а. с. кобликов. Юридическая этика

А. С. Кобликов

Юридическая этика

Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция"

Издательская группа НОРМА - ИНФРА М

Москва, 1999

Сведения об авторе:

Александр Семенович Кобликов - доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Заслуженный юрист РСФСР, автор более 200 печатных работ в области уголовно-процессуальной и этической науки, член Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федера­ции. Участвовал в разработке действующего УПК. Ведет препода­вательскую деятельность в Военном университете и других учеб­ных заведениях.

Кобликов А. С. Юридическая этика. Учебник для вузов. - К-55 М., Издательская группа НОРМА - ИНФРА М, 1999. - 168 с.

ISBN 5-89123-276-6 (НОРМА)

ISBN 5-86225-840-Х (ИНФРА М)

В книге содержатся сведения об основных понятиях и категориях юридической этики как вида профессиональной этики. Характеризуются нравственные основы законодательства о правоохранительной деятельно­сти и его применения, этические правила предварительного расследования и осуществления правосудия, а также содержание культуры процессу­альной деятельности и нравственные качества юриста.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических учебных заведений и практикующих юристов, а также граждан, интересующихся деятельностью правоохранительных органов.

Предисловие

Изучение нравственных аспектов и проблем профессии необходимо каждому юристу, особенно в современных услови­ях, когда ставится задача гуманизации общественной и госу­дарственной жизни, когда человек провозглашен Конституцией высшей ценностью и на первый план выдвигаются гарантии его прав и свобод. А юридическая профессия имеет своим "объек­том" именно человека. Деятельность юриста касается важней­ших благ, интересов людей, нередко связана с вторжением в их личную жизнь, а иногда и с ограничением прав, принятием ре­шений, влияющих на судьбу человека.

Между тем учебной литературы, предназначенной для ов­ладения знаниями в области юридической этики, явно недоста­точно. Учебника по юридической этике в стране нет. Публика­ции, посвященные ее проблемам, немногочисленны и в опреде­ленной степени не отражают современных представлений.

В настоящем учебнике делается попытка с учетом опыта преподавания курса юридической этики и в соответствии с учеб­ными программами помочь обучаемым овладеть знаниями о нравственной сущности юридической профессии, нравственных требованиях к ее представителям как в профессиональной дея­тельности, так и во внеслужебном поведении.

Глава I Мораль и этика: основные понятия

1. Мораль, ее функции и структура

Мораль (от латинского moralis - нравственный; mores - нравы) является одним из способов нормативного регулирова­ния поведения человека, особой формой общественного созна­ния и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства *.

* Среди многих источников по этому вопросу см., в частности: Дробницкий О. Г. Понятие морали. М., 1974; Социальная сущность, структура и функции морали М., 1977; Марксистская этика: Учебное пособие для вузов/Под общ. ред. А. И. Титаренко. М., 1980; Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. М., 1985; Гусейнов А. А. Введение в этику. М., 1985.

Мораль - это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о до­бре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недос­тойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует по­ведение и сознание людей во всех сферах жизни (производст­венная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охваты­вают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотно­шений, создаваемые в длительном процессе исторического раз­вития общества.

Всякий поступок, поведение человека может иметь разно­образное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценива­ют по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроиз­водятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Ответственность в морали имеет духовный, идеальный ха­рактер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутрен­не принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответство­вать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т. д.

Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общест­венного и индивидуального сознания. Наряду с другими форма­ми регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превраще­нию ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную оп­ределенным социальным законам.

Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют регуля­тивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императив­ную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, про­гностическую и некоторые другие ее функции *. Первостепен­ный интерес для юристов представляют такие функции мора­ли, как регулятивная и воспитательная.

* См.: Архангельский Л. М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М.,1974. С.37-46.

Регулятивная функция считается ведущей функцией мо­рали. Мораль направляет и корректирует практическую дея­тельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуаль­ное поведение.

Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосоз­нания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

Мораль рассматривают и как особую форму общественно­го сознания, и как вид общественных отношений, и как дейст­вующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятель­ность человека - нравственную деятельность *.

* См.: Философская энциклопедия: В 5 т. Т. 3. М., 1964. С. 499; Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 387-388.

Нравственное сознание является одним из элементов мо­рали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сто­рону. Нравственное сознание предписывает людям определен­ные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действи­тельности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порица­нии, симпатии и неприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание - форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В последнем важ­ное место занимает самооценка человека, связанная с нравст­венными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).

Мораль нельзя сводить только к моральному (нравствен­ному) сознанию. ; "

Выступая против отождествления нравственности и нрав­ственного сознания, М. С. Строгович писал: "Нравственное соз­нание - это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достой­ном и недостойном поведении, а нравственность - это дейст­вующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступ­ки, поведение людей, их взаимоотношения" *.

* Проблемы судебной этики/Под ред. М. С. Строговича. М., 1974. С. 7.

Моральные отношения возникают между людьми в про­цессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отно­шению к кому и какие нравственные обязанности несет чело­век (к обществу в целом; к людям, объединенным одной про­фессией; к коллективу; к членам семьи и т. д.), но во всех слу­чаях человек в конечном счете оказывается в системе мораль­ных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъ­ект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъ­ектом по отношению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.

Нравственная деятельность представляет собой объектив­ную сторону морали *. О нравственной деятельности можно го­ворить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и не­достойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельно­сти - поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Мораль­ные последствия поступка - это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

* См.: Философская энциклопедия. Т. 4. С. 100; Анисимов С. Ф. Указ. соч.

Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека - единственный объ­ективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

Нравственная деятельность характеризует только дейст­вия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решаю­щим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание со­вершить добро, реализовать чувство долга, достичь определен­ного идеала и т. д.

В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы - это социальные нормы, регулирую­щие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на осно­ве принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть при­сущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отли­чаются от других норм, действующих в обществе и выполняю­щих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и под­держиваемой всеми дисциплины, общественным мнением, убе­ждением членов общества о должном поведении при опреде­ленных условиях.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного обще­принятого порядка, а находят идейное обоснование в представ­лениях человека о должном или недолжном поведении как во­обще, так и в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., дей­ствующие в обществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторите­том и силой общественного мнения, сознанием субъекта о дос­тойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санк­ции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведе­ния человека, в направленном духовном воздействии. Они озна­чают нравственный запрет совершать подобные поступки в бу­дущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Напри­мер, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы - Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

Моральные принципы - одна из форм выражения нравст­венных требований, в наиболее общем виде раскрывающая со­держание нравственности, существующей в том или ином об­ществе. Они выражают основополагающие требования, касаю­щиеся нравственной сущности человека, характера взаимоот­ношений между людьми, определяют общее направление дея­тельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравст­венности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно по­ступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направ­ление деятельности.

К числу моральных принципов относятся такие общие на­чала нравственности, как гуманизм - признание человека выс­шей ценностью; альтруизм - бескорыстное служение ближнему; милосердие - сострадательная и деятельная любовь, выражаю­щаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающему­ся; коллективизм - сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма - противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма - предпоч­тения собственных интересов интересам всех других.

Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные прин­ципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных тре­бований. Таковы, например, сознательность и противополож­ные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нрав­ственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы - понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высо­кие моральные качества.

Нравственный идеал по-разному понимался в разное вре­мя, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог прак­тической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724-1804) характеризовал нравственный идеал как руково­дство для наших поступков, "божественного человека внутри нас", с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные рели­гиозные учения, политические течения, философы.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает ко­нечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспи­тания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требо­ваниях высшей справедливости, гуманизма.

В книге содержатся сведения об основных понятиях и категориях юридической этики как вида профессиональной этики. Характеризуются нравственные основы законодательства о правоохранительной деятельности и его применения, этические. правила предварительного расследования и осуществления правосудия, а также содержание культуры процессуальной деятельности и нравственные качества юриста.
Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических учебных заведений и практикующих юристов, а также граждан, интересующихся деятельностью правоохранительных органов.

Александр Семенович Кобликов (1924-2001) - выдающийся российский научный деятель, заслуживший широчайшее признание своими уникальными трудами по юриспруденции. Как известно, об ученом судят не только по количеству работ (а их у автора множество), но и по тому следу, который его произведения оставили в науке, сознании и сердцах читателей. Книги Александра Семеновича - яркий пример действительно нового мышления, которое зачастую опережало свое время. Ведь многие правовые нормы сами по себе могут выглядеть весьма привлекательно. Однако, не будучи подтвержденными соответствующими морально-нравственными качествами правоприменителя, они становятся оторванными от жизни, не гарантируют нерушимость конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Содержание
От издательства (предисловие ко второму изданию) VII
Предисловие к первому изданию X
Глава I. Мораль и этика: основные понятия 1
§ 1. Мораль, ее функции и структура 1
§ 2. Мораль и право 7
§ 3. Этика - учение о морали 9
Глава II. Категории этики 11
§ 1. Добро и зло 11
§ 2. Справедливость 14
§ 3. Долг 16
§ 4. Совесть 16
§ 5. Ответственность 17
§ 6. Достоинство и честь 18
§ 7. Гуманизм как этический принцип 20
Глава III. Юридическая этика - вид профессиональной этики 22
§ 1. Понятие и виды профессиональной этики 22
§ 2. Особенности профессии юриста и ее нравственное значение 24
§ 3. Судебная этика, ее содержание и значение 28
Глава IV. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности 32
§ 1. Нравственное содержание конституционных норм о правосудии и правоохранительной деятельности 32
§ 2. Нравственные принципы и нормы в материальном праве 38
§ 3. Нравственное содержание уголовно-процессуального законодательства 43
§ 4. Правовые и нравственные отношения в уголовном процессе 53
§ 5. Соотношение цели и средства в уголовном процессе 59
Глава V. Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания 64
§ 1. Установление истины по уголовному делу как нравственная цель доказывания 64
§ 2. Презумпция невиновности и обязанность доказывания в нравственном аспекте 66
§ 3. Нравственное значение оценки доказательств по внутреннему убеждению 69
§ 4. Этические основы использования отдельных видов доказательств 72
Глава VI. Этика предварительного следствия 79
§ 1. Общие нравственные требования к деятельности следователя 79
§ 2. Этика производства следственных действий 89
Глава VII. Нравственные начала осуществления правосудия 104
§ 1. Нравственные требования к деятельности судебной власти 104
§ 2. Роль судьи, председательствующего по делу, в обеспечении нравственного характера разбирательства дела 107
§ 3. Нравственное содержание приговора и других решений суда 120
Глава VIII. Этика судебных прений 126
§ 1. Нравственное значение судебных прений 126
§ 2. Этика обвинительной речи прокурора 128
§ 3. Этика речи защитника.133
Глава IX. Культура процессуальной деятельности 139
§ 1. Понятие и содержание культуры процессуальной деятельности 139
§ 2. Культура производства по уголовному делу 142
§ 3. Культура процессуальных документов 145
§ 4. Судебный этикет 149
Глава X. Нравственные качества юриста 153
§ 1. Нравственно-психологические качества судьи, следователя, прокурора 153
§ 2. Кодекс чести судьи Российской Федерации и правила поведения юристов в профессиональной и внеслужебной деятельности 158

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Юридическая этика, Кобликов А.С., 2004 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Юридическая этика. Кобликов А.С.

2-е изд., изм. - М.: 2004. - 176 с.

В книге содержатся сведения об основных понятиях и категориях юридической этики как вида профессиональной этики. Характеризуются нравственные основы законодательства о правоохранительной деятельности и его применения, этические. правила предварительного расследования и осуществления правосудия, а также содержание культуры процессуальной деятельности и нравственные качества юриста.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических учебных заведений и практикующих юристов, а также граждан, интересующихся деятельностью правоохранительных органов.

Формат: djvu / zip

Размер: 1,9 Кб

/ Download файл

Содержание
От издательства (предисловие ко второму изданию) VII
Предисловие к первому изданию X
Глава I. Мораль и этика: основные понятия 1
§ 1. Мораль, ее функции и структура 1
§ 2. Мораль и право 7
§ 3. Этика - учение о морали 9
Глава II . Категории этики. И
§ 1. Добро и зло 11
§ 2. Справедливость 14
§ 3. Долг! 16
§ 4. Совесть 16
§ 5. Ответственность 17
§ 6. Достоинство и честь 18
§ 7. Гуманизм как этический принцип. 20
Глава III. Юридическая этика - вид профессиональной этики. 22
§ 1. Понятие и виды профессиональной этики 22
§ 2. Особенности профессии юриста и ее нравственное значение 24
§ 3. Судебная этика, ее содержание и значение 28
Глава IV. Нравственные основы законодательства о правосудии и правоохранительной деятельности 32
§ 1. Нравственное содержание конституционных норм о правосудии и правоохранительной деятельности 32
§ 2. Нравственные принципы и нормы в материальном праве. . . 38
§ 3. Нравственное содержание уголовно-процессуального законодательства 43
§ 4. Правовые и нравственные отношения в уголовном процессе 53
§ 5. Соотношение цели и средства в уголовном процессе. 59
Глава V. Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания 64
§ 1. Установление истины по уголовному делу как нравственная цель доказывания 64
§ 2. Презумпция невиновности и обязанность доказывания в нравственном аспекте 66
§ 3. Нравственное значение оценки доказательств по внутреннему убеждению 69
§ 4. Этические основы использования отдельных видов доказательств 72
Глава VI. Этика предварительного следствия 79
§ 1. Общие нравственные требования к деятельности следователя 79
§ 2. Этика производства следственных действий 89
Глава VII. Нравственные начала осуществления правосудия 104
§ 1. Нравственные требования к деятельности судебной власти. 104
§ 2. Роль судьи, председательствующего по делу, в обеспечении нравственного характера разбирательства дела 107
§ 3. Нравственное содержание приговора и других решений суда 120
Глава VIII. Этика судебных прений. 126
§ 1. Нравственное значение судебных прений 126
§ 2. Этика обвинительной речи прокурора 128
§ 3. Этика речи защитника.133
Глава IX. Культура процессуальной деятельности 139
§ 1. Понятие и содержание культуры процессуальной деятельности 139
§ 2. Культура производства по уголовному делу 142
§ 3. Культура процессуальных документов 145
§ 4. Судебный этикет 149
Глава X. Нравственные качества юриста 153
§ 1. Нравственно-психологические качества судьи, следователя, прокурора 153
§ 2. Кодекс чести судьи Российской Федерации и правила поведения юристов в профессиональной и внеслужебной деятельности 158

А. С. Кобликов

Юридическая этика

Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция"

Издательская группа НОРМА - ИНФРА М

Москва, 1999

Сведения об авторе:

Александр Семенович Кобликов - доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Заслуженный юрист РСФСР, автор более 200 печатных работ в области уголовно-процессуальной и этической науки, член Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федера­ции. Участвовал в разработке действующего УПК. Ведет препода­вательскую деятельность в Военном университете и других учеб­ных заведениях.

Кобликов А. С. Юридическая этика. Учебник для вузов. - К-55 М., Издательская группа НОРМА - ИНФРА М, 1999. - 168 с.

ISBN 5-89123-276-6 (НОРМА)

ISBN 5-86225-840-Х (ИНФРА М)

В книге содержатся сведения об основных понятиях и категориях юридической этики как вида профессиональной этики. Характеризуются нравственные основы законодательства о правоохранительной деятельно­сти и его применения, этические правила предварительного расследования и осуществления правосудия, а также содержание культуры процессу­альной деятельности и нравственные качества юриста.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических учебных заведений и практикующих юристов, а также граждан, интересующихся деятельностью правоохранительных органов.

Предисловие

Изучение нравственных аспектов и проблем профессии необходимо каждому юристу, особенно в современных услови­ях, когда ставится задача гуманизации общественной и госу­дарственной жизни, когда человек провозглашен Конституцией высшей ценностью и на первый план выдвигаются гарантии его прав и свобод. А юридическая профессия имеет своим "объек­том" именно человека. Деятельность юриста касается важней­ших благ, интересов людей, нередко связана с вторжением в их личную жизнь, а иногда и с ограничением прав, принятием ре­шений, влияющих на судьбу человека.

Между тем учебной литературы, предназначенной для ов­ладения знаниями в области юридической этики, явно недоста­точно. Учебника по юридической этике в стране нет. Публика­ции, посвященные ее проблемам, немногочисленны и в опреде­ленной степени не отражают современных представлений.

В настоящем учебнике делается попытка с учетом опыта преподавания курса юридической этики и в соответствии с учеб­ными программами помочь обучаемым овладеть знаниями о нравственной сущности юридической профессии, нравственных требованиях к ее представителям как в профессиональной дея­тельности, так и во внеслужебном поведении.

Глава I Мораль и этика: основные понятия

1. Мораль, ее функции и структура

Мораль (от латинского moralis - нравственный; mores - нравы) является одним из способов нормативного регулирова­ния поведения человека, особой формой общественного созна­ния и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства *.

*Среди многих источников по этому вопросу см., в частности:Дробницкий О. Г. Понятие морали. М., 1974; Социальная сущность, структура и функции морали М., 1977; Марксистская этика: Учебное пособие для вузов/Под общ. ред. А.И. Титаренко. М., 1980;Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. М., 1985; Гусейнов А. А. Введение в этику. М., 1985.

Мораль - это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о до­бре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недос­тойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует по­ведение и сознание людей во всех сферах жизни (производст­венная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охваты­вают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотно­шений, создаваемые в длительном процессе исторического раз­вития общества.

Всякий поступок, поведение человека может иметь разно­образное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценива­ют по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроиз­водятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Ответственность в морали имеет духовный, идеальный ха­рактер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутрен­не принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответство­вать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т. д.

Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общест­венного и индивидуального сознания. Наряду с другими форма­ми регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превраще­нию ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную оп­ределенным социальным законам.

Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют регуля­тивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императив­ную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, про­гностическую и некоторые другие ее функции *. Первостепен­ный интерес для юристов представляют такие функции мора­ли, как регулятивная и воспитательная.

*См.:Архангельский Л. М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М.,1974. С.37-46.

Регулятивная функция считается ведущей функцией мо­рали. Мораль направляет и корректирует практическую дея­тельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуаль­ное поведение.

Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосоз­нания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

Мораль рассматривают и как особую форму общественно­го сознания, и как вид общественных отношений, и как дейст­вующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятель­ность человека - нравственную деятельность *.

*См.: Философская энциклопедия: В 5 т. Т. 3. М., 1964. С. 499; Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 387-388.

Нравственное сознание является одним из элементов мо­рали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сто­рону. Нравственное сознание предписывает людям определен­ные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действи­тельности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порица­нии, симпатии и неприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание - форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В последнем важ­ное место занимает самооценка человека, связанная с нравст­венными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).

Мораль нельзя сводить только к моральному (нравствен­ному) сознанию. ; "

Выступая против отождествления нравственности и нрав­ственного сознания, М. С. Строгович писал: "Нравственное соз­нание - это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достой­ном и недостойном поведении, а нравственность - это дейст­вующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступ­ки, поведение людей, их взаимоотношения" *.

* Проблемы судебной этики/Под ред. М. С.Строговича. М., 1974. С. 7.

Моральные отношения возникают между людьми в про­цессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отно­шению к кому и какие нравственные обязанности несет чело­век (к обществу в целом; к людям, объединенным одной про­фессией; к коллективу; к членам семьи и т. д.), но во всех слу­чаях человек в конечном счете оказывается в системе мораль­ных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъ­ект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъ­ектом по отношению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.

Нравственная деятельность представляет собой объектив­ную сторону морали *. О нравственной деятельности можно го­ворить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и не­достойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельно­сти - поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Мораль­ные последствия поступка - это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

*См.: Философская энциклопедия. Т. 4. С. 100;Анисимов С. Ф. Указ. соч.

Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека - единственный объ­ективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

Нравственная деятельность характеризует только дейст­вия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решаю­щим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание со­вершить добро, реализовать чувство долга, достичь определен­ного идеала и т. д.

В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы - это социальные нормы, регулирую­щие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на осно­ве принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть при­сущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отли­чаются от других норм, действующих в обществе и выполняю­щих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и под­держиваемой всеми дисциплины, общественным мнением, убе­ждением членов общества о должном поведении при опреде­ленных условиях.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного обще­принятого порядка, а находят идейное обоснование в представ­лениях человека о должном или недолжном поведении как во­обще, так и в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., дей­ствующие в обществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторите­том и силой общественного мнения, сознанием субъекта о дос­тойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санк­ции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведе­ния человека, в направленном духовном воздействии. Они озна­чают нравственный запрет совершать подобные поступки в бу­дущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Напри­мер, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы - Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

Моральные принципы - одна из форм выражения нравст­венных требований, в наиболее общем виде раскрывающая со­держание нравственности, существующей в том или ином об­ществе. Они выражают основополагающие требования, касаю­щиеся нравственной сущности человека, характера взаимоот­ношений между людьми, определяют общее направление дея­тельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравст­венности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно по­ступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направ­ление деятельности.

К числу моральных принципов относятся такие общие на­чала нравственности, как гуманизм - признание человека выс­шей ценностью; альтруизм - бескорыстное служение ближнему; милосердие - сострадательная и деятельная любовь, выражаю­щаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающему­ся; коллективизм - сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма - противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма - предпоч­тения собственных интересов интересам всех других.

Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные прин­ципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных тре­бований. Таковы, например, сознательность и противополож­ные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нрав­ственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы - понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высо­кие моральные качества.

Нравственный идеал по-разному понимался в разное вре­мя, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог прак­тической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724-1804) характеризовал нравственный идеал как руково­дство для наших поступков, "божественного человека внутри нас", с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные рели­гиозные учения, политические течения, философы.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает ко­нечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспи­тания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требо­ваниях высшей справедливости, гуманизма.

В.М. Лебедев. Памяти профессора А.С. Кобликова. . . . . . . . . . . . . . . . 3
А.И. Трусов. Я до сих пор благодарен ему. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
П.А. Лупинская. Слово о профессоре Александре Семеновиче Кобликове
(к учебнику для вузов "Юридическая этика") . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Н.В. Радутная. Память о выдающемся друге. . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
Юридическая этика
От издателя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Предисловие к первому изданию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Глава I. Мораль и этика: основные понятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
§ 1. Мораль, ее функции и структура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
§ 2. Мораль и право. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
§ 3. Этика - учение о морали. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
Глава II. Категории этики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
§ 1. Добро и зло. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
§ 2. Справедливость. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
§ 3. Долг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
§ 4. Совесть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
§ 5. Ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
§ 6. Достоинство и честь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
§ 7. Гуманизм как этический принцип. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
Глава III. Юридическая этика - вид профессиональной этики. . . . . . . . . . 46
§ 1. Понятие и виды профессиональной этики. . . . . . . . . . . . . . . . . .46
§ 2. Особенности профессии юриста и ее нравственное значение. . . . . . . . .48
§ 3. Судебная этика, ее содержание и значение. . . . . . . . . . . . . . . . 52
Глава IV. Нравственные основы законодательства о правосудии

§ 1. Нравственное содержание конституционных норм о правосудии
и правоохранительной деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
§ 2. Нравственные принципы и нормы в материальном праве. . . . . . . . . . . 62
§ 3. Нравственное содержание уголовно-процессуального законодательства. . . .67
§ 4. Правовые и нравственные отношения в уголовном процессе. . . . . . . . . 77
§ 5. Соотношение цели и средства в уголовном процессе. . . . . . . . . . . . 83
Глава V. Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания. . . . . . 88
§ 1. Установление истины по уголовному делу как нравственная цель
доказывания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
§ 2. Презумпция невиновности и обязанность доказывания в нравственном
аспекте. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
§ 3. Нравственное значение оценки доказательств по внутреннему убеждению. . .93
§ 4. Этические основы использования отдельных видов доказательств. . . . . . 96
Глава VI. Этика предварительного следствия. . . . . . . . . . . . . . . . . 103
§ 1. Общие нравственные требования к деятельности следователя. . . . . . . .103
§ 2. Этика производства следственных действий. . . . . . . . . . . . . . . .113
Глава VII. Нравственные начала осуществления правосудия. . . . . . . . . . .128
§ 1. Нравственные требования к деятельности судебной власти. . . . . . . . .128
§ 2. Роль судьи, председательствующего по делу, в обеспечении нравственного
характера разбирательства дела. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
§ 3. Нравственное содержание приговора и других решений суда. . . . . . . . 144
Глава VIII. Этика судебных прений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .150
§ 1. Нравственное значение судебных прений. . . . . . . . . . . . . . . . . 150
§ 2. Этика обвинительной речи прокурора. . . . . . . . . . . . . . . . . . .152
§ 3. Этика речи защитника. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .157
Глава IX. Культура процессуальной деятельности. . . . . . . . . . . . . . . 162
§ 1. Понятие и содержание культуры процессуальной деятельности. . . . . . . 162
§ 2. Культура производства по уголовному делу. . . . . . . . . . . . . . . .165
§ 3. Культура процессуальных документов. . . . . . . . . . . . . . . . . . .168
§ 4. Судебный этикет. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172
Глава Х. Нравственные качества юриста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .176
§ 1. Нравственно-психологические качества судьи, следователя, прокурора. . .176
§ 2. Кодекс судейской этики и правила поведения юристов в профессиональной
и внеслужебной деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .181
Военные суды России
От издателя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .191
Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .192
Раздел I. Действующее законодательство Российской Федерации о военных судах.195
Глава 1. Задачи военных судов Российской Федерации. Правовое регулирование
организации и деятельности военных судов Российской Федерации. . . . . . . .196
§ 1. Задачи военных судов Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . 196
§ 2. Судебная власть, осуществляемая военными судами Российской Федерации. .198
§ 3. Принципы организации и деятельности военных судов России. . . . . . . .204
§ 4. Система и полномочия военных судов Российской Федерации. . . . . . . . 210
§ 5. Подсудность дел военным судам России. . . . . . . . . . . . . . . . . .216
Глава II. Статус судей, народных и присяжных заседателей, работников аппарата
военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. . . .220
§ 1. Особенности статуса судей военных судов и Военной коллегии Верховного
Суда Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .220
§ 2. Статус народных и присяжных заседателей военных судов и Военной коллегии
Верховного Суда Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232
§ 3. Полномочия судей военных судов и судей Военной коллегии Верховного Суда
Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
§ 4. Права и обязанности работников аппаратов военных судов и аппарата
Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. . . . . . . . . . . .239
Раздел II. Развитие отечественного законодательства о военных судах. . . . .243
Глава I. Становление и развитие военных судов России со времен реформ Петра I
и до Октябрьской революции 1917 года. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
Глава II. Советское законодательство о военных трибуналах и судах. . . . . .256

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники