Эссе педагога-психолога. Образ психолога в современном обществе. Всё о психологии имиджа Имидж практического психолога в образовании

Выступая с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию, Президент РФ В.В. Путин подчеркнул важность повышения квалификации учителей общеобразовательных школ: «…При этом самое важное, что волнует родителей, учителей и общественность, – это, конечно же, содержание образовательного процесса; то, насколько школьное образование отвечает двум базовым задачам, о которых говорил ещё академик Д.С. Лихачёв: давать знания и воспитывать нравственного человека. Он справедливо считал, что нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую». Большое внимание приковано к специалистам психологам со стороны комитета по экономической политике Совета Федерации, в котором формируется рабочая группа по разработке закона о психологической помощи. Исходя из таких актуальных проблем, которые затрагиваются на государственном уровне, нельзя обойти вниманием такой важный компонент деятельности психолога как его имидж.

Имиджелогия – это практическая комплексная дисциплина, использующая результаты ряда наук (социальной психологии, культурологии, социологии и др.) с целью создания и преобразования имиджа в профессиональную деятельность. На появление данного направления оказали влияние такие ученые как А. Н. Гаранский, Д. Джеймс, Д. Карнеги, А. В. Панасюк, Г. Г. Поченцов, В. М. Шепель и др. Изучая понятие

«имидж», ученые исследовали значение пола, профессии, принадлежности к определенной социальной группе, уровня профессионализма, индивидуально-личностных особенностей в формировании впечатления о конкретном человеке. Данные результаты дали дополнительные возможности для более эффективного руководства взаимоотношениями людей, для оптимизации процесса их общения в сфере труда, быта, образования.

Термин «имидж» в переводе с английского означает «образ», а в переводе с французского – «изображение», «представление».

Имидж психолога – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа психолога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

В психологической литературе понятие «имидж» определяется как целенаправленно сформированный образ какого-либо лица, явления или предмета, выделяющий определенные его ценностные характеристики, и призванный оказывать эмоционально-психологическое воздействие с какой- либо определенной целью. Термин «имидж» определяется сегодня и как самопрезентация, как конструирование человеком своего образа для других. Он представляет собой внешний образ человека, его портрет, черты которого передают его внутренний мир. Так, Э. Сэмпсон подчеркивает, что «личный имидж является картинкой человека, которая регламентирует то, что есть внутри него. По мнению данного ученого, имидж есть сочетание внешних и внутренних факторов». П. Берд также характеризует имидж как картинку человека, которую он представляет другим. Эта картинка, по его мнению, включает в себя то, как человек выглядит, говорит, одевается, действует, а также его умения, осанку, позу и язык тела, аксессуары. Имидж является всегда единицей символического мира, так как представляет собой знаковые характеристики. Имидж есть комплексное понятие, а это значит, что отдельные проявления имиджа должны составлять согласованное целое и не противоречить друг другу.

Имидж педагога - психолога включает в себя такие составляющие, как его внешний визуальный образ (костюм, прическа, пластика, мимика), внутренний образ (голос, доминирующее эмоциональное состояние, темперамент), менталитет. Во внешности педагога-психолога находят отражение, то есть проецируются, его внутренняя культура и самоуважение. Вербальные и невербальные средства общения, реализуемые педагогом - психологом с обучающимися и педагогами, демонстрируемые им позы и жесты, мимика, речевые интонации – все это является важными компонентами его имиджа. Все это влияет на эффективность деятельности психолога в образовательном учреждении. Именно имидж специалиста играет главную роль при первой консультации клиента. Во многом имидж укрепляет отношения психолога и клиента.

Безусловно, имидж психолога может работать против самого специалиста. Это происходит в том случае, когда внешний образ противоречит вербальному образу. Педагоги, обучающиеся, родители охотнее верят тому, что видят, а не тому, что они слышат.

Педагог - психолог образовательного учреждения должен постоянно работать над своим положительным имиджем. Целенаправленное формирование психологом своего положительного имиджа в сознании участников педагогического процесса серьезно влияет на эффективность взаимодействия в процессе работы.

Список литературы

1. Бозаджиев В.Л. Имидж психолога. - М.: Издательство «Академия Естествознания», 2009.- 219 с.

2. Капустина З. Имидж современного педагога // М.: Учитель. - 2006 - №1.- 298 с.

3. Оводова А.Г. Имидж современного педагога // М.: Начальная школа плюс до и после. - 2004 - №5. - 189 с.

4. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учеб. пособие / Е.Б. Перелыгина. - М.: Аспект Пресс, 2002. -223 с.

Поговорка наших предков: «Встречают по одежке, провожают по уму» – не потеряла своей актуальности и по сей день. Биллу Гейтсу с его миллионами, может, и не нужно очаровывать окружающих, но вот тому, кто делает первые шаги по карьерной лестнице, знания о том, как произвести благоприятное первое впечатление, просто необходимы.

Отправляясь на собеседование, деловые переговоры или свидание, мы заботимся прежде всего об одежде, прическе, прочих мелочах, не задумываясь о формировании цельного, гармоничного образа, не противоречащего нашему внутреннему миру. Помимо внешнего существуют другие виды имиджа, умелое использование которых может значительно облегчить нам жизнь.

Что означает этот термин

Давайте разберемся, каково же понятие и сущность имиджа, для чего нужно его создавать, как им управлять. Значение слова «имидж» в переводе с английского – «образ, воображение, представление».

Впервые этот термин стал применяться в маркетинге для обозначения одного из инструментов повышения привлекательности товара или услуги в глазах потребителя. Эволюционировав, он стал основным оружием крупных корпораций в борьбе за лояльность клиентов, а в конце концов переродился в имидж личности.

С точки зрения общей психологии, понятие имиджа включает в себя процессы психического представления об объективном явлении и преобразования исходной информации под влиянием фильтров восприятия. Часто итогом такой трансформации является то, что воспринятые человеческим мозгом данные разительно отличаются от действительности.

Именно этим феноменом объясняется эффективность первого впечатления, заставляющего окружающих принимать решение в пользу приятного для них человека. Помимо внешнего выделяют следующие типы имиджа:

  • Мимический имидж – подразумевает искусное владение выражениями лица, так называемыми «масками». Этот навык особенно важен для политиков, разного рода общественных деятелей, которые вынуждены держать эмоции под контролем.
  • Кинетический имидж — предполагает умение владеть телом, грациозно, плавно двигаться, правильно жестикулировать. Наше тело может выдать то, о чем молчит язык, поэтому не стоит об этом забывать.
  • Вербальный имидж – это то, что и как вы говорите. Сила слова велика – можно обрести как поклонников, так и ярых противников.
  • Ментальный имидж – это ваш настрой, мысли, чувства, убеждения, установки, верования, которые влияют на все, что вы делаете. Не зря мудрец сказал: «Одна и та же мысль может созидать, а может разрушать. Все зависит от головы, в которой она поселилась».
  • Фоновый имидж – слухи, сплетни, сопровождающие любого человека; они могут погубить репутацию или поднять до небывалых высот.
  • Статусный имидж – атрибуты богатой жизни, подтверждающие благополучие, достаток человека: дорогие автомобили, одежда, недвижимость.

Структура имиджа может быть разной, в основном она зависит от рода деятельности индивида. Например, типология имиджа политиков такова: это уверенный в себе человек, способный противостоять любым трудностям, целеустремленный, непоколебимый, честный, обладающий несомненной .

Поэтому при формировании такого образа специалисты делают упор на вербальную, кинетическую, мимическую составляющую в сочетании с внешним антуражем. Для актеров, певцов важны фоновая, ментальная компоненты, а для руководителей крупных корпораций — вербальная и статусная.

Как и для чего нужно создавать образ

В природе все нейтрально, но человеческому мозгу свойственно оценивать окружающую действительность, присваивать категории «плохо» или «хорошо». Человек с неэмоциональным имиджем скорее рискует попасть в «плохие», чем в «хорошие» из-за стереотипности мышления.

Правильно сформулированный информационный посыл будет воспринят окружающими положительно, что во многом облегчит дальнейшие коммуникации и выстраивание отношений с ними. Психологи отмечают два важнейших свойства имиджа:

  • Наделение объекта качествами, на самом деле ему не присущими.
  • Возможность манипулировать мнением людей за счет искусно созданного образа.

Психология выделяет следующие функции имиджа: идентификацию, идеализацию, противопоставление. Смысл идентификации состоит в облегчении признания объекта как неопасного, достойного доверия. Вторая функция помогает «улучшить» объект в сознании индивида, снизить порог критичности оценок. Последняя выстраивается путем сопоставления имеющихся имиджей, т.е. добрый лучше виден рядом со злодеями.

Так что такое формирование имиджа? С точки зрения психологии, можно выделить следующие этапы формирования имиджа: сбор и анализ информации о человеке, создание образа, получения ответной реакции и внесение изменений. Дополнительно на первом этапе обозначаются цели, которых планируется достигнуть за счет нового образа, и задачи, которые нужно решить для достижения нужного эффекта. Последние два этапа могут повторяться многократно, пока не будет получена нужная реакция целевой аудитории.

В США, по статистике, услугами профессиональных имиджмейкеров и коучеров, создающих персональный имидж, пользуются примерно 20% работающих женщин и 25% мужчин, в Европе – около 15% работающих обоих полов. В основном это топ-менеджеры крупных корпораций, руководители средних фирм, которые понимают, что неправильный имидж может разрушить карьеру. В России эта цифра значительно ниже: согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в Москве в 2015 году, она составляет не более 3% от общего числа участников исследования.

Как создать свой имидж, который будет выделять вас из толпы? Коучеры утверждают, что имидж человека должен соответствовать его профессии. Креативность уместна только для людей творческих, в обычном офисе излишне модные или вызывающие образы оттолкнут окружающих. Важно учитывать, что имидж и репутация взаимосвязаны, поэтому неподходящий образ может отрицательно повлиять на характеристику, которую дадут вам коллеги по работе.

Как создать нужный образ

Имидж в психологии – одна из самых интересных тем, ей посвящены самые объемные труды и множество проведенных практических исследований. Создание имиджа должно проходить несколько стадий и учитывать особенности законов восприятия. Первый закон рекомендует определить ту аудиторию, на которую нужно произвести впечатление. Например, в образ поп-звезд закладывается посыл сексуальности, раскованности, исключительности.

Второй закон связан с ассоциативностью, т.е. имидж должен вызывать положительный отклик у окружающих. Отрицательные ассоциации могут свести на нет все хорошие отзывы о вас как о личности и специалисте. Часто негатив очень быстро срастается с имиджем, и сменить его на новый становится гораздо сложнее.

Последний закон касается адекватности создаваемого имиджа истинному и умеренной оригинальности. Речь идет о физических параметрах, особенностях мышления и представления индивидом себя. Если у девушки круглое лицо, не стоит делать стрижку каре, которая еще больше подчеркнет эту особенность. Полным мужчинам не рекомендуется носить зауженные брюки и пиджаки, также стоит избегать светлых тонов в одежде.

Часто люди задаются вопросом, как поменять имидж, если в вашей жизни произошли существенные изменения? Во-первых, вам придется найти для себя новый стиль и полностью сменить гардероб, оставив только самые универсальные вещи. Во-вторых, нужно позаботиться о новой прическе и макияже, которые изменят ваш образ до неузнаваемости. Последний пункт самый важный, он позволит вам добавить изюминку новому образу за счет изменений в манере речи и языке тела.

Леди и бизнес

Добиться успеха в мире крупного бизнеса и политики очень сложно, особенно для представительниц слабого пола, поэтому привлекательный внешний облик становится дополнительным преимуществом. Так что такое имидж деловой женщины и из чего он складывается?

Самый популярный и успешный образ был разработан американскими имиджмейкерами еще в 50-х годах: сначала этот стиль демонстрировали первые леди государств, затем мода на него охватила все слои работающих женщин. Маргарет Тэтчер, Нэнси Рейган, Хилари Клинтон, Эльвира Набиуллина – яркие примеры того, каким должен быть правильный имидж деловой женщины.

Создавать образ следует комплексно, избегая излишней мягкости или жесткости, находя баланс между внешним обликом и внутренним миром женщины. Имидж и стиль одежды должны быть продуманы до мелочей и гармонично дополнять друг друга: например, строгий деловой костюм можно украсить милыми, но стильными аксессуарами. Тяжеловесные и дорогие украшения, излишне яркий макияж, короткие юбки, глубокие декольте – табу, так как вызывают неоднозначную реакцию людей.

Деловой имидж предполагает не только костюм, хорошую обувь, правильный макияж, но и наличие манер, знание делового этикета. Главное правило – быть естественной, любая фальшь будет восприниматься как попытка обмана и вызовет недоверие к вам как к специалисту. Не старайтесь играть роль успешного человека – просто будьте им.

Поведенческий имидж означает полное владение своим телом, от походки до малейшего движения бровей. Не стоит во время разговора закидывать ногу на ногу или ерзать – это будет воспринято как желание завершить общение. Скрещенные на груди руки собеседник инстинктивно сочтет недоверием к нему или излишней замкнутостью. Не стоит смеяться без причины или использовать двусмысленные намеки – это может нанести серьезный урон вашей репутации.

Психология имиджа предполагает, что, создав себе определенный образ, мы постепенно перенимаем его качества и трансформируем в свои собственные. Важно подготовить сознание к восприятию нового, улучшенного «Я», чтобы не вызвать противоречий или сопротивления своего внутреннего цензора. Психологи советуют пройти обучающие тренинги, которые помогут адаптироваться к новым установкам и снизят уровень стресса. Автор: Наталья Иванова

Имидж школьного психолога.

В своей работе я хотела бы рассмотреть имидж школьного психолога, так как считаю, что эта профессия на данном этапе развития общества очень важна. Современные дети с одной стороны эмоциональны, гиперактивны и впечатлительны, а с другой замкнуты, подвержены стрессам и неконтролируемой агрессии. По причине занятости или невнимания родителей школьники остаются наедине с самими собой, их некому выслушать, поддержать. В связи с этим, проблема отсутствия психологов в большинстве школ России как никогда актуальна.

Профессиональный имидж практического психолога - это собирательный, обобщенный образ, раскрывающий наиболее характерные для него черты. Его составляющими являются:

Профессиональная компетентность;

Психологическая культура

Социально-демографические и физические данные

Визуальный имидж

Формируя свой имидж, профессиональному психологу, работающему в системе образования, недостаточно знать, что ему следует изменить в своем облике, когда и что ему надевать. Важными моментами в технологии самоимиджирования, на мой взгляд, являются:

Целостность восприятия собственного образа;

Адекватная самооценка;

Знание особенностей своего характера.

С конца 80-х годов в нашей стране стала активно развиваться практическая психология образования. К настоящему времени во многих школах введена штатная единица « педагог-психолог», многие высшие учебные заведения готовят психологов специально для работы в образовательных учреждениях. Однако по-прежнему нет ясности и четкости в определении функций школьного психолога и круга, решаемых им задач. Зачастую, приходя в школу, молодому специалисту трудно найти и занять свою нишу в специфической закрытой системе школы. Требуется немало времени на то, чтобы адаптироваться и понять систему образовательного учреждения, определить направления своей работы.

А между тем, консультирование в школе играет очень важную роль: каждый родитель или педагог имеет право обратиться к психологу с проблемой, или просить о помощи относительно ребёнка. Школа для ребёнка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого - всё это получает ребёнок в школе. Именно здесь необходимо выработать единую линию работы и педагогов, и родителей, и психолога. Психолог помогает ребёнку усвоить весь этот опыт через освоение поведения, и построение собственной позиции, при которой у ребёнка вырабатывается осознанное восприятие мира. Многие ошибочно считают, что психолог занимается только тестированием, а уроки психологии проходят на уровне факультативных занятий и не представляют ничего ценного для знаний ребёнка. У школьника, при слаженной работе психолога и педагогического коллектива, формируются условия для создания личностной. Психолог может выявить причины неуспеваемости, расторможенности или агрессивности детей.

Конечно, в профессии школьного психолога, как впрочем, и во многих других, есть свои сложности.

Ученики, как правило, сами не обращаются к психологу, особенно это касается младших школьников. Обычно за них это делают родители или учителя. Приводят и говорят слушать, что скажет профессионал. Учителя приводят детей чаще, поскольку хотят, чтобы психолог разобрался с проблемами трудного ребенка, с которым сами они уже не в состоянии бороться. Родители обращаются реже по нескольким причинам: некоторые считают, что их ребенок самый лучший и поэтому предпочитают не замечать сложностей, другие просто не доверяют психологу, поскольку не имеют правильного представления о выполняемых им функциях, или просто не верят, что он способен что-то сделать.

Старшеклассники, случается, приходят сами, без советов и рекомендаций. В основном их волнуют проблемы выбора профессии, особенно в отсутствии ярко выраженных интересов и способностей. Также часто обращаются за помощью неуверенные в себе ребята, имеющие трудности в общении со сверстниками.

И всё же, я считаю, имидж школьного психолога нельзя точно определить, так как во всех учебных заведениях психологическая служба находится на разном уровне, а где-то о психологе даже и не слышали, поэтому в представлении различных людей психолог будет иметь достаточно противоречивые характеристики.

Чтобы разобраться в этом вопросе, я попробую привести пример двух московских школ.

В каждой из них был проведён опрос учеников старших классов. Всем были заданы одни и те же вопросы: Кто такой школьный психолог? Каковы его функции в вашей школе? Каким должен быть школьный психолог, чтобы вы не боялись к нему обратиться?

В одной из школ, результаты оказались плачевными. Здесь работает один психолог, и у большинства опрошенных представления о его работе не сформированы или полностью неадекватны. Почти половина испытуемых демонстрируют наиболее распространенный стереотип в отношении психолога - они воспринимают его как врача, лечащего людей с психическими отклонениями. В качестве причин, которые могли бы побудить обратиться к психологу, обычно указывается нарушение психики. Ученики не смогли внятно объяснить функции школьного психолога. Многие просто затруднились ответить на этот вопрос, остальные же предлагали варианты типа: «Это человек, который пару раз в год даёт нам какие-то тесты». Последний вопрос также не дал разносторонних ответов. Школьники считают, что им вообще не нужен психолог, и они к нему всё равно никогда бы не обратились. Опрос, проведённый в этой школе, показал, что здесь психологическая служба находится на нулевом уровне, психолог нужен разве что «для галочки», с детьми он практически не занимается, а его имидж представляется ученикам абсолютно безликим и чуждым.

Вторая школа, подвергшаяся нашему «испытанию» приятно удивила. Здесь дети воспринимают психолога, как человека, всегда готового им помочь. Подавляющее большинство опрошенных перечислили массу функций этого специалиста. На вопрос: «Каким должен быть школьный психолог, чтобы вы не боялись к нему обратиться»? – многие отвечали «таким как наш». Среди качеств они выделили умение слушать, понимать, сопереживать, доброту, порядочность, искренность, заинтересованность в проблеме. Психолог, по их мнению, должен обладать приятной внешностью, мягким голосом, одеваться не ярко, но стильно. По этим ответам мы видим, что в этом учебном заведении психолог – не лишний человек – его любят, уважают, самое главное: к нему обращаются.

Как удалось узнать, психологическая служба данной школы состоит из двух психологов, каждый из которых осуществляет психологическое сопровождение учащихся на протяжении всего обучения их в образовательном учреждении. Здесь даже есть один специализированный психологический класс и спецкурсы по психологии.

На основе всего вышесказанного мы пришли к выводу, что школьный психолог – незаменимый специалист, который наряду с преподавателями должен входить в педагогический коллектив.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что удачно созданный имидж косвенно гарантирует высокое качество услуги, служит свидетельством того, что профессионал работает образцово, поддерживая порядок во всем. Тем самым имидж формирует уважение к профессионалу, доверие к его предложениям и рекомендациям.

Сейчас школьному психологу приходится тяжело. Из-за заблуждения о «ненужности» данной профессии и недостаточного уровня заработной платы часто работать психологами идут люди, не имеющие не то что профильного, но даже какого-либо дополнительного образования по специальности «Психолог». Из-за этого в некоторых школах имидж школьного психолога уже изрядно подпорчен.

Хочется верить в то, что со временем наша система образования поймёт уникальность и незаменимость школьного психолога как специалиста занимающегося именно своим делом. И, может быть, именно он сделает наших детей чуть-чуть счастливее?

Правительство Российской Федерации

Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики

Факультет психологии

Кафедра общей и экспериментальной психологии

ЭССЕ

по дисциплине «Общая психология»

Образ психолога в массовом сознании

Студентка группы № 181

Латыпова Алина Дамировна

Проверила

Кузнецова Мария Дмитриевна

Москва 2012

Введение

«Психолог, представленный на вечеринке, сразу оказывается предметом повышенного внимания и веселья, способных вызвать даже некоторую неловкость» .

На дне первокурсника в парке имени Горького ведущий на сцене перечислял факультеты НИУ ВШЭ, и студенты должны были откликаться, когда звучало название их факультетов. Когда настала очередь факультета психологии, ведущий заговорил таинственным голосом и совершил странный жест рукой, который, как мне показалось, символизировал неопределенность, непонятность.

Почему он это сделал? Кем он считает психологов

Я неоднократно становилась свидетельницей ситуаций, в которых, когда заходила речь о психологах, люди принимали совершенно комический таинственный вид, округляли глаза, переглядывались, давясь усмешками и произнося слово "псих". Что это все значит? Какими люди представляют психологов?

В фильмах, телесериалах, в популярной литературе также имеет место множество событий, в которых, с появлением психолога, люди начинают вести себя неестественно. С чем это связано?

Именно на эти вопросы я попытаюсь найти ответ, потому что в данный момент они являются в некоторой степени животрепещущими, так как мне, как первокурснице факультета психологии, чрезвычайно интересны причины подобного поведения и отношения.

Нередко я, озвучивая выбранную мной специальность, наблюдала множество различных реакций: мои собеседники удивленно округляли глаза и после вели себя сдержанно, другие же говорили: «О, скажи про меня что-нибудь, ты ж психолог!». Услышав подобное восклицание, я, обычно, растерянно молчу, потому как совершенно не знаю, что на это вообще можно ответить.

Как мне думается, сдержанность одних вызвана как раз таки мыслями о том, что психолог есть ни кто иной, как скрытый, таинственный манипулятор, который умеет дергать людей за ниточки душ, словно марионеток. Вторые же, скорее всего, убеждены в том, что психолог очень хорошо разбирается в людях и по каким-либо внешним признакам может определить личностные черты, разгадать «тайну души», понять, кем человек на самом деле является. К тому же, огромное количество фильмов и сериалов о психологах влияют на мнение масс, как-то сериал «Теория лжи», главный герой которого списан с Пола Экмана - известного тем, что занимается изучением того, как ложь отражается на поведении человека. Насколько мне известно, учение Пола Экмана не является вполне научным, и, тем более, определять лжецов по мимике на факультете психологии не учат. Впрочем, как не учат и никаким невероятным техникам манипулирования .

Я спросила своих знакомых о том, кем они считают психологов, почитала мнения людей на форумах в Интернете, на проекте Ответы (mail.ru) и определила, что мнения людей расходятся на несколько основных русел.

Психолог - это циничный манипулятор, который видит людей насквозь

образ психолог стереотип сознание

Некоторые полагают, что психологов учат «тайным знаниям», они знают механизмы всех человеческих чувств и умеют ими управлять, по невербальным признакам могут определить, что человек думает, что он из себя представляет и что испытывает. Такой психолог может незаметно заставить людей делать то, что ему нужно, он оказывает влияние, умеет «убеждать». Такие люди - хорошие бизнесмены, которые создают новые учения, религии и даже «секты». Не получившие психологического образования и не имеющие к психологии никакого отношения люди легко могут стать жертвами подобных «психологов», которые зарабатывают огромные суммы обманом.

Конечно, существуют деятели, которые, получив более или менее сносное психологическое образование, придумывают новые учения, пишут пособия о том, «как разбогатеть/поумнеть/стать успешным/исполнить все желания/научиться манипулировать за короткий срок», но, как мне кажется, все эти псевдоучения - «вода», бессмысленное и беспощадное отравление мозга читателей, и если они считают все это полезным и действенным, а авторов-психологов влиятельными и компетентными людьми, то это лишь следствие их (читателей) собственной неразумности .

Психолог - это понимающий человек, который всегда выслушает и поможет, "которому можно выплакаться". К нему можно обратиться за советом, он поможет, «направит на путь истинный». Психолог знает ответы на все вопросы, он способен разрешить любую проблему, в то время как у него самого проблем нет, иначе какой он профессионал? Он обладает чудодейственными методами разрешения сложных ситуаций и за одну консультацию может помочь вновь обрести утерянную гармонию в душе. Более того, у него нет личной жизни, он весь на службе у людей, посвящает себя им и только им.

Такая точка зрения, возможно, выраженная мною немного гротескно, но зато ярко и понятно, кажется мне наивнейшей. Психолог - это тоже человек! У него есть личная жизни . И наличие у него собственных проблем вполне нормально, это как если бы стоматолог, у которого заболел зуб, был признан некомпетентным - нелогично, абсурдно!

Психолог наклеивает «ярлыки»

Также существует мнение о том, что психологи занимаются типизацией людей, наклеиванием "ярлыков". Различные классификации, тесты на определение типа темперамента, соционика и т.д. создают впечатление, будто психологи занимаются исключительно систематикой человеческих психических свойств.

Как мне кажется, все это условно и относительно. Никакая типология не является абсолютно истинной, а каждый человек, в свою очередь, уникален.

И еще одна довольно-таки интересная точка зрения: психологи - это «в основном больные люди». Очень часто, читая форумы и обсуждения в Интернете, я сталкивалась с подобным мнением. Именно словосочетание «больные люди» то и дело мне встречалось. Также мне хотелось бы привести некоторые цитаты: «больные люди, которые из-за своей болезни не могут никак по иному зарабатывать деньги кроме как шевелить палкой в проблемах других людей», «люди с проблемами, но удачно их скрывающие..», «больные люди, немного поправившие свою психику медитативными практиками» .

Общеизвестен факт, что многие студенты идут учиться на психологов для того, чтобы разобраться в самих себе, суметь найти решение и объяснение своим проблемам. Но мне совершенно не ясна причина, по которой большое количество людей считает психологов психически нездоровыми. Более того, существуют совершенно абсурдные «сентенции», в которых психологов называют шаманами, волшебниками и экстрасенсами ! У меня не выходит из головы фотография таблички у церкви, где написано: «Церковные свечи запрещается продавать лицам, обращающимся к служителям темных сил, т.е. колдунам, магам, экстрасенсам, чародеям и психотерапевтам». Осмысленное объяснение данному феномену я дать не могу.

Фрейд

У многих образ психолога ассоциируется с известным основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом. Знания трудов З. Фрейда у большинства людей поверхностны, неглубоки, они впитывают информацию, которая «витает в воздухе», из анекдотов, разнообразных историй; более того, многие знают о нем только два слова: «теория» и «сексуальность». Все это перемешивается, сливается с образом психолога и создает невообразимо искаженное мнение о психологах, которое проявляется в неприличных шуточках, смешках или же наоборот - яростное возмущение. Видимо, им кажется, что психологи какие-то извращенцы, которые ставят людей на одну ступень с животными.

К счастью, мне случалось встречать адекватные, соответствующие действительности предположения о том, кем являются психологи. Но, все же, большое число людей не видят разницы между психологом и психотерапевтом, полагая, что психолог тот же врач. Бытует мнение о том, что психологи лечат, имеют право выписывать лекарства, определяют диагнозы.

Отсюда вытекает еще один миф, который можно выразить вот в таком вопросе: «Что я больной что ли, чтобы к психологам ходить?» . Во многом из-за этого стереотипа о том, что к психологам ходят исключительно психически нездоровые, люди прибегают к, например, алкоголю или обращаются к друзьям, которые вполне могут оказаться несведущими в той или иной ситуации; хотя разумнее было бы проконсультироваться у психолога.

Также, очень хотелось бы привести пример из моего личного опыта (и, как мне кажется, опыта каждого студента факультета психологии): некоторые знакомые (относящиеся к неосведомленным) порой произносят поразительное: «Скажи обо мне что-нибудь, ты ж психолог!». Очень наивно и опрометчиво говорить это студентам, которые еще не получили полного высшего образования и опыта; то бишь, если такому студенту хватит неразумности сказать что-нибудь необоснованное или резкое, то велика вероятность того, что это не будет соответствовать правде или даже ранит спрашивающего человека, отпечатается в его душе и очень долго будет расстраивать его, может быть даже натолкнет на какие-то необдуманные поступки, изменения, многих довольно легко ранить или «задеть» словом .

«Так кто же такой психолог? Это специалист. Это человек, который может профессиональным оком взглянуть на вашу проблему и помочь найти решение. Это проводник, который несет фонарь, пока вы не выйдите на свет» .

Мне очень нравится это определение, во многом из-за слова «помочь», так как психолог не ищет сам решения, не предлагает готовое, а лишь помогает найти его.

Заключение

На самом деле, исследуя мнения о том, кем являются психологи, сталкиваясь с несоответствием реального образа психолога с представлениями о нем, я от души посмеялась. Невозможно без смеха читать про «шаманов» и «служителей темных сил», но, с другой стороны, чрезвычайно печальна такая некомпетентность.

Люди не знают, кто такие психологи, строят нелепые предположения, основанные на невнятных слухах, вместо того, чтобы просто взять и хотя бы почитать Википедию.

Искаженные образ психолога в массовом сознании часто отталкивает людей от психологов, то есть при возникновении проблемы, с которой стоит обратиться к психологу, люди этого не делают ввиду каких-то стереотипов.

Мне остается только посочувствовать незнающим и пожелать быть более любознательными и менее подверженными влиянию мнения обывателей.

Список используемой литературы

Бергер П. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива/ Пер. с англ. О.А. Оберемко под ред. Г.С. Батыгина. М.: Аспект-Пресс, 1996.

Василькина Ю., Кто такой психолог? - 2011. [Электронный ресурс]. URL: <#"justify">Шадриков В.Д., Мир внутренней жизни человека. - М.: Университетская книга, Логос, 2006. - 392 с.: ил.

Шанс А., Мифы о психологах, или кто такой психолог? - 2012. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 15.11.2012)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 2. Сущность имиджа педагога-психолога в общей системе взаимодействия, значение его внешнего вида
  • Заключение
  • Список литературы
  • Введение

Понятие image в последние годы прочно входит в словарь современного человека. Что же такое имидж?

Многие справочные издания раскрывают содержание понятия имидж, трактуя его как целенаправленно формируемый образ; как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ; как набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью; или как мысленное представление чего-то ранее видимого...конкретного или абстрактного, сильно напоминающего... в представлении о другом.

Таким образом, чаще всего понятие имидж расшифровывается как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.

В России понятие имидж стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в конце XX столетия. Массовый читатель был осведомлен в этой сфере благодаря отдельным популярным публикациям зарубежных практиков-дизайнеров, визажистов, парикмахеров. В середине 90-х годов появились первые серьезные отечественные разработки по имиджированию, посвященные психологическим аспектам формирования имиджей (Р.Ф. Ромашкина, Е.И. Манякина, Е.В. Гришунина, П.С. Гуревич, Ф.А. Кузин, В.Д. Попов, Б. Г Ушиков, В.М. Шепель, И.А. Федоров и др.).

Существует ли специфический имидж педагога? -- задает вопрос известный отечественный психолог Л.М. Митина и утвердительно отвечает на него: Педагога определяют в непрофессиональной среде очень быстро. Причину подобного автор видит в том, что «...большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе устаревших и неконструктивных традиций и правил свою индивидуальность, самобытность....».

В данной работе мы изучим вопросы внешнего вида педагога-психолога и его имиджа в общей системе взаимодействия.

1. Социально-психологические основы имиджа педагога-психолога

Рассмотрение содержания работ, относящихся к психологии познания людьми друг друга, выполненных известными отечественными и зарубежными психологами в последнее время, позволяет четко увидеть определенные тенденции, характеризующие развитие этого направления. Опираясь на теорию формирования человека, как субъекта труда, познания и общения, развития личности в процессе деятельности и общения, проанализируем основные положения процесса познания человека человеком с учетом его возрастных, индивидуальных и профессиональных особенностей.

Имидж, обладает сходными со стереотипом свойствами: ярко выраженной эмоциональной оценкой, устойчивостью у представителей различных социальных групп, схематичностью. С установкой имидж роднит то, что сформированный имидж влияет на готовность к совершению определенных действий по отношению к оцениваемому объекту.

Однако, как нам представляется, имидж обладает рядом особенностей, позволяющих говорить о нем как об обособленном механизме социальной перцепции.

Имидж - это специально конструируемый образ для потенциальных обучающихся и всех участников целостного педагогического процесса, который должен соответствовать их ожиданиями и потребностям . В имидже изначально, по сути, задается: схематичность и неполнота, а также положительная направленность эмоционального оценивания. Положительная оценка, присущая имиджу, крайне важна, так как является залогом устойчивости предприятия в кризисных ситуациях и гарантией успеха политика на выборах. Имидж играет роль и имеет место при опосредованном общении больших групп людей, когда основным источником информации об образовательном учреждении, школе или конкретном педагоге являются средства массовой коммуникации.

Таким образом, имидж как результат перцепции человека или учреждения гораздо в меньшей степени основан на чувственном восприятии или непосредственном контакте субъекта с объектом, нежели другие установочные знания .

Мы берем за основу определение, приведенное В.Н. Куницыной, о том, что имидж - образ, представление, методом ассоциаций наделяющий объект дополнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего этот объект. Наше определение распространяется на все случаи употребления понятия, имеется ли в виду имидж педагога, имидж школы или имидж учреждений образования. Отличие имиджа педагога и имиджа школы, на наш взгляд, заключается только в том, что при перцепции предприятия отсутствует опора на реальный, осязаемый и воспринимаемый объект, на «функциональные» характеристики, присущие в той или иной степени педагогу или лидеру.

В педагогике, а также в ряде других наук, «имидж» получил свое заслуженное признание. Появление педагога в ореоле человека, создающего свой собственный имидж, позволил говорить о появлении новой отрасли имиджелогии - педагогической имиджелогии. В общепризнанном и нашем представлении, имидж педагога - экспрессивно окрашенный стереотип ощущения образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа преподавателя, существующие качества органически переплетаются с теми свойствами, которые приписываются окружающими людьми.

Тем не менее, педагогическая имиджелогия - принципиально новая ветвь, отчасти модная и работающая на аудиторию. Педагогическая имиджелогия позволяет иначе взглянуть на преподавание в высших учебных заведениях и на самого педагога.

Иными словами, в рамках педагогической имиджелогии имидж педагога рассматривается как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию имиджа, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий. Этим, в частности, объясняется то, почему определения и положения имиджелогии не следует некритически переносить в область социальной психологии имиджа, цель которой - теоретическое отражение имиджа как объективного социально-психологического явления, познание тех объективных социально-психологических закономерностей, которые лежат в основе его возникновения и функционирования и которые в той или иной мере, соответствующей степени их осознания, могут быть использованы в практической имиджелогии. Социально-психологическое определение имиджа должно учитывать его двойственную природу - социальную и психологическую. Будучи образом субъекта для социальной группы, имидж в определенном смысле является в то же самое время и образом данной группы для данного субъекта, так как построение имиджа происходит в соответствии с осознанными или неосознанными представлениями субъекта о характеристиках группы, для которой строится имидж. Имидж нельзя рассматривать лишь как феномен психической жизни индивида, но в то же время неверно описывать его и как исключительно проявление внешних по отношению к индивиду факторов, в том числе и воздействия группы. Он является проявлением работы психики по согласованию ее собственных импульсов с индивидуальным и групповым опытом.

С учетом всего сказанного, можно предложить следующее социально-психологическое определение имиджа педагога: имидж - это символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия педагога с участниками целостного педагогического процесса.

В современном, потерявшем многие былые ориентиры российском обществе профессия педагога утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Но всегда ли только экономический фактор определяет имидж педагога и отношение к нему со стороны учащихся и родителей? Что могут сделать сами педагоги, чтобы поднять престиж профессии?

Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога, ведь общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в общественном сознании типичных особенностей ее представителей.

Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его понимают как маску. Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное быть, а не казаться. Всякие разговоры про имидж педагога воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним .

Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия педагога учеником является формирование образа педагога. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого педагога, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.

Есть и другая сторона проблемы -- педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!

Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для учеников и учителей. Поданным Е. Русской, в списке десяти профессионально значимых качеств педагога в конце XX столетия имидж занимает второе место с точки зрения детей и лишь восьмое -- с точки зрения самих учителей.

Имидж педагога проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие.

В образе конкретного педагога соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога.

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

2. Сущность имиджа педагога-психолога в общей системе взаимодействия , значение его внешнего вида

Сегодня профессиональные социально-гуманитарные знания, педагогические умения не обеспечивают современному педагогу достижения высокого уровня успешности в избранной сфере деятельности. Необходимо умение располагать к себе людей, а, значит, заботиться о своем имидже.

Многие думают, что имидж необходим только политикам и бизнесменам, менеджерам, общественным деятелям. Это неверно. Имиджелогия - наука о технологии личного обаяния - считает, что своим имиджем необходимо заниматься всем, чья профессиональная деятельность связана с людьми. Для педагогов, чья деятельность реализуется главным образом в общении с людьми, проблема имиджа имеет особо важное значение. Но в педагогической сфере далеко не все озабочены тем, какое впечатление они производят на окружающих. Педагога слишком занижают значение своего имиджа. А ведь имидж - своеобразный инструмент, помогающий выстраивать отношения с окружающими, тем более 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешних данных собеседника. Если внешность педагога привлекательна, ему легче склонить на свою сторону собеседника или аудиторию. Точно также можно оттолкнуть от себя людей неприглядным внешним видом .

«Имидж» - это слово, которое появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с английского оно значит «образ». Причем под образом нужно понимать не только визуальный, зрительный образ (вид, облик), но и образ мышления, действий, поступков. Это и умение общаться, искусство говорить и, особенно, слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяет тот образ, в котором педагог-психолог предстает перед учениками и коллегами. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность является либо продолжением наших достоинств, либо становится еще одной отрицательной чертой, мешающей жизни и карьере. Иначе говоря, русское слово «образ» должно употребляться в широком смысле - как представление о человеке.

Большинство ученых включает в это понятие не только внешность человека, определяемую его анатомическими особенностями и стилем одежды, но практически все характеристики, доступные восприятию. Так, психолог П. Берд пишет, что имидж - это «полная картинка о вас», которую вы представляете другим. Она включает то, как вы выглядите, говорите, одеваетесь, действуете; ваши умения, вашу осанку, позу и язык тела; ваши аксессуары, ваше окружение. Отдельные специалисты, которые в своей практической деятельности специализируются именно на улучшении внешности клиента, употребляют термин «имидж» в узком значении, подразумевая под ним только собственно внешность (лицо, прическу, стиль одежды и т.д.).

Итак, имидж - целенаправленно сформированное представление, наделяющее объект дополнительными ценностями, благодаря чему способствующее эффективному взаимопониманию и влиянию. Пути построения имиджа осуществляются с помощью как природных качеств индивида, так и специально выработанных. Эти проблемы исследует имиджелогия, которая функционирует во взаимодействии со всем комплексом социальных наук. Особые профессиональные и общественные функции педагога, необходимость быть всегда на виду у своих воспитанников, их родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности педагога, его моральному облику. Это, в свою очередь, определяет успешность педагогической деятельности. Для педагога необходимо единство внутреннего содержания, деятельности и внешнего облика. Поэтому следует отдельно рассмотреть структуру имиджа педагога. .

Вспомним поговорку: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Для многих людей информация, полученная от зрительного образа, является единственным «банком данных» о человеке, и на этом основании они выстраивают свои отношения. И, чем точнее создан образ педагога, тем легче людям общаться с ним, и тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык со своими учениками.

Поэтому можно сделать вывод, что эффект личного обаяния играет едва ли не главную роль в работе педагога, порой является едва ли не единственным аргументом в решении проблемных ситуаций. Обаятельный облик педагога оказывает мощное положительное психотерапевтическое воздействие на его подопечных.

Первым шагом на пути к созданию «эффекта ореола», думаем, можно считать работу над собственным имиджем. Визуальная привлекательность - первостепенная составная имиджа педагога. Здесь значение имеет и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка.

Однако просто иметь соответствующий внешний вид явно недостаточно. Необходимо, чтобы сам педагог-психолог чувствовал себя комфортно, и чтобы его уверенность передалась аудитории. Если педагог знает, что хорошо одет, удачно причесан, находится в сносной физической форме, то он будет уверенным в себе. Если же педагог почувствует, что у него что-то не так, что-то не соответствует его собственным стандартам, то он невольно начнет сосредотачиваться именно на этой детали, что будет постоянно отвлекать его внимание. Если же внешность педагога привлекательна, то он может склонить аудиторию на свою сторону еще до того, как произнесет первое слово.

Поэтому при выборе одежды, необходимо помнить о сочетании цвета и рисунка, о броских деталях, отвлекающих внимание. Подбирая минимальный гардероб, следует учитывать комбинации цветов, чтобы можно было варьировать различные детали одежды. Лучше всего выбирать натуральные ткани или ткани с добавлением синтетики. Костюм должен быть хорошо скроен, безукоризненно пригнан и сшит.

Волосы должны достойным образом обрамлять лицо. Они не должны доминировать, затенять привлекательные черты или привлекать к себе чрезмерное внимание. Откидывание волос от глаз, перекладывание прядей и прочая суета - все это отвлекающие жесты .

Помимо этого, многие профессиональные современные педагоги своим успехом обязаны и голосу. Так же, как и о внешнем виде, люди составляют свое суждение о голосе в течение нескольких секунд. Голос - это то звучание, которое произносит человек при помощи колебания связок, находящихся в горле. Это звучание и есть техническое обеспечение речи педагога. Голос педагога имеет огромное значение: он является средством, которое может возвысить значимость речи, но он нередко выступает средством и нивелировки значимости речи, преобразует ее потенциальное позитивное влияние в нечто противоположное - в агент разлагающего воздействия.

Голос должен содействовать успешности педагога. Некоторые компании за рубежом посылают своих сотрудников на семинары и частные курсы по постановке голоса. Там профессионально ставят правильное произношение, четкую артикуляцию. Подопечные будут охотнее слушать педагога, если у него приятный голос. Неважно, какой голос достался от рождения. Благодаря систематическим упражнениям, педагог сможет избавиться от акцента, научиться четко артикулировать и правильно произносить звуки.

Работа над собственной техникой речи может сыграть положительную роль в профессиональном становлении молодого специалиста и повышении успешности в деятельности педагога со стажем.

Так называемый «невербальный» имидж связан с тем, насколько мы обладаем приятными манерами, под которыми подразумеваются жесты, мимика, поза, походка. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникационных связей с людьми.

Характеризуя невербальные действия педагога как признак, выражающий отношение к детям, следует проследить изменение голоса в следующих ситуациях: сначала вальяжно сесть на стуле, скрестив ноги, и обратиться к воображаемому абстрактному человеку. Затем, в измененном положении: корпус наклонен немного вперед. В обоих случаях фиксируется интонация голоса.

Проиллюстрировав результаты можно заметить, как поза педагога влияет на содержание речи и интонацию голоса: во втором случае будет скорее пожелание, вежливое обращение, в первом же просьбы не получится, а будет каприз, приказ. Расположение корпуса тела педагога в акте взаимодействия с учащимися имеет существенное значение. Легкий наклон корпуса вперед, легкий наклон головы в сторону и улыбка - не только располагающе влияют на аудиторию, но и заставляют разделить точку зрения педагога.

Характеризуя язык жестов как систему телодвижений, используемую в качестве средства общения наряду с вербальной речью, можно показать, как язык жестов связывается с культурными традициями народов, социальных групп. Так, к примеру, с помощью жестикуляции во время речевой заминки как бы временно «выручает», «защищает» от нападения оппонента: размашистость и решительность жестов говорит о волевых качествах педагога; нервические подергивания тела свидетельствуют о неуверенности человека, психологическом дискомфорте.

Говоря о походке педагога, целесообразно подчеркнуть, что она также является выражением его имиджа. Сутуловатая фигура педагога, затяжеленно, размеренно передвигающаяся по кабинету, настраивает учащихся на выполнение педагогических требований, держит их в психологическом напряжении. Легкая, "порхающая" походка, напротив, расслабляюще действует на детей и способна вызвать у них противоположный настрой. Она в меньшей степени мобилизует учащихся на выполнение учебных заданий. В этом случае внимание школьников скорее будет сосредоточено на экстравагантности педагога, чем на важности учебного материала.

Отмечая выразительность движения мышц лица (мимику), как проявление человеческих чувств, переживаний, эмоций, следует обратить внимание на то, что зачастую начинающий педагог-психолог не умеет управлять своим лицом и мимические реакции опережают речевые. Дети очень наблюдательные и точно сопоставляют микромимические реакции со смысловым содержанием речи педагога. Если в результате сопоставления вербальной и невербальной речи они невольно чувствуют фальшь, обман, лицемерие, то педагог-психолог, обнаруживший это однажды, не будет пользоваться личностным доверием учащихся.

Немаловажное значение имеет и образ жизни педагога. Имидж образа жизни педагога - это то, как люди воспринимают его личную жизнь, отношения с окружающими и домочадцами, его моральные принципы, достоинство, поведение и характер. Иногда бывает, что все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает. Совсем не обязательно, чтобы люди любили педагога, просто он должен им нравиться.

Конечно, создание позитивного имиджа педагога - непростая задача в наше проблемное время. Личное обаяние нередко «вырабатывается». Оно требует огромной работы над собой, но приносит хорошие плоды: формирует позитивные по отношению к педагогу установки окружающих, делает общение с ним приятным и комфортным. Кризис в обществе, семье, недостойная заработная плата, интенсивный труд, вынужденные повышенные учебные нагрузки, конфликтогенность школьных социумов, отсутствие авторитета педагога - все это не располагает к работе над собой .

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.

Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.

Эмоционально богатый педагог-психолог, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий..., способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

В ситуации, когда значение внешнего вида педагога становится во главу условий первого успеха, согласно социологическим исследованиям (по данным В.М. Шепеля, 1997), только 19% учителей удовлетворены своим внешним видом. Вот проблема, которую надо решать незамедлительно! -- призывает В.М. Шепель.

На педагога смотрят внимательно. Образ педагога сохраняется в памяти в самых ярких внешних характеристиках. Примером тому могут служить воспоминания различных писателей и публицистов.

Грамотно реализовать функцию самоподачи в педагогическом общении педагогу важно, особенно в момент формирования первого впечатления о себе. Как показывают исследования, 25% начинающих учителей испытывают наибольшие затруднения в ситуациях первого контакта с учениками.

Феномен первого впечатления во многих случаях определяет дальнейшую динамику процесса взаимодействия. Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности, -- писал А.А. Бодалев.

На основе первого впечатления формируется изначальный и нередко довольно устойчивый стереотип восприятия педагога. Первое впечатление об учителе играет большую роль в возникновении педагогического воздействия, влияния на детей.

Формируя стратегию и тактику самоподачи, необходимо учитывать, что 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешнего облика человека (по данным Н.В. Панферова). Еще Н.Д. Левитов в своих исследованиях, проведенных в 40-е годы XX столетия, отмечал, что в первом впечатлении об учителе учащиеся оказываются более солидарными между собой, чем в последующих.

3. Причины необходимости создания имиджа педагога и его понимание

В основе понятия "имидж" лежит латинское слово imago, которое означает образ, облик, картину, подобие. Правда, в глубокой древности это слово уже употреблялось в переносном смысле для обозначения посмертных восковых масок, снабженных текстом, в котором отображался библиографический характер "воссозданного" образа. В начале XX века возникло формалистическое течение популярных поэтов лириков - "имажинизм", сторонники которого придавали самодовлеющее значение художественному образу, как правило, вычурному, осложненному. В настоящее время понятие "имидж" активно используется в сфере предпринимательства как основное средство психологического воздействия на потребителя, имидж стал элементом теории и практики "Паблик рилейшнз", прочно войдя в общественную жизнь.

Имидж возник как следствие социальных потребностей и призван обеспечивать эффективную деятельность по их удовлетворению. Стартовой точкой возникновения имиджа является спровоцированное социумом желание нравиться, чтобы достигать своих эгоистических целей. В современных педагогических словарях имидж педагога определяется как эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. Имидж должен отражать личностные качества педагога: профессиональную компетентность, творческий и духовно-нравственный потенциал, владение прогрессивными технологиями обучения и воспитания, способность к непрерывному образованию. Имидж педагога выполняет следующие функции: профессиональную - в контексте педагогической деятельности способствует выполнению профессиональной функции обеспечение высокого качества обучения и воспитания); социальную - способствует развитию творческой активности учащихся, повышению статуса и престижа профессии педагога, повышению общественной значимости этой профессии; духовно-нравственную - оказывает влияние на формирование личности ученика, проявляющуюся в отношении к окружающим людям, к природе, к предметному миру, к духовным ценностям, нравственных качеств учащихся (ненасилие, сотрудничество, честность, доброта, уважение к другим людям); визуальную - оказывает влияние на формирование положительного внешнего впечатления, воспитывает культуру внешности.

Словосочетание "имидж педагога" является сравнительно новым для педагогической науки. И в этой связи интересно узнать, как сами практикующие педагоги и будущие педагога понимают это словосочетание и что вкладывают в его смысл. В опросе приняло участие 433 человека (педагога московских школ и студенты педагогического вуза МГПУ).

Полученные ответы учителей и студентов не представляли принципиальной разницы. Обе категории сходятся во мнении и под имиджем педагога понимают совокупность качеств: внешний вид (50%), культура поведения (34%), профессионализм (20%), внутренние принципы (16%), образ педагога (15%), личностные качества (11%), умение производить впечатление (8%). Таким образом, можно сказать, что в общественном сознании практикующих и будущих педагогов имидж педагога понимается как совокупность внешних и внутренних индивидуальных, личностных и профессиональных качеств педагога. Индивидуальный имидж педагога - это гармоничная совокупность внешних и внутренних, индивидуальных, личностных и профессиональных качеств педагога, призванных продемонстрировать его желания, готовность и способность к субъект - субъектному общению с участниками образовательного процесса. Этого определения будем придерживаться и мы в своем исследовании. Образ педагога, его имидж - это совокупность качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью. Он синонимичен персонификации, но более обобщен, поскольку в него включены как естественные свойства личности, так и специально наработанные, созданные искусственно. Имидж необходимо рассматривать как часть целой структуры авторитета. Приведение имиджа педагога в состояние, соответствующее целям управления учебно-воспитательным процессом - важный момент в формировании авторитета педагога. Создание привлекательного имиджа педагога является существенным фактором для построения авторитетных отношений. Педагог-психолог часто рассматривается окружающими как символ образовательного учреждения. Поэтому позитивный имидж педагога является важной составляющей имиджа общеобразовательного учреждения. Он находится в неразрывной связи и является компонентом общей структуры имиджа общеобразовательного учреждения .

Имидж педагога во многом зависит от его педагогического стиля. В древнем мире стилем называли литературный слог, индивидуальную творческую манеру. Понятие "стиль" многозначное. Под стилем педагога обычно понимают стиль его работы, стиль взаимоотношений между участниками образовательного процесса (педагог-психолог - ученик, педагог-психолог - педагог-психолог, педагог-психолог - администрация), контакты с родителями учащихся, манеры поведения и привычки педагога, характеризующиеся особенными отличительными чертами. В контексте того, что педагог-психолог является руководителем ученического коллектива, можно говорить о стиле педагогического руководства. Стиль руководства выражается в том, какими приемами педагог-психолог побуждает коллектив к действию, к инициативному и творческому решению задач, стоящих перед классом, как контролирует результаты деятельности. Обычно стиль отличается устойчивостью, но устойчивость эта относительна, поскольку стилю присуща и определенная динамика. Умение быть мобильным в стилевых проявлениях рассматривается как достоинство и многими исследователями ценится так высоко, что, по их заверению, "наилучший тип руководителя - это динамический" и что "умение руководить - это умение менять стиль руководства". Наиболее распространенной классификацией стилей руководства является их деление на авторитарный, либеральный и демократический. Педагог-психолог, придерживающийся авторитарного стиля, единолично решает все вопросы жизнедеятельности класса, определяет каждую конкретную цель, исходя лишь из собственных установок, строго контролирует решение любой задачи и субъективно оценивает результаты. Ему в большей мере характерно требовательное и в меньшей степени уважительное отношение к учащимся. Авторитарный педагог может добиться слепого подчинения путем диктата, нажима, психологического давления.

Важно обратить внимание на то, что учащиеся, как правило, боятся такого педагога. Дети внешне заискивают перед ним и одновременно награждают его обидными прозвищами. Авторитарному педагогу в большинстве случаев не доверяют. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению конфликтных ситуаций.

Либеральный стиль реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами школы и учащихся. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Для либерального стиля в большей мере характерно уважительное и в меньшей степени требовательное отношение к учащимся. Авторитетом среди детей такой педагог-психолог не пользуется, так как школьники чувствуют его психологическую слабость; он непоследователен в своих действиях, разбросан, часто свои требования не доводит до логического завершения. Атмосфера в классе нерабочая, дисциплина неудовлетворительная. Несмотря на кажущуюся противоположность либерального и авторитарного стилей, у них есть общие особенности: дистанционные отношения между педагогом и учениками, отсутствие между ними доверия, обособленность и отчужденность педагога, демонстративное подчеркивание им своего доминирующего положения. Демократический стиль предполагает, что педагог-психолог ориентирован на развитие активности учащихся, привлечение каждого ребенка к решению общих задач.

Демократический стиль более приемлем в реализации учебно-воспитательного процесса. Педагог-психолог, проявляющий в равной мере высокий уровень требовательности и уважения к учащимся, пользуется доверием и авторитетом у коллег, к его мнению прислушиваются, часто обращаются за помощью. Основная особенность этого стиля - взаимоприятие и взаимоориентация. Для формирования позитивного имиджа педагогу необходимо обладать демократическим стилем взаимодействия с учащимися, создавать «мажорный» психологический климат в классе и поощрять открытость и доверие учеников. Мы уже говорили о том, что все компоненты структуры имиджа взаимосвязаны и взаимодополняемы. Так, несмотря на то, что стиль деятельности педагога является частью профессионального компонента, в нем проявляются и личностные качества, преломленные в определенной степени через призму особенностей и потребностей руководимого им коллектива; общая и профессиональная культура, отражающая общую и профессиональную ценностные ориентации; особенности характера и темперамента. Психологический тип личности педагога выступает и как условие профессионального стиля деятельности. Стиль деятельности педагога во многом характеризуют отношения с учениками. Стиль отношений во многом складывается подсознательно и постепенно, но это не значит, что стиль формируется стихийно. Процесс становления стиля деятельности следует рассматривать как сложный процесс, длящийся достаточно долго. К тому же тот или иной стиль руководства в чистом виде встречается редко .

В реальной педагогической практике чаще всего имеют место "смешанные" стили. Педагогическую технику также необходимо рассматривать как структурную единицу профессионального компонента общей структуры имиджа педагога.

Педагогическая техника относится к средствам выразительного воздействия при решении самых разнообразных задач обучения и воспитания, ее следует рассматривать как одно из слагаемых педагогической технологии, выступающим в виде совокупности умений по использованию своего психофизиологического аппарата как инструмента воздействия. Но весь профессиональный компонент имиджа педагога пронизан личностным содержанием: и культура, и ценности, и характер - все находит свое отражение в профессиональном компоненте.

Заключение

Таким образом, в педагогике, а также в ряде других наук, «имидж» получил свое заслуженное признание. Появление педагога в ореоле человека, создающего свой собственный имидж, позволил говорить о появлении новой отрасли имиджелогии - педагогической имиджелогии. В общепризнанном и нашем представлении, имидж педагога - экспрессивно окрашенный стереотип ощущения образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа преподавателя, существующие качества органически переплетаются с теми свойствами, которые приписываются окружающими людьми. Тем не менее, педагогическая имиджелогия - принципиально новая ветвь, отчасти модная и работающая на аудиторию. Педагогическая имиджелогия позволяет иначе взглянуть на преподавание в высших учебных заведениях и на самого педагога.

В современном, потерявшем многие былые ориентиры российском обществе профессия педагога утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога.

Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для учеников и учителей. Имидж педагога проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие. В образе конкретного педагога соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога.

Конечно, создание позитивного имиджа педагога - непростая задача в наше проблемное время. Личное обаяние нередко «вырабатывается». Оно требует огромной работы над собой, но приносит хорошие плоды: формирует позитивные по отношению к педагогу установки окружающих, делает общение с ним приятным и комфортным.

Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Список литературы

1. Вилсон Г. Язык жестов - путь к успеху - СПб: Изд."Питер", 2006. - 224 с.

2. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Эксмо, 2007 - 896 с.

3. Капустина З. Имидж современного педагога // М.: Учитель. - 2006 - №1.- 298 с..

4. Оводова А.Г. Имидж современного педагога // М.: Начальная школа плюс до и после. - 2004 - №5. - 189 с.

5. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учеб. пособие / Е.Б. Перелыгина. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 223 с.

6. Яковлев С. Имидж учителя: каким ему быть? О стиле педагогических отношений с учащимися. // М.: Учитель. - 2008. - №1. - 234 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общие и специальные требования к личности педагога-психолога. Создание имиджа профессионального психолога. Этические принципы психологической и педагогической деятельности. Виды помощи педагога-психолога и правила ведения диагностики и консультирования.

    реферат , добавлен 28.08.2011

    Развитие профессионального мышления студентов на основе изучения дисциплины "Направления деятельности и должностные обязанности педагога-психолога и социального педагога". Принципы и достижения мировой и отечественной психолого-педагогической науки.

    методичка , добавлен 20.02.2010

    План работы педагога-психолога. Диагностическое исследование личности педагога. Стиль управления персоналом. Самооценка и экспертная оценка лидерских качеств. Диагностика эмоционального "выгорания" личности. Доминирующие стратегии конфликтного поведения.

    отчет по практике , добавлен 27.03.2016

    Специфические особенности и направления деятельности психолога в дошкольном образовательном учреждении. Принципы планирования и разработки развивающих и психокоррекционных программ, критерии оценки их эффективности. Анализ качеств личности психолога.

    отчет по практике , добавлен 23.07.2015

    Теоретическое обоснование природы и психологии имиджа учителя. Вербальные и невербальные средства общения как важные составляющие имиджа. Характеристика механизмов формирования образа в психике. Изучение основных элементов построения имиджа учителя.

    реферат , добавлен 17.01.2013

    Наркомания и связанная с ней преступность. Индивидуально-психологические особенности наркозависимых. Индивидуальная профилактическая работа по проблеме наркомании. Направления работы педагога-психолога по профилактике наркомании среди несовершеннолетних.

    курсовая работа , добавлен 19.07.2009

    Направления работы психологической службы в школе. Цели и задачи работы педагога-психолога. Основные проблемы, с которыми обращаются к психологу. Практика проведения психодиагностики ребят младшего школьного возраста, используемые при этом методики.

    отчет по практике , добавлен 18.04.2013

    Цели и задачи образовательного учреждения. Принципы в работе психолога образователного учреждения. Продолжительность различных видов работ педагога-психолога образования. Этические принципы и правила работы практического психолога. Кабинет психолога.

    отчет по практике , добавлен 27.02.2007

    Характеристика детского дошкольного учреждения, структура его финансовой и хозяйственной деятельности. Анализ организации образовательного процесса. Особенности деятельности педагога-психолога детского сада. Психодиагностическое обследование детей.

    дипломная работа , добавлен 12.04.2014

    Понятие имиджа. Функции имиджа. Имиджмейкер. Имиджмейкинг. Понятие имиджмейкинга. Создание долгосрочного имиджа. "Быстрый" имидж. Технологии защиты имиджа. Сущность процесса формирования имиджа. Компоненты имиджа.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники