Ио́сиф, Обручник Пресвятой Богородицы. Святый праведный Иосиф Обручник – хранитель семейного благополучия Календарь на год

Объявлен покровителем Вселенской церкви Папой Пием IX в 1870, покровителем рабочих Папой Бенедиктом XV, покровителем социального правосудия Папой Пием XI; имя добавлено в чин Мессы Иоанном XIII в 1962 году; второй день святого Иосифа Работника 1-го мая.

«Как истинно добродетельный человек может потерпеть в чём-нибудь неудачу? В каком случае ему недостанет сил; в какой степени бедности он не будет богатым; в каком мраке не станет он светить; в каком бездействии он не будет трудолюбивым; в какой немощи он не будет решительным; в какой слабости он не будет силён; в каком одиночестве он останется один? с ним пребудет надежда о счастливой вечности; одеждой ему будет милость Самого Высшего, а украшением - обещание ореола славы!

Вспомним, что святые не превосходили нас своей природой, но были более организованы и упорядочены: они не были освобождены от грехов, но они старались изо всех сил исправлять свои ошибки.»

Святой Амброзий в De Joseph.

Всё, что нам известно о Иосифе, написано в Евангелии (преимущественно в от Матфея 1-2, и также в от Луки 1-2). Матфей отражает точку зрения Иосифа, а рассказы о Младенчестве в от Луки кажется идут от Марии.

Потомок по царской линии Давида, святой Иосиф был мужем Блаженной Приснодевы Марии, который защитил Её доброе имя и был приёмным отцом и защитником Бога, сотворившего его, и Который хотел всю свою жизнь, чтобы Его знали как Сына Иосифа.

Он заботился об образовании Иисуса и обучал Его своему мастерству плотника или строителя. Разочарование Иосифа, когда он узнал о беременности Марии, прошло, когда он увидел ангела, и ему было ещё два видения: первое о том, что нужно искать убежища в Египте от преследований Ирода, а второе - о возвращении в Палестину.

Святой Иосиф выполнял обязанности отца безукоризненно. Во сне ему было сказано, что царь Ирод хочет убить младенца Иисуса. Иосиф взял Марию и Иисуса и ночью отвёл их в Египет и так спас жизнь Спасителя. Он также прятал Младенца и от сына Ирода, в случае, если и тот будет искать погубить Иисуса.

Иосиф был с Марией в яслях в Вифлееме, когда Иисус родился. Он также был при Матери и Младенце, когда пастухи и волхвы пришли поклониться Ему. Он привёл Марию и Иисуса в Иерусалим, чтобы представить Его Богу в Храме. Он также, как и Мария, беспокоился, когда думали, что Иисус потерялся во Храме, когда Ему было 12 лет.

После этого в Новом Завете Иосиф не упоминается, за исключением от Луки 4:22, где он называется отцом Иисуса. Он не упоминается в момент распятия, и многие художники изображают его пожилым человеком, который умер в начале тридцатых годов Иисуса.

Эти немногие библейские сведения представляют нам справедливого, доброго, достойного и уравновешенного человека, решительного в действии, но скромного. В апокрифическом Протоевангелии Иакова говорится, что он был уже человеком в возрасте, когда родился Иисус, но тогда в таком случае он не смог бы вырастить Иисуса и выполнять семейные обязанности.

Особое почитание Иосифа началось на Востоке, где апокрифическая История Иосифа Плотника была очень распространена с V по VII век. Поэтому с XVII века к Иосифу обращались те, кто хотел спокойной смерти, потому что в Истории говорится, что Иосиф боялся смерти и упрекал самого себя, но его успокоили слова Марии и Иисуса, Которые обещали защиту и жизнь всем тем, кто делает добро во имя Иосифа.

В Западной мартирологии записи о нём появляются с VIII века (Rheinau) и несколько позднее в ирландской. Он упоминается в ирландском гимне IX века Félire святого Энгуса (Aengus), но всеобщее почитание на Западе начинается с XV века, когда празднование его дня ввели в римский календарь в 1479 г.

В кармелитских календарях его день отмечается с 1480 года, в римском требнике - с 1482 и в римском Миссале с 1505 года.

Упоминание о Иосифе как о приёмном отце Иисуса поразило воображение средневековой Церкви. Святой Иоанн Златоуст говорит о тревогах Иосифа как об образце испытаний всех христиан, облегчённому благодаря вмешательству Бога. Святой Винсент Феррер (ум. 1419), Бригитта Шведская (ум. 1373), и Бернардино из Сиены (ум. 1444) говорят о его преданности, частично как ответ против средневековых мистических пьес, где он изображался комическим героем.

В XV веке французский священник Жан Жерсон (Jean Gerson) написал 12 поэм в его честь. Святая Тереза Авильская выбрала его покровителем кармелитских монахов и монахинь, см. её оду Иди к Иосифу. Папа Григорий XV объявил его день обязательным праздником, но сегодня это не везде соблюдается. В Quanquam pluries (1889) Папа Лев XIII объявил его образцом главы семейства, и подтвердил, что его святость - вторая после Приснодевы. В 1989 году Папа Иоанн Павел II написал Redemptoris custos (Опекун Избавителя) (Attwater, Attwater2, Benedictines, Bentley, Delaney, Encyclopedia, Farmer, Filas, Rondet, White).

Святой Иосиф обычно изображается пожилым человеком, который держит цветущий посох с Младенцем Христом на руках или ведущим Его за руку (это изображение также связывают с Святым Иосифом из Аримафеи). Согласно старинной легенде, Мария с другими девами должны были вернуться из Храма домой и выйти замуж. Когда Пресвятая Дева отказалась, старшие молились о руководстве, и голос с Неба приказал собрать всех неженатых мужчин из Дома Давида. Тогда священник Захария собрал мужчин и приказал оставить свои посохи на ночь на алтаре. Ничего не произошло. Тогда Захария собрал и вдовцов, включая Иосифа.

Когда посох Иосифа нашли зацветшим, ему сказали, чтобы он взял Пресвятую Деву в жёны и сохранил её для Господа (Appleton, Tabor). Часто цветущий прут изображается как стебель лилий (Appleton).

Иногда его показывают (1) с Младенцем Христом, с двумя голубями в клетке и лилией; (2) с Младенцем Христом и лилией; (3) в сценах Святого Семейства; (4) с инструментами плотника; (5) когда ангел приходит ему во сне; (6) в мастерской плотника с мальчиком Иисусом рядом; или (7) умирающим, поддерживаемый Христом и Приснодевой (Roeder).

Как глава Святого Семейства, Святой Иосиф - покровитель Вселенской Церкви, отцов, как противоположность атеистическому коммунизму - рабочих (он был работником), сомневающихся (он женился на Марии несмотря на Её беременность), счастливой смерти (он умер перед Христом и Марией), Австрии, Богемии, Канады, Мексики, Бельгии, Перу, России, Южного Вьетнама, миссий в Китае, (Sandoval, White), учителей по специальности, поверенных (Farmer), также как и плотников, кондитеров (Неаполь), умирающих, инженеров, семей, женатых пар, ищущих жильё, первопроходцев и путешественников (Roeder). К его помощи прибегают, когда сомневаются, колеблются или при поиске дома (Roeder).

Новена к святому Иосифу, также как и его Семь радостей и печалей и различные обращения можно найти на сайте святого Патрика. Сайт Католическая традиция также содержит другие молитвы и изображения святого Иосифа.

Святый праведный Иосиф Обручник – хранитель семейного благополучия

Св. прав. Иосиф Обручник в своей земной жизни милостью Божией был главой Святого семейства – обручником Девы Марии и названным отцом Господа нашего Иисуса Христа.

Св. Иосиф является покровителем семьи и брака, ему молятся об обретении спутника жизни, о даровании ребенка, о семейном благополучии, ВЕРНОСТИ и ОТВЕТСВЕННОСТИ супругов. Также св. Иосифу Обручнику возносят молитвы о благополучии в поездках и путешествиях, об умножении веры, терпения и смирения.

Кроме того, св. Иосиф Обручник является покровителем всех трудящихся – ему молятся о поиске работы, о помощи в труде и об успехах в профессиональной деятельности.

О житии св. прав. Иосифа Обручника известно немного. Часть информации изложена в Евангелии, часть – в «Житиях святых», а часть – в Предании Церкви и апокрифах.

Святой Иосиф был царского рода, из дома Давидова и Соломна, внук Митфатов, правнук Елиезеров. Имея в супружестве Саломию, дочь Аггея, святой Иосиф родил четырех сыновей: Иакова, Симона, иуду, Иосию и двух дочерей: Есфирь и Фамарь, или, как говорят другие, Марфу. А синаксарь Недели святых мироносиц присовокупляет еще и третью дочь именем Саломию, которая была замужем за Зеведеем. По кончине же своей жены Саломии святой Иосиф жил в вдовстве довольное время, проводя дни свои в чистоте.

Во святом Евангелии его святая и непорочная жизнь засвидетельствована следующими, хотя и краткими, но весьма похвальными словами: «Иосиф же, муж Ее, будучи праведен» (Мф. 1:19). И что может быть больше такого свидетельства? Он был столь праведен, что своею святостью превзошел прочих праведных праотцов и патриархов. Ибо кто был достоин стать обручником и мнимым мужем Пречистой Девы, Матери Божией? И кому дана была таковая честь – сделаться нареченным отцом Христовым?

Небесный покровитель св. прав. Иосиф, согласно евангельскому повествованию, по прямой линии происходил из рода царя Давида, но находился в бедности и, проживая в маленьком городке Назарет, занимался плотничеством.

Когда Иосиф был уже стар, в возрасте восьмидесяти лет, ему была обручена Пречистая Дева Мария и дана для хранения Своего девства . Знаком от Бога, указавшим на благочестивого старца Иосифа, достойного стать обручником Девы Марии, стал его расцветший посох, который и изображается на иконах. Согласно другому преданию, «голубка вылетела из посоха и взлетела Иосифу во славу. И сказал жрец Иосифу: Ты избран, чтобы принять к себе и блюсти деву Господа» . Поэтому Иосиф и был прозван Обручником, поскольку был лишь обручен с Девой Марией и стал хранителем ее целомудрия.

Согласно евангелию от Матфея, через некоторое время после Благовещения, Иосиф обнаружил, что его жена непраздна: «…прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого » (Мф. 1:18). Однако, Иосиф не знал, что это «от Духа Святого » и был смущен; будучи, однако, человеком праведным, он «хотел тайно отпустить Ее » (Мф. 1:19). В ответ на эти его помыслы к нему во сне явился Архангел Гавриил и возвестил особую святость и мессианское предназначение Младенца, который родится у Марии: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их » (Мф. 1:20-21).

Иосиф поступил в соответствии со словами ангела и сак нарек сына Мари так, как было ему открыто. Ибо Господь восхотел родиться в нищете, заимствовав от царского рода только плоть, но не царскую славу, богатство и владычество. Посему Он благоизволил иметь нишею и Свою Пречистую Матерь, нищим и мнимого отца Своего, подавая образ смирения.

Во время вынужденного бегства в Египет от преследования нечестивым царем Иродом, Иосиф носил за Спасителем и Его Пречистой Матерью «одежду и все, необходимое для еды ». Он с ревностной любовью относился к усыновленному ему в обручении Чаду, часто беря Его на руки – так, как изображают зачастую это православные иконы. Иосифу Обручнику посвящен апокриф «История об Иосифе Плотнике», возникшей в Египте на рубеже III – IV вв. согласно апокрифу, св. прав. Иосиф Обручник умер в возрасте 111 лет и его погребение было совершено ангелами.

Своим благочестием, смирением, непоколебимой верой и терпением св. прав. Иосиф Обручник явил собою истинный пример красоты духовной жизни, верности, целомудрия и святости, показа добрый путь жертвенного служения ближнему. Этим и другим добродетелям учит нас пример жизни св. прав. Иосифа Обручника.

(по «Житиям святых» свт. Димитрия Ростовского)

День памяти: Неделя по Рождестве Христовом

Тропарь, глас 2:

Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса богоотцу: Деву видел еси рождшую, с пастырями славословил еси, с волхвы поклонился еси, ангелом весть прием: моли Христа Бога спасти души наша.

Кондак, глас 3:

Веселия днесь Давид исполняется божественный, Иосиф же хваление со Иаковом приносит: венец бо сродством Христовым приемше радуются, и неизреченно на земли рождшагося воспевают: Щедре, спасай Тебе чтущия.

Молитва ко св. прав. Иосифу Обручнику

О святый праведный Иосифе! Ты еще на земли сый, велие имел еси дерзновение к Сыну Божию, иже благоизволи именовати тя отца Своего, яко обрученика Своея Матери, и послушати тя: веруем, яко ныне с лики праведных во обителех небесных водворяяся, услышан будеши во всяком твоем прошении к Богу и Спасителю нашему. Темже, ко твоему покрову и заступлению прибегающе, смиренно молим тя: якоже сам от бури сумнительных помышлений избавлен был еси, сице избави и нас, волнами смущений и страстей обуреваемых: якоже ограждал еси Всенепорочную Деву от клеветы человеческия, огради и нас такожде от всякия клеветы напрасныя: якоже хранил еси от всякого вреда и озлобления воплотившагося Господа, сице сохраняй твоим заступлением Церковь Его Православную и всех нас от всякаго озлобления и вреда. Веси, святче Божий яко и Сын Божий во днех плоти Своея в телесных потребах нужду имеяши, и ты послужил еси им: того ради молим тя, и нашим временным нуждам благопоспеши твоим ходатайством, подая нам вся благая, в житии сем потребная. Изряднее же просим тя, исходатайствуй нам оставление грехов прияти от нареченнаго ти Сына, Единороднаго же Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа и достойны быти наследия Царства Небеснаго нас предстательством твоим сотвори, да и мы, в горних селениих с тобою водворяющеся, прославим Единаго Триипостаснаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

В неделю по Рождестве Христовом – Мф 2:13–23 (зач. 4):

Когда же они <волхвы> отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего».

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет».

По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.

Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Если вернуться ближе к началу Евангелия от Матфея, то первое, что мы узнаем об Иосифе, – это то испытание, которое его постигло. Его жена имеет во чреве – но от кого? Ведь он знает, что Мария – девственница. Жалея Деву, утратившую, как ему думалось, девство, он хочет отпустить Ее без огласки. Но его смущение развеивает ангел, явившийся ему во сне. Иосиф узнает, что Мария носит под сердцем Спасителя мира.

Казалось бы, роли резко меняются: Мария – Матерь Мессии, а Иосиф – простой смертный, призванный служить Ей. Но это не вполне так. Праведный Иосиф по-прежнему остается главой семейства. Мария – кроткая и смиренная жена, которая и не думает командовать мужем и требовать чего-либо для Себя. Не Ей, но Иосифу даются откровения от Господа в сонных видениях. И именно на Иосифе лежит бремя ответственности за исполнение велений Господних, за безопасность Богомладенца и Богоматери.

Праведный Иосиф, Дева Мария и отрок, а после – юноша Иисус прожили вместе около двадцати лет. Мы не знаем об этих годах почти ничего (кроме одного эпизода, изложенного у евангелиста Луки – когда двенадцатилетний Иисус остался в Храме, а родители потеряли Его). Но по тем немночисленным упоминаниям об Иосифе и Пресвятой Деве, которые содержатся в Евангелии, мы можем понять, что члены святого семейства относились друг к другу с большой нежностью, кротостью и любовью.

Промотаем в ускоренном темпе две тысячи лет. Россия, рубеж XX-XXI веков. После десятилетий навязываемого властями безбожия множество людей пришло в храмы. Неожиданно ощутив себя православными, мужья-неофиты частенько стараются показать, кто в доме хозяин. Кто-то с интересом листает «Домострой», выискивая инструкции по правильному битью жены; кто-то шествует важно, в спокойствии чинном, а рядом идет «помощница человека», нагруженная продуктовыми сумками; кто-то озабочен тем, чтобы зарабатывать на всю семью, а православная супруга, по мнению мужа-бородача, должна знать лишь три К.

Есть и другие семьи. Там локомотивом воцерковления становится жена. Она объясняет мужу, какая у него теперь должна быть работа (лучше всего – сторожем при храме), что он должен есть на обед (постное масло ? Совсем с ума сошел!), а также (после обстоятельных консультаций с духовником), когда и как дозволительно мужу прикасаться к своей жене.

Некоторые семьи воцерковляются и преодолевают кризис. Некоторые семьи уходят из Церкви – и тоже преодолевают кризис. Но многие семьи так и остаются в том состоянии, когда муж или жена (не так важно, кто именно) продолжают играть некую правильную роль, вычитанную из правильных книжек.

Но как же все-таки – без иронии! – правильно? Ведь глава семьи муж? Да, верно. Но это не предполагает мелочного деспотизма. Мудрый муж – прежде всего стратег. Он не будет вникать в тактические детали – с этим прекрасно справится жена. Но важные для всей семьи решения – сфера его ответственности. И эту ответственность он не будет перекладывать ни на кого. В повседневной же жизни он вполне может положиться на супругу, и даже подчиняться ей – ибо всё (или почти всё) идет в том русле, которое он сам и проложил.

А жена? Помощница? Да, конечно. Но помощница – не рабыня. Семья, дети, дом – это огромное пространство для творчества, для приложения своих талантов, о которых женщина подчас не подозревает. Если за мужем – как за каменной стеной, то на территории внутри этой стены можно развести потрясающие сады!

Старая истина: не место красит человека, а человек место. Муж не становится идеальным супругом, примерным отцом лишь в силу своего положения. Жена – не голая функция. Путь к идеалу христианской семьи – долог и труден. Но, к счастью, у нас есть образец: праведный Иосиф, Дева Мария, отрок Иисус.

Свя-той Иосиф Об-руч-ник про-ис-хо-дил из ро-да ца-ря Да-ви-да. В пер-вом бра-ке у него бы-ло че-ты-ре сы-на и две до-че-ри. Ов-до-вев, свя-той Иосиф жил в стро-гом воз-дер-жа-нии. Вось-ми-де-ся-ти-лет-ним стар-цем он был из-бран пер-во-свя-щен-ни-ка-ми хра-ни-те-лем дев-ства Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, дав-шей обет без-бра-чия. О во-пло-ще-нии через Нее Сы-на Бо-жия ему воз-ве-стил Ан-гел. Свя-той Иосиф при-сут-ство-вал при по-кло-не-нии пас-ты-рей Но-во-рож-ден-но-му Бо-гом-ла-ден-цу и при по-кло-не-нии Ему волх-вов. По ука-за-нию Ан-ге-ла он бе-жал с Ма-те-рью Бо-жи-ей и Бо-гом-ла-ден-цем Иису-сом в Еги-пет, спа-сая Их от гне-ва ца-ря Иро-да. В Егип-те он жил с Де-вой Ма-ри-ей и Бо-гом-ла-ден-цем, за-ра-ба-ты-вая на Их про-пи-та-ние тру-дом плот-ни-ка. Скон-чал-ся свя-той Иосиф в воз-расте око-ло ста лет.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь праведному Иосифу Обручнику, Давиду царю и Иакову, брату Господню

Благовеству́й, Ио́сифе,/ Дави́ду чудеса́ Богоотцу́,/ Де́ву ви́дел еси́ pо́ждшую,/ с па́стыpьми славосло́вил еси́,/ с волсви́ поклони́лся еси́,/ А́нгелом весть пpие́м;/ моли́ Хpиста́ Бо́га// спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: Благовествуй, Иосиф, о чудесах Давиду Богоотцу: ты видел Деву, носящую во чреве, с пастухами славословил, с поклонился, через Ангела извещение получив. Моли Христа Бога о спасении душ наших!

Кондак праведному Иосифу Обручнику, Давиду царю и Иакову, брату Господню

Весе́лия днесь Дави́д исполня́ется Боже́ственный,/ Ио́сиф же хвале́ние со Иа́ковом прино́сит,/ вене́ц бо сро́дством Христо́вым прие́мше,/ ра́дуются и неизрече́нно на земли́ Ро́ждшагося воспева́ют, и вопию́т:// Ще́дре, спаса́й Тебе́ чту́щия.

Перевод: Радости исполняется в сей день Давид божественный, Иосиф же с Иаковом хвалу приносит. Ибо, приняв венец родством со Христом, они радуются, и неизреченно на земле Рожденного воспевают и взывают: «Милосердный, спасай Тебя почитающих!»

Молитва святому праведному Иосифу, Обручнику Пресвятой Богородицы

О, святы́й пра́ведный Ио́сифе! Ты́ еще́ на земли́ сы́й, ве́лие име́л еси́ дерзнове́ние к Сы́ну Бо́жию, и́же благоизво́ли именова́ти тя́ Отца́ Своего́, я́ко обру́ченика Своея́ Ма́тери, и послу́шати тя́: ве́руем, я́ко ны́не с ли́ки пра́ведных во оби́телех небе́сных водворя́яся, услы́шан бу́деши во вся́ком твое́м проше́нии к Бо́гу и Спаси́телю на́шему. Те́мже, ко твоему́ покро́ву и заступле́нию прибега́юще, смире́нно мо́лим тя́: я́коже са́м от бу́ри сумни́тельных помышле́ний изба́влен бы́л еси́, си́це изба́ви и на́с, волна́ми смуще́ний и страсте́й обурева́емых: я́коже огражда́л еси́ Всенепоро́чную Де́ву от клеветы́ челове́ческия, огради́ и на́с та́кожде от вся́кия клеветы́ напра́сныя: я́коже храни́л еси́ от вся́каго вре́да и озлобле́ния воплоти́вшагося Го́спода, си́це сохраня́й твои́м заступле́нием Це́рковь Его́ правосла́вную и все́х на́с от вся́каго озлобле́ния и вре́да. Ве́си, свя́тче Бо́жий я́ко и Сы́н Бо́жий во дне́х пло́ти Своея́ в теле́сных потре́бах ну́жду име́еши, и ты́ послужи́л еси́ и́м: того́ ра́ди мо́лим тя́, и на́шим вре́менным ну́ждам благопоспеши́ твои́м хода́тайством, подая́ на́м вся́ блага́я, в житии́ се́м потре́бная. Изря́днее же про́сим тя́, исхода́тайствуй на́с оставле́ние грехо́в прия́ти от нарече́ннаго ти́ Сы́на, Единоро́днаго же Сы́на Бо́жия, Го́спода на́шего Иису́са Христа́ и досто́йны бы́ти насле́дия Ца́рства Небе́снаго на́с предста́тельством твои́м сотвори́, да и мы́, в го́рних селе́ниих с тобо́ю водворя́ющеся, просла́вим Еди́наго Триипоста́снаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист святому и праведному Иосифу Обручнику Пресвятой Девы Марии

Кондак 1

Избранный хранителю Пресвятыя Девы Марии, пестуне и кормителю Богочеловека, праведный Иосифе, прославляя служение твое неизреченной тайне воплощения Бога Слова, похвальная восписуем ти. Ты же ныне, предстоя престолу Христа Бога нашего и имея велие дерзновение к Нему, молися о нас, взывающих ти: Радуйся, праведный Иосифе, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших.

Икос 1

Ангелом непостижимую тайну рождения Бога Слова от Пренепорочныя Девы соблюдая чисту от клеветы людей и коварства диавола, тебе, праведный Иосифе, смиреннаго тектона, избра Бог быти хранителя и свидетеля девства Пресвятыя Марии. Темже прославляя тя, яко избраннаго таинника Божия, взываем ти: Радуйся, честная отрасле от корене Иессеова; Радуйся, внутрь украшенный царским величием. Радуйся, скудостью в земном духовное стяжавый богатство; Радуйся, безвестностью славу вечную обретый. Радуйся, славный паче царей; Радуйся, праведный паче патриархов и праотцев. Радуйся, праведный Иосифе, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших.

Кондак 2

Видя Деву Марию, при храме воспитавшуюся, совершеннолетию сущу, первосвященник Захария возопи ко Господу: Господи, покажи мужа, достойнаго обручитися с Девою; егда же процвете жезл Иосифа, вручая ему Деву, воспеваше Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумна есть всем концем земли праведность твоя, святый Иосифе, яко несравненныя чести сподобился еси обрученником быти Преблагословенныя Девы, из Неяже безмужно произыде Христос Бог, ты бо крепкия ради веры, чистоты, смирения и преспеяния во всех добродетелех на сие избран был еси. Темже взываем ти: Радуйся, праведне Чистейшей обручивыйся; Радуйся, муже веры, приявший под кров свой Святую Деву Марию, верою соделавшуюся Престолом Божиим. Радуйся, смиренный духом; Радуйся, простый сердцем. Радуйся, добродетелями преукрашенный; Радуйся, святый, Святейшей послуживший. Радуйся, праведный Иосифе, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших.

Кондак 3

Сила Вышняго осени тогда к зачатию неискусобрачную, дивной тайны не ведущу Иосифу, да от самого Бога наученный, возопиет к Нему: Аллилуиа.

Икос 3

Имущую Богоприятную утробу Деву видев, Иосиф смятеся, зря не к брачней и бракоокрадованную помышляя; но праведен сый, восхоте ю тай пустити, Богу, ведущему вся, суд вверяя и нас научив взывати: Радуйся, целомудрия ревнителю; Радуйся, израильтянине, в нем же льсти несть. Радуйся, благий сердцем; Радуйся, кроткий нравы. Радуйся, все упование на Бога полагаяй; Радуйся, промышлению Его себе и других вверяяй. Радуйся, праведный Иосифе, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших.

Кондак 4

Бурю помышлений сумнительных целомудреннаго Иосифа укрощая, Ангел открывает тайну рождения от безневестныя Марии Сына Божия, Спасителя мира, якоже глагола: и наречеши имя Ему Иисус, Той бо спасет люди Своя от грех их, Ему же вопием вси: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав в писании Господа, глаголющаго: се Дева в чреве приимет и родит сына Эммануила, веровал еси, праведный Иосифе, глаголанному от Ангела, яко книгу запечатленную, в ней же перстом Отчим написася Слово, приял еси Марию в дом свой, яко раб, служа Непорочней со страхом и ревностию. Сего ради взываем ти: Радуйся, яко приложил еси сердце твое к познанию закона Божия; Радуйся, яко открыл еси смысл твой к принятию таин Божиих. Радуйся, яко прежде всех людей сподобился еси уведети велию благочестия тайну, яко на земли явися Бог; Радуйся, яко познал еси пришествие Его быти ради спасения людей от грех их. Радуйся, яко несомненно уверовал еси, яже быша тебе откровена; Радуйся, яко вера вменися тебе в правду. Радуйся, праведный Иосифе, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших.

Кондак 5

Богоизбранную Отроковицу приимши в дом свой, блаженне Иосифе, любил еси Ю, яко обручницу, почитал еси Ю, яко Пречистую Деву и Матерь Спасителя мира, и служил Ей со страхом и благоговением, вседушно подвизаяся, да совершатся вся в Законе и пророцех писанная, и купно с Мариею вопия Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видев в яслех Вифлеемских звезду, возсиявшую от Иакова, первый поклонился еси Рожденному, и егда небо звезду, Ангели пение, пастыри исповедание и волсви поклонение и дары приношаху Ему, ты же, праведный Иосифе, всего себе принесл еси в дар Господу, и жизнь и попечения и труды отдавая на служение Ему. Сего ради вопием ти: Радуйся, узревший прежде всех восхождение на земли незаходимаго Солнца правды; Радуйся, первый на земли свидетелю и служителю воплощения Сына Божия, прежде век от Отца рожденнаго. Радуйся, тектоне земный, сподобивыйся имени отца Архитектона Небеснаго; Радуйся, хранителю и попечителю Отрочати, Ему же со страхом служат чины Ангельские. Радуйся, благоговейный служителю Матери Бога Слова. Радуйся, праведный Иосифе, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших.

Кондак 6

Проповеданнаго Законом и пророки яко человека осмодневна обрезал еси, и хранимое в Троичном Совете имя Иисус, яко драгоценный бисер от сокровищ пренебесных принесенный, во откровение всех людей подал еси, Иосифе, им же Ангелов удивив, человеков обрадовав, демонов устрашив, и, яко миром благовонным всю вселенную облагоухав, возопил еси к Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявший тебе, праведный Иосифе, в младенце Иисусе проречением Симеона свет во откровение языков и славу людей Израилевых, абие облаком скорби покрывается: народ бо смущается, Ирод беснуется, души Отрочати ища, в сердце Матери оружие пройти предрекается, да вера и терпение твое явны будут всем. Темже тебе, яко крепкому в терпении и в вере непоколебимому, взываем: Радуйся, яко злато в горниле, очищаемый непрестанно искушениями; Радуйся, в радости смиренный, в скорби же терпеливый. Радуйся, всегда верный тайнам, вверенным тебе; Радуйся, в мужестве непоколебимый. Радуйся, верою, яко звездою, в мрачных путех жизни руководимый; Радуйся, упование на Бога, яко якорь, в бурях житейскаго плавания имевый. Радуйся, праведный Иосифе, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших.

Кондак 7

Хотяй спасти от злобы Иродовы пришедшаго спасти мир, не вопрошал еси, дивный Иосифе, Ангела, дающаго ти повеление о бегстве в Египет, иныя спасаяй себе ли не может спасти; но яко муж веры, яко новый Авраам, выну готов сый на послушание, не помышляя о трудах пути, ниже испытуя времени возвращения, абие же с Мариею и Младенцем устремился еси в Египет, радостно вопия Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новый в Египте показался еси Иосиф паче онаго древняго патриарха, спасшаго люди Египетския от глада: ты бо спасл еси от смерти Спасителя мира и людем Египетским, гладом нечестия гибнущим, хлеб животный принесл еси и семена вечной жизни насеял еси, от них же возрасте дивное прозябение в пустынях Египетских. Темже вопием ти: Радуйся, скорби и труды Христа ради в пути радостно терпевый; Радуйся, детоводителю Отрока Иисуса, в пустыни водившаго иногда Израиля столпом огненным и облачным. Радуйся, питателю Питавшего люди Своя манною; Радуйся, носивший на руках Творца и Носителя всея твари. Радуйся, спасый от Иродовой злобы Спасшаго иногда люди Божии от горькой работы фараоновой; Радуйся, Египту за рабство благодать сыноположения предуказавый. Радуйся, праведный Иосифе, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших.

Кондак 8

Странное видев чудо, еже о Иисусе, Бога по предречению родитися во плоти имеюща, и младенца повита в яслех, Деву Матерь, Ангелов славословие и плоти обрезание, волхвов с востока пришествие с дары на поклонение и бегство в Египет от Иродова неистовства, спасение всех людей и Свет языков, якоже рече Симеон, и оружие в сердце родившей, познал еси Его Бога истинна быти и истинна человека и сего ради возопил еси Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Всего себе предав Богу, чрез Ангела воззвавшему Сына Своего из Египта, последовал еси велению Его и вселился еси с Иисусом и Материю Его в Назарете, да сбудется слово пророка о нем, яко Назорей наречется. Темже и мы тебе, яко верному слуге Божию, вопием: Радуйся, споспешниче Божия изволения; Радуйся, соучастниче Божия домостроительства. Радуйся, присный собеседниче Ангелов; Радуйся, на земли в глубины таин небесных посвященный. Радуйся, пророков проречения о Иисусе слышавый; Радуйся, вся благоговейно в глубине сердца сохранивый, никому же поведая. Радуйся, праведный Иосифе, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших.

Кондак 9

Всяко колено небесных, земных и преисподних покланяется о имени Иисусовом, тебе же, чудный Иосифе, повинуяся бе Отроча Иисус, яко отцу. Мы же таковому к тебе снисхождению Господа чудящеся, вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещанная недоумеют по достоянию восхвалити тя, праведный Иосифе: Матерь Божия, Царица неба и земли именует тя господином своим, воплотившийся Сын Божий нарицает тя отцем, и дом твой на земли бысть вместилище святыни пренебесныя, яко в нем обиташе Царь неба и земли. Темже мы смиренно вопием ти: Радуйся, избранниче Божий, иже храняше кивот святыни пренебесныя; Радуйся, дивный тектоне, в его же доме живяше Творец неба и земли. Радуйся, питателю и попечителю Отрока Иисуса, иже, яко Бог, дает бытие всем тварям и промышляет о всем мире, видимом и невидимом; Радуйся, яко на земли сподобился еси лицезрети Сына Божия и держати Его в объятиях, и лобызати Его. Радуйся, яко и по отшествии в горния обители во свете лица Его, Царя славы, блаженствуеши и выну прославляеши Его со Отцем и Святым Духом. Радуйся, праведный Иосифе, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших.

Кондак 10

Спасти можеши всякаго, к твоему предстательству и заступлению прибегающаго, блаженне Иосифе, како бо, иже на земли бе повинуяся тебе во всем, не услышит тя предстояща ныне пред Ним на небе и вопиюща с Ангельскими лики: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси крепкая всем, к твоему предстательству прибегающим, праведный Иосифе, темже не презри и нас, к твоему заступлению притекающих, в бурях искушений, в бедах и скорбех житейских взывающих ти: Радуйся, скорый заступниче наш в нуждах и напастех; Радуйся, сильный предстателю о нас пред Богом. Радуйся, твердое упование наше в буре смущения и недоумении; Радуйся, скорое избавление от клеветы человеческия. Радуйся, питателю Того, иже носит всяческая глаголом силы Своея; Радуйся, избавляющий нас от глада душевнаго и всякия скорби. Радуйся, праведный Иосифе, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим ти, богомудре Иосифе, и молим тя, якоже хранил еси от всякаго вреда и озлобления самого Христа Господа, сохрани своим предстательством пред Ним Церковь Его Святую Православную от всякаго озлобления врагов видимых и невидимых, огради заступлением твоим от всякия козни страну нашу Российскую, да тихое и безмолвное житие провождающе, вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподательна светильника, сущим во тьме неразумия явльшагося, узрел еси во храме двоенадесятилетняго Отрока Иисуса, подающа свет истиннаго ведения учителям закона Божия и открывающа тайну Своего великаго служения по предопределению Отца Нeбеснаго. Темже вопием ти: Радуйся, верный хранителю закона Отеческаго; Радуйся, яко ревнуя о соблюдении закона, и Отрока Иисуса в дом Отца Небеснаго приводил еси. Радуйся, яко егда оста Отрок Иисус в Иерусалиме, мневше Его в дружине суща, вкупе с Материю Его отечески печалися о Нем; Радуйся, яко иска Его во сродницех и знаемых и не обретше, возвратися в Иерусалим и по триех днех обрете Его в церкви, седящаго посреде учителей и послушающаго их, и вопрошающаго их. Радуйся, яко слышал еси откровение тайны, егда глаголаше Отрок Иисус: не весте ли, яко в тех, яже Отца моего, достоит быти Ми; Радуйся, видевый и свидетельствовавый, яко Иисус преспеваше премудростию и возрастом, и благодатию у Бога и человек. Радуйся, праведный Иосифе, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших.

Кондак 12

Благодатию у Бога и человеков видя преспевающа Отрока Иисуса и с возрастом тела премудростию преспевающа, вся слагал еси в сердце твоем, яко раб верный, храня вверенное сокровище в тайне до дне, внегда начаша вопити Ему вси верующии яко Богу и Спасителю мира: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще труды и подвиги твоя, славим и блаженное успение твое: на руках бо Бога Слова и Матери Его сладце почил еси от трудов твоих, праведный Иосифе, блаженной вечности имея несомненное уверение. Темже вопием ти: Радуйся, верный в великом служении; Радуйся, сего ради величайшей почести от Бога сподобивыйся. Радуйся, содруживыйся на земли с славою и красотою неба; Радуйся, Отцем будущаго века в будущий век с миром отпущенный. Радуйся, благовествовавый Давиду радость велию; Радуйся, всем сущим во аде весть известную принесший, яко прииде Христос, имеяй свободити и спасти род человеческий. Радуйся, праведный Иосифе, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших.

Кондак 13

О святый и праведный Иосифе! Приими сие малое моление наше и твоим сильным ходатайством ко Христу Богу умоли Его, да благодатию Своею соделает нас тверды и непоколебимы в православной вере, ревностны и непреткновенны в соблюдении заповедей Его, и дарует вся полезная к временному и вечному житию нам, вопиющим Ему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва святому праведному Иосифу, обручнику Пресвятыя Девы Марии

О святый праведный Иосифе! Ты еще на земли сый, велие имел еси дерзновение к Сыну Божию, иже благоизволи именовати тя Отца Своего, яко обрученика Своея Матери, и послушати тя: веруем, яко ныне с лики праведных во обителех небесных водворяяся, услышан будеши во всяком твоем прошении к Богу и Спасителю нашему. Темже, ко твоему покрову и заступлению прибегающе, смиренно молим тя: якоже сам от бури сумнительных помышлений избавлен был еси, сице избави и нас, волнами смущений и страстей обуреваемых: якоже ограждал еси Всенепорочную Деву от клеветы человеческия, огради и нас такожде от всякия клеветы напрасныя: якоже хранил еси от всякого вреда и озлобления воплотившагося Господа, сице сохраняй твоим заступлением Церковь Его православную и всех нас от всякаго озлобления и вреда. Веси, святче Божий яко и Сын Божий во днех плоти Своея в телесных потребах нужду имеяши, и ты послужил еси им: того ради молим тя, и нашим временным нуждам благопоспеши твоим ходатайством, подая нам вся благая, в житии сем потребная. Изряднее же просим тя, исходатайствуй нам оставление грехов прияти от нареченнаго ти Сына, Единороднаго же Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа и достойны быти наследия Царства Небеснаго нас предстательством твоим сотвори, да и мы, в горних селениих с тобою водворяющеся, прославим Единаго Триипостаснаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

И след.), обручённый муж Пресвятой Богородицы .

Жизнеописание

Иосиф, согласно евангельскому рассказу, по прямой линии происходил из рода Давида-царя , но находился в бедности и, проживая в глухом городке Назарете , занимался плотничеством . Иосиф был обручён с Девой Марией и, согласно Евангелию от Матфея (), через некоторое время после Благовещения архангел Гавриил явился во сне Иосифу Обручнику, мужу Девы Марии, узнавшему, что прежде их обручения она стала беременной и желавшему «тайно отпустить Её ». Гавриил успокоил Иосифа, сказав: «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их ». После этого, как повествует евангелист, «Иосиф принял жену свою, и не знал Её, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус ».

О жизни его, кроме обстоятельств рождения Христа , известно мало, хотя апокрифическая литература и старалась восполнить этот пробел.

Некоторые источники сообщают, что Иосиф был женат дважды. Мария была второй женой и от первого брака у него осталось шесть детей: четыре сына и две дочери (подробнее см. Ближние Иисуса).

Родословие Иисуса

Евангелие от Матфея начинается с родословия Иисуса Христа . Фактически это родословие Иосифа, «мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос » (Мф. ). В Евангелии от Луки также есть родословие Христа: «Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев… » (Лк. ). Эти два родословия не совпадают, в промежутках между Давидом и Иосифом почти что нет общих имен, кроме Зоровавеля . В частности, на это противоречие указывал император Юлиан . Учители церкви , такие как Иероним Стридонский , объясняют противоречие левиратом . Согласно этой версии, Иаков, отец Иосифа по родословию Матфея, и Илий, отец Иосифа по родословию Луки, родились от одной матери (по преданию , её звали Эстой), но разных отцов. Илий умер бездетным, и Иаков восставил ему семя, взяв за себя его вдову .

День святого Иосифа Труженика в Католической церкви

Католики отмечают два праздника в честь святого Иосифа :

  • 19 марта - день Иосифа Обручника как главы и покровителя Святого семейства
  • 1 мая - день Иосифа Труженика как покровителя всех трудящихся

Папа Пий XII учредил праздник Иосифа Труженика в 1955 году, придав светскому празднику труда новое религиозное значение - Иосиф Труженик является для христиан образцом терпения, выносливости и трудолюбия.

См. также

Напишите отзыв о статье "Иосиф Обручник"

Примечания

Отрывок, характеризующий Иосиф Обручник

– Штраф! Штраф! Штраф!
– Но как же это по русски сказать?..

Когда Пьер вернулся домой, ему подали две принесенные в этот день афиши Растопчина.
В первой говорилось о том, что слух, будто графом Растопчиным запрещен выезд из Москвы, – несправедлив и что, напротив, граф Растопчин рад, что из Москвы уезжают барыни и купеческие жены. «Меньше страху, меньше новостей, – говорилось в афише, – но я жизнью отвечаю, что злодей в Москве не будет». Эти слова в первый раз ясно ыоказали Пьеру, что французы будут в Москве. Во второй афише говорилось, что главная квартира наша в Вязьме, что граф Витгснштейн победил французов, но что так как многие жители желают вооружиться, то для них есть приготовленное в арсенале оружие: сабли, пистолеты, ружья, которые жители могут получать по дешевой цене. Тон афиш был уже не такой шутливый, как в прежних чигиринских разговорах. Пьер задумался над этими афишами. Очевидно, та страшная грозовая туча, которую он призывал всеми силами своей души и которая вместе с тем возбуждала в нем невольный ужас, – очевидно, туча эта приближалась.
«Поступить в военную службу и ехать в армию или дожидаться? – в сотый раз задавал себе Пьер этот вопрос. Он взял колоду карт, лежавших у него на столе, и стал делать пасьянс.
– Ежели выйдет этот пасьянс, – говорил он сам себе, смешав колоду, держа ее в руке и глядя вверх, – ежели выйдет, то значит… что значит?.. – Он не успел решить, что значит, как за дверью кабинета послышался голос старшей княжны, спрашивающей, можно ли войти.
– Тогда будет значить, что я должен ехать в армию, – договорил себе Пьер. – Войдите, войдите, – прибавил он, обращаясь к княжие.
(Одна старшая княжна, с длинной талией и окаменелым лидом, продолжала жить в доме Пьера; две меньшие вышли замуж.)
– Простите, mon cousin, что я пришла к вам, – сказала она укоризненно взволнованным голосом. – Ведь надо наконец на что нибудь решиться! Что ж это будет такое? Все выехали из Москвы, и народ бунтует. Что ж мы остаемся?
– Напротив, все, кажется, благополучно, ma cousine, – сказал Пьер с тою привычкой шутливости, которую Пьер, всегда конфузно переносивший свою роль благодетеля перед княжною, усвоил себе в отношении к ней.
– Да, это благополучно… хорошо благополучие! Мне нынче Варвара Ивановна порассказала, как войска наши отличаются. Уж точно можно чести приписать. Да и народ совсем взбунтовался, слушать перестают; девка моя и та грубить стала. Этак скоро и нас бить станут. По улицам ходить нельзя. А главное, нынче завтра французы будут, что ж нам ждать! Я об одном прошу, mon cousin, – сказала княжна, – прикажите свезти меня в Петербург: какая я ни есть, а я под бонапартовской властью жить не могу.
– Да полноте, ma cousine, откуда вы почерпаете ваши сведения? Напротив…
– Я вашему Наполеону не покорюсь. Другие как хотят… Ежели вы не хотите этого сделать…
– Да я сделаю, я сейчас прикажу.
Княжне, видимо, досадно было, что не на кого было сердиться. Она, что то шепча, присела на стул.
– Но вам это неправильно доносят, – сказал Пьер. – В городе все тихо, и опасности никакой нет. Вот я сейчас читал… – Пьер показал княжне афишки. – Граф пишет, что он жизнью отвечает, что неприятель не будет в Москве.
– Ах, этот ваш граф, – с злобой заговорила княжна, – это лицемер, злодей, который сам настроил народ бунтовать. Разве не он писал в этих дурацких афишах, что какой бы там ни был, тащи его за хохол на съезжую (и как глупо)! Кто возьмет, говорит, тому и честь и слава. Вот и долюбезничался. Варвара Ивановна говорила, что чуть не убил народ ее за то, что она по французски заговорила…
– Да ведь это так… Вы всё к сердцу очень принимаете, – сказал Пьер и стал раскладывать пасьянс.
Несмотря на то, что пасьянс сошелся, Пьер не поехал в армию, а остался в опустевшей Москве, все в той же тревоге, нерешимости, в страхе и вместе в радости ожидая чего то ужасного.
На другой день княжна к вечеру уехала, и к Пьеру приехал его главноуправляющий с известием, что требуемых им денег для обмундирования полка нельзя достать, ежели не продать одно имение. Главноуправляющий вообще представлял Пьеру, что все эти затеи полка должны были разорить его. Пьер с трудом скрывал улыбку, слушая слова управляющего.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники