Связь методики преподавания обществознания с педагогикой. Методика преподавания обществознания в школе. Учебник для вузов методика преподавания обществознания в школе


УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ШКОЛЕ

Под редакцией профессора Л.Н. Боголюбова

Российской Федерации в качестве учебника

для студентов педагогических высших учебных

заведений, обучающихся по специальности «История»

ББК 74.266.0я73

Учебник подготовлен в лаборатории обществоведческого образования института общего среднего образования РАО (научный руководитель Л.Н. Боголюбов)

Л.Н. Боголюбов, д-р пед. наук, проф., чл.-корр. РАО;

Н.Ю. Басик, учитель гимназии №1503;

М.Н. Григорьева, канд. психол. наук;

Е.И. Жильцова, канд. пед. наук;

Л.Ф. Иванова, канд. пед. наук;

А.Т. Кинкулькин, чл.-корр. РАО;

А.Ю. Лазебникова, канд. пед. наук;

А.И. Матвеев, канд. пед. наук.

Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для М54 студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 304с.

ISBN 5-691-00486-7.

Сегодня эффективность социально-гуманитарного образования в решающей степени зависит от осмысления учителем места преподаваемого курса в системе учебных дисциплин, современных целей и нового содержания школьного обществознания, от обновления форм и методов обучения, от такой организации учебного процесса, которая, обеспечивая высокую активность учащихся, соответствовала бы целям и содержанию обществоведческого образования. Помочь в этом будущему учителю и призван настоящий учебник.

Учебник необходим преподавателям и студентам исторических и социологических факультетов педагогических вузов при изучении методики преподавания обществознания. Он будет полезен преподавателям и слушателям институтов повышения квалификации учителей. К нему сможет обратиться каждый учитель, желающий вести преподавание на современном уровне.

ББК 74.266.0я73

© «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002

©Серийное оформление обложки.

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002

ISBN 5-691-00486-7

Введение

На пороге XXI в. значение обществоведческого образования в современных условиях России обновляется вместе с преобразование общества, с глубокими сдвигами в развитии общественных наук. Россия переживает один из самых глубинных переломов в своей истории. Кризисное состояние общества, противоречия переходного периода, социальная и политическая поляризация, порождаемая ими нестабильность положения в стране – все это затрудняет социализацию молодого поколения, испытывающего давление нерешенных проблем, многочисленные негативные влияния. Коренной слом привычного образа жизни, социальных и нравственных ценностей для многих россиян означали утрату жизненных ориентиров.

Значимость современных обществоведческих знаний особенно возрастает в связи с влиянием происходящих в стране и мире изменений, оказывающих нередко отрицательное воздействие на самоощущение растущего человека. Современные дети, с одной стороны, более информированы в вопросах практической экономики, нередко активно действуют в сфере бизнеса, могут иметь собственный заработок, но в то же время формально их статус во многом не определен. Социологи и социальные психологи констатируют нарастание тревожности, неуверенности в будущем, страха при низком уровне чувства ответственности современных подростков. К неблагоприятным явлением, носящий все более выраженный характер , относят бытующую в их среде немотивированную жестокость, социальный инфантилизм, преобладание потребительских настроений. Коммерциализация сферы культуры и досуга, снижение реального уровня жизни многих семей негативно сказываются на их моральном и психологическом состоянии. Школа во многом утратила воспитательные рычаги воздействия на своих питомцев, сложилась ситуация плюрализма ценностных установок, моральных ориентиров и культурных норм. Все это с особой остротой ставит вопрос о значимости полноценных научных знаний об обществе и о себе в целом.

Для личности в подростковом возрасти особенно важно создание благоприятных образовательных условий для смягчения остроты переживаемых ею кризисов, связанных с изменением социального статуса, формированием самооценки, выработкой системы ценностей и освоением норм отношений и поведения в социуме. Естественные интерес к собственному внутреннему миру, стремление к поиску психологически комфортного места среди других людей вместе с формированием способности к достаточно сложному аналитикосинтетическому восприятию действительности создают благоприятные возможности для усвоения актуальной социальной информации и овладения разнообразной интеллектуальной деятельностью.

Обществоведческое образование – необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению ею уникального и неповторимого собственного «Я».

В условиях, развернувшихся с новой силой споров о направлении, по которому движется Россия, далеко не всеми сознается общая для всего мира и для России тенденция: переход от индустриального к постиндустриальному информационному обществу. Исследователи этого общемирового процесса среди других его характеристик выделяют и следующие:

Переход к информационному обществу должен сопровождаться созданием широкой и глубоко «эшелонированной» системы образования и развития творческих способностей, выработки у индивида высокого интеллектуального потенциала и потенциала самодостаточности;

Исключительное значение в этих условиях приобретает гуманитарное образование, которое позволяет воспитать не узкого специалиста-технократа, а человека думающего, обеспокоенного духовными и нравственными исканиями, с широким социальным кругозором;

Начинается постепенная трансформация «экономического человека» в новый вариант личности, усвоившей не только завоевания науки и вобравшей в себя плоды материального прогресса, но и, что важно, впитавшей в себя культурные этические и нравственные достижения человечества ;

Гуманизация всех областей человеческой деятельности, гуманизация всех наук становится насущной потребностью. Наука о человеке, или человековедение, должны одухотворять, наполнять смыслом, гуманитарными целями не только научные исследования, но и все виды практической деятельности; необходима гуманизация образования, преодоление технократического и доктринерского уклона, расширение предметов гуманитарного цикла любой ступени образования;

Постиндустриальное общество третьего тысячелетия должно быть обществом, которое создает оптимальные условия для самоопределения, самоактуализации и саморазвития личности;

В профессиональном образовании всех уровней возрастает необходимость расширения профиля, преодоления чрезмерно узкой специализации, затрудняющей адаптацию при смене поколений техники, вида и места работы; сочетание общенаучных и специальных дисциплин с мировоззренческими, общекультурными, этическим и физическим воспитанием с тем, чтобы квалифицированный рабочий, специалист был разносторонне развитой личностью, отвечающей требованиям постиндустриальной эпохи.

Анализ переходного периода в России с его противоречиями, с одной стороны, и тенденции движения к постиндустриальному обществу, с другой, позволяет сделать вывод о возрастающем значении социально-гуманитарных знаний в современных условиях.

Современное российское общество сегодня имеет более сложную структуру, чем десять – пятнадцать лет назад. Это связано со становлением многоукладной рыночной экономики , изменением социальной структуры общества, утверждение политического и идеологического многообразия, многопартийности, свободы массовой информации. Развитие ускоряется, люди быстрее преобразуют общество, чем самих себя. Все это обостряет потребность в создание ориентировочной основы, позволяющей частичные, фрагментарные впечатления упорядочить, осмыслить с позиций научного знания. Социология – это единственная из наук (кроме истории, рассматривающей общество в прошлом), изучающая общество в целом. Это логически стройная система достоверного знания, позволяющего выводить закономерности и тенденции протекания социальных процессов, прогнозировать будущие события. Социологические знания призваны способствовать формированию всестороннего взгляда на общественные процессы, представляя собою каркас социального мышления как системного понимания объективных и субъективных элементов социальных тенденций. Целостное системное социологическое мышление поможет молодежи занять в обществе активную социальную позицию. Понимание сущности социальных процессов дает также социальная философия.

Основу социологического видения мира, как мышления системного должны составлять знания о человеке. Они представляют собою объединяющее начало социогуманитарных наук. В общем плане предметом социальной антропологии является Человек Творящий, несущий личную ответственность за результаты творческой деятельности. Многообразные права и свободы, провозглашенные на современном этапе развития общества, предполагают одновременно возрастание ответственности личности за свое поведение. Свободный выбор – это вместе с тем и ответственность не только перед обществом и другими людьми, но и перед самим собой, своей совестью, нравственными убеждениями. Это связь внутреннего и внешнего, субъективного и объективного раскрывается социальной антропологией формулирующей основной понятийный аппарат: свобода, выбор, творчество, ответственность, совесть, смысл жизни.

На постижение феномен человека направлена и философская антропология . Она осмысливает проблему человеческой природы и человеческого бытия. Ее исходный пункт сегодня – человек в конкретной ситуации. Она призвана доказать значимость человеческого в современном мире, в котором немало бесчеловечного. В этом плане возрастает значение и морально-этической составляющей современного образования.

Немалую роль в изучении человека играет психология , вес которой увеличивается в связи с усложнением в наше время межличностных отношений , значением организации взаимодействия людей в больших и малых группах.

В современном обществоведческом курсе знания о человеке должны предстать перед учащимися не односторонне, не с позиций лишь одной из областей науки, а комплексно. Уже давно признана необходимость синтеза знаний о человеке, ибо человек живет и действует как целое. В современной философии образования утверждается мысль о том, что в научно-образовательном процессе приоритетными становятся нравственные вопросы, духовность, гуманистические ценности, «человеческое измерение» прогресса. Самоценность человеческой жизни и развития личности в гармонии с природой, социумом и собственным внутренним миром рассматривается как высший смысл и «сверхзадача» новой системы знания и образования. Можно сколько угодно повторять, как заклинание, тезис о том, что ученик должен быть не только объектом, но и субъектом обучения и воспитания, но он в полной мере может стать субъектом учебно-воспитательного процесса, как и шире – общественного развития только познания самого себя. В связи с этим возрастает значение человековедческих знаний.

Движение России к рыночной экономике ведет к возрастанию значимости экономических знаний. Результаты труда и хозяйствования в значительно большей мере, чем 10-15 лет назад, зависят от личного выбора, частной инициативы, экономической подготовки каждого. Любой человек включен в многообразные экономические отношения, и от его экономической грамотности во многом зависит его собственное благополучие и благосостояние всего общества. Экономические знания о механизмах и законах мира экономики сегодня необходимы каждому вступающему в самостоятельную жизнь.

Не менее значимыми на современном этапе являются знания о сфере политики. В отличие от условий, существовавших полтора – два десятилетия назад, любой гражданин сталкивается с новым явлением – политическом плюрализмом, множественностью партий и партийных идеологий. Возрастание значения политологии – науки о политике, об устройстве, распределении и осуществлении власти – определяется тем, что от суммы индивидуальных политических позиций, от сознательного политического выбора граждан зависит судьба России, а, следовательно, и собственная судьба. Укрепление демократии в России невозможно без учреждения в сознании большинства населения демократических ценностей, раскрываемых политологией.

С развитием правовой системы страны, закреплением в Конституции Российской Федерации полномасштабного набора прав и свобод человека , с одной стороны, и значимостью сохранения правопорядка в условиях социальной нестабильности, с другой, - растет роль правовых знаний, приобщения каждого молодого человека к ценностям права и к опыту позитивного, социально-полезного поведения в правовой сфере.

Сегодня вряд ли у кого-либо вызывает сомнение растущее значение экологической составляющей образования. Обострение экологических проблем требует среди других мер по их разрешению экологически грамотного поведения всех и каждого. Отсюда и необходимость экологизации учебных предметов. Обществоведческое образование не может не включать в себя знания из социальной экологии, позволяющие глубже понимать взаимодействия общества и природы.

В условиях, когда все большее признание получает идея культуро-сообразной школы как школы XXI в., возрастает значение культурологи. С учетом того, что все общее образование в школе направлено на передачу учащимся ценностей культуры, культурологические знания позволяют обеспечить полноту понимания культуры, что дает возможность глубже постигать свою культуру, проникать в жизненный мир иных культур. Изучение культурологических знаний создает целостное представление обо всей совокупности культурных феноменов, изучаемых в школе; придает гуманитарному образованию относительно завершенный характер.

Изучение каждой из названных социально-гуманитарных наук – задача высшей школы, выпускники которой лишь при условии гуманитарного развития станут интеллигентными людьми. Что касается средней общеобразовательной школы, то ее учебный план ни в настоящем, ни в обозримом будущем не может в базисной своей части вместить учебные дисциплины, соответствующие всем названным областям научного знания. Между тем эти знания необходимы каждому вступающему в жизнь человеку. Оптимальное решение состоит в том, чтобы представить ученику не самостоятельные науки, как в вузе, а педагогически отобранные знания, интегрированные в единый курс обществознания. Такое решение соответствует современным выводам об интеграции гуманитарного знания. В последнее время на страницах научных изданий критике подвергался сугубо дисциплинарный подход, разобщенное развитие всех отраслей гуманитарного знания, ведущее к односторонности познания. В противоположность этому выдвигается идея синтеза, отыскания объединяющего социально-гуманитарные науки начала, что дает возможность представить определенные социальные объекты целостно, всесторонне.

Обществоведческое образование занимает особое место в системе общего образования, выполняя своими средствами те задачи, которые не в состоянии выполнить ни один другой учебный предмет.

В числе общих требований к содержанию образования, выдвинутых Законом «Об образовании», - ориентация на обеспечение самоопределения личности , создания условий для ее самореализации. В отличие от курса технологии, который создает условия для профессионального самоопределения, обществоведение формирует предпосылки для самоопределения во всей системе общественных отношений: экономических, социальных, национальных, политических, культурно-мировоззренческих. К таким предпосылкам относятся достаточно полные знания обо всех сферах жизни общества. Самореализация невозможна без представления о возможностях, которые существуют в различных областях и видах человеческой деятельности, а также без самопознания, без оценки своих собственных качеств. Необходимые для этого знания дает обществоведческое образование. Ориентация содержания образования на развитие и совершенствование правового государства предполагает усвоение содержащихся в курсе обществознания знаний о механизмах и задачах социального развития, о системе права и правовом поведении.

Содержащееся в Законе требование способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений побуждает к созданию средствами обществознания важных условий такой свободы: представления о множественности подходов и сложности решения общественных проблем, а также критичности мышления, формулируемой при рассмотрении различных точек зрения на изучаемые в курсе общественные проблемы.

Выдвинутая в Законе задача формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира не может быть решена без комплекса знаний об обществе и человеке, целостность которых обеспечивается интеграцией в курсе обществознания сведений из наук, изучающих различные аспекты развития общества.

Требование Закона об адекватном мировом уровне общей культуры реализуется, конечно, всей системой образования, но обществознание призвано внести свой специфический вклад через культурологическую составляющую его содержания, а также путем формирования существенных элементов мировоззренческой, экологической, экономической, политической, правовой, нравственной культуры (научных представлений, способов деятельности, ценностных ориентаций).

Наконец, без обществоведческого образования невозможно в полной мере выполнить требование Закона о формировании гражданина, интегрированного в современное общество. Решение этой задачи предполагает усвоение учащимся гражданской культуры, которая включает в себя и политическую, и правовую, и экономическую, и нравственно-патриотическую составляющие. Она охватывает не только взаимоотношения гражданина и государства , но и различные аспекты отношений в гражданском обществе. Все они представлены в содержании обществоведческого образования. Интерпретация гражданского воспитания только лишь как правового образования и воспитания противоречит современным научным представлениям о культуре гражданственности.

Изложение выше показывает возросшую, по сравнению с предшествующими десятилетиями, значимость обществоведческого образования, необходимость разработки соответствующего учебного содержания. Создание современного курса обществознания потребовало изучение опыта обществоведческого образования в отечественной и зарубежной школе.

ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БЛИЖАЙШЕЕ БУДУЩЕЕ

Обществоведение – термин, объединяющий все науки об обществе. Среди них социология – наука об обществе как целостной системе, науки о различных сферах жизни общества – экономика, политология, культурология и др., а также наука, изучающая общество в прошлом – история.

В системе образования обществоведением (обществознанием) называют учебную дисциплину, представляющую разнообразные знания об обществе, кроме исторических, которые представлены в другом учебном предмете – истории.

Обществоведение изучается с опорой на исторические знания. История изучается с использованием понятий, формируемых в курсе обществоведения. Оба предмета взаимосвязаны, но не заменяют друг друга. В курсе истории изучается прошлое в его конкретном, неповторимом облике; в курсе обществознания знания об обществе представлены в обобщенном виде и в наибольшей степени обращены к современности. Оба учебных предмета имеют самостоятельную ценность.

Школьное обществоведение – родовое понятие, объединяющее частные обществоведческие курсы («Основы государства и права», «Основы экономики», «Введение в политологию» и т.п.), а также обозначающее интегральные обществоведческие курсы («Введение в обществознание», «Человек и общество», «Граждановедение» и т.п.). Однако такое понимание школьного обществоведческого образования сложилось не сразу. На разных этапах развития школы учебный предмет «обществоведение» наполняется различным содержанием.

Сегодня учителям-обществоведам даже с большим опытом преподавания этого предмета едва известна со всеми подробностями и перипетиями история появления в российской школе обществоведения. История эта довольно поучительна. В ней проявились не только противоречия эпохи, но и методические поиски педагогов, без знания которых вряд ли можно понять происходящие в современной школе процессы обновления социально-гуманитарных дисциплин.

Вид программы: повышение квалификации для учителей обществознания.

Выдаваемые документы: удостоверение о повышении квалификации.
Промежуточная аттестация: зачеты, контрольные работы.
Итоговая аттестация: зачет.
Форма обучения: Заочная (дистанционная) (не отмечается в документах).
Стоимость обучения: 72 часа - 3500 рублей, 108 часов - 4000 рублей, 144 часов - 4500 рублей.

Занятия проходят на платформе дистанционного обучения: , либо по желанию слушателя материалы высылаются на электронную почту.

Срок обучения 2 недели. Обучение начинается сразу после оплаты с ближайшего понедельника.

Краткое содержание программы:

  1. Методика преподавания обществознания как науки
  2. Современный урок обществознания и его особенности в условиях реализации ФГОС
  3. Современные образовательные технологии в преподавании обществознания
  1. Ознакомиться с .
  2. Оплатить обучение в любом банке () или прямо на сайте
  3. Освоить материалы на сайте , либо полученные по эл. почте. Для освоения материалов на сайте необходимо создать учетную запись через кнопку « (верхний правый угол).
  4. После прохождения курса и выполнения итоговой работы документ об образовании мы высылаем на Ваш почтовый адрес, указанный при регистрации.
Формирование основных понятий, ведущих идей, теорий при изучении курса «обществознание».

Формирование основных понятий, ведущих идей, теорий при изучении курса «обществознание»
Курс обществознания в формировании знаний учащихся занимает особое место. Это обусловлено целями курса, его содержанием, особенностями. Содержание курса носит теоретический, интегрированный, систематизированный и обобщающий характер. Это предопределяет особую роль учителя в формировании теоретических знаний, включающих факты, научные понятия, идеи, теоретические положения, принципы, концепции, теории, идеи, ценности, законы, представленные в определенной системе.
Как отмечают философы, понятие есть форма мышления, результат обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов (В. А. Канке). Понятие — одна из логических форм мышления в противоположность суждению и умозаключению, которые состоят из понятий. Суждение - мысль, не только соотносящаяся с некоторой ситуацией, но и являющаяся утверждением или отрицанием наличия этой ситуации в действительности. Суждение есть связь понятий. Умозаключение есть вывод нового знания. Умозаключение предполагает доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей. Суждение, умозаключение, доказательство как три формы рационального познания в их единстве образуют некоторую целостность, участвующую в развитии теоретического мышления и способствующую формированию теоретических знаний о человеке и обществе. Курс «Обществознание», включающий сведения нескольких наук, насыщен научными понятиями. Они представляют собой обобщенное знание, отражающее существенные свойства предметов или явлений в мышлении ученика.
Процесс формирования понятий — психологическое явление. Этот процесс, как отмечал Л. С. Выготский, требует развития произвольного мышления, логической памяти, абстракции, сравнения и различия. Эти сложнейшие психические процессы не могут быть просто памятью, просто заучены и усвоены, подчеркивал Л. С. Выготский. Научные понятия могут возникнуть только на базе более низших и элементарных типов обобщений.
Все понятия могут быть классифицированы по основным содержательным линиям стандарта. Главный путь формирования понятий — обучение, при этом ведущим является содержание. Отличительная черта всех понятий — их сложность, ибо большинство из них — абстракции высокого порядка. Все понятия курса можно классифицировать как исторические (полис, рыцарство и др.), философские (свобода, ценности, познание и др.), социологические (социальная структура, социальные роли, социальный состав, нации и др.), политологические (политика, власть, политическая система и др.), экономические (экономика, рынок, конкуренция и др.), культурологические (культура, этические нормы, контркультура, этика и др.). Каждое из этих понятий характеризуется объемом и содержанием, включает существенные и несущественные признаки, имеет сложную структуру и может быть осознано во вза-имосвязи с другими понятиями.
Существует несколько подходов к классификации понятий. Их можно условно сгруппировать по нескольким основаниям: по степени обобщенности (частные, общие и всеобщие); по единству содержания (с учетом межпредметных и внутрикурсовых связей); по степени их известности учащимся (известные и неизвестные). Всеобщие и общие понятия формируются на основе постепенного углубления содержания понятий в системе уроков (вертикальный срез), частные, единичные — на одном уроке (горизонтальный срез).
Понятия курса можно разделить на центральные (например, человек, общество, цивилизация, культура), основные (например, экономические системы, социальный статус, правовое государство, духовные ценности) и опорные (например, мифы древности, классическое рабство, крестьянская община, собственность, государственный аппарат, избирательное право), которые насыщаются и обогащаются при изучении основных понятий. Понятия высокой степени обобщения имеют сложную структуру, в которую входят менее общие понятия. Образуется как бы иерархия понятий, система абстракций (например, политическая система общества), требующая теоретических обобщений, выделения существенных признаков, выведения определения понятий, их взаимосвязей и взаимозависимостей.
Логические пути формирования понятий — индуктивный и дедуктив-ный. Последний наиболее применим при формировании знаний выпускни-ков.
Большую роль в усвоении понятий играют факты, способствующие усвоению и осмыслению теоретического материала. Факт - это знание, достоверность которого доказана. Через обобщение и систематизацию фактов, конкретных представлений, понятий происходит познание социальной действительности. Поэтому очень важны отбор, группировка фактов, их интерпретация, т.е. объяснение, осмысление скрытого в фактах теоретического содержания, подведение под понятие. Факты делятся на главные (существенные) и неглавные (несущественные). Выделяются три вида социальных фактов: действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп; продукты человеческой деятельности (материальные и духовные); словесные (вербальные) действия: мнения, оценки, суждения.
Как отмечает А. Ю. Лазебникова, при изучении тем курса целесообразно выделять блоки знаний, включающих определенные компоненты — факты, теорию, ценностные ориентиры.
Усвоение понятий может происходить на разных уровнях: знание термина, знание существенных признаков в их определенной взаимосвязи, знание определений понятий, их развернутой характеристики. При этом немаловажное значение имеют углубление, конкретизация и обогащение содержания понятий, учет многозначности их определений, трактовок, интерпретаций.
Идеи, теории могут усваиваться с учетом первоначального ознакомления на уровне общего представления (например, гражданское общество Г. Гегеля); па основе системно-логического осмысления с вычленением ведущих элементов и выявлением связей между ними (например, марксистская теория формаций, теория локальных цивилизаций); на теоретическо-концептуальном уровне, предполагающем осмысление теории, учения как целостности, базирующейся на ведущей парадигме (например, экономическая теория).
При формировании понятий (классификация П. В. Горы) используются приемы теоретического изучения материала (объяснение, рассуждение, эвристическая беседа, доказательство, сравнительная и обобщающая характеристика, составление развернутых планов, тезисов, логических схем, таблиц, применение памяток и т.д.), а также приемы умственной деятельности (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение и т.д.). Это позволяет более эффективно реализовать различные функции знаний: аксиологическую (ценностную), познавательную, ориентировочную, диагностическую, регулятивно-практическую.
Условно можно выделить основные этапы формирования понятий:
— опора на знание учащихся;
— уяснение структуры понятия, его внутренних связей, признаков;
— введение научного определения понятия;
— конкретизация признаков понятия с учетом новых сведений, их углубление;
— установление связи данного понятия с другими, ранее усвоенными;
— обогащение понятия на новом теоретическом уровне, его более полное определение, установление новых связей с другими понятиями;
— оперирование понятием.
Последовательность этапов формирования понятий меняется в зависимости от выбранного логического пути (индуктивный или дедуктивный).
Наиболее успешно понятия формируются при соблюдении дидактических принципов формирования знаний, целенаправленном отборе фактического и теоретического материала, поэтапном формировании понятий, их конкретизации, обогащении и углублении, целенаправленной систематизации, отборе методических приемов и средств, реализации меж предметных и внутри курсовых связей, разработке системы заданий на различных уровнях познавательной деятельности. Это позволяет развивать познавательную активность учащихся, самостоятельно применять полученные знания, использовать разнообразные источники знаний, формы урока, инновационные тех-нологии.
Процесс формирования понятий, теорий, идей, принципов будет более успешным, если учитель организует применение и актуализацию теоретических знаний, оперирование ими, использует различные способы познавательной деятельности в целях познания явлений общественной жизни. По мнению Л. Н. Боголюбова, применение теоретических знаний - это их использование в качестве орудия познания новых явлений, событий, процессов, для более глубокого понимания ранее изучавшегося. Применяемые при изучении какого-либо явления теоретические знания могут выполнять функцию объяснения причин, сущности данного явления, а также методологическую функцию - функцию определения путей и способов дальнейшего изучения явлений. На основе теоретических положений определяются задачи, направления дальнейшего изучения объекта, существенные факты отделяются от несущественных, дается наиболее общее объяснение теории, принципам, законам, понятиям и т.д. Л. Н. Боголюбов называет объекты, изучение которых в школьном курсе требует применения теоретических знаний, и дает их классификацию: по их месту в жизни общества (явления, события, процессы экономической, политической, духовной жизни, общественный строй и т.д.); по месту и способу их отражения в системе знаний (факты и законы науки, понятия и т.п.);
по источнику информации о них (события и явления, описанные в учебнике, текущие события и явления, освещаемые средствами массовой информации и др.).
Среди эффективных современных методических приемов формирования понятий можно выделить: «ромашку», мозговой штурм, составление кластеров, «пирамиду».
Эффективность применения знаний зависит от их сформированность (глубины, объема, системности и пр.), умения ими оперировать, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, позволяющей рассматривать явления в их развитии, во взаимосвязи, выяснять причинно-следственные отношения, актуализировать теоретические знания. Актуализация знаний — воспроизведение полученных знаний, умений, их использование, т.е. перевод их в актуальное действие. Это приводит к изменению знаний в качественном отношении, более высокой степени обобщения, включению в теоретическую систему, сознательному применению учащимися принципов познания общественных явлений. Умение применять знания, по мнению Л. Н. Боголюбова, — это владение сложной системой умственных и прак-тических действий, необходимых для самостоятельной ориентировки в социальной действительности.

Сегодня эффективность социально-гуманитарного образования в решающей степени зависит от осмысления учителем места преподаваемого курса в системе учебных дисциплин, современных целей и нового содержания школьного обществознания, от обновления форм и методов обучения, от такой организации учебного процесса, которая, обеспечивая высокую активность учащихся, соответствовала бы целям и содержанию обществоведческого образования. Помочь в этом будущему учителю и призван настоящий учебник.
Учебник необходим преподавателям и студентам исторических и социологических факультетов педагогических вузов при изучении методики преподавания обществознания. Он будет полезен преподавателям и слушателям институтов повышения квалификации учителей, К нему сможет обратиться каждый учитель, желающий вести преподавание на современном уровне.

Общественные дисциплины в 30-50-х годах.
30-е годы стали годами завершения процесса создания тоталитарного государства. Безудержный произвол сталинской диктатуры, грубейшие нарушения законности нуждались в политическом прикрытии, которое представляло бы сложившуюся систему более привлекательной. В этих условиях была принята Конституция 1936 г. Несмотря на то что многие ее положения противоречили политической практике тех лет, Сталин пошел на принятие этого документа и дал ему свое имя.

Конституция, отменившая ограничения политических и гражданских прав по классовому признаку, вводившая всеобщие, равные, прямые выборы при тайном голосовании, провозгласившая социально-экономические права граждан, давала возможность усилить пропагандистские тезисы о государстве трудящихся и для трудящихся, об успехах социализма на фоне кризиса капитализма.

Оглавление
Введение (Л.Н Боголюбов)
Глава 1. Обществоведение в школе: прошлое, настоящее, ближайшее будущее (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова)
Глава 2. Цели обществоведческой подготовки в современной школе (А.Ю. Лазебникова)
Глава 3. Новое содержание обществоведческого образования (А.И. Матвеев)
Глава 4. Психологические аспекты обществоведческого образования (М.Н. Григорьева)
Глава 5. Урок в обществоведческом курсе (Л.Н. Боголюбов)
Глава 6. Работа с понятиями в обществоведческом курсе (Е.И. Жильцова)
Глава 7. Работа с документами в процессе обществоведческого образования (Л.Н. Боголюбов - (1,3); Н.Ю. Басик - (2))
Глава 8. Организация самостоятельной работы учащихся (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова)
Глава 9. Подготовка учителя к преподаванию обществоведческих курсов (А.Т. Кинкулькин)
Глава 10. Стандарт обществоведческого образования и творчество учителя (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова).

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Методика преподавания обществознания в школе, Боголюбов Л.Н., 2002 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

В книге собраны краткие теоретические пояснения по теории методики преподавания обществознания в старшей школе, рекомендации будущим учителям, а также вопросы и задания, которые носят как репродуктивный, так и аналитический характер и направлены на практическое применение знаний бакалавров. В приложениях к учебнику содержится множество схем, таблиц, а также дополнительные тексты научного и методического характера, которые могут быть использованы как студентами-бакалаврами при подготовке к семинарам, так и учителями в практике преподавания обществознания в школе.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Методика преподавания обществознания в школе. Под ред. Боголюбова Л.Н.

    М.: 200 2. - 3 04 с.

    Сегодня эффективность социально-гуманитарного образования в решающей степени зависит от осмысления учителем места преподаваемого курса в системе учебных дисциплин, современных целей и нового содержания школьного обществознания, от обновления форм и методов обучения, от такой организации учебного процесса, которая, обеспечивая высокую активность учащихся, соответствовала бы целям и содержанию обществоведческого образования. Помочь в этом будущему учителю и призван настоящий учебник. Учебник необходим преподавателям и студентам исторических и социологических факультетов педагогических вузов при изучении методики преподавания обществознания. Он будет полезен преподавателям и слушателям институтов повышения квалификации учителей. К нему сможет обратиться каждый учитель, желающий вести преподавание на современном уровне.

    Формат: pdf

    Размер: 191 Мб

    Смотреть, скачать: drive.google ;

    Оглавление
    Введение (ЛЛ Боголюбов) 3
    Глава 1. Обществоведение в школе: прошлое, настоящее, ближайшее будущее (Л.Я. Боголюбов, Л.Ф. Иванова) 10
    Глава 2. Цели обществоведческой подготовки в современной школе (А.Ю. Лазебникова) 52
    Глава 3. Новое содержание обществоведческого образования (А.И. Матвеев) 73
    Глава 4. Психологические аспекты обществоведческого образования {МЛ. Григорьева) 99
    Глава 5. Урок в обществоведческом курсе (ЛЛ. Боголюбов) 136
    Глава б. Работа с понятиями в обществоведческом курсе {ЕМ. Жильцова) 162
    Глава 7. Работа с документами в процессе обществоведческого образования (Л.Н. Боголюбов - (1, 3); 196
    Глава 8. Организация самостоятельной работы учащихся (ДМ. Боголюбову Л.Ф. Иванова) 227
    Глава 9. Подготовка учителя к преподаванию обществоведческих курсов (А.Т. Кинкулькин) 252
    Глава 10, Стандарт обществоведческого образования и творчество учителя (ЛЛ. Боголюбов, Л.Ф. Иванова) 286

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники