Функциональные обязанности тифлопедагога доу. Тифлопедагог – это важная профессия

Тифлопедагогика является составной частью специальной педагогики, которая в свою очередь является структурным компонентом общей педагогики.

Важной методологической проблемой является связь тифлопедагогики с другими науками, она не может успешно развиваться изолированно, вне этой связи.

Мы уже отметили диалектическую обусловленность развития тифлопедагогики, ее связь с философией. Необходимо обозначить и указать связи этой специальной педагогики с психологией , особенно с той ее составной частью, которая называется тифлопсихология . Эффективность обучения и воспитания слепых и слабовидящих не состоится, если тифлопедагог не будет знать особенности психики этого контингента учащихся, своеобразия их познавательной деятельности.

Сложность изучения психики слепых, слабовидящих, детей с косоглазием, амблиопией заключается в том, что очень широк спектр зрительной патологии, нарушения разнообразны по структуре, по характеру, по функциональным нарушениям. Многие школьники и дошкольники вместе с нарушением органа зрения имеют нарушения слуха, речи, развития интеллекта, опорно-двигательной системы и др.

Вследствие этого научное, глубокое и объективное изучение психики людей с нарушениями зрения очень важно и необходимо для разработки приемов, способов и методик коррекционно-педагогического процесса.

Для того чтобы связь тифлопедагогики и тифлопсихологии была тесная, глубока и органическая, чтобы она эффективно влияла на практику обучения людей с нарушенным зрением, необходимо за тифлопедагогическими исследованиями признать опережающий статус по отношению к исследованиям в области тифлопедагогики при выявлении недостатков усвоения учебного материала.

Тифлопедагогика органически связана с физиологией , которая изучает жизнедеятельность человека, функционирование его систем и отдельных органов. С потерей или нарушением зрения у человека происходят изменения во многих других функциональных системах, работа сохранных органов чувств видоизменяется, и они зачастую выполняют несвойственную им роль. Например, чтение рельефно-точечного шрифта с помощью осязания слепыми школьниками.

Физиологические данные помогают правильно организовать коррекционно-компенсаторную деятельность учащихся, физиология раскрывает механизмы управления этими процессами, показывает роль среды в развитии человека, в зависимости от его возрастных особенностей. Правильное понимание закономерностей онтогенеза человека в норме и патологии позволит более эффективно и целенаправленно организовать учебно-воспитательную работу в специальных дошкольных и школьных образовательных учреждениях.

Многообразны связи тифлопедагогики и медицины , особенно с офтальмологией и гигиеной . Процесс восприятия учебного материала учащимися со зрительными нарушениями во многом зависит от клинической картины зрительного дефекта, от структурно-функциональных нарушений анализатора.

Тифлопедагог должен четко представлять, что и как видит ребенок или взрослый, какие у них зрительные возможности. В зависимости от функциональных нарушений органа зрения (острота, поле, бинокулярность, глубинное зрение, свето- и цветоразличие, фиксация взора и т.д.), организуется и методически направляется коррекционно-педагогическая работа, определяются различные эргономические рекомендации (зрительная, тактильная, физическая нагрузки, освещенность рабочей поверхности стола и др.).

Офтальмо-гигиенические рекомендации разрабатываются в отношении технических и оптических средств коррекции и компенсации зрительного дефекта, применительно к специальным средствам наглядности и раздаточному дидактическому материалу. Медицинская и педагогическая коррекция недостатков развития детей, вызванных нарушенным зрением, осуществляется в тесной связи, комплексно и системно.

У тифлопедагогики сложились тесные контакты и с социологией, наукой об обществе. Исследованы и вскрыты многие негативные социальные факторы, которые влияют на численность популяции детей с нарушением зрения. Данные социологических исследований обогащают специальную педагогику, помогают найти рычаги, влияющие и оказывающие помощь тифлопедагогическому процессу, особенно в части организации трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации слепых и слабовидящих детей.

Мы отметили лишь самые тесные и глубокие связи тифлопедагогики с другими науками, но этот перечень далеко не полный, поскольку имеются контакты и в отношении других научных дисциплин. Обучение, воспитание и развитие лиц с нарушением зрения осуществляется на стыке наук, и этот фактор во много определяет эффективность коррекционно-компенсаторного воздействия на нарушение.

I ступень – от рождения до 3х лет

Домашнее воспитание

Детский дом малютки

Центр ранней помощи

Кабинет охраны зрения при детских поликлиниках

Ясельные группы при я/с (до 2х лет)

П ступень - от 3х до 7 лет

Специализированные детские сады коррекционного вида

Специализированные коррекционные группы при общеобразовательных детских садах

УВК (д/сад и начальная школы 1-4 кл.)

Специальные группы при специальном ЦВ к Мкп

III-IV ступени – школьное обучение.

В настоящее время существует сеть специальных ДОУ смешанного типа, куда поступают в основном дети с амблиопией и косоглазием, некоторое количество слабовидящих детей и незначительное количество слепых.

ДОУ для детей с нарушением зрения работают по специальной программе, построенной с учетом своеобразия развития детей и особенностей их познавательной деятельности, двигательной сферы.

Наряду с этим ведены специальные разделы по размещению зрительного восприятия и формированию предметных представлений; социальной адаптации и ориентировке в пространстве; развитию осязания, слухового восприятия; лечебной физкультуре, ритмике, коррекции речи.

Целью данных учреждений является обеспечение лечения, возможного восстановления зрения и предупреждение ухудшения его состояния, а также создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания. С целью предупреждения, выявления вторичных отклонений при раннем выявлении нарушений зрения и преодоление, ослабление или устранение недостатков в познавательной деятельности, физических отклонений некоторых нежелательных личностных качеств детей с нарушением зрения.

Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения работают по специальной программе построенной с учетом своеобразия развития детей и особенностей формирования их познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личностей.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений III (невидящие) и IV (слабовидящие) вида для детей с нарушением зрения.

Важнейшим условием жизнедеятельности детей с нарушением зрения в условиях специального ДОУ соответствие учебных нагрузок психофизиологическим особенностям детей.

Обучение детей направлено на всестороннее развитие, коррекцию и компенсацию имеющихся у детей с нарушением зрения недостатков развития обусловленных степенью и характером зрительных нарушений.

Обучение детей с нарушением зрения в детском саду осуществляется на занятии с группой 10 человек невидящих, либо слабовидящих детей или 10 – 12 человек с амблиопией и косоглазием. Занятие носит фронтальный, подгрупповой или индивидуальный характер.

С нарушением зрения

Специальные программы разработаны на основе программы обучения и воспитания в общеобразовательном детском саду. На ряду с этим, введены специальные разделы по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировке, лечебной физкультуре, коррекции речи, ритмики.

Методы в дошкольных учреждениях используются на основе общих дидактических принципах обучения и с учетом особенностей развития детей с нарушением зрения, способов их восприятия (зрительного или осязательного), познавательной деятельности и компенсаторных возможностей.

Применение специальных методов и приемов направлено на коррекцию зрительного восприятия, предметных представлений, ориентировки в пространстве, преодоление недостатков речевого развития в предметно – практической деятельности.

Важное место в обучении занимает наглядность, которая адаптируется к условиям восприятия (зрительного и осязательного). Условие, необходимое для успешного обучения слабовидящих детей – это оптимальное использование наглядных пособий. Широко используются оптические средства коррекции зрительного восприятия.

Для преодоления вербализма предметных представлений и расширение чувственного опыта проводится специальная работа по ознакомлению с окружающей действительностью на экскурсиях. При этом важная роль отводится регулирующей роли речи как средства компенсации слепоты и слабовидения. Для коррекции недостатков развития предметно-практических действий используется метод поэтапного выполнения задания в ручном труде, конструировании, лепке, аппликации. В результате комплексного подхода к обучению и воспитанию детей формируется деятельность ребенка, его взаимодействие с окружающей действительностью и людьми. Правильному развитию ребенка способствует организация преемственности методов обучения в детском саду и в школе, а также между общественным и семейным воспитанием.

Важное место в педагогическом процессе занимает работа по преемственности и взаимосвязи коррекционно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы по развитию и активизации зрения, по его охране, а также укреплению общего состояния здоровья. Детский сад, ясли, сад для детей с амблиопией и косоглазием - специальные учебно-воспитательные учреждения, предназначенные для лечения, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста. Данный вид дошкольных учреждений входит в систему образования и открывается комитетами образования совместно с отделами здравоохранения. Общее педагогическое руководство осуществляется комитетами образования, а ответственность за обеспечение лечения возлагается на отделы здравоохранения. В дошкольные учреждения, ясли, сад, принимаются дети с 2-х до 7-ми лет. Отбор детей осуществляется на основе медицинского заключения и психолого-медико-педагогического обследования на ПМПК. Решение о зачислении в учреждение, о выходе из него принимаются ПМПК.

Основной целью дошкольных учреждений для детей с косоглазием и амблиопией является оказание комплексной помощи детям.

Обучение и воспитание включают задачи:

1. Уточнение уровня психофизического развития и организация соответствующих условий для обучения и воспитания.

2. Обеспечение общего уровня развития воспитания и обучения.

3. Создание коррекционных условий для преодоления отклонений в психофизическом развитии.

Основные программные методические документы, регламентирующие деятельность данных дошкольных учреждений разработаны в институте Коррекционной педагогике, а содержание лечения в условиях ДОУ разработаны институтом Глазных болезней имени Гельмгольца. В содержание обучения и воспитания учитываются задачи, требования и рекомендации лечебно-восстановительной работы. Во всех видах детской деятельности предусматривается тренировка – упражнения для активизации зрительных функций. Развитие зрительного восприятия осуществляется на специальных коррекционных занятиях, а также в процессе игры, общеобразовательных занятий и в повседневной жизни.

Коррекционно-развивающие занятия по:

Развитию зрительного восприятия;

Ориентировке в пространстве;

Социально-бытовой ориентировки проводятся тифлопедагогом.

Занятия по преодолению недостатков речевого развития проводятся логопедом. При этом дети объединяются в подгруппы в соответствии с уровнем речевого развития, т.е. приблизительно с одинаковым состоянием лексики, грамматики, фонетики, связанной речи. Кроме того, с детьми проводятся специальные занятия по лечебной физкультуре, ритмике, так как у детей с нарушением зрения наблюдается отклонение в развитии двигательной сферы. Весь учебно-воспитательный процесс в детском саду строится с учетом требований лечебно-восстановительной работы.

Консультативные группы для детей с нарушением зрения, не посещающих ДОУ, возникли как необходимость оказания помощи семье, в воспитании детей, имеющих нарушение зрения.

Данные группы создаются как при государственных, так и при общественных, а также частных и других дошкольных учреждениях. Комплектование групп осуществляется ПМПК. В группы зачисляются дети с момента выявления первичного нарушения. Работа с детьми осуществляется как на базе дошкольных учреждений, так и в условиях семьи. Основной целью консультативных групп является:

1. Выявление детей с нарушением зрения не посещающих дошкольные учреждения, но нуждающихся в комплексной психолого-медико-педагогической помощи.

2. Консультирование родителей в связи со своеобразием особенностями психофизического развития ребенка и разработка, совместно с родителями, программы его обучения и воспитания.

3. Обучение родителей методам, средствам и приемам воспитания и обучения детей в условиях семьи.

4. Проведение коррекционных занятий тифлопедагогом в присутствии родителей и с их помощью в дошкольном учреждении, либо в условиях семьи.

5. Изучение успешности в развитии и продвижении ребенка в процессе обучения и воспитания и составление в процессе обследования индивидуальных карт динамики психофизического развития ребенка.

Консультативные группы устанавливают связь между семьей и другими учреждениями, которые должны оказывать помощь родителям как в настоящее время, так и в будущем. Данные группы только начинают функционировать, поэтому необходимы номенклатурные акты, регулирующие их деятельность.

НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ И ДОУ

Материал заложен в решениях Министерства образования. Контроль за реализацией стандартов идет в ходе аттестации и аккредитации ДОУ.

- «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» № 677 от 1 июля 2005 года (регламентирует деятельность, его структуру, финансовую деятельность, количество групп, наполняемость);

- «О мерах по улучшению работы в специальных учебных заведениях для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии» (приказ от 18.07.91г. № 251/125, постановление СовМина РСФСР от 24.05.91г. № 278 (время работы специалистов, наполняемость групп);

- «Порядок лицензирования» приказ от 17.11.94г. № 1442 методическое письмо 61/19/12 от 17.05.95г. «О психолого-педагогических требованиям к играм и игрушкам»;

В модели ДОУ на современном этапе – личностно-ориентировочный подход, принцип дистанции, активности, самостоятельности, творчества, учет возрастного различия.

Устав дошкольного образовательного учреждения (примерные положения) № 212/9-12 от 30.03.94г.;

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении № 677 от 1.07.98г.;

Основные программно-методические документы, регламентирующие деятельность дошкольных учреждений для детей с косоглазием и амблиопией разработаны в институте коррекционной педагогики, а содержание лечения в условиях ДОУ разработаны институтом глазных болезней им. Гельмгольца.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ТИФЛОПЕДАГОГА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1.Организует и возглавляет проведение коррекционно-педагогической работы в группах для детей с нарушением зрения.

2. Участвует в работе психолого-медико-педагогических консилиумах. Обследует детей и составляет на них заключения. Проводит психолого-педагогическое изучение, составляет характеристику с учетом выявления особенностей, а также составляет индивидуальную программу по коррекционной работе.

3. Комплектует группы и подгруппы детей для специальных коррекционно-развивающих занятий.

4. Планирует и проводит подгрупповые, индивидуальные занятия по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально- бытовой ориентировке.

5. Осуществляет подбор и использование разнообразных дидактических материалов, оптических средств в соответствии с этапами лечения, в соответствии с рекомендациями офтальмолога, индивидуальными возможностями детей и программным содержанием.

6. Обеспечивает взаимосвязь с воспитателем, психологом, музыкальным работником, воспитателями по физо- и изодеятельности, медицинским персоналом (мед сестра, врач-офтальмолог и сестры ортоптистки). Учитывает их рекомендации при осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода в процессе коррекционно-развивающих занятий.

7. Совместно с другими специалистами проводит работу с родителями детей на основе индивидуального консультирования, практику открытых занятий, участвует в родительских собраниях, ведет свою рубрику в уголке для родителей.

8. Проводит наблюдение за детьми, совместные занятия с другими специалистами итогового характера.

9. Систематизирует технический и дидактический материал.

10. Участвует в обмене опытом и повышении квалификации на методических объединениях.

11. Ведет документацию, индивидуальный план работы, перспективный и календарный план работы, график посещения занятий детьми.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Обязанности воспитателя:

1. Осуществляет гармоничное, всестороннее развитие, воспитание и обучение детей с нарушением зрения.

2. Несет ответственность за здоровье и жизнь детей.

3. Проводит режимные мероприятия.

4. Проводит наблюдение за детьми в процессе выполнения ими различных видов деятельности, т.е в свободной деятельности детей, игре, в труде, на прогулках.

5. Участвует в обсуждении результатов обследования, составлении психолого-педагогических характеристик.

6. Планирует свою работу, по формированию компенсаторного обучения детей с нарушением зрения по программным разделам.

7. Осуществляет коррекционную направленность педагогической работы.

8. Организует и проводит фронтальные занятия по обучению игре, развитию речи, ознакомлению с окружающим, формированию элементарных математических представлений, трудовому обучению и самообслуживанию исходя из зрительных способностей дошкольников.

9. Реализует частные коррекционные задачи. Использует специально подобранные наглядные дидактические материалы и тифлотехнику.

10. Взаимодействует с другими специалистами: тифлопедагогом, психологом, логопедом, музыкальным работником, учителем по физо-, изодеятельности.

11. Участвует в подготовке совместных занятий с другими специалистами, в подготовке праздничных мероприятий, а также мероприятий связанных с проведением досуга.

12. Осуществляет взаимосвязь с родителями: консультации, рекомендации, родительские собрания.

13. Организует выставки продуктов деятельности детей данной группы.

14. Повышает свой профессиональный уровень.

15. Ведет необходимую документацию.

16. Участвует в подготовке конкурсов, выставок на уровне города.

Обязанности педагога-психолога специального дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушением зрения:

1. Изучает психическую сферу детей совместно с тифлопедагогом.

2. Собирает анамнестические данные для составления первоначальной психолого-педагогической характеристики.

3. Проводит индивидуальные занятия с детьми, отстающими в развитии.

4. Подбирает и оформляет дидактический материал для изучения и коррекции психического развития дошкольников с нарушением зрения.

5. Оказывает консультативную помощь родителям и другим специалистам в организации развития детей, в условиях детского коллектива и семьи, ведет психопрофилактическую работу с педагогами и родителями.

6. Совместно с другими специалистами разрабатывает задания для дошкольников с учетом степени выраженности нарушений.

7. Создает благоприятный психологический климат в коллективе специалистов по их сотрудничеству и взаимопониманию, повышает квалификацию, участвует в работе методических объединений.

Обязанности методиста (заместителя заведующего):

Методист специального (коррекционного) ДОУ должен быть дефектологом.

1. Определяет основные направления и координацию совместной работы всех специалистов учреждения.

2. Оказывает методическую и практическую помощь сотрудникам специального (коррекционного) ДОУ.

3. Организует семинары, посвященные новинкам специальной и общей методической литературы.

4. Заботится об обновлении методического фонда.

5. Готовит тематические лекции с привлечением специалистов.

6. Участвует в работе игро- и видеотеки.

7. Разрабатывает коррекционные занятия-образцы.

8. Ведет статистику пребывания детей в учреждении, что позволяет делать прогнозы и наблюдать динамику их развития.

10. Повышает квалификацию, участвует в городских, областных и районных методических собраниях.

Обязанности учителя-логопеда:

1. Изучает уровень речевого развития детей.

2. Планирует коррекционную работу.

3. Формирует речевые группы в зависимости от уровня развития речи.

4. Разрабатывает и подбирает наглядный дидактический материал.

5. Проводит совместную работу с другими специалистами по развитию речи.

6. Оформляет кабинет, участвует в совместных мероприятиях.

7. Повышает квалификацию.

8. Организует контроль за культурой речи педагогического персонала.

9. Проводит работу с родителями по формированию речи в домашних условиях.

Обязанности музыкального работника:

1. Изучает музыкальный слух детей с нарушениями зрения.

2. Воспитывает чувство ритма.

3. Развивает зрительную ориентацию.

4. Развивает координацию движений.

5. Воспитывает слуховое внимание и слуховую память.

6. Совершенствует состояние артикуляционного аппарата.

7. Адаптирует программы по музыкальному воспитанию для детей с нарушением зрения.

8. Участвует в совместной работе с другими специалистами.

9. Подбирает наглядно-дидактический материал, различные атрибуты праздника.

10. Использует элементы логоритмики.

11. Развивает эстетический вкус у детей.

12. Знакомит детей с лучшими произведениями музыкального творчества.

Функции воспитателя по лечебной физкультуре (ЛФК):

1. Обследует детей с целью характеристики их двигательного развития, что позволяет комплектовать подгруппы детей для занятий.

2. Адаптирует современные методики по ЛФК в соответствии со спецификой развития детей с нарушением зрения.

3. Изучает динамику физического развития детей.

4. Использует тифлотехнический инвентарь.

5. Сочетает занятие по физкультуре с ориентировкой в пространстве.

6. В процессе проведения занятия соблюдает гигиенические требования (освещенность, часть суток).

7. Взаимодействует с родителями и педагогическим персоналом.

8. Организует музыкально-спортивные и праздничные мероприятия.

9. Организует физкультминутки (либо дает рекомендации по проведению).

10. Принимает участие в закаливании детей, в проведении утренней гимнастики.

11. Организует туристические походы.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА (УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ТИФЛОПЕДАГОГА, СУРДОПЕДАГОГА, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА И ДР.) (12 - 15-Й РАЗРЯДЫ)

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА (УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ТИФЛОПЕДАГОГА, СУРДОПЕДАГОГА, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА И ДР.) (12 - 15-Й РАЗРЯДЫ) __________________________ УТВЕРЖДАЮ (наименование организации, предприятия, учреждения) ___________________________ (директор, иное должностное лицо, уполномоченное утверждать должностную инструкцию) ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ___________________________ (подпись) (расшифровка _________ N ___________ подписи) ___________________________ Место издания (дата) УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА (УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ТИФЛОПЕДАГОГА, СУРДОПЕДАГОГА, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА И ДР.) (12 - 15-Й РАЗРЯДЫ) I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог и др.) относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя учреждения образования. 1.2. На должность учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) высшей квалификационной категории назначается лицо, имеющее высшее педагогическое (дефектологическое) образование либо высшее педагогическое образование и сертификат о переподготовке с присвоением квалификации "учитель-дефектолог", стаж работы в должности учителя- дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) I квалификационной категории не менее 3 лет. На должность учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) I квалификационной категории назначается лицо, имеющее высшее педагогическое (дефектологическое) образование либо высшее педагогическое образование и сертификат о переподготовке с присвоением квалификации "учитель-дефектолог", стаж работы в должности учителя- дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олнгофренопедагога и др.) II квалификационной категории не менее 3 лет. На должность учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) II квалификационной категории назначается лицо, имеющее высшее педагогическое (дефектологическое) образование либо высшее педагогическое образование и сертификат о переподготовке с присвоением квалификации "учитель-дефектолог", стаж работы в должности учителя- дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) не менее 2 лет. На должность учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) назначается лицо, имеющее высшее педагогическое (дефектологическое) образование либо высшее педагогическое образование и сертификат о переподготовке с присвоением квалификации "учитель- дефектолог" без предъявления требований к стажу работы. 1.3. Учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог и др.) подчиняется _________________ ____________________________________________________________________. 1.4. В своей деятельности учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог и др.) руководствуется: - законодательными и нормативными документами, регулирующими соответствующие вопросы; - методическими материалами, касающимися вопросов его деятельности; - уставом учреждения; - приказами руководителя учреждения (непосредственного руководителя); - правилами и нормами гигиены труда, правилами трудового распорядка; - настоящей должностной инструкцией. 1.5. Учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог и др.) должен знать: - нормативные правовые акты и другие методические материалы в области образования и воспитания детей с особенностями психофизического развития, прав ребенка; - Концепцию реформирования специального образования; - возрастную и социальную педагогику и психологию; - анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; - методы и приемы предупреждения и исправления нарушений в развитии детей; - основы трудового законодательства; - правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности. 1.6. Во время отсутствия учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) его обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, несущий полную ответственность за их надлежащее исполнение. II. ФУНКЦИИ На учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) возлагаются следующие функции: 2.1. Выявление детей с отклонениями в развитии, проведение коррекции их развития. 2.2. Осуществление лечебно-восстановительной работы. 2.3. Вовлечение детей в социально-экономическую жизнь общества. 2.4. Проведение методической и консультационной работы. 2.5. Пропаганда гуманного отношения к детям с особенностями психофизического развития, дефектологических знаний. III. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ Для выполнения возложенных на него функций учитель-дефектолог (учитель- логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог и др.) обязан: 3.1. Осуществлять работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии детей. 3.2. Выявлять детей с нарушениями в развитии, проводить их углубленное обследование с целью определения структурно-функционального нарушения. 3.3. Рекомендовать оптимальные условия обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, создавать банк данных, прослеживать динамику развития каждого ребенка. 3.4. Обеспечивать адекватное коррекционно-компенсаторное воздействие на развитие детей с особенностями психофизического развития. 3.5. Решать задачи обеспечения специальными средствами обучения и социальной реабилитации процесса обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития; осуществлять лечебно-восстановительную работу, которая направлена на укрепление физического и психического состояния ребенка; создавать условия для максимально возможного вовлечения детей в социально- экономическую жизнь общества. 3.6. Осуществлять профессиональную деятельность, связанную с восстановлением речи у лиц после перенесенных заболеваний или травм, применять современные методы, приемы диагностики и реабилитации. 3.7. Проводить методическую и консультативную работу. 3.8. Оказывать организационно-методическую помощь работникам образования по вопросам интегрированного обучения детей с особенностями психофизического развития. 3.9. Вести систематическую работу с родителями, вовлекая их в решение реабилитационных и коррекционно-педагогических задач обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития. 3.10. Пропагандировать дефектологические знания, милосердное и гуманное отношение общества к детям с особенностями психофизического развития средствами массовой информации и другими формами работы. IV. ПРАВА Учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог и др.) имеет право: 4.1. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями. 4.2. Знакомиться с соответствующими документами и информацией, необходимыми для качественного выполнения своих обязанностей. 4.3. Повышать свою квалификацию в установленном порядке. 4.4. Требовать от руководства оказания содействия в осуществлении своих обязанностей. V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог и др.) несет ответственность: 5.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь. 5.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь. 5.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь. Руководитель структурного _________ _______________________ подразделения (подпись) (расшифровка подписи) Визы _________ _______________________ (подпись) (расшифровка подписи) С Инструкцией ознакомлен: _________ _______________________ (подпись) (расшифровка подписи) _______________________ (дата)

2.1. Тифлопедагог:

§ проводит профилактическую коррекционно-развивающую работу с детьми в соответствии с выявленными нарушениями и управляет деятельностью коллектива сотрудников группы:

§ участвует в методической работе детского сада и города;

§ осуществляет работу с родителями.

2.2. Тифлопедагог организует свою работу в соответствии с контингентом детей с нарушенным зрением специального дошкольного учреждения:

§ в группе слепых и слабовидящих детей планирует и проводит коррекционную работу по исправлению выявленных отклонений в учебные часы, предусмотренные штатным расписанием, и развивает у детей специальные компенсаторные возможности познания окружающего мира, частично проводит занятия по развитию речи, математике, тифлографике; консультирует воспитателя по проведению занятий, посещает занятия воспитателя и анализирует усвоение детьми программного материала. В соответствии с этими наблюдениями организует индивидуально по подгруппам работу с детьми, испытывающими трудности в обучении;

§ в группе для детей с амблиопией и косоглазием консультирует и направляет работу воспитателя, присутствует на отдельных занятиях воспитателя, наблюдает за детьми, осуществляя координацию коррекционной и воспитательной работы, определение эффективных методов по развитию зрительного восприятия; проводит по подгруппам и индивидуально работу по оформлению способов познания окружающего мира в условиях зрительной депривации в соответствии с этапами лечения (плеоптика, ортоптика, стереоптика) и рекомендациями врача офтальмолога.

2.3 В начале учебного года тифлопедагог совместно с психологом проводит развернутое обследование детей в детском саду и по результатам обследования планирует работу в зависимости от уровня развития ребенка и диагноза, программных требований и прогноза об улучшении зрения.

2.4. Тифлопедагог обеспечивает взаимосвязь и преемственность в коррекционной работе с воспитателем группы, психологом, родителями и медицинским персоналом.

2.5 Тифлопедагог систематически повышает свою квалификацию, посещая курсы, методические объединения, лекции, семинары, консультации, изучает самостоятельно психолого-педагогическую литературу и делает сообщения по различным темам. Для обмена опытом и повышения квалификации тифлопедагог принимает активное участие в работе педагогических советов в детском саду, проводит открытые занятия, консультации по организации коррекционной работы для педагогических работников детского сада, обобщает свой опыт работы, оформляет пособия и методический кабинет в детском саду.

2.6. Тифлопедагог участвует в родительских собраниях, проводит групповые и индивидуальные консультации по работе с детьми дома, готовит материалы для уголка родителей, выступает перед родителями с докладами по актуальным вопросам обучения и воспитания детей с нарушенным зрением.

23. Содержание работы по развитию осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук.

Целью коррекционных занятий по развитию мелкой моторики является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приёмам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.

Развитием осязания и мелкой моторики следует заниматься не только на специальных занятиях, но и на общеобразовательных занятиях.

Занятия проводятся индивидуально, с подгруппой или группой в зависимости от развития осязательной чувствительности и моторики рук, а также содержания занятия. При проведении коррекционных занятий необходимо осуществлять дифференцированный подход к детям в зависимости от степени поражения зрения и уровня развития осязания. Навыки бисенсорного и полисенсорного восприятия позволяют детям с нарушением зрения эффективнее познавать окружающий мир и изучать материал конкретных учебных предметов (родного языка, математики, изобразительного искусства и др.). Осязание становится эффективным средством познания окружающего мира в процессе упражнений рук в разных видах предметно-практической деятельности, благодаря которой вырабатываются тонкие дифференцировки восприятия. Для восприятия навыков осязательного восприятия у детей с нарушением зрения могут быть использованы разные педагогические приёмы. Наряду с развитием непосредственного осязания на коррекционных занятиях детей необходимо познакомить с некоторыми приёмами опосредованного, т.е. инструментального осязания (например, обследование и узнавание предметов с помощью палочки). Каждое коррекционное занятие должно состоять как минимум из двух частей: 1. упражнение для рук (самомассаж, игры на пальцах и т.п.); они необходимы для того, чтобы снять напряженность мышц кистей и пальцев рук, а также развить их подвижность и гибкость. 2. ознакомление детей с приёмами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность и мелкую моторику (осязательное или осязательно-зрительное обследование предметов, лепка, конструирование, лепка и др.). По мере развития у детей навыков осязательного восприятия и действий с предметами тифлопедагог на одном занятии может объединять различные виды деятельности, исходя из познавательных возможностей детей и степени овладения ими материала программы.Задачи и содержание работы. Основная задача развитие двигательных и познавательных способностей . Она реализуется через развитие:1. Двигательной области коры головного мозга: - формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми); - умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя); - формирование зрительно-моторных координаций.2. Речевой области коры головного мозга: - формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса новыми понятиями. 3. Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.4. Координации крупных движений и умение владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков. 5. Пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве. 6. Формирование навыков учебной деятельности: - умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; - умение действовать правильно, повторяя показанный образец. Реализация этих задач с учетом возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию.Основные направления формирования осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения. 1. Коррекция осязания. Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности.Лепка . Во время лепки из глины, пластилина особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования, особенно в процессе лепки с натуры.Мозаики и конструкторы. Также развивают мелкую моторику и осязание. Используются мозаики, конструкторы разного размера, учитывая зрительную нагрузку и уровень развития мелкой моторики.Работа со штампами. В процессе работы со штампами развиваются сила руки, переключаемость (напряжение – расслабление – напряжение), развивается щепоть руки, что необходимо для подготовки руки к письму.2. Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации . У детей, страдающих содружественным косоглазием, чаще, чем у нормальновидящих сверстников, как уже было сказано, можно наблюдать отсутствие самоконтроля и саморегуляции движений. А это сказывается на согласованности действий рук и глаз. Cистема коррекционно- педагогичесокй работы направлена на формирование у детей автоматизированных навыков синхронности действий руки и глаза в различных видах деятельности. Мышечные возможности руки требуют тренировки и коррекции. Овладения движениями рук и пальцев имеет большое значение для развития ребенка в целом, в том числе речи, а для детей с нарушением зрения является эффективным средством формирования бисенсорного восприятия окружающего мира.Пальчиковые игры . Особую роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры - своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они позволяют коррегировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций.3. Коррекция изобразительных навыков. Чтобы сформировать более точные и координированные зрительно-моторные реакции, преодолеть неуверенность и скованность движений руки во время работы в тетрадях или альбомах, используются разные виды коррекции изобразительных навыков. а) Коррекция точности направления руки. б) Коррекция размаха движений руки при рисовании. г) Коррекция формообразующих движений. д) Коррекция изображения мелких предметов

Система работы в тетрадях в клетку состоит из следующих этапов: 1. Знакомство с тетрадью и рабочей строкой. 2. Задание «Продолжи узор»; вертикальные и горизонтальные прямые палочки и комбинации из них: дуги, волнистые линии, круги, овалы. 3. Печатание букв по клеточкам. 4. Печатание цифр. 5. Графические диктанты. 6. Рисование фигур сложной формы путем подсчета клеточек на образце (нарисуй рядом такую же фигуру и раскрась её).

В процессе работы в тетради у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется зрительно-моторная координация и ориентировка в микропространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная память. Вся эта работа сопровождается забавными стихами – чтобы заинтересовать детей и оживить однообразную работу, которую некоторые из них не любят выполнять. Делая тот или иной рисунок, ребенок не только выполняет движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, стихи постепенно заучиваются, и ребенок уже непроизвольно, зарисовывая что-то в тетради, начинает произносить строки из них. Таким образом идет оречевление производимых действий.

Для закрепления приобретенных графических навыков задания даются на дом. Кроме этого, повторяется соответствующий речевой материал (словарь по теме, стихотворные тексты и т.д.). Так осуществляется подготовка к письму будущих школьников, отрабатывается звукопроизношение, а параллельно идет работа над лексико-грамматическим строем речи.

Подходящие образовательные специальности: «Дефектологическое образование»
Ключевые предметы: Математика, Русский язык, Биология

Стоимость обучения (средняя по России): 300000 рублей


Описание профессии:


*стоимость обучения указана за 4 года на очном отделении.

Это педагог, работающий со слепыми или слабовидящими детьми.

Особенности профессии

Большую часть информации человек воспринимает через зрение.
Зоркие глаза - это один из факторов выживания не только в дикой природе, но и среди людей. Поэтому, если человек слепнет или слеп от рождения, ему нужно научиться восполнять недостаток зрительной информации другими способами.
Восприятие мира слепыми и зрячими очень разное. У слепых обычно развивается обостренный слух и особая чуткость пальцев. Но в процессе обучения человеку требуется специальная помощь.
Со слепыми детьми занимаются тифлопедагоги.

Тифлопедагог учит слепых и слабовидящих детей получать информацию о мире, читать (для этого существуют книги со шрифтом Брайля), прививает им навыки самообслуживания, умение ориентироваться в пространстве.
А также навыки, необходимые для работы на специализированном производстве (таком, где работают слепые и слабовидящие). Ведь очень важно, чтобы окончив школу, незрячий человек мог найти себе работу.
Однако задача педагога - не только научить, но и воспитать. Поэтому важную роль в работе занимает нравственное, эстетическое, физическое воспитание.

Многие слабовидящие и даже полностью слепые дети не останавливаются на достигнутом. Они получают высшее образование, осваивают творческие профессии, занимаются наукой. В этом засллуга и их педагогов.

Слепые и слабовидящие дети посещяют специализированные детсады, учатся в специализированных школах и школах-интернатах. В стенах этих заведений педагоги заменяют им родителей. Они полностью отвечают за их жизнь и самочувствие, потому что слепой ребёнок может по незнанию попасть в опасную для себя ситуацию.

Рабочее место

Тифлопедагоги работают учителями, методистами в специализированных общеобразовательных школах, в политехнических школах-интернатах, в специальных классах массовых школ.
А также в научно-исследовательских институтах.

Важные качества

Доброта, любовь к детям, ответственность, стремление помогать слабому.

Знания и навыки

Необходимо владеть методиками работы со слепыми и слабовидящими детьми, понимать особенности их восприятия и психологии.

Где учат

Стать тифлопедагогом можно, окончив факультет дефектологии или специальной педагогики педагогического вуза.

Коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии у детей с патологий зрения невозможно осуществить только на общеобразовательных занятиях. Дети одной категории, большинство из которых имеют различные отклонения в психофизическом развитии, нуждаются в специальной коррекционной помощи тифлопедагога. Квалификационная характеристика тифлопедагога подтверждается государственным нормативным документом, который определяет назначение тифлопедагога, содержание и сферу его профессиональной деятельности, а также характеристику основных знаний умений и навыков по данной специальности.

Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу. В общем коррекционно-педагогическом процессе, осуществляемом в детском саду для детей с нарушением зрения, специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики - подготовки детей к различным видам деятельности. Тифлопедагог решает также задачу снятия психоэмоционального напряжения, связанного с отрицательным влиянием на психику детей аппаратного решения.

Тифлопедагог должен быть подготовлен к профессиональной деятельности по обучению и воспитанию детей с дефектом зрения. Ее основой является - управление процессами обучения, воспитания и развития слепых и слабовидящих.

Тифлопедагог совместно с воспитателем, медицинским персоналом и родителями осуществляет гармоничное, всестороннее воспитание и обучение детей в соответствии с программой, проводит профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми с учетом патологии зрения и других нарушений, несет ответственность за охрану жизни и здоровья детей, осуществляет разъяснительную работу с населением и дошкольными учреждениями по охране зрения детей.

В соответствии с действующим положением тифлопедагогом может быть лицо, имеющее высшее дефектологическое образование (специальность - тифлопедагог), его работа контролируется заведующим дошкольного учреждения. Недельная нагрузка тифлопедагога составляет 20 часов. Оформление документации и подготовка к занятиям в рабочее время не входят. При организации и планировании своей работы тифлопедагог руководствуется имеющимися коррекционными программами, методическими разработками и рекомендациями (разработанными или адаптированными).

Направления работы тифлопедагога

1) Тифлопедагогическое обследование детей.

2) Проведение специальных коррекционных занятий с детьми.

3) Участие в методической работе дошкольного учреждения.

4) Работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение.

Тифлопедагогическое обследование детей.

Знакомство тифлопедагога с ребенком начинается с изучения документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, направившей ребенка в данное учреждение, обшей медицинской и офтальмологической карт). Это позволяет ему составить предварительное представление о ребенке, подготовиться к общению с ним и его родителями. Готовность ребенка к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деятельности, возможности коррекции и комплекции зрительной недостаточности тифлопедагог определяет в процессе обследования. Большое значение имеет при этом выявление умений ребенка пользоваться своим нарушенным (или остаточным - у слепых) зрением и уровень развития сохранных анализаторов.

При проведении обследования тифлопедагог имеет возможность увидеть трудности, мешающие ребенку в овладении познавательной деятельностью, проанализировать их причины. Все эти данные позволяют тифлопедагогу понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой помощи, наметить основные задачи обучения.

Обследование проводится тифлопедагогом в начале, середине и конце учебного года. По данным обследования составляются тифлопедагогические характеристики детей. Данные обследования и характеристики фиксируются в индивидуальных картах. В конце учебного года тифлопедагог анализирует и обобщает данные всех проведённых обследований. Так он получает возможность проследить динамику развития ребёнка в процессе коррекционного обучения.

Проведение тифлопедагогом специальных коррекционных занятий.

На основании полученных о детях данных, тифлопедагог комплектует их в подгруппы для коррекционных занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений в развитии. Подгрупповые занятия тифлопедагог проводит ежедневно, планируя их по коррекционным программам. Длительность каждого подгруппового занятия составляет 15 минут - в младшей и средней группах, 25 минут - в старшей, и 30 минут - в подготовительной группе. С детьми, которые в силу ряда причин в начале учебного года не могут участвовать в общеобразовательных и подгрупповых коррекционных занятиях, тифлопедагог также ежедневно проводит индивидуальные коррекционные занятия по разработанным им индивидуальным программам обучения. С детьми, не имеющими тяжелой зрительной патологии и сопутствующих заболеваний, но испытывающими на данном этапе обучения значительные трудности в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками, тифлопедагог проводит индивидуальные коррекционные занятия один - два раза в неделю. Длительность каждого индивидуального занятия от 10 (в младшей и средней) до 20 минут (в старшей и подготовительной группах).

Особый вид индивидуальных коррекционных занятий тифлопедагога - подготовка детей к проверке остроты зрения, определению характера зрения, к лечению на ортопедических аппаратах. Эти занятия тифлопедагог планирует, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога. Тифлопедагог учитывает, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате. Подобные занятия в ряде случаев можно проводить и с небольшими подгруппами детей. Следует отметить, что по заданиям тифлопедагога воспитатели групп также проводят с детьми специальные игры и упражнения, направленные на подготовку к участию в лечебно-воспитательном процессе и на закрепление результатов лечения зрения.

Индивидуальную коррекционную работу тифлопедагог осуществляет не только в специально созданных условиях своего кабинета, но и включаясь в общеобразовательные занятия. В повседневной жизни детей в детском саду он индивидуально работает с детьми, нуждающимися в формировании навыков самообслуживания, умений вступать в контакт с другими детьми и воспитателями и т.д. Как правило, это дети с глубокой зрительной патологией или имеющие такое сопутствующие заболевание, как ЗПР. Занимаясь индивидуально с трудными детьми, тифлопедагог показывает воспитателям приемы коррекционного воздействия.

Основная цель, которую ставит перед собой тифлопедагог в коррекционной работе с детьми, - подготовить их к восприятию того материала, который преподносят на общеобразовательных занятиях, самостоятельному участию в других видах деятельности.

Схема проведения специальных коррекционных занятий тифлопедагога:

1) закрепление материала предыдущих занятий;

2) преподнесение нового материала;

3) физкультминутка;

4) закрепление нового материала;

5) заключительная часть.

Тифлопедагог на своих занятиях в рамках общеобразовательного обучения решает следующие коррекционные задачи:

1) формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;

2) формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;

3) обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

Важнейшая задача, которую тифлопедагог решает на коррекционных занятиях всех видов, - формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения. Тифлопедагог проводит специальные коррекционные занятия следующих видов:

Развитие зрительного восприятия;

Развитие осязания и мелкой моторики;

Ориентировка в пространстве;

Социально-бытовая ориентировка.

Развитие зрительного восприятия.

Курс специальных коррекционных занятий тифлопедагога по развитию зрительного восприятия состоит из нескольких этапов. На начальном этапе тифлопедагог учит детей фиксировать взор на игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других; прослеживать взором за их движением: выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (цвет, форма, величина). Постепенно с развитием зрительных возможностей детей усложняются задачи, которые перед ними ставит тифлопедагог.

Занятия тифлопедагога по развитию восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией теснейшим образом взаимосвязаны с лечебно-восстановительным процессом. Так, на каждом этапе лечения ребенка на коррекционных занятиях используется соответствующий дидактический материал, проводятся специальные игры и упражнения, способствующие закреплению результатов аппаратного лечения зрения.

В период плеоптического лечения тифлопедагог включает в занятия игры и упражнения, способствующие активизации деятельности амблиопичного глаза. Так, предлагает детям задания, в которых учит их выделять с помощью зрения цвет, форму, величину предметов и изображений; задания, связанные с обводкой по контуру через кальку, упражнения с мелкой мозаикой, конструктором и т.д.

В период ортоптического лечения с детьми проводят специальные упражнения по подготовке к лечению на синоптофоре, упражнения, закрепляющие результаты лечения на этом аппарате. С этой целью детей учат, например, накладывать одно изображение на другое, подбирать цветное изображение к контурному или силуэтному, точно совмещая их.

На этапе стереоскопического лечения тифлопедагог проводит с детьми игры и упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояния между ними и т.п. Например, такие игры, как «Распредели игрушки по величине». «Разложи по величине геометрические фигуры». «Прокати мяч в воротики», «Набрось кольцо», «Поймай рыбку». «Попади в мишень», «Загони шарик в ячейку» и т.д.

Со слепыми дошкольниками, имеющими остаточное зрение (0,01 - 0,04), тифлопедагог проводит индивидуальные занятия по развитию остаточного зрения. Комплекс упражнений для занятий с этими детьми подбирается для каждого ребенка с учетом рекомендаций врача - офтальмолога. Дети выполняют упражнения, развивающие умение сосредотачивать зрительное внимание на зрительном объекте, формирующие навыки нахождения их в поле восприятия и узнавания. Проводят также игры и упражнения, в которых повышается световая и цветовая чувствительность глаз, точность узнавания игрушек и предметов.

На занятиях по развитию зрительного восприятия тифлопедагог знакомит детей с основными правилами охраны зрения (например, соблюдение правильной позы при выполнении графических упражнений, рассматривание картинок; умение правильно пользоваться дополнительным освещением и т.д.). Детей подводят к пониманию необходимости ношения очков и лечения на аппарате.

Важнейшая задача - обучение детей приемам правильного использования своего зрения и оказания ему помощи. Так, тифлопедагог учит детей быть внимательными при зрительном рассматривании игрушек, предметов и изображений; формирует алгоритм зрительного восприятия; внимательно слушать словесные описания тифлопедагога и сопоставлять с ними зрительно воспринимаемые объекты; вырабатывает у детей согласованные движения глаз и руки. Детям дают также представления о том, что зрительную информацию об окружающем мире необходимо дополнять той, которую можно получить с помощью слуха, осязания, двигательно-тактильной чувствительности и т.д.Необходимо отметить роль словесной регуляции тифлопедагогом зрительного восприятия детей. Он направляет рассматривание детьми игрушки или предмета по определенному плану, последовательно, корригирует и активизирует его. С этой целью тифлопедагог задает детям вопросы, использует словесные инструкции: «Как называется эта игрушка (предмет)?», «Какого цвета игрушка?», «Рассмотри игрушку внимательно», «Обведи взором контур игрушки», «Найди глазами части этой игрушки: назови их», «Какой формы игрушка» и т.д.

Непременное условие успешности работы тифлопедагога по развитию зрительного восприятия - активное включение в процесс зрительного обследования речи самих детей.

Развитие осязания и мелкой моторики

Тифлопедагог ставит перед собой задачу научить дошкольников с нарушением зрения получать информацию об окружающем мире с помощью осязательного восприятия, использовать умения в самостоятельной игровой, учебной, бытовой деятельности.

Первые занятия тифлопедагог посвящает знакомству детей со строением рук, названием пальцев, учит выполнять различные действия всей рукой и каждым пальцем в отдельности. Тифлопедагог формирует у детей последовательное осязательное обследование игрушек и предметов ближайшего окружения по определенному плану:

  • правильно брать их в руки (грибок надо брать за ножку и т.д.);
  • обследовать двумя руками, сверху вниз;
  • обращать внимание на детали;
  • выделять все осязательно воспринимаемые признаки, отличающие ту или иную игрушку, предмет, т.е. те, по которым они могут быть узнаны.

Например, при обследовании куклы ребенок должен уметь выделить ее голову, туловище, руки и ноги; при обследовании игрушки, изображающей животное, - выделить голову, туловище, лапы (ноги), хвост.

Свои действия при осязательном обследовании дети должны научиться сочетать с целенаправленным зрительным восприятием. С целью обучения детей зрительному контролю за действиями своих рук тифлопедагог предлагает задания, в которых надо обвести предмет по контуру; подобрать изображения к контурам, фигурки к прорезям, обвести их рукой и точно наложить.

На первых этапах обучения тифлопедагог проводит с детьми игры и упражнения, требующие одновременного использования и зрения, и осязания. Позже детей учат обследовать и узнавать игрушки, предметы, геометрические эталоны только осязательно. Важнейшим приемом на первых этапах обучения выступают совместные обследующие действия ребенка и тифлопедагога, сопровождаемые словесными описаниями тифлопедагога, а позже - самого ребенка. Вопросы, которые тифлопедагог задает ребенку, направляют его осязательное обследование, помогают выделить необходимые признаки и словесно их обозначить.

Тифлопедагог включает занятия игры и упражнения, повышающие осязательную чувствительность пальцев рук, развивающие точность и координированность движений рук. Детям предлагается разложить разные по форме и величине камушки, детали конструктора, элементы различных мозаик; разные по форме и материалу, из которого сделаны, мелкие игрушки и т.д.

Для укрепления мышц руки, развития силы пальцев предлагаются упражнения с использованием различных мячей, резиновых и поролоновых губок.

В занятие по развитию осязания и мелкой моторики тифлопедагог включает различные виды предметно-практической деятельности детей. Проводится также обучение детей элементам письма и рисования; детей с глубокой зрительной патологией обучают чтению рельефных рисунков.

Развитие у дошкольников со зрительной патологией, осязания и мелкой моторикой расширяет их познавательные возможности, способствует развитию мыслительной деятельности и речи; обогащает их представления об окружающем мире, позволяет лучше ориентироваться в нем.

Обучение ориентировке в пространстве.

Обучение детей ориентировке в пространстве тифлопедагог осуществляет по специально разработанным методикам. Они включают в себя несколько этапов:

На первом этапе необходимо создать у детей четкие представления о своем теле и его симметричности, о пространственном расположении его частей; обучить их практической ориентировке «на себе»;

На втором этапе - дать детям представления о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве, то есть «от себя», детям прививаются навыки полисенсорного восприятия предметов, умение анализировать информацию, полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов, объединять ее в единый образ и применять в практической ориентировке;

Третий этап - обучение детей моделированию предметно практических построений;

Четвертый этап - обучение ориентировке в пространстве с помощью схем.

Основные задачи обучения пространственной ориентировке дошкольников со зрительной патологией:

Формирование потребности в самостоятельной ориентировке;

Преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах;

Овладение ориентировкой на своем теле;

Обучение способам и приемам ориентировки в микропространстве (за столом, на листе бумаги, в книге);

Формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировки в нем;

Обучение ориентировке совместно со зрячими сверстниками и взрослыми;

Ознакомление с приемами ориентировки при помощи вспомогательных средств (трость, звуковые сигналы).

Решение этих задач предполагает осуществление комплексного подхода к определению содержания программы.

Современные исследования тифлопедагогической и тифлопсихологической наук, а также опыт работы с дошкольниками в абилитационном Центре Санкт-Петербурга выявили условия овладения незрячими дошкольниками умениями ориентировки в окружающем пространстве:

Развитие анализаторов (готовность сохранных анализаторов
воспринимать признаки и свойства предметов окружающего мира);

Развитие общих представлений (накопление необходимого запаса предметных и пространственных представлений, овладение способами восприятия);

Развитие движений (сформированность правильной позы, походки при ориентировке и обследовании);

Развитие навыков мобильности (преодоление страха пространства, формирование интереса к данному виду деятельности).

Работа тифлопедагога проводится во взаимодействии с воспитателем. Тифлопедагог осуществляет опережающее обучение, предварительное знакомство детей с тем, что будет преподнесено на занятиях воспитателем. Он готовит детей к овладению трудными видами деятельности, формирует алгоритм действий, показывает и обрабатывает способы зрительного, осязательного, слухового, бисенсорного и полисенсорного восприятия окружающего мира. Воспитатель закрепляет и совершенствует те способы и приемы познания окружающего мира, которые сформированы у детей на занятиях тифлопедагога, учит пользоваться этими способами и приемами в самостоятельной деятельности (игровой, учебной, бытовой).

При обучении ориентировке на собственном теле используются следующие приемы: зрительно - осязательное обследование ребенком своего тела; рассматривание себя в зеркале; нахождение и называние частей своего тела; соотнесение ребенком частей своего тела с телом другого ребенка; словесное обозначение их пространственного расположения; зрительно - осязательное обследование ребенком куклы: выделение и называние частей ее тела; словесное обозначение их расположения.

Особое внимание уделяется умению детей различать правую и левую стороны «на себе», так как ориентировка именно в этих направлениях является необходимой основой освоения не только своего тела, но и пространства вокруг себя.

Для обучения ориентировке в окружающем пространстве с точкой отсчета «от себя» тифлопедагог формирует у детей навыки использования зрения в ориентировке, развивает умение выделять различные ориентиры. Основой обучения на этом этапе является соотнесение расположения игрушек и предметов с уже освоенными направлениями собственного тела. Большое внимание уделяется усвоению понятий «близко - далеко», «ближе - дальше».

Для развития полисенсорного восприятия пространство необходимо научить детей узнавать по звуковой характеристике различные игрушки, предметы, действия окружающих. Дети упражняются в узнавании предметов с помощью зрения и осязания, а затем определяют их расположение в пространстве с помощью слухового восприятия.

Следующим этапом коррекционного обучения является формирование у детей умения создавать простейшие модели пространственных отношений между игрушками, предметами и их заместителями.

Обучение детей ориентировке в пространстве с использованием схем является следующим, более сложным этапом работы. Проводится оно последовательно по следующим направлениям: обучение ориентировке в пространстве по картинке - плану; знакомство с условными изображениями предметов: формирование умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой; обучение самостоятельному составлению простейших схем замкнутого пространства.

Приобретенные детьми навыки работы со схемами способствуют развитию их пространственного мышления, что значительно облегчает зрительно - пространственную ориентировку. Представления об окружающем пространстве расширяются. Дети овладевают навыками самостоятельного ориентирования не только в знакомых помещениях (в группе, спальне), но и в незнакомом замкнутом пространстве.

Обучение социально-бытовой ориентировке

В курсе обучения социально-бытовой ориентировке тифлопедагог активно использует сформированные у детей компенсаторные навыки. Формируются навыки предметно-практической деятельности. Большое значение имеет поэтапность формирования навыков, предусматривающая овладение сначала простейшими, а затем более сложными действиями. Тифлопедагог применяет метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребенком. Используются также словесная регуляция и коррекция действий детей. Наглядный материал для занятий по социально-бытовой ориентировке подбирается с учетом получения максимума разносторонней информации об изучаемых объектах или явлениях. Детей знакомят с предметами ближайшего окружения, учат выполнять с ними определенные действия в соответствии с назначением.

Полученные представления расширяются и закрепляются в специально организованных дидактических и сюжетно-ролевых играх, на экскурсиях и в беседах.

Большое место на специальных коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке отводится сюжетно-ролевой игре. В играх совершенствуются предметно-практические действия, формируются компенсаторные способы познания окружающего мира. В ходе игр в доступной и занимательной форме усваиваются нормы общепринятого поведения, формируются навыки взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, на специальных коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке у детей формируется понимание своих сенсорных возможностей, адекватная самооценка, умение самостоятельно ориентироваться в простейших бытовых и социальных ситуациях.

Методическая работа

Составляющей частью деятельности тифлопедагога является методическая работа, в которую входят следующие направления:

Посещение общеобразовательных занятий с целью изучения того, как дети усваивают программный материал, какие трудности испытывают, как овладевают приемами предметно-практической деятельности;

Выступления на педагогических советах для ознакомления воспитателей с особенностями развития, воспитания и обучения детей со зрительной патологией, а также с коррекционными программами и методиками;

Организация и проведение семинарских занятий по той или иной проблеме, обсуждение опыта работы;

Индивидуальное консультирование воспитателей по конкретным вопросам воспитания и обучения детей, методам коррекционной работы;

Показ занятий с детьми с целью ознакомления воспитателей с конкретными методами и приемами коррекционной работы;

Пропаганда тифлопедагогических знаний (организация выставок специальной литературы с аннотациями и рекомендациями по использованию, демонстрация дидактических материалов).

Работа с родителями

Одним из важнейших направлений работы является систематическая и целенаправленная работа с семьями детей с нарушениями зрения. Она включает в себя несколько направлений:

Выступления на родительских собраниях по общим вопросам воспитания и обучения, развития школьников с нарушениями зрения;

Консультация для отдельных групп родителей с учетом общих для них проблем, связанных с особенностями развития детей, трудностями в овладении определенными знаниями;

Индивидуальное консультирование родителей по вопросам, касающимся конкретного ребенка;

Проведение для родителей индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, целью которых является обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком, оказания ему действенной помощи в выполнении определенных видов деятельности;

Выставки специальной, доступной для понимания родителей, литературы с аннотациями тифлопедагога;

Выставки игр и специальных пособий, которые родители могут использовать в занятиях с детьми дома;

Выставки детских работ, выполненных на занятиях тифлопедагога; задания на дом (на выходные дни, на лето).

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники