Выбраковка цепных стропов нормы и правила. Браковка строп - нормы и правила. Выбраковка стропов - нормы и правила
Согласно требованиям "Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов" ПОТ РМ-007-98 стропальщики должны проводить осмотр стропов перед их применением. Инженерно-технические работники, ответственные за содержание грузоподъёмных машин в исправном состоянии и лица, ответственные за безопасное производство работ кранами и другими грузоподъёмными машинами должны проводить осмотр стропов каждые 10 дней, а редко используемых съёмных грузозахватных приспособлений перед выдачей их в работу. При осмотре стропов необходимо обращать внимание на состояние канатных стропов, крюков, подвесок, места заплетки стропа и состояние мест обжима втулками.
Не допускаются к работе стропы, у которых:
- отсутствует (или повреждена) бирка или паспорт на строп;- узлы, перекручивание, перегибы и заломы на канатах;
- число видимых обрывов наружных проволок каната превышает указанное в таблице:
Уменьшение диаметра каната из-за износа или коррозии на 7% и более (даже при отсутствии видимых обрывов);
- уменьшение диаметра наружных проволок из-за износа или коррозии на 40% и более;
- уменьшение диаметра каната на 10% из-за повреждений сердечника;
- обрыв хотя бы одной пряди;
- выдавливание сердечника;
- повреждения из-за воздействия температуры или электрического дугового разряда;
- деформация коуша или износ его сечения более чем на 15%;
- трещины на опрессовочной втулке или изменения его размера более чем на 10% от первоначального;
- на крюках или других захватных элементах отсутствуют предохранительные замки.
На подвесках, звеньях, крюках и других элементах стропа не допускаются:
- трещины, плены, расслоения, надрывы и волосовины;- износ поверхности элементов или местных вмятин, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10% и более;
- наличие остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 3%;
- повреждения резьбовых соединений и других креплений. Ремонт канатного стропа запрещен.
Гарантии изготовителя
Строп испытан статической нагрузкой превышающей грузоподъёмность в 1,25 раза в течение 3 мин. Строп изготовлен с выполнением требований ПБ - 10-382-00, ГОСТ 25573-82 и РД-10-33-93. Гарантийный срок эксплуатации стропа по ГОСТ 25573-82 при односменной работе в течение 3-х (трех) месяцев для стропа типа СКП и СКК и 6-ти (шести) месяцев - для остальных типов, а по РД-10-33-93 - при односменной работе в течение 3-х месяцев для всех типов стропов, со дня ввода в эксплуатацию. В течение этого срока изготовитель обязуется безвозмездно устранять дефекты, возникшие по его вине.Нормы браковки стропов из стальных канатов
- 1. Браковка находившихся в работе стропов из стальных канатов (тросов) производится по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки. Браковка канатов, изготовленных из проволок одинакового диаметра, производится согласно данным табл. 1 и рисунка (здесь и далее рисунки не приводятся).
- 2. Шаг свивки каната определяют следующим образом. На поверхности какой-либо прядки (см. рисунок) наносят метку (точка А), от которой отсчитывают вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их имеется в сечении каната (например, 6 в шестипрядном канате), и на следующей после отсчета пряди (в данном случае на седьмой) наносят вторую метку (точка Б). Расстояние между метками (точками А и Б) принимается за шаг свивки каната.
- У многопрядных тросов (например, у каната 18 х 19 = 342 проволоки с одним органическим сердечником) имеется 6 прядей во внутреннем слое и 12 - в наружном. Шаг свивки в этом случае определяется по числу прядей в наружном слое.
- 3. Браковка каната, изготовленного из проволок различного диаметра, конструкции 6 х 19 = 114 проволок с одним органическим сердечником производится согласно данным, приведенным в первой графе табл. 1, причем число обрывов как норма браковки принимается за условное. При подсчете обрыв тонкой проволоки принимается за 1, а обрыв толстой проволоки - за 1,7.
- Например, если на длине одного шага свивки каната при первоначальном коэффициенте запаса прочности до 6 имеется шесть обрывов тонких проволок и пять обрывов толстых проволок, то условное число обрывов составляет 6 х 1 + 5 х 1,7 = 14,5, т.е. более 12 (см. табл. 1), следовательно, канат бракуется.
- 4. Число обрывов проволок на длине одного шага свивки как критерий браковки каната, конструкция которого не указана в табл. 1, определяют исходя из данных, помещенных в этой таблице для каната, ближайшего по числу прядей и числу проволок. Например, для каната конструкции 8 х 19 = 152 проволоки с одним органическим сердечником ближайшим по табл. 1 является канат 6 х 19 = 114 проволок с одним органическим сердечником. Для определения признака браковки следует число обрывов на одном шаге свивки для каната 6 х 19 = 114 проволок с одним органическим сердечником умножить на коэффициент 96 / 72 = 1,33, где 96 и 72 - число проволок в наружных слоях прядей одного и другого канатов. Число проволок в наружных слоях прядей определяется по стандарту на соответствующий канат или путем подсчета.
- Таблица 1
- ЧИСЛО ОБРЫВОВ ПРОВОЛОК НА ДЛИНЕ ОДНОГО ШАГА СВИВКИ КАНАТА, ПРИ КОТОРОМ КАНАТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАБРАКОВАН
-
Первона- чальный коэффи- циент запаса прочнос- ти при установ- ленном Правила- ми отно- шении Конструкция каната 6 х 19 = 114 6 х 37 = 222 6 х 61 = 336 18 х 19 = 342 и один органический сердечник и один органический сердечник и один органический сердечник Свивка каната Крес- товая Одно- сторон- няя Крес- товая Одно- сторон- няя Крес- товая Одно- сторон- няя Крес- товая Одно- сторон- няя До 6 12 6 22 11 36 18 36 18 - Таблица 2
- НОРМЫ БРАКОВКИ КАНАТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОВЕРХНОСТНОГО ИЗНОСА ИЛИ КОРРОЗИИ
- ┌─────────────────────────────────┬──────────────────────────────┐ │ Уменьшение диаметра проволок в │Процент от норм числа обрывов │ │результате поверхностного износа │проволок на длине одного шага │ │ или коррозии, % │ свивки каната, указанных в │ │ │ табл. 1 │ ├─────────────────────────────────┼──────────────────────────────┤ │10 │85 │ │15 │75 │ │20 │70 │ │25 │60 │ │30 и более │50 │ └─────────────────────────────────┴──────────────────────────────┘
- 5. При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов на шаге свивки как критерий браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2. При износе (или коррозии), достигшем 40% и более первоначального диаметра проволок, канат должен быть забракован.
- Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего достаточную точность. Для этого отгибается конец проволоки в месте обрыва на участке наибольшего износа. Замер оставшейся толщины проволоки производится у отогнутого конца после предварительного удаления с него грязи и ржавчины.
- 6. При числе обрывов проволок на длине одного шага свивки меньше, чем указано в табл. 1 или чем определено указаниями в п. п. 3, 4, 5 настоящего Приложения, а также при наличии поверхностного износа проволок без обрыва, строп может быть допущен к работе при условии тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотра.
- 7. При обнаружении в стропе оборванной пряди канат к дальнейшей работе не допускается.
- Примечание. Нормы браковки канатов грузоподъемных машин приведены в "Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", утв. Госгортехнадзором России 30.12.92.
Приложение 6. Нормы браковки канатных и цепных стропов, а также текстильных стропов на полимерной основе Браковка канатных и цепных стропов, находящихся в эксплуатации, должна производиться по инструкции изготовителя, определяющей порядок и методы осмотра и браковочные показатели.
При отсутствии у владельца инструкции браковка элементов канатных и цепных стропов производится в соответствии с рекомендациями, приведенными в настоящем приложении.
Канатный строп из стальных канатов подлежит браковке, если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает указанное в таблице.
Примечание. d - диаметр каната, мм.
Цепной строп подлежит браковке при удлинении звена цепи более 3% от первоначального размера (рис. 1) и при уменьшении диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10% (рис. 2).
При осмотре текстильных стропов на полимерной основе необходимо обратить внимание на состояние лент, швов, крюков, скоб, замыкающих устройств, обойм, карабинов и мест их креплений. Стропы не должны допускаться к работе, если:
отсутствует клеймо (бирка) или не читаются сведения о стропе, которые содержат информацию об изготовителе, грузоподъемности стропа и т.д;
имеются узлы на несущих лентах стропов;
имеются поперечные порезы или разрывы ленты независимо от их размеров;
продольные порезы или разрывы ленты, суммарная длина которых превышает 10 % длины ленты ветви стропа, а также единичные порезы или разрывы длиной более 50 мм;
местные расслоения лент стропа (кроме мест заделки краев лент) на суммарной длине более 0,5 м на одном крайнем шве или на двух и более внутренних швах, сопровождаемые разрывом трех и более строчек шва;
местные расслоения лент стропа в месте заделки краев ленты на длине более 0,2 м на одном из крайних швов или на двух и более внутренних швах, сопровождаемые разрывом трех и более строчек шва, а также отслоение края ленты или сшивки лент у петли на длине более 10 % длины заделки (сшивки) концов лент;
поверхностные обрывы нитей ленты общей длиной более 10 % ширины ленты, вызванные механическим воздействием (трением) острых кромок груза;
повреждения лент от воздействия химических веществ (кислоты, щелочи, растворителя, нефтепродуктов и т. п.) общей длиной более 10 % ширины ленты или длины стропа, а также единичные повреждения более 10 % ширины ленты и длиной более 50 мм;
выпучивание нитей из ленты стропа на расстояние более 10 % ширины ленты;
сквозные отверстия диаметром более 10 % ширины ленты от воздействия острых предметов;
прожженные сквозные отверстия диаметром более 10 % ширины ленты от воздействия брызг расплавленного металла или наличие трех и более отверстий при расстоянии между ними менее 10 % ширины ленты независимо от диаметра отверстий;
загрязнение лент (нефтепродуктами, смолами, красками, цементом, грунтом и т. д.) более 50 % длины стропа;
совокупность всех вышеперечисленных дефектов на площади более 10 % ширины и длины стропа;
размочаливание или износ более 10 % ширины петель стропа.
трещинами любых размеров и расположения;
износом поверхности элементов или наличием местных вмятин, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10 % и более;
наличием остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 3 %;
повреждением резьбовых соединений и других креплений.
Приложение 7. Рекомендуемая знаковая сигнализация при перемещении грузов с применением ПС
Операция | Рисунок | Сигнал |
Поднять груз, или грузозахватный орган (грузозахватное приспособление) | | Прерывистое движение рукой вверх на уровне пояса, ладонь обращена вверх, рука согнута в локте |
Опустить груз или грузозахватный орган (грузозахватное приспособление) | | Прерывистое движение рукой вниз перед грудью, ладонь обращена вниз, рука согнута в локте |
Передвинуть ПС | | Движение вытянутой рукой, ладонь обращена в сторону требуемого движения |
Передвинуть грузовую тележку ПС | | Движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в сторону требуемого движения тележки |
Повернуть стрелу ПС | | Движение рукой, согнутой в локте,. ладонь обращена в сторону требуемого движения стрелы |
Поднять стрелу ПС | | Движение вверх вытянутой рукой, предварительно опушенной до вертикального положения, ладонь раскрыта |
Опустить стрелу ПС | | Движение вниз вытянутой рукой, предварительно поднятой до вертикального положения, ладонь раскрыта |
Стоп (прекратить подъем или передвижение) | | Резкое движение рукой вправо и влево на уровне пояса, ладонь обращена вниз |
Осторожно (применяется перед подачей какого-либо из перечисленных выше сигналов при необходимости незначи-тельного перемещения) | | Кисти рук обращены ладонями одна к другой на небольшом расстоянии, руки при этом подняты вверх |
Нормы браковки стальных канатов, которые используются на вышках, лифтах, лебедках, фуникулерах, кранах, канатных дорогах и прочих подъемных сооружениях, изложены в Руководящем документе 012–97.
1 Правила контроля стальных канатов
РД 012–97, в соответствии с которым выполняется браковка канатов, рекомендован при изготовлении, эксплуатации, проведении экспертизы, проектировании, монтаже и ремонте подъемных установок для всех частных лиц, предприятий, иностранных компаний, функционирующих в РФ, организаций. Согласно данному документу контроль проводится:
- периодически: каждые 10 дней;
- ежесменно: перед началом использования подъемных сооружений.
Также предусмотрены специальные их осмотры с применением дефектоскопов.
Такие осмотры являются обязательными при технических освидетельствованиях.
Они позволяют контролировать потерю сечения , наличие ржавчины, возможные обрывы и износ наружных и внутренних проволок изделия. Отметим, что все указанные осмотры осуществляются вне зависимости от вида подъемного сооружения, на котором установлен канат.
При проверках повышенное внимание уделяется следующим зонам каната:
- крепления на кабине, барабане, противовесе;
- участки, которые проходят через уравнительные, неподвижные и подвижные блоки;
- внутренние части, где обычно фиксируется повышенный износ конструкции;
- участки заделки концов изделия.
- косвенный (иначе говоря – деформационный): подразумевается, что техсостояние изделия оценивается по интегральной методике по угловым и линейным деформациям;
- визуальный: осмотр специалистом, который может использовать специальные средства (в частности, те или иные оптические приспособления);
- дефектоскопический: применяются приборы (дефектоскопы) для проведения ультразвуковой, рентгеновской и магнитоскопии;
- инструментальный: используются измерительные средства, с помощью коих замеряются такие показатели изделия, как отклонения от показателя прямолинейности, износ проволок, сечение каната.
2 Выбраковка стальных канатов – все ее критерии
Безопасное использование изделий определяется с учетом указанных далее критериев:
- внутренний и поверхностный износ;
- характер обрывов проволоки и их общее количество на установленной длине;
- локальное снижение сечения каната (учитываются и ситуации, когда отмечается разрыв сердечника);
- коррозионные проявления (внутренние и поверхностные);
- активное удлинение остаточного типа после приработки изделия;
- наличие зон сосредоточения обрывов проволок;
- разрыв прядей (одной и более);
- изменения размеров свивки;
- наличие деформаций, выраженных выдавливанием прядей и проволок, волнистостью, перегибами, корзионообразностью, заломами;
- выход из замка наружных проволок;
- наличие повреждений, обусловленных дуговым электрическим разрядом, воздействием высокой температуры;
- снижение внутреннего сечения (поперечного диаметра проволок).
Канат немедленно бракуется в следующих случаях:
- При снижении из-за износа сечения проволок, расположенных снаружи, на величину от 40 %. Протяженность площадки износа при этом в расчет не берется.
- В случае уменьшения сечения стального каната, вызванного коррозией либо износом (поверхностным), на 7 и более процентов по отношению к номинальному диаметру (даже в тех случаях, когда проволоки не имеют видимых обрывов). Если разрывы или внутренний износ повредили сердечник изделия на 10 % от номинального его размера, канат также бракуется (для малокрутящихся изделий браковка должна производиться при показателе в 3 %).
- При обрыве проволоки (под таковым также понимают ситуацию, когда одна проволока изнашивается на 40 %).
- Увеличение сечения изделия на 7 % (явление очень опасное, так как оно обусловлено разбуханием сердечника под влиянием высокой влажности, а затем его замерзанием при понижении температуры воздуха).
- Потеря прочности проволок выше допустимых для каждого отдельного вида подъемного оборудования стандартов. Данная потеря определяется уменьшением сечения проволок (проверка проводится дефектоскопическим методом).
- Сплющивание изделия по длине. Оно вызвано, как правило, значительным износом ручья блока.
- При волнистости, описываемой чрезмерно высокой спиральной формой продольной оси каната. Особую опасность представляет ситуация, при которой направления свивки стального изделия и спирали совпадают.
- Выдавливание проволок числом три и более, фиксируемое на длине каната равной его шести диаметрам. По сути, выдавливание представляет собой расслоение конструкции, которое возникает при высоком показателе трения проволок.
- При обнаружении (визуальный анализ) заломов, перекручивания, деформации корзинообразной формы, перегибов. При всех озвученных дефектах изделие теряет свою прочность, причем существенно.
3 Важные нормы браковки стальных канатов различных подъемных механизмов
Браковочным критерием считается удлинение стального изделия на величину более 5 процентов от его рабочей протяженности. На канатах, которые применяются на трущихся шкивах, остаточное удлинение всегда увеличивается достаточно быстро. Это становится причиной того, что один из канатов механизма может проскальзывать (даже в случаях, когда шкив оснащается натяжным приспособлением).
Канаты оттяжек и несущие изделия бракуются при повышении в процессе эксплуатации исходной протяженности участка, составляющего шесть диаметров изделия, на 9 процентов. Такой показатель сигнализирует о том, что в канате стопроцентно имеются критические деформации, способные вызвать кручение конструкции из-за порывов проволок (внутренних).
Изделие сразу же бракуется, если при проверке было зафиксировано тепловое воздействие на него. Признаками воздействия повышенной температуры являются следующие явления:
- цвет каната на каком-либо участке изменен;
- наличие обгорелости;
- остатки сажи.
Чаще всего подобные симптомы обуславливаются воздействием электротока, брызг, попадающих на конструкцию при проведении сварочных мероприятий, попаданием расплавленного металла на канат.
Изделия, монтируемые на подъемные агрегаты с закрытым характером конструкции, подлежат незамедлительной замене, в соответствии с нормами браковки стальных канатов, при:
- визуально фиксируемом дефекте замка проволок (наружных);
- износе на 50 и более процентов фасонной наружной проволоки (величина износа определяется по ее высоте);
- 12 оборванных фасонных наружных проволоках на всей протяженности изделия либо 3 на протяженности, равной 30 диаметрам канатам;
- выходе хотя бы одной наружной проволоки из замка.
Малокрутящиеся изделия, которые обычно применяются в лифтовом оборудовании, бракуют при наличии восьми обрывов проволок при длине обследуемого участка в 30 диаметров и четырех на участке в 6 диаметров. Здесь стоит отметить отдельно то, что при креплении кабины лифта двумя стальными канатами, выбраковку производят для каждого из них. При необходимости разрешается менять один канат, который является более изношенным.