Наш яблоневый школьный сад. Яблоневый сад: современные технологии Яблоневый сад паспорт

В известняковом карьере

Экологический паспорт

2016 г.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Страховская средняя общеобразовательная школа

имени В.Д.Поленова» (дошкольные группы)


301003, Тульская область, Заокский район, поселок Ланьшинский, ул.Школьная, д.1 Телефон:8-487-343-38-36

Общее количество детей, посещающих дошкольные группы в 2016 г - 24, по проекту – 42.

Общее количество персонала - 18 человек.

Количество разновозрастных групп - 2.

Кадровый состав дошкольных групп: старший воспитатель, воспитатели - 3 человека, помощники воспитателей - 3 человека, музыкальные работники - 1 человек, инструктор по физкультуре – 1 человек.

    3.3. Кабинет природы

    В школе оформлен центр познавательной деятельности, в котором есть опытнический центр, оборудованный всем необходимым материалом и оборудованием для проведения элементарных экспериментов, опытов по ознакомлению с объектами живой и неживой природы. В нем имеется центр воды и песка. В опытнической зоне располагаются различные материалы: ракушки, камни, семена, кора, листья различных растений, дидактические пособия, природные карты России и мира, глобус, микроскопы, в том числе электронный. Есть все необходимое для разведения комнатных и садовых цветов. Кабинет природы оснащен необходимым оборудованием для ознакомления детей с природой:

    В обеих группах стоят различные комнатные растения, представляющие собой многообразие формы растения, листьев, цветов. Наиболее распространенные растения в группах: фикус Бенджамена и каучуконосный, африканская лилия, сингониум, хойя, лиственные бегонии, плющ, гибискус, традесканция, пеларгония.

    3.4. Историко-краеведческий музей

    Огромным подспорьем в решении экологических задач воспитания является школьный историко-краеведческий музей у чреждения, в котором собраны прекрасные образцы ископаемых организмов, минералов, много фотографий и другого наглядного материала о родном крае и странах мира. Экспонаты музея неизменно вызывают у детей любого возраста большой интерес. Руководитель музея – историк с большим опытом педагогической и краеведческой работы и энтузиаст. Постоянные экспозиции музея:

    • Коллекция палеонтологических окаменелостей

      Коллекция полезных ископаемых

      Историческая флора и фауна Заокского района

      Предметы быта русского народа



    4 . Влияние ДОУ на окружающую среду.

    Коллектив учреждения старается, чтобы не только дети, но и взрослые были экологически грамотными, поэтому все работники детского сада ежемесячно информируются об использовании и экономии воды и электроэнергии. Поддерживая территорию школы и вокруг него в надлежащем порядке, мы тем самым задаем ориентиры всему поселку.

    4.1. Использование воды.

    В школе используется вода из местной скважины, которая расходуется на приготовление пищи и питья, мытье посуды, мытье игрушек, уборку групповых комнат, служебных помещений и коридоров, мытье рук и лица, полоскание рта, полив клумб и огорода. Все водопроводные краны, санузлы работают исправно, в случае поломки сразу же осуществляется ремонт. Для экономии воды при поливе клумб и грядок с помощью родителей поставили под крышей школы бочки для сбора дождевой воды.

    4.2. Использование энергии.

    В школе используются экономлампы и лампы дневного света, лампы для уличного освещения ДРЛ, электроплита. Коллектив следит за экономией электроэнергии в течение всего дня. Экономится электроэнергия и за счет больших пластиковых окон, за счет стеклянных дверей центрального входа.

    4.3. Отопление

    В школе существует собственная модульная котельная, поэтому мы можем регулировать температурный режим по своему усмотрению.

    4.4. Отходы.

    Отходы в школе делятся на: пищевые; упаковочные (банки, коробки, веревки); строительные (обрезки досок, плитка); хозяйственные (лампы накаливания, сантехника); за день выбрасывается до 8 кг отходов. Часть упаковочной тары, стройматериалов идет на вторичную обработку для изготовления реквизита и поделок.

    4.5. Бытовые химические вещества.

    Санитарно-гигиеническая обработка помещений учреждения осуществляется с использованием кальцинированной соды, «Санитарный», «Прогресс», хлоросодержащим дезинфицирующим средством «Жавелар, имеются памятки по использованию данных средств. Также используются стиральные и моющие порошки, туалетное мыло для мытья рук; «Пемолюкс», «Пемоксоль» - для чистки сантехники (раковин, унитазов). Дезинфекция помещения, борьба с грызунами, тараканами и насекомыми производится районной СЭС на договорной основе. Для обеззараживания помещений групп используется облучатель.

    5. Профессиональная и методическая подготовка

    5.1. Программы, методики, дидактические материалы.

    В дошкольных группах работает опытный коллектив воспитателей (бывших педагогов) и специалистов, которые используют в своей работе основную общеобразовательную программу дошкольного образования учреждения, которая построена в соответствии с требованиями ФГОС. Основная общеобразовательная программа: " От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В работе по экологическому воспитанию как вариативной части нашего учебного плана используем программу С.Николаевой «Юный эколог».

      Для реализации задач экологического развития детей в ДОУ имеется необходимое методическое обеспечение. Литература разделена на 3 раздела: методическая литература, литература для детей, литература для родителей. Имеется необходимое количество дидактических пособий для занятий познавательной деятельностью. Методические и дидактические пособия постоянно увеличиваются за счет приобретений воспитателей, подарков родителей и за счет собственноручного изготовления.

    5.2. Организация профессиональной и методической подготовки педагогических кадров.

    Педагоги дошкольных групп постоянно повышают свой профессиональный уровень, в том числе по вопросам экологического образования дошкольников.
    Повышение педагогического мастерства в ДОУ проходит в разных формах: через семинары, педсоветы, консультации, дистанционные курсы, сайты интернета, методические пособия. Воспитатели, бывшие учителя общеобразовательной школы, широко образованные сотрудники.

    5.3. Основные направления работы.

    С детьми в течение года проводятся экологические занятия, ежедневные наблюдения на прогулках. Дети ухаживают за растениями, животными (у нас живет виноградная улитка, волнистый попугайчик, водная черепаха, морская свинка, декоративный кролик), весной выращивают рассаду на цветники, сажают лук-репку, семена гороха, высаживают рассаду цветов на клумбы, поливают посадки, собирают на зиму траву питомцам, зимой подкармливают птиц и белок. Некоторые проекты долговременные, длятся весь год (например, проект по выращиванию цветов на клумбах «Цветущая красота своими руками»), тем самым дошкольники всех возрастов принимают посильное участие в создании красивой территории, обучаются приемам работы с землей, семенами и цветами, учатся бережному отношению к живому.

    6. Работа с родителями.

    Родители принимают участие в подготовке праздников и выступают в качестве актеров, участвуют в выставках, изготавливают кормушки для птиц и белки, скворечники, украшают территорию деревянными изделиями. Так, в течение 2014 – 2015 года мы получили в дар 3 кормушки, 5 деревянных грибков и 4 стула, 3 скамейки. В 2015 сотрудниками школы и родителями был построен домик и вывешены 2 скворечника. Есть очень активные родители, постоянно взаимодействующие с воспитателями, которые снабжают группы пособиями, игрушками, посадочным материалом и т.д., тем самым оказывая необходимую материальную помощь. В 2015 году родители приняли участие в проекте «Народный бюджет-2016» по устройству новой дорожки на территории школы.


    7. Выводы.

    Растительный и животный мир территории дошкольных групп и прилегающей территории в поселке Ланьшинском очень разнообразен и используется в целях экологического образования. Необходимо продолжить окультуривание территории школы. важной задачей представляется замена ограждения школы.

[email protected]

МКОУ Половино-Черемховская СОШ им. В. Быбина

Детское общественное объединение «Исайкина заимка»

Проект «Наш яблоневый сад»

и Грибова Елизовета

Руководитель проекта : Чистова

Татьяна Степановна,

учитель русского языка,

руководитель ДОО «Исайкина заимка»

Обоснование проекта.

В МКОУ Половино-Черемховская СОШ Тайшетского района много лет действует детское общественное объединение краеведческой направленности «Исайкина заимка». Сфера деятельности отряда широка. Имеются навыки и экологической работы, и лесоводства. Мы с успехом участвовали в общероссийских, региональных, районных, местных экологических акциях: «Зелёная Россия», «Больше кислорода!», «Будущее Прибайкалья», «Чистое село» и др.

Но основная наша забота – сохранение истории родной школы, села, района. В архиве общественного объединения есть воспоминания учащихся 50-60 годов о работе кружка юных натуралистов, об опытнической работе в школьном саду, цветнике. Замечательный плодовый сад на пришкольном участке помнят многие жители села Половино-Черемхово. До прошлого года жива была одинокая дикая яблоня на месте бывшего сада, но и она засохла: то ли от обиды, то ли от старости…

Мы изучили историю вопроса.

В 50-ые годы в Сибири стали активно разводить сады. Такова была политика партии и правительства. Да и народ после страшной войны стремился жить благополучнее, красивее, богаче. Появились новые районированные сорта плодово-ягодных культур, морозостойких, обильно плодоносящих. Прекрасный сад был заложен и в нашей школе в 1950 году. Биологию преподавала Соломина Надежда Ивановна. Эта неутомимая труженица и энтузиастка сумела сделать своими сподвижниками и директора школы, и школьный коллектив, и комсомольцев села. Дружно трудились над расчисткой участков. Заложили три отдельных сада: с плодовыми деревьями (в основном яблони сибирских сортов), с плодово-ягодными кустарниками (слива, вишня, черешня, черёмуха, смородина, малина) и цветник. Огород жил отдельно. В начале 60-ых годов сад уже хорошо плодоносил. Сад был гордостью школы. Но строительство нового здания школы в 80-ых годах погубило эту красоту: снесли здание старой школы, расчистили огромную строительную площадку, яблони попали под нож бульдозера.

Сад остался только на черно-белых фотографиях из школьного архива. Рассматривая эти фотографии, мы как-то пришли к мысли, что историю ведь можно и возродить!

И мы решили вырастить новый школьный яблоневый сад.

Школьный сад – неотъемлемая часть истории школы, ее наследие. Данный проект позволяет учащимся, педагогам, родителям прикоснуться к историческому прошлому школы, ее настоящему и будущему. Работа в этом проекте дает возможность сформировать и проявить патриотические качества, активную жизненную позицию и развить у ребят способности художников, дизайнеров, садоводов, исследователей.

Проект «Яблоневый сад» направлен на решение экологических, педагогических и социальных проблем. Проект долгосрочный – срок реализации не ограничен временными рамками.

Цель: заложить и вырастить яблоневый сад на пришкольном участке; создать условия для экологического воспитания и образования, повышения социальной активности учащихся через включение их в практическую деятельность по оформлению пришкольной территории.

Задачи:

Прикоснуться к историческому прошлому школы, ее настоящему и будущему;

Изучить экологию и биологию яблоневых деревьев;

Отработать технологию посадки плодовых деревьев и ухода за ними;

Высадить саженцы районированных сортов;

Высадить дички, выращенные из семян на пришкольном участке, с целью дальнейшего подвоя на них черенков сортовых яблонь;

Запланировать опытническую работу для дальнейших исследований;

Проводить пропагандистскую работу по итогам своей деятельности;

Воспитание чувства прекрасного по отношению к природе родного края, трудолюбия;

Воспитание общей культуры населения, толерантности;

Развитие творческого мышления, навыков исследовательской работы, коммуникативных умений, умения планировать и анализировать свою деятельность, прогнозировать варианты последствия своих действий.

Идея проекта: Закладка школьного яблоневого сада.

Возрождение традиции школьного садоводства.

Основные этапы проекта, механизм реализации:

1 этап (2014-2015 гг.): знакомство с технологией посадки плодовых деревьев и ухода за ними. Выбор участка для посадки сада. Выяснение качеств почвы. Консультация со специалистами и опытными садоводами села.

2 этап (2015-2016 гг.): подготовка участка для яблоневого сада. Уборка мусора. Подготовка посадочных ям. Высаживание саженцев и дичков в грунт и последующий уход за ними. Планирование опытнической работы.

3 этап (2016-2017 гг.): прививка подвоев районированных сортов яблонь различными методами. Уход и наблюдение за ними. Начало опытнической работы по изучению методов прививок.

Подведение промежуточных итогов реализации проекта на каждом этапе.

Методы исследований:

- Метод изучения литературных источников. Чтение и анализ печатных материалов по интересующему вопросу. Использование полученных знаний для планирования собственной исследовательской и практической деятельности. Работа с архивными фондами школы (изучение архивных материалов, официальных документов, статистических данных).

- Метод наблюдения. Проведение фенологических наблюдений, учитывая продуктивность растений, оценивая декоративность растений, определяя устойчивость растений к болезням, неблагоприятным погодным условиям.

- Метод анализа и обобщения. Анализ данных наблюдений и обобщение материала в форме таблиц и схем с тем, чтобы реализовать материалы исследований в практической деятельности.

- Использование материалов поисковой работы в деятельности будущего школьного музея.

Инициативная группа проекта : участники ДОО «Исайкина заимка».

Целевая группа проекта: ученики и учителя МКОУ Половино-Черемховская СОШ.

Социальное партнёрство: МО Половино-Черемховская сельская администрация, Управление образования Тайшетского района (ЦТР и ГО «Радуга» Станция юных натуралистов), ООО «Сибирский садовод»

(с. Малиновка Черемховского района).

План по реализации проекта:

Ответственный

Исполнители

Создание инициативной группы по планированию, подготовке и реализации проекта.

Чистова Т.С. руководитель ДОО

Переговоры с администрацией школы и села по отведению участка земли под сад. Выяснение качеств почвы. Консультация с опытным местным садоводом Калягиной Г. В.

ДОО «Исайкина заимка», учитель биологии

Знакомство с технологией посадки плодовых деревьев и ухода за ними.

Консультации с учителем биологии Севериной А.Л.

ДОО «Исайкина заимка»

Подготовка участка для яблоневого сада: уборка мусора, выравнивание и прикатка почвы

ДОО «Исайкина заимка»

10-11 классы

Закупка саженцев, выращивание из семян дичков.

Чистова Т.С. руководитель ДОО, Северина А.Л., учитель биологии

Учащиеся 5-6 классов

Подготовка посадочных ям. Высаживание саженцев и дичков в грунт и последующий уход за ними.

ДОО «Исайкина заимка»

Учащиеся 7-8 классов

Презентация проекта в сельском доме культуры и на летней оздоровительной площадке.

ДОО «Исайкина заимка»

Введение в систему дополнительного образования школы кружка юных биологов или натуралистов. Оптимизация экологической работы в школе

(план работы см. приложение)

Учитель биологии

5-11 классы

Планирование опытнической работы.

Учитель биологии

6-10 классы

Прививка подвоев районированных сортов яблонь различными методами. Уход и наблюдение за ними. Начало опытнической работы по изучению методов прививок.

Учитель биологии

Кружок биологии

Подведение промежуточных итогов реализации проекта.

На каждом этапе.

Чистова Т.С., руководитель ДОО

ДОО «Исайкина заимка»

Ожидаемый результат.

Теоретическая и практическая значимость данного проекта огромна. Мы считаем, что результаты работы по возрождению традиции школьного садоводства могут быть использованы для решения задач экологического и нравственного воспитания не только детей, но и взрослых.

В результате работы над проектом будет заложен школьный сад, отработана технология посадки яблоневых деревьев, высажены саженцы и дички на пришкольном участке, заложена опытническая работа.

Данная работа имеет благоприятные перспективы, связанные с изменением дизайна школьного двора, возрождением традиций школьного садоводства.

Мы, авторы проекта, уверены, что, овладев методами выращивания яблоневых деревьев, школьники и взрослые, жители сибирского села, не остановятся только на пришкольном участке. Вырастив яблоню в школе, каждому захочется проделать то же самое и у себя дома. Ведь все это можно сделать без особых затрат и приспособлений.

Хочется надеяться, что проблема по возрождению традиций сибирского садоводства не оставит равнодушными наших земляков. К движению за красоту и богатство родного края присоединятся еще многие школьники и взрослые любители природы, благодаря которым будет расцветать наша благодатная Тайшетская ЗЕМЛЯ!

Возрождая школьный сад, мы возрождаем свою духовность.

Литература: 1. «Азбука садовода»

2. Гончарова Л.А. «Сибирские яблони»

3. Кичина В.В. «Колонновидные яблони»

2. Серова Е.Н. «Яблоня»

Приложение 1. План экологической работы (ежегодный)

п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Заседание инициативной группы по планированию, подготовке и реализации проекта

Администрация школы

Операция «Школьный двор». Организация и проведение экологических субботников

Ежегодно

Классные руководители

Экологическая акция «Мы за чистое село»

Ежегодно

Конкурс декоративного творчества из природного материала «Хочу с природою дружить»

Ежегодно, сентябрь, март

Учитель технологии

«Живая природа» - читательская конференция

Ежегодно, октябрь

Библиотекарь

Викторина «Знаешь ли ты землю Тайшетскую?», посвященная Дню Земли

Ежегодно, февраль

Учитель истории

Школьная эколого-краеведческая конференция «Тропинками родного края»

Ежегодно, октябрь

Театрализованное представление «Все живое должно жить» в рамках празднования Дня Земли

Ежегодно, апрель

Зам. директора по ВР

Эколого – биологический эрудит-аукцион «Цветы – земной красы начало»

Ежегодно, июнь

Начальник летней оздоровительной площадки

Конкурс экологической фотографии «Природа глазами детей»

Ежегодно, ноябрь

Старшая вожатая

Высадка саженцев деревьев (любых) выпускниками текущего года

11 и 9 классы

День экологической культуры, посвященный Дню экологического образования

Учитель биологии

Праздник, посвященный Всемирному дню воды:

Вода – удивительное вещество;

Вода – вокруг нас;

Вода – знакомое, загадочное, необъяснимое;

Акция “Голубая струйка” (борьба за экономию пресной воды)

Классные руководители

Проведение экологических акций и операций:

- «Посади дерево»;

- «Река моего детства»;

- «Живи, родник»;

- «Чистые берега»;

- «Клумба нашего двора»;

- «Помоги птицам зимой»

В течение года

Подведение промежуточных итогов реализации проекта

Постоянно

Оргкомитет

Приложение 2. Смета проекта:

Наименование расходов

Источник финансирования

количество

МО Половино-Черемховская сельская администрация

Обоснование проекта.
Проект «Наш школьный яблоневый сад» направлен на решение экологических, педагогических и социальных проблем. Проект долгосрочный – срок реализации не ограничен временными рамками.
Идея проекта:
Закладка школьного яблоневого сада.
Зарождение традиции школьного садоводства.
Основные этапы проекта, механизм реализации:
1 этап (осень 2017г): знакомство с технологией посадки плодовых деревьев и ухода за ними. Выбор участка для посадки сада. Выяснение качеств почвы. Консультация со специалистами и опытными садоводами села.
2 этап (апрель-май 2018г): подготовка участка для яблоневого сада. Уборка мусора. Подготовка посадочных ям. Высаживание саженцев и дичков в грунт и последующий уход за ними. Планирование опытнической работы.
3 этап (май 2018г; далее в течение нескольких лет): прививка подвоев районированных сортов яблонь различными методами. Уход и наблюдение за ними. Начало опытнической работы по изучению методов прививок.
Подведение промежуточных итогов реализации проекта на каждом этапе.

Методы исследований:
- Метод изучения литературных источников. Чтение и анализ печатных материалов по интересующему вопросу. Использование полученных знаний для планирования собственной исследовательской и практической деятельности.
- Метод наблюдения. Проведение фенологических наблюдений, учитывая продуктивность растений, оценивая декоративность растений, определяя устойчивость растений к болезням, неблагоприятным погодным условиям.
- Метод анализа и обобщения. Анализ данных наблюдений и обобщение материала в форме таблиц и схем с тем, чтобы реализовать материалы исследований в практической деятельности.
Инициативная группа проекта: педагоги и работники ОО
Целевая группа проекта: обучающиеся, педагоги и работники ОО
Социальное партнёрство: территориальный отдел Газопроводский администрации г.о.Луховицы
Ожидаемый результат.
Теоретическая и практическая значимость данного проекта огромна. Мы считаем, что результаты работы по зарождению традиции школьного садоводства могут быть использованы для решения задач экологического и нравственного воспитания не только детей, но и взрослых.
В результате работы над проектом будет заложен школьный сад, отработана технология посадки яблоневых деревьев, высажены саженцы и дички на пришкольном участке, заложена опытническая работа.
Данная работа имеет благоприятные перспективы, связанные с изменением дизайна школьного двора, зарождением традиций школьного садоводства.
Мы, авторы проекта, уверены, что, овладев методами выращивания яблоневых деревьев, школьники и взрослые, жители деревни, не остановятся только на пришкольном участке. Вырастив яблоню в школе, каждому захочется проделать то же самое и у себя дома. Ведь все это можно сделать без особых затрат и приспособлений.
Хочется надеяться, что проблема по зарождению традиций садоводства не оставит равнодушными наших земляков. К движению за красоту и богатство родного края присоединятся еще многие школьники и взрослые любители природы, благодаря которым будет расцветать наша благодатная Луховицкая ЗЕМЛЯ!
Зарождая школьный сад, мы возрождаем свою духовность

Елена Беляева
Экологический паспорт участка детского сада

Экологический паспорт участка

МБДОУ детского сада №36 «Алёнка» общеразвивающего вида п. Фряново ЩМР МО

Растительный мир.

На территории детского сада представлены различные жизненные формы растений : деревья, кустарники, травянистые растения.

Деревья : клён, яблоня, берёза и т. д.

В отдельных местах кустарники образуют живую изгородь.

Травянистые растения : ромашка пахучая, подорожник большой, одуванчик лекарственный, мать-и-мачиха, крапива.

Животный мир.

На участке детского сада встречаются : вороны, галки, воробьи, снегири, сороки, грачи, скворцы, голуби; различные виды насекомых - бабочки, жуки, мухи, комары, осы, шмели, муравьи и пауки.

Программы и методики.

В работе используются следующие программы : С. Н. Николаевой "Юный эколог ", " От рождения до школы. Программа воспитания и образования в детском саду "/Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Используемая методическая литература.

С. Н. Николаева "Юный эколог ";

С. Н. Николаева "Эколог в детском саду ";

Н. А. Рыжова "Экологическое воспитание в детском саду ";

С. Н. Николаева "Экологическое воспитание дошкольников";

С. Н. Николаева "Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве ";

"Животный мир", энциклопедия;

Большая энциклопедия для дошкольника

Дидактические материалы. Экологические игры :

"Четвертый лишний"; "Найди по описанию"; "Лесная школа";"Садовод";

"Как зовут тебя, деревце?"; "Дары природы";"Зверята";"Найди лишнего";

"Собери картинку"; «С какого дерева листок» , «Лишний предмет» , «Грибы, овощи, фрукты» .

Лото :

"Времена года"; "Ассоциации"; "Растения";"Двойняшки";"Кто где живет?";

"Соседи по планете"; "Родная природа". «Где что растет» ,

«Что за птица» , «Какое время года» , «Магазин “Семена”» ,

«Вершки и корешки» , «Зоологическое лото» .

Клён- род древесных и кустарниковых растений семейства Сапиндовые, ранее помещался в семейство Клёновые. Широко распространён в Европе, Азии и Северной Америке.

Большинство видов клёна представляют собой деревья 10-40 м высотой, но среди них встречаются и кустарники 5-10 м высотой с рядом небольших веток, растущих от основания ствола.

Листья супротивные, у большинства видов дланевидные (пальчатые, с 3-9 жилками на каждой лопасти, одна из которых проходит посередине. Лишь у немногих видов листья сложно-пальчатые, сложно-перистые, с перистым жилкованием или без лопастей.

Плод представляет из себя двойную крылатку, распадающуюся на два односемянных невскрывающихся плодика, с двумя длинными (3,5-5,5 см) расходящимися под тупым углом или почти горизонтально крыльями, которые способны уносить семя на большое расстояние.

Клен– происходит от латинского ‘acer’ – острый (листья с острыми лопастями) .

Деревья или кустарники с опадающими, простыми, реже сложными, длинно черешковыми листьями. Красивый рисунок различных по форме листьев, яркая осенняя окраска, оригинальные соцветия и плоды, рисунок коры и окраска побегов – издавна привлекают к ним внимание людей. Почти все виды хорошие медоносы.

Народные приметы и поверья, связанные с кленом :

Клен (явор) – дерево, в которое после смерти или по злому колдовству может быть превращен человек. Возможно, это связано с тем, что кленовые листья похожи на кисти рук.

Между человеком и кленом, растущим перед его домом, существует несомненная связь. Пока живет человек, клен строен и высок, листья на его ветвях крупные и сочные. Умирает старый хозяин – и клен засыхает. Видимо в таких деревьях живут предки или близкие люди человека, после смерти покидающие осиротевшее место у дома. А с душой уходит и жизнь из клена, приютившего ее.

Ребенок, которого проденут сквозь клен, будет жить долго.

Еще в XIX в. это поверье в России пользовалось большой популярностью во многих сельских районах страны. Продевание производилось между ветвями клена, и таким образом продевали всех детей в деревне.

Согласно сербским поверьям, если сухой клен обнимет несправедливо осужденный человек, клен зазеленеет; если же к зеленеющему весной клену прикоснется несчастливый или обиженный человек, дерево высохнет.

Клен считался деревом-донором обладателем светлой магической силы.

Это дерево, которое помогает обрести душевное равновесие людям, несет успокоение, уверенность в себе, дерево внутренней силы и уравновешенности.

На Троицу, в день Божьего Тела и в другие праздники ветками клена украшали дома, хозяйственные постройки, ворота и др. Не украсить дом было большим грехом. Предки верили, что на праздник души умерших родственников прилетают к живым и прячутся в ветках.

Если ветви клена - все склонились в одну сторону, это признак того, что поблизости находится водяная жила.

Если клен весной выделяет сок - к потеплению;

Если у клена листья распускаются позже, чем у березы, - к сухому лету;

Если закапали "слезы" с клена - через несколько часов будет дождь.

Стихи про клён

Клён ты мой опавший, клён заледенелый…

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче что то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,

Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал березку.

Загадки про клён

Сучки рогатые,

Плоды крылатые,

А лист - ладошкой,

С длинной ножкой.

Под моей листвою пышной

Можно скрыться в летний зной.

Если "К" сочтете лишним,

Смысл получится другой.

Стану белым и пушистым,

Волокнистым, шелковистым,

Полотенце, простыня могут выйти из меня.

Стоит Антошка

В красной одёжке,

Под ветра свист

Гоняет лист.

Каждый год на нем с охотой

Вырастают вертолеты.

Жаль, что каждый вертолет

На всего один полет.

Поговорки про клён :

Клен да ясень - плюнь да сгасни (плюнь да наземь) .

Клен да береза, чем не дрова (прибавка : хлеб да вода, чем не еда)

Без ветра и лист клена не шелохнется.

Применение :

Сок клена вкусен, не уступает березовому – в старину из него выпаривали сахар.

Из его древесины изготовляют кларнеты, флейты.

У клена тяжелая и плотная древесина, крепкая и твердая. Умеренно усыхая, она мало разбухает и коробится. Раскалывается клен с большим трудом.

В древнем Новгороде клен был излюбленным материалом мастеров, изготовлявших ложки, ковши, резные и точеные сосуды.

Из него же изготовляли весла, рукоятки ножей, подшипники и другие ответственные детали простейших машин.

Такое широкое применение клена не случайно. Клен хорошо обрабатывается режущими инструментами. На древесине можно делать очень тонкие порезки. Причем срезы получаются четкими, чистыми и гладкими, с мягким глянцевым блеском. Благодаря плотности и равномерному строению древесины порезки на клене практически можно делать в любом направлении, почти не опасаясь сколов.

Художники-графики используют древесину клена в ксилографии (в гравюре на дереве) .

Из канадского, или сахарного, клена вырабатывают фанеру, порой с очень причудливым текстурным рисунком под названием «птичий глаз» .

Медицина :

В лечебных целях используют листья и побеги, сбор которых производят весной.

Настой и отвар листьев клена оказывают мочегонное, желчегонное, противовоспалительное, обезболивающее и ранозаживляющее действие.

Старинное народное средство лечения кашля : в 1 стакан горячего молока добавить 1 столовую ложку сока клена и выпить.

При порезе - прикладывают чистые измельченные листья клена к ране.

Яблоня (лат. Mlus) - род листопадных деревьев и кустарников семейства Розовые с шаровидными сладкими или кисло-сладкими плодами.

Род насчитывает 36 видов. Наиболее распространены : яблоня домашняя, или культурная, к которой относится большинство возделываемых в мире сортов, яблоня сливолистная, китайская, и яблоня низкая.

Многие виды яблони выращивают в качестве декоративных растений в садах и парках , используют в полезащитном лесоразведении. Все виды - хорошие медоносы. Древесина у яблони плотная, крепкая, легко режется и хорошо полируется; пригодна для токарных и столярных изделий, мелких поделок.

Стихотворения про яблоню

Зимою спит устало

Под снежным одеялом.

Весною белым цветом,

Как девица одета.

А с наступленьем лета

Подарки дарит детям.

Ее плоды сочны, вкусны.

Едят до самой до зимы.

Один бочок - зеленый.

Под солнышком взращенный.

Другой бочок горит огнем

И солнца луч играет в нем.

Детские смешные стихи про яблоко :

Е. Борисова

Яблоко с ветки, в траву упадет,

Яблоко с ветки, ёжик найдет.

Яблоко ёжик домой принесет.

Крошкам ежатам на терке натрет.

Т. Кунилова

Агу, агу, агушеньки!

Яблоко Андрюшеньке -

Прямо в руки -

Прыг-скок!

Ну-ка, съешь меня, дружок!

Круглобокое,

Краснощекое.

Д. Сиротин

Мне сказали :

«Яблоко – полезно,

Потому что много в нем железа!»

Ну, не знаю…

Я три штуки съела –

Ничего внутри не загремело!

Нехороший червячок

Отгрыз яблоку бочок.

Стало яблоко червивым,

Однобоким, некрасивым.

Жизнь испортил фрукту зверь.

Как же быть ему теперь?

А. Игнатова

На столе в стакане сок –Яблочный.

Выпекается пирог –Яблочный.

Аромат плывет в садах –Яблочный .

И румянец на щеках –Яблочный!

Кто румяней всех на свете?

Это яблоки и дети!

Яблочко в моем саду на ветке,

Словно зацепилось за сучок,

Налитое крепко соком терпким :

Ты его не трогай червячок!

Я его сниму, когда созреет

В светлый праздник - Яблоневый Спас,

Когда яблоня отяжелеет

Яблоками спелыми у нас.

Яблоко рисует дочь,

Вышло тёмное, как ночь.

– Яблоко красивое,

Почему же синее? –

Задали вопрос мы Алле.

Что в ответ мы услыхали?

– С веточки оно летело –

От ушиба посинело.

Синий цвет не просто так –

Это же большой СИНЯК!

Е. Еслина

Ирина Николаевна сегодня весела -

Нам яблоки красивые на полдник раздала.

Мы все хрустели громко,

Не ел лишь только Ромка.

Он яблоко красивое держал в своей руке,

Размачивал печенье он в теплом молоке -

Три зуба сразу выпали еще позавчера,

А яблоко красивое съест старшая сестра.

Считалка.

Катилось яблоко

Мимо сада ,

Мимо сада ,

Мимо града.

Кто поднимет,

Тот и выйдет.

Я - крепкое, хрустящее,

Чудо настоящее.

Жёлтое и красное

– Кожица атласная.

Самое румяное

Детям всем желанное! (яблоко)

Загляни в осенний сад

Чудо - Мячики висят.

Красноватый, спелый бок

Ребятишкам на зубок. (Яблоко)

Дорогой Червячок!

Ты не кушай мой бочок.

Я достанусь Ребятишкам.

Непоседам, Шалунишкам! (Яблоко)

Гляжу в оконце

На ветке Солнце.

Солнце красно-белое

Солнце очень спелое. (Яблоко)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки. (Яблоко)

Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь - гладко,

Откусишь - сладко. (Яблоко)

Воробьев причисляют к семейству воробьиных. Эти птицы небольшие по размерам, ведущие оседлый образ жизни. Иногда встречаются кочевые виды воробьиных, но это редкость. Особенность воробья – короткие ноги, которые позволяют передвигаться по земле, исключительно прыгая с места на место. Воробьиных часто соединяют с другими группами, при этом образуются новые семейства или ранги, либо напротив разбивают единое семейство на несколько подсемейств.

Внешний вид

Длина тела до 16 см, масса 23-35 г. Общая окраска оперения - сверху коричневато-бурая, ржавчинного цвета с чёрными пятнами, снизу беловатая или серая. Щёки белые, ушная область бледно-серая. Крылья с желтовато-белой поперечной полосой.

Питается в основном растительной пищей, лишь весной частично насекомыми, которыми также вскармливает птенцов.

В рацион воробья входят семена сельскохозяйственных культур, отбросы различных продуктов, которые он подбирает в человеческих поселениях, хлебные злаки в полях, ягоды вишни, смородины, винограда в садах , весной цветочные почки. При отсутствии поблизости полей вылетает кормиться на луга, опушки лесов и в степи, где собирает семена дикорастущих трав и насекомых.

Пословицы и поговорки

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь

Стреляного воробья на мякине не проведёшь

Стрелять из пушки по воробьям

Хоть и ростом воробей не обладает,

Но и то свое гнездо оберегает.

Осенью и воробей богат. - русская пословица

Воробей берет ношу по силам.

Верования и обряды

В христианстве - символ скромности, незначительности, а также непристойности и разврата.

У греков являлся атрибутом Афродиты и отождествлялся с Лесбией.

В Японии олицетворяет лояльность.

С. Я. Маршак

Где обедал воробей?

Где обедал воробей?

Где обедал, воробей?

В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решёткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлём поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

Божья коровка

Божьи коровки (лат. Coccinellidae) - семейство жуков, отличающееся тем, что лапки их кажутся трёхчленистыми, так как третий, очень маленький членик вместе с половиной четвёртого скрыт в борозде двулопастного второго членика.

Тело божьей коровки полушарообразное или яйцевидное, более или менее выпуклое. Голова короткая с 11, реже 10 членистыми сяжками, прикрепляющимися по бокам переднего края головы и могущими подгибаться под голову. Брюшко состоит из 5 свободных члеников.

У детей божья коровка считается существом весьма доверчивым. В России, Англии и Дании существует игра - ребёнок ловит божью коровку и читает ей стишок :

Принеси мне хлеба.

Чёрного и белого,

Только не горелого.

Божья коровка, полети на небо,

Там твои дети кушают конфетки,

Всем по одной,

А тебе ни одной.

Если коровка улетает - значит поверила.

Бабочки издавна привлекали внимание человека. Мало того, что их, без сомнения, можно считать самыми красивыми насекомыми, так они еще и проходят стадию трансформаций, превращаясь из гусеницы в обворожительное крылатое существо.

Бабочки - это крупная группа насекомых, которую можно найти повсеместно в любом регионе мира. Вместе с мотыльками они составляют отряд Lepidoptera (Чешуйчатокрылые) . Существует около 12 семейств бабочек. Многие взрослые мотыльки и бабочки питаются нектаром, который они высасывают из цветов. В процессе питания они могут переносить пыльцу с одного цветка на другой – таким образом, многие растения зависят от мотыльков и бабочек в плане опыления. Как и мотыльки, бабочки имеют удлиненные сосущие рты и две пару крыльев, функционирующих как одна пара. Крылья их покрыты чешуйками, которые стряхиваются в виде пыли, если к бабочке прикоснуться.

ЗАГАДКИ :

1. На цветке - цветок, пьет цветочный сок.

2. На сосне рисунок яркий

Разглядеть его хотел,

Вдруг сложились половинки

И рисунок улетел.

3. Сплела себе огромную жилетку,

Там спряталась. Пойди, найди кокетку.

Прошло время, вдруг оттуда!

(Кто поверит в это чудо)

Появляется стройная дамочка!

Не гусеница уже, а. БАБОЧКА.

СТИХИ :

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем -

Лишь два крыла.

Не спрашивай : откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот - дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

И улечу. (Фет.)

Маленькая девочка

По полю поpхала,

Маленькая девочка

В бабочку игpала.

Стаpенькая бабушка

По полю поpхала.

Стаpеькая бабушка

В бабочку игpала.

Вот на поле бабочка

Повстpечалась с бабочкой,

И поpхают паpочкой

С бантиком и палочкой.

(Игоpь Жуков)

Я у желтой бабочки

Тихо-тихо спрашивал :

Бабочка, скажи мне,

Кто тебя раскрашивал?

Может, это лютик?

Может, одуванчик?

Может, желтой краской

Тот соседский мальчик?

Или это солнышко

После скуки зимней?

Кто тебя раскрашивал?

Бабочка, скажи мне!

Прошептала бабочка,

В золото одета :

Всю меня раскрасило

Лето, лето, лето!

ПОДОРОЖНИК

Подорожник (лат. Plantgo) - род одно- и многолетних трав, реже полукустарников семейства Подорожниковые (Plantaginaceae). Насчитывает более 200 видов, распространённых по всему земному шару; многие из них считаются сорняками.

Обычно имеют короткое корневище, усаженное тонкими шнуровидными корнями.

Листья собраны в прикорневую розетку, черешковые.

Цветоносы прямостоячие, безлиственные. У некоторых видов цветочный стебель ветвистый, облиственный. Цветки мелкие, невзрачные, собраны в густой конечный колос или головку.

Плод - многосемянная коробочка. Опыление происходит с помощью ветра.

ТРАВА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА

Подорожник называют травой-путешественницей. Это неприхотливое растение смогло объехать весь белый свет. «След белого человека» - так индейцы назвали подорожник, семена которого вместе с переселенцами из Европы пересекли океан и попали в Америку. Всюду, где появлялись пришельцы, вырастала эта травка. Поселился подорожник и в Африке, и в Австралии.

Загадки о подорожнике

Лег пластом у дороги, разметал руки-ноги.

Его бьют сапогами, его мнут колесом,

Ему все нипочем.

У дороги вырос лекарь,

Вдоль тропинки луговой;

Он для нас с тобой аптекарь.

Догадайся, кто такой?

Путник часто ранит ногу

Вот и лекарь у дороги.

(Подорожник)

СПАСИБО ПОДОРОЖНИКУ

Ты пошел в лес и - вот неприятность! - порезался или натер ногу. Не беда. Сорви лист подорожника, промой его водой, чтобы смыть пыль, и приложи к ране. И вскоре кровь остановится, боль утихнет… Ты скажешь : «Спасибо, подорожник!» - и пожалеешь, что ничем не можешь его отблагодарить…

А ведь ты этой травке уже много раз помогал и будешь помогать. Только сам этого не замечал и не заметишь!

Дело в том, что крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Ты прошел по дороге, к твоей обуви приклеилось множество семян… Ты идешь, а семена постепенно опадают с твоих ног. И там, где упадет семя, со временем появится молодой подорожник.

А. А. Плешаков

ОДУВАНЧИК

Одуванчик - растение с ветвистым, стержневым корнем толщиной около 2 см и длиной около 60 см, в верхней части переходящим в короткое многоглавое корневище. Листья голые, перисто-надрезанные или цельные, собранные в прикорневую розетку. Цветоносная стрелка сочная, цилиндрическая, полая внутри, оканчивающаяся одиночной корзинкой язычковых ярко-жёлтых цветков. Все части растения содержат густой белый млечный сок. Цветёт одуванчик в мае, плодоносит семянками с белым хохолком - с июня.

Загадки об одуванчике

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом.

А дунет ветерок -

Остался стебелек.

Над лугом парашютики

Качаются на прутике.

Одуванчик - очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит - одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится - и полетят по ветру пушинки-парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны.

С. П. Красиков

Ромашка (лат. Matricria) - род многолетних цветковых растений семейства Астровые или Сложноцветные (Asteraceae) . Невысокие, цветущие в первый год жизни, часто пахучие травы.

Загадки о ромашке

Белый лепесток, посередине - желток. Какой это цветок?

Шел я лугом, по тропинке,

Видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи

Солнца жгучие лучи.

Стоят в поле сестрички : желтый глазок, белые реснички.

На верхушке стебелька -

Солнышко и облака.

Белая корзинка, золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

Стоит в поле кудряшка -

Белая рубашка,

Сердечко золотое,

Что это такое?

Стихотворение

Упрятав мордашки в широких панамах,

Ромашки выходят гулять на полянах.

У каждой ромашки расшита рубашка

С зеленым листочком-платочком в кармашке.

С. П. Красиков

СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ

Цветок этот в народе зовут сестрой милосердия. О целебных свойствах ромашки известно с давних времен. Утешит в беде, поднимет больного, порадует ароматным букетом - вот она какая, ромашка. Стоит посреди поляны в белом чепчике, словно предлагает в фаянсовой чашечке спасительную настойку. Аптечную ромашку можно узнать по запаху, он напоминает аромат яблок.

Если в лесу, у костра вас начнут одолевать комары - бросьте пучок ромашки в огонь, вмиг исчезнут.

И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская

Крапива (лат. Urtca) - род цветковых растений семейства Крапивные. Стебли и листья покрыты жгучими волосками (которые дали латинское название : лат. r «жгу» ). Род включает в себя около 40-45 видов. Произрастают, в основном, в зоне умеренного климата в Северном и (реже) Южном полушариях. Наибольшее распространение в России имеют Крапива двудомная (Urtica dioica L.) и Крапива жгучая (Urtica urens L.) .

Крапива жгучая - это многолетнее травянистое растение. Вырастает до 170 см в высоту.

Стебель густо покрыт жгучими и короткими волосками, корневище длинное, ползучее, ветвистое. Стебли прямостоячие, не ветвистые, четырехгранные.

Листья расположены супротивно, форма промежуточная между яйцевидной и ланцетовидной, черешки длинные. Листья крапивы крупнозубчатые, темно-зеленые с продолговатыми прилистниками.

Цветки зеленоватые, мелкие, собранные пучками в соцветия. Соцветия бывают различных видов : ветвистые, прерывистые пазушные, колосовидные. Цветки однополые. Цветет крапива с мая по июль.

Плоды желтовато-серые яйцевидные орешки, заключенные в оставшиеся околоцветники.

Загадки о крапиве

Не огонь, а жжется.

Не шмель, не пчела, а жалит.

Без костра обжигает.

Растет зеленый кустик.

Дотронешься - укусит.

ТРАВА, КОТОРАЯ ОБЖИГАЕТ

Как только не ругают крапиву, которая виновата лишь в том, что умеет себя защитить! Обжигает, конечно, крапива. Неосторожно дотронешься до нее - долго потом рука будет «гореть» . Обжигает крапива потому, что на ее стебле и листьях сидят жесткие волоски. Внутри волосков - едкая жидкость. Если прикоснуться к растению, иголочки вопьются в кожу, обломятся, и едкая жидкость выльется. Она-то и вызывает на коже жжение. Как же удивительно, что из крапивы, к которой страшно прикоснуться, можно варить очень вкусные и полезные супы!

Президент Ассоциации садоводов России (АППЯПМ), председатель Ассоциации садоводов-питомниководов (АСП-РУС), доктор сельскохозяйственных наук

Кандидат с.-х. наук, зав. кафедрой садоводства и ландшафтной архитектуры МичГАУ

Метод закладки интенсивного яблоневого сада

Начавшийся у нас в стране переход садоводческих хозяйств с разной формой собственности на современные высокоинтенсивные сады на слаборослых клоновых подвоях в настоящее время сдерживается высокой стоимостью их закладки и необходимостью дорогостоящего обустройства территории. Общая стоимость создания одного гектара сада с учетом оросительной сети и устройства шпалеры достигает сегодня 200 – 250 тыс. руб. Большие денежные средства требуются на приобретение высококачественного посадочного материала на слаборослых подвоях. Его стоимость находится в пределах 70 – 100 тыс. рублей на гектар сада. Поиски путей радикального сокращения расходов на приобретение посадочного материала ведутся во многих европейских странах. Они в основном сосредоточены на вопросах подготовки или получения посадочного материала самими фермерами в собственных фермерских хозяйствах. Проблема снижения расходов на посадочный материал приобретает все большую остроту и в нашей стране. В целях ее решения нами в одном из хозяйств Ростовской области в ОАО «Крона-2» осенью 1997 года был заложен производственный опыт с целью отработки экономичной технологии закладки интенсивного сада отводками клоновых подвоев с последующей окулировкой их на постоянном месте в саду. Этот способ позволяет в кратчайшие сроки при минимальных финансовых затратах на посадочный материал (они почти в 5 раз ниже) заложить интенсивные сады.


Промышленный сорт яблони Глостер

В опыте в разрезе сорто-подвойных комбинаций учитывались суммарные потери из-за гибели подвоев до окулировки, из-за неприжившихся глазков, из-за гибели окулянтов в течении вегетации и других причин. Особое внимание уделялось качественным показателям полученных однолеток и их соответствию новым внутри институтским стандартам на однолетки выращиваемые в институте по новым технологиям. Учеты проводились в конце первого сезона на 1.11.1999 года. В опыте задействовано более 15000 отводков семи форм суперкарликовых, карликовых и полукарликовых подвоев, высаженных в сад по схемам 4,5×1–2 м. В таблице 1 приведены данные по проценту полученных деревьев при таком способе закладки сада.


Сорт яблони Голден Делишес

Таблица 1

Выход однолетних деревьев яблони при посадке отводков в сад

ГЛОСТЕР Р 22 69
Р 59 75
Р 59 57
ГОЛДЕН ДЕЛИШЕС Р16 73
Р 2 87
ФЛОРИНА М-9 85
РЕД ЧИФ Р 60 41
ЛИГОЛ Р 60 87
ЧЕМПИОН Р 60 86
АИДАРЕД Р 60 84
62-396 86
РЕД КРОФТ Р 60 70
Г АЛА МАСТ Р 60 81
ЭЛЬСТАР 62-396 37
ЮМИРЕД 62-396 78
ЮРОВКА 62-396 66
ИОНАГОЛД ДЕКОСТА 62-396 66
ЕНИКА 62-396 62
НСР 05 11
В среднем по всем комбинациям: 72

Лигол — один из новых сортов яблони для промышленных садов

Суммарные потери в среднем по всем сорто-подвойным комбинациям составили 28 % от высаженных подвоев (в т.ч. 5 – 10 % сохранившиеся подвои с повторной окулировкой). Такие потери объясняются в первую очередь отсутствием стационарной оросительной сети и невысокой приживаемостью глазков по некоторым сорто-подвойным комбинациям. Без учета четырех в той или иной степени неблагополучных сорто-подвойных комбинаций из 18 средние суммарные потери составили около 22 %. По высоте однолетних деревьев существенных различий не обнаружено, хотя явно выделялись Глостер на Р 59, Флорина на М9 и Гала Маст на Р 60. По диаметру штамбов выделялись Айдаред на 62-396, Глостер на Р 59, Гала Маст на Р 60 и Эльстар на 62-396. Худшие данные по этому показателю наблюдались у сортов Ионоголд Декоста на 62-396 и Ред Чиф на Р 60. У этих сорто-подвойных комбинаций диаметр штамба значительно уступал всем остальным вариантам (табл. 2).

Таблица 2

Биометрические показатели однолетних деревьев различных сорто-подвойных комбинаций яблони

Глостер Р 22 4,5×1 130 14
Р 59 148 16
Голден Делишес Р 59 125 14
Р 16 131 15
Р 2 131 14
Флорина М-9 140 14
Ред Чиф Р 60 4,5×2 113 П
Лигол Р 60 125 14
Чемпион Р 60 111 13
Айдаред Р 60 134 15
62-396 137 18
Ред Крофт Р 60 122 15
Гала Маст Р 60 140 16
Эльстар 62-396 . 122 16
Юмиред 62-396 . 128 14
Юровка 62-396 . 120 13
Ионаголд Дек. 62-396 128 10
Еника 62-396 130 13
НСР 05 12,5 2,7
В среднем по: всем подвоям 129 14
вт.ч. карлики 129 143
полукарлики 128 14


Сорт яблони Ред Чиф

*Диаметр штамба измерялся на высоте 20 см (окулировка производилась на высоте 15 см) над уровнем земли.

При закладке интенсивных садов большое внимание уделяется качеству посадочного материала. При закладке данного опыта были опасения, что будет трудно в полевых условиях получить в первый год хорошо развитые деревья с разветвившейся кроной и заложенными плодовыми образованиями. Однако, данные полученные уже в первый год убедительно показывают возможность получения таких деревьев (табл. 3).

Таблица 3

Количество плодовых почек, суммарный прирост и облиственность однолетних деревьев яблони

4,5×1
Глостер Р 22 8 1,8 0,59
Р 59 8 2,0 0,83
Голден Делишес Р 59 1 2,5 0,76
Р 16 2 3,6 0,98
Р 2 2 2,7 0,77
Флорина М-9 6 4,1 136
4,5×2
Ред Чиф Р 60 8 0,8 0,55
Лигол Р 60 6 0,8 0,45
Чемпион Р 60 2 1,3 0,48
Айдаред Р 60 15 1,7 1,08
62-396 5 4,0 1,18
Ред Крофт Р 60 10 2,9 0,97
Гала Маст Р 60 3 3,7 1,10
Эльстар 62-396 4 4,3 1,32
Юмиред 62-396 4 2,8 0,73
Юровка 62-396 2 2,1 0,58
Ионоголд Декосга 62-396 3 1,2 0,64
Еника 62-396 4 2,7 0,67
НСР 05 3,5 13 0,55
В среднем по: всем подвоям 5 2,5 0,84
62-396 4 2,8 0,85
Р 60 7 33 0,77
карликам 6,3 1,9 0,86
полукарликам 3,4 23 0,84


Плодоношение 4-летних деревьев яблони Гала Маст на подвое М9

*Учитывались только плодовые почки, образовавшиеся на центральном проводнике с характерными признаками кольчаток. Пазушные и концевые плодовые почки не учитывались.

По суммарному приросту выделялись сорто-подвойные комбинации Флорина на М-9 (4,1 м), Айдаред и Эльстар на подвое 62-396 (4,0 и 4,3 м). Наименьшее количество разветвлений и соответственно суммарный прирост был зафиксирован на подвое Р 60 у сортов Ред Чиф, Лигол и Чемпион (0,8; 0,8 и 1,3 м) и у сорта Ионоголд Декоста на подвое 62-396 (1,2 м). Различия по группам подвоев (карлики — полукарлики) по этому показателю составили около 22 %. Соответственно эти же комбинации выделялись и по площади листовой поверхности. Наивысший показатель имели сорта Флорина на М-9, Эльстар и Айдаред на 62-396 (1,36; 1,32 и 1,18 м 2). Наименьшую площадь листьев у однолетних деревьев яблони имели Ред Чиф, Лигол, Чемпион на Р 60, Глостер на Р 22 и Юровка на 62-396. Интересные данные получены и по закладке плодовых образований у однолетних деревьев яблони. Из приведенных средних данных по группам подвоев выявлена прямая зависимость усиления закладки плодовых образований у деревьев яблони привитых на более слаборослые подвои.

Первые данные, полученные в этом многолетнем опыте, представляют определенный интерес для оценки данного метода закладки интенсивного сада. Окончательные выводы по экономической целесообразности метода закладки интенсивных насаждений путем посадки отводков на постоянное место в сад будут сделаны позднее, по результатам дальнейших исследований и наблюдений.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники