Презентация "Рациональное питание – залог здоровья". Презентация на тему "рациональное питание" Школа рационального питания презентация

Основы рационального питания Современные взгляды на вопросы питания детей Принципы организации лечебно-профилактического питания Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФГУН «ЕМНЦ Охраны здоровья рабочих промпредприятий» Уральский Федеральный центр оздоровительного питания


Ежегодно в стране впервые получают инвалидность около человек, что составляет 0,8% трудоспособного населения У % инвалидность обусловлена алиментарно-зависимыми заболеваниями. По данным Министерства здравоохранения США: 68% всех случаев смерти в 1988 г. явились следствием заболеваний, связанных с неправильным питанием Мюррей М.Е г.


Причины роста алиментарно обусловленных заболеваний Индустриализация сельского хозяйства Модернизация технологий пищевых продуктов Возросший полиморфизм генов, сваязанных с пищевым статусом человека - индивидуальная реакция организма на особенности пищевого рациона Нарушение кишечной микробной экологии








Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ МР от г.


Основные положения Концепции оптимального питания (МР –08 «Нормы физиологической потребности в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ) энергетическая ценность рациона человека должна соответствовать энерготратам организма; величины потребления основных пищевых веществ – белков, жиров и углеводов - должны находиться в пределах физиологически необходимых соотношений между ними. В рационе предусматриваются физиологически необходимые количества животных белков – источников незаменимых аминокислот, физиологические пропорции ненасыщенных и полиненасыщенных жирных кислот, оптимальное количество витаминов; содержание макроэлементов и эссенциальных микроэлементов должно соответствовать физиологическим потребностям человека; содержание минорных и биологически активных веществ в пище должно соответствовать их адекватным уровням потребления


Только пища является единственным усвояемым источником энергии, необходимой для: поддержания структурной целостности органов и тканей и предотвращения их распада обеспечения постоянного функционирования жизненно важных внутренних органов (головного мозга, сердца, почек и др.) выполнения различных форм физической и умственной работы, включая процесс обучения детей всех возрастов обеспечения роста и развития детей




Пища является поставщиком широкого круга экзогенных регуляторов метаболизма в качестве которых выступают прежде всего витамины, некоторые минеральные соли и микроэлементы, а также отдельные аминокислоты, жирные кислоты и сахара «нутриенты» биологически активные вещества эссенциальные пищевые вещества


Под незаменимыми (эссенциальными) пищевыми веществами понимают соединения, которые не синтезируются в организме (или синтезируются в недостаточном количестве), но являются необходимыми компонентами физиологических или метаболических систем, и отсутствие которых неизбежно ведёт к нарушению функционирования этих систем.


Регуляторные эффекты некоторых пищевых веществ у человека Пищевые вещества Объект регуляции Физиологические эффекты Тиамин (В1)Ферменты Пируватдегидрогеназа и транскетолаза Регуляция ключевых этапов важнейших процессов метаболизма углеводов гликолиза и пентозного цикла Рибофлавин (В2) Ниацин (РР) Флавиновые ферменты и дегидрогеназы Регуляция процессов клеточного окисления Витамины Е, А, С, микроэлемент селен, серосодержащие аминокислоты и др. Антиоксидантные системы крови и тканей Регуляция процессов перекисного окисления липидов и других биополимеров Витамины А, Е, ККлеточные и субклеточные мембраны Поддержание структурной целостности и регуляция функционирования биомембран Микроэлемент йодГормоны щитовидной железыРеализация гормональных эффектов тироксина и других гормонов щитовидной железы Полиненасыщенные жирные кислоты(ПНЖК) ω-6 и ω-3 семейств Эйкозаноиды (простагландины,тромбоксаны,проста циклины и др.) Синтез эйкозаноидов и реализация их многосторонних эффектов Ароматическая аминокислота триптофан СеротонинОбразование серотонина и реализацияего эффектов (например, как медиатора торможения в ЦНС) МоносахаридгалактозаКлеточные рецепторыПостроение рецепторов и их функциони-рование (например, удаление из кровя­ного русла трансферрина)


Как следствие сложившейся структуры питания, на первый план выходят следующие нарушения пищевого статуса: дефицит белка, достигающий 15-20% от рекомендуемых величин; дефицит полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК) на фоне избыточного потребления животных жиров; дефицит большинства витаминов, выявляемый у более половины населения: 60-70% витамина С, 30-40% витаминов группы В и фолиевой кислоты, 30-40% ß-каротина; недостаточность ряда минеральных веществ и микроэлементов, таких как кальций, железо, йод, цинк; дефицит пищевых волокон; недостаточная обеспеченность организма минорными биологически активными компонентами пищи. ведущим по степени негативного влияния на здоровье населения является дефицит микронутриентов витаминов, микроэлементов, отдельных ПНЖК и др., приводящий, прежде всего, к резкому снижению резистентности организма к неблагоприятным факторам окружающей среды из-за нарушения функционирования систем антиоксидантной зашиты и развития иммунодефицитных состояний


В то же время пища может служить носителем различных контаминантов как микробного, так и химического происхождения КонтаминантыНаиболее распростра­ненные продукты, загрязняемые данными контаминантами Патологические состояния, вызываемые контаминантами Бактериальные (возбудители дизентерии, брюшного тифа, ботулизма, бруцеллеза, сальмонеллы, стрептококки, стафилококки, условно-патогенные микроорганизмы: (Cl. Perfringens, B. cereus, Klebsielea pneumoniae и др.) Вирусные (возбудители гепатита А) Микотоксины (афлатоксины В1, М1, Т-2 токсин, дезоксиниваленол, зеараленон, патулин и др.) Биологические Скоропортящиеся продукты (молочные, кондитерские, мясные;салаты,винегреты, паштеты, яйца и др.) Все виды продуктов, посуда Молоко и молочные продукты, зерно и продукты его переработки, яблоки, груши, рыба Шигеллезы, брюшной тиф, ботулизм, бруцеллез, сальмонеллез, стафилококковые, стрептококковые и другие пищевые токсикоинфекции Гепатит А Микотоксикозы (в том числе афлатоксикоз, фузариоз и др. Токсичные элементы: тяжелые металлы (свинец, кадмий, цинк, медь и др.) ртуть мышьяк Пестициды Нитраты Химические Овощи и другие продукты Рыба, морепродукты, молоко Молоко и молочные продукты, водоросли, морепродукты Молоко и молочные продукты, зерно и зернопродукты, рыба, мясо, овощи и др. Овощи (свекла, морковь, бахчевые, кабачки и др.) Острые и хронические интоксикации свинцом,кадмием (болезнь Итаи-Итаи) и др. Хроническая интоксикация ртутью, болезнь Минамото Хроническая интоксикация мышьяком Острые и хронические интоксикации, гепатиты, иммунодефицитные состояния и др. Острые и хронические интоксикации, метагемоглобинемия (у детей первого года жизни)


Пища – протекторный фактор в отношении инфекций и неблагоприятных влияний внешней среды алиментарный фактор необходим для формирования и адекватного функционирования всех защитных систем организма (кожи, слизистых оболочек, в том числе пищеварительного тракта, иммунной системы, антиоксидантной системы, ферментных систем детоксикации чужеродных веществ и др.) пища является неспецифическим антидотом в отношении многих контаминантов и оказывает неспецифическое канцеро- и радиопротекторное действие






Рациональное питание детей и подростков является одним из важнейших условий, обеспечивающих их гармоничный рост, своевременное созревание морфологических структур и функций различных органов и тканей, оптимальные параметры психомоторного и интеллектуального развития, устойчивость организма к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов


Основные физиологические функции алиментарного фактора для детей и подростков: питание должно обеспечивать детей и подростков необходимой им энергией и всей суммой заменимых, условно-незаменимых и незаменимых пищевых веществ в соответствии с их возрастными физиологическими потребностями, состоянием здоровья, физического развития и другими индивидуальными особенностями, в том числе переносимостью тех или иных продуктов; алиментарный фактор является необходимым условием поддержания физического и психического здоровья детей и подростков.


ВЛИЯНИЕ ПИТАНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ бронхо-легочной (белок, ПНЖК, фосфолипиды, витамины А и Е) сердечно-сосудистой (ω-3 и ω-6, ПНЖК, АО, кальций, калий, магний) пищеварительной (белок, углеводы, в том числе растительные волокна, ПНЖК, витамины А, Е, С, В, и др., селен) мышечной (белок, углеводы, кальций) кроветворной (белок, железо, медь, витамины Е, С, В6, В12, фолиевая кислота) Адекватное созревание и функционирование различных органов и систем: Гармоничный рост (оптимальный уровень энергии и белка, ПНЖК, витамина А, цинка)




Система возрастной адаптации к меняющимся условиям жизни и обучения Дошкольники Незрелость иммунной системы, пищеварительных органов и жевательного аппарата. Младшие школьники Адаптация к обучению в школе, изменение образа жизни, связанного с обучением, новым кругом общения и социальным статусом накладывает отпечаток как на организацию питания школьников, так и на индивидуальные привычки и навыки; возрастание физиологических потребностей в энергии, основных пищевых веществах, макро- и микронутриентах в связи с ростом размеров тела Дети лет Пубертатный период Старшеклассники (14-18 лет) Переутомление, нагрузка на зрительный анализатор, вредные привычки, гиподинамия


Особенности развития организма детей в школьном возрасте: завершается формирование скелета и скелетной мускулатуры происходит резкая нервно- гормональная перестройка, лежащая в основе полового созревания подростков возникают качественные изменения в нервно-психической сфере, связанные с процессами обучения




Критические алиментарные факторы для школьников разного возраста Белок с высокой биологической ценностью, витамины В1,В6, омега-3 ПНЖК, про- и пребиотики лет Адекватный гликемический индекс, кальций, магний, железо, медь, фолиевая кислота, витамин В лет Белок с высокой биологической ценностью, витамины В1,В6,В2,РР, С, пищевые антиоксиданты, омега-3 ПНЖК, про- и пребиотики 7-10 лет


Типовые режимы питания школьников при обучении в первую и вторую смены Режим питания школьника зависит от учебной нагрузки, занятий спортом, трудовой деятельности и других моментов. Можно рекомендовать следующие типовые режимы питания школьников, обучающихся в первую и вторую смены Завтрак дома Обед дома (перед уходом в школу) Горячее питание в школе Ужин дома Вторая Завтрак дома Горячий завтрак в школе Обед дома или в школе Ужин дома Первая Вид и место питанияЧасы приема пищи Смена






Особенности подросткового периода: наибольшая как абсолютная, так и относительная (на единицу массы тела) потребность в энергии и всех пищевых веществах (в этот период прибавка в росте составляет 20 % от роста взрослого человека, а прибавка в массе тела – около 50 % массы тела взрослого) Процессы активного роста охватывают 5-7 летний период, а срок, продолжительностью около 2 лет с наивысшей скоростью роста называется период спрута роста




Медико-биологические требования к продуктам детского питания должны предусматривать Требования к показателям пищевой ценности Требования к показателям безопасности - санитарно-химические; - санитарномикробиоло- -гические; -радиологические - органолептические, включая консистенцию, скорость растворения смеси, вкус; - белки, жиры; - витамины, минеральные соли и микроэлементы; - кислотность ГММ и ГМО


Система гигиенической экспертизы продуктов школьного питания: детальный анализ ингредиентного состава и пищевой ценности продуктов; предпочтение продуктов, изготовленных из высококачественного сырья и являющихся хорошими источниками белка с высокой биологической ценностью, ПНЖК, эссенциальных микронутриентов; ограничение продуктов с невысокой пищевой ценностью (некоторые виды кондитерских изделий, обезжиренные молочные продукты, попкорн, жевательная резинка и др.); исключение продуктов, содержащих большое количество искусственных красителей, ароматизаторов и стабилизаторов; ограничение жиров с высоким содержанием транс-изомеров и продуктов на их основе; исключение продуктов, содержащих алкоголь.


Основные проблемы питания населения области Низкое потребление основных видов продуктов питания по сравнению с рекомендуемыми физиологическими потребностями, кроме хлеба и хлебобулочных изделий. Дефицит белка, в том числе животного происхождения. Высокое потребление животного жира. Дефицит сложных углеводов Недостаточное поступление минеральных веществ, микроэлементов, в частности кальция, фосфора, железа, йода, фтора, селена, Дефицит витаминов А, С, В, РР, Е Загрязнение продуктов питания токсичными элементами (свинец, кадмий, ртуть)


НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВОЙ ЦЕННОСТИ В ПОСТРОЕНИИ РАЦИОНОВ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НЕДОСТАТОЧНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПИТАНИИ: ОВОЩЕЙ, ФРУКТОВ, РЫБЫ, КИСЛОМОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ, РАСТИТЕЛЬНЫХ МАСЕЛ ИЗБЫТОЧНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ: СОЛИ, СПЕЦИЙ, САХАРОВ И ВЫСОКОЖИРОВЫХ ПРОДУКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ТРАНС-ИЗОМЕРЫ ЖИРНЫХ КИСЛОТ






Основные направления гигиены детского питания Безопасность продуктов детского питания Пищевая ценность продуктов детского питания Организация питания детей Обучение рациональным основам здорового питания детей 1 год жизни ранний возраст дошкольники школьники




Пути оптимизации школьного питания Соблюдение правильного режима питания Максимальное увеличение числа детей, получающих горячее питание в школах за счет средств бюджета, а также за счет средств, привлекаемых из других источников (родители, спонсоры и др.) Улучшение органолептических свойств пищи Повышение витаминной ценности рационов питания учащихся


ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ДЕТЕЙ МИКРОНУТРИЕНТАМИ ОПТИМИЗАЦИЯ РАЦИОНОВ И МЕНЮ С ВКЛЮЧЕНИЕМ В НИХ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ПРОДУКТОВ - НОСИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ МИКРОНУТРИЕНТОВ ВКЛЮЧЕНИЕ В РАЦИОНЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПРОДУКТОВ, ОБОГАЩЕННЫХ МИКРОНУТРИЕНТАМИ ОБОГАЩЕНИЕ МИКРОНУТРИЕНТАМИ ГОТОВЫХ БЛЮД С ПОМОЩЬЮ ГОТОВЫХ ПРЕМИКСОВ («ПРЕМИКСИЗАЦИЯ» БЛЮД - ПО АНАЛОГИИ С ВИТАМИНИЗАЦИЕЙ) ВКЛЮЧЕНИЕ В РАЦИОНЫ ВИТАМИННО- МИНЕРАЛЬНЫХ ПРЕПАРАТОВ (В ВИДЕ ДРАЖЕ, ПАСТИЛОК, НАПИТКОВ И Т.П.)




Последствия нарушения питания в раннем возрасте Снижение резистентности, иммунодефициты Нарушения физического и нервно- психического развития Болезни обмена веществ: ожирение сахарный диабет гипертония Сердечно- сосудистые заболевания Снижение ожидаемой продолжительности жизни Функциональные нарушения желудочно- кишечного тракта Частые ОРВИ Бронхиты Бронхиальная астма Болезни желудочно- кишечного тракта 2,5 года -2,5 года




Принципы организации лечебно-профилактического питания О внедрении в практику ЛПУ приказа МЗ РФ 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации"




Основные задачи современной диетологии: диагностика нарушений структуры питания, пищевого статуса и метаболизма; алиментарная коррекция нарушений питания, пищевого статуса и метаболизма; создание рационов для различных категорий больных; разработка и включение в пищевой рацион продуктов функционального, специализированного и диетического питания; реабилитация и восстановление индивидуального здоровья.


Последние годы характеризуются резко возросшим вниманием к вопросам организации диетического (лечебного и профилактического) питания Это связано с пониманием тех негативных последствий для здоровья, к которым приводят повсеместно выявляемые и широко распространенные среди населения нарушения структуры питания и пищевого статуса


Потребность в пищевых веществах и энергии как основа моделирования химического состава и энергетической ценности диеты в условиях стационара В основу официальных рекомендаций величин потребления основных пищевых веществ и энергии для различных категорий населения, действующих в настоящее время в Российской Федерации, положены физиологические нормы питания, которые не только служат критерием оценки фактического питания, но и используются при организации диетического (лечебного и профилактического) питания в различных учреждениях


Потребность в пищевых веществах и энергии как основа моделирования химического состава и энергетической ценности диеты в условиях стационара Для пациентов, получающих лечение в условиях стационара, исходной позицией при расчете величин потребности в энергии является уровень энерготрат, включающий: расход энергии на основной обмен (в среднем 1 ккал/кг х час) усвоение пищи (составляет примерно 5- 10% от общих энерготрат) физическую активность


Основные принципы организации питания в ЛПУ Диетическое (лечебное и профилактическое) питание строится на основе физиологических потребностей здорового человека в пищевых веществах и энергии, которые корригируются исходя из особенностей патогенеза, клинического течения, стадии болезни, выраженности метаболических нарушений, факторов риска развития алиментарно-зависимых заболеваний у каждого конкретного пациента


Основные принципы организации питания в ЛПУ До 2003 года диетическое (лечебное и профилактическое) питание в Л ПУ строилось по нозологическому принципу в виде диетических рационов, разработанных ГУ НИИ питания РАМН и утвержденных приказами Министерства здравоохранения СССР, применительно к каждому конкретному заболеванию, которые обозначались номерами от 1 до 15 Номерная система диет, основанная М.И. Певзнером, включала 15 основных рационов и многочисленные их модификации в зависимости от особенностей течения другого заболевания В общей сложности было разработано более 60 вариантов диетических столов. В практической диетотерапии при всем разнообразии нозологии, в основном, применялись пять вариантов диет 1,5,7, 9 и 15




Основные принципы организации питания в ЛПУ Для совершенствования организации лечебного питания и повышения эффективности его применения в комплексном лечении больных МЗ РФ издан приказ от 5 августа 2003 г. N 330 (с изменениями от 7 октября 2005 г., 10 января, 26 апреля 2006 г.) "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно- профилактических учреждениях Российской Федерации "


С целью разъяснения ряда положений приказа МЗ РФ от 5 августа 2003 г. 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» изданы: письмо МЗ СР РФ от г. N 2510/ «О применении приказа Мин­здрава России N 330 от г. «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно- профилактических учреждениях Российской Федерации»; письмо МЗ СР РФ от г. N 3237-ВС «О применении приказа Минздрава России N 330 от г. «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно- профилактических учреждениях Российской Федерации"; методическое письмо МЗ СР РФ от г. «Способ определения пищевого статуса больных и методы его коррекции специализированными продуктами лечебного питания в условиях стационарного и санаторно-курортного лечения»; методические рекомендации МЗ СР РФ от г. «Организация лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях».


Приказ определил роль и значение лечебного питания в комплексной терапии больных Регламентированы основные положения об использовании в лечебном питании специализированных смесей и диетических продуктов Установлены нормы натуральных продуктов питания Расширены возможности самостоятельного включения в состав диет специализированных смесей и диетических продуктов питания


Клиническое питание Искусственное питание Парентеральное питание Растворы для парентерального введения Энтеральное питание Смеси для энтерального питания Лечебное питание Натуральные продукты питания Специализированные диетические продукты и блюда Собственно диетические продукты Специализированные смеси с направленными изменениями химического состава




Лечебное питание С целью оптимизации лечебного питания, совершенствования организации и улучшения управления его качеством, в соответствии с приказом, в лечебно-профилактических учреждениях вводится новая номенклатура диет (система стандартных диет), отличающихся по содержанию основных пищевых веществ и энергетической ценности, технологии приготовления пищи и среднесуточному набору продуктов


В основу принципов построения стандартных диет заложены следующие показатели: среднесуточный набор продуктов; количественный и качественный состав основных пищевых веществ; энергетическая ценность лечебного рациона; содержание в составе диеты белка; технология приготовления диетических блюд


Система стандартных диет строится по принципу адаптации химического состава и энергетической ценности к индивидуальным клинико- патогенетическим особенностям болезни Ранее применявшиеся диеты номерной системы (диеты NN 1-15) объединяются или включаются в систему стандартных диет, которые назначаются при различных заболеваниях в зависимости от стадии, степени тяжести болезни или осложнений со стороны различных органов и систем


Система стандартных диет п п Варианты стандартных диет Обозначения стандартных диет в документации пищеблока Ранее применяемые диеты номерной системы 1. Основной вариант стандартной диеты ОВД 1,2,3,5,6,7,9, 10, 12, 13, 14, Вариант диеты с механическим и химическим щажением (щадящая диета) ЩД 16, 46, 4в, 5п (I вариант) 3. Вариант диеты с повышенным количеством белка (высокобелковая диета) ВБД 4э, 4аг, 5п (II вариант), 7в, 7г, 9б, 106, 11, R- I, R - II 4. Вариант диеты с пониженным количеством белка (низкобелковая диета) НБД 76, 7а 5. Вариант диеты с пониженной калорийностью (низкокалорийная диета) НКД 8, 8а, 8о, 9а, 10с







Содержание: Что такое рациональное питание? Что такое рациональное питание? Зачем нужно рациональное питание? Зачем нужно рациональное питание? Питательные вещества. Питательные вещества. Основные законы питания. Основные законы питания. Основные требования, предъявляемые к рациональному питанию. Основные требования, предъявляемые к рациональному питанию.


Рациональное питание - это и своевременное снабжение организма пищей, содержащей жизненно важные для него питательные вещества в оптимальных количествах, с учетом характера труда человека и его индивидуальных особенностей: возраста, пола, роста, веса. Рациональное питание - это и своевременное снабжение организма пищей, содержащей жизненно важные для него питательные вещества в оптимальных количествах, с учетом характера труда человека и его индивидуальных особенностей: возраста, пола, роста, веса.


С пищей человек получает необходимые элементы, которые обеспечивают организм энергией, и требуется для роста и поддержания жизнедеятельности тканей. Все питательные вещества подразделяются на шесть основных типов: углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные элементы и вода. Правильное питание позволяет организму максимально реализовать его генетический потенциал. В последнее время очень много внимания стало уделяться рациональному питанию как одному из важных компонентов здорового образа жизни. С пищей человек получает необходимые элементы, которые обеспечивают организм энергией, и требуется для роста и поддержания жизнедеятельности тканей. Все питательные вещества подразделяются на шесть основных типов: углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные элементы и вода. Правильное питание позволяет организму максимально реализовать его генетический потенциал.




Белки – обязательная составная часть всех клеток. В организме присутствует около 50 тыс. различных типов белков. Белки – обязательная составная часть всех клеток. В организме присутствует около 50 тыс. различных типов белков. В пищеварительном тракте белки расщепляются до аминокислот, которые всасываются в кровь и попадают в клети. В клетках из них строятся собственные белки, характерные для данного организма. В пищеварительном тракте белки расщепляются до аминокислот, которые всасываются в кровь и попадают в клети. В клетках из них строятся собственные белки, характерные для данного организма.


Жиры. Жиры – это главные из веществ, с помощью них организм запасает энергию. Жиров организм способен запасти гораздо больше, чем гликогена. Когда жира потребляется больше, чем нужно организму, он откладывается в жировых клетках. Если этот процесс идёт интенсивно, человек становится тучным. Жиры – это главные из веществ, с помощью них организм запасает энергию. Жиров организм способен запасти гораздо больше, чем гликогена. Когда жира потребляется больше, чем нужно организму, он откладывается в жировых клетках. Если этот процесс идёт интенсивно, человек становится тучным.


Углеводы. Углеводами называют органические соединения, состоящие из углерода, водорода и кислорода. Углеводы содержатся во всех пищевых продуктах, но особенно много их в крупах, фруктах и овощах. Углеводы по сложности их химической структуры подразделяются на две группы: простые и сложные. Углеводами называют органические соединения, состоящие из углерода, водорода и кислорода. Углеводы содержатся во всех пищевых продуктах, но особенно много их в крупах, фруктах и овощах. Углеводы по сложности их химической структуры подразделяются на две группы: простые и сложные.


Простые углеводы Сложные углеводы Хлебные и макаронные изделия из белой муки, выпечка Хлеб и макароны из муки грубого помола Обработанные крупы Коричневый рис, гречка, овсянка Фруктовые соки, сладкая газировка Свежие фрукты Конфеты, шоколад Цельнозерновой хлеб СахарОвощи Мёд Бобы, фасоль, горох, чечевица


Витамины. Витамины – это органические химические соединения, необходимые организму для нормального роста, развития и обмена веществ. Витамины – это органические химические соединения, необходимые организму для нормального роста, развития и обмена веществ. Большинство витаминов быстро разрушается в организме, и поэтому необходимо постоянное их поступление извне. Большинство витаминов быстро разрушается в организме, и поэтому необходимо постоянное их поступление извне.


Минеральные вещества. Минеральные вещества – неорганические соединения, на долю приходится около 5% массы тела. Они служат структурными компонентами зубов, мышц, клеток крови и костей. Минеральные вещества необходимые для мышечного сокращения, свёртывания крови, синтеза белков и проницаемости клеточной мембраны. Минеральные вещества – неорганические соединения, на долю приходится около 5% массы тела. Они служат структурными компонентами зубов, мышц, клеток крови и костей. Минеральные вещества необходимые для мышечного сокращения, свёртывания крови, синтеза белков и проницаемости клеточной мембраны. Минеральные вещества организм получает с пищей. Их подразделяют на два класса: макроэлементы и микроэлементы. Минеральные вещества организм получает с пищей. Их подразделяют на два класса: макроэлементы и микроэлементы.


Макроэлементы (кальций, фосфор, калий, сера, натрий, хлор и магний) требуются организму в относительно больших количествах. Макроэлементы (кальций, фосфор, калий, сера, натрий, хлор и магний) требуются организму в относительно больших количествах. Потребность в микроэлементах (железо, марганец, медь, йод, кальбат, цинк, и фтор) в несколько раз меньше. Потребность в микроэлементах (железо, марганец, медь, йод, кальбат, цинк, и фтор) в несколько раз меньше.


Вода. Вода - это один из наиболее важных компонентов организма, составляющий его массы. Вода является главным компонентом всех биологических жидкостей. Она служит растворителем питательных веществ и шлаков. Велика роль воды в регуляции температуры тела и поддержании кислотно-щелочного равновесия. Она участвует во всех протекающих в организме химических реакциях. Вода - это один из наиболее важных компонентов организма, составляющий его массы. Вода является главным компонентом всех биологических жидкостей. Она служит растворителем питательных веществ и шлаков. Велика роль воды в регуляции температуры тела и поддержании кислотно-щелочного равновесия. Она участвует во всех протекающих в организме химических реакциях.


Основные законы питания. 1. Потребности человека в энергии и пищевых веществах зависят от возраста, пола и характера выполняемой работы. 2. Расход организмом энергии пищевых веществ должен уравновешиваться поступлением их с пищей. 3. Органические и минеральные вещества пищи должны быть сбалансированы между собой применительно к потребностям организма, то есть представлены в определенных соотношениях. 4. Организм человека нуждается в поступлении ряда органических веществ в готовом виде (витамины, ряд аминокислот и полиненасыщенных жирных кислот), не имея возможности синтезировать их из других веществ пищи. 1. Потребности человека в энергии и пищевых веществах зависят от возраста, пола и характера выполняемой работы. 2. Расход организмом энергии пищевых веществ должен уравновешиваться поступлением их с пищей. 3. Органические и минеральные вещества пищи должны быть сбалансированы между собой применительно к потребностям организма, то есть представлены в определенных соотношениях. 4. Организм человека нуждается в поступлении ряда органических веществ в готовом виде (витамины, ряд аминокислот и полиненасыщенных жирных кислот), не имея возможности синтезировать их из других веществ пищи.


5. Сбалансированность пищи достигается за счет ее разнообразия, включения в рацион пищевых продуктов разных групп. 6. Состав пищи и, соответственно, набор пищевых продуктов должны отвечать индивидуальным особенностям организма. 7. Воздействие пищи может усилить или ослабить работу систем организма. Усиление под действием пищи одних функций может сопровождаться ослаблением других. Человек поставлен природой перед выбором целей питания: ему приходится решать, какую из функций он желает усилить, а чем можно поступиться. 8. Пища должна быть безопасной для человека, а применяемые кулинарные приемы ее обработки не должны ему вредить. 9. Работа организма подчинена биоритмам. Следуя им, человек должен соблюдать режим питания. 5. Сбалансированность пищи достигается за счет ее разнообразия, включения в рацион пищевых продуктов разных групп. 6. Состав пищи и, соответственно, набор пищевых продуктов должны отвечать индивидуальным особенностям организма. 7. Воздействие пищи может усилить или ослабить работу систем организма. Усиление под действием пищи одних функций может сопровождаться ослаблением других. Человек поставлен природой перед выбором целей питания: ему приходится решать, какую из функций он желает усилить, а чем можно поступиться. 8. Пища должна быть безопасной для человека, а применяемые кулинарные приемы ее обработки не должны ему вредить. 9. Работа организма подчинена биоритмам. Следуя им, человек должен соблюдать режим питания.


Основные требования. -достаточная энергетическая ценность пищи; -оптимальный качественный и в меньшей степени -количественный состав пищи; -достаточный объем пищи и жидкости; -деление суточного рациона на части; -прием совместимых пищевых продуктов; -употребление свежих продуктов, не подвергнутых различным обработкам; -максимальное исключение из употребления соли, сахара, алкоголя, кофе, какао, чая, шоколада; -систематическое очищение организма от шлаков.


Медики проделали огромную работу, опросив тысячи людей, которым удалось сбросить вес. Опрос показал что их объединяет одно и то же: Медики проделали огромную работу, опросив тысячи людей, которым удалось сбросить вес. Опрос показал что их объединяет одно и то же: каждый день они начинают с завтрака;каждый день они начинают с завтрака; придерживаются низкожировой диеты;придерживаются низкожировой диеты; еженедельно взвешиваются;еженедельно взвешиваются; уделяют физической активности около часа в день.уделяют физической активности около часа в день.

  • Выполнила
  • ученица 8а класса
  • МОУ «СОШ № 101»
  • Ленинского района г.Саратова
  • Кузнецова Наталья
  • Руководитель:
  • Александрова В. В.
Объектом исследования данной работы является организм человека.
  • Объектом исследования данной работы является организм человека.
  • Предметом исследования – обеспечение организма человека элементами и питательными веществами, необходимыми для его жизнедеятельности.
  • Цель представленной работы – выявление обеспеченности организма человека элементами, необходимыми для его жизнедеятельности.
Выяснить, какие химические элементы входят в состав организма человека, познакомиться с их ролью в жизненно важных процессах.
  • Выяснить, какие химические элементы входят в состав организма человека, познакомиться с их ролью в жизненно важных процессах.
  • Установить возможность поддержания определенного баланса химических элементов в организме человека за счет рационального питания.
Рациональное питание - есть физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера труда.
  • Рациональное питание - есть физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера труда.
  • Оно способствует сохранению здоровья, высокой умственной и физической работоспособности, сопротивляемости вредным воздействиям окружающей среды, активной жизни и долголетию.
С пищей должно поступать столько энергии, сколько организм расходует на все процессы жизнедеятельности.
  • С пищей должно поступать столько энергии, сколько организм расходует на все процессы жизнедеятельности.
  • Пища должна содержать пищевые вещества в достаточном количестве и определенном соотношении, которые удовлетворяли бы физиологическим потребностям организма.
  • Необходимо соблюдать режим питания.
В основу режима питания положены четыре
  • В основу режима питания положены четыре
  • основных принципа:
  • регулярность питания, т.е. приемы пищи в одно и то же время суток;
  • дробность питания в течение суток (одно- или двухразовое питание нецелесообразно и опасно для здоровья);
  • максимальное соблюдение рационального питания при каждом приеме пищи;
  • физиологическое распределение количества пищи по ее приемам в течение дня (за завтраком и обедом человек получает более двух третьих общего количества калорий суточного рациона, а за ужином - менее одной трети).
Белки - свыше 50% общей сухой массы клеток.
  • Белки - свыше 50% общей сухой массы клеток.
  • Белковая пища растительного происхождения: горох, фасоль, пшено, гречневая крупа и др.
  • Животные белки содержатся в мясе, рыбе, молочных продуктах, яйцах и т. д.
  • Дефицит белка приводит к истощению, дистрофии внутренних органов, снижению резистентности организма, мышечной слабости, нарушении функции нервной системы.
Углеводы являются главными поставщиками энергии организму человека.
  • Углеводы являются главными поставщиками энергии организму человека.
  • При недостаточности углеводов развивается похудание, снижение трудоспособности, интоксикация организма.
  • Избыток потребления углеводов может привести к ожирению, развитию бродильных процессов в кишечнике, сахарному диабету.
  • Содержание углеводов в суточном пищевом рационе не должно превышать 50-100 г (50 г для тех, кто занимается легким физическим трудом, 100 г для занятых тяжелым физическим трудом),
Источники жиров: продукты животного происхождения (молочные продукты, масло, сыр, мороженое, а также жирное мясо, сало, шкурка домашних птиц) и растительные жиры (подсолнечное, оливковое масло ит.д.)
  • Источники жиров: продукты животного происхождения (молочные продукты, масло, сыр, мороженое, а также жирное мясо, сало, шкурка домашних птиц) и растительные жиры (подсолнечное, оливковое масло ит.д.)
  • При недостатке жиров в организме снижается сопротивляемость инфекциям, холоду, задерживаются рост и развитие молодого организма.
  • Избыточное потребление жира увеличивает нагрузку на печень, поджелудочную железу и кишечник, способствует развитию атеросклероза и сахарного диабета.
  • белка
  • углеводов
  • 4,1 ккал
  • 9,3 ккал
  • 4,1 ккал
  • жиров
- это группа низкомолекулярных биологически активных органических соединений, разнообразной структуры и состава, которые необходимы для правильного развития и жизнедеятельности организмов, они относятся к незаменимым факторам питания.
  • - это группа низкомолекулярных биологически активных органических соединений, разнообразной структуры и состава, которые необходимы для правильного развития и жизнедеятельности организмов, они относятся к незаменимым факторам питания.
  • Витаминная недостаточность - это группа патологических состояний, обусловленных дефицитом в организме одного или нескольких витаминов.
  • Недостаток витаминов грозит:
  • ухудшением зрения (витамин А), переутомлением и депрессией (витамин В), снижением функции половых желез (витамин Е), ухудшением свертываемости крови (витамин К), восприимчивостью к инфекциям (витамин С) и, наконец, обычным рахитом (витамин D).
Кальций - самый распространенный макроэлемент в организме человека, большая его часть содержится в скелете и зубах в виде фосфатов и гидроксиаппатитов. Недостаток кальция связывается с учащением переломов, развитием остеопороза костей, а также гипертонии; при избытке происходит его отложение в различных органах и тканях, ведущее к нарушению сердечной деятельности.
  • Кальций - самый распространенный макроэлемент в организме человека, большая его часть содержится в скелете и зубах в виде фосфатов и гидроксиаппатитов. Недостаток кальция связывается с учащением переломов, развитием остеопороза костей, а также гипертонии; при избытке происходит его отложение в различных органах и тканях, ведущее к нарушению сердечной деятельности.
В организме основное количество фосфора содержится в костях (около 85%), много фосфора в мышцах и нервной ткани. Вместе с кальцием, фтором и хлором фосфор формирует зубную эмаль. При недостатке фосфора развивается рахит, снижается умственная и мышечная деятельность; при его избыточном поступлении развивается мочекаменная болезнь.
  • В организме основное количество фосфора содержится в костях (около 85%), много фосфора в мышцах и нервной ткани. Вместе с кальцием, фтором и хлором фосфор формирует зубную эмаль. При недостатке фосфора развивается рахит, снижается умственная и мышечная деятельность; при его избыточном поступлении развивается мочекаменная болезнь.
Основные функции йода в организме:
  • Основные функции йода в организме:
  • участие в регуляции скорости биохимических реакций;
  • участие в регуляции обмена энергии температуры тела;
  • участие в регуляции белкового, жирового, водно–электролитного обмена
  • Основной источник йода - морепродукты, рыба, а особенно морская капуста.
  • При недостаточном поступлении йода в организм снижается функция щитовидной железы и развивается гипотиреоз.
В организме взрослого человека содержится около 3-5 г железа: почти две трети этого количества входит в состав гемоглобина. Норма поступления железа составляет 10-20мг/сутки.
  • В организме взрослого человека содержится около 3-5 г железа: почти две трети этого количества входит в состав гемоглобина. Норма поступления железа составляет 10-20мг/сутки.
  • Большое количество железа содержится в говядине, говяжьей печени, рыбе(тунец),тыкве, устрицах, овсяной крупе, какао, горохе, листовой зелени, пивных дрожжах, инжире и изюме, яблоках.
  • При недостатке железа в организме развивается анемия.
Минералы действуют как катализатор нервных реакций, мышечных сокращений и обмена питательных веществ. Хроническая усталость, апатия, плохое самочувствие - все это сигнализирует о недостатке в организме того или иного минерала.
  • Минералы действуют как катализатор нервных реакций, мышечных сокращений и обмена питательных веществ. Хроническая усталость, апатия, плохое самочувствие - все это сигнализирует о недостатке в организме того или иного минерала.
  • Содержатся минеральные вещества в молочных продуктах, мясе, цельном зерне, овощах, фруктах, бобовых и рыбе.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
  • На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
    • Все вещества и химические элементы выполняют необходимые для нормальной жизнедеятельности организма человека функции.
    • Изменение количества веществ и элементов в сторону увеличения, либо в сторону уменьшения ведет к серьезным заболеваниям.
    • Поддерживать баланс веществ и химических элементов в организме человека можно за счет рационального питания.
В.И. Смоляр « Рациональное питание» ,Киев,1991 г.
  • В.И. Смоляр « Рациональное питание» ,Киев,1991 г.
  • А. Василаки, З. Килиенко «Краткий справочник по диетическому питанию» Кишинев 1980г.
  • Журнал «Добрые советы» 2004 – 2008 годы
  • Егоров А.С., Иванченко Н.М., Шацкая К.П.
  • Химия внутри нас: Введение в бионеорганическую и
  • биоорганическую химию. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
  • Хьюз М. Неорганическая химия биологических процессов. - М.: Мир, 1983.
    • Интернет – сайт http://www.college.ru/biology
    • https://yandex.ru/images/search?img_url
    • https://ru.wikipedia.org



Прием пищи в одни и те же часы способствует более интенсивному отделению желудочного сока; при этом пища, попадая в желудок, сразу же находит в нем определенное количество пищеварительного сока. Наоборот, нерегулярный прием пищи, т. е. беспорядочная еда в разные часы, вредит здоровью и может привести к заболеваниям желудка и кишечника. 1.Регулярность. Режим питания - распределение приемов пищи (время приема пищи и ее количество) в течение дня.


2. Разнообразие питания. В пище содержатся все необходимые человеку элементы: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины. Все они одинаково важны. Однако в природе нет универсального продукта, в котором содержались бы абсолютно все питательные вещества. Поэтому только разнообразная пища может поддержать здоровье человека, и наоборот, однообразная привести к функциональным расстройствам. Удовлетворение потребности организма в определенном количестве и соотношении пищевых веществ.






Сахара (глюкоза, фруктоза, лактоза - сладкие на вкус): в меде, во фруктах, молоке, сахаре, конфетах. Крахмал: в картофеле, муке, крупах, макаронных изделиях Клетчатка (пищевые волокна): в отрубях, в сырых овощах - капусте, моркови, баклажанах ит.д. Углеводы бывают:




«Хорошие» легкие жиры: растительные, молочный жир, рыбий жир. Животные жиры, особенно свиной, говяжий, бараний - состоят в основном из тугоплавких, «плохих» жиров. Они тяжело усваиваются организмом. Легкие жиры необходимо употреблять в пищу даже тем, кто стремится похудеть. «ХОРОШИЕ» и «ПЛОХИЕ» жиры






МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ Макроэлементы: Железо- входит в состав гемоглобина Калий - выводит воду Натрий - задерживает воду Кальций - участвуют в Фосфор образовании костной и зубной тканей Микроэлементы Йод – регулирует работу поджелудоч- ной железы Фтор – участвует в построении костей Магний – участвует в синтезе белка.


Пища, усвоенная и переработанная организмом, является источником энергии, необходимой для работы мышц, для поддержания постоянной температуры тела и обновления клеток, из которых состоят ткани и органы человека. Каждый из нас должен получать столько энергии, сколько затрачивает ее в течение дня, т. е. в организме должно соблюдаться энергетическое равновесие. В том случае, когда человек не получает калорий, возмещающих энергетические затраты, он худеет. Если приток энергии с пищей превышает энергозатраты организма, неизбежно отложение жира. 3. Адекватность. Энергетическое равновесие.


БУЛИМИЯ – психическое состояние, характеризующееся мучительными приступами внезапного повышения аппетита. ДИСТРОФИЯ ОЖИРЕНИЕ АНОРЕКСИЯ – психическое расстройство, выраженное нежеланием есть, когда на самом деле орга-низму необходимо питание (отвращение к пище). Сопровождается физическим истощением.




5. Удовольствие Важно, чтобы ребенок умел описывать запах, вкус блюда, не ограничиваясь простым «вкусно-невкусно». А для этого нужно, чтобы за обеденным столом взрослые вместе с ним обсуждали достоинства блюда. Ведь только так ребенок сможет понять, какой вкус называют "мягким", "кисло-сладким", "горько-сладким" и т.д.




Мы рекомендуем организовать этот процесс в виде игры. вести дневник, где ставить себе «улыбки» каждый раз, когда без напоминаний вымыл руки, организовать конкурс на самую необычную кашу, провести соревнование знатоков фруктов и овощей кто быстрее соберет овощи для салата, кто быстрее выберет блюдо для завтрака и т.д.




Знакомство с традициями и обычаями расширяет представление о культуре и истории народа вообще, а значит, может рассматриваться и как элемент патриотического воспитания. А обсуждение кулинарных традиций разных народов – прекрасный вариант организации интернационального воспитания – близкий и понятный ребенку, лишенный пафоса, которым зачастую «грешат» традиционные методики.


Формирование культуры питания – это всегда сотрудничество родителей и педагога. - первый шаг на этом пути – сформировать у взрослых членов семьи понимание важности и значения правильного питания для здоровья ребенка и их собственного здоровья, расширить их осведомленность в этой области - второй шаг – убедить родителей в практической пользе воспитательной работы, проводимой школой. - третий шаг – не допустить неуважительного отношения к традициям питания в семье.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники