От языческих мятежей к социальному протесту. Антицерковные восстания на Руси

Народные восстания в 60--70-х гг. XI в

Массовые народные выступления прокатились по Киевской Руси в 1068--1072 гг. Наиболее мощным было восстание в Киеве в 1068 г. Оно вспыхнуло в результате поражения, которое потерпели сыновья Ярослава (Ярославичи) -- Изяслав, Святослав и Всеволод -- от половцев.

В Киеве на Подоле, в ремесленной части города, состоялось вече. Киевляне обратились с просьбой к князьям выдать оружие, чтобы снова сразиться с половцами. Ярославичи отказались выдать оружие, боясь, что народ направит его против них. Тогда народ разгромил дворы богатых бояр. Великий князь Изяслав бежал в Польшу и только с помощью польских феодалов вернулся на киевский престол в 1069 г. Массовые народные выступления произошли в Новгороде, в Ростово-Суздальской земле.

Восстания конца 60-х -- начала 70-х годов XI в. потребовали от князей и бояр энергичных действий. «Русская Правда» была дополнена рядом статей, получивших название «Правда Ярославичей» (в отличие от первой части кодекса -- «Правда Ярослава»). Смысл дополнений -- защитить имущество феодала и его вотчину. Из «Правды Ярославичей» мы узнаем об устройстве вотчины. Центром ее был княжеский или боярский двор. На нем располагались хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Во главе управления вотчиной стоял княжеский дворецкий-- огнищанин (от слова «огнище» -- дом). Кроме него существовал княжеский подъездной, назначаемый для сбора налогов.

Богатство вотчины составляла земля, поэтому княжеская межа охранялась чрезвычайно высоким штрафом. На этой земле работали зависимые смерды и рабы (холопы, челядь). Руководили работами ратайные (полевые) старосты, которым подчинялись рабы, и сельские старосты, следившие за выполнением работ смердами. В вотчине имелись также ремесленники и ремесленницы.

«Правда Ярославичей» отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, отразив заботу государства о защите собственности, жизни и имущества феодалов. Самый большой штраф платили за убийство старших дружинников, огнищан, княжеских подъездных, жизнь которых оценивалась в 80 гривен. Жизнь свободного населения -- людей (мужей) -- оценивалась в 40 гривен; жизнь сельских и ратайных старост, а также ремесленников -- в 12 гривен; жизнь смердов, живших в вотчинах, и рабов -- в 5 гривен.

От языческих мятежей к социальному протесту

Вторая половина IX и X век в русской истории стали временем грандиозных перемен и в первую очередь в сфере социально-экономической и политической. Наступление частной собственности и частного собственника на свободный мир прошлого круто менял судьбы людей. Принятие Русью христианства означало начало крушения старой языческой веры, которая долгими веками господствовала в душах и думах людей.

Все эти перемены проходили почти синхронно, хотя их темпы по сравнению с рядом западноевропейских стран были замедленными в силу общих геополитических, причин развития восточнославянских земель. Но к концу X - началу XI в., они становились все более и более ощутимыми, вносили совершенно иные краски в жизнь сотен тысяч людей. Особенно болезненно эти перемены выявлялись в периоды острых общественных потрясений - тяжких княжеских междоусобиц, иноземных нашествий, стихийных бедствий - засух, голода, пожаров. В эти дни обострялись обычные беды, всплывали старые обиды, несчастья сплачивали людей на почве общих интересов, ненависти к тем, кого они считали виновными за все свои горести и унижения.

Долгое время в нашей науке господствовал классовый подход к общественным явлениям, выдвинутый на первый план марксизмом. Именно этот подход призван был объяснить течение истории борьбой антагонистических классов в обществе, хотя, думается, что основоположники марксизма, как подлинные диалектики, вовсе не стремились найти простейшую логическую отмычку, которая объясняла бы все сложнейшие перипетии общественной жизни от глубокой древности до современности. И такую отмычку спроецировали уже их так называемые последователи, которые борьбу сделали смыслом и своей жизни. И как объяснить нарастание общественного противоборства в Древней Руси в то время, когда классовая структура феодального общества лишь складывалась и когда совсем иные мотивы поднимали людей на общественное противоборство". Причем социальный мотив был лишь одним из многих, что влиял на общественное поведение людей,

Человеческая природа, человеческая жизнь и человеческое общество устроены так, что противоречия между отдельными людьми, между спаянными одними интересами группами людей, между целыми сословиями и классами неизбежны. Неизбежность этих противоречий объясняется многими причинами. Во-первых, тем, что люди от рождения отличаются разными способностями. Это не позволяет им одинаково воспринимать мир и при равных условиях обретать равные возможности. Во-вторых, неравенством самих этих условий, определяемых социальным положением людей (князь, дружинник, смерд), в которых даже более одаренные по рождению вынуждены занимать низшие ступени общественной лестницы. В-третьих, сочетанием различных жизненных ситуаций, в которых люди проходят свой жизненный путь. По существу, судьба каждого человека неповторима, как неповторим и он сам. Человек весьма редко осознает свою истинную ценность, которая определяется как его врожденными способностями, так и объективными условиями его существования и тем самым объективными возможностями его самовыражения. Зато каждый человек, даже весьма ограниченных умственных способностей, прекрасно понимает и ощущает превосходство другого и, в первую очередь, в сфере общественного положения. Именно это во многом сближает весьма разных людей в большие группы по интересам: в одном случае по ущемленным интересам, в другом -- по защите своего уже завоеванного привилегированного положения. Так было всегда, во всех обществах, так будет и впредь, пока будет жив человеческий род.

Но это вовсе не значит, что люди находятся в постоянной борьбе друг с другом. Люди, группы, сословия, классы нуждаются друг в друге и в то же время индивидуальные интересы людей, их общественные интересы порой прямо противоположны. Личные интересы человека-двигатель общества, но интересы людей одновременно являются взрывоопасным «материалом», который может это общество взорвать, если накал противоречий переходит в накал страстей, которые усиливаются в том случае, если они овладевают большими массами, чьи интересы совпадают.

Древняя Русь не была в этом смысле исключением.

Первые крупные общественные схватки в зарождающемся государстве возникли тогда, когда Киев подминал под себя другие племенные княжения. Древлян, вятичей, членов других племен сплачивало желание отстоять свою независимость и свободу. И здесь сходились интересы, скажем, древлянского князя Мала и безвестного древлянского смерда. Несколько раз поднимали в X в. восстание против Киева древляне, вятичи; самостоятельный путь исторического развития искали полочане. Племенной сепаратизм был главным общественным чувством, которое сплачивало людей и поднимало их на борьбу.

К концу XI в. Русь, кажется более не тревожили племенные или региональные распри и ничто не нарушало ее внутреннего государственного покоя. Но это было обманчивое впечатление. Да, пожаров, вроде племенных восстаний, больше не было, но угли политического сепаратизма, который уходил еще в прошлую племенную жизнь, тлели постоянно. Это чувствовалось в постоянной угрюмой настороженности вятичей, в особой позиции Полоцка, который десятилетиями из поколения в поколение своих князей Рог-волдовичей вел нескончаемую войну с Киевом, и в извечной оппозиции Новгорода, не забывшего свои былые вольности еще варяжской поры.

По мере развития общественных отношений на Руси, появления богатых и бедных, складывания княжеско-боярско-дружинной верхушки, начала ее наступления на земли свободных крестьян племенной сепаратизм отступал в тень. Но другие противоречия выходили на первый план.

С конца X в., со времени введения христианства на Руси появились противоречия между теми, кто был предан старой языческой вере, и носителями идей христианства. Язычество было сильно, как уже говорилось, на севере и северо-востоке страны. Именно на новгородском севере, на вятичском северо-востоке вспыхнули первые пожары неповиновения. Нежелание принять христианство в качестве новой религии шло рука об руку со старыми племенными традициями. А обострявшиеся социальные отношения, потеря частью населения свободы, повышение налогового гнета со стороны государства и частных владельцев лишь осложняли общую обстановку в этих частях страны.

Ряд мятежей произошел в связи с введением христианства на Новгородской земле.

В 1024 г. на северо-востоке страны, в Суздальской земле произошло новое выступление народа. Это было время большого голода. Среди населения прошел слух, что богатые люди скрывают хлеб. Люди бросились во дворы богачей, стали избивать их и разыскивать хлеб. Во главе движения встали волхвы -- языческие жрецы. Так в этом мятеже сплелись мотивы социальные, религиозные и племенные. Потребовалось вмешательство самого великого киевского князя Ярослава. Он явился в Суздальскую землю с дружиной, схватил и казнил руководителей мятежа -- волхвов, утихомирил край.

В 1068 г. в Русской земле произошло еще одно крупное общественное потрясение. Все началось с поражения от половцев русского войска, которым командовал сам великий князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого, и его братья Святослав и Всеволод. Разгромленная и потрепанная в открытом бою княжеская дружина заперлась за киевскими стенами и со страхом ждала появления врагов. Именно в это время началось брожение среди горожан. Они требовали у князя оружие и были готовы защитить город. На горе горожане собирались кучками, в толпе говорили, что князья их предали, что воевода Коснячко нарочно не дает им оружие, опасаясь, что оно повернется против богатых людей. Ремесленно-торговый Подол гудел. Там шло нескончаемое вече. Люди требовали освободить из тюрьмы вероломно захваченного сыновьями Ярослава их соперника, неустрашимого воина и талантливого полководца полоцкого князя Всеслава. Народ требовал поставить его во главе войска в борьбе с половцами. Одновременно раздавались голоса о злоупотреблениях княжеских воевод и управителей, о притеснении народа, несправедливых поборах. На Подоле восстали холопы и растерзали бывшего в Киеве новгородского епископа Стефана, который пытался их унять. С Подола сотни людей двинулись к княжескому дворцу, ко двору ненавистного воеводы Коснячко. Другая часть направилась к тюрьме, где томился полоцкий князь Всеслав.

Восставший народ захватил и разгромил многие дворы княжеских бояр и воевод. Княжеский дворец был окружен возбужденной толпой. Близкие к Изяславу люди советовали князю послать воинов к тюрьме и убить Всеслава, но князь колебался. Время было упущено. Народ пошел на приступ дворца. Великий князь, его брат Всеволод со своими чадами и домочадцами, среди которых был и будущий великий киевский князь пятнадцатилетний Владимир Всеволодович Мономах, бежали.

Толпа разгромила и разграбила княжеский дворец. Оттуда было унесено много золотых и серебряных изделий, дорогие меха. Князь Всеслав был освобожден из тюрьмы и возведен восставшим народом на киевский стол. Изяслав бежал в Польшу.

Семь месяцев правил в Киеве Всеслав -- избранник народа. Но прежние правители Киева не сдавались. К этому времени Святослав Черниговский, брат великого князя, разгромил половцев и обезопасил на время русские границы. Изяслав собрал в Польше большую рать и двинулся на Киев, вместе с ним шли польские отряды. Всеслав с киевлянами выступили навстречу. Войска сошлись близ самого Киева. Но битва не состоялась. В канун ее, ночью Всеслав тайно покинул киевлян и бежал к себе в Полоцк. Оставшееся без вождя войско побежало. Вскоре войско Изяслава было уже около стен Киева. Восставший город открыл ворота великому князю и повинился.

Но Изяслав не сразу вошел в город. Сначала он послал туда своего сына Мстислава с дружиной. Тот учинил жестокую расправу над мятежниками, убил около 70 горожан -- зачинщиков бунта, тех, кто участвовал в освобождении и возведении на престол Всеслава, часть мятежников он приказал ослепить, иных же наказал, даже не проведя расследования. Город был повержен. Лишь после этого Изяслав вступил в Киев. Тут же он послал войско в Полоцк и занял его. Всеслав бежал из города в леса.

Так закончилось это первое крупное восстание на Руси, в котором уже просматриваются социальные мотивы. Новые заботы начинают оттеснять на второй план прежние племенные и религиозные интересы.

Пламя мятежа, охватившее Киев, распространилось и на другие русские земли. Бунтовали смерды вокруг самого Киева. Отказывалось платить дани и налоги население Смоленской земли. Поднялся народ в далеком Белоозере. Оттуда смятение перекинулось в Ростово-Суздальскую землю, в край вятичей. Мятеж возглавили здесь два волхва, которые, призывали простых людей к расправе над имущими.

Были разграблены житницы, амбары, медуши богатых людей. Отряд восставших насчитывал около 300 ^человек. Потребовались немалые усилия со стороны властей для подавления мятежа. Волхвы были схвачены и увиты великокняжеским воеводой Яном Вышатичем.

В Новгороде в 1071 г. начался мятеж, направленный против епископа, христианской веры. И снова волхв встал во главе восставших. По существу, город разделился надвое. На епископском дворе стояла княжеская дружина. Весь остальной город оказался в руках восставших. И только убийство волхва во время переговоров помогло обезглавить восстание и рассеять восставших.

Лишь к 1072 г. на Руси был восстановлен порядок и трое Ярославичей, Изяслав, Святослав и Всеволод предприняли меры по успокоению земли. Жестокие кары, обрушившиеся на мятежников, были лишь частью этих мер. Другой частью стала разработка нового законодательства, так как старая Ярославова «Русская Правда» уже не отвечала запросам времени.

Причины: а) террор, с помощью которого Орда поддерживала власть над Русью; б) дань и налоги, собираемые монголами.

С целью учета налогоплательщиков была проведена перепись населения. Начали в 40-е гг. с Киевской Руси, потом в Суздальской и Рязанской землях. Людей делили на 10, 100, 1000, 10000. Новгородцы отказались от переписи. Во главе их стоял сын Александра Невского Василий. Но бояре и сам Александр Ярославович были за перепись, т.к. считали, что бросать вызов Орде Русь не может. С мятежниками жестоко расправились.

Восстания, прокатившиеся по Северо-Восточной Руси в 1260-е гг., стали одной из причин отмены позднее откупной системы и передачи сбора податей в руки русских князей. (Последний баскак на Руси Щелкан, против действий которого в 1327 г. произошло восстание в Твери).

Последствия ига:

1. Уменьшилась численность населения (не менее 10% от общего населения в 10 млн. человек).

2. Уменьшилось число городов (14 уничтожены, 15 стали селами).

3. Исчезли сложные виды ремесел (изготовление перегородчатой эмали, черни, зерни, полихромной строительной керамики, стеклянные браслеты, сердоликовые бусы, филигрань, литейное дело, тиснение металла).

4. Нарушились сложившиеся пути сообщения («из варяг в греки» и «шелковый путь»), сократилась внутренняя торговля, почти полностью прекращен денежный оборот в русских землях. Усиление натурализации хозяйства.

5. Оборвались связи с внешним миром.

6. Затормозился процесс развития феодализма.

7. Усиливается феодальный гнет. Разрушен старый социальный порядок – свободного общества (знать и дворяне должны служить, горожане и крестьяне несут тягло).

8. Нарушился процесс постепенной политической консолидации русских земель.

9. Киевская Русь распалась на Литовскую Русь и Русь Московскую. Единая древнерусская народность перестала существовать. На ее основе в XIV-XVвв. возникли три новых народности (белорусская, украинская на территории Великого княжества Литовского и русская – в Московии).

10. Изменился тип государственного управления. Вече ликвидировано. Складывается единоличная неограниченная власть Московского князя.

11. Начался культурный упадок.

Значение татаро-монгольского нашествия для исторического развития России

Карамзин, Костомаров, «евразийцы»: Иго позволило объединить раздробленные княжества. После нашествия Русь сложилась в особое государство, в котором переплелись черты Европы и Азии.

Соловьев, Ключевский, Платонов, Покровский: иго оказало незначительное воздействие на жизнь и развитие русского общества.

Павленко, Кобрин, Федоров, Кучкин: иго оказало серьезное, но не определяющее влияние на все сферы жизни Руси. Последствия были отрицательными, тормозящими.

Трепавлов: Оценки неоднозначны. С одной стороны, разруха, с другой – Золотая Орда стала этнической колыбелью тюркским народам; оттуда пришла веротерпимость; увеличилась роль единоличной власти на Руси.

Даркевич: это глобальное бедствие, катастрофические последствия которого были неисчислимы. Древнерусская цивилизация была отброшена в экономическом, культурном и политическом развитии на 150 лет назад. Подорван генофонд русского народа. Ремесло пришло в упадок. Веротерпимости не было. Русь оказалась оторвана от Европы, Византии, мусульманского Востока. Зарождается политическая пассивность, долготерпение, фатализм.

Горский: Монгольское завоевание привело к коренному изменению типа государственного развития. Недаром говорят: «домонгольский период» - именно потому, что тогда Руси был присущ традиционно европейский путь феодального развития (с определенной региональной спецификой). А в тех условиях, в которых Россия оказалась в XIII-XV вв., под воздействием необходимости ускоренной централизации сформировался тип развития страны, отличающийся значительным своеобразием.

"История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов" (К. Маркс и Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, М., 1956, стр. 32), - так писали в "Коммунистическом Манифесте" основоположники великого учения К. Маркс и Ф. Энгельс.

Классовая борьба трудящихся масс сопровождает и возникновение феодального общества в древней Руси, установление феодальных форм эксплуатации, на начальных Этапах развития феодализма мало, чем отличавшихся от рабства. Классовая борьба проходит красной нитью через всю историю Руси периода феодальной раздробленности. Она отражает стихийное недовольство крестьянства растущим феодальным гнетом, развивающимися и распространяющимися вширь феодальными формами зависимости.

Классовая борьба крестьян побуждает феодалов стремиться к созданию мощной самодержавной власти, способной обеспечить им "право" на собственность и труд крестьянина, на него самого. Классовая борьба принимает грозный для господствующего класса характер в период централизованного Русского государства, и особенно в XVII в., когда высшим проявлением ее становятся крестьянские войны, возглавляемые И. Болотниковым и С. Разиным.

XVIII век ознаменовался новым обострением классовых противоречий, новым размахом крестьянского движения, вылившегося в самую грандиозную и последнюю в истории феодальной России крестьянскую войну - восстание Емельяна Пугачева. Создавшаяся в России в 1859-1861 гг. революционная ситуация, обусловленная гигантским размахом крестьянского движения, принудила царское правительство к проведению крестьянской реформы. В 1861 г. напуганный крестьянскими восстаниями господствующий класс дворянства, для того чтобы русское крестьянство не начало освобождаться "снизу", предпочел провести отмену крепостного права "сверху".

Но на смену старым, крепостническим формам эксплуатации в пореформенное время пришли полуфеодальные - полубуржуазные и капиталистические формы эксплуатации бесчисленного крестьянства Российской империи.

В. И. Ленин придавал огромное значение классовой борьбе крестьянства. Он подчеркивал, что у русских крестьян "века крепостного гнета и десятилетия форсированного пореформенного разорения накопили горы ненависти, злобы и отчаянной решимости" (В. И. Ленин, Соч., т. 15, стр. 183). Но В. И. Ленин указывал также, что в эпоху крепостничества боровшееся против угнетателей крестьянство было не способно "ни на что, кроме раздробленных, единичных восстаний, скорее даже "бунтов", не освещенных никаким политическим сознанием..." (В. И. Ленин, Соч., т. 17, стр. 96). В те далекие времена крестьянство боролось со всей угнетавшей его крепостнической системой в одиночку, противопоставляя организованным силам феодального государства - его армии, церкви, закону, фактически лишь свою беспредельную ненависть. "Крестьяне, - писал В. И. Ленин, - не могли объединиться, крестьяне были тогда совсем задавлены темнотой, у крестьян не было помощников и братьев среди городских рабочих..." (В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 7, стр. 194).

Только городские рабочие, только промышленный пролетариат, монолитный, сплоченный, организованный, руководимый своей революционной рабочей партией, мог, возглавив всенародную борьбу, привести крестьян к освобождению. Величайшая в истории человечества Октябрьская социалистическая революция победила потому, что гегемоном, руководителем в ней был самый революционный в мире пролетариат России. Совершив победоносную революцию, рабочий класс вывел многострадальное трудящееся крестьянство России на путь свободы и счастья.

Выступая на XXI съезде КПСС, Н. С. Хрущев говорил: "Наше молодое поколение не прошло той большой школы жизни и борьбы, которая выпала на долю старшего поколения. Молодые люди не знают ужасов и бедствий дореволюционного времени и лишь по книгам могут иметь представление об эксплуатации трудящихся. Весьма важно поэтому, чтобы наше молодое поколение знало историю страны, борьбы трудящихся за свое освобождение..." (Н. С. Хрущев, О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959-1965 роды. Доклад и заключительное слово на внеочередном XXI съезде Коммунистической партии Советского Союза 27 января и 5 февраля 1959 г., М., 1959, стр. 63).

В этой книжке мы расскажем о первых проявлениях классовых противоречий на Руси, о восстаниях крестьян - смердов, как называет их древнейший русский свод законов - "Русская Правда", о том, как боролся простой сельский и городской люд против угнетателей на Заре истории русского народа и государства.

Классовая борьба в те времена принимала различные формы. Она проявлялась в бегстве, когда крестьяне буквально уходили от феодализма на те места, куда он не успел еще проникнуть. Приобретает она форму разрозненных, стихийных, местных восстаний. Выражается классовая борьба и в попытках сельского жителя восстановить общинную собственность. Сельский общинник считал своим все то, что возделано его руками, полито его потом, что освоено им, его отцом и дедом, все то, что, как позднее говорили крестьяне на Руси, "исстарь потягло" к его двору, к его общине, все, "куда топор, соха, коса ходили", но что теперь превратилось в собственность князя, его "мужей", дружинников.

Смерд шел в лес собирать мед на те же бортные урожаи, где исстари собирал мед он, его отец и дед, несмотря на то, что бортное дерево, на котором ему был известен каждый сучок, уже было отмечено свежевырубленным на коре знаком княжеской собственности. Смерд запахивал своей "сошкой кленовой" тот участок земли, который он сам "выдрал" из-под леса, спалив лесные исполины и выкорчевав пни, несмотря на то что межа, проложенная каким-нибудь сельским тиуном-княжеским или боярским слугой уже приобщила это политое его потом поле к обширным владениям князя или боярина. Он выгонял свою скотину на поле, где пас ее с юных лет, но поле это было уже княжим, боярским.

Эти попытки сельского люда восстановить свое древнее общинное право владеть землями и угодьями по затраченному труду господствующая феодальная верхушка считала преступлением, нарушением ее "законных" прав. "Русская Правда" впоследствии учтет эти преступления и установит наказания за них; но это было преступлением только с точки зрения господствующей знати.

Для сельских "людей" Руси, являвшихся в IX-X и начале XI в. чаще всего еще только данниками князя и общинниками, совладельцами своих земель и угодий, эт0 была справедливая борьба за восстановление их попранных прав, за возвращение того, что исстари принадлежало им, так как было освоено их трудом и давало средства к жизни. К новым порядкам привыкнуть смерду было нелегко; он защищал старую общинную собственность, считая ее справедливой, и, наоборот, боролся против частной феодальной собственности, будучи уверен в ее незаконности. "Русская Правда" так много внимания уделяет преступлениям против частной феодальной собственности именно потому, что в тот период борьба с ней простого сельского и городского люда представляла собой нечто обыденное и повседневное. Пройдет много времени, прежде чем русский крестьянин, обобранный и забитый, приучится строго разграничивать свое и барское, позабыв о тех временах, когда его пращурам принадлежало все.

Пращуры же - современники князей Игоря и Владимира, Ярослава и Ярославичей - не могли признать такого разграничения. Они еще хорошо помнили те времена, когда не только их отцам и дедам, а им самим принадлежали земли и угодья, и, как могли, боролись за право владеть ими.

После смерти Ивана Грозного страна погрузилась в настоящий хаос. Наследник престола Федор Иванович не способен был вести политические дела в стране, а цесаревича Дмитрия убили еще в младенческом возрасте.

Именно этот период принято называть Смутным временем. Несколько десятилетий страну разрывали на части потенциальные наследники престола, стремящиеся любыми способами заполучить власть. И лишь с приходом к власти Романовых в 1613 году Смута начала утихать.

Какие же восстания произошли в это время, и можно ли выделить их ключевые моменты?

Период восстания

Основные действующие лица

Результаты восстания

1598-1605 года

Борис Годунов

После смерти Федора Ивановича династия Рюриковичей пресеклась, и вокруг наследования престола развернулась настоящая война. С 1598 года в стране начались долгие дни неурожая, продолжающиеся вплоть до 1601 года. На этот период приходятся первые антифеодальные выступления холопов. Поскольку Борис Годунов не был истинным наследником престола, его право на трон всячески оспаривалось, а появление Лжедмитрия I стало причиной к свержению Годунова.

1605-1606 года

Лжедмитрий I, Марина Мнишек, Василий Шуйский

Народ хотел верить в то, что царская династия не пресеклась, и поэтому, когда Григорий Отрепьев начал убеждать всех, что он истинный наследник престола, народ с удовольствием в это поверил. После свадьбы с Мариной Мнишек, в столице начали бесчинствовать поляки, после чего власть Лжедмитрия I стала ослабевать.

Во главе с Василием Шуйским бояре подняли новое восстание и свергли самозванца.

Василий Шуйский, Лжедмитрий II, Марина Мнишек

После свержения Лжедмитрия I, власть захватил Василий Шуский. После серии невнятных реформ, народ начал роптать, в результате чего возродилась вера и в то, что царевич Дмитрий жив. В 1607 году появился Лжедмитрий II, который пытался насадить свою власть вплоть до 1610 года. Попутно права на престол предъявляла и вдова Лжедмитрия I Марина Мнишек.

1606-1607 года

Иван Болотников, Василий Шуйский.

Недовольные жители страны поднялись на восстание против правления Василия Шуйского. Во главе восстания встал Иван Болотников, но несмотря на успехи на первых порах, войско Болотникова в итоге было разбито. Василий Шуйский сохранил право управления страной вплоть до 1610 года

1610-1613 года

Ф.Мстиславский, А.Голицын, А. Трубецкой, И. Воротынский

После того, как Шуйский потерпел несколько серьезных поражений от поляков в русско-польской войне, его свергли, а у власти оказалось Семибоярщина. 7 представителей боярских родов попытались установить свою власть, присягая польскому королю Владиславу. Народу не понравилась перспектива прислужничества полякам, поэтому многие крестьяне стали переходить в войско Джедмитрия II. Попутно происходили ополчения, после чего власть Семибоярщины была свергнута.

Январь-июнь 1611 - Первое ополчение

сентябрь-октябрь - Второе ополчение.

К. Минин, Д.Пожарский, Михаил Федорович Романов

Сначала ополчение вспыхнуло в Рязани, но там его смогли довольно быстро подавить. После волна недовольства перешла в Нижний Новгород, где во главе ополчения встали Минин и Пожарский. Их ополчение было более успешным, и интервентам даже удалось захватить столицу. Однако уже в октябре 1613 года интервентов выбили из Москвы, а после Земского собора 1613 года на Руси установилась власть Романовых.

В результате нескольких десятилетий Смутного времени, положение в стране было хуже некуда. Внутренние восстания ослабили государство, сделав Древнюю Русь лакомым кусочком для иностранных захватчиков. Установление власти нового монаршего рода было неизбежным, и после длительных дебатов, у власти оказались Романовы.

Впереди страну ожидало 300 лет под властью Романовых, технический прогресс и эпоха Просвещения. Все это было бы невозможно, если бы Смуту во время не подавили, а споры за престол продолжились бы.

В истории нашей страны было немало народных мятежей и бунтов, повлиявших на ход истории. Даже в советское время поднимался народ. Что было причиной гнева масс и чем заканчивались эти восстания?

1648 год. «Соляной бунт»

Говорят, что бунт на Руси отличается жестокостью и беспощадностью. Он демонстрирует всплеск недовольства, долго сдерживаемый терпением народа. Тому доказательством может стать Соляной бунт, произошедший в 1648 году. Причиной недовольства крестьян, мелких ремесленников и торговцев стали непомерно высокие налоги, поднятые правительством, возглавляемым Борисом Морозовым. Результатом его действий стало повышение цены на соль. Толпа восставших, к которым присоединились и группы царских стрельцов, громила все на своем пути, сжигала поместья, убивала ненавистных бояр, расправлялась с чиновниками, добралась и до помощника главы правительства Траханиотова. Они требовали Бориса Морозова. По решению царя Алексея Михайловича боярин был сослан в монастырь. Под давлением неугасающего народного возмущения царь отменил введенную пошлину на соль. Удовлетворенное принятыми решениями, восстание стихло.

1662 год. «Медный мятеж»

В связи с истощением денежных запасов после войны с Польшей Алексей Михайлович ввел в обращение медные деньги. Они должны были заменить по равнозначности серебряные. Но мгновенно возникли осложнения: финансовая система рухнула; медяки стали легкой добычей для фальшивомонетчиков; выдавая жалованье медными деньгами, налоги требовалось платить серебром. Взлетевшие цены, ставшие следствием глубокой инфляции, довели до отчаяния простое население. Толпа возмущенных холопов отправилась к царю, стремясь найти справедливую защиту от притеснения бояр. Однако они были встречены вооруженными отрядами, открывшими огонь по восставшим. Жертвами мятежа стали тысячи людей, множество сочувствующих были сосланы на обживание Сибири. Медные монеты все же изъяли из обращения.

1905.«Кровавое воскресенье»

Ухудшившаяся политическая и экономическая ситуация в России начала XX века ударяла прежде всего по самым низшим слоям общества. Люди по-прежнему надеялись на помощь царя, и выступили большим количеством, чтобы передать правителю свое обращение. Они напоролись на охрану Зимнего дворца, а подоспевшее военное подкрепление начало стрелять по безоружной толпе. Погибло множество людей, что дало название дню, когда состоялось восстание, – «Кровавое воскресенье». Оно стало предвестником произошедшей через 12 лет революции.

1921. «Мятежный Кронштадт»

Жители острова, будучи сторонниками советской власти, выступили против новых порядков, вводимых в 1921 году. По их мнению, они не соответствовали демократическим устремлениям народа, свершавшего революцию 17 года. Правительство сочло возмущение влиянием белого движения и жестоко подавило бунт. Кронштадтцы вынуждены были массово бежать в Финляндию, многие были казнены, часть получили тюремные сроки. Через год оставшихся жителей мятежного острова решено было выселить с мест проживания.

1963. «Новочеркасский расстрел»

Забастовка рабочих новоческасского завода, о которой советские газеты и ТВ не сообщали, прошла в 1962 году. Работников завода возмущало снижение зарплат, рост цен и общая ситуация на заводе. Последней каплей стал ответ руководителя предприятия, посоветовавший своим подчиненным переходить на питание пирожками с ливером. Рабочие и горожане перекрыли железнодорожные пути, стремясь «достучаться» до властей. Взбунтовавшуюся толпу подавили вооруженные подразделения КГБ СССР. Была открыта стрельба, вследствие которой погибло более двух десятков людей. Лидеры были приговорены к смертельной казни, простые сторонники получили срок. После распада Союза все они были реабилитированы, а виновниками признаны высокие чины, которые не понесли наказание – их просто уже не было в живых.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники