Как праздник 21 сентября. Рождество Пресвятой Богородицы: приметы и интересные факты об этом божественном празднике православного календаря

Тропарь Рождества Богородицы, глас 4

Кондак Рождества Богородицы, глас 4

Величание Рождества Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Наталия Сухинина

Родилась в семье девочка… Обычная фраза о житейском событии. Но какими мелкими, какими невыразительными кажутся слова сии, если отнести их к событию двухтысячелетней давности, когда в праведной семье Иоакима и Анны родилась долгожданная, вымоленная в слезных молитвах дочь. Это теперь мы говорим -Пресвятая Богородица, Приснодева Мария, Матерь Божия… А тогда – с виду обычный ребенок, чистый, трепетный, – доверчиво вглядывался в подаренный родителями мир, а немолодые родители радовались, глядя на Нее, и благодарили Господа за посланное к старости утешение. Родилась в семье девочка… Но день рождения Ее отмечается теперь как Рождество.

– Рождество Христово знаете? – Еще бы не знать нам Христово Рождество! – А ведь еще одно Рождество есть, в середине сентября, в дни последнего летнего тепла и первых робких весточек приближающейся стужи…

Нет рождественских морозов, но есть Рождество. Нет гирляндами увешанных елок, но есть Рождество. И открытки рождественские с щедрыми пожеланиями не летают почтовыми голубями по матушке-России, но есть Рождество. Тихо на земле, светло и спокойно. И тропарь рождественский тихонечко поем: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей Вселенной». Родилась в семье девочка, Своим рождением – Рождеством уже научившая нас тишине души и скромности помыслов.

Нередки сетования на дефицит положительных примеров для наших детей. Нет учителей, нет личностей, готовых повести за собой, научить добру и укрепить нетвердые детские души. А Иоаким и Анна?! Энциклопедия семейной жизни, в которой что ни поступок, то наука. Смиряться. Любить. Надеяться. Верить. Их презирали за бездетность, а они не роптали. Их звали праведными, а они почитали себя «грешнее всех в мире». Года серебрили их головы, а они не теряли надежды. Смиренное сердце – подарок Господу, и Он поспешает к смиренным с подарком: «Анна! Услышана молитва твоя!… У тебя родится дочь» – возвестил благую весть Ангел. Радость великая. И тут же – поспешающая благодарность Господу: обещание посвятить Ему дочь! Какое удивительное, какое смиренное и кроткое материнское сердце. Богородица Дева унаследовала его от матери, и ни разу, даже когда по человеческим меркам было невозможно терпеть и смиряться, – не изменила щедрому родительскому наследству. И почему мы так редко молимся праведным родителям Пресвятой Богородицы? Почему не взыскуем их богатейшего опыта семейной жизни? Почему не плачем перед святой их иконой, не просим вразумления и помощи? Уж они-то в праведности своей для нас те самые образчики золотые, которых мы так жаждем, и которых днем с огнем ищем в современных учебниках по педагогике и лекциях о семье и браке.

Рождество Пресвятой Богородицы лучом благодати озарило греховный земной мир. Мир затих в ожидании Спасения. Пройдет время и маленькие ножки Марии Девы легко и ловко преодолеют высокие ступени Иерусалимского храма. А пока – пока счастливые родители склонились над дорогим чадом. Пятьдесят лет они вымаливали себе дитя. А мы… Мы быстро устаем от молитвы, нам надо сразу, нам надо сейчас, нам надо быстро. А не дается быстро, – значит без толку, сколько можно расшибать лоб о церковные настилы, сколько свечей теплить, сколько серебра изводить. Заполошные, спешащие, маловерные, нетерпеливые, обидчивые, – каких Господних подарков ждем мы, на какие щедроты надеемся?

Матерь Бога нашего празднует ныне Свое Рождество. Праздником этим Пречистая будит наши заскорузлые души от спячки и маловерия. Сегодня Рождество… Сегодня светлый день светлой славы Матери Света. Почтим Ее песнями, почтим рождественским тропарем, почтим нашей недостойной молитвой. Лишь бы только сердце не впитало в себя дыхание первых, еще осторожных осенних непогод.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Несколько дней тому назад мы с вами по милости Божией вступили в новый церковный год, а ныне празднуем первый великий праздник годового богослужебного круга – .

Для того чтобы понять смысл этого праздника, а вместе с ним и других праздников церковных, нам нужно прежде всего вспомнить, что церковная жизнь есть тайна, непостижимая для тех, кто находится вне Церкви.

Не случайно ведь самое важное в жизни Святой Церкви – ее средоточие, через которое мы становимся причастниками благодати Божией, мы называем ТАИНСТВАМИ .

Сами мы, своим тварным умом не могли бы постигнуть этой тайны церковной. Но Господь по Своей милости постепенно открывает ее тем, кто живет в Таинствах, кто припадает к этому источнику благодати и пьет его живую воду.

В жизни церковной есть много тайн, но одна из них постоянно открывается верующим. Мы входим в общение с ней не только тогда, когда получаем благодатные дары через Таинства, но всякий раз, когда бываем в храме и участвуем в богослужении.

Впрочем, для многих из нас, верующих, тайна эта продолжает оставаться сокрытой. Для того чтобы по-настоящему соприкоснуться с ней, нам нужно быть не простыми слушателями и зрителями того, что совершается в храме, но войти в опыт тех, кто были творцами богослужения и запечатлели его в составленных ими молитвах и песнопениях, начиная со времен апостольских, через мучеников и преподобных и кончая подвижниками нашего времени.

Творцы богослужения, в полном согласии со всеми отцами и учителями Церкви, говорят нам о том, что человек создан для Вечной жизни, что подлинной стихией, в которой только и может жить его душа, является вечность.

Когда мы погребаем наших усопших и молимся об упокоении их душ, мы просим, чтобы Господь сотворил им вечную память. Но эта молитва может относиться и к нам, живущим еще на земле, потому что и мы нуждаемся в том, чтобы Господь имел нас в Своей Вечной Памяти: ведь цель нашей жизни и есть приобщение к вечности. Поэтому самое лучшее и ценное пожелание церковное есть пожелание вечной памяти.

А мы постоянно забываем об этом. Отягощенные заботами житейскими и омраченные временными обстоятельствами нашей жизни, мы забываем о том, для чего мы созданы, забываем о вечности, в которой живет лишь то, что сотворено Господом, – ДОБРОДЕТЕЛЬ.

Все же остальное отметается и бросается в огонь – во тьму внешнюю. Нам только кажется, что оно существует, а на самом деле, как говорит один святой отец: «В начале не было зла, потому что и теперь нет его во святых и для них оно вовсе не существует»(1).

Воистину существует только жизнь в Боге и то, что идет по пути стяжания Царства Божия в нас.

Святые отцы говорят нам, что человек создан по образу и подобию Божию, что он есть венец природы и царь всей видимой твари и вместе с тем сотаинник Божией благодати. Они учат, что телом своим человек связан со всей земной тварью, потому что тело это Господь создал, персть взем от земли (Быт. 2,7), а своей душой он соединен с Горним ангельским миром. Человек стоит на грани двух миров – земного и Небесного. «В творении его, – говорит Григорий Богослов, – художническое слово созидает живое существо, в котором приведены в единство невидимая и видимая природа; созидает, из сотворенного уже вещества взяв тело и от Себя вложив жизнь, поставляет на землю иного Ангела, из разных природ составленного поклонника, зрителя видимой твари, таинника твари умосозерцательной»(2).

Но созданный по образу Божию и поставленный Господом на грани двух миров, человек не выполнил своего предназначения: он согрешил, отпав от Бога, а через него и весь видимый мир, венцом которого он является, стал отходить от Господа. Тогда на землю явился Сын Божий, Который Своею смертью упразднил смерть и Своим Воскресением открыл нам путь к Вечной жизни. Он даровал и нам вечную память, и не только нам – верящим в Него, но и всей видимой твари.

Поэтому задача человека состоит в том, чтобы, очищая от греха свою душу, поднять и одухотворить также и вещество, из которого создано его тело, сделав его достойной обителью бессмертной души. Святые отцы говорят, что в день последнего воскресения предстанут пред Господом не только наши души, но вместе с ними и наши воскресшие тела. И в этой земной жизни, в своем восхождении к Богу человек может идти только путем, который указан ему Господом, поставившим его на грани двух миров. Только в общении с этими обоими мирами и вместе с ними может человек здесь, на земле, служить Богу. Об этом нам постоянно напоминает Святая Церковь в своем богослужении.

Недавно мы с вами совершали новогоднюю службу. Мы приносили в этот день хвалу Господу не только от себя, но и от всего мира видимого и невидимого, с которым мы соединены по телу и по душе.

Об этом ясно говорится в каноне этого дня: Вся дела Твоя, Господи, небеса, земля, свет и море, воды и вси источницы, солнце же, луна и тьма, звезды, огнь, человецы и скоти, со ангелы восхваляют Тя . (3)

Тот, кто верит, что слова эти соответствуют действительности и что в богослужении мы воистину соединяемся с обоими мирами, тот понимает, какая великая тайна заключена в православном богослужении.

Тайна эта состоит не только в том, что здесь уничтожается грань между человеком и всею тварью – небесною и земною, грань, которую мы так ясно ощущаем, живя в этом привременном мире, но также и в том, что через богослужение мы преодолеваем и самые границы времени текущего естества и входим в мир вечности. Стало быть, в богослужении нет ничего временного, но все живет в вечности.

Обычно смысл празднования того или иного события из жизни Иисуса Христа или Божией Матери мы видим в том, чтобы пойти в храм, прослушать там Евангелие и песнопения, рассказывающие о событиях, совершившихся когда-то очень давно, вспомнить об этих событиях. Так можем мы отнестись и к сегодняшнему празднику, церковное предание говорит нам о том, что около 2000 лет тому назад Пресвятая Дева родилась в галилейском городе Назарете от престарелых родителей – праведных Иоакима и Анны. Оно повествует, что Своим рождением Дева Мария разрешила узы их неплодства и доставила им великую радость. Об этом рассказывают нам песнопения сегодняшнего дня, и, по-видимому, весь смысл праздника сводится к тому, чтобы вспомнить об этих событиях.

Но если мы обратимся к тексту самих песнопений и постараемся вникнуть в смысл того, что говорят их творцы, то убедимся, что такое отношение к празднику свойственно только людям внешним, не понимающим тайн церковной жизни. В действительности песнопения праздника говорят совсем иное. В стихирах сегодняшней вечерни мы слышали: Днесь неплодная врата отверзаются и дверь девическая Божественная предгрядет… Днесь всемирных радости провозвещение, днесь возвеяша ветри, спасения провозвестницы, естества нашего разрешается неплодство, и наконец: Днесь неплодная Анна рождает Богоотроковицу (4). Что же означает это днесь? (днесь разрешается неплодство, днесь Анна раждает Богоотроковицу). Есть ли это только приемы образной, поэтической речи или в этих словах заключается какой-то иной смысл?

Если рассуждать с точки зрения мудрости века сего, то утверждение реального смысла этих слов является безумием. Ведь все это совершилось когда-то очень давно. Но для тех, кто мудрствует духовная (см.: Рим. 8, 5), все, что совершилось нас ради человек и нашего ради спасения не только произошло во времени, но и в вечности пребывает.

Поэтому, когда мы слышим сегодня, что ныне Дева Чистая от Анны происходит (5) , – нам открываются врата вечности.

Богослужение сегодняшнего дня говорит нам о том, что рождение Пресвятой Девы было радостью не только для Ее родителей и родственников, живших в Назарете, но стало всемирною радостью, что оно разрешило неплодство не только святых праведных Иоакима и Анны, но в нем естества нашего разрешается неплодство и рождается плод живоносен миру (6).

Богослужение открывает нам, что Рождество Богородицы имело значение не только для живших в те дни в Назарете, но совершилось нас ради человек и нашего ради спасения, что с рождением Ее жизни рождается днесь мост (7) , вводящий нас в вечность.

Прославляя Господа, мы каждое славословие заканчиваем словами: ныне и присно и во веки веков . Этими словами Святая Церковь говорит нам о том, что богослужение, которое мы совершаем ныне, будет совершаться и присно и во веки веков, потому что уже и сейчас оно совершается в вечности и приобщает нас к Вечной жизни.

В этом и заключается великая тайна богослужения, которую открывает нам Святая Церковь.

Отнимите от богослужения его сокровенный смысл, заключенный в словах ныне и присно и во веки веков, и для нас закроется текущий в нем источник Вечной жизни, вы навсегда останетесь оторванными от того, что было и ушло в безвозвратное прошлое, ибо никто из людей не может присутствовать при рождении своей матери или своего отца. Но мы знаем, что лучшие из наших подвижников, те, которые были творцами богослужебных песнопений и канонов, пили из этого источника Вечной жизни. Они на опыте познали, что богослужение открывает нам познание вечности.

И для нас, грешных, самое главное (и об этом нужно помнить всегда) заключается в том, чтобы прикоснуться к этому источнику познания, который открывается нам через тайну богослужения.

А для этого, пока еще вы здесь, на земле, с верою, благоговением и страхом Божиим воспринимайте все то, что вы видите и слышите в храме, – все, что совершается, поется, читается за богослужением.

И когда мы снова ныне входим в годовой круг богослужения, будем помнить, КТО мы и к ЧЕМУ ПРИЗВАНЫ.

И по мере вхождения в него нам будет все больше открываться великая тайна вечности.

Святая Церковь верит, что мы не одни совершаем богослужение, что вместе с нами молятся и славословят Господа Ангельские Силы и вся Небесная Церковь. Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, – воспеваем мы Великим постом на Преждеосвященных литургиях.

И не только в эти великие дни, но и во все дни церковного года, за каждой Литургией, перед малым входом, священник молится: Сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам и славословящих Твою благость. Именно отсюда, из этого соприсутствия и сослужения с нами уже достигших вечности и живущих вечной жизнью в Господе ангелов и святых, рождается и в нас стремление в вечность.

Поэтому во время Божественной литургии священник после принесения Господу благодарственной службы о всех святых и изрядно о Пресвятей, Пречистой, Преблагословенней Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии поминает живых и усопших и молится, чтобы Господь помянул их в Царствии Своем, то есть приобщил их к Вечной Своей Памяти, которая и есть Царство Божие.

Из этого нам должно быть ясно, что совершаемое здесь, на земле, богослужение есть не что иное, как последовательное раскрытие во времени тайн вечности. А для каждого из нас, верующих, оно есть путь, ведущий нас к вечной жизни.

Поэтому и праздники церковные представляют собою не случайное собрание памятных дней, но сияющие в нашем временном мире точки вечности, прохождение через которые подчиняется неизменному духовному порядку. Точки эти сменяют друг друга в определенной последовательности, они связаны друг с другом, как ступени единой лестницы духовного восхождения, так что, стоя на одной из них, мы уже видим свет, озаряющий нас с другой ступени. Вот и сегодня – чтение канона сопровождается пением Воздвиженской катавасии Крест начертав Моисей. Казалось бы, она не имеет отношения к сегодняшнему дню, но на самом деле это не так. Она говорит нам о неразрывной духовной связи следующих друг за другом церковных праздников.

Это свет Воздвижения, который озаряет нас издалека, так что уже сегодня мы начинаем входить в него.

Тайна богослужения есть величайшая из тайн Церкви. Сами мы не можем сразу постигнуть ее. Но мы знаем, что она была открыта великим и величайшим из угодников Божиих. Поэтому, входя в их опыт через те молитвы и песнопения, в которых они его запечатлели, прося их помощи и молитв за нас грешных, можем и мы постепенно начать прикасаться к этой великой тайне.

И по мере того как через это будут в нас рождаться и возрастать элементы вечности, мы по-иному, чем теперь, будем относиться и к нашей временной жизни. Мы поймем тогда, что она есть только путь, ведущий нас от дольнего к горнему, от временного к вечному.

И тогда, уходя из этой жизни, мы, может быть, сподобимся Вечного Царства, уготованного Господом для тех, кто уже здесь, на земле, начал входить в Его Вечную Память, которая есть величайшее достижение для человека, идущего от дольнего к горнему.

(1) Святитель Афанасий Великий. Слово на язычников 2 // Творения. Ч. 1. С. 127.
(2) Святитель Григорий Богослов. Слово 38. На Богоявление или Рождество Спасителя // Творения. Ч. III. С. 9-200.
(3) Служба 1 сентября. Канон индикту. Песнь 9-я.
(4) Служба Рождества Пресвятой Богородицы: на Господи, воззвах стихиры 4,5,6-я.
(5) Там же. Канон 2. Песнь 4-я, 2-й тропарь.
(6) Там же. Икос.
(7) Там же. Канон 1. Песнь 1-я, 3-й тропарь.

Логично предположить, что рождение матери Мессии ни в коем случае не могло быть случайным, а являлось преднамеренным свыше. Так, некогда в маленьком городке Назарете жила семейная пара – Иоаким и Анна.

Супруги были вместе уже 50 лет, но у них никак не получалось зачать ребенка. Однажды Анна горевала по этому поводу в саду, глядя на птичье гнездо: «Даже у птиц могут быть дети, чем же я заслужила участь быть одинокой сегодня и до самой старости?». В тот же миг женщина услышала божественный голос из поднебесья, провозгласивший, что ей суждено родить дочь, которая дарует человечеству спасение.

Спустя 9 месяцев на свет появилась Дева Мария, а Иоакима с Анной впоследствии стали называть Богоотцами. По сути, с этого момента и началась история спасения рода человеческого, поэтому дату рождения матери Иисуса 21 сентября считают одним из самых великих церковных праздников.

Всемирное ликование: как проходит церковный праздник 21 сентября

Отмечать Рождество Девы Марии официально начали в IV столетии, и с тех пор каждый год этот день считается днем всемирной радости. Рождение Богородицы является первым событием, которое связано с Евангелием и первым из 12-ти основных церковных праздников.

В этот день календаря во всех христианских церквях проходят пышные богослужения, которые длятся почти сутки. Верующие восхваляют Пресвятую Владычицу, радуются Спасению и поздравляют друг друга с великой датой.

Интересно, что католическая церковь празднует не только рождество святой приснодевы, но также ее зачатие, которое приходится на 9 декабря, однако православные не признают эту дату, поскольку зачатие человека происходит через грех. Католики же считают его непорочным, в то время как христиане полагают, что божественным было только зачатие Иисуса Христа, а Мария, рожденная естественным путем, то есть во грехе, нуждалась в искуплении.

Приметы осеннего Рождества

Существует множество примет, обрядов и даже гаданий, которые можно проводить на Рождество Пресвятой Богородицы. Этот день также называют днем вселенской радости, поскольку миру был открыт путь к спасению. Какой религиозный праздник может быть более чистым вызывать всеобщее ликование? 21 сентября – церковная дата, когда родители приходили к своим детям и учили их мудрости, а тем нельзя было ослушиваться их наказов. (дань родителям Причистой Богородицы и ей, как матери Спасителя).

Считается, что свадьба, сыгранная 21 сентября в церковный праздник, принесет молодоженам счастье и радость на всю жизнь. Осеннее Рождество отмечали с размахом – делали много угощений, пышно накрывали стол – какой стол, такая и жизнь будет в следующем году. Девушка в этот святой день могла гадать на суженого, а если сегодня вы испачкали руки – надо ждать прибыль или повышение по работе.

Относя день Рождества Богородицы (21 сентября) к непереходящим двунадесятым праздникам, верующие подчеркивают, какая важная роль отводится Пресвятой Деве Марии .

Вплоть до 14 века тема Рождества Богородицы была весьма редкой в христианском искусстве. Позднее этот мотив стал достаточно распространенным.

Однако первые христиане не отмечали Рождество Богородицы. Оно стало праздноваться лишь во второй половине 5 века, когда была составлена биография Божьей Матери, так как в Новом завете содержатся очень скудные сведения о ее жизни.

В 1854 году католическая церковь приняла догмат о непорочном зачатии Девы Марии, тем самым подчеркивая ее божественную сущность. Однако православная церковь этого догмата не признает, хотя и соглашается, что Мария была зачата «по божественному обетованию».

Рождество Богородицы всегда отмечалось широко. Это объясняется популярностью образа Богоматери, особенно у женщин.

Рождество Богородицы

В 1958 году в Египте был найден папирус с обстоятельным жизнеописанием Божьей матери. Это сочинение получило название Протоевангелие Иакова, по имени написавшего его апостола.

В Библии практически ничего не говорится о рождении Пречистой Девы. Однако подобный рассказ об этом событии содержится в апокрифическом Протоевангелии от Иакова, а Золотая легенда описывает его еще более детально.

Пастух Иоаким и его жена Анна, рассказывается в Протоевангелии, были бездетны и к старости горько скорбели об этом. Упрекнув однажды супругу в бесплодии, Иоаким оставил ее и ушел со своим стадом в пустыню. А потрясенная от отречения мужа Анна обратилась с горячими молитвами к Богу. И тогда предстал перед ней ангел с известием, что Господь услышал и внял ее молитвам. Он предсказал, что скоро Анна зачнет и родит ребенка, и о ее потомстве будут говорить во всем мире.

Точно такое же извести от ангела получил в пустыне Иоаким. Обрадованный, он тот час погнал свое стадо домой, и в жизни супругов воцарился покой, наполненный радостным ожиданием обещанного ангелом события.

По истечении положенного срока Анна произвела не свет младенца и спросила повивальную бабку: «Кто же родился?» Та ответила: «Дочь». Девочку назвали Мария.

Нигде не названо имя повивальной бабки, принявшей новорожденную, будущую Божью . Исследователи полагают, что сделано это с глубоким смыслом. Много веков спустя возник и утвердился в народе обряд чествования женщин-родовспомощниц.

Так на Руси день Рождества Богоматери издревле стал праздноваться народом не только в честь Девы Марии, ее матери Анны, но и той безымянной женщины повитухи. Этот праздник называли «днем рожениц».

Международный день мира

Большинство людей планеты воспринимают мир как повседневную реальность. На улицах спокойно, дети ходят в школу. Бесценный дар мира может остаться незамеченным там, где общественные устои порочны. Однако есть множество людей, для которых этот дар – сказочная мечта. Они живут в атмосфере страха и нестабильности. Именно для этих людей и существует международный день мира. Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции 1982 года провозгласила этот праздник днем всеобщего отказа от насилия и прекращения огня.

Этот праздник охватил многие регионы и страны, вовлек миллионы людей. Он заставляет людей не только задумываться о мире, но и делать что-нибудь для него. Празднование дня мира используется ООН в целях привлечения внимания к проводимой работе в защиту мира, а также для побуждения к осмыслению современных проблем мира, обмену опытом и информацией для его достижения.

День рационализатора и изобретателя Украины

Этот праздник отмечается в третью субботу сентября. Рационализаторская и изобретательская деятельность в Украине регулируется институтом промышленной собственности – Укрпатентом. Право получить патент имеет изобретатель или несколько изобретателей, совместно создавшие изобретение. В случае если изобретение было создано в процессе выполнения служебных обязанностей, право на такое изобретение принадлежит работодателю изобретателя, а самому изобретателю приналежит лишь авторское право, которое является личным неотъемлемым правом.

Согласно Конституции Украины каждый гражданин обладает правом на на результаты собственной интеллектуальной деятельности. В Украине имеются несомненные инновации мирового уровня, к числу которых принадлежат самолеты «Анов», технология стимулирования роста сельскохозяйственных растений Пономаренко, ядерные технологии Адаменко, медицинские изобретения – способ лечения сосудов неоперабельным методом Бурого, а также борьбы с раком Завирюхи. День рационализатора и изобретателя объединяет людей разных специальностей и профессий, и все они наделены чувством нового, даром творчества, умением выходить за рамки стереотипов и расширить границы привычного.

День независимости Армении

В 1991 году народ Армении проголосовала всенародном референдуме за провозглашение независимости страны от Советского Союза, в составе которого республика находилась с 1921 года. В этот день инициативу поддержали 99% обладающих правом голоса граждан. Спустя два дня Верховным Советом республики Армения приобрела статус независимого государства. В связи с распадом СССР формально независимой республика стала 26 декабря.

Первым Президентом независимой Армении был избран Левон Тер-Петросян осенью 1991 года. В этом же году Армения стала членом Содружества Независимых Государств, а в 1992 году страна вступила в ООН. Армения является полноправным членом Европейского Совета с 2001 года, а с 2002 — Всемирной Торговой Организации (ВТО). День независимости в Армении отмечается очень красочно и широко. Независимость — победа, которую не отнять у народа Армении.

Народный календарь 21 сентября

Малая Пречистая, Рождество Богородицы, Оспожинки

Праздник установлен Православной Церковью еще в 4 веке. По преданию, в Назарете жила праведная и благочестивая супружеская пара, которая долгое время была бездетной. Святые Иоаким и Анна молили бога о младенце. У них родилась дочь, Мария, благословеннейшая и чистейшая. Ее рождению радовались земля и небо. Святая Церковь вполне справедливо именует Иоакима и Анну Богоотцами, ведь от Пресвятой Дочери девы Марии был рожден Иисус Христос.

На Руси праздник именовался Малой Пречистой, Осенинами, Осопожниками. Оспожинки — праздник урожая, отмечался на Руси целую неделю – с песнями, играми, плясками и пирами. Осенины встречались у воды. Ранним утром женщины выходили с хлебом на берега озер и рек. Старшая из женщин держала каравай, а молодые воспевали песни, прославляя Богородицу. После этого хлеб делили поровну между всеми участниками действия, каждая женщина забирала кусок домой и скармливала его скотине.

На пречистую в гости к новобрачным приходили их родственники: увидеть как те живут, научить уму-разуму. Молодая хозяйка кормила гостей обедом и дарила родителям круглые пироги, ее супруг должен был показать домашнее хозяйство. Также этот день назывался Пасиковым или Луковым. На огородах продолжали убирать лук, а на пасеках подготавливали пчел к зиме. В день равноденствия праздновали вторую встречу осени. Погода в этот день говорила о погоде на всю осень.

Исторические события 21 сентября

21 сентября 859 года – основан один из древнейших русских городов — Великий Новгород, именно здесь произошло зарождение российской государственности. Новгород (название существует с 1999 года) принято называть «Отцом городов русских», в настоящее время его население составляет свыше двухсот тысяч человек.

21 сентября 862 года – эта легендарная дата считается днем образования русского государства, в этот день произошло призвание жителями новгородских земель на княжение братьев варягов Рюрика, Трувора и Синеуса. После смерти братьев Рюрик стал единоличным правителем земель, с этого момента началось легендарное правление на Руси царской династии Руриковичей.

21 сентября 1962 года – после долгого отсутствия в Россию с концертами приехал талантливый дирижер и пианист, восьмидесятилетний русский композитор Игорь Федорович Стравинский. Выдающийся деятель культуры и искусства дирижировал в двух российских столицах – Москве и Санкт-Петербурге (на тот момент Ленинграде). Стравинский не приезжал на родину в течение сорока восьми лет.

21 сентября 1973 года — создана высшая школа Министерства Внутренних дел Советского Союза (бывшая), в учебном заведении готовились представители руководящего состава органов внутренних дел.

21 сентября 1993 года — Президентом России Борисом Николаевичем Ельциным подписал указ о роспуске Верховного Совета. Серьезный внутриполитический конфликт начала 90-х годов привел к напряженной обстановке в стране. В результате насильственного переворота советская модель управления была низвергнута с помощью вооруженного восстания, в результате которого погибло порядка полутора сотен человек, примерно четыре сотни россиян были ранены. Политическая сила Президента Бориса Ельцина, ставшего главным человеком страны вследствие Всероссийского референдума 1993 года, одержала победу, завоевав насильственным путем право формировать будущее России. До сих пор нет однозначной оценки тех важных событий, поскольку расследование по данному делу было прекращено в феврале 1994 года.

Родились 21 сентября

Владимир Большаков (1934 год) – российский и советский эколог, а также академик РАН.
советский и российский эколог, академик РАН. Большаков — специалист популяционной и эволюционной экологии, экологии животных. С 1959 по 1964 год он работает в Институте биологии, а в 1976 переходит в Институт экологии животных и растений.

Общественная деятельность Большакова не меньше научной. Он был председателем Российского комитета «Человек и биосфера» (программа ЮНЕСКО), президентом Териологического общества России, председателем Объединенного Совета биологических наук, сейчас он — член редколлегий научных журналов «Зоологический журнал», «Наука в России», а также главный редактор журнала «Экология».

Ольга Остроумова (1947 год) – российская и советская актриса кино и театра, Народная артистка России.

Остроумова – один из ярчайших примеров русской неагрессивной женственности и сексуальности. После окончания института она была принята в ТЮЗ в качестве уже полноправной актрисы и сыграла там немало ролей. Будучи студенткой, она начала сниматься в кино. Сегодня Ольга Михайловна играет на сцене и является одной из лучших актрис Театра имени Моссовета, продолжает сниматься в кино, работает и живет в Москве.

Джироламо Савонарола (1452-1598 годы) — итальянский общественный реформатор и проповедник.

Преподавал в Болонье, ездил с проповедями в различные ломабардские города. В 1491 году был выбран настоятелем монастыря Сан-Марко, где продемонстрировал независимость, отказав Лоренцо Медичи в явке с изъявлением почтения. Джироламо Савонарола добился принятия республиканской конституции венецианского образца, а также новых законов о запрете азартных игр, убийств и содомии. Этими действиями он нажил себе врагов во Флоренции, которые настроили против него и папу. В мае 1497 года Савонарола был отлучен церкви. Позднее, в 1498 году, он и его соратники были схвачены и убиты.

21/09/2017 - 00:02

Сегодня, 21 сентября 2017 года православная церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы. Это светлый и радостный праздник, который относится к числу двунадесятых непереходящих праздников. В этот день в церквах проходят праздничные богослужения, а верующие молятся Деве Марии.

Также сегодня церковь отмечает празднование Почаевской иконы Божией Матери. Праздник посвящен одной из наиболее почитаемых святынь Русской Церкви - чудотворному образу Пресвятой Богородицы. Торжество установлено в память об избавлении Успенской Почаевской Лавры от осады турков, которое произошло 20-23 июля 1675 года.

Рождество Пресвятой Богородицы отмечается церковью 21 сентября ежегодно. Впервые праздник стали праздновать в пятом веке. Согласно истории, жители Назарета Анна и Иоаким были бездетными, но мечтали о ребенке и верили, что Бог дарует им дитя. Когда они были уже в преклонном возрасте, Иоаким понес свое приношение в храм, но священник его не принял, сказав, что Анна и Иоаким наказаны Богом за грехи, так как у них нет детей. Очень опечалившись, Иоаким отправился в пустыню, где 40 дней молил Бога о чуде. Затем и Анне, и Иоакиму явился Ангел, который рассказал, что через 9 месяцев у Анны родится дочь. Девочку назвали Марией. Впоследствии именно она стала Матерью Сына Божьего.

В этот день верующие молятся Пресвятой Богородице. В церковь приходят и те женщины, которые не могут зачать ребенка. Считается, что в этот день все молитвы будут услышаны. Так как Матерь Божия покровительница семейного очага, на этот праздник обычно устраивают семейные ужины, собираясь всей семьей. В этот день также запрещено ругаться и ссориться, а помыслы должны быть чисты.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники