Сэр френсис гальтон английский исследователь. Фрэнсис Гальтон: биография. Гальтон Фрэнсис: биография

Разнообразная деятельность сэра Фрснсиса Гальтона (1822-1911) имела большое значение для развития психологических измерений. Этот исследователь (родился в. Бирмингеме) был очень любознательным человеком и достиг весомых для своего времени результатов во многих науках (антропологии, географии, математике, метеорологии). Его считают основателем дифференциальной психологии и психометрики.

Гальтон был младшим девятым ребенком в своей семье. В два года он знал алфавит, в трех - уже читал, писал, изучал языки, а в шесть - прочитал всю классическую английскую литературу. Он был настоящим вундеркиндом, просмотрев дважды страницу произведений Шекспира, декламировал ее наизусть. Его двоюродным братом был Чарльз Дарвин.

Две линии этой семьи были достаточно известны, успешные и состоятельные. Дарвин продвигались в медицине, а Гальтон занимались банковским делом и изготовлением оружия. Обе семьи были буквально переполнены талантливыми людьми, которые имели литературные дарования, были изобретателями, известными государственными деятелями, священниками, занимались наукой. Интересно, что одаренность в этой семье была как по мужской, так и по женской линии. В частности, дед Гальтона (отец матери) Эразм Дарвин был автором довольно длинных трактатов на технические темы в стихотворной форме, избирался членом Королевского научного общества.

Гальтон учился на медицинском отделении Лондонского Королевского колледжа, а с 1840 гг. - В Тринити-колледже в Кембридже изучал математику, перед которой сначала чувствовал панический страх, а потом очень увлекся этой наукой. Через нервное расстройство оставил обучение, впоследствии попытался что-то наверстать в своем образовании, возобновил занятия медициной и получил диплом. Не достигнув особых успехов в университете, он также по настоянию отца проработал два года в больнице г.. Бирмингема ассистентом врача. Он раздавал лекарства, лечил переломы, ампутировал поврежденные пальцы, вырывал зубы, делал прививки детям. Работа в больнице была обременительной, однако он не мог ослушаться отца.

Гальтона очень ярко характеризует такой поступок. Заинтересовавшись действием лекарств, он принимал маленькие дозы различных препаратов в алфавитном порядке и все же остановился на С, поскольку понял, что может повредить себе.

В 1844 г.. (После смерти отца) получил неплохой наследство, и определило его судьбу, потому что не было необходимости заниматься своим образованием и карьерой. Гальтон начал воплощать свои мечты. Он интересовался экспедициями, его захватывали неизвестные дальше. Сначала поехал на Ближний Восток, затем несколько лет жил в Шотландии, на собственные средства организовал экспедицию в Юго-Западной Африки. Он интересовался метеорологией, биологией, географией. В африканской экспедиции Гальтон вел наблюдения, писал отчеты и выполнял картографические работы. Для автоматической фиксации данных об атмосферных явлениях он сконструировал специальный прибор. Свои многолетние наблюдения за природными явлениями Гальтон обобщил в книге "Метеорографика" (1863), которая была первой попыткой научного рассмотрения явлений погоды на Земле в целом.

Эти исследования принесли ученому много наград и уважение в научных кругах. За книгу "Рассказ исследователя тропической Южной Африки". Гальтон был награжден медалью Королевского географического общества, членом которого он был более 40 лет. Впоследствии Гальтон отказался от научных экспедиций, объясняя это женитьбой и слабым здоровьем. Тем не менее он продолжал занимался подготовкой членов будущих экспедиций, участвовал в их организации, также читал соответствующие лекции солдатам, которые должны служить в британских колониях. Он даже написал книгу под названием "Искусство путешествий".

Фрэнсис Гальтон был человеком с очень высоким интеллектом. Авторы «Истории психологии" считают, что косвенно можно сделать вывод, что коэффициент интеллекта ученого равен примерно 200 (Д. Шульц, С. Шульц, 1998). Кумиром для Гальтона был Исаак Ньютон; бюст знаменитого физика украшал его кабинет.

В области психологии Фрэнсис Гальтон начал свою исследовательскую работу по проблеме индивидуальных различий в 1869 Развернув свои психологические исследования, Е. Вебер, Г. Фехнер и Г. Гельмгольц осуществляли определенные попытки исследовать эту проблему, а В.Вундт и Э.Титченер не сочли необходимым принимать во внимание индивидуальные различия. Б процессе своих странствий, наблюдений Гальтон заинтересовался проблемой наследственности и возникновением индивидуальных различий. 1869 он опубликовал книгу "Наследственный гений", в которой проанализировал биографические данные известных ученых и врачей. В этой работе исследователь впервые показал, каким образом статистические методы могут использоваться в изучении индивидуальной одаренности. Он обосновал новый метод научного психологического исследования - метод близнецов. Гальтон утверждал, что в талантливых семьях гениальные дети рождаются значительно чаще, поэтому это обусловлено наследственностью, а не влиянием внешних условий. Он доказывал, что у выдающихся людей с большей вероятностью родятся выдающиеся деятели, а рождение гения в обычной семье маловероятно. Например, по его данным, из 4 тысяч детей выдающихся родителей 977 мужчин стали впоследствии знаменитыми. Когда группа детей избиралась случайным образом, то одаренных детей насчитывалось только 332. Более половины охваченных этим исследованием известных людей имели одного или более выдающихся родственников.

Знаменитые люди наследуют не только гениальность, но и особую форму ее проявления. Гальтон утверждал, что наследуются не только физические, но и психические особенности, а особенности детей определяются в равной степени как наследственностью отца, так и матери. В то время эти идеи не казались очевидными.

Изучив биографии 400 талантливых ученых, проследив их родственные отношения, Гальтон отверг мнение, что одаренные люди имеют слабое здоровье (тогдашней языке "слабое тело"), он доказывал, что большинство великих людей - "крепкие животные".

Гальтон обратил внимание на то, что среди крупных ученых, родившихся в Великобритании, очень много первенцев. С тех пор исследования первых и единственных детей и влияния порядка рождения остается для психологов привлекательной проблемой. Некоторые ученые считают, что первые и единственные дети в семье лучше развиваются, имеют более высокие оценки в тестах интеллекта, отличаются высокой потребностью достижений, лучше учатся в школе и вузах.

Гальтон написал по проблеме наследственности более 30 работ. Ученый утверждал, что наследуются такие черты, как склонность быть пьяницей, страсть к путешествиям, болезни, продолжительность жизни, даже мораль и религия. Гальтон высказал мнение о возможности создания науки "евгеники" (ввел в оборот этот термин, в переводе с греческого означает "наука о рождении блага»). По его мнению, такая наука должна способствовать рождению "качественных" человек и противодействовала рождению "некачественных". Он считал, что необходимо общественное внимание к поддержанию интеллектуального уровня из-за продолжения рода. Ученый рассуждал довольно прямолинейно: если бы выбрать из общей массы талантливых людей и совместить их браком, то это способствовало бы созданию новой высокоодаренной человеческой расы. Гальтона захватывала идея селекционной работы по отбору талантливых мужчин и женщин. Для таких людей ученый предлагал создать государственные проекты и поощрять их материально. Гальтон обращал внимание, что представители интеллектуальной элиты имеют меньше детей, поскольку позже вступают в брак. Поэтому достойным членам общества следует содействовать в том, чтобы они создавали семьи в молодом возрасте, имели льготы на приобретение хорошего жилья. Сам Гальтон и его братья не имели детей.

В дальнейшем евгеника превратилась в набор антигуманных идей, который охотно использовали в своих реакционных целях тоталитарные режимы, однако в этом нет вины Гальтона. Он стремился лишь привлечь внимание к тому, что факторы наследственности нельзя игнорировать в процессе развития личности. Гальтон видел в этом возможность улучшения жизни будущих поколений и не одобрял просто "сантименты в отношении бедных людей". Идеи ученого имели чисто академический характер, ресниц романтично мечтал о галактике гениев.

Благодаря Гальтону было основано издание журнала "Биометрика", он профинансировал лабораторию национальной евгеники, в которой занял место профессора. Впоследствии, к счастью для Гальтона, это место занял Карл Пирсон. Замысел проводить исследования в сфере евгеники, безусловно, сегодня воспринимается как довольно архаичный и неубедительный, однако пример Гальтона воодушевил исследователей в нелегком деле поиска научного почвы в психологии индивидуальных различий. В современном мире медико-психологическое консультирование при планировании рождения ребенка используется достаточно широко, поскольку ученые ориентируются в проблеме наследственной обусловленности гораздо точнее.

Ознакомившись с трудами выдающегося бельгийского астронома и статистика Кетле, который сформулировал представление о "законе ошибок" (нормальное распределение) и утверждал, что этому закону подчиняются также физические характеристики людей, Гальтон решил проверить, будут подлежать ему измерения интеллектуальных способностей. Ученый провел статистический анализ биографий выдающихся людей и снова пришел к выводу: способности наследуются, поскольку выдающиеся люди довольно часто были родственниками по крови.

Гальтон упорно искал доказательств наследственного характера индивидуальных различий. С целью получения таких фактов он организовал антропометрическую лабораторию на Международной выставке здоровья в Лондоне в 1884-1885 гг. Посетители выставки платили три пенса за различные антропометрические измерения (силы, остроты органов чувств, времени реакции). Именно эти показатели Гальтон считал признаками умственных возможностей. Через эту лабораторию, которая проработала 6 лет, прошло более 9000 испытуемых.

В лаборатории было создано много приборов для антропометрических и психометрических измерений, методы и показатели этого учреждения используются антрометристамы и сегодня. Собранные данные через 100 лет в 1985 году. Проанализировали американские исследователи. Проведя подобные измерения, они выяснили, что между данными Гальтона и современными показателями существует высокая корреляция, что свидетельствует о надежности данных ученого. Оказалось, что показатели веса, размах рук, объема легких и силы руки приближенные к современным, а вот темпы развития во времена Гальтона были замедленными.

После завершения выставки ученый в разных местах Лондона размещал филиалы своей лаборатории и накапливал данные о различных измерения человека. В 1885 Гальтон открыл в лондонском музее Саут-Кенигстон постоянную лабораторию, чтобы собирать данные о мужчинах, женщинах и детях. В лаборатории проводили измерения размаха рук, объема легких, оценивали скорость реакции, умение различать цвета, проверяли зрение и слух. Как ученого Гальтона прежде всего интересовала вариативность психологических и антропометрических характеристик и ее причины. Когда исследователь ознакомился с коллекцией отпечатков пальцев своего друга Уильяма Хершела, которую он собирал без всякой цели в течение 30 лет, Гальтон отдал распоряжение снимать у посетителей еще и отпечатки пальцев. Лаборатория при музее имела большой успех, посетители считали, что пройти все измерения, которые делал ассистент Гальтона, сержант Рэндл, соответствует правилам хорошего тона. Все данные попадали в архив Гальтона. Именно на их основе ученый впоследствии открыл дактилоскопию.

Гальтона считают исследователем, который первым использовал анкету. Он прислал анкеты членам Королевских обществ, а также обратился к широкой публике с просьбой присылать анкеты с описанием семейных талантов и дарований и за это даже предлагал специальные призы. Собрав данные на основе этой очень подробной анкеты, он написал монографию "Английские ученые, их природа и воспитание" (1874). Он впервые проанализировал психологические особенности ученых, сделал личность ученого объектом эмпирического исследования.

Гальтон обследовал 800 братьев. Он даже проводил опыты с кроликами, бабочками и горохом, изучая наследственность.

Собирая различные данные и проводя исследования, Гальтон также совершенствовал методы математической обработки данных. Он считал, что статистика - это "единственное орудие, которым можно прорубить дорогу в густых зарослях трудностей, перегораживают дорогу тем, кто настойчиво развивает науку о человеке".

Гальтон открыл закон регрессии как закон наследования признаков: любые признаки потомков имеют тенденцию больше приближаться ло среднего значения в популяции, чем до значения этого параметра у своих родителей (признаки регрессируют к среднему значению в популяции). В 1888 ученый опубликовал в конце концов труд «Естественная наследственность", в которой обобщил результаты всех своих эмпирических и статистических исследований и объяснил свое новое открытие - коэффициент корреляции (степень связи между признаками). Книга имела чрезвычайное значение для развития психологических исследований, идеи Гальтона были актуальны, и исследователи продолжили разработку корреляционного метода. При поддержке Гальтона его ученик Карл Пирсон вывел формулу, которая получила название "коэффициент корреляции Пирсона". Для обозначения коэффициента используется первая буква английского слова regression (регрессия), в память об открытии Гальтона, что наследственные признаки приближающихся (регрессируют) к среднему значению. Корреляция вскоре стала распространенным средством исследований в различных науках, не только в психологии.

Гальтону принадлежит приоритета создании психологических тестов, хотя считают, что термин "тест" впервые применил Джеймс Кеттел, американский психолог, ученик Гальтона. Идея теста как метода измерения индивидуальных различий и в частности интеллекта связана с поисками Гальтону доказательств такой гипотезы: интеллект можно измерить, оценивая сенсорные способности человека; чем выше интеллект человека, тем выше должны быть сенсорные способности. Гальтон считал, что в наиболее одаренных людей в соответствии тонкие и развитые чувства. В современных исследованиях установлено, что умственно отсталые люди часто способны различать сенсорные ощущения (Дж. Ловинджер, 1987).

Гальтон, стремясь найти доказательства для этой гипотезы, разрабатывал различные приборы для сенсорных измерений. Он, в частности, изобрел особый свисток, который использовал для постоянных экспериментов, как с людьми, так и с животными. Он любил, прогуливаясь по лондонским паркам с этим свистком и еще некоторыми приспособлениями, наблюдать, какую реакцию вызывают звуки, которые он добывает из своих изобретений. Как многие из первых психологов, Гальтон изобрел различные приборы: фотометр (для различения цветов), калиброванный маятник (для определения времени реакции на свет и звук), набор весов (для оценки кинетической или мышечной чувствительности), специальную рейку с разметкой (для оценки длины отрезков), набор бутылок с различными веществами (для проверки обоняния). Эти приборы позднее в течение десятилетий использовались в психологических лабораториях, а гальтонивський свисток до 30-х годов XX в. был обязательным прибором в каждой психологической лаборатории.

Гальтон заинтересовался дактилоскопией и предоставил научное обоснование дактилоскопической метода как возможном способа распознавания людей и их идентификации, хотя метод, как уже упомянуто, разработал Уильям Хершел в 1860 в Индии, а впервые использовал в практике расследования Генри Фаулдс. Однако криминалисты не были уверены в том, что действительно нет двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев. Гальтон проанализировал огромное количество отпечатков пальцев и математически обосновал практическую невозможность их совпадения. Он также первым догадался, что следует создавать систему каталогов и регистрации отпечатков пальцев. Опираясь на исследования И. Пуркинье, который нашел основных типа рисунков, повторяющиеся в папиллярных узорах (спирали, эллипсы, круги, двойные закрутки), Гальтон изучил 5000 узоров на пальцах 500 человек и определил, что существуют четыре основных типа, а от них образованы все остальные комбинации. Он обнаружил, что они не меняются в течение жизни, а в случае повреждения (раны, ожоги) снова восстанавливаются. Результаты Гальтона легли в основу современных систем идентификации человека по отпечаткам пальцев. Исследование Гальтона завершил Эдвард Генри, который создал дактилоскопическую формулу и систему названием Гальтона-Генри.

Открытие дактилоскопии было сенсацией конца XIX в. Все европейские газеты напечатали фото Гальтона на первой странице. В 1892 г.. Ученый опубликовал в Лондоне книгу "Отпечатки пальцев", в которой изложил результаты своих исследований. В 1895 г.. Дактилоскопию начал использовать Скотланд-Ярд, что чрезвычайно ускорило раскрытие преступлений, а в 1900 г. Она стала официальным метол этой организации. Особенно оценили это открытие в 1911 г.., Когда из Лувра украли знаменитую картину Леонардо да Винчи "Джоконда". На стекле рамы сохранились отпечатки пальцев, поэтому за ними были пойманы вора. После этого успешного расследования метод, который воспринимался неоднозначно, распространился по всему миру.

Гальтон постоянно проводил эксперименты и использовал для этого любые возможности. Прогуливаясь по улицам, разглядывая предметы и подсчитывал ассоциации и новые идеи. Проведя соответствующий анализ их содержания, он был разочарован тем, что ассоциации в основном касались прошлого опыта и не были путем к открытию новых идей.

Для исследования ассоциаций Гальтон провел такой эксперимент. Он составил список из 75 слов, каждое из которых записал на отдельном листке. Через неделю, рассматривая листок, он с помощью хронометра фиксировал время возникновения двух ассоциаций, вызванных каждым словом. Ассоциации чаще всего были в виде одного слова, иногда это были образы, мнимые картины, которые сложно было описать одним или двумя словами. Гальтон проанализировал, что 40% из общего количества ассоциаций имеют своим источником опыт детства. Проведенный эксперимент продемонстрировал влияние впечатлений детства на личность взрослого человека и начал одну из линий изучения психического развития.

Метод анализа ассоциаций сыграл большую роль в развитии психологии, это был один из первых по-настоящему научных инструментов раскрытия психологической реальности, его совершенствовали применяли и В.Вундт, Фрейд, К. Юнг.

Гальтон первым начал широко использовать опросники. Он расспрашивал сначала преимущественно своих знакомых, ученых обо всем, например, что они вспоминают с впечатлений сегодняшнего утра и какой это образ, каковы его характеристики. Обратившись к более широкому кругу людей с этим же вопросом, Гальтон пришел к выводу, что у женщин и детей образы конкретные и детальные, чем у других.

Склонность Гальтона проводить исследования и его изобретательность родили легенду об одной из его исследовательских прогулок. Ученый решил побыть в состоянии душевно больного человека, которому кажется, что ее преследуют. Свои впечатления от прогулки он подытожил следующим образом: в конце ему казалось, что за ним следит каждая лошадь на лондонской улице, а когда она даже не смотрела в его сторону, то он думал, что она только скрывает свое наблюдение.

Гальтон любил подсчеты и использовал для этого любую возможность. В университете или в театре он подсчитывал количество покашливаний или зевания и трактовал это как меру знудьгованости публики. На сеансе у художника он посчитал количество мазков и выяснил, что для завершенной картины художник делает в 20000 мазков.

Ученый придумал для подсчетов специальную систему, где вместо цифр использовались запахи, а запахи приписывал соответствующие цифровые значения. В результате этих интеллектуальных упражнений он написал оригинальную статью "Арифметика запахов", опубликованной в первом номере "Психологического обозрения" (одном из первых психологических журналов в США).

Начав свою жизнь как незадачливый студент, который учился хуже других и не мог оправдать надежд своего отца, в конце жизни Гальтон стал знаменитостью, в его деятельности было приковано внимание всей Европы, его знали как прогрессивного мыслителя, страстного оратора, неутомимого путешественника, первооткрывателя наук и любителя парадоксов, его уважали как ученые, так и представители церкви.

Гальтон был также чрезвычайно активной творческой личностью, исследовал влияние географических факторов на особенности населения, моду, атлетике, влияние молитв. Для того, чтобы иметь возможность рассматривать то, что ему интересно, когда находишься в толпе, исследователь изобрел специальный перископ. Гальтон также изобрел печатный устройство для телетайпу, приспособления для открывания замков.

Гальтон, как многие из первых психологов, был лицом эксцентричным, он искал научные доказательства существования бога и мечтал найти рецепт бессмертия. В 1909 г.. Гальтон прошел посвящение в рыцари. Он был членом престижного лондонского литературного клуба Атенеум.

Ученый сделал серьезный вклад в различные науки. В метеорологии он определил явление антициклона и изобрел карты погоды, работал над картами Западной Африки, в статистике разработал регрессию и корреляционный анализ в психологии открыл явление синестезии. Продвигаться в различных отраслях Гальтону помогала его любовь подсчетам и измерений. Психология не принадлежала к основным интересов ученого, однако его достижения в этой области были значительны. Он развернул исследования проблем, которые надолго захватили психологов.

Гальтон был одним из первых исследователей способностей. В книге "Исследование способностей человека и их развитие" (1883) он впервые сформулировал идеи психологического тестирования. Ученый сам разрабатывал тесты для своих исследований. Хотя они и не были удачными, однако сама идея разработки тестовых испытаний является значительным вкладом в психологию. Гальтон также первым начал изучать одно- яйцевых близнецов.

Ученый изобрел ряд экспериментальных приборов и психологических методов (метод близнецов, метод анализа образной нам памяти, ассоциативный метод), которые считают классическими в психологии. На основе этих методов проведения невероятное количество современных исследований и получено ценные результаты. Гальтон провел, возможно, первые исследования, в которых был одновременно экспериментатором и испытуемым, изучая ассоциации идей и визуальные образы. Разработки ученого легли в основу новой психологической науки - дифференциальной психологии. Предложив статистический метод, идею разработки тестовых методов, Гальтон изменил общий вид тогдашней психологии. Он превращал ее в современную науку. А вот создание теории бессмертия он не успел завершить.

Когда Гальтон умер, его ученик Карл Пирсон опубликовал генеалогическое исследование о своем учителя. Оказалось, что среди предков Гальтона были император Карл Великий, несколько английских королей, в частности Вильгельм Завоеватель, и киевский князь Ярослав Мудрый.

Френсис Гальтон (1822—1911) родился в Англии в обеспеченной семье ученых. Изучал математику и медицину и лишь после смерти отца оставил эти науки.

Френсис отправился в длительное путешествие, а после представил подробные отчеты о метеорологических наблюдениях, за что получил много почетных наград. В походах ученый также собирал информацию для предстоящих исследований в области евгеники.

Вернувшись домой, он выпустил книгу для путешественников, которая заинтересовала многих исследователей того времени: «Рассказ исследователя тропической Южной Африки». Изучение климата и погоды было одним из основных направлений, которыми интересовался Гальтон. Более того, он обладал специальными знаниями как географ и этнограф.

Шаги в науке

С 1860-х ученого начинают интересовать темы генетической наследственности и развития интеллекта личности. Идея улучшить генетику человека подводит Гальтона к необходимости разработки шкалы для измерения ума.

Глубокий ум изобретателя воплотил в жизнь разнообразные идеи, охватывающие такие сферы, как метеорология, антропология, биология, психология и так далее. Его основным вкладом в психологию было создание методов исследования индивидуальных различий между людьми. Наука Гальтона послужила точкой опоры для многих психологов, ученых – его последователей.

Ушел из жизни Гальтон в 1911 г., профинансировав оставленными средствами проведение многих экспериментов в биометрии, психологии и евгенике.

Ведущая цель экспериментов Ф. Гальтона – получение информации о возможностях человека. Главная проблема, которой занимался ученый, – переданные по наследству способности.

Ученый внедрил в психологию несколько необычных математических методов исчисления, в основном статистических. Ученый полагал, что как можно больше явлений следует посчитать и измерить.

У Гальтона было достаточно много опубликованных книг и статей, но основной его труд — это «Наследственный гений» (1869 г.). Главная идея этой книги гласит о том, что как физические особенности, так и психические качества человека передаются генетически. Человеческая наследственность находится в половых клетках и начинает развиваться в период формирования всего организма.

В ходе своей научной практики Ф. Гальтон улучшает уже существующие психологические техники, используемые в экспериментах при определении и проверке порога чувствительности, продолжительности реакции, также он создает новые методы, например «линейка», «свисток».

Основные теории Гальтона

Так как Ф. Гальтон – представитель , основные открытия он совершил именно в этой области:

  • Разработал и ввел в психологию и евгенику технику анализа близнецов.
  • Впервые различил два вида детей-близнецов: однояйцовые/двуяйцовые.

Некоторые новшества ученый привнес как в классическую психологию, так и в экспериментальную:

  • Впервые использовал в психологии и биологии измерения (математические/статистические).
  • Создал множество приборов, чтобы измерять сенсорные реакции.
  • В результате экспериментов установил, что все пожилые люди хуже слышат громкие звуки, чем люди в молодом возрасте.
  • Впервые предложил понятие «тест» и сам метод тестирования.
  • Начал впервые применять принципы антропометрии в учебных заведениях.
  • Ввел в практику сканирование отпечатков человеческих пальцев (т.е. дактилоскопию).

Гальтон был очень многосторонним ученым, но самым важным его открытием является открытие новой и оригинальной научной области — евгеники (что с древнегреческого переводится как “наука о благорождении”). Объектами евгеники являются люди, животные и растения, и она ставит своей целью их усовершенствование.

Гальтон отмечает, что необходимо знать о генетической наследственности и о процессе эволюции. Людям следует осознанно улучшать и делать быстрее процесс эволюции своего рода, принимать в этом активное участие.

Ученый не признавал равенство всех людей от природы, а заявлял, что принадлежность человека к богатому роду практически не важна, так как положительные характеристики биологически никак не связаны с общественным положением семьи.

Евгеника распространялась по Европе и США в первой четверти 20 века: спустя год после смерти Гальтона в центре Лондона было организовано Интернациональное собрание по науке — евгенике, несколько лет спустя еще два собрания проводились в Нью-Йорке.

Из открытий Гальтона наиболее важно появление тестирования. Тестовые задания стали основными методами в лаборатории ученого. С помощью статистического подхода, то есть тестирования большого числа испытуемых, результаты показывали более точные данные. Этот метод стали активно практиковать многие психологи, а дальнейшее совершенствование техники тестирования привнесло большие изменения в классическую психологию, сделав ее более объективной наукой с конкретными результатами.

Итак, идеи гениального английского ученого оказались ключевым фактором в развитии английской школы исследования человеческого интеллекта.

Девизом жизни ученого были следующие слова: «Считай все, что возможно посчитать!» С помощью его первых теорий были созданы основы для разработки личностных тестов. Концепции и теории Френсиса Гальтона лежат в основании современной экспериментальной психологии. Автор: Дарья Сергеева

Фрэнсис Гальтон (Francis Galton ; 1822-1911) - английский психолог и антрополог.

Родился 16 февраля 1822 в местечке неподалеку от Бирмингема. Его двоюродным братом был Чарлз Дарвин, а дедом — Эразм Дарвин. Фрэнсис получил медицинское и биологическое образование и намеревался стать врачом, но, унаследовав после смерти отца довольно большое состояние, позволявшее ему не зависеть от занятий врачебной практикой, решил посвятить себя научным изысканиям и путешествиям. В многочисленных экспедициях Гальтон изучал народы с первобытной материальной культурой. Особенно успешными были исследования в юго-западной Африке (1850-1852), за которые в 1853 он был награжден золотой медалью Королевского географического общества. В последующие годы Гальтон занимался метеорологией: строил карты погоды и применял статистические методы для их обработки, что позволило ему открыть антициклоны и объяснить их природу.

Большое значение имели его антропологические исследования, которые нашли применение в криминалистике (в частности, в дактилоскопии и создании фотороботов) и заложили основы нового направления в науке — биометрической генетики. Большую роль в научной биографии Гальтона сыграло опубликование работы Ч. Дарвина Происхождение видов (1859). Стремясь объяснить индивидуальные особенности людей, Гальтон ввел в психологию и антропологию понятие наследственности. Он проанализировал ряд биографий выдающихся людей, пытаясь выяснить, как часто они состояли в родстве друг с другом. Из этих исследований Гальтон сделал вывод, что высокие интеллектуальные способности в значительной степени определяются наследственными факторами, однако на их реализацию влияют многие другие обстоятельства. Результатом его работы стала книга Наследование таланта (Hereditary Genius ), вышедшая в 1869. Эти исследования заложили основы дифференциальной психологии. Для измерения психофизических различий Гальтон изобрел специальные приборы (ультразвуковой свисток, позволяющий измерять слуховую чувствительность, и др.). Разработал приемы определения способностей, послужившие основой созданной впоследствии системы тестов, ввел методы статистической обработки данных, в частности метод определения корреляций между измеряемыми величинами.

В работе Исследования человеческих способностей (Inquiries into Human Faculty , 1883) Гальтон впервые ввел термин «евгеника «, понимая под этим теорию о наследственности, здоровье человека и путях улучшения человеческого рода с помощью контроля наследственных признаков. Основываясь на своих евгенических воззрениях, он создал модель утопического общества. В последние десять лет жизни ученого евгеника была главным предметом его интересов. В этот период была основана Гальтоновская лаборатория в Юниверсити-колледже в Лондоне и учреждена стипендия Фрэнсиса Гальтона для исследователей в области евгеники. В 1908 в Лондоне было создано Евгеническое образовательное общество (ныне Евгеническое общество), его первым почетным президентом стал Гальтон. С 1849 по 1910 им было опубликовано более 200 статей и лекций по самому широкому кругу вопросов. В 1909 Гальтон был возведен в рыцарское достоинство. Умер Гальтон в Хейзлмире (графство Суррей) 17 января 1911.

(1822–1911)

Фрэнсис Гальтон – одна из наиболее ярких фигур в мировой психологии, хотя сам себя он психологом не считал ввиду неопределенного статуса этой науки в то время. Тем не менее его исследования на долгие годы определили важные тенденции в развитии психологической мысли, и многие выдающиеся психологи относили себя к его последователям. Это был «один из оригинальнейших ученых-исследователей и мыслителей современной Англии», как писал о нем К.А. Тимирязев в начале ХХ века.

Жизнь и деятельность Гальтона подробно описаны его учеником и другом Карлом Пирсоном в книге «Жизнь, письма и труды Фрэнсиса Гальтона». Поскольку центральным моментом концепции Гальтона было признание наследственной природы человеческих способностей, естественно, что его жизнеописание Пирсон начал с генеалогии, которую проследил по пятидесятого колена.

Среди предков Гальтона мы находим такие фигуры, как император Карл Великий, киевский князь Ярослав мудрый, Вильгельм Завоеватель, несколько английских королей. Это предки Гальтона по женской линии. А вот предки по мужской линии были из простых крестьян. Так что генеалогическое дерево лишь отчасти может служить аргументом в пользу его теории. Противоречивые свидетельства мы находим и среди ближайших (в хронологическом отношении) родственников Гальтона. Так, выдающийся ученый Чарлз Дарвин был его кузеном (их дедом был Эразм Дарвин). А вот отец Фрэнсиса, Самуэль, никакими талантами не блистал, как и все его дети, за исключением девятого, младшего, Фрэнсиса.

Фрэнсис Гальтон родился 16 февраля 1822 года в имении Лэрчес близ Бирмингема, принадлежавшем его отцу. Он был значительно младше своих братьев и сестер и в силу этого сравнительно одинок. Фактически его воспитанием и обучением занималась сестра Адель, которая была на 12 лет старше. Одаренность мальчика проявилась очень рано. Сохранилось письмо, написанное им Адели в 1827 году.

Моя дорогая Адель.

Мне четыре года, и я могу читать любую английскую книгу. Я могу назвать все латинские существительные, прилагательные и глаголы 52 строк латинского стихотворения. Я знаю сложение и могу множить на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11… Я немного читаю по-французски и знаю часы.

Фрэнсис Гальтон

Даже не имея возможности проверить достоверность содержания письма, отметим, что оно написано по-английски с одной-единственной ошибкой. Уже одно это, учитывая сложность английской орфографии, явно свидетельствует о незаурядных способностях автора, которому еще не исполнилось пяти лет.

Школьное образование, судя по скептическому отзыву самого Гальтона, было малопродуктивным. Сменив несколько частных школ, он не преуспел в науках. Пирсон расценивает его школьные годы как застой в развитии. Впрочем, сохранилась рукопись 1835 года «Аэростатический проект Фрэнсиса Гальтона». В ней описана (правда, весьма невразумительно) конструкция крылатого летательного аппарата, что само по себе свидетельствует о неординарности и смелости мысли будущего ученого.


Родители Фрэнсиса прочили ему медицинскую карьеру. Начальную подготовку он получил в бирмингемском госпитале и в Лондонской медицинской школе.

В 1838 г. вместе с товарищами по учебе Фрэнсис предпринял свое первое путешествие по Европе, посетив Бельгию, Германию и Австрию. Впоследствии Гальтон оказался страстным путешественником, этот вояж послужил лишь началом целой серии его странствий.

Осенью 1840 г. Гальтон поступил в Кембриджский университет, в знаменитый Тринити-колледж, где некогда учились Ньютон и Байрон. Здесь он изучал математику и естественные науки, с тем чтобы потом по замыслу отца посвятить себя практической медицине.

Энциклопедические справочники, обычно отмечающие, какое высшее учебное заведение окончил тот или иной деятель, в отношении Гальтона предпочитают формулировку: «Образование получил в Кембриджском университете». Дело в том, что медицинская карьера Гальтона не привлекала. В 1844 г. в возрасте 61 года скончался его отец, с которым Фрэнсис был очень дружен. Это событие потрясло его и заставило пересмотреть свои жизненные цели. Он отказался от необходимой медицинской практики в госпитале Св. Георга в Лондоне, поэтому диплом врача не получил. Вместо этого он решил отправиться в путешествие.

Последующий период своей жизни Гальтон в «Мемуарах» называет годами охоты и стрельбы: охота на тетеревов в шотландских болотах, на тюленей – на Гибридских островах и т. д. и т. п. Казалось, праздный образ жизни затягивает молодого джентльмена.

Но в 1849 г. Гальтон вновь испытал чувство, которое назвал «весенней тревогой». У него снова возникла потребность в исследовательской деятельности и творчестве, и он вернулся к научной работе. Плодом его изысканий стало изобретение печатающего телеграфа, или «телотайпа», как его называл автор. Описание этого прибора явилось его первым научным трудом. Правда, сам прибор так и не был полностью построен.

В 1850–1851 гг. Гальтон предпринял экспедицию в Африку, которая в отличие от его предыдущих, по сути туристических вояжей носила исследовательский характер. Экспедиция длилась около двух лет, было пройдено 1700 миль по труднодоступным и малоизученным районам. В ходе путешествия Гальтон собрал ценные материалы для своих евгенических размышлений последующих лет.

По возвращении он опубликовал книгу «Рассказ исследователя тропической Южной Африки», которая была оценена научной общественностью очень высоко. В 1854 г. Географическое общество наградило Гальтона золотой медалью, а в 1856 г. Королевское общество (Академия наук) избрало его своим членом. Чарлз Дарвин также весьма одобрительно отозвался о книге своего кузена.

В 1853 г. Гальтон познакомился с Луизой Батлер и в августе того же года женился на ней. В результате этого события его жизнь приобрела упорядоченность и устойчивость. Дальних путешествий он больше не предпринимал, хотя до самой старости выезжал с женой в разные страны Европы. Гальтон пережил жену на 14 лет. Брак их остался бездетным.

Отчасти в связи с новым укладом жизни упорядочилась и его научная деятельность. Важно отметить, что он был материально вполне обеспечен и работать ради заработка ему не приходилось, поэтому все силы он отдавал науке.

В брошюре Ю.А. Филипченко, вышедшей в 1925 г., отмечается аналогия между главными событиями жизни Гальтона и его родственника Чарлза Дарвина. Оба намеревались стать врачами. Но не осуществили это намерение. В возрасте до 30 лет оба предприняли большое научное путешествие, а потом женились и, перейдя к более основательному образу жизни, целиком предались науке, будучи при этом вполне обеспеченными людьми. Наконец, оба сравнительно поздно выступили со своими главными сочинениями: «Наследственный гений» Гальтона впервые увидел свет, когда автору было 47 лет, «Происхождение видов» было опубликовано пятидесятилетним Дарвином.

Но были, разумеется, и отличия. Дарвин жил уединенно, Гальтон постоянно общался со многими учеными, что благотворно отражалось на его научной работе.

После возращения из Африки Гальтон в течение нескольких лет занимался научно-практическими разработками в различных областях, ни одной не отдавая предпочтения.

Свой опыт путешественника он изложил в книге «Искусство путешествовать» (1855), представляющей собой практическое руководство по организации дальних странствий. Книга имела большой успех. В 1872 г. появилось уже пятое ее издание. А в 1855 г. на ее основе Гальтон подготовил цикл лекций для английских офицеров. Это было вызвано тем, что, когда в 1855 г. английские войска высадились в Крыму, они столкнулись со множеством бытовых трудностей. Рекомендации Гальтона, касавшиеся походного снаряжения, медицинских средств, разведения огня и т. п., оказались весьма полезными.

С Крымской войной связано и изобретение Гальтоном прибора, названного им «гелиостат», или «алтископ». Это был карманный прибор, позволявший вести наблюдение из укрытия – через стену или через головы толпы. По сути это был аналог перископа. Неизвестно, однако, возник ли перископ под влиянием изобретения Гальтона, либо он был создан независимо от него.

В эти же годы ученый активно занимался климатологией и метеорологией. Он был первым, кто стал публиковать метеорологические карты Европы, обозначая на них осадки, облачность, направление ветра. В 1863 г. им был создан атлас под названием «Метеорографика, или Методы нанесения погоды на карту». Занятия этими вопросами привели его к важному открытию. В его время было известно явление циклона, центр которого отличается низким давлением. Гальтон установил наличие центров с высоким давлением и центробежным движением воздуха по направлению часовой стрелки. Эту систему, противоположную циклону, он назвал «антициклон». Данное понятие сохранилось в метеорологии по сей день.

Страсть Гальтона к созданию новых приборов и приспособлений проявилась и в этой области. Он разработал своеобразные приборы для получения метеорологических карт и чертежей, а кроме того – «волновую машину» для использования энергии морских волн.

Однако основные интересы ученого лежали в иной области. Главной сферой его научных изысканий явилось исследование человеческих способностей.

Фундаментальный труд «Наследственный гений» увидел свет в 1869 году. Ему предшествовали несколько статей аналогичного содержания.

Интересна его статья «Стадность у рогатого скота и человека». В ней, рассуждая о «стадном инстинкте» свойственном человеческому обществу, гальтон утверждал, что в прошлом этот инстинкт был оправдан, но в современных условиях он вреден. Его необходимо преодолеть, чтобы вывести человеческий род на путь морального и интеллектуального прогресса. Средство к этому предлагалось то же, что и для улучшения породы скота, – искусственный отбор.

Такие идеи возникли у Гальтона под впечатлением «Происхождения видов» Ч.Дарвина. Первая статья ученого о наследовании человеческих черт – «Наследственный талант и характер» – появилась в 1865 г. Уже в ней намечены основные принципы, которых он придерживался в последующих изысканиях.

Главное убеждение Гальтона состояло в том, что талант человека и вообще все психические свойства так же наследуются, как и его физические качества.

Для аргументации этого положения им был разработан так называемый близнецовый метод. Впоследствии получивший в психологии чрезвычайно широкое распространение. Сопоставляя степень схожести по ряду параметров монозиготных и дизиготных близнецов, Гальтон еще более укрепился в убеждении, что наследственность играет решающую роль в становлении личности, в условия среды – второстепенную.

Признание наследственности таланта неизбежно направило мысль Гальтона на изучение и измерение ее функций, то есть на психометрические исследования. «Психометрия есть искусство охватывать измерением и числом операции ума, как, например, определение времени реакции у разных лиц… Пока феномены какой-нибудь отрасли знания не будут подчинены измерению и числу, они не могут приобрести статус и достоинство науки». Последняя фраза Гальтона стала впоследствии лозунгом биометрической лаборатории, основанной им в Лондоне.

Психологические исследования, проводимые ученым, были очень разнообразны. Некоторые его наблюдения и эксперименты не укладываются в рамки ни одной теории, как, например, так называемая «знаменитая прогулка сэра Гальтона». Суть этого опыта поистине поучительна.

Однажды сэр Фрэнсис решился на своеобразный эксперимент. Прежде чем отправиться на ежедневную прогулку по улицам Лондона, он внушил себе: «Я – отвратительный человек, которого в Англии ненавидят все!» После того как он несколько минут сконцентрировался на этом убеждении, что было равносильно самогипнозу, он отправился, как обычно, на прогулку. Впрочем, это только казалось, что все шло как обычно. В действительности произошло следующее. На каждом шагу Фрэнсис ловил на себе презрительные и брезгливые взгляды прохожих. Многие отворачивались от него, и несколько раз в его адрес прозвучала грубая брань. В порту один из грузчиков, когда Гальтон проходил мимо него, так саданул ученого локтем, что тот плюхнулся в грязь. Казалось, враждебное отношение передалось даже животным. Когда он проходил мимо запряженного жеребца, тот лягнул ученого в бедро так, что он опять повалился на землю. Гальтон пытался вызвать сочувствие у очевидцев, но, к своему изумлению, услышал, что люди принялись защищать животное. Гальтон поспешил домой, не дожидаясь, пока его мысленный эксперимент приведет к более серьезным последствиям.

Эта достоверная история описана во многих учебниках психологии. Из нее можно сделать два важных вывода:

Человек представляет собой то, что он о себе думает.

Нет необходимости сообщать окружающим о своей самооценке и душевном состоянии. Они и так почувствуют.

Практически это означает следующее. Если нас что-то не устраивает в нашем мироощущении и поведении, в отношении к нам других людей, надо попробовать это изменить. Но любому изменению поведения должно предшествовать изменение мышления. Хорошее настроение и высокая самооценка способствуют успеху в делах и гармонии в человеческих отношениях.

Гальтоном был осуществлен ряд опытов по измерению функций разных органов чувств человека: реакции кожи на температуру и прикосновение, зрения, слуха, обоняния, вкуса и так называемого мышечного чувства. Для этих опытов Гальтон, обладавший неиссякаемой изобретательской фантазией, создал различные приборы и инструменты, некоторые из них еще долгое время использовались в практике экспериментальной психологии. Среди них так называемый гальтоновский свисток, с помощью которого можно было выявить предельную высоту звука, воспринимаемую конкретным человеком, а также линейка Гальтона для определения способности оценивать расстояния.

Гальтон считал возможным классифицировать людей на основании измерения скорости «образования суждений». Он разработал несложный опыт, который состоял в том, что испытуемый должен был различать альтернативные сигналы А и В, нажимая на ключ в ответ на А правой рукой, на В – левой. Различение сигналов и соответственно рук требовало известного интервала, неодинакового у разных людей. Это время, необходимое для «образования суждения», измерялось. Такой опыт фактически являет собой пример психометрического теста.

Интересно, что представление Гальтона о времени реакции (ВР) как важном показателе протекания психических процессов на протяжении всей истории психологии остается предметом оживленных научных дискуссий и по сей день находит своих сторонников. Так, признанный эксперт в области психодиагностики Г.Ю. Айзенк (ему в данной книге посвящен отдельный очерк) в одной из публикаций последних лет утверждает, что ВР является одним из наиболее существенных критериев уровня интеллектуальной одаренности, тем самым фактически подтверждая давнюю идею Гальтона.

По мнению многих, Гальтона можно назвать основоположником психометрического направления в психологии, первым среди тестологов. Хотя сам Гальтон созданные им методы тестами не называл. Слово «тест» издавна бытует в английском языке в значении «испытание», «проверка», «проба». Для обозначения психометрических методик его впервые употребил американец Джеймс Маккин Кеттелл в своей статье «Умственные тесты и измерения» (1890). Психологическую подготовку Кеттелл первоначально проходил в Лейпциге в знаменитой лаборатории В.Вундта. Однако он быстро разочаровался в подходе Вундта, которому была совершенно чужда идея исследования индивидуально-психологических различий. Кеттелл перебрался в Лондон, где продолжил свою подготовку под руководством Гальтона. Усвоенные представления он активно развивал в США, где выступил первым тестологом. Разработанные Кеттеллом тесты сегодня в практике не применяются, однако появившиеся впоследствии более совершенные американские тесты по своей сути базируются на той же теоретической основе, корни которой можно проследить вплоть до гальтоновских построений.

В 1844 году на Международной выставке здравоохранения в Кенсингтоне Гальтон открыл Антропометрическую лабораторию. Он хотел получить статистические данные об объеме человеческих способностей. За три пенса посетители выставки проходили обследование, состоявшее из 17 различных испытаний. Ассистент Гальтона заносил данные в особые карточки. Лаборатория вызвала большой интерес, в день ее посещало около 90 человек, и в итоге набралось 9337 карточек с индивидуальными результатами. Это был первый эксперимент такого размаха, первое массовое тестирование.

Антропометрическая лаборатория Гальтона после закрытия выставки в 1885 г. переехала в новое, более просторное помещение и там продолжила свою работу. Она послужила образцом для создания подобных лабораторий в Дублине, Итоне, Кембридже и других местах.

Гальтон расширил спектр своих исследований, обратившись, в частности, к анализу отпечатков пальцев. На основе изучения обширного эмпирического материала он пришел к выводу, что пальцевые узоры не меняются в течение всей жизни человека, их разнообразие достаточно велико и каждый человек отличается по узорам своих десяти пальцев от всякого другого человека, эти узоры можно классифицировать. Этим Гальтон создал новую науку – дактилоскопию, по сей день составляющую важный компонент криминалистической экспертизы.

Особая серия работ ученого возникла в связи с его психометрическими исследованиями. Это была попытка выяснить существование какой-либо связи между психикой и физиономией человека. В 1878 г. Гальтон опубликовал статью под названием «Составные портреты».

В те годы фотографирование осуществлялось посредством засветки фотопластинки, причем для нормальной съемки требовалась выдержка в 80 секунд, ибо чувствительность пластинок была очень низкой. Гальтону принадлежит идея совместить в одном изображении портреты нескольких лиц. Так, засвечивая пластинку в течение 10 секунд, можно было получить совокупный портрет 8 персон. Очевидно, что общие семейные черты на таком сводном портрете выступают более отчетливо, тогда как сугубо индивидуальные – нивелируются.

С помощью этой методики Гальтон пытался получить типичный портрет преступника, а также человека, склонного к чахотке, и т. п. Однако данные попытки едва ли можно назвать успешными. Однозначной корреляции между психическими свойствами и особенностями физиономии найдены не были. Впрочем, Пирсон подчеркивает, что и такого рода отрицательный результат имеет научную ценность. Опыты с целью нахождения подобных корреляций многократно проводились и впоследствии, однако ничего не прибавили к негативному результату, полученному Гальтоном.

Интересно, что методика составного портрета в модифицированной форме используется и в наши дни. Так, в конце 80-х годов ХХ в. в США проводились опыты по изучению привлекательности человеческого лица. материалом служили совокупные портреты, правда созданные уже с помощью компьютера.

Научную деятельность Гальтон продолжал до глубокой старости. Умер он 17 января 1911 г. в Хейзлмире, близ Лондона.

Многие его идеи и разработанные им методы послужили ориентиром для развития психологической науки, и прежде всего, дифференциальной психологии. Оценки его творчества впоследствии давались различные, порой и негативные. Последнее определялось теми злостными извращениями, которым подвергли его евгеническую теорию разного рода воинствующие фанатики. Что, впрочем, не умаляет достоинств концепции Гальтона, глубоко гуманистической по своей сути.

Френсис Гальтон родился 16 февраля 1822 г. в Англии. Его семья была достаточно зажиточной, отец занимался банковским бизнесом, и вполне успешно. Что касается матери Френсиса, то она была дочерью известного медика, философа и поэта Эразмуса Дарвина и тетей Чарльза Дарвина. Френсис был младшим ребенком в семье, его воспитанием занималась старшая сестра Адель. Среднее образование он получил в различных частных школах Англии, однако, по его собственному мнению, особых знаний ему это не принесло. Он был одаренным и способным к наукам ребенком, однако относился к занятиям не очень прилежно.

Повинуясь желанию отца, Самуэля Гальтона, Френсис в 1838 г. отправился в Главный госпиталь в Бирмингеме, чтобы стажироваться там для дальнейшего обучения. Через год он поступил на медицинское отделение Королевского колледжа, а в 1840 г. был переведен в Тринити-колледж в Кембридже. Постепенно Френсис заинтересовался и другими науками, в частности математикой и психологией. Предполагалось, что он станет практикующим врачом, однако после смерти в 1844 г. его отца Ф. Гамильтон бросил колледж и отправился путешествовать.

В 1849 г. Френсис Гальтон неожиданно прервал свое многолетнее путешествие и вернулся к научной работе. Первым его научным трудом стало описание печатающего телеграфа, который в итоге так и не был собран.

В 1850-1851 гг. Гальтон отправился в Африку, где в течение почти двух лет путешествовал по Сирии, Египту и Судану, занимался научными исследованиями. Вернувшись, он написал и издал книгу «Рассказ исследователя тропической Южной Африки», которая вызвала значительный интерес в научных и общественных кругах. Результатом этого интереса стала золотая медаль Географического общества, полученная им в 1854 г.

В августе 1853 г. Френсис женился на Луизе Батлер, после чего прекратил дальние путешествия. Поселившись в Лондоне, он очень практично обставил свой дом: отказался от ковров, занавесок и обоев, а также от мягких кресел и диванов, считая все это чрезмерным излишеством.

В своих научных изысканиях Гальтон занимался различными проблемами, не отдавая предпочтения ни одной области. В 1855 г. он издал книгу «Искусство путешествовать», где предложил огромное количество разнообразных рекомендаций, предназначенных для путешественников. Эти советы носили во многом юмористический характер, чем и привлекли внимание многих читателей.

В начале 1960-х гг. Ф. Гальтон обратился к проблемам психологии, первая статья была посвящена стадному инстинкту у человека. По мнению ученого, этот инстинкт вреден в современных условиях, и его необходимо преодолевать. Задавшись мыслью объяснить индивидуальные особенности людей, Гальтон провел большое количество теоретических и практических исследований. Он анализировал биографии выдающихся людей, пытаясь выяснить степень их родства. Он также сравнивал психические особенности монозиготных и дизиготных близнецов, тем самым внеся в психологию новый метод, получивший название «близнецового».

Кроме этого, ученый проводил опыты по измерению и сравнению функций органов чувств человека. Для этого он самостоятельно сконструировал некоторые приборы, в том числе ультразвуковой свисток, позволяющий определять слуховую чувствительность, и так называемую «линейку Гальтона», с помощью которой можно было устанавливать способность человека определять расстояние. Результатом этих исследований стала статья «Наследственный талант и характер», вышедшая в 1865 г.

Эти две работы, а также некоторые другие были объединены Гальтоном в единый труд «Наследственный гений», изданный в 1869 г. Основная мысль этой работы заключалась в том, что психические свойства человека наследуются так же, как и его физические качества.

При изучении психических способностей человека Ф. Гальтон столкнулся с необходимостью их измерения. Для этого он разработал несколько приемов определения способностей, на основе которых впоследствии была создана система тестов. Таким образом, ученый постепенно заинтересовался проблемами психометрии.

В 1878 г. Ф. Гальтон опубликовал статью, которая называлась «Составные портреты». В этой работе он сопоставлял особенности психики человека с особенностями строения его лица, пытаясь найти какую-либо связь. Техника фотографирования, распространенная в то время, давала возможность объединять на одной фотографии фрагменты восьми лиц. На таких фотографиях можно было ясно разглядеть наиболее общие черты лица, тогда как индивидуальные становятся менее заметными. Составляя таким образом различные фотографии, Ф. Гальтон пытался создать портреты, типичные для людей различных профессий, а также портреты типичных преступников и людей, склонных к болезням. Ему не удалось добиться каких-либо значительных результатов, однако метод получил широкое распространение и использовался и в XX в.

Его методы были очень разнообразны; участниками экспериментов часто становились его гости. Так, например, у Гальтона была теория: если люди вызывают взаимную симпатию, то они должны притягиваться друг к другу, как металл и магнит. Если же несимпатичны, то должны сидеть рядом, словно аршин проглотив. Ученый оснастил скамейки в столовой подушками со сжатым воздухом. После того как гости вставали, Гальтон замерял объем подушек, чтобы установить, прав ли он.

Хорошим примером изобретательности ученого является знаменитая «прогулка сэра Гальтона». Он отправился гулять по улицам Лондона, предварительно внушив себе мысль: «Я - самый отвратительный человек в Англии». В результате он столкнулся с неприязненным и враждебным отношением к нему прохожих, которые отворачивались от него, отпускали вслед ругательства. Этот опыт значителен не только благодаря своей оригинальности, но также и благодаря выводам, сделанным Ф. Гальтоном. Они послужили основой для создания новых методов практической психологии. По мнению ученого, каждый человек, прежде чем менять что-либо в отношении к нему других людей, должен найти причины этого отношения в самом себе. Только изменив свое собственное мышление, можно добиться результатов. Кроме того, Гальтон придерживался мнения, что высокая самооценка влияет на оценку, «выставляемую» другими.

Ф. Гальтон предпринял попытку создания классификации людей, основным критерием которой стала скорость образования суждений. Для определения этой скорости он измерял реакцию людей на различные сигналы. Таким образом, ученый от измерения функций органов чувств перешел к измерению психических функций человека.

В работе «Исследования человеческих способностей», изданной в 1883 г., Ф. Гальтон впервые предложил термин «евгеника» для обозначения теории наследственности, здоровья человека и путей улучшения человеческого рода. В последующие 10 лет жизни ученого евгеника была главным предметом его интересов. В этот период в Юниверсити-колледже в Лондоне была основана Гальтоновская лаборатория и учреждена стипендия его имени.

В 1884 г. на Международной выставке здравоохранения Гальтон, чтобы получить данные об объеме человеческих возможностей, открыл Антропометрическую лабораторию. Каждый, кто желал, мог пройти в этой лаборатории обследование, в итоге набралось более 9 тыс. карточек с подробными данными. Такой успех повлиял на то, что после закрытия выставки лаборатория продолжила свою работу в другом месте.

Это очень помогло Ф. Гальтону, ведь ученый смог провести несколько масштабных исследований. Так, например, он обратился к анализированию отпечатков пальцев и пришел к выводу, что рисунок на кончиках пальцев у каждого человека индивидуален. Тем самым Гальтон заложил основу для новой науки, развившейся впоследствии, - дактилоскопии.

Френсис Гальтон умер 17 января 1911 г. в поместье Хейзлмир около Лондона. В течение всей своей жизни он занимался изучением различных областей психологии, придумывал новые методы, самостоятельно конструировал приборы для работы. Он разработал новую науку - евгенику, открыл основные принципы дактилоскопии. Ф. Гальтон много путешествовал по Африке и оставил интереснейшие записки, представляющие не только научный, но и познавательный интерес. Он очень много работал и опубликовал более 200 статей по самому широкому кругу вопросов. Незадолго до смерти он был посвящен в рыцари.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники