Блудница - это кто такая? Вавилонская блудница

2 года ago Enottt Комментарии к записи Новый ЗаветВавилонская блудница отключены

Просмотры: 2 516

Первоисточником образа вавилонской блудницы является Откровение Иоанна Богослова (вторая половина I века). Явившийся Иоанну Богослову ангел предлагает ему увидеть «суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином её блудодеяния упивались живущие на земле» (Откр. 17:1-2). Ангел ведёт его в пустыню, где он:

увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства её; и на челе её написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя её, дивился удивлением великим.

(Откр. 17:3-6)

В указанном отрывке жена на звере называется «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным » (др.-греч. Βαβυλὼν ἡ μεγάλη, ἡ μήτηρ τῶν πορνῶν καὶ τῶν βδελυγμάτων τῆς γῆς ), а ниже и просто «блудница» (ἡ πόρνη), от чего и произошло её прозвание «Вавилонская блудница » (хотя дословно такого словосочетания в тексте Апокалипсиса нет). В последующем рассказе ангел поясняет символическое значение этого образа:

  • зверь, на котором восседает блудница: «был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдёт в погибель» (Откр. 17:8);
  • 7 голов: «суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой ещё не пришёл, и когда придёт, не долго ему быть» (Откр. 17:9-10);
  • 10 рогов: «суть десять царей, которые ещё не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час» (Откр. 17:12);
  • воды, на которых сидит блудница: «суть люди и народы, и племена и языки» (Откр. 17:15).

В 18-й главе Апокалипсиса Иоанн Богослов описывает падение блудницы: «пал, пал Вавилон великий» (Откр. 18:2). В качестве кары, постигшей Вавилонскую блудницу, называется огонь (Откр. 18:7-8).

В этом рассказе Иоанна образ блудницы полностью олицетворён в Вавилоне (по-гречески город - πόλις - женского рода), а порой встречаются следующие фразы: «…видя дым от пожара её, возопили, говоря: какой город подобен городу великому!» (Откр. 18:18).

В искусстве

Вавилонская блудница изображается согласно букве священного текста: как женщина в дорогих одеждах (обычно пурпурных), сидящая на семиглавом звере, с чашей в руке. Крупных произведений на эту тему нет - сюжет остаётся прерогативой книжной миниатюры, гравюр и карикатур. Образ блудницы представлен в грандиозной серии шпалер «Анжерский апокалипсис» (конец XV века), образцом для которого послужили миниатюры из рукописных «Комментариев к Апокалипсису» (X век). Наиболее часто изображения вавилонской блудницы можно встретить в иллюминированных Апокалипсисах, как западной работы, так и русских (у старообрядцев популярны миниатюры к «Толкованию на Апокалипсис» Андрея Кесарийского, при создании которых они следовали древнерусской традиции лицевых изображений в рукописях). Реже сюжет встречается во фресковой живописи.

В иконописи примером изображения блудницы может служить икона «Апокалипсис» Успенского собора Московского Кремля, созданная в конце XV века. На ней образ блудницы лишён отталкивающих свойств и больше соответствует античной традиции, напоминая изображения Европы на быке.

Ангел показывает Иоанну Богослову вавилонскую блудницу (французская миниатюра, XIV век)

Блудница, сидящая на водах «Анжерский апокалипсис» (конец XV века)

Вавилонская блудница (миниатюра Бамбергского Апокалипсиса, XI век)

Вавилонская блудница (миниатюра лицевого Апокалипсиса, XVI век)

Вавилонская блудница (раскрашенная гравюра Ганса Бургкмайра, 1523 год. Иллюстрация к изданию перевода Библии Мартина Лютера)

Вавилонская блудница (русский лубок, 1800-е годы)

Вавилонская блудница едет верхом на семиглавом звере (гравюра Альбрехта Дюрера)

Гравюра. Из книги Томаса Брайтмана. Йодокус Хондиус (1563-1612) - фламандский гравер, картограф и издатель

Иллюстрация из Библии Оттенриха, 1530-1532

Лукас Кранах Старший — папесса Иоанна, изображена в виде вавилонской блудницы

В одном из самых распространённых и загадочных текста, пророчествующих о конце света, в Апокалипсисе важную роль отводиться, так называемой Вавилонской блуднице. Что это за фигура? Почему она так важна в предсказании конца света и как она с ним связана?

Вавилонская блудница конца света - этот образ со времен распространения «Откровения» стал предметом многочисленных богословских толкований и споров. В самом же апокалипсисе ангел, явившийся Иоанну Богослову предлагает ему увидеть «суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле». Далее о ней же: «жена, сидящая на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим».

Интересно отметить, что в качестве исторического прообраза блудницы из видения Иоанна, по мнению исследователей, могли выступать жрицы малоазийских храмов, где была широко распространена храмовая проституция.

Некоторые исследователи предполагают, что конкретным историческим прообразом вавилонской блудницы могла быть императрица Мессалина, третья жена императора Клавдия, внучатая племянница императора Августа. Ее распутство описано Тацитом и Светонием. Мессалина прославилась тем, что по ночам под видом проститутки приходила в один из римских лупанариев, чтобы удовлетворить свою похоть.

Естественно, с образом блудницы у богословов связываются различные города и империи. Наиболее распространенным толкованием является соответствие образу блудницы Риму или Римской империи. Также существует мнение, что этим городом является Иерусалим или Москва (у старообрядцев).

И это не лишено смысла, поскольку впервые образ блудницы появляется в Книге пророка Исаии, где, осуждая пороки Иерусалима, пророк восклицает: «Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия!» То есть город выступает в роли падшей женщины.

Но намного более распространенным является другое мнение: Вавилонская блудница представляет собой «город антихристианскаго царства, который может быть назван Вавилоном из-за своего боговраждебного влиянию на другие народы. Это мнение основано на словах Иоанна Богослова: «Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями».

Более поздние христианские движения стали рассматривать Вавилонскую блудницу как образ отпавшей от веры церкви. В различное время Вавилонской блудницей называли Католическую, Православную или Протестантские церкви.

© Святослав Горский

Нет человека, который бы ничего не знал о Вавилоне. Все слышали о Вавилонской башне, смешении языков, вавилонском столпотворении, блуднице на семиглавом звере. Все это легендарный Вавилон. Но каким он был на самом деле? Мы расскажем.

«Врата бога»

Вавилон был основан представителями самой первой цивилизации мира – шумерами, в III тысячелетии до нашей эры. Тогда это было небольшое поселение, не игравшее никакой заметной роли в жизни страны, несмотря на свое громкое имя – Кандингирр, что по-шумерски значит «врата бога». Впоследствии город не раз переходил под власть царей Аккада – государства, которое со временем поглотило Шумер.

В 1894 году до н. э., когда город захватил аморейский вождь Сумуабум, первый царь Вавилона и основатель I Вавилонской династии, население города уже было преимущественно аккадским. Поэтому Сумуабум начал свое правление с переименования Кандингирра. Точнее, он просто перевел древнее название на аккадский язык, которое отныне стало звучать как «Баб-или» - Вавилон, «врата бога». Только вот какого бога имели в виду сначала шумеры, а потом аккадцы – неизвестно.

Древний мегаполис

Сказать, что Вавилон был крупным городом – не сказать ничего. Это был настоящий мегаполис, который на протяжении 15 столетий оставался главным торговым, экономическим, политическим и культурным центром Востока. Что письменные, что археологические источники говорят о небывалых размерах столицы древней Месопотамии. По словам Геродота, Вавилон имел вид четырехугольника, где каждая сторона содержала в себе 120 стадий, что равняется 22 км. То есть, если верить его описанию, общий периметр города составлял 88 км! И это только внутри городских стен, не считая прилегающих к ним крупных латифундий и вилл богатых граждан.

Археологи, правда, считают, что «отец истории», как всегда, слегка преувеличил. Результаты раскопок говорят, что общая площадь Вавилона времен своего расцвета, то есть в 7-6 веках до н.э., не превышала 10 квадратных километров с населением не менее полумиллиона человек. Но и в этом случае, Вавилон был большим городом даже по современным меркам, а по сравнению с другими древними городами, это был настоящий гигант, с очень высокой плотностью населения. Судя по дошедшим до нас документам, жители Вавилона сталкивались с теми же проблемами, что и любой современный житель Москвы, Лондона, Токио или Нью-Йорка.

Городская земля и недвижимость стоили очень дорого, конфликты на этой почве возникали постоянно. Судились даже из-за стен. До нас дошла история, как один из жильцов двух домов с общей стеной, некий Мардук, назвал стену своей собственностью и потребовал от своего соседа Забаба-иддина, с которым у него не сложились отношения, вынуть балки кровли своего дома из чужой стены. То есть, фактически попросил Забаба уничтожить свой дом собственными руками. Когда тот не согласился, Мардук подал на него в суд и выиграл дело. Забабу заставили убрать свои балки и возместить ущерб.

«Город грехов»

В христианской и иудейской эсхатологии Вавилон предстает нам как совершенно безнравственный город, который рано или поздно разделит судьбу Содома и Гоморры. В Апокалипсисе от Иоанна о нем напоминает образ вавилонской блудницы, а о самом городе говорится: «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным». Именно такое неизгладимое впечатление произвел Вавилон на евреев за время знаменитого вавилонского плена при царе Навуходоносоре II, когда жителей Иудейского царства насильственно переселяли в Вавилонию.

Но не только предвзятое отношение евреев создало апокалиптический Вавилон. Богатым кварталам с роскошными особняками зажиточных граждан противопоставлялись нищие районы с лачугами бедноты, публичными домами и подозрительными трактирами, служившими пристанищами для разного сброда. Вавилонский уголовный мир в древности славился не меньше чем современные итальянские и американские гангстеры. Там можно было даже получить своего рода диплом мастера уголовных дел. Так, в апреле 629 года, некий Набу-уцалли обязался за 2 года 5 месяцев обучить вавилонянина Бэл-аххе-риба ремеслу бандита и сутенера. За это учителю полагалось, помимо процентов от «работы» ученика, 17 грамм серебра «на чаевые». В случае неудачи, ученик имел право взыскать с преподавателя компенсацию. Мы узнаем об этом благодаря тому, что договор был оформлен официальным контрактом и зафиксирован. Об успехе подобных сделок можно судить хотя бы потому что, ночью ходить по городу не рекомендовалось. До нас дошла история Син-идинна, префекта одного из храмов страны, чье знакомство с городом началось с того, что у него в первый день увели осла с поклажей.

Процветали в Вавилоне и увеселительные заведения. Причем задействованы в этой индустрии были не только рабыни и представительницы маргинальных сословий, но и девушки из богатых семей. Геродот в своей «Истории» рассказывал, что каждая вавилонянка должна была раз в жизни выполнить свой долг перед богиней Милиттой, местным вариантом Афродиты или Венеры – отдаться за деньги чужестранцу. Придя в храм, она не могла вернуться домой, пока какой-нибудь иноземец не бросит ей в подол деньги и не соединится с ней за пределами священного участка. «Исполнив священный долг богине, женщина шла домой, и затем уже ни за какие деньги не овладеешь ей вторично». По одной из версий, именно это описание храмовой проституции впоследствии создало «вавилонскую блудницу».

Достать рукой до Бога


Вавилон исчез с лица земли в 165 году н.э. во время одной из атак римлян. Но слава пережила сам город. Больше всего путешественниками не давала покоя легенда о Вавилонской башне – ветхозаветной причине происхождения различных языков. За нее в разное время принимали руины на холме Бирс Нимруд (пригород Вавилона), развалины вблизи города Гиллы, где находится масса кирпичей, цементированных земляной смолой, как сказано в Библии. Ее поиски продолжаются, хотя сегодня принято считать, что прообразом Вавилонской башни стал самый высокий зиккурат в Древней Месопотамии в Вавилоне. Ступенчатая башня-зиккурат являлась непременным атрибутом главного храма каждого ассиро-вавилонского города. На ее вершине исполнялись религиозные обряды и велись астрономические наблюдения. Традиция строительства зиккуратов идет еще от шумеров, которые поклонялись своим богам вначале на вершинах гор, а после переселение в низменное Двуречье, начали возводить специальные насыпи, «соединяющие» небо и землю. Прототипом Вавилонской башни принято считать зиккурат Этеменанки при храме верховного бога Мардука, что в переводе значит: «Дом, где сходятся небо с землею». Чем-то напоминает рассказ о легендарной башне «высотою до небес».

Геродот описывает Этеменанки следующим образом: «Посреди храма стоит массивная башня, имеющая по одной стадии (185 м) в длину и ширину. Над этой башней поставлена другая, над второй третья и так далее до восьмой. Подъем на них сделан снаружи: он идет кольцом вокруг всех башен. Поднявшись до середины подъема, находишь место для отдыха со скамейками: восходящие на башню садятся здесь отдохнуть. На последней башне есть большой храм, а в храме стоит большое прекрасно убранное ложе и перед ним золотой стол. Провести ночь в храме никому не дозволяется, кроме одной только туземной женщины, которую выбирает себе божество».

Когда Этеменанки был построен неизвестно, но во II тысячилетии до нашей эры он уже существовал. Он регулярно перестраивался и реконструировался, возможно, легенда о Вавилонской башне описывает самую масштабную его реконструкцию при Навуходоносоре, когда высота башни достигла 91 метра.

Вавилонской блуднице посвящены 17 и 18 главы Откровения Иоанна Богослова. До сих пор меня охватывает дрожь при чтении этих строк. Конечно, я знаю множество толкований образа блудницы, и солидных, и высосанных из пальца, но предпочитаю им собственное ощущение. Для меня Вавилон - это цивилизация с ее пороками и мерзостями. «…ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы. И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле». Как это верно!

Вавилонская блудница. Миниатюра из «Бамбергского Апокалипсиса», изданного в 1000 г. Книга, принадлежавшая императору Оттону III, выполнена в лучших традициях Оттоновского Возрождения.

И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле.

Вавилонская блудница. Книжная миниатюра 1047 г.

И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.

Вавилонская блудница. Книжная миниатюра 1060 г.

И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.

Падение вавилонской блудницы. Миниатюра, выполненная Геррадой из Ландсберга в конце XII в. Геррада - настоятельница Гогенбургского монастыря неподалеку от Страсбурга, автор иллюстрированной энциклопедии «Сад утех» (Hortus deliciarum).

Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим. И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов.

Смерть Вавилонской блудницы. Иллюстрация из французской Библии 1250 г.

Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится.

Вавилонская блудница. Миниатюра из «Фламандского Апокалипсиса» 1410 г.

Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть.

Вавилонская блудница. Гравюра Альбрехта Дюрера. 1498 г.

И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час.

Вавилонская блудница. Миниатюра лицевого Апокалипсиса святого Андрея Кесарийского. XVI в.

Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные. И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки.

Вавилонская блудница. Гравюра Ганса Бургкмайра. 1523 г.

И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне; потому что Бог положил им на сердце - исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии. Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями.

Вавилонская блудница. Рисунок Матиаса Герунга. 1532 г.

После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее.

Вавилонская блудница. Гравюра XVI в.

И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее. Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое.

Вавилонская блудница. Рисунок XVI в.

Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!». За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее.

Вавилонская блудница. Фреска церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (Ярославль). Конец XVII в.

И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара ее, стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой.

Вавилонская блудница. Гравюра 1800 г.

И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает, товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора, корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих.

Вавилонская блудница. Русский лубок. 1800-е гг.

И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и все тучное и блистательное удалилось от тебя; ты уже не найдешь его.

Вавилонская блудница. Картина Уильяма Блейка (1809).

Торговавшие всем сим, обогатившиеся от нее, станут вдали от страха мучений ее, плача и рыдая и говоря: горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом, ибо в один час погибло такое богатство! И все кормчие, и все плывущие на кораблях, и все корабельщики, и все торгующие на море стали вдали и, видя дым от пожара ее, возопили, говоря: какой город подобен городу великому!

Вавилонская блудница. Картина Бориса Вальехо (1980).

И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая: горе, горе тебе, город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море, ибо опустел в один час! Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки; ибо совершил Бог суд ваш над ним.

Вавилонская блудница. Картина Эрнста Фахша (1995).

И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его.

Вавилонская блудница. Картина Урсулы Вернон.

И голоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе; и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы. И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле.

Об одном из семи святых Ангелов, показавшем блаженному Иоанну разрушение города блудницы, и о семи главах и десяти рогах

. И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих;

. с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле.

. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.

«Блудницею» некоторые считали древний Рим, как расположенный на семи холмах; а «семью рогами зверя», на котором она сидела, – семь самых нечестивых царей, преследовавших , от Домициана до Диоклитиана. Но мы, чтобы согласоваться с последовательностью происходящего, думаем, что под блудницею вообще нужно понимать земное царство, представляемое как бы в одном теле, или же город, который будет господствовать над другими до антихриста, потому что древний Рим уже потерял свою власть, разве только предположить, что она к нему вновь вернется. Но если допустить последнее, то останется без объяснения город, господствующий ныне, ибо апостол говорит: «жена, юже видел еси, град есть великий, иже имать царство над цари земными» (). Но мы об этом, если даст Бог, будем говорить дальше. Теперь же разъясним, что нужно понимать под "пустынею", в которую тайновидец был приведен духом. В духовном смысле мы считаем пустынею вообще всякий город или человеческое общество, ненавидимое Господом за душевное ослепление, прелюбодеяния и другие пороки. Но можно понимать это и иначе, а именно, что апостол Иоанн видел и созерцал запустение этой блудницы, которая представлена под образом женщины, чтобы показать ее наклонность и слабость ко греху. Она сидела «на звере багряном», потому что своими злыми делами она как бы почивает на диаволе, который радуется убийству и крови, и чрез свои богохульства становится как бы помощницею отступника. Багряность зверя указывает на жестокость его и склонность к убийству. Что значит семь голов и десять рогов, об этом, с Божьей помощию, мы узнаем из дальнейших слов Ангела.

. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом,

«Облечена жена в багряницу и порфиру» – символы и признаки власти над всеми; поэтому же она украшена и драгоценными камнями и бисером.

и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее;

"Чаша" указывает на сладость зла пред его вкушением, а золото – на заманчивость его. Об Иове сказано, что он «пил поругание, как воду" (), так и здесь обозначается, что жена делает злое не для насыщения, а по стремлению к гибели. Поэтому-то она и «исполнилась мерзостями», которыми питается грехолюбивое общество, упиваясь как сладким питьем грехом и блудным осквернением.

. и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.

«Начертание на челе" свидетельствует о бесстыдстве неправды, исполненности грехом и о сердечном смущении; она "мать", потому что в подначальных ей городах руководит душевным блудодеянием и побуждает на мерзкие пред Богом беззакония.

Статья пятьдесят четвертая

О том, как истолковал ему Ангел виденную тайну

. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим.

. И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов.

Названия городам даются в Священном Писании , как это можно видеть из многих мест его, сообразно их жизни и делам. Поэтому-то древний Вавилон назван веселящейся (то есть увеселяющейся своим блудодейством) блудницею, повелительницею чародеев и волхвов, и об Иерусалиме сказано: «лице жены блудницы бысть тебе» (), а в послании Петра древний Рим называется Вавилоном (). Но, конечно, правильнее всего Вавилоном называется город, бывший в силе при персах, а потом и всякий другой город, увеселяющийся кровью и убийствами. Евангелист и ужаснулся, увидя один из таких городов, но узнал от Ангела, что этот город – владыка мира – при кончине будет наказан за беззакония, какой бы город мы под ним ни подразумевали: персидский ли, или получивший древнюю власть Рим, или новый какой, или вообще мировые царства, по своему характеру принимаемые за одно. Ибо все они полны прегрешений и обагрены кровью святых, хотя и неодинаково – одни больше, другие меньше. Кто, например, измерит кровь мучеников со времени Диоклитиана или замученных в персидской земле? О том же, что было, например, при Элиане, или о гонениях на христиан от ариан в новом Риме читающие могут знать из истории.

. Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель;

Этот зверь есть сатана, умерщвленный Крестом Христовым; он снова оживет при кончине мира и ложными знамениями и чудесами антихриста будет пытаться низвергнуть Крест. Он действовал до Креста, а теперь нет его, ибо он обессилен страданиями Спасителя и лишен своего владычества над народами, которое он имел над ними чрез их идолослужение. Выйдя при кончине мира из бездны или из того места, куда он был заключен по своем осуждении и куда бесы просили Христа не посылать их, а лучше ввергнуть в стадо свиное, он явится в мир. Или же он явится из настоящей жизни, которая иносказательно тоже называется бездною по причине глубины греховной и волнения страстей на житейском море. Отсюда же выйдет и антихрист – орудие сатаны для уловления людей, за что и будет осужден на погибель в будущем веке.

и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится.

Те, которых имена не написаны в книге вечно живущих и не угадавшие антихриста по Христовым предсказаниям, удивятся пришествию зверя и его ложным чудесам, удивятся, не понимая, почему он получил прежнюю власть снова.

. Здесь ум, имеющий мудрость.

Мудрость духовная нужна, чтобы понять то, о чем сказано духовно.

Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена,

И семь царей,

Мы думаем, что семь глав и семь гор указывают на семь мест, которые превосходили прочие своим могуществом и силой и в которых в разные времена основывались мировые царства. Первое из них есть царство ассирийское, второе – владычество мидян в Экбатанах, царь которых Арбак, согласно истории, убил ассирийского царя Сарданапала; потом Навуходоносор утвердил царство халдейское в Вавилоне, а Кир, поразив это царство, восстановил в Сузах персидское. Александр Македонский разрушил его и основал македонское. После этих царств в древнем Риме, после его первых царей и консулов, при Кесаре Августе, сделалась мировою Римская империя, которая и поддерживалась своими нечестивыми царями до Великого Константина. Точно так же нужно понимать и семь царей, а различие рода слов главы, горы и цари не должно препятствовать их одинаковому толкованию. Ибо в Священном Писании нередко имена приводятся совершенно безразлично – мужские вместо женских, и наоборот, например: Ефрем – юница бодомая, а в другом месте: Ефрем – голубь не имый сердца (), и по апостолу Богослову: «трие суть свидетельствующий на земли, дух и вода и кровь: и трие во едино суть» (), и по Соломону: козел, петух и царь, говорящий народу (). Таким образом, семь голов означают города, семь гор – семь состояний, когда они по временам превосходили другие местности земли не населением, но славою, а цари подобным же образом означают или места прославленные, как местопребывания царя, или же первых царей в каждом из упомянутых мест, именами которых и называются их царства. Именно: именем Нина – ассирийское царство, Арбака – мидийское, Навуходоносора – вавилонское, Александра – македонское, Ромула – древнеримское и Константина – новоримское.

из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, недолго ему быть.

Блаженный Ипполит разумеет под именем пяти царей, павших из числа семи, века, из которых пять прошло, шестой, в который и было это видение апостолу, продолжается теперь, а седьмой еще не наступил и когда наступит, то будет краток. А если, согласно блаженному Иринею, созданы семь дней, семь небес и семь чинов ангельских, имеющих власть над другими, то, принявши это мнение, нужно согласиться и с нашим толкованием, что семь царств – это бывшие от создания мира доныне; пять из них уже погибли, шестое, в которое было это откровение, было в древнем Риме, а седьмое, еще не наступившее, будет в Риме новом. Было бы хорошим объяснением считать владычество всемирного Вавилона за непрерывное царствование одного города вплоть до пришествия антихриста, а последнее царство – за мучительство антихристово, которое будет продолжаться неделю по сравнению с предшествовавшими царствами, владычествовавшими до пятисот и тысячи лет. Кроме того, всякое временное число лет вообще ничтожно по сравнению с будущим бесконечным Царством святых.

. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель.

"Зверь" – антихрист; он называется восьмым, потому что восстанет для обольщения людей и опустошения земли после семи царств; он от семи, потому что выйдет от одного из этих царств. И он придет как царь римский, а не от кого-либо из упомянутых народов, на погибель и муку тех, кто не покорится ему, а потом сам пойдет в геенну.

. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час.

«Десять рогов», предшествующих антихристу, из которых один искоренил трех, а остальных покорил себе, видел и Даниил. "Один час" означает или краткость времени, или одну часть года, то есть три месяца, после которой цари покорятся антихристу, как своему господину.

. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю.

. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные.

«Сии едину волю имут». И верно, потому что «никто не может служить двум господам» (). Поэтому единомышленники во злом и подчинившиеся антихристу и сопротивляются истинному Христу. Но Агнец Божий, закланный ради нас, победит их и дарует Свое Царство избранным, поскольку и по воплощении у Него осталось Царство и господство над всеми.

. И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки.

. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне;

. потому что положил им на сердце – исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии.

. Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями.

«И глагола ми: воды, яже еси видел, идеже любодейца седит, людие и народи суть, и племена и язы ́цы ». Так как эти слова объяснил Ангел, то излишне подробно говорить о них. Но для меня кажется удивительным, как это враг и мститель диавол поможет подчиненным ему десяти рогам восстать и вооружиться на любящего добродетели Христа, Бога нашего, и опустошить многолюдный город, обольщенный им и отступивший от заповедей Божиих, а затем насытиться его кровью, как зверь. Удивляюсь и тому, как он, для которого опустошение служит радостию и убийство людей – пищею, распри и несогласия – утешением, даст согласие свое десяти рогам отступническим? Но предположение, что жена есть великий город, властвующий над царями земными, делает правдоподобным предсказание о страданиях тогдашнего мирового царства. Да избавит нас от испытания этих бедствий и да вселит нас в град горний – Иерусалим небесный, в котором, как говорит апостол, Он Сам все и во всех, когда упразднит всякое начальство (отступническое), власть и силу, а служащих ему с верностию посадит с Собою и послужит им, то есть усладит их благами, уготованными им от сложения мира. Да сподобимся этого услаждения и мы во Христе, нашем Спасителе и Искупителе; Ему же со Отцем слава и держава вместе со Святым и Животворящим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники