Античные философы представляли материю как. Материя и идея. чтобы полученная величина была универсальной, необходимо использовать движение с максимальной скоростью. В современной физике это скорость света, в античной и средневековой философии - скорость д
В начале греческой философии стоит дилемма «единого» и «многого». Мы знаем: нашим чувствам открывается многообразный, постоянно изменяющийся мир явлений. Тем не менее мы уверены, что должна существовать по меньшей мере возможность каким-то образом свести его к единому принципу. Пытаясь понять явления, мы замечаем, что всякое понимание начинается c восприятия их сходных черт и закономерных связей. Отдельные закономерности познаются затем как особые случаи того, что является общим для различных явлений и что может быть поэтому названо основополагающим принципом. Таким образом, всякое стремление понять изменчивое многообразие явлений c необходимостью приводит к поискам основополагающего принципа. Характерной особенностью древнегреческого мышления было то, что первые философы искали «материальную причину» всех вещей. На первый взгляд это представляется совершенно естественной отправной точкой для объяснения нашего материального мира. Но, идя по этому пути, мы сразу же сталкиваемся c дилеммой, а именно c необходимостью ответить на вопрос, следует ли отождествить материальную причину всего происходящего c одной из существующих форм материи, например c «водой» в философии Фалеса или «огнем» в учении Гераклита, или же надо принять такую «первосубстанцию», по отношению к которой всякая реальная материя представляет собой только преходящую форму. В античной философии были разработаны оба направления, но здесь мы не станем их подробно обсуждать.
Двигаясь далее, мы связываем основополагающий принцип, т.е. нашу надежду на простоту, лежащую в основе явлений, c некой «первосубстанцией». Тогда возникает вопрос, в чем заключается простота первосубстанции или что в ее свойствах позволяет охарактеризовать ее как простую. Ведь ее простоту нельзя усмотреть непосредственно в явлениях. Вода может превратиться в лед или помочь прорастанию цветов из земли. Но мельчайшие частицы воды одинаковые, по-видимому, во льду, в паре или цветах - вот что, наверное, и есть простое. Их поведение, может быть, подчиняется простым законам, поддающимся определенной формулировке.
Таким образом, если внимание направлено в первую очередь на материю, на материальную причину вещей, естественным следствием стремления к простоте оказывается понятие мельчайших частиц материи.
С другой стороны, понятие мельчайших частиц материи, подчиняющихся простым для понимания законам, сразу же приводит к известным трудностям, связанным c понятием бесконечности. Кусок вещества можно разделить на части, эти части можно разделить на еще более мелкие кусочки, которые в свою очередь расщепляются на еще более мелкие, и т.д. Однако нам уже довольно трудно представить себе процесс деления, идущий до бесконечности. Нам более естественно предположить, что существуют самые малые, далее уже неделимые частицы. Хотя, c другой стороны, мы не можем представить себе и того, чтобы дальнейшее деление этих мельчайших частиц было принципиально невозможно. Мы можем - по крайней мере мысленно - вообразить еще более мелкие частицы, представив, что при сильном уменьшении масштабов отношения остаются теми же. Наша способность воображения, видимо, сбивает нас c толку, когда мы стремимся представить процесс бесконечно продолжающегося деления. Греческая философия тоже осознала эту трудность и атомистическую гипотезу; представление о мельчайших, далее неделимых частицах можно считать первым и естественным выходом из подобных затруднений.
Основатели атомистического учения Левкипп и Демокрит попытались избежать этой трудности, допустив, что атом вечен и неразрушим, т.е. что он есть подлинно сущее. Все другие вещи существуют лишь постольку, поскольку они состоят из атомов. Принятая в философии Парменида антитеза «бытия» и «небытия» огрубляется здесь до антитезы «полного» и «пустого». Бытие не просто едино, оно может воспроизводиться до бесконечности. Бытие неразрушимо, поэтому и атом неразрушим. Пустота, пустое пространство между атомами обусловливает расположение и движение атомов, обусловливает и индивидуальные свойства атомов, тогда как чистое бытие, так сказать, по определению не может иметь иных свойств, кроме самого существования.
Данная часть учения Левкиппа и Демокрита составляет одновременно его силу и его слабость. С одной стороны, здесь дается прямое объяснение различных агрегатных состояний материи, таких, как лед, вода, пар, ибо атомы могут быть плотно упакованы и располагаться в определенном порядке, или находиться в состоянии неупорядоченного движения, или, наконец, рассеиваться в пространстве на достаточно далеких друг от друга расстояниях. Именно эта часть атомистической гипотезы оказалась впоследствии весьма продуктивной. c другой стороны, атом оказывается в конце концов всего лишь составной частью материи. Его свойства, положение и движение в пространстве делают его чем-то совершенно иным по сравнению c тем, что первоначально обозначалось понятием «бытие». Атомы могут даже иметь конечную протяженность, в результате чего теряет силу единственно убедительный аргумент в пользу их неделимости. Если атом обладает пространственными характеристиками, то почему, собственно, его нельзя разделить? Свойство неделимости оказывается тогда всего лишь физическим, а не фундаментальным свойством. В таком случае можно вновь поставить вопрос о структуре атома, рискуя при этом утратить ту самую простоту, которую мы надеялись обрести c помощью понятия мельчайших частиц материи. Создается впечатление, что атомистическая гипотеза - в ее первоначальной форме - еще недостаточно тонка, чтобы объяснить то, что в действительности стремились понять философы: простое начало в явлениях и материальных структурах.
Все же атомистическая гипотеза делает большой шаг в нужном направлении. Все многообразие различных явлений, множество наблюдаемых свойств материального мира можно свести к положению и движению атомов. Атомы не обладают такими свойствами, как запах или вкус. Эти свойства возникают как косвенные следствия положения и движения атомов. Положение и движение - понятия, как кажется, гораздо более простые, чем эмпирические качества вроде вкуса, запаха или цвета. Но остается неясным вопрос о том, чем же определяется положение и движение атомов. Греческие философы не пытались найти и сформулировать единый закон природы, и современное понятие такого закона не соответствует их образу мысли. Тем не менее они говорили о необходимости, причине и действии, некоторым образом, видимо, задумываясь все же над причинным описанием и детерминизмом.
Атомистическая гипотеза имела целью указать путь от «многого» к «единому», сформулировать основополагающий принцип, материальную причину, исходя из которой можно было бы понять все явления. В атомах можно было видеть материальную причину, но роль основополагающего принципа мог бы играть только общий закон, определяющий их положение и скорость. Вместе c тем, когда греческие философы говорили о закономерностях природы, они мысленно ориентировались на статичные формы, на геометрическую симметрию, а не на процессы, протекающие в пространстве и времени. Круговые орбиты планет, правильные геометрические тела казались им неизменными структурами мира. Новоевропейская идея о том, что положение и скорость атомов в данный момент времени могут быть однозначно, c помощью математически формулируемого закона определены, исходя из их положения и скорости в какой-то предшествующий момент времени, не соответствовала способу мышления античности, поскольку нуждалась в понятии времени, сложившемся лишь в гораздо более позднюю эпоху.
Когда Платон занялся проблемами, выдвинутыми Левкиппом и Демокритом, он заимствовал их представление о мельчайших частицах материи. Но он со всей определенностью противостоял тенденции атомистической философии считать атомы первоосновой сущего, единственным реально существующим материальным объектом. Платоновские атомы, по существу, не были материальными, они мыслились им как геометрические формы, как правильные тела в математическом смысле. В полном согласии c исходным принципом его идеалистической философии тела эти были для него своего рода идеями, лежащими в основе материальных структур и характеризующими физические свойства тех элементов, которым они соответствуют. Куб, например, согласно Платону, - мельчайшая частица земли как элементарной стихии и символизирует стабильность земли. Тетраэдр, c его острыми вершинами, изображает мельчайшие частицы огненной стихии. Икосаэдр, из правильных тел наиболее близкий к шару, представляет собой подвижную водную стихию. Таким образом, правильные тела могли служить символами определенных особенностей физических характеристик материи.
Но по сути дела, это были уже не атомы, не неделимые первичные единицы в смысле материалистической философии. Платон считал их составленными из треугольников, образующих поверхности соответствующих элементарных тел. Путем перестройки треугольников эти мельчайшие частицы могли поэтому превращаться друг в друга. Например, два атома воздуха и один атом огня могли составить один атом воды. Так Платону удалось обойти проблему бесконечной делимости материи; ведь треугольники, двумерные поверхности - уже не тела, не материя, и можно было поэтому считать, что материя не делится до бесконечности. Это значило, что понятие материи на нижнем пределе, т.е. в сфере наименьших измерений пространства, трансформируется в понятие математической формы. Эта форма имеет решающее значение для характеристики прежде всего мельчайших частиц материи, а затем и материи как таковой. В известном смысле она заменяет закон природы позднейшей физики, потому что, хотя явно и не указывает на временное течение событий, но характеризует тенденции материальных процессов. Можно, пожалуй, сказать, что основные тенденции поведения представлены тут геометрическими формами мельчайших единиц, а более тонкие детали этих тенденций нашли свое выражение в понятиях взаиморасположения и скорости этих единиц.
Все это довольно точно соответствует главным представлениям идеалистической философии Платона. Лежащая в основе явлений структура дана не в материальных объектах, каковыми были атомы Демокрита, а в форме, определяющей материальные объекты. Идеи фундаментальнее объектов. А поскольку мельчайшие части материи должны быть объектами, позволяющими понять простоту мира, приближающими нас к «единому», «единству» мира, идеи могут быть описаны математически, они попросту суть математические формы. Выражение «Бог - математик» связано именно c этим моментом платоновской философии, хотя в такой форме оно относится к более позднему периоду в истории философии.
Значение этого шага в философском мышлении вряд ли можно переоценить. Его можно считать бесспорным началом математического естествознания, и тем самым на него можно возложить также и ответственность за позднейшие технические применения, изменившие облик всего мира. Вместе c этим шагом впервые устанавливается и значение слова «понимание». Среди всех возможных форм понимания одна, а именно принятая в математике, избирается в качестве «подлинной» формы понимания. Хотя любой язык, любое искусство, любая поэзия несут c собой то или иное понимание, к истинному пониманию, говорит платоновская философия, можно прийти, только применяя точный, логически замкнутый язык, поддающийся настолько строгой формализации, что возникает возможность строгого доказательства как единственного пути к истинному пониманию. Легко вообразить, какое сильное впечатление произвела на греческую философию убедительность логических и математических аргументов. Она была просто подавлена силой этой убедительности, но капитулировала она, пожалуй, слишком рано.
Ответ современной науки на древние вопросы
Важнейшее различие между современным естествознанием и античной натурфилософией заключается в характере применяемых ими методов. Если в античной философии достаточно было обыденного знания природных явлений, чтобы делать заключения из основополагающего принципа, характерная особенность современной науки состоит в постановке экспериментов, т.е. конкретных вопросов природе, ответы на которые должны дать информацию о закономерностях. Следствием этого различия в методах является также и различие в самом воззрении на природу. Внимание сосредоточивается не столько на основополагающих законах, сколько на частных закономерностях. Естествознание развивается, так сказать, c другого конца, начиная не c общих законов, а c отдельных групп явлений, в которых природа уже ответила на экспериментально поставленные вопросы. c того времени, как Галилей, чтобы изучить законы падения, бросал, как рассказывает легенда, камни c «падающей» башни в Пизе, наука занималась конкретным анализом самых различных явлений - падением камней, движением Луны вокруг Земли, волнами на воде, преломлением световых лучей в призме и т.д. Даже после того как Исаак Ньютон в своем главном произведении «Principia mathematica» объяснил на основании единого закона разнообразнейшие механические процессы, внимание было направлено на те частные следствия, которые подлежали выведению из основополагающего математического принципа. Правильность выведенного таким путем частного результата, т.е. его согласование c опытом, считалась решающим критерием в пользу правильности теории.
Такое изменение самого способа подхода к природе имело и другие важные следствия. Точное знание деталей может быть полезным для практики. Человек получает возможность в известных пределах управлять явлениями по собственному желанию. Техническое применение современной естественной науки начинается со знания конкретных деталей. В результате и понятие «закон природы» постепенно меняет свое значение. Центр тяжести находится теперь не во всеобщности, а в возможности делать частные заключения. Закон превращается в программу технического применения. Важнейшей чертой закона природы считается теперь возможность делать на его основании предсказания о том, что получится в результате того или иного эксперимента.
Легко заметить, что понятие времени должно играть в таком естествознании совершенно другую роль, чем в античной философии. В законе природы выражается не вечная и неизменная структура - речь идет теперь о закономерности изменений во времени. Когда подобного рода закономерность формулируется на математическом языке, физик сразу же представляет себе бесчисленное множество экспериментов, которые он мог бы поставить, чтобы проверить правильность выдвигаемого закона. Одно-единственное несовпадение теории c экспериментом могло бы опровергнуть теорию. В такой ситуации математической формулировке закона природы придается колоссальное значение. Если все известные экспериментальные факты согласуются c теми утверждениями, которые могут быть математически выведены из данного закона, сомневаться в общезначимости закона будет чрезвычайно трудно. Понятно поэтому, почему «Principia» Ньютона господствовала в физике более двух столетий.
Прослеживая историю физики от Ньютона до настоящего времени, мы заметим, что несколько раз - несмотря на интерес к конкретным деталям - формулировались весьма общие законы природы. В XIX веке была детально разработана статистическая теория теплоты. К группе законов природы весьма общего плана можно было бы присоединить теорию электромагнитного поля и специальную теорию относительности, включающие высказывания не только об электрических явлениях, но и о структуре пространства и времени. Математическая формулировка квантовой теории привела в нашем столетии к пониманию строения внешних электронных оболочек химических атомов, а тем самым и к познанию химических свойств материи. Отношения и связи между этими различными законами, в особенности между теорией относительности и квантовой механикой, еще не вполне ясны, но последние события в развитии физики элементарных частиц внушают надежду на то, что уже в относительно близком будущем эти отношения удастся проанализировать на удовлетворительном уровне. Вот почему уже сейчас можно подумать о том, какой ответ на вопросы древних философов позволяет дать новейшее развитие науки.
Развитие химии и учения о теплоте в течение XIX века в точности следовало представлениям, впервые высказанным Левкиппом и Демокритом. Возрождение материалистической философии в форме диалектического материализма вполне естественно сопровождало впечатляющий прогресс, который переживали в ту эпоху химия и физика. Понятие атома оказалось крайне продуктивным для объяснения химических соединений или физических свойств газов. Вскоре, правда, выяснилось, что те частицы, которые химики назвали атомами, состоят из еще более мелких единиц. Но и эти более мелкие единицы - электроны, а затем атомное ядро, наконец, элементарные частицы, протоны и нейтроны, - на первый взгляд кажутся атомарными в том же самом материалистическом смысле. Тот факт, что отдельные элементарные частицы можно было реально увидеть хотя бы косвенно (в камере Вильсона, или в пузырьковой камере), подтверждал представление о мельчайших единицах материи как о реальных физических объектах, существующих в том же самом смысле, что и камни или цветы.
Но трудности, внутренне присущие материалистическому учению об атомах, обнаружившиеся уже в античных дискуссиях о мельчайших частицах материи, проявились со всей определенностью и в развитии физики нашего столетия. Прежде всего они связаны c проблемой бесконечной делимости материи. Так называемые атомы химиков оказались составленными из ядра и электронов. Атомное ядро было расщеплено на протоны и нейтроны. Нельзя ли - неизбежно встает вопрос - подвергнуть дальнейшему делению и элементарные частицы? Если ответ на этот вопрос утвердительный, то элементарные частицы - не атомы в греческом смысле слова, не неделимые единицы. Если же отрицательный, то следует объяснить, почему элементарные частицы не поддаются дальнейшему делению. Ведь до сих пор всегда в конце концов удавалось расщепить даже те частицы, которые на протяжении долгого времени считались мельчайшими единицами; для этого требовалось только применить достаточно большие силы. Поэтому напрашивалось предположение, что, увеличивая силы, т.е. просто увеличивая энергию столкновения частиц, можно в конце концов расщепить также и протоны и нейтроны. А это, по всей видимости, означало бы, что до предела деления дойти вообще нельзя и что мельчайших единиц материи вовсе не существует. Но прежде чем приступить к обсуждению современного решения этой проблемы, я должен напомнить еще об одной трудности.
Эта трудность связана c вопросом: представляют ли собою мельчайшие единицы обыкновенные физические объекты, существуют ли они в том же смысле, что и камни или цветы? Возникновение квантовой механики примерно 40 лет назад создало здесь совершенно новую ситуацию. Математически сформулированные законы квантовой механики ясно показывают, что наши обычные наглядные понятия оказываются двусмысленными при описании мельчайших частиц. Все слова или понятия, c помощью которых мы описываем обыкновенные физические объекты, как, например, положение, скорость, цвет, величина и т.д., становятся неопределенными и проблематичными, как только мы пытаемся отнести их к мельчайшим частицам. Я не могу здесь вдаваться в детали этой проблемы, столь часто обсуждавшейся в последние десятилетия. Важно только подчеркнуть, что обычный язык не позволяет однозначно описать поведение мельчайших единиц материи, тогда как математический язык способен недвусмысленно выполнить это.
Новейшие открытия в области физики элементарных частиц позволили решить также и первую из названных проблем - загадку бесконечной делимости материи. С целью дальнейшего расщепления элементарных частиц, насколько таковое возможно, в послевоенное время в разных частях Земли были построены большие ускорители. Для тех, кто еще не осознал непригодности наших обычных понятий для описания мельчайших частиц материи, результаты этих экспериментов казались поразительными. Когда сталкиваются две элементарные частицы c чрезвычайно высокой энергией, они, как правило, действительно распадаются на кусочки, иногда даже на много кусочков, однако эти кусочки оказываются не меньше распавшихся на них частиц. Независимо от имеющейся в наличии энергии (лишь бы она была достаточно высока) в результате подобного столкновения всегда возникают частицы давно уже известного вида. Даже в космическом излучении, в котором при некоторых обстоятельствах частицы могут обладать энергией, в тысячи раз превосходящей возможности самых больших из существующих ныне ускорителей, не было обнаружено иных или более мелких частиц. Например, можно легко измерить их заряд, и он всегда либо равен заряду электрона, либо представляет кратную ему величину.
Поэтому при описании процесса столкновения лучше говорить не о расщеплении сталкивающихся частиц, а о возникновении новых частиц из энергии столкновения, что находится в согласии c законами теории относительности. Можно сказать, что все частицы сделаны из одной первосубстанции, которую можно назвать энергией или материей. Можно сказать и так: первосубстанция «энергия», когда ей случается быть в форме элементарных частиц, становится «материей». Таким образом, новые эксперименты научили нас тому, что два, по видимости противоречащих друг другу утверждения: «материя бесконечно делима» и «существуют мельчайшие единицы материи» - можно совместить, не впадая в логическое противоречие. Этот поразительный результат еще раз подчеркивает тот факт, что нашими обычными понятиями не удается однозначно описать мельчайшие единицы.
В ближайшие годы ускорители высоких энергий раскроют множество интересных деталей в поведении элементарных частиц, но мне представляется, что тот ответ на вопросы древней философии, который мы только что обсудили, окажется окончательным. А если так, то чьи взгляды подтверждает этот ответ - Демокрита или Платона?
Мне думается, современная физика со всей определенностью решает вопрос в пользу Платона. Мельчайшие единицы материи в самом деле не физические объекты в обычном смысле слова, они суть формы, структуры или идеи в смысле Платона, о которых можно говорить однозначно только на языке математики. И Демокрит, и Платон надеялись c помощью мельчайших единиц материи приблизиться к «единому», к объединяющему принципу, которому подчиняется течение мировых событий. Платон был убежден, что такой принцип можно выразить и понять только в математической форме. Центральная проблема современной теоретической физики состоит в математической формулировке закона природы, определяющего поведение элементарных частиц. Экспериментальная ситуация заставляет сделать вывод, что удовлетворительная теория элементарных частиц должна быть одновременно и общей теорией физики, а стало быть, и всего относящегося к физике.
Таким путем можно было бы выполнить программу, выдвинутую в новейшее время впервые Эйнштейном: можно было бы сформулировать единую теорию материи, - что значит квантовую теорию материи, - которая служила бы общим основанием всей физики. Пока же мы еще не знаем, достаточно ли для выражения этого объединяющего принципа тех математических форм, которые уже были предложены, или же их потребуется заменить еще более абстрактными формами. Но того знания об элементарных частицах, которым мы располагаем уже сегодня, безусловно, достаточно, чтобы сказать, каким должно быть главное содержание этого закона. Суть его должна состоять в описании небольшого числа фундаментальных свойств симметрии природы, эмпирически найденных несколько десятилетий назад, и, помимо свойств симметрии, закон этот должен заключать в себе принцип причинности, интерпретированный в смысле теории относительности. Важнейшими свойствами симметрии являются так называемая Лоренцова группа специальной теории относительности, содержащая важнейшие утверждения относительно пространства и времени, и так называемая изоспиновая группа, которая связана c электрическим зарядом элементарных частиц. Существуют и другие симметрии, но я не стану здесь говорить о них. Релятивистская причинность связана c Лоренцовой группой, но ее следует считать независимым принципом.
Эта ситуация сразу же напоминает нам симметричные тела, введенные Платоном для изображения основополагающих структур материи. Платоновские симметрии еще не были правильными, но Платон был прав, когда верил, что в средоточии природы, где речь идет о мельчайших единицах материи, мы находим в конечном счете математические симметрии. Невероятным достижением было уже то, что античные философы поставили верные вопросы. Нельзя было ожидать, что при полном отсутствии эмпирических знаний они смогут найти также и ответы, верные вплоть до деталей.
Похожая информация.
Вопросы темы
1. Философское учение о материи и природе.
2. Вселенная, жизнь, человек.
Основная идея
Мир - это материя, существующая в единстве всех своих проявлений и представленная в первую очередь в форме окружающей человека природы.
1. Философское учение о материи и природе. Картина (образ) мира и окружающей природы формируется в философии в зависимости от различных мировоззренческих посылок - религиозных, естественнонаучных, идеалистических, мифологических и иных. В силу этого история философии являет собой процесс возникновения и сосуществования различных представлений о мире и бытии человека в нем. К формированию картины мира с позиций научного знания стремится философский материализм («линия Демокрита»), который имеет длительную традицию и глубокие корни в культуре общества.
В философском материализме основным является понятие материи («вещь», «вещество»). Оно концентрирует в себе долгий и богатый опыт познания окружающего мира и человека с позиций естествознания и здравого смысла, объяснения мира естественными причинами. По убеждению сторонников этого философского направления, мир - это движущаяся материя в различных формах ее проявления. Природа (природная среда) -важнейшая форма бытия материи, имеющая прямое отношение к человеку и обществу.
Первые, наглядные по своей сути, представления о материи появились в древней философии в связи с попытками найти некую первооснову мира в виде конкретного вещества. Так, для Фалеса такой основой выступала вода, для Гераклита - огонь, а Демокрит находил ее в подвижных атомах. Эмпедокл одновременно выделял четыре стихии («корни вещей») - воду, землю, воздух и огонь. В учении Платона материальный мир рассматривался как низшая ступень бытия, «бледная тень» и предметное воплощение «мира идей».
Понятие «материя» впервые появилось в работах Аристотеля. Он понимал под ней бесформенную и пассивную массу, которая потенциально содержит в себе любые вещи. Материя - это как бы возможное бытие, его исток, а все конкретные вещи возникают под воздействием некоей творческой энергии («формы»), и этот переход материи в иное состояние является, по Аристотелю, движением («кинесис»).
В философии Средних веков считалось, что материальный мир был сотворен в течение весьма краткого времени волей всемогущего Творца. Создав мир, Бог установил и определенный порядок (иерархию) в нем. Природа (растительный и животный мир) рассматривалась философами как низшая ступень в иерархии мира. В ней, дескать, нет ни души, ни свободы. Такие качества имеются лишь у человека, который сотворен по образу и подобию Божьему.
В эпоху Возрождения и в Новое время материя стала рассматриваться как совокупность физических тел и процессов. Большую роль в познании материального мира сыграл, в частности, И. Ньютон, который сформулировал законы классической механики. Н. Коперник создал гелиоцентрическую картину мира, которая радикальным образом изменила существовавшие до сих пор представления о Вселенной. Во французском материализме XVIII века (Ж. Ламетри, Д.Дидро и др.) подчеркивалось, что материя не сотворена Богом и существует вечно. Она является колоссальной мастерской, которая снабжена всеми необходимыми инструментами и материалами для работы человека.
На рубеже XIX-XX веков в естественных науках произошел ряд крупных открытий, на основе которых начало меняться ранее сложившееся представление о материальном мире. В середине XIX века сформировалась теория Ч.Дарвина, в которой была раскрыта органическая взаимосвязь в растительном и животном мире. В 1869 году русский ученый Д.И. Менделеев создал периодическую систему химических элементов. Были открыты химический элемент радий (В. Рентген) и электрон, явление искусственной радиоактивности (А. Беккерель). В 1905-1916 годах А. Эйнштейн разработал специальную и общую теорию относительности, которая раскрывала единство движения, пространства и времени. В те годы произошли и многие другие крупные открытия в естествознании, радикально изменившие картину мироздания.
Благодаря быстрому развитию науки была подорвана господствовавшая прежде механистическая картина мира. Было убедительно показано, что мир не только един, но бесконечен и разнообразен в своих формах, свойствах и проявлениях. Тем самым горизонт знаний о материи раздвинулся и был дополнен новыми сведениями и фактами, которые изменяли прежние, «вещественные» представления о материи. Обобщая эту тенденцию в науке своего времени, Ленин в 1908 году предложил развернутое определение понятия материи. В своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» он писал, что материя - это «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Кратко говоря, материя есть объективная реальность, существующая вне и независимо от человека и человечества. Данное понятие имеет основополагающее значение для философского материализма и естествознания.
В данном выше определении подчеркнуто, что материя является основным объектом исследовательского интереса для «линии Демокрита». Ленин выделил прежде всего основное свойство материи - объективность существования, т.е. ее бытие вне и независимо от человека и его сознания. Он указал также и на принципиальную познаваемость окружающего мира человеком. Он подчеркивал, что материя как реальность включает в себя не только известные, но и еще неизвестные науке явления. Понятие материи характеризует мир как единство многообразного и помогает исследовать его действительную природу. Материальный мир включает в себя также и человека как уникальное явление мироздания. Вот почему русский философ А.Ф. Лосев призывал «понять материю личностно, с точки зрения категории личности», т.е. включить человека в объект анализа философии, а материю воспринимать также с точки зрения ее ценностного (аксиологического) значения. Материя, природа, жизнь - все это явления, имеющие непреходящее значение для существования человека. С помощью понятия материи формируются научные представления о мире, обобщаются данные частных наук, ведется полемика с философским идеализмом и религиозным мировоззрением, опровергается агностицизм (философское учение о непознаваемости мира). Данное понятие выполняет, таким образом, мировоззренческую функцию и имеет непосредственное отношение к формированию философской и научной картины мира.
Значение этого понятия состоит также и в том, что оно ориентирует на строго определенный (материалистический, естественнонаучный) подход к познанию и объяснению этого мира, выявлению подлинного места и роли человека в нем. Учение о материи позволяет также решать вопрос об основе (субстанции) и причинах всех форм бытия, разграничивать предмет философии и частных наук. В этом понятии заложены основные мировоззренческие посылки и исходные принципы «линии Демокрита».
Всегда, когда научная философия повествует о материи, она непременно подразумевает и природу как важнейшую ее составляющую. В широком смысле слова природа - это несоциальный, «дикий» мир, не созданный человеком. Иногда под ней понимают весь космос, Вселенную. Иногда - ту часть материального мира, которая непосредственно окружает человека и с которой он соприкасается и практически взаимодействует. В любом случае нельзя представлять себе материю без природы, но и природа должна рассматриваться не сама по себе, а с учетом ее включенности в общую структуру материального мира. Природа - это явление жизни. Природа - это и человек как венец ее тысячелетней эволюции. Тема природы является традиционной, многогранной и неисчерпаемой для философии и науки.
Строение и свойства материи. Когда речь заходит о строении материи, наука обычно выделяет два ее вида - вещество и поле, которые тесно взаимосвязаны. Вещество дискретно (внутренне расчленено) и структурировано, обладает массой покоя и рассредоточено в пространстве. Формы вещества разнообразны - атомы и молекулы, газы, жидкие и твердые тела, полимеры, белок, вирусы, живые организмы, макротела. В отличие от вещества поле представляет собой сложное электромагнитное образование, которое состоит из квантов («порций»). Они не имеют массы покоя и распределены в пространстве равномерно. Поле тоже существует в различных видах - гравитационное, электромагнитное, биологическое и т.д. Особым (энергетически наинизшим) состоянием поля является вакуум, в котором отсутствуют какие-либо частицы. Иногда ученые высказывают мнение о существовании «информационно-энергетического» поля, которое якобы имеет громадную скорость распространения и обусловливает развитие Вселенной по изначальной программе.
Вещество и поле взаимопроникают и дополняют друг друга. Их синтезом является, например, плазма как особое состояние материи. Из нее состоят, в частности, небесные тела типа Солнца. Тесное взаимодействие между веществом и полем существует на уровне элементарных частиц в микромире. По сути дела, материальный мир представляет собой единство противоположностей - прерывного и непрерывного, конечного и бесконечного. Существование вещества и поля свидетельствует именно об этом.
Материя обладает рядом универсальных (всеобщих) свойств, или атрибутов. Прежде всего, как отмечалось выше, ей присуща объективность существования, т.е. бытие вне и независимо от человека и человечества. Наука, в отличие от религии, утверждает, что этот мир не создан никем, он был, есть и будет существовать без нас. Еще в древней философии Гераклит высказывал мысль о том, что этот космос «... не создан никем из богов и никем из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, в полную меру воспламеняющимся и в полную меру угасающим ».
Философия и наука подчеркивают неисчерпаемость материального мира, что означает огромное многообразие его сторон, свойств, явлений и состояний. В связи с этим в начале XX века В.И. Ленин заметил, что, хотя открытый наукой электрон оказался таким же неисчерпаемым, как и атом, ум человеческий со временем сделает еще больше открытий и тем самым увеличит власть человека над окружающей природой. Рост знаний подпитывает неиссякаемую надежду человека найти во Вселенной подобных себе существ. Н.А. Заболоцкий сказал об этом языком поэзии: «В который раз томит меня мечта, / Что где-то там, в другом углу Вселенной, / Такой же сад и та же темнота, / И те же звезды в красоте нетленной».
Такое свойство материи, как бесконечность, подразумевает вечную незавершенность, незаконченность процессов и состояний в ней. У материального мира нет ни начала, ни конца. В нем существует лишь непрестанное развитие, смена форм и состояний 1 . В связи с этим можно сказать, что жизнь человека является всего лишь маленьким мигом в истории безбрежного Космоса, хрупким звеном в бесконечной цепи превращений материи. Человек - это существо, затерянное в «глухом углу Вселенной», сокрушался Б. Паскаль. В необъятных просторах пространства и времени мы - ничто, подчеркивал французский ученый.
Материи присущи также целостность и структурность. Будучи относительно самостоятельными, все фрагменты и стороны мира непосредственно или же через промежуточные звенья связаны друг с другом - природа и общество, индивид и социальная группа. И т.д. и т.п.
В ряду всеобщих свойств материи находится и отражение, представляющее собой способность предметов воспроизводить (копировать) во взаимодействии внешние признаки и внутреннее содержание других предметов, сохранять в себе эти отпечатки («копии»). Формы проявления отражения (раздражимость, психика и др.) разнообразны, как и сам материальный мир.
Особым свойством материи является движение, которое выражает способность предметов изменяться и переходить в иное состояние. По определению Энгельса, движение в применении к материальному миру - это изменение вообще. Оно представляет собой не просто свойство: это коренной способ существования всех без исключения вещей материального мира.
Противоположностью движения является покой как состояние временного равновесия, устойчивости и неизменности вещей. Он всегда относителен, так как нет вещей, которым не присуще движение. Покой мимолетен и краток, он постоянно разрушается силой неумолимого и безжалостного («смертоносного», по выражению Н.А. Бердяева) движения. Движение вечно, а покой временен - такова формула их взаимосвязи.
Движение материи существует в разных формах (видах), которые представляют собой специфические типы взаимодействий и изменений. До XIX века все многообразие форм движения сводилось философией в основном к механическим процессам. В этом представлении проявлялся механицизм как конкретно-исторический тип философского мировоззрения, исходный принцип объяснения мира и человека в нем. Но крупные открытия в науке XIX века (теория клеточного строения, эволюционное учение и др.) разрушили эту упрощенную и схематичную картину мироздания. Учитывая это, Энгельс в своей «Диалектике природы» предложил более совершенную классификацию форм движения материи. Они выделены им с учетом их конкретного материального (вещественного) носителя. Назовем эти формы и кратко охарактеризуем их.
Механическое движение представляет собой перемещение тел в пространстве по определенной траектории, или «смену места», по определению Г. Гегеля. Носителями движения в данном случае (падение камня, колебание маятника часов, полет спутника и т.п.) являются конкретные материальные предметы.
Физическое движение сопряжено с такими природными явлениями, как теплота, свет, электричество и магнетизм, гравитация. Здесь уже отсутствует четкая траектория движения, а иногда оно носит даже хаотический характер (например, броуновское, движение молекул газа).
Химическое движение вбирает в себя взаимодействия атомов, что порождает в ходе реакций еще более сложные вещества. В качестве самой простой химической реакции Энгельс называл образование озона в атмосфере во время грозы. Наука полагает, что когда-то в рамках химических процессов на нашей планете зародилось явление жизни.
Особое место в мироздании занимает биологическое движение - существование и развитие живых организмов, растительного и животного мира. (В настоящее время на Земле имеется более 500 тысяч видов растений и около 1,5 млн. видов животных.) Носителем процессов жизни является белок, который имеет сложную молекулярную структуру. По лаконичному определению Энгельса, жизнь - это «способ существования белковых тел». Благодаря жизни тенденция к самосохранению все же преобладает над тенденцией распада, и поэтому на нашей планете не господствует разрушительная стихия Хаоса.
Большой спецификой обладает социальное движение, которое вбирает в себя всю совокупность явлений и процессов, протекающих в рамках общественной жизни. «Автором» и носителем социального движения выступает человек, как существо мыслящее и деятельное. Самым сложным проявлением социального движения является процесс человеческого мышления как поток мыслей и представлений, деятельность познающего ума.
Предложенная Энгельсом классификация форм движения материи фиксирует важнейшие области материального мира и протекающие в нем процессы. Но она имеет ограниченные познавательные возможности для познания этого мира, ведь в XX веке был накоплен богатейший массив научных знаний. В настоящее время наука выделила и изучает геологическую, географическую, космологическую и иные формы движения. Разумеется, поиск наукой новых форм движения продолжится и дальше. В связи с этим можно предложить новый вариант классификации форм движения материи:
«мир ядра» (частицы и античастицы) - так называемые «ядерные» формы движения материального мира;
«мир электромагнетизма» - внутриатомные и молекулярные процессы;
«мир тяготения» (плазма, планетарное вещество), включающий гравитационные формы движения материи;
«мир жизни», объединяющий биогенетические, популяционные, организменные и иные процессы на нашей планете;
«мир человеческого общества» как тесное единство материального и духовного, система деятельности людей и отношений между ними.
Очевидно, что в данной классификации формы движения выделены с учетом уровня организации материи, ее постепенного усложнения. Для удобства можно выделять формы движения в неживой и живой природе, в общественной жизни. Что касается человека, то он представляет собой сложнейшую систему, которая синтезирует и несет в себе самые различные формы движения материи.
Кроме названных выше универсальных (всеобщих) свойств материи присущи также и такие характеристики, как пространство и время. Это формы существования материи, которая не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени. В этих формах материального мира пребывает и сам человек. Волей судьбы он погружен в них и существует в бесконечных просторах пространства и неумолимом потоке времени, которые являют собой «пределы человеческой жизни», по выражению ПЛ. Чаадаева. Каждый человек живет здесь (в пространстве) и теперь (во времени).
Под пространством философия понимает взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяженность и определенный порядок взаимосвязи. Это как бы сосуществование («рядом-существование») вещей мира. Элементами пространства являются точка, объем, длина, расстояние и т.д. Принято выделять, прежде всего, такие свойства пространства, как протяженность, трехмерность (длина, ширина и высота), изотропность (равенство всех трех его измерений), обратимость (возможность перемещения предмета и человека в любую точку пространства).
История существования человека убеждает, что он способен обретать практическую власть над пространством. Благодаря знаниям, технике и настойчивому труду эта власть постоянно нарастает. Это особенно очевидно на примере происходящего в наше время активного освоения земных недр, просторов и глубин Мирового океана, космического пространства. Мир ведь всегда не удовлетворяет человека, и человек стремится преобразовать его своими действиями. Писатель П.Л. Проскурин заметил однажды, что природа предназначила человека для освоения широких пространств. Но в результате возникло острое и неустранимое противоречие между деятельным человеком и окружающим миром, между человеком и природой.
В XX веке это противоречие проявило себя в весьма опасных формах, породило глобальный экологический кризис, что поставило под вопрос само дальнейшее существование человечества.
Под временем философия понимает длительность существования вещей и процессов, последовательность смены их состояний. В своей действительности оно представляет собой неиссякаемый поток событий, или, говоря словами Платона, «движущийся образ вечности». Разным материальным системам присущи свое время и его специфические характеристики. Можно вести речь о физическом и биологическом, космическом, социальном времени. Иногда философы выделяют и «экзистенциальное» время, имея в виду сложный поток чувств и эмоций, переживаний человека, других его душевных состояний.
Принято считать, что время имеет три измерения - настоящее (текущие события), прошлое (застывшие события) и будущее (грядущие события). Причем события в разных материальных системах происходят в неодинаковом темпе. Наиболее быстро и плотнее время протекает в обществе, что связано с высокой активностью человека, многообразием форм его духовно-практической деятельности и неуклонным расширением ее масштабов. Время течет только в одном направлении - от прошлого через настоящее к будущему, и этот вектор неизменен, необратим. Пока еще никому не удавалось повернуть свою жизнь назад и прожить ее по-новому. Это можно сделать лишь мысленно, обратившись к смелой фантазии.
«Стрела времени» - это всемогущий и безжалостный разрушитель всего сущего. Но время в такой же мере является и творцом всего нового, нарождающегося. Временное значит тленное, умирающее и уходящее. Напротив, вечное - это сохраняющееся, непреходящее и бессмертное. Время движет миром в направлении и к жизни, и к смерти, непосредственно затрагивая судьбу человека, его прошлое, настоящее и будущее. Жизнь человека всегда трагична под властью «смертоносного» времени, и все мы - его пленники. Говорят, что каждый час времени ранит, а последний и вовсе убивает. Лишь непрерывное творчество помогает человеку преодолеть смерть, сохранить себя в памяти благодарных потомков и приобщиться к вечности. Биологическая жизнь человека конечна, и поэтому многие предпочитают все же не «думать о секундах свысока».
Осознавая свою временность, они задумываются о содержании и цели своей жизни, о смысле своего существования в этом мире.
Понятия пространства и времени применяются также и к исследованию общественной жизни. С точки зрения философии социальное пространство создано людьми и представляет собой множество общественных институтов, процессов и отношений, предметов культуры, которые сосредоточены в рамках конкретного отрезка социального времени (конкретная эпоха, период истории). По большому счету социальное пространство и социальное время - это вся всемирная история Человека как арена его духовно-практической деятельности и ее предметные воплощения. Социальное пространство, будучи очеловеченной Вселенной, всегда несет на себе печать своего времени, эпохи. В этом несложно убедиться, сравнивая для примера город античной эпохи и современный город, социальную дистанцию между рабом и господином в древнем обществе и взаимоотношения между гражданами в цивилизованных странах нашего времени. Социальное время неукротимо устремлено в будущее, оно становится все более динамичным и насыщенным разнообразными событиями. Неудивительно, что под воздействием научно-технического прогресса современное общество мчится вперед, напоминая пылающую комету в необъятных просторах Вселенной.
В истории философии и культуры, в устном народном творчестве время всегда осознавалось как большая ценность. Считалось, что оно наполнено человеческим содержанием и поэтому является объектом эмоционального восприятия и рационального осмысления 1 . В философии подчеркивается, что время - это не только некие пределы человеческой жизни, но и сама его жизнь. Будучи насыщенным событиями и живым общением людей, оно есть «пространство человеческого развития» (К. Маркс). Но, увы, время неподвластно человеку. Неудивительно, что люди мечтали о так называемой «машине времени», с помощью которой можно обрести власть над ним. Мечту об этом В. Шекспир выразил так: «Не хвастай, время, властью надо мной!» Однако время неумолимо течет, уходит, и поэтому оно - нечто бесценное. Вот почему, говоря словами поэта С.Л. Маршака, «...пока в руках у нас частица времени, /
Пускай она работает на нас!» Но для этого непременно требуется, чтобы душа человека неустанно трудилась и день и ночь. Философия и народная мудрость напоминают человеку: спеши жить, поскольку «часы идут, дни бегут, годы летят», а если иногда «день упустишь - годом не наверстаешь», «делу время - потехе час», не так ли?
В философском материализме весьма существенным является также и вопрос о материальном единстве мира. Впервые он был обозначен и решался еще в античной философии (Гераклит, Демокрит и др.). По сути своей данная проблема означает следующее.
Окружающий человека мир материален (веществен) по своей природе. Все его явления и процессы имеют в конечном счете единую материальную основу, или субстанцию. Мир един (целостен), единствен и динамичен. Все его сферы органически взаимосвязаны, переплетены. Он многообразен, «разноцветен» в своих проявлениях, и это придает ему стройность и красоту. Материальный мир имеет одни и те же всеобщие (универсальные) свойства и единые законы существования. Наука показывает и доказывает, что все это есть на самом деле, действительно, а не является игрой нашего пылкого воображения. Мир - это Универсум, единое антропосоциоприродное целое.
Идея материального единства мира обосновывается, во-первых, науками о неорганической природе - физикой, астрономией, химией и др. Особо важную роль в этом играют теории ДМ. Менделеева, А. Эйнштейна, И. Ньютона и других ученых. Во-вторых, науками об органической природе - биологией, генетикой, анатомией и др. Большой вклад в это внесли учения Ч. Дарвина, А.И. Опарина, Г. Менделя. Эта идея доказывается также науками о человеке и обществе как уникальных явлениях Вселенной. Речь идет прежде всего о таких областях научного знания, как история и этнография, социология, экология. Ф. Энгельс верно заметил, что единство материального мира «... доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания», всем многогранным духовно-практическим опытом человечества.
В философском идеализме и религии тоже есть идея единства мира, его целостности и гармоничности. Однако она осмысливается с противоположных мировоззренческих позиций: здесь единство мира рассматривается под углом зрения его духовной обусловленности. Решение данной проблемы дано, например, в творчестве Г. Гегеля, где мир воспринимается как нечто целостное и пронизанное духовным началом («мировым разумом»). В русской религиозной философии было разработано понятие всеединства, которое выражает органическую целостность мирового бытия. Наиболее обстоятельно учение о всеединстве разработал B.C. Соловьев, который стремился вскрыть духовную основу единства многообразного в мироздании и находил эту основу в некоей Мировой душе, или Софии, Философия и наука нашего времени рассматривают Вселенную как самоорганизующийся Универсум, где имеют место сосуществование и взаимодействие живого и неживого. В мире протекают как линейные, так и нелинейные процессы (хаос, пульсации, вихри, волны и т.п.). Новый ракурс мировидения задает синергетика - отрасль научного знания, которая исследует самоорганизацию сложных материальных систем (И.Р. Пригожий). Синергетика полагает, что в сложных системах «конструирующую» роль играет Хаос, в котором потенциально содержится много вариантов последующего развития. Эта наука подчеркивает, что развитие мира предсказуемо в той же мере, что и непредсказуемо, неожиданно для человека. Развитие - это нелинейный процесс, в котором большую роль играет случайность, поэтому оно может протекать в разных направлениях. Вот почему материальный мир следует рассматривать как единство порядка и беспорядка, гармонии и дисгармонии.
2. Вселенная, жизнь, человек. Научное решение проблемы происхождения мира, жизни и человека является непростой задачей, поскольку эти процессы невозможно воспроизвести экспериментально. Да и речь идет о событиях, которые происходили многие миллионы и даже миллиарды лет назад.
В XX веке американский астроном Э. Хаббл выдвинул концепцию «Большого взрыва» во Вселенной. Ученый предположил, что около 15-20 млрд. лет назад стало происходить расширение Вселенной из сверхплотного состояния вещества. Началось время, потом появились первые атомы и молекулы, а позже и химические соединения. Вселенная все более расширялась, температура спадала, и постепенно на Земле складывались предпосылки для появления простейших форм жизни (около 5 млрд. лет назад). Стала формироваться атмосфера, а в результате биохимической эволюции появились органические соединения. Сформировался белок - носитель жизни, зародилась клетка как простейшая структура жизни. Наступил естественный отбор всего живого, что в итоге привело и к появлению человека.
В1924 году русский ученый А.Л. Опарин в своей книге «Происхождение жизни» сформулировал естественнонаучную концепцию возникновения жизни. Опарин полагал, что до появления жизни на Земле существовал длительный (3-5 млрд. лет) период химической эволюции, в рамках которого появились сложные органические вещества и протоклетки. Это привело к биохимической эволюции, в ходе которой в Мировом океане стали образовываться сложные органические соединения, давшие начало жизни.
Жизнь появилась на Земле, на других планетах она пока не обнаружена. В силу случая или же закономерно именно на нашей планете сложились все необходимые предпосылки для возникновения Человека и его дальнейшего существования (оптимальный состав атмосферы, температура воды, гравитация и др.). Это удивительное обстоятельство дало повод ученым сформулировать «антропный принцип», который гласит, что Вселенная якобы устроена «под» и «для» человека. В самом деле разве смог бы возникнуть и существовать человек, не будь Вселенная столь «человечной»?
Философия рассматривает человека как уникальное (в пределах известного нам мира) живое существо. Вопросы о сущности и природе человека, смысле и целях его жизни являются самыми сложными мировоззренческими проблемами. Большое значение имеет также вопрос о происхождении человека. В его решении наиболее распространенными являются следующие мировоззренческие позиции.
Естественнонаучный подход основывается на предположении о том, что человек - это следствие, итог длительной эволюции живой материи на планете Земля. Он появился отнюдь не случайно, став «высшим цветом» живой природы. Человек - это результат земных причин, а вовсе не какая-то «искра» во Вселенной. Наука доказывает, что основными факторами его становления как специфического живого существа явились естественный отбор, прямохождение, развитие мозга, труд и речь. Привычка трудиться, т.е. изготавливать и применять специальные инструменты для обработки природы, помогла человеку выжить и тем самым закрепить одну из ветвей в эволюции живых существ на нашей планете. Человекообразная обезьяна (австралопитек) со временем превратилась в человека умелого. Научная теория антропогенеза утверждает, что человек в современном его облике сформировался примерно 40-50 тыс. лет назад. В целом же история человека как вида насчитывает около 2-3 млн. лет. Появившись вначале в Центральной Африке, он распространился затем по всем континентам. (Для сравнения заметим, что возраст Земли равен примерно 4,5-5 млрд. лет.)
В рамках естественнонаучного подхода отечественный ученый, академик Н.Н. Моисеев разработал концепцию так называемого «универсального эволюционизма». Истоки этой теории восходят к работам русских мыслителей-космистов Н.Ф. Федорова и В.И. Вернадского. Явление человека Моисеев рассматривает как результат пересечения совокупности земных и космических факторов. В лице человека материя впервые обрела способность осознавать саму себя и ставить свое развитие под контроль знания. Возникновение жизни и человека стало самой крупной революцией в известной науке истории Вселенной. Появился Разум, и развитие мира (в рамках Земли) стало носить сознательный характер. Развился и усовершенствовался Мозг как носитель мыслительных способностей человека. Сформировалась Воля, т.е. способность вмешиваться в ход событий и направлять их протекание. Эволюция породила и Память - механизм сохранения информации и опыта, их накопления и передачи. Благодаря всему этому сформировался Духовный мир человека как самая тонкая ткань социального организма, источник созидания принципиально нового, человеческого мира - мира культуры.
В последующей эволюции человека выявились две противоположные тенденции. Первая - к нарастанию степени его свободы на основе знаний об окружающем мире и о самом себе, совершенствования орудий труда и культуры. Вторая - к нарастанию несвободы в связи с усложнением создаваемой человеком так называемой «второй природы» (искусственная среда в различных ее формах), а также вечной зависимостью от «первой» природы как естественного условия своего существования.
В отличие от науки в мифологии и религии на вопрос о происхождении человека даны иные ответы. Так, древнегреческие мифы полагают, что вначале существовал лишь вечный, безграничный и темный Хаос. В нем в свернутом виде заключались все источники жизни мира. Из Хаоса появилось все - весь мир и бессмертные боги. Из него произошла богиня Земли - Гея. Под Землей родился мрачный Тартар - бездна, полная тьмы. Родилась также и Любовь как могучая и всеоживляющая сила. Так начал создаваться Мир со всеми его составляющими - Ночь и День, Горы и Небо, Океан, Солнце и т.д. Появились многочисленные боги как всемогущие и бессмертные существа, и весь возникший мир стал ареной их деятельности и соперничества. Боги - это сверхлюди, хотя и наделенные обычными человеческими качествами. Первые люди были созданы богами, вначале они жили без забот, тяжкого труда и печалей. То был первый - «золотой» - век человечества. Затем на смену ему пришли «серебряный», «медный» и «железный» века. Так и стала с точки зрения древней мифологии развиваться история человеческого рода.
В основном письменном источнике христианской религии - Библии - утверждается, что Бог на пятый и шестой дни творения («креации») мира создал весь животный мир планеты. В шестой день появился и человек, сотворенный по образу и подобию Божьему в виде первого мужчины Адама и первой женщины Евы. Это было грандиозное событие, ведь с появлением человека разумного («гомо сапиенс») перед жизнью открылся путь созидания и высочайшего восхождения. Однако, вкусив запретный плод в райском саду, первородители людей совершили тем самым великий грех, за что были изгнаны Богом из рая. Началась история человечества, а все люди в ней распались на две большие группы - праведники и грешники.
В фольклоре народов мира можно встретить наивные версии происхождения человека. Например, эскимосы считают, что человек был вылеплен из земли и распространился по свету с помощью птиц. Некоторые верят, что человек был создан из камня или из глины - красной, белой, коричневой. Такие наивные представления основаны, как правило, на древних мифах и наукой не подтверждаются. Все мифы объединяет одно - идея некоей внешней силы, которая якобы сотворила человека.
В XX веке французский ученый и теолог Пьер Тейяр де Шарден создал концепцию так называемого «эволюционного финализма». Это была попытка соединить и как бы примирить науку и религию, разум и мистику в решении проблемы происхождения мира и человека. По мнению Тейяра, история мира -это история его постоянного усложнения и восхождения к Сознанию. В ходе этого сложилась некая единая линия развития мира, «космическая магистраль». В ее рамках сформировались основы жизни и элементы сознания, возник некий Дух Земли. Появившийся на этой основе человек стремится в ходе эволюции к достижению конечного состояния мира, которое Тейяр назвал «точкой Омегой». Она и станет, по убеждению философа, завершением эволюции, началом всеобщего объединения и мировой гармонии под животворным влиянием любви. Здесь все фрагменты мира найдут друг друга и соединятся в гармонию. Точка Омега - это будущее мира и человечества, высший полюс эволюции. В ней будет достигнуто примирение всех индивидов и народов, частей и целого. Все сущее сольется на основе любви. По оценке русского проповедника А.Меня, тейярдизм как учение о происхождении и месте человека во Вселенной может быть названо «оптимистическим финализмом». Точка Омега - это «светлый конец», некое царство, где Бог будет пребывать во всем.
Близки к тейярдизму идеи русского художника и философа Н.К. Рериха. Что есть человек во Вселенной? Человек, в представлении мыслителя, является точкой, в которой происходит своеобразная стыковка Земли с Космосом, где земной мир соприкасается с высшим сознанием. Будучи вселенским существом, человек обладает практически неисчерпаемым потенциалом космической энергии, еще не раскрытой и не освоенной им в полной мере. Эта энергия и придает ему высокую духовность, сообщает силы для борьбы со Злом и Тьмой мира.
Так кем же является человек в этом мире - соучастником миротворения или же пассивным созерцателем происходящего? Где его место в мироздании - в центре или на обочине? К чему призван человек - разрушать или же созидать и совершенствовать мир? На эти и подобные вопросы мы будем отвечать по мере изложения курса философии. Здесь лишь заметим, что человек - это мельчайший «атом», блуждающий, по словам Б. Паскаля, в «бездне бесконечности». Конечно, ему не дано постигнуть бесконечное, но способность мыслить придает человеку силу, веру и надежду.
Вывод. С точки зрения научной философии мир - это дви жущаяся материя, взятая в единстве всех свойств и форм проявления. Неотделимой частью материального мира, венцом его эволюции является человек как уникальное явление живой природы. Происхождение Вселенной, жизни и человека - это очень важные мировоззренческие вопросы, традиционно вызывающие интерес у философии и философов.
Контрольные вопросы
Что понималось под материей в древней философии?