Житие святых: история храма великомученика Климента. Мой личный фотоблог Церковь папы климента на пятницкой


Всего 16 фото

Москвичи хорошо знают эту красивую, впечатляющую и величественную церковь, что находится в Климентовском переулке на Третьяковке. Она является безусловно выраженной архитектурной доминантой всего Замоскворечья. Это церковь священномученика Климента - папы Римского. Исходя из некоторого кажущегося внешнего противоречия, заключенного в самом названии, в том смысле, что причем тут папа римский и католичество, я заинтересовался историей этого православного храма и в особенности личностью самого Климента. Все оказалось очень любопытным и крайне поучительным. Далее под катом - фото храма в разное время и история о том, почему апостол Климент был таким популярным на Руси, на заре становления русского христианства.

Климент был младшим сыном состоятельных и знатных римских родителей в жилах, которых текла, в том числе и императорская кровь. Когда Климент был еще совсем юного возраста, отец отправляет его мать и двух старших братьев-близнецов в Грецию в Афины. По дороге их корабль настигает страшный шторм и случается кораблекрушение. Мать Климента и его братьев разлучает морская стихия. Все они спаслись, но ничего не ведали о судьбе друг друга. Отец же Климента, узнав о том, что его любимая жена и сыновья так и не прибыли в Афины, спустя четыре года сам отправляется на их розыски, оставив совсем юного Климента присматривать за их имуществом. Но, в результате пропал и он, превратившись в безутешного странника от безуспешных поисков своей семьи. Сам же Климент справедливо считал, что они все погибли.

Ему исполнилось двадцать четыре года, а уже прошло двадцать четыре года как пропали его братья с матерью, и двадцать лет как не было вестей от его отца. Климент вырос, получил хорошее образование, увлекся философией и новым тогда христианским учением. Страстно мечтая попасть в Иудею, откуда это учение распространялось по миру, Климент снарядил корабль и решительно туда отправился. Однако и он попал в сильный шторм, который привел его поначалу в Александрию, где он впервые услышал христианские проповеди апостола Варнавы, а оттуда отплыл в Кесарию Стратонийскую, в древний палестинский город на восточном побережье Средиземного моря. Там впервые он встретил Петра, ученика Христа, одного из его двенадцати апостолов, принял от него крещение став одним из его любимых учеников и последовал за ним. Оказалось, что в учениках у апостола Петра пребывали и его братья-близнецы. А немного позже в процессе их странствий и проповедей Петр удивительным образом встретил и узнал мать Климента, а впоследствии и его отца. Вот таким чудесным образом его семья объединилась, что приветствовал даже тогдашний император Рима.
02.

Впоследствии, когда апостол Петр прибыл в Рим, Климент уже выступал в роли неотлучного и любимого ученика и истово проповедовал учение христово. Перед тем как принять распятие от императора Нерона апостол Петр рукоположил Климента во епископы, который впоследствии стал главой римской христианской церкви с 91 по 100 г.

Климент вел в это время обширную и успешную религиозную деятельность, исцелял больных и обращал в христианскую веру множество людей, причем как простого сословия, так и знатных римлян, чем, в конце концов, навлек на себя неудовольствие императора Траяна из-за многочисленных доносов «о неуважении Климентом римских богов». Тогда были искусственно спровоцированы народные волнения и массовый мятеж против христиан. Траян убить его не посмел, но в наказание отправил Климента в ссылку в Инкерманские каменоломни, что были рядом с крупным античным городом Херсонесом Таврическим, короче в современный Крым, в нынешний Севастополь.

С Климентом добровольно отправились в изгнание и множество его последователей. Кстати, Инкерманские каменоломни были традиционным местом ссылки христиан в то время. Климент работал в этих каменоломнях, как и все остальные ссыльные, продолжая истово проповедовать. Он открыл чудесным образом на территории каменоломен животворный источник, и после этого стал очень востребованным, почитался местным населением и крестил тогда по 500 человек в день. Климент создал в Херсонесе большую общину, насчитывавшую более 5000 христиан. Влияние Климента было очень весомым.
03.

«Дошло до того, что местный военноначальник обратился к императору Трояну с письмом, в котором говорил: «Я уже не знаю, кто правит Крымом, - я или Климент. Я не могу с ним справиться, потому что огромные толпы разорвут меня на части». Тогда Троян прислал туда две свои когорты преторианцев, которые должны были убить Климента. Но, увидев огромное народное почитание и большое количество учеников, не решились сделать это открыто, и, выждав определенное время, хитростью заманили его на корабль, привязали к якорю и бросили в море. Поэтому крест с якорем - это символ и память мученической кончины первого русского святого, который хоть и был папой Римским, но стал покровителем Руси на все времена», - говорит отец Леонид, настоятель храма священномученика Климента в Замоскворечье.
04.

Его два любимых ученика - Корнилий и Фив воззвали тогда к верующим молиться об обретении его тела. После этой массовой молитвы море отошло от берега на несколько сот метров, и верующие нашли в нерукотворной мраморной пещере-храме нетленное тело мученика. Ученикам тут же было дано откровение, что тело надо оставить здесь, а море теперь будет каждый год отступать в течении семи дней, чтобы верующие могли поклониться мощам Климента. Впоследствии в течении столетий Климентом было явлено множество откровений, чудес и исцелений. Так это и продолжалось до 8-го века, когда море перестало отступать.
05.

Спустя еще полвека в Херсонес прибыли два христианских учителя - солунские братья Кирилл (Константин Философ) и Мефодий (да, да - те самые), которые побудили местного епископа Григория попытаться обрести его мощи с помощью молитвы. Григорий согласился и получил даже благословение тогдашнего константинопольского императора Михаила III (царствововал с 865 по 867 гг.) и патриарха Игнатия на это действо. При великом стечении людей после сильного ливня на закате всплыли мощи святого Климента осеняемые ярким белым светом. Мощи были перенесены в местную церковь Херсонеса, где впоследствии произошли массовые чудеса, исцеления и изгнания бесов…
06.

Также Климент чрезвычайно известен своим произведением "Первое послание к коринфянам", в котором он старается склонить к миру враждующие коринфские партии и подчинить их власти законной иерархии. Оно представляет собой первый по времени, после творений апостольских, письменный памятник христианского учения (написано около 97 г. после Р.Х.) и пользовалось в древней церкви особенным уважением: его читали в церквях наряду с посланиями апостольскими и оно помешалось в одних кодексах с ними.
07.

Живший задолго до разделения церквей, Святой Климент Римский одинаково широко почитается и в католицизме, и в православии. Святой Климент пользовался широким почитанием на Руси; ему посвящены значительные храмы в Москве (в Климентовском переулке), Торжке и иных местах. Очевидно, связано это и с тем, что святой равноапостольный Кирилл лично перевез мощи Климента в Рим и передал папе Адриану II, где им было устроено небывалое чествование (конец 867 - начало 868 года).

Папа Адриан II утвердил тогда богослужение на славянском языке и переведённые братьями «славянские книги», и приказал положить их в римских церквях, рукоположил Кирилла и Мефодия в епископы, а их славянских учеников в пресвитеры. Это был поистине революционный шаг. Многие западные и южные славяне к тому моменту уже приняли христианство, но у них не было своей иерархии. И в Риме, и в Константинополе рассматривали славянские народы лишь как объект культурно-политической экспансии. Византия ставила им греческих священников, которые вели богослужение на греческом языке с целью быстрейшей эллинизации славян. Славяне Моравии и Иллирака, находившиеся под юрисдикцией Рима были вынуждены приглашать служивших на латыни франкских миссионеров, пытавшихся начать процесс онемечивания славянских земель.
08.

Благодаря Константину (Кириллу) и Мефодию славяне получили общий язык, возможность богослужения на нем, свою национальную церковную иерархию и тем самым щит от греческой или франкской ассимиляции. И все это произошло только потому, что у солунских братьев вовремя оказались мощи святого Климента Римского.

По мнению некоторых авторов, именно обретение мощей святого Климента освятило в глазах Римской церкви просветительскую миссию Кирилла и Мефодия среди славян и введение богослужения на славянском языке. До этого среди некоторых богословов Западной церкви господствовала точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх "священных" языках (еврейском, греческом и латинском), поэтому братья и были в свое время заподозрены в ереси и вызваны для разъяснений в Рим. В честь обретения мощей святой Кирилл написал на греческом языке краткую повесть, похвальное слово и гимн. Мощи святого Климента были перенесены в римскую Базилику святого Климента. Здесь же был похоронен святой Кирилл, скончавшийся в феврале 869 года. Константин умер в возрасте 42 лет и принял перед смертью имя Кирилл.
09.

Таким образом, обретение мощей святого мученика сыграло колоссальную роль в истории славянства, позволив славянам обрести общую письменность и тем самым сохранить свою культуру и самобытность, избавившись от опасности поглощения другими народами.
10.

Часть мощей святого Климента была оставлена в Херсонесе, где покоилась в резной шести тонной мраморной гробнице, сделанной византийскими мастерами из проконесского мрамора. После захвата города русским князем Владимиром Великим в 988 или 989 году, который принял здесь крещение, мощи святого Климента (вместе с мраморным саркофагом) и телом его ученика Фивы по его приказу были перенесены в Киев "на благословении себе и на освящение всем людям", где пребывали в Десятинной церкви - первом каменном храме Киевской Руси. С XIII века мироточивая глава святого Климента пребывает в Киево-Печерской Лавре.

По мнению историков в этом акте рельефно проступает намерение Святого равноапостольного князя учредить церковь Киевской Руси на мощах папы-мученика, тем самым подчеркнув авторитет своей власти, святость своей столицы и ее кафедрального храма. И Владимиру действительно удалось добиться своей цели, так как в ближайшие десятилетия молодое Киевское княжество получило всеобщее признание в Европе, а его правители получили легитимность во всем христианском мире.

Судя по всему, для мощей в Киеве была сделана новая рака, поскольку сын Владимира Ярослав Мудрый был похоронен 20 февраля 1054 года в Киеве именно в херсонесской мраморной гробнице святого Климента, сохранившейся в Софийском соборе до сих пор.
11.

Часть мощей Климента была передана французскому епископу Шалона, приехавшему в составе посольства сватать дочь князя Ярослава Анну Ярославну за французского короля.

Частица мощей от честной главы святого священномученика Климента была передана из Киева в Инкерманский Свято-Климентовский монастырь после возобновления его работы в 1991 году; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма.
12.

Таким образом, мощи священномученика Климента были первой христианской святыней, появившейся на Руси. Этим то и была вызвана его исключительная популярность на русской земле.

Некоторые историки считают, что четвертый папа Римский Климент никогда не был в Херсонесе, и что это только легенды, созданные якобы Кириллом и Мефодием для религиозного обоснования их просветительской миссии. Ведь до того как их вызвали в Рим для дачи разъяснений их деятельности по созданию славянской письменности и становлению самостоятельного славянского христианства братья никак не популяризировали мощи Климента, что находились у них. Но это и не важно, а важно то, что Климент, как апостол выступил совершенным символом становления нового славянского православного христианского мира.
13.

Так, что Климент является апостолом от 70-ти почитаемых, четвертым по счету епископом (папой) Рима. С католичеством этот его титул никак не связан. Просто, очевидно, само словосочетание «папа римский» в названиях церквей было применено уже в более позднее время.
14.

Что касается самой церкви в Климентовском переулке. Отсюда из этих мест Большая улица и Ордынская дорога вели в Золотую Орду. Здесь проживали «толмачи» - переводчики и «ордынцы» - исполнители воли великого московского князя в Орде. Сюда, преодолев моря и реки, привозили свои товары иноземные купцы - «гости». Возможно, на рубеже XV - XVI вв. они и основали у так называемого замосковского Ленивого торжка церковь в честь Климента Римского, чтобы возносить в ней молитвы священномученику — покровителю всех жаждущих света истинной веры Христовой и путешествующих по водам.

Это крупнейший храм в Замоскворечье. Впервые он упомянут в письменных источниках под этим именем в 1612 году, в связи с событиями Московской битвы между русскими ополченцами и польско-литовским войском гетмана Ходкевича.
15.

Первый каменный храм на этом месте датирован 1657 годом. В 1662 году у него было уже три придела. Храм был перестроен в 1720 году, затем в 1756—1758 годах к нему добавили трапезную и колокольню с Климентовским и Неопалимовским приделами. Архитектором мог быть, предположительно, К. Бланк или А.П. Евлашов. В 1762 году прихожане получили разрешение на слом главного объёма старого храма, и к 1769 году на средства купца 1-й гильдии К.М. Матвеева был завершён пятиглавый барочный храм, дошедший до наших дней. Авторство постройки не установлено. Предположительно, его выстроил И.Я. Яковлев по проекту Пьетро-Антонио Трезини.

Авторы путеводителя «По Москве» 1917 г. писали: «Издали, на фоне Замоскворечья, и вблизи храм с пятью его куполами производит одинаково сильное впечатление своей спокойной красивой громадой. Очень хороши окна второго этажа и идущая поверх здания ажурная железная решетка тонкого рисунка». Даже в советское время никто не мог остаться равнодушным к грандиозной и величественной красоте пятиглавой церкви во имя священномученика Климента, папы Римского. Удивляла ее оригинальная и изысканная ограда сложной конфигурации. Выдающимся явлением русской архитектуры эпохи барокко был признан входной храмовый павильон, который являлся одновременно и Святыми вратами, и «прикладезным» строением над святым источником. К сожалению, этот уникальный памятник московского зодчества снесли во второй половине 1930-х гг.
16.

Надеюсь, Вам было интересно узнать о том, кто же такой был священномученик Климент и почему на Руси возводили храмы в его честь. Я, со своей стороны, теперь совершенно по-другому стал смотреть не только на этот замечательный величественный храм московского Замоскворечья, но и вообще, понял, что когда видишь подобные впечатляющие архитектурные шедевры, начинаешь осознавать, что за внешним фасадом храмов всегда стоит глубокая и седая история, история полная тайн, откровений и святой веры, той веры, что творит чудеса, что дает силы подняться из пепла и возродить былое величие своей родины.

Источники и дополнительная информация:

Сайт храма во имя священномученика Климента папы Римского
Сайт vidania . ru о Клименте Папе Римском: http://www.vidania.ru/p_klimentrimsky.html
Биография Климента на сайте «Католичество»: http://credoindeum.ru/publ/stati/svjatye/kliment_i_papa_rimskij/15-1-0-72
Сайт sobory . ru о храме Климента папы Римского в Замоскворечье: http://sobory.ru/article/?object=02177
Статья Андрея Васильева "Обретение мощей святого Климента Римского в Херсонесе"

(Basilica di S. Clemente al Laterano; Via Labicana, 95)

Церковь устроена на месте дома, принадлежавшее священномученику Клименту, папе римскому (91-100), вскоре после кончины сего святителя, последовавшей в Херсонесе Таврическом, куда он был сослан, по повелению Траяна, за имя Христово. В начале V в. церковь была перестроена и получила форму базилики; в ней св. Григорий Двоеслов произнес две из своих бесед на Евангелия. В 1084 г. при вторжении в Рим норманнов была разрушена и эта базилика. Над развалинами ее в самом начале XII в. была сооружена новая церковь во имя того же священномученика Климента, существующая и доныне.

Развалины древней базилики оставались долгое время в безызвестности и открыты лишь в 1858 г.
Главный вход в церковь устроен с востока. За входом, представляющим собой небольшой портик (крыльцо), поддерживаемый четырьмя колоннами, открывается четырехугольный атриум (внутренний двор); он служил в древней Церкви местом стояния при богослужении кающихся первого разряда, называвшихся «плачущими», или «зимующими», ибо они стояли под открытым небом. Двор обнесен со всех четырех сторон также портиками, или галереями, поддерживаемыми колоннами. Один из четырех портиков, составляющий фасад церкви, служит ей притвором (папертью, или нарфиксом), где в древности стояли оглашенные «второго разряда», называвшиеся «слушающими».

Внутренность церкви представляет собой базилику, т.е. продолговатый прямоугольник, который двумя рядами колонн разделяется на три нефа (корабля). Правый от главного входа корабль предназначался в древней Церкви для мужчин, а левый - для женщин. В среднем же (или главном) корабле устроено особое место, именуемое «хором». Оно обнесено древней мраморной стенкой, взятой сюда из нижней церкви, и в древности предназначалось для диаконов, иподиаконов, чтецов и певцов.

Внутри хора устроен помост, на одной стороне которого (налево от главного входа) стоят: древний мраморный аналой для чтения Евангелия и возле него древняя же мраморная витая колонна с подсвечником для пасхальной свечи, а на другой (направо от главного входа) - древние же мраморные аналои: один для чтения Апостола и другой, несколько меньший, для чтения других богослужебных книг. В настоящем размещении аналоев для чтения Евангелия и Апостола, перенесенных сюда из нижней древней базилики, допущено отступление от обычая древней Церкви ставить первый из аналоев в северной части храма, а последний в южной; произошло же это, полагают, от невнимательности тех лиц, которым поручено было сооружение нынешней церкви.

За хором возвышается главная часть храма, алтарь. Эта часть поднимается на три ступени выше церковного помоста, занимает всю среднюю апсиду (полукруглый выступ) церкви и отделяется от остальной церкви небольшой мраморной перегородкой. В алтаре на особом возвышении стоит главный престол, обращенный лицом к молящемуся народу и, следовательно, к востоку. Над престолом устроена богатая древней формы сень (киворий), поддерживаемая четырьмя мраморными колоннами. За престолом на горнем месте стоит епископское седалище, или кафедра, по обеим сторонам ее вдоль стены алтаря находятся скамьи для пресвитеров.

Внутри возвышения, на котором стоит главный престол, как видно сквозь имеющуюся в передней стороне его решетку, находится гробница. В ней почивают мощи священномученика Климента, папы римского (память 25 ноября), и священномученика Игнатия Богоносца, кровь которого впервые обагрила песок Колизея.
Священномученик Климент происходил из рода древних римских царей и был учеником апостола Петра, от которого получил и святое крещение. От него же и от апостола Павла, который в послании к Филиппийцам именует Климента своим «сотрудником» (Филип. 4, 3), св. Климент восприял хиротонию во епископа римского. Вместе с другими верными он с честью похоронил в 67 г. страдальческое тело апостола Петра в Ватиканских катакомбах. Будучи в заточении за имя Христово в городе Херсонесе Таврическом, он обращал ко Христу проповедью и чудесами тамошних язычников, за что и был утоплен, по повелению Траяна, в Черном море с якорем на шее. Херсонес находится близ теперешнего Севастополя: известен тем, что в нем в 988 г. принял христианскую веру св. равноапостольный Великий князь российский Владимир.

Честные мощи его обретены в IX в. усердием свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия и часть мощей ими же перенесена в Рим при папе Адриане (867) и тогда же положена в настоящей церкви. Честная же глава его с другой частью мощей из Херсонеса была перенесена св. равноапостольным князем Владимиром в Киев и положена в сооруженной им Десятинной церкви, в которой и хранилась до XIII в. Во время нашествия Батыя на Киев в 1240 г. Десятинная церковь была разрушена, а вместе с сим утратились и мощи священномученика Климента. Достойны внимания богатые мозаики в полукуполе главного алтаря, хотя и существующие с начала XII в., но запечатленные характером глубокой христианской древности. На лицевой арке алтаря изображен благословляющий Спаситель с Евангелием в левой руке, по сторонам Его — символы четырех евангелистов, под ними,- два первоверховных апостола с папой Климентом и архидиаконом Лаврентием; еще ниже — пророки Исайя и Иеремия, стоящие с хартиями своих пророчеств над двумя священными городами — Иерусалимом и Вифлеемом.

В самом полукуполе изображен распятый Господь с Божественной Своей Матерью и возлюбленным учеником по сторонам, и с ликами святых меж зеленых венков; на концах креста двенадцать голубей - символ 12 апостолов. Пониже - Агнец с златым нимбом, или сиянием, вокруг главы; по сторонам его - по шести других агнцев, идущих из Вифлеема и Иерусалима: это символическое изображение Христа и Его Церкви. Из горы, на которой, как бы в середине куста, водружен крест, вытекают четыре райские реки; два оленя (иудеи и язычники) утоляют из них жажду.

Из церковной ризницы (Sacrestia), ход в которую устроен на правой стороне от главного входа, широкая лестница ведет в подземную первоначальную базилику св. Климента (Chiesa inferiore). Расположение ее соответствует расположению частей верхнего храма, но в больших размерах. Уцелевшие здесь части стен, именно северной и западной, носят на себе следы украшений древнего дохристианского мира. Кроме того, подземная церковь богата стенной живописью, относящейся к IV-XI векам.

Помимо своей древности, нижняя базилика Климентова священна для нас, русских, потому, что она некогда служила местом упокоения св. равноапостольного Кирилла, первоучителя славянского (память 14 февр. и 11 мая, вместе с памятью равноапостольного брата его св. Мефодия).

Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян, были дети знатного и богатого греческого вельможи, по имени Лев, и супруги его Марии, живших в византийском городе Солуни. Они составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский язык священные и богослужебные книги и ввели у славян богослужение на их родном языке, за что претерпели немало неприятностей от латинского духовенства. С целью, чтобы получить священников для новообращенных ими моравских христиан, а также найти управу на латинское духовенство, возбранявшее им совершать службу Божию на славянском языке, святые братья Кирилл и Мефодий прибыли в 867 г. в Рим к папе Адриану и принесли с собой часть мощей священномученика Климента, открытых в Херсонесе. Посвящение иереев для моравских христиан в первый день было совершено в Ватиканском соборе, где литургию пели на славянском языке; на другой день - в церкви преподобной Петрониллы и на третий день - в церкви св. апостола Андрея. Затем пели всенощное бдение на славянском языке в церкви св. апостола Павла (Basilica di San Paolo fuori le mura), а утром совершали литургию над святым гробом. В Риме св. Кирилл заболел и умер 14 февраля 869 г. Честное тело его по повелению папы Адриана было погребено с величайшими почестями в Ватиканском соборе, но затем по просьбе св. Мефодия оно было перенесено в церковь во имя св. Климента и положено по правую сторону алтаря, и прославилось здесь чудесами и исцелениями. К прискорбию, впоследствии честные мощи св. Кирилла были сокрыты в неизвестном месте, а с течением времени и самое имя славянских первоучителей было забыто в Риме: утратилась даже память о месте, где именно были погребены мощи св. Кирилла. Св. Мефодий скончался 6 апреля 885 г. в сане архиепископа Моравского и погребен в соборной церкви в Велеграде (Сербия).
При раскопках в нижней церкви найдены были явные следы пребывания здесь мощей св. Кирилла. Вправо от того места, где в древней церкви должен был находиться престол, оказалось кирпичное сооружение четырехугольной формы, имеющее пустую внутренность. Это сооружение, как видно, раньше было обложено мрамором и служило погребальным монументом. Здесь, судя по всему, и почивали мощи св. Кирилла.

В самом монументе была открыта ниша, рядом с которой обнаружены две потускневшие от времени картины, относящиеся к истории свв. Мефодия и Кирилла. Одна изображает крещение св. Мефодием язычника, причем св. Мефодий нарисован с бородой, в греческом богослужебном облачении и омофоре, с нимбом вокруг главы. Другая изображает послание св. Кирилла греческим императором Михайлом на проповедь к славянам. Гробница, в которой был погребен св. равнопрестольный Кирилл, стоит в настоящее время подле южной стены подземной церкви. В этой подземной церкви - множество памятных досок, посвященных св. Кириллу, от разных славянских народов, в т.ч. и от русского.

Кроме двух упомянутых картин, относящихся к истории свв. Мефодия и Кирилла, надобно отметить еще некоторые памятники древней живописи, сохранившиеся на стенах и подземной базилике св. Климента.
Наиболее древние фрески, с IV и до IX в., следующие: Распятие Господне с предстоящими Богоматери и Иоанном Богословом, причем Спаситель пригвожден ко кресту четырьмя гвоздями, а не тремя, как обычно пишут позднейшие латинские живописцы; Сошествие Спасителя в ад и Изведение оттуда за руку древнею Адама; Три Марии у гроба Господня; Христос на браке в Кане Галилейской; Отшествие Богоматери на неба внизу, на земле, изображены апостолы, которые стоят у погребальной пещеры Богоматери, подняв взоры свои к небу; изображение Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках; круглое поясное изображение Господа Иисуса Христа (без бороды); едва заметное изображение усечения главы святой великомученицы Екатерины Александрийской; изображены также многие святые и ангелы.

Фрески IX-XI веков следующие: Христос, с Архангелами Михаилом и Гавриилом по сторонам, держит Евангелие в левой руке, а десницей с греческим перстосложением благословляет свв. Кирилла и Мефодия, как бы представляемых Ему св. апостолом Андреем Первозванным и священномучеником Климентом; перенесение мощей св. Кирилла из Ватиканского собора в Климентову базилику; эта фреска, как видно из надписи внизу ее, сооружена по обету некоей «мясничихой Марией по страху Божию и во спасение души». Сзади гроба видна громадная толпа народа с хоругвями в предшествии епископа (вероятно, папы Адриана) в омофоре и с тиарой на главе; по бокам его два греческих священника с бородами в черных мантиях и епитрахилях: один из них (вероятно, св. Мефодий) имеет нимб вокруг главы; изображение некоей матери, нашедшей у гробницы св. Кирилла целым и невредимым своего ребенка, которого она уже год считала погибшим на дне моря. Это тоже - обетная фреска: под ней видно изображение семьи жертвователя (Beno di Rapiza), стоящей пред иконой св. Климента, в благодарность которому и сооружена настоящая картина.

На другой фреске, сооруженной тем же жертвователем и его женой Марией, изображено совершение литургии св. Климентом. Есть и фреска, относящаяся к истории преподобного Алексия, человека Божия: возвращение Алексия из Эдессы в Рим; Алексий на смертном одре, окруженный папой Вонифатием и его клиром; плач родителей и жены над бездыханном телом Алексия. Выше этой фрески имеется изображение Христа на троне, окруженного Архангелами Михаилом и Гавриилом и святителями: священномучеником Климентом и Николаем Чудотворцем; изображение пророка Даниила во рву львином и некоторые другие изображения.

Архимандрит Дионисий «Спутник православного богомольца в Риме» 1908 г.

Москва – интересный город, большой и уютный. Москва – это не география, это яркие эмоции, мозаика прошлого и современного, череда золотоглавых соборов, уютных двориков и урбанистического хай-тека. Но ее душа – это старые храмы. Один из них – церковь Климента Папы Римского – герой нашего рассказа.

Храм священномученика Климента: раскол двух церквей

Уникальность этого собора как достопримечательности Москвы связана с тем, что он носит имя католического святого, а между тем две христианские церкви – римско-католическая и греко-православная – с 1054 год пребывают в расколе. Предстоятели этих церквей в XI веке как провозгласили взаимные анафемы в адрес друг друга, так они не сняты уже почти десять веков. Сказать, что отношения сложные – это ничего не сказать.

И вдруг в Замоскворечье, где есть множество интересных построек, составляющих достопримечательности Москвы, рядом с православными церквами вырастает храм Климента, освященный во имя одного из Предстоятелей Римского престола, преданного анафеме. И храм не католический, а православный, подчиненный Московскому патриархату, да еще в самой консервативной купеческой части старой Москвы близ Пятницкой улицы в Климентовом переулке.

Однако в этом нет ничего необычного, поскольку святой Климент, по преданию, жил в I веке, т.е. до раскола церквей, был крещен апостолом Павлом, стал епископом Рима и, как все христиане, подвергся гонениям. За это был причислен к лику святых. Так и стал папа Климент важной персоной Москвы!

А построю-ка я храм!

Первые упоминания о храме относятся к 1612 году. Это год окончания Смуты – гражданской войны в России в начале XVII века, осложнившейся вторжением польских и шведских войск. Упоминается храм в связи с действиями ополчения К. Минина и Д. Пожарского по изгнанию интервентов из Москвы, когда у Климентовского «острожка» (небольшой крепости – в переводе на современный язык) шли бои ополченцев с отрядами гетмана Хоткевича. Но этот острожек был, скорее всего, деревянным. Только в 1652 году при царе Алексее Михайловиче, когда Россия постепенно вернула себе былую силу, на этом месте был возведен каменный собор.

С этим событием связана интересная история, касающаяся Москвы. Каменные постройки в средневековой Руси – редкость, ведь основной строительный материал у нас дерево. Камень дорог, но очень престижен. Строили из него в основном церкви, и мало кто из москвичей мог возвести для себя жилые каменные палаты.

Первый каменный Климентовский собор был возведен на старом деревянном основании на деньги московского дьяка Алексея Дурова. В 1636 году он впал в немилость к Михаилу Федоровичу – первому царю из новой династии Романовых и, как водится, его посадили в крепость с реальной перспективой оказаться на плахе. Насколько были велики прегрешения несчастного дьяка – история умалчивает. Но только в ночь перед казнью он увидел сон, что казни не бывать! И действительно, Дурова освободили, обвинения сняли. А он, как это было заведено на Руси, пообещал возвести каменную церковь в Замоскворечье. Так что Базилика святого Климента, можно сказать, обетный храм по адресу: Климентовский пер. в Замоскворечье.

Дальше, как водится, церковь начали бесконечно перестраивать. В XVIII веке это делали дважды, пока в очередной раз не снесли постройку и не возвели на ее месте в 1769 году собор в стиле барокко на деньги купца из Москвы К.М. Матвеева и вице-канцлера елизаветинского времени А.П. Бестужева-Рюмина, основные московские палаты которого стояли в приходе этой церкви. Именно его мы видим на многочисленных фото.

В советское время в 1929 году он как культовое здание был закрыт. Хотели взорвать, но его спас Грабарь, считавший эту церковь выпадающей из московского круга и наделенной «чертами петербургской архитектуры высокого стиля». Но Климентовскому собору Москвы крупно повезло. Его отдали не под овощехранилище, как Собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, и не под тюрьму, как Спасо-Евфимиевсий монастырь в Суздале, а под хранилище фондов Ленинской библиотеки Москвы (сейчас это РГБ, Российская государственная библиотека). Разграбления церкви и уничтожения фресок не произошло. Но все же здание постепенно ветшало, приходило в полный упадок.

В 2008 году Климентовский собор вернули церкви, и вот уже несколько лет – это действующий храм, в котором одновременно ведутся реставрационные работы. Внешне он уже серьезно изменился.

Это церковь? Нет, дворец!

Кто архитектор храма священномученика Климента Папы Римского – неизвестно. Считается, что проект разрабатывал сам Пьетро-Антонио Трезини, а строительством здания руководил И.Я. Яковлев.

Это громадный пятикупольный храм, построенный в стиле так называемого растреллиевского или елизаветинского барокко, очень похожий на дворец. Фасад здания расчленен на этажи, богато декорирован сдвоенными колоннами, украшен декоративными решетками.

Здесь всегда много туристов, поскольку Замоскворечье – уникальный исторический московский район. Главный престол храма освящен в честь Преображения Господня. Храм намоленный, любимый не только за свою удивительную парадную красоту, но и домашнюю уютность, близость и истинно московское очарование!

Посещая московские храмы, не забывайте о правилах, установленных РПЦ: строгая одежда и платок на голове для женщин обязательны.

Видео о храме священномученика Климентия


Если вам понравилась статья, вы получили интересную и полезную информацию или хотите ее дополнить своими впечатлениями, мы будем благодарны за ваш комментарий. Для закрепления новых знаний предлагаю посмотреть познавательный фильм о священномученике Климентии.

Спустя 70 лет молчания в Москве у храма Священномученика Климента на Пятницкой звучали молебны. Проводились они под открытым небом, в любую погоду — будь то дождь, снег или ветер — как надежда на возрождение великого русского собора. И храм воспрянул к жизни — сначала с переданным прихожанам в 2005 году Знаменским приделом. А в 2008 году после возвращения верующим всего храма, началась грандиозная реставрация.

История

Памятник мирового искусства, «Замоскворецкое чудо», как в былые времена называли собор Святого Климента папы Римского - единственный храм Московского посада, сохранившийся после Наполеоновского пожара 1812 года. На 2 века ранее место, на котором возвышалась тогда еще каменная церковь, было прославлено боем, который был дан ополченцами Минина и Пожарского в защиту Кремля от поляков. «Сражение при Клементовским острожке было, как бы, зерном спасения Москвы и России» - отмечали позднее историки, а сам храм, как свидетель важного события, приобрел «особое историческое значение для Отечества».

Климентовская церковь простояла до 1756 года и пришла в полную ветхость. Возобновившаяся история храма также связяна с военной победой, уже внутригосударственной. Новый собор строился под покровительством императрицы Елизаветы Петровны, пришедшей к власти силами Преображенского полка. Восшествие на престол новой российский императрицы состоялось 8 декабря 1740 года, в день памяти Священномученика Климента папы Римского. Поэтому вновь возведенный собор именовали храмом Священномученика Климента, а главный алтарь возвели в честь Преображения Господнего. Новый московский собор, который возник в период бурного строительства Санкт-Петербурга, заметно отличался от храмовых строений как в первой столице, так и во всей империи.

Немало усилий в создание облика храма приложил наместник Крыма, граф Петр Воронцов — именно он инициировал создание уникального многоярусного иконостаса, который стал сердцем и основным ансамблем собора. Огромной высоты — около 30 метров — пятипридельный иконостас спроектрировали приглашенные графом итальянские архитекторы, а воплощали его в жизнь русские мастера, выполнившие изысканную сложнейшую резьбу и дальнейшее золочение по исконно русским технологиям.

Барочная архитектура фасада передает роскошную пластику линий и очертаний собора, а интерьер храма в стиле рококо не имеет аналогов.

«Это уникальный памятник мирового искусства», - говорит Леонид Калинин, настоятель храма Священномученника Климента папы Римского. - «Несмотря на то, что он внешне похож на западноевропейский, наш храм совершенно отличается по смыслу и образу. Это не дворцовое рококо, а удивительное воплощение архитектурного стиля в богатстве форм как попытка передать все многообразие творения Божьего».

Священномученик Климент

Храм Священномученика Климента папы Римского уникален не только внешним и внутренним видом, но и духовным содержанием. Большинству наших современников его имя ни о чем не говорит, но так было не всегда. В домонгольский период Климент, ученик апостола Петра, был одним из наиболее почитаемых нашими предками святых. В его честь строились храмы, изображения Святителя можно увидеть на многих древних фресках и иконах. Праведная жизнь, апостольский подвиг и многие тысячи последователей сделали Климента почитаемым, как в католическом, так и православном мире. Но издревле Святитель Климент считается великим покровителем именно русской земли.


Через несколько веков после мученической смерти Климента в Херсонесе, ученые-проповедники Кирилл и Мефодий, взяв святые мощи апостола, едут с ними в Рим. Узнав об этом, к ним вышел сам папа Адриан. То, что произошло далее, было равносильно чуду. Переведенные проповедниками на славянский язык богослужебные книги были освящены папой, хотя в ту пору в западной церкви только три языка считались богослужебными: древнееврейский, греческий и латынь. Так, впервые зазвучали молитвы на славянском языке, а русская земля получила свою письменность и культуру.

Позже князь Владимир перевез мощи Священномученика Климента в Десятинную церковь, и с этой апостольской святыней крестил Русь. Первая христианская святыня на Руси стала исключительно почитаемой, а образ Священномученика Климента и по сей день ассоциируют с защитником русской земли.

Возрождение храма

Один из самых красивых храмов Москвы был закрыт в 1934 году и чудом уцелел от уничтожения. Здание было передано Государственной библиотеке им. Ленина для фондового хранения, благодаря чему сохранились уникальные иконы и многоярусный иконостас.
В 2008 году в храме начались восстановительно-реставрационные работы.

«Храм был в руинах: сильно поврежден фасад, текла кровля, разбиты окна, на иконостасе гнездились птицы», - вспоминает о состоянии храма до реставрации настоятель Леонид Калинин. - «Первое, что мы сделали, - залатали дыры, привели в порядок фасад и своды собора, а затем приступили к восстановлению интерьера храма».

Одним из сложнейших этапов реставрации стало восстановление уникального иконостаса. Местами прогнивший, с большой долей утрат различной степени, иконостас требовал виртуозной работы реставраторов.

«Чистая, скурпулезная реставрация, - рассказывает о проекте руководитель декоративно-прикладных мастерских РСК «Возрождение» Александр Зуев. - «По каждому фрагменту этого уникального объекта собирали художественный совет. Мы обсуждали каждый ярус, принимали решение, а затем приступали к восставлению. Убирали загрязнения, укрепляли и оживляли авторский левкас (грунт).»

После того, как основа была восстановлена, мастера стартовали завершающий процесс — золочение. Для этого поставили специальные «леса» так, чтобы не повредить оригинальную позолоту на иконостасе, и вели позолотные работы сверху — вниз, аккуратно по каждому ярусу 30-метрового иконостаса.

Задача не перезолотить, а восстановить стала главной для художников-реставраторов. Для того, чтобы позолота была исполнена в манере оригинала, а также совпадала с цветом покрытия, позолотчики применяли сусальное золото российского производителя НПП «Раритетъ».

Около года понадобилось мастерам для того, чтобы иконостас снова засиял своим великолепием, как впервые в 1772 году. Роскошная композиция, изысканные формы, выразительные линии, струящийся золотой свет: удивительная гармония земного стиля в воплощении Величия Божьего.


Два серьезнейших этапа реставрации храма Священномученика Климента завершены, впоследствии собору предстоит восстановление уникальных икон храма.

Не устаю я удивляться промыслу Божьему. Вчера собрала папочку про церковь святого Климента что в Замоскворечье - до тех пор, пока время будет покопаться в истории. Но вот ведь как - в новостях вчера же рассказали о том, что вот, НАКОНЕЦ-ТО, полностью восстановили храм священномученика Климента , о единственности этого храма для архитектуры Москвы, о его идеально воссозданном барочном интерьере.

Как было устоять?

Если выйти на станции метро Третьяковской, то не миновать изящной высокой церкви удивительной красоты...

Первая церковь святого Климента на этом месте упоминается ещё в 1612-м году в связи с боями защитников Москвы против польско-литовских войск. Затем был выстроен каменный храм. А уж в 1769-м году на средства купца К. М. Матвеева был завершён пятиглавый барочный храм, дошедший до наших дней. После окончания строительства храм включал семь престолов с семью иконостасами - огромное число для приходской церкви. Помимо приделов в храме и его трапезной, ещё два придела были освящены на хорах.

И стоял он тут, радуя своей красотой, да случилась Октябрьская наша революция. И церкви стали не нужны...

"В центре Замоскворечья одновременно исчезли церковь Параскевы Пятницы на Пятницкой улице (на ее месте потребовалось соорудить выход станции метро «Новокузнецкая»), Никиты Мученика на Новокузнецкой улице (здесь построили жилой дом для работников милиции), Покрова Богородицы в Голиках, где родился А. Н. Островский (место отводилось под сквер и детскую площадку). Та же участь ждала и Климента, если бы не вмешательство академика Игоря Грабаря. Одним из доводов, как он сам рассказывал впоследствии студентам, было предположение об авторстве знаменитого московского архитектора Д. В. Ухтомского. Созданные Ухтомским Красные ворота сносились — тем самым Климент оставался единственным уцелевшим творением зодчего. Кроме того, задуманный на месте храма сквер можно было разбить за счет территории обращенного к Пятницкой улице церковного погоста, для чего требовалось лишь убрать церковную ограду -чудо кузнечного искусства XVIII века."

По другой версии предположительно, церковь выстроил И. Я. Яковлев по проекту Пьетро-Антонио Трезини, а заступился за храм сам Климент Ворошилов, не забыв своего святого покровителя.

Фигурируют так же имена архитекторов Евлашева, Мичурина, Растрелли, Бланка.

Здания без любви и заботы, как и люди, ветшают и старятся. Так выглядел храм в 20-30-х годах:



Так - в 40-50-е

А вот так в 90-х года 20-го столетия


А теперь представьте, что в таких условиях с 1934-го по 2008-й год находились запасники Государственной библиотеки имени Ленина. Никаких условий для правильного хранения, даже стекла не были везде вставлены, не было отопления. И всё же сотрудникам удалось сохранить пять из семи церковных иконостасов, существенную часть лепного декора и другие элементы интерьера.

Почти век продержалось прекрасное творение рук человеческих в ожидании, что о нем вспомнят... За шесть лет удалось полностью восстановить внешний вид и интерьер храма. И вчера в своей речи митрополит Кирилл сказал, что, если бы сюда попали те, кто жил сто и более лет назад, они бы сказали: да, это та самая церковь...

ИКОНОСТАСЫ ЦЕРКВИ КЛИМЕНТА

По богатству своих фасадов Климентовский храм принадлежит к выдающимся образцам барокко в Москве.

Основной объем увенчан пятью мощными куполами на высоких световых барабанах и обильно украшена лепниной, изображающей херуви мов, раковины и рока йли.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники