"Державная" икона. Чудотворная икона Богородицы. История, описание иконы. В чем помогает икона Державная Божья Матерь

Кто-то скажет, что простые люди должны молиться перед иконами, помогающими в решении простых бытовых проблем, а «Державная» икона Божией Матери в чем помогает, знают немногие. Считается, что этот образ предназначен для тех, кто облечён государственной властью, мол, обращаться к этой иконе можно, только прося поддержки для правителей страны. Однако это не совсем так.

Мучительные вопросы

В свете современных событий, когда мир кажется таким хрупким, когда государственные границы не защищают богатые русские земли от алчных глаз иноземцев, когда для удовлетворения геополитических запросов правящей мировой элиты уничтожаются сотни тысяч людей, когда внутри собственной страны до власти дорвались люди, безразличные к судьбам кормящих их людей, хочется воскликнуть: «Неужели это справедливо, неужели так и должно быть, неужели нет силы, способной противостоять злу и несправедливости?!» Может быть, Господь отвернулся от России? Есть ли ответ на этот вопрос?

Простое совпадение или знамение?

В 1917 году, 2 марта, в селе Коломенское, что ныне входит в городскую черту Москвы, чудесным образом была обретена икона Богородицы, на которой Пречистая Дева держит в руках символы государственной власти. Интересно, что в этот же день произошло ещё одно событие, перевернувшее судьбу нашей страны - император Николай Второй отрёкся от возложенной на него миссии править страной, как надлежит человеку, помазанному на таковое служение Самим Господом Богом. Однако Отец Небесный не бросил на произвол судьбы страну и её обездоленный народ. Случилось чудо, давшее всей России надежду на спасение. В момент отречения Бог незримо стоял возле Николая и взял у него скипетр и державу, чтобы передать Той, которая никогда не отречётся от них, а в своё время передаст достойному. Как иначе можно объяснить чудо появления иконы Царицы Небесной в облачении царицы земной, восседающей на троне с символами верховной власти над страной в руках и с Богомладенцем на коленях, благословляющим всех, к Нему припадающих?

Своё мнение относительно верховной власти Господь сообщил через простую крестьянку

Интересно, что женщина, которая рассказала о месте, где лежит икона, видела сны, в которых Силы Небесные и указали ей на него. Получается так, что Господь предвидел предстоящее отречение. А может быть, Соборная клятва, данная представителями всех земель и сословий в 1613 году роду Романовых, была в 1917 году отменена? Мы можем только гадать и искать сокровенный смысл события. «Державная» икона Богоматери не отвечает, кто виноват в бедствиях народа и в захвате власти безбожниками. Значит, ответ нам знать и не нужно. Ведь отыскивая его, мы ищем виновного. А нам заповедано: «Не судите, и не судимы будете». Благословением и соборной молитвой Патриарха Алексия Второго православные граждане России принесли покаяние за то, что не сохранили монархию, что попустили нарушение и несоблюдение Соборной клятвы, произнесённой и скреплённой подписями перед первым Романовым - шестнадцатилетним Романовым-Юрьевым - 300 лет назад.

Совпадение или новое знамение?

В городе Екатеринбурге, где была расстреляна царская семья, в память об этом событии основали монастырь Святых В начале двухтысячных на территории монастыря возвели храм Богородицы. Престольная икона, в честь которой он был освещён, это, как вы понимаете, «Державная» икона Божией Матери. Значение события трудно толковать двояко. Символизм никто не оспаривал тогда и не оспаривает сейчас. Царь-мученик, отрекшийся от престола, и принявшая от него атрибуты власти «Державная» икона Божией Матери. Значение того, что произошло после, ещё предстоит осмыслить: в 2010 году, не простояв и четырёх лет, церковь сгорела.

Господь хранит Россию

Есть мнение, что последние Романовы уже не имели русской крови, а их тесные сношения с монархиями других стран, всегда имеющих претензии к России, грозили нашей стране утратой независимости, которой добились прежние цари, расширив границы и обеспечив торговыми морскими сообщениями. Нам грозила участь дойной коровы, которая стала бы питать Европу. Долготерпеливый и милосердный Господь не допустил этого. Залогом Его попечения и благоволения к России и стала «Державная» икона Божией Матери. В чем помогает образ, нетрудно догадаться. Ему молятся о сохранении целостности государства во время опасностей, связанных с риском территориального распада страны. Уходя служить в армию, нужно прийти в храм и попросить благословения у святого образа. Если мать даст своему сыну, отправляющемуся охранять границу, походный складень с этой иконой, то Пресвятая Дева дарует ему победу в бою, если такой случится, и он вернётся домой целым и невредимым.

Хорошо бы икона Пресвятой Богородицы «Державная» висела в кабинетах правительственных чиновников. И перед принятием решений они осеняли бы себя обратив взоры и мысли к Святому Лику.

Когда начнётся новый расцвет России?

В преддверии всенародного сиротства нам была явлена «Державная» икона Божией Матери. О чем молятся Богу сироты? Они обращаются к Нему во всех своих нуждах и скорбях.

Легенда утверждает, что благоденствие в России наступит, когда на своё место вернётся чудотворная «Державная» икона которую мы читаем перед этим образом, пусть содержит и эту просьбу. А что считать тем местом, куда должна вернуться икона и почему она до сих пор не там? Чтобы понять это, надо подробнее познакомиться с её историей.

Чудо обретения иконы

13 февраля 1917 года некой женщине (сохранилось даже её имя - Евдокия Андрианова) привиделся сон. А надо сказать, что накануне, 12-го числа, был большой праздник в честь глубоко почитаемого образа Девы Марии, именуемого «Иверским». Эсхатологический смысл таинственно связанный с конечными судьбами мира, известен духовным лицам. Так вот, в ночь после праздника приснилось Евдокии, что от неё требуют отыскать в селе Коломенском чёрную икону, покрасить её в красный цвет и перед найденным образом молиться. Набожная женщина усердно помолилась Богу, прося наставить на путь истинный и научить выполнить Его Святую волю, а также избавить от козней диавола, если это от него она получила видение.

26 февраля привиделся ей новый сон, где предстала перед ней Величественная Женщина и своим сердцем почувствовала в Ней Евдокия Саму Пречистую Деву. Не в силах больше мучиться догадками и хранить в секрете свои сновидения, пошла Евдокия Андрианова в Коломенское, благо оно было не слишком далеко. Нашла она там церковь Вознесения и приступила к настоятелю со своими тревогами и сомнениями. Добрый батюшка выслушал её, показал иконостас, но ни одна из икон не походила на ту, что женщина видела во сне. Тогда решено было поискать в подсобных помещениях. И в подвале нашли-таки искомое. Образ был покрыт пылью и паутиной, однако это была именно та икона, которую женщина видела во сне.

Так первый раз была обретена заступница русской земли - «Державная» икона Божией Матери. Молитва простой деревенской женщины о наставлении на путь истинный осуществилась таким способом. Поистине, пути Господни неисповедимы.

В каких нуждах помогает Богородица «Державная»?

Весть об иконе Богородицы, взявшей в свои руки монаршую власть над страной, быстро разлетелась по окрестностям и добралась до обеих столиц. Образ стали возить по разным приходам, люди выстраивались в очереди, чтобы только посмотреть, как выглядит «Державная» икона Божией Матери. Молитва перед Ней многим помогла исцелить недуги, устроить личную жизнь и помочь при материальных затруднениях. Царица Небесная, как родная мать, помогает во всех бедах. Нужно только подойти к ней, рассказать о себе. Промыслом, мудростью и властью всё устроит и всех утешит «Державная» икона Божией Матери. В чем помогает этот Образ людям, крещёным во Имя Её Божественного Сына? Судите сами. Осиротев после потери царя, народ прильнул к Небесной Матери. Её лик строг и властен. Она восседает на земном троне, что подтверждает принятие Ею на себя именно земной, мирской власти над страной. Мирская власть - это мирские дела, мирские заботы и мирские проблемы.

Исчезновение иконы

Вскоре после обретения икону отреставрировали, с участием патриарха Тихона в честь неё был сочинён акафист, составлена служба и канон. В последующие годы, когда начались гонения на верующих, а церкви стали опустошать и осквернять, икона исчезла. Но она не была утрачена бесследно. Первая икона «Державная Божья Матерь», фотография которой помещена в начале статьи, долгие годы тайно хранилась в запасниках Государственного исторического музея.

Второе обретение

Второй раз её обрели сразу после первой Литургии по царственным мученикам, то есть через 72 года после Екатеринбургской бойни. Сотрудники Исторического музея передали её православной церкви.

Можно не разбираться в политике, не знать глубоко историю, а только любить и уважать свою родину, почитать Бога, Его Пречистую Мать и святых, и тогда сердце само подскажет, кому «Державная» икона Божией Матери в чем помогает.

По преданию, процветание начнётся в России после того, как икона вернётся на место своего обретения, то есть в Вознесенский храм Коломенского. Сейчас она находится в храме Казанской Божьей Матери, также расположенном в Коломенском, а Вознесенская церковь пока закрыта. По крайней мере в 2012 году это было так.

В ноябре 2015 года в Манеже с успехом прошла выставка «Православная Русь». Ее посетили десятки тысяч россиян, в том числе и Владимир Путин. Центром экспозиции был чудотворный Державный образ .

Обретение иконы

Третий год длилась Великая война. Страну сотрясали стачки и хлебные бунты. Поражения на фронтах следовали одно за другим. А крестьянке из слободы Перервинского монастыря Евдокии Адриановой привиделась в снах белоснежная церковь и восседающая над ней женщина. Говорила она, что должна Евдокия найти почерневший образ и сделать его красным.

Евдокия отправилась в село Коломенское и поведала о видениях настоятелю Вознесенского храма. Настоятель храма Николай Лихачев провел ее к иконостасу и показал все старые иконы . Но ни одна не походила на тот образ, что привиделся крестьянке Евдокии во сне и где находится эта икона никто не знал.

После продолжительных поисков в дальнем углу церковного подвала отец Николай обнаружил старую доску. Сквозь черную пелену с доски на пораженного настоятеля смотрели Божия Матерь и младенец Христос . Царица Небесная восседала на державном троне. В руках Божия Матерь держала скипетр и державу - символы императорской власти.

Обретение Державного образа случилось 2 марта 1917 года. В этот черный для страны день самодержец всероссийский Николай Романов подписал отречение. В трехсотлетней истории Дома Романовых была поставлена точка.

Весть об обретении иконы мигом облетела окрестности. Тысячи людей потянулись в Вознесенский храм, чтобы поклониться иконе Божией Матери. Многие люди увидели в обретении Державной иконы особый символ.

Стали считать, что гибель Романовых, пролетарская революция, красный террор — наказание народам России за тяжкие грехи. Но есть выход. Он в покаянии, в надежде на возрождение страны, возвращение ее законной власти. Ведь сама Матерь Божия взяла в свои руки символы власти.

Икона написана в конце восемнадцатого века . Вероятнее всего, для иконостаса одной из Вознесенского монастыря. Монастырь размещался в Московском кремле. Долгие годы был местом погребения женщин царского рода.

Церкви монастыря неоднократно перестраивались. Иконостасы менялись. Один из них перенесли в Коломенское. Доски старели, требовалась замена. Почерневшие части иконостаса упрятали в подвал.

После обретения икону отреставрировали. С нее изготовили не один десяток списков . Под руководством патриарха Тихона подготовили акафист и службу к иконе. Но воинственные безбожники уже бесчинствовали в храмах. Началась кампания по изъятию ценностей у церковников.

Однако Державная Божия Матерь уцелела. Годы Советской власти она провела в хранилищах Государственного исторического музея в Москве. После распада СССР, в 1990 году музейщики возвратили ее в Коломенское. Там она и хранится в храме в честь Казанской иконы Божией Матери.

Правда не всегда ее можно там увидеть. Божия Матерь много путешествует по миру.

В 2003 и 2014 годах она побывала в Португальском городке Фатима . В начале прошлого века этом городе трем детям неоднократно являлась Божья Матерь. Она передавала им религиозные сообщения и пророчества. Одно из них напрямую касалось России и стало знаковым для русской монархии.

Богородица предупреждала о возможном приходе к власти большевиков, о том, что Россия распространит свои прегрешения по миру, что это приведет к войнам и поруганию церкви. В городе действует православный храм в честь Успения Божией Матери, там и была выставлена реликвия.

В 2007 году она побывала во многих странах Европы, США, на Австралийском континенте . Тысячи людей приходили в православные приходы поклониться святыне.

В честь иконы построены храмы и соборы в Самаре, Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге, Гдове. Многие ее списки тоже способны творить чудеса, помогать людям. Празднование иконе совершается в день ее явления - 2 (15) марта.

Значение и фото

В чтимой Русской Православной Церковью чудотворной символизм и история ее обретения связаны с русской монархической традицией. Икона признана главной святыней русских монархистов. Последователи монархии трактуют обретение иконы, как своеобразную передачу власти над страной от Романовых к Божией Матери. Недаром она восседает на троне и держит в руках символы царской власти.

Из этого следует, что со дня отречения последнего Романова ни одна власть в стране не может называться легитимной. Значит и законы, по которым Россия жила до Февральской революции продолжают действовать на ее территории.

Все чаще звучат призывы к покаянию за грех цареубийства. В 1993 году патриарх Алексий Второй произнес покаяние от лица Церкви. Он призвал к покаянию весь народ, независимо то взглядов на политическое устройство страны, исторических воззрений, принадлежности к различным религиям.

Такое покаяние символизирует ежегодный крестный ход из Петербурга в Екатеринбург, к месту расстрела Николая Второго. Тесно связана с образом Божией Матери и событиями 1917 года католическая доктрина «Обращения России». Существуют пророчества Лаврентия Черниговского и монаха Авеля о возвращении монархии.

Патриарх Кирилл, выступая на открытии выставки «Православная Русь», рассказал о значении иконы для русских людей и всех россиян сегодня.

Он сказал, что когда был найден образ Богоматери восседающей на царском престоле, когда стало понятно, что икона именуется Державная, то в далеком 1917 году лучшими умами это было воспринято как Божий знак. Знак того, что после ухода царя, Богородицы не снят со страны, что Богородица сама встала во главе России. Что мы всегда под ее защитой и покровительством.

О чем просят у образа Божьей Матери?

Есть немало свидетельств того, что молитва у чудотворного лика Державной иконы Божьей Матери помогает людям справиться с проблемами и недугами.

Божьей Матери молятся:

  • чтобы обрести спутника жизни
  • чтобы наставила на верный путь
  • о здравии родных , о восстановлении после болезни
  • чтобы обрести правду и сердечную радость
  • чтобы помогла решить серьезные финансовые проблемы

Молитвы иконе исцеляют физические и душевные раны, даруют уверенность и покой.

Ей молятся о мире, о том, чтобы беды и войны обошли нашу страну стороной. Ее просят об усмирении злобы врагов, о всепрощении . Любой человек, нуждающийся в помощи и защите, может от души, искренне помолиться лику. Божья Матерь обязательно поможет.

Молитва

Мира Заступнице, Мати всепетая! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Умоли, милосердная Мати Света, Сына Твоего и Бога нашего, сладчайшаго Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии, и избавит нас от междоусобныя брани, да укрепит святую церковь нашу православную, и незыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей. Не имамы иныя помощи, разве Тебе, Пречистая Дево; Ты еси всесильная христиан Заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчая, избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших; да вси, благодарно воспевающе величие Твое, сподобимся Небеснаго Царствия, и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое имя в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

В ряду почитаемых на Руси чудотворных образов Божией Матери особое место занимает икона, обретенная уже в ХХ веке, которой суждено было стать одной из главных святынь современной России. Это икона Богородицы «Державная».

В Государственном архиве Тульской области, в фонде «Тульская палата древностей», на хранении есть удивительный документ. Внешне похож на листовку и представляет собой один стандартный лист формата А4, текст на котором набран типографским способом. Как свидетельствует подстрочник - по заказу Варваринского народного Общества трезвости в Москве в типографии «Т.ва Рябушинских». Документу сто лет. Содержание, составленное современниками, невольно вызывает и сейчас душевный трепет, так как возвращает нас в начало трагических для православной России дней - отречения Государя Императора Николая II от престола и явления иконы Божией Матери «Державная».

Молитва «Державной» иконе, напечатанная на отдельном листе в 1917 г. Внизу под текстом надпись: «Издание Варнавинского Народного Общества Трезвости. Москва. Семеновская застава на площади, тел. 1-73-53, трамвай № 22». Под рамкой указана типография, в которой была отпечатана молитва: «Тип. “Победа” Г. Антонова. Москва. Тел. 5-58-72». Собрание московского музея «Наша Эпоха».

На одной стороне документа помещено «Краткое сказание о новоявленной в с. Коломенском под Москвой «Державной» Иконе Божией Матери», на второй - .

Храм Вознесения Господня в Коломенском, 20-е годы XX века

Явление Державной иконы Божией Матери в 1917 году не было неким обновлением, а обнаружением старой иконы в подвале церкви Вознесения в селе Коломенском.

Крестьянке Бронницкого уезда, Жирошкинской волости, деревни Починок, Евдокии Андриановой, проживавшей в слободе Перерве, были 2 сновидения - 13-го февраля (на этот день пришелся первый понедельник Великого поста в 1917 г.) и 26-го февраля.

13-го февраля во сне ей был голос: “Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся”. Благочестивая женщина стала молиться о получении более ясных указаний. Спустя 2 недели, 26-го февраля, как бы в ответ на усердную молитву, в другом сне она увидела белую церковь, в которой величественно восседала Женщина. В этой Женщине Евдокия Адрианова сердцем почувствовала Царицу Небесную, хотя лика Ее и не видела. 2-го марта она отправилась в село Коломенское, чтобы исповедаться и причаститься, и, увидев , сразу же узнала виденную во сне белую церковь. Вознесенская церковь была построена в 1532 году великим князем Московским Василием III в благодарность Богу за рождение наследника—будущего царя Ивана IV Грозного.

Настоятелем церкви Вознесения Господня был священник Николай Лихачев. Придя к нему в дом, Андрианова сообщила ему о своих сновидениях и просила совета как поступить. Отец Николай собирался служить вечерню и пригласил Андрианову вместе с собой в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и на иконостасе, но Андрианова ни в одной из них не находила какого-либо сходства со своим сновидением.

Чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Державная»

Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшего в церковь, о. Николай стал усердно искать икону повсюду - на колокольне, на лестнице, в чуланах, и, наконец, в церковном подвале. Именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона. Когда ее промыли от многолетней пыли, то всем присутствующим в храме представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире на зеленой подкладке, с короной на голове и скипетром и державой в руках (отчего и произошло название: “Державная”). На Ее коленях находился благословляющий Богомладенец. Лик Богоматери был необычайно строг, суров и властен взгляд Ее скорбных очей, наполненных слезами. Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося о. Николая отслужить молебен, так как в этом образе она увидела полное исполнение своих сновидений.

В день обретения иконы в Коломенском открылся целебный источник. Он вышел из земли на склоне, ведущем к Москве-реке, точно напротив обращенного к реке царского трона Рюриковичей, находящегося на гульбище храма Вознесения Господня.

Об обретении иконы управляющий Московской епархии епископ Дмитровский Иоасаф (Каллистов) доносил митрополиту Московскому святителю Тихону (Белавину) (будущему Патриарху), а тот в донесении от 13 октября 1917 г.—Святейшему Синоду. В своем донесении митрополит Тихон писал: “По сведениям, данным членом комиссии от церковно-археологического отдела при Московском обществе любителей духовного просвещения протоиереем Страховым, икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше), по форме (вверху овальная) иконостасная, средняя, из третьего пояса (пророческого). По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Божией Матери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего”.

Вознесенский монастырь в Кремле

По некоторым сведениям было установлено, что Державная икона Божией Матери принадлежала Вознесенскому женскому монастырю в Москве. Скорее всего, она осталась от прежнего иконостаса Вознесенской церкви, замененного в XIX веке. В 1812 г. во время эвакуации из Москвы при нашествии Наполеона, икона в числе других была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского и, вероятно, забыта там на 105 лет, пока не явила себя в положенное Господом Богом время. (Вознесенский монастырь являлся усыпальницей великих княгинь и русских цариц до XVIII века и был взорван вместе с Чудовым монастырем в Кремле в 1929 г.)

Вскоре после обретения образ был отреставрирован в иконописной мастерской московского Алексеевского девичьего монастыря и вставлен в новый иконостас Георгиевской церкви, находящейся рядом с Вознесенской церковью.

“Державная” икона Божией Матери явила себя русскому православному народу 2 (15) марта 1917 г. - в самый день отречения от престола государя-императора страстотерпца царя Николая II. Всю Россию облетело известие о том, что в этот трагический день произошло чудесное явление новой иконы. В Коломенское толпами стекались богомольцы. Чтобы дать всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни.

Царская семья и великая княгиня Елизавета Феодоровна

В «Сергиевских листках» описано прибытие Державной иконы Божией Матери в Марфо-Мариинскую обитель в Москве, где икона была торжественно встречена настоятельницей - будущей преподобномученицей Великой княгиней Елизаветой Федоровной и другими сестрами. В том же году печатные сведения о обретенной иконе появились в журнале «Душеполезный собеседник» за октябрь. Скоро почти в каждом храме появился список с “Державной”, были подготовлены служба и акафист, в составлении которых принимал участие будущий патриарх Тихон (иная служба составлена Владимиром Васильевичем Богородицким).

Весть о явлении новой иконы в день отречения Государя от Престола быстро стала распространяться по всей России и расценивалась верующими как знак того, что Царица неба и земли взяла в Свои руки управление Россией. Большое количество богомольцев стекалось в село Коломенское, и перед иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов.

А. Алексеевич. Николай II накануне отречения. 2005 год.

В одной из книг, посвященных иконе, говорилось: “Зная исключительную силу веры и молитвы Царя-мученика Николая и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), мы можем предположить, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей “Дом Богородицы” в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа”.

После революции в годы жестокого гонения на Церковь новоявленная икона не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая верующих. Известен случай, когда ходатайством Божией Матери в день празднования Ее “Державной” иконы в 1925 г. был освобожден из тюрьмы настоятель храма свт. Николая в Плотниках прот. Владимир Воробьев, который особо чтил “Державную” и до своего ареста по воскресеньям часто ходил со своим хором и прихожанами в Коломенское служить ей акафист.

Чувство, с каким было воспринято здоровой частью русского общества обретение «Державной» иконы, прекрасно выразил в 1934 году в своем стихотворении Сергей Бехтеев:

Перед Твоей Державною Иконой
Стою я, трепетом молитвенным объят,
И Лик Твой царственный, увенчанный короной,
Влечет к Себе мой умиленный взгляд.
В годину смут и трусости безславной,
Измены, лжи, неверия и зла,
Ты нам явила Образ Твой Державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:
“Сама взяла Я скипетр и державу,
Сама Я их вручу опять Царю,
Дам царству русскому величие и славу,
Всех окормлю, утешу, примирю”.
Покайся ж, Русь, злосчастная блудница…
Омой в слезах свой оскверненный стыд,
Твоя Заступница, Небесная Царица,
Тебя и грешную жалеет и хранит

Список иконы Божией Матери «Державная» в подклете храма Вознесения

В советское время подлинник иконы на долгое время был сокрыт от лица верующих. Как впоследствии стало известно, икона хранилась в Государственном историческом музее.

Второе обретение иконы Божией Матери именуемой «Державная»

Документально установлено, что после запрещения богослужений в храме Вознесения в селе Коломенском икона вместе со всеми другими иконами храма была помещена в хранилище филиала Государственного Исторического музея «Село Коломенское» (в обезглавленную в те годы церковь во имя вмч. Георгия Победоносца). После 1929 года икону передали в основное хранилище музея, в здание на Красной площади. Ее перемещение отражено в Книге поступлений в Государственный Исторический музей (регистрационный № 67494). Затем икону поместили в хранилище экспонатов Отдела изобразительного искусства и соответственно вписали в инвентарную книгу Отдела (регистрационный № 1399).

15 апреля 1988 года икону временно передали на выставку в Издательский Отдел Московского Патриархата, где святыня пребывала в течение двух лет в алтаре домового храма во имя Преподобного Иосифа Волоцкого.

Икона Божией Матери “Державная” в Казанском храме в Коломенском

В соответствии с известным постановлением правительства о возвращении церковного имущества его законным владельцам, по ходатайству Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, икону было решено перенести в Коломенское. Согласно Акту Государственного Исторического музея от 23 июля 1990 года и Приказу Министерства культуры Российской Федерации, образ был передан в церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.

27 июля 1990 года, в канун памяти святого равноапостольного князя Владимира, духовенство и прихожане храма в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенском торжественно встретили Державную икону Божией Матери. Икона была установлена у правого клироса храма. Перед ней происходит чтение Акафиста, составленного по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона. Сейчас эта икона является главной святыней Казанского храма в Коломенском.

Явленная икона изграфлена на выщербленной доске поблекшими от времени красками. Создается впечатление, что в свое время масло было наложено на “голую” древесину, без грунта.

Одной из главных святынь современной России является икона Божией Матери «Державная», обретенная 2 (15) марта 1917 г — в самый день отречения от престола страстотерпца царя Николая II.

Cогласно церковному преданию, этот чудотворный образ имеет особое промышление о конечных судьбах мира. Сама Богоматерь хранит мир до времени пришествия антихриста, Сама становится духовной Самодержицей нашей страны и охранительницей Престола для будущего Помазанника Божия. Образ является также залогом прощения русского народа, который через неисчислимые страдания, кровь и слезы должен прийти к покаянию.

В одной из книг, посвященных иконе, говорилось: «Зная исключительную силу веры и молитвы Царя-мученика Николая и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), мы можем предположить, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей «Дом Богородицы» в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа».

Явление иконы в 1917 году не было неким обновлением, а просто обнаружением старой иконы в подвале церкви Вознесения в селе Коломенском. К настоятелю храма отцу Николаю Лихачеву пришла жившая неподалеку от села Коломенского крестьянка Евдокия Адрианова. Ей в сновидении таинственный голос сказал: «Есть в селе Коломенском большая чёрная икона. Её нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Через некоторое время крестьянка вновь во сне увидела белую церковь и величественно восседавшую в ней Женщину. Сновидения были настолько ясны и впечатляющи, что Евдокия решила идти в село Коломенское и сразу узнала виденную во сне Вознесенскую церковь.

Настоятель, выслушав её рассказ, показал все старинные иконы Богородицы в иконостасе, но ни в одной из них не нашла крестьянка сходства с увиденной во сне Женщиной. После долгих поисков в подвале, среди старых досок нашли большую старую чёрную икону Божией Матери. Когда её отмыли от многолетней пыли, то всем присутствующим представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне.

Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося о. Николая отслужить молебен, так как в этом образе она увидела полное исполнение своих сновидений.

Название иконы соответствует ее иконографии. Богородица представлена как Царица Небесная и Царица Земная: облаченная в красное одеяние, напоминающее царскую мантию «цвета крови», и в зеленый хитон, Она восседает на престоле с полукруглой спинкой, в простертой правой руке — скипетр, левая возложена на державу, на голове — царская корона, окруженная золотым нимбом. На коленях Богородицы — отрок Иисус Христос в светлом одеянии, с благословляющей десницей, левой рукой указывает на державу; вверху в облаках — благословляющий Господь Саваоф.

Вскоре после появления иконы в селе Коломенском Воскресенский женский монастырь в Москве по записям в своих книгах установил, что икона эта прежде принадлежала ему и в 1812 г. перед нашествием Наполеона в числе других икон при эвакуации монастыря из Кремля была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского, а потом не была возвращена. И о ней в монастыре забыли на 105 лет, пока не явила себя в положенное Господом Богом время.

Многие стали считать, что символ этой иконы Божией Матери в том, что отныне в России не будет законной земной власти, что Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской в момент величайшего падения православного народа. Списки (копии) иконы разошлись по всей стране, появились служба иконе Божией Матери и дивный акафист, составленный с участием патриарха Тихона.

В день обретения иконы в Коломенском открылся целебный источник. Он вышел из земли на склоне, ведущем к Москве-реке, точно напротив обращенного к реке царского трона Рюриковичей, находящегося на гульбище храма Вознесения Господня.

Но вкоре жесточайшие гонения обрушились на почитателей «Державной» иконсы Божией Матери, молившихся перед ней по всей России. Списки иконы Божией Матери были изъяты из всех церквей, были арестованы тысячи верующих, осмеливающихся хранить у себя изображение «Державной» иконы Божией Матери, а составители службы и канона расстреляны. Подлинник иконы Богородицы Державная был изъят и более полувека хранился в запасниках Исторического музея.

Возвращение чудотворной иконы знаменательно совпало с освобождением России от богоборческого ига. В конце 1980-х годов стараниями митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима икона была негласно передана в Издательский отдел Московского Патриархата, где и пребывала в течение нескольких лет в алтаре домового храма преподобного Иосифа Волоцкого. 27 июля 1990 года, спустя несколько дней после первого поминовения Государя с Семьей за Литургией (17 июля 1990 г.), по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II духовенство и православные москвичи торжественно перенесли икону в Коломенское, в действующую Казанскую церковь, где образ был поставлен у правого клироса храма. С этого времени была установлена традиция чтения по воскресным дням перед чудотворной иконой Божией Матери «Державная» известного «Акафиста акафистов».

В обретении Державной иконы Божией Матери в коломенском храме Вознесения видется глубокий символический смысл.

Символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель монархии послана народу в наказание, но сама Богородица хранит символы царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России и русского государства.

После объединения Русской церкви и Русской Зарубежной Церкви, в августе 2007 года икону провезли по русским приходам Европы, Америки и Австралии.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Державная» молятся о правде, сердечной радости, нелицемерной любви друг к другу, о мире в стране, о спасении и сохранении России, о покровительстве трона и государства, об избавлении от иноплеменных и о даровании исцелений телесных и душевных.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Державная»
О Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго! Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным, сию святую чудотворную икону Твою во дни сии. Благодарим Тя, яко призрела еси с высоты святыя Своея на чад православных, и, яко солнце светлое, увеселяеши ныне изнемогший от печали очеса наша пресладостным зрением державнаго образа Твоего! О Преблагословенная Матерь Божия, Державная Помощнице, Крепкая Заступнице, благодарите Тя, со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, мы припадаем, со умилением, с сокрушением сердечным, со слезами молим Тя: вкорени в сердцах всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе, водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную! Державою Твоею всесильною поддержи нас, слабых, малодушных, немощных, унылых, подкрепи, возстави! Яко да под державою Твоею всегда храними, поем, величаем и славим Тя, Державную Заступницу рода христианскаго во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4
Града Сионска взыскующе, под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем, и никтоже возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы

Кондак, глас 8
Взбранной Воеводе победительныя песни приносим, яко даровася нам Держава Твоя, и ничесоже устрашимся, не от мира бо спасение наше, но превознесенныя Владычицы милосердием ограждаемся и тому днесь радуемся, яко прииде Заступница на стражу земли Своея.

Величание Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Державная»
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Державный образ святыни Твоея, имже подаеши велию милость всем, с верою к нему притекающим.

Икона Образ Божьей Матери "Державная"

Пресвятой Богородице молятся о правде, сердечной радости, нелицемерной любви друг к другу, о мире в стране и сохранении России.

Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Державная”

О, Державная Владычице Пресвятая Богородице, на объятиях Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго!
Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным и недостойным, сию святую и чудотворную икону Твою во дни сия лукавыя и лютыя, яко вихрь, яко буря ветренная, нашедшая на страну нашу, в дни уничижения нашего и укорения, во дни разорения и поругания святынь наших от людей безумных, иже не точию в сердце, но и устнами дерзостно глаголют: несть Бог, и в делех сие безбожие показуют.
Благодарим Тя, Заступнице, яко призрела еси с высоты святыя Своея на скорби наша и горе нас, православных, и яко солнце светлое, увеселяеши изнемогшия от печали очеса наша пресладостным зрением Державнаго образа Твоего. О, Преблагословенная Мати Божия, Державная Помощнице, крепкая Заступнице! Благодаряще Тя со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, припадаем Ти со умилением, с сокрушением сердечным и со слезами, и молим Тя и стеняще вопием Ти: спаси нас, спаси! Помози нам, помози! Потщися: погибаем! Се живот наш аду приближися: се обышедше обыдоша нас греси мнози, беды мнози, врази мнози. О, Небесная Царице! Скипетром власти Твоея Божественныя разсей, яко прах, яко дым, нечестивыя козни врагов наших видимых и невидимых, сокруши велеречивыя помышления их и запрети им, и яко Мати всех, на путь правый и богоугодный настави их. Вкорени в сердца всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе, водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную. Державою Твоею всесильною удержи, Пречистая, потоки беззакония, хотящия потопити Землю Русскую в страшней пучине своей. Поддержи нас слабых, малодушных, немощных и унылых, укрепи, возстави и спаси, яко да под Державою Твоею всегда храними, поем и величаем Пречестное и Великолепое имя Твое, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая к Пресвятой Богородице

Мира Заступнице, Мати всепетая! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Умоли, милосердная Мати Света, Сына Твоего и Бога нашего, сладчайшаго Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии, и избавит нас от междоусобныя брани, да укрепит святую церковь нашу православную, и незыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей. Не имамы иныя помощи, разве Тебе, Пречистая Дево; Ты еси всесильная христиан Заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчая, избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших; да вси, благодарно воспевающе величие Твое, сподобимся Небеснаго Царствия, и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое имя в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва иная к Пресвятой Богородице

Ангелов лицы, благоговея, Тебе служат, и вся Небесные силы немолчными гласы Тя ублажают, Богородице Дево. Усердно молим Тя, Владычице, да пребудет Божественная благодать над Твоей Честной иконой "Державная", и светозарный луч славы чудес Твоих да исходит на верных, молящихся Тебе и вопиющих: Аллилуия. (Из молитвослова Митрополита Мануила (Лемешевского))

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Державная”.

ТРОПАРЬ, ГЛАС 8:
Ангелов лицы благоговейно Тебе служат и вся Небесныя силы немолчными гласы Тя ублажают, Богородице Дево; усердно молим Тя, Владычице, да пребудет Божественная благодать на честней иконе Твоей Державной, и светозарный луч славы чудес Твоих да нисходит от нее на всех, с верою Тебе молящихся и вопиющих к Богу: Аллилуиа.

ИН ТРОПАРЬ, ГЛАС 4:
Града Сионска взыскующе, под Твой покров, Дево Чистая, днесь притекаем, и никтоже возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы.

КОНДАК, ГЛАС 8:
Взбранной Воеводе Победительныя песни приносим, яко даровася нам держава Твоя, и ничесоже устрашимся, не от мира бо спасение наше, но превознесенныя Владычице милосердием ограждаемся и тому днесь радуемся, яко прииде Заступнице на стражу земли Своея.

ИН КОНДАК, ГЛАС 8:
Избранной от всех родов Заступнице рода христианскаго, покровом Своея благости покрывающей страну нашу православную, благодарственныя пения приносим Ти, Владычице, о явлении нам чудныя иконы Твоея Державныя. Ты же, яко Всемилостивая Заступница всех, с верою к Тебе притекающих, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Матерь Божия Державная, Заступнице Усердная рода христианскаго.

ВЕЛИЧАНИЕ:
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники