У каких людей впервые появилась религия. Интересные факты о том, как появилась религия

Когда вы думаете о религиях, то неминуемо натыкаются на следующие вопросы:

Почему в мире существует так много религий? И каждая утверждает, что она единственно верная.

Какая же религия верная на самом деле?

И произошли ли религии от Бога, или каким-либо иным мистическим путем? Или религии были выдуманы людьми?

Некоторые утверждают, что наука доказала неверность религий. Но доказала ли она в действительности неверность религий?

Противоречит ли наука религиям?

Какова цель и функция религий?

Я постараюсь разобраться в этих вопросах и ответить на них.

Вначале рассмотрим то, на базе чего формируются все наши познания о мире и метод анализа информации. Все, что мы знаем, и методы нашего мышления формируются на базе наших органов чувств. Причем если человек лишен зрения и слуха, то развивается он существенно медленнее (если развивается вообще) и часто при абсолютно нормальных умственных способностях не может познавать и анализировать мир, то есть, лишен способности обучения.

Причем многие наши представления о мире сформированы именно особенностями наших органов чувств. Будь у нас другой набор органов чувств, то мы имели совершенно другие представления и другую жизнь. Так если бы мы видели рентгеновское излучение, то возможно не делали бы окон в домах. А в железобетонных блоках старались бы разместить металлические пруты более эстетично. То, что не познается нашими органами чувств, для нас не существует, как материальный объект. Но и сам метод мышления тоже определен этим самыми органами чувств.

Интересно то, что несовершенны, как сами органы чувств, так мы не можем, например, видеть инфракрасный свет. Так не совершенен и сам их набор. Мы не можем, например, измерять частоту электрического тока. Видимо на условиях того, что несовершенство органов чувств очевидно, можно предположить, что многие виды информации нам не доступны в силу этого.

Следовательно, когда мы говорим о Боге, богах или каких-то иных состояниях материи, то речь идет, прежде всего, о том, что принципиально недоступно нашим органам чувств, что нельзя увидеть, услышать, и почувствовать. Причем вполне возможно, что это не скоро станет доступно также и нашим приборам. Подобно тому, как если мы создадим искусственный интеллект в компьютерных сетях, и ему изрядно придется повозить, чтобы осознать человека. И даже если компьютеры будут работать на человека и видеть его они не смогут осознать его. Это подобно тому, как мы не можем осознать понятие бесконечность. Бесконечность времени, бесконечность Вселенной или бесконечность микромира.

Итак, речь идет о существовании некого таинственного мира, который недоступен, как нашим органам чувств, так и нашим приборам. Но самое важное, что он недоступен нашему пониманию. И даже если мы увидим этот мир, то мы не сможем понять это. Не исключено, кстати, что мы видим, но не осознаем. В дальнейшем я буду называть этот мир – таинственным миром. Подразумевая под ним все то, что мы не можем осознать и увидеть.

Есть масса версий происхождения человека, однако самой безумной из них является Теория Эволюции, которая предполагает, что все произошло само собой вследствие случайных факторов и необходимости.

Двадцатый век показал, что человек способен творить массу механизмов и их модификаций. Но это творение при всей своей разнообразности не было набором случайностей, а было развитием определенных идей. Если мы посмотрим на живой мир вокруг нас, то это также развитие одних и тех простейших идей. От насекомых до человека есть одно приблизительно строение тела. Есть голова, на которой располагаются зрительные и другие анализаторы. Есть туловище с лапками, лапами, руками или ногами и лишь изредка их отсутствием. Причем все живые существа крайне гармонично сосуществуют вместе. И во всем разнообразие живых существ мы видим вполне определенный набор идей, которых не так много. Мы даже не видим жуков и животных, с колесной тягой вместо лапок. Хоть человечество доказало, что колеса эффективное средство передвижения. Строение тела также могло иметь другие формы и модификации, а естественный отбор логично мог привести к появлению совершенных убийц, которые выживали бы в любых ситуациях и питались бы всем чем угодно и у которых бы отрастали любые органы. Любой фантастический фильм с использованием идей эволюции показывает, сколь разнообразными могли быть существа, населяющие нашу планету. Если бы эволюция имела бы место. Но я не буду показывать всю бездарность и тупиковость этой легенды об эволюции. Это сделали до меня.

Итак, я утверждаю, что все живые существа на нашей планете были созданы разумным существом или существами. Чтобы узнать, кто они или Он нужно изучить и осознать Таинственный мир. А как я уже говорил раньше, не познание этого принципов этого мира ни его восприятие невозможно пока для человека. Однако если что-то нельзя познать – это не означает, что оно не существует. Более того, я утверждаю, что создатель или создатели оказывают самое непосредственно участие в нашей жизни. Вполне возможно, что своей жизнью мы выполняем полезные для них функции. Каждый из вас это воздействие может ощутить на себе. По идее жизнь подчиняется необходимости и случайны факторам. Но разве никогда в вашей жизни не случались уникальные совпадения, когда вы случайно встречала несколько людей в городе в нужное время и эти встречи определяли вашу дальнейшую жизнь. И если вы встретили только одного из этих людей, то это ничего бы не изменило. И только в результате того, что вы встретили сразу всех из этих людей, получился тот результат, который вы ожидали. На самом деле в жизни любого человека этих совпадений больше, чем кажется.

К тому же почему мы считаем, что мы не выполняем никаких полезных творцу или творцам функции? Аналогичные может быть тем, которые выполняет для нас компьютерные программы. Деревья подозрительно напоминают каталоги. Полезные ископаемые базы данных, а мы программы по обработке этих данных.

Заметим, что создание нами компьютеров было идеальным научным экспериментом, который в том числе мог стать моделированием реальной ситуацией, которая моделирует происхождение и основу существовании нашего мира. То ест создавая компьютеры мы моделировали виртуальную реальность, которая подобная нашей. И нам удалось смоделировать в результате этого эксперимента то, как мы появились. И то, как появилось все живое.

Зачем же нам нужны религии?

Животные управлялись своими инстинктами, и их взаимное существование было органично. Но человек способен творить и фантазировать. Он способен самообучаться. И эти свойства привели к тому, что человек может направлять свое творчество во вред самому себе и во вред всем другим живым существам. Причем до полного самоуничтожения. Творчество, наделенное целью, и стимулируемое инстинктами, ведет к чрезмерности и вместо пользы человек станет вреден самому себе и окружающем миру.

То есть человеку нужны регулирующие факторы. Если их не будет - общество погибнет. Законы естественно не могут управлять обществом, так как люди могут успешно их не соблюдать. Предпринимаются попытки заставить машины следить за законностью. Но машины ведь программируются людьми, а повсеместное беззаконие естественно проникнет и в органы правопорядка.

Поэтому религия является тем стержнем, который регулирует общество. Этот стержень, на котором держится нравственность. Это направление для развития и творческого развития личности. Причем даже если вокруг нет полиции и не будут действовать законы – религия все равно будет успешно регулировать нравственность и Закон. Хаос не наступит даже в отсутствии органов правопорядка – если люди будут верующие.

Как появились религии?

Очевидно, что, создав человека, обитателям таинственного мира стало ясно, что это существо может самоуничтожиться в силу неправильного образа мыслей или уничтожить все живое. Поэтому человеку дали религии. Почему религии, а не одну совершенную религию? Дело в том, что человек способен искажать любое знание и лучше, если эти знания будут находиться в конкуренции, тогда искаженное знание всегда можно будет заменить конкурирующим. Также религии были адаптированы под географическое поселение людей.

В рамках религий человеку также дают представление о Таинственном мире. Вначале человеку дали первые религиозные представления. Но они были очень сложны для первобытного человека. Даже сейчас, чтобы изучить учение колдунов Африки нужно более 40 лет. И в них естественно была наиболее точная и доступная информация о Таинственном мире и его обитателях. Но широкой первобытной общественности эти знания были непонятны. И в результате они были искажены и привели к хаосу. Вместо пользы эти знания обратили во вред. Чтобы соблюдать закон, нужно было познать сложнейшее философское учение. Тогда из таинственного мира поступило новое знание. И этим знанием были те религии, которые мы сейчас называем варварскими. Они были сложны, но уже более упрощенные.

Однако по прежнему в полной мере эти знания были доступны только жрецам. Мы видим например, что иудаизм произошел от религии междуречья, но только религия междуречья была много сложнее для понимания, чем иудаизм. Итак, идя по пути упрощений, обитали таинственного мира, дали нам то, что мы знаем под современными мировыми религиями. Все эти религии не придуманы людьми (кроме различных ответвлений и искажений). Все они в равной степени отражают истину. И все, по сути, говорят одно и тоже разными словами и подавая это в разных формах. Все они побуждают человека к определенному образу жизни. Направляя его действия и творчество в определенное русло.

Противоречит ли наука религиям? На самом деле нет, за исключением тех случаев, когда кто-то из ученых слишком самонадейно утверждает, что объяснил, то, что пока не доступно познанию – наука религии не противоречит. И если какой-либо закон и противоречит религии, то, как правило, потом выясняется, то он распространяется далеко не на всю вселенную. Так было, например, со скоростью света.

Все, что реально доступно изучению человека нисколько не противоречит религии. Когда же человек пытается изучить недоступные его познанию предметы, то может придумать гипотезы противоречащие религии, но они самодискредитируются после более детального изучения. Это давно бы ждало Теорию Эволюции, если бы не мощная политическая поддержка.

Наука изучает мудрость Создателя. Его идеи и конструкторские решения. Законы, реализованные Им во вселенной. Наука познает, мыли того (или тех) кто создал нашу вселенную. И в этом нет противоречия. Напротив, в этом есть познание истины различными путями: экспериментальным (наука), и духовным (религия).

Зачем нужны религиозные таинства и обряды?

Некоторые говорят, что религия – это хорошо. Это нравственный закон. Но зачем же нужны обряды и таинства? Часто к ним относятся как к чему мистическому, как к чему-то старому и не совсем нужному. Однако это не верно.

Посмотрим на таинства и обряды с человеческой стороны. Человек не может считать собственность своею, пока нету материального подтверждения его права собственника. И ему обязательно нужна бумажка подтверждающая право собственника. Или иной предмет это подтверждающий. Человек не может поверить во власть если нету материального подтверждения наличия власти. А в современном обществе человек без паспорта не является в принципе полноценным человеком. Откуда такая тяга к материализации виртуальных заключенных только в разуме людей понятий?

Дело в том, что человек только тогда осознает виртуальное понятие, когда он видит материальное его подтверждение и признает это материальное подтверждение. Только тогда когда он всеми органами чувств ощущает это понятие, он осознает его и воспринимает как нечто неразрывно связанное с его жизнью. И вот для этого и нужны таинства и обряды. Они позволяют человеческому мозгу лучше проникнуть в ту религию, которую человек признает. Когда священники одеты в костюмы, а церковь напоминает ратушу или офис, то естественно это не способствует погружению в религию и её принципы. Только когда все богослужение наполнено различными необычными символами и материальными подтверждениями – человек полностью погружается в это.

Я попытался в этой небольшой статье насколько это возможно дать ответы на все вышеперечисленные вопросы. Пишите если у вас возникли мыли или вопросы на эту тему.

Позиция богословов и верующих (по воле бога возникает религия и все события) весь исторический процесс определяется промыслом божьим. Бог как творец (единственный). Продумал каждого из нас, от момента рождения до смерти. Есть и деятельность человека, отличающаяся от божественного плана (алкоголизм, наркомания и тд), ведь каждый рождается свободным, свобода воли. Человек сопомощник бога. В конце жизни с тебя всё спросят, будешь отвечать за содеянное. Существует 2 пути. Один божий путь, ведёт в рай, второй путь дьявола, ведущий в ад. Удвоение мира главный признак религии: мир реальный, земной и сверхъестественный мир(загробный). Смерть с точки зрения религии не конец, а переход из естественной в сверхъестественную жизнь. Бог вечен, религия ВЕЧНА.

Биолого-антропологическая (творец религии-человек). Религия возникает в сознании человека спонтанно, самопроизвольно. Внешние причины не играют никакой роли. Сознание первично. Люди создавшие мировые религии: Иисус Христос, Мухаммед, Будда.

Материалисты (создает религию человек, но в отличие от биолого-антропологического подхода, религия - не где кроме бытия возникнуть не может. Возникает не в сознании человека, а сознание отражает причину возникновения религии. Господство внешних сил (природы и общества) над человеком - причина возникновения религии.

Влияние на человека внешних сил человек способен преодолеть, а господство внешних сил порождает религию. Влияние (дождь, снег), а господство (ураган, наводнение). Если полное господство внешних сил- не возникает религия, людям не до этого.

2. Структура религии

С точки зрения богословов человек самостоятельно структурировать не может. Это тайна бога, которой он делится с человеком. Знаем о сверхъестественном - от посланников, пророка божьих. Самостоятельно человек познать не может.

Светские исследователи говорят, что человек может самостоятельно определить структуру религии.

Религиозное сознание В религиозном сознании выделяются религиозные представления и религиозные настроения.

Религиозное поведение. В религиозном поведении выделяется религиозное действие.

Религиозные действия часто называют культовыми действиями. Но религиозный культ понятие более широкое. Определяя культ-религиозное действие+материальные объекты которые при этом используются. Храм-культовое место, священник-представитель культа, иконы, кресты-культовая атрибутика. Всё это состоит культ. Культ очень глубоко символичен. Горящая свеча-символ горения христианской души перед богом. Дым благовонии из кадила-возносящиеся молитвы от верующих к богу. Культ необходим любому верующему человеку т.к. культ символизируют прямую связь верующего и бога. Молитва-восхваление бога и просьбы.

3) Ранние формы религии

Фетишизм - рога оленя,зуб хищника, подкова (взаимодействие части и целого)

Магия - близка к фетишизму, но фетишизм предполагает наличие сверхъестественных сил в самом объекте без воздействия на материальные объекты. А магия и колдовство верят в сверхъестественные свойства объектов, но предполагается воздействие на материальные объекты. Если объект магии далеко нужен заменитель. Заменитель: часть от объекта от человека (волос, зуб, одежда которую носил). Часть и целое тождественны. Подобное порождает подобное. Есть белая и черная магия. Образ (рисунок, фотография,след) наделён силой воздействия на человека.

Тотемизм - тотем животное, реже растение. Обожествление сверхъестественной связи животного и человека. Тотем-единство рода или племени. Род или племя комфортно себя чувствуют только в той территории где распространено животное-тотем. Они чувствуют себя правителями территории где распространён животное-тотем.

Анимизм - вера в то, что каждый объект материальной природы окружающей человека и сам человек имеет душу. Человек 2 субстанции: тело и душа. Душа состоит из тонкой материи, совершает то что не может тело человека (летать, проходить сквозь стены). Душа жива самостоятельной жизнью только во время сна. Смерть человек мало отличается от тела. Во сне уходит душа и возвращается, а смерть когда не возвращается в тело никогда. Род не на кровном родстве, а на духовном.

Похороны-подготовка к жизни загробной и вечной. Несколько типов похорон: под землёй, на земле, кремация. Жизни потусторонняя-продолжение жизни земной.

Шаманизм - предполагает формирование настоящего профессионального служителя культа. Ш предполагает духов нескольких категорий; дух-покровитель (превращающий человека в шамана, обряд пересотсворения-появление шамана. Дух сдирает мясо со скелета промывает в чистой реке, ищет лишнюю кость и собирает заново). Если шаман не обладает лишней костью то выходит из обряда в гематомах. Применение природных глюциногенов. Шаман- первый посредник между потусторонним миром и человеком.

Человек обожествляет материальный объект - ранние формы религии. Просимый результат должен последовать сразу или вскоре. Если просимого результата нет - сверхъестественные силы покинули мат объект.

Культ умилостивительный. Обожествляется вера в сверхъестественные свойства объектов мира сверхъестественного. Вера в сверхъестественные силы сверхъестественного мира. Пример: Принести в жертву чтобы пошел дождь. Просимого результата можно не дождаться. Под сомнение сверхъестественное не ставит.

Все исследователи религии и историки сходятся во мнении, что религия в той или иной форме существовала в те времена, когда человеческая цивилизация только начинала развиваться. Примитивные верования в сверхъестественные силы были присущи первым племенам людей, и именно эти верования и послужили истоками для формирования других религий, часть из которых исчезла задолго до нашего времени, а часть - имеют влияние и адептов и .

Согласно результатам исследования религиеведов, большинство верований первобытных человеческих племен можно отнести к политеистическим, так как люди поклонялись сразу нескольким богам, которые чаще всего представлялись древнему человеку покровителями той или иной стихии или явления. Однако монотеистические верования также были достаточно распространены в первобытном обществе - такие , как христианство и ислам, имеют ряд общих черт с монотеистическими верованиями семитоязычных племен и аморитов.

Проблема происхождения религии была ключевой во многих исследованиях философов и историков XVIII, XIX и XX века, однако однозначного ответа на вопрос "как появилась религия" до сих пор нет. Единственное, в чем сходятся все исследователи этого вопроса - это в том факте, что верования были присущи самым первым людям, и периода в истории человечества, который характеризовался бы отсутствием любых верований, не было. Наряду с религиозными верованиями, древние люди практиковали определенные культы и обряды, целью которых было "общение" с божеством.

Концепции происхождения религии

Существует огромное множество различных теорий происхождения религии, так как большая часть именитых философов, историков и психологов XVIII - XX века уделяли много внимания изучению этой темы. Даже основоположник психоанализа не упустил тему происхождения и сущности религии в своих работах. Однако все теории происхождения религии можно разделить на 2 основные группы: атеистические (эволюционные) и богословские .

Суть богословской концепции существования религии состоит в том, что изначально верование было дано людям высшей силой - создателем. Согласно мнению поклонников богословской концепции, Бог поделился с людьми своими знаниями через своих пророков, а также через них дал людям свои законы и заповеди, которых должны придерживаться все верующие. Большинство известных научных трудов, обуславливающих богословскую концепцию происхождения религии, принадлежат известным богословам, служителям христианской католической церкви и философам, исповедующим христианство. До второй половины XIХ века богословская концепция не подвергалась сомнению, однако ближе к концу XIХ века все больше исследователей склоняются к эволюционной концепции.

Эволюционная концепция происхождения религии заключается в том, что верования возникли по причине невозможности людей объяснить те или иные явления внешнего мира, поэтому они "придумали" богов и сверхъестественные силы. Также с помощью религии в вождей племени была возможность , объявляя свои указания божьей волей. С развитием человеческой цивилизации развивалась и религия, поэтому, согласно атеистической концепции, эволюция религии напрямую зависела от степени развития общества. Основоположниками и поклонниками данной теории являлись атеисты и поклонники деизма, и одним из самых ярких поклонников эволюционной концепции являлся Вольтер, которому принадлежит всем известное изречение "Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать". Следует отметить, что многие поклонники эволюционной концепции происхождения религии не отвергают возможность существования Бога и высших сил, однако они считают, что религия и вера имеют мало общего, и религия была придумана прежде всего как инструмент управления обществом.

Наиболее известные теории происхождения религии

Проблема происхождения религии достаточно глубоко и всесторонне описана в трудах Декарта, Вольтера, Малиновского, Маркса, Фейербаха, Мюллера и ряда других всемирно известных личностей. Каждый из них по-своему трактовал происхождение и сущность религии, однако современные исследователи, проанализировав множество трудов, призванных ответить на вопрос о появлении верований, нашли общие черты между многими разными гипотезами и сформулировали на их основе 5 основных теорий происхождения религии. Этими теориями являются:

1. Теистическая теория. Согласно данной теории, первопричиной появления религии был сам бог (или боги), который сотворил мир и людей. Человек, чувствуя свою незримую связь с Создателем, пытался установить , что и послужило появлением тех либо иных обрядов и культов. Этой теории придерживались немецкий философ Фридрих Шеллинг, английский историк Эндрю Лэнг, российский богослов и философ Владимир Соловьев и др.

2. Натуралистическая теория. Эта теория объясняет происхождение религии невозможностью древних людей понять происходящие в природе процессы. Силы природы пугали людей, поэтому первые верования и культы следует расценивать как попытки первобытного человека задобрить либо взять под свой контроль высшие силы. Исходя из натуралистической теории, не бог создал человека, а наоборот, человек создал бога, ведь первые люди обожествляли все необъяснимое. Основоположником натуралистической теории является Демокрит, также ее придерживались Фейербах, М.Мюллер, Н.Афанасьев и др.

3. Социологическая теория. Согласно этой теории, религию создало само . В каждом племени или общине первых людей существовали правила и законы, по которым жили все члены племени. Именно эти нормы и легли в основу религии, а верование в сверхъестественные силы возникло для того, чтобы удовлетворить духовные потребности человека. Главным предназначением религии по социологической теории является обеспечение влияния общества на отдельного индивида. Основоположниками данной теории являются Э.Дюркгейм и М.Вебер.


4. Марксистская теория.
Сторонники данной теории уверены, что религия является следствием несовершенства человеческого общества, и ее создали господствующие слои общества для того, чтобы с помощью верований управлять жизнью общества. В марксистской теории религия рассматривается как инструмент управления человеком, и сторонники этой теории уверены, что религия исчезнет, как только исчезнет социальная несправедливость. Основоположниками данной теории являются Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

5. Психоаналитическая теория. Данная теория утверждает, что религия возникла вследствие наличия в человека потребности в защите и желания отгородиться от увеличивающегося влияния коллектива на жизнь индивида. Согласно этой теории, религия представляет собой "коллективный невроз навязчивых действий" и является самым простым способом удовлетворить инфантильную потребность во всесильном отце (отце-боге). Основоположником данной теории является Зигмунд Фрейд.

Как появилась религия?

Как, когда, а главное почему (зачем) появилась религия? Это довольно сложные вопросы, вызывающие немало дискуссий. На эти вопросы можно дать два взаимоисключающих ответа.

  • 1. Религия возникла вместе с человеком. В этом случае человек (что согласуется с библейской версией) должен был быть создан Богом в результате акта творения. Сторонники этой точки зрения говорят, что если бы Бога не было, то не возникло бы и понятие о нем в человеческом сознании. Таким образом, вопрос о возникновении религии снимается: она существует исконно.
  • 2. Религия - продукт человеческого сознания, т. е. человек сам создал (придумал) Бога или богов, пытаясь осознать и объяснить окружающий мир.

На начальных этапах развития, люди не имели религии. Длительный период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии появляются лишь у палеоантропов - древних людей, живших 80-50 тыс. лет назад. Жили эти люди в ледниковый период, в суровых климатических условиях. Их главным занятием была охота на крупных животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, диких лошадей. Охотились палеоантропы группами, так как в одиночку победить большого зверя было невозможно. Оружия изготавливали из камня, кости и дерева. Одеждой служили звериные шкуры, хорошо защищающие от ветра и холода. Говоря о зачатках религии, ученые указывают на их погребения, которые располагались в пещерах и служили, одновременно жильем. Например, в пещерах Киик-Коба и Тешик-Таш найдены небольшие углубления, которые и являлись местами захоронений. Скелеты в них лежали в необычной позе: на боку со слегка подогнутыми коленями. Между тем известно, что некоторые племена земного шара (например, папуасы берега Маклая на Новой Гвинее) хоронили своих умерших связанными: руки и ноги покойника привязывали лианой к телу, а затем помещали его в небольшую плетеную корзину. Подобным образом люди хотели обезопасить себя от мертвых. Сверху захоронения засыпали землей и камнями. В пещере Тешик-Таш череп неандертальского мальчика был окружен десятью воткнутыми в землю рогами козла. В пещере Петерсхеле (Германия) в специальных ящиках, сложенных из плит камня, были найдены черепа медведей. По-видимому, сохраняя медвежьи черепа, люди верили, что это даст убитым животным вновь вернуться к жизни. Этот обычай (сохранять кости убитых животных) долго существовал у народов Севера и Сибири.

В период позднего каменного века (40-10 тыс. лет назад) общество стало более развитым, усложнились и религиозные представления. В погребениях кроманьонцев найдены не только останки, но и орудия труда и предметы быта. Умерших натирали охрой и надевали на них украшения - это говорит о том, что у кроманьонцев существовала вера в загробную жизнь. В могилу клали все, чем пользовался человек на земле, и что, как полагали, пригодится в загробном мире. Таким образом, в древнем мире возник погребальный культ.

Жизнь человека проходила в упорной борьбе с окружающей природой, перед которой он испытывал бессилие и страх. Бессилие первобытного человека - вот причина, которая породила религию.

Человек не знал истинных причин явлений окружающей природы, и все в ней казалось ему таинственным и загадочным - гром, землетрясение, лесной пожар и проливной дождь. Ему постоянно грозили различные бедствия: холод, голод, нападение хищных зверей. Он чувствовал себя слабым и беззащитным существом, полностью зависящим от окружающего мира. Эпидемии уносили ежегодно многих его сородичей, но причины их смерти он не знал. Охота была удачной и неудачной, но он не знал почему. У него появилось чувство тревоги, страха.

Следовательно, религия возникла потому, что первобытный человек был бессилен перед природой. Но самые древние люди были еще более беспомощны. Почему же у них не возникла религия? Дело в том, что религия не могла возникнуть прежде, чем сознание человека не достигло определенного уровня развития.

В религиоведении принято выделять социальные, социокультурные, антропологические, психологические и гносеологическиедетерминанты. Их обычно называют "корнями религий". Они представляют собой комплекс факторов, создающих необходимость и возможность появления и существования религий.

Определяющим, в конечном счете, являются материальные отношения, но их влияние опосредовано, непосредственно же на религию оказывают влияние политика, государство, мораль, философия, наука. Основу религии составляет совокупность общественных отношений, продуцирующих объективное бессилие людей перед внешними обстоятельствами.

Антропологические корни охватывают те стороны жизни человека как индивида и как "совокупного человека", в которых обнаруживается хрупкость бытия, ограниченность существования - болезнь, мутация, смерть, угроза перерождения и исчезновения человечества и прочее.

Психологические предпосылки религии существуют в индивидуальной и общественной психологии, в тех психологических процессах, в которых переживается ограниченность и зависимость бытия людей.

Наконец, религия имеют гносеологическую почву -- познавательную деятельность человека. Познание человека есть процесс перехода от незнания к знанию, от менее полного знания к более полному, движение через относительные истины к истине абсолютной, объективной. Однако на каждом этапе есть непознанные сферы действительности (существует "тайное"). Добытые знания относительны, отражение не может быть полным и адекватным. Знания, полученные об объектах на определенном этапе их развития, со временем устаревают.

Процесс познания вытесняет неверные взгляды, увеличивает объем истинной информации, но в исторически развивающемся познании истинные знания соединены с заблуждениями.

Существуют противоречия между характером человеческого познания, которое по своей природе и возможностям неограниченно, и фактическим осуществлением его в каждый данный момент. Познание представляет собой деятельность человечества, но существует только как индивидуальное познание миллиардов людей. Неограниченное познание мира человечеством осуществляется только через отдельных ограниченных и ограниченно познающих людей.

Благоприятную гносеологическую почву религии создает отделение друг от друга чувственной и рациональной ступени познания и отрыв их от практики. Эта почва имеется как на ступени чувственного познания -- ощущения, восприятия, представления, так и на уровне абстрактного мышления -- понятия, суждения, умозаключения.

Для общества, взятого в целом, религия выступает как мощное средство социальной интеграции, сплочения людей на почве общих верований, придающих высший смысл их деятельности" утешающих их в случае разочарования и тем самым препятствующих хаотизации общественной жизни.

В социальном плане религия реализуется как особый социальный институт -- церковь, служители которой выступают своеобразными "посредниками" между Богом и людьми. Конечно, не все философы и социологи положительно оценивали роль религии в человеческой культуре. Известно отношение К. Маркса к религии как к искаженной форме сознания, способствующей эксплуатации народных масс, "опиуму для народа". Отрицательно относился к религии и З. Фрейд, рассматривая ее как своеобразную болезнь общества, как форму наркотического опьянения.

Характеризуя возникновение религии, необходимо указать на предпосылки ее возникновения и ранние формы ее существования.

Анимизм -- это система взглядов, основанная на персонификации природных явлений, антропоморфном наделении их свойствами и способностями человека.

Вера в самостоятельную жизнь освободившейся от телесной оболочки души порождает веру в возможность контакта с умершими душами. В основе этого лежит особенность первобытного мышления, связанная с неразличимостью объективного, того, что находится вне человека, и субъективного, того, что является продуктом его разума. Так, например, образы, видимые человеком во сне, воспринимались столь же реально, как и окружающий его мир, и то и другое было объективно значимо. Поэтому общение во сне с умершими или отсутствующими людьми воспринималось так же, как встреча с живыми, что закрепилось в особых ритуалах и обрядах.

В то же время боязнь явления умерших душ порождает целую систему предохранительных обрядов, цель которых -- не позволить им являться в виде призраков. Это можно наблюдать в обряде похорон (особый порядок выноса тела из дома, положение тела при захоронении, сам факт обязательного захоронения, поминальные обряды и т. д.).

Привидения являются живым людям в виде призраков, то есть бесплотных теней. Особенно часто и непрошено являются призраки тех душ, тела которых не были погребены согласно обычаю, а также души самоубийц или насильно убитых. Признаки анимизма в той или иной форме присутствуют во всех религиях.

Тотемизм -- система первобытных представлений, основанная на вере в сверхъестественное родство между группой людей (родом) и тотемами, которыми могут выступать виды животных и растений, реже -- явления природы и неодушевленные предметы. Кроме общеродового тотема у первобытных людей, и, прежде всего у вождей и колдунов, были тотемы индивидуальные. Тотемистические представления лежат в основе всех мифов, волшебных сказок и входят в качестве особых ритуальных предметов в развитые религии.

Фетишизм -- вера в сверхъестественные свойства особых предметов (фетишей), в качестве которых могло выступать что угодно -- от камня необычной формы, куска дерева или части животного до изображения в виде статуэтки (идолы). С. Л. Токарев отмечает, что фетишизм, по-видимому, возникает как форма "индивидуализации религии" и связан с распадом старых родовых связей. "Отдельная личность, чувствуя себя недостаточно защищенной родовым коллективом и его покровителями, ищет для себя опоры в мире таинственных сил".

Фетиши развиваются в систему талисманов, в качестве которых выступают статуэтки богов, которые помещались в жилище, или амулетов -- предметов для ношения на теле с различными заклинаниями, которые также выполняли защитные функции. Следовательно, люди искали защиты и находили её в религии (на данном этапе - в первобытных верованиях).

Наделение талисмана волшебными излечивающими функциями связано с первобытными представлениями о том, что в ряде предметов может воплощаться дух болезни. Люди носят талисманы, веря в их таинственную силу. Постепенно это приобретает характер традиции, когда изначальное значение талисмана забывается, и он превращается в предмет украшения.

Магия -- первобытные представления о возможности сверхъестественного воздействия злых или добрых сил на других людей, домашний скот, жилище и т. д. В основе веры в магические силы и средства лежит способность человеческого сознания к ассоциациям, которая позволяет соединять в мышлении вещи, несоединимые в реальности. В результате создается система связей, вымышленных закономерностей, благодаря которым можно воздействовать на мир. Субъективные переживания и базирующаяся на них вера в существование злых и добрых духов были для человека столь же реальны, как и его окружающий мир. И так же как человек строил свои взаимоотношения с реальным миром, он пытался их построить и с миром духов.

Магическое знание носит неявный, тайный характер. Результат магических действий не мог носить общезначимого характера, он был всегда индивидуален, и выполняли магическое действие лишь посвященные в это люди. Поэтому эффективность магических действий и заклинаний определялась лишь по результату, то есть, задним числом, а в случае негативного результата всегда можно было сослаться на невыполнение каких-то магических действий или просто более сильное противодействие других духов.

Магия как средство практического воздействия на мир связана с конкретными формами жизнедеятельности людей. Можно выделить хозяйственную, лечебную (белая), вредоносную (черная) магию. (Люди отличали добро от зла, положительное от отрицательного и пытались закрепить эти отличия посредством религии).

Несмотря на то, что целый ряд религий не одобряет магию и колдовство, в снятом виде элементы магических действий и обрядов присутствуют во всех религиях.

Всякая религия складывается из трех основных элементов: мировоззрения, жизненных нормативов и мистического чувства, которое находит внешнее выражение в культе.

Разумеется, слово "культ" мы здесь должны понимать очень широко. Даже в тех религиях, где внешние их выражения сведены к минимуму, все же какой-то "культ" существует. Человеку свойственно связывать свои внутренние переживания с какими-то действиями, во что-то их "облекать". Отсюда и слово "обряд" (от "облечь", "обрядить"). В общении между собой люди никогда не могут избежать хотя бы самой простой формы обряда.

У большинства же "диких" народов мы застаем следующую стадию развития -- шаманизм. Здесь на первое место выступают избранники, те, кто пытается проложить путь к сверхчеловеческим силам.

Экстатические состояния транса делают шамана медиумом и ясновидцем, соплеменники прибегают к нему для разрешения различных житейских вопросов. Он безошибочно указывает, где найти в тайге пропавшего оленя, куда нужно отправиться, чтобы иметь успех в охоте.

Шаманизм -- не простое суеверие, а одна из древних попыток человека прорваться к потерянному Эдему. Но чаще всего эти попытки приводили его на скользкий путь оккультизма, и, стремясь овладеть миром наших духов, он сам оказывался в их власти.

Общим в первобытных религиозных представлениях многих народов является представление о трех космических областях и Мировом Столпе. Так, в шаманизме представлены три этажа вселенной - Небо, Земля и Ад, которые одинаково доступны шаманам. Все три уровня соединены одной осью. сверхъестественный жертвоприношение моление космогонический

Через отверстие, пронзающее каждую сферу в месте, где проходит ось, душа шамана, может путешествовать, проникая на любой уровень.

Отражением этих космологических построений является атрибутика жилища и вообще быта народов, исповедывающих шаманизм (столб посреди жилища является символом Мирового Столпа). Средством сообщения сфер Неба и Земли у некоторых народов служит Мировая Гора. Так, гора Табор в Палестине называлась "таббур эреш", что означает "пуп земли". На Мировую гору взбирается шаман во время инициационной болезни, а позже он посещает ее во время своих экстатических путешествий.

Язычество, мифология (религиозные верования) - часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой для всех позднейших мировых религий.

Ранние формы религии. Наиболее ранние формы религиозных представлений встречаются в 10-5 тысячелетии до н.э., и были представлены тотемизмом (верой в магическую связь людей и животных/растений/мифических существ) и анимизмом (верой в одухотворённость всего живого и неживого, всей окружающей действительности). Также многие древние народы верили в реинкарнацию - перерождение человека после смерти в другое существо или растение. О вере в реинкарнацию свидетельствует древний способ погребения умерших в позе эмбриона, как бы приготовленного для следующего рождения.

Последователи тотемизма и анимизма практиковали шаманизм, магические обряды, целью которых было привлечение потусторонних сил для их воздействие на действительность, ход событий, результаты деятельности, получения материальных результатов. Обычно магическими обрядами занимались специальные люди - колдуны и шаманы. Эти колдуны и шаманы, люди обычно нервного, а то и истеричного склада, искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы и надежды коллектива, интерпретировать их волю. Формами ритуалов ранних религий были коллективные обряды: танцы, песнопения, молитвы, принесение жертв богам. Имелись в ранних религиях и внешние атрибуты религии: специальные облачения, ритуальные украшения, орудия, утварь, жертвенники, изображения богов, храмы. Тогда же стала формироваться иерархия религиозных служителей, принадлежность к числу которых стала определяться либо по наличию определённых признаков (истеричные люди, отшельники и прочее), часто увечий или заболеваний (слепые, эпилептики), либо по рождению (кастовая система).

Происхождение религии. О сущности религии и ее происхождении ученые высказывают много различных мнений. Например, крупный психолог-религиовед конца XIX -- начала XX вв. У. Джемс считал религиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное. Другая концепция исходит из того, что религия является порождением человеческих инстинктов, особой формой реагирования организма на окружающую среду. 3. Фрейд с позиций психоанализа определил религию как коллективный невроз навязчивости, как массовую иллюзию, в основе которой лежит неудовлетворительное вытеснение бессознательных влечений. Еще ранее немецкий философ Л. Фейербах рассматривал религию как отражение человеческого бытия. Он считал, что не Бог создал человека, а человек создал Бога в своем воображении по своему образу и подобию.

Причины возникновения религий

Религия как общественное явление имеет свои причины возникновения и существования: социальные, гносеологические и психологические.

Социальные причины - это те объективные факторы общественной жизни, которые с необходимостью порождают и воспроизводят религиозные верования. Одни из них связаны с отношением людей к природе, другие - с отношениями между людьми.

Гносеологические причины - это предпосылки, возможности формирования религиозных верований, возникающие в процессе познания человеком закономерностей природных явлений.

Психологические причины возникновения и воспроизводства религии заключаются в следующем. Религиозные верования возникают также в зависимости от эмоционального состояния людей, их настроений, переживаний и т.п. Постоянные и устойчивые отрицательные эмоции, в том числе неуверенность и страх, как повторяющиеся переживания, могут создать благоприятную почву для приобщения индивида к религии. Помимо страха и неуверенности в себе такую же почву для религии создают другие отрицательные эмоции - чувства горя, скорби, одиночества. Постоянное накопление отрицательных эмоций при отсутствии реальных возможностей устранить их источник ведет к тому, что человек ищет средства избавления от отрицательных переживаний, в том числе и в религии.

Функции религии

Религия обладает рядом функций. Главная ее функция определяется как иллюзорно-компенсаторная (компенсировать, восполнять). Религия выполняет роль иллюзорного компенсатора из-за слабости человека, его бессилия, прежде всего социального. Будучи не в силах решить жизненные проблемы на земле, человек переносит их решение в мир иллюзий. Проблемы, которые не решаются в этом мире, религия обещает компенсировать, восполнять их решение в иллюзорном потустороннем мире. Для этого достаточно благопристойного по отношению к ней поведения, исполнения предписываемых религией установлений.

Мировоззренческая - религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.

Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

Коммуникативная - общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.

Регулятивная - осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

Интегративная - позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

Политическая - лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

Культурная - религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)

Дезинтегрирующая - религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники