Существуют ли вампиры в реальной жизни? Вурдалаки - это вампиры или оборотни

Славянская мифология – богатейший культурный пласт, оставленный нашими предками-язычниками. После Крещения Руси славяне, не готовые моментально отказаться от привычных традиций, привнесли в христианство долю языческого . Поэтому ответ на вопрос, кто такие упыри и вурдалаки, нужно искать в старославянской мифологии.

Кто такой упырь?

Если пользоваться современной терминологией, упырь – это вампир, выбирающийся из могилы по ночам для того, чтобы утолить свой голод. Но, в отличие от европейских «кровососов», настоящие упыри в России не гнушались и плотью жертвы. Существовало поверье, что если упырь не съел тело жертвы, а лишь выпил всю кровь – убитый сам станет чудовищем.

В дохристианской традиции упыри это духи, приносящие смерть, засуху и мор. Им хватало одного прикосновения к человеку, чтобы тот в скором времени умер от неизвестной болезни. После принятия христианства на Руси славянский упырь – заложенный покойник, не получивший церковного отпевания и погребённый в неосвящённой земле. Кроме этого, шанс стать чудовищем получали:

  • самоубийцы;
  • пьяницы;
  • колдуны;
  • завзятые еретики и грешники.

Женщина упырь – это бывшая колдунья и еретичка. Не найдя покоя после смерти, он по ночам возвращается домой и перебирает столовые приборы. Людей, которых ненавидела при жизни, она мучает, старается довести до смерти, особенно часто упырица издевается над нелюбимыми невестками, вытаскивая их за косу на улицу.


Как выглядит упырь?

Славянские упыри были абсолютно не похожи не только на современные представления о вампирах, но даже на своих зарубежных собратьев. Легенды описывают их как оборотней, способных по своему желанию принимать любой облик или становиться невидимыми. Часто упырь принимал облик мертвеца с железными зубами, глаза которого горели адским огнём.

Если поиски упыря доходили до раскапывания могилы, оказывалось что:

  1. Мертвец не подвержен гниению.
  2. Его одежда разорвана.
  3. Руки и ноги искусаны до костей.

Существуют ли упыри?

Сложно с уверенностью сказать, что упыри существуют, но и опровергнуть это убеждение тоже невозможно. Изучением этой проблемы в России никогда тщательно не занимались. А вот в Европе в середине XVIII века случаи вампиризма расследовались на самом высоком уровне. Личный врач императрицы Марии Терезии Герард ван Свитен и известный учёный-богослов Антуан Августин Кальме в своих трактатах высказали абсолютно противоположные мнения на этот счёт. Кому из них верить – решать вам.

Чем отличается упырь от вурдалака?

Сейчас считается, что упыри и вурдалаки - одни и те же существа, немного отличающиеся своими привычками и способностями. Появлением этого заблуждения мы обязаны А. С. Пушкину и его стихотворению «Вурдалак». На самом деле поэт, скорее всего, неправильно записал слово «волколак», обозначавшее волка-оборотня. Литературную традицию продолжил в 1839 году А. К. Толстой, написавший готический рассказ «Семья Вурдалака».

Свидетельства об упырях

Первое летописное упоминание о упырях датировано XI веком и произошло в Полоцке. Тогда на улицах города по ночам раздавался топот и человек, неосторожно вышедший на улицу, вскоре умирал от неизвестной болезни. Сразу после появления упырей в Полоцком княжестве, во всей Киевской Руси начались беды:

  • эпидемии;
  • засуха;
  • нападения половецких племён.

Более поздние рассказы о упырях появлялись в сказках и побывальщинах, героем которых часто выступал солдат, которому с помощью хитрости и везения удавалось ускользнуть от упыря. Больше всего эти поверья были распространены в южных губерниях, на территории современных Украины и Белоруссии.


Как бороться с упырями?

Методы борьбы с этими чудовищами были похожи у многих народностей. Если возникало подозрение, что деревню терроризирует упырь, жители шли искать могилу, на которой была бы разрыта земля или имелись ещё какие-то признаки того, что покойнику не лежится спокойно в гробу. Либо, если недавно умирал человек, о котором говорили, что он знался с нечистой силой, раскапывали его могилу. Потом делали следующее.

  1. Переворачивали труп вниз лицом.
  2. Вбивали в спину осиновый кол.
  3. Подрезали сухожилия и ломали кости на ногах.
  4. Подрезали сухожилия над пятками и засыпали в рану щетину.
  5. Отрезали голову, вбивали в неё что-то железное и клали в ноги.
  6. Чтобы полностью уничтожить упыря, его необходимо было сжечь.

При встрече с упырём защищались крестом или сильной бранью, считалось, что нечисть боится ругательств. Ещё можно было отвлечь чудовище маком, рисом, пшеницей – чем-то мелким и имевшимся в больших количествах – упыри в славянской мифологии в таком случае немедленно начинал считать зёрна и не могли остановиться, пока всё не пересчитают.

Для защиты дома использовались:

  1. Куски железа, брошенные в огонь или разложенные на подоконнике;
  2. Кресты, выжженные над оконными и дверными проёмами свечой, со Страстного Четверга;
  3. Врагами считались собаки, рождённые первыми или имеющие над глазами пятна, напоминающие ещё одну пару глаз.

Книги про упырей

  1. «Упырь» А.К. Толстой . История о молодом дворянине, побывавшем на балу у упырей.
  2. «Упырь» А.Н. Афанасьев . Обработка русской народной сказки о девушке, вышедшей замуж за упыря.
  3. «Оборотный город» Андрей Белянин . Книга написана в жанре юмористического фэнтези и рассказывает о казаках, охраняющих порядок в городе, где живут ведьмы и упыри.

Кино про упырей

  1. «Вий» . Экранизация повести Н.В. Гоголя, заслужившая признание и в СССР и за рубежом.
  2. «Упырь» . Российское и очень необычное кино про вурдалаков и упырей, запугавших криминальных авторитетов.

Если верить Фасмеру, то слово вурдалак принадлежит Пушкину, который скроил его из славянских корней, типа волко(д)лака, где длак ц.слав. слово, означающее "волосы, шкура", а волк сами знаете, зубами щёлк!
уж двадцать лет как я покойник
а все покоя не найду
еще лет десять попокоюсь
и вурдалаком выйду к вам

http://ru-etymology.livejournal.com/1304680.html


Считается, что слово «вурдалак» появилось в русском литературном языке благодаря стихотворению А. С. Пушкина «Вурдалак», написанному в 1836 году как «песня западных славян». Термин является искажённо переданным словом «волколак, вурколак», обозначающим у славян вампира. Этот неологизм получил широкое распространение также благодаря раннему рассказу А. К. Толстого на французском языке «La famille du vourdalak» («Семья вурдалака»), написанному в кон. 1830-х — нач. 1840-х. Сформированный литературой образ вурдалака представляет собой ожившего вампира-мертвеца или человека, укушенного другим вурдалаком. Пьёт кровь родных, самых близких людей, из-за чего пустеют целые деревни. Охотится ночью, обгладывает кости мертвецов на их могилах. В славянской мифологии волколак (волкодлак) — оборотень, принимающий образ волка: это или колдун, принимающий звериный образ, или простой человек, чарами колдовства превращённый в волка. Название якобы происходит от волк + длака; второе слово обозначает медведь. В церковнославянском словаре прот. Г. Дьяченко оно объявлено старославянским, в этимологическом словаре М. Фасмера — церковнославянским; то и другое сомнительно, так как это слово не зафиксировано ни в старо- и церковнославянских текстах, ни в древнерусских. По Фасмеру слово «волколак» (с закономерными фонетическими вариациями) общеславянское: рус. волколак, укр. вовкулака, белор. ваўкалак, польск. wilkołak (откуда лит. vilkolakis), чеш. vlkodlak, словацк. vlkolak, серб. вукодлак, болг. вълколак, върколак (откуда греч. βρουκόλακας, βρυκόλακας и рум. pricolic). Гипотетич. ст.-слав. влъкодлакъ.

Подобен волколаку оборотень вервольф (от древнегерманского wer — человек и wolf — волк образовались немецкое Werwolf и английское werewolf); а также испанский hombre lobo; французский loupgarou; итальянский lupo mannaro; португальский lobisomem; у древних римлян — faunus ficarius, у армян — мардагайл.

По украинскому народному поверью, колдуны или ведьмы, желая кого-либо превратить в волка, набрасывают на него волчью шкуру и нашёптывают при этом волшебные слова. Иногда колдун кладёт под порог избы пояс, скрученный из мочала; кто переступит через этот пояс, тот и превращается в волка и прежний человеческий образ может получить лишь тогда, когда чародейский пояс протрется и лопнет, или когда кто-нибудь наденет на него снятый с себя пояс, на который предварительно навязал узлы и при навязывании каждый раз говорил: Господи помилуй. Сами колдуны и ведьмы, желая преобразиться в зверей, набрасывают на себя кольцо из мочала или кувыркаются через обручи.

Волколаки страждущие — это представители особого вида умопомешательства, при котором больные воображают, что они превращены или могут превращаться в волков. Болезнь эта, известная под именем ликантропия, была распространена в Европе в Средние века; больные этого рода поныне встречаются в русских деревнях; подобная болезнь известна в Абиссинии и в Ассаме, только там роль волка играют гиена и тигр.
В поверьях же о волколаках зловредных видны отголоски мистических представлений, при которых волк является олицетворением враждебных сил природы. Южно-славянские поверья связывают волколака с упырём (вампиром). По поверьям южных славян, волколак наводит голод, высасывает кровь из людей и собак; иной раз принимает образ красивого парня и заставляет молодую вдову вступить с ним в брачную связь, и плодом этой связи являются дети, у которых, обыкновенно, не бывает костей. Каждый человек, находившийся при жизни в дружеских отношениях с вештицами (ведьмами), или злыми вилами, или дьяволами и умерший без покаяния, делается после смерти волколаком: некий дьявольский дух, входя в тело мертвеца, одушевляет его и вынуждает его причинять всевозможные несчастия человеку. Впрочем, и добродетельных людей ожидает иногда в загробной жизни судьба волколака. Это происходит тогда, когда через покойника, в то время как он лежит на столе, перебежит кошка, собака или курица. Поэтому южные славяне прогоняют этих животных из домов на все время, пока там находится покойник. В волколака превращаются также дети, рождающиеся от брачной связи волколака с женщиной, а также люди, которые навлекли на себя злобу и мщение колдуна или ведьмы. Тогда ночью является к ним злой дух с волчьей шкурой и приказывает её надеть; после этого они начинают по ночам рыскать волками, а с рассветом, сняв с себя волчью шкуру, снова принимают человеческий образ.

Рассказы о мертвецах, проливающих кровь, найдены почти во всех культурах по всему миру, включая самые древние. Вампироподобные духи, называемые Лилу (Lilu) (аккад. lillu "идиот, дурак", шум. lil "болеть" ), упоминаются в ранней вавилонской демонологии, а кровососущие акшары — в ещё более ранней шумерской мифологии. Эти демонессы скитались в темноте, охотясь и убивая новорождённых младенцев и беременных женщин. Даханавар — в древнеармянской мифологии вампир, который проживает в горах Ултиш Альто-тэм. Он прославился тем, что никогда не убивал жителей, которые жили на его землях. В Индии рассказы о веталах , вампироподобных созданиях, которые вселяются в трупы, были распространены в санскритской новеллистике. Сборник «Двадцать пять рассказов Веталы» рассказывает о царе Викрамадитья и его попытках поймать неуловимого веталу. Истории о ветале были собраны в книге Баитал Пачиси (Baital Pachisi). Ветала — это нежить, которая так же как и летучая мышь ассоциируется с современными вампирами, ассоциировалась с висящими вниз головой на деревьях, растущих на землях, где кремируют покойников, и кладбищах. Хромающий труп — аналог вампира в китайской традиции; однако он питается жизненной эссенцией жертвы (ци), а не кровью. В Риме призраков-кровососов называли ламиями, эмпузами и лемурами. Стрикс (strix), ночная птица, которая питалась человеческой кровью и плотью, упоминается в Римских рассказах. Румынское слово, обозначающее вампиров — стригой — образовано от этого слова, так же, как и имя албанского Штрига (Shtriga), но мифы об этих существах показывают в основном славянское влияние.

Как пример существования и известности похожих легенд в поздние времена, можно отметить, что в XII веке английские историки и летописцы Вальтер Мап и Вильям Ньюбургский записали несколько историй, которые имеют спорное сходство с восточноевропейскими вампирами. Миф о вампирах, в том виде, в котором он нам известен, появился в Восточной Европе из славянского фольклора, убивающие людей путём выпивания их крови, либо через удушение. Вампир мог быть уничтожен, если ему отрезать голову, вонзить осиновый кол в его сердце и сжечь труп.

Предания о вампирических существах были также обнаружены у древних римлян и у романизированных жителей Восточной Европы, румын (известных как валахи в историческом контексте). Румыния окружена славянскими странами, так что не удивительно, что румынские и славянские вампиры похожи. Румынские вампиры называются стригои, от древнегреческого термина strix, означающего кричащую сову, который также стал обозначать демона или ведьму.

Но наиболее древнее упоминание об оборотнях среди славян оставил для нас Геродот. Во времена Геродота (V в. до н.э.) в верховьях Днестра и Буга жило племя невров. Геродот приводит интереснейший текст, который занимал умы многих исследователей: Эти люди, по-видимому, колдуны. Скифы и живущие среди них эллины, по крайней мере, утверждают, что каждый невр ежегодно на несколько дней обращается в волка, а затем снова принимает человеческий облик.

Вырколак (Vârcolac), который иногда упоминается в румынском фольклоре, больше относится к мифическому волку, который мог поглотить солнце и луну (так же как Skoll и Hati в скандинавской мифологии), и позже больше стал ассоциироваться с оборотнями, нежели с вампирами. (Человек, страдающий ликантропией, мог обращаться в собаку, свинью или волка). Вампира обычно замечали, когда он нападал на семью и домашний скот, или разбрасывал вещи вокруг дома. Считалось, что вампиры наряду с ведьмами были наиболее активны в канун дня Святого Георгия (St George’s Day) (22 апреля по юлианскому, 6 мая по григорианскому календарю), в ночь, когда все виды зла выходят из своего логова. День Святого Георгия всё ещё празднуется в Европе.

Этимология слова вампир считается тёмной. Исследователи сходятся на том, что слова́ вампир и упырь — общего происхождения, но уже с праформой налицо неясности (*ǫpirъ? *ǫpyrъ? *ǫpěrь?). Начальный носовой звук, как считается, в большинстве славянских языков дал [u] (откуда рус. упырь, укр. упир, белор. вупыр, чеш. upír; из вост.-слав. языков — ст.-польск. upir и совр. польск. upiór), а в некоторых сохранился, получив дополнительно протетическое [в] (ст.-болг. въпиръ, ст.-польск. wąpierz). Из южнославянских языков через венг. vámpír слово заимствовано в западноевропейские (нем. Vampir, фр. vampire, англ. vampire), а из них (по другой версии — из южнославянских) заимствованы современные западно- и восточнославянские формы: рус. вампир, польск. wampir и под. Исходное значение слова также неясно: одни связывают со словом нетопырь, другие — с корнем слов пари́ть, перо (ср. со ст.-польск. wąpiory «пернатый»). Существует (обычно отвергаемая) версия о связи с тюркскими языками (тат. убыр — «ведьма», во многих сказках высасывающая кровь у молодых людей, оказавшихся в лесу). В казахской мифологии есть ведьма жалмауыз кемпир, среди привычек которой присутствует и высасывание крови из пятки или колена жертвы. В этом словосочетании кемпир (от которой могли произойти упырь и вампир) означает просто старуха, а демоническое начало выражено характеристикой жалмауыз (людоед ). Другие версии толкуют начальное ǫ- как отрицательную частицу, доводя смысл слова до «не имеющий перьев» или «несожженный». Известны и другие толкования. Например, прямое толкование слова упырь как выпивающий, упивающийся. По этой версии приставка *an- (*am- перед p) + pirъ = *ampirъ -> ǫpirъ -> упырь.

Вот так в общих чертах обстоит дело с вампирами, вурдалаками, волкодлаками и упырями. Попробую и я одним ударом разоблачить эту нечисть:

1. Упырь, вампир < греч. ἐμπίνω [ἐμ-πίνω] "жадно или много пить, выпивать; напиваться"; лат. uber "вымя, сосец; ubera ducere — сосать грудь ; материнская грудь".

2. Трансильванский (немецкий) привет от Пушкина:

Wurde(+)lecken < wurde (от werden "становиться, делаться, быть" + lecken "лизать, облизывать" (лат. lacteus "сосущий грудь", русск. лакать). Стать сосущим (лижущим).

В древности все мифологические сюжеты создавались народными сказителями, в полной мере обыгрывавшими созвучия в языке(ах). Посмотрим на следующие слова. Все они присутствуют в мифологических сюжетах о вампирах и волколаках:

Нем. Fell "шкура";
лат. fello "сосать";
греч. ἑλκύω (ἕλκω), θηλάζω "сосать" (велакос - сосущий), βδάλλω "сосать (грудь)";
Валахи (предания о вампирических существах обнаружены у румын (известных как валахи);
лат. vellus "овчина, шкура".
русск. волк ;
греч. λιχμάω "лизать", λύκος волк;
в Индии - веталы (~ βδάλλω "сосать (грудь)");
лыко (мочало);
греч. ион. ἀμπαύω "убивать, умирать";
греч. ἐμπίνω [ἐμ-πίνω] "жадно или много пить, выпивать; напиваться";
в Риме - эмпузы.

Нем. Werwolf < wer(den) "становиться, делаться, быть" + wolf "волк".

Упырь - так славяне называли неупокоеных мертвецов, которые при жизни столько грешили (не обязательно в строго христианском понимании), что земля их "не принимает".

.

Надежда Антипова
.

Борис Забирохин
.


"Вукодлак и упырь" Ивица Стеванович
.


Виктор Корольков
.

Валерий Славук
.

Вурдалак - слово, придуманное А. Пушкиным (волколак+упырь), по сути же, тот самый упырь.

Это уже потом - в XVIII-XIX веках - возникает мода на вампиров и в Европе появляются вампиры-аристократы, изменившее гнилостного упыря на благородного вампира.

.
И только в ХХ веке, благодаря Стокеру и Голливуду, возникает образ вампира-красавца. А с развитием игровой индустрии к упырям-вампирам стали искать параллели во всех мировых культурах.

Эволюция вампиров в в серии игр Might&Magic

.
И находили - от Африки до Индии и Латинской Америки. Хотя параллели эти кривые до безобразия. Потому что европейский вампир - это оживший (ну или недоумерший) мертвец. В культурах кровопийцы, которых ставят в один ряд с нишим мертвецом, это чаще некие демонические духи или сверхъестественные существа.
.
Вампиры - мертвые, восставшие из могил и сосущие кровь живых. И на них сейчас мода.


Баффи - истребительница вампиров
.

Лестат из "Интервью с вампиром"
.

"Блэйд"
.



"Ван Хельсинг"
.

"Сумерки"

.
И это только малая часть вампирской фильмографии, которая бог знает куда ушла от классики. Потому что вот отец современных вампиров - граф Дракула.




Кадры из фильма "Дракула" (1992 г.). В главной роли - Гэри Олдман.


Кадр из фильма "Дракула" (1931 г.). В главной роли - Бэла Лугоши

Дампир, упырь, стригой и морой - все это разные виды вампиров. Часть из них относится к заложным покойникам - общему определению для нечисти, которая встает из могил. Узнайте, чем они отличаются и все ли вампиры несут опасность для человека.

В статье:

Потомок человека и вампира

Дампир - это ребенок, рожденный человеческой женщиной от мужчины-вампира. Женская половина этих сущностей неспособна к зачатию. Данное явление - новое в . Дампиры сегодня большая редкостью, ведь их отцы нечасто размножаются привычными для нас способами. Своих потомков они считают обращенных в вампиров людей.

Дампиры появились недавно, как и информация о том, что вампиры способны к традиционному размножению. Однако не каждая женщина способна зачать и выносить ребенка от нечистой силы. Эта роль для избранных, как и превращение в вампира - многие умирают вместо того, чтобы стать живущей в вечной ночи нечистью. Часто матери дампиров погибают при тяжелых родах или во время беременности - плод питается ее кровью, может отвергать человеческую пищу.

Первые дампиры появились в середине прошлого столетия. Они получают способности отца, однако не имеют слабостей, присущих вампирам - не боятся солнца и могут прожить без человеческой крови. В остальном же дампиры очень похожи на вампиров - они быстры, сильны и выносливы, способны регенерировать с большой скоростью. Взрослеют так же, как и люди.

Дампиры живут намного дольше людей, но не вечно. Не могут они и превратить в вампира своей кровью. Их клыки редко отличаются от человеческих, но бывают крупноваты. В целом, дампир находится между человеком и вампиром. Если он будет пить кровь, приблизится к последнему - станет бояться солнца и ощущать жажду, а живя подобно человеку, потеряет часть темных способностей. Дампир должен поддерживать баланс между нечистью и человеком.

Стрегони Бенефици

Необычный потомок может и не знать о своем происхождении, но вампирские способности рано или поздно проснутся. Уже в детстве он выделится из толпы сверстников. Из дампиров получаются идеальные охотники на вампиров - они чувствуют их, а также могут противопоставить свои способности нечистой силе, особенно если были рождены от сильного представителя кровопийц. Убить их также сложно, как и обычного вампира.

Дампирами нередко называли особо удачливых охотников на вампиров. Таким был Мурат Барнабар , цыган, известный в Сербии в 50-х годах прошлого века. Стрегони Бенефици считали одним из дампиров. Он не пил кровь, однако обладал необычными способностями. Стрегони Бенефици охотился на кровопийц, которые убивали людей. Сам же он обходился кровью животных.

Стригой

Стригой - персонаж молдавской и румынской мифологии. В старину его считали схожим с вампиром или упырем. В стригоя превращаются повешенные по своей воле самоубийцы или казненные таким образом преступники, а также люди, тело которых досталось нечистой силе. Он может быть как мужского, так и женского пола, но в последнем случае эту нечисть принято называть стригоайками.

Стригоя нередко путают с мороем, но это разные существа. Об их сходстве и различиях вы узнаете ниже. По легендам, у стригоев два сердца. Некоторые старинные предания гласят, что стать нечистью после повешения могут только рыжие и голубоглазые люди, однако другие источники говорят, что это существо может иметь любую внешность.

Стригой после смерти выходит из могилы и возвращается в место прежней жизни. Он пьет кровь у людей, которые могли быть его хорошими знакомыми или друзьями, насылает кошмарные сны на соседей. Стригой может терроризировать родственников человека, которому при жизни принадлежало тело. Он рассчитывает на помощь, а также на то, что их эмоции помешают его убить.

Стригоя невозможно обнаружить, не вскрыв гроба, в который он возвращается под утро каждую ночь. Иногда нечисть оставляет могилу разрытой, а сама прячется поблизости. Если есть возможность найти тело человека, который подозревается в одержимости после смерти, узнать стригоя легко. Он не подвержен тлению, тело выглядит так, словно похоронили его вчера, а не несколько месяцев или недель назад.

Если родственники не давали согласия на эксгумацию, по кладбищу водили лошадь и заставляли ее перешагивать через могилы. Стригой скрывается там, где животное встанет на дыбы и не пожелает идти дальше. Убить нечисть проще всего днем, когда она спит и не проснется до тех пор, пока не сядет солнце. В старину таким мертвецам отрезали головы, сердце протыкали осиновым или металлическим колом, иногда покойника еще перекладывали лицом вниз.

Морой

Если стригой - это физически существующий мертвец, который поднялся из гроба и отправился в поисках живой крови, то морой - покинувший могилу призрак. Несмотря на бесплотность, он доставляет немало проблем жителям ближайшего к кладбищу населенного пункта. Мороя относят к разновидностям вампиров, по большей части, из-за вредоносности, а также происхождения от умершего.

Стать мороем может как мужчина, так и женщина. В последнем случае злого духа называют мороайкой. Иногда мороем считали вампира, который в прошлом был не человеком, принявшим смерть, а обращенным в кровопийцу при жизни таким же существом.

Название этой нечистой силы происходит от слова «мор», и в этом нет ничего удивительного. Морой не только пил кровь и являлся в призрачном обличье, пугая людей. Он умел насылать засуху и вызывать эпидемии. В старину все знали, что если в округе появляется морой, в скором времени немало людей погибнет от болезни.

Как умирают ведьмы и колдуны и кем они становятся после смерти

Интересующихся эзотерикой людей волнует вопрос - как умирают ведьмы и колдуны? Считается, что отходят они тяжело, могут мучиться по нескольку дней, пока кто-нибудь из односельчан не догадается разобрать крышу, открыть печную заслонку или забрать магический дар.

Переданные колдуном способности считаются черными. Человек сначала болеет несколько недель, после чего получает магические силы. Деревенские поверья гласят, что принявшие дар умирающей ведьмы сильно меняются. Дело в том, что он не желает покидать мир и продлевает жизнь колдунье, растягивая ее предсмертные мучения. Только после того, как дар найдет нового носителя, ведьма сможет умереть.

Современные экстрасенсы и маги уверены, что дело в астральной части колдуньи, которая обладает разумом и желает получить нового носителя вместо умирающего. Такой способ сравнивают с подселением сущности, этим объясняются и перемены, которые происходят с человеком. Из-за них в деревнях остерегались принимать дар. Считалось, что добра он не приносит, к тому же, многих пугала поистине ужасная смерть ведьм.

В старину верили, что умерший колдун - это будущий заложный покойник , который может переродиться в упыря. Чтобы после смерти он не беспокоил односельчан, покойному магу подрезали сухожилия, иногда отрубали голову, протыкали осиновым колом и совершали другие манипуляции, чтобы убить нечисть.

Кого не приняла земля


Заложные покойники - именно так называли людей, которые грешны настолько, что земля не принимала их после смерти.
Они были вынуждены скитаться, пугая людей и домашний скот и причиняя им вред. Часто заложными мертвецами становятся отошедшие в мир иной прежде своего часа или принявшие насильственную смерть.

К заложным покойникам в старину относили самоубийц, черных колдунов и ведьм, некрещеных, а в некоторых регионах еще и утопленников. Все перечисленные не могут перейти в загробный мир. Не нашедшие покоя души бродят по земле и вредят живым.

Заложными таких покойников называют из-за способа захоронения, который мешал им вставать из могил и бродить по земле. Их укладывали вниз лицом, а поверх гроба закладывали ветки и камни. Это делали заранее, когда хоронили самоубийцу, душегуба или человека с репутацией сильного колдуна.

Таких покойников не закапывали на церковных или кладбищенских территориях. Как правило, их могилы стояли на перекрестках за пределами населенных пунктов, в полях подальше от обжитых мест, в лесу. Иногда тела сбрасывали в болото или овраг, чтобы нечистая сила не смогла добраться к людям. Существовало даже поверье, которое предлагало бросить труп покойника, которого не примет земля, в болото, чтобы вызвать дождь и прекратить засуху.

В регионах, славящихся обилием нечисти, появлялись даже отдельные кладбища, на которых хоронили людей с плохой репутацией. Их земля не была освященной, церквей и часовен на территории не ставили. Кладбища-скудельницы (от слова «скудно») представляли собой простые участки земли, огороженные острыми кольями.

Проходя мимо таких могил, полагалось что-нибудь дать в дар неупокоенной душе, чтобы она не запутала в пути, не наслала болезнь или не напала, чтобы выпить кровь и съесть плоть прохожего. Подносили малоценные вещи вроде соломы или камней, иногда бросали горсть земли. Так люди словно участвовали в церемонии погребения, в которой нечистому покойнику было отказано, чем его задабривали.

Упыри в славянской мифологии

От остальных разновидностей заложных покойников упырь отличается особой агрессивностью. По ночам он выбирается из могилы и отправляется на поиски свежей крови, возвращаясь в гроб только после крика третьих петухов. От вампира он отличается тем, что стать им можно только после смерти.

В славянской мифологии упырь довольно неразборчив, пьет кровь не только людей, но и домашних животных, а потом съедает их тела. В некоторых регионах верили, что если упырь не тронул плоти человека, а выпил только кровь, тот станет кровопийцей сразу после погребения. Убитых нечистой силой хоронили так же, как и всех подозреваемых в превращении в заложного покойника.

Упыри вызывают засухи, эпидемии и голод, насылают мор на людей и скот. Ими становились люди, особенно если проклятие наложено священником. Его называли анафемой и накладывали на отличившихся особой жестокостью душегубов и еретиков. Оборотни и колдуны также имели большой шанс стать упырями после смерти.

Как выглядит упырь, в старину знали все. Он похож на человека, за исключением красноватого оттенка кожи из-за выпитой крови. Эти существа не разлагаются и не имеют характерного трупного запаха. У них нет клыков, как у . Зубы заострены, словно у акулы, и эта особенность заметна только при нападении нечисти - он умеет ее скрывать.

Нередко упыри обитали среди живых, прикидываясь обычными людьми. Их боялись, ведь последствия нахождения такого существа в деревне были фатальными - известны истории из прошлого о целых населенных пунктах, уничтоженных упырями. Нередко и живых людей обвиняли в принадлежности к нечисти, за что чаще всего сжигали. Есть у кровопийц и естественные враги - медведи и волки, которые могут одолеть сильного монстра. Животные чувствуют его приближение и приходят в ярость или убегают в страхе.

Как ? Победить этого монстра ночью крайне сложно. Сквозь века дошла информация о том, что его не удавалось убить и отрядам из нескольких десятков человек. Обычное оружие упырей не берет. Убежать от него не получалось даже на лошади. Спрятаться можно только там, где есть кресты и иная христианская символика. Стены обычных же домов упырь способен проломить рукой без особых усилий.

Поэтому монстров сначала вычисляли, а днем убивали спящих - они не встают, пока светит солнце. Самым надежным способом избавиться от существа считали отрубание головы с последующим сжиганием тела. Иногда это было сделано слишком поздно, и из могил вставали люди, превращенные в нечисть упырем несколько недель и даже месяцев назад.

Существует немало разновидностей вампиров, и далеко не все воспринимают человека исключительно в роли пищи. Дампиры считают своей миссией защиту человеческого рода от порождений тьмы. Однако большая часть превращенных в упырей и прочую нечисть после смерти крайне опасны, в старину их считали основными виновниками мора, неурожая и засухи.

Вконтакте

В мифах разных стран встречаются опасные существа, происхождение которых всегда разнится. Эти существа питаются лишь людьми - либо раскапывают могилы и жрут мертвечину, либо нападают на путников и отрывают куски их тел. Острые когти и зубы позволяют нескольким таким особям убить и растерзать взрослого человека за считанные мгновенья. И эти опасные твари получили название - упыри.

Внешность упыря

В разных мифах упыри упоминаются по-разному. Общей чертой всегда является частичное разложение тела, отвратительный запах и острые когти с зубами. В первую очередь разница степень разложения этих существ - от поражения гниением всего тела, до частичных некрозов тканей. Второй чертой являются когти и зубы, они тоже различаются в зависимости от мифологии - их длина может быть небольшой, а может достигать и полуметра. Третьей чертой упырей является их рост - он всегда ниже человеческого, но тут есть различия - от половины человеческого, до трёх четвертей. При этом существа всегда сгорблены и кажутся медлительными, но горе тому, кто попытается удрать от такого - бегущую цель упыри будут преследовать молниеносно и без устали. А еще, убегающего человека они никогда не убьют сразу - они будут медленно терзать его тело, чтобы жертва могла пожить подольше и дольше страдала.

Привязаны упыри к кладбищам, тем местам, где их когда-то хоронили. На одном кладбище могут уживаться от одной до двадцати особей. При этом конкуренция среди этих особей отсутствует. Чем больше кладбище, тем больше упырей может на нём обитать и тем больше шанс, что они там есть. А если могильник еще и заброшенный, то упыри там будут почти точно. Крайне редко упыри покидают территорию кладбища, если только не идут на зов своего хозяина.

Упыри стайные существа. Они сбиваются в группы себе подобных, чтобы было проще охотится, выслеживать и загонять своих жертв. При этом в стаях отсутствуют вожаки. Примечательно, что все упыри существа бесполые (процесс разложения в первую очередь касается этой части тел), поэтому для них недоступен процесс размножения.

Хозяева упырей

У всех упырей есть хозяева. Это может быть маг, который поднял мертвеца из могилы. Но куда как чаще легенды ставят упырей на место прислужников . Ведь как известно, убитый вампиром человек без должных обрядов при погребении восстанет из своей могилы. С этим человеком вампир не стал делиться своей силой, а предпочёл оставить его в животном состоянии. Отвечая на зов хозяина, упыри могут преодолевать огромные расстояния не испытывая усталости. Они вообще не испытывают ничего кроме голода. Но страх перед хозяином может притупить даже это чувство. Упырям позволяется убирать следы вампирских трапез и уже это наполняет их чувством бесконечной радости. Правда, когда хозяин умирает упыри умирают следом за ним.

Дикие упыри

Не всем упырям суждено служить вампирам. Некоторые из них появляются на свет после смерти хозяина, некоторые в качестве наказания за грехи, совершённые при жизни. А некоторые восстают просто из-за того, что жаждут отмщения. Такие упыри ни с чем не связаны. Ни тёмная энергия кладбища, ни зов вампира, ни власть некроманта не в состоянии повлиять на них. Они могут покинуть кладбище и охотится в заброшенных и пустых местах. Они не гнушаются падали и звериной плоти, но самое большое лакомство для них - человек. Убить такого упыря очень непросто. Даже сложнее, чем выследить, ведь он может бесконечно странствовать нападая на одиноких путников или разоряя свежие могилы. Важно отметить, что встреча двух диких упырей не заканчивается образованием стаи. Дикие упыри, что вольно бродят по миру убивают себе подобных и пожирают их плоть.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники