Что называется внутренними силами Земли? Рельеф земли и основные его формы

Одновременно с внутренними, тектоническими процессами на Земле действуют процессы внешние. В отличие от внутренних, охватывающих всю толщу литосферы, они действуют только на поверхности Земли. Глубина их проникновения в земную кору не превышает нескольких метров и лишь в пещерах - до нескольких сот метров. Источником происхождения сил, вызывающих внешние процессы, служит тепловая солнечная энергия.

Внешние процессы очень разнообразны. К ним относятся выветривание горных пород, работа ветра, воды и ледников.

Выветривание. Оно подразделяется на физическое, химическое и органическое.

Физическое выветривание - это механическое раздробление, измельчение горных пород.

Происходит оно при резком изменении температуры. При нагревании порода расширяется, при охлаждении - сжимается. Так как коэффициент расширения разных минералов, входящих в породу, неодинаков, процесс ее разрушения усиливается. Вначале порода распадается на крупные глыбы, которые с течением времени измельчаются. Ускоренному разрушению породы способствует вода, которая, проникая в трещины, замерзает в них, расширяется и разрывает породу на отдельные части. Наиболее активно физическое выветривание действует там, где происходит резкая смена температуры, а на поверхность выходят твердые магматические породы - гранит, базальт, сиениты и т. д.

Химическое выветривание - это химическое воздействие на горные породы различных водных растворов.

При этом, в отличие от физического выветривания, происходят разнообразные химические реакции, а вследствие этого изменение химического состава и, возможно, образование новых горных пород. Действует химическое выветривание повсеместно, но особенно интенсивно протекает в легкорастворимых породах - известняках, гипсах, доломитах.

Органическое выветривание представляет собой процесс разрушения горных пород живыми организмами - растениями, животными и бактериями.

Лишайники, например, поселяясь на скалах, истачивают их поверхность выделяемой кислотой. Корни растений также выделяют кислоту, а кроме того, корневая система действует механически, как бы разрывая породу. Дождевые черви, пропуская через себя неорганические вещества, преобразуют породу и улучшают доступ в нее воды и воздуха.

Выветривание и климат. Все виды выветривания протекают одновременно, но действуют с разной интенсивностью. Зависит это не только от слагающих пород, но и главным образом от климата.

В полярных странах наиболее активно проявляется морозное выветривание, в умеренных - химическое, в тропических пустынях - механическое, во влажных тропиках - химическое.

Работа ветра. Ветер способен разрушать горные породы, переносить и откладывать их твердые частицы. Чем сильнее ветер и чем чаще он дует, тем большую работу он способен производить. Там, где на поверхность Земли выходят скалистые обнажения, ветер бомбардирует их песчинками, постепенно стирая и разрушая даже самые твердые породы. Менее устойчивые породы разрушаются быстрее, возникают специфические, эоловые формы рельефа - каменные кружева, эоловые грибы, столбы, башни.

В песчаных пустынях и по берегам морей и крупных озер ветер создает специфические формы рельефа - барханы и дюны.

Барханы - это подвижные песчаные холмы серповидной формы. Наветренный склон их всегда пологий (5-10°), а подветренный - крутой - до 35-40° (рис. 27). Образование барханов связано с торможением ветрового потока, несущего песок, которое происходит из-за каких-либо препятствий - неровностей поверхности, камней, кустов и т. д. Сила ветра ослабевает, и начинается отложение песка. Чем постояннее ветры и чем больше песка, тем быстрее растет бархан. Наиболее высокие барханы - до 120 м - обнаружены в пустынях Аравийского полуострова.

Рис. 27. Строение бархана (стрелкой показано направление ветра)

Передвигаются барханы по направлению ветра. Ветер гонит песчинки по пологому склону. Достигнув гребня, ветровой поток завихряется, скорость его уменьшается, песчинки выпадают и скатываются по крутому подветренному склону. Это обусловливает перемещение всего бархана со скоростью до 50-60 м в год. Передвигаясь, барханы могут засыпать оазисы и даже целые поселки.

На песчаных пляжах развеваемые пески образуют дюны. Они тянутся вдоль берега в виде громадных песчаных гряд или холмов высотой до 100 м и более. В отличие от барханов они не имеют постоянной формы, но также могут передвигаться в направлении от пляжа в глубь суши. Для того чтобы остановить движение дюн, высаживают древесно-кустарниковые растения, в первую очередь сосны.

Работа снега и льда. Снег, особенно в горах, выполняет значительную работу. На склонах гор накапливаются огромные массы снега. Время от времени они срываются со склонов, образуя снежные лавины. Такие лавины, двигаясь с огромной скоростью, захватывают обломки скал и увлекают вниз, сметая все на своем пути. За грозную опасность, которую несут снежные лавины, их называют «белой смертью».

Твердый материал, который остается после таяния снега, образует громадные каменистые бугры, перегораживающие и заполняющие межгорные впадины.

Еще большую работу выполняют ледники. Они занимают на Земле громадные площади - более 16 млн км2, что составляет 11 % площади суши.

Различают ледники материковые, или покровные, и горные. Материковые льды занимают огромные площади в Антарктиде, Гренландии, на многих полярных островах. Толщина льда материковых ледников неодинакова. Например, в Антарктиде она достигает 4000 м. Под действием громадной тяжести лед сползает в море, обламывается, и образуются айсберги - ледяные плавучие горы.

У горных ледников различают две части - области питания или накопления снега и таяния. Накапливается снег в горах выше снеговой линии. Высота этой линии в разных широтах неодинакова: чем ближе к экватору, тем выше снеговая линия. В Гренландии, например, она лежит на высоте 500-600 м, а на склонах вулкана Чимборасо в Андах - 4800 м.

Выше снеговой линии снег накапливается, уплотняется и постепенно превращается в лед. Лед обладает пластическими свойствами и под давлением вышележащих масс начинает скользить по склону вниз. В зависимости от массы ледника, его насыщенности водой и крутизны склона скорость движения колеблется от 0,1 до 8 м в сутки.

Двигаясь по склонам гор, ледники выпахивают рытвины, сглаживают выступы скал, расширяют и углубляют долины. Обломочный материал, который ледник захватывает при своем движении, при таянии (отступлении) ледника, остается на месте, образуя ледниковую морену. Морена - это груды обломков скал, валунов, песка, глины, оставленные ледником. Различают морены донные, боковые, поверхностные, срединные и конечные.

Горные долины, по которым когда-либо проходил ледник, легко отличить: в этих долинах всегда обнаруживаются остатки морен, а форма их напоминает корыто. Такие долины называют трогами.

Работа текучих вод. К текучим водам относятся временные дождевые потоки и талые снеговые воды, ручьи, реки и подземные воды. Работа текучих вод с учетом фактора времени грандиозна. Можно сказать, что весь облик земной поверхности в той или иной мере создан текучей водой. Все текучие воды объединяет то, что они производят три вида работ:

Разрушение (эрозию);

Перенос продуктов (транзит);

Отношение(аккумуляцию).

В результате образуются разнообразные неровности на поверхности Земли - овраги, борозды на склонах, обрывы, долины рек, песчаные и галечные острова и т. д., а также пустоты в толще горных пород - пещеры.

Действие силы тяжести. Все тела - жидкие, твердые, газообразные, находящиеся на Земле, - притягиваются к ней.

Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести.

Под действием этой силы все тела стремятся занять самое низкое положение на земной поверхности. В результате возникают водные потоки в реках, дождевые воды просачиваются в толщу земной коры, обрушиваются снежные лавины, движутся ледники, вниз по склонам перемещаются обломки горных пород. Сила тяжести - необходимое условие действия внешних процессов. В противном случае продукты выветривания оставались бы на месте их образования, покрывая, как плащом, нижележащие породы.

| |
§ 19. Вулканы и землетрясения § 21. Минералы и горные породы

Земли. Медленные поднятия и опускания участков земной поверхности вызывают изменения в очертаниях суши и моря. Движения плит приводят к образованию гор, рождают вулканы и землетрясения.

Движения земной коры

Уже древние греки и римляне, жившие на берегах Средиземного моря, знали, что земная поверхность может испытывать поднятия и опускания. Многолетние наблюдения с помощью современных приборов доказали это. Земная кора действительно движется в вертикальном направлении: где-то медленно опускается, где-то медленно поднимается. Одновременно каждый участок земной коры перемещается в горизонтальном направлении вместе с литосферными плитами.

Образование гор

Горные породы на поверхности медленно двигающихся накапливаются горизонтальными слоями. При столкновении плит толщи пород изгибаются и сминаются в складки разной величины и крутизны. Выпуклые складки образуют горные хребты, а вогнутые складки - межгорные впадины. Именно поэтому многие образовавшиеся при столкновении литосферных плит горы суши называются складчатыми.

Постепенно складчатые горы разрушаются, и от них остаётся только складчатое основание. На этом выровненном основании формируются равнины.

При образовании гор толщи горных пород не только сминаются в складки, но и разрываются, раскалываются разломами. Разделённые разломами на отдельные глыбы участки земной коры смещаются вверх или вниз относительно друг друга. Так возникают сбросы, горсты и грабены. Состоящие из них горы называются складчато-глыбовыми и глыбовыми.

Движение гигантских плит литосферы приводит не только к образованию гор, но и к возникновению землетрясений и , которые часто несут смертельную опасность для людей.

Вулканизм

Вулканизм - это излияние магмы на поверхность суши или дно океанов но трещинам в земной коре или трубообразным каналам - жерлам. На суше магма извергается, как правило, через жерла, вокруг которых вырастают горы конусообразной формы - вулканы.

Изливающаяся магма теряет газы и пары воды и становится лавой. Газы из магмы выделяются очень быстро, поэтому извержения часто сопровождаются мощными взрывами. Они разрушают горные породы, превращая их в обломки, в том числе очень мелкие - вулканический пепел. Извержения разных вулканов неодинаковы. У некоторых они протекают спокойно, при извержении других наблюдаются сильные взрывы с выбросом раскалённых обломков, пепла и газов.

Землетрясения

Землетрясения это быстрые колебания земной коры, вызванные сдвигами горных пород. Место в глубине земной коры, где происходят эти сдвиги, называется очагом землетрясения. От очага через земную кору распространяются волны, создающие колебания. Место на земной поверхности, располагающееся прямо над очагом землетрясения, называется эпицентром. Здесь подземные толчки бывают самыми сильными, с удалением от эпицентра они ослабевают.
На Земле ежегодно происходит более 100000 небольших и около 100 достаточно сильных землетрясений. Учёные фиксируют землетрясения с помощью специальных приборов - сейсмографов. Для оценки в России а используют 12-балльную шкалу.

Последствия землетрясений и вулканизма

Области, где часто повторяются землетрясения и извержения вулканов, образуют сейсмические пояса. Они совпадают с границами между литосферными плитами. Извержения вулканов, и в особенности сильные землетрясения, сопровождаются разрушениями и человеческими жертвами. Только в период с 2004 по 2011 год в результате землетрясений погибли более полумиллиона человек. Наиболее разрушительными за эти семь лет были землетрясения в Юго-Восточной Азии в 2004 году, на острове Гаити в 2010 году и в в марте 2011 года.

Формирование рельефа Земли

Особенности рельефа Земли

Тема: «Внутренние силы Земли»

Цель:

1. Знакомство с внутренними силами Земли.

2. Сформировать представление о движениях земной поверхности, землетрясениях, о происхождении и образовании вулканов.

3. Выяснить влияние вулканов на жизнь планеты.

Задачи:

1. Показать на примерах разрушающую силу внутренних сил Земли.

2. Закрепить знания учащихся о строении и функционировании вулканов.

3. Дать представление о катастрофичности извержений.

4. Выяснить, как используются в хозяйстве продукты извержения вулканов.

5. Продолжить формировать умение работы с картой.

Тип урока: Урок изучения новой темы.

Ход урока.

    Организационный момент. Ребята, проверьте свою готовность к уроку: учебник, тетрадь, атлас, контурная карта, ручка, карандаш.

    Объявление темы урока.

В Норвегии, далеко от побережья вбиты колышки, к которым раньше привязывали лодки. Объясните почему колышки для лодок находятся не у самой кромки воды? (Земная поверхность поднялась).

Что из этого следует? (Земная кора движется).

С какой скоростью проходит движение земной поверхности? (Очень медленные, до 5 см в год).

Вы замечаете эти движения?

А какие движения Земли человек может увидеть? И даже почувствовать, так как это разрушительные движения, с человеческими жертвами. (Землетрясения).

Где образуются движения Земли на поверхности планеты или внутри?

Кто готов назвать тему урока? (Внутренние движения Земли).

Движения Земли можно назвать силами Земли. Как теперь будет звучать тема?

- Внутренние силы Земли . Запишите тему урока в тетрадь.

Какую цель мы поставим? (Назвать внутренние силы, познакомиться с движениями земной коры и выявить причины движений, выявить причины землетрясений).

3. Изучение новой темы.

Ребята, а что за движения возникают внутри планеты? (Земная кора не целиковая, разделена на литосферные плиты, которые скользят по внутренней мантии. Внутренняя мантия вязкая, пластичная).

К чему приводят внутренние движения? (К тому, что литосферные плиты сближаются, сталкиваются, расходятся).

Что при этом образуется? Откройте учебники на странице 58, 1 пункт 19 параграфа, найдите ответ.

Как мы стрелкой схематически покажем эти движения?

Кто выйдет нарисует на доске? Это горизонтальные движения.

Если есть горизонтальные движения, то какие ещё могут быть движения? (Вертикальные).

Найдите на странице 59 учебника среди рисунков, примеры вертикальных движений. (Горст, грабен, сброс).

Определите по рисунку, что такое горст? (Приподнятый участок земной поверхности. Горы с плоскими вершинами). Запишите в тетрадь.

Что такое грабен? (Это опущенный по разломам участок). Запишите в тетрадь.

Что такое сброс? (Уступ, возникает, когда по разлому один блок земной коры опускается по отношению к другому). Запишите в тетрадь.

Так какие бывают движения земной поверхности? (Горизонтальные и вертикальные).

Что мы отнесём к внутренним силам Земли? (Внутренние горизонтальные и вертикальные движения земной поверхности). Запишите в тетрадь.

Ребята, а какое явление совмещает в себе быстрые горизонтальные и вертикальные движения? (Землетрясение).

Что происходит при землетрясении? (Смещение, сдвиг горных пород).

Как называется место, где происходит сдвиг горных пород? (Очаг (в учебнике страница 61) – место, где происходит сдвиг горных пород).

Из чего ещё состоит землетрясение? (Эпицентр – место, где возникает сейсмическое колебание, располагается прямо над очагом).

К чему приводят землетрясения? (К катастрофическим последствиям, к разрушениям, к жертвам).

Как действовать при землетрясении? (Отойти от окон, встать в дверной проём, выбегая на улицу не использовать лифт).

В чём измеряется сила землетрясения? (В баллах).

У вас на столах международная 12 бальная шкала Рихтера. Определите силу землетрясения на слайдах.

Какой прибор измеряет силу землетрясения? (Сейсмограф).

Что за линии чертит прибор? (Измеряет силу землетрясения, чем больше сила, тем больше черта).

Как называются области Земли, где часто происходят землетрясения? (Сейсмически активные районы, в учебнике страница 61).

Кто сможет показать на карте сейсмически активные районы нашей планеты? Где они находятся? (На границах литосферных плит).

Так с какими ещё внутренними силами мы познакомились? (Землетрясениями). Запишите в тетрадь вторым пунктом.

Послушайте загадку, и назовите, что ещё можно отнести к внутренним силам Земли. Загадку дослушать до конца, не выкрикивая поднять руку.

Магма по жерлу рвется наружу

Выход из кратера очень ей нужен

Если проход на поверхность ей дан,

Значит, проснулся грозный…

(Вулкан.)

Что запишете в тетрадь 3 пунктом? (Вулканизм).

Какие части вулкана прозвучали в загадке? (Жерло и кратер).

Что такое кратер? (Чашеобразное углубление на вершине горы).

Что такое жерло? (Канал, по которому поднимается магма.) Показ частей вулкана на модели вулкана, выполненного 5 классом.

Какую часть вулкана не назвали? (Конус). - Что такое конус вулкана? (Конус это вулканическая гора, образованная застывшей лавой).

Как образуется конус вулкана? (Конус нарастает постепенно, изливается первый слой лавы и застывает. По нему, через некоторое время, - выливается второй слой и т.д. Получается слоистый конус.)

Почему вулкан извергается? (У верхней границы мантии, где давление меньше, чем на больших глубинах, местами вещество мантии плавится, образуется очаг магмы. Если до очага магмы доходит трещина в земной коре, давление уменьшается. Магма, насыщенная газами, как бы вскипает, превращаясь в огненно-жидкую массу, устремляется вверх, расширяя трещину, и изливается на поверхность. Ее температура более 1000*С. - Кто готов сделать вывод: чем отличается вулкан от горы? (Очаг магмы, кратер, жерло, слоистый конус)

Как называется вещество, находящееся под земной корой? (Мантия).

Вещество в жерле вулкана называется … (Магма).

А вещество на поверхности Земли это … (Лава).

Кто правильно расставит таблички процесса превращения одного вещества в другое? (Мантия Магма Лава).

Посмотрите на экран. Где образуются вулканы? (На суше - в зоне разломов, на дне океанов - лава прожигает земную кору).

А где находятся разломы земной коры? (Границы литосферных плит – сейсмически активные участки).

Как вы думаете, где будет больше вулканов – в океане или на материке? (На дне океана, так как там тонкая земная кора, которую легче прожечь.)

Откуда пошло название «Вулкан»? (У древних римлян Бог огня и кузнечного дела назывался Вулканом. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на остове Вулкано в Тирренском море, у берегов Италии. Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и Бога огня.)

На столе у меня объёмные модели вулканов, которые выполнили ребята 5-х классов. Модели выполнены из разных материалов: теста сдобного и солёного, пены строительной, пенопласта, гипса, глины. К сегодняшнему уроку и ваши ребята приготовили модели.

А теперь мы посмотрим на вулкан в действии. (Показ модели извержения вулкана учеником).

Кроме лавы, что еще выходит на поверхность при извержении вулкана? (Газы, пары воды, вулканическая пыль, тучи пепла, вылетают вулканические бомбы и глыбы.)

Назовите типы вулканов. (Вулканы бывают действующие, потухшие и уснувшие).

Какие вулканы называют действующими? Вулканы, извержение которых проходило на памяти человечества: Этна (о.Сицилия), Кракатау (Индонезия), Котопахи (Южная Америка.)

Какие вулканы называют потухшими? (Вулканы, об извержении которых не сохранилось никаких сведений. Например, Эльбрус, Кения и Килиманджаро).

Уснувшие вулканы? (Длительное время не извергались, но вдруг начинают извергаться. Например, Везувий.)

Вулканы – грозные соседи для расположенных вблизи поселений. Они могут причинить огромные бедствия.

Первое такое страшное событие, сведения о котором дошли до нас, - это гибель трех городов в 79 году н. э. Уснувший Вулкан Везувий после длившегося несколько столетий покоя начал извергаться и затопил грязекаменными потоками город Геркуланум, лавой – Стабию, а город Помпеи завалил многометровым слоем раскалённого пепла и камней, погибли тысячи людей.

Это страшное событие так поразило людей, что художник Карл Брюллов написал картину «Последний день Помпеи».

Ребята, вулкана на картине нет, каким образом художник изобразил извержение?

В нашей стране есть действующие вулканы? (На полуострове Камчатка и Курильских островах. Самый большой из них, вулкан Ключевская Сопка, расположен на Камчатке. Его высота 4688 метров).

Кто выйдет покажет на карте?

Откройте атласы на стр.23.

Как вулканы обозначаются на карте? (*). В контурной карте на стр.10 подпишите вулкан Ключевская Сопка. Вулкан обозначьте *. На острове Исландия обозначьте вулкан Гекла.

У нас на территории Москвы может появиться вулкан?

Ребята, у вас на столах есть таблица, заполните её используя атлас стр.6. Подберите по 2 примера вулканов на каждом материке.

Все колонки получилось заполнить? Почему? (В Австралии нет вулканов). Почему?

Как вы думаете, есть ли польза от извержения вулканов? Продукты извержения вулкана находят применение в хозяйстве людей. Вулканический пепел - хорошее природное удобрение для плодородной почвы. Лава находит применение в промышленности и строительстве, вулканическое стекло – обсидиан – в ювелирном деле, для изготовления посуды, настольных часов. (Презентация).

4. Закрепление изученной темы.

Игра для тех, кто внимательно следил за ходом урока. У вас на столах лежат листы с ответами, ваша задача, услышав вопрос поднять правильный ответ. - П одземные удары и колебания земной поверхности? (Землетрясения).

Чашеобразное углубление на вершине вулкана? (Кратер).

Канал, по которому поднимается магма? (Жерло).

Где образуются вулканы? (На суше - в зоне разломов, на дне океанов).

Какие бывают вулканы? (Действующие, уснувшие, потухшие).

Вещество, изливающееся на поверхность из вулкана называется? (Лава).

Самый высокий вулкан России? (Ключевская Сопка).

Резкое смещение горных пород? (Землетрясение).

Горизонтальные движения земной поверхности? (Горы).

Вертикальные движения земной поверхности? (Горсты, грабены).

Назовите внутренние силы Земли, которые формируют рельеф. (Горизонтальные, вертикальные движения земной поверхности, землетрясения, вулканизм).

5. Подведение итогов.

Выставление оценок.

6. Домашнее задание:

параграф 19, в контурной карте отметить и подписать вулканы, записанные в таблицу.

ВНЕШНИЕ СИЛЫ ЗЕМЛИ

Деятельность внешних сил в целом ведет к разрушению горных пород, слагающих земную поверхность, и сносу продуктов разрушения с высоких мест на более низкие. Этот процесс называется денудацией. Снесённый материал накапливается в низких местах - долинах, котловинах, впадинах. Этот процесс называется аккумуляцией. Разрушение горных пород вблизи под действием разных факторов - выветривание подготавливает материал для перемещения.

Особенно велика роль воды, попавшей в трещины, почти всегда имеющиеся в горных породах. Замерзая, она расширяет, раздвигает края трещины; оттаивая, вытекает из неё, унося с собой разрушенные частицы.
, перенося песок с места на место, не только расширяет трещины, но и шлифует их, обтачивает поверхности скал, создавая причудливые фигуры. Там, где ветер стихает, в ветровой «тени», например за скалой или за кустарником, песок накапливается. Создаётся новая форма рельефа, которая со временем даст начало бархану - песчаному холму. Такие образования называют эоловыми формами рельефа, по имени древнегреческого бога Эола, повелителя ветров.

Свою лепту в изменение рельефа вносят морские волны и приливы. Они разрушают берега, уносят разрушенный материал и перемещают его на разные расстояния вдоль берега, формируя прибрежные валы и пляжи, постоянно меняют береговую линию.

На поверхности и в их толще перемещаются обломки пород, песок, пыль с окрестных скал и склонов долин. При таянии весь этот материал ложится на земную поверхность. Сама ледяная масса способна оказывать сильное формирующее действие на рельеф. Под её воздействием образуются долины корытообразной формы - троги, остроконечные пики - карлинги, огромные насыпные валы - морены.

В последние столетия человек настолько активно влияет на окружающую природную среду, что сам становится мощной внешней силой. Вредные выбросы в промышленных предприятий приводят к возникновению кислотных дождей.

Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:


Поиск по сайту.

Наша планета умеет удивлять... Взять хотя бы недавнее землетрясение в Башкирии. Лично я, как и многие, думал, что в этом регионе подобное маловероятно. Однако внутри планеты постоянно идут невидимые нам процессы, и копятся внутренние силы. Я вам напомню, что это такое.

Что такое внутренние силы Земли

Различные геологические и геохимические процессы, что происходят в недрах планеты, фиксируются специальными приборами в разных уголках мира. Почти каждый день мы узнаём из теленовостей о природных катаклизмах: извержениях вулканов, цунами, землетрясениях. Все они вызваны энергией, которая возникает в глубине планеты. Именно эта глубинная энергия и порождает внутренние (эндогенные) силы Земли. Они накапливаются за счет различных химических реакций, что происходят с выделением тепла, а также радиоактивного распада элементов.


Какие процессы идут в недрах

Эндогенные силы работают внутри планеты, и люди не могут их увидеть. Однако результат их действия вполне доступен нашему взгляду. Горы и впадины, вулканы и гейзеры, залежи полезных ископаемых появились благодаря таким внутренним процессам как:

  1. Движение земной коры, которое проявляется в поднимании и опускании её участков.
  2. Магматизм, которому присуще накопление в мантии расплавленной магмы. Она может подниматься и застывать как внутри земной коры, так и снаружи. Когда магма выходит на поверхность, то образуются вулканы.
  3. Метаморфизм – изменение горных пород внутри земной коры. Таким образом в горных породах образуются минералы.
  4. Землетрясения. Это явление происходит из-за внезапных сдвигов или разрывов в верхней части мантии и коры Земли.

Землетрясения: виды и особенности

Если извержение вулканов - это явление более-менее локальное, то толчки и колебания при землетрясениях передаются на огромную территорию. Они бывают разной силы и условно делятся на:

  • слабые (1-4 балла);
  • сильные (5-7 баллов);
  • разрушительные (8-12 баллов).

К счастью, землетрясение в Уфе было слабым, но оно показало, что учёные знают о внутренних силах планеты далеко не всё.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники