Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения. Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения. Работа с педагогическим коллективом Предпрофильное сопровождение
Психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки
ДокументПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ И ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Гайсина Гульшат Равиловна, педагог- ... цель пребывания ребенка в школе. В разнообразной насыщенной деятельности школьной психологической службы предпрофильная и профильная подготовка ...
Отчетный доклад по результатам деятельности в 2011-2012 учебном году
ДокладС целью реализации... Ю.В. «Психологическое сопровождение одаренных детей... работа и предпрофильная подготовка . Трудовая... профильного обучения» На совещании классных руководителей в рамках рабочих совещаний: «Подготовка и проведение каникул»; «Подготовка ...
Профильное обучение в рамках развития сети общеобразовательных учреждений проблемы и перспективы
ДокументСвязи с введением предпрофильной и профильной подготовки учащихся в образовательных... психологическому сопровождению предпрофильного и профильного обучения; разработка программы предпрофильных спецкурсов, тренинговых занятий и т. д. Целью предпрофильной ...
План работы мбоу сош №1 с верхние татышлы на 2011-2012 учебный год с о д е р ж а н и е
Документ4. ИКТ-сопровождение предпрофильной и профильной деятельности 5. ИКТ сопровождение элективных курсов 6. Подготовка к ЕГЭ... профильного самоопределения Информационное обеспечение психологического сопровождения ПП и ПО. План работы учителя-логопеда Цель ...
Цель работы школы
ДокументДеятельность, изучение социально-психологического климата в классных... Техническая подготовка , консультирование и мультимедийная подготовка и сопровождение Дня... классов с целью разъяснения вопросов организации профильной предпрофильной подготовки в школе...
МБОУ «Гимназия №3»
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Цель психологического сопровождения профильного обучения:
формирование психологической готовности к выбору профессии, содействие в профессиональном и личностном самоопределении школьников.
Задачи:
1) Всестороннее изучение индивидуальных и личностных особенностей подростков, влияющих на выбор дальнейшего жизненного пути
2) Оказание помощи подросткам в самопознании
3) Оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам адаптации учащихся к особенностям профильного обучения.
Этапы ППС профильных классов
Заключительный
11 класс
Предп одготовительный
8 класс
Адаптационный
10 класс
П одготовительный
9 класс
Предп одготовительный цикл ППС (8 класс ) .
Цель работы психолога - организовать систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся, содействующей повышению готовности к самоопределению.
задачи:
1) Расширить знания о мире профессий, содержании деятельности различных типов профессий.
2) Сформировать представление о своих психофизиологических качествах.
3) Сформировать умения адекватно оценивать свои склонности и возможности и соотносить их с требованиями, которые предъявляет профессия.
Направления работы
Диагностическое
Консультативное
Развивающее
Комплекс занятий:
-Что я знаю о своих возможностях
-Что я знаю о профессиях
(Резапкина Г.В.
Подготовительный цикл ППС ( 9 класс ) .
Цель работы психолога - помочь старшеклассникам в проектировании дальнейшего образовательного пути.
В соответствии с целью перед психологом стоят следующие задачи:
1) определение и коррекция уровня профессиональной готовности и готовности к профильному обучению учащихся 9-го класса;
2) психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах учащихся 9-х классов и о том, какую помощь они могут оказать подросткам.
Направления работы
Диагностическое
Консультативное
Развивающее
Комплекс занятий:
-Способности и профессиональная
пригодность.
-Планирование профессиональной
карьеры
(Резапкина Г.В.
Психология и выбор профессии)
Профильный цикл ППС. 10 класс.
Основная цель работы психолога – способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения.
Задачи:
1) Совместная с классными руководителями работа по программе адаптации в начале учебного года;
2) Отслеживание актуального состояния учащихся профильных классов, выявление симптомов дезадаптации;
3) Психологическое просвещение родителей и педагогов относительно адаптационного периода у десятиклассников.
4) Создание условий для формирования адекватной самооценки своих потребностей и возможностей.
Направления работы
Диагностическое
Консультативное
Развивающее
(адаптационные занятия
с элементами тренинга)
Заключительный цикл ППС. 11 класс.
Основной целью психолога является помощь старшеклассникам в определении и формировании социальной и профессиональной готовности.
Задачи:
1) определение и коррекция уровня профессиональной и социальной готовности;
2) проведение развивающей работы с учащимися;
3) психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах будущего выпускника школы.
Направления работы
Диагностическое
Консультативное
Развивающее
ролевые игры:
- Профилактическая игра: «Три судьбы»;
- Бланковая игра «Торг»;
- Игра-дискуссия «Заработная плата
работника»
(Пряжников Н.С. Профориентация в школе:
игры, упражнения, опросники)
Методики определения
профессиональной готовности
9-ые классы
«Матрица выбора профессии»
Г. В. Резапкина
«Карта интересов». А. Е. Голомшток, в модиф. О. Г. Филимоновой
11-ые классы
Ориентационный опросник
«Диагностика направленности личности» В. М. Басса
“ Стилевая саморегуляция поведения человека (ССП-98)” В.И. Моросановой и Е.М. Комоз
- В помощь классному руководителю: презентации к курсу Г.Резапкиной «Психология и выбор профессии» - Электронный ресурс: http://detok.org/proforientaciya/razrabotki-urokov/
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - М.: ВАКО, 2005. - 288 с. – Электронный ресурс: http://pedlib.ru/Books/1/0291/1_0291-1.shtml
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно–методическое пособие для психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2005. - 208 с – Электронный ресурс: http://metodkabi.net.ru/index.php?id=knig
- Стратегия выбора профессии (видео) https://www.youtube.com/watch?v=5F2T52TR5kI
Модернизация образования последних 2-3 лет связана с введением – системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и специализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Ключевой идеей предпрофильного обучения является идея роста возможностей выбора, и очевидно, что ученик к таковому выбору должен быть подготовлен (Приложение 1 ).
Сущность и структура предпрофильной подготовки
Предпрофильная подготовка – это система психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся основной школы относительно избираемых или профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности.
Учитывая особенность образования учащихся в образовательных учреждения углубленного профиля (лицее), а именно – раннее определение профиля обучения, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки 7-9-классников – как комплексной их подготовки к жизненно важному выбору. Важно понимать, что если раньше выпускник основной школы совершал выбор между обучением в 10-ом классе “в своей школе” и системой профессионального образования, то теперь, данный возрастной ценз снижен. Многие учащиеся выбирают обучение в лицее, где им предлагается переход на профильное образование уже с 8 класса.
Подготовка учащегося к ситуациям выбора профиля обучения осуществляется поэтапно:
- пропедевтический (при завершении обучения в 7-м классе) – выявление образовательного запроса учащихся;
- основной (в период обучения в 8-м классе) – моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и принятие решения в различных образовательных ситуациях;
- завершающий (при окончании 9-го класса) – оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе .
Около 2/3 выпускников совершают выбор направления продолжения образования под влиянием случайных факторов. Это определяет необходимость уделять особое внимание ситуации выбора школьниками профиля обучения, которая в условиях модернизации образования возникает на более ранних возрастных этапах, и с учетом этого разрабатывать и проверять средства профильной ориентации.
Целесообразно, чтобы в ранжировании (“взвешивании”) факторов независимо друг от друга принимали участие сам учащийся, учителя и родители, что поможет обнаружить отличия приоритетных мотивов профильной ориентации.
Содержание и средства психологического сопровождения предпрофильной подготовки
На основании анализа теоретических источников приходим к следующему определению: под психологическим сопровождением предпрофильной подготовки учащихся понимается процесс создания условий и оказания необходимой психологической поддержки для перехода личности в позицию, активизирующую собственные ресурсы, запускающую механизм саморазвития и мотивирующую на выбор последующего образовательного и профессионального пути.
1) проведение информационной работы;
2) обучение способам принятия решений о выборе
индивидуального образовательного маршрута;
3) выявление основных ограничителей (затруднений,
проблем) выбора;
4) определение готовности к самостоятельному
выбору профиля обучения;
5) определение реальной проблемы
личностно-профессионального самоопределения;
6) изучение индивидуально-психологических
особенностей личности;
7) изучение мира профессий;
8) определение психологической готовности к
личностно-профессиональному самоопределению;
9) коррекция психологической готовности к
личностно-профессиональному самоопределению;
10) коррекция выбора.
Для решения данных задач применяется широкий спектр средств психолого-педагогического сопровождения старшеклассников . Для более наглядного представления содержания и средств социально-психологического сопровождения учащихся в процессе предпрофильной подготовки представим их в таблице. (Приложение 2 ).
Основные задачи профильно-ориентационного компонента психологического сопровождения учащегося можно представить как помощь в нахождении ответов на следующие вопросы, обучение школьников “принятию решения” (Приложение 3 ).
Большой педагогический потенциал имеет работа с картой выбора профиля, при которой учащийся может сделать выбор на основе самоанализа.
Определить готовность подростка к самостоятельному выбору профиля обучения можно с помощью индивидуальной беседы, написания сочинения, биографии. Проводится контрольный срез с помощью анкетирования (Приложение 4 ) .
Активизирующие методики профессионального и личностного самоопределения предполагают не только формирование у подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, но и вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив. Рассмотрим некоторые группы активизирующих методов профессионального и личностного самоопределения (Приложение 2 ) .
Изучение индивидуально-психологических особенностей личности предполагает проведение психолого-педагогической диагностики с помощью профессиональных диагностических методик. Методика проведения диагностических процедур имеет специфику: подросток выступает не только в роли объекта исследования, но и сам является исследователем самого себя. Наряду с психологической диагностикой, существенное значение имеет педагогическая диагностика для определения эффективности становления профессионально-личностного самоопределения подростков, которая направлена на выявление индивидуальных качеств и их использования для разработки педагогических средств и методов воспитания; помощи в выборе профессии, специализации обучения, адекватных профессиональному выбору; на выявление мотивов учебной деятельности и выбора профессии .
В процессе подготовки учащихся к выбору профиля обучения предметом изучения будут, прежде всего, ценностные ориентации, установки личности, самооценка, склонности, способности. Диагностика способностей дает возможность человеку выбирать вид деятельности, наиболее соответствующий его возможностям и склонностям. Это, безусловно, влияет на формирование положительной профессиональной мотивации, удовлетворенности трудом и, как следствие, на удовлетворенность жизнью в целом.
Таким образом, квалифицированное психологическое сопровождение в новой системе предпрофильной подготовки помогает подросткам понять свои психологические особенности, интересы, склонности, ценностные ориентации, образовательные потребности и на этой основе совершить осознанный, самостоятельный и ответственный выбор профиля обучения.
Личностно-ориентированный подход как методология предпрофильной подготовки
Суть личностно ориентированного обучения заключается в том, что личность ученика, его неповторимая индивидуальность составляет главную и приоритетную ценность, от которой проектируются все остальные звенья образовательного процесса. В связи с этим необходимо отметить, что важное место в личностно ориентированном обучении занимает глубокое и всестороннее изучение личности ученика .
В новой, гуманистически ориентированной парадигме образования влияние личности педагога не только не снижается, а, напротив, возрастает. Снижается только роль учителя как источника информации, а наибольшее значение приобретает он как носитель ценностных ориентаций.
Одним из важных принципов построения личностно ориентированной профильной школы является принцип вариативности . Вариативное образование понимается как процесс расширения компетентностного выбора личностью жизненного пути и саморазвития личности; ребенок приобщается к культуре, то есть овладевает способами мышления и способностями, посредством которых люди на протяжении веков строили мировую цивилизацию.
Профильная дифференциация предусматривает осознанный, добровольный выбор учащимися направления специализации содержания обучения, познавательных потребностей, способностей, а также достигнутого уровня на основе знаний и умений и профессиональных намерений учащихся. Поэтому решение проблемы дифференциации содержания обучения играет большую роль в реализации личностно-ориентированной модели профильного обучения.
Главное – поддержка, развитие человека в человеке, “включение” и “запуск” механизмов его самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и других, необходимых для становления самобытной личности и достойной человеческой жизни, для диалогичного и безопасного общения с людьми, взаимодействия с природой, культурой, цивилизацией.
Для выявления уровня готовности учащихся к выбору профиля обучения предлагаем применялись следующие методы и методики исследования (Приложение 6 ):
- Анкета “Знакомство”.
- Методика “Ценностные ориентации” (М. Рокич).
- Методика “Карта интересов”.
- Опросник профессиональной готовности (ОПГ) (по классификации Е.А. Климова).
- Анкета “Типы интеллекта” (согласно теории Говарда Гарднера).
Подобранные нами методики позволили выявить следующие показатели: систему ценностей каждого учащегося; интересы и увлечения, склонность подростка к определенной профессиональной сфере, доминирующий тип интеллекта.
Из всего вышесказанного следует – психологическое сопровождение представляет собой целостную систему, которая состоит из следующих компонентов.
- Диагностический компонент – основа для постановки цели и задач. Диагностика проводится с применением следующих методов: тестирование, анкетирование, интерпретация педагогической ситуации (совместно с психологом), обращение к педагогам или психологу ребенка, родителям, классному руководителю.
- Организационный – выбор средств психологического сопровождения. На организационном этапе осуществляется подбор команды, определение средств и форм работы.
- Деятельностный – собственно реализация психологического сопровождения.
- Аналитический – анализ и коррекция деятельности .
Разработанная система психологического сопровождения ориентирована на актуализацию уже имеющихся знаний у учащихся, непосредственный выбор профиля обучения и профессиональное самоопределение старшеклассников. Система составлена с учетом типичных трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся, их родители, классные руководителем на этапе выбора профиля.
Психолог помогает подросткам осознать собственные жизненные цели, ценности труда, информирует учащихся и их родителей о различных учебных заведениях, способствует самостоятельному и осознанному принятию ими решения. Система психологического сопровождения предусматривает проведение психолого-педагогического консилиума с участием социального педагога, родителей, классного руководителя, администрации школы и психолога. Результатом реализации системы должны стать осознанный самостоятельный выбор учащимися профиля обучения по окончании 7-го класса и профессиональное самоопределение по окончании 9-го класса.
Для наглядного изображения системы мы представим ее в виде символической модели. (Приложение 7 ). Данная система предполагает несколько направлений работы – с учащимися, родителями, классным руководителем – и реализуется поэтапно:
I. На подготовительном этапе выполняется подготовка необходимых материалов, проводится собеседование с психологом, классным руководителем и совместно составляется план работы. Работа с родителями на данном этапе заключается в информировании о той профориентационной работе, которая будет проводиться в классе, включении родителей в эту деятельность.
II. Информационно-диагностический этап начинается с установления контакта с группой детей, информирования о целях занятий и формирования положительной мотивации. Проводится контрольный срез с целью выяснить, определился ли учащийся с выбором профиля обучения и последующего образовательного маршрута. С целью получения информации о каждом учащемся проводится анкетирование “Знакомство” (см. Приложение 1 )
На этом этапе учащиеся знакомятся с содержанием понятий “интересы”, “потребности”, “способности”. Психолог информирует учеников о возможных вариантах выбора образовательного маршрута. Проводится диагностика интересов, потребностей, склонностей (методика “Карта интересов”, диагностика психологических сфер личности) и возможностей (анализ результатов успеваемости, результатов досуговой деятельности, определение типа интеллекта).
Система ориентирована не столько на выявление степени выраженности у каждого конкретного учащегося того или иного психологического качества, сколько на стимулирование процесса самопознания. Основное назначение диагностических процедур состоит в обеспечении личностного роста учащихся за счет расширения границ их самовосприятия, развитии навыков самооценивания и самоанализа своих психологических качеств, пробуждении потребности в саморазвитии и самоопределении. Различные упражнения, развивающие игры, активизируя внутренние психологические ресурсы учащегося и включая механизмы рефлексии, превращают процесс формирования профессионального самосознания в целенаправленную, осознанную, личностно значимую деятельность.
Итак, работа с детьми начинается с определения личных профессиональных целей, жизненных ценностей учащихся. Задачи этого подэтапа: способствовать осознанию учащимися личных жизненных ценностей; показать взаимосвязь между ценностями и целями; определить краткосрочные цели (на текущий учебный год).
Определение профессиональной цели можно начать с анализа линейки жизненного успеха (см. Приложение 8 ). Учащимся дается инструкция: “Данная линейка иллюстрирует отдельные этапы твоего жизненного пути и цели, которых ты хочешь добиться. Обозначь тот этап, на котором ты сейчас находишься, условным обозначением. В дальнейшем ты будешь продолжать работу с этой линейкой самостоятельно, обозначая на ней значимые для тебя жизненные этапы”. Понимание того, что такое жизненный успех, очень индивидуально. Можно обсудить с учащимися, чем определяется успех в жизни.
В процессе беседы нужно привести их к пониманию того, что такое жизненные ценности, чем они определяются. Успех в жизни для каждого человека определяется его жизненными ценностями. Для одного это семья, для другого – профессиональная карьера. Учащимся предлагается подумать над собственными жизненными ценностями. Для этого им предлагают списки ценностей (Приложение 9 ) и они записывают наиболее значимые для них позиции в порядке убывания по степени значимости в “Дневник выбора”.
С целью ознакомления учащихся со структурой дальнейшей работы по выбору профиля и осознания ими последовательности деятельности проводится работа с использованием линейки этапов выбора (см. Приложение 10 ). Учащиеся отмечают тот этап, на котором они сейчас находятся.
На втором подэтапе проводится работа, раскрывающая смысл понятий “интересы”, “склонности”, “способности” и “возможности”, определяются индивидуальные особенности личности каждого учащегося. Задачи: раскрыть содержание понятий “интересы”, “склонности”, “способности”; помочь ученикам определить основные составляющие выбора (“могу”, “хочу”, “надо”) и осознать возможность принятия правильного решения; помочь подросткам сориентироваться в своих интересах, склонностях и возможностях, способствовать осознанию своих потребностей (проведение соответствующих диагностических методик).
Работа над понятиями начинается с выяснения собственных суждений учащихся, как они объясняют термины “интересы”, “склонности”, “способности”. В ходе работы ученики сравнивают свои понятия с определениями, взятыми из словаря. Психолог обобщает полученную информацию, а учащиеся записывают определения в Дневник. После раскрытия сути понятия “способности” учащимся предлагается заполнить таблицу “Баланс личных успехов и неудач” (Приложение 11 )
Далее в результате совместной деятельности учащиеся приходят к пониманию понятия “интересы”. Для активизации полученной информации и механизмов рефлексии учащиеся самостоятельно работают с “Дневником выбора”, где им предлагается заполнить таблицу “Самоанализ включенности, интереса и эмоционального благополучия на уроках” (Приложение 12 ) . После заполнения таблицы учащиеся оглашают свои результаты в обобщенном виде и сообщают, какие области знаний вызывают у них наибольший интерес.
Оказывая помощь учащимся в выявлении личных интересов, склонностей и возможностей, системы ценностных ориентаций психолог совместно с классным руководителем проводит диагностику : проведение методики “Ценностные ориентации” (по М. Рокич), тестирование с применением методики “Карта интересов” (Приложение 13 ) и опросника профессиональной готовности (Приложение 14 ), анкетирование, направленное на определение типа интеллекта согласно теории Говарда Гарднера (Приложение 15 ). Обсуждение результатов диагностики проводится на индивидуальной консультации у психолога.
В заключение этого подэтапа рекомендуется провести тренинг “Необитаемый остров”, представленный в книге Резапкиной Г.В. “Я и моя профессия” . Тренинг проводится психологом совместно с классным руководителем. Цель этого тренинга – формирование навыков принятия решения, преодоление поведенческих стереотипов, затрудняющих общение, актуализация потребности в выборе профессии.
На третьем подэтапе осуществляется обзор вариантов образовательного маршрута и обоснование выбора профиля обучения. Задачи: предоставить ученикам информацию об основных видах образовательных учреждений. После обсуждения совместно с психологом обобщается информация, и подводятся итоги.
Для закрепления знаний о различных вариантах выбора образовательного маршрута можно использовать деловую игру “Мой выбор”. В процессе игры участники делятся на пары. В каждой паре один из игроков выбирает профильный класс или профессию, которую хотел бы рассмотреть как возможный вариант. Задача: обосновать свой выбор. Затем участники меняются ролями.
Работа с родителями на данном этапе предполагает:
- привлечение родителей к участию в проведении экскурсий в гимназии, профессиональные техникум и колледжи. Такие экскурсии имеют своей целью реализацию долгосрочной перспективы – выбора профессиональной деятельности.
- организацию встречи учащихся с их родителями, как представителями различных профессий. Родители рассказывают детям о достоинствах и недостатках их профессий, при этом не навязывая своего мнения. Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы может проходить по заранее подготовленному плану (Приложение 23 )
- индивидуальные беседы родителей с психологом и классным руководителем на тему “Склонности и способности моего ребенка”. Родители проводят больше времени с детьми, они наблюдают за ними в естественной обстановке каждый день, поэтому родители выступают как ценный источник информации об учащихся. В процессе беседы совместно выявляются склонности, способности, интересы детей и сопоставляются с результатами диагностического исследования.
На третьем, обобщающем этапе для пошагового анализа вариантов выбора с целью принятия самостоятельного решения целесообразно использовать алгоритм принятия решения (Приложение 16 ) . Работа проводится индивидуально.
После того, как подростки определились с дальнейшим профилем обучения, важно показать связь выбранного профиля обучения с последующим выбором профессиональной деятельности, тем самым провоцируя учащихся на постановку долгосрочной цели – выбор профессии. Фактически происходит подготовка учащихся к профессиональному самоопределению. Определиться с выбором профессии подросткам предстоит в 11-м классе, но уже в этапе предпрофильной подготовки необходимо создать предпосылки для осознанного выбора и заставить учащихся задумываться о дальнейших перспективах уже сейчас. Способствовать этому можно с помощью разнообразных сюжетно-ролевых игр, активизирующих методик, игровых упражнений. Например, игровое упражнение “Профессия на букву” направлено на расширение знаний участников о мире профессионального труда (см. Приложение 17 ) . В данном упражнении у психолога имеются возможности для ненавязчивой коррекции представлений учащихся о тех или иных профессиях.
Сюжетно-ролевая игра “Ловушки-капканчики” ориентирована на осознание учащимися возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным достижениям (см. Приложение 18 ) .
Также психолог проводит родительское собрание, тема которого – “Роль семьи в самоопределении подростка”.
Родителям важно знать, что степень их влияния на выбор образовательного маршрута и профессиональное самоопределение ребенка колоссальна. Причем это влияние не обязательно выражается в форме конкретного совета или указания. Часто оно носит опосредованный (косвенный) характер: мимоходом высказанное мнение, профессиональный личный пример, отношение к каким-то конкретным профессиям и взаимоотношения с людьми как представителями профессий и т. д. Кроме того, многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия (позвонить, посетить школу или другое учебное заведение), и в этом помощь родителей может быть незаменима.
Родителей необходимо предостеречь от категорических рекомендаций и указаний собственному ребенку, особенно если их вариант идет вразрез с желаниями ребенка. Авторы книги “Азбука профориентации” отмечают, что, к сожалению, большинство родителей знает мир профессий, аспекты и условия выбора профессии ненамного лучше самих подростков (кроме, разумеется, своей профессиональной области) и наши исследования это подтвердили.
В профессиональных возможностях своих детей большинство родителей ориентируется слабо. А поскольку современный рынок труда меняется очень быстро, то устаревшие представления многих родителей о профессиях оказываются нисколько не лучше, чем ограниченные, но не устаревшие представления самих подростков. Таким образом, к ошибкам выбора ребенка вы могут добавиться ошибочные взгляды родителей на эту проблему.
Наиболее частые ошибки профессионального выбора:
- Ограничение исключительно престижностью профессии.
- Ориентация исключительно на высокую заработную плату.
- Ориентация исключительно на комфортные условия труда.
- Снижение до минимума трудностей обучения.
- Следование только указаниям родителей.
- Учеба за компанию, вместе с друзьями.
Помощь ребенку в выборе образовательного маршрута может заключаться в следующем: совет, приобретение необходимых справочников, сбор информации об учебных заведениях.
Предполагаемый результат обобщающего этапа – самостоятельный и осознанный выбор учащимися основного и запасного вариантов образовательного маршрута.
На заключительном этапе предполагается проведение “круглого стола” по итогам работы с участием психолога, классных руководителей, администрации.
Таким образом, система психологического сопровождения учащихся в предпрофильной подготовке предполагает комплексный и системный подход к решению проблем, возникающих при переходе подростков на предпрофильное обучение; это интеграция усилий классного руководителя, педагогов-предметников, психологов, социального педагога, социальных институтов, деятельность которых направлена на обеспечение успешной адаптации учащихся к новым условиям обучения; это регулярность, продуманность и четкая организация действий всех этапов системы.
Тревога - дитя эволюции
Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.
В условиях профильного обучения старшекласснику предстоит сделать жизненно важный выбор, который, как правило, определяет дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру и, соответственно связан с выбором образа жизни.
Введение в школы России профильного обучения – это попытка признать, наконец, что дети наши разные, с разными интересами, способностями, талантами.
Многолетняя практика показала, что, начиная с подросткового возраста в системе образования необходимо создать условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших, жизненных планов. Иначе говоря, профилизация обучения соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства учащихся.
Большую роль в реализации профильного обучения должна играть и психологическая служба школы. Переход на профильное обучение требует от школьного психолога разработки и применения такой комплексной модели сопровождения, которая могла бы не просто поддержать школьника в его профессиональном выборе, а обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Главной проблемой, усложняющей переход на профильное обучение, как показывают многочисленные наблюдения педагогов и психологические исследования, является неспособность учащихся к планированию учебной и профессиональной карьеры, и к проектированию собственного жизненного пути. Зачастую при выборе профиля обучения интересы и способности школьника расходятся или на первое место ставиться вопрос престижа, и он совершает ошибку в выборе, о которой жалеет в последствии и он сам и его родители.
Исходя из этой проблемы возникает резонный вопрос – каковы пути, средства и психолого-педагогические условия формирования у учащихся индивидуальной траектории профессионализации.
Возникает необходимость в разработке программы деятельности психологической службы школы относительно профильного обучения.
Цель программы – разработать пути и средства, создать психолого-педагогические условия для проектирования индивидуальной траектории профессионализации учащихся профильных классов.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи :
- Всестороннее изучение индивидуальных и личностных особенностей подростков, влияющих на выбор дальнейшего жизненного пути;
- Оказание помощи подросткам в самопознании и проектировании жизненного пути;
- Оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам адаптации учащихся к особенностям профильного и углубленного обучения;
- Просвещение педагогов и родителей в вопросах развития и самосовершенствования личности подростка.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся старшего звена в условиях профилизации образования – это поэтапный процесс, в ходе которого происходит формирование профессионально и социально зрелой личности, способной реализовать себя в любых социально-экономических условиях.
ППС профильных классов делится на четыре сопровождающих цикла: предподготовительный (8-й класс), подготовительный (9-й класс), адаптационный (10-й класс) и заключительный (11-й класс).
Психолого-педагогическое сопровождение 8-х классов (предподготовительный цикл).
Успешная реализация профильного обучения в старшей школе невозможна без предпрофльной подготовки, призванной создать условия для повышения готовности подростков к самоопределению и сознательному выбору варианта будущего обучения.
Цель работы психолога в 8 классах: организовать систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся, содействующей повышению готовности к самоопределению.
- Расширить знания о мире профессий, содержании деятельности различных типов профессий, рынке образовательных услуг.
- Сформировать представление о своих психофизиологических качествах.
- Сформировать умения адекватно оценивать свои склонности и возможности и соотносить их с требованиями, которые предъявляет профессия.
Достижение поставленных задач осуществляется через проведение информационных мероприятий, ориентационных курсов, консультаций для учащихся по методике выбора элективных курсов и будущего профиля обучения; изучение интересов учащихся; презентацию программ элективных курсов для учащихся и их родителей.
Изучение интересов учащихся осуществляется через диагностику сферы интересов с помощью опросников “Профессиональных склонностей”, “Престижная профессия”, “Сейчас и потом” и др.
В целях создания условий для профессионального самоопределения используется практический курс “В поисках своего призвания”. Курс состоит из 12 занятий:
- Давайте познакомимся! (Знакомство.)
- Образ “Я”, или “Что я думаю о себе”. Цель занятия – расширить сферу самопознания; развить навыки самоанализа.
- Дороги, которые мы выбираем.
- В мир профессий – по компасу. (Ознакомление с профессиональными типами Дж. Голланда. Выявление индивидуального профессионального типа.)
- Палитра ваших способностей.
- Тест Р.Амтхауера.
- Беседа о способностях и обсуждение результатов теста.
- В “круге Айзенка”. (Ознакомление с понятием и типами темперамента. Определение ведущего типа темперамента.)
- “Формула темперамента”. (Ознакомление с понятием и типами темперамента. Определение ведущего типа темперамента.)
- Мир профессий и твое место в нем. Обзорная психологическая классификация профессий по Е.А.Климову. (Построение классификации. Обсуждение будущей профессии.)
- Стратегия профессионального выбора. (Обучение стратегии выбора. Обсуждение ошибок, сопутствующих выбору карьеры.)
- Твои перспективы. (Самоанализ готовности к профессиональному старту.)
Этап рефлексии. В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классными руководителями, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы работы в 9 классах.
Психолого-педагогическое сопровождение 9 классов (подготовительный цикл).
Основная задача, которая в современной школе стоит перед учащимися 9-х классов , – принять решение о характере и форме дальнейшего образования. Большинство принимают достаточно серьезные решения: остаться в школе или уходить (куда?), пойти в другую школу (какую?) или остаться в своей, какой выбрать профиль и т. п.
Выпускнику неполной средней школы подчас бывает непросто принять правильное решение, тем более правильным может быть только такой выбор, который в максимальной степени учитывает индивидуальность того или иного молодого человека.
Цель работы психолога в 9-х классах: помочь старшеклассникам в проектировании дальнейшего образовательного пути.
В соответствии с целью перед психологом стоят следующие задачи:
1) определение и коррекция уровня профессиональной готовности и готовности к профильному обучению учащихся 9-го класса;
2) психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах учащихся 9-х классов и о том, какую помощь они могут оказать подросткам.
Определение уровня профессиональной готовности осуществляется нами с помощью нескольких методик:
1. “Стилевая саморегуляция поведения человека (ССП-98)” В.И. Моросановой и Е.М. Комоз.
2. “Тест для профессионального ориентирования и определения своих возможностей требованиям профессии” (А.К. Осницкий)
3. Карта интересов.
Результаты исследования заносятся психологом в “Индивидуальную профкарту” учащегося и выдаются на совместном с девятиклассниками родительском собрании.
Знакомство родителей, педагогов и учащихся с результатами исследования: Родители и учащиеся совместно анализируют собственные полученные результаты. Им предлагается самим сделать выводы об уровне готовности ребят к дальнейшему обучению. Если при этом они понимают, что у подростка есть определенные трудности, и они не могут с ними самостоятельно справиться, то предлагается обратиться за помощью к специалистам педагогам, психологу и т. д.
Такая форма представления результатов исследования, по нашему мнению, является наиболее плодотворной для последующего личностного развития подростка.
Педагогам результаты исследования представляются на консилиуме в виде профкарт класса. При этом у них есть возможность также проанализировать возможности ребят, и оценить какую помощь и поддержку они смогут оказать тем подросткам, которые в этом нуждаются.
Следующим этапом работы является консультативная и развивающая деятельность с помощью элективного курса “Твой профессиональный выбор”.
Этап рефлексии. В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классными руководителями, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы работы в 10-м классе.
Психолого-педагогическое сопровождение 10 классов (профильный цикл).
Для современного 10-го класса, находящегося в условиях обновления содержания образования, важнейшей является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения. К ней, в свою очередь, можно отнести такие проблемы, как адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей. Основная цель работы психолога в 10-м классе – способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения.
Задачи:
1) Совместная с классными руководителями работа по программе адаптации в начале учебного года;
2) Отслеживание актуального состояния учащихся профильных классов, выявление симптомов дезадаптации;
3) Психологическое просвещение родителей и педагогов относительно адаптационного периода у десятиклассников.
4) Создание условий для формирования адекватной самооценки своих потребностей и возможностей.
Этап рефлексии. В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классными руководителями, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы работы в 11-м классе.
Психолого-педагогическое сопровождение 11-х классов (заключительный цикл).
К моменту окончания школы ученик 11-го класса должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие “психологической готовности” предполагает в данном случае наличие способностей и потребностей, которые позволят выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя на гражданском поприще, в труде, в будущей семейной жизни.
Основной целью психолога при работе с 11-м классом является помощь старшеклассникам в определении и формировании социальной и профессиональной готовности.
1) определение и коррекция уровня профессиональной и социальной готовности;
2) проведение развивающей работы с учащимися;
3) психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах будущего выпускника школы.
Определение уровня профессиональной и социальной готовности осуществляется с помощью опросников:
1. “Профессиональная готовность” Чернявской.
2. “Стилевая саморегуляция поведения человека (ССП-98)” В.И. Моросановой и Е.М. Комоз. и др.
Результаты исследования заносятся психологом в “Перспективную карту старшеклассника” и выдаются на совместном родительском собрании.
Необходимым этапом сопровождения является работа по развивающей программе “Новая жизнь”.
Цель программы – помочь старшеклассникам в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы будущего, в профессиональном и личностном самоопределении.
Программа состоит из 6 занятий:
1. “Моя линия жизни”. Занятие направлено на развитие временной перспективы.
2. “На пути к цели” - здесь отрабатываются навыки преодоления препятствий на пути к достижению целей.
3. “У меня все получится”. На занятии формируются приемы уверенного поведения.
4. “Нет проблем!” - дальнейшая отработка приемов уверенного поведения.
5. “Поговорим о жизненных ценностях”. Основная цель занятия – осмысление старшеклассниками своих жизненных ценностей.
6. “Пожелай мне доброго пути”. Главная цель здесь – получение обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов участников занятий.
Этап рефлексии. В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классным руководителем, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, разрабатываются рекомендации и пожелания для оптимизации работы в выпускном классе.
Таким образом, возможно осуществление главной цели психолого-педагогического сопровождения – создание таких социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира.
Литература:
1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.
2. Битянова М. Свободная деятельность.// Школьный психолог. - № 46. - 2000. - С. 8.
3. Битянова М. Свободная деятельность.// Школьный психолог. - № 47. - 2000. - С. 6.
4. Дубровина И. В. Практическая психология образования. – М.: ТЦ “Сфера”,. 1998. – 528 с.
5. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения. (Библиотека журнала “Директор школы”. – 1999 г. - № 6.
6. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни; тесты, опросники: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.
7. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е издание – М.: ТЦ “Сфера”, 1998. – 528 с.
8.Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: МПСИ; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2002.
9. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 184 с.
10.Пряжников Н,С, Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).-М.:ВАКО,2005.- 288с.
11. Пряжников Н,С, Активные методы профессионального самоопределения. – М.: МГППИ, 2001.
12. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии – М.: Генезис, 2002. – 80 с.
13. Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самопределения для подростков. – М.: Генезис, 2000. – 128 с.
14. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.