Программа внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп

Математический калейдоскоп

Внеклассное мероприятие

по математике для учащихся

7 - 9 классов

Составила: Мыцыкова Е. Н.

План проведения :

    Блиц – турнир.

    Эстафета.

    Конкурс капитанов.

    Заморочки из бочки.

    Математический калейдоскоп.

    Конкурс пантомимы.

Работа со зрителями:

    1. Вопросы.

      Задания.

      Историческая справка.

(проводится между конкурсами, во время пауз)

Оформление:

Плакат на стене: «Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий».

Команды заранее должны подготовить название, девиз, эмблему команды. Состав команды может быть разновозрастным, с одинаковым распределением учащихся из разных классов по командам. Оптимальное количество человек в команде 6.

Блиц – турнир.

(1 команда)

    Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром (радиус).

    График квадратичной функции (парабола).

    Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны (медиана).

    Отношение противолежащего катета к гипотенузе (синус).

    Угол, меньший 90 градусов (острый).

    Сколько цифр вы знаете? (10)

    Сотая часть числа (процент).

    Прибор для измерения углов (транспортир).

    Наименьшее простое число.(2).

    Какую часть часа составляют 15 минут? (1\4)

    Что больше 2 м или 201 см? (201)

    Сколько сантиметров составляет 1 % литра? (1 см).

    Как называют сотую часть метра? (см)

    Результат сложения (сумма).

    Сколько лет в одном веке? (100).

(2 команда)

1. Отрезок, соединяющий любые две точки окружности (хорда).

2. Утверждение, не требующее доказательства (аксиома).

3. График линейной функции (прямая).

4. Ромб, у которого все углы прямые (квадрат).

5. Сумма длин сторон многоугольника (периметр).

6. Как называется результат вычитания? (разность).

7. Наибольшее двузначное число (99).

8. Прибор для построения окружности (циркуль).

9. Какую часть минуты составляют 20 секунд?(1\3)

10. Что больше 2 дм или 23 см? (23 см).

11. Назовите наименьшее натуральное число (1).

12. Найдите 10 % тонны (100 кг).

13. Как называют сотую часть рубля? (копейка).

14. Диаметр окружности 8 м, радиус…? (4 м).

15. Сколько делителей у числа 43? (это простое число, 1 и 43)

Математический калейдоскоп.

Ведущий: Ну, а теперь, команды, стоп!

Математический калейдоскоп!

Кто в терминах не знает затрудненья,

Напишет все сейчас без промедленья.

Задание : Написать на заданные буквы математические термины, понятия, слова связанные с математикой. («П» и «С»)

Конкурс пантомимы.

С помощью жестов и мимики изобразить:

«смежные углы» и «вертикальные углы».

Выполнить свое задание, отгадать задание команды противников.

Эстафета.

Листы с заданиями прикреплены на доске, учащиеся поочередно должны добежать до доски, решить предложенное задание и вернуться обратно в команду. Учитывается быстрота и правильность выполнения заданий.

1 . Подчеркните те числа, которые делятся на число, записанное ниже

32, 36, 43, 54, 48, 13, 8, 24, 5, 36, 11,

10, 17, 21, 23, 30. 60,26, 100, 25.

3 4

2. y=kx , x=3,y=6 y=kx , x=3, k=2

k =? y=?

3 . Вычислите:

2 2 2 2

111 – 11 = 19 – 9 =

4. Из заданных чисел подчеркните три числа, сумма которых равна тому числу, которое записано ниже

3, 1, 9, 15, 20,7, 6. 11, 3, 7, 4, 17

31 2

5. Вычислите:

2 2 2 2

36 – 2*36*16 + 16 25 + 2*25*15 + 15

6. S путь,t время V скорость, t - время

V = ? S = ?

Заморочки из бочки

Команды поочередно вытаскивают бочонки-лото с номерами заданий и отвечают на вопросы, можно дать время на обдумывание ответа.

    Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на год старше Белова? (Петя Ч., Миша Б.)

    Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей? (8 ч)

    Все знают, что два в квадрате – четыре, три в квадрате – девять, а чему равен угол в квадрате? (90 градусов)

    Лупа дает увеличение в четыре раза, т. е. четырехкратное увеличение. Каким будет угол в 25 градусов, рассматриваемый через эту лупу? (25 градусов)

    Какими должны быть следующие два числа в последовательности 10, 8, 11, 9, 12, 10, 13,… (14, 11)

    На какое число нужно разделить два, чтобы получить четыре? (1\2)

    Какой знак нужно поставить между числами два и три, чтобы получилось число, большее двух, но меньшее трех. (2,3)

    Полторы трети километра – это сколько? (полкилометра)

Конкурс капитанов.

Ведущий: Как песня не может прожить без баяна,

Команда не может прожить без капитана!

    Капитанам поочередно назвать литературные произведения, названия которых начинаются с чисел, например, 3, 20, 7, 18, 1000.

    Капитанам показывают банку, в которой лежат конфеты. Игроки должны на глаз определить, сколько их. Тот, кто назвал наиболее точное число, получает конфеты в награду и балл для команды.

    Кто быстрее ответит на вопросы.

Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (40)

Быстро сосчитайте сколько пальцев на двух руках; на 10 руках? (50)

Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 5 яиц? (4 минуты)

Сколько десятков получится, если два десятка умножить на три десятка? (60)

Площадь квадрата равна 100 кв.м. Чему равен его периметр? (40)

Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына этого гражданина – Алексей Владимирович. Как зовут этого гражданина? (Владимир Николаевич)

Вопросы для болельщиков.

    Написано число 606. Какое действие нужно совершить, чтобы увеличить его в полтора раза? (перевернуть)

    Вы вошли в темную комнату. В коробке у вас всего одна спичка. В комнате находится свеча, керосиновая лампа, готовая к растопке печь. Что вы зажжете в первую очередь? (спичку)

    Где на земле самые длинные сутки? (везде одинаковые)

    Горели три электрические лампочки, одну погасили. Сколько лампочек осталось? (3)

    Кирпич весит 2 кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич? (4 кг)

    Вам, наверное, знакома басня И. А. Крылова «Волк и ягненок». Автор утверждает: «У сильного всегда бессильный виноват: тому в истории мы тьму примеров слышим». Какое число встречается, и какое значение оно имело? (Тьма. 10 000, сотня сотен, очень много, невообразимое множество)

    Какое слово лишнее?

Скорость, время, путь, площадь, метр, секунда;

Гектар, сотка, метр;

Ярд, тонна, центнер;

Конус, квадрат, призма;

Треугольник, прямоугольник, ромб;

Прямая, отрезок, угол.

Конкурс болельщиков.

Ведущий : Число, как много в этом звуке

Для математики, друзья!

Но и в простой, обычной жизни

Без чисел нам никак нельзя.

Числа вторгаются в каждый наш день: встать в 7 часов, сесть на 2-й автобус, успеть к 9-ти часам. Мы все привыкли к таким вещам и не придаем этому особого значения, но так было не всегда: древние люди считали числа особым кодом и часто придавали им сказочный и мифический смысл. Например, «7» считалось магическим, счастливым числом (7 цветов радуги, 7 тонов музыки); «13» - наоборот, число несчастливое (чертова дюжина); «2» лежит в основе противопоставлений (жизнь – смерть, холодно – горячо, день – ночь). Число «3» получило значение священного. Древние пифагорийцы считали его совершенным, т. к. оно имеет начало и конец, и обозначают его в виде треугольника.

Итак, наш конкурс посвящен числам, и это конкурс для болельщиков.

Ведущий: Сейчас для болельщиков конкурс у нас.

Они пусть покажут смекалку и класс.

Команды поддержут свои пусть хоть баллом.

Ведь им от команд отставать не пристало.

Я предлагаю назвать вам, дорогие болельщики, строки из песен, пословиц, стихов, сказок, где есть числа

Натальина Алевтина Васильевна, воспитатель, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

Внеклассное занятие "Математический калейдоскоп"

Направление духовно-нравственного развития и воспитания: "Воспитания трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни"

Наименование мероприятия: "Математический калейдоскоп"

Возраст воспитанников: 4 - й класс

Оборудование:

  • видеопроектор;
  • презентация PowerPoint;
  • карточки с заданиями для каждой команды;
  • образцы аппликаций, детали, клей-карандаш, альбомный лист (для каждой команды)

Цель мероприятия: воспитание положительного отношения к математике

  • способствовать развитию творчества, логического мышления учащихся;
  • воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи;
  • совершенствовать умения рационально планировать свою деятельность;
  • снять физическое и психологическое переутомление, стресс.

Форма проведения занятия: игра-соревнование

Ход занятия

Здравствуйте, уважаемые гости. Поприветствуем юных математиков, которые сегодня покажут нам свои математические знания и умения в интеллектуальной игре "Математический калейдоскоп" (участники займите, пожалуйста свои места).

"Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, делать его немного занимательным". Это слова великого математика Паскаля. С его именем вы будете часто встречаться при дальнейшем изучении математики. Я сегодня приглашаю вас на увлекательное занятие, которое назовем "Математический калейдоскоп".

– Что такое калейдоскоп? (Детская игрушка – трубка с зеркальными пластинками и цветными стёклышками, при поворачивании складывающимися в разнообразные узоры. Быстрая смена разнообразных явлений,событий).

– Наш калейдоскоп будет складываться из интересных математических заданий, шуток, стихов о математике, а значит, выполнять все задания мы постараемся … (быстро и правильно).

Наш класс поделился на две команды "Плюс" и "Минус" - выходят представители из каждой команды.

1. О, математика земная, гордись прекрасная, собой.

Ты всем наукам мать родная и дорожат они тобой.

2. Твои расчёты величаво ведут к планетам корабли,

Не ради праздничной забавы, а ради гордости Земли!

3. Мы славим разум человека, дела его волшебных рук,

Надежду нынешнего века, царицу всех земных наук!

4. Но чтоб игре зажечь зелёный свет

Нужно всем ребятам дать такой совет:

От страха бывают глаза велики.

Выловить рыбки нельзя без труда

Знания в том помогут всегда!

Помните о том, что знания и труд

Трудности наши все перетрут!

5. А теперь всех просим встать.

Клятву олимпийцев просим принять!

Класс встаёт.

6. Без математики нельзя на свете жить.

Клянёмся мы её любить!

Класс хором: “Клянёмся!”

7. За истину сражаться до конца,

Не жалея своего живота!

Класс хором: “Клянёмся!”

8. Не испугаться трудностей в пути,

Все испытанья достойно пройти!

Класс хором: “Клянёмся!”

9. Итак, друзья, пора нам в путь!

С дороги трудной постарайтесь не свернуть!

Чтоб все в игре прошло без заминки,

Её мы начнем, ну конечно, …(с разминки!)

Первый конкурс – Разминка.

Пословицы: (зачитываю первую часть пословицы, а участники показывают номер карточки, под которой расположено её продолжение. За каждый правильный ответ – жетон.)

  1. На семь бед … ответ. (№3)
  2. Одна голова хорошо, а … лучше. (№1)
  3. Семь раз отмерь - … раз отрежь. (№3)
  4. Где два дурака дерутся, там … смотрят. (№4)
  5. Одно дерево срубишь - … посади. (№5)
  6. Один пашет, а … руками машут. (№2)
  7. Кто скоро помог, тот … помог. (№1)

Как можно быстрее в каждом ряду подчеркните все числа, кратные тому, которое стоит в конце строчки:

ответ

две,

дважды

семь,

семеро,

семерых

один

три,

трое

десять

Второй конкурс: "В стране чисел"

– Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далёкие предки жили небольшими племенами. Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети не знали счета. Но детей учат считать родители и учителя. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Поэтому и обучение шло медленно. Учиться считать требовала жизнь. Добывая пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей: лося, медведя. Охотились наши предки большими группами иногда всем племенем. Чтобы охота была удачной, нужно было уметь окружить зверя. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой медведя, четырёх с рогатинами – с другой стороны берлоги, трёх – с одной стороны и трёх – с другой стороны берлоги. Для этого он должен был уметь считать, а так как название чисел тогда ещё не было, он показывал число на пальцах.

Выступление командиров групп:

  1. Следы счета на пальцах сохранились во многих странах. Специальные названия чисел имелись поначалу только для одного и двух. Числа же больше двух называли с помощью сложения. В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек.
  2. Способ записи чисел всего несколькими знаками (десятью), который принят теперь во всём мире, был создан в Древней Индии. Индийская система счёта распространялась затем по Европе, а цифры получили названия арабские. Но правильнее их называть всё-таки индийскими.
  3. Человек живет в мире чисел. Ребенок появился на свет, и с ним появляется его дата рождения. У каждого есть свой дом. К нему тоже прикреплено число.
  4. А порой жизнь наша зависит от чисел. Например в 7 лет – пора идти в школу, 14 – пора получать паспорт, 18 – иметь право голосовать на выборах, 55 или 60 – имеешь право уйти на заслуженный отдых, на пенсию.
  5. Числа радуют, огорчают. От "2" или "5" зависит наше настроение.

– Отгадайте, что за цифра? (за правильный ответ 1-жетон)

  1. Маленькая, хвостатенькая, не лает, не кусает, а из класса в класс не пускает? (2)
  2. Что за цифра акробат? Если на голову встанет, ровно на 3 меньше станет? (9)
  3. Два кольца, но без конца, если я повернусь, то совсем не изменюсь. (8)

– А теперь задания для каждой команды. На листе бумаги за определенное время написать слова, в которых присутствуют числа 3 – для плюс команды, 100 – для команды минус. За каждое слово команда получает жетон. (Трико, сотри, трилогия, Патриция, триллион, штрих, тритон, стол, стог, столовая, застолье, стон, столица, столб, стоматолог, столяр.)

"Тренируем быстроту реакции" У каждой команды карточка с математическими действиями. Выполнив данные вычисления, вы сможете прочитать слово, которое у вас получилось.

3. Следующий конкурс "Математические ребусы"

(иголка, нож)

(спички, утюг)

4. Следующий конкурс "В стране Геометрии"

1. Без конца и края,

Линия прямая!

Хоть сто лет по ней иди –

Не найдёшь конца пути!

2. Однажды линия прямая

Пришла на день рождения

Но почему-то грустная

В ужасном настроении

Имениннице кивнула:

“Я хочу тебя поздравить,

С днём рождения!

Мой подарок очень личен,

С двух сторон он ограничен –

Вырезаю из себя

И дарю тебе любя!

Принимай его, лови.

И отрезком назови!”

3. Луч с лучом соединили,

Вершину в точке закрепили.

Так тупой, прямой и острый

Угол нам построить просто!

– О каких геометрических фигурах вы прослушали стихотворение? Какие геометрические фигуры вы можете ещё назвать?

– Посчитай, сколько треугольников (слайд)

Сегодня мы постарались доказать, что человек живет в мире чисел. Книги, песни, школьные предметы не могут обходиться без чисел. А мы не можем жить без песен, книг. Значит, не можем жить без математики.

Рефлексия

У каждой команды лежат калейдоскопы, откройте их и посмотрите, что там лежит (Лица). Сейчас каждый возьмите лицо и нарисуйте ротики, если вам понравились задания, то улыбающийся ротик, если нет то прямой ротик. Обсудить.

Подчитываем жетоны. Награждение. Все сегодня молодцы!

Все числа равны.

Доказательство этого невероятного утверждения основано на применении очень употребительного метода математической индукции. Вот это доказательство. Если у нас только одно число, то оно, очевидно, равно самому себе. Обозначим это одно число буквой n. Допустим теперь (как это ни кажется невероятным), что равны друг другу n любых чисел. А исходя из этого произвольного допущения докажем, что будут равны друг другу и n + 1 любых чисел.

Пусть у нас будут три произвольных числа, которые по нашему (невероятному!) предположению равны между собой. Докажем, что равны между собой будут и 4 числа, например, А, Б, В и Г.
Разобьем эти числа на две группы:
АБВ и БВГ.

Так как каждая из этих групп состоит из трех чисел, то по предположению они должны быть равны друг другу. А так как в каждой группе повторяются числа «Б» и «В», то, очевидно, Д = А = Б = В, что и требовалось доказать. Подобным образом можно доказать справедливость нашего допущения о равенстве всех чисел при переходе от 4 к 5, от 5 к 6 и так далее числам. В чем же секрет столь парадоксального вывода о равенстве всех чисел?

Математика удара.

Не ударяйте молотком, а только давите им на полузабитый гвоздь. Давите изо всех сил, навалитесь всей своей тяжестью. Сила при этом будет достигать десятков килограммов, гвоздь же, может случиться, не поддастся ни на йоту. А ударами молотка вы забьете его до отказа!

Давлением своей тяжести вы не сможете деформировать головку, например, железной заклепки. А ударами молотка легко до неузнаваемости расклепать ее. Положите кусок проволоки между двумя стальными плитками и сядьте на них. Вы не заметите на проволоке следов нажима. А под ударами молотка она расплющится в листок! Огромна прочность кости и камня. А молоток дробит их. Таинственна, поистине, невероятная сила удара! В чем же секрет его могущества?

Вот вы ударили молотком по твердому телу. Для этого вы приложили к молотку какую-то силу, сообщившую ему определенную скорость. Некоторое время он двигался, затем упал на тело и его скорость погасилась. Но допустим, что молоток не натолкнулся на препятствие, а свободно полетел в пространство с приобретенной им скоростью. Эту скорость можно было бы погасить в течение того же промежутка времени, приложив к молотку ту же силу в обратном направлении. А чтобы погасить эту скорость в несколько раз быстрее, надо было бы приложить во столько же раз большую силу.

Когда скорость тела гасится препятствием, к этому препятствию прилагается тем самым сила движущегося тела. И тем большей оказывается эта сила, чем быстрее гасится скорость. Скорость же молотка при ударе о твердое тело гасится в мгновение порядка десятитысячной доли секунды. И получается, что сила, с которой молоток обрушивается на твердое тело, в тысячи раз превосходит приложенную рукой к молотку.

Итак, «секрет» удара - в его кратковременности. Если же принять при этом площадь соприкосновения молотка с телом, например с заклепкой, равной 10 квадратным миллиметрам, то удельное давление молотка в момент удара составит десятки тысяч атмосфер…

P. S. О чем еще думают британские ученные: А еще все эти математические тонкости часто делают из математиков самых забывчивых и рассеянных ученых. Но впрочем, все это на такая уж и проблема, когда есть программа ежедневник с напоминаниями бесплатно , которая поможет всем рассеянным ученым, вечно погруженным в цифры и формулы не забывать о важных вещах.

Инзенская средняя общеобразовательная школа №1
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю: ___________ ____________ Директор школы ______/Воронова Е.Н./ Программа внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп» Срок реализации: 4 года Возрастная категория обучающихся: 7-10 лет

Иванова Альбина Иладимировна

учитель начальных классов

МБОУ Инзенская СШ №1 имени Ю.Т.Алашеева г. Инза

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Математический калейдоскоп» составлена на основе:
    Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.; инструктивно – методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2013-2014 учебный год»

Программа « Математический калейдоскоп» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.

Цель программы : развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи программы :

    расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

    развитие краткости речи;

    умелое использование символики;

    правильное применение математической терминологии;

    умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;

    умение делать доступные выводы и обобщения;

    обосновывать свои мысли.

Основные методы:

1. Словесный метод:

    Рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников); словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).
2.Метод наглядности:
    Наглядные пособия и иллюстрации.
3.Практический метод: 4.Объяснительно-иллюстративный:
    Сообщение готовой информации.
5.Частично-поисковый метод:
    Выполнение частичных заданий для достижения главной цели.

Форма занятий. Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов. Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала. Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности - обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.

Участие детей во внеурочной деятельности способствует воспитанию их общественной активности, которая выражается в организации и проведении экскурсий, в организации и оформлении математической газеты или уголка в газете, в создании математического уголка в классе, участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах.

При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, литературы, окружающего мира, труда и т.д.

В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.

Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7 – 10 лет в течение 4 лет обучения и предназначена для учащихся начальной школы.

Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково–исследовательской работы.

Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих учёных математиках, физиках России и Европы формирует устойчивый интерес к математике.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей. Принимая активное участие, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

Ценностными ориентирами содержания данного являются:

формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

освоение эвристических приемов рассуждений;

формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

формирование пространственных представлений и пространственного воображения; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Математические игры. «Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения». Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?» Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ. Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление». Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др. Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов.

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.


Мир занимательных задач. Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. Геометрическая мозаика. Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Работа с конструкторами. Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.

Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор. ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела». Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия. «Математика и конструирование.

Планируемые результаты изучения курса.

В результате освоения программы курса «Математический калейдоскоп» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты :

 Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.

 Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.

 Воспитание чувства справедливости, ответственности.

 Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты :

 Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

 Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

 Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

 Анализировать правила игры.

 Действовать в соответствии с заданными правилами.

 Включаться в групповую работу.

 Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

 Сопоставлять

 Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

 Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

 Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

 Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

 Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

 Конструироват ь последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

 Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

 Воспроизводить способ решения задачи.

 Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

 Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

 Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

 Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

 Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

 Конструировать несложные задачи.

 Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

 Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.

 Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

 Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

 Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

 Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

 Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

 Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

 Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.

 Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

 Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

 Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)

Предполагаемые результаты реализации программы.

В результате реализации программы внеурочной деятельности дети должны: - научиться легко решать занимательные задачи, ребусы, загадки, задачи повышенной трудности; - решать логические упражнения; -участвовать в классных, школьных и городских викторинах, олимпиадах; - уметь общаться с людьми; - вести исследовательские записи, -систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать свои мысли, -уметь составлять ребусы и загадки, математическую газету, вести поисковую и исследовательскую работу. Место реализации программы
    Коллективный выпуск математической газеты. Математический КВН. Оформление и отгадывание ребусов.
Место курса в учебном плане. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Во 2-4 классах всего 34 часа в год, в 1 классе - 33 часа в год.

Календарно-тематическое планирование. 1 класс.

2 класс

3 класс

4 класс

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.

Материалы для учителя:

Гарина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркива И. Г., Щербинина С. В. Развиваем внимание. Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЭН- ПРЕСС, 2004

Гарина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркива И. Г., Щербинина С. В. Развиваем мышление. Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЭН- ПРЕСС, 2005

Гарина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркива И. Г., Щербинина С. В. Развиваем память. Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЭН- ПРЕСС, 2004

Графические диктанты: 1 класс/ Голубь В. Т. – М.: ВАКО, 2010

Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007

Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008

Жильцова Т. В., Обухова Л. А. Поурочные разработки по наглядной геометрии. - М.: ВАКО, 2004

Интеллектуальный марафон: 1-4 классы/ Максимова Т. Н. – М.: ВАКО, 2011

Колесникова Е. В. Геометрические фигуры. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: Творческий центр, 2006

Логика. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. М.: ЭКСМО, 2003

Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы/ Керова Г. В. – М.: ВАКО, 2011

Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.- М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1988

Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012

Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012. Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2011. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс /сост.Е.В.Языканова.-М.: Издательство «Экзамен», 2012. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012. Чернова Л.И. Методика формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей/Л.И.Чернова.-Магнитогорск: МаГУ, 2007. .

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники