLACK HORNET несет камеру массой 18 грамм, развивает скорость 5 м/с и имеет продолжительность полета до 25 минут. Аппарат с дистанционно управляемой станцией оптической видовой разведки на опорно-поворотном устройстве способен работать в прямой видимости от оператора до 1,5 км, он может летать по заранее запрограммированным маршрутам, а также зависать на месте.

Впрочем, нынешние тенденции, скорее всего, указывают на то, что для выполнения разведывательных задач, обычно проводящихся перед боевой операцией, военные выбирают микро-БЛА несколько большего размера.

БЛА InstantEye производства компании Physical Science Incorporated (PSI) в настоящее время состоит на вооружении не называемых специальных подразделений стран НАТО и групп по борьбе с наркотиками, работающих в Южной Америке. Этот летательный аппарат также был принят на вооружение министерством обороны США и недавно был поставлен для испытаний в британскую армию. Этот аппарат ручного запуска весит менее 400 грамм, а производитель заявляет о времени готовности к пуску всего 30 секунд. Максимально время полета составляет 30 минут, аппарат InstantEye имеет максимальную дальность 1 км и может нести различные сенсоры.

Этот БЛА, во время полета имитирующий движения бражника (вид бабочки), может управляться в «ручном» режиме, развивая при этом скорость до 90 км/ч. InstantEye управляется с наземной станции; его комплект наблюдения и разведки состоит из передней, боковых и камеры нижнего обзор, обеспечивающие навигацию, слежение и целеуказание. Возможности визуальной разведки могут быть расширены за счет установки камеры высокого разрешения GoPro или инфракрасной камеры, которая способна генерировать изображение, создаваемое встроенным инфракрасным светодиодным осветителем, способным подсветить землю с высоты 90 метров.

Впрочем, кроме существующего использования для скрытого наблюдения и разведки в тылу, этот воздушный аппарат вскоре получит сенсорный комплект разведки ОМП в ответ на возможное проведение контртеррористических операций в городских условиях. Кроме того, с целью удовлетворения потребностей специальных подразделений НАТО на него можно установить ретрансляционную аппаратуру для передачи речевых и голосовых данных.

Еще одной системой, очень популярной у специальных подразделений, является беспилотный авиационный комплекс (БАК) SKYRANGER компании Aeryon Labs, который на международном рынке продвигается компанией Datron World Communications. По словам исполнительного директора компании Aeryon Labs Дейва Кроэтча, их БАК является экономически выгодной альтернативой другим системам предоставления ситуационной информации в реальном времени. Он пояснил: «Системы вертикального взлета и посадки и не требуют какого-либо дополнительного оборудования запуска и возвращения. Они управляются одним оператором и поэтому другие члены группы могут сосредоточиться на других задачах, то есть БАК становится средством повышения боевой эффективности. Видео в реальном времени может передаваться в командный центр и на другие устройства в сети».

Компания недавно показала для своего SKYRANGER новое устройство передачи изображений Aeryon HDZoom30, которое, по словам Кроэтча, обеспечивает «беспрецедентные аэроразведывательные возможности, а это очень важно для успеха операции. Мы получаем систему с БЛА со стабильными и надежными летными характеристиками, которая может находиться в воздухе до 50 минут и которая имеет надежный цифровой видеоканал в реальном времени ».

Тем временем, Управление перспективных оборонных исследований DARPA изучает технологию, которая бы помогала мини-БЛА и микро-БЛА летать в пространстве с интенсивным помехами независимо от прямого управления человеком и без зависимости от навигации по координатам GPS. В начале этого года официально была начата программа FLA (Fast Lightweight Autonomy – быстрая легкая автономность), предусматривающая изучение биомиметической информации касательно маневренных способностей птиц и летающих насекомых. Хотя DARPA использует небольшой шестивинтовой аппарат массой всего 750 грамм в качестве тестовой платформы, программа всё же будет сосредоточена на разработке алгоритмов и программного обеспечения, которые можно будет интегрировать в небольшие БЛА любого типа.

«В Управлении надеются, что разработанное программное обеспечение, позволит БЛА работать в ряде пространств, к которым обычно доступ был запрещен, яркий тому пример – внутренние помещения. Небольшие БЛА, например, оказались полезными при проведении ближней разведки развернутыми патрулями, но они, однако, неспособны дать информацию об обстановке в здании, что зачастую является критическим моментом всей операции», – пояснил представитель DARPA.

Программой предусматривается достижение следующих характеристик: работа на скоростях до 70 км/ч, дальность действия 1 км, продолжительность работы 10 минут, работа без опоры на средства связи или GPS, вычислительные мощности 20 Ватт.

Начальные демонстрации намечены на начало 2016 года в виде «слаломных тестов на открытом воздухе», после чего в 2017 году пройдут испытания в помещениях.




Современный, доступный по средствам мини-БЛА BIRD-EYE-650 компании IAI обеспечивает видеоданные в реальном времени днем и ночью при проведении городских операций и разведки в тылу противника

Что касается развития бортовых сенсоров и систем, то общая тенденция заключается в постоянном уменьшении размеров сенсоров. На выставке Aero India 2015Компания Controp Precision Technologies показала свою станцию оптической видовой разведки Micro-STAMP (stabilised miniature payload – стабилизированная миниатюрная аппаратура). Станция массой менее 300 грамм, в состав которой входят дневная цветная ПЗС-камера, неохлаждаемый тепловизор и лазерный указатель, предназначена для установки на мини-БЛА.

Стабилизированная станция создавалась для проведения разведывательных задач в глубине и отличается различными функциями, включая наблюдение, инерциальное слежение за целью, удержание координат, прибытие к координатам, сканирование/аэрофотосъемку и режим «окно пилота».

Станция размерами 10 см x 8 см, специально упрочненная для жестких посадок, может устанавливаться в носу или под фюзеляжем. Дневная камера базируется на технологии CMOS (Complementary Metal-Oxide Semi-conductor – комплиментарная структура металл-оксид-полупроводник), а тепловизор работает в диапазоне 8-14 нм. По данным компании Controp, станция уже была проверена в подразделениях израильской армии, кроме того, в 2016 году планируется разработать более крупный вариант массой 600 грамм.


Военнослужащий американской армии подготавливает микро-БЛА InstantEye II для ведения наблюдения по другую сторону возвышенности во время общевойсковых учений в Форт Беннинге в мае 2015 года

Борьба с малоразмерными БЛА

Одно из самых важных преимуществ применения мини- и микро-БЛА заключается в том, что они способны выполнять разведывательные задачи, оставаясь необнаруженным, их не могут обнаружить радары ПВО и наземные РЛС, запрограммированные на захват более крупных воздушных аппаратов.

Впрочем, после применения малоразмерных БЛА боевиками различного толка во время проведения военных операций в Израиле и Ливии военные и промышленность в настоящее время занялись этой угрозой и начали разработку специальной технологии, которая позволит идентифицировать, отслеживать и нейтрализовывать мини- и микро-БЛА.

На парижском авиасалоне в 2015 году компания Controp Precision Technologies показала свой легкий тепловизор с быстрым сканированием Tornado, способный обнаруживать и отслеживать мини-БЛА на малых высотах, летающих с различными скоростями. Матрица, работающая в средневолновой ИК-области спектра, обеспечивает круговой обзор на все 360°, она способна определять малейшие изменения в пространстве, связанные с полетами небольших БЛА, как самолетной, так и вертолетной схем. Вице-президент компании пояснил: «Дроны становятся все более распространенными, они представляют собой новые угрозы для личной безопасности. Большая часть систем ПВО на базе радаров не способна определить угрозу малоразмерных дронов, летающих ниже 300 метров. Tornado панорамно сканирует очень большую зону с высокой скоростью, используя сложные алгоритмы для обнаружения очень небольших изменений в обстановке. Tornado недавно был испытан на способность обнаруживать и отслеживать даже самые небольшие и низколетающие дроны».

Сообщается, что система способна определять малоразмерные БЛА на дистанциях «от нескольких сотен метров» до «десятков километров», но, стоит отметить, что, учитывая общую концепцию операций, которая предусматривает использование платформ подобного класса в городских условиях, такие возможности окажутся просто невостребованными.

Тепловизионная система Tornado может использоваться как самостоятельное устройство или интегрироваться в различные системы ПВО. В нее встроена автоматическая система звукового и визуального предупреждения для извещения оператора о любом вторжении в бесполетную зону. Впрочем, с целью нейтрализации угрозы эта система должна передавать сигнал либо в систему электронного противодействия, либо в систему вооружения.

Подобное решение в настоящее время предлагается консорциумом британских компаний (Blighter Systems, Chess Dynamics и Enterprise Control Systems), который разработал систему наблюдения и радиочастотного подавления БЛА.

Британский консорциум недавно объявил о разработке системы для борьбы с небольшими БПЛА, получившую название Anti-UAV Defence System (AUDS). Компании Blighter Surveillance Systems, Chess Dynamics и Enterprise Control Systems (ECS) специально объединились с целью совместной разработки этой системы борьбы с беспилотниками.

Исполнительный директор компании Blighter Surveillance Systems Марк Редфорд в одном из интервью пояснил, что работа системы AUDS происходит в три этапа: обнаружение, сопровождение и локализация. Радар A400 Series Air Security Radar от Blighter используется для обнаружения БПЛА, обзорно-поисковая система дальнего действия Hawkeye от Chess Dynamics для сопровождения и, наконец, направленный радиочастотный глушитель от ECS работает в качестве нейтрализующего компонента.

Представители компаний сообщили, что система AUDS напрямую предназначена для борьбы с небольшими беспилотниками самолетного и вертолетного типа, например квадрокоптерами, и даже назвали некоторые подобные системы, которые можно просто купить в магазине.

Редфорд сказал, что эта система имеет преимущества перед аналогичными системами, поскольку в нее входят компоненты, проверенные в реальных условиях, например радар уже состоит на вооружении нескольких армий в виде наземной обзорной РЛС, которая там работает в очень зашумленном пространстве.

Расширенные испытания системы AUDS были проведены во Франции и Великобритании, об этом сообщил глава развития бизнеса в компании ECS Дейв Моррис. Система испытывалась против нескольких летательных аппаратов в сценариях приближенных к реальным; на сегодня в общей сложности проведено 80 часов испытаний и 150 вылетов.

Французское министерство обороны проводило испытания в марте 2015 года, в то время как британская лаборатория оборонной науки и техники проводила их в начале мая. Система AUDS в настоящее время направлена в США, где она будет продемонстрирована нескольким потенциальным американским и канадским операторам. Также намечено проведение испытаний в одной из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Во время испытаний система продемонстрировала способность обнаруживать, отслеживать и нейтрализовывать цели всего за 15 секунд. Дальность нейтрализации составляет 2,5 км при почти мгновенном воздействии на цель.

Ключевой особенностью системы является способность радиочастотного глушителя настраиваться на определенные каналы передачи данных с точным необходимым уровнем воздействия. Например, глушитель может использоваться для глушения сигнала GPS, принимаемого БПЛА, или радиоканала контроля и управления. Также имеется потенциал для внедрения в систему возможности «перехвата», что позволит оператору AUDS «практически» взять на себя управление БПЛА. Работа глушителя заключается не только в том, чтобы «сбить» аппарат, его можно использовать просто для нарушения функциональности БПЛА для того, чтобы вынудить его оператора вывести свой аппарат из зоны.

Представители компаний признали, что самой сложной проблемой для системы AUDS может стать борьба с низколетящими БПЛА в городском пространстве, поскольку в этом случае имеется большое количество помех и большое количество отражающих поверхностей. Решение этой задачи будет являться целью дальнейшей разработки.

Хотя система отличается высокой степенью автоматизации в ряде аспектов, особенно при обнаружении и сопровождении, участие человека является ключевым в функционировании AUDS. Конечное решение нейтрализовывать цель или нет, и в какой степени, целиком ложится на оператора.

Технологии для радара заимствованы у наземных обзорных РЛС, состоящих на вооружении британской армии и также Южной Кореи, где они ведут мониторинг демилитаризованной зоны с Северной Кореей.

Доплеровский радар с непрерывным излучением с частотной модуляцией работает в режиме электронного сканирования и обеспечивает покрытие по азимуту 180° и по углу места 10° или 20° в зависимости от конфигурации. Он работает в диапазоне Ku и имеет максимальную дальность действия 8 км, может определять эффективную площадь отражения размером до 0,01 м2. Одновременно система может захватывать на сопровождение несколько целей.

Обзорно-поисковая система Hawkeye от Chess Dynamics устанавливается в одном блоке с радиочастотным глушителем и состоит из оптико-электронной камеры с высоким разрешением и охлаждаемого средневолнового тепловизора. Первая имеет горизонтальное поле зрения от 0,22° до 58°, а тепловизор от 0,6° до 36°. В системе используется цифровое следящее устройство Vision4ce, обеспечивающее непрерывное сопровождение по азимуту. Система способна непрерывно панорамировать по азимуту и наклоняться от -20° до 60° со скоростью 30° в секунду, сопровождая цели на дистанции около 4 км.

Многополосный радиочастотный глушитель от ECS отличается тремя встроенными направленными антеннами, которые образуют пучок шириной 20°. Компания приобрела большой опыт в разработке технологий борьбы с самодельными взрывными устройствами. Об этом рассказал представитель компании, заметив, что несколько ее систем были развернуты коалиционными силами в Ираке и Афганистане. Он добавил, что в компании ECS знают уязвимости каналов передачи данных и как это использовать.

Сердцем системы AUDS является станция управления оператора, посредством которой можно управлять всеми компонентами системы. В нее входят дисплей слежения, главный экран управления и дисплей видеозаписи.

С целью расширения зоны наблюдения эти системы могут объединяться в сеть, будь это несколько полноценных систем AUDS или сеть радаров, соединенных с одним блоком «обзорно-поисковая система/глушитель». Также система AUDS потенциально может быть частью более крупной системы противовоздушной обороны, хотя компании пока не намереваются развивать это направление.

Исполнительный директор компании Enterprise Control Systems заметил следующее: «Почти каждый день происходят инциденты с БЛА и прорывы периметров безопасности, связанные с дронами. В свою очередь, система AUDS способна снять повышенные опасения в военных, правительственных и коммерческих структурах, связанные с малоразмерными БЛА».

«В то время как БЛА имеют много положительных сфер применения, ожидается, что они всё в большей степени будут использоваться для злодейских целей. Они могут нести камеры,

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники