Основные правила композиции в дизайне. Гармоничная композиция в веб-дизайне. Сущность понятия "композиция"

Здравствуйте уважаемые посетители школы дизайна интерьера сайт! Сегодня я хочу поговорить об архитектурной композиции, почему она является очень важной составляющей гармоничного интерьера, и для чего, а главное, как её использовать в дизайне интерьера.

Вообще знание законов композиции - это не определённый этап дизайна интерьера (шаги дизайна интерьера) – это первооснова для успешного работы в любой деятельности, связанной с искусством, и как следствие - дизайном интерьера.

Процесс оформления интерьера тесно связан со знанием законов архитектурной композиции. Без знания основ композиции невозможно создать красивый интерьер. Построение интерьеров по законам художественной композиции – это то, что отличает интерьеры профессионалов от интерьеров, созданных любителями.

У людей, не имеющих художественного образования, композиция вызывает большие трудности и непонимание для чего она нужна, и как с ней работать. Однако бывают люди, которые интуитивно чувствуют основные законы композиции, что позволяет им со вкусом одеваться или обставлять свой дом, но таких людей очень мало. Остальным же, в том числе и многим именитым архитекторам и дизайнерам, приходилось и приходится постигать основы композиции сначала в теории (обучение в различных специализированных учреждениях), а затем совершенствовать на практике.

Начинающим также может показаться, что архитектурная композиция и её законы – это нечто неосязаемое и плохо поддающееся пониманию и объяснению, и что ещё хуже: композиция – это полная ерунда, мол, у каждого свой вкус и ему виднее как лучше обставить свою квартиру или дом. Однако это вовсе не так, и у «красоты» (а красота создаётся по законам художественной композиции) есть свои правила и законы, по которым она создаётся.

Итак, давайте попробуем разобраться с этой «композицией», и узнаем что же это такое.

Архитектурная композиция – это композиционная взаимосвязь элементов композиции, расположенных в определённом, с художественной точки зрения, порядке, и имеющие определённые количественные и качественные характеристики, направленные на достижение общей гармонии, целостности и выразительности архитектурного произведения.

Применительно к дизайну интерьера, комната, как основная единица дизайна, со всей располагающейся в ней мебелью, оборудованием, элементами оформления (картинами, светильниками, подсвечниками), рассматривается дизайнерами интерьера, ни что иное, как композиция. При этом план полов, потолков, развёртки каждой отдельной стены комнаты – это своя отдельная композиция, над которой необходимо работать для достижения общей гармонии всей композиции комнаты, квартиры или дома.

Теперь давайте разберём основные правила создания гармоничной композиции:

1. В любой композиции должен быть композиционный центр . Это может быть какой-либо предмет мебели, декоративное панно, камин и т.д.

Центр композиции (центр внимания) должен сразу бросаться в глаза, как только вы попадаете в комнату или помещение. Он должен доминировать и подчинять себе все остальные элементы интерьера, а главное, организовывать пространство помещения. А если в композиции есть центр, то, соответственно, должны быть подчиняющиеся центру дополняющие элементы. Т.е. если в композиции один элемент, то образование гармоничной композиции не произойдёт.

Теперь, когда вы знаете, какие элементы должны присутствовать в любой композиции, необходимо знать, как эти элементы располагаются относительно друг друга. Любая композиция имеет свои определённые границы, будь то рамка картины, развёртка стены или объём всей комнаты. Соответственно центр композиции, обычно, располагается примерно в центре. Остальные (дополнительные) элементы композиции группируются вокруг его (центра).

Элементы вокруг центра композиции могут быть расположены (сгруппированы) по законам симметрии или асимметрии. При группировке элементов архитектурной композиции посредством симметрии через композиционный центр проводится ось. Подчиняющиеся центру композиции элементы группируются по обеим сторонам от оси симметрии. Причём элементы обязательно должны быть одинаковыми по форме и цвету, или, по крайней мере, подобны друг другу.

При ассиметричной группировке элементов композиции провести чёткую ось симметрии невозможно. Такая композиция строится на принципах равновесия элементов. Ассиметричная группировка элементов композиции выглядит следующим образом:

При этом элементы композиции всегда располагаются в определённом ритме (через строго фиксированные расстояния друг от друга) или свободно (без одинакового расстояния между элементами).

Ассиметричное расположение элементов композиции считается более сложным способом группировки элементов, и требует определённой подготовки и опыта, так что на первом этапе хорошо освойте симметрию. Когда вы неберётесь опыта в построении симметричных композиций, тогда вам не составит труда создать и ассиметричную композицию в интерьере.

2. Композиция должна быть уравновешена. В идеале все элементы композиции должны равномерно располагаться по всему объёму в своих границах. Не должно быть перегибов в какую-либо одну сторону (одна сторона наполнена элементами, вторая – пуста). Если в композиции элементы сосредоточены неравномерно, то соответственно нарушаются её важные требования: равновесие и устойчивость.

3. Все элементы композиции должны быть взаимосвязаны между собой. В ней не должно быть случайных элементов. Эта взаимосвязь осуществляется на основе подобия элементов . Элементы могут быть подобны друг другу (тождество), немного отличаться (нюанс) и сильно отличаться (контраст) друг от друга.

На практике это может быть достигнуто несколькими способами: путём применения одного объединяющего цвета на разных элементах, единообразия формы элементов, применение подобных и повторяющихся элементов.

4. Композиционный контраст

Создание гармоничных, эстетически ценных интерьеров базируется на принципе сочетания композиционных контрастов. Это значит, что элементы интерьера должны разделяться на главные и второстепенные, элементы, богато декорированные и лаконичные, элементы со сложной и простой формой.

Благодаря использованию принципов композиционного контраста и создаются красивые интерьеры.

А на этом урок по архитектурной композиции и применения её в интерьере закончен. До скорых встреч на следующих уроках школы дизайна интерьера .

P.S. Если у вас возникли какие-либо вопросы относительно темы сегодняшнего урока, задавайте их в своих комментариях к этой теме.

Похожие материалы:

Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, нажмите кнопку вашей любимой социальной сети.

От автора: сегодня мы поговорим о том, что такое композиция в веб-дизайне, о которой так любят поговорить фотографы, художники и веб-дизайнеры. Новичку в этой сфере может показаться, что это какое-то секретное знание, доступной лишь избранным. Но сегодня вам повезло: я помогу разобраться в этом вопросе, да так, что вы сможете влиять не только на настроение посетителей сайта, но и их решение о покупке. Ну что, поехали?

Наверняка, вам часто приходится посещать сайты, которые, на первый взгляд, вроде как и ничего - и картинки красивые, и текст складный, однако, не хватает в них какой-то логичности, завершенности, что ли. А все потому, что владельцы таких сайтов, скорее всего, не стали заморачиваться с соблюдением законов композиции - искусства организовывать элементы сайта, объединяя и расставляя их по своим местам.

Ох уж этот мозг…

Наш мозг имеет способность мгновенно воспринимать информацию и создавать визуальные связи. Объясню на примерах. Ниже вы видите два круга.

Вы сразу же нашли способ различить их, не правда ли? А вот вам задачка посложнее.

Несмотря на такое разнообразие объектов, вы точно сможете описать любой из них.
При чем здесь веб-дизайн, баланс, основы композиции? - спросите вы. Все дело в том, что наш мозг имеет уникальную способность к мгновенной классификации информации. Он может группировать визуально похожие объекты в группы. Используя простейшие визуальные инструменты, вы можете передавать пользователям большой объем информации и управлять их вниманием.

Композиция - это определенное сочетание элементов сайта

Гармония в соотношениях частей целого, красота и логика построения присуща не только творениям человека. Признаки композиции можно обнаружить в строении вселенной, животных организмов и растений, природных формах. Поэтому термин «композиция» можно одинаково применить к строению веб-сайта, описанию цветка и характеристике ораторской речи.
Проще всего говорить о композиции в веб-дизайне, когда она не соблюдена. Каждый из нас интуитивно чувствует ее присутствие/отсутствие: находятся ли элементы в гармоничном взаимодействии, подчинены ли они главной идее сайта, картины, фотографии.

Чтобы дизайн вашего сайта смотрелся естественно и гармонично, не разваливаясь на отдельные составляющие, следуйте базовым принципам дизайна, описание которых я даю в данной статье.

Выбираем правильные цвета

От выбора цвета зависит то, как люди воспримут ваш сайт, а заодно, и ваш продукт. Приглушенные цвета кажутся нам расслабленными и спокойными, а яркие и контрастные - бодрыми и энергичными.

Подумайте, какую эмоцию вы желаете вызвать в посетителе вашего сайта, а после этого подбирайте подходящую цветовую схему. Хорошим примером может послужить свежий дизайн сайта Orangina, подчеркивающий имидж бренда:

Для привлечения внимания следует использовать цветовые акценты. В контрастных цветах можно, к примеру, оформить самые важные кнопки - «Купить» и «Связаться с нами». Ознакомлю вас с некоторыми важнейшими принципами выбора и сочетания цветов.

1. Дополнительные цвета. Все противоположности на цветовом круге создают сильный контраст, поэтому их использовать можно, но только осторожно.

2. Аналоговые цвета. Такие «соседи» на цветовом круге не имеют сильного контраста.

3. Триада. Практически беспроигрышная комбинация - это равнобедренный треугольник.

4. Тетрада. Две пары дополнительных цветов следует применять очень осторожно, чтобы не добиться хаоса в теплохолодности.

Правило третей - что куда ставить?

Правило третей относится к основам композиции в веб-дизайне. Оно возникло в результате интерпретации правила золотого сечения (может, помните, Леонардо да Винчи еще его использовал на своих картинах).

Вначале хотел для примера показать вам картину «Витрувианский человек», но по причине его чересчур откровенного наряда, точнее, его отсутствия, решил, что не буду. Вдруг, здесь дети статью читают Поэтому полюбуйтесь на Мадонну:

Мысленно проведите на странице две вертикальные и две горизонтальные линии, поделив область на девять равных частей. Считается, что большинство людей фокусируют взгляд именно на точках пересечения этих линий. Вспоминайте о правиле третей каждый раз, когда думаете, куда разместить, к примеру, кнопку с призывом к действию.

Вообще, это довольно забавно, что такое математическое правило применяется к чему-то настолько субъективному, как веб-дизайн. Это своеобразный эстетический компромисс, который создает ощущение сбалансированности на экране, не перегружая его, но и не делая излишне статичным.

Расчищаем пространство

Наверняка в детстве родители просили вас навести порядок в своей комнате, потому что (цитирую) «места свободного нет». Эх, золотые слова… Пустое пространство, или, как говорят дизайнеры, «воздух» - эта основа основ композиции веб-дизайна. Иногда он даже важнее, чем контент. Поэтому, если свободного пространства мало, сделайте генеральную «уборку» и не поддавайтесь искушению добавить как можно больше текста, иконок, картинок и т. д.

Сайт не должен быть перегруженным, иначе у людей будет рябить в глазах, и они не смогут «поймать» мысль, которую вы пытались до них донести. Ограничьтесь текстом строго по существу, парой картинок и четко структурированным меню.

Управляйте взглядом пользователя

Существует множество исследований, посвященных тому, как именно люди просматривают веб-сайты, позволяющие понять, как направить взгляд посетителя на самые важные элементы. В результате этих исследований выяснилось, что люди сканируют экран по траектории, напоминающей или букву Z, или букву F, то есть, сверху вниз и слева направо.

Обладая этим знанием, вы сможете эффективно использовать преимущества визуальной иерархии, проектируя страницы так, что это принесет вам максимальную прибыль и отдачу.

Размещайте картинки, комбинации цветов, шрифты, горизонтальные, диагональные и вертикальные линии в соответствии с визуальными стандартами, и ваши пользователи с удовольствием пойдут по проторенному вами пути, просмотрев вначале самое необходимое, а потом уже - второстепенное.

Хотите, чтобы посетители не прошли мимо конкретной кнопки? Выделите ее контрастным цветом и разместите туда, куда сразу стремится взгляд. Желаете показать, какие обалденные у вас товары? Выделите их на общем фоне и разместите по правилу F-Z или правилу третей, рассмотренному выше.

Таким образом, теория композиции в дизайне web-сайта не является секретным знанием, доступным единицам, и каждый может создать красивый и функциональный сайт самостоятельно, не обращаясь к дорогим специалистам. В интернете существует множество видеокурсов по созданию сайтов с нуля. Дерзайте, и у вас все получится!

На этом буду заканчивать этот увлекательный, я надеюсь урок. Подписывайтесь на обновления нашего блога, и до встречи в следующих статьях!

Представляю вашему вниманию следующую статью из цикла по основам графического дизайна. В ней я хочу поговорить об основных законах композиции. Очень часто эти законы называют принципами дизайна, но на мой взгляд дизайн — это наука достаточно обширная, и она обладает совершенно другими принципами. Их описание возможно найти в книгах по основам теории и методологии дизайна.

Итак, в первую очередь предлагаю вспомнить понятие композиции.

Композиция – это организация, расположение и связь различных графических элементов, искусство их размещения, важнейшая составляющая художественной формы, сердце графического дизайна. Когда нет композиции — нет дизайна.

Расположение элементов происходит в логической последовательности, определяющей восприятие работы в целом.

Самыми главными законами композиции я считаю следующие:

  • Равновесие
    Этот закон говорит нам о том, что каждая композиция должна быть устойчивой. То есть местонахождение элементов не должно вызывать сомнений и желания передвинуть их куда-либо.
    Посмотрите на рисунок ниже:

    На рисунке слева два круга находятся в состоянии равновесия, если мы разделим их, то по-отдельности они будут выглядеть уже неуравновешенно. На рисунке справа такая же пара кругов, но сдвинутая относительно осей квадрата, выглядит несбалансированно.
    Самым наглядным примером уравновешенной композиции является симметрия, при этом равновесие не всегда симметрично. Как вы, наверняка, догадываетесь, достичь равновесия в асимметрии сложнее.
    Взгляните на пример:

  • Единство
    Закон единства (или целостности) композиции считается соблюденным, если при охвате изображения взглядом оно воспринимается как единое целое и не распадается на отдельные части. Должно ощущаться наличие «притяжения» между элементами, они должны «подходить» друг другу. Также должен ясно различаться смысловой центр композиции.

    Применительно к композиции в графическом дизайне, проверить целостность можно следующим образом: если закрыть часть изображения, то сообщение, которое оно несет, должно измениться. Если оно изменяется, значит композиция целостная.

  • Соподчинение
    Этот закон говорит о том, что в композиции должна быть доминанта, которая является смысловым центром. Главный элемент сразу бросается в глаза, роль второстепенных — оттенить, подчеркнуть, выделить доминанту и направлять взгляд зрителя при рассматривании.

    Хочу сразу предостеречь от возможного недопонимания: смысловой центр никак не связан с геометрическим центром композиции. Также композиционный центр может быть не один.

Для получения более полных знаний советую обратиться к книгам, где основные законы композиции разбираются наиболее полно (применительно к изобразительному искусству). В вы найдете пару таких книг.

Навыки создания правильной композиции очень важны для графического дизайнера. Хочу подчеркнуть именно слово «навыки «, т.к. знания, которые вы не умеете применять на практике не стоят ничего. Поэтому обязательно упражняйтесь, уделяйте этому от 20 минут до 1 часа каждый день, и результат будет налицо!

Как обычно, я желаю вам успехов в ваших начинаниях, побольше усидчивости и терпения!

1) Типы растительного материала по функциональному назначению.

2) Признаки (термины) гармоничной композиции. Элементы композиции.

3) Средства композиции

4) Принципы построения цветочной аранжировки.

Растительный материал по функциональному назначению делят на три типа:

1) Линейный (формообразующий) – является основой (каркасом) композиции, которая задаёт высоту и ширину композиции. Это могут быть высокие стебли трав, цветочных растений, ветки, изогнутая лоза.

2) Фокусный – является основным (доминантным). Им могут быть крупные или яркие цветы, цветы интересной формы и т.д. Фокусный материал используют в любых композициях для привлечения зрительного внимания.

3) Материал-наполнитель – это мелкоцветные растения или листья, которые применяют для маскировки крепежей, сосудов, заполняют пустоты композиции и придают ей дополнительные цветовые оттенки.

4) Помимо цветочных можно использовать разнообразные веточки и плоды древесных и кустарниковых растений, лианы, злаки, овощи и фрукты. Зелёная масса уравновешивает контрасты и выравнивает фон.

Признаки композиции .

1) Целостность.

2) Наличие доминанты.

3) Уравновешенность.

Элементы композиции .

1) Линии. Особенно актуальны для линейных композиций

2) Масса – это концентрация цвета в одном месте, чаще составляется из мелких цветов, которые трудно использовать поодиночке. Она может быть сформирована также из листьев или хвои. Масса сгущает окраску отдельных цветов, создаёт акцент, создаёт визуальные ощущения веса и силы.

3) Цвет – является средством создания выразительной композиции, вызывающее определённые эмоции. Большое внимание уделяется сочетанию окраски цветов, вазы и фона.

4) Цвет и форма сосудов – для композиции следует подбирать вазы простые, скромные, не слишком яркие, не разрисованные. Универсальными цветами сосудов являются: белый, чёрный, серый, зелёный.

5) Пространство (пустота) – может быть важным декоративным элементом во многих цветочных композициях. Чередование пустых и заполненных мест задаёт ритмический массивный стиль, предполагает полное заполнение пустоты, линейной – свободу и лёгкость.

6) Фон – должен составлять гармоничное целое с растениями и вазой. Фон способен преобразить аранжировку, усилить её воздействие или «убить». На пёстром цветном фоне теряются разноцветные букеты, а однотонные сливаются с бледным фоном тех же оттенков.

7) Фактура – (строение, характер поверхности) шероховатая, гладкая, глянцевая, матовая, грубая и нежная.

8) Количество цветов – необходимо учитывать для гармоничной расстановки и гармоничного восприятия. Цветы, ветки и зелень не должны теснить и закрывать друг друга. Чем больше разных цветов помещают вместе, тем труднее она воспринимается и тем хуже сохраняется из-за разных биологических условий содержания.



1) Доминанта – главная часть аранжировки, в первую очередь не должна забивать другие элементы. Эффектным акцентом может быть красивый цветок или их группа, оригинальный крупный лист, красивая линия или даже пустота. Все другие составляющие композиции подчиняются ей, усиливая её воздействие на зрителей.

2) Объёмность – в любой аранжировке должны чётко просматриваться высота, ширина и глубина. Аранжировка не будет выразительной, если между главными её компонентами одинаковое расстояние или дополнительные растения расставлены с равными промежутками. Цветы и ветки должны создавать впечатление объёмности, многоплановости, т.е. они не должны располагаться в одной плоскости. Элементы должны располагаться на разной высоте, что делает букет объёмным, но так чтобы при этом не нарушались ритм и равновесие.

3) Ритм (повторение) – при хорошем ритме в композиции чередуется как форма, так и цвет. Ритм можно создать сменой размера цветка (от крупного в центре или внизу к среднему и мелкому вверху и на периферии), от яркого к тусклому, от более светлых до более тёмных, от грубого к мягкому и т.д.

4) Контраст – частый приём в аранжировках, создающий интригу, эмоциональность, выразительность. (крупный лист и тонко изогнутая ветка, глянцевая поверхность и опушённые листья, лаконичность и замысловатые линии). Контраст придаёт аранжировке динамику.

5) Пропорциональность – это выдерживание пропорции между сосудом и элементами аранжировки. Классическим является соотношение 3х5х8 (правило золотого сечения). Для низкой вазы за три части примем её ширину; высота должна быть равна пяти частям. При выборе пропорций растений и вазы учитываются особенности строения растительного материала. Одни растения лучше смотрятся в низких приземистых вазах, другие в высоких.

6) Равновесие – это зрительное и физическое равновесие композиции. Зрительно уравновешенная композиция воспринимается более тяжёлой у основания (горловины) сосуда и более лёгкой в удалении от неё. Она достигается распределением колеров, размеров и созданием различной плотности расположения растений в пределах формы. Тяжёлыми воспринимаются тёмные тона (тёмно-красный, синий, фиолетовый, коричневый, чёрный). Лёгкими – светлые тона (розовый, белый, голубой, жёлтый, оранжевый). К неопределеным относятся зелёный и серый цвета.

7) Масштаб – это соотношение размера букета и размера помещения.

1) Каждый цветок должен быть хорошо виден и не утопать в зелени. Для этого по мере необходимости у живых или искусственных удаляют листья, оставляя самые красивые и необходимые.

2) В любой композиции должна быть фокусная точка, она не должна быть слишком выразительной, иначе теряет значение вся аранжировка.

3) Аранжировка может быть односторонней (фронтальной) или круговой. Односторонние аранжировки составляют из цветов с различной длиной стеблей так, чтобы была заполнена только лицевая сторона. Растения с длинным цветоносом помещают на задний план, с коротким – на передний. Цветы должны быть направлены в сторону зрителя, а зелень может заполнять композицию со всех сторон. В центре помещают более крупные листья или более яркие цвета. Фронтальные композиции могут быть мелкими или большими. Круговые аранжировки составляют так, чтобы цветы были видны со всех сторон, их разворачивают так, чтобы они смотрели во внешнюю сторону композиции и не были повёрнуты внутрь. Высокие растения помещают в центре, более короткие и изогнутые - вкруговую со всех сторон. Аранжировочная зелень располагается внутри и снаружи аранжировки.

4) В любой аранжировке вертикальные стебли не должны пересекаться, это допустимо лишь тогда, когда существует особый замысел.

5) Чтобы подчеркнуть в композиции окраску цветов нужно взять много цветов, но чтобы показать оригинальное строение цветка – достаточно одного, двух (ирис,лилия).

Гармония (греч.Harmonia - связь, стройность, соразмерность) - соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое, характеристика прекрасного. В дизайне же гармония - это совместимость элементов, составляющих композицию. Каждый элемент дизайна должен дополнять другой цветом, формой, размерами, фактурой, структурой. Если в дизайне присутствует гармония, то его тему очень просто увидеть, она может быть утонченной, романтичной, вызывающей, шокирующей, броской, смешной и т.д. Любая дизайнерская композиция основана на определенных принципах, иначе она не будет восприниматься как нечто гармоничное, целое.

Композиция (от лат. compositio) - составление, связывание. Это планомерное, строго определенное соединение предметов, переданное дизайнером в своей работе. Композиция всегда имеет определенное содержание, характер, назначение.

Замысел - база, план всей будущей композиции. Началом создания дизайна служит идея, которую нужно хорошо продумать, прежде чем приступать к поиску новой формы. Часто идея передается в названии композиции. Свои имена имеют не только картины, скульптуры, но и композиции оригинальные предметы интерьера. Название заставляет зрителя задержаться у композиции, более внимательно вглядеться и открыть то, что он вначале не заметил, а также добавить новую гамму ощущений к своей первой реакции. На Востоке очень часто различные предметы интерьера украшаются фразами, написанными каллиграфическим почерком.

Для реализации своего замысла в конкретный образ необходимо владение определенными правилами, законами, приемами, которые позволяют создать гармоничную композицию.

Основные понятия дизайна и композиции

Признаки композиции: целостность, наличие доминанты, уравновешенность.

Типы композиции: замкнутая, открытая, симметричная, асимметричная, статичная, динамичная.

Формы композиции: центрическая, линейно-ленточная, плоскостная, объемная, пространственная, комбинированная.

Элементы композиции: пространство, линия, пятно (точка), форма, цвет, свет и тень, фактура и текстура.

Композиционные средства: повтор, группировка, наложение и врезка, членение, градация, ритм, доминанта, контраст, нюанс, масштаб, формат, пропорция, конструкция, контрапункт, трехкомпонентность, простота, стилизация.

КОМПОЗИЦИЯ

Признаки композиции

Целостность

Если композиция выделяется в окружающем пространстве как единое целое, то можно говорить о ее целостности

Все элементы дизайна должны быть расположены таким образом, чтобы композиция была максимально выразительна, обладала целостностью и не содержала таких частей, которые бы противоречили функциональности, конструктивности, эстетичности. Все элементы должны работать на общую идею. Часто дизайнеру ради сохранения единства приходится отказываться от красивой и интересной детали, если она противоречит замыслу. Целостность дизайна определяют следующие правила:

1. Ни один дополнительный элемент не может быть присоединен к целому без ущерба для целого.

2. Главные и второстепенные части не могут меняться местами без ущерба для целого.

3. Ни одна часть не может быть изъята или заменена без ущерба для целого.

Наличие доминанты (фокусной зоны)

Фокусная зона - это центр зрительного интереса, наибольшего акцента, главный элемент композиции, который сразу бросается в глаза. Именно ему служат все остальные второстепенные элементы, направляя взгляд зрителя. Это смысловой центр. Часто фокусная зона состоит из самых больших и ярких элементов и является центром баланса. Как правило, фокусные элементы располагаются первыми при составлении дизайна. Фокусная зона не должна быть настолько большой, чтобы забить всю композицию. Ни в коем случае понятие центра композиции не связано только с ее геометрическим центром. Фокус композиции может быть и на дальнем плане, и на ближнем, главное, что второстепенные элементы подводят взгляд к кульминации изображения, соподчиняясь между собой. И именно фокусная зона определяет всю идею композиции, делает ее выразительной.

Выразительность в дизайне наиболее ярко и точно выявляет замысел. Являясь категорией творческой, выразительность рождается всеми средствами композиции. Она проявляет себя только в законченном произведении, являясь конечным продуктом композиции, ее целью, вершиной.

Уравновешенность (баланс)

Термин «баланс» относится как к зрительному восприятию стабильности композиции, так и к ее физической устойчивости. Композиция должна быть устойчивой в буквальном смысле и не разваливаться на части. Зрительный баланс более сложное понятие. Безусловно, симметричные композиции изначально уравновешенны. Но часто, оригинальный дизайн не имеет оси или центра симметрии. Равновесие же создается путем правильного расположения элементов и их цветов в композиции. Хорошего баланса в дизайне можно добиться путем

правильного расположения предметов с различным визуальным весом. Более «тяжелые» (большие по размерам и более темные, грубоватые) элементы обычно размещают ближе к центру композиции, а более «легкие» (меньшие по размерам и более светлые) - ближе к краям. Уравновесить композицию может одна- единственная точка, поставленная в нужном месте. При этом чем ярче цвет, тем меньшего размера будет уравновешивающее пятно.

Если убрать один из элементов, композиция развалится как физически, так и зрительно - станет незаконченной, фрагментарной. Поэтому уравновешенность, законченность - основа гармоничной композиции.

Типы композиции

Замкнутая композиция

В замкнутой композиции все элементы как бы замыкаются сами на себя. Взгляд зрителя переходит от фокуса композиции к периферии, возвращаясь через другие второстепенные элементы опять к фокусу, то есть стремится с любого места композиции к ее центру. Все композиционные элементы тесно связаны между собой. Для замкнутой композиции характерно наличие полей, точных границ, рамок.

Открытая композиция

В свободной композиции отсутствует фокусирование взгляда на центре композиции. Взгляд свободно уходит за пределы композиции, домысливая продолжение. Это может быть центробежная композиция -визуально создается эффект поступательного движения или скольжения по спирально

Симметричная композиция Основная черта такой композиции - симметрия, которая настолько крепко «держит» всю композицию, что является основой ее целостности. Строить такую аранжировку легко - достаточно наметить границы и ось симметрии. Симметрия отвечает одному из законов природы - стремлению к устойчивости, поэтому симметричные композиции гармоничны и уравновешенны. Но они статичны, часто не интересны, в них отсутствует динамика и развитие.

Асимметричная композиция

Асимметричная композиция не содержит оси или точки симметрии. Она более сложна в построении, так как автору нужно уделять особое внимание уравновешенности как непременному условию грамотного построения гармоничного дизайна. Зато такая композиция выразительна, динамична, интересна.

Статичная композиция

Композиции этого типа визуально устойчивы, неподвижны, часто симметрично уравновешенны. Они могут быть глубокими, философскими, а могут быть тяжелыми, скучными, застывшими, «мертвыми».

Динамичная композиция

Порыв, движение, открытость - это черты динамичной композиции. Стремительность, калейдоскоп образов, напор, скорость, бег времени, новизна, стремление разрушить устоявшееся равновесие. Визуально такие ощущения создаются благодаря асимметрии, открытым границам. Динамичные композиции сложней, индивидуальней. От мастера требуется особое чувство гармонии, чтобы такая композиция была целостной и уравновешенной.

Формы композиции

Точечная композиция

В точечной (центрической) композиции всегда просматривается центр, от которого могут разбегаться или притягиваться ее составляющие. Здесь фокус - главный элемент, организующий изображение.

Плоскостная (фронтальная) композиция

Такая композиция предполагает заполненность изображением всей плоскости листа. Она не имеет осей и центра симметрии, ярко выраженного фокуса, не стремится к компактности

Объемная композиция

Восприятие объемной композиции происходит во многих ракурсах, в трех измерениях пространства. Целостность композиции оценивается с нескольких точек наблюдения и не может быть охвачена единым взглядом полностью. Исключение составляет рельеф, который является промежуточной формой, в которой объемная светотень играет роль линии и пятна. Объемная композиция чувствительна к освещенности, к направленности света. Здесь особую роль играет свет и тень.

Пространственная композиция

Гармоничное расположение объемных художественно-декоративных элементов в пространстве считается пространственной композицией. Здесь важную роль играет активное использование пространства между отдельными предметами, игра света и тени, объема и цвета. При этом каждый элемент дизайна должен быть представлен с самых выгодных сторон и служить общему замыслу декоратора.

Композиционные средства

Многим явлениям природы свойственно чередование и повторение. Симметрия - это повторение. Закон повторения в дизайне проявляется тогда, когда определенные элементы (линии, форма, текстура, цвет) используются больше одного раза. Повтор создает ощущение упорядоченности. Простой повтор состоит из одного повторяющегося элемента. Сложный - в композиции повторяются элементы двух или более видов (цвет, рисунок, линии и т. д.). По способу организации элементов в дизайне повтор может быть различных направлений: вертикальным, горизонтальным, диагональным, спиральным, радиально-лучевым, веерным. В каждом случае появляется новый характер движения и, соответственно, новое звучание, особая выразительность. Горизонтальный повтор - это устойчивость и равновесие; вертикальный - стройность, высота; диагональный, спиральный - активное, стремительное движение.

Повтор может быть регулярным (одинаковая частота повторений) и нерегулярным, который более интересен, так как позволяет глазам сравнивать небольшие изменения.

Группировка

Один из самых распространенных приемов в составлении композиции С помощью группировки можно сосредоточить элементы в одном месте и последовательно распределить их в другом, выделить композиционный центр. Создать асимметричный баланс, придать движение или создать ощущение неподвижности. Группировать можно пятна, линии, точки, теневые и освещенные части, размеры фигур, их фактуру и т. д. - все, что зрительно отличается одно от другого.

Наложение и врезка

Размещение элементов или их фрагментов один под другим, частичное перекрывание силуэтов. Это незаменимый прием для пространственных композиций, а также при передаче ближних, средних и дальних планов, линейной и воздушной перспективы. Особый эффект достигается, когда одновременно используется изменение цвета, контраста и масштаба с удалением планов.

Членение

Прием членения извлекает детальную композиционную структуру из большой и монотонной поверхности. Членение широко применяется в архитектуре, декоре помещений.

Градация

Градация возникает, когда два или больше идентичных элемента с каждым повторением изменяются в сторону увеличения или уменьшения. При этом дизайнер заставляет взгляд следить за этим процессом, что создает динамику и яркость образа. Градация может проявляться в следующих видах:

Изменяется величина чередующихся элементов при сохранении интервалов между ними; сохраняется величина элементов, но изменяются интервалы

Между ними; изменяются и величина элементов, и интервалы между ними;

Градации цвета от светлого к темному, от одного тона к другому;

Изменение кривизны линий, или их наклона. Линия, форма, цвет, фактура, пространство часто используются в градации.

Ритм - закономерное чередование, или последовательное изменение элементов, повторение, приводящее к гармонии и придающее дизайну стройность и четкость. Ритм способствует организации элементов, задает динамическое развитие. Ритм - это эффект движения в композиции, который может быть достигнут чередованием формы или цвета, сменой размеров элементов композиции. Ритм является динамической составляющей дизайнерского проекта. Внутренняя экспрессия заряжает энергией зрителя, приносит радость, вдохновение. Монотонность делает композицию унылой и неинтересной. Ритмами пронизана вся жизнь природы: суточный, лунный, годовой, солнечный ритм, морские волны, гребни песков пустыни, мерцание звезд во вселенной, альфа и бета ритмы мозга человека - все это пульс природы. Художники древности пытались чутко уловить этот ритм и воплощали его в орнаментах. Так, египетский орнамент с изображением лотоса представляет собой непрерывную линию жизни, сочетающую все фазы ее развития: почка (зарождение), цветок (расцвет), стебель (связь), капли (праматери жизни). Орнаменты, созданные в разных странах в разное время, часто имеют схожие геометрические построения. И в то же время каждый передает индивидуальные черты породивших их культур. Глядя на кружки, крестики и волны древних орнаментов своим просвещенным взором, мы воспринимаем их как стильное украшение предметов этнического направления. Хотя для их создателей - дизайнеров того времени, эти знаки имели определенное значение. Они были не просто рисунками, а символами, знаками, за которыми стояло определенное восприятие окружающего мира.

Доминанта

Определенный участок дизайна должен привлекать внимание, иначе глаза зрители будут беспокойно блуждать и ни на чем не останавливаться, что создаст напряжение, ощущение незаконченности. В качестве доминанты (фокуса) может быть использован любой элемент дизайна. Фокус - это и есть привлечение внимание к определенному месту. Когда имеется несколько ярких элементов, особенностей, глаза отвлекаются от центральной идеи в поисках наиболее важной детали, чтобы сконцентрироваться.

Композиция не может быть выразительной, если она не акцентирована, когда главные компоненты находятся на одинаковом расстоянии друг от друга или дополнительные элементы расставлены с равными промежутками. Расположенные в одной плоскости и на одинаковом расстоянии элементы создают монотонную неестественную композицию. Поэтому уделяется большое внимание тому, чтобы компоненты не находились в одной плоскости, а создавали впечатление объемности и многоплановости. Монотонность создает и четко выраженная фокусная точка. Композиция, в которой главный элемент находится точно в середине, скучна. Если же его переместить немного в сторону, появится динамика.

Контраст и нюанс

Контраст - (франц. contraste), резко выраженная противоположность. Выразительность многих композиций часто определяется контрастом - резко выраженным противопоставлением двух начал. Свет и тень, объем и плоскость, большое и малое, черное и белое, матовое и блестящее. Контраст очень выразителен, ведь это интрига, столкновение, начало процесса, выделение на общем фоне, активность, авторитарность. Если от композиции требуется привлечь внимание, создать настроение праздника, активизировать, шокировать, тогда смело используйте контрасты. В то же время контраст, являясь очень активным средством восприятия, может вызвать утомление, раздражение, агрессию. В больших количествах он просто невыносим. Поэтому при использовании контраста надо соблюдать меру.

Нюанс (франц. nuance) - оттенок, тонкое различие, едва заметный переход в цвете, мысли, звуке. Используя мягкие, слабо выраженные отличия, можно создать элегантную благородную композицию. Это самое тонкое и деликатное из композиционных средств.

Масштаб - это отношение всей композиции дизайна к окружающим ее предметам. Необходимо хорошо продумать предназначение композиции, место, где она будет располагаться, и только тогда определить ее конструкцию и масштаб. Иначе она будет смотреться гротескно.

Пропорция

Пропорция - это размер каждого элемента композиции по отношению к другому, а также ко всей композиции. Пропорцию можно сравнить с ингредиентами рецепта, которые должны быть взяты в определенном соотношении. И главное здесь не сделать ваше блюдо безвкусным или пересоленным.

Конструкция

Конструкция определяет параметры композиции, ее высоту, ширину, глубину. Вначале дизайнер представляет свою композицию в законченном виде. Затем продумывает пути ее конструирования. И только потом следует приступать к воплощению, предварительно приготовив все вспомогательные средства и необходимые материалы.

Трехкомпонентность

Для убедительного выражения сложного и разнообразного движения необходимо показать в композиции три фазы этого движения (три разных размера, три разных интервала между элементами). Число «три» является тем минимальным числом, которое позволяет достаточно четко определить разнообразие какого-либо явления.

Простота

Максимальной убедительности и выразительности образа следует добиваться минимальными средствами при максимальном определении подробностей.

Стилизация

Стилизация - обобщение и упрощение изображаемых фигур. Стилизуя, дизайнер выявляет декоративную закономерность форм, отбрасывает случайности, упрощает детали, выделяет главное, находит ритмическую основу. Природные формы слишком перегружены несущественными деталями, случайной пластикой, обилием цветовых нюансов, отвлекающих от замысла композиции.

Формообразование.

Форма в дизайне - это внутренняя организация структура изделия, наиболее ярко выражающая содержание, форма должна соответствовать назначению техническим характеристикам эргономическим и эстетическим требованиям, предъявляемым к изделиям. Основными критериями при создании формы изделий быта служат функциональные свойства, а также эстетики и моды. Основополагающие свойства формы - материальность и характер расположения в пространстве. Материальную форму условно называют объемом. Поверхность грани, линии, точки объема представляют собой геометрические элементы формы.

Гармоничная форма изделия это такая форма, в которой достигнута всесторонняя гармонии: внешнего и внутреннего, частей и целого, с человеком с материальной основой со средой.

Предмет должен быть образован по возможности наиболее лаконично, с экономией декоративных средств. Лаконичная форма - это признак рациональной конструкции и удачного использования материала.

Дизайнерское решение изделий осуществляется по средствам формообразования. Формообразование это творческий процесс создание формы изделия на основе учёта объективных важнейших факторов, а также закономерностей композиции. Процесс формообразования изделия протекает в определённом порядке. Этот порядок - структура вполне закономерная и представляется так:

Выявление характера объёмно пространственной структуры и технических закономерностей;

Достижение соразмерности целого и частей;

Уточнение пластики внешней формы изделия.

Формообразование служит инструментом материализации объекта дизайна.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники