География. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Справочники по географии

В. В. Барабанов, С. Е. Дюкова, О. В. Чичерина

ГЕОГРАФИЯ Полный справочник для подготовки к ЕГЭ

В соответствии с законом о Едином государственном экзамене (ЕГЭ), начиная с 2009 года, ЕГЭ стал основной формой конкурсного отбора для приема в высшие учебные заведения.

Ежегодно десятки тысяч выпускников успешно сдают экзамен по географии и становятся студентами высших учебных заведений.

К сожалению, в учебных планах выпускных классов подавляющего большинства школ предмет «География» отсутствует, что существенно затрудняет выпускникам задачу подготовки к итоговому аттестационному экзамену.

Данное пособие поможет учащимся выпускных классов самостоятельно повторить и систематизировать материал школьного курса географии, познакомиться со структурой экзаменационных заданий ЕГЭ и самостоятельно решить типовые тренировочные тесты.

Теоретический материал справочника изложен в краткой и доступной форме. Каждый раздел книги соответствует темам, проверяемым на ЕГЭ – семи содержательным блокам: «Источники географической информации», «Природа Земли», «Население мира», «Мировое хозяйство», «Природопользование и экология», «Страноведение», «География России», и сопровождается примерами тестовых заданий с комментариями и тестами для самопроверки. Самостоятельное выполнение тестовых заданий поможет не только закрепить в памяти знания, но и отработать основные приемы выполнения заданий ЕГЭ. Ответы к заданиям позволят проверить свои знания и оценить степень подготовленности к аттестационному экзамену.

Пособие адресовано старшим школьникам, абитуриентам и учителям.

Источники Географической Информации

Сравнение свойств географической карты и плана местности. План местности. Географическая карта

Карта – уменьшенное обобщенное условно-знаковое изображение поверхности Земли (ее части), других планет или небесной сферы, построенное в масштабе и проекции (т.е. по математическому закону).

Различие карт по масштабу. В зависимости от масштаба карты делят на три группы: крупномасштабные, среднемасштабные, и мелкомасштабные. Крупномасштабные карты имеют масштаб 1:200 000 и крупнее. К этой группе относятся топографические карты. Среднемасштабные имеют масштаб мельче 1:2 000 000 и до 1:1 000 000 включительно. К мелкомасштабным картам относят карты, построенные в масштабе мельче 1:1 000 000.

При создании карты производится строгий отбор того, что на ней будет изображено и написано. Этот отбор называется картографической генерализацией . Как правило, чем мельче масштаб карты, тем меньше на ней показано объектов, т. е. тем строже ее генерализация. Важную роль в картографической генерализации играет назначение карты и ее тематика.

План местности – чертеж местности, выполненный в условных знаках и в крупном масштабе (1:5000 и крупнее). Построение планов осуществляется в ходе глазомерной, инструментальной или комбинированной съемок непосредственно на местности или на основе расшифровывания аэрофотоснимков. Планы отражают небольшую по площади территорию (несколько километров), и поэтому при их построении кривизна земной поверхности не учитывается.

Отличие плана от карты : 1) на планах изображаются небольшие участки местности, поэтому они строятся в крупных масштабах (например, в 1 см – 5 м). Карты показывают значительно бульшие территории, их масштаб мельче;

2) план изображает местность подробно, сохраняя точные очертания изображаемых объектов, но только в уменьшенном виде. Крупный масштаб плана позволяет отразить на нем практически все объекты, находящиеся на местности. На карту, имеющую более мелкий масштаб, все объекты нанести не удается, поэтому при создании карт производится генерализация объектов. Точные очертания всех объектов на карте также показать нельзя, поэтому они искажаются в той или иной мере. Многие объекты на карте, в отличие от плана, изображаются внемасштабными условными знаками;

3) при построении плана кривизна земной поверхности не учитывается, т. к. изображается небольшой участок местности. При построении карты она учитывается всегда. Карты строят в определенных картографических проекциях;

4) на планах нет градусной сети. На карту обязательно наносят параллели и меридианы;

5) на плане направление на север считается направлением вверх, направление на юг – вниз, на запад – влево, на восток – вправо (иногда на плане направление север – юг показано стрелкой, которая не совпадает с направлением вверх – вниз). На картах направление север – юг определяется по меридианам, запад – восток – по параллелям.

Сравнение способов картографического изображения. Способы изображения объектов и явлений на картах

Условные знаки – обозначения, применяемые на картах для изображения различных объектов и их качественных и количественных характеристик. С помощью условных знаков обозначают как реальные объекты (например, населенные пункты), так и абстрактные (например, плотность населения). Условные знаки предназначены для того, чтобы указать вид и некоторые характеристики изображенных на карте объектов (явлений) и определить их положение в пространстве.

Условные знаки бывают: – внемасштабными (используются для того, чтобы изобразить объекты, которые не могут быть выражены в масштабе карты). Это рисунки или геометрические фигуры, Родники форма которых обычно напоминает изображаемый объект (рис. 1). Буквенные символы также относятся к внемасштабным условным знакам – линейными (используются для изображения объектов линейного характера – рек, дорог, границ, трубопроводов и др.). В масштабе они передают только длину и форму объекта, ширина их преувеличена, поэтому ее измерить нельзя (рис. 2);

площадными , или контурными (используются для изображения географических объектов, занимающих некоторую площадь – озеро, массив леса и т. д.). Передают действительную величину объектов (рис. 3).

Состоят из контура (леса, болота и т. п.) и его заполнения (цвет, штриховка).

Пояснительные условные знаки (например, стрелки, показывающие направление течения реки, фигурки лиственных и хвойных деревьев и др.), подписи, буквенные и цифровые обозначения также несут определенную информацию на карте.

На крупномасштабных картах чаще используются площадные и линейные условные знаки, на мелкомасштабных – внемасштабные.

Картографические способы изображения

Способ качественного фона. Применяется для изображения на карте качественных особенностей определенных объектов или явлений, имеющих сплошное распространение на земной поверхности или занимающих большие площади. Суть его заключается в том, что на карте выделяют однородные по определенному признаку (признакам) участки (например, природные зоны) и закрашивают (или штрихуют) их в подобранные для них цвета (штриховки).

Способ ареалов. Ареал – область распространения на земной поверхности какого-либо явления (например, территория, на которой обитает определенное животное, или территория, на которой выращивается та или иная сельскохозяйственная культура, и т. п.).

Способ изолиний. Изолинии (от греч. isos – равный) – линии на географических картах, проходящие по точкам с одинаковым значением какого-либо количественного показателя (температуры, количества осадков, глубины, высоты и т. д.), характеризующего изображаемое явление. Например, изотермы – линии, соединяющие места с одинаковой температурой; изобаты – линии, соединяющие места с одинаковой глубиной; горизонтали – линии, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой. Суть способа изолиний заключается в том, что на карте пункты с одинаковыми величинами определенного показателя соединяют тонкими линиями, т. е. наносят изолинии.

Определение направлений, измерение расстояний на плане и карте

Линии движения. Линиями (стрелками) показывают направление движения каких-либо объектов – воздушных масс, ветров, океанических течений, рек и т. п. Определение направлений, измерение расстояний на плане и карте

На плане север – юг показано стрелкой. Если на плане нет стрелки, то считается, что оно север – вверху, юг – внизу.

На карте направления определяются с помощью градусной сети. Направление север – юг соответствует направлению меридианов, запад – восток – параллелей.

Измерения азимутов по картам производят с помощью транспортира. Азимут – угол, образуемый в данной точке или на карте между направлением на север и какой-либо предмет и отсчитывающийся по часовой стрелке.

От авторов 6
Раздел I. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Сравнение свойств географической карты и плана местности.
План местности. Географическая карта 7
Сравнение способов картографического изображения. Способы изображения объектов и явлений на географических картах 8
Картографические способы изображения 9
Определение направлений,
измерение расстояний на плане и карте 10
Определение географических координат 11
Определение расстояний на карте 13
Определение поясного и зонального времени 15
Использование статистических материалов для определения тенденций развития географических процессов и явлений 16
Построение профиля рельефа по карте 16
Примеры типовых заданий ЕГЭ с комментариями 18
Задания для самопроверки 25
Раздел II. ПРИРОДА ЗЕМЛИ
Земля как планета Солнечной системы 28
Географическая оболочка 34
Литосфера 36
Гидросфера 46
Атмосфера 57
Биосфера 76
Почва как особое природное образование 76
Природный комплекс (ландшафт), природная зона, широтная и высотная поясность 77
Материки как крупнейшие природные комплексы 82
Примеры типовых заданий ЕГЭ с комментариями 106
Задания для самопроверки 120
Раздел III. НАСЕЛЕНИЕ МИРА
Численность и воспроизводство населения 124
Возрастной состав населения мира 127
Уровень и качество жизни населения 127
Размещение и плотность населения 129
Миграции. Основные направления и типы миграций 130
Городское и сельское население. Урбанизация 130
Примеры типовых заданий ЕГЭ с комментариями 132
Задания для самопроверки 137
Раздел IV. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
Структура мирового хозяйства.
Международное географическое разделение труда 140
География основных международных
экономических организаций 144
География основных отраслей промышленности мира 144
География сельского хозяйства 152
Примеры типовых заданий ЕГЭ с комментариями 159
Задания для самопроверки 163
Раздел V. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ЭКОЛОГИЯ
Основные виды природных ресурсов.
Ресурсообеспеченность 166
Влияние хозяйственной деятельности людей на окружающую среду.
Меры по охране окружающей среды. Рациональное и нерациональное природопользование 169
Примеры типовых заданий ЕГЭ с комментариями 175
Задания для самопроверки 181
Раздел VI. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА. МНОГООБРАЗИЕ СТРАН МИРА
Политическая карта мира.
Многообразие стран мира.
Развитые и развивающиеся страны 184
Примеры типовых заданий ЕГЭ с комментариями 196
Задания для самопроверки 200
Раздел VII. ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
Географическое положение. Территория и границы. Федеративное устройство Российской Федерации 204
Примеры типовых заданий ЕГЭ с комментариями 205
Задания для самопроверки 207
Природа России 209
Природные зоны. Лесные и почвенно-земельные ресурсы 215
Примеры типовых заданий ЕГЭ с комментариями 218
Задания для самопроверки 222
Население России 224
Примеры типовых заданий ЕГЭ с комментариями 228
Задания для самопроверки 232
Хозяйство России 234
Примеры типовых заданий ЕГЭ с комментариями 249
Задания для самопроверки 253
Регионы России 256
Примеры типовых заданий ЕГЭ с комментариями 272
Задания для самопроверки 274
Ответы к заданиям для самопроверки 278
Приложение 284

Картографические способы изображения.
Способ качественного фона. Применяется для изображения на карте качественных особенностей определенных объектов или явлений, имеющих сплошное распространение на земной поверхности или занимающих большие площади. Суть его заключается в том, что на карте выделяют однородные по определенному признаку (признакам) участки (например, природные зоны) и закрашивают (или штрихуют) их в подобранные для них цвета (штриховки).

Способ ареалов. Ареал – область распространения на земной поверхности какого-либо явления (например, территория, на которой обитает определенное животное, или территория, на которой выращивается та или иная сельскохозяйственная культура, и т. п.).

Способ изолиний. Изолинии (от греч. isos – равный) – линии на географических картах, проходящие по точкам с одинаковым значением какого-либо количественного показателя (температуры, количества осадков, глубины, высоты и т. д.), характеризующего изображаемое явление. Например, изотермы – линии, соединяющие места с одинаковой температурой; изобаты – линии, соединяющие места с одинаковой глубиной; горизонтали – линии, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой. Суть способа изолиний заключается в том, что на карте пункты с одинаковыми величинами определенного показателя соединяют тонкими линиями, т. е. наносят изолинии.

СОДЕРЖАНИЕ
От Авторов
Раздел I. Источники Географической Информации
Сравнение свойств географической карты и плана местности. План местности. Географическая карта
Сравнение способов картографического изображения. Способы изображения объектов и явлений на картах
Картографические способы изображения
Определение географических координат
Определение расстояний на карте
Определение поясного времени
Построение профиля рельефа по карте
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия

Задания для Самопроверки
Раздел II. Природа Земли
Земля как планета Солнечной системы
Географическая оболочка
Литосфера
Гидросфера
Атмосфера
Биосфера
Почва как особое природное образование
Природный комплекс (ландшафт), природная зона, широтная и высотная поясность
Материки и океаны как крупнейшие природные комплексы
Примеры Заданий ЕГЭ с Комментариями
Задания для Самопроверки
Раздел III. Население Мира
Численность и воспроизводство населения
Возрастной и половой состав населения мира. Этногеография
География мировых религий
Миграции населения и их влияние на изменение народонаселения
Размещение и плотность населения
Городское и сельское население. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации
Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира
Примеры Заданий ЕГЭ с Комментариями
Задания для Самопроверки
Раздел IV. Мировое Хозяйство
Основные этапы формирования мирового хозяйства
Международное географическое разделение труда
География основных международных экономических и политических организаций
География основных отраслей промышленности мира
География основных отраслей сельского хозяйства мира
География мирового транспорта
География мировой торговли и туризма
Примеры Заданий ЕГЭ с Комментариями
Задания для Самопроверки
Раздел V. Природопользование и Экология
Основные виды природных ресурсов
Размещение природных ресурсов
Рациональное и нерациональное природопользование
Примеры Заданий ЕГЭ с Комментариями
Задания для Самопроверки
Раздел VI. Страноведение
Современная политическая карта мира
Основные типы стран современного мира
Регионы и страны
Примеры Заданий ЕГЭ с Комментариями
Задания для Самопроверки
Раздел VII. География России
Географическое положение. Территория и границы. Федеративное устройство Российской Федерации
Примеры Заданий ЕГЭ с Комментариями
Задания для Самопроверки
Природа России
Рельеф
Геологическое Строение и Полезные Ископаемые
Климат
Внутренние воды
Примеры Заданий ЕГЭ с Комментариями
Задания для Самопроверки
Население России
Примеры Заданий ЕГЭ с Комментариями
Задания для Самопроверки
Хозяйство России
Примеры Заданий ЕГЭ с Комментариями
Задания для самопроверки
Регионы России
Примеры Заданий ЕГЭ с Комментариями
Задания для Самопроверки.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу География, Полный справочник для подготовки к ЕГЭ, Барабанов В.В., Чичерина О.В., Дюкова С.Е., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

География - это одна из естественных наук, изучающая строение Земли, особенности формирования различных объектов, законы и закономерности на протяжении истории, так или иначе влияющие на планету. Предмет изучения достаточно широк, поэтому в школьном курсе его условно делят на физическую и экономическую части, которые имеют тесную взаимосвязь.
Основной задачей школьного курса является формирование у детей комплексного понимания мира с учетом знаний, полученных на других уроках. Здесь развивается абстрактное и логическое мышление, необходимые для выстраивания причинно-следственных связей и понимания происходящих в мире процессов.
Основы дисциплины были заложены еще эллинами, знания которых были обобщены в I в н. э.; на протяжении веков эта наука была тесно связана с картографией. Эта отрасль знаний развивалась по мере того, как человечество развивало другие науки, позволяющие покорять большие пространства и узнавать о существовании новых континентов и народностей, живущих на них.
Сегодня в школах обучение по предмету начинают изучать в 5 классе в качестве отдельной дисциплины. Основу для этого предмета составляют уроки «Мир вокруг нас», которые входят в стандартную программу начальной школы.
5 класс
Изучение начинается со знакомства с формированием Земли, для которого потребовались многочисленные процессы. Основы астрономии, базовые знания о космосе и действующих в нем закономерностях открывают этот предмет и подводят школьников к более подробному изучению строения планеты.
В пятом классе закладываются основы картографии, вводятся понятия карт и координат, изучаются принципы и способы ориентирования на местности. Наряду со знакомством со строением планеты дети знакомятся с краткой историей появления человечества и факторами, повлиявшими на его эволюцию.
6 класс
После обобщенного знакомства с дисциплиной школьники знакомятся с понятиями сфер Земли и подробно изучают каждую из них. Полученные знания позволяют увидеть взаимосвязь географических компонентов, а также их влияние друг на друга.
В шестом классе дети подробно изучают процессы, проходящие в земной коре, мировом океане и атмосфере. Это позволяет сформировать комплексное видение планеты и учит оценивать воздействие одних географических факторов на другие в разных аспектах.
7 класс
В седьмом классе на уроках дети изучают детально особенности материков и стран, расположенных на них. Учебный план разделен на группы тем, которые позволяют с разных ракурсов изучить тот или иной материк - рельеф, климат, их влияние на образ жизни населения и экономику государств.
8 класс
В этом учебном году школьники приступают к более детальному рассмотрению физической географии России. В курс восьмого класса входит знакомство с особенностями расположения, рельефа и климата страны, условное деление на географические зоны и изучение особенностей каждой из них.
В 9 классе изучается экономическая география России - схожие и различные черты разных регионов, влияние климата и других факторов на экономику регионов. Здесь уделяется внимание связи природных условий, полезных ископаемых и других ресурсов с экономическим развитием, производством и сельским хозяйством.
10–11 классы
В программе старшей школы обзорно повторяется весь курс школьный курс, начиная от формирования земли, климата, рельефа и важных для их формирования процессов. Основное внимание уделяется экономической составляющей науки на примерах различных государств и путей их развития.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники