Малярный инструмент. Инструменты для малярных работ: виды и описание Инструменты и приспособления для выполнения малярных работ

Многооперационный процесс малярных работ требует разнообразных инструментов и приспособлений.

Шпатели (рис. 109) деревянный, стальной, резиновый и пластмассовый предназначены для нанесения, разравнивания шпатлевочного слоя на поверхностях, подготавливаемых под окраску.

Для разравнивания шпатлевки, нанесенной механизированным способом, необходимы специальные шпатели для стен (рис. 110, о, в, г) и потолков (рис. 110, б).

Малярные кисти соответствуют виду работ:
маховая (рис. 111, о) - для ог-рунтовки, побелки, а также окрашивания стен, потолков, полов, крыш. Работают маховыми кистями двумя руками;
макловица (рис. 111, б) - для промывки, огрунтовки, побелки и окрашивания поверхностей двумя руками;
ручники круглые и плоские (рис. 111, в, г) - для огрунтовки и окрашивания одной рукой;
фигурные кисти (рис. 112, а) - для окраски радиаторов отопления, а также тыльной стороны радиаторов и стен за ними (рис. 112, б);
трафаретные кисти круглые и плоские (рис. 113, а, б) - для работы по трафарету, имеют короткий и жесткий волос;
филеночная кисть (рис. 113, в) - для вытягивания тонких линий.

Отделку окрашенных поверхностей выполняют:
щеткой-торцовкой из короткого жесткого волоса (рис. 114, о).

Сухой щеткой придают окрашенной поверхности шероховатость;
флейцами плоскими и круглыми (рис. 114, б, в) с длинным мягким волосом без нажима сглаживают свежеокрашенную поверхность, удаляя штрихи и мазки.

Рис. 109. Шпатель
а - деревянный; б - стальной; s - резиновый; г - пластмассовый

Рис. 110. Специальные шпатели
а - с гибкой вставкой для сглаживания слоя на стенах; б - с ванночкой для разравнивания и сбора излишков шпатлевки с потолков; в - комбинированный для стен; г - с ванночкой для стен

Рис. 111. Кисти
а – маховая; б – макловица; в – ручники круглый и плоский

Рис. 112. Фигурные кисти
в – для окраски тыльной стороны радиаторов; б – стен за радиаторами

Рис. 113. Кисти трафаретные [а, 6] и филеночная (в)

Рис. 114. Кисти для отделки окрасочного слоя а – щетка-торцовка; б, а – плоский и круглый флейцы

Валики - инструмент для окраски плоских поверхностей. Для водно-клеевых красок применяют валики с поролоновым покрытием (рис. 115, а), для масляных и водно-клеевых - с меховым покрытием (рис. 115, б, в). Окраску вогнутых углов (лузг) масляными и водно-клеевыми составами выполняют угловым валиком (рис. 115, г).

Для окраски фигурных поверхностей и труднодоступных мест используют приспособления для окраски труб, их тыльной стороны, балконных и решетчатых ограждений и торцов оконных переплетов и дверных полотен (рис. 116).

Рис. 115. Валики
а – поролоновый; б – меховой с короткой ручкой; угловой с меховым покрытием; в – то же, с длинной ручкой; г

Рис. 116. Приспособления для окраски
а – тыльной стороны труб; б – труб; в – решетчатых ограждений; г – торцов оконных переплетов и дверных полотен; 1 – выталкиватель; 2 – неподвижная обойма; 3 -подвижна обойма с поролоновой пластиной; 4 – раздвижные валики; 5 – серьга; 6 -скоба; 7 – сжимное устройство; 8 – поролон

Радиаторы отопления и оконные переплеты при выполнении малярных работ механизированным способом защищают легкими переносными экранами (рис. 117, а, б).

Рис. 117. Защитные приспособления
а – экран для радиаторов отопления; б – то же, оконных переплетов; в – для окраски плинтусов

Рис. 118. Емкости для окрасочного состава и линейка
а – ведро с зажимным устройством для кистей; б – ванночка с сеткой; в -деревянная линейка для отводки филенок

Рис. 119. Инвентарь для малярных работ
а – трехколесная тележка; б – ручной контейнер для хранения шпатлевки и инструмента; в – кистедержатель

Бережное и аккуратное обращение с ручным инструментом, приспособлениями и инвентарем способствует повышению качества и производительности труда маляра.

Уход за кистями и валиками. Новые кисти, не бывшие в употреблении, замачивают в теплой мыльной воде (рис. 120) примерно на час, чтобы волос набух и не выпадал при окраске. Затем их промывают и просушивают.

Рис. 120. Замачивание кистей в теплой мыльной воде
Для равномерного распределения окрасочного состава в пучке кисти ее обвязывают шпагатом

Обвязку начинают, накладывая на торец пучка петлю из короткого обрезка шпагата. Концы петли завязывают на рукоятке под обоймой (рис. 121, а-в). Из длинного конца шпагата завязывают морской узел (рис. 121, г), петля которого обхватывает пучок (рис. 121, д). Короткий конец узла поднимают к верху пучка, образуя петлю (рис. 121, е), а длинным концом шпагата обвязывают пучок кисти.

Рис. 121. Последовательность обвязки кисти шпагатом
1 – короткий конец; 2 – длинный конец; 3 - петля

Витки шпагата в ходе вязки осаживают вниз до обоймы; завершая вязку, длинный конец шпагата заводят в петлю (рис. 121, ж, и) и подтягивают короткий конец за ручку под обоймой (рис. 121, к).

Пучок кисти, предназначенный для работы неводными окрасочными составами, обвязывают туже, чем для водных, а рабочую часть пучка оставляют более короткой. По мере износа пучка обвязку уменьшают, чтобы длина рабочей части пучка оставалась постоянной.

Конусообразная форма пучка (цайга) кисти (рис. 122, а) позволяет получать лучшее качество окраски. Для этого вначале новой кистью работают по шероховатой поверхности (огрунтовка), а уже после этого ее используют для окраски.

Перед окраской (рис. 122, б, в, г) конец пучка окунают в окрасочный состав, отжимая излишки о стенку емкости и поворачивая

Рис. 122. Кисть с конусообразным пучком (а) – общий вид; разработка кисти (б-r); б – окунание в окрасочный состав; в – отжатие излишков; г – поворот для равномерного распределения окрасочного состава кисть, чтобы ее пучок равномерно на половину длины пропитался окрасочным составом.

Рис. 123. Уход за кистями после работы водными окрасочными составами
а - отжатие излишков; б - временное хранение на сетке; а - то же, в подвешенном состоянии; 7 – сетка; 2 – вода; 3 – подвески

Рис. 124. Уход за кистями после работы неводными окрасочными составами
а – отжатие излишков; б - ванна с растворителем

Рис. 125. Ванночка для хранения валиков и кистей

При кратковременных перерывах в работе с кисти отжимают излишки клеевых и водно-дисперсионных или других окрасочных составов (рис. 123, а). Затем кисти помещают в открытые сосуды, заполненные водой (рис. 123, б), на сетку или в подвешенном состоянии.

При перерывах в окраске масляными и другими неводными составами кисти отжимают (рис. 124, а) и помещают в ванночку с зажимами (рис. 124, б), заполненную растворителем.

При длительных перерывах в работе валики и развязанные кисти после водных колеров промывают водой, а после неводных - растворителем и горячей водой и убирают в ванночку (рис. 125), залитую водой или растворителем.

При хранении маховые кисти, ручники и макловицы просушивают и подвешивают или ставят пучком вверх (рис. 126, а), а валики устанавливают ручками в гнезда стеллажей (рис. 126, б).

Рис. 126. Хранение кистей (а) и валиков {б)

Поверхность, подлежащая окрашиванию, обычно имеет вмятины, раковины, царапины и прочие дефекты, которые устраняют и выравнивают с помощью шпатлевок. Шпатлевание не повышает защитных свойств покрытий: слишком толстый и недостаточно эластичный слой шпатлевки подвержен растрескиванию, в результате чего нарушается прочность всего покрытия.

Шпатлевки наносят на хорошо просушенный грунт деревянным, пластмассовым или металлическим шпателем (рис. 33, а-е) (для ровных поверхностей) или куском листовой резины (для криволинейных поверхностей). Шпатлевки можно наносить также краскораспылителем или специальными удочками с насадкой диаметром 6 мм.

Рис. 33. Ручные инструменты:
а-е - шпатели, ж - колодка для шлифовальной шкурки, з - скребки, и - приспособление для шлифования поверхности; 1 - полотно, 2 - накладка, 3 - колпачок, 4 - ручка, 5 - ванночка, 6 - держатель, 7 - колодки, 8 - мягкое основание, 9 - шлифовальная шкурка, 10 - зажимной винт, 11 - фигурный скребок, 12 - cкребок с удлиненной ручкой, 13 - стальные щетки

Для лучшего сцепления шпатлевки с грунтом поверхность оштукатуривают для придания ей шероховатости, а затем удаляют пыль. Последнее обязательно, так как даже тончайший слой пыли резко ухудшает адгезию.

Для более эффективного выравнивания поверхность сначала шпатлюют в наиболее углубленных местах. После просушивания зашпатлеванные участки обрабатывают шкуркой (рис. 33, ж-и), в случае необходимости снова шпатлюют эти участки или всю поверхность.

Шпатлевать поверхность более чем в 3 слоя неэффективно. Толщина каждого слоя шпатлевки не должна превышать 0,5 мм для масляных, лаковых и перхлорвиниловых, 1 мм -для эпоксидных и других подобных шпатлевок.

Нанесение лакокрасочных материалов кистью - один из старейших методов окрашивания, известный многие века. Сейчас этой операцией пользуются при окрашивании малых и сложной конфигурации площадей и поверхностей при высококачественной и альфрейной отделке, для исправления дефектов при ремонте, и т. п.

Кроме того, метод окрашивания кистью имеет ряд преимуществ - он прост, лакокрасочный материал хорошо прилипает к основанию при растушевывании, экономно расходуются материалы. К недостаткам относят высокую трудоемкость (1м 2 за 4-6 мин).

Окрашивающий состав наносят конусом кисти без сильных нажимов, при этом материал ложится широкими полосами, которые затем растушевывают в горизонтальном и вертикальном направлениях. Кисть держат под углом 45-60° к окрашиваемой поверхности.

Рис. 34. Ручные инструменты и приспособления:
а - ванночка для валиков и кистей, б - нож для очистки стекол, в - ролик с грифелем, г - обойные ножницы, д - роликовый нож, е - щетка, ж - малярный валик, з-к - приспособление для очистки и окрашивания труб; 1 - корпус, 2 - ручка, 3 - сетка под валики, 4 - ячейки под кисти, 5 - накладки, 6 - лезвие, 7 - прижимной винт, 8 - зажимной винт грифеля, 9 - грифель, 10 - рейка, 11 - ролик, 12, 15 - подвижная обойма, 13 - прижим, 14 - щетка, 16 - пишущий валик с покрытием, 17 - рабочая часть, 18 - неподвижная обойма, 19 - выталкиватель

Существует большое разнообразие кистей, отличающихся по размеру, массе, форме, материалу и предназначенных для выполнения многих операций. Лучший материал -свиная щетина, обладающая от природы конусообразной формой и раздвоением окончаний волос, что позволяет добиться высокого качества покрытия. Для обычного окрашивания применяют комбинированные кисти из свиной щетины и волоса других животных или растительных волокон, а также из синтетических материалов (нейлона, капрона и т. д.). Последние более износоустойчивы.

Размер кисти соответствует виду работ. Самые большие называют маховыми, их применяют для окрашивания стен, потолков, полов, крыш и т. д. По массе щетины их изготовляют в 200, 300, 400 и 600 г, для чего пучки перевязывают шпагатом и насаживают на заостренный конец рукоятки длиной от 1 до 1,5 м. Сверху на 1/2-2/3 длины пучка рабочую часть также обматывают шпагатом. Оставшаяся свободная щетина имеет различную длину для разных окрашивающих составов: короче - для масляных, эмалевых (с растиркой по поверхности), длиннее - для водных.

По мере истирания кисти витки постепенно снимают. Выбирают маховыми кистями двумя руками.

Кисти меньших размеров для работы одной рукой называют ручниками - круглыми и плоскими. В круглых ручниках щетину приклеивают в выточке на торце рукоятки, а в плоских - зажимают в жестяной или пластмассовой оправе кисти. Размеры ручников обозначают четными номерами от 6 до 30.

При окрашивании по трафарету используют трафаретные кисти, имеющие более короткую и жесткую щетину.

Для выполнения тонких линий применяют обводочные (цировочные) кисти из длинного беличьего волоса.

Рис. 35. Малярные кисти (а-ж) и торцовки (з, и)

Широкие мягкие кисти из длинного барсучьего волоса - флейцы - применяют для сглаживания свежеокрашенной поверхности и удаления мазков и штрихов от кисти. Флейцы изготовляют круглые и плоские. При работе флейц не окунают в краску, а пользуются сухим и держат перпендикулярно к поверхности без нажима.

Щетки-торцовки используют для придания поверхности шероховатости. Изготовляют их из короткой отбеленной щетины, укрепленной на деревянной оправке размером 100 х 200 мм. При работе сухой торцовкой ударяют по свежеокрашенной поверхности.

Для других целей применяют специальные кисти: макловицы, фигурные, филеночные и т. д.

Для успешной работы следует соблюдать определенные правила работы кистями.

В любой новой кисти содержатся пыль и сломанные волоски, поэтому такую кисть следует вымыть в теплой мыльной воде и просушить.

Лучшие результаты дает кисть конусообразной формы, поэтому рационально поработать новой кистью на неответственных операциях по шероховатой поверхности (огрунтовывание), после чего очистить и применять для покровных слоев.

Перед началом работы кисть «разрабатывают» - окунают в окрашивающий состав, отжимают о стенку, поворачивают и т. д. до тех пор, пока пучок волос не будет равномерно смочен на половину длины. Во время работы кисть окунают неглубоко, постукивая по краю рабочей емкости для равномерного распределения краски.

Лакокрасочный материал наносят толстым слоем и затем растушевывают кистью. Большие поверхности удобнее окрашивать по частям, производя заключительную штриховку на всех участках в одном направлении, чтобы сделать незаметными границы смежных участков. Перекрывать слой лакокрасочного материала необходимо до начала высыхания «сырого края» предыдущего участка поверхности, иначе на границе участков слой утолщается и после сушки может сморщиться или будет отличаться по цвету от остальной поверхности.

Такая технология пригодна для большинства окрашивающих составов, но может частично изменяться в отдельных случаях. Так, лакокрасочные материалы для промежуточных слоев быстро теряют текучесть, особенно при повышенных температурах, поэтому наносить их и перекрывать «сырые» края следует умело и быстро. В заключении штриховать эмали, масляные и другие подобные составы необходимо снизу вверх, чтобы уменьшить отекание краски. При окрашивании дерева последние штрихи делают вдоль волокон, при окраске потолков - по направлению к свету.

Окрашивание кистью применяют преимущественно для медленно высыхающих составов.

Намного труднее наносить кистью быстросохнущие материалы с активными летучими растворителями, так как при нанесении повторных слоев или при растушевывании растворяются нижележащие слои и покрытие получается несплошным и неровным. При необходимости первый слой следует наносить только в одном направлении без растушевки, а после просушивания - второй в другом направлении.

По окончании работы лакокрасочный материал отжимают с кисти шпателем или скребком, кисть обтирают, промывают в растворителе и сушат, вращая на воздухе.

Следует избегать появления на кисти грибков и насекомых, поэтому ее в сухом виде следует хранить завернутой в промасленную бумагу или целлофан.

Кисти из беличьего, барсучьего и хорькового волоса отмывают от краски теплой водой с мылом.

Наиболее эффективным ручным инструментом для нанесения большинства окрашивающих составов, особенно водных и водоразбавляемых, являются малярные валики (рис. 36) различных конструкций. Сущность метода окрашивания ими заключается в том, что лакокрасочный материал предварительно равномерно заполняет поры поролоновой обшивки или пространство между волосом стриженой овчины, а при прокатывании по поверхности изделия переносит на нее окрашивающий состав и частично растушевывает его.

Рис. 36. Накатное устройство с набором валиков:
1 - накатный валик, 2, 6 - зажимные винты, 3 - питающий валик, 4 - ось, 5 - разъемная скоба, 7 - ручка

Этот метод по сравнению с кистевым более производителен, но имеет ограничение, так как может быть применен только для плоских поверхностей, хотя в ряде организаций разработаны специальные фигурные валики для окрашивания труб, радиаторов отопления и т. д.

При окрашивании плоских поверхностей валик передвигают вверх-вниз (стены, двери и т. п.) или вперед-назад (потолки, полы), пока не израсходуется краска на валике. Одновременно маляр перемещается по фронту работ, а затем обратно и сухим валиком растушевывает окрашенную поверхность. Валик заполняют краской, частично погружая его в ванночку с краской, и прокатывают по накладной сетке для равномерного ее распределения и стекания излишней краски обратно в ванночку. Имеются конструкции с принудительной подачей краски непосредственно в корпус валика или через промежуточный валик.

При накатке рисунков или трафарета применяют разновидность малярного валика со сменными резиновыми насадками.

В зависимости от назначения длина валика может быть различной.

К атегория: Малярные работы

Инструменты, инвентарь и приспособления

Для выполнения малярных работ нужен различный инструмент, инвентарь и приспособления. Правильный подбор инструмента и уход за ним не только повышают производительность труда, но и сильно увеличивают срок службы инструмента.

При выполнении малярных работ вручную нужны кисти. Они бывают разными по размеру, форме и назначению. Изготовляют кисти из щетины, щетины с волосом и одного волоса. Кисти из одного волоса более дешевые, но менее качественные.

Маховые кисти. В них волос укреплен в металлическую обойму с ручкой. Бывают кисти в виде пучка волос, который требует вязки и насаживания на ручку, обычно длинную, называемую штырьком (рис. 1).

Маховые кисти большого размера применяются для окрашивания больших поверхностей, малые - малых.

Кроме маховых кистей для окрашивания больших поверхностей применяют побелочные кисти и макловицы.

Рис. 1. Вязка кисти: 1 - петля; 2 - надевание петли на кисть; 3 - обмотка шпагатом; 4 - закрепление длинного конца; 5 - готовая кисть

Побелочные кисти бывают шириной 200 мм, с короткой ручкой. Они напоминают собой как бы широкий и толстый флейц. Работают ими так же, как и маховыми кистями. При креплении побелочной кисти на длинную ручку лучше всего применять кистедержатель.

Макловицы имеют длину от 15 до 18,5 см, ширину - 8 и 8,5 см. Ручка макловицы крепится в середине колодки наглухо или на винтах. Макловицу можно крепить на длинной ручке. Для хранения макловицы на кромках ведра желательно укрепить на них держатель.

На рис. 2 показаны побелочная кисть и макло-вица.

Ручники -небольшие по размеру круглые кисти, волос которых (обычно щетина) закреплен в кольце или в тонком металлическом патроне. Диаметр кистей-ручников бывает разный.

Флейцы - плоские кисти, изготовленные из высококачественной щетины, вставленной в металлическую обойму, укрепленную на короткой деревянной ручке. Их применяют в основном для сглаживания свеженанесенной краски после окрашивания кистями. Ширина флейцев бывает от 30 до 150 мм.

Филеночные кисти изготовляют из жесткой щетины, закрепленной в металлическом патроне-оправе. Диаметр кистей от 5 до 20 мм. Применяются они для окраски мелких мест и вытягивания филенок (узких полос). Филеночные кисти бывают круглые и плоские.

Шеперки бывают плоские и пальчиковые. Ширина их от 50 до 150 мм. Они тоньше, чем флейцы. Применяются для окраски таких мест, где нельзя работать флейцем, а также для расхлестки (разделки) поверхностей при окрашивании их под ценные породы дерева и декоративные камни.

Рис. 2. Побелочная кисть и макловица

Работа кистями производится различно. Новые кисти следует слегка обработать, или, как принято говорить, подровнять. Если кисти из щетины, то их надо только смочить в воде и поработать на какой-либо грубой поверхности 20-30 минут. Отдельные волоски сотрутся, и кисть будет лучше наносить краску.

Если кисть из волоса, то ее можно слегка обжечь на огне, чем достигается удаление отдельно выступающих волосков.

После каждого дня работы кисти моют, полностью удаляя с них краску, и подвешивают волосом вниз для просушки, предварительно придав кистям форму факела. Чем лучше моется кисть, тем долговечнее срок ее службы.

При работе любой кистью краску следует набирать в таком количестве, чтобы она не стекала с кисти. Излишки краски отжимают о край посуды. Краску рекомендуется периодически перемешивать.

Работая маховой кистью, ее надо периодически вращать в руках, что равномернее изнашивает волос. Сначала кисть приставляют к поверхности и делают на нее нажим небольшой силы. По мере расходования краски сила нажима увеличивается.

Кистью следует класть ровные штрихи краски, нормальной толщины. При избытке- краска течет, при недостатке- остаются незакрашенные места. Чтобы краска не стекала по штырьку на руки, на расстоянии 30-50 см от кисти штырек перевязывают тряпкой.

Работая кистью, следует правильно наносить штрихи. При всех случаях штрихи краски надо перекрещивать под прямым углом.

Окрашивая стены, штрихи краски следует сперва наносить горизонтально, а затем вертикально, тщательно растушевывая краску, без пропусков и грубых полос. Лучше всего работать вдвоем: один наносит горизонтальные штрихи краски, другой - вертикальные (рис. 3).

Рис. 3. Окрашивание стен маховыми кистями: 1 - нанесение горизонтальных штрихов; 2 - нанесение вертикальных штрихов

Когда краска малоукрывиста, работу приходится переделывать, т. е. окрашивать в третий раз. Для этого краску приготовляют более густой, чем она была, и вторично наносят ее на поверхность, растушевывая вертикальными штрихами.

Если окрашивание предусмотрено за три раза, то краску сначала наносят вертикальными штрихами, затем горизонтальными и в третий раз опять вертикальными.

Потолки окрашивают с учетом падения света и направляют последние штрихи по направлению световых лучей.

Ручниками работают таким же образом. Следует помнить, что чем тоньше наносится слой краски, тем выше качество отделки и ровнее ложится краска.

Флейцевание и торцевание выполняют для того, чтобы разровнять ранее нанесенные слои краски кистями. При работе флейцем следы краски, оставленные кистью, уничтожаются. Флейцуют по свеженанесенной краске. Флейц должен только слегка касаться своим концом окрашенной поверхности, разравнивая грубо нанесенные следы краски. Флейц в процессе работы вытирают от краски.

При работе торцовкой нанесенная кистью свежая краска разравнивается и на поверхности остается фактура, напоминающая собой шагрень (мелкие бугорочки). Торцовкой наносят равномерные несильные торцующие удары, но так, чтобы она всем своим волосом касалась поверхности. Наносить удары по одному месту несколько раз не рекомендуется.

На рис. 4 показано окрашивание поверхностей разными кистями.

Рис. 4. Окрашивание разными кистями: 1 - ручниками; 2 - флейцевание; 3 - торцевание; 4 - окрашивание цобелоч-ными кистями «кисть в кисть»

Взамен кистей широко применяют валики. Они производительнее кистей и придают нанесенной окраске как бы фактуру крупного шагреня. Диаметр валиков может быть от 40 до 70 мм, длина- от 100 до 250 мм. Изготовляют валики из меха и поролона.

Меховой валик (рис. 5) состоит из рукоятки со стержнем и осью, на которой крепится валик. На оси имеется шайба и гайка. Валик может быть деревянный, но лучше полый дюралевый. К деревянному валику крепят металлические втулки. На валик надевают сшитый меховой чулок из цигейки или овчины с шерстью не длиннее 15-20 мм. Можно применять ворсистую ткань. Так как валик набирает много краски, то ее отжимают о сетку, которая устанавливается наклонно в ванночке. Вместо сетки можно использовать лист стали с отверстиями диаметром не более 10 мм. Для этой цели можно применять конусообразное ведро.

Поролоновый валик (рис. 6) изготовляется из поролона путем высверливания его специальной фрезой. Фреза делается в виде цилиндра нужного диаметра со стенками толщиной не более 1 мм. Длина фрезы-цилиндра 130-150 мм. На одном конце устраивают зубчики, как у пилы. Другой конец закрывают донышком (крышкой), к которому приварен хвостовик. За последний фреза крепится в патроне сверлильного станка. Внутри фрезы на резьбе ставится полая трубка диаметром 10 мм, равная длине фрезы. Один конец трубки имеет резьбу, другой остро заточен. Закрепив фрезу в патроне и поставив сверлильный станок на высокие обороты, из массива поролона можно высверливать валики с отверстием в середине. Чтобы уменьшить трение, фрезу с наружной и внутренней сторон рекомендуется смазывать машинным маслом.

В отверстие валика вставляется трубка, которая надевается на ось с гайкой и шайбой.

Станок в виде ножниц из двух спаренных валиков удобен для окрашивания отдельных стоек ограждений лестничных клеток, балконов и др. Это повышает производительность труда по сравнению с работой кистью.

Окрашивание валиками производится так. Для работы применяется ванночка или ведро с установленными в них отжимными сетками, которые нужны для того, чтобы отжимать о них излишки краски, набираемой валиками, обжав излишки краски, валик приставляют к поверхности стены или потолка и ведут его в нужном направлении на стенах сверху вниз, а на потолках -по направлению световых лучей.

Рис. 5. Меховой валик

Рис. 6. Поролоновый валик

Практика показала, что валиками лучше всего сначала наносить на стенах горизонтальные штрихи краски, затем вертикальные. От перекрещивания краска ложится более ровными слоями. Сначала валиком проводят первую полосу, затем рядом с ней вторую, но так, чтобы кромки краски перекрывались не менее чем на 4-5 см. Это необходимо для того, чтобы в местах стыков не было пропусков.

Иногда краску наносят кистями, но прокатывают по ней валиками, разравнивая ее и получая тем самым ровную окраску. До начала работы валиками рекомендуется произвести пробную работу. Валиками можно окрасить в день до 300 м2. При правильном режиме работы одним валиком можно окрасить до 4-5 тыс. м2.

На рис. 7 показано окрашивание валиком.

Чтобы отделить панель от верха стены, по линии стыка двух красок проводят филенку, т. е. узкую полоску, цвет колера которой подбирается под цвет панели. Иногда вместо одной филенки проводят две-три. Ширина филенок бывает разной. Узкие -от 5 до 10 мм, средние-от 12 до 18 мм, широкие - от 20 до 30 мм.

Филенки можно выполнять клеевыми, масляными и другими окрасочными составами.

Филенки отводят филеночными и пальчиковыми кистями, простыми и разъемными, или специальными приборами. Вытягивание производят по линейке, одна сторона которой имеет фаску. Линейку приставляют фаской к стене, но так, чтобы сторона с фаской была вверху.

Линейку берут длиной от 100 до 150 см. Так как по одной линейке невозможно провести точную ровную линию, то приходится предварительно пробивать линию намеленным шнуром, приставлять к этой линии линейку и вытягивать филенку.

Для отбивки линии берут тонкий крепкий шнур, намеливают мелом или какой-либо другой сухой краской (лучше всего охрой), приставляют в нужном месте, туго натягивают, затем шнур отводят от поверхности стены или потолка на 10-15 см и отпускают. Ударяясь о поверхность, шнур оставляет на ней следы краски в виде тонкой линии.

Рис. 7. Окрашивание валиком: 1 - набирание краски; 2 - окрашивание

Приставив линейку к отбитой шнуром линии, филеночную кисть смачивают в колере, приставляют к линейке и при совершенно одинаковом нажиме проводят филенку.

Рис. 8. Вытягивание филенок

Филенку можно отводить по трафарету или пальчиковой кистью, но лучше делать это специальным прибором.

Краску для работы наливают в баночку, которую закрепляют на поясе.

Для клеевых окрасочных составов краску для филенки берут обычную клеевую или же приготовляют из мела и пигмента.

На рис. 8 показано вытягивание филенок.



- Инструменты, инвентарь и приспособления

Малярные работы это окончательная стадия ремонтных или строительных работ перед сдачей заказчику.

Мало того, что эти работы придают дизайнерской задумке завершённый внешний вид, они также призваны продлевать срок службы поверхностям стен, потолков, полам, дверным и оконным проемам и так далее путем защиты от коррозии, от плесени, защитой от насекомых (в деревянных домах).

Большое значение в отделке зависит от качества наносимых материалов, которыми производят эти работы. Они могут быть как на водной, так и на неводной основе. На водной основе связующими веществами могут быть такие вещества, как известь, цемент, жидкое стекло и клеи различных видов. На неводной основе связующими веществами являются олифы, как натуральные, так и синтетические, различные смолы и битумы. Конечно, при работе нужны такие жидкости, как скипидар, уайт – спирит, ацетон и другие растворители, что чистить руки, инструмент и потёки или другие загрязнения.

Кроме того, в качестве предварительной основы наносят различные смеси, грунтовки, шпатлёвки и тому подобные составы.

Эти все составы и вещества должны наноситься специальными инструментами и приспособлениями. Можно сказать, что качественная отделка зависит на 30% от материала, на 30% от инструмента и на 30 % от мастерства работающего. Всё вместе дает свой результат.

Инструмент и приспособления зависят от того, с каким составом предстоит работать, какую площадь будем обрабатывать, какая отделка будет – художественная или стандартная. Например, для больших площадей можно использовать краскопульты.


Окраска стен при помощи краскопульта

Какие отличия в инструментах и приспособлениях для малярных работ

Основное отличие, это инструменты для выполнения малярных работ для профессионалов и для тех, что делает это первый или второй раз, но только для себя. Хотя в этой сфере отличия эти не очень видны, разве только в механизации покраски.

Некоторые инструменты не поменялись в течении века, некоторые поменялись только некоторыми комплектующими, например, ручка не деревянная, а резиновая, больше в щётках используют синтетический волос вместо натурального.

Профессиональным инструментом для работы маляра считается малярный валик, изготавливаемый из поролона, меха (искусственного) или специального валика для накатки рисунка. К нему идёт специальная емкость для отжима (удаления) лишней краски с валика. Обычно домашние специалисты окрашивают кистью.

Тоже можно отнести и к пульверизатору, хотя им может также пользоваться и новичок. Раннее вместо пульверизатора использовали бытовой пылесос, только шланг присоединяли к обратному отверстию, к выходу. В его комплект входила специальная насадка, которую одевали на стеклянную банку и подсоединяли к шлангу. Особенно успешно таким образом белился потолок.

Перед тем, как заполнить емкость, краску на любой основе хорошо процеживают.

Краскопульт электрический — отличный инструмент и с хорошей производительностью

К ручным инструментам и приспособлениям для малярных работ можно отнести и краскопульты, которые всё таки больше профессиональный инструмент, особенно электрический, который более эффективный. Его используют для жидких составов. Для более густых красок используют специальные пистолеты – краскораспылители, у которых расстояние от сопла до стены, например, составляет 75 -100 см, что очень удобно для проведения этих работ.

Инструменты, приспособления и инвентарь для малярных работ

В качестве приспособлений для малярных работ можно назвать :

специальный нож с прочным и тонким лезвием с обрезиненной рукояткой, что бы делать точный срез, если есть необходимость что — то выровнять;

стамеска столярная, может быть набор с полукруглой и плоской формой, ими снимают фаски, делают зачистку пазов;

линейка 100 см деревянная, со снятой фаской с одной стороны;

наждачная бумага, прикреплённая к бруску, самодельная или покупная, для подготовки поверхности к окраске.

Инструменты для малярных работ и их назначение

Самым первым инструментом, который должен быть в наборе маляра, можно назвать шпатель для нанесения шпаклёвки для выравнивания поверхностей, а также заделки швов, может как деревянным, так и резиновый. Деревянный шпатель имеет ширину от 50 до 200 мм.

Есть и металлические, которые изготавливаются из стали с маркой Г, то есть гибкой и хорошо отполированной. ручка изготавливается или из дерева или из пластика с добавкой резины. Ими удаляют старую краску, проводят шпатлёвку по дереву чистовую. ширина лезвия у него от 30 до 100 мм.

При использовании шпателей нужно смотреть за остротой лезвия, при необходимости затачивать, перед началом работы подвергнуть обработке в соответствии с материалом, из которого изготовлен шпатель.

Следующим инструментом являются щётки , щетина которых имеет разную длину и состав в зависимости от назначения. Это может быть и грунтовка, и покраска, и смачивание и придание шероховатости поверхности для дальнейшей обработки различных поверхностей. Щётка может быть использована вместо краскопульта, если применение последнего не представляется возможным.


Набор малярных щёток

Кисти также имеют большое разнообразие, как форм, так и размеров. Конечно же, самыми дорогими и самыми лучшими считаются кисти, изготовленные из натуральной щетины. Дело в том, что такая кисть вбирает большое количество краски, при этом последняя не скатывается.

Немного дешевле стоят кисти с добавлением конского волоса, но качество их работ намного ниже.

Есть кисти маховые , которые имеют ручку с полостью внутри, что позволяет одевать ее на удлинитель. При помощи этого приспособления можно окрашивать большие поверхности.

Маховая кисть

Они имеют большие размеры: диаметр до 65 мм, щетина до 180 мм. Используют для нанесения клеевых и казеиновых составов.

Побелочная кисть используются для побелки. Может быть изготовлена из синтетических нитей или лыка.

Побелочная кисть

Макловица может используется вместо побелочной кисти, изготавливается рабочая часть из щетины с добавлением конского волоса, ручка может как намертво прикреплённой, так и съёмной.

Есть кисть – ручник , для небольших поверхностей, диаметр её 26-50 мм. Внутри имеет пустое пространство, которое позволяет набрать большее количество краски.

Флейцы используют для того, что бы удалить следы от предыдущей кисти и сглаживания поверхностей. Маляры профессионалы используют флейцы, изготовленные из барсучьего волоса.

Филеночные кисти , которые бывают как круглыми, так и плоскими, используются для нанесения филёнок или докраски мест, недоступных для других инструментов. Хороший инструмент изготавливается из щетины.

Филёночные кисти

Наконец, торцовка , которая изготавливается из жёсткой щетины и служит для того, что бы сделать шероховатую поверхность.

К инструментам для малярных и декоративных работ можно отнести валики для декоративной штукатурки.


Валик для декоративной штукатурки

Также сделать красивую фактуру можно и специальной теркой, на лицевой стороне которой нанесен специальный рисунок.


Специальная губка с кусочками из искусственной кожи

Очень широко используются различные специальные губки для получения рисунка, изготовленные из различных материалов.

Покраска автомобилей

К малярным работам относятся и работы по покраске автомобилей. Тут набор инструментов совсем иной.

Конечно, набор зависит от того, красите вы дома или в мастерской. Некоторые инструменты бывают переносными, для дома, например, и стационарными, в мастерской.

Это следующие инструменты для малярных работ в автомобилях:

Шлифовальная машинка для подготовки поверхности под покраску. Её может заменить дрель с насадками для шлифования и полирования. Полировальная машина или насалки для полировки на дрель, используют для окончательной доводки поверхности автомобиля после покраски, покрывая кузов полиролями.

Малярный скотч, которым закрывают резиновые уплотнения, стёкла и тому похожие детали.

Прожектор, например переносной. Он нужен для того, что бы осветить проблемный участок. Иногда используют для сушки в каком-то одном месте, выдерживая должное расстояние.


Переносной прожектор для подсветки

Столярный фен используют для прогревания кузова, что бы снять этикетки, которые наносят на клеевую основу.

Краскопульт, это основной инструмент для покраски машины. Если планируется покраска небольшого участка, например, дверцы, можно использовать инструмент небольшого размера, но в принципе, можно иметь большой, им можно красить как полностью капот, так и небольшие детали. Также его используют для покрытием лаком поверхности или для грунтования. Используют с разными соплами.

Вместо краскопульта для покраски может быть использован компрессор. Он более эффективный для покрасочных работ.

Обязательно иметь и малярную маску, которая защитить органы дыхания от попадания вредных составляющих.

Ну и, конечно,нужно иметь расходные материалы.

Составы и ручные машины для малярных работ

Как и инструменты, так и составы для малярных работ в основном унифицированы.

Это известь , которую используют как дезинфекцию и как связующее вещество для покраски.

Белый портландцемен т используют аналогично извести, но для изготовления полимерцементных красок. Так же используется цветной портландцемент , для изготовления цветных растворов и водных малярных составов.

Калиевое жидкое стекло .

Костный клей . Используют для приготовления составов для окраски, а также для наклейки различных материалов.

Мездровый клей , применение в тех же случаях.

Олифы натуральные применяют для пропитки, для разведения высококачественных красок, так как стоимость их большая.

Полунатуральные и синтетические олифы используются для разведения красок.

Сухая краска это, например, мел, известь, белила титановые и цинковые, оксид марганца, железный сурик, оксид хрома, синий кобальт, ультрамарин, свинцовая зелень, алюминиевая пудра. Они нерастворимы в воде и в растворителях, используются для окрашивания без проникновения внутрь материалов, поэтому они малоприменимые. Вместо них применяют пигментные пасты, которые используют для того, что бы приготовить цветные составы для покраски.

Разновидность пигментов очень большая, это природные, синтетические неорганические, синтетические органические, металлические. В каждом виде большая палитра цветов.

Заключительный этап отделочной работы – нанесение декоративного и защитного слоя. Чтобы быстро и качественно покрыть обрабатываемую поверхность грунтом, лаком, эмалью либо краской, будет необходим вспомогательный инструмент — кисти, валики, а при обработке больших поверхностей и краскопульты.

Самыми распространенными являются кисти. Выбор их отличается большим разнообразием. На фото ниже можно увидеть богатство ассортимента этого вида малярных инструментов.

Виды кистей

Кисти различаются формой, длиной и материалом щетины, геометрическими размерами (длина ручки, ширина кисти). В зависимости от назначения кисти разнятся и их названия:


Радиаторная кисть

Инструмент, предназначенный для малярных работ на трубах и батареях в местах, куда трудно подлезть плоской кистью. Конструктивной особенностью является длинная ручка, а также рабочая часть, изогнутая под разными углами. Ширина кисти подбирается так, чтобы выполнить работу по возможности быстро, имея доступ ко всем труднодоступным местам окрашиваемой поверхности.

Щетина на такие кисти идет с небольшим, не более 30% добавлением синтетики, крепится к ручке металлической обоймой либо на клей. Позволяет работать с алкидными, акриловыми и нитроэмалями без особой «линьки» кисти. Промывка щетины после работы производится соответственно уайт-спиритом, водой либо ацетоном в зависимости от состава эмали.

Макловица

Предназначена для больших поверхностей – стен, потолков, полов. Ей наносят грунтующий состав, пропитку, краску на водной основе. Также применяется для побелочных работ. Удобна при нанесении клея для обоев.

Особенность макловицы в том, что после покрытия можно с помощью сухой кисти не разравнивать жидкие составы, поскольку она дает очень равномерное нанесение.

Щетина ее хорошо впитывает густые и вязкие составы. Производители малярного инструмента изготавливают щетину для макловицы как из натуральных (свиной и конский волос), так и синтетических материалов.


Ракля

Похожа на макловицу с разницей в том, что имеет большое внутреннее пространство, служащее своеобразным резервуаром для материала. Позволяет быстро и качественно выполнять те же виды работ, что и макловица. Щетина на раклю идет как натуральная, так и искусственная.

Круглая кисть

Обычно на длинной рукоятке с креплением в форме цилиндра, в котором держится щетина. Выбирают этот малярный инструмент при покраске окон, плинтусов, наличников, филенчатых дверей и предметов, имеющих какую-либо причудливую форму.

Большой круглой кистью удобно производить побелку стен и потолков. Щетину для нее производят натуральную, искусственную и смешанного типа.

Плоская кисть

Предназначена для того, чтобы получить гладкое покрытие, используется на финишных слоях. Пригодна для окрашивания любых поверхностей, с учетом того, что для труднодоступных мест понадобится более узкая кисть.

  • водой после работы с акриловыми, водно-дисперсными составами;
  • керосином либо уайт-спиритом – после масляных, алкидных лаков и эмалей;
  • ацетоном либо 646 растворителем – после нитролаков и эмалей.

Если кисть не помыть, то вторично использовать ее не получится – проще выкинуть.

Виды валиков

Наряду с кистями, в ручных малярных работах применяется такой инструмент как валики. Представляют собой цилиндр из дерева либо пластика, имеющий отверстие на всю длину, к которому на торцы установлены втулки, и снабженный осью с ручкой. На валик одевается насадка. Делятся на:

Полиэстеровые, для водно-дисперсионных красок для стен и потолков. Отличаются повышенной износостойкостью.

Поролоновые, используются для поклейки обоев. Для алкидных и нитроэмалей не подойдут, поскольку растворитель съест поролон.

Полиамидные – универсальные, подходят для дисперсионных и красок на растворителях. Обладают хорошим впитывающим и отдающим свойством. Очищаются легко, не нуждаются в особом уходе, химически устойчивы. Подходят благодаря длине ворса для неровных поверхностей с ямами и буграми.


С меховой насадкой применяются для масляных красок, эмалей и лаков.

Велюр – для придания особой гладкости обрабатываемой поверхности. Щетина на таких валиках очень короткая, подходит для обработки ровной гладкой поверхности.

Структурные – служат для покраски структурными красками и штукатурками, придают фактурное покрытие обрабатываемой поверхности.

Перечисленный каталог валиков далеко не полный – существует специализированный малярный инструмент, например, прижимные резиновые и пластмассовые валики, игольчатые для снятия обоев, филенчатые валики, а также для покраски углов.

Вышеперечисленные малярные инструменты не подойдут для покраски авто – в таких случаях используется краскопульт, или покрасочный пистолет, при помощи шланга подключающийся к выдающему равномерное давление компрессору. Необходимо также помещение с вытяжной вентиляцией, изолированное от доступа пыли, а также специальная сушильная камера.


Лаки и эмали для авто сушатся в таких камерах при высоких температурах. Без специального навыка и многолетней практики такую работу хорошо выполнить не получится – не избежать потеков лака или автоэмали. Поэтому стоит доверить ее профессионалам.

Фото малярного инструмента

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники