Что случилось с сумасшедшим королем баварии из замка нойшванштайн. Германия, Бавария. Сказочный замок Нойшванштайн

Чем знаменит замок Нойшванштайн? Как добраться до Нойшванштайна, что посмотреть в окрестностях и почему его называют самым грациозным замком Европы.

Самым известным немецким замком является Нойшванштайн, находящийся в горах недалеко от Австрии. Он изображен на многочисленной туристической символике, почтовых открытках, буклетах, обложках журналов. Инициатором возведения подобного строения был романтик Людвиг II, который приказал возвести еще несколько сооружений. Но самым величественным и грациозным получился именно замок Нойшванштайн, воплотивший романтические фантазии короля.

  • (23 ФОТО) →

Архитектура Нойшванштайна

Название замка переводится как Новый лебединый камень. Людвиг считал себя лебединым рыцарем из оперы Вагнера. Также лебедь был символом на гербе рода Швангау, из которого происходил Максимилиан II, отец Людвига.

Для возведения замка Людвиг II выбрал одну из гор Баварских Альп, плато которой пришлось сделать ниже на восемь метров. На месте Нойшванштайна ранее находились две крепости — верхняя и нижняя Швангау. Строительство замка началось с конца 1860-х гг. и продолжалось до 1883 г. Его архитектура вобрала все традиции рыцарских замков, но в отличие от настоящих аналогичных средневековых строений, не стал фортификацией или королевской резиденцией.

Нойшванштайн (Бавария)

Проект замка разрабатывал сам Людвиг II, настоявший на необходимости строительства просторных залов и роскошных королевских апартаментов. Всеми работами руководил архитектор Э. Ридель, идеи которого через художественное оформление воплощал К. Янк.

Параллельно с основными работами, по возведению замка, велось строительство ворот. Они были закончены к 1873 г., а самого Нойшванштайна — в 1883 г. Замок имел пять этажей, многие из которых не были завершены. Общее количество комнат в замке составляло сто десять, но оформлены до конца были только 16.

Для строительства были использованы песчаник и мрамор. Из песчаника возведены портал и эркер. Мрамор применялся для оформления оконных проемов, колон, капителей и свода.

Планировалось построить еще башню, которая должна была стать главной в замке. В ней должна была располагаться церковь, но на их возведение парламент отказался выделять деньги после смерти короля (1886 г.). Также с западной стороны не были закончены терраса и комната-купальня, как и рыцарские надворотные помещения на третьем этаже.

Особенностью внутренней и внешней архитектуры стало то, что замок Нойшванштайн построен вокруг так называемой комнаты певцов. На замок было потрачено более шести миллионов золотых марок, и чтобы их вернуть в казну Баварии и Германии, замок открыли для визитов желающих.

Интерьер сказочного замка

Любовь к Вагнеру и лебедям

Внутренняя архитектура представляет смесь стилей, доминирующим из которых является готический. На стенах сделаны множественные росписи, сложные фрески, отражающие увлечения короля немецким фольклором и литературой. Например, стихами из саг, песен и легенд. Только в королевской спальне классическая готика разбавлена другими, рыцарскими мотивами. Но основные иллюстрации сделаны по операм Вагнера, сцены из которых отражены на многих гобеленах.

Именно образ этой птицы и архитектура замка повлияли на Чайковского, когда он писал «Лебединое озеро».

Отдельные комнаты посвящены отдельным операм композитора — «Лоэгринн», «Парсифаль» или «Таннгейзер». В тех комнатах, которые успели оформить, обязательно присутствует образ лебедя. Даже рукомойник в королевских апартаментах имеет форму лебедя.

Мистика замка Нойшванштайн

Нойшванштайн окружает мистическая аура, созданная скандальным характером короля, его стремлением воплотить во всем рыцарские идеалы. Это отражено во внутренней структуре замка. Например, возле комнат короля был построен тайный грот, стены который был оформлен как пещера. Он соединен тайным слуховым ходом с залом певцов, ставший местом проведения концертов в довоенное и послевоенное время.

#замкибаварии

По разным версиям, во время Второй мировой войны в замке хранилось золото Рейхсбанка. Оно было вывезено оттуда перед самой капитуляцией Германии и бесследно исчезло. Считают, что его утопили в озере Алат, находящийся рядом с Нойшванштайном. Вместе с золотом из замка исчезли предметы старины и драгоценности Гитлера.

Сказочные образы, созданные Уолтом Диснеем, не только радуют и воспитывают наших детей, но и переносят взрослых в чудесное время фантазий и невероятных возможностей. Изображение остроконечных башенок замка начинает отсчет времени перед началом путешествия в мир, где зло всегда будет побеждено добром, где живут принцессы и бесстрашные рыцари, где любовь и дружба побеждает все земные пороки.

Замок, сооруженный в парижском Диснейленде для Спящей Красавицы, стал прообразом для начального логотипа компании Диснея. И сейчас уже не секрет, что волшебный «дом» для Красавицы в парке развлечений был огромным макетом Нойшванштайна — Баварского замка, спрятанного в Альпах. Еще один интересный замок в Германии, заслуживающий внимания, замок Бург Эльц .

Вступившего на трон в 1864 году баварского монарха Людвига II сами баварцы ласково именуют «сказочным королем», и до сих пор он признается самой таинственной исторической личностью этих земель. Вся его жизнь и даже таинственная смерть сопровождалась легендами и домыслами. И главной причиной этому было глубокое одиночество короля, которым год от года он наслаждался с большей силой.

Прежде чем начать разговор о любом из замков, построенных Людвигом II, каждый экскурсовод непременно обращается к истории жизни баварского короля: к его детству и отрочеству, времени правления, и, конечно, низвержению и загадочной смерти.

Родовое поместье рода Виттельсбахов, феодальной династии средневековых рыцарей, находилось на берегу красивейшего озера Шванзее («лебединое озеро») рядом с городком Фюссен. Это юго-восточная баварская земля, граничащая с Австрией, по которой проходила историческая дорога римских завоевателей «романтише штрассе» (романтическая дорога). Великое переселение времен Клавдия Августа оставило вдоль этой трассы множество городков и замков, напоминающих о подвигах и заслугах средневековых рыцарей.

Замок Гогеншвангау, просуществовавший до XII века, был поднят из руин отцом Людвига Максимилианом II. Здесь, в летней резиденции Виттельсбахов, прошло детство и отрочество юного отпрыска феодального рода. Весь интерьер замка, включая настенные гобелены, был пропитан романтическими сюжетами средневековых легенд о Лоэнгрине — лебедином рыцаре, Тангейзере, Парсифале и о Ричарде Львином Сердце. Мальчик, представляющий себя участником сказочных сюжетов, и больше всего вдохновленный образом Лоэнгрина, вырос мечтательным, впечатлительным, пытающимся уединиться от реалий действительности.

Ценитель природы, музыки и поэзии, он обладал и великим архитектурным талантом. Эта страсть к строительству впечатляюще реализовалась во время его правления страной. И целью всей его жизни стало воплощение своих фантазий в реальные архитектурные замыслы. А замыслов было много. Людвиг II хотел построить несколько замков, которые должны были стать воплощением изысканности эпохи рыцарства и романтизма. Но воплотить в жизнь он успел только три – Линдерхоф, Херренкимзее и Нойшванштайн. Строительство последнего было закончено уже после смерти монарха. Но это не помешало Нойшванштайну стать самым популярным для посещения замком во всей Баварии.

Как добраться

Знакомство с замком начинается издалека, еще при подъезде к деревушке Гогеншвангау, где паркуются все автомобили и туристические автобусы. Уже отсюда открывается «открыточный» вид на сказочное сооружение, укрепившееся на вершине горы. В противовес европейским замкам, строившимся как оборонительные сооружения для демонстрации силы и могущества, Нойшванштайн выглядит кукольным дворцом для сказочного персонажа, демонстрирующим явную удаленность от реальной жизни.

Но реальность – это многотысячные потоки туристов, стремящихся попасть внутрь замка, и терминал у подножия горы, позволяющий приобрести «пропуск» в эту сказку. Билет – это регистрация посетителя и бронирование места в экскурсионной группе, с указанием времени начала. Подняться к замку можно пешком (около часа), на специальном автобусе, либо на стилизованной старинной конной повозке с баварским колоритным кучером. Многие выбирают именно последний вариант, получая тем самым возможность полюбоваться незабываемыми пейзажами и заранее проникнуться атмосферой сказочности.

Обзорная площадка около подножия замка позволяет рассмотреть все детали окружающего ландшафта. А он впечатляет! С одной стороны альпийские вершины отражаются в хрустальных водах Alpsee. Правее расстилается сочно-зеленая долина с белой церквушкой деревеньки Швангау, а с левой стороны, за шахматным профилем замка Гогеншвангау, виднеется маленькое озеро Schwansee.

Несмотря на свои невпечатляющие размеры, именно оно явилось вдохновенным пейзажем к созданию Чайковским своего изящного «Лебединого озера». Конечно, творческий полет композитора был рожден не только завораживающими баварскими пейзажами. Рождение образов и волшебной музыки напрямую касалось оперы Вагнера и легенды о лебедином рыцаре Лоэнгрине.

При рассказе о Нойшванштайне нельзя не упомянуть особое отношение короля Людвига II к немецкому композитору. Шестнадцатилетним юношей король был очарован музыкой Вагнера на премьере оперы «Лоэнгрин». Все его вдохновенные фантазии были воплощены на той сцене, а спустя несколько лет состоялось знакомство короля с великим композитором. Всю свою жизнь «сказочный король» был меценатом и покровителем музыканта. Он мечтал о том, что будущие свои творения Вагнер напишет именно в «Лебедином замке» Нойшванштайн.

Строительство

Строительство Нойшванштайна («Новый лебединый утес») было определено на месте, где ранее располагались две уже разрушенные временем крепости Швангау. Искусственный подрыв скалы позволил создать площадку для будущего строительства. На вершину горы были проложены дорога и трубопровод, после чего сразу, в 1869 году, началась стройка, темпы которой удивляли всю округу.

Надо сказать, что будучи ярым приверженцем всех новшеств технического прогресса того времени, Людвиг II стремился применить их в реализации своих проектов. Для облегчения транспортировки грузов и строительных материалов на стройке использовались паровой кран и локомобили. Новинкам технического прогресса было найдено применение и внутри архитектурного шедевра: водопровод, центральное отопление и система телефонизации.

Создатели проекта, архитектор Эдуард Ридель и художник по декорациям Христиан Янк, представили королю более 60 эскизов. А так как сама задумка всецело была посвящена Вагнеру, вдохновение создателей основывалось на впечатлениях от замка Вартбург, находящегося в Тюрингенском лесу, где в XI веке проводились легендарные «Состязания певцов». По проекту, которому, к сожалению, не дано было воплотиться полностью, в ансамбле замка планировались дворец, женские покои, донжон, рыцарский дом и подъездные ворота.

Архитектура

Подъездные ворота, увенчанные баварским гербом, встречают посетителей замка яркими цветами красного кирпича и желтого песчаника. С территории внутреннего двора, обрамленного двумя террасами, начинается путешествие по интерьерам замка. Гиды с большой любовью, даже с некоторым подобострастием, рассказывают о каждом уголке строений, куда только возможно провести посетителей.

Удивляет практически все: замыслы проекта, расположение, назначение определенных комнат и предметов интерьера. Продуманные до мелочей композиции фасадов, внутреннее убранство комнат и «сюрпризы» интерьеров создают впечатление, что в любой момент здесь может развернуться театральное действие. В Нойшваншайне, очевидно, соблюдено основное правило интриги сюжета: с каждым шагом интерес возрастает.

Здесь много архитектурных и интерьерных «сюрпризов», поражающих воображение посетителей. К 1886 году из 80 задуманных королем помещений замка завершено было только 15. Большинство из них очень камерные. Рассчитаны покои только на одного человека – самого Людвига. Ковровая живопись, покрывающая стены каждой из комнат, раскрывают различные сюжеты средневековых легенд и, конечно, опер Вагнера.

Зал Певчих

Возвращаясь к любимцу Людвига II Вангеру, надо сказать, что главным залом, которому предназначалась грандиозная музыкальная перспектива с театральными постановками и состязаниями певцов, стал Зал Певчих. Массивный трапециевидный дубовый потолок, накрывающий помещение зала производит не только сильное впечатление своей формой и декором, но и служит отличным резонатором для звука, создавая замечательную акустику. Условная небольшая сцена как бы всегда готова развернуть действие и наполнить зал ценителями музыки. Но, как ни печально, Вагнер, которому было посвящено создание этого Зала, здесь так ни разу не был.

Путешествие по замку проходит последовательно по всем жилым помещениям дворца, в котором баварский монарх успел прожить чуть более пяти месяцев. И здесь, изумленных убранством посетителей ждут сюрпризы.

Библиотека

Передвигаясь через салон – библиотеку, оформление которой целиком посвящено Парсифалю и Лоэнгрину, гид останавливает свое внимание на небольшой, украшенной резьбой двери. Сюрприз, открывающийся за дубовыми створами, приводит всех в восторг и изумление. Здесь находиться грот. Искусно созданная пещера с бассейном и подсветкой – место единения короля с природой. По проекту грот – сквозное помещение. Из него монарх мог попасть в свой кабинет, где антураж опять соответствовал общему стилю замка.

Адрес: Германия, Бавария, возле г. Фюссен
Начало строительства: 1869 год
Окончание строительства: 1886 год
Архитектор: Кристиан Жанк
Координаты: 47°33"26.8"N 10°44"58.9"E

В красивейшем уголке Баварских Альп на высоком холме, поросшем тёмно-зелёными елями, величаво возвышается замок Нойшванштайн. Его стройный силуэт с заострёнными, «игрушечными» башнями напоминает картинку из сказки.

Замок с высоты птичьего полёта

А всё потому, что его создатель Людвиг II воплотил в нём свои фантазии и мечты. Ещё с детства будущий король увлекался средневековыми легендами о рыцарях и древнегерманскими сагами, а с 16 лет он стал страстным поклонником творчества Рихарда Вагнера. Вступив на престол, Людвиг II сделал Вагнера своим фаворитом, предоставил в распоряжение композитора роскошную загородную виллу и под впечатлением от его опер решил построить замок.

Вид замка с моста Марии (Мариенбрюке)

Нойшванштайн — замок Рыцаря-Лебедя

Замок Нойшванштайн был воздвигнут в 1869—1886 годах в стиле рыцарской крепости. Неслучайно король назначил архитектором и руководителем работ театрального художника Христиана Янка. Прежде всего, Людвиг II добивался архитектурной живописности.

Название замка Нойшванштайн — «Новый лебединый камень» — связано с оперой «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера, написанной по мотивам легенды о Рыцаре - Лебеде.

Вид замка с востока

Предание гласит, что однажды в герцогстве Брабант правитель умер без наследника. Дочь герцога Эльза боится, что королевство будет потеряно, но вдруг появляется рыцарь на лодке, запряжённой лебедем. Он женится на герцогине Эльзе, обещает защищать и любить её, а в ответ просит только одного — возлюбленная никогда не должна спрашивать о его происхождении. Много лет Рыцарь-Лебедь правит Брабантом, но однажды герцогиня задаёт запрещённый вопрос.

Вид на ворота замка и квадратную башню

Тут к рыцарю немедленно является лебедь и увозит его в неизвестные края, из которых он когда-то явился. Весь свой замок монарх украсил лебедями. Они повсюду — в виде ваз и настенной живописи, вышитые золотом на гардинах, высеченные на фасаде и вырезанные на деревянной обшивке. Лебедь стал символом замка ещё и потому, что он был изображён на гербе рода графов Швангау, из которого происходил Людвиг II.

Вид балкона на северо-западном фасаде замка

Тронный зал

В замке Нойшванштайн — более 360 залов, и каждый из них посвящён героям Вагнера. Самое внушительное помещение — это, конечно, Тронный зал, оформленный в византийском стиле. В нём король хотел воплотить «Зал Святого Грааля» из драмы Вагнера «Парсифаль».

Огромное помещение с высокими потолками поддерживают два ряда колонн. Нижний ряд пурпурных колонн отделан под порфир, а верхний ряд изготовлен из искусственного лазурита.

Вид на ворота из нижнего двора

Ступени мраморной лестницы, обрамлённые изображениями 12 апостолов, ведут к нише, где должен был стоять королевский трон, украшенный крестом и гербом Баварии. Но трон так и не успели изготовить. Росписи на стенах иллюстрируют раннехристианские сюжеты. На уровне галереи со вторым ярусом колонн подвешена огромная позолоченная люстра в форме византийской короны. Пол, выложенный мозаикой, изображает стилизованный растительный и животный мир.

Вид замка из внутреннего двора

Певческий зал

Певческий зал предназначался для постановок опер Вагнера. При жизни Людвига II в Певческом зале не было дано ни одного концерта, но зато в наши дни здесь ежегодно проводится фестиваль классической музыки. Это самый большой и пышно убранный зал с многочисленными полотнами и гобеленами, посвящёнными рыцарю Парцифалю. Парцифаль — герой средневековой легенды и одной из опер Вагнера, прошедший путь от наивного, не знающего жизни юноши до короля Грааля.

Тронный зал

На самой большой, центральной картине Певческого зала запечатлён кульминационный момент легенды, когда Парцифаль впервые попадает в замок Грааль.

Королевские покои

Резные дубовые панели, массивная деревянная мебель и расшитые шёлком портьеры (шторы) присутствуют во всех комнатах, составляющих королевские покои — в спальне, часовне, столовой, гостиной, рабочем кабинете.

Королевские покои

Весьма примечательна королевская опочивальня, выполненная в неоготическом стиле. Она изобилует резными украшениями и орнаментами, над изготовлением которых трудились 14 мастеров в течение 4,5 лет. На стенах висят картины, повествующие о трагической любви Тристана и Изольды. Оформление гостиной пронизывает лебединый мотив, её интерьер подчинён единому замыслу — легенде о Рыцаре-Лебеде.

Гостиная

Нойшванштайн — сказка с грустным концом

Дворец замка Нойшванштайн стал излюбленной резиденцией Людвига II. Но счастье короля длилось недолго: прожив в Нойшванштайне всего 170 дней, он был взят под домашний арест и перевезен в замок Берг. Врачи объявили Людвига II «неизлечимо душевнобольным», обвинив его в фанатичном увлечении Вагнером и в том, что он потратил огромное количество денег на строительство «никому не нужных» замков и влез в долги.

Замок

Schloß Neuschwanstein

Страна Германия
Сайт Официальный сайт

Координаты : 47°33′27″ с. ш. 10°45′00″ в. д.  /  47.5575° с. ш. 10.75° в. д. (G) (O) (Я) 47.5575 , 10.75

История строительства

Строительные работы в замке (1882-1885)

Трудно себе представить, с какими проблемами тогда приходилось сталкиваться и какое количество стройматериала требовалось. Один только производитель цемента, Якоб Ланг из Шонгау, поставил в 1872 году не менее 9000 центнеров цемента . В том же году фирма «Унхох» поставила 184500литров извести .На 1879/80гг. существует статистика по использованию строительного материала: 9300 центнеров мрамора из Зальзбурга 91000 центнеров нюртингского песчанника 400000 кирпичей 3600 кубометров песка 12000 центнеров цемента 1000 центнеров древестного угля 2050 кубометров досок (на леса). Песчаник для портала и эркера был привезён из Нюртингена земли Вюртемберг. Для окон, выступов свода, колонн и капителей применялся мрамор из-под Зальцбурга . Огромное количество стройматериала поднимали с западной стороны здания в вагонетках с помощью крана, работающего на паровой тяге. Их доставляли и устанавливали в нужном месте с помощью специальной системы подъёмных блоков. Строительные машины уже тогда ежегодно проверялись на безопасность и надёжность «Баварской ревизионной комиссией по паровым котлам», из которой вышло сегодняшнее Объединение технического надзора (TÜV). В 1880 году на стройке было занято 209 плотников, каменотёсов и подсобных рабочих. После смерти короля(в 1886 году) все строительные работы были приостановлены. Третий этаж замка и рыцарское помещение не были достроены. Главная башня замка с церковью, высотой 90 м, которая должна была возвышаться над всеми строениями, не была построена вообще. Не была закончена и западная терраса, которая должна была вести к незаконченной купальне .

Внутреннее убранство

Тронный зал (почтовая открытка, конец XIX века)

Идею вартбургских залов, Праздничного и Песенного, Людвиг II воплотил в зале певцов. Король обязательно хотел построить этот зал, поэтому сам замок Нойшванштайн выстроен как бы вокруг данного зала. Многочисленные настенные полотна иллюстрируют мотивы из легенды о Парцифале , вдохновившей Вагнера к созданию своего сценического произведения. В период жизни короля зал певцов никак не использовался. Лишь в 1933 году, в 50-ю годовщину со дня смерти композитора Рихарда Вагнера и вплоть до начала войны в 1939 году в замке проводились праздничные концерты. В 1969 году было принято решение возобновить концерты, которые можно посетить и сегодня.

Несмотря на то, что тронный зал не был завершён, он является, без сомнения, самым впечатляющим. В нём король хотел воспеть милость Бога. Базиликоподобная закладка со специальной нишей для трона должна была говорить о религиозной связи между Богом и королём. Полотна Вильгельма Хаусшильда над пустым тронным местом изображают шесть королей, причисленных к святым. Завершается ниша изображениями Христа, Марии и Иоанна. Справа и слева, рядом с мраморной лестницей, изображены 12 апостолов - носителей Божией воли. Особенно красивым в этом зале является мозаичный пол работы Детона из Вены . На его поверхности виден небесный шар с изображениями животных и растений. Колонны нижней и верхней части тронного зала сделаны из искусственного мрамора. Нижняя часть колонн - пурпурного цвета, верхняя часть сделана из искусственного лазурита .

Вид с Мариенбрюке

В интерьере замка главную роль играют иллюстрации к операм Вагнера и старинным германским легендам. Лебединый мотив - то, чем пронизана вся архитектура и художественные украшения замка. Лебедь - геральдическая птица старинного рода графов Швангау - преемником этого рода считал себя отец Людвига, Максимилиан II Баварский.

На Нойшванштайн открывается красивый вид с ближайшего моста Мариенбрюке.

В тумане

Культурные аллюзии

Открытка 1890 года

Музей

В настоящее время замок является музеем. Посещение возможно только в составе группы (при этом выдаются автоматические аудиогиды на различных языках, включая русский). Для посещения замка необходимо купить билет в билетном центре (желаемое время можно согласовать на сайте центра) и подняться к замку на автобусе, а также пешком или на конной упряжке. Единственный человек, который "проживает" в замке на данный момент и является его хранителем, - это сторож.

Примечания

Литература

Ссылки

  • Официальный сайт (нем.) (англ.) (фр.) (итал.) (исп.)


Прекрасный баварский замок Нойшванштайн — один из самых посещаемых в Германии. Нойшванштайн входит в десятку самых красивых подобных сооружений мира и считается одним из самых романтичных мест. Замок построен на скале высотой 92 метра и гармонично вписывается в сказочной красоты местный пейзаж.

Чудо Света, жемчужина Баварских Альп — так нередко называют это сооружение. Название Нойшванштайн (Neuschwanstein) в точном переводе означает «Новый лебединый утес». Людям с богатым воображением изящный белый силуэт строения напоминает лебедей. Замком Нойшванштайн считать вообще-то неверно. Это дворец, не имеющий никакого оборонного значения.

Всем знаком логотип мультипликационной компании Уолта Диснея, на котором изображены очертания Нойшванштайна. Именно этот замок стал прообразом замка Золушки, и потому многими называется сказочным. Стройный, устремленный ввысь белокаменный дворец венчают изящные островерхие башни с бойницами и арочными балконами. Высота главной башни составляет 80 метров.

От билетных касс в Швангау вверх к замку Нойшвайнштайн можно пройти пешком по живописной дороге, расстояние около 2 километров. Но можно доехать на автобусе, билет туда-обратно стоит 2,60 евро. Аттракцион не для слабонервных, надо отметить. По довольно сложному серпантину водитель несется с большой скоростью. К услугам туристов также конные экипажи, пользующиеся популярностью.

Из огромных узорчатых окна замка открываются прекрасные виды на окрестные пейзажи и замок Хоэншвангау.

Самые красивые виды на сам замок открываются с моста Марии.

За замком видно искусственное озеро Форгензее. Лучшие фото замка Нойшванштайн можно сделать отсюда, или поднявшись на гору по так называемой Королевской тропе, начинающейся сразу за мостом.

Мост Марии (Мариенбрюке) переброшен через ущелье Пеллат на высоте 92 метра. Все любуются 45-метровым водопадом, который сверху совсем не кажется большим.

Мост назван в честь матери Людвига Второго - Прусской кронпринцессы Марии Фридерики. Первоначально мост был деревянным, а в 1866 году его заменили на металлические конструкции.

Когда-то Людвиг в одиночестве любовался отсюда своим замком, а в наши дни на мосту просто не протолкнуться. Мост увешан замочками любви. Логика тех, кто это делает, совершенно непонятна. Замок очень красив, но с ним не связаны никакие романтические истории. Людвиг считался самым красивым монархом своего времени, но женщин избегал, категорически не желал жениться и продолжать свой род, предпочитая проводить время в уединении со своими мечтами и красивыми юношами. Хотя, считается, что король всю жизнь был влюблён в свою кузину, австрийскую императрицу Елизавету, известную под именем Сисси. Однозначно, король Людвиг был человеком противоречивым и странным.

Фантазии Людвига начались еще в детстве, которое он провел в фамильном замке Хоэншвангау, обильно украшенном фресками с сюжетами из средневековых легенд. Сказки в детстве принцу рассказывал сам Ганс-Христиан Андерсен, специально приглашаемый для этого родителями. Так, в сказках, король и прожил всю свою жизнь, получив в том числе прозвище «сказочный король».

Геральдическим символом графского рода Швангау был лебедь. Изображения лебедей окружали обитателей замка. Так Людвиг II погрузился в свой мир, главным в котором был рыцарь Лебедя Лоэнгрина. В 1861 году Людвиг побывал на опере Вагнера «Лоэнгрин», сюжет оперы зародил в голове юного принца идею постройки сказочного замка. После восшествия на престол в 1864 году Людвиг II стал покровительствовать Рихарду Вагнеру, дав ему неограниченные возможности для творчества.

В 1869 году на месте руин старинных фортов на горе Югенд начали строить «Новый замок Хоэншвангау». «Прекраснейшее место из всех, что можно найти. Здесь я построю замок в стиле старых немецких рыцарских крепостей», — писал Людвиг любимому композитору. Известное всем название «Нойшванштайн» замок получил после смерти короля.

Король лично руководил проектом, постоянно внося в него изменения. Намеченный трехлетний срок постоянно увеличивался из-за невероятных трудностей строительства на скале. Работы по строительству замка были завершены лишь в 1883 году. Из 360 комнат окончательно были закончена отделка лишь 14.

В оформлении интерьеров замка превалируют изображения лебедей в самых различных вариантах. Лебеди на стенах и потолках, на лестницах и переходах, резные, каменные, рисованные, металлические, стеклянные. В замке есть Тронный зал, но трона в этом зале нет, его не успели изготовить до смерти короля. Работы над спальней короля велись более 4 лет, резная деревянная кровать представляет из себя настоящее произведение искусства.

Настенные росписи многих помещений выполнены по мотивам вагнеровских опер. Четвертый этаж целиком занимает зал певцов, он полностью украшен изображениями персонажей опер Вагнера.

Замок Нойшванштайн строили в средневековом стиле, но с современным комфортом. Здесь имелось воздушное центральное отопление, холодное и горячее водоснабжение, канализация, телефонные аппараты и электрические звонки и электроподъемники.

«Я хочу всегда оставаться тайной, как для себя, так и для других», — так сказал сам о себе молодой король. Он так и остался тайной для потомков, по сей день его кто-то считает романтиком, а кто-то безумцем. Современники в конечном итоге все-таки склонились к второму, прозвав короля Людвигом Безумным. Отчасти безумным короля называли из-за огромных трат на строительство замка, ведь «Игрушки короля» обходились казне именно в безумную сумму. Помимо замка Нойшванштайн Людвиг воздвиг еще 2 замка. Лидергоф и Герренхиимзее, каждый по своему прекрасен и потребовал огромных средств.

С 1875 года Людвиг II вел странную жизнь, отправляясь по ночам на прогулки в горы и переодеваясь в историческую одежду. При свете Луны он декламировал любимого Шиллера, за что его стали называть «лунным королём». Во всех помещениях Нойшванштайна вечером зажигали свет, чтобы король мог издали любоваться своим сказочным замком. В июне 1886 года психиатры официально признали короля душевнобольным, он был отстранен от престола. Через 3 дня после этого Людвиг ушел на прогулку с личным врачом, и больше их живыми не видели. Тела позже нашли в озере Штарнбергзее.

Через 2 месяца после смерти короля Людвига II замок Нойшванштайн был открыт для платных посещений. В первую очередь такое решение принималось, чтобы погасить кредиты умершего. Через 12 лет долги Людвига Безумного были выплачены, а замок и по сей день приносит ощутимый доход в казну страны. Достраивать замок не стали, в нем в том числе должна была быть еще одна башня, выше существующей.

Посетить замок Нойшванштайн можно только с экскурсией. Когда на установленном при входе табло загорается номер группы, указанный на билете, можно проходить через турникет, приложив к сканеру билет с штрих-кодом. Группы уходят летом каждые 5 минут. Зимой и осенью реже.

В течение года замок посещают около 1,3 миллиона туристов. А король Людвиг мечтал тут уединиться…

Известняковые фасады замка регулярно реставрируют. В день нашей поездки тоже активно шли работы.

В годы Второй Мировой войны замок Нойшванштайн дополнительно оброс тайнами. По слухам здесь находился идеологический гарнизон третьего рейха, занимавшийся изучением оккультизма. Историки считают, что в замке Нойшванштайн могло находиться золото Рейхсбанка, которое, возможно, утопили в близлежащем озере.

С 1970 года каждый сентябрь в замке Нойшванштайн проходит Вагнеровский фестиваль, на котором звучит любимая музыка короля Людвига II.

Мы не побывали внутри, но внешне замок Нойшванштайн впечатляет невероятно. Он огромен, но грациозен и изящен одновременно. Романтичен ли? Не уверена… Баварский король Людвиг Второй был редкостным красавцем, но избегал женщин и вообще людей. Король неумеренно пил коньяк и шампанское, страдал галлюцинациями, прячась здесь в своих фантазиях от реального мира. Считается, что замок Нойшванштайн воплотил в жизнь романтические мечты короля Людвига, а они были романтическими? Этот прекрасный замок, построенный в романтическом стиле — дом безумного затворника, и оттого, скорее, грустен и трагичен, а не романтичен, хотя и необыкновенно красив, каким был и сам лунный король Людвиг…



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники