Как определить тип голоса и какие виды существуют? Психология - это просто

В нашем мире все чаще проявляется интерес к технологиям идентификации человеческого голоса. С одной стороны это объясняется реализацией высокопроизводительных систем которые могут считать сложные сигналы к примеру голоса. Методы распознавания личности по голосу есть с тех пор, как человек научился говорить. Плюсы и минусы нам известны уже. Плюсы такого метода это удобство в применении. На сегодня более 20 компаний могут предоставляют свои продукты с реализацией такого метода аутентификации в информационную систему. К примеру компания Keyware Technologies реализует продукцию с вероятностной ошибкой в 2-5%. такая технология отлично реализуется с помощью коммутируемой телефонной сетью. Основная проблема, которая связанна с таким подходом — это точность идентификации. Голос создается из комбинаций поведенческих и физиологических факторов. На сегодня идентификация по голосу реализована для управление доступом в помещения, где объективная оценка степени безопасности не критическая. Но к примеру человек с болезнью горла или простудой испытает трудности с такой системой.

Технология распознавания голоса — возможно самое практичное решения для множества приложений. такие системы анализируют характеристики уже после оцифровыванния, смотрят высоту, тон и ритм. Схема ввода голосовых сообщений показана на рис.1. Несмотря на снижение надежности в плане распознавания с наличием шумов, это все равно выгодное экономическое решение, так как звуковые карты и микрофоны уже давно прописаны в сети.

Рисунок — 1

Есть множество разных микрофонов, но принцип работы у них один. звуковая волна ударяется об мембрану, где колебания мембраны передаются на упругий элемент который преобразует колебания в электрический сигнал. Сигнал усиливается и подается на вход звуковой карты. Звуковая карта это аналого-цифровой преобразователь. Основные параметры это разрядность кодирования и частота дискретизации. Данные параметры на прямую влияют на качество записи, а в следствии и на размер самой записи. Системы идентификации голоса работает по следующей схеме:

  • Создается регистрация пользователя и делается расчет шаблона.
  • Выбираются временные диапазоны речевого потока для анализа.
  • Реализуется первичная обработка сигнала.
  • Считаются первичные параметры.
  • Создается отпечаток -шаблон голоса.
  • Сравниваются шаблон и другие шаблоны уже имеющийся в базе.

При регистрации пользователь вводит свой идентификатор, к примеру ФИО и говорит несколько раз ключевую фразу. После первой обработки фрагменты сравниваются, и вычисляются сходства для отпечатка.

При выборе участков фрагментов, применяют разные способы. Можно использовать весь речевой поток исключая паузы. Можно же выбрать фрагменты где самые мощные звуки, так как там вероятность шумов самая маленькая. Также можно выбирать гласные звуки, так как по ним можно определить характер произношения и тд.

На рис.2. показа вероятность присутствия определенных особенности голоса личности в 18 фонемах.

Рисунок — 2

В процессе первой обработки сигнала идет анализ спектральных параметров речи. Базовой процедурой есть узкополосная фильтрация сигнала и восстановление огибающей. При произношении контрольной фразы сигнал приводится к единому масштабу амплитуд засчет усилителя. Первичные параметры сигнала имеют свойства:

  • отражения индивидуальности диктора
  • не зависеть от шумов
  • легко выделяемыми из сигнала
  • быть независимыми к физическому и эмоциональному стану диктора
  • мало поддаваться имитации

Первичные параметры могут использовать АЧХ, фон, расстояние между обертонами, форманты, длительность отдельных звуков и тд. При произношении паузка между звуками может меняться в пределах 10 — 50%. Для компенсации такой нестабильности можно использовать следующие способы:

  • Сжатие или растяжение отдельных участков.
  • Выделение центра звуковой области, тогда измерения вокруг центра не играют сильную роль.

Недостатком таких систем также есть то, что тайную фразу сложно сохранить в тайне. Так как при произношении фразы ее можно записать разными радиозаписывающими устройствами. Голосовой шаблон занимает примерно 2-5 Кбайт, а фраза длится не дольше 2-3 секунд.

Услышав голос незнакомого человека (к примеру, в разговоре по телефону), мы тут же воображаем себе параметры его внешности. В частности, низкие голоса ассоциируются у нас с более крупными размерами тела, а высокие - с миниатюрными. К такому выводу пришла группа британских ученых во главе с доктором И Сю из Лондонского университетского колледжа.

В ходе исследования добровольцам - как мужчинам, так и женщинам - предложили оценить привлекательность голосов, тембры которых были изменены. При этом мужской группе дали послушать женские голоса высокого тембра, а женской - мужские низкого тембра. Представители сильного пола назвали более привлекательными голоса, отличающиеся высокой тональностью, хрипотцой и широким диапазоном звуковых колебаний: в их сознании они ассоциировались с небольшими размерами тела…

Слабый же пол отдал предпочтение голосам низкого тембра с короткими звуковыми диапазонами, связывая их с внушительными габаритами. Но еще привлекательнее дамы находили мужские голоса с хрипотцой: по-видимому, им казалось, что это смягчает агрессивность, ассоциирующуюся с большими размерами.

По мнению экспертов, все дело в эволюционных инстинктах. Так, более ранние исследования на птицах и животных позволили установить, что представители фауны часто получают информацию о параметрах и намерениях других существ (скажем, исходящей от них угрозе) по частоте, тембру и колебаниям издаваемых ими звуков. К примеру, рык на низкой частоте обычно означает, что вы имеете дело с крупным животным, хищником, который занимает доминирующую позицию или готовится атаковать, тогда как чистые звуки на высокой частоте свидетельствуют о малых размерах и подчиненном положении.

У людей же может быть и иначе. Так, высокий звонкий голос мы обычно определяем как принадлежащий молодой женщине. А низкий, басовитый мужской - мужчине в возрасте или, по крайней мере, солидному "джентльмену". И нас поражает, когда звонкоголосой оказывается старушка пенсионерка (случается и такое), а обладателем баса - узкоплечий хлюпик.

Подобные ситуации не редкость при знакомствах "вслепую". Допустим, вы познакомились с кем-то по интернету и договорились созвониться. Человек позвонил, голос его вам понравился и вы решили встретиться. На встречу же приходит не ожидаемая красивая стройняшка, а толстая тетка с двойным подбородком, а предполагаемый красавец мужчина оказывается на деле низеньким и невзрачным…

Фотографии, даже если вы их видели, на деле дают о человеке даже меньше информации, чем голоса, поскольку, во-первых, на снимках многого не видно (скажем, не всегда можно определить, какой у человека рост), а во-вторых, люди имеют обыкновение размещать в Сети свои лучшие изображения, которые могут почти не соответствовать действительности.

Вот голос - тот дает более-менее объективную картину. По крайней мере, большинство людей уверенно оценивают чужие голоса как "приятные" или "неприятные". При этом слишком низкий голос у женщины ассоциируется с "мужественностью", то есть избытком мужских гормонов (сексуальная хрипотца - это несколько другое!), а слишком высокий и тем более дребезжащий голос у мужчины - напротив, с "женственностью", инфантильностью, слабостью и другими качествами, которые отнюдь не делают представителей сильного пола привлекательными в глазах женщин.

Причем даже если с внешностью все в порядке, голос может отталкивать нас от данного человека. Так что именно голос может стать решающим фактором в отношениях.

СЛИШКОМ НИЗКИЙ

Удивительно, но другая крайность обычно идет на пользу - к человеку с низким голосом (особенно мужчине) люди относятся с большим уважением. Так разговаривают лидеры , те, кто чувствует власть над окружающих, знает себе цену и обладает большими возможностями. Будьте бдительны и не переборщите! Когда голос чересчур тяжелый, то начинает звучать искусственно, претенциозно.

СЛИШКОМ ВЫСОКИЙ

Мужчин и женщин, которые общаются «на повышенных тонах» (высокий, острый, со свистом), не воспринимают всерьез. Такой голос ассоциируется с небезопасными, слабыми, нерешительными, незрелыми люди . Считается, что его обладатели не в ладах со своей сексуальностью - отрицают или даже блокируют ее. Когда мы осознаем свою чувственную сторону, то автоматически понижаем тон голоса, а если этого никогда не происходит - человек не в ладах со своими желаниями.

НАРОЧИТО СЕКСУАЛЬНЫЙ

Когда человек «включает» вкрадчивый, сексапильный голос, не сомневайтесь - перед вами самый настоящий манипулятор . Этот соблазнитель/ца обладает огромным эго и считает, что может легко использовать других в собственных интересах. Те, кто легко попадается на его/ее сексапильную удочку, в один прекрасный день будет сильно разочарован, когда услышат, как он/она говорит абсолютно нормальным голосом.

ГЛУБОКИЙ

Примета энтузиастов и богачей . Обладатель бархатного, объемного голоса (будто его сопровождает легкое эхо) заявляет окружающим о своей чувственности и, одновременно, внушает эмоциональную безопасность. Кажется, что собеседник полностью контролирует собственную жизнь, поэтому нам так нравится его слушать. Чтобы развить в себе эту «глубину» чаще тренируйте звук «у».

СЛИШКОМ СЛАДКИЙ

Другая уловка - настолько умильный голос, с мягким тоном и ласковыми словечками, что чуткий собеседник может заработать «диабетический шок», услышав его впервые. Хотя такие люди воспринимаются как очень любезные , будет очень трудно доверять тому, кто всегда звучит настолько сладко.

РОВНЫЙ, «БЕЗ ЖИЗНИ»

Казалось бы, это очень удобно - занять в отношении голоса нейтральную позицию и особо не выделяться. Однако плоское, монотонное звучание наделяет говорящего такими неблагозвучными характеристиками как апатичность, безразличие и даже депрессивность.

ОЧЕНЬ ТИХИЙ

«Темные лошадки». Вам кажется, что скромное тихое звучание - примета стеснительных и неуверенных в себе людей? Тем не менее, часто за этой «овечьей шкурой» (при условии, что речь не идет о проблемах со здоровьем) скрывается если не «волк», то самодур, который с помощью голосового трюка, наоборот, хочет привлечь всеобщее внимание. Им важно, чтобы люди просили повторить сказанное, наделить слова большей значимостью и использовать как игру во власть.

ОЧЕНЬ ГРОМКИЙ

Те, кто в разговоре регулярно срывается на крик, делает это, чтобы привлечь к собственной персоне повышенное внимание и создать ажиотаж . Обычно такие люди ассоциируются с высокомерием, воспринимаются как социально неуклюжие, хвастливые и завистливые.

АГРЕССИВНЫЙ

Люди, которые говорят «с нахрапом», раздраженно, будто бросаются словами в оппонента - персоны с сильным характером . Это рьяные и агрессивные соперники, которые редко идут на компромиссы . Даже на фоне самого безобидного, бытового диалога они, совершенно неожиданно, могут развернуть театр военных действий.

ДРОЖАЩИЙ

Тот, кто имеет этот тип голоса, либо испытывает нервное напряжение, либо чем-то сильно расстроен. Такой человек постоянно обо всем беспокоится , особенно его тревожит вопрос - как будут воспринимать его/ее посторонние. Более того, подобные люди часто внушают страх, производя впечатление опасных невротиков.

НОСОВОЙ

Носовое звучание - примета «нянечек». Они умиляют, но не вдохновляют, их редко воспринимают всерьез, а к мнению никогда не прислушиваются. Умным и образованным людям с таким тоном голоса бывает крайне сложно произвести впечатление человека действительно сведущего в каком-либо вопросе.

Установление принадлежности записанного голоса и звучащей речи конкретному лицу (идентификация говорящего) - это одна из разновидностей фоноскопической экспертизы, которая, в свою очередь, представляет собой комплекс исследований относительно голоса и звучащей речи. С помощью данного вида исследования можно определить, чей голос звучит на аудиозаписи. Кроме основного параметра (звучащего голоса/голосов), данный вид исследования позволяет установить разнообразные дополнительные характеристики записи, а именно: возможности применения к анализируемому материалу копирования, монтажа, стирания.

Экспертизы по установлению принадлежности записанного голоса и звучащей речи конкретному лицу (идентификации говорящего) можно разделить на две группы: идентификационные и диагностические. К первой можно отнести вопросы, связанные с идентификацией личности, источников звука и средств видео- и звукозаписи. Ко второй относятся вопросы, связанные с установлением особенностей личности, материалов и средств звукозаписи. Активное распространение экспертизы по установлению принадлежности записанного голоса и звучащей речи конкретному лицу связано с развитием технологической сферы, которая привела не только к совершенствованию аппаратуры для аудиозаписи, но и созданию новых средств и программ для анализа речи и голоса. Данные средства позволили сделать экспертный процесс объективным, во много раз повысить его результативность, повысить сложность исследования.

Предметом фоноскопической экспертизы при установлении принадлежности записанного голоса и звучащей речи конкретному лицу является аудиозапись на магнитном или цифровом носителе одного или нескольких разговоров, полученных в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, действий, проводимых в ходе судебных разбирательств. Экспертиза аудиозаписи проводится, как правило, чтобы помочь суду, следствию установить подлинность и достоверность фонограммы. Однако исследование проводится также и без согласования с судом по инициативе лица, которое предоставило фонограмму.

Фоноскопическая экспертиза по установлению принадлежности записанного голоса и звучащей речи конкретному лицу (идентификации говорящего) предоставляет широкий спектр возможностей:

  • идентификация говорящего на аудиозаписи по голосу, устной речи;
  • установление дословного содержания аудиозаписи;
  • определение условий создания аудиозаписи;
  • выявление следов фальсификации аудиозаписи;
  • выяснение информации о лицах, чья речь представлена на аудиозаписи (пол, анатомические особенности, национальная принадлежность, профессиональная деятельность, социальный статус, психоэмоциональное состояние);
  • установление типа аппаратуры, на которую производилась аудиозапись;
  • определение вида речи: спонтанная, заученная или зачитываемая.

Кто проводит экспертизу по установлению принадлежности записанного голоса и звучащей речи конкретному лицу (идентификации говорящего)?

Проведение экспертизы аудиозаписи относится к числу трудоемких видов исследования, требующих специальных знаний. Сложность работы эксперта в ходе экспертизы по установлению принадлежности записанного голоса и звучащей речи конкретному лицу (идентификации говорящего) состоит в том, что специалист должен разбираться во множестве нюансов, ведь речь человека уникальна: на этой отличительной особенности построены принципы экспертизы аудиозаписи. Голос человека индивидуален и в разное время суток имеет различное звучание. Также звучание голоса зависит от физического состояния человека (усталость, болезнь), психологической и акустической обстановки. Однако преднамеренно подделать голос невозможно. Специалисты в области экспертизы аудиозаписи должны обладать широчайшим спектром знаний в области разных наук: физики, техники, психологии, медицины, лингвистики, психологии.

Экспертиза по установлению принадлежности записанного голоса и звучащей речи конкретному лицу (идентификации говорящего), как правило, проводится двумя экспертами: инженером и лингвистом. Первый работает с физическими голосовыми характеристиками (высота, частота, длительность звука), выявляя технические параметры аппаратуры и аудиозаписи. Эксперт-лингвист оценивает лингвистические, социальные и психофизиологические составляющие. Необходимо отметить, что экспертное исследование несколько отличается от научного, в строгом смысле слова, и не призвано демонстрировать уровень знаний специалиста или новую информацию об объекте исследования. Цель экспертизы аудиозаписи заключается в другом: применить знания для описания предмета исследования, установления истины в соответствии с поставленным вопросом.

Что необходимо предоставить на экспертизу по установлению принадлежности записанного голоса и звучащей речи конкретному лицу (идентификации говорящего)?

Для экспертизы необходимо предоставить следующие сравнительные образцы:

  • Образцы речи и голоса, полученные в результате следственных действий (статья 202 Уголовно-процессуального кодекса).
  • Образцы речи и голоса, полученные не в процессе следственных действий, проводимых в соответствии со статьями 176-178, 182-185 Уголовно-процессуального кодекса (обыск, осмотр, выемка).
  • Также могут быть предоставлены образцы аудиозаписи и видеофонограммы из личного или домашнего архива, аудио-, видеозаписи, Интернет-трансляции выступлений, разговоров, интервью.
  • Образцы речи и голоса, относимые к условно-свободным (аудиозаписи следственных действий, а именно: допросы, очные ставки).
  • Образцы для исследования должны отвечать следующим требованиям: сопоставимость, репрезентативность и несомненность происхождения.

Также для проведения экспертизы по установлению принадлежности записанного голоса и звучащей речи конкретному лицу (идентификации говорящего) образец аудиозаписи должен отвечать следующим параметрам:

  • Продолжительность собственно речевого отрезка должна составлять не менее 3 минут.
  • Частотный диапазон: 100-5000 Гц.
  • Соотношение сигнала-шума не менее 8 дБ и более.
  • При предоставлении цифровой записи разрешение должно составлять не менее 8 Бит.

Является ли аудиозапись доказательством, которое можно представить в суд?

В последнее время бытует мнение, что аудиозапись не является доказательством и не принимается следственными и судебными органами. Это заблуждение, так как законодательно представлять аудиозапись в качестве доказательства разрешено, о чем свидетельствуют статьи 59 и 60 Гражданского процессуального кодекса, 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса. Эти статьи говорят о возможности предоставления аудиозаписи в качестве доказательства, но только после подтверждения ее относимости, допустимости и достоверности. Необходимо также указать условия проведения записи, кем и когда была сделана фонограмма. Данное требование описано в статье 77 Гражданско-процессуального кодекса. Дать заключение относительно соответствия аудиозаписи указанным параметрам может экспертиза аудиозаписи.

В случае открытого судебного заседания стороны, а также присутствующие граждане могут без согласия председательствующего проводить аудиозапись хода судебного заседания.

Для того чтобы ускорить процесс приобщения аудиозаписи к доказательствам, необходимо вместе с самой аудиозаписью представить дословную расшифровку содержания разговора и экспертное заключение, подтверждающее подлинность информации.

На какие вопросы отвечает эксперт в ходе экспертизы по установлению принадлежности записанного голоса и звучащей речи конкретному лицу (идентификации говорящего)?

  1. Принадлежит ли лицу X голос, зафиксированный на представленной аудиозаписи?
  2. Какие части аудиозаписи принадлежат конкретным лицам?
  3. Создана ли исследуемая аудиозапись на представленном оборудовании?
  4. Создана ли исследуемая аудиозапись на одном или нескольких аппаратах?
  5. Какому объекту принадлежат зафиксированные на аудиозаписи неречевые звуки?
  6. Представленная на исследование аудиозапись содержит непрерывную запись, или она производилась с остановками?
  7. Представленная на аудиозаписи речь является свободной, прочитанной или заученной?
  8. С помощью аппаратуры какого типа, класса производилась аудиозапись?
  9. Какими дефектами речевого аппарата обладает лицо, чей голос представлен на аудиозаписи?
  10. В какой местности проживает или проживало лицо, если учитывать его речевые особенности?
  11. Сколько лиц фигурирует на аудиозаписи, представленной для исследования?
  12. Подвергалась ли представленная на исследование аудиозапись монтажу? Если да, то какие части были смонтированы?
  13. Каковы особенности окружающей обстановки в том месте, где производилась запись для фоноскопической экспертизы?
  14. Какими личными характеристиками обладает (-ют) человек (люди), чей голос идентифицируется на фонограмме?
  15. Одному или разным людям принадлежит речь, представленная на аудиозаписи?
  16. Какова звуковая среда (помещение, улица, салон автомобиля), в которой производилась аудиозапись?
  17. Принадлежит ли речь (фрагменты речи), представленная на аудиозаписи, образцам, речи, представленным на аудиозаписи N?
  18. Имеются ли в речи говорящего признаки намеренного искажения авторских характеристик?

Экспертиза по установлению принадлежности записанного голоса и звучащей речи конкретному лицу (идентификации говорящего) требует не только специальных знаний, но и серьезного технического оснащения. Наш Центр имеет в наличии всю необходимую аппаратуру для проведения экспертизы аудиозаписи. Специалисты в области экспертизы аудиозаписи не только на высоком уровне проведут исследование, но и представят права заказчика на различных этапах судебного разбирательства.

Любой человек может заказать экспертизу по установлению принадлежности записанного голоса и звучащей речи конкретному лицу (идентификации говорящего) и в негосударственной компании. Преимущества негосударственной компании в области фоноскопической экспертизы очевидны: значительные возможности по внедрению, использованию новейших технических средств и методов исследования, отсутствие ведомственных инструкций делают фоноскопическую экспертизу более эффективной. При этом важно помнить, что заключения государственной и негосударственной компании имеют одинаковое значение.

Список предлагаемых вопросов не является исчерпывающим. При возникновении других вопросов целесообразно до назначения экспертизы обратиться за консультацией к эксперту.

По голосу человека можно определить его характер, настроение и даже душевные свойства. Тембр голоса, как и неповторимый узор отпечатков пальцев, строго индивидуален, а в США, Англии и Италии запись голоса считается неоспоримым юридическим документом, подделать который невозможно.

Кому-то генетически дается приятный голос, а кому-то приходится жить с «противным». Но всегда есть выход – над голосом можно работать. При умелом использовании, речь и голос становятся мощным психологическим оружием, действующим на подсознание собеседника.

Психологи выявили основные эмоциональные реакции человека на различные вариации высоты и тембра голоса собеседника.

Высокий и звонкий голос ассоциируется с юностью, энергичностью и, увы, с незрелостью и неопытностью. По статистике женщин и (особенно) мужчин с таким голосом значительно реже назначают на солидные посты. Сделано интересное наблюдение, чем выше голос, тем ниже должность.

Более того, пронзительный, высокий звук прочитывается подсознанием как сигнал тревоги. Таким образом, длительно звучащий высокий голос вызывает у собеседника невольное чувство дискомфорта и уменьшает степень доверия к словам. Обладатель очень высокого голоса должен более чем кто-либо другой обратить внимание на содержание и интонационную часть своей речи.

Обладателям низкого голоса повезло значительно больше: он ассоциируется с самодостаточностью, уверенностью, интеллектом. Человека с таким голосом окружающие воспринимают как знающего, а, следовательно, более авторитетного. Чем ниже голос мужчины, тем сильней и надежней он выглядит в глазах женщины. Кстати, статистика не отрицает также влияния голоса на успех у противоположного пола. Вы наверняка отмечали возникновение романтических мыслей, общаясь по телефону с незнакомым мужчиной, обладающим приятным тембром голоса.

Один только низкий бархатный голос человека, которого мы никогда не видели, может вызвать сильнейшее чувство любви. Это обусловлено подсознательным считыванием генокода собеседника. Дело в том, что низкий голос обусловлен повышенным содержанием мужских половых гормонов в крови, следовательно, обладатель такого голоса более темпераментен. Именно поэтому женщина с низким, грудным голосом, богатым интонациями кажется мужчинам, более сексуальной, чем обладательница монотонно звучащего тонкого голоска.

Но для убеждения или соблазнения собеседника женщине не обязательно иметь от природы красивый низкий голос, достаточно вооружиться собственным голосом (любым, который есть), умом (достаточно житейского) и терпением. Для начала поработайте над голосом: на звучание голоса влияет не только гормональная составляющая крови, но и строение голосовых связок, психологический настрой и особенности дыхания.

Следите за осанкой – при хорошей осанке органы дыхания расположены правильно, что позволяет ему быть лёгким и свободным. Звук должен выходить из груди. Чтобы проверить правильность выполнения упражнения положите руку на грудь, если она вибрирует – Вы на верном пути.

Укрепляет дыхание и улучшает звучание голоса занятие пением. Оставшись в квартире наедине с собой и домашними заботами, попробуйте что-нибудь достаточно громко спеть. Надувайте воздушные шарики – это очень укрепляет дыхательную систему, советует "Гороскоп.ру" .

Разнообразьте речь интонациями, особенно если Вы склонны подавать информацию «на одной ноте». Несколько раз прочитайте вслух небольшой отрезок текста (лучше всего стихотворение), с каждым новым прочтением наполняя его новыми интонациями.Научитесь четко формулировать мысль, которую Вы хотите донести до слушателя. Это избавит вас от предательского «мычания» в паузах между смысловыми отрезками речи. Запаситесь аргументами в пользу своего мнения, правильно расставляйте акценты.Невозможно убедить кого-то в чем-то, тихо прожевывая фразы. Помните, что информация, поданная всего на полдецибела громче, гораздо успешнее убеждает слушателя и лучше усваивается им. Установите оптимальный «уровень громкости» для своего голоса. Посчитайте вслух, от одного до десяти, постепенно повышая голос, когда услышите то звучание, которое вас устроит, запомните его, а затем постарайтесь ему следовать.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники