Функциональные обязанности тифлопедагога доу организует свое рабочее. Профессия тифлопедагог. вниманию абитуриентов, мечтающих о незаурядной и творческой специальности

РАБОТА ТИФЛОПЕДАГОГА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

По последним данным (Материалы Всероссийской научно-практической конференции) в настоящее время 1,6 млн.детей, проживающих в Российской Федерации, нуждаются в коррекционном образовании, из них 353 тыс.детей посещают группы и учреждения дошкольного образования компенсирующего вида.

Большая часть детей имеют функциональные нарушения зрения (косоглазие и амблиопия), эти нарушения называют еще функциональным слабовидением. У части детей наблюдаются органические поражения зрительного анализатора, и они относятся к группе истинно слабовидящих детей.

По определению «Слабовидящие – дети, у которых вследствие аномалий рефракции, заболеваний сред глаз, сетчатки и зрительного нерва острота зрения (с коррекцией) понижена до 0,05-0.4.

Наряду со снижением остроты зрения, наблюдаются также разные по степени нарушения других зрительных функций - световой и контрастной чувствительности, временной разрешающей способности, цветоразличения, поля зрения и другие. При всем этом у большого количества детей имеется сложная структура дефекта, то есть сочетание двух-трех нарушений развития (зрения и речи, зрения – речи - психических функций, зрения- опорно-двигательного аппарата).

Очевидно, что снижение зрительных функций приводит к нарушению нормального взаимодействия ребенка со средой, притом, что опыт взаимодействия играет важную роль в развитии ЦНС.

Теория и практика обучения детей с нарушением зрения указывает на то, что нарушение зрения неизбежно оказывают отрицательное влияние на зрительный акт, снижает количество и качество воспринимаемой информации.

Доказано, что снижение функций обуславливает фрагментарность, искаженность восприятия, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, снижает уровень эмоционального восприятия объектов внешнего мира.

Дети с нарушением зрения испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, пространственного расположения предметов, в выполнении практических действий, в ориентировании в малом и большом пространствах.

Кроме того, недостатки зрительного восприятия обуславливают формирование нечетких образов – представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций, что значительно затрудняет их познавательную деятельность.

Наблюдаются нарушения памяти, внимания, без чего невозможно восприятие информации о внешнем мире. Сформированные, но не включенные в разные виды деятельности, представления быстро распадаются.

Для детей с нарушением зрения является характерным низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать сюжетные изображения, а также переводить зрительную информацию в речевой план. У детей возникают трудности, связанные с темпом работы, с качеством выполнения заданий, наблюдается быстрая истощаемость нервной системы.

На основании вышеизложенного понятно, что дети с нарушением зрения нуждаются в специальной помощи, суть которой заключается в ее комплексности, то есть в тесном взаимодействии тифлопедагогов, логопедов, педагогов-психологов, воспитателей.

Специфика работы логопедов, психологов, воспитателей в детском саду для детей с нарушением зрения заключается в том, что от них требуются знания в области офтальмологии: знание диагноза, остроты зрения каждого ребенка, очковой коррекции, использование приемов снятия зрительного напряжения, соблюдение требований гигиены зрения, в области тифлопедагогики: владение соответствующими приемами обучения, применение специальных средств наглядности (чучел, муляжей, рельефных картинок, цветных изображений определенной величины и интенсивности окраски).

Специалисты строят работу с детьми не только с учетом коррекции выявленных нарушений, но и с учетом развития механизмов компенсации, то есть способности в условиях зрительной недостаточности эффективно, на полисенсорной основе обрабатывать информацию.

Координатором в системе взаимодействия и преемственности в коррекционной работе является тифлопедагог, так как в его ведении находится глобальная проблема.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ТИФЛОПЕДАГОГА.

Тифлопедагог планирует и проводит коррекционную работу по исправлению выявленных отклонений.

Развивает у детей компенсаторные возможности познания окружающего мира. Консультирует воспитателей по проведению занятий, посещает занятия воспитателя и анализирует усвоение детьми программы, на основании чего организует индивидуальную работу с детьми.

Обеспечивает взаимосвязь и преемственность в коррекционной работе со всеми специалистами и воспитателями.

Проводит работу с родителями.

ОСНОВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ТИФЛОПЕДАГОГА.

    Карты обследования, индивидуальные карты сопровождения, протоколы МПК.

    Перспективный план.

    Календарный план

    План работы с родителями.

    Взаимодействие с воспитателями и специалистами.

ТИПЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ ТИФЛОПЕДАГОГОМ.

Занятия по совершенствованию сенсорных эталонов.

Расширение знаний о сенсорных эталонах; закрепление представлений о

системе сенсорных эталонов; расширение умения пользоваться сенсорными

эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования;

Формирование умений пользоваться сенсорными эталонами при анализе

свойств и качеств предметов;

Расширение представлений о свойствах и качествах предметов реального мира;

Занятия по расширению способов обследования предметов.

Уточнение предметных представлений,

Формирование умения узнавать предметы в разных модальностях;

Формирование умения выделять признаки опознания,

Формирование навыков зрительного, осязательного и полисенсорного

восприятия объектов.

Занятия по расширению и коррекции представления о предметах и явлениях окружающего мира..

Расширение и углубление знаний о предметах;

Формирование способов обследования предметов на полисенсорной основе;

Закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира за

счет включения их в новые виды деятельности.

Занятия по совершенствованию глубины пространства.

Развитие пространственного восприятия за счет формирования

нестереоскопических способов восприятия глубины пространства,

Формирование умений переносить знания в свободное пространство и

практическую деятельность.

Занятия по развитию пространственного ориентирования.

Формирование пространственных представлений,

Обучение ориентировке на основе представлений.

Расширение опыта ориентировки в окружающем мире.

Занятия по совершенствованию умения воспринимать сюжетное изображение.

Формирование и закрепление умения детально, последовательно и целостно

воспринимать сюжетное изображение;

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и

отношения на основе выделения информативных признаков;

Развитие связной речи.

Занятия по развитию зрительно-моторных координаций.

Развитие навыка прослеживания глазами за действием руки;

Развитие умения удерживать в поле зрения зрительный стимул;

Развитие умения пользоваться ручкой, карандашом (проводить линии,

соединять точки, писать цифры, буквы) .

Занятия по развитию сохранных анализаторов.

Развитие осязательного восприятия;

Развитие слухового восприятия

Развитие обоняния.

Занятия по развитию психических функций:

Развитие внимания;

Развитие памяти (зрительной, слуховой, осязательной)

В работе с детьми с нарушением зрения должны соблюдаться определенные условия проведения занятий:

    Освещенность рабочего места подбирается индивидуально в соответствии с особенностями зрительной системы (снижение чувствительности к свету или ее повышение- светобоязнь);

    Поза ребенка во время занятий не должна оказывать негативного влияния на его осанку;

    Оптимальное расстояние от глаз наглядного материала 20-30 см;

    Не допущение зрительного утомления Длительность зрительной работы не должна превышать 10-15 минут.

    В перерывах для отдыха – визуальная фиксация удаленных объектов или же адаптация к белому или зеленому фону средней яркости.

Определенные требования к наглядному материалу.

    Каждое изображение должно иметь четкий контур, высокий контраст с фоном (до 60-100%).Лучше воспринимается отрицательный контраст (темное на белом, светло-желтом, светло-зеленом), чем положительный (белое на черном).

    Важно ограничивать информационную емкость изображений и сюжетных ситуаций с целью исключения избыточности, затрудняющей опознание. Имеют значение количество и плотность изображений, степень их расчлененности.

    Учет педагогом индивидуального темпа зрительной работы ребенка.

    Увеличение времени экспозиции наглядных пособий (особенно когда объект воспринимается осязательно-зрительным путем).

    Расположение иллюстрационного материала в вертикальной плоскости перед взором ребенка.

    Подключение руки для обведения формы или контура для прослеживания, использование рельефных (выпуклых) контуров.

    Не допускается расположение объектов для рассматривания на фоне окна, фоне одежды педагога.

    Не допускается расположение объектов на фоне бликующих поверхностей (окрашенных)

    Включение в процесс зрительного восприятия слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых ощущений, что позволяет сформировать у детей стойкие, качественные представления о предметах и явлениях окружающего мира.

РАБОТА ТИФЛОПЕДАГОГА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ.

Работа тифлопедагога с воспитателями не ограничивается помощью в проведении занятий, в посещении занятий. Для улучшения качества работы, осуществления специфики воспитатели должны быть вооружены специальными знаниями. Помочь им в этом должен тифлопедагог. Для этого, исходя из потребностей воспитателей, тифлопедагогом готовятся консультации.

Примерный перечень:

    Памятка для воспитателей по зрительной патологии группы, в которой дается:

    название и краткое описание нарушения

    возможности видения при данной патологии

    факторы. влияющие на ухудшение зрения

Особенности работы со слепыми детьми

Особенности работы со слабовидящими детьми

Особенности работы с детьми с амблиопией и косоглазием.

Коррекционная среда группы и перечень пособий по развитию сохранных анализаторов.

Требования к организации зрительной работы с детьми

Особенности работы по формированию навыков ориентировки в пространстве со слепыми и слабовидящими детьми

Дидактические игры в воспитании и обучении детей с нарушением зрения.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Работа тифлопедагога с родителями направлена на вовлечение родителей в домашний педагогический процесс по развитию зрительного или осязательного (в зависимости от патологии) восприятия. Для осуществления домашнего педагогического процесса родители должны быть соответствующим образом подготовлены.Для этого тифлопедагогом проводятся для них индивидуальные консультации, показательные занятия. Широко используется настенная информация в виде статей с конкретными рекомендациями по вопросам семейного воспитания детей.

Задействуются возможности интернета. Создаются закрытые группы в социальной сети, где выкладываются фото-, видеоматериалы и текстовые документы для ознакомления родителей с работой педагогов, проводятся онлайн-консультации.

Тематика консультаций для родителей.

    Семейное воспитание детей с нарушением зрения.

    Помогайте детям познавать окружающий мир.

    Косоглазие и амблиопия, причина их возникновения.

    Правильное питание для глаз.

    Отдых для глаз, лечение солнцем.

    Коррекционные игры и упражнения, способствующие развитию зрения.

    Как помочь ребенку с нарушенным вниманием.

    Что такое осязательное восприятие и как его развивать.

    Развиваем тактильные ощущения у детей дома и на улице

    Слабовидящий ребенок в семье.

ПРОГРАММЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ.

    От рождения до школы.

    Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Под ред. Л.И.Плаксиной М., 2003 г.

    Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. Научный рук-ль. В.А.Феоктистова.СПб., «Образование» 1995 г.

ЛИТЕРАТУРА.

    Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие. СПб.,1995 г.

    Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции. СПб., РГПУ им.А.И.Герцена,2003 г.

    Охраняем и развиваем зрение.Г.В.Никулина,Л.В.Фомичева,СПб., 2002 г.

    Развиваем восприятие у ребенка.М.Э.Бернардская, И.В.Блинникова, О.Г.Солнцева, М., Просвещение, 2001г.

    Сборник научных трудов «Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих»,Ленинград,1982 г.

Наши дети - это наше золото, которым мы дорожим и стараемся оберегать всевозможными способами. Их здоровье для любящих родителей всегда на первом месте. К сожалению, дети иногда рождаются с некоторыми недостатками или же приобретают их в совсем юном возрасте. Нередко при этом наблюдается нарушение зрения, и тогда приходится обращаться к разным специалистам, в число которых входит тифлопедагог. Это профессия, возможно, мало кому знакома, и поэтому попробуем разобраться в ней.

Немного ясности

Тифлопедагог - это тот человек, который, являясь ведущим специалистом, координирует и направляет коррекционно-педагогическую работу со слабовидящими детьми, включая тех, кто лишен зрения с рождения.

Свою деятельность специалист может вести по некоторым направлениям:

  • проведение обследования учащихся;
  • корректирующие специальные занятия с детьми дошкольного возраста;
  • активное участие в жизни школы;
  • помимо самих детей, специалист работает и с их родителями.

Чтобы специалист смог эффективным образом выполнять свои обязанности, он должен быть знаком с особенностями развития всех своих пациентов. Помимо этого, тифлопедагог - это тот человек, который непосредственным образом участвует в периоде обучения детей в школе. Все это он может узнать в ходе специального обследования, которое проводится на основе специальных схем и методик по работе со школьниками, имеющими зрительную патологию в той или иной степени.

Исходя из результатов обследования, можно понять, какая именно методика подойдет школьнику в соответствии с выявленными его возможностями. При этом для каждого учащегося разрабатывается специальная программа, которой специалист придерживается в ходе занятий.

Особенность профессии

Сложно переоценить значение такого специалиста, как тифлопедагог. Это важная профессия, поскольку до 90 % всей информации человек воспринимает непосредственно через зрение. Здоровые и зоркие глаза - это один из важных факторов полноценного существования в социуме и способность выживать в диких условиях природы. Однако, к сожалению, бывают разные ситуации, в результате которых можно потерять зрение или же быть слепым с рождения. В этом случае восполнять недостаток приходится иными путями.

Как правило, те люди, которые потеряли зрение, немного по-другому воспринимают окружающий мир. У них обычно существенно улучшается слух и приобретается особенная чувствительность на пальцах. Тем не менее в таких случаях просто необходима помощь со стороны, особенно в случае с детьми.

Обязанности специалиста

Главная обязанность такого специалиста, как тифлопедагог, научить слабовидящих либо полностью слепых детей получать и обрабатывать всю информацию об окружающем мире. Для этого служат уроки чтения, где используются специальные книжки со шрифтом Брайля.

Также важно привить им навыки и умения по самостоятельному обслуживанию. Но крайне важно научить детей с подобными ограниченными возможностями правильно ориентироваться в пространстве. Также задача педагога включает не только специальное обучение, но и приемы нравственного, эстетического и физического воспитания.

Большинство детей, которые слабо видят или полностью потеряли зрение, не желают останавливаться на каком-либо достигнутом результате, а хотят идти дальше в своем развитии. Любой инвалид по зрению хочет получить высшее образование, освоить интересную для себя профессию, по которой намерен работать в дальнейшем. Многие при этом останавливают свой выбор на какой-нибудь творческой или научной специальности. В этом кроется и заслуга педагогов, которые обучают всех детей необходимым навыкам, чтобы они в будущем могли работать в различных сферах производства.

История

В настоящее время существует целая наука под названием "тифлопедагогика", которая происходит от слияния двух слов: греческого τυφλός (слепой) и "педагогика" - и является разделом дефектологии. Однако у всего было начало, и основоположником этой науки является педагог из Франции В. Гаюи (1745-1822), который придерживался взглядов Д. Дидро.

У себя на родине и в России Гаюи основал первое образовательное учреждение, где слепой ребенок может получить хорошее образование. Благодаря ему было сформировано систематическое обучение слепых или слабовидящих. К тому же с этого времени к людям этой «категории» стали относиться более гуманно, как к любому полноценному человеку, который тоже нуждается в получении образования и рабочего места.

Тут стоит отметить еще одну личность - Л. Брайля (1809-1852), который является автором системы, изменившей традиционно используемое обучение слепых людей. Она основывается на комбинациях шеститочия и охватывает не только буквенные, математические, но и прочие символы. В результате слепые могут свободно писать и читать. Сам Брайль слепой с трехлетнего возраста. Сначала он был воспитанником Парижского национального института для лиц, потерявших зрение, а затем его деятельностью стала работа тифлопедагога.

Во Франции первая книга со была напечатана в 1852 году, а в России она появилась спустя некоторое время - в 1885 году. В России школы для незрячих начали появляться с 1807 года, и в течение XIX века было открыто несколько подобных учебных заведений. Обучение по тем временам стоило больших денег - около 300 рублей за год.

Можно ли стать тифлопедагогом

Если кто-либо заинтересовался данной профессией, то ее можно освоить в любом педагогическом вузе на факультете дефектологии. Однако одного желания мало, необходимо уметь работать с незрячими детьми. Также важно понимать, как инвалид по зрению воспринимает мир и как устроена его психика.

Помимо этого, нужно обладать многими необходимыми качествами. Нужно всегда оставаться добрыми к детям, любить их, быть ответственным. Но самое главное - это иметь стремление помогать слабым.

Тифлопедагогика является составной частью специальной педагогики, которая в свою очередь является структурным компонентом общей педагогики.

Важной методологической проблемой является связь тифлопедагогики с другими науками, она не может успешно развиваться изолированно, вне этой связи.

Мы уже отметили диалектическую обусловленность развития тифлопедагогики, ее связь с философией. Необходимо обозначить и указать связи этой специальной педагогики с психологией , особенно с той ее составной частью, которая называется тифлопсихология . Эффективность обучения и воспитания слепых и слабовидящих не состоится, если тифлопедагог не будет знать особенности психики этого контингента учащихся, своеобразия их познавательной деятельности.

Сложность изучения психики слепых, слабовидящих, детей с косоглазием, амблиопией заключается в том, что очень широк спектр зрительной патологии, нарушения разнообразны по структуре, по характеру, по функциональным нарушениям. Многие школьники и дошкольники вместе с нарушением органа зрения имеют нарушения слуха, речи, развития интеллекта, опорно-двигательной системы и др.

Вследствие этого научное, глубокое и объективное изучение психики людей с нарушениями зрения очень важно и необходимо для разработки приемов, способов и методик коррекционно-педагогического процесса.

Для того чтобы связь тифлопедагогики и тифлопсихологии была тесная, глубока и органическая, чтобы она эффективно влияла на практику обучения людей с нарушенным зрением, необходимо за тифлопедагогическими исследованиями признать опережающий статус по отношению к исследованиям в области тифлопедагогики при выявлении недостатков усвоения учебного материала.

Тифлопедагогика органически связана с физиологией , которая изучает жизнедеятельность человека, функционирование его систем и отдельных органов. С потерей или нарушением зрения у человека происходят изменения во многих других функциональных системах, работа сохранных органов чувств видоизменяется, и они зачастую выполняют несвойственную им роль. Например, чтение рельефно-точечного шрифта с помощью осязания слепыми школьниками.

Физиологические данные помогают правильно организовать коррекционно-компенсаторную деятельность учащихся, физиология раскрывает механизмы управления этими процессами, показывает роль среды в развитии человека, в зависимости от его возрастных особенностей. Правильное понимание закономерностей онтогенеза человека в норме и патологии позволит более эффективно и целенаправленно организовать учебно-воспитательную работу в специальных дошкольных и школьных образовательных учреждениях.

Многообразны связи тифлопедагогики и медицины , особенно с офтальмологией и гигиеной . Процесс восприятия учебного материала учащимися со зрительными нарушениями во многом зависит от клинической картины зрительного дефекта, от структурно-функциональных нарушений анализатора.

Тифлопедагог должен четко представлять, что и как видит ребенок или взрослый, какие у них зрительные возможности. В зависимости от функциональных нарушений органа зрения (острота, поле, бинокулярность, глубинное зрение, свето- и цветоразличие, фиксация взора и т.д.), организуется и методически направляется коррекционно-педагогическая работа, определяются различные эргономические рекомендации (зрительная, тактильная, физическая нагрузки, освещенность рабочей поверхности стола и др.).

Офтальмо-гигиенические рекомендации разрабатываются в отношении технических и оптических средств коррекции и компенсации зрительного дефекта, применительно к специальным средствам наглядности и раздаточному дидактическому материалу. Медицинская и педагогическая коррекция недостатков развития детей, вызванных нарушенным зрением, осуществляется в тесной связи, комплексно и системно.

У тифлопедагогики сложились тесные контакты и с социологией, наукой об обществе. Исследованы и вскрыты многие негативные социальные факторы, которые влияют на численность популяции детей с нарушением зрения. Данные социологических исследований обогащают специальную педагогику, помогают найти рычаги, влияющие и оказывающие помощь тифлопедагогическому процессу, особенно в части организации трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации слепых и слабовидящих детей.

Мы отметили лишь самые тесные и глубокие связи тифлопедагогики с другими науками, но этот перечень далеко не полный, поскольку имеются контакты и в отношении других научных дисциплин. Обучение, воспитание и развитие лиц с нарушением зрения осуществляется на стыке наук, и этот фактор во много определяет эффективность коррекционно-компенсаторного воздействия на нарушение.

I ступень – от рождения до 3х лет

Домашнее воспитание

Детский дом малютки

Центр ранней помощи

Кабинет охраны зрения при детских поликлиниках

Ясельные группы при я/с (до 2х лет)

П ступень - от 3х до 7 лет

Специализированные детские сады коррекционного вида

Специализированные коррекционные группы при общеобразовательных детских садах

УВК (д/сад и начальная школы 1-4 кл.)

Специальные группы при специальном ЦВ к Мкп

III-IV ступени – школьное обучение.

В настоящее время существует сеть специальных ДОУ смешанного типа, куда поступают в основном дети с амблиопией и косоглазием, некоторое количество слабовидящих детей и незначительное количество слепых.

ДОУ для детей с нарушением зрения работают по специальной программе, построенной с учетом своеобразия развития детей и особенностей их познавательной деятельности, двигательной сферы.

Наряду с этим ведены специальные разделы по размещению зрительного восприятия и формированию предметных представлений; социальной адаптации и ориентировке в пространстве; развитию осязания, слухового восприятия; лечебной физкультуре, ритмике, коррекции речи.

Целью данных учреждений является обеспечение лечения, возможного восстановления зрения и предупреждение ухудшения его состояния, а также создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания. С целью предупреждения, выявления вторичных отклонений при раннем выявлении нарушений зрения и преодоление, ослабление или устранение недостатков в познавательной деятельности, физических отклонений некоторых нежелательных личностных качеств детей с нарушением зрения.

Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения работают по специальной программе построенной с учетом своеобразия развития детей и особенностей формирования их познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личностей.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений III (невидящие) и IV (слабовидящие) вида для детей с нарушением зрения.

Важнейшим условием жизнедеятельности детей с нарушением зрения в условиях специального ДОУ соответствие учебных нагрузок психофизиологическим особенностям детей.

Обучение детей направлено на всестороннее развитие, коррекцию и компенсацию имеющихся у детей с нарушением зрения недостатков развития обусловленных степенью и характером зрительных нарушений.

Обучение детей с нарушением зрения в детском саду осуществляется на занятии с группой 10 человек невидящих, либо слабовидящих детей или 10 – 12 человек с амблиопией и косоглазием. Занятие носит фронтальный, подгрупповой или индивидуальный характер.

С нарушением зрения

Специальные программы разработаны на основе программы обучения и воспитания в общеобразовательном детском саду. На ряду с этим, введены специальные разделы по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировке, лечебной физкультуре, коррекции речи, ритмики.

Методы в дошкольных учреждениях используются на основе общих дидактических принципах обучения и с учетом особенностей развития детей с нарушением зрения, способов их восприятия (зрительного или осязательного), познавательной деятельности и компенсаторных возможностей.

Применение специальных методов и приемов направлено на коррекцию зрительного восприятия, предметных представлений, ориентировки в пространстве, преодоление недостатков речевого развития в предметно – практической деятельности.

Важное место в обучении занимает наглядность, которая адаптируется к условиям восприятия (зрительного и осязательного). Условие, необходимое для успешного обучения слабовидящих детей – это оптимальное использование наглядных пособий. Широко используются оптические средства коррекции зрительного восприятия.

Для преодоления вербализма предметных представлений и расширение чувственного опыта проводится специальная работа по ознакомлению с окружающей действительностью на экскурсиях. При этом важная роль отводится регулирующей роли речи как средства компенсации слепоты и слабовидения. Для коррекции недостатков развития предметно-практических действий используется метод поэтапного выполнения задания в ручном труде, конструировании, лепке, аппликации. В результате комплексного подхода к обучению и воспитанию детей формируется деятельность ребенка, его взаимодействие с окружающей действительностью и людьми. Правильному развитию ребенка способствует организация преемственности методов обучения в детском саду и в школе, а также между общественным и семейным воспитанием.

Важное место в педагогическом процессе занимает работа по преемственности и взаимосвязи коррекционно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы по развитию и активизации зрения, по его охране, а также укреплению общего состояния здоровья. Детский сад, ясли, сад для детей с амблиопией и косоглазием - специальные учебно-воспитательные учреждения, предназначенные для лечения, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста. Данный вид дошкольных учреждений входит в систему образования и открывается комитетами образования совместно с отделами здравоохранения. Общее педагогическое руководство осуществляется комитетами образования, а ответственность за обеспечение лечения возлагается на отделы здравоохранения. В дошкольные учреждения, ясли, сад, принимаются дети с 2-х до 7-ми лет. Отбор детей осуществляется на основе медицинского заключения и психолого-медико-педагогического обследования на ПМПК. Решение о зачислении в учреждение, о выходе из него принимаются ПМПК.

Основной целью дошкольных учреждений для детей с косоглазием и амблиопией является оказание комплексной помощи детям.

Обучение и воспитание включают задачи:

1. Уточнение уровня психофизического развития и организация соответствующих условий для обучения и воспитания.

2. Обеспечение общего уровня развития воспитания и обучения.

3. Создание коррекционных условий для преодоления отклонений в психофизическом развитии.

Основные программные методические документы, регламентирующие деятельность данных дошкольных учреждений разработаны в институте Коррекционной педагогике, а содержание лечения в условиях ДОУ разработаны институтом Глазных болезней имени Гельмгольца. В содержание обучения и воспитания учитываются задачи, требования и рекомендации лечебно-восстановительной работы. Во всех видах детской деятельности предусматривается тренировка – упражнения для активизации зрительных функций. Развитие зрительного восприятия осуществляется на специальных коррекционных занятиях, а также в процессе игры, общеобразовательных занятий и в повседневной жизни.

Коррекционно-развивающие занятия по:

Развитию зрительного восприятия;

Ориентировке в пространстве;

Социально-бытовой ориентировки проводятся тифлопедагогом.

Занятия по преодолению недостатков речевого развития проводятся логопедом. При этом дети объединяются в подгруппы в соответствии с уровнем речевого развития, т.е. приблизительно с одинаковым состоянием лексики, грамматики, фонетики, связанной речи. Кроме того, с детьми проводятся специальные занятия по лечебной физкультуре, ритмике, так как у детей с нарушением зрения наблюдается отклонение в развитии двигательной сферы. Весь учебно-воспитательный процесс в детском саду строится с учетом требований лечебно-восстановительной работы.

Консультативные группы для детей с нарушением зрения, не посещающих ДОУ, возникли как необходимость оказания помощи семье, в воспитании детей, имеющих нарушение зрения.

Данные группы создаются как при государственных, так и при общественных, а также частных и других дошкольных учреждениях. Комплектование групп осуществляется ПМПК. В группы зачисляются дети с момента выявления первичного нарушения. Работа с детьми осуществляется как на базе дошкольных учреждений, так и в условиях семьи. Основной целью консультативных групп является:

1. Выявление детей с нарушением зрения не посещающих дошкольные учреждения, но нуждающихся в комплексной психолого-медико-педагогической помощи.

2. Консультирование родителей в связи со своеобразием особенностями психофизического развития ребенка и разработка, совместно с родителями, программы его обучения и воспитания.

3. Обучение родителей методам, средствам и приемам воспитания и обучения детей в условиях семьи.

4. Проведение коррекционных занятий тифлопедагогом в присутствии родителей и с их помощью в дошкольном учреждении, либо в условиях семьи.

5. Изучение успешности в развитии и продвижении ребенка в процессе обучения и воспитания и составление в процессе обследования индивидуальных карт динамики психофизического развития ребенка.

Консультативные группы устанавливают связь между семьей и другими учреждениями, которые должны оказывать помощь родителям как в настоящее время, так и в будущем. Данные группы только начинают функционировать, поэтому необходимы номенклатурные акты, регулирующие их деятельность.

НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ И ДОУ

Материал заложен в решениях Министерства образования. Контроль за реализацией стандартов идет в ходе аттестации и аккредитации ДОУ.

- «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» № 677 от 1 июля 2005 года (регламентирует деятельность, его структуру, финансовую деятельность, количество групп, наполняемость);

- «О мерах по улучшению работы в специальных учебных заведениях для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии» (приказ от 18.07.91г. № 251/125, постановление СовМина РСФСР от 24.05.91г. № 278 (время работы специалистов, наполняемость групп);

- «Порядок лицензирования» приказ от 17.11.94г. № 1442 методическое письмо 61/19/12 от 17.05.95г. «О психолого-педагогических требованиям к играм и игрушкам»;

В модели ДОУ на современном этапе – личностно-ориентировочный подход, принцип дистанции, активности, самостоятельности, творчества, учет возрастного различия.

Устав дошкольного образовательного учреждения (примерные положения) № 212/9-12 от 30.03.94г.;

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении № 677 от 1.07.98г.;

Основные программно-методические документы, регламентирующие деятельность дошкольных учреждений для детей с косоглазием и амблиопией разработаны в институте коррекционной педагогики, а содержание лечения в условиях ДОУ разработаны институтом глазных болезней им. Гельмгольца.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ТИФЛОПЕДАГОГА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1.Организует и возглавляет проведение коррекционно-педагогической работы в группах для детей с нарушением зрения.

2. Участвует в работе психолого-медико-педагогических консилиумах. Обследует детей и составляет на них заключения. Проводит психолого-педагогическое изучение, составляет характеристику с учетом выявления особенностей, а также составляет индивидуальную программу по коррекционной работе.

3. Комплектует группы и подгруппы детей для специальных коррекционно-развивающих занятий.

4. Планирует и проводит подгрупповые, индивидуальные занятия по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально- бытовой ориентировке.

5. Осуществляет подбор и использование разнообразных дидактических материалов, оптических средств в соответствии с этапами лечения, в соответствии с рекомендациями офтальмолога, индивидуальными возможностями детей и программным содержанием.

6. Обеспечивает взаимосвязь с воспитателем, психологом, музыкальным работником, воспитателями по физо- и изодеятельности, медицинским персоналом (мед сестра, врач-офтальмолог и сестры ортоптистки). Учитывает их рекомендации при осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода в процессе коррекционно-развивающих занятий.

7. Совместно с другими специалистами проводит работу с родителями детей на основе индивидуального консультирования, практику открытых занятий, участвует в родительских собраниях, ведет свою рубрику в уголке для родителей.

8. Проводит наблюдение за детьми, совместные занятия с другими специалистами итогового характера.

9. Систематизирует технический и дидактический материал.

10. Участвует в обмене опытом и повышении квалификации на методических объединениях.

11. Ведет документацию, индивидуальный план работы, перспективный и календарный план работы, график посещения занятий детьми.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Обязанности воспитателя:

1. Осуществляет гармоничное, всестороннее развитие, воспитание и обучение детей с нарушением зрения.

2. Несет ответственность за здоровье и жизнь детей.

3. Проводит режимные мероприятия.

4. Проводит наблюдение за детьми в процессе выполнения ими различных видов деятельности, т.е в свободной деятельности детей, игре, в труде, на прогулках.

5. Участвует в обсуждении результатов обследования, составлении психолого-педагогических характеристик.

6. Планирует свою работу, по формированию компенсаторного обучения детей с нарушением зрения по программным разделам.

7. Осуществляет коррекционную направленность педагогической работы.

8. Организует и проводит фронтальные занятия по обучению игре, развитию речи, ознакомлению с окружающим, формированию элементарных математических представлений, трудовому обучению и самообслуживанию исходя из зрительных способностей дошкольников.

9. Реализует частные коррекционные задачи. Использует специально подобранные наглядные дидактические материалы и тифлотехнику.

10. Взаимодействует с другими специалистами: тифлопедагогом, психологом, логопедом, музыкальным работником, учителем по физо-, изодеятельности.

11. Участвует в подготовке совместных занятий с другими специалистами, в подготовке праздничных мероприятий, а также мероприятий связанных с проведением досуга.

12. Осуществляет взаимосвязь с родителями: консультации, рекомендации, родительские собрания.

13. Организует выставки продуктов деятельности детей данной группы.

14. Повышает свой профессиональный уровень.

15. Ведет необходимую документацию.

16. Участвует в подготовке конкурсов, выставок на уровне города.

Обязанности педагога-психолога специального дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушением зрения:

1. Изучает психическую сферу детей совместно с тифлопедагогом.

2. Собирает анамнестические данные для составления первоначальной психолого-педагогической характеристики.

3. Проводит индивидуальные занятия с детьми, отстающими в развитии.

4. Подбирает и оформляет дидактический материал для изучения и коррекции психического развития дошкольников с нарушением зрения.

5. Оказывает консультативную помощь родителям и другим специалистам в организации развития детей, в условиях детского коллектива и семьи, ведет психопрофилактическую работу с педагогами и родителями.

6. Совместно с другими специалистами разрабатывает задания для дошкольников с учетом степени выраженности нарушений.

7. Создает благоприятный психологический климат в коллективе специалистов по их сотрудничеству и взаимопониманию, повышает квалификацию, участвует в работе методических объединений.

Обязанности методиста (заместителя заведующего):

Методист специального (коррекционного) ДОУ должен быть дефектологом.

1. Определяет основные направления и координацию совместной работы всех специалистов учреждения.

2. Оказывает методическую и практическую помощь сотрудникам специального (коррекционного) ДОУ.

3. Организует семинары, посвященные новинкам специальной и общей методической литературы.

4. Заботится об обновлении методического фонда.

5. Готовит тематические лекции с привлечением специалистов.

6. Участвует в работе игро- и видеотеки.

7. Разрабатывает коррекционные занятия-образцы.

8. Ведет статистику пребывания детей в учреждении, что позволяет делать прогнозы и наблюдать динамику их развития.

10. Повышает квалификацию, участвует в городских, областных и районных методических собраниях.

Обязанности учителя-логопеда:

1. Изучает уровень речевого развития детей.

2. Планирует коррекционную работу.

3. Формирует речевые группы в зависимости от уровня развития речи.

4. Разрабатывает и подбирает наглядный дидактический материал.

5. Проводит совместную работу с другими специалистами по развитию речи.

6. Оформляет кабинет, участвует в совместных мероприятиях.

7. Повышает квалификацию.

8. Организует контроль за культурой речи педагогического персонала.

9. Проводит работу с родителями по формированию речи в домашних условиях.

Обязанности музыкального работника:

1. Изучает музыкальный слух детей с нарушениями зрения.

2. Воспитывает чувство ритма.

3. Развивает зрительную ориентацию.

4. Развивает координацию движений.

5. Воспитывает слуховое внимание и слуховую память.

6. Совершенствует состояние артикуляционного аппарата.

7. Адаптирует программы по музыкальному воспитанию для детей с нарушением зрения.

8. Участвует в совместной работе с другими специалистами.

9. Подбирает наглядно-дидактический материал, различные атрибуты праздника.

10. Использует элементы логоритмики.

11. Развивает эстетический вкус у детей.

12. Знакомит детей с лучшими произведениями музыкального творчества.

Функции воспитателя по лечебной физкультуре (ЛФК):

1. Обследует детей с целью характеристики их двигательного развития, что позволяет комплектовать подгруппы детей для занятий.

2. Адаптирует современные методики по ЛФК в соответствии со спецификой развития детей с нарушением зрения.

3. Изучает динамику физического развития детей.

4. Использует тифлотехнический инвентарь.

5. Сочетает занятие по физкультуре с ориентировкой в пространстве.

6. В процессе проведения занятия соблюдает гигиенические требования (освещенность, часть суток).

7. Взаимодействует с родителями и педагогическим персоналом.

8. Организует музыкально-спортивные и праздничные мероприятия.

9. Организует физкультминутки (либо дает рекомендации по проведению).

10. Принимает участие в закаливании детей, в проведении утренней гимнастики.

11. Организует туристические походы.

Подходящие образовательные специальности: «Дефектологическое образование»
Ключевые предметы: Математика, Русский язык, Биология

Стоимость обучения (средняя по России): 300000 рублей


Описание профессии:


*стоимость обучения указана за 4 года на очном отделении.

Это педагог, работающий со слепыми или слабовидящими детьми.

Особенности профессии

Большую часть информации человек воспринимает через зрение.
Зоркие глаза - это один из факторов выживания не только в дикой природе, но и среди людей. Поэтому, если человек слепнет или слеп от рождения, ему нужно научиться восполнять недостаток зрительной информации другими способами.
Восприятие мира слепыми и зрячими очень разное. У слепых обычно развивается обостренный слух и особая чуткость пальцев. Но в процессе обучения человеку требуется специальная помощь.
Со слепыми детьми занимаются тифлопедагоги.

Тифлопедагог учит слепых и слабовидящих детей получать информацию о мире, читать (для этого существуют книги со шрифтом Брайля), прививает им навыки самообслуживания, умение ориентироваться в пространстве.
А также навыки, необходимые для работы на специализированном производстве (таком, где работают слепые и слабовидящие). Ведь очень важно, чтобы окончив школу, незрячий человек мог найти себе работу.
Однако задача педагога - не только научить, но и воспитать. Поэтому важную роль в работе занимает нравственное, эстетическое, физическое воспитание.

Многие слабовидящие и даже полностью слепые дети не останавливаются на достигнутом. Они получают высшее образование, осваивают творческие профессии, занимаются наукой. В этом засллуга и их педагогов.

Слепые и слабовидящие дети посещяют специализированные детсады, учатся в специализированных школах и школах-интернатах. В стенах этих заведений педагоги заменяют им родителей. Они полностью отвечают за их жизнь и самочувствие, потому что слепой ребёнок может по незнанию попасть в опасную для себя ситуацию.

Рабочее место

Тифлопедагоги работают учителями, методистами в специализированных общеобразовательных школах, в политехнических школах-интернатах, в специальных классах массовых школ.
А также в научно-исследовательских институтах.

Важные качества

Доброта, любовь к детям, ответственность, стремление помогать слабому.

Знания и навыки

Необходимо владеть методиками работы со слепыми и слабовидящими детьми, понимать особенности их восприятия и психологии.

Где учат

Стать тифлопедагогом можно, окончив факультет дефектологии или специальной педагогики педагогического вуза.

Должностные обязаности коррекционного педагога (тифлопедагога) в условиях ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения

Коррекционный педагог организует, возглавляет и непосредственно осуществляет проведение коррекционно-педагогической работы (коррекционно развивающей, коррекнионно-воспитательной и психокоррекционной) в грзтше детей с нарушениями зрения.

Участвует (по необходимости) в работе психолого-медико-педагогической консультации (в психолого-педагогическом исследовании зрительных особенностей ребенка и составлении заключения, отражающего педагогический аспект состояния ребенка с точки зрения имеющихся у него зрительных возможностей).

Проводит психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями зрения (в начале учебного года - исходного уровня развития, в конце - динамики развития) и на его основе составляет характеристику и индивидуальную программу коррекционно-развивающего обучения и воспитания для каждого ребенка группы, обеспечивающую адекватное взаимосвязанное развитие отдельных сторон познавательной деятельности , эмоционально-волевой сферы и личности в целом.

Комплектует группы и подгруппы детей для организации коррекционной работы. Планирует проводит подгрупловые, малогрулповые и индивидуальные занятия с детьми(с косоглазием и амблиопией, слабовидением. слепотой, сложной структурой дефекта) по развитию зрительного восприятия, развитию осязания мелкой моторики, ориентировке в пространстве и мобильности, социально-бытовой ориентировке, тифлографике, развитию невербальных средств обаяния. Осуществляет подбор и использование разнообразного наглядно-дидактического материала, специальных тифлотехннческих и вспомогательных оптических средств в соответствии с этапами лечения, рекомендациями врача-офтальмолога, индивидуальными возможностями у детей и программным содержанием занятий.

Обеспечивает взаимосвязь и преемственность в коррекционной работе с воспитателем группы, логопедом , психологом, музыкальным работником, инструктором по лечебной физкультуре и медицинским персоналом (врачом-офтальмологом, психиатром , медсестрами-ортоптистками). Учитывает рекомендации специалистов при индивидуально-дифференцированном подходе в процессе коррекционной работы с детьми.

Совместно с другими специалистами проводит работу с родителями (индивидуальные консультирования; индивидуальные практикумы по поучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящим коррекционную направленность; открытые индивидуальные и подгрупповые занятия, участия в родительских собраниях с докладами по актуальным вопросам обучения и воспитания детей с нарушениями зрения).

Ведет документацию (карту обследования на каждого ребенка, индивидуальные планы работы, перспективный и календарный планы и др.); для обмена опытом и повышения квалификации принимает участие в работе педагогических советов и методического кабинета ДОУ, методических объединений округа и города.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ педагога-психолога

Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и
региональных органов управления образованием по вопро­сам образования;

Декларацию прав и свобод человека;

Конвенцию о правах ребенка;

Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда , здравоохранения, профориентации, занятости обу­чающихся (воспитанников) и их социальной защиты ;

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты;

Основы доврачебной медицинской помощи.

1.5.Педагог-психолог подчиняется непосредственно руководителю учреждения.

1.6. Во время отсутствия педагога-психолога (отпуск, болезнь
и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное прика­зом руководителя учреждения. Данное лицо приобретает соот­ветствующие права и несет ответственность за качественное и
своевременное исполнение возложенных на него обязаннос­тей.

II . Должностные обязанности

Педагог-психолог:

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществле­ния своей деятельности, - в пределах, определенных админист­ративным, уголовным и гражданским законодательством Россий­ской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, опре­деленных трудовым и гражданским законодательством Россий­ской Федерации.

ВОСПИТАТЕЛЬ (ВКЛЮЧАЯ СТАРШЕГО)

7-14й разряды

Должностные обязанности. Планирует и организует жизнедеятельность обучающихся (воспитанников, детей) и осуществляет их воспитание. Проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации. Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планирует и проводит с обучающимися (воспитанниками, детьми) коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально). Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья обучающихся (воспитанников, детей), проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье. Организует выполнение обучающимися (воспитанниками, детьми) режима дня, приготовление ими домашних заданий, оказывает им помощь в учении, организации досуга и в получении дополнительного образования , вовлекая их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам.

Организует с учетом возраста обучающихся (воспитанников, детей) работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, техники безопасности, участие в общественно полезном труде. Способствует проявлению интереса у обучающихся (воспитанников, детей) к определенному роду деятельности, к сознательному выбору профессии, содействует их трудоустройству и дальнейшему обучению. Проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек. Оказывает помощь в организации самоуправленческих начал в деятельности коллектива обучающихся (воспитанников, детей). Изучает индивидуальные способности, интересы и склонности обучающихся (воспитанников, детей), их семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия. Взаимодействует с родителями обучающихся (воспитанников, детей) или лицами, их заменяющими. Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса. При выполнении обязанностей старшего воспитателя руководит работой воспитателей. Организует и проводит реабилитационно-коррекционную и культурно-массовую работу с обучающимися (воспитанниками, детьми) в тесном контакте с советом образовательного учреждения и детскими организациями. Организует работу актива обучающихся (воспитанников, детей). Планирует внеклассную и внешкольную воспитательную работу , обеспечивает и контролирует ее выполнение. Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческой инициативы. Максимально использует возможности микрорайона для развития разносторонней общественно полезной деятельности обучающихся (воспитанников, детей). Привлекает к участию в работе с коллективом обучающихся (воспитанников. Детей) представителей общественных организаций, шефов, работников учреждений дополнительного образования. Принимает участие в разработке и составлении общего плана учебно-воспитательной работы.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену; основы доврачебной медицинской помощи; теорию и методику воспитательной работы; основы государственной молодежной политики, гражданского и трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники