Металлургические базы россии. Зарождение и развитие металлургии на урале

Основную часть уральского чугуна и стали дают четы­ре современных металлургических гиганта - Магнитогор­ский, Нижнетагильский, Орско-Халиловский комбинаты и Челябинский завод. Все они имеют полный цикл производства и продолжают расширяться.

Сравнивая размещение старых и новых центров черной металлургии, видно, что три новых предприятия построены на Южном Урале, в стороне от старой горнозаводской по­лосы. Сдвигу черной металлургии на юг способствовало два обстоятельства: наличие не тронутых в прошлом запасов железных руд и меньшая, чем у Среднего Урала, удален­ность от месторождений коксующихся углей.

Многовековой опыт уральских металлургов, высокое ка­чество сырья, наличие в руде некоторых железорудных месторождений легирующих металлов благоприятствуют развитию на Урале производства высококачественных ста­лей, по выпуску которых среди экономических районов он не имеет себе равных.

Особое место Урал занимает по производству труб. Его заводы выпускают свыше ’/з всех труб, производимых в России. Эта отрасль черной металлургии, заро­дившаяся на Урале в 20-х годах,- одна из перспективных. Здесь работают пять мощных трубных заводов, выпускаю­щих тысячи типов труб диаметром от долей миллиметра до полутора метров. Уральские трубы - это и игла медицин­ского шприца, и трубочка для подачи горючего к двига­телю, и баллон для жидкого газа или углекислоты, и обой­ма шарикоподшипника, и канализационные коллекторы, и, конечно, нефте- и газопроводы.

Столетиями добывают железную руду на Урале. Как обычно, вначале брали то, что лежит ближе и качественнее. Поэтому большинство залежей руд, расположенных ближе к поверхности, сейчас уже выработано. Но остановить развитие уральской металлургии в условиях, когда стране требуется все больше и больше металла, нельзя. И хотя за последние полтора десятилетия на Урале не построено ни одного нового металлургического завода, выплавка метал­ла растет из года в год. Достигается это благодаря реконст­рукции и расширению существующих предприятий. Этот путь увеличения производства требует меньших затрат, чем строительство новых предприятий, и поэтому обладает неоспоримыми преимуществами в таких районах, как Урал. С ростом выплавки металла растет и потребность в железных рудах. Как же решается проблема сырьевой базы уральской металлургии в наши дни?

Известно, что Урал богат железными рудами, но сколько запасов железных руд скрыто в его нед­рах? А сколько металла можно выплавить из этих руд? На сколько лет их хватит? Это зависит не только от величины запасов, но и от содержания в них железа, а оно сильно колеблется. Вот почему в последние годы все чаще прибегают к исчислению запасов по величине извлекаемого из руды железа. Этот метод более правильный.

Основная часть уральского железа соредоточена в бед­ных рудах. Поэтому удельный вес Урала в стране по запасам извлекаемого железа значительно ниже. Но некоторым подсчетам он равен 6%. Это означает, что собственных руд при современном уровне развития черной металлургии Уралу хватит на 100 лет. Но не все, что лежит в земле, можно использовать. На Урале открыто около 2000 месторождений железных руд. Однако промышленное значение имеет лишь десятая часть этих месторождений, разработка остальных при современном уровне техники и масштабах производства считается экономически невыгодной, а иногда и невозможной. Это так называемые забалансовые запа­сы, т. е. запасы, не учитываемые специальным кадастром.

Лучшими рудами Урала считаются магнетиты. Хотя они более тугоплавки, чем бурые или красные железняки, но содержат много железа -до 65%. Руды, содержащие железа свыше 50%, в плавку идут обычно без обогащения. По таких руд на Урале осталось мало. ураль­ские заводы стали переходить на плавку более бедных руд. Это потребовало строительства на рудниках горно-обогатительных предприятий. Их на Урале построено около трех десятков.

Обогащение руды в черной металлургии стало внед­риться позже, чем в цветной. Но уже сейчас основная часть руд, используемых металлургической промышленностью нашей страны, подвергается обогащению. Новый шаг в развитии горнорудной промышленности связан с использованием титаномагнетитов Качканарского и сидеритовых руд Бакальского месторождений. Они со­держат большое количество запасов железных руд Урала. Длительное время титаномагнетиты не находили применения в черной металлургии. Они тугоплавки, а наличие титана нарушало ход доменного процесса вследствие образования так назы­ваемых «козлов» - застывшей в домне тугоплавкой массы из металла и шлака. При этом домну приходилось останав­ливать, разбирать часть кладки, образовавшуюся массу разрезать форсунками на отдельные куски и извлекать.

Титаномагнетиты в нашей стране используют в качест­ве металлургического сырья с 40-х годов. Это стало воз­можно после раздельного обогащения руды и получения
отдельно железного и титанового концентратов. Пионером и освоении плавки титаномагнетитов был Чусовской за­вод, а с начала 60-х годов на плавку титаномагнетитов перешел Нижнетагильский комбинат.

Черная металлургия Уральского экономического района представлена всеми стадиями производства, начиная от добычи и обогащения железных руд до выплавки чугуна, стали и проката. Это одна из важнейших отраслей рыночной специализации Уральского района. В структуре основных фондов Урала на долю черной металлургии приходится примерно 1/3.

Как уже отмечалось, Урал не покрывает своих потребностей в железной руде собственной добычей, руды дополнительно ввозятся из Курской магнитной аномалии, с Кольского полуострова (на расстояние 3000-3500 км), а также из Казахстана (Соколовско-Сарбайские), что значительно ближе. Однако проблема снабжения металлургии Урала железорудным сырьем осложняется в связи с переходом Карагандинского металлургического комбината (Казахстан) на снабжение с Соколовско-Сарбайского ГОК. Поэтому ставится задача более полной разработки собственных ресурсов железных руд. На базе Качканарской группы месторождений работает один Качканарский горно-обогатительный комбинат, строится второй. Возрастает добыча Бакальских и Орско-Халиловских руд, в дальнейшем будет осуществляться добыча руд, залегающих на значительных глубинах (Серовское, Глубоческое и другие месторождения). Большое значение придается также активизации геолого-поисковых работ на севере Уральских гор.

Марганцевые руды на Урале пока не добываются, хотя их запасы довольно значительны - 41,3 млн т (Североуральский марганцевый бассейн в Свердловской области). До последнего времени ферромарганец и силикомарганец поставлялись с Украины, из Казахстана - товарная руда.

На Урале есть запасы и хромитовых руд (Сарановская группа месторождений), но они используются для производства огнеупоров вследствие низкого содержания оксида хрома и высокого содержания кремния. Для выплавки феррохрома применяются хромиты из Казахстана.

Коксующихся углей в районе нет, поэтому технологическое топливо - привозное, поступает из Кузнецкого угольного бассейна. В целях сокращения потребностей Урала в коксующемся угле предполагается шире применять новые технологии: использовать природный и попутный газ, некоксующийся уголь и пр.

Урал отличается высоким уровнем концентрации и комбинирования производства черных металлов. Основной тип предприятий - полного цикла, выпускающие чугун, сталь и прокат. Наиболее крупные из них - Магнитогорский, Нижнетагильский, Орско-Халиловский (Новотроицк) комбинаты и Челябинский металлургический завод - дают почти 80% чугуна и 70% стали, выплавляемых в районе. Другие предприятия полного цикла находятся в Чусовом, Серове, Алапаевске, Белорецке и других центрах.

Значительно развита на Урале и передельная металлургия, в основном на старых заводах, которые по количеству преобладают в районе. Производятся также ферросплавы, как доменные (Чусовой), так и выплавляемые электротермическим путем (Челябинск); трубопрокат (Первоуральск, Челябинск). Только на Урале имеется выплавка природнолегированных металлов (Новотроицк). Металл, производимый предприятиями Урала, отличается высоким качеством и относительно низкой себестоимостью.

Тем не менее в отрасли существуют серьезные проблемы. Структура производимого в районе проката нуждается в совершенствовании. Машиностроение Урала - крупный потребитель проката, но свыше 1/3 проката приходится ввозить из других регионов. Не хватает листового проката, легированных сортов проката и др.

Высокая концентрация металлургического производства имеет помимо положительных сторон (снижения себестоимости продукции и пр.) и крайне отрицательные последствия: резкое ухудшение экологической ситуации, проблемы водоснабжения, расселения населения, транспорта и др. Поэтому дальнейшее наращивание мощностей металлургических предприятий нецелесообразно, особенно на Южном Урале, где в настоящее время сосредоточено основное производство и ощущается недостаток водных ресурсов.

Важное направление дальнейшего развития черной металлургии Урала - техническое перевооружение действующих предприятий, ускоренное внедрение достижений НТП. Осуществляется строительство кислородно-конвертерных цехов на Магнитогорском и Нижнетагильском комбинатах, электросталеплавильных производств с машинами непрерывного литья заготовок на Орско-Халиловском комбинате, Челябинском, Серовском, Алапаевском заводах. Реконструируются все трубные заводы.

Черная металлургия Уральского Федерального Округа Представлена всеми стадиями производства, начиная от добычи и обогащения железных руд до выплавки чугуна, стали и проката. Это одна из важнейших отраслей рыночной специализации Уральского района. В структуре основных фондов Урала на долю черной металлургии приходится примерно 1/3.

Как уже отмечалось, Уральский Федеральный округ не покрывает своих потребностей, в железной руде собственной добычей, руды дополнительно ввозятся из Курской магнитной аномалии, с Кольского полуострова (на расстояние 3000 - 3500 км), а также из Казахстана (Соколовско-Сарбайские), что значительно ближе. Однако проблема снабжения металлургии Урала железорудным сырьем осложняется в связи с переходом Карагандинского металлургического комбината (Казахстан) на снабжение с Соколовско-Сарбайского ГОК. Поэтому ставится задача более полной разработки собственных ресурсов железных руд. На базе Качканарской группы месторождений работает один Качканарский горно-обогатительный комбинат, строится второй. Возрастает добыча Бакальских и Орско-Халиловских руд, в дальнейшем будет осуществляться добыча руд, залегающих на значительных глубинах (Серовское, Глубоческое и другие месторождения). Большое значение придается также активизации геолого-поисковых работ на севере Уральских гор.

Марганцевые руды на Урале пока не добываются, хотя их запасы довольно значительны - 41,3 млн. т (Североуральский марганцевый бассейн в Свердловской области). До последнего времени ферромарганец и силикомарганец поставлялись с Украины, из Казахстана - товарная руда Россия в цифрах. - М.: Госкомстат РФ, 2005. С. 36-37..

На Урале есть запасы и хромитовых руд (Саратовская группа месторождений), но они используются для производства огнеупоров вследствие низкого содержания оксида хрома и высокого содержания кремния. Для выплавки феррохрома применяются хромиты из Казахстана.

Коксующихся углей в районе нет, поэтому технологическое топливо - привозное, поступает из Кузнецкого угольного бассейна. В целях сокращения потребностей Урала в коксующемся угле предполагается шире применять новые технологии: использовать природный и попутный газ, некоксующийся уголь и пр.



Урал отличается высоким уровнем концентрации и комбинирования производства черных металлов. Основной тип предприятий - полного цикла, выпускающие чугун, сталь и прокат. Наиболее крупные из них - Магнитогорский, Нижнетагильский, Орско-Халиловский (Новотроицк) комбинаты и Челябинский металлургический завод - дают почти 80% чугуна и 70% стали, выплавляемых в районе Российский статистический ежегодник. Официальное издание. Госкомстат России. - М., 2005 - с. 36.. Другие предприятия полного цикла находятся в Чусовом, Серове, Алапаевске, Белорецке и других центрах.

Значительно развита на Урале и предельная металлургия, в основном на старых заводах, которые по количеству преобладают в районе. Производятся также ферросплавы, как доменные (Чусовой), так и выплавляемые электротермическим путем (Челябинск); трубопрокат (Первоуральск, Челябинск). Только на Урале имеется выплавка природнолегированных металлов (Новотроицк). Металл, производимый предприятиями Урала, отличается высоким качеством и относительно низкой себестоимостью.

Тем не менее в отрасли существуют серьезные проблемы. Структура производимого в районе проката нуждается в совершенствовании. Машиностроение Урала - крупный потребитель проката, но свыше 1/3 проката приходится ввозить из других регионов. Не хватает листового проката, легированных сортов проката и др.

Высокая концентрация металлургического производства имеет помимо положительных сторон (снижения себестоимости продукции и пр.) и крайне отрицательные последствия:

Резкое ухудшение экологической ситуации, проблемы водоснабжения, расселения населения, транспорта и др. Поэтому дальнейшее наращивание мощностей металлургических предприятий нецелесообразно, особенно на Южном Урале, где в настоящее время сосредоточено основное производство и ощущается недостаток водных ресурсов.

Важное направление дальнейшего развития черной металлургии Урала - техническое перевооружение действующих предприятий, ускоренное внедрение достижений НТП. Осуществляется строительство кислородно-конвертерных цехов на Магнитогорском и Нижнетагильском комбинатах, электросталеплавильных производств с машинами непрерывного литья заготовок на Орско-Халиловском комбинате, Челябинском, Серовском, Алапаевском заводах. Реконструируются все трубные заводы.

Цветная металлургия также является отраслью рыночной специализации Уральского Федерального округа. Она отличается очень высоким уровнем развития и представлена производством меди, цинка, никеля.

Ведущее место занимает медная промышленность, сырьевой базой которой служат медноколчеданные руда, залегающие вдоль восточного склона Урала. Добыча ведется в основном на Южном Урале, в ближайшее время начнется эксплуатация месторождений качественных руд меди на Северном Урале (в Ивдельском районе), которые отличаются повышенным содержанием основных и попутных компонентов, низким содержанием вредных примесей, возможна открытая добыча. Предприятия по выплавке черновой меди сосредоточены в районах добычи руд: в Красноуральске, Кировграде, Ревде, Карабаше, Медногорске. Последующая стадия обработки меди - ее рафинирование осуществляется на электролитических заводах в Кыштыме и Верхней Пышме. При выплавке меди образуются отходы, используемые в химической промышленности: для производства серной кислоты, суперфосфата (например, на Медногорском медно-серном комбинате). Так как медные руды обычно многокомпонентные и содержат кроме меди цинк, золото, кадмий, селен и другие элементы (до 25), медные заводы производят, помимо меди, и другие металлы или их концентраты.

На Урале производятся добыча и обогащение никелевых руд, выплавка металлического никеля и металлоизделий. Производство никеля сосредоточено в районах добычи руд: в Южном Зауралье (Орск), Уфалейском и Режском районах. Новый горно-металлургичеекий комбинат построен на базе Буруктальского месторождения. Кроме никеля, он включает производство кобальта и железного концентрата, на нем осуществляется утилизация отходов для химических целей.

Алюминиевая промышленность Уральского Федерального округа обеспечивается собственным сырьем. Алюминиевые заводы: Богословский (г. Краснотурьинск), Уральский (г. Каменск-Уральский) и др. Дальнейшее развитие алюминиевой промышленности на Урале связано с укреплением его энергетической базы, так как выплавка металлического алюминия - крайне энергоемкое производство.

Энергоемким является также производство титана и магния . На Урале оно представлено Березниковским титано-магниевым комбинатом и Соликамским магниевым заводом, базирующимися на карналлитах Верхнекамского соленосного бассейна.

Для производства цинка в Уральском экономическом районе используются как местное сырье, представленное медно-цинковыми рудами, так и привозные концентраты. Крупный центр цинковой промышленности - Челябинск. Машиностроительный комплекс Урала - крупная отрасль его рыночной специализации, занимает ведущее место в структуре промышленного производства УЭР. В настоящее время в районе работают почти 150 машиностроительных предприятий, представляющих все подотрасли машиностроения. Здесь развиты тяжелое машиностроение (производство горно-металлургического оборудования, химического и нефтехимического оборудования), энергетическое (производство турбин, паровых котлов и др.), транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, тракторостроение. Наиболее быстро развиваются электротехническое машиностроение, приборостроение, станкостроение.

Многие производства являются металлоемкими, поэтому машиностроение тесно взаимодействует с металлургией. Основные центры тяжелого машиностроения: Екатеринбург ("Уралмаш", "Уралхиммаш", "Уралэлектротяжмаш", заводы бурового и металлургического оборудования и др.), Орск (оборудование для металлургии и горнорудной промышленности), Пермь (горно-шахтное машиностроение), Уфа (завод горного оборудования), Карпинск (производство и ремонт горного оборудования) и др. Оборудование для нефтяной и газовой промышленности производится в Салавате, Бузулуке, Троицке и др. Урал -- не только металлургическая база для тяжелого машиностроения, но и крупный потребитель его продукции.

Ведущий центр производства турбин - Екатеринбург. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение развито в Челябинске (тракторный завод, производство автотракторных прицепов и пр.), Кургане ("Кургансельмаш"), Орске и других городах.

Транспортное машиностроение представлено вагоностроением (Нижний Тагил, Усть-Катав), производством легковых (Ижевск) и большегрузных (Миасс) автомобилей, автобусов (Курган), мотоциклов (Ижевск, Ирбит), судостроением (Пермь) и судоремонтом (Соликамск).

Предприятия приборостроения, станкостроения, электротехнической промышленности работают во многих промышленных центрах Урала: Екатеринбурге, Челябинске, Уфе, Кургане, Оренбурге и других.

Для машиностроения Уральского Федерального округа так же, как и для всей промышленности, характерны чрезмерная концентрация в крупных городах; недостаточная специализация, универсализм многих предприятий, распыленность вспомогательных и ремонтных производств, замедленное внедрение достижений НТП, сохранение старой техники и технологии.

Известный ученый-металлург, академик Иван Бардин в предисловии к книге экономиста, академика Станислава Струмилина "История черной металлургии в СССР"), вышедшей в 1954 г. и удостоенной престижной в то время Ленинской премии, указал на существенный недостаток этой монографии - неполное раскрытие в ней вопросов истории русской техники соответствующего производства, происходивших в нем изменениях и отсутствие анализа тесной связи экономической истории с развитием технического прогресса. Бардин тактично отметил, что, видимо, такое широкое освещение истории отечественной металлургии не под силу одному человеку, для этого требуются усилия коллектива.

Однако за прошедшие с тех пор более 50 лет никто не брался за претворение в жизнь этого положения. И только теперь эту трудную задачу смогли успешно решить два автора - директор Института истории и археологии Уральского отделения РАН, академик Вениамин Алексеев и главный научный сотрудник того же института, доктор исторических наук Дмитрий Гаврилов, опубликовавшие фундаментальный труд "Металлургия Урала с древнейших времен до наших дней" (М.: "Наука", 2008).

Если все предыдущие исследователи - Дмитрий Кашинский, Бернгард Кафенгауз, упомянутый Станислав Струмилин, соответственно в 1939, 1949 и 1954 гг. бравшиеся за описание истории российской металлургии, не продвинули свои работы, задуманные как многотомные, дальше издания первой книги, которая оказывалась неизменно последней, то монография этих ученых охватывает колоссальный по своим хронологическим рамкам период - с древнейших времен до наших дней.

В центре внимания - история отечественного металлургического производства и происходивших в нем изменений. Параллельно дается тщательный анализ связи технического прогресса с экономикой. Для характеристики основных этапов формирования в частности уральской и в целом российской промышленности разбирается широкий комплекс проблем, включающий в себя технико-технологическую, энергетическую и сырьевую составляющие, взаимодействие их, социально-экономическую политику правительства и управленческую организацию, производственно-промышленный персонал отрасли, влияние внутреннего и внешнего рынков, транспортные условия.

Столь широкий тематический охват стал возможен благодаря использованию авторами их собственной методологии и методики исследования. Основой книги является теория модернизации российской металлургии с учетом ее региональных и отраслевых особенностей, обстоятельно разработанная Вениамином Алексеевым. Причем развитие как таковое, происходящие при этом изменения рассматриваются в контексте мирового модернизационного процесса, охватывающего все сферы общественной жизни. Вопросам методологии посвящены пять глав, раскрывающих такой подход.

Сочинение является завершающим трудом давно ведущейся этими авторами работы по изучению данной проблематики. Подготовительными этапами к нему было издание совместно со шведскими учеными монографии "Железоделательные общества: раннеиндустриальное развитие в Швеции и России, 1600 - 1900" (Оксфорд, 1998), изучение индустриального наследия Урала в рамках проектов TICCIH*, издание капитального труда "Металлургические заводы Урала XVII - XX вв.: энциклопедия" (2001 г.). Это позволило ученым перейти на новый, более высокий уровень разработки темы, подвергнуть имеющийся объем информации глубокому анализу и сделать обобщающие выводы.

Хотя их книга посвящена уральской металлургии, она фактически дает обстоятельное представление о путях и способах развития этой промышленности в нашей стране, поскольку Урал в XVIII - XIX вв. являлся главным ее металлургическим районом и до сих пор им остается, даже несмотря на создание мощных производственных областей в центре европейской части России и на Севере.

Уже в IV - III тыс. до н. э., как показывают авторы, на этой территории существовала первобытная медно-бронзовая металлургия. Важную роль сыграло открытие тут железа, в свое время ставшего главным металлом в становлении материальной культуры человечества вообще ввиду его распространенности, твердости и стойкости. Именно оно обусловило переход людей от варварства к цивилизации, способствовало развитию оседлого образа жизни, возникновению городов и древнейших государств, появлению культуры, искусства и зачатков научных знаний.

Железные изделия на Урале датируются I тыс. до н. э. А с IX в. там начали выплавлять в домницах (шахтных печах) сыродутное железо. С появлением в регионе русских мастеров во второй половине XVI - XVII вв. получили развитие металлургические промыслы, а также несколько небольших железоделательных заводов, где металл плавился в вышеназванных печах и проковывался вручную.

По-настоящему же большая уральская металлургия зародилась в первой четверти XVIII в. (правление Петра I) - здесь возвели ряд крупных доменных и ковочных предприятий, действовавших с помощью водяных двигателей. Внедрение доменного производства, смена одностадийного способа получения сыродутного железа на двухстадийный вариант - выплавку сначала чугуна, а затем из него готового продукта - стали крупнейшим в истории отрасли техническим переворотом. Он сопровождался резким ростом производительности труда и улучшением экономических показателей. Переход же от использования мускульной силы людей и животных к применению гидравлической энергии резко поднял роль металлургии в экономике государства и расширил ее географические рамки.

Авторы труда полагают, что благодаря исключительно благоприятным природным условиям (обилие лесов, богатство высококачественных неглубоко залегавших руд, наличие многочисленных горных речек, пригодных для сооружения плотин) Урал стал главным центром горнозаводского строительства России и к середине XVIII в. превратился в крупнейший даже по мировым масштабам промышленный район. Металлургия региона в этот период формировалась на развитой технической базе, соответствовавшей уровню лучших заводов Швеции, Германии, Англии и Франции. Уральские доменные печи на протяжении всего века считались самыми мощными и высокопроизводительными в Европе. Создание здесь производственного комплекса позволило России уже в тот период догнать западные страны по выпуску металла. Кроме того, удалось оттеснить на второй план на мировом рынке металлов Швецию - прежнего лидера отрасли. Отечественное железо тогда экспортировалось во многие государства Старого Света (особенно в Англию) и даже в США.

На рубеже XVIII - XIX вв., подчеркнуто в монографии, мощный поворот в техническом оснащении металлургии был связан с начавшейся в Англии промышленной революцией, представлявшей совокупность технико-экономических и социальных сдвигов, которые сопровождали переход от мануфактурной стадии к фабричной системе, т. е. к машинной индустрии - важнейшему этапу всемирного процесса модернизации, трансформированию традиционного аграрного общества в современное индустриальное.

К сожалению, на Урале из-за невозможности перейти на минеральное топливо, полного отсутствия железных дорог, обособленности края, оторванности его от центра страны и других промышленных районов, все это проходило со значительным опозданием (если сравнивать с развитыми западноевропейскими государствами), развивалось медленнее и в более ограниченных масштабах, имело свою специфику: использовалось древесно-угольное топливо, господствовали гидравлические двигатели. К тому же существовавший крепостной строй сдерживал внедрение технических достижений: паровых машин, высоких доменных печей, горячего дутья, улучшение способов получения железа (пудлингования и др.), широкое применение прокатных устройств. Если в Англии носителями технического прогресса, за редкими исключениями, выступали мастера-практики и предприниматели, то характерной особенностью "промышленного переворота" в первой половине XIX в. на Урале было активное участие в нем ученых, влиявших на ход процесса. Так, работы члена-корреспондента Петербургской АН Петра Соболевского сыграли важную роль в обосновании холодного дутья, труды Павла Аносова и Павла Обухова повлияли на становление сталелитейного дела, а сочинения Владимира Рашета - на строительство доменных и медеплавильных печей.

И хотя в первой половине и середине XIX в., когда уральская металлургия замедлила темпы своего развития, потеряла внешние рынки и вынуждена была всецело переориентироваться на внутренний рынок, а отрасль находилась в полосе социально-экономического кризиса, тем не менее ее техническая база вполне соответствовала уровню древесно-угольных металлургических заводов США и Западной Европы.

Развитие еще больше ускорилось после отмены в России крепостного права в 1861 г. В 1880 - 1890-х годах и в начале XX в. на крупных уральских заводах началась серьезная техническая реконструкция, предусматривающая внедрение новых способов получения стали: мартеновского и бессемеровского. Устанавливали доменные печи более совершенной конструкции, внедряли горячее дутье, устаревшие водяные двигатели были вытеснены паровыми.

В СССР в период индустриализации конца 1920 - 1930-х годов была осуществлена коренная реконструкция металлургической отрасли края, построены новые заводы. Среди них - промышленные гиганты Магнитогорский и Нижнетагильский комбинаты, Челябинский завод ферросплавов и др. Оснащение их главных цехов (доменных, мартеновских, прокатных), построенных в то время, превосходило оборудование западноевропейских стран и не уступало американскому. Так, Магнитогорский металлургический комбинат был копией самого лучшего в мире американского завода Гэри "Ю. С. Стил Компани" в штате Индиана.

Именно тогда всю уральскую металлургию с древесно-угольного топлива перевели на минеральное, что позволило использовать более мощные печи и агрегаты, и как следствие - резко поднять производительность. Для реализации этой идеи организовали обмен железной рудой и каменным углем между Уралом и восточными районами страны (Кузбасс). Наряду с традиционным выпуском чугуна, железа, стали, меди было освоено изготовление алюминия, магния, никеля, цинка. Внедрили передовые технологии в цветной металлургии: в алюминиевой промышленности - гидрощелочной вариант получения глинозема, в производстве цинка - гидроэлектрометаллургический способ. Таким образом, Урал превратился в один из индустриальных центров Советского Союза.

В период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. металлургия региона, производившая в довоенный период, в основном, рядовые стали, была перестроена на выпуск качественной продукции для оборонной промышленности. В широких масштабах было организовано изготовление высококачественных и легированных сталей и сплавов, броневого листа, впервые в мире использовали скоростную автоматизированную сварку корпусов танков, отливку и штамповку танковых башен. Урал стал "кузницей оружия", "арсеналом Победы".

В послевоенный период за счет строительства новых крупных предприятий, механизации и автоматизации производственных процессов, обогащения и комплексного использования руд мощность отрасли возросла. При металлургических и горных заводах (во многих случаях градообразующих) развилась социальная инфраструктура. Вместе с тем, как справедливо замечают авторы книги, в данный период, когда основное внимание государство направило на выравнивание экономического потенциала союзных республик и создание там и в европейской части России новых производственных центров отрасли, интересы уральской металлургии нередко игнорировались, капитальных вложений было явно недостаточно, чтобы коренным образом ее модернизировать. К середине 1980-х годов наступил упадок.

В 1990-е годы, вступив в период рыночной экономики и соответственно резкого снижения в стране металлопотребления, предприятия Урала в два раза сократили выпуск своей продукции. Они начали приспосабливаться к условиям рынка и ориентировались на поставки за границу сырья и полуфабрикатов. Им удалось стать крупнейшими в мире экспортерами черных и цветных металлов.

В последние предкризисные годы наметились сдвиги: появились объединения и холдинги, стал заметен рост производства и качественных показателей. В настоящее время предприятия края переживают новую стадию модернизации, коренное преобразование на основе достижений научно-технической революции. Приоритетным направлением теперь является реконструкция сталеплавильного производства с заменой устаревшего мартеновского оборудования кислородно-конвертерным и электросталеплавильным, использование внепечной обработки и непрерывной разливки стали. В цветной металлургии актуальна проблема внедрения автоматизации производства по технологиям "Оутокумпу"**. Остро стоит вопрос о расширении минерально-сырьевой базы за счет комплексной переработки руд и минералов и вовлечения в производственный процесс природных богатств Полярного Урала, Республики Коми*** и Сибири.

Авторы рассматриваемого труда заключают, и с ними можно вполне согласиться: прочные традиции, квалифицированные кадры, разворачивающееся технико-технологическое переоснащение производства позволяют с уверенностью смотреть в будущее уральской металлургии. Отметим: значительное внимание в данной работе уделено определению ее места в мировой индустриальной цивилизации на всех этапах модернизационного преобразования. В каждом из разделов книги с помощью сравнительно-исторического метода показывается развитие на протяжении пяти последних столетий уральской металлургии на фоне соответствующей отрасли стран Западной Европы и США. Авторам весьма убедительно удается, подтверждая свои доводы объемным фактическим материалом, опровергнуть мнение о глубоком отставании отечественной металлургии по сравнению с остальными развитыми странами.

Несомненным достоинством монографии является раскрытие роли местных специалистов в становлении и развитии науки о металле****. Ведь в XIX - начале XX в. на Урале сложилась сильная научная школа, возникли значительные по меркам того периода исследовательские центры по изучению проблем отрасли. Особенно крупным был вклад таких ученых, как упомянутые выше Павел Аносов и Павел Обухов, а также Дмитрий Чернов, Николай Калакуцкий - они предложили оригинальные методы получения стали и изготовления из нее изделий. В теоретическом осмыслении сталеплавильного процесса русские тогда намного опередили своих иностранных коллег из Европы и США. В советский период важную роль в решении стоящих перед уральской металлургией задач сыграли разработки академиков Михаила Павлова и Ивана Бардина, члена-корреспондента АН СССР Владимира Грум-Гржимайло. В послевоенные годы технологии, созданные и введенные в производство учеными совместно с научно-исследовательскими и проектными институтами, тоже не уступали зарубежным: речь идет о непрерывной разливке стали, вдувании в печи природных газов, испарительном охлаждении металлургических печей. А в 1980-х годах они изобрели и впервые в мировой практике применили в промышленных масштабах технологию формирования мелкозернистой (дисперсной) структуры.

В последнее время уральскими научными сотрудниками проведен ряд крупных исследований по изучению структуры и физико-химических свойств металлов, термической обработки сталей и сплавов, использованию металлургического сырья. Ими же была предложена имеющая для Урала огромное значение технология комплексного использования качканарских руд (основного источника получения ванадия) и успешно решена задача снабжения страны ванадием на базе титаномагнетитовых руд, выработан комплекс прогрессивных схем переработки бедных окисленных никелевых руд.

Рассматриваемая монография является уникальной и не имеет аналогов в мировой историографии. По своим методологическим подходам она превосходит современные исследования западных ученых поданной тематике, решает проблемы первостепенной важности не только для уральской металлургии, но и для России в целом. Широко освещающая богатый исторический опыт уральской металлургии, она будет полезна занятым в соответствующем производственном комплексе инженерно-техническим и руководящим кадрам, научным работникам, преподавателям, студентам, краеведам, всем интересующимся этапами развития отрасли, историей Урала и России.

* Международный комитет по сохранению индустриального наследия.

** "Оутокумпу" - финский концерн, производитель металлов. Отличается тем, что самостоятельно разрабатывает необходимые производственные технологии и с успехом реализует результаты этой работы. Так, его специалисты разработали технологию взвешенной плавки, различные способы получения меди.

*** См.: Д. Рундквист, Н. Юшкин. Тимано-Уральская сокровищница. - Наука в России, 2002, N 4.

**** См.: Л. Леонтьев, В. Пономарев. Академическая наука - металлургам. - Наука в России, 2000, N 4.

Академик Леопольд ЛЕОНТЬЕВ, член Президиума Российской академии наук

ОСОБЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВА. Ведущая отрасль специализации промышленности Урала - черная металлургия

Ведущая отрасль специализации промышленности Урала - черная металлургия. Основы металлургической промышленности были заложены еще при Петре I. Строительство железоделательных и чугуноплавильных заводов началось в конце XVII - начале XVIII вв. В конце XVIII в. Урал снабжал железом не только Россию, но и Западную Европу. Постепенно уральская промышленность пришла в упадок. Это было обусловлено пережитками крепостничества, кабальным положением уральских рабочих, технической отсталостью Урала, оторванностью от центра России, а также зарождающейся металлургией южной части России.

В настоящее время из старых реконструируемых заводов наиболее значительные Златоустовский, Верх-Исетский, Лысьвенский, Чусовский. Однако 80% металла производят новые заводы и комбинаты - Магнитогорский, Челябинский, Нижнетагильский и Орско-Халиловский. В целом по производству чугуна, стали и проката Урал занимает первое место в Российской Федерации. Изменилась и география металлургии Урала. В прошлом, при наличии большого числа железорудных месторождений по всему Уралу, определяющее значение имела география топлива для металлургии - леса. Большинство заводов размещалось на Центральном и Северном Урале, богатых лесом. С переходом на минеральное топливо - коксующиеся угли, поступающие сюда из Кузбасса и Караганды, решающее значение в размещении металлургических заводов приобрело сближение их с наиболее крупными железорудными базами. Так, в районе горы Магнитной был построен Магнитогорский комбинат. Близ гор Высокая, Благодать, Лебяжья -Нижнетагильский. Челябинский комбинат использует бакальские руды, Орско-Халиловский находится вблизи комплексных халиловских руд. Таким образом, основные металлургические центры переместились с севера и центра на юг Урала. Однако к настоящему времени черная металлургия Урала переживает трудности со снабжением рудой, так как многие месторождения значительно истощены. Поэтому железные руды для металлургии Урала приходится завозить из других районов (КМА, Северного Казахстана). В связи с этим особое внимание уделяется расширению собственной сырьевой базы, в частности разработке Качканарского титаномагнетитового месторождения.

Из старых металлургических предприятий значительно увеличены мощности Серовского завода, выплавляющего специальный качественный металл на древесном угле; Чусовского, производящего трансформаторную сталь, Златоустовского, Ижевского, выпускающих инструментальную сталь, и др. Построены ферросплавные и трубные заводы.

Предполагается, что в перспективе объемы производства чугуна, стали и проката в Уральском районе будут сокращаться. Это объясняется общероссийской тенденцией улучшения использования черных металлов в машиностроении и строительстве, резким сокращением оборонной продукции.

Важной отраслью специализации Уральского района является цветная металлургия. По выплавке меди району принадлежит первое место в Российской Федерации. Медеплавильные заводы размещены вблизи месторождений меди по восточному склону Уральских гор. Многие заводы к настоящему времени реконструированы. Крупнейшие из них: Кыштымский электролитный комбинат (Челябинская область), Кировоградский медеплавильный завод (Свердловская область). На базе нового Райского месторождения меди возник крупнейший в стране Медногорский комбинат (Оренбургская область). Большинство медеплавильных заводов специализируется на выплавке черновой меди. Крупный завод по выпуску рафинированной меди работает в Верхней Пышме (Свердловская область). Медная промышленность Урала, как правило, связана с химической промышленностью, производящей серную кислоту.

Алюминиевая промышленность представлена добычей бокситов, производством глинозема и выплавкой алюминия. В Свердловской области создано глиноземное производство, осуществляется выплавка алюминия, в Каменск-Уральском работает один из крупнейших в стране заводов по выплавке алюминия, в Краснотурьинске - большой алюминиевый завод. До недавнего времени Урал был главным производителем алюминия в стране. Ныне созданы новые сырьевые базы для алюминиевой промышленности. Значение и роль Урала в этой важной отрасли цветной металлургии существенно снизились. Возможности ее роста здесь ограничены как сырьевыми, так и энергетическими ресурсами.

Урал является одним из основных районов выплавки никеля в Российской Федерации. Никелевая промышленность - это крупные Уфалейский и Орский комбинаты, Режский завод. В Соликамске и Березниках производится магний. Цинковая промышленность представлена одним только Челябинским заводом, который использует отходы переработки медных руд Урала, где в ряде месторождений содержится и цинк.

Вторым ведущим звеном Урала являются машиностроение и металлообработка; производство продукции этих отраслей по стоимости превосходит выпуск всей металлургии района. В прошлом машиностроение было развито крайне слабо, давало всего лишь около 10% промышленной продукции Урала и выпускало в основном несложный сельскохозяйственный инвентарь (серпы, косы, плуги и др.). Ныне по масштабам развития машиностроения в нашей стране Урал уступает только Центральному району. Наибольшее развитие здесь получило тяжелое металлоемкое машиностроение, приближенное к основным базам металла. Урал занимает первое место в стране по выпуску металлургического, подъемно-транспортного и нефтегазового бурового оборудования. Знаменитый Уралтяжмаш в Екатеринбурге производит мощнейшие экскаваторы и другое сложное оборудование, Пермский завод - нефтебуры, Орский Южуралмаш - проходческие комбайны для горнорудной промышленности.

Значительное развитие получило транспортное машиностроение. В Нижнем Тагиле крупнейший в стране вагоностроительный завод выпускает грузовые вагоны; пассажирские вагоны - Усть-Катавский завод в Челябинской области. В Миассе производятся грузовые автомобили, в Ижевске - автомобили «Москвич» и мотоциклы, в Кургане находится автобусный завод.

Важное место Урал занимает по выпуску продукции энергетической, электротехнической и станкостроительной промышленности. В Екатеринбурге сосредоточен выпуск гидравлических и тепловых турбин и электродвигателей, в Перми - дизелестроение, производство кабеля, трансформаторов и высоковольтной аппаратуры.

На Урале развито сельскохозяйственное машиностроение: здесь находятся один из старейших и крупнейших Челябинский тракторный завод, Пермский, Боткинский (Удмуртия) заводы животноводческой техники, выпускающие, в частности, доильные машины. Завод Кургансельмаш производит специальные почвообрабатывающие орудия для засушливых степей Зауралья и целинных земель. В Екатеринбурге, Златоусте развиты станкостроение и инструментальное производство, в Уфе - моторостроение, производство оборудования для нефтехимической промышленности. Развитие машиностроительного производства в районе связано с освоением новых машин и оборудования, реконструкцией и технологическим обновлением действующих предприятий на основе новейших достижений научно-технического прогресса, внедрением передовых форм организации производства. Важное значение для успешной работы отрасли будут иметь завершение конверсии предприятий оборонного комплекса, перевод предприятий этого комплекса на выпуск гражданской продукции.



Третье место по стоимости продукции в структуре промышленности Урала занимает лесозаготовительная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли. Это один из немногих лесоизбыточных районов Российской Федерации. Запасы древесины представлены здесь главным образом хвойными породами. Основные массивы промышленных лесов расположены в Пермской и Свердловской областях и отчасти в Башкортостане и Удмуртии. По заготовке древесины Уралу принадлежит третье место в стране после Северного района и Восточной Сибири. По Каме и Волге древесина сплавляется в южные регионы страны. На долю целлюлозно-бумажной промышленности Урала приходится 1/5 часть производства бумаги в стране. Центрами бумажной промышленности являются Краснокамск, Красновишерск, Соликамск, Пермь. На комбинатах в этих городах выпускают лучшие сорта писчей, картографической и даже гербовой бумаги. В связи с постройкой дороги Ивдель - Обь на северо-востоке Урала создаются новые лесопромышленные комплексы, которые частично будут использовать леса Тюменской области; в Ивделе, Сосьве, Новой Ляле развита крупная деревообрабатывающая промышленность.

В перспективе перед лесным комплексом Урала стоит задача повышения эффективности использования лесных ресурсов, прежде всего в природозащитных целях, на основе улучшения их состояния и развития защитного лесоразведения. В деревообрабатывающем комплексе необходимо увеличивать объемы выпуска качественной конечной продукции, более полно и глубоко использовать древесину.

К числу ведущих отраслей индустрии Урала относится химическая промышленность. Ее главная продукция - минеральные удобрения, серная кислота, сода и продукты органического синтеза. Особенно выделяется калийная промышленность, представленная крупнейшими калийными комбинатами в Соликамске и Березниках. Центрами химической промышленности стати также города, в которых развита металлургия. На отходах черной и цветной металлургии основано производство серной кислоты. В Березниках создано азотно-туковое производство, в Перми - производство фосфорных удобрений. В Башкортостане (в Салавате) на базе природного и попутного газа действует производство азотных удобрений. На местных месторождениях солей и известняков в Стерлитамаке работает крупная содовая промышленность. Развиты в районе коксохимия, анилиновая и лакокрасочная промышленность, лесохимия.

На долю Урала приходится около 1/3 общероссийского производства кальцинированной соды, значительны масштабы выпуска каустической соды, развита нефтехимия (Пермь) и начато формирование газохимии в районе Оренбурга. Здесь построен газоперерабатывающий комбинат, осуществляющий очистку газа для транспортировки его по газопроводу Оренбург - Западная граница.

В межрайонном разделении общественного труда выделяется промышленность строительных материалов Урала. Так, по производству цемента район занимает четвертое место в стране. Крупные цементные заводы размещены в Нижнем Тагиле, Магнитогорске, Новотроицке.

На Урале легкая и пищевая промышленность развиты пока недостаточно. В район ввозится много товаров народного потребления и продуктов питания из других регионов страны. Из отраслей легкой промышленности наиболее развиты кожевенно-обувная, трикотажная и швейная. Около 80% мощностей кожевенно-обувной промышленности размещается в Свердловской, Пермской, Челябинской областях, здесь же сосредоточена большая часть трикотажных предприятий. Хлопчатобумажная промышленность развита в Челябинской области, шелковая - в Пермской и Оренбургской.

Пищевая промышленность насчитывает множество подотраслей и предприятий, большая часть которых сконцентрирована на юге Урала, в зоне развития сельского хозяйства. Мукомольно-крупяная промышленность исторически сложилась в главной зоне посевов пшеницы - в Челябинской и Оренбургской областях, в Башкортостане и частично в Свердловской области, здесь же больше всего развита мясная промышленность. Курганская и Оренбургская области выделяются по производству животного масла.

Важной отраслью Урала является топливно-энергетическое хозяйство. Развитие на Урале теплоемких и энергоемких производств требует большого количества топлива и энергии. Для получения энергии используются местные ресурсы бурых и каменных углей (Кизеловский, Копейский, Кумертаусский бассейны), но эти запасы незначительны и в последние годы их добыча сокращается. Урал получает электроэнергию и топливо из других районов. Коксующиеся угли сюда полностью завозятся из Кузбасса и Караганды, дешевые энергетические угли - из Кузбасса и Экибастуза. Всего по тоннажу угля завозится почти вдвое больше, чем добывается в самом районе. До 70-х гг. нефть Урал получал в основном из Поволжья, Казахстана, Западной Сибири, природный газ - из Тюменской области и Средней Азии. Сейчас нефть добывают в Пермской и Оренбургской областях, в Республиках Башкортостан и Удмуртия. В Перми, Краснокамске и Орске работают нефтегазоперерабатывающие предприятия. В Башкортостане находится пять мощных нефтеперерабатывающих заводов. На базе Оренбургского газоконденсатного предприятия развивается мощный территориально-производственный комплекс. Оренбургский газ содержит конденсат и серу. Помимо метана в нем имеются этан, пропан, бутан, а также другие углеводороды и сероводород, газовая сера, гелий, азот.

Основные запасы газа располагаются на очень небольшой площади. Глубина продуктивных горизонтов составляет 1200 - 1800 м. Состав газа и конденсата требует комплексной переработки, отделения газа от сероводорода, извлечения углеводородов, получения в промышленных масштабах метана и серы. Главными потребителями Оренбургского газа являются районы Урала и Поволжья. Газ транспортируется по газопроводам: Оренбург - Самара, Оренбург - Заинек, Оренбург - Стерлитамак, Оренбург - Новопсковск. По построенному через европейскую часть России газопроводу оренбургский газ стал поступать в европейские страны. Протяженность нового газопровода составляет 2750 км.

В Оренбурге налаживается крупное производство тяжелого органического синтеза, создана мощная углеводородная сырьевая база для получения каучука, химических волокон, пластических масс и минеральных удобрений. Действует производство дешевой газовой серы из газа и конденсата в результате сероочистки. Построены газоперерабатывающий и гелиевый заводы. Оренбургский газ дает возможность создать в районе мощную энергетическую базу, включающую Ириклинскую ГРЭС, новую Оренбургскую ГРЭС, Самарскую и Каргалинскую ТЭЦ. На территории комплекса открыт ряд нефтяных месторождений. По общей мощности электростанций Уралу принадлежит второе место в Российской Федерации. Здесь производится электроэнергии надушу населения в два с лишним раза больше, чем по России в целом. Крупнейшей тепловой электростанцией является Кармановская в Башкортостане (1,8 млн. кВт). Кроме крупнейших тепловых электростанций, работающих на угле и торфе, действуют две гидроэлектростанции на Каме - Камская и Боткинская. Вблизи Екатеринбурга построена Белоярская атомная электростанция. Уральская энергосистема входит в состав Единой энергетической системы европейской части России.

По валовой продукции сельского хозяйства Урал занимает видное место среди экономических районов Российской Федерации, в том числе по животноводству - второе, а по растениеводству - четвертое. Около 3/4 пашни и более 1/2 сенокосов и пастбищ сосредоточено на юге - в зоне степи и лесостепи. Структура посевов на Урале следующая: зерновые - 70,5%, технические культуры - 1,4%, картофель - 3,3%, кормовые - 24,8%. По сборам зерна Урал уступает Поволжскому и Северо-Кавказскому, а иногда Западно-Сибирскому районам. Из технических культур сеют подсолнечник - на юге, сахарную свеклу - в Башкортостане, лен-долгунец - в Удмуртии и Коми-Пермяцком автономном округе. По сравнению с другими районами Российской Федерации Урал выделяется посевами проса. С ростом городского населения увеличиваются площади под овощами и картофелем.

Урал располагает богатой кормовой базой, поэтому повсеместно развито животноводство различных направлений. На севере вместе со льном сеют кормовые культуры, разводят крупный рогатый скот мясных пород, на сухих пастбищах - лошадей, тонкорунных и полутонкорунных овец. Урал, особенно Оренбургская область, славится высококачественной шерстью. Здесь сложился очаг пухового козоводства и налажено традиционное производство знаменитых оренбургских пуховых платков. В Башкортостане развито пчеловодство.

Сельскохозяйственное производство в условиях Урала имеет свои специфические проблемы. Так, укрепление зернового хозяйства, в первую очередь на Южном Урале и в Зауралье (Курганская, Оренбургская области), связано с проведением комплекса работ по созданию новых перспективных сортов зерновых культур интенсивного типа, улучшению структуры посевных площадей, созданию дифференцированных систем обработки почвы с увеличением использования минеральных удобрений и других методов повышения качества почв.

Транспорт и экономические связи Урала имеют свои особенности. Уральский экономический район относится к районам наиболее высокого в России грузооборота и пассажирооборота. Ведущее место занимает железнодорожный транспорт. На его долю приходится 9/10 грузовых перевозок и большая часть пассажирских. Меридиональные магистрали, из которых самые крупные Полуночное - Орск (по восточному склону Урала) и Соликамск - Бакал (по западному), связывают города, расположенные в горнозаводской полосе. Широтные дороги обеспечивают связи с другими районами России. Особенно большое значение имеют дороги, проходящие через Екатеринбург, Уфу, Челябинск и Оренбург. Это двухпутные электрифицированные дороги с высоким грузооборотом. Водным транспортом осуществляются внутренние и межрайонные перевозки. Основные водные магистрали - Кама, Белая, Чусовая, Вишера. Во внутрирайонных перевозках преобладает автомобильный транспорт.

Современный транспортный баланс Урала по вывозу грузов по железным дорогам и водным путям составляет свыше 700 млн. т. По этому показателю Урал занимает ведущее место среди экономических районов России, причем межрайонный ввоз и вывоз примерно равны. Большая часть вывоза с Урала осуществляется в направлении на запад, ввоза - с востока. Больше всего в район завозится угля и железной руды; вывозятся машины и металл, технологическое оборудование и инструменты, сырье и продукция нефтеперерабатывающей и химической промышленности, лес и лесопродукция.

Перспективы подъема экономики Урала связаны с углублением народнохозяйственной специализации по производству черных и цветных металлов, минеральных удобрений, металлоемкой продукции машиностроения, целлюлозно-бумажной промышленности. Стоит задача более широкого развития комплексирующих отраслей, в частности - обслуживающих население легкой и пищевой промышленности. На современные основы с использованием концепции эколого-экономического зонирования должны быть поставлены туристический и рекреационный комплексы. Первоочередная задача - привести экологическую обстановку в ряде мест в соответствие с требованиями действующего законодательства. Для улучшения экологической обстановки необходимы значительные инвестиции и целенаправленная программа мер по охране окружающей среды, рациональному использованию природных богатств Урала.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники