Берестов Валентин Дмитриевич: биография и творческий путь. Берестов валентин дмитриевич - чтобы помнили

Биография

БЕРЕСТОВ ВАЛЕНТИН ДМИТРИЕВИЧ

Его жизнь, его книги вмещают множество эпох и литературных

Жанров. Стихи, проза, жизнь Берестова удивительны и чудесны, вероятно, потому

Что главный его талант - любовь. Вот стихотворение «Улыбка»:

Ушедший мир лежал у наших ног,

Но я чужим назвать его не мог…

Философ П. -Т де Шарден утверждал: «Наша способность любить

Развивается до охвата всех людей и всей Земли». Именно эта способность была у Б., и он принял любовь как дар соединять в своем творчестве жизни и миры разных людей. Поэтому вероятно, в отрочестве Берестов покровительствовала А. Ахматова, учила языку Н. Я. Мандельштам. К. И. Чуковский, С. Я. Маршак наставляли в юности. Берестов - явление крупное в современной литературе, его уход 15 апреля 1998 года еще обнажит перед нами «зияющие высоты» наших незнаний, утрат. Возможность пребывания в масштабе личности художника - философа, поэта духовный опыт чтения его книг. Необходимая книга для чтения и перечитывания - сборник «Первый листопад». Уникальность книги в том, что стихам принадлежат тонкие, изящные, акварели Т. И. Александровой - жены поэта. Особый мир - детские портреты. Все вместе -

Цветы, пейзажи, портреты - Любовь Поэта и Художника. Книга, рожденная любовью.

Жизнь Берестов - истинный путь: он стремится к себе идеальному к пре-

Делу замысла, чтобы представить красоту подобного творчества, надо

Обратиться к его воспоминаниям об А. А. Ахматовой.

Валентин Дмитриевич поведал о тех днях, когда он слушал Ахматову: «Понимал, что слышу голос мировой поэзии». О часе прихода к Анне Андреевне он говорит: «Над домом и двором стояла яркая голубая весенняя звезда. Она сияла над той светящейся дверью, куда мы должны были войти». Берестов оставил нам память об уникальных событиях, бережно передал традицию понимания вечных истин.

Ода отрочеству. Так можно уточнить жанр, в котором воссозданы события в Ташкенте 1942-43 гг. В ташкентском пристанище А. А. Ахматовой творцами событий в литературной жизни были и юные отроки - Валя Берестов и его ровесники: «Ахматова смотрит на нас, словно, пытаясь угадать судьбу каждого». 1 апреля 1943 г. Берестов получил «правила для юных поэтов». Любовь Берестова, её энергия-луч света, помогающий нам проницать окружающее в гармонии целого, а самих себя через совершенство мира.

Узнавание поэта вдохновенно в его стихах и не менее радостно и волнующе в признаниях в верности русской поэзии ХХ века (Н.Гумилёв, В. Хлебников, М. Кузьмин), размышлениях о родстве и близости с Д. Дефо, обнаружении истоков зрелого Пушкина в Державине, Батюшкове.

Природа поэзии Берестова - образы познания мира любовью. «Детский» Берестов соответствует ожиданиям ребенка потому, что он философ, художник, ученый - «космос» его духовного опыта сотворен любовью в точкё сопряжения веков и личностей.

Поэт и археолог. Стихи и изучение древних памятников Хорезма и Новгорода, Берестов был, смел и неутомим в своих дерзаниях, в жизнетворчестве, и цель свою, посвященную ребенку, видел в том, чтобы помочь узнать человеку в детстве «истинное лицо, свою уникальную, данную от рождения, гениальность"

Открыть малышам поэта Берестова, наверное, можно только приняв его кредо: мы должны постичь разные эпохи детства. Порою, они неотделимы во времени, соприкасаются. Эту детскую тайну сердечно принял и выразил поэт: ребенок - явление разных времен, он свободно путешествует в них. «Вечер. В мокрых цветах подоконник», «Все ждут, когда на улицу отпустят…», «Великан», «Зимние звезды». События в этих стихотворениях выражены в образах от ребенка и будущего взрослого, каким станет этот ребенок. Подобное понимание детства требует особого таланта и провидения - доказательство подлинности художника. Взгляд на себя из будущего помогает ребенку возрастать душой.

Поэзия Берестова рождается детским взглядом на мир: «Веселое лето», «Знакомый», «Картинки в лужах», «Тропинка», «Снегопад», «Гололедица»,

«Прощание с другом». Трагические, веселые, грустные, волшебные истории. Мелодия речи ребенка о себе и мире:

Сегодня вышел я из дома.

Гляжу - навстречу мой знакомый

Бежит по снегу босиком…

Можно несколько раз перечитывать строчку за строчкой, строфу за строфой и всякий раз радостно улыбаться событиям в жизни двух неразлучных друзей - мальчика и собаки. Неожиданность сюжета таится в ритме происходящего. Магия сменяющихся ритмов.

Сначала: …Визжим, и прыгаем, и скачем

И он, и я, и он, и я!

Потом: … Объятья, шутки, разговоры.

Ну, как живешь? Ну, как дела?

И… Вдруг видим кошка вдоль забора,

Как тень, на цыпочках прошла.

Конец известен? Ну и что! Желание произнести все вновь, все опять присвоить себе, увидеть еще раз рождает эпическое: «Сегодня вышел я из дома…» Впереди - новое удивительное приключение.

Дом. Небо. Ветка. Увидел ребенок и отразил в лужах «как настоящие» Повтор волшебного, «как настоящие», в каждой строфе, усиленный сравнениями, придает всему подлинность, яркость, непременность. Вслед за ребенком, за его погружением в прекрасное отражение, запыхавшись, вслушиваемся в тихий голос:

А на четвертой

Картинке

Я промочил

Ботинки.

Есть у Поэта стихотворение с названием-обращением: «Лети!» Строка «Птица неба не боится» превратилась для многих малышей в метафору-напутствие, поддержку доверие, надежду Берестова, вспоминая строку А. А. Ахматовой, обращенную к ребенку: «Но тебя не предам никогда… восклицал: «Клятва поэта ребенку!» Берестовская верность ребенку в

Его поэзии - то, что он стремился поведать о детях. Образ ребенка у Берестова - это, прежде всего озвучивание идеи ребенка в мире: Любовь, Свет, «иная жизнь, иные времена», Память, Чудо, Будущее - «Вся теплота, сила света». Поэт говорит с ребенком о нем самом - редчайшее явление среди взрослых. К малышу в стихах обращаются не с назиданием, а с радостью от его света в мире… Ребенок слушает и слышит про

Себя. Поэт рядом с ребенком, открывал ему день его рождения, засыпаний, пробуждений. игр, обид, слез. Поэт дает вместе с ребенком «уроки» жизни. Кому? Ребенку, А почему не скучно? Потому что ребенок воспринимается поэтом как равный.

В стихотворении «Дети и цветы» поэт задает вопрос «Как нарисовать портрет ребенка?» Ответ - рядом с ребенком должен быть художник, благодарный ребенку за его жизнетворчество.

Философия детства, сознание его ценности, вера в высокое предназначение ребенка как дара Божия, по-особенному явлена в двух произведениях:

Про девочку с мячом:..

Так и сяк его берет,

Шлеп об землю, хлоп об стенку

И опять через коленку.

Видит каждого из нас,

Кто умен, кто симпатичен,

Кто ей просто безразличен.

Поразительно, как удалось поэту встревожить нас, напомнить: ум ребенка интуитивен и наблюдателен, его откровения миру не заслуживают снисходительности, хрупкое создание «видит каждого из нас», ждет обращения соразмерного. Поэт знает:

Это в детстве - всего откровенней,

Без прикрас и возвышенных фраз,

Твой огонь, человеческий гений,

Зажигается в каждом из нас.

«Ода снежной горке"

Детская игра - это полёт. Берестов сопровождает ребёнка в полёте движения, естественном, свободном развитии, прекрасного - того, что открывает ребёнок в себе сам. Более пронзительной веры в ребёнка мы не обнаружили. Наши дети, внимающие Берестову в его стихах, учатся соответствовать себе - прекрасным: «Птица неба не боится».

Поэт однажды заметил: «Стремление обрести изначальный рай - в детском взгляде на мир. Глазам ребенка доступна гармония мира. Полагаем, что для большинства детей лирические стихи Берестов - трепет узнавания себя в другом - человеке, птице, дереве, звуке, текучей воде.

Крошечные миниатюры, на один вдох: «Верблюжонок», «Баю-бай», «Репей», «Воробушки», «Гуси», «Тучка». Исполняется греза ребенка - он понятен, он принят, с ним говорят на его языке, его услышали. «Это - я!» - выдыхает ребенок. Свободное дыхание - вот что такое диалог поэта с малышом.

«Осенние одуванчики», «Возвращение к природе», «Счастье» - цикл стихов, негромкого признания - возвращение к Природе. Поразительны интонация и композиция стихотворения «Возвращение к природе» Оно начато с отрицания: «Не стало…» В нем девять строк. Пятая звучит: «Как будто целый мир погиб» - тот мир, который только что предстоял перед взором: «С листвой и небом…» Четыре последние строки как ступени, возвышающие тебя до труда мучительного и прекрасного - возвращения к Природе.

Стихи Берестова возвращают изначальный смысл привычным словам. Например, слову «Новизна», «по-новому», «вновь». Синонимы этих слов: названия стихов поэта, их сюжет, образы. «Ночь уходит». Глагол уходит, мы еще увидим, услышим, почувствуем, переживем во времени долгом, как ожидание, которое угадывает в нас это слово.

Ночь уходит на покой

И уводит за собой…

Нетерпению, что готово радоваться: «ночь уходит», еще не пришло время, еще есть время для наслаждения, дремы:

Пряча в складки

Запах сладкий,

Лепесток за лепестком,

Сам себя укрыл украдкой

И уснул ночной цветок…

И еще длится и, наконец:

Рассветает.

Рассвело.

Вспомним, вызывало ли когда-нибудь в нас пробуждение столько умиротворения, покоя и… ликования:

Рассветает.

Рассвело.

Эти новые звуки и их образ - теперь навсегда.

Поэт знал, мы ему поверим, когда говорил, что обрести рай - увидеть мир глазами ребенка.

О своих стихах для детей Берестов говорил: «…сочетание сюжета с размером новое. Я даже употребляю древнегреческие размеры. - Никто не замечает!» Надо нам принять этот укор, осмыслить. Берестов - очень верная, поэтическая фамилия, излучающая теплый, солнечный свет и улыбку. Благодать. Чистота. Тишина.»

Детский поэт, переводчик и писатель Берестов В.Д. родился в г. Мещовске 1 апреля 1928 года. Он рано начал читать, и первые стихи написал еще в детстве. Берестов В.Д. довольно многогранный писатель. В его жизни и произведениях переплелись многие эпохи и литературные жанры.

Главной движущей силой в жизни, прозе и стихах Берестова является любовь. А главными его учителями стали Анна Ахматова, которая была покровительницей Берестова с отрочества, учителем языка стала Надежда Мандельштам (именно она и познакомила будущего поэта с А.Ахматовой), с юности учили писательскому ремеслу Чуковский К.И. и Маршак С.Я.

Серьезному занятию литературой передует окончание Берестовым исторического факультета МГУ, а также аспирантуры Института этнографии и проведение многих археологических раскопок. Навыки в истории отобразились и в литературной сфере, например в познавательных художественных произведениях «Государыня пустыня», «Приключений не будет», «Меч в золотых ножнах», а также в стихах и песнях. Впервые они были опубликованы в «Юности», на большинство из них сделаны пародии.

В 1957 году мир увидел первый сборник стихов «Отплытие», который сразу был признан как читателями, так и поэтами и критиками. Вслед за ним, в этом же году вышла первая книга Берестова для детей «Про машину».

В дальнейшее вышли сборники стихов на самые разные тематики и жанры: «Веселое лето», «Улыбка», «Пятая нога», «Определение Счастья», «Жаворонок», «Первый листопад» и другие. По словам поэта Коржавина, Берестов - веселый лирический поэт, прежде всего талантливый, умный. Анна Ахматова, характеризуя короткие юмористические стихи Берестова, советовала ему отнестись к этому более серьезно, так как никто так не умеет писать. Отметился Берестов В.Д. и как публицист. Написал много статей посвященных биографиям Пушкина, Блока, Даля, Есенина, Высоцкого и многих других выдающихся личностей.

В последние годы жизни Берестов с женой создавал и выпускал детские сказки. Основной работой этого времени считается их совместно составленная книга «Избранное» по «Толковому словарю» В. И. Даля. Умер Берестов в Москве 15 апреля 1998 года.

1 апреля 1928 года в семье учителя родился мальчик, будущий детский писатель Валентин Дмитриевич Берестов.

Некоторые учёные считают, что Фамилия Берестов образовалась от слова береста. А береста это – верхний слой коры берёзы, которая состоит из тоненьких пластинок. Из сухой бересты делают сувениры, посуду, корзины. А в древности на ней писали грамоты и письма. Поэтому и считают, что предки, т.е. родственники людей с этой фамилией, занимались изготовлением различных изделий из бересты. Вот такая удивительная фамилия была у маленького Валентина.

Мальчик был очень умный: уже в 4 года он научился читать. А читать его научила прабабушка. Она ничего не видела, но очень хотела знать, что делается в мире. Поэтому и просила мальчика рассказывать картинки из газет и журналов. И очень скоро Валентин научился читать. Мальчик стал ходить в читальный зал библиотеки. Там читал смешные истории и смеялся так громко, что его часто усаживали читать книги на крыльцо.

Уже в детстве Валентин стал сочинять. Сначала он сочинял дразнилки, чтобы немного посмеяться над друзьями.

Дразнилки - это стишки или песенки, которые придумали для того, чтобы дразнить кого-нибудь.

Например:

Жадина-говядина, солёный огурец.

По полу валяется, никто его не ест!

Но ребята не обижались на него, так как дразнилки Валентина были безобидные и очень смешные.

А вот какие любопытные у него завелись тетради для стихов. Мама работала на фабрике и охраняла упаковки с только что отпечатанными деньгами. Когда деньги грузили на другие машины, то упаковки рвались. Деньги переупаковывали, а бумагу выбрасывали. Мама забирала ненужную бумагу. А на бумаге оставались отпечатки от денег. Потом она бумагу сшивала и получались тетради, на которых Валентин и записывал свои стихи.

А потом, когда мальчик вырос, стал писать для детей и взрослых. А еще работал Валентин Дмитриевич археологом. А археолог – это человек, который делает в земле раскопки.

А теперь представьте, возвращается ученик домой из школы, открывает портфель, а из него выпрыгивает карандаш и начинает говорить:

Я ̶ малютка карандашик,

Исписал я сто бумажек.

А вот закладка:

Я нарядная закладка

Я нужна вам для порядка.

А оживил эти школьные вещи детский писатель Валентин Дмитриевич Берестов.

О чём же ещё писал Берестов? Да обо всём.

Например: Как же все таки хорошо уметь читать!

Не надо звать.

Не надо ждать.

А можно взять

Или про кошкиного щенка.

Был у кошки сын приёмный ̶

Не котёнок, а щенок,

Очень милый, очень скромный,

Очень ласковый сынок.

А вот машина, которая заболела от безделья.

Надоело

Жить без дела, –

И машина заболела.

Ей не нужно тишины,

Ей движения нужны.

А теперь отправимся в поход. Например, в майский лес. Много цветов в лесу: и фиалки, и ландыши.

Но «мы их обрывать не будем. Пускай цветут на радость людям!» Хорош лес в любое время года!

И еще много интересных стихов и рассказов написал Валентин Берестов для детей. Становятся они верными друзьями детей на долгие годы. Помогают им расти, мечтать и фантазировать. Вот такой был замечательный детский писатель. Умер Валентин Дмитриевич Берестов в 1998 году.

Все исследователи обязательно сообщают, что Валя Берестов научился читать в четыре года. Но почему-то никто не рассказывает, каким необыкновенным способом это произошло. Дело в том, что первым буквам (во всяком случае - двум первым буквам) мальчика научила слепая прабабушка. Она выписывала газету «Известия» и, не имея возможности читать, просила правнука пересказывать словами карикатуры, которые в газете помещались. «На иных карикатурах, какие я ей рассказывал, - вспоминал Валентин Дмитриевич - средь бурного моря высился гордый утёс с четырьмя буквами по крутому обрыву. «Три одинаковых буквы рядом? - спросила прабабушка. - Не иначе СССР!» Это и было первое слово, прочитанное будущим поэтом.
Он родился в маленьком городе Мещовске, а на исходе жизни написал книгу, которая так и называлась - «Детство в маленьком городе». Там есть и замечательный папа - учитель истории, и совсем молодая мама, и бабушка, тайком от всех окрестившая внука, и единственная городская библиотека, где Валя Берестов, научившись читать, хохотал над книжками так громко, что его уводили на крыльцо под навес… Но мемуарный том кончается ранним детством, в нём нет рассказа про войну, которая забросила семью Берестовых в Ташкент и, в конечном счете, указала вдохновенному читателю путь в писатели. Потому что именно в Ташкенте, в эвакуации, жили тогда люди, с которыми мальчик из города Мещовска при других обстоятельствах вряд ли бы познакомился.
В местном Дворце пионеров преподавала английский язык женщина по имени Надежда Яковлевна. Она заметила способного ребёнка, давно писавшего стихи, и отвела его к своей знакомой - Анне Андреевне… Так Валентин Берестов увидел Надежду Мандельштам и Анну Ахматову. А потом он познакомился с Чуковским, и это была уже не просто встреча, это была судьба. Сначала Чуковский буквально спас серьёзно заболевшего подростка, а уже после войны, на долгие годы остался верным старшим другом и коллегой по литературному цеху.
Правда, от писательских дел Валентин Берестов отвлёкся на десять с лишним лет, чтобы закончить истфак МГУ, аспирантуру Института этнографии, поработать на археологических раскопках в Новгороде и Хорезме… Но от судьбы не уйдёшь, и поиски слов для выражения чувств пересилили всё остальное. Берестов даже спросил как-то Чуковского: «…чем же мне заниматься в литературе, на чём одном сосредоточиться?»
«Вы всегда будете переходить от науки к детстихам, от детстихов к лирике, от лирики к художественной прозе, - ответил Корней Иванович. - Такова особенность вашей психики». Многоопытный мастер оказался абсолютно прав, предсказывая начинающему автору такую непростую, зато совсем нескучную творческую судьбу. Однако жизнь оказалась значительно богаче предсказания, ибо к перечисленным жанрам добавились ещё публицистика, переводы, литературоведение, мемуары и даже настоящие, по выражению Новеллы Матвеевой, трубадурские песни, которые Валентин Дмитриевич стал исполнять для широкой публики уже в очень зрелом возрасте.
Такое размашистое разнообразие могло бы показаться удивительным и даже странным, если бы не одна черта, одно-единственное свойство, которое собирает в дружную семью все книги, все строчки, все слова и даже самые маленькие запятые, оставленные на бумаге Валентином Берестовым. Научного названия нет. А «своими словами», по-человечески, волшебное это свойство называется, наверное, так: умная простота. Причём от полноты жизни, от уверенности в том, что эта жизнь, несмотря ни на что, прекрасна, добрый писатель Берестов почти всё время улыбается. И, совершенно не стесняясь, пишет буквально так:

Конечно, его изыскания в области пушкиноведения или шекспироведения - серьёзный труд. Однако, выступая по радио, Берестов вдруг берёт и «пересказывает» каждую главу «Евгения Онегина» одним четверостишием собственного сочинения. Например:

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Конечно, лирические произведения поэта у одних читателей вызывают светлую грусть, у других - умиление, задумчивость и даже философский настрой, но между плавно текущих ямбов то и дело блеснёт пара строк, после которых всё равно улыбнёшься:

Что же говорить о «детстихах», которые предсказывал Чуковский. Разумеется, человек такого настроя, такого склада, как Валентин Берестов, стал одним из самых любимых детских поэтов второй половины минувшего века. Обаяние его весёлых «стишков» было настолько велико, что долгое время Валентин Дмитриевич считался поэтом исключительно для малышей и малюток.

На самом деле и взрослые и дети начали радоваться с 1957 года, когда на свет появилась тонюсенькая книжечка для дошкольников «Про машину» - первое детское издание Берестова. Потом стали выходить сборники стихов и сказок: «Весёлое лето», «Картинки в лужах», «Улыбка»… Сказки были и поэтические, и прозаические, иногда написанные вместе с горячо любимой женой - художницей и писательницей Татьяной Александровой. В шестидесятых годах появились исторические повести «Меч в золотых ножнах» и «Два огня» - отголоски научной юности Валентина Дмитриевича. Солидный двухтомник избранных произведений вышел в год смерти писателя, и по мере движения дальнейшей жизни всё больше серьёзных взрослых людей стали говорить о творчестве Валентина Берестова всё больше серьёзных взрослых слов. Они безусловно правы. Только не надо забывать, что именно этот человек очень хорошо знал или хотя бы догадывался, как решить самую важную проблему на свете:

Ирина Линкова

ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.Д.БЕРЕСТОВА

ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: В 2 т. - М.: Изд-во Сабашниковых: Вагриус, 1998.
В два солидных тома избранных сочинений Валентина Берестова вошли его «детские» и «взрослые» стихи, фантастические произведения, а еще повести, рассказы и очерки по археологии.

ВЕСЕЛОЕ ЛЕТО / Рис. В.Сутеева. - М.: РОСМЭН: Лига, 1996. - 17 с.: ил.
Маленькие стишки для самых маленьких детей.

ЖАВОРОНОК: Стихи и сказки / Рис. Л.Токмакова. - М.: Дет. лит., 1988. - 144 с.: ил.
Художник Лев Токмаков часто иллюстрировал книги Валентина Берестова. И что удивительно, ему удается «сделать» очередную книжку вовсе не похожей на все предыдущие. Не потому ли одни и те же стихи поэта каждый раз звучат чуть по-новому.

БЕРЕСТОВ В. ЗАСТЕНЧИВЫЙ ТРУБАЧ / Ил. Г. и Н.Александровых, И.Билибина. - М.: Вагант, 2001. - 487 с.: ил.
Удивительный сборник. Он составлен с любовью и нежностью близкими поэта уже после его смерти. В него включены воспоминания Валентина Берестова, стихи и переводы разных лет и даже… «настоящие трубадурские песни со своими собственными оригинальными мелодиями» (Новелла Матвеева).

На самом деле - как это хорошо!

КАРТИНКИ В ЛУЖАХ: Стихи / Рис. Л.Токмакова. - М.: РОСМЭН, 1996. - 112 с.: ил.
Кто сказал, что по лужам можно только бегать? Ничего подобного. Их можно разглядывать, как самые настоящие картины.

ЛЮБИМЫЕ СТИХИ / Худож. Т.Галанова, Е.Запесочная, Н.Кудрявцева и др. - М.: АСТ-Пресс, 1997. - 287 с.: ил.
Ну, что тут скажешь, любимые стихи - они и есть любимые стихи!

ПЕРВЫЙ ЛИСТОПАД: Стихи / Послесл. Л.Звонаревой; Рис. Т.Александровой. - М.: Дет. лит., 1990. - 94 с.: ил.
Какая солнечная книжка… В ней так много света - и от стихов Валентина Берестова, и от рисунков Татьяны Александровой.

ПО ДОРОЖКЕ В ПЕРВЫЙ КЛАСС: Стихи / Худож. С.Остров. - М.: Малыш, 1990. - 24 с.: ил.
Стихи можно написать… Но, оказывается, что стихи можно еще и нарисовать.

СТИХИ О ДЕТСТВЕ И ЮНОСТИ / Худож. А.Денисов. - М.: Сов. Россия, 1981. - 112 с.: ил.

УДИВЛЕНИЕ: Стихи. - Калининград: Янтарный сказ, 2002. - 176 с.: ил.
Недаром говорят, что все хорошее - от удивления.

ШКОЛЬНАЯ ЛИРИКА: Стихи / Худож. А.Ременник. - М.: Дет. лит., 1981. - 110 с.: ил.
Многие знатоки детской психологии до сих пор утверждают, что подростки не понимают и не любят стихов. Как же они, знатоки эти, ошибаются!

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА / Худож. В.Канивец. - СПб.: Мир ребенка, 1997. - 94 с.: ил.
Старая сказка, рассказанная по-новому.

ЮНОСТЬ ДАВИДА; ПРЕДСКАЗАТЕЛЬ ИОНА: Библейские предания / Пересказал В.Берестов // Вавилонская башня и другие древние легенды. - М.: РОСМЭН, 2001. - С. 109-128; с. 185-193.
В середине 1960-х годов К.И.Чуковский задумал удивительное по тем временам издание. Под его редакцией должен был выйти сборник пересказов библейских мифов. Адресован он был дошкольникам и первоклассникам. А над пересказами трудились самые талантливые детские писатели, среди которых был и Валентин Берестов. К сожалению, тогда сборник не увидел свет по «идеологическим» соображениям. И только в начале 90-х эта книга наконец-то была издана.
Кстати, пересказы двух библейских легенд, выполненных для этого сборника Валентином Берестовым, можно найти и в других изданиях. Например: Александрова Т., Берестов В. Застенчивый трубач. - М.: Дрофа, 2001.


АЛЕКСАНДРОВА Т.И., БЕРЕСТОВ В.Д. ЗАСТЕНЧИВЫЙ ТРУБАЧ: Стихи, повесть, фантастика, библейские предания / Сост. Р.Н.Ефремова; Худож. Л.А.Токмаков. - М.: Дрофа, 2001. - 476 с.: ил.

АЛЕКСАНДРОВА Т.И., БЕРЕСТОВ В.Д. КАРУСЕЛЬ: Стихи и сказки / Сост. Р.Н.Ефремова; Худож. Г.В.Александрова. - М.: Дрофа, 2001. - 443 с.: ил.

АЛЕКСАНДРОВА Т.И., БЕРЕСТОВ В.Д. КУЗЬКА: Сказки / Сост. Р.Н.Ефремова; Худож. Г.В.Александрова. - М.: Дрофа, 2001. - 348 с.: ил.

АЛЕКСАНДРОВА Т.И., БЕРЕСТОВ В.Д. КАТЯ В ИГРУШЕЧНОМ ГОРОДЕ: Повесть-сказка / Худож. Л.Токмаков. - М.: Дет. лит., 1990. - 127 с.: ил.
Что вы любили больше всего на свете, когда вам было пять? Сказки и игрушки! В этой книге есть и то, и другое.


- БЕРЕСТОВ - ПЕРЕВОДЧИК -

ВАНГЕЛИ С.С. ГУГУЦЕ - КАПИТАН КОРАБЛЯ / Пер. с молд. В.Берестова. - М.: Дет. лит., 1980. - 175 с.: ил.

ВИЕРУ Г.П. ВЕСЕЛАЯ АЗБУКА: Сказки / Пересказал с молд. В.Берестов. - М.: Дет. лит., 1979. - 69 с.: ил.

ГРУБИН Ф. ЦЫПЛЕНОК И ПОЛЕ: Стихи / Пересказ с чеш. В.Берестова. - М.: Дет. лит., 1977. - 12 с.: ил - (Для маленьких).

ДАНИЛОВ С.П. КРУГЛЫЙ ДОМ / Вольный пересказ с якут. - М.: Малыш, 1970. - 16 с.: ил.

КАРЕМ М. ПЕСЕНКА ВОЛЫНКИ: Стихи / Пер. с фр. В.Берестова, М.Яснова. - Л.: Дет. лит., 1986. - 36 с.: ил.

ПЕРРО Ш. КОТ В САПОГАХ: Сказка / Пер. с фр. В.Берестова. - М.: Дет. лит., 1970. - 32 с.: ил.

ЮСУПОВ Н.А. КТО КОГО ЛЮБИТ: Стихи / Пер. с лакск. В.Берестова. - М.: Дет. лит., 1984. - 126 с.: ил.


- БЕРЕСТОВ - СОСТАВИТЕЛЬ -

.
Об этом уникальном издании, подготовленном Валентином Дмитриевичем Берестовым, на страницах нашего сайта рассказала Елена Михайловна Кузьменкова, создатель Берестовского центра в Российской государственной детской библиотеке.

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО КОРНЕЯ ЧУКОВСКОГО: Сб. / Сост. В.Берестов - М.: Дет. лит., 1978. - 317 с.: ил.
В какой-то степени этот сборник - одно из лучших произведений Валентина Берестова. Его поклон своему Учителю - Корнею Ивановичу Чуковскому. А статья Валентина Дмитриевича «Пища богов» - украшение сборника.

Надежда Ильчук, Ирина Казюлькина

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ В.Д.БЕРЕСТОВА

Берестов В. [О себе] // Ку-ка-ре-ку. - М.: СП «Слово»; [Сыктывкар]: Коми кн. изд-во, . - С. 109.

Берестов В. Светлые силы: Из книги воспоминаний // Берестов В. Избр. произв.: В 2 т.: Т. 1. - М.: Вагриус, 1998. - С. 509-601.

Ампилов А. «Вот так и идти бы сквозь сумрак и свет…» // Ампилов А. Домашние тапочки: Стихи. - СПб.: Вита Нова, 2002. - С. 156-157.

Бегак Б. Доброе утро // Бегак Б. Сложная простота. - М.: Сов. писатель, 1980. - С. 179-193.

[Воспоминания Ф.Г.Раневской о встрече с В.Берестовым в 1946 году] // Щеглов А. Раневская: Фрагменты жизни. - М.: Захаров, 1998. - С. 94.

Звонарева Л. «Художник, что живет в любом из нас…» // Берестов В. Первый листопад. - М.: Дет. лит., 1990. - С. 86-89.

Колотов Б. Воспоминания о Валентине Берестове. - М.: Макс-Пресс, 2002. - 40 с.: ил.

Кузнецова Н.И. Мещерякова М.И. Берестов Валентин Дмитриевич // Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиогр. словарь. - М.: Флинта: Наука, 1998. - С. 54-56.

Михалков С. Стихи Валентина Берестова // Михалков С. Чувство локтя. - М.: Сов. писатель, 1971. - С. 254-257.

Падерина Е.Г. Берестов Валентин Дмитриевич // Русские писатели 20 века: Биогр. словарь. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2000. - С. 90-91.

Турков А. На солнечной опушке // Берестов В. Улыбка. - М.: Дет. лит., 1986. - С. 5-8.

Чернов А.Ю. Прогулка по Невскому с Валентином Берестовым; Руны брату: Стихи // Чернов А.Ю. Нежилой фонд. - М.; СПб.: Изограф, 2000. - С. 97, с. 105.

Н.И., И.К.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В.Д.БЕРЕСТОВА

Как нашли друга. Мультфильм. Реж. Л.Домнин. СССР, 1981.

Н.И.

Александрова Т., Берестов В. Катя в игрушечном городе: Подснежник

Из книги
Татьяны Александровой и Валентина Берестова
«Катя в игрушечном городе»

ПОДСНЕЖНИК


Мишка очень обрадовался, когда Катя согласилась пойти к нему в гости. Он взял ее в лапы и понес.
- Быть медвежонком, Катюша, не так-то просто, - втолковывал он девочке по дороге. - Для этого нужно любить мед.
- Я его люблю! - ответила Катя.
- Молодец! - похвалил Мишка. - А малину?
- И малину, - сказала Катя. - Она сладкая.
- Умница! - одобрил Мишка.
Дальше выяснилось, что медвежонку надо уметь ходить на задних лапах, кувыркаться, баловаться, лазать по деревьям, плескаться в ручье и, конечно, спать.
Катя все это умела.
- Ты даже не подозреваешь, дочка, - гудел довольный Мишка, - до чего славный медвежонок из тебя получается! Только когда плещешься и вообще когда приятно, всегда делай «фрр», когда спишь - «хрр», а когда сердишься, делай как можно громче «гррр!».
(Повторяем медвежьи звуки, сопровождая их движениями)
- Кстати, ты знаешь, что такое подберезовик? - спросил Мишка. Мордочка у него была хитрая.
- Это такой гриб - ответила Катя.
- Фрр! Вот и не угадала! - обрадовался Мишка.- Это медведь, который спит под березой. А что такое подосиновик?
- Медведь, который спит под осиной? - предположила Катя.
- Фрр! Вот чудачка! - развеселился Мишка. - Это такой гриб с красной шляпкой. А что такое подснежник?
- Весенний цветок - ответила Катя.
- Ничего себе цветок! - удивился Мишка.- Подснежник - это медведь, который всю зиму спал под снегом, а весной вылез на солнышко. Не смейся, пожалуйста, это тебе не шутка - проспать всю зиму. А вот и берлога.
Это была круглая корзинка, а в ней мягкая перина, теплое одеяло, пуховая подушка и книжка с картинками.
Мишка уложил Катю в берлогу и спросил:
- Кстати, какая лапа у тебя самая вкусная? Не знаешь? Надо знать! У меня, например, левая. Поэтому ползимы я сосу правую лапу, а левую, самую вкусную, берегу на закуску. Ну, теперь спи, тренируйся. Сон для нас, медведей, очень важное дело.
И Мишка начал покачивать корзинку, напевая песенку:

Спит медведь в своей берлоге
Под большой сосной.
Спать он осенью ложится,
А встает весной.

Катя изо всех сил старалась уснуть, но ничего у нее не получалось. Тогда она хлопнула в ладоши и закричала:
- Раз-два-три! Зима кончилась!

Тук-тук-тук! стучат капели,
Гонят Мишку из постели.

И поскорее выбралась наружу, довольная, что из нее получился такой веселый подснежник.

Но Мишка только вздохнул и решил сам показать девочке, как надо учиться спать, залез в берлогу, взбил подушку, подоткнул одеяло, взял книжку, сделал «хррр!», и книжка накрыла его с головой.
- Как у него здорово получается! - позавидовала Катя.
Она тихо постояла рядом с берлогой, потом побегала вокруг корзинки, потом заглянула в щелку: Мишка во сне вынимал из пасти правую лапу, чтобы приняться за левую.
«Значит, ползимы прошло, - решила девочка. - Новый год уже позади!» И тут она придумала песенку:

Берестов Валентин Дмитриевич (1928-1998) - русский детский поэт, писатель, переводчик.
Родился 1 апреля 1928 года в городе Мещовске Калужской области в семье учителя. Читать научился в четыре года, и еще в детстве начал писать стихи. Во время Великой Отечественной войны семья Берестовых оказалась в эвакуации в Ташкенте. И там ему посчастливилось познакомиться с Надеждой Мандельштам, Анной Ахматовой, Корнеем Чуковским. К. И. Чуковский писал: «Этот четырнадцатилетний хилый подросток обладает талантом огромного диапазона, удивляющим всех знатоков. Его стихи классичны в лучшем смысле этого слова, он наделен тонким чувством стиля и работает с одинаковым успехом во всех жанрах, причем эта работа сочетается с высокой культурностью, с упорной работоспособностью. Его нравственный облик внушает уважение всем, кто соприкасается с ним».
Однако, прежде чем всерьез заняться литературой, Валентин Берестов закончил исторический факультет МГУ, аспирантуру Института этнографии и много работал в археологических раскопках. Эта работа явилась основой для художественных произведений познавательного характера (повести «Государыня пустыня», «Меч в золотых ножнах», «Приключений не будет»), а также для многих стихов и песен. Первые его публикации взрослых стихов в журнале «Юность» также были посвящены этой экзотической профессии и стали излюбленной темой для пародистов.
Первый сборник стихов Валентина Берестова «Отплытие» вышел в 1957 г. и получил признание читателей, поэтов и критиков. В том же году выходит первая книга для детей «Про машину». Затем последовали сборники стихов: «Веселое лето», «Как найти дорожку», «Улыбка», «Жаворонок», «Первый листопад», «Определение счастья», «Пятая нога» и многие другие.
Как публицист, Берестов изучал творчество других поэтов, в частности А. С. Пушкина. Он занимался пересказами библейских преданий, переводами, и в первую очередь - переводами стихов близкого ему по духу бельгийского поэта Мориса Карема, получившего в Париже титул «Короля поэтов».
В последние годы жизни он иногда писал и выпускал детские сказки вместе со своей женой. Главная работа Берестова в девяностые годы - это составление вместе с женой, художницей и архитектором, «Избранного» по «Толковому словарю» В. И. Даля. В 2001 г. эта книга вышла в свет. В эти же годы Валентин Дмитриевич Берестов много времени уделял передачам по радио и телевидению. Он сочинял музыку для своих стихов, выступал с музыкальными группами.
Умер Валентин Берестов 15 апреля 1998 года в Москве.

Берестов Валентин Дмитриевич (1928 - 1998) -поэт, прозаик, переводчик, автор мемуаров о многих выдающихся людях двадцатого века, исследователь фольклора, литературы, авторской песни, историк - родился в городе Мещовске Калужской области в семье учителя.
Стихи начал писать с детства. Во время войны, в 1942г., в эвакуации в Ташкенте познакомился с К.И.Чуковским и А.А.Ахматовой, которые отнеслись к нему и к началу его творчества с большим интересом и заботливостью.
Первый сборник стихов «Отплытие» вышел в 1967г. и получил признание читателей, поэтов и критиков. В этом же году выходит первая книга для детей «Про машину». Затем последовали сборники стихов детям: «Веселое лето», «Как найти дорожку», «Улыбка», «Жаворонок», «Первый листопад», взрослым - «Определение счастья», «Пятая нога» и многие другие.
Главная работа Берестова в девяностые годы - это составление вместе с женой, архитектором Н.И.Александровой «Избранного» по «Толковому словарю» В.И.Даля. В 2001г. эта книга вышла в свет. В эти же годы Валентин Дмитриевич много времени уделяет передачам по радио и телевидению. Он сочиняет музыку для своих стихов, выступает с музыкальными группами.
Валентин Берестов — лауреат Государственной премии Российской Федерации (1990), имеет почетный диплом IBBU (1988), Дипломы университетов разных стран. Его стихи высечены на каменной книге в городе Арпино, родине Цицерона (Италия). В 2000г. ему было присвоено звание почетного гражданина Калужской области.

Петушки.

Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно пёрышек лишиться.
Если пёрышек лишиться,
Нечем будет петушиться.


Родничок

Ключик, ключик, родничок,
Чистая волна!
Чей-то круглый кулачок
Звонко бьёт со дна.


Весенняя сказка

Дружно
Ударились
Рыбы
Об лёд —
И на реке
Начался
Ледоход.

Тучка

Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдётся,
В небе радуга смеётся.

Гололедица

Не идётся и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично падается!
Почему ж никто
Не радуется?!

Картинки в лужах

В лужах картинки!
На первой — дом,
Как настоящий,
Только вверх дном.

Вторая картинка.
Небо на ней,
Как настоящее,
Даже синей.

Третья картинка.
Ветка на ней,
Как настоящая,
Но зеленей.

А на четвёртой
Картинке
Я промочил
Ботинки.

Читалочка

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!

Дети и цветы

Как нарисовать портрет ребёнка?
Раз! — и убежит домой девчонка,
И сидеть мальчишке надоест.
Но художник, кисть макая в краски,
Малышам рассказывает сказки,
И они не трогаются с мест.

Как нарисовать портрет цветка?
Он не убежит наверняка,
А художник рвать его не станет.
Пусть цветок растёт себе, не вянет,
Пусть попляшет он от ветерка,
Подождёт шмеля иль мотылька
И на солнце, не мигая, глянет.

Времена года

Будь лето вечным —
всё бы погорело.

Будь вечной осень —
всё бы отсырело.

Зимою вечной
всё б оледенело.

Вот вечная весна —
другое дело!

Песенка весенних минут

Что ни сутки,
По минутке
День длинней,
Короче ночь.
Потихоньку,
Полегоньку
Прогоняем зиму
Прочь!

Первобытные люди

Окно завесим поплотней,
Залезем под кровать.
Огонь мы с братом из камней
Решили добывать.

Пещера это, а не дом.
Ночь это, а не день.
Вот гром. А молния потом.
Кремень стучит в кремень.

О, искра, спутница труда!
Сначала не костёр,
Разумным блеском навсегда
Зажгла ты чей-то взор.

Не пёс, не северный олень,
Не кошка и не конь,
Был первым приручён кремень,
А вслед за ним — огонь.

Робот

Это чей там слышен топот?
На работу вышел робот.
Мышцы металлические,
Мысли электрические.

Робот лампой помигал,
Робот лапой помахал:
«Посмотрите-ка, ребята,
Как я пашню распахал!»

Робот в шахте уголь рубит,
Робот уголь очень любит,
Никаких других пород
Кроме угля не берёт.

Робот в кратере вулкана,
Как в кастрюльке великана:
«Если не расплавлюсь,
То с работой справлюсь!»

Робот рыбок наблюдает,
Дно морское изучает.
«Выручай меня, матрос!
Я ракушками оброс!»

На другой планете робот
Пробы взял, поставил опыт:
«Воздух есть, и есть вода.
Человек, лети сюда!»

Это маленькая Таня,
А у Тани робот — няня.
«Слушайся, Танюша, мамы,
Как я слушаюсь программы!»

Робот шёл из дома в дом,
Собирал металлолом:
«Из него хочу, ребята,
Я себе собрать собрата!»

// Март 2, 2009 // Просмотров: 43 301

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники