Международные отношения накануне второй мировой войны. Ситуация в мире накануне второй мировой войны

Внешняя политика СССР накануне IIмировой войны.

1. Международная обстановка накануне второй мировой войны.

2. Международные отношения СССР с Англией, США и Францией.

3. Советско-германские отношения.

4. Развитие отношений СССР с малыми государствами.

5. Оценка внешней политики СССР 30 - 40 г.г.

6. Список литературы.

Международная обстановка накануне второй мировой войны.

За период между концом первой и началом второй мировой войны в расстановке сил в мировом сообществе произошли качественные изменения: возникновение первого социалистического государства, обострение противоречий между мировыми метрополиями и колониями, восстановление и новый быстрый экономический подъем побежденного в первой мировой войне и неудовлетворенного своим положением в мире государства - Германии. Следствием этих изменений на международной арене явилось перемена характера приближающегося конфликта. Из спора между империалистическими державами за передел мира, какой, по мнению В.И. Ленина, была первая мировая, приближающаяся война должна была превратиться в арену противодействия и сталкивания интересов как империалистических государств между собой, так и всего блока с государством иной социально-экономической формации - Советским Союзом. Именно это обстоятельство, на мой взгляд, определило политику ведущих капиталистических государств и СССР накануне второй мировой войны.

2 Международные отношения СССР с Англией, США и Францией .

В конце 30-х годов Англия и ее союзники занимали по отношению к СССР открыто враждебную позицию. Несмотря на провал мюнхенского соглашения и вынужденное вступление в войну с Германией, политика англо-французского блока и поддерживавших его соединенных штатов Америки носила резко антисоветский характер. Это проявилось и во время польских событий в сентябре 1939 г., и в различных происках на Балканах, Ближнем и Дальнем Востоке, в активной помощи реакционным правительством Финляндии и прибалтийских стран, в исключении СССР из Лиги наций за финскую войну и во многих других антисоветских действиях.

1 сентября 1939 г. Германия приступила к войне против Польши, которая и дала начало Второй мировой войне. В международных отношениях образовался сложный узел противоречий: страны демократии (Англия, Франция, США) – СССР – страны фашистского блока(Германия, Италия, Япония).

Немалая доля ответственности предвоенного политического кризиса ложится на правящие круги Англии и Франции. Та осторожность, а то и просто недоверие к внешнеполитическому курсу СССР, которые демонстрировали правительства Великобритании, Франции, США и других стран, вызывались многими причинами. Но одна из них, несомненно, была вызвана внутриполитическим положением СССР. В правящих кругах запада чувствовался страх перед непредсказуемыми решениями советского руководства во внешней политике и перед террористическим режимом, установленным Сталиным внутри страны. Трудно уйти от вывода, что именно в этот сложный момент советских руководителей покинуло также чувство реализма и выдержки. Видимо, к данной позиции Сталина и его окружения вполне применимы слова А.Н.Яковлева: «Оправдывать собственные падения грехами других – путем не к честному самопознанию и обновлению, а к историческому беспамятству».

Советское руководство не могло не знать, что мюнхенский договор – не последний внешнеполитический шаг западных держав. Оно было осведомлено о глобальных планах Гитлера. Поэтому наряду с политикой Англии и Франции сталинизм стал одной из основных причин, по которой Советский Союз не был готов к соглашению с этими странами о совместных действиях против фашизма.

Делая в реализации своих агрессивных замыслов основную ставку на военную силу, Гитлер придавал большое значение и дипломатическим средствам. На внешнеполитический аппарат фашистского рейха была возложена задача предотвращения возможности объединения против германской агрессии СССР, Франции и Великобритании. Пользуясь реакционными настроениями британских правящих кругов, нацисты стремились убедить их в том, что Германия желает жить с Великобританией в мире и дружбе и думает лишь о борьбе против Советского Союза. У значительной части британских правящих кругов эти заверения нацистского руководства вызывали доверие и находили поддержку. Они были склонны рассматривать Германию как союзника. Чемберлен верил, что сможет договориться с Гитлером о разделе сфер влияния, и германская агрессия будет направлена против СССР.

Однако Германия лишь скрывала их подлинные намерения. Задачи германской дипломатии заключались в том, чтобы в глубокой тайне, но со всей возможной решительностью «сколачивать союз против Англии».

Правительство США, шедшее на уступки внутренней реакции и старавшееся создать видимость «невмешательства» в европейские дела, фактически придерживалось политики попустительства агрессивным намерениям Германии. Правящие круги в США рассчитывали на то, что США лишь выиграют от столкновения других стран, а агрессивный курс Германии и ее союзников поможет сдерживанию коммунизма в Европе и Азии.

В условиях возрастающей военной угрозы Советский Союз 17 апреля 1939г. предложил Англии и Франции начать переговоры о взаимных обязательствах оказывать друг другу необходимую помощь, в том числе и военную, в случае агрессии в Европе против любого из договаривающихся государств. Под давлением общественного мнения Англия и Франция вынуждены были пойти на переговоры. Однако переговоры зашли в тупик.

Летом 1939 г. СССР предложил Англии и Франции военную конвенцию, предусматривающую совместные действия вооруженных сил трех государств в случае агрессии. Правящие круги Англии и Франции не откликнулись на это предложение. Над СССР нависла угроза внешнеполитической изоляции.

С приходом к власти в Англии кабинета Черчеля и особенно после разгрома Франции Германией положение стало мало-помалу улучшаться. Постепенно укрепилось убеждение, что антисоветский курс равносилен расколу потенциальных антигитлеровских сил и лишь помогает Гитлеру изолировать своих противников друг от друга. Уже в мае 1940 г. английское правительство решило послать в Москву своего “специального и чрезвычайного уполномоченного” Стаффорда Клиппса для переговоров о торговле, которые правительство Чемберлена завело в тупик.

Несколько изменился и характер американо-советских отношений. Правительство США шло на это медленно и непоследовательно. Тем не менее отношения между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки постепенно улучшались. В январе 1941 г. государственный департамент США уведомил советского посла в Вашингтоне, что «политика, изложенная в заявлении, переданном президентом представителям печати 2 декабря 1939 г., которую обычно называют “ моральным эмбарго”, больше не будет применяться к Советскому Союзу». Тем самым правительство Рузвельта отказалось от антисоветского мероприятия, введенного во время советско-финляндского конфликта.

Всеобщая история в вопросах и ответах Ткаченко Ирина Валерьевна

12. Как складывались международные отношения накануне Второй мировой войны?

В годы экономического кризиса 1929–1933 гг. ускорилось дальнейшее разрушение и произошел развал Версальско-Вашингтонской системы. Усилилось соперничество ведущих капиталистических стран. Постоянно росло стремление навязать свою волю другим странам силовым путем.

На международной арене появились державы, готовые в одностороннем порядке идти на слом существовавшего на тот период международного положения. Первой на этот путь встала Япония, которая агрессивно стала отстаивать свои интересы в Китае и на Тихом океане. В 1931 г. она осуществила оккупацию Маньчжурии – одной из развитых провинций Китая.

Нарастала напряженность и в Европе. Главные события разворачивались в Германии, которая готовилась к радикальному слому существующего миропорядка.

Серьезную обеспокоенность развитием событий в Германии проявляли СССР, Франция. Эти государства выступили с идеей создания в Европе системы коллективной безопасности.

Тем временем ситуация в Европе накалялась. В 1933 г. Германия вышла из Лиги Наций. В стране формированными темпами шло наращивание военной мощи. Германия, Италия и Япония стремились к демонтажу Версальско-Вашингтонской системы. 3 октября 1935 г. итальянские войска вторглись на территорию Эфиопии. Это был акт ничем не прикрытой агрессии. Не все европейские политики не на словах, а на деле были готовы к решительным акциям против агрессора. Многие политики повышенную агрессивность Германии, Италии и Японии объясняли тем, что данные державы были ущемлены в процессе становления версальской системы. Следовательно, если в определенной мере пойти навстречу их требованиям, можно будет восстановить разрушающийся консенсус в международных отношениях. Лучше всех такую политику «умиротворения» почувствовал А. Гитлер. В марте 1936 г. немецкие войска вошли в демилитаризованную по Версальскому миру Рейнскую область. Этот шаг Германии не встретил осуждения на Западе. Гитлер стал чувствовать себя все уверенней. Стратегические задачи Германии диктовали необходимость объединения сил заинтересованных стран. В 1936–1937 гг. оформился Антикоминтерновский пакт, куда вошли Германия, Япония и Италия. Их основные оппоненты – Англия, Франция, СССР, США не смогли проявить должной воли, преодолеть разделявшие их разногласия и выступить единым фронтом против милитаристских сил.

Пользуясь этим, в марте 1938 г. Гитлер осуществил свой давний план аншлюса (поглощения) Австрии, которая вошла в состав рейха. Осенью 1938 г. Гитлер начал оказывать давление на Чехословакию, с тем чтобы правительство данной страны согласилось на передачу Германии Судетской области. Со стороны Гитлера это был рискованный шаг, так как у Чехословакии имелись договорные связи с Францией и СССР. Однако президент Чехословакии Э. Бенеш не решался обратиться к СССР за помощью, возлагал надежды только на Францию. Но ведущие западноевропейские страны пожертвовали Чехословакией. Англия и Франция дали добро на расчленение Чехословакии в обмен на заверения Гитлера в том, что у него нет больше территориальных претензий к своим соседям.

С каждым днем приближение новой войны становилось все очевиднее.

Это обстоятельство побудило Англию и Францию начать переговоры с СССР о возможных совместных действиях в случае развертывания Гитлером широкомасштабной агрессии против других европейских государств. Но переговоры эти шли с трудом, стороны не доверяли друг другу.

В этой обстановке советское руководство в целях обеспечения безопасности страны решилось на резкое изменение ориентации своего внешнеполитического курса. 23 августа 1939 г. между СССР и Германией был подписан договор о ненападении. Этот договор соответствовал государственным интересам СССР, так как давал ему отсрочку от участия в надвигающейся войне. Что касается сфер влияния, о которых шла речь в германо-советских переговорах, то это была общепринятая практика, в сферу советского влияния были отнесены только те регионы, которые традиционно входили в состав России.

Из книги Партитура Второй мировой. Кто и когда начал войну [сборник] автора Шубин Александр Владленович

А. Г. Дульян От Мюнхена до пакта Молотова-Риббентропа: некоторые аспекты ситуации в Европе накануне Второй мировой войны Нападение Германии на Польшу 1 сентября 1939 г. традиционно считается началом самого жестокого и кровопролитного конфликта в истории - Второй мировой

Из книги Почему Гитлер проиграл войну? Немецкий взгляд автора Петровский (ред.) И.

X. Хембергер ЭКОНОМИКА И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ НАКАНУНЕ И В ХОДЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ По утверждениям некоторых немецких исследователей, дилетантизм гитлеровской клики имел пагубные последствия не только в военной и политической области, но и в области

Из книги Маршал Жуков, его соратники и противники в годы войны и мира. Книга I автора Карпов Владимир Васильевич

Накануне Второй мировой войны. Закулисные сговоры Все свои агрессивные акции Гитлер тщательно готовил при помощи дипломатов, а также так называемой «пятой колонны», имевшейся почти в каждой стране. Последняя распространяла «нужные» слухи - чаще всего это были слухи о

Из книги Военная хитрость автора Лобов Владимир Николаевич

Накануне и в ходе Второй мировой войны

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

16. Какие были итоги Второй мировой войны? Какие изменения в Европе и мире произошли после Второй мировой войны? Вторая мировая война наложила печать на всю историю мира второй половины ХХ в.В ходе войны были погублены 60 млн жизней в Европе, к этому следует добавить многие

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

Советская дипломатия накануне Второй мировой войны Одной из основных причин краха попыток создать систему коллективной безопасности в Европе явилось глубоко укоренившееся недоверие ее демократических государств к советскому режиму. Кровавый массовый террор

Из книги Рассекреченные страницы истории Второй мировой войны автора Куманев Георгий Александрович

Глава 2. Военно-экономический потенциал СССР накануне и в первые месяцы Второй мировой войны Во многих войнах прошлого, и особенно XX века, исход важнейших сражений и битв и в целом вооруженного противоборства государств был самым тесным образом связан с состоянием и

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

99. ОБРАЗОВАНИЕ МИРОВОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ПОСЛЕДСТВИЯ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» ДЛЯ СССР После окончания Второй мировой войны соотношение сил между ведущими державами принципиально изменилось. Значительно усилили свои позиции США, в то время

Из книги Политическая история Франции XX века автора Арзаканян Марина Цолаковна

Франция накануне Второй мировой войны Правительство Эдуара Даладье. Внутренняя политика. В апреле 1938 г. главой кабинета стал радикал Эдуар Даладье (апрель 1938 г. - март 1940 г.). В него не вошли ни коммунисты, ни социалисты. Кроме радикалов в состав правительства были включены

Из книги История Индии. XX век. автора Юрлов Феликс Николаевич

Глава 15 ИНДИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО НАКАНУНЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Закон об управлении Индией 1935 г.В августе 1935 г. правительство Великобритании приняло Закон об управлении Индией, который еще назвали «конституцией 1935 г.». Закончился долгий процесс, начатый первой поездкой

автора Степанов Алексей Сергеевич

Часть III Советская авиация: состояние и боевое применение накануне и в начале Второй мировой

Из книги Развитие советской авиации в предвоенный период (1938 год - первая половина 1941 года) автора Степанов Алексей Сергеевич

Глава 2. Боевое использование советской авиации накануне и в начале Второй мировой войны Эта глава посвящается краткому обзору боевого применения советской авиации накануне и в начале Второй мировой войны, а также анализу полученного боевого опыта советским

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Международные отношения во второй половине XX в

Из книги Катынский синдром в советско-польских и российско-польских отношениях автора Яжборовская Инесса Сергеевна

Глава 1. Польша между Россией и Германией накануне и в начале Второй мировой

Из книги Политика нацистской Германии в Иране автора Оришев Александр Борисович

Из книги Авиация Красной армии автора Козырев Михаил Егорович

Развитие Советского Союза в предвоенные годы происходило в сложной международной обстановке. Наличие очагов напряженности в Европе и на Дальнем Востоке, тайная подготовка стран капиталистического мира к второй мировой войне, приход к власти в Германии партии фашистского толка ясно свидетельствовали о том, что международная ситуация активно и быстро приближалась к военному конфликту.

За период между концом первой и началом второй мировой войны в расстановке сил в мировом сообществе произошли качественные изменения: возникновение первого социалистического государства, обострение противоречий между мировыми метрополиями и колониями, восстановление и новый быстрый экономический подъем побежденного в первой мировой войне и неудовлетворенного своим положением в мире государства - Германии. Следствием этих изменений на международной арене явилось перемена характера приближающегося конфликта. Из спора между империалистическими державами за передел мира, какой, по мнению В.И. Ленина, была первая мировая, приближающаяся война должна была превратиться в арену противодействия и сталкивания интересов как империалистических государств между собой, так и всего блока с государством иной социально-экономической формации - Советским Союзом. Именно это обстоятельство, на наш взгляд, определило политику ведущих капиталистических государств и СССР накануне второй мировой войны.

2. Участие ссср в международных событиях предшествовавших второй мировой войне.

2.1 Борьба Советского Союза за предотвращение войны. Развитие отношений с капиталистическими государствами накануне конфликта.

Посмотрим теперь как же развивались события в международной политике накануне второй мировой войны.

Начать отсчет событий можно, на наш взгляд, с 1933 года, как даты прихода к власти в Германии Национал-социалистической партии фашистского толка во главе с А. Гитлером, который уже в 1934 году сосредоточил в своих руках всю полноту власти в стране, совмещая одновременно посты канцлера и фюрера. Фашисты установили в стране диктатуру, режим реакции, аннулировали Версальский мирный договор, который не устраивал эту быстро развивающуюся империалистическую державу, и начали активную подготовку к войне за передел мира.

В этот же период (30-ые годы) произошла значительная активизация внешней политики Италии, в которой фашизм был главенствующей идеологией уже с 1922 г., усилилось ее влияние на расстановку сил в мировом сообществе.

Одним из первых агрессивных актов, совершенных этими государствами, был захват в 1935 - 36 г.г. Эфиопии и установление там фашистского режима.

В 1936-37 годах Германия, Япония и Италия заключили "антикоминтерновский пакт", который положил начало формированию новых военных блоков, дальнейшему продвижению к военному конфликту, а также свидетельствовал о проявлениях агрессии фашизма против СССР.

Таким образом, в Центре Европы сложился опаснейший очаг будущей войны.

В это время политические круги Англии, США, Франции вели политику поощрения Германии, пытаясь направить ее агрессию против Советского Союза. Эта политика проводилась как на мировой арене, так и внутри самих государств. Так, например, почти во всех странах велась кампания против СССР, активно пропагандировалась идея "растущей советской опасности", мысль о "военных приготовлениях русских". Во внешней политике британские и французские лидеры, как об этом свидетельствуют документы, решали задачу, как бы отвести от себя угрозу Германской агрессии и разрядить энергию нацизма и экспансии на Восток.

В этой обстановке СССР выступает с предложениями по обеспечению мира и коллективной безопасности. В ответ на политику капиталистических государств наша страна предпринимает следующие шаги:

1933 г. - установление дипломатических отношений с США.

1934 г. - СССР вступает в Лигу Наций, где выступает со своими предложениями относительно создания системы коллективной безопасности и отпора завоевателям, которые, однако, не находят поддержки. В начале 1934 г. Советский Союз выступает с конвенцией об определении нападающей стороны (агрессора), в которой подчеркивалось, что агрессией является вторжение на территорию другой страны с объявлением или без объявления войны, а также бомбардировки территории других стран, нападения на морские суда, блокада берегов или портов. Правительства ведущих держав холодно отнеслись к советскому проекту. Однако Румыния, Югославия, Чехословакия, Польша, Эстония, Латвия, Литва, Турция, Иран, Афганистан, а позднее и Финляндия подписали в СССР этот документ.

1935 г. - подписание Францией, Чехословакией и Советским Союзом пакта о взаимопомощи. Этот пакт мог бы сыграть существенную роль в предотвращении гитлеровской агрессии, однако по настояния Франции в этот договор была внесена оговорка. Суть ее состояла в том, что военная помощь Чехословакии со стороны СССР может быть оказана только в том случае, если ее будет оказывать и Франция. Вскоре именно эта оговорка и нерешительность тогдашнего правительства Чехословакии облегчили агрессию со стороны Германии.

Особую остроту события стали принимать в 1938 г., когда Германия оккупировала Австрию и включила ее в состав Третьего Рейха, вмешалась в гражданскую войну в Испании, где помогла установлению фашистской диктатуры, потребовала от Чехословакии передачи Судетской области и присоединила ее после одобрения этой акции Мюнхенским совещанием глав правительств в составе Англии, Франции, Германии, Италии, принявший решение о расчленении Чехословакии, на котором СССР и Чехословакия не присутствовали. Этот "мюнхенский сговор" поощрил агрессора и подтолкнул его к дальнейшей активизации действий, по его условиям от Чехословакии было отторгнуто около 20 % ее территории, где проживала четверть населения страны и размещалось около половины мощностей тяжелой промышленности.

Лидеры капиталистических государств, продолжая поддержку фашистской агрессии, подписали с Германией ряд договоров о ненападении (1938 г. - Англия и Франция).

Развязав себе руки таким способом, Гитлер продолжил агрессию: в марте 1939 г. полностью захватил Чехословакию и отторг от Литвы в пользу Германии порт Клайпеду. В апреле 1939 г. Италия захватила Албанию.

СССР, продолжая свою мирную политику, не признал оккупации Чехословакии и предложил ей военную помощь, от которой правительство этой страны отказалось. Франция не выполнила своих обязательств по договорам о военной помощи с этой страной и не стала оказывать ей поддержку.

Таким образом, внешнюю политику Советского Союза 30 г.г. (до 1939 г.) можно считать образцом стремления предотвратить войну, обуздать агрессора. Наша страна выступала самым непримиримым и последовательным противником фашизма, разоблачала его, отождествляла с войной.

Однако к лету 1939 г. положение изменилось, и результатом этого изменения впоследствии стало подписание договоров от 23 августа и 28 сентября 1939 г. и секретных протоколов к ним, по условиям которых СССР становился чуть ли не партнером Германии. Что же обусловило такой поворот событий? На наш взгляд таких причин было несколько.

В первую очередь необходимо отметить, что сама обстановка, сложившаяся на мировой арене к весне 1939 г., объективно способствовала тому, что Советский Союз не мог продолжать свою деятельность в одиночестве, и ему надо было позаботиться о своей безопасности, так как к весне 1939 г. вторая мировая война в своей локально - очаговой фазе была уже реальностью. В сложившейся военно-политической обстановке у СССР были три альтернативы: достичь военного соглашения с Францией и Англией; остаться в одиночестве; заключить договор с Германией. Наиболее выгодным представлялось англо-франко-советское соглашение о взаимной помощи, направленное против фашистской Германии. Оно привело бы к созданию единой антифашистской коалиции, эффективно послужило бы сдерживанию фашистских агрессоров и, возможно, воспрепятствовало бы развязыванию мировой войны.

Летом 1939 г. по инициативе советской стороны начались переговоры СССР - Англия - Франция о заключении пакта о взаимопомощи и создании антигерманской коалиции. На этих переговорах Советский Союз выступил с радикальными предложениями для решения вопроса о коллективной безопасности, однако для западных государств, продолжающих политику, выработанную на Мюнхенском совещании, эти предложения оказались неприемлемы. К 20 августа переговоры зашли в тупик и фактически провалились. По просьбе англичан и французов был объявлен перерыв на неопределенный срок, хотя и в Москве и в Лондоне знали, что агрессия в отношении Польши назначена на конец августа. Прийти к соглашению с западными державами СССР не удалось. Виноваты в этом обе стороны. Но виновность западных держав, особенно Англии, значительно больше, чем Советского Союза. У советской стороны не хватило выдержки, она проявила поспешность, переоценила степень враждебности западных держав к СССР и возможности их сговора с гитлеровской Германией. У западных держав не было искреннего желания идти на сближение с СССР, что можно объяснить, по - видимому, разными причинами, в том числе и опасения возможного предательства, и антигуманная внутренняя политика сталинского руководства, противоречащая его заверениям на мировой арене, и недооценка его силы как возможного союзника в борьбе против фашистского блока, и глубокая неприязнь к стране иной социально - экономической формации. Переговоры с СССР западные державы вели прежде всего для того, чтобы оказывать давление на Германию, заставить ее пойти им на уступки, они пытались навязать Советскому Союзу собственные условия, пренебрегали его интересами. "Вина за то, что не удалось создать широкий союз Англии, Франции и СССР, способный сдержать германские амбиции, - признают английские исследователи Р. Хайт, Д. Морис и А. Петерс, - должна быть возложена непосредственно на западных союзников. Именно те способы, с помощью которых они разрешали основные международные кризисы 30-х годов, постепенно подорвали веру в дело коллективной безопасности... Французские и британские лидеры постоянно предпочитали умиротворять Берлин, Рим и Токио, чем пытаться использовать советскую силу для защиты международной стабильности".

Таким образом, к началу осени 1939 г. Советскому Союзу не удалось решить задачу достижения военного соглашения с Англией и Францией. Здесь уместно будет подчеркнуть следующее. В это время Англия и Франция уже оформили свои договоренности о ненападении с Германией и, таким образом, объективно находились в преимущественном положении перед СССР.

Однако, несмотря на неудачу, начавшиеся англо-франко-советские контакты вызвали тревогу у руководства нацистской Германии. Оно осознавало, что соглашение о взаимопомощи трех великих держав могло явиться серьезным препятствием на пути намеченных Гитлером экспансионистских планов, и стало прилагать настойчивые усилия, чтобы воспрепятствовать такому соглашению.

С мая 1939 г. работники внешнеполитического ведомства Германии, следуя указания Риббентропа, неоднократно вступали в контакты с представителями СССР в Берлине, различными неофициальными и официальными способами давали понять о готовности Германии пойти на сближение с СССР. Вплоть до середины августа 1939 г., пока существовала надежда на заключение соглашения с Англией и Францией, советское правительство оставляло осуществлявшийся германской стороной зондаж без ответа, но одновременно внимательно следило за ее действиями. Долгое время большую роль в противодействии германским "ухаживаниям за Москвой" играл нарком иностранных дел Литвинов, считавший, что нельзя идти ни на какие уступки фашистской Германии. Однако в мае 1939 г. он был снят со своего поста, где его заменил В.М. Молотов. Такая замена не могла пройти незамеченной и, вероятно, она свидетельствовала о некоторых изменениях в ориентации советского руководства. Поэтому второй причиной того, что союз СССР и Германии стал возможен, по нашему мнению, необходимо назвать личностные амбиции и экспансионистские планы, вынашиваемые сталинским правительством. Нам кажется, что родственность этих стремлений и гитлеровских планов покорения мира во многом способствовала подписанию противоправных секретных протоколов 1939 г.

В продолжение германских попыток сближения с Москвой в начале июля в советское полпредство в Берлине поступило анонимное письмо, в котором предлагалась идея реабилитации договора 1926 г. о нейтралитете или заключения договора о ненападении и границах. Германская сторона, говорилось в письме, исходила при этом из предположения, что оба правительства питают естественное желание восстановить свои границы 1914 г. В начале августа 1939 г. в беседе с советским полпредом в Берлине Астаховым Риббентроп уже официально заявил, что СССР и Германия могли бы договориться по всем проблемам, имеющим отношение к территории от Черного моря до Балтийского. Советская сторона оставила эти попытки сближения без ответа. Видимо, Сталин хотел сначала прояснить, какие результаты можно получить от англо-франко-советских переговоров.

Необходимо заметить, что у немцев был запасной вариант действий на случай, если советское руководство откажется принять предложения Германии. На тайных переговорах в середине августа Лондон и Берлин сговорились о поездке 23 августа второго по рангу деятеля "третьего рейха" Геринга на Британские острова на негласную встречу с Чемберленом. Судя по документам, две империи собирались выработать "исторический компромисс", игнорируя интересы не только СССР, Польши и ряда других восточноевропейских стран, но даже Франции.

15 августа 1939 г. германский посол в Москве Ф. Шуленбург попросился на срочный прием к наркому иностранных дел СССР В.М. Молотову. Посол зачитал заявление Риббентропа, в котором предлагалось урегулировать к полному удовлетворению обеих сторон все имеющиеся спорные проблемы, для чего в Москву в самое ближайшее время был готов прибыть германский министр иностранных дел. Хотя в заявлении открыто не говорилось о решении территориальных вопросов, они имелись в виду. Эта сторона советско-германских отношений, наряду с договором о ненападении и активизации торговли с Германией, интересовали Советское правительство в наибольшей мере.

Ситуация для Советского правительства была очень сложной. Оно начало рискованную политическую игру. Переговоры с Англией и Францией еще продолжались, но зашли в тупик. Германия, напротив, шла на уступки СССР, изъявила готовность учитывать его государственные интересы, она обещала даже оказать влияние на Японию с целью нормализации советско-японских отношений, что было выгодно для Советского Союза, так как в это время шли ожесточенные бои между советскими и японскими войсками на реке Халхин-Гол. В такой ситуации Сталин дал разрешение на приезд Риббентропа в Москву.

Советско-германские переговоры осуществлялись в условиях политического цейтнота. В ночь с 23 на 24 августа 1939 г. в присутствии Сталина Молотов и Риббентроп подписали поспешно согласованные советско-германские документы: Договор о ненападении, по условиям которого стороны обязались не вмешиваться в вооруженные конфликты против друг друга в течение 10 лет с момента подписания документа, и Секретный протокол, в соответствии с которым Германия взяла на себя ряд односторонних обязательств:

В случае германо-польского вооруженного конфликта германские войска не должны были продвигаться дальше рубежа рек Нарев, Висла, Сан и не вторгаться в Финляндию, Эстонию и Латвию;

Вопрос о сохранении единого Польского государства или его расчленении должен был решаться в ходе дальнейшего развития политической ситуации в регионе;

Германия признавала заинтересованность СССР в Бессарабии.

Договор о ненападении был опубликован 24 августа 1939 г. Высшее руководство СССР не информировало о наличии секретного соглашения ни партийные, ни государственные органы. Верховный Совет СССР 31 августа 1939 г. без обсуждения ратифицировал только текст Договора о ненападении.

Известие о заключении советско-германского договора о ненападении явилось полной неожиданностью не только для мировой, но и для советской общественности. Трудно было осознать происшедший переворот в отношениях СССР и Германии. После подписания этого договора Лондон и Париж полностью утратили интерес к СССР и принялись искать способы добиться от Германии обязательств на будущее, более прочных, чем те, которые она дала во время Мюнхенского совещания. Документы свидетельствуют о том, что на другой день после подписания договора о ненападении с Германией, Сталин, пребывая в крайней неуверенности относительно порядочности Гитлера, пытался склонить Англию и Францию к продолжению военных московских переговоров. Но никакого отклика на эти предложения не последовало.

Существуют разные точки зрения на вопрос о необходимости подписания договора о ненападении с Германией.

Серьезные исследователи - советские, польские, британские, западногерманские и другие - признают, что 19 - 20 августа 1939 г., в момент согласия Сталина на приезд Риббентропа в Москву для окончательного прояснения намерений Германии, Советскому Союзу не было оставлено выбора. В одиночку СССР предотвратить войну не мог. Союзников в лице Англии и Франции ему обрести не удалось. Оставалось думать о том, как не попасть в водоворот войны, к которой в 1939 г. СССР был готов еще меньше, чем в 1941 г.

Правда, есть и другая точка зрения на этот счет. Некоторые историки считают, что Германия в 1939 г. также не была готова к войне с СССР. Возможно, это так, но вместе с тем нельзя было не считаться с весьма очевидной вероятностью сделок Берлина с другими западными державами против Советского Союза.

Оценивая договор о ненападении с позиций сегодняшнего дня можно отметить, что для СССР он имел как положительные, так и отрицательные последствия. Положительные:

Советский Союз избежал войны на два фронта, так как договор зародил трещину в японо-германских отношениях, деформировал условия антикоминтерновского пакта в пользу СССР;

Рубеж, с которого Советский Союз мог вести первоначальную оборону, был отодвинут на несколько сот километров от Ленинграда, Минска и других центров;

Договор способствовал углублению раскола капиталистического мира на два враждующих лагеря, сорвал планы западных держав направить агрессию на восток, воспрепятствовал их объединению против СССР. Западные державы стали вынуждены считаться с Советским Союзом как с военной и политической державой, имеющей право обозначить свои интересы на политической карте мира.

Отрицательные:

Договор подорвал моральный настрой советского народа, боеспособность армии, усыпил бдительность военно политического руководства СССР, дезориентировал демократические, миролюбивые силы, и, поэтому, стал одной из причин неудач советской стороны в начальный период Великой Отечественной войны;

Договор дал благодатную почву для обвинений в адрес Советского Союза со стороны западных держав в поддержке агрессора и развязывании войны;

Положительным результатом заключения Договора о ненападении долгое время считалось то, что СССР получил около двух лет для подготовки к войне и укрепления своей обороноспособности. Однако это время было использовано Советским Союзом менее эффективно, чем Германией, которая за 22 месяца в большей степени повысила свой военный потенциал. Если в начале 1939 г. военно-политическое руководство Германии оценивало Красную Армию как противника очень сильного, столкновение с которым было нежелательным, то в начале 1941 г. оно уже отмечало слабость Вооруженных Сил СССР, особенно их командного состава.

Юридическая, политическая и историческая оценка Секретного протокола, приложенного к этому договору, может быть, на наш взгляд, более однозначной и категоричной. Этот протокол можно рассматривать как великодержавную заявку на "территориально - политическое переустройство" в регионе, которая находилась с юридической точки зрения в противоречии с суверенитетом и независимостью целого ряда государств. Она не соответствовала договорам, которые СССР заключил с этими странами раньше, с нашими обязательствами при всех обстоятельствах уважать их суверенитет, территориальную целостность и неприкосновенность. Этот протокол полностью противоречил тем официальным заверениям об отмене тайной дипломатии, которые делало руководство СССР для мирового сообщества, являлся ревизией стратегического курса на коллективную безопасность и фактически санкционировал вооруженное вторжение в Польшу.

Развязав себе руки подписанием договора о ненападении и секретных протоколов, Германия 1 сентября 1939 г. напала на Польшу.

Англия и Франция объявили войну Германии, но не оказали Польше действенной военной помощи и она была разгромлена.

СССР и США объявили о своем нейтралитете в войне.

17 сентября 1939 г. части Красной Армии вступили на территорию Западной Украины и Белоруссии, что было предусмотрено положениями секретного протокола.

Итак, началась вторая мировая война.

В это время (конец сентября 1939 г.) руководство СССР во главе со Сталиным и Молотовым преступили границу разумного в отношениях с Германией. 28 августа 1934 г. в Москве Молотовым и Риббентропом был подписан Договор о дружбе и границах с приложением к нему нескольких секретных протоколов, которые, как и предыдущий секретный протокол, не были ратифицированы. Согласно этим документам изменялись сферы влияния СССР и Германии, определялись границы стран в Польше, стороны договаривались об экономическом сотрудничестве и недопущении агитации, направленной против другой стороны. Территория Литовского государства признавалась сферой интересов СССР, при условии, что действующие экономические соглашения между Германией и Литвой не будут затронуты мероприятиями Правительства Советского Союза в данном регионе. Одновременно Люблинское и Варшавское воеводства передавались в сферу влияния Германии с внесением соответствующих поправок в разграничительную линию. В одном из протоколов каждая сторона обязалась не допускать "польской агитации", направленной на регион другой страны.

На этих же переговорах Молотов сделал заявление, в котором обосновал мысль о ненужности борьбы с фашизмом и возможности идеологического соглашения с Германией. Вместе с Риббентропом он подписал ноту, в которой вся ответственность за развязывание войны перекладывалось на Англию и Францию и оговаривалось, что, в случае продолжения участия этих стран в войне, СССР и Германия будут консультироваться по военным вопросам.

Оценка данных соглашений, по нашему мнению, должна быть однозначной. Если заключение договора о ненападении в сознании советского народ оправдывалось необходимостью избежать участия в войне, то подписание Договора о дружбе и границах между СССР и Германией было совсем противоестественным. Этот документ был подписан после оккупации Польши и, следственно, явился договором, заключенным со страной, совершившей неприкрытый акт агрессии. Он ставил под сомнение, если не подрывал, статус СССР как нейтральной стороны и толкал нашу страну на беспринципное сотрудничество с нацистской Германией.

В этом договоре, на наш взгляд, вообще не было необходимости. Изменение границы разделения интересов, зафиксированное в секретном дополнительном протоколе, можно было оформить совсем другим образом. Однако, по мотивам укрепления личной власти, Сталин пошел в конце сентября на крупные политические и нравственные издержки, чтобы закрепить, как он полагал, Гитлера на позиции взаимопонимания, но не с СССР, а лично с ним. Следует признать, что утвердившаяся с конца сентября тяга Сталина к параллельным действиям с Германией расширила свободу маневра нацистского руководства, в том числе при осуществлении ряда военных операций.

Таким образом, в современной исторической науке Договор о дружбе и границах от 28 сентября 1939 г. оценивается резко отрицательно. Заключение этого договора следует считать ошибкой тогдашнего руководства СССР. Договор и все, что последовало за ним в средствах массовой информации и в практической политике, разоружало советских людей духовно, противоречило воле народа, советскому и международному законодательству и подрывало международный авторитет СССР.

Подводя итог рассказу о советско-германских договорах от 23 августа и 28 сентября 1939 г., необходимо отметить, что согласно выводам Комиссии Съезда народных депутатов Договор о ненападении о Договор о дружбе и границах утратили свою силу в момент нападения Германии на СССР, а секретные протоколы, как подписанные в нарушение действовавшего советского законодательства и норм международного права, не имеют силы с момента подписания.

После подписания Договора о дружбе и сотрудничестве и секретных протоколов Советский Союз начал неуклонно выполнять все их положения. Помимо морального ущерба, причиненного советскому народу условиями этих документов, практическая деятельность советского руководства наносила большой ущерб стране. Например, недовольство среди антифашистов, проживавших в СССР, вызывали отдельные недружелюбные действия правительства по отношению к некоторым из них. Так, осенью 1939 г. в Москве был закрыт детский дом N 6, созданный ранее специально для детей немецких политэмигрантов. В начале 1940 г. германским властям было передано несколько групп немецких и австрийских антифашистов, которые были репрессированы в 30-е годы и находились под следствием или в заключении. В большинстве случаев это делалось вопреки воле передаваемых. Кроме того имелось множество случаев репрессий в отношении советских граждан, ведущих антифашистскую пропаганду. После введения, по условия м последнего Договора, Красной армии на территорию Западной Украины и Белоруссии, Литвы и Польши там начались репрессии, насаждение командно - административных методов руководства, подавление национального движения в этих областях.

С 1939 по 1941 г.г., почти до начала Великой Отечественной войны, внешнее сближение Германии и Советского Союза продолжалось. СССР вплоть до нападении Германии в 1941 г. неукоснительно соблюдал все условия подписанных им договоров. Так он не участвовал в событиях 1940 -1941 г.г., когда Гитлер подчинил почти все государства Европы, в том числе Францию, и разгромил европейский контингент английских войск. Советская дипломатия делала все для того, что бы отсрочить войну и избежать ведения ее на два фронта, для того, что бы дать СССР подготовиться к войне. Например, в 1941 г. были подписаны:

Нота с Турцией, в которой обе стороны обязались хранить нейтралитет;

Пакт о ненападении с Японией.

Тем не менее, эти меры не могли решить главной задачи внешней политики и предотвратить войну.

Стабилизация в области международных отношений в 20-е гг. сменилась мировым экономическим кризисом (1929 – 1933 гг.). Выход – рост государственного вмешательства в общественную и экономическую жизнь ряда стран Европы и США.

В Германии в 1933 г. в результате демократических выборов пришла к власти национал-социалистическая германская рабочая партия (НСДАП) во главе с А. Гитлером:

— экономическая политика – расширить жизненное пространство, достичь мирового господства;
— идеологическое обеспечение – пропаганда идеи расовой исключительности германской нации, шовинизма;
социальная база национал-социализма – мелкие собственники, безработные, часть интеллигенции, трудящихся и молодежи.
Изменения в политике Германии с приходом нацистов: выход из Лиги Наций (1933 г.), отказ от Женевской конвенции по разоружению, рост милитаризма.

Военно-политическое сотрудничество экстремистских режимов:
Октябрь 1936 г. – «Ось Берлин – Рим» — соглашение Германии с Италией, признание аннексии Абиссинии, выработка единой линии поведения относительно войны в Испании. Ноябрь 1936 г.«Антикоминтерновский пакт» — сотрудничество Германии и Японии, направленное против Коминтерна. В 1937 г. к этому пакту присоединилась Италия.

К 1939 г. – расширение антикоминтерновского пакта за счет Венгрии, Испании, Болгарии, Финляндии, Румынии, Сиама, Маньчжоу-го, Дании, Словакии, Хорватии. Великобритания и Франция заняли политику «Невмешательства», когда решалась судьба Испании.

Таким образом, рост милитаризма и реваншизма в Германии, агрессивные акции Японии и Италии при попустительстве Великобритании и Франции привели к резкому обострению международных отношений, к возникновению трех очагов военного напряжения.

Шаги по предотвращению войны, предпринимаемые СССР:

1. Женевская международная конференция по разоружению – с 1932 по 1935 гг. при участии представителей из 63 стран. Не поддержала идею СССР о полном и всеобщем разоружении.
2. Советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимопомощи (1935 г.).
3. Предложение СССР о создании системы коллективной безопасности и защите независимых стран, которым угрожала агрессия. Однако эта инициатива воспринималась как попытка навязать коммунистические идеи Западу; отрицательную роль также сыграли сталинские репрессии, подорвавшие международный авторитет СССР.
4. «Пакт Рибентропа – Молотова» — советско-германский договор сроком на 10 лет (23 августа 1939 г.), а также секретный дополнительный протокол «по вопросу о размежевании свеф взаимных интересов в Восточной Европе». Договор не делал Германию и СССР союзниками ни формально, ни фактически, в нем не было статей о военном сотрудничестве двух стран.

Под воздействием реакционных режимов Германии, Италии, Японии создается агрессивный блок. Инициатива СССР о создании системы коллективной безопасности не нашла понимания со стороны Великобритании, Франции и Польши. В результате Советский Союз был поставлен перед альтернативой: оказаться перед угрозой ведения войны на западе и востоке или подписать предложенный Германией договор о ненападении. Был выбран последний вариант.

Данная тема занятий полностью ориентирована на работу с первоисточниками - документами и материалами.

Последний год перед началом Второй мировой войны, ока­завшийся чрезвычайно насыщенным событиями в области меж­дународных отношений, оценивается многими как «год кризи­са». Для этой оценки имеется немало оснований.

Стремительно развивавшийся после аншлюса Австрии с апреля 1938 г. судетонемецкий кризис завершил­ся печально известным Мюнхенским соглашением, подписанным в ночь на 30 сентября 1938 г. премьер-министрами Англии, Германии, Италии и Франции. По поводу этого апогея политики умиротворения гитлеровской Германии западными политиками У. Черчилль мудро заметил, что Англии в Мюнхене предстояло выбирать между позором и войной. Она выбрала позор с тем, чтобы в дальнейшем получить и войну.

Действительно, по единодушному признанию и современ­ников, и учёных, осенью 1938 г. «третий рейх» не был готов к боль­шой войне. Решимость Запада защищать территориальную цело­стность Чехословакии не только бы не позволила поколебать ба­ланс сил в Европе в пользу Германии, но и могла бы привести к выступлению против Гитлера генеральской оппозиции. Но анг­лийское и французское правительства предпочли, игнорируя интересы ЧСР и мнение населения этой страны, передать Судетскую область рейху.

В ходе подготовки к первому семинару требуется прежде всего выявить, какую тактику выбрали при решении судетской проблемы нацисты и какую роль в успехе этой тактики сыграла нерешённость национального вопроса в чехословацком государ­стве. Так как многие отечественные авторы упрекали президента ЧСР в чрезмерной уступчивости судетским немцам, необходи­мо также выяснить, насколько оправданы эти упрёки и были ли у Э. Бенеша возможности проведения иной политики. Для этого прежде всего требуется проанализировать позицию бри­танского правительства в судетонемецком вопросе весной-летом и особенно в сентябре 1938 г. Наиболее информативными здесь являются записи бесед Чемберлена с Гитле­ром 15 и 22-23 сентября соответственно в Берхтесгадене и Годесберге, а также материалы об англо-французских требованиях, предъявляемых к ЧСР, и о способах давления Запада на чехословацких лидеров. Детали Мюнхенского соглашения, отличные от содержания Годесбергского меморандума Гитлера, внимания не заслуживают, так как передача Германии около 20 % территории ЧСР произойдёт без какого-либо плебисцита, а «формы эвакуации» этой территории в деталях установит не международная комиссия, а нацисты.

По мнению некоторых авторов, в марте 1939 г. западные правительства, в первую очередь английское, по­кончили с политикой умиротворения гитлеровской Германии, поскольку вступили в контакты с правительством СССР, а затем и в переговоры с ним на предмет пресечения дальнейшего расширения гитле­ровской агрессии.



Ход трёхсторонних англо-франко-советских переговоров в Москве августа 1939 г. по военным вопросам неплохо освещен в литературе на русском языке, чего нельзя сказать о предшество­вавшей этим переговорам стадии трёхсторонних дипломатичес­ких контактов и переговоров по политическим вопросам. Вслед­ствие этого в центре внимания второго и третьего семинаров на­ходится дипломатическая переписка правительств трёх великих европейских государств периода марта-июня 1939 г. и трёхсто­ронние политические переговоры в Москве в июне-июле месяце.

Важность знакомства с документальными материалами по этим историческим сюжетам усиливают многочисленные фальсификации ис­тории международных отношений кануна Второй мировой вой­ны, призванные убедить в том, что основную ответственность за развязывание войны несёт даже не Гитлер, а Сталин. Так, публи­цист И. Бунич в двухтомнике, претендующем на роль историчес­кой хроники, утверждает, что 21 марта «...правительство Англии предложило Сталину принять декларацию СССР, Англии, Фран­ции и Польши о совместном сопротивлении гитлеровской экс­пансии в Европе. Ответа не последовало. 31 марта Англия и Фран­ция объявили о гарантиях Польше. Сталин усмехнулся, но про­молчал» .

Историк-профессионал может определить своё отношение к подобного рода псевдоисториям, только хорошо зная конкрет­ную картину развития англо-франко-советских контактов и пе­реговоров весной-летом 1939 г.



Ещё большее количество разного рода спекуляций рождает советско-германский пакт о ненападении от 23 августа 1939 г. Авторы околонаучных работ так рисуют замыслы Сталина: мечтая о мировой революции, которую могла ускорить новая война, он подталкивал Гитлера к агрессии, а оставшись в 1939 г. вне военного конфликта, готовился к завоеванию и Германии, и всей Европы. Аналогичные утверждения встречаются и в претендующей на научность литературе: «Пакт о ненападении между СССР и Германией заключался… как вполне осознанный договор о безнаказанном со стороны СССР нападении Германии на Польшу и с перспективой раздела Польши между СССР и Германией, а главное - с перспективой войны между Германией, с одной стороны, и Францией и Англией с другой …. Иными словами, пакт развязывал Германии руки, провоцировал её на начало второй мировой войны» .

Кое-кто пытается даже доказать, что Гитлера «взрастил» никто иной, как Сталин. Надеявшийся использовать фюрера НСДАП в качестве «ледокола», расчищающего с помощью войны в Европе путь для мировой пролетарской революции, Сталин, мол, начиная с 1933 г. стремился к сговору с нацистским диктатором, никогда всерьёз не думая о возможности антифашистского сотрудничества со странами либеральной демократии.

Стремясь максимально использовать теоретические знания, имеющие подчас отдалённое отношение к предмету своего исследования, историки, занимающиеся международными отношениями конца 1930-х годов, то и дело рассматривают их также сквозь призму теории тоталитаризма. Происхождение советско-германского пакта 1939 г. связывается ими часто с тем, что «сталинский режим в политическом, да и в моральном плане был больше подготовлен к сговору именно с Гитлером» . Было бы, однако, совершенно неверно советско-нацистское сближение выводить из родственности двух политических режимов. Уникальное историческое явление нуждается в выяснении не социологической, а исторической причинности - той, без которой невозможно понять, почему в войне 1914-18 гг. авторитарная Россия сражалась на стороне либерально-демократических стран против такой же авторитарной Германии, а во Вторую мировую войну СССР, несмотря на свой тоталитаризм, боролся бок о бок с «демократиями» против тоталитарного «третьего рейха».

При принятии Сталиным и Молотовым решения пойти в разгар англо-франко-советских переговоров на пакт с Гитлером определяющим могли оказаться сведения о тайных англо-германских переговорах лета 1939 г.

Цель четвёртого семинара – восстановить по документам наиболее значимый сюжет этих англо-германских контактов - переговоры министериальдиректора геринговского Ведомства по осуществлению четырёхлетнего плана Германии Гельмута Вольтата и главного советника британского правительства по вопросам развития промышленности Хораса (Горацио) Вильсона. При работе с источниками необходимо обязательно сравнить две версии вильсоновско-вольтатовских встреч 18 и 21 июля 1939 г., одна из которых принадлежит непосредственно самому участнику переговоров – Вольтату, а другая – немецкому послу в Великобритании фон Дирксену.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники