Опасность отработанного масла и методы его переработки. Отработанные нефтепродукты – опасные канцерогены Вред от сжигания отработанного моторного масла

При использовании отработанных масел для отопления частного дома возникает вечная проблема – предварительная подготовка горючего, очистка от примесей и воды. Упростить задачу поможет горелка Бабингтона, сжигающая отработку и другое жидкое топливо любого качества. Поскольку ее конструкция и принцип работы вызывает немалый интерес, рассмотрим эти вопросы в данном материале. Заодно расскажем, как сделать «всеядную» масляную горелку своими руками.

Принцип работы горелки Бабингтона

Несколько слов об истории изобретения. Рассматриваемый способ сжигания тяжелых фракций жидкого топлива появился относительно недавно – в середине прошлого века. Если точнее, то изобретатель Роберт С. Бабингтон (R.S. Babington) запатентовал свою горелку на дизельном топливе в 1969 году. Однако, срок действия патента давно истек и теперь ее устройство доступно всем интересующимся.

Изобретение Бабингтона по принципу работы в корне отличается от традиционных масляных горелок, где смесь воздуха и топлива впрыскивается форсункой под давлением:

  1. Отработка или дизель подается из бака насосом малой производительности.
  2. Топливо капает на рабочую поверхность – сферическую или наклонную. По ней горючее стекает вниз, образуя тонкую пленку.
  3. В центре указанной поверхности проделано отверстие малого диаметра (не более 0.3 мм), сквозь которое компрессор нагнетает сжатый воздух.
  4. Горелка Бабингтона на отработанном масле работает по следующему принципу: поток сжатого воздуха, выходящего через малое отверстие под давлением, отрывает часть масляной пленки от поверхности.
  5. В результате получаем струю топливовоздушной смеси, которая после розжига образует устойчивый факел пламени. Он направляется в топку печи или котла, нагревая стенки камеры либо водяную рубашку. Ниже на рисунке показана схема работы горелочного устройства:

Поскольку часть топлива течет мимо отверстия, организован сток обратно в бак

Здесь хорошо видно, что несгоревшие остатки отработанного масла стекают с полусферы в специальную емкость, а оттуда - обратно в главный бак. Из него топливо поступает на сжигание уже под небольшим давлением, причем предварительно подогревается для разжижения. Как видите, никаких фильтрующих элементов конструкцией не предусмотрено.

Подогрев отработанного масла или дизельного топлива перед сжиганием горелкой Бабингтона очень важен и вот почему:

  1. Нагретая отработка разжижается и образует более тонкую пленку на рабочей поверхности, которая хорошо распыляется потоком воздуха. Это способствует более эффективному горению.
  2. Чем мельче капельки жидкого топлива, взвешенные в струе, тем легче произвести розжиг котла или печи Бабингтона в ручном/автоматическом режиме.

Справка. Найти и купить готовую горелку Бабингтона в заводском исполнении нереально. Известные производители масляных и дизельных агрегатов, например, KROLL или EURONORD, таковых не производят. Выход один – заказать горелку хорошему мастеру или же сделать ее самому.

Плюсы и минусы горелки Бабингтона

Особенность этого типа горелочных устройств состоит в том, что их позитивные и негативные стороны уравновешивают друг друга. Как вы уже могли догадаться, главное преимущество – использование тяжелых видов жидкого топлива любого качества. Даже при большом количестве примесей в отработанном масле самодельная горелка с воздушным наддувом будет исправно функционировать (в отличие от ).

Не помеха и наличие в отработке воды или автомобильного антифриза (в разумных пределах), хотя небольшие сбои могут иметь место. Дело в том, что сила поверхностного натяжения воды выше, чем у жидких углеводородов. Соответственно, пленка из отработки легче отрывается от рабочей поверхности под воздействием воздушного наддува в горелке Бабингтона. Если в масле имеется немного воды, то последняя практически не попадает в зону горения, а стекает вниз, в отстойник.

Совет. Злоупотреблять «всеядностью» горелочного устройства все же не стоит. Лучше перед применением отработку прогнать через грубый сетчатый фильтр.

Другой приятный для пользователя факт – большой выбор используемых видов жидкого горючего. Правда, при переходе с одного на другое придется перенастраивать горелку по дозировке топлива и воздуха. Вот перечень этих видов:

  • отработанные масла и ГСМ любого происхождения и вязкости – из автомобилей, станков и прочих машин и механизмов;
  • солярка и биодизель;
  • свежие, старые и перегоревшие растительные масла;
  • мазут;
  • светлое печное топливо, керосин.
Отработанное масло предварительно нагревается в трубке, опоясывающей корпус горелки

Теперь о недостатках, коих тоже хватает:

  1. Масляная горелка Бабингтона - устройство относительно простое. А вот система дозированной подачи и стока горючего выйдет посложнее. В схеме участвует 2 емкости, насос и топливный тракт с регулировкой интенсивности горения. Важно обеспечить качество соединений, иначе масло начнет подтекать.
  2. При использовании жидких видов топлива, особенно отработки, в котельной редко бывает чисто. Надо понимать, что грязь и запахи в помещении топочной неизбежны. Недостаток проявляется в процессе настройки горелки Бабингтона для совместной работы с или . Сюда же относится перенастройка оборудования для перехода с отработки на дизельное, мазутное или растительное топливо.
  3. Изредка при работе горелки возникают сбои из-за того, что засоряется сопло, точнее, крошечное отверстие для воздуха. Скорее всего, причина кроется на стороне компрессора. К примеру, изношенность поршневой группы приводит к попаданию масла из картера в сопло и может стать причиной сбоев.

Отдельно стоит упомянуть о мерах пожарной безопасности. При выполнении работ, связанных с установкой масляного горелочного устройства, рекомендуется держать под рукой огнетушитель. Последний должен постоянно находиться в помещении котельной.

Как сделать горелку самостоятельно

Чтобы понимать, как сделать горелочное устройство Бабингтона, нужно изучить его конструкцию по чертежам. Таковых на просторах интернета можно отыскать немало, но для изготовления лучше перенять опыт специалистов и взять в работу проверенный прототип. Ниже представлен чертеж горелки, сделанной и испытанной одним из опытных участников одного из специализированных форумов:

Теперь несколько слов о том, из чего можно смастерить агрегат по этому чертежу. Автор в качестве корпуса использовал обычный стальной тройник с резьбами для присоединения труб диаметром 2 дюйма (ДУ50). Вместо тройника сгодится и крестовина такого же размера. Остальные элементы – в соответствии с перечнем:

Также понадобится небольшой насос для перекачки отработанного масла. С этой задачей неплохо справляются агрегаты от автомобиля ВАЗ или мотоцикла, нужно только обеспечить их вращение от электродвигателя. Компрессор подойдет любой маломощный, в том числе от холодильника, поскольку давление в воздушном тракте должно быть небольшим (номинальное - около 2 Бар, максимум – 4 Бар).

Совет. Для дозирования или перекрывания топливной магистрали на ней стоит установить специальный вентиль.

Важная операция – просверлить в импровизированной форсунке калиброванное отверстие очень малого диаметра. Но сначала необходимо подобрать сверло требуемого размера, ведь от величины отверстия будет зависеть мощность будущей самодельной горелки Бабингтона. О расчете мощности будет сказано в следующем разделе, а о том, как самому сделать маленькое отверстие, подробно показано на видео:

Подбор мощности

Фокус в том, что самостоятельно произвести такой расчет по формулам довольно затруднительно. Есть данные, полученные на практике, и они гласят, что разные мастера-умельцы делают одно или несколько отверстий диаметром от 0.1 до 0.3 мм. Есть и более точная информация: если изготовить горелку с 1 отверстием размером 0.25 мм, то получится добиться мощности котла до 15 кВт (в зависимости от вида топлива).

Совет. Не стоит сверлить отверстие слишком большого размера (более 0.3 мм), это приведет к ухудшению распыления и сгорания отработки. Кроме того, устройство будет сложнее разжечь, да и расход жидкого топлива неоправданно увеличится.

Опираясь на эти данные, можно подобрать тепловую мощность агрегата количеством отверстий. Чтобы выйти на 30-35 кВт, придется просверлить не 1 отверстие на 0.25 мм, а два. Причем расстояние между ними нужно выдержать не менее 8 мм, чтобы факелы топливовоздушной смеси не гасили друг друга. По опыту, при работе горелки Бабингтона на отработке через одно отверстие 0.25 мм приблизительный расход масла в максимальном режиме составит до 2 л в час.

Когда отверстие готово, к шару надо прикрепить трубку подачи воздуха и установить его внутрь тройника. Для герметичного вывода трубки из корпуса придется изготовить резьбовую заглушку. В ней просверливается отверстие, куда и вставляется трубка. Сверху в тройник методом пайки врезается штуцер, а к нему присоединяется медная магистраль топливоподачи. Для подогрева отработанного масла перед сжиганием используем такие способы:

  1. В бак, откуда происходит подача отработки на полусферу, встраивается электрический ТЭН с терморегулятором.
  2. Трубка, ведущая из бака, делает несколько витков вокруг разогретого сопла, за счет чего проходящее по ней топливо разогревается.

К тройнику сначала прикручивается сопло, а потом на него надевается предварительно согнутая в спираль медная трубка. А уж потом она подключается к штуцеру. Кстати говоря, в сопле следует проделать 2 отверстия диаметром не менее 8 мм для поступления вторичного воздуха. Подробное описание, как изготовить горелку Бабингтона самому, дано в представленном ниже видео:

Нижний выход из тройника предназначается для стекания отработанного масла в бак-отстойник. Его можно расположить прямо под горелкой, но это не эстетично и небезопасно, - пламя слишком близко. Лучше отнести бак в сторону, а для отвода отработки придумать штуцер с резьбовой пробкой и трубкой. Тот, кто силен в области электроники, может приладить к горелке комплект автоматики розжига и безопасности с контроллером.

Электрический розжиг может обеспечиваться одной или двумя автомобильными свечами зажигания, вкрученными в начале сопла. Это даст возможность останавливать и запускать котел в автоматическом режиме, перекрывая и возобновляя подачу отработанного масла и воздуха в горелку. Контроллер может получать сигналы от датчика пламени, температуры воды в котле и уровня топлива в баке и на их основании отключать насос и закрывать клапан топливной магистрали.

О переделке паяльной лампы на отработку

Некоторые домашние мастера, изучив принцип работы горелки Бабингтона, пытаются переделать под сжигание отработанного масла обычную паяльную лампу. Цель – удешевление и упрощение изготовления, ведь процессы в этих двух устройствах якобы схожи. Такое мнение ошибочно, так как паяльная лампа функционирует иначе, нежели описанная здесь самодельная горелка.

В лампе воздух нагнетается в бачок с бензином с одной целью – вытолкнуть его и подать к форсунке. При этом горючее проходит стадию нагрева и испарения. Форсунка подает в зону сжигания уже пары бензина, жидкость там можно наблюдать только на стадии розжига, когда «голова» паяльной лампы еще не прогрелась. Отработанное же масло испарить не удастся и форсунка будет подавать его в виде крупных капель, что не способствует нормальному горению. Да и сечение жиклера быстро засорится от различных примесей.

Вывод прост: переделать паяльную лампу для сжигания тяжелого жидкого топлива не удастся.

Заключение

На данный момент универсальная горелка, работающая по принципу Бабингтона, - это прерогатива мастеров–самодельщиков. Хотя она обладает массой достоинств, известные бренды не торопятся налаживать производство подобных агрегатов. Можно предположить, что причиной тому – пожарная опасность такого изделия и слишком высокая прогнозируемая цена из-за сложной системы подачи топлива с воздухом.

Монтаж, эксплуатация и сервисное обслуживание печи на отработанном масле сопряжены с определенными ограничениями и запретами, направленными на эффективное, а главное, безопасное использование отопительного оборудования на жидком топливе.

Обратите внимание! Все воздушные печи на отработанном масле предназначены для отопления помещений производственного назначения. Использование оборудования не по его прямому назначению строго исключено.

1. Не используйте печи на жидком топливе для отопления жилых помещений, бытовок для строителей, дач и домов и объектов административного назначения.

2. При кажущейся, на первый взгляд, простоте работы и конструкции жидкотопливной печи отопления, она является источником повышенной опасности. Поэтому, при проведении любых работ, связанных с отопителем, необходимо неукоснительно соблюдать требования, указанные в инструкции по эксплуатации.

3. Отопители на жидком топливе работают на отработанном масле, солярке, керосине, печном топливе. Применение других типов топлива исключено. Также запрещается сжигать трансформаторное масло, сильно загрязненное топливо, с механическими примесями, водой, тосолом, лакокрасочными материалами, бензином, растворителями, ацетоном и смазочными материалами.

4. Запрещено эксплуатировать печи на отработанном масле в местах с повышенной влажностью, в запыленных и захламленных помещениях, на открытом воздухе и в местах, где хранятся или размещаются легковоспламеняющиеся жидкости, ядовитые, или химически активные вещества.

5. Если в отапливаемом помещении имеется исключительно вытяжка (наличие мощных вентиляторов, покрасочных камер и т.д.), а нет притока свежего воздуха, то возможен эффект обратной тяги, то есть продукты горения могут попасть в помещение. Поэтому, наличие приточной и вытяжной вентиляции обязательно при использовании отопителей на жидком топливе!

6. Строго запрещено самостоятельно вносить любые изменения в конструкцию или настройки печи на отработанном масле либо ином жидком топливе.

7. Заземление при эксплуатации жидкотопливных печей - обязательно.

9. Не эксплуатируйте неисправный отопитель.

10. Не встраивайте жидкотопливную печь в систему воздушных коробов - они не предназначены для этого. За исключением тех моделей, производитель которых дает разрешение на использование с воздуховодами.

11. Не нужно пытаться сушить одежду или обувь на работающей печи, а также использовать ее в качестве плиты для приготовления пищи.

Советы по транспортировке и хранению.

12. Доставка жидкотопливного отопительного оборудования на объект должна осуществляться в строго вертикальном положении. Остальные варианты исключены.

13. При погрузочных и разгрузочных работах не допускайте резких толчков и ударов - могут выйти из строя навесные узлы отопителя.

14. Во время транспортировки защитите вашу печь на отработанном масле от атмосферных осадков.

15. При приемке отопительного оборудования убедитесь в том, что оно не повреждено. Если обогреватель поврежден, то необходимо дополнительное согласование на его дальнейшую эксплуатацию, исходя из текущих повреждений.

16. Не храните жидкотопливную печь на открытом воздухе, а также в сильно запыленных и загрязненных помещениях.

Монтаж печи на отработанном масле.

17. Монтаж отопителя на жидком топливе и его компонентов должен осуществляться специалистами, имеющими должный опыт и допуск, в соответствии с действующими нормами СНиП и СанПиН, при этом строго соблюдая требования инструкции по эксплуатации, действующими техническими стандартами и нормами, а также правилами пожарной безопасности.

18. Печь на отработанном масле должна быть установлена на абсолютно ровной поверхности. Если поверхность будет иметь неровности или перепады, то распределение отработанного масла на тарелке будет неравномерным, что может привести к некачественному горению.

19. Не запускайте жидкотопливное оборудование без дымохода, или на открытом воздухе.

20. Дымоход должен быть сложен в полном соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации на оборудование.

21. Присоединение дымохода уменьшенного или увеличенного диаметра, а также общей системе дымоходов категорически не рекомендуется.

23. Используйте стабилизатор напряжения при частых скачках напряжения.

Эксплуатация печи на отработанном масле.

24. Розжиг жидкотопливного отопителя на отработке осуществляется исключительно в холодном состоянии. Невыполнение данного условия грозит неконтролируемым воспламенением паров отработанного масла и ожогами. При повторном запуске обязательно дождитесь полного охлаждения аппарата.

26. Нельзя доливать дизельное топливо на раскаленную тарелку, а также после начала горения пламени.

27. Не отключайте печь на отработанном масле от сети во время работы вентилятора. Это может привести как к поломке самого вентилятора, а также перегреву камеры сгорания с ее дальнейшим выходом из строя.

29. КПД печи на отработанном масле зависит от множества факторов, один из которых - своевременная очистка камеры сгорания. Рекомендуем проводить техническое обслуживание камеры сгорания и чаши до ухудшения работы теплоагрегата на жидком топливе. Загрязненные аппараты работают и обогревают гораздо хуже, чем очищенные.

30. Приступая к техническому обслуживанию печи на жидком топливе дождитесь, когда она полностью охладится.

31. При ежедневном обслуживании тарелки, на которой происходило сжигание отработки, мы рекомендуем не бросать раскаленную тарелку в снег, или пытаться “отбить” несгоревшие остатки, стуча тарелкой об асфальт. Все это может привести к преждевременному выходу тарелки из строя.

32. Если в баке для хранения топлива собирается много воды/антифриза, то обязательно удаляйте данные жидкости. Их попадание вместе с отработанным маслом на чашу горения может вызвать неравномерное горение и сильное шипение пламени, что является неправильной и небезопасной работой.

Мы желаем безопасной, долгой и эффективной работы вашей печи на отработанном масле!

Никакая часть этой статьи не может быть воспроизведена в какой-либо форме и какими-либо средствами, будь то электронные или механические, и опубликована в Интернете если на это нет письменного разрешения владельца авторских прав. © ТермоАльянс, 2014.

Утилизация отработанного масла путем его сжигания с целью выработки тепловой энергии значительно снижает затраты на отопление. При определенных использовании традиционных энергоресурсов предприятиям и организациям при новом строительстве или реконструкции следует обращать внимание на использование отработанных масел.

В распоряжении многих станций технического обслуживания и других сервисных организаций постоянно в достатке отработанное масло. Отработанное масло собирают при замене масел в двигателях и узлах трения автомобилей, тепловозов, электровозов, швейных, метало и деревообрабатывающих станков, танков, тракторов, кораблей, самоходных барж и катеров, подводных лодок, строительной техники, бензо- и дизель- генераторов, турбин электростанций, буровых установок и т.д. Утилизация топливных отходов для большинства предприятий - это проблема, дорогая в финансировании содержания пунктов сбора, хранения, транспортировании, переработки и отжига. Владельцы этих предприятий, установившие воздухонагреватели или котлы на отработке, решают проблему не только утилизации отработанного масла, но и значительно экономят на отоплении технических и офисных помещений. Если у предприятия нет отработанного масла, то оно может рассмотреть возможность его закупки и транспортировки, в сравнении с затратами на традиционное топливо.

Оборудование на отработанных маслах хоть и имеет высокую стоимость, но отопление на нем значительно дешевле в эксплуатации из-за дешевизны топлива. К концу первого года эксплуатации стоимость котла и израсходованного топлива на отработке сравняется со стоимостью котла на дизельном топливе, а в дальнейшей эксплуатации Вы получите существенную экономию. Кроме того, горелки на отработке,в большинстве случаев являются универсальными, работая и на отработанном масле и на дизеле. Тем самым решается проблема резервного топлива, в случае экстренных ситуаций.

Также отработанные масла можно использовать в специальных печах. Печь соответствует классу простейших приборов, не требующих особого ухода и обслуживания. Профилактическое обслуживание производится владельцем печи. Конструкция печи позволяет:
- регулировать расход топлива;
- регулировать степень нагрева воздуха в помещении;
- использовать для отопления доступные типы топлива (масло отработанное нефтяное и т.п.);
- утилизировать, не подлежащие регенерации нефтепродукты тяжелых углеводородных фракций.
Конструкция печи позволяет использовать верхнюю часть изделия в качестве нагревательного элемента для приготовления пищи, нагрева воды и т.п. Процесс горения проходит в оптимальном режиме с наименьшими выбросами загрязняющих веществ в атмосферу.

Анализ ситуации

Анализ, подтверждённый энергоаудиторскими обследованиями, современного технического состояния источников тепловой энергии энергетических и промышленных предприятий, аграрного сектора и транспорта, систем теплоснабжения городов и населенных пунктов России, выполненными специалистами Московского энергетического института (технический университет) и ОАО «ВНИПИэнергопром», позволяет сделать следующие выводы.

1) В предприятиях ЖКХ доля жидко-топливных котельных мощностей в десятки раз ниже по сравнению с предприятиями ТЭК и промышленности. Следует отметить, что котельные установки, предназначенные для отжига дизельного и мазутного топлива, отличны технологически от установок отжига ОтМ. Этот факт игнорируется: эффективность отжига ОтМ в котлах, предназначенных для дизельного и мазутного топлива, крайне низкая. По установившейся традиции многие промышленные и транспортные предприятия свозят топливные отходы для переработки на нефтехимические предприятия или на отжиг ТЭЦ, концентрация выбросов которых отягощает экологию. Причем, подавляющее большинство предприятий платит деньги за утилизацию ОтМ, сдавая при этом ценный топливный ресурс, либо едва окупает только транспортные расходы, что крайне невыгодно им самим и приводит к сокрытию фактического объема жидко-топливных отходов.

2) Тепловая мощность источников АО-Энерго обычно существенно выше присоединённой нагрузки. Очевидно, что перевод нагрузки муниципальных и ведомственных котельных на теплоснабжение от предприятий АО-Энерго мог бы способствовать снижению расхода топлива в системе и снижению тарифа на тепловую энергию. К схожему результату привёл бы перевод менее экономичных источников в режим пиковых, а более экономичных источников - в режим базовых. Однако, в настоящее время неэкономичные муниципальные и ведомственные котельные, как правило, являются основными источниками в изолированных 9

системах теплоснабжения. Их тепловые сети обычно не связаны с тепловыми сетями предприятий АО-Энерго. В тоже время, источники на утилизации ОтМ несут в себе автономный характер, не требующие подключения к сетям систем теплоснабжения и предназначены в основном для производственных потребителей, сокращают тем самым потери в централизованных сетях. Что вполне вписывается в генеральные стратегии развития систем теплоснабжения секторов ЖКХ и ТЭК, посредством отсечки концевых потребителей или ограничения в передаче тепла и горячей воды в зачёт собственной генерации (перевод на децентрализованное теплоснабжение), особенно в промзонах.

3) Анализ методов формирования тарифов предприятий ЖКХ и ТЭК в большинстве своем позволяет сказать, что в структуре тарифов практически не рассматриваются базовые потенциалы тарифных моделей на потребляемые ресурсы, т.к. построены на обобщенных показателях удельного топливопотребления. Это касается электроэнергии и топлива, что в свою очередь перекладывается на тепловые тарифы. В тоже время, их структуры позволяют выделять средства в форме льготных или индивидуальных тарифов при внедрении энергосберегающих мероприятий, снижающих потребление топлива на источниках генерации энергоресурсов из доли выпадающих доходов (прибыли) и доли участия города (бюджетные дотации). В последних, в свою очередь, упущено наличие собственных топливных ресурсов, в т.ч. ОтМ, хотя часто вложенный в содержание централизованных систем теплоснабжения 1 рубль окупается только на 7÷8 копеек.

Есть и другие составляющие, что позволяет развивать налоговые и акцизные преференции, моделировать схемы консолидированного финансирования, в чем потребители чаще не имеют четкого представления. Например, бизнес-планы промышленных предприятий или ТЭО проектов внедрения теплогенераторов на ОтМ содержат оценку эффективности, построенную на разнице тарифов за потребленные энергоресурсы в виде покупного тепла, электроэнергии или газа. При этом упускаются из виду расходы на утилизацию ОтМ, платы за выбросы и стоки, расходы на содержание очистных систем и прочистку канализации, затраты на 10

содержание персонала, амортизационные начисления в собственных бухгалтерских балансах, расходы на содержание, резервирование и реконструкцию тепловых сетей, насосных станций, тепловых пунктов и источников, расходы на содержание транспорта и перевозку отходов, и много иных статей, из которых формируются источники финансирования, и, как следствие, сами финансовые схемы и механизмы зачета средств, позволяющие сократить сроки окупаемости внедрения теплогенераторов от 2 лет (или более) до 1 года (или менее).

Помимо собственных источников финансирования, следовало бы прорабатывать аспекты, способные повысить эффективность внедрения оборудования, включающие энергосберегающие меры, повышение качества эксплуатации оборудования и используемого топлива, оптимизацию теплообмена в помещении (или тепломассообмена в технологическом процессе) или схемы подключения, экологическую оценку пунктов сбора и хранения ОтМ, и пр. В зависимости от формы собственности и структуры предприятия, назначения оборудования и места расположения потребителя, могут быть применимы и административные методы, повышающие рентабельность внедрения теплогенераторов на ОтМ и схемы децентрализации теплоснабжения (аналогична децентрализация теплоснабжения, частичная или полная, для промышленных и транспортных предприятий). Существуют и действуют профессиональные схемы привлечения финансирования в виде экологических фондов, тарифных регуляторов, киотских механизмов, лизинговых, др. энергосервисных и локальных схем.

Большинство описанных выше приёмов, конечно, могут быть реализованы с участием квалифицированных энергоаудиторов, но это не исключает административно-правового урегулирования проблем на местах. Например, при разработке схем развития систем теплоснабжения силами специализированных организаций. Однако, это мероприятие, проводившееся ещё 15-20 лет назад, наравне с комплексным энергоаудитом систем теплоснабжения, сейчас не практикуется за отсутствием государственного заказчика и средств на их осуществление.

4) Модернизация парка энергетических котлов АО-Энерго для утилизации ОтМ практически не производится из-за незначительной доли производительности в общем объёме генерируемой тепловой энергии ТЭЦ (ТЭС), сам парк морально и технически устарел, его КПД составляет 50÷60%. Причем, коэффициент полезного использования топлива в централизованных системах теплоснабжения, в схеме источник-потребитель, в среднем по стране не выше КПД паровоза.

На сегодняшний день в России осваивается в год специального отопительного оборудования для отжига ОтМ не более 140 Гкал/час тепловой мощности, из которых производится у нас и ввозится в страну не более тысячи единиц специальной техники мощностью до 0,3 Гкал/час. Единичные поставщики и производители могут предоставить оборудование тепловой мощностью порядка 1,0 Гкал/час и выше. С такими темпами освоения передовых технологий утилизации ОтМ мы будем ещё лет 100 загрязнять окружающую среду, губить здоровье поколений и всё живое вокруг, при этом, закапывая в землю (загрязняя атмосферу, сливая в водоёмы и в канализацию) десятки миллиардов рублей ежегодно. Учитывая тот факт, что оборудование имеет ограниченный срок эксплуатации, то и 100 лет нам не хватит, если уже сейчас не будут приняты правовые регламенты.

5) В тоже время, в процессе утилизации ОтМ выявлены следующие недостатки, часто имеющие место в централизованных системах отжига:

Большинство предприятий смешивают ОтМ, что в последствии при отжиге приводит к снижению эффективности процессов горения и работы оборудования.

Ситуация усугубляется тем, что в состав примесей при смешивании попадают воды, неочищенные отходы гальванических производств и взрывоопасные компоненты;

Поступающие для централизованного отжига ОтМ редко контролируются качественно-химическим анализом и сопровождаются формальным документом качества (топливный паспорт). Фактически, утрачен качественный контроль топлива, как на стадии его приемки (и не только ОтМ), так и на стадии выработки;

На стадии пуско-наладочных работ и при эксплуатации недостаточно выполняются режимно-наладочные испытания, влекущие к потере тепла в газоходах из-за высоких температур уходящих газов (до 300ºС и выше), что приводит к снижению коэффициента полезного использования топлива на 15-20% и выше, и противоречит принципам энергосбережения и экологической безопасности;

ОтМ сжигаются в морально, физически и технологически устаревших котлах и печах, не оборудованных специальной автоматикой горения, или в не предусмотренных для этих целей, существенно уступающих по экономическим и экологическим показателям современным образцам;

При эксплуатации оборудования отжига ОтМ не соблюдаются режимы эксплуатации и инструкции производителей. Оборудование, на которое распространяются действующие правила котлонадзора, практически не имеет режимных карт;

При отжиге ОтМ чаще используется схема подмеса топливных отходов в состав мазута или дизтоплива, что не всегда приводит к выбросам, допускаемых нормами ПДК;

Тепло сожженных ОтМ не всегда используется на нужды генерации, технологий и отопления, и уходит на сброс, что противоречит принципам энергосбережения.

Также, следует отметить, что ГОСТ 21046-86 «Нефтепродукты отработанные» не всегда корректно применяется на местах. Например, для того чтобы поднять эффективность использования топлива, снизить ПДК выбросов и повысить КПД оборудования отжига целесообразно произвести режимно-наладочные испытания 13

или выполнить настройки оборудования на определенную группу (тип или партию) топлива. Однако, указанный ГОСТ, принятый в рамках Международного стандарта, допускает смешивание, что сводит экологически чистые и энергосберегающие намерения к нулю. Эта формулировка с определением «допускается» перекочевала в инструкции по эксплуатации предприятий и паспорта оборудования производителей, что при нашей бесхозяйственности превратилось в норму, позволяющую смешивать топливные отходы. В итоге, потери ресурса при отжиге превышают нормы в 1,5 раза и выше, а превышение вредных выбросов - в 2-3 раза.

Отопить дом, гараж, подсобное хозяйство можно условно бесплатно, если использовать отходы. Идея использовать отработанное масло для отопления дома и гаража выглядит привлекательно. Такого масла везде «просто завались», у него отличная теплотворность, в среднем чуть больше 10 кВт с одного литра, на уровне всех нефтепродуктов. С учетом КПД котла, для нашего обогрева прибудет около 10 кВт/1л. Далее подсчитаем сколько понадобится топлива, цену вопроса, но главное — как использовать отработку, котлы, печи, какой имеется опыт и к чему это все приводит…

Гараж легко обогреть печью работающей на отработке. Но расход масла в такой конструкции обычно не меньше 0,5 л/час, КПД — 0,75, поэтому рассчитывайте…

Сколько потребуется отработки для отопления дома

Как известно большинство домов в средней полосе (умеренный климат) потребляют в самое холодное время до 20 кВт энергии в час. Средняя мощность работы котла для типичного дома за 6 месяцев отопления составляет не более 12 кВт/час. За сутки будет потребляться 28,8 литров отработанного масла, за отопительный сезон уйдет соответственно — чуть более 5000 литров. И сколько будет стоить этот объем масла? Иногда это вообще бесплатно, или копейки за доставку…

Советы бывалых: Обеспечьте хранение в доме не менее половины сезонного потребления отработки, но лучше весь объем, чтобы не остаться без топлива в морозное время.

Как работает простейшая печь на отработке

Печь на отработке проста в изготовлении, недорога, и при этом достаточно мощная. Подобная конструкция может развивать до 15 кВт. При небольшом усовершенствовании и до 30 кВт. Т.е. снабженная водяным контуром годится и для отопления небольших домов, а не только гаражей и подсобных помещений.


Схема простейшего отопительного прибора, работающего на масле

Печь на отработке можно не дорого приобрести. Множество слесарно-сварочный объединений их выставляют на продажу.


В продаже можно найти печки работающие на отработке для подсобных помещений. Стоят они недорого.

Как самостоятельно сделать печь для отработанного масла

Ниже приведены подробные чертежи для изготовления подобной печи, поглощающей бесплатное отработанное масло и выдающей искомые дорогие киловатты тепловой энергии. Умельцы по металлу и сварочным работам могут изготовить это за недорого.


Конструкция печи на отработке которую можно повторить самостоятельно

Еще описательная конструкция топливной печи для жидкого вязкого топлива.


Общая схема печи на отработке

Что расскажут по этому поводу мастера на видео

В каких случаях можно использовать отработку для отопления не только гаража, но и дома

Если для редкого отопления в гараже хватит, возможно, и 100 литров за сезон, что у некоторых получается просто насобирать бесплатно по друзьям-соседям-гаражам, то объемы для дома исчисляются тонами, и здесь без торговой поставки не обойтись. По идее — есть множество предприятий, которые трудятся над вопросом «куда девать отработанное масло» — гаражи, порты, заводы, — и они будут рады видеть покупателя привносящего в их сирую жизнь лучезарную идею «я дам денег за отработку».

Таким образом для организации этого отопления дома, нужно создать железную договоренность о снабжении топливом в объеме не менее сезонного потребления в год. Но на практике — возникает вопрос цены. Оказывается, что на отработку уже появился спрос, и цена на нее поползла вверх. Что творится в конкретном регионе, на конкретном заводе и автобазе, — решать только по месту, и думать над вопросом — «цена/объем».

Как создать отопление с использованием масла в качестве топлива

Но договорится о поставках отработанного масла — половина дела. Нужно еще создать условия для отопления отработкой у себя в доме и на приусадебном участке. У некоторых пользователей процесс отопления отработкой превратился в ад. В аду они ее постоянно таскают ведрами и разливают, засоряя все вокруг практически не удаляемыми отравляющими отходами, распространяя страшный запах не только у себя в доме, но и пугая им соседей.

Также, сжигая натасканное в каком-то примитивном оборудовании, они выбрасывают черный дым в атмосферу, что удаляет из округи бродячих собак и кошек, но одновременно является лучшим стимулом для соседей держать топоры, вилы и косы в боевой готовности….

Чтобы этого не произошло нужны емкости для хранение в подвале в положительной температуре. Нужна механизированная подача и особое оборудование для отопления дома отработкой, — регулирующее на автомате подачу воздуха, давление топлива, его температуру, объемы подачи в минуту, т.е. отдаваемую мощность, и управляемое не только термостатами с дома, но и по смартфону.

Оборудование для отопления дома отработкой

Горелка для сжигания масла — сложное и дорогостоящее оборудование. Она создает все выше перечисленные условия для отопления дома. Такая горелка, а также котел для работы с ней, являются обычным оборудованием для автоматизированного и беспроблемного отопления с помощью отработанного масла.

Но новые фирменные котлы для этих целей также не дешевы.

Рекомендации умельцев: Горелки дорогие, поэтому часто мастера переделывают б/у горелки из-под дизельного топлива, устанавливая их в жидкотопливный б/у котел. Тогда идея отапливать дом дешево остается в силе. Но не вникнув во все нюансы хранения, подачи отработанного масла, и в мельчайшие подробностей работы горелки, не стоит рассчитывать на легкий успех…

Для мастеров: — опыт переделки дизельной горелки под масло и пример, того сколько проблем в этом вопросе..

В этом году редакция нашей газеты по традиции участвует в областном конкурсе на лучшую публикацию природоохранной тематики. Вообще тема экологии нам близка и интересна – знаем, что можем внести свой, хоть и скромный, вклад в обсуждение этой актуальной и в полном смысле слова жизненно важной проблемы.
Перебирая самый разнообразный материал, наткнулась на цифру, которая меня просто поразила. Оказывается, ежегодно в нашей стране потребляется около 100 тысяч тонн смазочных автомобильных и индустриальных масел. А количество отходов, образующихся в результате их использования, составляет 80-85% от первоначального объема. Итог – около 80-85 тысяч тонн отходов отработанных масел в год.
Из жизни вспомнилось, что неоднократно слышала и видела, как «отработкой» смазываются деревянные конструкции, якобы от этого они дольше сохраняются. Едкий запах как будто чувствую и сейчас. Не секрет, что далеко не все автолюбители утруждают себя заботами и выливают ненужное масло куда попало, а у нас уже почти авто на каждого второго жителя. А еще производственные масштабы.
И в самом деле, знаем ли мы, чем вредна «отработка» и куда организации и граждане могут и должны сдавать отработанные нефтепродукты? Ответы на эти вопросы мы получили у начальника районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Валерия Белавского. Сначала о вреде. Однозначно, отработанные нефтепродукты являются опасными загрязнителями практически всех компонентов природной среды – поверхностных и подземных вод, они крайне вредны для почвы и воздуха. Все дело в том, что отработанные масла только частично являются биологически разлагаемыми, поэтому их утилизация в природной среде сказывается на последней весьма пагубно. Например, слитые в любой водный источник отработанные масла существенно снижают там количество кислорода для растений и любой живности. Как вам такая цифра: 1 литр отработанного моторного масла, вылитого в почву, делает непригодными от сотни до тысячи тонн грунтовых вод!
В отношении с отработанными маслами нередко применяется практика сжигания. Это как выход. Однако здесь есть большое «НО!». Делать это можно только с применением специальных безопасных систем. В ином случае нам обеспечены выбросы продуктов сгорания, канцерогенов, вредных для окружающей среды и человека. Клинически доказано, что пары сжигаемых нефтепродуктов воздействуют на сердечно-сосудистую и центральную нервную систему, вызывают острые и хронические отравления, иногда со смертельным исходом. При воздействии продуктов сжигания отработанных масел на организм человека люди попадают в группу риска заболеваний раком.
Сейчас о том, куда же девать отработанные нефтепродукты? К сожалению, приходится констатировать, что у нас нет пока еще единой системы сбора и утилизации отработанных масел. Как говорится, над потребителями еще не висит меч грозящий и обязывающий. Но и процесс воспитания в области экологии еще далек от совершенства. Хотя любой нормальный человек должен знать, что опасные вещества в природу не выбрасываются.
В специальной литературе неоднократно приводится такое сравнение: объем отработанных нефтепродуктов, который сливается в почву и водоемы, значительно превышает все аварийные сбросы нефти при ее добыче, переработке или потери при транспортировке. Поэтому утилизация отработанного масла является обязательным условием для всех производств. Тем более, что определены правила и специализированные организации, которые эти отходы собирают и нужными способами их перерабатывают.
Как рассказал Валерий Белавский, районная инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды постоянно следит за ситуацией на наших предприятиях и в организациях. Там осуществляется сбор масел, их хранение в герметичных контейнерах. При этом акцент делается на то, что неправильный сбор и хранение тоже способны причинить окружающей среде значительный ущерб. Затем отходы сдаются в спецорганизации. Наиболее крупные предприятия нашего района заключили договоры с ИООО «ДВЧ-Менеджмент», которое расположено в поселке Крупский. Там, где возможно, «отработка» используется повторно для смазки трущихся частей механизмов. А автолюбители могут оставлять их после замены на автосервисах, там знают, как поступить с ними далее. Хотя не секрет, что многие не утруждают себя и, пользуясь отсутствием жесткой законодательной базы, сжигают эти отходы, сливают в канализацию, водоемы или выбрасывают на свалки. Особенно этим «грешат» гаражные кооперативы. Конечно, процесс сбора у индивидуальных пользователей и мелких организаций находится в начальной стадии, но это не означает, что каждый конкретный человек имеет право относиться к этому халатно.
Помните поговорку «Кашу маслом не испортишь». Конечно, родилась она задолго до появления в обиходе синтетических масел. И если в прямом смысле это так, то по отношению к нашей теме – с точностью до наоборот. Отходы отработанных масел представляют собой серьезную экологическую угрозу для окружающей среды и здоровья людей – это аксиома.
В идеале, как рассказал Валерий Белавский, все отработанные масла должны подвергаться утилизации. К тому же, эти отходы являются хоть и вторичным, но весьма ценным сырьем, так как в процессе их регенерации можно получить восстановленные масла, пригодные для повторного использования, а также другие нефтепродукты. А это деньги, которые могут работать на экономику страны.
Подытожим сказанное. Производственники обязаны по установленным правилам собирать отработанные масла и сдавать спецорганизациям. Индивидуальные пользователи – производить замену масел на СТО или собирать «отработку» в контейнеры и затем сдавать спецорганизациям. К примеру, в нашем районе есть «ДВЧ-Менеджмент», а на сайте Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды можно найти перечень других организаций, которые примут этот вид отходов. Как по-моему, так проще и профессиональнее сделать это на автосервисе. Возникает вопрос: так ли уж необходимо ждать жесткую букву закона, которая предпишет нам строгое наказание? А может, все-таки мы и без кнута способны понимать, что загрязненная нами же окружающая среда для нас же и опасна? И таким маслом можно испортить любую кашу, в прямом и переносном смысле.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники