— Как Вас зовут, сэр?
— Дэн Купер, — отвечает мужчина и улыбается.

Немногочисленные пассажиры идут к трапу «Боинга 727−100».
— Добро пожаловать на борт авиакомпании Норфвест Ориент Эйрлайнс! — миловидная стюардесса встречает мужчину с небольшим кейсом. Она разглядывает билет и указывает на хвост самолёта.
— Спасибо. Вы очень любезны, — приподняв тёмные очки, он читает бэйдж на униформе, — мисс Шаффнер.

Трап убирается, а в салоне слышен голос капитана.
— Уважаемые пассажиры! Прошу Вас пристегнуть ремни безопасности. Через десять минут мы совершим взлёт. Снаружи слышен нарастающий и вдруг затихающий вой турбин. Экипаж проводит контрольную проверку систем. Закрылки «Боинга» ходят вверх и вниз. Загорается кнопка вызова стюардессы.

— А, это тот мужчина в очках… Если ты не против, пойду я, — тихо говорит одна другой.
— Да, сэр?
— Мисс Шаффнер! Я буду Вам крайне благодарен за стаканчик бурбона с содовой!
— Конечно, сэр! Одну минутку! — Вновь нарастающий гул турбин медленно затихает. Капитан связывается с центром управления и просит разрешения на взлёт. Мисс Шаффнер возвращается с подносом.

— Пожалуйста, сэр!
— Благодарю мисс… О! Кстати, это для Вас! — Мужчина в костюме протягивает маленький листок бумаги. Стюардесса польщено улыбается. В её жизни такое случается часто. Часто мужчины оставляют номера своих телефонов, координаты, лишь бы она связалась с ними. Симпатичная и молодая мисс Шаффнер уже имеет целую коллекцию таких записок. Вот еще одна, очередная, для коллекции. Она кладёт записку в карман юбки и разворачивается, чтобы уйти…
— Однако лучше прочтите её, мисс! Я настаиваю!

Через мгновенье Шаффнер уже сидит рядом с мужчиной. Такое с ней происходит в первый раз. Записку никак нельзя назвать коллекционной. Мужчина открывает кейс и показывает ей некое устройство внутри, с разноцветными проводами и цилиндрами. Сделав глоток бурбона, вежливый незнакомец что-то тихо говорит стюардессе. Она встаёт и как-то растерянно идёт в сторону носа самолёта в пилотскую кабину. Капитан корабля связывается с центром управления.

— В Сиэтле ему нужны двести тысяч долларов, четыре парашюта и дозаправка! Центр, приём! Как поняли?
Прошло несколько минут, и турбины «Боинга» взревели сильным гулом вновь. Но на этот раз гул не прекратился. «Боинг» оторвался от взлётной полосы и вылетел в Сиэтл.

Самолёт долго кружил над городом, ожидая сигнала снизу. Когда местные власти, ФБР и полиция были готовы выполнить требования, экипаж посадил самолёт в аэропорту Сиэтла. Через стюардесс были переданы парашюты и портфель с деньгами. После окончания заправки террорист отпустил всех пассажиров и одну из стюардесс. На борту вместе с ним остались капитан Скотт, второй пилот, штурман и мисс Шаффнер. Убедившись, что парашюты и деньги в порядке, мужчина в очках снова поднимает «Боинг» в небо. Курс — Мехико.

Загорается кнопка вызова стюардессы. Она подходит к месту 18-С, где единственный пассажир изучает схему аварийного выхода.
— Не будете ли Вы так любезны, мисс, передать пилоту следующие указания: высота нашего полёта три тысячи метров, скорость не больше трёхсот двадцати, а закрылки мы держим под углом пятнадцать градусов. Я надеюсь, Вы запомнили… И, пожалуйста, мисс, не пытайтесь меня надуть! В моём кармане лежит альтиметр, а в кейсе бомба! Да, и ещё: я попрошу Вас, мисс Шаффнер, побыть с экипажем и ни в коем случае не покидать кабину пилота.

Когда капитан сбросил скорость и высоту, давление в салоне сильно изменилось, что свидетельствовало о разгерметизации. На приборной панели замигала лампочка открытого заднего трапа. Лётчики Вооружённых сил США, сопровождавшие рейс 305 от самого Сиэтла, не смогли заметить фигуру человека, спрыгнувшего из хвостовой части. Приходилось постоянно разворачиваться и возвращаться к медленно летящему пассажирскому самолёту. Не заметили они и раскрывшийся парашют. К тому времени, когда борт 305 приземлился в Рино, в самолёте не было ни мужчины, ни бомбы, ни денег.

Уже прошло более 35 лет, а люди в деловых костюмах, очках и с парашютами всё ещё выпрыгивают из самолётов. Ежегодный парашютный фестиваль собирает многих поклонников этого авантюриста-террориста. Да-да, он обзавёлся поклонниками. Дело в том, что его план, продуманный до мелочей, отлично сработал. Дело Купера до сих пор не закрыто. ФБР и полиция прочесали весь периметр леса — предположительное место его посадки, прочесали каждый дом близлежащих городов (возможно, он прятался там), прочесали каждый миллиметр «Боинга 727−100» на наличие улик, но напрасно. Его выдуманное имя — это всё, что есть у полиции. И он просто испарился.

Возможно, поэтому американцы так любят Купера. Поэтому его именем называют рестораны и клубы. Возможно, поэтому приключения мужчины в тёмных очках экранизировали. Поэтому он часто ассоциируется с американской мечтой. Дэн Купер — террорист с манерами джентльмена.

«После одного из самых долгих и тщательных расследований за всю историю существования ФБР, 8 июля 2016 было принято решение перенаправить ресурсы, выделенные на дело Дэна Купера , чтобы сосредоточиться на других следственных задачах», — говорится в сообщении на сайте ФБР.

Как отмечается в заявлении ведомства, за 45 лет было обработано огромное количество различной оперативной информации, однако установить личность преступника так и не удалось.

История, которая по сей день привлекает внимание любителей тайн и загадок, началась в 1971 году, накануне Дня Благодарения.

Пассажир с бомбой в портфеле

24 ноября в аэропорту города Портленд в числе пассажиров рейса компании Northwest Airlines на борт поднялся мужчина, зарегистрировавшийся как Дэн Б. Купер.

В салоне он занял место 18С, и вскоре после взлета передал записку молодой стюардессе Флоренции Шафнер. Девушка, подумав, что мужчина решил с ней познакомиться, положила записку в карман, однако пассажир сказал: «Мисс, вам лучше взглянуть на записку. У меня бомба».

В записке говорилось: «У меня бомба в портфеле. Я использую её, если посчитаю необходимым. Я хочу, чтобы вы сели рядом со мной. Ваш самолёт угнан».

Записка также содержала требования о предоставлении 200 000 долларов в двадцатидолларовых непомеченных купюрах и двух наборов парашютов.

Чтобы доказать серьезность счвоих намерений, Дэн Б. Купер приоткрыл свой портфель, в котором стюардесса увидела красные цилиндры, большую батарею и провода, которые убедили её в том, что бомба настоящая.

200 000 долларов и парашюты впридачу

Власти ради спасения жизней пассажиров и членов экипажа решили выполнить требования захватчика.

Самолёт сел в международном аэропорту Сиэтл-Такома, недалеко от Сиэтла, штат Вашингтон.

Служащий доставил 200 000 долларов и парашюты через дверь в хвостовой части самолёта. Затем Купер отпустил всех пассажиров и стюардессу Шафнер . Пилот, вторая стюардесса, второй пилот и бортинженер остались на борту.

Попытки переговоров с Купером успеха не возымели. Агенты спецслужб находились в недоумении, пытаясь понять — для чего угонщик запросил два комплекта парашютов и может ли у него быть сообщник на борту. Кроме того, никто никогда в истории еще не пытался выпрыгнуть с парашютом из угнанного пассажирского авиалайнера.

Задержать Купера во время посадки в Сиэтле так и не удалось. После дозаправки самолет взлетел и взял курс на Мексику. Затем Купер приказал второй стюардессе, остававшейся в салоне, идти в кабину экипажа и находиться там.

Прыгнул и исчез

Спустя некоторое время экипаж по показаниям приборов обнаружил, что Купер открыл хвостовую дверь самолета. Угонщик прыгнул с парашютом и пропал навсегда.

Предполагается, что прыжок был совершен над юго-западной частью штата Вашингтон. В то время как Купер выпрыгнул, самолёт проходил через зону сильного шторма, отгороженный от любых источников света с земли покровом облаков. Отследить парашютиста не удалось.

«Боинг» благополучно вернулся в аэропорт Сиэтл-Такома. Агенты ФБР, осмотревшие самолет, не нашли никаких улик, которые могли бы позволить установить личность преступника.

Поиск в предполагаемом районе приземления также ничего не дал. В руках полиции оказался лишь фоторобот угонщика, составленный со слов пассажиров и членов экипажа.

Фоторобот угонщика, составленный со слов пассажиров и членов экипажа. Фото: Reuters

Через три недели после угона самолёта в редакцию газеты «Лос-Анджелес Таймс» пришло письмо. В нём было написано следующее:

«Я вовсе не современный Робин Гуд. К несчастью, мне осталось жить лишь четырнадцать месяцев. Угон самолёта был для меня самым быстрым и выгодным способом обеспечить последние дни своей жизни. Я ограбил авиакомпанию не потому, что считал такой шаг романтическим или героическим. Ради подобных глупостей я никогда не пошёл бы на такой огромный риск. Я не осуждаю людей, которые ненавидят меня за мой поступок, не осуждаю и тех, кто хотел бы видеть меня пойманным и наказанным, тем более что этого никогда не произойдёт. Я не сомневался, что меня не поймают. Я уже несколько раз летал на различных маршрутах. Я не собираюсь залегать на дно в каком-нибудь старом, затерянном в лесной глуши городишке. И не подумайте, что я психопат: за свою жизнь я не получил даже штрафа за неправильную парковку».

Деньги в реке как доказательство смерти

Считается, что данное письмо было написано не самим Купером, а неким шутником. Впрочем, установить шутника также не удалось.

По основной версии спецслужб, Дэн Б. Купер не пережил прыжка, разбившись при приземлении. В 1980 году отец и сын Гарольд и Брайан Ингрэмы нашли на берегу Колумбия-ривер, к северо-западу от Портленда, пачку старых, выцветших двадцатидолларовых купюр, предположительно принесённых течением сверху, с севера. Проверка показала, что эти деньги действительно являются частью выкупа, выданного угонщику.

На сегодняшний день эти доллары — самое убедительно доказательство того, что угонщик, известный как Дэн Б. Купер, погиб. Останков господина Купера, равно как и каких-либо других следов, найти не удалось.

На сегодняшний день эти доллары — самое убедительно доказательство того, что угонщик, известный как Дэн Б. Купер, погиб. Фото: Reuters

Ремешок от гитары секрета не раскрыл

Пять лет тому назад, в 2011 году, некая Марла Уинн Купер передала ФБР кожаный ремешок от гитары, сделанный ее дядей. Госпожа Купер полагала, что ее дядя и является загадочным угонщиком «Боинга».

По ее словам, дядя, собиравшийся решить возникшие финансовые проблемы семьи, куда-то уехал в 1971 году накануне Дня Благодарения, а позже вернулся с многочисленными травмами. При этом он якобы признался своему брату, отцу Марлы Уинн, что совершил угон самолета.

Марла Уинн Купер рассказала, что своего дядю в последний раз видела в 1972 году, но он, по ее словам, благополучно прожил более четверти века, скончавшись в 1999 году.

Предоставленный женщиной ремешок, однако, оказался непригоден для исследования, так что подтвердить или опровергнуть новую версию так и не удалось.

За прошедшие 45 лет угонщик Купер превратился в США в культурный феномен. Его имя и история упоминаются во множестве книг, фильмов и сериалов. Авторы некоторых из них предлагают свои варианты разгадки тайны этого преступления.

Все это, однако, не имеет никакого отношения к реальности. Федеральное бюро расследований США решило, что дальше его агентам походить на персонажей «Секретных материалов» не к лицу. Загадка господина Купера окончательно отдана в руки энтузиастов-любителей. Возможно, им повезет больше.

Дэн Купер (Dan Cooper) - до сих пор неизвестный мужчина, угнавший 24 ноября 1971 года самолёт Boeing 727 в воздушном пространстве США между Сиэтлом (штат Вашингтон) и Портлендом (штат Орегон). В качестве выкупа преступник требовал 200 тыс. долларов (эквивалентно 1,16 млн. долларов в 2015 году). Получив требуемую сумму, он спрыгнул с парашютом, и дальнейшая его судьба осталась неизвестной. Это самое таинственное преступление XX века.

Хронология событий

Преступник приобрёл авиабилет по псевдониму Дэн Купер за 18 долларов 52 цента в аэропорту Портленда до Сиэтла. В 1971 году не было никаких рамок металлоискателей и рентгеновских установок, поэтому пассажир без проблем прошёл контроль и попал в салон самолёта, выполняющий рейс 305 Северо-Западных авиалиний (NWA).

Купер занял место 18С (по другим данным 18Е или 15D) в задней части салона. Всего этим рейсом летело 36 пассажиров. Когда лайнер взлетел, мужчина закурил сигарету и заказал бурбон с содовой. Внешне он выглядел лет на 40-45 с ростом примерно 1,78 м - 1,83 см. На пассажире был лёгкий тёмный плащ, тёмный костюм, белая рубашка, чёрный галстук с перламутровой булавкой, мокасины.

Когда стюардесса Флоренсис Шаффнер принесла заказ, мужчина передал ей записку. Девушка решила, что это очередной ловелас хочет её закадрить. Она равнодушно сунула послание в карман униформы, даже не посмотрев, что там написано.

Однако пассажир тихим и твёрдым голосом произнёс: "Мисс, настоятельно советую прочитать послание. У меня с собой бомба". Девушка достала записку, развернула и прочитала следующее: "В моём кейсе лежит бомба. Я использую её в случае необходимости. Сядьте рядом со мной. Ваш самолёт угнан".

Шаффнер села рядом и тихим голосом попросила показать бомбу. Купер приоткрыл кейс, и девушка увидела в нём 8 красных цилиндров и множество проводов, покрытых красной изоляцией. После этого угонщик продиктовал условия. Он требовал 200 тыс. долларов 20-долларовыми купюрами, 4 парашюта, из которых 2 основных и 2 резервных, и чтобы в Сиэтле стоял бензовоз для заправки.

Стюардесса выслушала условия и ушла в кабину пилотов. Те тут же доложили об угоне на землю диспетчеру. После такого сообщения были подняты по тревоге силы местной полиции и ФБР. Власти решили, что жизнью пассажиров рисковать нельзя. Поэтому они согласились выполнить все условия угонщика.

Но чтобы собрать нужную сумму, требовалось время. Поэтому самолёт более часа кружил над Сиэтлом, и только после этого сел. Всё это время Дэн Купер вёл себя абсолютно спокойно. Он заказал ещё бурбон, заплатил и дал Флоренсис чаевые. Также попросил доставить на борт пищу для экипажа после приземления авиалайнера.

Когда местные власти выполнили все требования, угонщик отпустил пассажиров, старшего бортпроводника Алису Хэнкок и бедняжку Флоренсис, натерпевшуюся больше всех. На борту остался экипаж и бортпроводница Тина Макклоу.

После этого преступник изложил следующие условия: взлететь и взять курс на Мехико. Лететь на высоте 3 тыс. метров над землёй со скоростью 315 км/ч. Экипаж должен сидеть в кабине и не выходить из неё. Рядом с угонщиком должна постоянно находиться стюардесса Тина Макклоу.

Авиалайнер поднялся в воздух и полетел указанным маршрутом. Вслед за ним в воздух поднялись 2 истребителя F-106 ВВС США. Через некоторое время Дэн приказал Тине идти в кабину пилотов. Как только девушка устроилась рядом со своими коллегами, замигал световой индикатор, указывающий на то, что открыт задний трап. На разгерметизацию салона также указало изменение давления воздуха в кабине.

Пилоты запросили угонщика по внутренней связи, но в ответ им была тишина. Тогда один из пилотов открыл дверь и вышел в салон. Он увидел, что пассажирское кресло, в котором сидел угонщик, пустует. Его вообще не было в самолёте. Купер покинул судно через задний выход. На сиденье остался лежать лишь галстук с перламутровой булавкой и окурки сигарет Raleigh.

ФБР предположило, что преступник покинул борт над юго-восточной частью штата Вашингтон и приземлился вблизи озера Мервин (искусственный водоём). Самолёт в это время был закрыт плотными облаками, и парашютиста военные лётчики, управлявшие истребителями, не заметили.

Фоторобот Дэна Купера, составленный ФБР

Боинг 727 благополучно сел в Рено с опущенным задним трапом. Взлётно-посадочную полосу тут же окружили агенты ФБР. Они поднялись на борт и тщательно осмотрели салон, но нашли только 2 из 4-х парашютов. Кейс с бомбой и деньги найдены не были. Местность, где предположительно должен был приземлиться угонщик, тщательно прочесали, но никаких следов приземления парашютиста не обнаружили.

Все люди, общавшиеся с Купером на борту самолёта, были тщательно допрошены. С их слов составили фоторобот, но никто не смог по нему опознать конкретного человека. Весной 1972 года сразу же после оттепели команда агентов ФБР, 200 солдат из Форт-Льюиса и гражданские добровольцы ещё раз досконально прочесали предполагаемую местность приземления воздушного налётчика.

Дно озера Мервин также было тщательно исследовано. Две местные женщины наткнулись на скелет в заброшенном сарае в округе Кларк. Но его идентифицировали как останки девочки-подростка, которую похитили и убили за несколько дней до воздушного инцидента. В конце концов, власти вынуждены были прекратить поиски, так как время шло, а они не давали никаких результатов.

В конце 1971 года ФБР направило номера купюр, выданных Куперу, в банки, казино, ипподромы и другие организации, проводящие крупные денежные операции. Номера разошлись по большинству стран мира, но похищенные купюры так и не были обнаружены. В 1972 году двое мужчин использовали поддельные 20-долларовые купюры с указанными серийными номерами. Двигало ими желание прославиться, выдавая себя за знаменитого воздушного угонщика. Однако эти господа были быстро разоблачены и арестованы полицией за изготовление фальшивых купюр.

В феврале 1980 года 8-летний мальчишка Брайн Ингрэм, во время отдыха с семьёй на реке Колумбия, нашёл в 14 км от Ванкувера три пакета с 20-долларовыми купюрами на общую сумму 5800 долларов. В ФБР эти деньги проверили и подтвердили, что они как раз из той похищенной партии. Сразу же возникло огромное количество вопросов и предположений, но ответов на них не было.

В 1988 году со дна реки Колумбия на том же участке подняли парашют. Но эксперты установили, что это был не тот парашют, с которым прыгал Дэн Купер. В 2008 году в 10 км от озера Мервин был обнаружен ещё один парашют. Однако он оказался времён Второй мировой войны.

20-долларовые купюры, найденные Брайном Ингрэмом на реке Колумбия

Версии и предположения

В настоящее время сотрудники ФБР считают, что преступник был очень осторожным и проницательным. Он попросил 4 парашюта, чтобы местные власти подумали, что он заставит заложников прыгать вместе с ним. Преступник выбрал Боинг 727-100, так как он имел задний бортовой трап, а двигатели у него расположены достаточно высоко, чтобы осуществить прыжок без риска получить ожоги от реактивных выхлопов.

В то же время специалисты отметили, что Купер не имел профессиональных навыков прыжков с парашютом. Опытный парашютист не стал бы прыгать ночью при сильном ветре и температуре за бортом -57 градусов по Цельсию в пальто и мокасинах. Это было бы слишком рискованно. Угонщик даже не потребовал, чтобы ему принесли шлем. Он взял с собой рабочий и запасной парашюты, но второй был учебным, то есть зашитым. Опытный профессионал просто не мог не проверить состояние парашютов перед прыжком.

ФБР категорически утверждало и утверждает, что Дэн Купер не мог выжить с самого начала. Прыгать в горной местности без карты, без необходимого оборудования, при ужасных погодных условиях, означает изначально обречь себя на смерть.

Подозреваемые

С 1971 года ФБР проверило более 1000 потенциальных подозреваемых, но все они были исключены. Однако помимо правоохранительных органов существует ещё и мнение журналистов. Так многие из них считают, что угонщиком самолёта мог быть Кеннет Кристиансен. Он служил в армии и имел навыки прыжков с парашютом. В 1971 году жил в штате Вашингтон. В 1972 году неожиданно купил себе дом за 25 тыс. долларов. Он любил вечером выпить стакан бурбона и курил сигареты Raleigh.

В 1994 году, умирая от рака, он сказал своему родному брату Лайлу: "Существует одна вещь, которую я хотел бы тебе рассказать, но, к сожалению не могу этого сделать". В последствии Лайл стал утверждать, что его брат очень похож на фоторобот, составленный в 1971 году. Однако ФБР чрезвычайно скептически отнеслось к подобным утверждением. Его сотрудники заявили, что Кристиансен мало похож на угонщика самолёта и не может рассматриваться в качестве подозреваемого. Таким образом, самое таинственное преступление XX века так и осталось нераскрытым.

PS

Примечательно то, что Дэн Купер вписал своё вымышленное имя в историю авиации не только в качестве преступника. После совершённого преступления Боинги-727 стали оснащать специальным устройством, которое не давало открыть в полёте люк заднего трапа. Это устройство назвали "лопаткой Купера".

Федеральное бюро расследований прекратило работу по одному из самых загадочнных дел в своей истории - об угоне «Боинга», совершенного 24 ноября 1971 года.

«После одного из самых долгих и тщательных расследований за всю историю существования ФБР, 8 июля 2016 было принято решение перенаправить ресурсы, выделенные на дело Дэна Купера, чтобы сосредоточиться на других следственных задачах», - говорится в сообщении на сайте ФБР.

Как отмечается в заявлении ведомства, за 45 лет было обработано огромное количество различной оперативной информации, однако установить личность преступника так и не удалось.

История, которая по сей день привлекает внимание любителей тайн и загадок, началась в 1971 году, накануне Дня Благодарения.

Пассажир с бомбой в портфеле

24 ноября в аэропорту города Портленд в числе пассажиров рейса компании Northwest Airlines на борт поднялся мужчина, зарегистрировавшийся как Дэн Б. Купер.

В салоне он занял место 18С, и вскоре после взлета передал записку молодой стюардессе Флоренции Шафнер. Девушка, подумав, что мужчина решил с ней познакомиться, положила записку в карман, однако пассажир сказал: «Мисс, вам лучше взглянуть на записку. У меня бомба».

В записке говорилось: «У меня бомба в портфеле. Я использую её, если посчитаю необходимым. Я хочу, чтобы вы сели рядом со мной. Ваш самолёт угнан».

Записка также содержала требования о предоставлении 200 000 долларов в двадцатидолларовых непомеченных купюрах и двух наборов парашютов.

Чтобы доказать серьезность счвоих намерений, Дэн Б. Купер приоткрыл свой портфель, в котором стюардесса увидела красные цилиндры, большую батарею и провода, которые убедили её в том, что бомба настоящая.

200 000 долларов и парашюты впридачу

Власти ради спасения жизней пассажиров и членов экипажа решили выполнить требования захватчика.




Самолёт сел в международном аэропорту Сиэтл-Такома, недалеко от Сиэтла, штат Вашингтон.

Служащий доставил 200 000 долларов и парашюты через дверь в хвостовой части самолёта. Затем Купер отпустил всех пассажиров и стюардессу Шафнер. Пилот, вторая стюардесса, второй пилот и бортинженер остались на борту.

Попытки переговоров с Купером успеха не возымели. Агенты спецслужб находились в недоумении, пытаясь понять - для чего угонщик запросил два комплекта парашютов и может ли у него быть сообщник на борту. Кроме того, никто никогда в истории еще не пытался выпрыгнуть с парашютом из угнанного пассажирского авиалайнера.

Задержать Купера во время посадки в Сиэтле так и не удалось. После дозаправки самолет взлетел и взял курс на Мексику. Затем Купер приказал второй стюардессе, остававшейся в салоне, идти в кабину экипажа и находиться там.

Прыгнул и исчез

Спустя некоторое время экипаж по показаниям приборов обнаружил, что Купер открыл хвостовую дверь самолета. Угонщик прыгнул с парашютом и пропал навсегда.

Предполагается, что прыжок был совершен над юго-западной частью штата Вашингтон. В то время как Купер выпрыгнул, самолёт проходил через зону сильного шторма, отгороженный от любых источников света с земли покровом облаков. Отследить парашютиста не удалось.

«Боинг» благополучно вернулся в аэропорт Сиэтл-Такома. Агенты ФБР, осмотревшие самолет, не нашли никаких улик, которые могли бы позволить установить личность преступника.

Поиск в предполагаемом районе приземления также ничего не дал. В руках полиции оказался лишь фоторобот угонщика, составленный со слов пассажиров и членов экипажа.

Фоторобот угонщика, составленный со слов пассажиров и членов экипажа.

Через три недели после угона самолёта в редакцию газеты «Лос-Анджелес Таймс» пришло письмо. В нём было написано следующее:

«Я вовсе не современный Робин Гуд. К несчастью, мне осталось жить лишь четырнадцать месяцев. Угон самолёта был для меня самым быстрым и выгодным способом обеспечить последние дни своей жизни. Я ограбил авиакомпанию не потому, что считал такой шаг романтическим или героическим. Ради подобных глупостей я никогда не пошёл бы на такой огромный риск. Я не осуждаю людей, которые ненавидят меня за мой поступок, не осуждаю и тех, кто хотел бы видеть меня пойманным и наказанным, тем более что этого никогда не произойдёт. Я не сомневался, что меня не поймают. Я уже несколько раз летал на различных маршрутах. Я не собираюсь залегать на дно в каком-нибудь старом, затерянном в лесной глуши городишке. И не подумайте, что я психопат: за свою жизнь я не получил даже штрафа за неправильную парковку» .

Деньги в реке как доказательство смерти

Считается, что данное письмо было написано не самим Купером, а неким шутником. Впрочем, установить шутника также не удалось.

По основной версии спецслужб, Дэн Б. Купер не пережил прыжка, разбившись при приземлении. В 1980 году отец и сын Гарольд и Брайан Ингрэмы нашли на берегу Колумбия-ривер, к северо-западу от Портленда, пачку старых, выцветших двадцатидолларовых купюр, предположительно принесённых течением сверху, с севера. Проверка показала, что эти деньги действительно являются частью выкупа, выданного угонщику.

На сегодняшний день эти доллары - самое убедительно доказательство того, что угонщик, известный как Дэн Б. Купер, погиб. Останков господина Купера, равно как и каких-либо других следов, найти не удалось.

Ремешок от гитары секрета не раскрыл

Пять лет тому назад, в 2011 году, некая Марла Уинн Купер передала ФБР кожаный ремешок от гитары, сделанный ее дядей. Госпожа Купер полагала, что ее дядя и является загадочным угонщиком «Боинга».

По ее словам, дядя, собиравшийся решить возникшие финансовые проблемы семьи, куда-то уехал в 1971 году накануне Дня Благодарения, а позже вернулся с многочисленными травмами. При этом он якобы признался своему брату, отцу Марлы Уинн, что совершил угон самолета.

Марла Уинн Купер рассказала, что своего дядю в последний раз видела в 1972 году, но он, по ее словам, благополучно прожил более четверти века, скончавшись в 1999 году.

Предоставленный женщиной ремешок, однако, оказался непригоден для исследования, так что подтвердить или опровергнуть новую версию так и не удалось.

За прошедшие 45 лет угонщик Купер превратился в США в культурный феномен. Его имя и история упоминаются во множестве книг, фильмов и сериалов. Авторы некоторых из них предлагают свои варианты разгадки тайны этого преступления.

Все это, однако, не имеет никакого отношения к реальности. Федеральное бюро расследований США решило, что дальше его агентам походить на персонажей «Секретных материалов» не к лицу. Загадка господина Купера окончательно отдана в руки энтузиастов-любителей. Возможно, им повезет больше.





Метки:

Д.Б.Купер – кто вы? Дэн Купер. Нераскрытое преступление века

) - место, где Д. Б. Купер выпрыгнул из самолёта

Координаты
Авиакомпания
Пункт вылета
Остановки в пути
Пункт назначения
Рейс
Бортовой номер
Дата выпуска

Экипаж

Состав экипажа рейса NW305 был таким:

  • Командир воздушного судна (КВС) - 51-летний Уильям А. Скотт (англ. William A. Scott ). Очень опытный пилот, проработал в авиакомпании Northwest Airlines 20 лет.
  • Второй пилот - Уильям «Билл» Дж. Ратазак (англ. William «Bill» J. Rataczak ).
  • Бортинженер - Гарольд Е. Андерсон (англ. Harold E. Anderson ).

В салоне самолёта работали три стюардессы :

  • Элис Хэнкок (англ. Alice Hancock ) - старшая стюардесса,
  • Тина Муклоу (англ. Tina Mucklow ), 22 года.
  • Флоренс Шаффнер (англ. Florence Shaffner ), 23 года.

Хронология событий

Угон самолёта

В среду 24 ноября 1971 года, перед Днём благодарения в США, человек под именем Дэн Купер сел на борт авиалайнера Boeing 727-51 борт N467US. Он сел в конце самолёта на место 18C.

Через 8 минут после того, как самолёт вылетел из Портленда (в 14:50 ), Купер передал записку стюардессе Флоренс Шаффнер , которая сидела на откидном кресле, присоединённом к двери в хвостовой части самолёта. Она подумала, что Купер даёт ей свой номер телефона, поэтому положила записку себе в карман . Но он наклонился ещё ближе и сказал: Мисс, вам лучше взглянуть на записку. У меня бомба . В конверте была записка со следующим содержанием: «У меня бомба в портфеле. Я использую её, если посчитаю необходимым. Я хочу, чтобы вы сели рядом со мной. Ваш самолёт угнан » .

Записка содержала требования о предоставлении $ 200 000 в 20-долларовых непомеченных купюрах и двух наборов парашютов . В ней также содержались инструкции, как должны быть доставлены парашюты с деньгами на самолёт с угрозой взорвать его в случае несоблюдения требований . Было принято решение сотрудничать с Д. Б. Купером . Стюардесса должна была выяснить, настоящая ли бомба. Почувствовав это, он открыл портфель на мгновение, чтобы стюардесса смогла увидеть красные цилиндры, большую батарею и провода, которые убедили её в том, что бомба настоящая . Д. Б. Купер попросил передать пилотам, чтобы самолёт не приземлялся до того, как требования будут выполнены. Она вернулась обратно в кабину и передала «просьбу» пилотам .

Освобождение пассажиров в обмен на условия

В 17:24 УВД аэропорта Портленда передало, что требования Купера будут выполнены. Он разрешил пилотам посадить самолёт в международном аэропорту Сиэтл/Такома в Сиэтле (штат Вашингтон). Рейс 305 приземлился в 17:39 . Затем Купер приказал пилотам рулить самолёт на отдалённую секцию гудронированного шоссе и погасить огни в кабине, чтобы снайперы не могли видеть происходящее в ней. Купер потребовал от УВД Сиэтла послать человека с деньгами и четырьмя парашютами к самолёту без сопровождения. Служащий доставил деньги и парашюты через дверь в хвостовой части самолёта. Затем Купер отпустил всех пассажиров и двух стюардесс - Элис Хэнкок и Флоренс Шаффнер. КВС, второй пилот, бортинженер и стюардесса Тина Муклоу не были отпущены .

В ФБР были озадачены планами Купера и его запросом на четыре парашюта. Также агенты были озадачены, был ли на борту его сообщник или парашюты были предназначены для членов экипажа, которые оставались на борту . До этого в истории никто ни разу не пытался прыгнуть с парашютом из угнанного коммерческого самолёта. В то время как самолёт находился на дозаправке, чиновник федерального управления гражданской авиации, который хотел объяснить Куперу последствия воздушного пиратства, подошёл к двери самолёта и спросил разрешение Купера зайти на борт самолёта. Тот мгновенно отклонил запрос чиновника . Угонщик подозрительно отнёсся к дозаправке, она всё ещё не была закончена, хотя прошло уже 15 минут . Он выступил с угрозами взорвать самолёт, из-за чего команда заправщиков оперативно попыталась ускорить, а затем завершила процесс дозаправки.

Обратно в небеса, прыжок


После дозаправки, тщательной проверки выкупа и парашютов, переговоров и оценки планов полёта Купер разрешил пилотам взлететь примерно в 19:40. Во время взлёта Купер попросил стюардессу Тину Муклоу, которая до этого сидела с ним, идти в кабину и оставаться там. Спустя некоторое время в кабине экипаж заметил вспышку индикатора о том, что Купер попытался открыть дверь. Экипаж начал замечать изменения давления воздуха в кабине . Купер открыл хвостовую дверь и выпрыгнул из самолёта. С этого момента его больше никто не видел .

ФБР полагает, что его прыжок был совершён в 20:13 над юго-западной частью штата Вашингтон, потому что трап хвостовой части в это время отклонился, скорее всего, под весом Купера. В то время как Купер выпрыгнул, самолёт проходил через зону сильной грозы, отгороженный от любых источников света с земли покровом облаков . Вследствие плохой видимости прыжок не был замечен истребителями F-106 ВВС США , сопровождавшими самолёт .

Предполагалось, что он приземлился на юго-востоке, около озера Мервин, в 48 километрах севернее Портленда в штате Орегон (45°57′ с. ш. 122°39′ з. д.  /  45.950° с. ш. 122.650° з. д.  / 45.950; -122.650 (G) (Я) ) . Через 2,5 часа после вылета из Сиэтла, примерно в 22:15 , рейс NW305 благополучно приземлился в Рино (штат Невада) с опущенным задним трапом. Аэропорт и взлётная полоса были окружены агентами ФБР и местной полицией. После связи с пилотами было установлено, что Купер исчез. Агенты ФБР поднялись на борт самолёта, чтобы найти хоть какую-то оставленную улику. Они восстановили несколько отпечатков пальцев и нашли два из четырёх парашютов . Тщательное прочесывание местности, где предположительно должен был приземлиться Купер, не дало результатов. Купер найден не был, равно как и его портфель с бомбой, деньги и два других парашюта. Люди, с которыми Купер взаимодействовал на борту самолёта и на земле, были допрошены для составления фоторобота.

По состоянию на 2009 год, ФБР утверждает, что рисунок представляет собой точное подобие Купера, потому что многие лица, опрошенные одновременно в разных местах, дали практически идентичные описания .

Варианты дальнейшей судьбы угонщика

Я вовсе не современный Робин Гуд . К несчастью, мне осталось жить лишь четырнадцать месяцев. Угон самолёта был для меня самым быстрым и выгодным способом обеспечить последние дни своей жизни. Я ограбил авиакомпанию не потому, что считал такой шаг романтическим или героическим. Ради подобных глупостей я никогда не пошёл бы на такой огромный риск. Я не осуждаю людей, которые ненавидят меня за мой поступок, не осуждаю и тех, кто хотел бы видеть меня пойманным и наказанным, тем более что этого никогда не произойдёт. Я не сомневался, что меня не поймают. Я уже несколько раз летал на различных маршрутах. Я не собираюсь залегать на дно в каком-нибудь старом, затерянном в лесной глуши городишке. И не подумайте, что я психопат: за свою жизнь я не получил даже штрафа за неправильную парковку .

Однако многие сомневались, что письмо было написано действительно Купером, а не каким-то шутником, считая, что Купер погиб при прыжке, упав в реку.

В 1980 году отец и сын Гарольд (англ. Harold Ingram ) и Брайан Ингрэмы (англ. Brian Ingram ) нашли на берегу реки Колумбия-ривер к северо-западу от Портленда пачку старых выцветших 20-долларовых купюр, предположительно принесённых течением сверху, с севера. Всего они нашли $ 6000.

Эксперты сверили их серийные номера с номерами банкнот, выданных Куперу, и подтвердили, что это часть добычи Купера. Для многих это послужило доказательством того, что Купер действительно погиб.

Последствия

Вопросы безопасности

После случая с Д. Б. Купером все самолёты Boeing 727 были снабжены несложным устройством, которое, отклоняясь под действием набегающего потока воздуха, во время полёта препятствует открытию выхода в хвостовой части . Это устройство получило название «лопатка Купера».

Дальнейшая судьба самолёта

Boeing 727-51 борт N467US после захвата продолжил эксплуатироваться авиакомпанией Northwest Airlines. 6 июня 1978 года с б/н N838N был куплен авиакомпанией Piedmont Airlines , от которой сдавался в лизинг авиакомпаниям «United Technologies » (с 1 декабря 1982 года по 1 мая 1983 года), «Flight Dynamics » (с 1 мая 1983 года по сентябрь 1984 года) и Key Airlines (с сентября 1984 года по май 1985 года). В мае 1985 года был списан и разделан на металлолом.

Д. Б. Купер в массовой культуре

Напишите отзыв о статье "Купер, Ди Би"

Примечания

Комментарии

Источники

  1. (англ.) . United States Department of Labor Bureau of Labor Statistics . Проверено 26 декабря 2007. .
  2. Skolnik, Sam . (англ.) , Seattle Post-Intelligencer (22 November 2001). Проверено 9 января 2008.
  3. Gray, Geoffrey . (англ.) , New York (22 October 2007). Проверено 28 января 2008.
  4. Bragg Lynn E. Myths and Mysteries of Washington. - Guilford , Connecticut : Globe Pequot, 2005. - P. 2. - ISBN 0-7627-3427-2 .
  5. Steven, Richard . When D.B. Cooper Dropped From Sky: Where did the daring, mysterious skyjacker go? Twenty-five years later, the search is still on for even a trace (англ.) , The Philadelphia Inquirer (24 November 1996), стр. A20. Проверено 2 января 2008.
  6. Burkeman, Oliver . (англ.) , The Guardian (1 December 2007). Проверено 2 января 2008.
  7. Krajicek, David (англ.) . Crime Library . Проверено 3 января 2008. .
  8. Bragg, p. 3.
  9. Gilmore, Susan . (англ.) , The Seattle Times (22 November 2001). Проверено 2 января 2008.
  10. Krajicek, David (англ.) . Crime Library . Проверено 3 января 2008. .
  11. Krajicek, David (англ.) . Crime Library . Проверено 3 января 2008. .
  12. Rothenberg David. The New Earth Reader: The Best of Terra Nova. - Cambridge , Massachusetts : MIT Press , 1999. - P. 4. - ISBN 0-262-18195-9 .
  13. Krajicek, David (англ.) . Crime Library . Проверено 9 января 2008. .
  14. Bragg, p. 4.
  15. (англ.) . FBI (31 December 2007). Проверено 5 февраля 2009. .
  16. Taylor, Michael . D.B. Cooper legend still up in air 25 years after leap, hijackers prompts strong feelings (англ.) , San Francisco Chronicle (24 November 1996). Проверено 9 января 2008.
  17. Cowan, James . (англ.) , National Post (3 January 2008). Проверено 9 января 2008.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Купер, Ди Би

– Сигнал! – проговорил он.
Казак поднял руку, раздался выстрел. И в то же мгновение послышался топот впереди поскакавших лошадей, крики с разных сторон и еще выстрелы.
В то же мгновение, как раздались первые звуки топота и крика, Петя, ударив свою лошадь и выпустив поводья, не слушая Денисова, кричавшего на него, поскакал вперед. Пете показалось, что вдруг совершенно, как середь дня, ярко рассвело в ту минуту, как послышался выстрел. Он подскакал к мосту. Впереди по дороге скакали казаки. На мосту он столкнулся с отставшим казаком и поскакал дальше. Впереди какие то люди, – должно быть, это были французы, – бежали с правой стороны дороги на левую. Один упал в грязь под ногами Петиной лошади.
У одной избы столпились казаки, что то делая. Из середины толпы послышался страшный крик. Петя подскакал к этой толпе, и первое, что он увидал, было бледное, с трясущейся нижней челюстью лицо француза, державшегося за древко направленной на него пики.
– Ура!.. Ребята… наши… – прокричал Петя и, дав поводья разгорячившейся лошади, поскакал вперед по улице.
Впереди слышны были выстрелы. Казаки, гусары и русские оборванные пленные, бежавшие с обеих сторон дороги, все громко и нескладно кричали что то. Молодцеватый, без шапки, с красным нахмуренным лицом, француз в синей шинели отбивался штыком от гусаров. Когда Петя подскакал, француз уже упал. Опять опоздал, мелькнуло в голове Пети, и он поскакал туда, откуда слышались частые выстрелы. Выстрелы раздавались на дворе того барского дома, на котором он был вчера ночью с Долоховым. Французы засели там за плетнем в густом, заросшем кустами саду и стреляли по казакам, столпившимся у ворот. Подъезжая к воротам, Петя в пороховом дыму увидал Долохова с бледным, зеленоватым лицом, кричавшего что то людям. «В объезд! Пехоту подождать!» – кричал он, в то время как Петя подъехал к нему.
– Подождать?.. Ураааа!.. – закричал Петя и, не медля ни одной минуты, поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы и где гуще был пороховой дым. Послышался залп, провизжали пустые и во что то шлепнувшие пули. Казаки и Долохов вскакали вслед за Петей в ворота дома. Французы в колеблющемся густом дыме одни бросали оружие и выбегали из кустов навстречу казакам, другие бежали под гору к пруду. Петя скакал на своей лошади вдоль по барскому двору и, вместо того чтобы держать поводья, странно и быстро махал обеими руками и все дальше и дальше сбивался с седла на одну сторону. Лошадь, набежав на тлевший в утреннем свето костер, уперлась, и Петя тяжело упал на мокрую землю. Казаки видели, как быстро задергались его руки и ноги, несмотря на то, что голова его не шевелилась. Пуля пробила ему голову.
Переговоривши с старшим французским офицером, который вышел к нему из за дома с платком на шпаге и объявил, что они сдаются, Долохов слез с лошади и подошел к неподвижно, с раскинутыми руками, лежавшему Пете.
– Готов, – сказал он, нахмурившись, и пошел в ворота навстречу ехавшему к нему Денисову.
– Убит?! – вскрикнул Денисов, увидав еще издалека то знакомое ему, несомненно безжизненное положение, в котором лежало тело Пети.
– Готов, – повторил Долохов, как будто выговаривание этого слова доставляло ему удовольствие, и быстро пошел к пленным, которых окружили спешившиеся казаки. – Брать не будем! – крикнул он Денисову.
Денисов не отвечал; он подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети.
«Я привык что нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь», – вспомнилось ему. И казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай, с которыми Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него.
В числе отбитых Денисовым и Долоховым русских пленных был Пьер Безухов.

О той партии пленных, в которой был Пьер, во время всего своего движения от Москвы, не было от французского начальства никакого нового распоряжения. Партия эта 22 го октября находилась уже не с теми войсками и обозами, с которыми она вышла из Москвы. Половина обоза с сухарями, который шел за ними первые переходы, была отбита казаками, другая половина уехала вперед; пеших кавалеристов, которые шли впереди, не было ни одного больше; они все исчезли. Артиллерия, которая первые переходы виднелась впереди, заменилась теперь огромным обозом маршала Жюно, конвоируемого вестфальцами. Сзади пленных ехал обоз кавалерийских вещей.
От Вязьмы французские войска, прежде шедшие тремя колоннами, шли теперь одной кучей. Те признаки беспорядка, которые заметил Пьер на первом привале из Москвы, теперь дошли до последней степени.
Дорога, по которой они шли, с обеих сторон была уложена мертвыми лошадьми; оборванные люди, отсталые от разных команд, беспрестанно переменяясь, то присоединялись, то опять отставали от шедшей колонны.
Несколько раз во время похода бывали фальшивые тревоги, и солдаты конвоя поднимали ружья, стреляли и бежали стремглав, давя друг друга, но потом опять собирались и бранили друг друга за напрасный страх.
Эти три сборища, шедшие вместе, – кавалерийское депо, депо пленных и обоз Жюно, – все еще составляли что то отдельное и цельное, хотя и то, и другое, и третье быстро таяло.
В депо, в котором было сто двадцать повозок сначала, теперь оставалось не больше шестидесяти; остальные были отбиты или брошены. Из обоза Жюно тоже было оставлено и отбито несколько повозок. Три повозки были разграблены набежавшими отсталыми солдатами из корпуса Даву. Из разговоров немцев Пьер слышал, что к этому обозу ставили караул больше, чем к пленным, и что один из их товарищей, солдат немец, был расстрелян по приказанию самого маршала за то, что у солдата нашли серебряную ложку, принадлежавшую маршалу.
Больше же всего из этих трех сборищ растаяло депо пленных. Из трехсот тридцати человек, вышедших из Москвы, теперь оставалось меньше ста. Пленные еще более, чем седла кавалерийского депо и чем обоз Жюно, тяготили конвоирующих солдат. Седла и ложки Жюно, они понимали, что могли для чего нибудь пригодиться, но для чего было голодным и холодным солдатам конвоя стоять на карауле и стеречь таких же холодных и голодных русских, которые мерли и отставали дорогой, которых было велено пристреливать, – это было не только непонятно, но и противно. И конвойные, как бы боясь в том горестном положении, в котором они сами находились, не отдаться бывшему в них чувству жалости к пленным и тем ухудшить свое положение, особенно мрачно и строго обращались с ними.
В Дорогобуже, в то время как, заперев пленных в конюшню, конвойные солдаты ушли грабить свои же магазины, несколько человек пленных солдат подкопались под стену и убежали, но были захвачены французами и расстреляны.
Прежний, введенный при выходе из Москвы, порядок, чтобы пленные офицеры шли отдельно от солдат, уже давно был уничтожен; все те, которые могли идти, шли вместе, и Пьер с третьего перехода уже соединился опять с Каратаевым и лиловой кривоногой собакой, которая избрала себе хозяином Каратаева.
С Каратаевым, на третий день выхода из Москвы, сделалась та лихорадка, от которой он лежал в московском гошпитале, и по мере того как Каратаев ослабевал, Пьер отдалялся от него. Пьер не знал отчего, но, с тех пор как Каратаев стал слабеть, Пьер должен был делать усилие над собой, чтобы подойти к нему. И подходя к нему и слушая те тихие стоны, с которыми Каратаев обыкновенно на привалах ложился, и чувствуя усилившийся теперь запах, который издавал от себя Каратаев, Пьер отходил от него подальше и не думал о нем.
В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал еще новую, утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного. Он узнал, что так как нет положения, в котором бы человек был счастлив и вполне свободен, так и нет положения, в котором бы он был бы несчастлив и несвободен. Он узнал, что есть граница страданий и граница свободы и что эта граница очень близка; что тот человек, который страдал оттого, что в розовой постели его завернулся один листок, точно так же страдал, как страдал он теперь, засыпая на голой, сырой земле, остужая одну сторону и пригревая другую; что, когда он, бывало, надевал свои бальные узкие башмаки, он точно так же страдал, как теперь, когда он шел уже босой совсем (обувь его давно растрепалась), ногами, покрытыми болячками. Он узнал, что, когда он, как ему казалось, по собственной своей воле женился на своей жене, он был не более свободен, чем теперь, когда его запирали на ночь в конюшню. Из всего того, что потом и он называл страданием, но которое он тогда почти не чувствовал, главное были босые, стертые, заструпелые ноги. (Лошадиное мясо было вкусно и питательно, селитренный букет пороха, употребляемого вместо соли, был даже приятен, холода большого не было, и днем на ходу всегда бывало жарко, а ночью были костры; вши, евшие тело, приятно согревали.) Одно было тяжело в первое время – это ноги.
Во второй день перехода, осмотрев у костра свои болячки, Пьер думал невозможным ступить на них; но когда все поднялись, он пошел, прихрамывая, и потом, когда разогрелся, пошел без боли, хотя к вечеру страшнее еще было смотреть на ноги. Но он не смотрел на них и думал о другом.
Теперь только Пьер понял всю силу жизненности человека и спасительную силу перемещения внимания, вложенную в человека, подобную тому спасительному клапану в паровиках, который выпускает лишний пар, как только плотность его превышает известную норму.
Он не видал и не слыхал, как пристреливали отсталых пленных, хотя более сотни из них уже погибли таким образом. Он не думал о Каратаеве, который слабел с каждым днем и, очевидно, скоро должен был подвергнуться той же участи. Еще менее Пьер думал о себе. Чем труднее становилось его положение, чем страшнее была будущность, тем независимее от того положения, в котором он находился, приходили ему радостные и успокоительные мысли, воспоминания и представления.

22 го числа, в полдень, Пьер шел в гору по грязной, скользкой дороге, глядя на свои ноги и на неровности пути. Изредка он взглядывал на знакомую толпу, окружающую его, и опять на свои ноги. И то и другое было одинаково свое и знакомое ему. Лиловый кривоногий Серый весело бежал стороной дороги, изредка, в доказательство своей ловкости и довольства, поджимая заднюю лапу и прыгая на трех и потом опять на всех четырех бросаясь с лаем на вороньев, которые сидели на падали. Серый был веселее и глаже, чем в Москве. Со всех сторон лежало мясо различных животных – от человеческого до лошадиного, в различных степенях разложения; и волков не подпускали шедшие люди, так что Серый мог наедаться сколько угодно.
Дождик шел с утра, и казалось, что вот вот он пройдет и на небе расчистит, как вслед за непродолжительной остановкой припускал дождик еще сильнее. Напитанная дождем дорога уже не принимала в себя воды, и ручьи текли по колеям.
Пьер шел, оглядываясь по сторонам, считая шаги по три, и загибал на пальцах. Обращаясь к дождю, он внутренне приговаривал: ну ка, ну ка, еще, еще наддай.
Ему казалось, что он ни о чем не думает; но далеко и глубоко где то что то важное и утешительное думала его душа. Это что то было тончайшее духовное извлечение из вчерашнего его разговора с Каратаевым.
Вчера, на ночном привале, озябнув у потухшего огня, Пьер встал и перешел к ближайшему, лучше горящему костру. У костра, к которому он подошел, сидел Платон, укрывшись, как ризой, с головой шинелью, и рассказывал солдатам своим спорым, приятным, но слабым, болезненным голосом знакомую Пьеру историю. Было уже за полночь. Это было то время, в которое Каратаев обыкновенно оживал от лихорадочного припадка и бывал особенно оживлен. Подойдя к костру и услыхав слабый, болезненный голос Платона и увидав его ярко освещенное огнем жалкое лицо, Пьера что то неприятно кольнуло в сердце. Он испугался своей жалости к этому человеку и хотел уйти, но другого костра не было, и Пьер, стараясь не глядеть на Платона, подсел к костру.
– Что, как твое здоровье? – спросил он.
– Что здоровье? На болезнь плакаться – бог смерти не даст, – сказал Каратаев и тотчас же возвратился к начатому рассказу.
– …И вот, братец ты мой, – продолжал Платон с улыбкой на худом, бледном лице и с особенным, радостным блеском в глазах, – вот, братец ты мой…
Пьер знал эту историю давно, Каратаев раз шесть ему одному рассказывал эту историю, и всегда с особенным, радостным чувством. Но как ни хорошо знал Пьер эту историю, он теперь прислушался к ней, как к чему то новому, и тот тихий восторг, который, рассказывая, видимо, испытывал Каратаев, сообщился и Пьеру. История эта была о старом купце, благообразно и богобоязненно жившем с семьей и поехавшем однажды с товарищем, богатым купцом, к Макарью.
Остановившись на постоялом дворе, оба купца заснули, и на другой день товарищ купца был найден зарезанным и ограбленным. Окровавленный нож найден был под подушкой старого купца. Купца судили, наказали кнутом и, выдернув ноздри, – как следует по порядку, говорил Каратаев, – сослали в каторгу.
– И вот, братец ты мой (на этом месте Пьер застал рассказ Каратаева), проходит тому делу годов десять или больше того. Живет старичок на каторге. Как следовает, покоряется, худого не делает. Только у бога смерти просит. – Хорошо. И соберись они, ночным делом, каторжные то, так же вот как мы с тобой, и старичок с ними. И зашел разговор, кто за что страдает, в чем богу виноват. Стали сказывать, тот душу загубил, тот две, тот поджег, тот беглый, так ни за что. Стали старичка спрашивать: ты за что, мол, дедушка, страдаешь? Я, братцы мои миленькие, говорит, за свои да за людские грехи страдаю. А я ни душ не губил, ни чужого не брал, акромя что нищую братию оделял. Я, братцы мои миленькие, купец; и богатство большое имел. Так и так, говорит. И рассказал им, значит, как все дело было, по порядку. Я, говорит, о себе не тужу. Меня, значит, бог сыскал. Одно, говорит, мне свою старуху и деток жаль. И так то заплакал старичок. Случись в их компании тот самый человек, значит, что купца убил. Где, говорит, дедушка, было? Когда, в каком месяце? все расспросил. Заболело у него сердце. Подходит таким манером к старичку – хлоп в ноги. За меня ты, говорит, старичок, пропадаешь. Правда истинная; безвинно напрасно, говорит, ребятушки, человек этот мучится. Я, говорит, то самое дело сделал и нож тебе под голова сонному подложил. Прости, говорит, дедушка, меня ты ради Христа.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники